Почему нельзя рисовать портрет человека. Про рисование с фотографий. А на кого из известных людей хотели бы сделать шарж

Сейчас вновь появилась мода на написание портретов, это престижно, и многие представители среднего и высшего классов, заказывая портрет у дорогого художника, тем самым подчеркивают свое положение в обществе. Не будем сейчас останавливаться на том, что вешать на стены или дарить портреты себя любимого просто дурной тон и истинные аристократы совершенно справедливо считали это плебейством. Давайте рассмотрим другие аспекты этого поветрия.

Из художественной и документальной литературы известно множество примеров, когда тот или иной человек, заказавший себе портрет, вскоре покидал наш суетный мир. Более того, некоторые художники, даже из плеяды великих, пользовались недоброй известностью на поприще писания портретов. Например, такая слава шла о И. Е. Репине. Некоторые религии, в частности ислам, просто запрещают изображать конкретных людей. То же можно сказать и про иудаизм — там ведь вообще существует принцип «Не сотвори себе кумира». Да и среди христиан достаточно сильно развиты иконоборческие настроения. А рисунок, имеющий портретное сходство с живым человеком, — это, конечно, своего рода кумир, предмет для обожания, поклонения. Впрочем, обо всем этом чуть позже. Портрет — чрезвычайно магическая вещь, поэтому изготовление изображений — одна из древнейших форм магии, известная практически во всем мире.

Естественно, хочется понять, почему так, в чем причина такой притягательности и порой недоброй славы портрета. Сначала давайте поразмышляем о причинах, по которым тот или иной человек заказывает портрет. Это может быть попытка фиксации момента, например, заказать портрет любимого или своих детей. Своеобразная остановка времени. Это вам не фотографию сделать (хотя портретная фотография, профессионально выполненная в ателье, — это тот же портрет). Таким образом, портрет становится этапной вещью, делит жизнь до портрета и после. Неизбежно начинается некое сравнение, как было тогда, как сейчас.

Если человек заказывает свой собственный портрет сам, тут тоже не без проблем и с тем же временем и с самооценкой, и с собственной значимостью. Как надо самого себя любить, чтобы отпечатать себя во времени. Но следует помнить: чтобы включать такое сложное понятие, как время, в свою жизнь, надо быть очень опытным профессионалом. Профессионалом в... магии. Попытки перехитрить время или играть с ним — очень рискованное дело: это сложная магия и это надо уметь. Можно, вполне можно заказать свой портрет, если это вам по силам. Кроме того, зачем подвергать себя такому риску? «В чем же он состоит?» — спросите вы. Изображение любого индивидуума считалось магическим. Используя его, можно непосредственно воздействовать на человека как во благо ему, так и во зло.

Поэтому изображения людей часто делали для того, чтобы вылечить или наслать болезнь, вызвать или разрушить любовь, растратить или приумножить богатство, принести успех или неудачу любому начинанию. Использовали фигурки из глины или воска, применяли существующий портрет или символически использовали какой-нибудь предмет, которому придавали человеческие очертания.

В последнем случае ни о каком портретном сходстве не могло быть и речи, гораздо более важным здесь был ритуал. В средние века по Европе прокатилась волна ворожбы и магии такого рода, и она запечатлелась в виде глубокого страха тайной мести или злых козней. Сейчас все это страшное творчество вновь обрело своих почитателей и, конечно же, появилась многочисленная литература, вроде бы обучающая всем этим приемам.

Мы написали «вроде бы обучающая» не случайно. Конечно, подобная литература может обучить очень и очень относительно. Но человека, склонного к каким-либо магическим действиям, что-то интуитивно чувствующего, такого рода книги могут серьезно подтолкнуть в том или ином направлении. А это очень опасно! Раньше подобные действия приравнивали к тяжелейшим преступлениям и соответственно наказывали, многих это останавливало. Вы что же думаете, «злобные церковники» создали инквизицию на пустом месте?

Спастись от магических действий очень трудно. Разве что привлечь на свою сторону другого такого специалиста. Но это уже, как вы понимаете, война. Надо как можно скорее обнаружить сделанное кем-то изображение и немедленно уничтожить его огнем. И даже этого не всегда достаточно.

Поэтому будьте осторожны со своими изображениями, не бросайте где попало свои фотографии и старайтесь вообще поменьше фотографироваться и рассылать свои фотки по Интернету куда ни попадя. Не позируйте незнакомым художникам и уж во всяком случае забирайте у них свой портрет. А лучше вообще не множьте свои изображения, не дразните гусей.

Он написал тысячи портретов и более сотни картин, многие из которых хранятся в домах жителей Парижа, Барселоны и Москвы. В начале 90-х с целью заработать, Кусманбек Омарулы находился в затяжном творческом вояже по городам Европы.

«Я тогда работал на киностудии мультипликатором, но потом нам руководство объявило, что финансирования не будет. Нужно было как-то выживать, у меня уже было двое детей. Помню дождался лета и поехал в Москву, там рисовал портреты на Арбате, на ВДНХ, и за лето заработал денег на зиму. Потом заметил, что московские художники часто летают в Европу, сравнил свой уровень с ними и понял, что я не хуже. На следующий год отправился в Германию. Это был небольшой городок, но местные художники как-то мене сказали, - «поезжай лучше в Барселону, там очень много творческих людей живет», и я поехал».

Сейчас Кусманбек Омарулы работает художником-мультипликатором на «Казахфильме» в Алматы. Каждое лето он приезжает в Астану, чтобы отдохнуть от основной деятельности и немного заработать, рисуя портреты на Арбате.

Кусманбек Омарулы один из первых учеников Амена Хайдарова - основоположника казахской мультипликации, поэтому у него особое отношение к шаржам.

«Если в портрете идет прямое копирование внешности, то в шарже нужно утрировать какие-то яркие черты. Бывают люди с очень аккуратным лицом, вот на такие лица очень трудно сделать шарж, у него все на месте и зацепиться не за что. А есть люди с выразительным лицом: крупный нос, брови, глаза, и тогда можно сделать что-то интересное и смешное», - поясняет художник.


- А на кого из известных людей хотели бы сделать шарж?

- Таких людей много, вот на Филиппа Киркорова хотел бы сделать, у него черты такие яркие, или же на актера французского Жана Рено. Вот у меня есть шарж на Сталлоне, (показывает рисунок) у него глаза такие как у птицы и подбородок тяжелый, очень яркая внешность .

Любовь к изобразительному искусству начала проявляться в детстве в 6 классе. Именно тогда он понял, что может рисовать лучше сверстников. Первым кто заметил талант были родители.

"Мы жили в селе, родители с братьями что-то во дворе делали, а я из дома глядя в окно тихонько их рисовал. После они меня похвалили, узнав себя на моем рисунке. Я был тогда удивлен, что у меня это получилось и с этого момента появилась уверенность рисовать дальше» - вспоминает Кусманбек Омарулы. - Потом в школе начали замечать, я был членом редколлегии рисовал разные плакаты, все учителя меня постоянно привлекали что-нибудь нарисовать, с уроков часто меня отпрашивали, а моя классная руководитель была очень недовольна этим. Так зародилась мечта стать художником, хотя еще в четвертом классе в сочинении о будущей профессии я написал - буду космонавтом, в общем как и все дети в то время".

Лето 2017-го, художнику запомнилось удивительной встречей с Нурсултаном Назарбаевым.

«Я тогда на Арбате рисовал одну женщину, мы знали, что приедет Президент, но я не ожидал, что он именно ко мне подойдет. Я был увлечён процессом рисования и сперва не видел, что происходило вокруг. И вдруг потом заметил, что меня окружили камеры, я обернулся, а Президент уже около меня стоит и смотрит как я рисую. Он взял у меня кисть и дорисовал кулон на портрете у женщины и еще подпись свою оставил. После той встречи люди на Арбате стали меня узнавать» - говорит Кусманбек Омарулы.

- А бывало так, что Вам не нравились свои работы?

- Бывало, но это зависит от человека, которого ты рисуешь. Есть люди садятся позировать, но потом начинают нервничать, энергетика отрицательная идет от них, начинают меня торопить. И я начинаю спешить, мне же закончить портрет надо. В итоге такой портрет получается не самым лучшим…


Вторая специализация Кусманбека Омарулы - художник-дизайнер, педагог. Пару лет он работал в столичном вузе.

«Я понял, что преподавательская деятельность это не мое, потому что там ограничивается моя творческая свобода, больше занимаешься «бумаготворчеством», и я вернулся в студию «Казахфильма».

Портрет - самый сложный жанр в изобразительном искусстве, сколько на Земле людей, столько и лиц, и все эти различия портретист должен уметь передавать, говорит художник.

«Художник делает более глубокий портрет, в отличии даже от фотографии. Он делает образ, передает характерность, видя характер он может усилить какие-то его качества, а какие-то наоборот сделать менее выразительными. Некоторые люди думают, что для портрета подходят только красивые люди, - это не так. У художника своя красота, он по-своему видит человека. Настоящий художественный портрет - не терпит «зализанности» он любит свободу»


Кусманбек Омарулы отмечает, что секрет хорошего портрета заключается в любви к портретируемому.

«Это любовь к натуре, не та любовь, о которой так часто говорят, а любовь через искусство. Не важно красив человек или нет, художник найдет в нем «фишку» и позирующий увидев свой портрет останется приято удивленным».


- Ви дение современного художника сильно отличается от ви дения художников прошлых веков?

- Если говорить о логике художника, то двести лет назад они всего себя отдавали портрету, чтобы добиться его реалистичности. Сегодня этим уже никого не удивишь, очень много техник существует, благодаря которым можно легко создать реалистичный образ, есть фотографии. Если раньше художники удивляли своим мастерством, то современный художник удивляет своей особой логикой, мировоззрением, ценностями. Сегодня художник больше чем просто художник, он может заниматься, например, политикой.


- В чем заключается Ваша философия как художника?

- Как говорил Микеланджело: «Творец уйдет природой побежденный, однако образ им запечатленный веками будет согревать сердца», я придерживаюсь этой идеи. Хочется оставить что-то людям и внукам своим, чтобы они гордились мной, и возможно, через сто лет сделали выставки моих работ.

В советское время художники были более востребованы, говорит Кусманбек Омарулы, - «для каждого была работа. Сегодня же обеспечить всех молодых художников такой занятостью невозможно и большинство из них идут в смежные профессии».

- И как художнику в наше время стать успешным, востребованным?

- Если бы я знал ответ на этот вопрос, я бы считался, неверное, гениальным человеком . Все художники бы меня на руках носили, если бы я нашел этот рецепт. (смеется) . Даже талант, в наши дни не обеспечит успеха, потому что люди стали другими, их духовные потребности изменились, и в какой-то степени снизились. Сегодня больше спрос на материальное…


- А как художник находит общий язык с материальным миром?

- Внутренний мир художника очень тонкий, и тонкие струны его души может задеть любой, художника очень легко обидеть. Он также, как и артист нуждается в аплодисментах, если образно выражаться. Но даже с таким особым видением мира нам нужно как-то адаптироваться, учиться мыслить материально. Ты должен зарабатывать, обеспечивать семью, в противном случае нужно быть одиноким. Я, стараюсь совмещать творчество и материальный мир.


Кусманбек Омарулы не имеет высоких званий в области искусства, говорит никогда к этому не стремился. Сегодня его работы, написанные маслом, можно увидеть в музеях Алматы и Костаная.

Как создается портрет, Вы можете увидеть в этом видеоролике.

#творчество #художник #Арбат

11.12.2015

Многие из нас слышали, что некоторые племена запрещают фотографировать своих соплеменников, так как считают, что портрет содержит частичку души изображенного. Оказывается, подобного мнения придерживаются и некоторые мировые религии, например, в исламе и иудаизме запрещено рисовать портреты. И есть некоторые факты, которые подтверждают правильность этого мнения, а именно печальная судьба многих натурщиков.

Рембрандт , величайший мастер светотени, очень любил рисовать свою жену и детей. Его супруга, Саския, изображена на многих известных полотнах: « », «Блудный сын в таверне» и другим. Саския умерла после 8 лет супружеской жизни, а из четырех совместных детей только один, Титус, смог покинуть колыбель, правда и он дожил только до 27 лет. Часто появлялась на портретах и вторая жена Рембрандта, Хендрике Стоффельдс, (например, «Флора»), нужно ли говорить, что и она не пережила художника. Похожая судьба постигла и близких другого известного голландского художника Питера Пауля Рубенса . Его первая супруга Изабелла и дочь часто появлялись на полотнах живописца. Изабелла не дожила до 35 лет, а дочь скончалась в 12-летнем возрасте.

Не стоит думать, что подобные совпадения - бич голландских живописцев их натурщиц. Известна печальная судьба одной из любимейших натурщиц прерафаэлитов - Элизабет Сиддал. Особенно часто она позировала Данте Россетти , самый известный ее портрет - «Беатриче Блаженная ». Элизабет умерла в 32 года от передозировки лауданума. Неизвестно, было ли это самоубийство или случайность. Широко известны нежные отношения и Камиллы Донсьё, также известны солнечные картины Моне, посвященные супруге: «Камилла в японском платье», «Дама в зеленом », «Дама с зонтиком ». Есть портреты Камиллы, принадлежавшие кисти других импрессионистов , например Ренуара , Мане. Камилла Мане скончалась, когда ей было 32, а супруг нарисовал ее посмертный портрет. Натурщицей для самых известных работ Амадео Модильяни была его студентка Жанна Эбютьен. Она покончила с собой в возрасте 21 года, выбросившись из окна.

Подобные печальные факты встречаются и в истории отечественной живописи. Так, известный писатель Всеволод Гаршин позировал И. Репину для его скандальной картины «Иван Грозный убивает своего сына Ивана… ». Известно, что писатель закончил жизнь суицидом, выбросившись в пролет лестницы, а произошло это после позирования Репину. Вообще, у И. Репина сложилась достаточно печальная репутация портретиста. Как минимум 11 героев его портретов постигла преждевременная смерть, вскоре после окончания работы художника, среди которых И. Пирогов, М. Мусоргского, П. Столыпин. Через три года после завершения портрета Лопухиной, работы В. Боровикова, знаменитая модель скончалась безо всякой причины. А об этом портрете еще долго ходили дурные слухи. Печальная судьба постигала и многих натурщиц русского импрессиониста В. Серова. Скоропостижно скончалась и натурщица К. Сомова («Дама в голубом»), по совместительству и его единственная любовь. Известны примеры и влияния портретов на зрителей. Так «

Скрытые подводные камни крайне популярного поджанра портретной живописи. Ну и опять: какими фильтрами пользуются художники, предоставляя нам готовую картинку? Все ли лгут, и почему лгут?

Когда мы угадывали по портретам, какие люди женаты, про вот это изображение королевы кто-то написал, что можно было догадаться, что картина написана уже после ее смерти, по тому, какое у нее выражение лица и как она не встречается с мужем глазами. Это не железное доказательство, но оно породило во мне желание рассказать о том, как устроен жанр "посмертного портрета", и какие в нем есть нюансы.

И вот вам несколько портретов одних и тех же людей. Сможете ли вы угадать, какой из них написан с живого человека, а какой с покойника?

***
Что это такое?
"Посмертные портреты" (posthumous portraits) -- совершенно нормальные картины, изображающие совершенно нормальных "живых" людей. То есть это отнюдь не "портреты на смертном одре", когда художник изображал труп. Нет, просто это картина, необходимость в создании которой возникла, когда модель уже ушла из этого мира. Например, как я в прошлый раз , если человек решил, что в пандан к портрету папы нужен и портрет мамы. Или если дворец надо украсить великолепным портретом построившего его императора, а все имеющиеся -- какие-то мелкие. Важный нюанс: эти посмертные портреты пытаются сохранить портретное сходство, то есть основаны на реальном образце, портретике или зарисовочке, сделанном с натуры, при жизни. Если подобного нет, и новосозданные портреты целиком от балды нарисованы (как Рюрик и Олег в "Царском титулярнике" 17 века, или там Эль Сид в испанской портретной галерее предков 19 века), то это -- вымышленные, "ретроспективные портреты".

Иногда их легко можно определить, иногда тяжело (в большинстве случаев это просто копии картин, написанных при жизни; их не считаем, нам нужны оригинальные авторские концепции).
Давайте попробуем вычленить некоторые их черты.

Например, покойник на новом портрете, призванном его прославить, обычно более прекрасен, чем в картине, написанной с натуры. Поскольку художник уже знает, чем тот знаменит (и почему потребовалась картина), его будто окружает некий ореол славы. Кожа даже как-то по-другому может сиять. Мы явно видим, что тут ГЕРОЙ или Предок. Ну, либо покойная жена, написанная для опечаленного и до сих пор влюбленного вдовца.

1) Ж.М. Натье. "Портрет Петра I", 1717 год (прижизненный)
2) П. Деларош. "Портрет Петра Великого". 1838 (посмертный)


Еще картина может более вылизанной, парадной, наполненной говорящими атрибутами, превращаясь уже не в портрет, а некое историческое полотно практически с сюжетом.
У персонажа может быть чересчур задумчивое выражение лица (говорящее о том, что он уже не от мира сего). На картине могут быть атрибуты, свидетельствующие о смерти (например, душа = птица). Важный ключ (который сгодится только эрудированным в искусстве), если картина по стилю живописи не подходит к той эпохе, когда жил персонаж.

Иногда видно, что голову со старого, "настоящего" портрета будто вставили в новую картину.

Томас Салли. Портрет Джорджа Вашингтона. 1842

Вообще, если у вас есть шанс сравнить два портрета одного и того же человека, то более красивый, выигрышный, запоминающийся -- скорее всего будет именно посмертным, поскольку его автор будет вдохновлен исторической важностью персоны, и этого талантливого художника скорей всего нанимали специально для этого заказа, искали. А обычный портрет, изображающий современника, будет изображать просто "человека", и писал его не специально нанятый гений, а просто любой автор, который работал в том районе в те годы.

1) Джотто. "Портрет Данте" (фрагмент фрески), ок. 1335 (спустя 20 лет после смерти поэта)
2) Боттичелли. "Портрет Данте", 1495


Итак, приступим к игре! Какая из этих картин написана с натуры, живого позирующего человека, а какая -- уже после его смерти, на основе облагороженной старой картины?

1. Портрет Лоренцо Медичи Великолепного (годы жизни 1449-1492)





3. Портрет королевы Изабеллы Португальской (1503-1539)


Правильные ответы под катом:

1. Портрет Лоренцо Медичи Старого (1449-1492)
а) Посмертный . Худ. Дж. Вазари, 1533-4
б) Худ. Гирландайо. Фрагмент фрески в капелле Сассетти, ок. 1485

2. Портрет поэта Шелли (1792-1822)
а) А. Клинт с оригинала 1819 года
б) Посмертный . Худ. Джозеф Северн, 1845

3. Портрет королевы Изабеллы Португальской (1503-1539)
а) Посмертный . Худ. Тициан, 1548
б) Худ. Виллиам Скротс. 1530-е

4. Портрет художника Фредерика Базиля (1841-1870)
а) Автопортрет. Ок. 1867.
б) Посмертный . Худ. Ренуар. 1885

Как, получилось? Какие мысли возникли при анализе? Делитесь, пожалуйста, очень интересно мне пытаться понять, правильно ли я излагаю.

Как вообще - не слишком ли легкие задания? А объяснения в начале, не слишком ли я подробно разжевываю, может, надо больше интриги оставлять? или как, норм?

Холсты-убийцы

Альфреду Хиггинсу было 47 лет. Он входил в число пятидесяти самых богатых людей мира. У него была красивая жена и милые дочки-близняшки. Летом 1996 года Альфред заказал картину: он и супруга стоят на палубе их любимой яхты. Картина получилась колоритная, но вскоре после окончания работы над ней у Альфреда случилось смертельное кровоизлияние в мозг. Через неделю его жену госпитализировали с приступом острого психоза, и вскоре она скончалась.

Супруги Хиггинс умерли оттого, что их нарисовал Марк Квин. Говорили, что художник продал душу дьяволу - все изображенные на картинах люди умирали вскоре после позирования. Хиггинсы были первыми. Художник не дает интервью, не комментирует трагические судьбы своих моделей. Он периодически звонит тому или иному состоятельному человеку, чье лицо часто мелькает в газетах: "Знаете, планирую сделать ваш портрет..." И смертельно напуганный миллионер выплачивает кругленькую сумму только за то, чтобы он этого не делал...

Портрет может изменить судьбу человека как в плохую, так и в хорошую сторону. Историки склонны акцентировать внимание на трагических случаях, потому что их легче зафиксировать, хотя известны и другие.

Из досье "С. Г."

Историкам известно немало случаев, когда изображенные на портретах люди умирали преждевременной или насильственной смертью.

Леонардо да Винчи согласился написать для флорентийского гражданина, мессира Франческо дель Джиокондо, портрет его жены Моны Лизы. Тогда ей было 24 года, она была безмерно красива... Леонардо работал над портретом четыре года, но не успел завершить. В маленьком глухом городке Лангонеро Мона Лиза Джиоконда умерла.

Супруга великого Рембрандта, Саския (она была моделью его "Данаи" и "Флоры"), умерла в возрасте тридцати лет. Рембрандт нарисовал портрет своих детей - трое умерли во младенчестве, четвертый в 27 лет. Вторая мена Рембрандта - Хендрике Стоффельдс, запечатленная на многих картинах, - тоже прожила недолго.

Холсты-исцелители

Пятилетняя Лиза Киселева ударила коленку. На рентгене обнаружили трещину кости, наложили гипс. Кость быстро срослась. Но вскоре Лиза вновь пожаловалась на боль в ноге... И опять обследования, слезы, мольбы, неизвестность. Осенью вместо школы Лиза поступила в онкоцентр - рак легкого, множественные метастазы, не оставляющие надежд.

Родители, смирившись с горем, попросили знакомого художника написать портрет их дочери. Изобразить ее такой, как до болезни, - с курчавыми ярко-рыжими волосами, блестящими голубыми глазами и румяными щечками. На память... Портрет получился как живой. А через месяц врачи с удивлением обнаружили, что опухоль перестала расти. Сейчас Лиза учится в шестом классе - рыжеволосая, голубоглазая, румяная. Врачи назвали ее выздоровление чудом. А родители уверены: причина в портрете - он словно заставил Лизу стать похожей на себя.

Из досье "С. Г."

Несколько примеров того, как портреты благотворно влияли на судьбы изображенных на них людей.

Итальянскому живописцу Рафаэлю Санти для знаменитой Сикстинской мадонны и некоторых других полотен позировала дочь бедного булочника Маргарита Лути по прозвищу Форнарина (в переводе - булочница). После этого ее судьба сложилась неожиданно благополучно для представительницы бедного сословия - она вышла замуж за богатого вельможу и прожила долгую счастливую жизнь.

Моделью великолепных мадонн Рубенса была его жена - красавица Елена Фоурмент. Он беспрерывно писал ее портреты и в качестве героини множества мифологических сюжетов - она становилась все краше, нарожала много здоровых детишек. Намного пережила мужа.

Мнение специалистов

Искусствовед Наталья Синельникова, кандидат искусствоведения:

Да, те, кто близко связан с миром искусств, хорошо знают: творческое общение с художником не проходит бесследно для портретируемого. Почему?

Настоящий художник, создавая картину, вкладывает в нее душу, насыщает огромной энергией. В это время он обязательно чем-то подпитывается - от плитки шоколада до космической энергии, кто чем может. От степени этой "подключенности к источнику питания" и зависит, видимо, влияние творца на окружающих людей. Некоторые художники отличаются колоссальной энергетикой - они выплескивают ее на картину, а заодно и на натурщиц, семью и близких. Таким был, например, Рубенс, рядом с которым все женщины расцветали. Другие художники, напротив, подобны губке - они высасывают энергию из окружающих, чтобы отдать ее картине, поэтому модели и члены семьи чахнут прямо на глазах, как это было, например, с Пикассо. Механизмы подобного вампиризма нам неизвестны...

Но такого не происходит с ремесленниками, которые на многолюдных площадях рисуют желающих, - они не вкладывают в изображение душу. Портрет, который действительно обладает внутренней энергией, отличается от остальных - смотришь ему в глаза и чувствуешь: еще мгновение, и ты попадешь в зазеркалье, за картину...

Руководитель КБ "Астра" при МАИ и объединения "Космопоиск" Вадим Чернобров:

Над тайной "судьбоносных картин" работали ученые разных стран. В Новой и Старой Пинакотеке в Мюнхене, в Лувре в Париже, в художественных галереях Брюсселя были установлены специальные приборы, фиксирующие движения глаз зрителей и время, проведенное у картины. Исследователи обнаружили, что в ряде картин явно присутствует некая энергия, душа. С помощью термографии было зафиксировано: в состоянии творческого экстаза в мозг художника поступает огромное количество энергии - у него развивается измененное состояние сознания.

На электроэнцефалограмме в это время отмечаются особые медленные волны, характерные для активной работы подсознания, которых не бывает у обычного человека. Именно в таком состоянии художник способен творить чудо.

При этом в ряде случаев было отмечено, что когда у художника энергетика повышается, у натурщика резко снижаются биопотенциалы мозга. Художник "сжигает" свою модель, питается ее энергией.

В то же время в некоторых мастерских измерения показывали, что у моделей во время позирования биопотенциалы мозга повышаются. Видимо, в этих случаях художники, наоборот, отдают энергию окружающим.

В результате исследований было доказано: на модель влияет творческая энергия художника и в большинстве случаев это опасно для жизни портретируемого. Причем отмечен печальный факт: когда художнику позирует не близкий ему человек, он тратит (а стало быть, и вампирит) меньше энергии, чем когда рисует собственных детей или жену.

Профессиональные модели, каждый день позирующие десяткам рисовальщиков, обычно не страдают от своей работы - они не "допускают художника в душу".

В любом случае следует очень осторожно относиться к позированию. Недаром люди, одаренные высокой чувствительностью, например Ванга, Эдгар Кейси и другие, отказывались от предложений художников.

Она позировала и исцелилась

В начале XX века восемнадцатилетняя Елена Дьякова приехала из России лечиться в туберкулезную клинику Швейцарии. Однако именитые врачи полагали, что помочь ей уже нельзя. Тем временем Елена познакомилась с начинающим художником и поэтом Полем Элюаром - он много рисовал худенькую чахоточную девушку, и ее болезнь немного затихла. Потом Елена подружилась с сюрреалистом Максом Эрнстом, тоже рисовавшим ее. Врачи поражались - женщина, которая давно должна была умереть, чувствует себя весьма неплохо... В сорок лет она вышла замуж за Сальвадора Дали, став знаменитой Гала. Дали рисовал жену чуть ли не каждый день - молодой и красивой, без морщин и седины. Она умерла в возрасте 88 лет.

Смерть и жизнь

Рассказ Эдгара По "Смерть и жизнь" повествует о художнике, нарисовавшем свою жену. Рассказ начинается словами: "Она была девою редкостной красоты...", а заканчивается тем, что художник ставит последнюю точку на портрете и восхищенно восклицает: "Да ведь это сама жизнь!", затем обращает взгляд на жену, а она мертва.

Портрет Дориана Грея

Взаимосвязь портрета и прототипа описана в романе-притче Оскара Уайльда "Портрет Дориана Грея" - божественной красоты юноша, изображенный на холсте, превращался в мерзкого старина по мере духовного разложения своего прототипа - Дориана. "Портрет - это как бы совесть..." - пишет Уайльд.