Почему нельзя писать портрет с человека. Рисовать – значит ли придавать образ?! А на кого из известных людей хотели бы сделать шарж


Когда речь заходит о викторианской эпохе, большинство людей вспоминают о конных экипажах, о дамских корсетах и о Чарльзе Диккенсе. И вряд ли кто-то задумывается о том, что делали люди той эпохи, приходя на похороны. Это может показаться сегодня шокирующим, но в то время, когда в доме кто-то умирал, первый к кому обращалась семья несчастного, был фотограф. В нашем обзоре посмертные фотографии людей, живших в викторианскую эпоху.


Во второй половине 19-го века у викторианцев появилась новая традиция – делать фотографии мёртвых людей. Историки считают, что в то время услуги фотографа стоили очень дорого, и не многие могли позволить себе такую роскошь при жизни. И только смерть и желание сделать в последний раз что-то значимое, связанное с близким человеком, заставляли их раскошелиться на фотографию. Известно, что в 1860-х годах фотография стоила около 7 долларов, что сегодня соизмеримо с 200 долларами.


Ещё одна вероятная причина такой необычной викторианской моды – «культ смерти», существовавший в ту эпоху. Начало этому культу положила сама королева Виктория, которая после смерти в 1861 году своего супруга принца Альберта так и не сняла траур. В то время в Англии после смерти кого-то из близких женщины 4 года ходили в чёрном, а в течение следующих 4 лет могли появляться только в одежде белого, серого или фиолетового цвета. Мужчины целый год носили на рукаве траурные повязки.


Люди стремились, чтобы их усопшие родственники выглядели максимально естественно, а у фотографов были для этого свои методики. Широко использовался специальный штатив, который устанавливался за спиной усопшего и позволял зафиксировать его в состоянии стоя. Именно по наличию малозаметных следов этого устройства на фото в некоторых случаях только и можно определить, что на фото мёртвый человек.



На этой фотографии 18-летняя Энн Дэвидсон с красиво уложенными волосами, в белом платье, в окружении белых роз уже мертва. Известно, что девушка попала под поезд, невредимой осталась лишь верхняя часть тела, которую и запечатлел фотограф. Руки девушки уложены так, будто она перебирает цветы.




Очень часто фотографы снимали умерших людей с предметами, которые им были дороги при жизни. Детей, например, фотографировали с их игрушками, а мужчину на фото ниже сняли в компании его собак.




Чтобы выделить посмертные портреты из общей массы, фотографы часто вносили в изображение символы, которые чётко указывали, что ребёнок уже мёртв: цветок с надломленным стеблем, перевернутую розу в руках, часы, стрелки которых указывают на время смерти.




Казалось бы странное увлечение викторианцев должны было кануть в лету, но на самом деле ещё в середине прошлого века в СССР, да и в других странах, были популярны посмертные фотографии. Правда, покойных снимали, как правило, лежащими в гробах. А примерно год назад в интернете появились посмертные фотографии Мириам Бербанк из Нового Орлеана. Она умерла в возрасте 53 лет, а её дочери решили проводить её в лучший мир, устроив ещё в этом прощальную вечеринку – такую, как она любила при жизни. На фото Мириам с ментоловой сигаретой, пивом, а у неё над головой диско-шар.

В 1900 году ведущей шоколадной фабрикой Hildebrands вместе со сладостями была выпущена серия открыток, на которых изображались . Одни предсказания довольно забавны, а другие действительно нашли отражение в наше время.

Скрытые подводные камни крайне популярного поджанра портретной живописи. Ну и опять: какими фильтрами пользуются художники, предоставляя нам готовую картинку? Все ли лгут, и почему лгут?

Когда мы угадывали по портретам, какие люди женаты, про вот это изображение королевы кто-то написал, что можно было догадаться, что картина написана уже после ее смерти, по тому, какое у нее выражение лица и как она не встречается с мужем глазами. Это не железное доказательство, но оно породило во мне желание рассказать о том, как устроен жанр "посмертного портрета", и какие в нем есть нюансы.

И вот вам несколько портретов одних и тех же людей. Сможете ли вы угадать, какой из них написан с живого человека, а какой с покойника?

***
Что это такое?
"Посмертные портреты" (posthumous portraits) -- совершенно нормальные картины, изображающие совершенно нормальных "живых" людей. То есть это отнюдь не "портреты на смертном одре", когда художник изображал труп. Нет, просто это картина, необходимость в создании которой возникла, когда модель уже ушла из этого мира. Например, как я в прошлый раз , если человек решил, что в пандан к портрету папы нужен и портрет мамы. Или если дворец надо украсить великолепным портретом построившего его императора, а все имеющиеся -- какие-то мелкие. Важный нюанс: эти посмертные портреты пытаются сохранить портретное сходство, то есть основаны на реальном образце, портретике или зарисовочке, сделанном с натуры, при жизни. Если подобного нет, и новосозданные портреты целиком от балды нарисованы (как Рюрик и Олег в "Царском титулярнике" 17 века, или там Эль Сид в испанской портретной галерее предков 19 века), то это -- вымышленные, "ретроспективные портреты".

Иногда их легко можно определить, иногда тяжело (в большинстве случаев это просто копии картин, написанных при жизни; их не считаем, нам нужны оригинальные авторские концепции).
Давайте попробуем вычленить некоторые их черты.

Например, покойник на новом портрете, призванном его прославить, обычно более прекрасен, чем в картине, написанной с натуры. Поскольку художник уже знает, чем тот знаменит (и почему потребовалась картина), его будто окружает некий ореол славы. Кожа даже как-то по-другому может сиять. Мы явно видим, что тут ГЕРОЙ или Предок. Ну, либо покойная жена, написанная для опечаленного и до сих пор влюбленного вдовца.

1) Ж.М. Натье. "Портрет Петра I", 1717 год (прижизненный)
2) П. Деларош. "Портрет Петра Великого". 1838 (посмертный)


Еще картина может более вылизанной, парадной, наполненной говорящими атрибутами, превращаясь уже не в портрет, а некое историческое полотно практически с сюжетом.
У персонажа может быть чересчур задумчивое выражение лица (говорящее о том, что он уже не от мира сего). На картине могут быть атрибуты, свидетельствующие о смерти (например, душа = птица). Важный ключ (который сгодится только эрудированным в искусстве), если картина по стилю живописи не подходит к той эпохе, когда жил персонаж.

Иногда видно, что голову со старого, "настоящего" портрета будто вставили в новую картину.

Томас Салли. Портрет Джорджа Вашингтона. 1842

Вообще, если у вас есть шанс сравнить два портрета одного и того же человека, то более красивый, выигрышный, запоминающийся -- скорее всего будет именно посмертным, поскольку его автор будет вдохновлен исторической важностью персоны, и этого талантливого художника скорей всего нанимали специально для этого заказа, искали. А обычный портрет, изображающий современника, будет изображать просто "человека", и писал его не специально нанятый гений, а просто любой автор, который работал в том районе в те годы.

1) Джотто. "Портрет Данте" (фрагмент фрески), ок. 1335 (спустя 20 лет после смерти поэта)
2) Боттичелли. "Портрет Данте", 1495


Итак, приступим к игре! Какая из этих картин написана с натуры, живого позирующего человека, а какая -- уже после его смерти, на основе облагороженной старой картины?

1. Портрет Лоренцо Медичи Великолепного (годы жизни 1449-1492)





3. Портрет королевы Изабеллы Португальской (1503-1539)


Правильные ответы под катом:

1. Портрет Лоренцо Медичи Старого (1449-1492)
а) Посмертный . Худ. Дж. Вазари, 1533-4
б) Худ. Гирландайо. Фрагмент фрески в капелле Сассетти, ок. 1485

2. Портрет поэта Шелли (1792-1822)
а) А. Клинт с оригинала 1819 года
б) Посмертный . Худ. Джозеф Северн, 1845

3. Портрет королевы Изабеллы Португальской (1503-1539)
а) Посмертный . Худ. Тициан, 1548
б) Худ. Виллиам Скротс. 1530-е

4. Портрет художника Фредерика Базиля (1841-1870)
а) Автопортрет. Ок. 1867.
б) Посмертный . Худ. Ренуар. 1885

Как, получилось? Какие мысли возникли при анализе? Делитесь, пожалуйста, очень интересно мне пытаться понять, правильно ли я излагаю.

Как вообще - не слишком ли легкие задания? А объяснения в начале, не слишком ли я подробно разжевываю, может, надо больше интриги оставлять? или как, норм?

Рисовать – значит придавать образ, образ же является тем, посредством чего отличается одна вещь от другой.

Среди имён Всевышнего есть имя «Аль-Мусаввиру», что означает «Тот, кто придал образ всем творениям и упорядочил их». Каждому творению Аллах придал отдельный, присущий ему образ, отличающий одно творение от другого.

Придавать же образ чему-то можно не только рисуя. Образ придаёт своим изваяниям и скульптор, но его образы отличаются от образов художника тем, что у скульптуры бывает тело, бросающее тень, части которого можно трогать и смотреть со всех сторон. Что касается рисунка, то на этот образ можно всего лишь смотреть с одной стороны, части его тела невозможно трогать, и он не бросает тень, так как находится на сплошной поверхности в виде полотна или листа бумаги.

Образ же придают разным вещам, как одушевлённым (например, человек, животное и т.д.), так и неодушевлённым (деревья, дом, солнце, машины и т.д.).

В данной статье мы рассмотрим:

отношение Шариата к рисованию вообще ;

отношение Шариата к рисованию портретов ;

и можно ли по Исламу держать дома портреты и прочие рисунки .

Рисование неодушевлённых предметов

Рисовать неодушевленные предметы, будь то созданные Всевышним в виде неба, солнца, звёзд, деревьев, гор, равнин, морей, или сделанные руками человека в виде дома, машины, корабля и т.д. – разрешается в любой форме, по единому решению всех учёных-богословов. Ибо то, что разрешено человеку творить руками, дозволяется и рисовать. Если, конечно, это не рисуется с целью поклонения людей ему. К примеру, есть люди, поклоняющиеся солнцу, звёздам или определённому дереву, идолу, в таком случае рисовать для этих людей солнце или то, чему они поклоняются, – запрещено. На это указывают учёные Ибн Абидин и Ибн Хаджар .

В пользу дозволенности рисовать неодушевлённые предметы алимы приводят следующий достоверный хадис Пророка (мир ему и благословение), переданный Абу Хурайрой: «Ангел Джибриль сказал Пророку (мир ему и благословение): “Повелевай отрубить голову идолу, чтобы он стал подобен дереву » (передали Абу Давуд, ат-Тирмизи).

В другом хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение), переданном от Ибн Аб-баса, говорится «Того, кто нарисует какое-либо изображение, Аллах будет наказывать до тех пор, пока он не оживит его, а он этого никогда не сможет сделать » (аль-Бухари).

В этом хадисе имеются в виду изображения вещей, имеющих душу. Неодушевлённые предметы же сюда не относятся. Подтверждением этому служит хадис, переданный Ибн Аббасом (да будет доволен ими Аллах), в котором говорится: «Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Каждый создающий изображения (окажется) в Огне, где за каждое созданное им изображение будет создан тот, кто станет мучить его в Аду. Если уж ты непременно должен делать это (то есть рисовать), то изображай деревья и всё то, в чём нет духа » (аль-Бухари; Муслим).

Рисование того, что имеет душу

Следующий вид рисования – это изображать то, что имеет душу, подобно человеку, животному и т. д. О дозволенности рисования того, что содержит в себе душу, среди учёных-богословов существуют разногласия. Ведь большинство хадисов, запрещающих рисовать или же содержащих в себе проклятие в адрес тех, кто рисует, связаны именно с этим видом рисования.

Что касается данного вопроса, то учёные мазхаба имама Малика и Ибн Хамдан из ханбалитского мазхаба высказались о дозволенности рисовать образ живых существ при соблюдении следующих условий:

– чтобы образ того, что рисуют, не бросал тень подобно статуэткам. Если же будут рисовать на плоской поверхности, подобно полотну, стене, бумаге, ткани, то это будет порицаемым (макрух);

– чтобы то, что рисуют из живого существа, было неполноценным, а лишённым каких-либо частей тела, без которых оно не может существовать, как, например, человека без головы или какой-либо другой части тела, или с большим отверстием в голове или груди, или всего лишь бюст и т.д.

Если же эти изображения нарисованы на плоской поверхности, которую можно затоптать ногами, то есть в непочитаемом положении или же в той форме, в которой не может существовать (без определенной части тела и т.п.), то здесь нет порицания, но остаётся нежелательность рисовать их.

В этом они ссылаются на хадис, переданный от Аиши (да будет доволен ею Аллах): «У нас была занавеска с изображением птицы, и каждый раз, когда кто-либо заходил в дом, она оказывалась напротив него. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал мне: «Поверни её, воистину, каждый раз, когда захожу и вижу её, я вспоминаю мир этот ».

Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение) и сподвижники использовали в обращении римские динары и персидские дирхемы, на которых были изображены их короли. Сподвижник Пророка Муавия (да будет доволен им Аллах) выпустил динары, на которых были изображения. Халиф Абдуль-Малик чеканил динары со своим изображением. И это всё во времена сподвижников и табиинов. Также иногда в качестве довода приводят использование некоторыми сподвижниками занавесок или покрывал, на которых были изображения. Имамы аль-Бухари и Муслим приводят хадис, где говорится, что Зайд ибн Халид аль-Джувайни использовал занавеску, на которой были изображения. Абу Шайба говорит о том, что Урва ибн Зубайр использовал подушки с изображениями птиц и людей.

Но учёные мазхабов имама аш-Шафии и Абу Ханифы , также некоторые богословы мазхаба имама Ахмада утверждали, что запрещено рисовать то, что имеет душу, будь то человек, животное или птица. И нет разницы, будет оно бросать тень или нет. Более строго о запрете высказался имам ан-Навави. Они считают это одним из больших грехов, так как в хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) говорится: «Воистину, наиболее суровые наказания в Судный день предназначены придающим образ » (аль-Бухари, Муслим).

В толковании этого хадиса имам ан-Навави пишет, что это относится к тем, кто придаёт образы с целью поклонения им. Также сказано, что это относится к тем, кто придаёт образы, имея намерение уподобиться Аллаху в творениях, то есть в создании их. В последнем случае эти люди впадают в неверие (куфр). Если же нет подобного намерения, то этот человек фасик – грешник, совершающий большой грех.

В качестве довода о запрете рисования они приводят хадисы Пророка (мир ему и благословение). Сообщается, что Аиша сказала: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) вернулся (в Медину) после одного из походов, а я повесила на входе в кладовку тонкую занавеску, на которой были изображения (речь идёт об изображении живых существ), и, увидев ее, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) разорвал её, цвет его лица изменился и он сказал: «О Аиша, в День воскресения наиболее суровому наказанию Аллах подвергнет тех, кто пытается уподобиться Аллаху в творении! » (аль-Бухари, Муслим).

Сообщается, что Ибн Аббас говорил: «Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Каждый создающий изображения (окажется) в Огне, где за каждое созданное им изображение будет создан тот, кто станет мучить его в Аду ». Ибн Аббас дополнил: «Если уж ты непременно должен делать это, то (изображай) деревья и всё то, в чём нет духа » (аль-Бухари, Муслим).

Также Ибн Аббас говорил: «Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «На того, кто создаст (какое-либо) изображение в этом мире, в День воскресения будет возложена обязанность вдохнуть в него дух, а он не сможет (сделать этого никогда)! » (аль-Бухари, Муслим).

Сообщается, что Ибн Масуд говорил: «Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, из всех людей наиболее тяжким мукам в День воскресения подвергнутся создающие изображения! » (аль-Бухари, Муслим).

Также они ссылаются на хадис, переданный Абу Хурайрой. Как-то Абу Хурайра зашёл в строящийся дом к Саиду или Марвану в Медине и, увидев художника, рисующего на стене, сказал, что слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: «Аллах Всевышний сказал: “А кто более несправедлив, чем человек, попытавшийся создать нечто подобное Моему творению? Пусть создадут они муравья, или пусть создадут они пшеничное зерно, или пусть создадут они ячменное зерно!”» (аль-Бухари, Муслим).

Причиной же подобного запрета является уподобление Аллаху в создании творений, как об этом говорится в вышеприведенных хадисах Пророка (мир ему и благословение).

Являются ли фотографии запретными?

Что касается фотографий нашего времени, то об этом алимы пишут следующее. Образ, отражающийся в зеркале или воде, является разрешённым. К этой же категории относятся и фотографии, так как фотографирующий кого-либо всего лишь мгновенно фиксирует зеркальное отражение посредством аппарата. После чего он сохраняет это отражение и печатает на бумаге посредством принтера. Здесь нет определённого процесса рисования или придания образа руками. Это решение подкрепляется и теми доводами, что приводят маликиты в своём решении о дозволенности рисовать на плоской поверхности. Конечно, запрещено фотографировать посторонних мужчин или женщин обнаженными и подобные им изображения, на которых запрещено смотреть.

Причины, по которым запрещено рисовать образы живых существ, следующие:

1. Уподобление Всевышнему Аллаху в создании творений, как об этом говорится в приведённых хадисах Пророка (мир ему и благословение).

2. Придание образов становится средством, которое приводит к превозношению и почтению образов, которые сотворили сами, что способствует заблуждению или поклонению им. Когда Мухаммад (мир ему и благословение) получил пророчество, он нашел людей поклоняющимися именно образам и идолам, сотворенным людьми. И Ислам запретил как поклоняться, так и творить то, чему поклоняются, или то, что способствует этому.

3. Уподобление деяниям неверных, которые высекали из камней идолов и поклонялись им. Поэтому Пророк (мир ему и благословение) сделал порицаемым совершать намазы во время восхода и захода солнца, чтобы не уподобиться тем, кто поклоняется солнцу.

4. Наличие изображений в каком-либо месте препятствует входу ангелов туда, как говорится об этом в хадисе Пророка (мир ему и благословение): «Ангелы не входят в дом, где есть изображения, собака и человек, обязанный совершить полное ритуальное купание (джунуб) » (ан-Насаи, Ибн Маджах).

В книге «Канзу ар-рагибин» пишется: «Из запретного являются изображения животных, размещенные на стене, нарисованные на потолке, подушке, занавеске или одежде. Разрешается, если они находятся на земле или ковре, которые топчут ногами, или на подушках для сидения, или же неполноценные изображения, подобно живому существу без головы или деревьев. Суть в том, что брошенное на землю унижено тем, что его топчут, а то, что установлено и поднято – подобно идолам». В этой же книге пишется: «Запрещается рисовать то, что имеет душу, на стенах, потолках, также на земле или ткать на одежде. В хадисе Пророка (мир ему и благословение) говорится, что «больше всего наказанию в Судный день будут подвержены те, кто рисуют эти изображения ».

Имам аль-Кальюбий пишет: «Подобно изображению без головы является и изображение, которое лишено части тела, без которой оно не может существовать. Исключением являются игрушки для девочек, так как Аиша играла ими возле Пророка (мир ему и благословение)».

Игрушки и рисование для детей

Большинство учёных сделали исключением из запрещенного рисование и придание образов детским игрушкам, подобно куклам для девочек. Об этом высказались шафииты , маликиты , ханбалиты .

Аль-Кады Ийяз приводит ссылки на это исключение от большинства алимов. Ему же последовал и имам ан-Навави в комментарии к «Сахиху Муслим»: «Исключением из запрещенного в придании образов, бросающих тень, являются игрушки для девочек, так как передаётся, что это разрешено. Неважно, будет это в форме скульптуры человека или животного, имеющего подобный образ среди животных на самом деле, или выдуманный, подобно лошади с крыльями».

В книге «Нихаят аль-мухтадж» Ибн Хаджар пишет: «Разрешается придавать образ игрушкам для девочек. Мудрость этого заключается в том, чтобы девочки обучались воспитанию детей, играя в куклы ».

Доводом в пользу этого алимы приводят хадис, переданный от Аиши: «Я играла куклами возле Пророка (мир ему и благословение) и у меня были подружки, которые играли со мной… ».

Учёные не делают различия между приданием образа, бросающего тень, игрушке, или если его просто нарисовать на листе бумаги.

Аль-Халими приводит, что причина этого не только в приучении девочек к воспитанию детей, но и вселение радости в их сердца посредством игр и забав. Согласно этому решению, данный вопрос не ограничивается на девочках.

Абу Юсуф сказал, что можно продавать игрушки и детям можно играть ими.

Что касается тех изображений, которые относятся к категории дозволенных по мазхабу имама Малика (например, изображения на полотне или плоской поверхности), или неполноценные изображения, дозволенные по мазхабу имама аш-Шафии и других (например, изображения без головы или какой-либо части тела, без которой животное не может существовать), или же игрушек, кукол для детей, скульптур из материала, который быстро портится (например, из чего-либо печеного) – то всё это можно продавать и покупать. Игрушки и куклы можно изготовлять. Деньги, полученные за это, будут дозволенными.

11.12.2015

Многие из нас слышали, что некоторые племена запрещают фотографировать своих соплеменников, так как считают, что портрет содержит частичку души изображенного. Оказывается, подобного мнения придерживаются и некоторые мировые религии, например, в исламе и иудаизме запрещено рисовать портреты. И есть некоторые факты, которые подтверждают правильность этого мнения, а именно печальная судьба многих натурщиков.

Рембрандт , величайший мастер светотени, очень любил рисовать свою жену и детей. Его супруга, Саския, изображена на многих известных полотнах: « », «Блудный сын в таверне» и другим. Саския умерла после 8 лет супружеской жизни, а из четырех совместных детей только один, Титус, смог покинуть колыбель, правда и он дожил только до 27 лет. Часто появлялась на портретах и вторая жена Рембрандта, Хендрике Стоффельдс, (например, «Флора»), нужно ли говорить, что и она не пережила художника. Похожая судьба постигла и близких другого известного голландского художника Питера Пауля Рубенса . Его первая супруга Изабелла и дочь часто появлялись на полотнах живописца. Изабелла не дожила до 35 лет, а дочь скончалась в 12-летнем возрасте.

Не стоит думать, что подобные совпадения - бич голландских живописцев их натурщиц. Известна печальная судьба одной из любимейших натурщиц прерафаэлитов - Элизабет Сиддал. Особенно часто она позировала Данте Россетти , самый известный ее портрет - «Беатриче Блаженная ». Элизабет умерла в 32 года от передозировки лауданума. Неизвестно, было ли это самоубийство или случайность. Широко известны нежные отношения и Камиллы Донсьё, также известны солнечные картины Моне, посвященные супруге: «Камилла в японском платье», «Дама в зеленом », «Дама с зонтиком ». Есть портреты Камиллы, принадлежавшие кисти других импрессионистов , например Ренуара , Мане. Камилла Мане скончалась, когда ей было 32, а супруг нарисовал ее посмертный портрет. Натурщицей для самых известных работ Амадео Модильяни была его студентка Жанна Эбютьен. Она покончила с собой в возрасте 21 года, выбросившись из окна.

Подобные печальные факты встречаются и в истории отечественной живописи. Так, известный писатель Всеволод Гаршин позировал И. Репину для его скандальной картины «Иван Грозный убивает своего сына Ивана… ». Известно, что писатель закончил жизнь суицидом, выбросившись в пролет лестницы, а произошло это после позирования Репину. Вообще, у И. Репина сложилась достаточно печальная репутация портретиста. Как минимум 11 героев его портретов постигла преждевременная смерть, вскоре после окончания работы художника, среди которых И. Пирогов, М. Мусоргского, П. Столыпин. Через три года после завершения портрета Лопухиной, работы В. Боровикова, знаменитая модель скончалась безо всякой причины. А об этом портрете еще долго ходили дурные слухи. Печальная судьба постигала и многих натурщиц русского импрессиониста В. Серова. Скоропостижно скончалась и натурщица К. Сомова («Дама в голубом»), по совместительству и его единственная любовь. Известны примеры и влияния портретов на зрителей. Так «

Почему нельзя рисовать с фото? Чем плохи группы, где критикуют рисунки

Недавно мне предложили создать группу, куда все желающие скидывали бы свои работы, а я критиковала их. Я этой темой заинтересовалась и решила ознакомиться с уже существующими подобными пабликами.

И у меня сложилось ощущение, что групп с критикой артов и помощью художникам советами не так много, но они все-таки есть. Так что сегодня мы поговорим о них, а также о том почему нельзя учиться рисовать с фото.

Что это за группы?

Суть простая: вы кидаете в «предложку» свои рисунки, а админ подготавливает пост с критикой, после чего публикует его. Обычно комментарии отключены, поэтому критиковать критику нельзя. Или же администраторы, наоборот, вообще не учувствуют в критике, а просто публикуют арты. В данном случае комментарии включены и работу критикуют подписчики, то есть все кому не лень.

Кто админы?

Меня крайне поражает низкопоклоннический тон в письмах людей, которые направляют свои работы. Извиняются за все, что не попадя. Просят прощения в начале, в середине и, контрольное, в конце. Это вроде как должно быть очень мило, но нет! Как-то глаза от сахара слипаются.

И, кажется, что после прочтения всех этих постов у меня передоз словом, «ибо» и другим высокопарным слогом, например: «премного благодарен, не соблаговолите ли, давеча нарисовал». Ребята, если вы не уверены, что способны писать без ошибок, то лучше используйте более привычный и простой стиль письма. Ведь каждый стиль предполагает уместность – вы же не пойдете за хлебом в бальном платье, а на пляж в смокинге?

Я это все к тому, что в такой ситуации админам очень легко возомнить себя пупом земли. При том, что администраторы в таких сообществах анонимны. А это значит, что они могут быть учащимися младшей школы, и в профессиональном смысле ничего из себя не представлять. Не все админы, которые берут на себя бремя критики, умеют рисовать даже на начальном уровне. Я не говорю про всех, но это очень часто.

Видела, как на откровенное хамство со стороны админов некоторые подписчики писали: «все правильно, с нами нужно построже, а то совсем от рук отобьемся», а ведь в подписчиках, кстати, немало взрослых людей. Друзья, все-таки нужно себя хоть немного уважать.

Еще заметила, что такие сообщества сочиняют многотомники правил, на манер протокола заседаний совбеза ООН. И требуют от подписчиков мало того, что прочитать их, но и заучить! Кого вообще волнуют портянки правил в каком-то сообществе вконтакте?! Не меня! Есть общепринятые правила поведения в любом сообществе, вежливость, адекватность. Этого вполне достаточно. Всё остальное – это просто повод для самоутверждения админов, их способ почувствовать себя маленьким большим начальником. Даже не знаю какой золотой контент сможет удержать меня в такой группе?

Какая критика вас ждет?

Если вы решили отправить свою работу на критику, лучше не утруждайте себя, я прямо через монитор с помощью особой магии предскажу вам комменты, которые вы получите. «Неплохо, но нужно подучить анатомию, глаза разные, поработайте над штрихом и тенями, детализации можно добавить». Вот это типичный комментарий, если убрать насмешки и оскорбления. И они повторяют эти шаблоны как мантру из поста в пост, больше вам ничего не напишут. Еще я заметила, что критики пишут снисходительно и свысока в ультимативной форме: «Тебе нужно сделать то-то и то-то» вместо «я думаю, тут не хватает того-то и того-то». Иными словами: «то, что я говорю – истина, а не просто мое мнение».

И какую же смысловую нагрузку несет эта критика?

Видела, как одна девочка пыталась спросить, что в рисунке не так с тенями и где ошибки в построении, но ее просто проигнорировали. Человек щелкнул вас по носу и скрылся в туман, ему не важно что-то объяснить, он здесь не за этим.

Дорогие критики, если человек просит вас помочь с рисунком, то нельзя просто сказать ему: «поработай над рисунком» – нужно быть конкретнее, гораздо конкретнее. Объяснять – это дар, и если вам нечего сказать, то и не сотрясайте воздух. Самоутверждайтесь в своих работах, а не в унижении других людей.

Видела коммент: «Слабая тональность, это значит, что нужно четче выделить участки, где должны располагаться тени и полутени». По-моему, это был даже админ. На самом деле, тональность относится к колористическому характеру произведения, а также к насыщенности и контрастности цветов и тонов. То есть сложный набор характеристик, который создает общее впечатление от работы, которое придает ему определенное звучание, оставляет какое-то настроение. Тональность может быть теплой или холодной, контрастной, мрачной. Тональность, тон и тональные соотношения – это не одно и то же. То есть админ ввел в заблуждение подписчика, при этом сделал это с умным видом, неграмотно используя профессиональный жаргон.

«Сперва добейся»

Я призываю вас не создавать себе авторитетов на пустом месте и анализировать советы, которые вам дают. В том числе и мои. Критикуйте критиков! Задавайте больше вопросов. Если человек наглый и напористый, умеет убеждать в своей правоте, уверен, что всегда прав – это совсем не значит, что его советы имеют смысл.

Аноним может быть кем угодно и обладать более низким уровнем навыка чем вы. Ответьте себе честно: будете ли вы слушать советы человека, если его работы слабые и имеют много ошибок? Он вам конечно расскажет, что чтобы оценить блюдо не нужно быть поваром, что нельзя говорить «сперва добейся» и т.д. Оценивать-то он может сколько влезет, но давать советы вряд ли!

Для меня мнение анонима практически не имеет веса. Слишком много раз видела, как абсолютно никчемные люди, с мнением которых в реале никто не считается, в интернете же везде лезут со своим мнением.

Что никогда не следует присылать в такие сообщества если не хотите, чтобы вам напихали в панамку?

  • Обводка

Это когда люди рисуют, используя прозрачность дополнительного слоя. Они обводят контуры уже созданного кем-то рисунка.

  • Обмазка

Этот прием используют, когда хотят сделать очень реалистичный рисунок с фотографии. Есть несколько способов сделать обмазку, в том числе с помощью разных инструментов в фотошопе. Самый простой способ – повозюкать по любой фотографии инструментом палец.

В этих случаях (обводка, обмазка) вы используете минимальное количество навыков. Уникальность рисунка нулевая. И вы не получаете никакого развития.

  • Копия, срисовка

Копирование чужих уже готовых рисунков, без использования обводки.

Этот тип работы плох только тем, что уникальность такого рисунка нулевая и вы не можете подписывать ее своим именем. Плюс вы не развиваете собственное творческое воображение. Но в такой работе есть и масса плюсов.

Во-первых, вы переносите рисунок пусть и с двухмерного пространства на двухмерное, но все же с использованием собственного глазомера, а значит развиваете его. Во-вторых, очень глубоко анализируете работу автора, который вам нравится, изучаете особенности его стиля, которые могут ускользнуть от вас при обычном просмотре. Тут главное быть честным с самим собой, не выдавать копию чужого рисунка за свой и понимать цели с которыми вы копируете чужие работы.

Не думайте, что если вы срисуете или обмажете с какой-то картинки из интернета, то об этом никто не узнает. Еще как узнают! А если даже не найдут исходник, то все равно есть много способов определись, что работа срисована.

  • Рисование с фото

В некоторых пабликах не принимают работы, нарисованные с фото. И тут мы подбираемся к главному вопросу...

Почему же рисовать с фото плохо?

Потому что вы учитесь. Вам требуются практики, которые вырабатывают максимальное количество умений. Когда вы учитесь у вас не должно все получаться с первого раза, вам не должно быть комфортно. Если вам тяжело работать, знайте – вы на верном пути. Если вам перестало быть тяжело, значит процесс обучения прекратился и нужно усложнить задачу.

Рисование с фото не дает достаточной нагрузки для вашего глазомера и мозга. При рисовании с трехмерной натуры будет задействовать гораздо больше мыслительных процессов в вашей голове. Я бы даже посоветовала скульптуру с натуры. Вот это точно даст вам максимальный толчок.

Кроме того, когда вы рисуете с натуры, вы учитесь отсекать второстепенное и оставлять главное. Работать от общего к частному и не зацикливаться на деталях, что может нарушить целостность вашей работы. А еще интереснее вам будет, если натура будет находится в движении и времени на рисунок будет 10 секунд, например.

Еще один момент – композиция. На фото уже есть готовая композиция, которую выбрал для вас фотограф. Рисуя с натуры вы сами для себя решаете задачи компоновки объектов на листе. И тут вы тоже отсекаете второстепенное и выбираете главное, на чем сосредотачиваете внимание свое и зрителя. А значит работаете с акцентами и даже смыслами. Это творческая составляющая.

Рисование с фото никогда не прокачает ваше мастерство рисовальщика так, как сделает это рисование с натуры. Какой путь вы выбираете: захватывающий и интересный, который точно приведет вас к вашей цели, или скучный и спокойный, который приведет непонятно куда? Не тратьте свое время, выходите из зоны комфорта.

А вот аргумент, что «срисовать с фото, и говорить, что ты художник, это то же самое, что переписать «Войну и мир» и говорить, что ты писатель» считаю, мягко говоря, некорректным. Не то же самое. Для рисования с фото нужно гораздо больше навыков, и получится это не у каждого, кто умеет держать карандаш в руках.

Причем про «Войну и мир» пишут под каждым спором о рисовании с фото. Друзья, ответьте мне – сколько оригинальности в ваших словах? Это же простейший бытовой навык – выразить свое мнение, подискутировать. А вы даже это не можете сделать своими словами, все копипастите. И думаете, что в праве судить тех, кто рисует с фото.

Почему я рисую с фото?

Все сказанное выше актуально для обучения и поддержания себя в форме. Когда я решаю другие задачи я использую фото как вспомогательный инструмент. При этом, навыки, которые я взяла от натуры, мне очень помогают.

Если вы приходите в паблик и просите критики, очевидно, что вы только учитесь. Админы имеют свою точку зрения на обучение и не хотят помогать тем, кто ее не придерживается. Считают, что вы зря тратите свое время, при том, что могли бы развиваться. Отсюда и раздражение с их стороны, именно поэтому они отказываются критиковать работы с фото. Имеют на это право, в общем-то.

Но когда говорят «зачем вам критика? просто смотрите на фото и исправляйте свои ошибки», я считаю, что люди немного лукавят. Очень часто люди даже при наличии образца не могут найти и проанализировать свои ошибки.

Выводы

Есть некоторые паблики с грамотными админами и здоровой атмосферой, но в основном админы там школота, атмосфера хамская, каждый хочет только одного – самоутвердиться за чужой счет. Помните, чтобы критиковать не обязательно унижать объект критики. Критикуют на холодную голову без эмоций, тогда критика полезная. Если вы не мазохист, то вам не нужен паблик с бесполезной критикой.

Если вы админ или подписчик подобного паблика, но при этом вполне адекватный, не хамите, критикуете по делу, значит я говорила в этом видео не о вас и вам просто не смысла обижаться на меня и писать гневные комменты.