Почему греки были против канонизации князя Владимира. Кто крестил Русь

Официальная дата крещения Руси – 988 год. Однако некоторые исследователи не согласны ни с принятой датировкой, ни с традиционной оценкой этого судьбоносного для России события.

Христианство до крещения

На сегодняшний день помимо основной версии принятия христианства на Руси – от Владимира – существует ряд других: от апостола Андрея Первозванного; от Кирилла и Мефодия; от Аскольда и Дира; от константинопольского патриарха Фотия; от княгини Ольги. Некоторые из версий так и останутся гипотезами, но другие имеют право на жизнь. В прошлом русская церковно-историческая литература историю христианства на Руси вела с I века, связывая ее с миссионерской деятельностью апостола Андрея Первозванного. Эту версию озвучивал Иван Грозный в беседе с папским легатом Антонио Поссевино: «Мы получили веру при начале христианской церкви, когда Андрей, брат ап. Петра, приходил в эти страны, чтобы пройти в Рим». Событие, произошедшее в Киеве в 988 году, называли, как «обращение князя Владимира», или как «окончательное устройство Православной Церкви в России при святом Владимире». О путешествии апостола Андрея Первозванного по пути «из варяг в греки», во время которого проповедник посетил Приднепровье и Ладогу, мы знаем из «Повести временных лет». Однако, уже Николай Кармазин в своей «Истории государства Российского» замечал: «впрочем, люди знающие сомневаются в истине сего Андреева путешествия». Историк Русской Церкви Евгений Голубинский отметил нелогичность такого путешествия: «Идти из Корсуня (Херсонеса Таврического) в Рим через киевские и новгородские земли, все равно, что добираться из Москвы в Петербург через Одессу». Опираясь на труды византийских хронистов и ранних Отцов Церкви, с уверенностью можно сказать лишь о том, что Андрей Первозванный достиг земель современных Крыма и Абхазии. Миссионерскую деятельность апостола Андрея трудно назвать «Крещением Руси», это только первые попытки приобщить народы Северного Причерноморья к зарождающейся религии. Большего внимания заслуживает намерение исследователей отнести дату принятия христианства на Руси ко второй половине IX века. Для этого есть основания. Некоторых историков настораживает тот факт, что официальное крещение Руси, состоявшееся в 988 году, обходят стороной византийские хроники того времени. Церковный историк Владислав Петрушко писал: «Поразительно, но греческие авторы вообще не упоминают даже о таком эпохальном событии, как крещение Руси при св. Владимире. Впрочем, у греков были свои причины: епархия "Росия" формально была открыта столетием раньше». 867 годом зафиксировано «окружное послание» константинопольского патриарха Фотия, где упоминаются, «поработившие соседние народы русы», которые «подняли руку на ромейскую империю. Но теперь и они переменили эллинскую и безбожную веру, в которой прежде сего содержались, на чистое христианское учение». «И в них возгорелась такая жажда веры и ревность, – продолжает Фотий – что они приняли пастыря и с великим тщанием исполняют христианские обряды». Историки склонны сопоставлять послание Фотия с походом русов на Царьград в 860 году (по летописной датировке – в 866 году). Византийский император Константин Багрянородный, живший после Фотия, также сообщает о крещении русов, но в патриаршество не Фотия, а Игнатия, который возглавлял византийскую церковь дважды – в 847–858 и в 867–877 гг. Возможно, на это противоречие можно было бы не обращать внимания, если бы не один документ. Речь идет о договоре киевского князя Олега с греками заключенном в 911 году –памятнике, достоверность которого сегодня не вызывает сомнений. В этом договоре слова «русины» и «христиане» недвусмысленно противопоставлены друг другу. Красноречивы заключительные слова летописца о походе Олега на Царьград: «И приде Олег к Киеву, неся злато, и паволоки, и вина, и всякое узорочье. И прозвавшая Олега - вещий, бяху бо людие погани и невеигласи». Вполне очевидно, что в устах летописца «люди погани и невеигласи» – язычники. Подлинность свидетельств о принятии русами христианства в IX веке в целом историками не оспаривается. Однако, как сказал один из крупнейших специалистов по истории Древней Руси, Игорь Фроянов, «самое большее, что можно извлечь из данных свидетельств, - это предположение о единичных поездках миссионеров в пределы погруженной в язычество Скифии».

Первые христиане

После политических и торговых договоров Олега с Константинополем русско-византийские связи стали крепнуть. В славянские земли активно потянулись византийские купцы, частыми гостями в Причерноморье и на берегах Днепра стали миссионеры. Хотя крещение русичей и не носило массовый характер, вполне вероятно, что к середине X века в Киеве уже существовала христианская община. О проникновении христианства в Киевскую Русь свидетельствует упоминание соборной церкви Ильи пророка в Киеве в русско-византийском договоре 944 года. В числе принявших крещение была киевская княгиня Ольга. Это событие стало знаковым, так как Ольга стала первым в истории Древнерусского государства правителем, порвавшим с язычеством. «Для следующего поколения пример энергичной, умной княгини разбивал лед холодности и предубеждения против христианства, которое теперь уже не казалось таким чуждым, необычным и неподходящим для Руси», – писал историк Владимир Пархоменко. Дата и обстоятельства крещения Ольги до конца неясны. Автор «Повести временных лет» связывает это событие с поездкой княгини в Константинополь. Повествование летописца местами насыщено баснословными подробностями, но сам факт крещения не вызывает у историков сомнения, так как подтвержден многими византийскими источниками. Опираясь на эти документы, крещение Ольги датируют 957 годом. Принятие Ольгой (в крещении Елена) христианства носило скорее частный характер и никак не отразилось ни на ее приближенных, ни на сыне Святославе. «Како аз хочю ин закон прияти един? А дружина моа сему смеятися начнуть», - отвечал Святослав матери на ее призывы креститься. В договоре 971 года князя Святослава с византийским императором Цимисхием мы по-прежнему видим Русь, которая клянется Перуном и Волосом. Новая вера в первую очередь затронула торговый люд, часто посещавший Константинополь, так как принятие христианства обеспечивало ему в Византии гораздо более выгодные условия. Помимо купечества к христианству охотно приобщались и русские дружинники, находившиеся на службе у византийского императора. Именно о таких «русах-христианах», которые по возвращении домой пополняли христианскую общину, упоминает Константин Багрянородный.

Выбор веры

Между тем Древняя Русь все ближе подходила к моменту, когда единая вера должна была подчинить княжеской власти разрозненные племена. Историк Борис Греков отмечал попытки Владимира Святославича с помощью пантеона различных языческих богов создать религию, «которая могла бы крепче объединить все его государство». Отживающее язычество оказалось плохим объединяющим началом и не смогло предотвратить распад огромного племенного союза во главе с Киевом. Видимо тогда Владимир и обратил свой взор на монотеистические религии.Выбор Владимиром религии часто связывают с легендарной историей, носящей название «испытание вер». Киевский князь, выслушав проповеди представителей римского католичества, булгарского магометанства, хазарского иудаизма и греческого православия отправил своих послов в эти страны для близкого знакомства с богослужебными обрядами. Летописец сообщает, что посланники, вернувшиеся из Константинополя со словами «Не ведали, где мы есть - на небе или на земле» произвели наиболее сильно впечатления на Владимира. Это и предопределило выбор веры по греческому обряду. Многие историки хоть и относятся к рассказу об «испытании вер» скептически, наделяя его книжным, поучительным характером, все же признают, что в основе могли лежать реальные события. Известный специалист по Древней Руси Владимир Мавродин считает, что в этом рассказе можно усмотреть «обрывки воспоминаний о реальных исторических событиях, ярко отражающих Русь на перепутье». В частности, о подлинности таких событий может свидетельствовать сообщение арабского писателя XIII века Мухаммеда аль-Ауфи «о посольстве Буламира (Владимира) в Хорезм с целью «испытания» мусульманства и о посольстве на Русь мусульманского имама для обращения русских в магометанскую веру». Так или иначе, решение о крещении Руси не было основано исключительно на мнении посольства. Принятие единой религии для Владимира определялось в первую очередь политическими мотивами, сложной обстановкой не только внутри государства, но и на его окраинах. В то время южные границы Руси беспрестанно подвергались нападению кочевников, которые жгли нивы, разоряли села и осаждали года. В этих условиях Владимир рассчитывал на дружеские и союзнические отношения с Византией, которые могли состояться только после принятия Древнерусским государством христианства. Историк Михаил Покровский важную роль в крещении Руси приписывал верхнему слою древнерусского общества – князьям и боярам, которые «гнушались старыми, славянскими религиозными обрядами и славянскими колдунами, «волхвами», а стали выписывать себе вместе с греческими шелковыми материями и золотыми украшениями и греческие обряды, и греческих "волхвов"- священников». Специалист по древнерусской истории Сергей Бахрушин расставляет несколько иные акценты, отмечая, что в X веке на Руси образуется слой феодальной знати, которая «торопилась освятить свои притязания на господствующее положение». На сегодняшний день достоверно неизвестно, где принял крещение Владимир. Традиционная версия, по которой киевский князь крестился в Херсонесе, отвергается, в частности, академиком Алексеем Шахматовым, который считает, что известия о корсунском походе князя Владимира - «позднейшая вставка, разорвавшая первоначальный летописный текст». Нет точных данных и о крещении жителей Киева: часть исследователей считает, что массовое крещение состоялось в Днепре, другие называет Почайну. По мнению современных историков 988 год можно считать лишь условной датой крещения всего Древнерусского государства. Российский религиовед Николай Гордиенко связывает это событие исключительно с «обращением в христианство киевлян», которое стало лишь одним из начальных моментов растянувшегося на долгие годы, зачастую болезненного процесса приобщения к новой вере жителей всего Древнерусского государства.

В православном церковном календаре эта дата (по старому стилю — 15 июля) — день памяти равноапостольного князя Владимира (960-1015). 1 июня 2010 года президент России Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "О днях воинской славы и памятных датах России".
С предложением придать государственный статус Дню крещения Руси выступала Русская православная церковь.

В июне 2008 года Архиерейский Собор Русской православной церкви постановил в день святого равноапостольного князя Владимира 28 июля совершать богослужение по уставу великого праздника , а также обратился к руководству России, Украины и Белоруссии с предложением включить день святого князя Владимира в число государственных памятных дат.
На Украине аналогичная дата является государственным праздником, именуемым Днем крещения Киевской Руси — Украины, который отмечается ежегодно 28 июля — в день памяти святого равноапостольного князя Владимира. Праздник был учрежден в июле 2008 года указом президента Украины.

Первое официальное празднование крещения Руси произошло в 1888 году по инициативе обер-прокурора Святейшего Синода Победоносцева. Юбилейные мероприятия проходили в Киеве: в преддверии юбилея был заложен Владимирский собор; был открыт памятник Богдану Хмельницкому, совершены торжественные богослужения.

Вслед за Киевом постепенно христианство пришло в другие города Киевской Руси : Чернигов, Волынский, Полоцк, Туров, где создавались епархии. Крещение Руси в целом затянулось на несколько столетий - в 1024 году Ярослав Мудрый подавил восстание волхвов во Владимиро-Суздальской земле (аналогичное восстание повторилось в 1071 году; тогда же в Новгороде волхвы противостояли князю Глебу), Ростов был крещен только в конце XI века, а в Муроме сопротивление язычников новой вере продолжалось до XII века.
Дольше всех славянских племен оставалось в язычестве племя вятичей. Их просветителем в ХII веке был преподобный Кукша, Печерский инок, принявший у них мученическую смерть.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Первые христиане в Киеве. В.Г. Перов. 1880 г.

В каком году было Крещение Руси?

Ответ на вопрос, в каком году было Крещение Руси, должен знать каждый христианин. Крещение Руси было грандиозным событием, так как за короткий период времени произошли ключевые перемены, которые перевернули ход истории.

Крещение Руси было в 988 году по приказу князя Владимира.

От решения одного правителя может зависеть участь всего народа. Так было и во время правления святого князя Владимира. О том, что необходимо его подданным принять именно православную веру, он пришел к такому решению не сразу. У него были колебания между религиозными учениями, которые являются монотеистическими, то есть признают существование единого Бога, а не множества божеств. То, что князь Владимир уже был склонен к принятию монотеистической религии, свидетельствует о его мудрости, как правителя и желании объединить свой народ.

Причины принятия христианства

При выборе веры сыграло роль сразу несколько факторов. Одним из них было то, что бабушка святого равноапостольного князя Владимира, святая Ольга, была православной христианской. Она строила храмы и желала распространить христианство на Руси.


Акимов Иван Акимович «Крещение княгини Ольги в Константинополе» 1792 Государственный Русский музей

Вторая причина носила прагматичные цели — князь почувствовал, что языческая религия с ее большим количеством богов, демонов и прочих мифических существ не очень соответствовала его государственным планам. Князь стремился объединить земли вокруг Киева, централизовать власть. Важным моментом процесса централизации было изменение мировоззрения. Сначала князь решил систематизировать почитание языческих богов, впоследствии решил выбрать для государства одну из монотеистических религий.

Однако основной причиной того, что князь Владимир выбрал православную веру, является Божий промысел. Именно по воле Самого Господа произошло много удивительных событий, которые привели самого князя Владимира к искренней вере.

Решив принять христианство, Владимир, следуя несколько необычной логике решил, что просто так стать православным он не может, а должен непременно завоевать право на эту веру оружием. Поэтому князь пошел на Херсонес. Покорив Корсунь (как иначе называется этот город), князь отправил к византийским императорам Василию и Константину послов. Посланники передали государям, что князь Владимир взял Корсунь и если византийские императоры не согласятся выдать за Владимира их сестру Анну, он возьмет и Константинополь.

Можно представить себе ужас девицы, которая ради спасения родного города должна была выйти замуж за незнакомого ей северного варвара, к тому же некрещеного! Однако согласие на брак было дано, но с условием, что князь крестится. Владимир только этого и ждал.

Византийская царевна отправилась к жениху в Корсунь, а когда прибыла туда, князь внезапно ослеп. Владимир начал сомневаться, а мудрая девица объяснила, что ослеп он временно и исключительно для того, чтобы Господь показал ему свою неизреченную славу.

Князя крестил епископ Корсунский. Едва только он возложил руку на голову князя и стал погружать его в купели, как Владимир прозрел. «Ныне познал я Бога истинного», — с радостью воскликнул князь. Навсегда останется тайной, что было явлено Владимиру в момент крещения.

Дружина князя и бояре дивились чудесному исцелению своего повелителя, и многие из них, уверовав, крестились.

Вскоре после крещения Владимир повенчался с Анной, которая больше не страшилась стать женой русского князя, видя, что над ним и над его землей пребывает Божия благодать.

Перед тем как покинуть Херсонес, князь поставил церковь в честь святого Василия (это имя он получил при крещении)


Владимирский кафедральный собор в Херсонесе

После того, как Владимир вновь обрел зрение, он стал смотреть на свою прошедшую жизнь другими глазами. В его сердце появилось искреннее стремление угодить Господу и распространить святую веру для спасения душ людей. Святой князь Владимир стал совершать много дел милосердия: он помогал нищим, отпустил своих наложниц, духовно наставлял людей.

Выбор веры Владимиром


И. Е. Эггинк. «Великий князь Владимир выбирает веру». 1822.

Племенные культы не могли создать единую государственную религиозную систему, так как языческий пантеон не мог объединить верования всех племён Древней Руси.

Согласно «Повести временных лет», до крещения князя Владимира имело место «испытание вер». В 986 году к князю Владимиру прибыли послы от волжских булгар, предложившие ему перейти в ислам. Когда они рассказали князю об обрядах, которые необходимо соблюдать, в том числе и о запрете на питьё вина, Владимир ответил знаменитой фразой: «Руси есть веселие пити», после чего отверг предложение булгар.

После болгар пришли немцы (иностранцы) из Рима, посланные Римским папой. Те заявляли, что у них был пост по силе: «если кто пьёт или ест, то всё во славу божию». Однако Владимир отослал их, сказав им: «Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого».

Следующими были хазарские евреи, предлагавшие Владимиру принять иудаизм. В ответ на это он, зная что Хазария была разгромлена его отцом Святославом, спросил, где их земля. Евреи были вынуждены признаться, что у них нет своей земли - Бог рассеял их по другим странам. Владимир отказался от иудаизма.

Затем на Русь прибыл византиец, которого русский летописец за мудрость назвал Философом. Он рассказал русскому князю о библейской истории и христианской вере. Однако Владимир ещё не принял окончательного решения и советовался со своими ближайшими боярами.

Было решено дополнительно испытать веру, побывав на богослужениях у мусульман, у немцев и у греков. Когда после посещения Константинополя посланники вернулись в Киев они с восторгом сообщили князю: «Не ведали где мы есть - на небе или на земле». В итоге Владимир сделал выбор в пользу христианства по греческому обряду.

Какая вера была до принятия христианства?

До 988 года, когда было принято христианство, на Руси господствовали языческие верования. В жертву идолам приносили не только плоды растений, животных, но также были и человеческие жертвоприношения. Многие люди искренне верили, что таким образом они просят о ниспослании им милости и заслуживают ее.

Изначально дорогу христианству к самому сердцу киевского княжения Руси проложила княгиня Ольга, вдова убитого древлянами князя Игоря. Около 955 г. она приняла крещение в Константинополе. Оттуда она и привезла греческих священников на Русь. Однако христианство тогда не получило широкого распространения. Сын княгини Ольги Святослав не видел нужды в христианстве и продолжал чтить старых богов. Заслуга утверждения православия на Руси принадлежит одному из его сыновей, князю Владимиру.

Однако, несмотря на то, что Русь была крещена, простые люди продолжали чтить русские языческие традиции, постепенно приспосабливая их к христианским. Таким образом и возникло русское православие – причудливое сочетание славянского язычества и христианства. Несмотря на это, Крещение Руси продолжает оставаться одним из самых значительных событий в истории русской культуры.

Святой Владимир умер 15 (28 н. ст.) июля 1015 года.

«То новый Константин великого Рима; как тот крестился сам и людей своих крестил, так и этот поступил так же… Удивления достойно, сколько он сотворил добра Русской земле, крестив ее. Мы же, христиане, не воздаем ему почестей, равных его деянию. Ибо если бы он не крестил нас, то и ныне бы еще пребывали в заблуждении дьявольском, в котором и прародители наши погибли»», — написано о Владимире в «Повести временных лет».

Когда отмечается праздник

День крещения Руси закреплён в законодательстве Российской Федерации «в качестве памятной даты важного исторического события, оказавшего значительное влияние на общественное, духовное и культурное развитие народов России, и на укрепление российской государственности»

Отмечается ежегодно 28 июля , как «День памяти Святого равноапостольного великого князя Владимира» - крестителя Руси (15 июля по юлианскому календарю). Как и все памятные даты в России, «День Крещения Руси» выходным днём не является.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

Официальная дата крещения Руси – 988 год. Однако некоторые исследователи не согласны ни с принятой датировкой, ни с традиционной оценкой этого судьбоносного для России события.

Христианство до крещения

На сегодняшний день помимо основной версии принятия христианства на Руси – от Владимира – существует ряд других: от апостола Андрея Первозванного; от Кирилла и Мефодия; от Аскольда и Дира; от константинопольского патриарха Фотия; от княгини Ольги. Некоторые из версий так и останутся гипотезами, но другие имеют право на жизнь. В прошлом русская церковно-историческая литература историю христианства на Руси вела с I века, связывая ее с миссионерской деятельностью апостола Андрея Первозванного. Эту версию озвучивал Иван Грозный в беседе с папским легатом Антонио Поссевино: «Мы получили веру при начале христианской церкви, когда Андрей, брат ап. Петра, приходил в эти страны, чтобы пройти в Рим». Событие, произошедшее в Киеве в 988 году, называли, как «обращение князя Владимира», или как «окончательное устройство Православной Церкви в России при святом Владимире». О путешествии апостола Андрея Первозванного по пути «из варяг в греки», во время которого проповедник посетил Приднепровье и Ладогу, мы знаем из «Повести временных лет». Однако, уже Николай Кармазин в своей «Истории государства Российского» замечал: «впрочем, люди знающие сомневаются в истине сего Андреева путешествия».

Историк Русской Церкви Евгений Голубинский отметил нелогичность такого путешествия: «Идти из Корсуня (Херсонеса Таврического) в Рим через киевские и новгородские земли, все равно, что добираться из Москвы в Петербург через Одессу». Опираясь на труды византийских хронистов и ранних Отцов Церкви, с уверенностью можно сказать лишь о том, что Андрей Первозванный достиг земель современных Крыма и Абхазии. Миссионерскую деятельность апостола Андрея трудно назвать «Крещением Руси», это только первые попытки приобщить народы Северного Причерноморья к зарождающейся религии. Большего внимания заслуживает намерение исследователей отнести дату принятия христианства на Руси ко второй половине IX века. Для этого есть основания. Некоторых историков настораживает тот факт, что официальное крещение Руси, состоявшееся в 988 году, обходят стороной византийские хроники того времени. Церковный историк Владислав Петрушко писал: «Поразительно, но греческие авторы вообще не упоминают даже о таком эпохальном событии, как крещение Руси при св. Владимире. Впрочем, у греков были свои причины: епархия "Росия" формально была открыта столетием раньше». 867 годом зафиксировано «окружное послание» константинопольского патриарха Фотия, где упоминаются, «поработившие соседние народы русы», которые «подняли руку на ромейскую империю. Но теперь и они переменили эллинскую и безбожную веру, в которой прежде сего содержались, на чистое христианское учение». «И в них возгорелась такая жажда веры и ревность, – продолжает Фотий – что они приняли пастыря и с великим тщанием исполняют христианские обряды». Историки склонны сопоставлять послание Фотия с походом русов на Царьград в 860 году (по летописной датировке – в 866 году). Византийский император Константин Багрянородный, живший после Фотия, также сообщает о крещении русов, но в патриаршество не Фотия, а Игнатия, который возглавлял византийскую церковь дважды – в 847–858 и в 867–877 гг. Возможно, на это противоречие можно было бы не обращать внимания, если бы не один документ. Речь идет о договоре киевского князя Олега с греками заключенном в 911 году –памятнике, достоверность которого сегодня не вызывает сомнений. В этом договоре слова «русины» и «христиане» недвусмысленно противопоставлены друг другу. Красноречивы заключительные слова летописца о походе Олега на Царьград: «И приде Олег к Киеву, неся злато, и паволоки, и вина, и всякое узорочье. И прозвавшая Олега - вещий, бяху бо людие погани и невеигласи». Вполне очевидно, что в устах летописца «люди погани и невеигласи» – язычники. Подлинность свидетельств о принятии русами христианства в IX веке в целом историками не оспаривается. Однако, как сказал один из крупнейших специалистов по истории Древней Руси, Игорь Фроянов, «самое большее, что можно извлечь из данных свидетельств, - это предположение о единичных поездках миссионеров в пределы погруженной в язычество Скифии».

Первые христиане

После политических и торговых договоров Олега с Константинополем русско-византийские связи стали крепнуть. В славянские земли активно потянулись византийские купцы, частыми гостями в Причерноморье и на берегах Днепра стали миссионеры. Хотя крещение русичей и не носило массовый характер, вполне вероятно, что к середине X века в Киеве уже существовала христианская община. О проникновении христианства в Киевскую Русь свидетельствует упоминание соборной церкви Ильи пророка в Киеве в русско-византийском договоре 944 года. В числе принявших крещение была киевская княгиня Ольга. Это событие стало знаковым, так как Ольга стала первым в истории Древнерусского государства правителем, порвавшим с язычеством. «Для следующего поколения пример энергичной, умной княгини разбивал лед холодности и предубеждения против христианства, которое теперь уже не казалось таким чуждым, необычным и неподходящим для Руси», – писал историк Владимир Пархоменко. Дата и обстоятельства крещения Ольги до конца неясны.

Автор «Повести временных лет» связывает это событие с поездкой княгини в Константинополь. Повествование летописца местами насыщено баснословными подробностями, но сам факт крещения не вызывает у историков сомнения, так как подтвержден многими византийскими источниками. Опираясь на эти документы, крещение Ольги датируют 957 годом. Принятие Ольгой (в крещении Елена) христианства носило скорее частный характер и никак не отразилось ни на ее приближенных, ни на сыне Святославе. «Како аз хочю ин закон прияти един? А дружина моа сему смеятися начнуть», - отвечал Святослав матери на ее призывы креститься. В договоре 971 года князя Святослава с византийским императором Цимисхием мы по-прежнему видим Русь, которая клянется Перуном и Волосом. Новая вера в первую очередь затронула торговый люд, часто посещавший Константинополь, так как принятие христианства обеспечивало ему в Византии гораздо более выгодные условия. Помимо купечества к христианству охотно приобщались и русские дружинники, находившиеся на службе у византийского императора. Именно о таких «русах-христианах», которые по возвращении домой пополняли христианскую общину, упоминает Константин Багрянородный.

Выбор веры

Между тем Древняя Русь все ближе подходила к моменту, когда единая вера должна была подчинить княжеской власти разрозненные племена. Историк Борис Греков отмечал попытки Владимира Святославича с помощью пантеона различных языческих богов создать религию, «которая могла бы крепче объединить все его государство». Отживающее язычество оказалось плохим объединяющим началом и не смогло предотвратить распад огромного племенного союза во главе с Киевом. Видимо тогда Владимир и обратил свой взор на монотеистические религии.Выбор Владимиром религии часто связывают с легендарной историей, носящей название «испытание вер». Киевский князь, выслушав проповеди представителей римского католичества, булгарского магометанства, хазарского иудаизма и греческого православия отправил своих послов в эти страны для близкого знакомства с богослужебными обрядами. Летописец сообщает, что посланники, вернувшиеся из Константинополя со словами «Не ведали, где мы есть - на небе или на земле» произвели наиболее сильно впечатления на Владимира. Это и предопределило выбор веры по греческому обряду. Многие историки хоть и относятся к рассказу об «испытании вер» скептически, наделяя его книжным, поучительным характером, все же признают, что в основе могли лежать реальные события. Известный специалист по Древней Руси Владимир Мавродин считает, что в этом рассказе можно усмотреть «обрывки воспоминаний о реальных исторических событиях, ярко отражающих Русь на перепутье». В частности, о подлинности таких событий может свидетельствовать сообщение арабского писателя XIII века Мухаммеда аль-Ауфи «о посольстве Буламира (Владимира) в Хорезм с целью «испытания» мусульманства и о посольстве на Русь мусульманского имама для обращения русских в магометанскую веру». Так или иначе, решение о крещении Руси не было основано исключительно на мнении посольства.

Принятие единой религии для Владимира определялось в первую очередь политическими мотивами, сложной обстановкой не только внутри государства, но и на его окраинах. В то время южные границы Руси беспрестанно подвергались нападению кочевников, которые жгли нивы, разоряли села и осаждали года. В этих условиях Владимир рассчитывал на дружеские и союзнические отношения с Византией, которые могли состояться только после принятия Древнерусским государством христианства. Историк Михаил Покровский важную роль в крещении Руси приписывал верхнему слою древнерусского общества – князьям и боярам, которые «гнушались старыми, славянскими религиозными обрядами и славянскими колдунами, «волхвами», а стали выписывать себе вместе с греческими шелковыми материями и золотыми украшениями и греческие обряды, и греческих "волхвов"- священников». Специалист по древнерусской истории Сергей Бахрушин расставляет несколько иные акценты, отмечая, что в X веке на Руси образуется слой феодальной знати, которая «торопилась освятить свои притязания на господствующее положение». На сегодняшний день достоверно неизвестно, где принял крещение Владимир. Традиционная версия, по которой киевский князь крестился в Херсонесе, отвергается, в частности, академиком Алексеем Шахматовым, который считает, что известия о корсунском походе князя Владимира - «позднейшая вставка, разорвавшая первоначальный летописный текст». Нет точных данных и о крещении жителей Киева: часть исследователей считает, что массовое крещение состоялось в Днепре, другие называет Почайну. По мнению современных историков 988 год можно считать лишь условной датой крещения всего Древнерусского государства. Российский религиовед Николай Гордиенко связывает это событие исключительно с «обращением в христианство киевлян», которое стало лишь одним из начальных моментов растянувшегося на долгие годы, зачастую болезненного процесса приобщения к новой вере жителей всего Древнерусского государства.

Часть ІV.
Когда крестилась Киевская Русь?

Глава двенадцатая
Проблемы крещения Руси

Введение

О распространении христианства в восточной Европе есть много старых сведений. Этой тематикой занимались многие ученые последних 250 лет, пытаясь найти ответ на разные вопросы; по ней существует обширная литература, в которой нашли отражение исследования и мнения о самых разнообразных сторонах этого знаменательного события.

О развитии научных поисков в этой области известный специалист О. Рапов писал, что внимание историков XIX — начала XX в. было сосредоточено на следующих основных вопросах:

— когда в землях восточных славян появились первые христиане?
— можно ли доверять рассказу "Повести временных лет" о просвещении Русской земли апостолом Андреем?
— следует ли считать серьезными историческими источниками по проблеме обращения Руси в христианство "Житие св. Стефана Сурожского" и "Житие св. Георгия Амастридского"?
— занимались ли обращением в христианство русов Константин Философ и его брат Мефодий?
— сколько было крещений русов в IX столетии и в какие годы они имели место?
— когда и где приняла крещение княгиня Ольга?
— насколько была христианизирована Русь в княжение Игоря, Ольги, Ярополка?
— когда и при каких обстоятельствах произошло крещение Владимира Святославича и киевлян?
— было ли князем Владимиром в его правление крещено все население Руси или только небольшая часть городских жителей?
— когда происходило обращение в христианство вятичей и радимичей, а также неславянских народов, входивших в состав Киевского государства?
— какова роль латинских миссионеров в христианизации Руси?
— от кого приняла Русь христианство: от Константинополя, Рима, Охридской патриархии?
— какова роль хазар и варягов-скандинавов в проникновении христианства на Русь?
— когда возникла митрополия в Киеве?

О. Рапов подчеркивает, что по всем этим вопросам шла серьезная полемика, но ни по одному из них историки не пришли к единому мнению (РАП с. 12-13).

Единого мнения не было, но тем не менее постепенно оформилось господствующее мнение. Для ознакомления с ним рекомендуем читателям обратиться к "Заключению" монографии О. Рапова "Русская церковь"; в дальнейшем ссылки на нее обозначены сокращением РАП. Добавим, что в настоящей книге и особенно в следующей главе большое количество старых сведений, переводов, пересказов и мнений специалистов даются так, как они присутствуют именно в РАП.

Из всего обширного круга проблем, связанных с христианизацией Руси, нас прежде всего интересует один важнейший вопрос: когда крестилась Киевская Русь?

Постановка задачи

Итак, целью настоящего исследования, занимающего следующие две главы, является грубая относительная датировка крещения Киевской Руси.

Конечно, как видно из перечисленных выше проблем из ранней истории христианства на Руси, ученые дают себе отчет в том, что крещение целого народа, жившего на обширной территории, не могло во времена плохих коммуникаций осуществиться за день, год и даже десятилетие.

Как очень точно отметил Н. М. Тихомиров,

"Официальной датой установления христианства на Руси считается "Крещение Руси" в 989 г. при князе Владимире Святославиче. Но эта дата, в сущности, обозначает лишь наиболее заметный исторический факт: признание христианства официальной религией Киевской Руси ." (РАП с. 17)

Поэтому мы уточняем нашу задачу: мы хотим найти грубую датировку основной части религиозных перемен, сделавших христианство преобладающей, государственной религией в Киеве и на территории Киевской Руси. Период времени, в котором совершались эти перемены, будем для краткости называть "веком крещения Руси" и обозначать сокращением ВКР.

Особенности методики настоящего исследования

Как и в главе о свв. Кирилле и Мефодии, мы рассмотрим дошедшие до нас сведения о создании славянской письменности без предубеждений, т.е. не разделяя их заранее на "достоверные" и "недостоверные", не выделяя в них “правильные” и “анахроничные” детали. Вытекает ли из них естественным (внутренним) образом какая-нибудь определенная хронологическая картина, и если да, то какая она? Совпадает ли с той, что принята исторической школой XX века?

Как было отмечено выше, многие современные "канонические взгляды" сформировались давным-давно, 4-5 веков назад, на основе небольшой совокупности документов. Естественно, эти документы считаются в целом "достоверными". Далее, с обнаружением каждого нового документа он оценивался с точки зрения принятого "канона" и, если не соответствовал ему, отвергался и попадал в категорию "недостоверных", а иногда его попросту объявляли "фальсификатом". Но тогда, отбрасывая документы "по одному", практически очень сложно обнаружить любую ошибку в основных, «канонических» взглядах.

Принимая во внимание, что любой источник информации может содержать как "достоверные", так и "недостоверные" сведения, можно считать, что источники просто достоверны в разной степени. А что в данном документе достоверно и что нет - следует решать на основе анализа как можно более широкого круга документов.

Эти замечания объясняют выбранную в нашем исследовании методику работать со всеми доступными сведениями, в том числе и с теми, которые считаются недостоверными.

Перед тем как обратиться к нашей основной хронологической задаче, наметим некоторые яркие детали из сведений о крещении русского народа.

Как крестилась Киевская Русь?

Напомним очень коротко несколько любопытных и в то же время распространенных сведений об этом.

1) Четыре крещения Руси

Посмотрим, как крещение Руси описано в канонических церковных книгах первой половины XVII в. Возьмем "Большой катехизис", напечатанный в Москве при царе Михаиле Федоровиче Романове и патриархе Филарете в 1627 г. В этой книге есть особый раздел "О крещении русского народа". Оказывается, что крещение Руси описано здесь совершенно иначе, чем мы привыкли думать. "Катехизис" утверждает, что было четыре крещения Руси:
— Первое — от апостола Андрея.
— Второе крещение — от патриарха цареградского Фотия,

"во время царства греческого царя, Василия Македонянина, и при великом князе Рюрике всея Руси. И при киевских князех при Асколде и Дире ." (КАТ л. 27 об.; цит. по ФОМ14 с. 307).

— Третье крещение — при княгине Ольге. Оно произошло, согласно "Катехизису", в 6463 г. "от сотворения мира". Любопытно, что сам "Катехизис" переводит эту дату в 963 г. от Р. Хр.
— Четвертое крещение — это знаменитое крещение при князе Владимире. Вот что говорит "Катехизис":

"Итако повеле креститеся всей земли Русстей в лето шесть тысящь 497 от святых патриарх от Николы Хрусоверта или от Сисиния или от Сергия архиепископа Новгородского при Михаиле митрополите Киевском."

В последней цитате целый ряд странных деталей. Так, например, упоминание о патриархе, Новгородском архиепископе и Киевском митрополите во время крещения.

Сколько было христиан среди русских и каково было их положение и влияние в обществе во времена апостола Андрея или княгини Ольги? Это конкретные вопросы истории религии, выходящие за рамки хронологических проблем. Но с ними связана и определенная политическая нагрузка, которую русская историческая, государственная и церковная традиции вкладывали в легенду о крещении русских ап. Андреем.

2) Буря у Константинополя

В старых хрониках (например, в "Повести временных лет", у византийского писателя, известного как "Продолжатель Георгия Амартола" и в ряде других) встречается рассказ о чуде с бурей. Его сюжет состоит в следующем:

Русский флот осадил (считается, что это было в 866 г.) Константинополь. Население, перепуганное грабежами солдат в окрестностях города, ждало развязки военного конфликта. Византийский император, который в начале осады находился вне города, сумел пробраться в него. Вместе с патриархом Фотием он пошел в храм Богородицы во Влахернах; помолившись, вынесли оттуда чудотворную ризу Богоматери и направились к морю. Там дотронулись воды краем ризы, и тотчас же подули ветры и поднялась сильная буря, хотя до этого море было совершенно спокойным. Волны и ветер выбросили русские корабли на скалы, и тем самым русский флот был уничтожен, а город спасся от осады и кровопролития. У "Псевдо-Симеона" к этому рассказу есть приписка:

"Паде же тогда прах с небесех кръви плънь, и мнози обретаху камение на путих, и врътоградохъ чръвлено, якы кръвь ." (РАП с. 84)

Это же известие о "красной пыли" встречается и в Никоновской летописи. Судя по описанию, по Босфору прошел смерч, который выбросил русские суда на берег, поднял в воздух много пыли, камней и морских водорослей.

Конечно, такое "чудо" не могло не бросить тень на русских языческих богов и поднять авторитет могущественного христианского Бога, который вызвал бурю, потопил флот и тем самым спас столицу Византии.

Потерпев наказание от Бога, по легенде русские возвратились обратно домой и вскоре послали послов в Константинополь, прося крестить русский народ.

3) Чудо с Евангелием

Чудеса присутствуют во многих старых рассказах о крещении людей и народов. Есть чудо и в легенде о крещении русских. Вот краткий пересказ его сюжета из Биографии Константина Багрянородного:

Византийский император заключил мирный договор с русскими и убедил их принять святое крещение. Рукоположенный византийским патриархом Игнатием архиепископ был направлен с проповеднической миссией к русскому князю. Тот собрал старцев и других своих подданных и попросил прибывшего к ним архиерея объяснить, что он намерен возвестить им и чему собирается научить их. Архиерей предложил им Евангелие и рассказал о некоторых чудесах Ветхого и Нового Завета. Русские заявили, что не поверят ему, если сами не увидят что-либо подобное и особенно чудо с тремя отроками в печи. Помня слова Христа о просящих во имя Его, архиепископ ответил: "Хотя и не должно искушать Бога, однако, если вы от всего сердца решили приступить к Нему, просите, чего хотите, и Бог непременно сделает это по вере вашей, хотя мы грешны и ничтожны". Варвары потребовали, чтобы было брошено в огонь Евангелие. Помолившись, архиепископ сделал это. И по прошествии достаточного времени Евангелие было вынуто из потухшей печи и оказалось неповрежденным. Увидев это, русские, пораженные чудом, без колебаний начали креститься.

4) Религия русов до крещения

Об этом есть очень интересное сведение византийского патриарха Фотия, современника этих событий. Он писал:

"Ибо не только этот народ (болгары - ЙТ) переменил на веру Христову прежнее нечестие, но и тот слишком ставший известным и превосходящий всех жестокостью и кровопролитием, т.е. так называемая русь и этот народ переменил эллинское и безбожное учение, в котором прежде содержался, на чистое и неповрежденное христианское исповедание …" (УСП с. 78-79)

Итак, по Фотию выходит, что перед принятием христианства в Киевской Руси господствующей религией было "эллинское заблуждение", т.е. вера в Зевса ("Громовержца", поражающего своих врагов "перуном") и других "классических" эллинских богов.

В то же время принятая сегодня в исторической науке точка зрения о дохристианских верованиях русских совсем другая (хотя бы внешне): например, она предлагает нам "чисто славянского" верховного бога — громовержца Перуна. Но нельзя не заметить сходство Перуна с Зевсом, и даже совпадение слова "перун" — оно обозначает как имя "славянского" бога, так и основное оружие — гром/молния — "эллинского" бога.

Добавим, что в то время слово "эллин", по-видимому, обозначало не национальную, а религиозную принадлежность. О распространении "эллинских заблуждений" на Руси есть немало упоминаний в старых рукописях.

5) Богомильские элементы крещения

Созданный "отцами Церкви" христианский канон отводит Сатане роль противника Бога, бунтовщика против него. Апокалипсис Иоанна (XII, 7) видит в нем дракона, который вместе с группой ангелов взбунтовался против Бога. Идея о Сатанаиле как отщепенце от Бога нашла особое место в трудах Тертуллиана, Лактанция, Григория Ниссианского и др. (см. BRA с. 57).

В отличие от этих представлений богомильская традиция отводит Сатанаиле роль не дракона, а падшего ангела. Она считает, что Сатанаил сначала был добрым ангелом, начальником ангелов; в некоторых произведениях он описан как старший сын Бога (младшим является Иисус Христос). Богомилы считали, что позднее он возгордился и стал противиться своему Творцу и Богу.

Рассказывая о крещении Руси, "Повесть временных лет" приводит слова греческого проповедника, объясняющего князю Владимиру православную веру; там говорится о "Сотонаиле" и о том, что это

"первый от ангель, старьишина чину ангелски " (цит. по АНГ с. 164)

Таким образом, крестившие Русь духовники являлись носителями христианских идей, по крайней мере в некоторых деталях, близких к верованиям богомилов.

Св. Климент Охридский, один из учеников свв. Кирилла и Мефодия и митрополит Болгарской церкви, писал, что Сатанаил является Божьим служащим (АНГ с. 165). Ниже мы вернемся опять к вопросу о возможной близости болгарского и русского христианства к “неправославным” христианским традициям.

6) Политические аспекты разных вариантов ответа на вопрос: кто и когда крестил Русь

Сказание о христианской миссии апостола Андрея, зафиксированное в ряде церковных книг, с давних пор служило мощным оружием в руках византийской дипломатии в ее борьбе с Римом за церковную гегемонию в Европе. По преданию, город Византий, на месте которого впоследствии основан Константинополь, был посещен апостолом Андреем, и часть его населения приняла христианство. Там якобы находилась и гробница апостола Андрея. А так как апостол Андрей был старшим братом апостола Петра, основателя Римской христианской церкви, и опять-таки, по легенде, был раньше Петра призван Христом к апостольской деятельности, то все это позволило византийским императорам добиться на церковных соборах вначале уравнения в правах Константинополя с Римом как церковной столицы, а затем заставить Пятый церковный собор отдать предпочтение константинопольскому патриарху над прочими
церковными иерархами. (РАП с. 65)

Позднее, когда Византия пала под власть турок, Россия заявила о своих притязаниях стать центром Восточной Римской Империи. Часть теоретического обоснования этих домогательств основывалась на том, что в России, как и в Византии, проповедовал апостол Андрей; этот факт как бы давал Русской церкви высокий ранг, не ниже ранга других городов — претендентов на звание "столицы православного мира".

КРЕЩЕНИЕ, христианское таинство вступления в Церковь, установленное Иисусом Христом; совершается над верующим прежде всех других таинств. Славянское слово «крещение» является эквивалентом греческого термина «βάπτισμα» (от глагола «βαπτίζω» — погружать в воду, окунать), который западноевропейскими языками был непосредственно заимствован.

История таинства . Обряд крещения связан с символикой воды как одной из «первичных стихий», одновременно животворящей и губительной. Ритуальное омовение, сопровождавшееся покаянием и отречением от прежней жизни, совершалось в Древнем Израиле над уверовавшими язычниками. Обряд очистительного омовения проходили также вступавшие в кумранскую общину (смотри в статье Кумранистика). К подобной практике восходило крещение, совершавшееся Иоанном Крестителем над уверовавшими в близкое пришествие Мессии. Это крещение принял от Иоанна в водах реки Иордан Иисус Христос (смотри Крещение Господне), который Свои будущие крестные муки также называл крещение (Мк. 10:38-39; Лк. 12:50). Указание на христианское таинство крещения усматривается в словах Христа о необходимости нового рождения человека «от воды и Духа» как условия его вхождения в Царство Божие (Ин. 3:5). «Иоанново» же крещение имело лишь подготовительный характер и не сопровождалось дарованием благодати Божией (даром Святого Духа — Деян. 1:5, 18:25, 19:1-6); такое крещение, по мнению отцов Церкви, совершали и апостолы во время земной жизни Христа. Собственно христианское таинство крещения было установлено воскресшим Спасителем перед Его Вознесением: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19; сравни: Мк. 16:16).

Реклама

Изначально крещение совершалось через погружение в воду (Деян. 8:38-39), на что указывает само греческое название таинства. При этом нет сведений о специальном освящении воды: крестили в естественных водоёмах. С начала 4 века, после легализации христианства, при больших храмах стали устраивать особые помещения (баптистерии) с купелями в виде бассейнов. В случае необходимости допускалось крещение через обливание, о чём свидетельствует текст Дидахэ (конец 1 века). Постепенно крещение через обливание получило среди большинства христианских церквей равные права с крещением через погружение.

В первые века христианства, когда крестились в основном взрослые, проходившие длительную подготовку к принятию таинства (смотри в статье Катехизация), преимущественными днями крещения были праздник Крещения Господня и канун Пасхи. Это закрепилось в чинопоследовании литургии Страстной субботы: во время продолжительного чтения паремий оглашенных уводили в баптистерий, совершали над ними крещение и торжественно, в белых одеждах и со светильниками в руках, вводили в храм, где они впервые причащались Св. Тайн. (В память об этом и сейчас на литургии Страстной субботы, несмотря на отсутствие крещаемых, читается крещальный прокимен перед чтением Священного Писания, священнослужители меняют чёрные облачения на белые, все покровы на аналоях, иконах в храме также меняются на белые.) Новокрещёные носили белую одежду в течение недели; иногда на них возлагали венки из цветов или пальмовых листьев.

В современной практике крещение предшествует миропомазанию, однако в древней Церкви крещальное помазание могло совершаться как до, так и после погружения в воду, а в некоторых традициях — даже дважды, до тех пор пока повсеместно на Востоке и на Западе не установилась практика послекрещального помазания как основного и завершающего чин крещения.

Первые свидетельства о крещении детей датируются 2 веком, хотя, вероятно, оно существовало уже с апостольских времён, так как в Новом Завете упоминается о крещении целых семей (Деян. 16:15, 33). Крещальные обеты за детей произносили их родители и/или восприемники. Крещение детей вызывало полемику: одни богословы считали крещение детей необходимым, ссылаясь на апостольскую практику (Ориген), другие его отвергали, считая, что дети не имеют нужды в прощении грехов и что крещение необходимо совершать в сознательном возрасте (Тертуллиан). Блаженный Августин видел в практике крещения детей довод в пользу учения о грехе первородном, унаследованном всеми людьми (сравни: Рим. 5:12). После исчезновения института оглашенных (к 7 веку) практика крещения младенцев стала превалирующей.

Богословие и чинопоследование. Прообразы таинства крещения усматриваются в таких событиях Священной истории, как Сотворение мира («и Дух Божий носился над водою» — Быт. 1:2), спасительное плавание Ноева ковчега в водах потопа (Быт. 7), чудесный переход израильского народа через Красное море при освобождении из египетского рабства (Исх. 15) и его переход через реку Иордан перед завоеванием Земли обетованной (Нав. 3), ставшей позднее символом вечной жизни.

Православная и католическая церкви понимают крещение как таинственное и безусловно реальное соучастие человека в смерти и «тридневном Воскресении» Иисуса Христа, как рождение «водою и Духом» в новую жизнь в перспективе бессмертия (Ин. 3:3-5). «…Мы погреблись с Ним крещением в смерть, чтобы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и мы ходили в обновленной жизни» (Рим. 6:4). В крещение человек получает освобождение от первородного греха и прощение всех прежних личных грехов. Через Христа он получает усыновление Богу Отцу (Рим. 8:14-17) и становится «храмом Святого Духа» (1 Кор. 6:19).

Святой Дух совершает единение всех крещёных в одном Богочеловеческом организме («Теле Христовом») — Церкви (1 Кор. 12:13), делая их братьями и сёстрами в семье детей Божиих. Однако крещение является лишь первой ступенью восхождения души к Богу, залогом развития духовной жизни человека: если за крещение не следует обновление всей жизни, духовное перерождение человека, то оно не приносит плода.

Поскольку крещение раз и навсегда ставит человека в новое отношение к Богу, оно неповторимо. Его совершает архиерей или священник, в чрезвычайных обстоятельствах (например, при угрозе смерти желающему креститься) — диакон или даже мирянин, в том числе и женщина; если позднее чрезвычайные обстоятельства устраняются, то такое крещение остаётся действительным и лишь дополняется миропомазанием.

Имеет место различное отношение поместных православных церквей к признанию действительности крещения, совершённого инославными христианами. В Русской православной церкви, безусловно, признаётся крещение, совершаемое в Римско-католической церкви, а также крещение в большинстве протестантских деноминаций, за исключением радикальных течений, отрицающих традиционное учение о Святой Троице или совершающих крещение в одно погружение.

В протестантизме в понимании смысла крещения существенную роль играет субъективный фактор. Согласно классической протестантской мысли, крещение есть испытание обращения в веру, приводящую личные устремления человека в соответствие с волей Господа. Лютеране, англикане, кальвинисты признают различные формы крещения (погружение, обливание) при обязательной крещальной формуле «во имя Отца, Сына и Святого Духа». При этом они допускают крещение, как младенцев, так и взрослых. Баптисты, исходящие из буквального понимания символики крещения как погребения с Христом (Кол. 2:12), признают лишь погружение в воду. Во многих протестантских деноминациях (в том числе в баптистских общинах) не крестят малолетних детей: считается, что человек должен принять решение о крещении сознательно (крещение ставится, т.о., в полную зависимость от личной веры человека).

Современное православное чинопоследование крещения включает в себя ряд молитв и священнодействий, несущих следы древних догматических и культурных традиций.

В современной церковной практике все элементы предкрещального чина, как правило, совершаются в один день: непосредственно перед крещением оглашаемый (или восприемник младенца) поворачивается к западу и трижды отрекается от сатаны «и всех дел его, и всего служения его…», подтверждая своё отречение «дуновением и плюновением», после чего трижды громко исповедует желание «сочетаться со Христом» и читает Символ веры. В начале чина собственно крещения произносится великая ектения, в которой Церковь молится о своём новом члене; далее следует освящение воды и помазание крещаемого елеем. Во время погружения в воду (окропления водой) на крещаемого нисходит Святой Дух, дарующий ему семя вечной жизни и очищающий от грехов. Затем на новокрещёного надевают нательный крест (символ спасения), напоминающий ему об условии следования за Христом, и белую ризу (символ чистоты). После миропомазания, запечатывающего полученный новокрещёным дар Святого Духа, священник с новокрещёным и восприемниками трижды обходит вокруг купели, что символизирует вечность заключённого с Богом союза. После чтения «крещальных» Апостола (Рим. 6:3-11) и Евангелия (Мф. 28:16-20) священник омывает с тела крещёного миро и совершает крестообразно постриг волос (в античном мире острижение волос означало посвящение божеству или — для раба — переход к новому хозяину; в крещение же человек становится «рабом» Бога, дарующего ему подлинную свободу и грядущую вечную жизнь). Если крещение совершается в связи с «крещальной» литургией, то новокрещёный получает и первое причастие. Современный богослужебный текст чина крещения и миропомазания содержится в Требнике.

Лит.: Алмазов А. И.

Крещение Руси в 988 году и государство Русь

История чинопоследований крещения и миропомазания. Казань, 1884; Шмеман А., прот. Таинство крещения. М., 1996; он же. Водою и Духом: О таинстве крещения. М., 2004; Арранц М., иером. Крещение и миропомазание: Таинства Византийского Евхология. Рим, 1998; Johnson М. The rites of Christian initiation: their evolution and interpretation. Collegeville, 1999.

Ю. И. Рубан.

Крещение Руси.

Дата крещения Руси.

Крещение Руси (согласно «Повести временных лет») произошло в 988 году (в 6496 году от сотворения мира), в том же году крещение принял и князь Владимир. Однако некоторые историки называют иную дату крещения князя Владимира – 987 год, но официально датой крещения Руси считается именно 988 год.

Крещение Руси кратко.

До середины X века на территории русских княжеств большинство населения считалось язычниками. Славяне верил в вечность и равновесии между двумя высшими началами, которые на нынешний лад больше напоминают «добро» и «зло».

Язычество не позволяло объединить все княжества за счёт единой идеи. Князь Владимир, победив своих братьев в междоусобной войне, принял решение – крестить Русь, что позволило бы идейно объединить все земли.

На самом деле к тому моменту многие славяне уже прониклись Христианством благодаря купцам и воинам, бывавшим на Руси. Оставалось лишь сделать официальный шаг – закрепить религию на государственном уровне.

«В каком году было крещение Руси?» , — это очень важный вопрос, который задают в школе, вставляют в различные исторические тесты. Ответ Вы уже знаете – крещение Руси произошло в 988 году нашей эры. Незадолго до крещения Руси принял новую веру Владимир, сделал он это в 988 году в греческом городе Корсунь на полуострове Крым.

После возвращения князь Владимир начал внедрять веру по всему государству: были крещены приближенные князя, воины дружины, торговцы и бояре.

В каком году крестили Русь

Стоит отметить, что Владимир выбирал между православием и католицизмом, но второе направление подразумевало власть церкви над светской жизнью, и выбор был сделан в пользу первого.

Крещение не прошло без эксцессов, так как многие люди считали смену веры предательством богов. В результате чего некоторые обряды утратили смысл, но сохранились в культуре, например, сжигание чучела на Масленицу, некоторые божества стали святыми.

Крещение Руси – это событие, которое повлияло на развитие культуры всех восточных славян.

О времени и обстоятельствах принятия Русью христианства ученые спорят до сих пор. Христианская религия была известна уже в самом начале существования древнерусского государства. По мнению ряда ученых, первые попытки крестить киевлян предпринимались еще в IX веке князьями Аскольдом и Диром. Но христианизация Руси не может быть объяснена только личными качествами правителя.

Распространение христианства среди восточных славян стало частью более широкого процесса христианизация стран Северной, Центральной и Восточной Европы (IX-XI века). Все эти страны объединяла одна черта: в это время в них происходит образование государства и начинает развиваться классовое неравенство. Т.о., принятие христианства теснейшим образом связано с этими процессами.

Языческие верования были тесным образом связаны с родоплеменным строем, они не могли объяснить и идеологически обосновать возникшее социальное и политическое равенство. Поэтому они уступали монотеистическим религиям, которые имелись у соседних народов.

Кто крестил Русь?

Через торговые и военные контакты Русь знакомилась с этими религиями.

В свою очередь, укреплявшаяся княжеская власть искала способы усиления государственного единства и идеологическую поддержку в религии. С этой целью князь Владимир Святославович (980-1015 гг.) предпринял попытку реформировать языческий культ. Он создал главное капище, посвященное богу Перуну. Перун объявлялся главным богом, которому подчинялись все остальные. Первая религиозная реформа князя Владимира оказалась неудачной, и он обратился к другим религиям. В 988 г. он сделал государственной религией Руси православие.

Главной причиной такого выбора были тесные связи между Византией и Русью, благодаря чему православие было хорошо известно на Руси. 2-я причина – активная миссионерская деятельность православной церкви, которая допускала богослужение на славянских языках. 3-я причина – православие не настаивало на подчинении княжеской власти церкви. 4-я причина – возможность династического брака с сестрой византийского императора.

Последствия:

Во-первых, укрепление государственного единства и княжеской власти; во-вторых, развитие феодального строя; в-третьих, повышение международного авторитета Руси; в-четвёртых, развитие права и духовной культуры, развитие письменности и знакомство с греческой культурой. Церковь заняла в русском обществе привилегированное положение. Она получила право на владение землёй и церковную десятину. Церковь освобождалась от княжеского суда. Она регулировала брачно-семейные и другие общественные отношения, контролировала идеологическую жизнь общества.

Принятие христианства на Руси

Ничто не поражает так, как чудо, — разве только наивность, с которой его принимают на веру.

Марк Твен

Принятие христианства на Руси – процесс, в ходе которого Киевская Русь в 988 году перешла от язычества к истинной христианской вере. Так, по крайней мере, говорят учебники по истории России. Но мнения историков расходятся в вопросе христианизации страны, поскольку значительная часть ученных уверяет, что события, которые описываются в учебнике, на самом деле происходили не так, или не в такой последовательности. В ходе данной статьи мы постараемся разобраться в этом вопросе и понять, как же на самом деле происходило крещение Руси и принятие новой религии – христианства.

Причины принятия христианства на Руси

Начать изучение этого важного вопроса следует с рассмотрения того, какой была религиозная Русь до Владимира. Ответ прост – страна была языческой. Кроме того часто такую веру называют ведической. Суть такой религии обуславливается пониманием, что, несмотря на обширность, существует четкая иерархия богов, каждый из которых отвечает за определенные явления в жизни людей и природы.

Бесспорный факт — князь Владимир Святой долгое время был ярым язычником. Он покланялся языческим богам, и долгие годы старался привить стране правильное с его точки зрения понимание язычества. Об этом говорят и официальные учебники по истории, в которых представлены однозначные факты, говорящие, что в Киеве Владимир установил памятники языческим богам и призывал народ покланяться им. Об этом сегодня снимается множество фильмов, в которых рассказывается о том, насколько это был значимый шаг для Руси. Однако, в этих же источниках говорится о том, что «безумное» стремление князя к язычеству привело не к объединению народа, а наоборот, к его разобщению. Почему это произошло? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо понять суть язычества и ту иерархию богов которая существовала. Эта иерархия представлена ниже:

  • Сварог
  • Жив и Жива
  • Перун (14-ый в общем списке).

Другими словами, были главные боги, которые почитались, как истинные создатели (Род, Лада, Сварог), а были и второстепенные боги, которых почитала только небольшая часть людей. Владимир же в корне разрушил эту иерархию и назначил новую, где главным божеством для славян назначался Перун. Это полностью разрушило постулаты язычества. В результате поднялась волна народного гнева, поскольку люди, которые долгими годами молились Роду, отказывались принимать тот факт, что князь собственным решением утвердил Перуна главным божеством. Необходимо понять весь абсурд ситуации, которую создал Владимир Святой. Он фактически своим решением взялся управлять божественными явлениями. Мы не говоримо том, насколько эти явления были значимы и объективны, а просто констатируем факт, что киевский князь это сделал!

Кто первым крестил Киевскую Русь?

Для того, чтобы стало понятно, насколько это важно, представьте, что завтра президент объявит, что Иисус это вовсе не бог, а богом является, например, апостол Андрей. Такой шаг взорвет страну, но именно на этот шаг и пошел Владимир. Чем он руководствовался, совершая этот шаг – неизвестно, но последствия этого явления очевидны – в стране начался хаос.

Мы углубились настолько в язычество и начальные шаги Владимира в роле князя, потому, что именно в этом лежит причина принятия христианства на Руси. Князь, почитая Перуна, старался навязать эти взгляды всей стране, но потерпел неудачу, поскольку основная масса населения Руси понимала, что истинный бог, которому молились годами, – Род. Так провалилась первая религиозная реформа Владимира 980 года. Об этом пишут и в официальном учебнике по истории, забывая, правда, рассказать о том, что князь полностью перевернул язычество, что и привело к волнениям и провалу реформы. После этого в 988 году Владимир принимает христианство, как религию наиболее подходящую для себя и своего народа. Религия пришла из Византии, но для этого князю пришлось захватить Херсонес и жениться на византийской принцессе. Вернувшись в Русь с молодой женой, Владимир обратил все население в новую веру, причем люди с удовольствие приняли религию, и только в отдельных городах наблюдались незначительные сопротивления, которые быстро пресекались княжеской дружиной. Этот процесс описывается в «Повести временных лет».

Именно такие события предшествовали крещению Руси и принятию новой веры. Давайте же теперь разбираться, почему большая половина историков критикует такое описание событий, как не достоверное.

«Повесть временных лет» и церковный Катехизис 1627 года

Практически все, что нам известно о крещении Руси, мы знаем на основе произведения «повесть временных лет». Историки уверяют нас в достоверности самого произведения и тех событий, которые в нем описываются. В 988 году крестился великий князь, а в 989 году была крещена вся страна. Разумеется, на тот момент времени в стране не было священников для новой веры, поэтому они приехали на Русь из Византии. Эти священники привезли с собой обряды греческой церкви, а также книги и святые писания. Все это было переведено и составило основу новой веры нашей древней страны. Об этом говорит нам «Повесть временных лет» и эта версия представлена в официальных учебниках по истории.

Однако, если посмотреть на вопрос принятия христианства с точки зрения церковной литературы, то мы увидим серьезные расхождения с версией из традиционных учебников. Для демонстрации рассмотрим Катехизис 1627 года.

Катехизис представляет собой книгу, содержащую основы христианского учения. Впервые Катехизис был опубликован в 1627 году при царе Михаиле Романове. В этой книге изложены основы христианства, а также этапы становления религии в стране.

Примечательна в Катехизисе следующая фраза: «Итако повеле креститеся всей земли Русстей. В лето шесть тысящь УЧЗ (496 – славяне издревле обозначали цифры буквами). от святых патриарх, от НИКОЛЫ ХРУСОВЕРТА, или от СИСИНИЯ. или от СЕРГИЯ, архиепископа Новгородского, при Михайле митрополите киевском». Мы привели выдержку из 27 страницы Большого Катехизиса, специально сохранив стилистику того времени. Из этого следует, что на момент принятия христианства на Руси уже были епархии, как минимум в двух городах: Новгороде и Киеве. А ведь нам говорят, что церкви при Владимире не было и священники пришли из другой страны, но церковные книги уверяют об обратном – христианская церковь, пусть и в состоянии зарождения, но уже была у наших предков еще до самого крещения.

Современная история достаточно неоднозначно трактует этот документ, говоря, что это не более, чем средневековые выдумки, и в данном случае Большой Катехизис искажает истинное положение дел 988 года. Но ведь это приводит к следующим выводам:

  • На момент 1627 года русская церковь придерживалась мнения, что христианство было и до Владимира, как минимум в Новгороде и Киеве.
  • Большой Катехизис это официальный документ своего времени, по которому изучали, как богословие, так и частично историю. Если предположить, что в этой книге действительно ложь, то получается, что на момент 1627 года никто не знал, как произошло принятия христианства на Руси! Ведь других версий нет, и всех учили «ложной версии».
  • «Правда» о крещении появилась только значительно позже и ее представляют Байер, Миллер и Шлецер. Это придворные историки, которые приехали из Пруссии и описывали историю России. Что касается христианизации Руси, то эти историки основывали свою гипотезу именно на повести временных лет. Примечательно, что до них этот документ никакой исторической ценности не имел.

Роль немцев в истории России переоценить очень сложно. Практически все известные ученые признают, что наша история написана немцами и в интересах немца.

Примечательно, что, например, Ломоносов порой доходил до драк с приезжими «историками», поскольку те нагло переписывали историю России и всех славян.

Православные или правоверные?

Возвращаясь к Повести временных лет, следует отметить, что многие историки скептически относятся к этому источнику. Причина в следующем: на протяжении всей повести постоянно подчеркивается, что князь Владимир Святой сделал Русь христианской и православной. В этом нет ничего необычного или подозрительного для современного человека, но есть очень важная историческая нестыковка — христиан начали называть православными только после 1656 года, а до этого название было другим – правоверные…

Изменение названия произошло в процессе церковной реформы, которую проводил патриарх Никон в 1653-1656 годах. Большого различия между понятиями нет, но есть опять же один важный нюанс. Если правоверными называли людей, которые правильно веруют в Бога, то православными называли тех, кто Бога правильно прославляет. А в древней Руси прославление фактически приравнивалось к языческим деяниям, и поэтому, изначально, применялся термин правоверные христиане.

Этот, на первый взгляд, незначительный пункт в корне меняет представление об эпохе принятия религии христианства у древних славян. Ведь получается, что если до 1656 года христиане считались правоверными, а в Повести временных лет используется термин православные, то это дает повод заподозрить Повесть в том, что она писал никак не в период жизни князя Владимира. Подтверждает эти подозрения тот факт, что впервые данный исторический документ появился только в начале 18 века (более, чем через 50 лет после реформы Никона), когда новые понятия уже плотно вошли в обиход.

Значение принятия христианства на Руси

Принятие христианства древними славянами – это очень важный шаг, который в корне изменил не только внутренний уклад страны, но и ее внешние отношения с другими государствами. Новая религия привела к изменению быта и образа жизни славян. Изменению подверглось буквально все, но это тема для другой статьи. в общем же мы можем говорить, что значение принятия христианства свелось к:

  • Сплочение народа вокруг единой религии
  • Улучшение международного положения страны, за счет прниятия релии, которая существовала в странах-соседях.
  • Развитие христианствкой культуры, которая пришла в страну вместе с религией.
  • Укрепление власти князя в стране

Мы же вернемся к рассмотрению причин принятия христианства и того, как это происходило. Мы уже отмечали, что поразительным образом за 8 лет князь Владимир превратился из убежденного язычника в истинного христианина, а вместе с ним и вся страна (об этом говорит официальная история). Всего за 8 лет такие изменения, причем путем проведения двух реформ. Так зачем же русский князь изменил религию внутри страны? Давайте разбираться…

Предпосылки принятия христианства

Существует множество предположений о том, кем был князь Владимир. Официальная история ответа на этот вопрос не дает. Нам доподлинно известно только одно – Владимир был сыном князя Святослава от хазарской девушки и с ранних лет жил с княжеской семьей. Братья будущего великого князя были убежденными язычниками, как и их отец – Святослав, который говорил, что христианская вера это уродство. Как же получилось так, что Владимир, который жил в языческой семье вдруг легко воспринял традиции христианства и за несколько лет изменил себя? Но пока необходимо отметить, что само принятие новой веры простыми жителями страны в истории описано крайне небрежно. Нам говорят, что без каких-либо волнений (незначительные мятежи были только в Новгороде) русичи приняли новую веру. Вы можете себе представить народ, который за 1 минуту отказался от старой веры, которой его учили столетиями, и принял новую религию? Достаточно перенести эти события на наши дни, чтобы понять абсурдность этого предположения. Представьте, что завтра Россия объявит своей религией иудаизм или буддизм. Волнения в стране поднимутся страшные, а нам говорят, что в 988 году смена религии прошла под овации…

Князь Владимир, которого поздние историки прозвали Святым, был нелюбимым сыном Святослава. Тот прекрасно понимал, что «полукровка» страной править не должен, и готовил престол для своих сыновей Ярополка и Олега. Примечательно, что в некоторых текстах можно найти упоминание о том, почему Святой так легко воспринял христианство и начал навязывать его на Руси. Известно, что, например, в Повести временных лет Владимира называют не иначе, как «робичич». Так в те времена называли детей раввинов. В последующем историки стали переводить это слово, как сын рабыни. Но факт остается фактом – нет четкого понимания, откуда появился сам Владимир, но есть некоторые факты, указывающие на его принадлежность еврейскому роду.

В результате мы можем говорить, что, к большому сожалению, вопрос принятия веры христианской в Киевской Руси изучен историками очень плохо. Мы видим огромное количество нестыковок и объективного обмана. Нам представляют события, которые произошли в 988 году, как нечто важно, но вместе с тем, рядовое для народа. Данная тема весьма обширна для рассмотрения. Поэтому в следующих материалах, мы подробнее рассмотрим данную эпоху, чтобы разобраться досконально в тех событиях, которые происходили и предшествовали крещению Руси.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ИСТОРИИ И ЭТНОГРАФИИ УКРАИНЫ

Реферат на тему

«Проблема выбора государственной религии и

влияние христианизации на историческую судьбу Киевской Руси»

Выполнил:

Студент группы АН-033

Костылев В.И.

Проверил:

Доц. Дузь А.П.

Одесса 2003

  • Вступление
  • Общая характеристика ведизма
  • Последствия христианизации
  • Выводы
  • Список использованной литературы

Вступление

Как известно, в 988 году н.э. Киевская Русь была крещена во времена правления князя Владимира. Однако было бы ошибочно считать, что новая вера пришла в тот самый год и моментально была принята. По официальной версии христианство на Русь принёс сам Андрей Первозванный, но почти тысячу лет пропаганда христианства игнорировалась русским народом. Почему это происходило – часть этого реферата.

Написано множество работ, восхваляющих князя Владимира и воспевающих христианство, считая установление этой веры на Руси крайне полезным моментом в русской истории.

Крещение Киевской Руси по неофициальной версии Иудеизация

Я хотел бы предоставить вниманию читателей работу, поддерживающие иные, менее популярные, взгляды.

Ни для кого не секрет, что на Руси до 988 года царило язычество, однако многие не понимают, не знают и даже не пытаются понять, что же есть на самом деле это язычество. Вообще, сам термин «язычество» неконкретный, т.к. является общим обозначением всех исповеданий, кроме христианского, еврейского и магометанского (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона). Если речь идёт о славянской религии, то следует использовать термин «ведизм» — от слова «веда», что значит «знание».

Общая характеристика ведизма

Итак, ведизм. Вопреки убеждениям многих, последователи Традиции, как ещё называют эту религию, не приносили кровавых жертв и не устраивали разнузданных оргий. Все разговоры о страшных ритуалах язычников – ничто иное, как дезинформация, направленная на дискредитацию ведизма, которую усиленно распространяют христиане, сжегшие на кострах более 13 миллионов человек.

Естественно, жертвоприношения были, однако жертвы эти были такими же невинными, как сегодняшнее возложение цветов к памятникам. В книге Велеса, которая считается одним из основных сборников мудрости ведизма, написано следующее: «Боги русов не берут жертв людскх и ни животными, единственно плоды, овощи, цветы, зерно, молоко, сырное питьё (сыворотка), на травах настоенное, и мёд и никогда живую птицу и не рыбу. А вот варяги и аланы богам дают жертву иную – страшную, человеческую, этого мы не должны делать, ибо мы Даждь-боговы внуки и не можем идти чужими стопами…».

Басни об оргиях, устраивавшихся древними – извращённое представление празднований.

Даже сейчас, празднуя Купалу, люди иногда обнажаются, однако обнажение это не несёт в себе ничего порочного. Красота человеческого тела, если это тело действительно красиво, не может восхитить лишь глупцов и тех, у кого восхищение заглушает зависть. Мои пращуры не запрещали оголять тело, если оно не было уродливо, и не видели в этом ничего сверхъестественного.

Что же чтили славяне, кому покланялись и по каким законам жили? Ведизм – это религия, колоссальный объём знаний, которой не умещается в одной книге, подобно Библии христиан. Сегодня общественности доступны: «Книга Велеса», «Слово о полку Игореве», «Повесть временных лет», «Боянов гимн», и весь народный эпос: легенды, мифы, сказки, пословицы, поговорки. Многие работы были уничтожены, а многие по сей день хранятся в тайных архивах, и это делает восстановление ведизма сложной работой. Но то, что уже доступно, позволяет опровергать клевету, которая беспрестанно льётся на традиции древности.

Важно не отождествлять понятия «вера» и «религия». Ведизм – это религия, не требующая лишь веры, но требующая понимания, знания. Да, в Традиции есть место для веры, однако эта вера не должна быть слепой и абсолютной. Слепая вера – отменное средство для обмана дураков и манипулирования ими.

Ведизм занимается описанием мира, вселенной и описывает реальные силы. Ведизм утверждает, что жизнь существует не только на Земле, но и на других планетах, утверждает наличие космических сил, наделённых разумом и свободой воли. При этом, не обязательно верить в эти силы, их можно просто почувствовать. Например, достаточно посмотреть на Солнце, на его влияние на наш мир, почувствовать его тепло, чтобы поверить в существования Бога солнца Ра. Огонь и ветер – ни что иное, как проявление Богов Симаргла и Стрибога. Язычество – знания о мире, данные в образной и символической форме.

Как же определяется место человека в Ведизме, каковы его отношения с Богами? Славяне – это потомки своих Богов. Понимая своё родство с Богами, славяне не ставили себя с ними на один уровень. Однако, не было и раболепия – славяне жили собственной волей, хотя и старались согласовывать её с волей своих Богов, во время молитвы не гнули спины, не становились на колени и не целовали руки жрецов. Славяне любили и уважали своих Богов, и молитвы славян носили характер гимнов, восхваления. Уважение так же проявлялось в том, что перед молитвой полагалось омовение чистой водой. Традиция поощряла труд, и грехи должно было искупать не только молитвами, но и конкретными действиями. Ведизм воспитывал и воспитывает гордых, смелых, жизнерадостных, сильных духом людей. Священным делом также была защита своей семьи, Родины и себя самого.

Смерть воспринималась древними славянами, как конец одной формы жизни и начало рождения другой. Любя жизнь, они не страшились смерти, т.к. понимали, что абсолютной смерти не существует. Предки также верили в карму, в реинкарнацию соответственно заслугами или проступкам человека.

Нестандартный взгляд на христианство

Как уже было сказано, чаще всего христианство преподносится, как нечто абсолютно чистое и замечательное во всех отношениях. Я, тем не менее, разделяю мнение другого круга людей.

Христианство – религия слабых, религия рабов, воспитывающая трусость и безволие.

Христианство противоречит самой природе, естеству человеческому. Христианство – это чистой воды сатанизм. Цель христианских проповедников – мир жидо-масонской верхушки и их слуг-гоев.

Почему это именно так, а не так, как увещевают нас приторными голосами проповедники? Доказательств море, и я приведу лишь наиболее весомые из них.

Обратите внимание на слова, часто повторяемые в Библии и в христианских обрядах. Во-первых, речь всегда идёт о «сынах Израилевых». Я русский, и к евреям отношения не имею, так почему это я должен почитать книгу, написанную якобы для евреев? Тем не менее, вот уже больше тысячи лет русским навязывают христианство, заставляя чтить Библию.

Во-вторых, постоянно повторяются словосочетания «раб Божий», «раба Божья». Почему это я раб? Я себя считаю свободным человеком и не собираюсь кланяться ни сатане, ни христианскому богу, хотя это, в принципе, одно лицо.

В-третьих, постоянно Библия напоминает о грешности людей от рождения. Тут уж Библия противоречит сама себе. Если христианский бог создал человека по своему подобию, то получается, что бог сам грешен?

Почему Иисус Христос считается сыном божьим, если его родословная расписана на все 42 колена, и все его предки – обычные евреи?

На все эти вопросы ответ прост – христианство – религия лжи. Истинный христианин не будет задавать этих вопросов, т.к. он обязан слепо верить тому, что ему рассказал батюшка или то, что он вычитал в Библии. Если же эти вопросы ему задаст другой человек, то он не станет его слушать, чтобы не терять покоя и уверенности в собственном благополучии, оправдывая свой страх и нежелание думать тем, что это всё «искушения дьявольские».

Почему христианство воспитывает рабов и трусов? Ну, а кого иного может воспитать религия, призывающая подставляться под удары, прощать всех и вся, давить в себе здоровую сексуальность, и порочащая здоровый эгоизм и патриотизм?

Почему христианство – сатанизм? А как иначе назвать религию, в которой людей призывают отдать душу за бога (Матфей 16:24-25), ненавидеть свою душу (от Иоанна 12:25)? Как ещё назвать религию, последователи которой носят на теле символ богоубийства – крест?

Обратите внимание на христианских героев. Среди них нет весёлых, здоровых или хотя бы просто богатых людей! Христианство восхваляет нытиков, нищих духом людей, дегенератов («блаженных»). Возможно, кому-то и нравится такие в качестве примеров для подражания, но никак не мне.

Я не буду вдаваться в подробности – их слишком много и они не являются основной темой реферата, а перейду к самому процессу крещения Руси.

Описание процесса христианизации

Популярна сказка о том, что народ Руси радостно ринулся в реку, следуя мудрым указаниям доброго князя Владимира, однако это неправда. Русь изначально не принимала христианства. Великий князь Святослав выразился прямо: «Вера христианска – уродство есть».

Владимир, князь-полукровка, со своей дружиной помог плоду заговора иудейских жрецов вступить на землю русскую. Но не легко далась измена, были люди помнящие, что они внуки Дажьбожии, а не рабы чужого Бога. Помнили и боролись за Веру своих предков. Их кровью обагрился Днепр во время крещения Руси, их кровью омывалась Мать — Сыра Земля и в последствии. И прокляли они невежд забывших заветы предков на сорок поколений.

Не буду пространно описывать злодеяния крестителей народа русского, а просто приведу исторические факты:

· 988 г. – Подневольное крещение киевлян («А кто не придёт, противен мне будет»). Варварское низвержение кумира Перуна и других, вандализм.