Плата за загрязнение окружающей среды – это вид сбора, который взымается с предприятий, негативно влияющих на природу. Помимо уплаты сбора, предприятия должны принимать меры по охране экологии и возмещать нанесенный ущерб. Регулирует правила уплаты Федеральный закон № 7-ФЗ от 10.01.2002 года. Сбор уплачивается в Росприроднадзор (см. → ). В данной статье мы разберем какая плата за загрязнение окружающей среды.
Вредное воздействие на экологию, виды
Негативным влиянием на природу являются действия:
- Выбросы в атмосферу вредных веществ стационарными объектами (трубы заводов, котельных, дизельные установки, резка и сварка металлов и т.д.);
- Размещение отходов;
- Загрязнение водных ресурсов сбросами;
- Нанесение вреда почве и недрам земли.
Кто уплачивает сбор и объекты обложения
Платеж распространяется на физические и юридические лица, в том числе иностранные, на предприятия, организации, учреждения, индивидуальных предпринимателей, которые ведут деятельность на территории РФ, связанную с природопользованием.
Объектами обложения являются стационарные объекты : объекты на земле, загрязняющие почву или выбрасывающие вредные вещества в воздух; объекты, на которых размещаются отходы (отвал, полигон, хранилище и т.д.).
Плата взымается по каждому объекту.
С 1 января 2015 года за выбросы в атмосферу не взымается плата с транспортных средств организаций и ИП.
По мере воздействия на экологию объекты делят на группы:
Объекты 4 группы освобождаются от уплаты платежа.
Сроки уплаты
Согласно новой статье 16.4 Закона № 7-ФЗ сбор уплачивается и предоставляется расчет по нему за календарный год до 1 марта года, следующего за отчетным (ранее сбор платили за квартал).
Каждый субъект РФ предоставляет отдельный расчет. Если на одном субъекте расположено несколько объектов, то расчеты по ним вносятся в единый расчет.
Расчет платежа
Постановлением Правительства РФ № 344 от 12.06.2003 установлены:
- Предельно допустимые нормативы и лимиты выбросов и сбросов в рублях за тонну, отходов – за единицу их размещения;
- Коэффициенты с учетом экологии в разных регионах России.
- Дополнительные коэффициенты для природоохранных зон (санатории, курорты, заповедники и т.д.).
Ставки ежегодно увеличиваются с учетом инфляции. В 2016 году коэффициент инфляции составляет 2,56, а в 2017 – 2,67.
Алгоритм расчета
- В первую очередь нужно узнать точные нормативы, обратившись в свой территориальный Росприроднадзор. Для этого нужно дать информацию: о виде деятельности, о выпускаемой продукции. На основании данных объекту присваивается группа (по уровню негативного воздействия) и устанавливаются ставки. Выдается разрешение, в котором прописаны нормативы и лимиты. Так же выдается свидетельство о классе опасности отходов.
- Определить объемы выбросов или сбросов. Для этого можно пригласить специализированную организацию.
- Произвести расчет, согласно правилам постановления Правительства РФ № 632 от 28.08.92.
Размер платы в пределах допустимых нормативов определяется:
Ставка нормы * объемы загрязнений* дополнительные коэффициенты.
Размер платы в пределах лимитов определяется:
Ставка лимита* (объем загрязнений лимитных – объем загрязнений в пределах допустимых нормативов) * дополнительные коэффициенты.
Размер платы за загрязнения сверх лимитов определяется:
Ставка лимита * (фактический объем загрязнений – объем лимитных загрязнений) * дополнительные коэффициенты*5 (25).
При нескольких видах загрязнений, расчет ведется по каждому виду, потом полученные результаты суммируются.
В зависимости от соблюдения норм и лимитов применяются коэффициенты с 2016 года по 2019 следующие:
Случай применения коэффициента | Коэффициент |
Отходы, переработанные самостоятельно в производстве, пущены во вторичное использование | 0 |
Выбросы (сбросы) в пределах установленных нормативов | 1 |
Масса отходов в пределах установленных лимитов | 1 |
Выбросы в пределах объемов временно допустимых выбросов в период мероприятий по охране экологии и повышении эффективности защиты природы. | 5 |
Массы отходов, превышающие установленные лимиты | 5 |
Выбросы (сбросы), превышающие объем, установленный специальными разрешениями | 25 |
Остальные коэффициенты, применяющиеся в расчете:
- Коэффициент экологической значимости (в каждом регионе свой по атмосфере, почве и воде);
- Дополнительный коэффициент для особых природных зон равен 2 (какие именно зоны: районы крайнего севера и приравненные к ним районы, охраняемые заповедные зоны, национальные парки, курорты, санатории, зоны стихийных бедствий, зоны под действие международных конвенций);
- Дополнительный коэффициент на выбросы в атмосферу городов равен 1,2 (если объект зарегистрирован в городе);
- Коэффициенты инфляции равны: в 2016 году 2,56, а в 2017 – 2,67.
В целях стимулирования организаций проводить меры по эффективному использованию отходов и защите окружающей среды, с 1 января 2016 года введены коэффициенты, уменьшающие ставку платежа:
Класс опасности отходов | Природоохранные меры | Коэффициент |
5 | Создание предприятиями добывающей промышленности полостей в почве для размещения отходов. | 0 |
Отходы производства или потребления в пределах лимитов | Отходы размещены на объектах, которые являются собственностью организации (например, мусорный контейнер на территории, принадлежащей организации). | 0,3 |
4 и 5 | Отходы добывающей и перерабатывающей промышленности, образовавшиеся в результате проведения утилизации. | 0,5 |
3 | 0,64 | |
4 | Результат обезвреживания отходов 3 класса | 0,49 |
4 | Результат обезвреживания отходов 2 класса | 0,33 |
Пример #1. Расчет платежа за негативное воздействие на окружающую среду
Организация использует дизельную установку, которая зарегистрирована в Уральском экономическом регионе, в городе Екатеринбург. За 2016 год установка потребила 3000 литров дизеля. Выбросы составили в пределах установленных норм. Сколько составит платеж за негативное воздействие на окружающую среду?
Расчет ведется в тоннах, поэтому литры дизеля нужно перевести в тонны:
- Перевести в кг, для этого литры нужно умножить на плотность: 3000*0,83=2490 кг.
- Кг перевести в тонны: 2490/ 1000=2,49 тонн.
- Ставка платы за дизель составляет 2,5;
- Установка зарегистрирована в Уральском регионе, поэтому коэффициент экологической значимости составит 2;
- Установка зарегистрирована в городе, поэтому применяется дополнительный коэффициент 1,2;
- Коэффициент инфляции на 2016 год составляет 2,56;
- Выбросы в пределах нормы, поэтому коэффициент соблюдения норм составит 1 (таблица 2).
Сумма платежа составит:
2,49*2,5*2*1,2*2,56*1=38,25 рублей.
Пример #2. Расчет платежа за сброс в водные ресурсы
Предприятие находится в республике Карелия.Допустим, за 2016 год осуществило сброс в водные ресурсы Магния 2 тонны, в том числе:
- В пределах норматива – 0,8 тонн;
- В переделах лимита – 1,5 тонны.
Сколько составит платеж за негативное воздействие на окружающую среду?
Нам известно (согласно нормативным документам):
- Ставка за сброс магния в пределах нормы 6,9, а в пределах лимита 34,5
- Коэффициент экологической значимости республики Карелия (Бассейн Балтийского моря) равен 1,13;
- Карелия – район, приравненный к районам Крайнего Севера, поэтому применяется коэффициент для особых природных зон – 2.
- Коэффициент инфляции 2,56;
- Коэффициент сверхлимитного загрязнения 5 (таблица 2).
Порядок расчета:
- Определить плату в пределах норматива: 6,9*0,8*1,13*2*2,56=31,92
- Определить плату в пределах лимита: 34,5*(1,5-0,8)*1,13*2*2,56=139,72
- Определить плату сверх лимита: 34,5*(2-1,5)*1,13*2*2,56*5=499
Общая сумма составит:
31,92+139,72+499=670,64 руб.
Предприятие заплатит 670,64 рубля.
Порядок постановки на учет
Порядок постановки на учет прописан в новой статье 69.2 Федерального закона № 219-ФЗ. правила действуют с 1 января 2015 года.
В течение шести месяцев с даты ввода в эксплуатацию объекта организация-плательщик обязана встать на учет в Росприроднадзор. Предприятия, которые ведут деятельность на объектах еще до первого января 2015 года, должны встать на учет до 2017 года. Для этого нужно подать соответствующее заявление в бумажном или в электронном виде с электронной подписью.
Организации выдаются нормативы на пять лет. Ежегодно организация обязана подтверждать неизменность данных.
Если у плательщика произошли какие-либо изменения, то в течение 30-ти дней об этом нужно уведомить Росприроднадзор.
О каких изменениях нужно уведомлять:
- Замена или преобразование организации;
- Смена реквизитов (наименование, адрес и т.д.)
- Изменение места регистрации объекта;
- Изменения в технологии, влияющие на виды и объемы выбросов (сбросов, отходов);
- Изменения в обезвреживании выбросов или отходов.
Если организация прекращает вести деятельность на объекте, то нужно подать акт о ликвидации или консервации объекта. В этом случае организацию снимают с учета и платеж не платится.
Организации, работающие на объектах 1,2 и 3 групп с 1 января 2015 года обязаны составлять программу экологического контроля. По итогам отчетного периода в Росприроднадзор подаются сведения о назначенных лицах по контролю, о проведенных мероприятиях и о результатах контроля.
Отчетность по платежу
До 10 марта года, следующего за отчетным нужно предоставить в территориальный орган Росприроднадзора форму «Декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду».
Помимо Декларации необходимо представлять технический отчет, подтверждающий неизменность производства и сырья. Технический отчет подается через год, после утверждения нормативов и в течение 10-ти дней. Например, нормативы утвердили 15.03.2016 года, значит отчет нужно подать до 25.03.2017 года. И так ежегодно. Отчет так же подается и в бумажном, и электронном виде. Если его не предоставить, то платеж будет исчисляться как сверхлимитное загрязнение.
Если у организации есть опасные отходы, то нужно предоставить паспорта на каждый вид отходов, подтверждающие класс опасности (исключение – 5 класс опасности).
Штрафы и санкции за нарушение правил уплаты
Вид нарушения | Штраф с организации | Штраф с должностных лиц | Штраф сграждан |
Умышленное искажение или скрытие информации: – о состоянии окружающей среды и природных ресурсов; – о загрязняющих источниках; – о возникновении радиации. | 20-80 | 3-6 | 0,5-1 |
Умышленное искажение или скрытие данных: – полученных в результате проведения плана по экономическому контролю; – в заявлении при постановке на учет; – в декларации; – отчета о выполнении мер по повышению эффективности использования отходов. | 20-80 | 3-6 | 0,5-1 |
Несвоевременная постановка на учет или отсутствие постановки на учет | 30-100 | 5-20 | – |
Отсутствие паспортов с указанием класса опасности отходов | До 100 |
За просрочку платежа начисляются пени в размере 1/30 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый календарный день просрочки.
Ответы на актуальные вопросы по плате за загрязнение окружающей среды
Вопрос №1. Нужно ли платить плату за негативное воздействие на природу офисам?
Если есть отходы от компьютерной и орготехники, лампы, бытовые отходы, то платить платеж нужно. Если офис заключит договор со специализированной компанией по утилизации отходов и отходы перейдут в собственность этой компании, то платеж будет платить эта компания, а не офис.
Вопрос №2. Освобождены ли от платежа арендаторы?
За объект взымается платеж, не зависимо от формы собственности. Если в договоре аренды оговорено, что плату вносит арендодатель, то тогда арендатору платить платеж не нужно.
Вопрос №3. Что будет, если не получить паспорт на отходы?
Если на предприятии имеются отходы с классом опасности, то на них обязательно нужно получить паспорта. В противном случае грозит штраф до 100 000 рублей.
Однако в одиночку экологи не могут справиться с таким негативным положением дел, поэтому государство предусматривает штраф за загрязнение окружающей среды в 2019 году, чтобы хоть как-то наказывать недобросовестных производителей и справляться с их беспределом, предупреждая его на ранних стадиях.
- Классификация вреда природе
- Сферы окружающей среды:
атмосфера;
почва;
вода. - Штраф за незаконный сброс загрязняющих веществ
Классификация вреда природе
Экологи выделяют четыре классификации загрязнения природы на основании источников возникновения. Среди них:
1. Физическое – радиационное, тепловое, шумовое и т.п., что приводит к изменению определенных характеристик в окружающей среде.
2. Механическое – огромные кучи мусора по всему миру.
3. Биологическое – источником служат живые организмы, наносящие вред экологии в результате антропогенной деятельности или же по естественным причинам.
4.
Химическое – приводит к изменению базового состава ресурсов, в которых увеличивается содержание вредных химических веществ, проникающих в окружающую среду.
Сферы окружающей среды
Окружающая среда подразделяется на: почву, атмосферу и воду. Каждая из этих сфер подлежит загрязнению и не важно, о России идет речь или о другой стране – экологическая проблема есть везде, независимо от ее местоположения.
Атмосфера
Газообразная оболочка участвует в процессе определения климата и теплового фона планеты. Ее состав постоянно меняется и сегодня частично определяется факторами хозяйственной активности человека.
Основные источники вреда:
- транспорт;
- тепловые и электростанции;
- предприятия, занимающиеся химической промышленностью;
- лесные пожары, сжигание мусора и отходов.
Почва
Негативные факторы влияния человеческих рук наносят вред и тонкому слою литосферы, где происходит процесс обмена между неживой и живой системой. Как наносится вред:
- строительство дорог и различных сооружений;
- добыча полезных ископаемых;
- обильное применение удобрений и химических ядов для очищения от сорняков и вредителей;
- автомобильный выхлоп содержит свинец, отравляющий организмы, который обитают в почве;
- чрезмерное вспахивание;
- работа электростанции и радиоактивный осадок;
- слив жидких отходов с предприятий.
Вода
Сегодня водная оболочка сильно загрязнена. Бутылки, плавающие на поверхности воды, и нефтяные пятна – это лишь поверхностные проблемы, которые видны невооруженным взглядом, а сколько их на самом деле представить сложно.
Загрязнение может быть естественным, по причине паводков и селей, и неестественным, под влиянием человеческого фактора.
Пример воздействия:
- канализационными стоками;
- предприятиями химической промышленности;
- кислотными дождями;
- фермерскими хозяйствами;
- нефтяными платформами и рыбным промыслом;
- бытовыми отходами в населенных пунктах;
- тепловым (ТЭЦ используют воду для охлаждения турбин, сливая нагретую в водоем).
Информация для юридических лиц
Вред, наносимый окружающей среде, для предприятий не является безнаказанной деятельностью. Согласно ФЗ №7 (статья 16) «Об охране окружающей среды», плата за вредное воздействие взимается со всех организаций и ИП без исключения, которые трудятся в сферах, наносящих вред природе.
Виды вредного воздействия:
- сброс отходов от потребления и выпуска продукции;
- загрязнение воздуха от передвижных и стационарных источников;
- выброс загрязняющих веществ в подземные и поверхностные площади сбора воды и водные объекты;
- иные виды вреда природе: вибрация, шум, радиация, электромагнитные волны (за этот вид воздействия не нужно платить).
Чтобы обзавестись разрешением на вредный выброс, каждое предприятие должно иметь следующие документы:
Организации и физлица, использующие в своей работе негативно влияющие на окружающую среду объекты, обязаны перечислять в бюджет платежи за загрязнение окружающей среды (ЗОК). Под такими объектами понимают здания, сооружения и др. источники, выбрасывающие в атмосферу или сбрасывающие в водную среду отходы.
Кто должен платить
Следует иметь ввиду, что автотранспорт с выхлопными газами к такому платежу отношение не имеет. Организации, имеющие на балансе транспортное средство с 1 освобождены от платежа за негативное воздействие на окружающую среду (Письмо Минприроды №12-47/5413 от 10.03.2015).
Обязаны оплачивать за ЗОС следующие организации и предприниматели:
- загрязняющие атмосферный воздух;
- загрязняющие водные ресурсы;
- размещающие отходы.
Данный платеж не предусмотрен налоговым кодексом, то есть налогом не является, но перечислять его должны все, не зависимо от того, какую систему налогообложения применяет организация. Данное требование применимо в том числе и к иностранным организациям, они тоже обязаны перечислять платежи за загрязнение окружающей среды.
В том числе не имеет значение кто обладает правом собственности на объект, являющийся источником загрязнения. Даже если организация арендует данный объект или получила в пользование безвозмездно, оплачиват за загрязнение тот, кто фактически его использует.
Кто не должен платить
Те организации или предприниматели, которые свою деятельность осуществляют только на объектах с категорией опасности IV, платежи за ЗОС платить не должны. К IV категории опасности относят объекты:
- на которых предусмотрены стационарные источники выброса, при этом общее количество выбросов в год не более 10 тонн;
- на которых нет выброса радиоактивных веществ;
- не сбросов в канализацию, подземные и поверхностные воды, на землю.
Если у организации несколько объектов, но только часть их них относится к IV категории опасности, то перечислять плату за загрязнение придется за все объяты предприятия, в том числе и за IV категорию.
Контроль за расчетом и перечислением платы осуществляет Росприроднадзор. Те организации, в эксплуатации которых находятся объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду I-IV категории опасности, встают в Росприроднадзор на учет. Для этого подается заявка на каждый объект по установленной форме (утв. Минприроды России №554 от 23.12.2015). Сделать это нужно не позднее 6 месяцев с начала эксплуатации таких объектов.
За нарушение срока постановки на учет в органы Росприроднадзора организации грозит штраф (Статья 8.46 КоАП):
- 30 000 – 100 000 – на организацию;
- 5 000 – 20 000 – на руководителя.
Регистрация объекта происходит не дольше 10 рабочих дней, после чего в адрес организации отправляется свидетельство о постановке на учет.
Платежи за загрязнение окружающей среды
Плата за негативное воздействие на окружающую среду включает в себя следующие виды платежей:
- За атмосферные выбросы. Обязанность по перечислению платежа за выбросы, производимые в атмосферную среду, не зависит от деятельности предприятия. Если факт выбросов есть, то обязанность у предприятий возникает;
- За сбросы в подземные и поверхностные водные объекты. Вносят плату за сбросы в водные объекты организации и предприниматели, имеющие сточные воды;
- За размещение отходов (Читайте также статью ⇒ ). Даже если организации заключила договор на вывоз мусора, она обязана вносить платеж за то, что в результате ее деятельности образовались отходы производства.
Куда сдавать декларацию
Все предприятия и предприниматели, обязанные производить плату за ЗОС подают декларацию в Росприроднадзор по местонахождению объекта. Причем, если объектов, которые являются источником загрязнений несколько и находятся они в разных субъектах РФ, отчитываться нужно по каждому из них. По каждому объекту в рамках одного субъекта отчитываться нужно в одной декларации с разделением объектов по разным муниципальным образованиям.
Срок подачи декларации
Срок подачи декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду подается до 10 марта следующего за отчетным года. Если крайний день подачи декларации приходит на выходной или праздничный, то срок переносится на следующий рабочий день.
То есть, за 2017 год подать декларацию нужно до 12 марта 2018 года, так как крайний срок – 10 марта – суббота.
Способ представления декларации
Представить в Росприроднадзор декларацию можно как на бумаге (если плата за прошлый год составила не более 25 000 рублей), так и в электронной форме.
Для отправки декларации через интернет потребуется электронная подпись. Если декларация представляется на бумажном носителе, то сделать это можно: лично, через представителя или по почте. При оправке декларации почтой, письмо оформляется с описью вложения и уведомлением о получении.
При подаче декларации на бумаге придется приложить и ее электронную версию на флешке или диске.
Составить декларацию можно воспользовавшись сервисом «Формирование отчетности» на сайте Росприроднадзора.
При подаче декларации через интернет, бумажную версию дублировать не нужно.
Ответственность за непредставление декларации
Если организации или предприниматели не сдадут декларацию, либо сделают это несвоевременно, то им грозит административная ответственность со следующими штрафными санкциями (Статья 8.5 КоАП):
- 3 000 – 6 000 рублей – для должностного лица (например, руководитель организации);
- 20 000 – 80 000 рублей – для организации.
Срок уплаты
Платеж за ЗОС нужно сделать до 1 марта следующего за отчетным периодом года. То есть, за 2017 год оплатить средства в бюджет нужно будет до 1 марта 2018 года. Кроме малого бизнеса, все организации обязаны перечислять авансовые платежи. За каждый квартал оплатить нужно в срок до 20 числа следующего месяца. Таким образом, 20 апреля, 20 июля и 20 октября – крайние сроки для перечисления авансового платежа предприятиями, соответственно, за 1-й, 2-й и 3-й квартал.
Пример расчета авансового платежа
Плата ООО «Континент» за ЗОС за 2015 год составила 130 000 рублей. Значит авансовые платежи в 2016 году будут следующими:
За 1 квартал – 32 500 рублей
За 2 квартал – 32 500 рублей
За 3 квартал – 32 500 рублей
При расчете платы за 2016 год ООО «Континент» получилась сумма, равная 145 000 рублей. Значит итоговый платеж за год организация оплатит в следующем размере:
145 000 – 3 х 32 500 = 47 500 рублей
Законодательная база
Законодательный акт | Содержание |
Закон №7-ФЗ от 10.01.2002 | «Об охране окружающей среды» |
Письмо Росприроднадзора №ОД-06-01-32/3447 от 01.03.2016 | «О порядке расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» |
Письмо Росприроднадзора №АС-06-01-36/6155 от 11.04.2016 | «О плате за негативное воздействие на окружающую среду» |
Письмо Минприроды России №12-47/5413 от 10.03.2015 | «О плате за негативное воздействие от передвижных источников» |
Ответы на распространенные вопросы
Вопрос 1: Нужно ли платить за ЗОС, если весь наш мусор – это только офисные бытовые отходы?
Ответ: Для начала стоит убедиться, что организация не эксплуатирует объекты I-III категории опасности. Если таких объектов нет, то оснований для постановки на учет в Росприроднадзор нет, а значит и платить за загрязнения не нужно.
Вопрос 2: Должны ли вносить плату предприятия, которые производят сброс веществ в систему центральной канализации?
Ответ: До недавнего времени от обязанности вносить платеж за загрязнение такие организации были освобождены. Но с 1 июля 2015 года такие организации обязаны вносить плату.
Плата за загрязнение окружающей среды реализует принцип платности природопользования, а также принцип экономической ответственности за нарушение природоохранного законодательства и является одним из финансовых методов управления в сфере природопользования.
Плата за загрязнение окружающей среды была закреплена Законом РФ от 19 декабря 1991 г. № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды», на базе которого в свое время было принято постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природном среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».
В начале 2002 г. был принят Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ с почти аналогичным названием «Об охране окружающей среды», в соответствии с которым Закон РФ № 2060-1 был признан утратившим силу. С июня 2002 г., когда Кассационная коллегия Верховного Суда РФ признала плату незаконной, а Постановление Правительства № 632 - недействительным, прекратила свое существование вся система экологических платежей. Следует отметить, что вышеуказанные платежи взимались в течение более 10 лет. Для крупнейших при- родопользователей (особенно это касается предприятий нефтяной и газовой промышленности, а также предприятий металлургических, химических производств) данные платежи составляли достаточно большие суммы.
Что же касается Федерального закона «Об охране окружающей среды», то им предусмотрено, что формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами. Однако, к сожалению, указанным Законом не был установлен конкретный механизм исчисления данной платы, а другие законодательные акты по этому вопросу не были приняты до июня 2003 г. Таким образом, только спустя один год вновь стала взиматься плата за загрязнение окружающей среды.
В настоящее время порядок определения платежной базы платы тесно связан с установлением для различных источников загрязнения окружающей среды специальных лимитов и нормативов негативного воздействия, которое осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзором).
Федеральный закон № 7-ФЗ (с поел. изм. от 31 декабря 2005 г.) определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Данный Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении
1 См.: постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» (с поел. изм. от 1 июля 2005 г.).
хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды в.пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Плательщиками платы за загрязнение окружающей среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия являются организации, а также иностранные юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (природопользователи).
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
Выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
Сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
Загрязнение недр, почв;
Размещение отходов производства и потребления;
Загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
Иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Рассчитывая платежи за загрязнение окружающей природной среды, надо руководствоваться нормативами, приведенными в постановлении Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».
Размер платы зависит от вида загрязняющих веществ и от того, куда производится их сброс - в атмосферный воздух либо в поверхностные и подземные воды (приложение 10, табл. 1-4).
При этом сумма платы зависит также и от объемов выбросов. Они могут быть в пределах допустимых нормативов или в пределах установленных лимитов. Во втором случае ставки за единицу объема выбросов в пять раз выше, чем в первом. Если же выбросы превышают установленные лимиты, плата за загрязнение увеличивается еще в пять раз.
Кроме того, к базовым нормативам устанавливается специальный коэффициент, который зависит от экологического состояния атмосферного воздуха и почвы экономических районов России (приложение 10, табл. 5), а также от состояния водных объектов по бассейнам морей и рек (приложение 10, табл. 6). Если загрязняющие вещества выбрасываются в атмосферный воздух на территории городов, применяется еще и дополнительный коэффициент 1,2. Кроме того, для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия применяется также дополнительный коэффициент 2.
Итак, чтобы рассчитать плату за загрязнение окружающей среды, надо объем выбросов (в тоннах) умножить на базовые нормативы, а затем еще на «экологический» и дополнительный коэффициенты (если речь идет о выбросах в атмосферу над городами).
Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, действовавшие в 2005 и 2007 гг. применяются с коэффициентом 1,15.
Общая величина платы за загрязнение окружающей природной среды складывается из платежей:
За предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, другие виды вредного воздействия;
Выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов);
Сверхлимитные выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия.
Завод в процессе своей производственной деятельности выбрасывает в воздух 5 т диоксида азота в год, что находится в пределах установленных допустимых нормативов выбросов. Норматив платы в 2005 г., согласно постановлению № 344 составлял 52 руб. с 1 т диоксида азота. Завод находится на территории г. Волгограда (Поволжский экономический район РФ), для которого установлен коэффициент, учитывающий экологические факторы, в размере 1,9 с дополнительным коэффициентом 1,2 для городов.
Сумма платы = 5 (52 х 1,158) 1,9 х 1,2 = 681,72 руб.
Горно-обогатительный комбинат в процессе переработки руды сбрасывает в поверхностные воды 25 т хрома в год, из которых 20 т находится в пределах установленных допустимых нормативов сбросов, а остальное - в пределах установленных лимитов сбросов. Норматив платы в 2005 г. согласно постановлению № 344 составлял 13 774 руб. с 1 т в пределах установленных допустимых нормативов сбросов и 68 870 руб. с 1 т в пределах
установленных лимитов сбросов. Горно-обогатительный комбинат находится на территории Самарской области (бассейн реки Волги), для которого установлен коэффициент, учитывающий экологические факторы, в размере 1,36.
Плата за нормативные сбросы = 20 (13774 х 1,158) 1,36 = 430 850,72 руб.
Плата за лимитные сбросы = (25 - 20) (68 870 х 1,15) 1,36 =
535 563,40 руб.
Общая сумма платы = 430 850,72 + 538 563,40 = 969 414,12 руб.
Нефтебаза в процессе перегонки нефти сбрасывает в воздух 1000 т летучих низкомолекулярных водородов в год, из которых 600 т находится в пределах установленных допустимых нормативов выбросов, 200 т в пределах установленных лимитов выбросов, а 200 т - сверхлимитное загрязнение. Норматив платы в 2005 г. согласно постановлению № 344 составлял 5 руб. с 1 т в пределах установленных допустимых нормативов выбросов и 25 руб. с 1 т в пределах установленных лимитов выбросов. Нефтебаза находится на территории Рязанской области (Центральный экономический район РФ), для которого установлен коэффициент, учитывающий экологические факторы, в размере 1,9.
Плата за нормативные выбросы = 600 (5 х 1,15) 1,9 = 6555 руб.
Плата за лимитные выбросы = 200 (25 х 1,15) х 1,9 = 10 925 руб.
Плата за сверхлимитное загрязнение = 200 (25x5 х 1,15) 1,9= 54 625 руб.
Общая сумма платы = 6555 + 10 925 + 54 625 = 72 105 руб.
Предприятие размещает отходы 4-го класса (малоопасные) на территории своего производственного объединения. Поэтому при расчете платы за размещение отходов производства предприятие использует понижающий коэффициент 0,3. Для Центрально-Черноземного района, где расположен завод, коэффициент равен 2. Норматив платы заразмещение 1 т отходов в пределах установленных лимитов составляет 248,4 руб./т.
Дифференцированная ставка платы по малоопасным отходам в пределах установленных лимитов их размещения равна
248,4 х 0,3 х 2 = 149,04 руб./т.
Лимит размещения отходов установлен предприятию в размере 5 т, но фактически оно разместило 7 т.
Сумму платы в пределах установленных лимитов составляет:
149,04 х 5 = 745,2 руб.
Количество размещенных отходов, превышающее установленные лимиты, составляет 2 т (7 - 5). Таким образом, плата за сверхлимитное размещение отходов равна
(149,04 х 2) 5 = 1490,4 руб.
Общая сумма платежа за загрязнение окружающей среды составляет 745,2 + 1490,4 = 2235,6 руб.
Плата за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ относится на себестоимость продукции (работ, услуг), а плата за превышение предельно допустимых нормативов (в пределах лимита и сверх лимита) уплачивается за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя.
Природопользователи до начала очередного финансового года определяют плановые показатели объема выбросов, сбросов или размещаемых отходов, на основе которых они рассчитывают на год плановые квартальные величины платы за загрязнение окружающей среды и согласовывают их с соответствующими территориальными органами Ростехнадзора.
По истечении квартала природопользователи определяют и согласовывают с территориальными органами Ростехнадзора фактические размеры платы за загрязнение окружающей среды.
В случаях, когда филиалы и иные подразделения предприятий расположены на территории других национально-государственных и административно-территориальных образований, величина платы за загрязнение окружающей среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия согласовывается с территориальным органом Ростехнадзора по месту нахождения этих филиалов и подразделений.
Плата за загрязнение окружающей среды осуществляется ежеквартально в следующие сроки:
Плановые платежи не позднее 20-го числа последнего месяца квартала;
Фактические платежи не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Не внесенные в срок платежи взыскиваются с предприятий в бесспорном порядке. Суммы платежей, излишне внесенных в бюджет, за- считываются предприятию в счет платы следующего квартала. Как уже отмечалось, с 2005 г. контроль за правильностью расчета платы за загрязнение, полнотой и своевременностью ее уплаты осуществляют территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В 2007 г. нормативы отчислений от поступлений платы за негативное воздействие на окружающую среду составляли 20% - в федеральный бюджет и 40% - в бюджеты субъектов Федерации. Остальные средства направлялись в бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов, т.е. в местные бюджеты.
Внесение платы не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, обязаны планировать, разрабатывать и осуществлять мероприятия по охране окружающей среды в порядке, установленном законодательством.
В ФЗ "Об охране окружающей среды" конкретизируется ключевое положение экологического законодательства. Оно состоит в том, что субъект, ведущий хозяйственную деятельность с использованием естественных ресурсов, должен компенсировать вред, который он наносит природе.
Организация по экономическому развитию и сотрудничеству в 1972 г. приняла положение, в соответствии с которым был установлен указанный выше принцип. По выработанным рекомендациям граждане и юрлица, загрязняющие окружающую среду, должны нести расходы, направленные на проведение мероприятий, необходимых для устранения этого вреда или сокращения его до минимально допустимых показателей. В России этот принцип, однако, претерпел определенные изменения.
Юридический аспект
В практическом и теоретическом смыслах до сих пор не установлено, выступает ли плата за негативное воздействие на окружающую среду в качестве налога. В некоторых зарубежных странах она регламентируется НК. Формы, в которых осуществляется отчисление в РФ, предусматриваются в ФЗ "Об охране окружающей среды" и ряде других правовых актов. Вместе с этим юридические документы устанавливают и виды отрицательного влияния на природу. Типы и порядок определения платы за загрязнение окружающей среды также регламентируются следующими правовыми документами:
- ФЗ "Об отходах".
- Постановлениями правительства.
- ФЗ "Об охране воздуха".
- Инструкции и методические рекомендации, утвержденные Минприроды.
Правовая природа
К ее определению существует несколько подходов. Они зависят от установления налогового либо неналогового содержания данного отчисления. Плата за негативное воздействие на окружающую среду рассматривается как фискальный сбор, административный штраф, компенсация и пр. При этом стоит сказать, что правовая природа отчисления не была установлена и высшими судебными инстанциями. В соответствии с НК конкретные суммы взимаются с хозяйствующих субъектов с целью исполнения ими возложенных на них обязательств. Они возникают из ведения ими конкретной деятельности, вследствие которой наносится вред природе. Такие отчисления представляют собой возмещение ущерба по тарифам, регламентируемым государством. По своей сути они обладают компенсационным характером. Расчет платы за окружающую среду, следовательно, должен производиться по принципу эквивалентности в соответствии с видом и объемом ущерба в пределах допустимых показателей. Субъекты, таким образом, получают право наносить вред природе.
Обязанные лица
Кто платит за загрязнение окружающей среды? Обязанность компенсировать вред природе вменяется только тем субъектам, чья деятельность непосредственно связана с его нанесением. Их дифференцируют и индивидуализируют в соответствии с типом и объемом ущерба, экономическими особенностями отдельных народно-хозяйственных отраслей, экологических факторов. Немаловажное значение при классификации будут иметь и расходы пользователей на мероприятия по предотвращению или снижению вреда природе. Они также засчитываются как плата за негативное воздействие на окружающую среду. В какой бюджет осуществляется отчисление? По общему правилу, в федеральный и региональный.
Выводы
Исходя из указанных выше характеристик можно сказать, что плата за загрязнение окружающей среды является необходимым условием для получения хозяйствующими субъектами права осуществлять деятельность, наносящую вред природе. Она определяется как индивидуально-возмездное отчисление, устанавливаемое в соответствии с дифференцированными показателями допустимого отрицательного влияния. Плата за загрязнение окружающей среды обеспечивает возмещение причиненного ущерба и расходов на ее восстановление и защиту. Все это указывает на то, что рассматриваемые отчисления лишены ряда признаков, по которым их можно отнести к налоговым сборам.
Типы вреда
Негативным воздействием на природу следует называть влияние хозяйственной либо прочей деятельности, результаты которой приводят к отрицательным изменениям качества среды. В частности, речь идет о физических, биологических, химических и других показателях. В ФЗ, регламентирующем охрану окружающей среды, установлены следующие типы такого влияния:
В постановлении правительства указанные виды дублируются, за исключением негативного влияния на почву и недра, и устанавливаются дополнительные типы:
- Выброс в воздух загрязняющих и иных соединений из передвижных и стационарных источников.
- Шум, вибрацию, радиационное и электромагнитное влияние.
Особенности начисления
В указанном выше ФЗ ранее закреплялось, что порядок, в соответствии с которым определяется и исчисляется плата за негативное влияние на окружающую среду, устанавливается законодательством РФ. С декабря 2008 г. этот вопрос отнесен к полномочиям правительства. В соответствии с этим в постановлении № 632 от 28.08.1992 г. предусматривается плата за выбросы в окружающую среду, размещение отходов и прочие виды отрицательного влияния на природу в пределах:
- Лимитов. Они представляют собой временно установленные нормативы. Начисление осуществляется путем умножения ставок на разницу лимитов и допустимых показателей. В качестве последних могут выступать объемы размещения отходов, веществ, уровни вредного влияния. Для определения общей суммы полученные при умножении результаты плюсуются в соответствии с типами вреда, которые наносятся хозяйствующим субъектом.
- Допустимых предельных показателей. В случае непревышения установленных нормативов плата за вредное воздействие на природу исчисляется умножением соответствующих ставок на величину загрязнений. Затем полученные результаты суммируются.
Выход за пределы допустимых показателей
Плата за загрязнение окружающей среды в таком случае исчисляется умножением соответствующих ставок в рамках лимитов на размер фактического превышения. Полученные показатели суммируются и умножаются на пятикратный повышающий тариф.
Нормативы платы за загрязнение окружающей среды
Они устанавливаются по каждому элементу вредного вещества, типу отрицательного влияния с учетом степени их опасности для природы и здоровья населения. Они утверждены правительством в постановлении № 344. Для некоторых регионов, а также бассейнов рек к базовым нормативам устанавливаются коэффициенты. Они учитывают экологические факторы (значимость социально-культурных и природных объектов, климатические особенности местности).
Коэффициенты
В их основе лежат показатели деградации и загрязнения среды в пределах территорий экономических районов страны, соответствующие выбросам в воздух и создающимся и размещаемым отходам. Для атмосферы устанавливаются следующие наивысшие коэффициенты:
- Для Уральского района – 2.
- Для Северо-Кавказского и Центрального – 1,9.
Для почв установлены следующие показатели:
Коэффициенты экологической значимости и ситуации на водных объектах по бассейнам крупных рек России рассчитываются на основании информации об объемах сброшенных стоков в разрезе краев, республик, областей и экономических районов. Например, для р. Кубани установлены коэффициенты: 2 – для Республики Адыгеи и 2,2 – для Краснодарского края. Дополнительный показатель 2 предусматривается для территорий, отнесенных к особо охраняемым зонам. К ним в том числе относят лечебно-оздоровительные местности и курорты, районы Крайнего Севера, приравненные к ним округа, Байкальский регион и участки экологического бедствия. Дифференцированные ставки исчисляются путем умножения базовых нормативов на коэффициенты учета факторов.
Дополнительно
Постановлением правительства, регламентирующим порядок, в соответствии с которым устанавливается плата и ее предельные размеры за загрязнение среды, создание и размещение отходов, а также прочие виды отрицательного влияния на природу, предусматривается снижение сумм обязательных отчислений. Исполнительные структуры краев, республик, областей, городов федерального значения, автономных образований при участии территориальных подразделений Минприроды и экологии формируют дифференцированные ставки. При их установлении учитываются утвержденные базовые нормативы и коэффициенты. Кроме этого указанные органы проводят корректировку размеров отчислений пользователей. При этом учитывается степень освоения ими средств на реализацию природоохранных мероприятий. Эти суммы зачисляются в счет обязательной платы.
Мероприятия
Их перечень устанавливается в инструктивно-методических документах, разъясняющих правила, по которым взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду. К мероприятиям, направленным на предотвращение или снижение отрицательного влияния на природу, в частности, относят:
Спорный момент
В соответствии с подп. 6 п. 4 постановления, утверждающего порядок определения оплаты и ее предельной величины, исполнительные структуры регионов РФ, городов федерального значения по согласованию с территориальными подразделениями Минприроды и Федеральной инспекции по надзору в области потребительских прав могут снижать размеры платежей либо освобождать от них отдельные предприятия, финансируемые средствами госбюджета, организации социально-культурной сферы. Верховным судом Республики Татарстан данное положение было оспорено в КС РФ в части возможности снимать с некоторых субъектов установленные обязанности по отчислению экологических сборов. По постановлению Конституционного суда указанный нормативный акт, регламентирующий взаимоотношения природы и общества, среди принципов называет возмездность пользования. Это, в свою очередь, предполагает, что должна взиматься плата за негативное воздействие на окружающую среду. Внесение экологических сборов, ввиду того что оно необходимо для возмещения нанесенного ущерба природе хозяйствующими субъектами, является обязательным для установленной категории пользователей.