Планирую литературное чтение

Сегодняшняя статья станет своеобразным пособием для всех новичков писательского цеха, страстно желающих, но пока не знающих, как написать рассказ . В ней я постарался обозначить важные этапы и дать основополагающие рекомендации, которые позволят новоиспеченным литераторам избежать досадных и грубых ошибок при работе над своим первым художественным текстом.

Не секрет, что когда человек впервые садится за написание и видит перед собой чистый лист, в голове его, как правило, царит хаос и сумятица. Зачастую он слабо представляет, что и как будет делать, куда заведет история и чем она закончится; в подавляющем большинстве случаев начинающий автор даже не представляет себе четкой последовательности действий. Зная об этом не понаслышке, я подготовил статью, единственная цель которой — объяснить всем желающим, как написать свой первый рассказ.

Как это обычно происходит?

Свой первый рассказ я написал за вечер. Да-да, один единственный вечер понадобился мне для того, чтобы определиться с темой, ничего толком не обдумать, сесть и написать свой первый рассказ.

Случилось это благодаря книге Стивена Кинга «Как писать книги: мемуары о ремесле» (на блоге «Литературная мастерская» есть ее подробнейший ). В ней Король Ужасов предлагает читателю следующее занимательное упражнение: сесть и, не откладывая в долгий ящик, написать остросюжетный рассказ об условной влюбленной парочке – Дике и Джейн. Главное условие упражнения — нельзя заранее ничего обдумывать; завязка, развязка и перипетии должны родиться сами собой уже в процессе написания текста (данный способ в писательской обиходе называется «спонтанное письмо» ). Условие, на мой взгляд, довольно претенциозное, но пойдя на поводу у Кинга, я за каких-то пару часов написал свой первый рассказ.

Естественно, сие произведение не подвергалось никакой редактуре, зато было быстро выложено в интернет и встречено на его просторах очень тепло – хороших отзывов в массе своей накопилось на порядок больше, чем плохих. И это не смотря на то, что по ходу написания меня, как говорится, «понесло», и огромный кусок текста оказался посвящен событиям прошлого, которые не имели практически никакого отношения к главному конфликту истории. Ну, и вспоминается еще безумнейшая концовка, в которой пятилетний ребенок убивал канцелярскими ножницами кого-то из родителей (теперь поняли, каким образом Кинг придумывает такие моменты?) Трудно поверить, но такую историю в интернете кто-то даже хвалил! Хотя писалось это, по сути своей, наобум. В голове не было ни плана, ни четкого понимания, в каком направлении движется история, и чем она вообще закончится. Не было ни малейшей предпосылки к тому, чтобы из этой авантюрной затеи выросло хоть что-то адекватное и удобочитаемое. Поэтому я искренне желаю, чтобы вы подходили к написанию своего первого текста хотя бы с минимальным знаниями о процессе. И чтобы ваш первый литературный опыт оказался удачен, я постарался четко обозначить ту последовательность действий, с которой нужно приступать к написанию текста.

В работе над любым литературным произведением (в т.ч. и над рассказом) можно выделить три основных этапа: подготовка , написание, редактирование . Если один из этапов пропущен или не проработан в должной мере, ожидать, что на выходе получится торт, по меньшей мере, наивно. Однако видя перед собой и выполняя простые локальные задачи, вполне возможно шаг за шагом покорить даже самую высокую и казавшуюся недостижимой вершину. Все в ваших руках.

Этап 1. Подготовка (Составление плана рассказа)

Подготовка, по моему мнению, является важнейшим и определяющим этапом в работе над любым литературным произведением. От того, насколько хорошо и скрупулезно вы все продумали, и будет зависеть, в конечном итоге, ваш результат. Подготовка к написанию состоит из следующих элементов: подбор материала, разработка структуры текста, составление плана . Причем все три процесса по необходимости могут проводиться в уме, даже без использования блокнотов и письменных принадлежностей: можно вспомнить или придумать некий сюжет, разбить его на сцены, прикинуть их последовательность, а дальше, утвердив в уме план произведения, сесть реализовывать его на бумаге. Однако на первых порах я настоятельно рекомендую свой план записывать.

Прежде чем сесть за монитор или за письменную тетрадь, следует хорошенько продумать некоторые моменты.

  • Какова цель написания текста? Просто развлечь читателя или донести какую-то идею (мораль)?
  • О чем будет рассказ? Какова его тема? Какова главная идея?
  • Кто будет главным действующим лицом?

Возможно, вас испугают эти вопросы. Но дать на них четкие ответы – значит, направить мышление в правильное русло. Для начала стоит твердо определиться, что за вещь мы пишем. Если это сугубо развлекательное чтиво, то упор нужно делать на сюжете, постараться максимально насытить его интересными и неожиданными эпизодами. Если же мы пытаемся донести до читателю какую-то идею, то нужно хорошенько обдумать, каким образом это реализовать: подобрать такой сюжет и таких персонажей, позволяющих раскрыть идею максимально полно и ярко. Далее, когда мы определились с целью, нужно сопоставить ее и тот сюжет, который есть у нас в задумке, и решить, соответствует ли сюжет тем задачам, которые мы перед ним ставим. И если не соответствует, решить, каким образом можно его подправить.

Например, своим рассказом мы хотим донести до читателя идею вселенской справедливости – добро всегда побеждает зло. Однако сюжет у нас больше напоминает термоядерный боевик с морем кровищи и трупов. Очевидно, это не лучший сюжет для иллюстрации идей справедливости. Тогда нам нужно определиться – либо мы пишем сугубо развлекательный боевик, либо подбираем под свою идею более подходящий сюжет.

Теперь самое время садиться за монитор или за письменную тетрадь. Однако приступать к написанию пока рано. Пришло время набросать хотя бы простейший план будущего рассказа. Как это делается? Все очень просто. Сперва записываем основную идею, чтобы она всегда была перед глазами, а ниже кратко описываем последовательность событий нашей истории. На первых порах лучше придерживаться правила «чем больше, тем лучше». Не бойтесь заносить в план все свои идеи, касающиеся текста, впоследствии вы отбракуете все ненужное, оставив наиболее удачные задумки, которые станут твердой основой вашего рассказа. В дальнейшем по мере набора опыта и мастерства вы сможете сокращать объем своих планов или вовсе перейти на спонтанное письмо, но поперву лучше все заранее подробно расписывать, чтобы не завести повествование в дебри.

Здесь я считаю своим долгом предупредить о том, что на подготовительном этапе у вас обязательно возникнет масса трудностей. И это хорошо, потому что лучше решить их до написания, а не мучиться в его процессе. Основные проблемы заключаются в отсутствии внятных переходов между сценами, отсутствии имен персонажей, названий мест и объектов, и многих других деталей. Однако подготовительный этап для того и создан, чтобы заблаговременно придумать имена и описания всех персонажей, географические названия, заполнить пробелы в сюжетных линиях. Таким образом, чем лучше вы поработаете на этом этапе, тем проще и быстрее напишите свой рассказ.

В результате обозначенной выше работы у вас на руках должен оказаться план, в котором:

  • четко обозначена идея рассказа;
  • кратко, но последовательно расписаны все события, происходящие в истории;
  • придуманы имена всех персонажей, даны их описания;
  • придуманы названия всех мест, упоминающихся в истории.

Согласитесь, не так уж и много. Однако это тот минимум, который позволит вам максимально комфортно пройти следующий этап. Если вас интересует более детальный алгоритм работы над планом, читайте статью Для более опытных авторов рекомендую чрезвычайно важную статью « », в которой рассматриваются тонкости и секреты подготовительной работы над художественным произведением.

Этап 2. Написание рассказа

Это основная, но далеко не самая важная часть. При наличии хорошо продуманного плана написание становится чисто технической процедурой. Но и здесь стоит придерживаться некоторых рекомендаций.

Во-первых, не стоит растягивать написание рассказа . Понимаю, что зачастую невозможно написать вещь за один вечер, но лично я руководствуюсь лозунгом «ни дня без строчки ». Это значит, что писать нужно обязательно каждый день – и чем больше, тем лучше. Если у вас возникнет перерыв в несколько дней, он, наверняка, отразится на тексте и уж совершенно точно не в лучшую сторону. В общем, в ваших же интересах закончить писать как можно скорее.

Во-вторых, следует старательно избегать сюжетных и речевых штампов . Важно запомнить, что в подавляющем большинстве случаев простота стиля лучше искусственной вычурности. Начинающие авторы очень любят украшать свои тексты различными формами художественной выразительности: длинными описаниями, полными эпитетов и метафор, любят вставлять стихи и эпиграфы. Почти всегда это не к месту. И почти всегда молодой автор попадает в ловушку клише и штампов. Описать все многообразие литературных клише в ознакомительной статье невозможно – более подробную информацию ищите в других статьях блога, а также на просторах интернета. Здесь же я коротко поясню, что относят к тем или иным видам штампов.

Сюжетные штампы – это действия и приемы, наиболее часто используемые писателями, режиссерами и драматургами. Да-да, не удивляйтесь, если вы возьмете за основу текста сюжет (или часть сюжета) какого-то широко известного фильма, сериала или компьютерной игры, читатель обязательно это заметит. Кроме того, есть такие сюжетные ходы и целые сцены, которые повторялись в книгах и фильмах уже по тысячу раз. К ним, например, можно отнести описание персонажа через зеркало, многочисленные случаи суицида главного героя в современной прозе, ну и, конечно, маги, бросающиеся огненными шарами. Это не значит, что на такие вещи наложено табу – просто использование их в рассказе повышает степень ответственности за общий уровень текста. Ведь читатель, проглотивший до этого пару десятков фильмов и книг, где герой тем или иным образом решал свести счеты с жизнью, ждет от вашей истории чего-то особенного, чего еще никогда не видел, и удивить его будет ой как непросто! Наиболее яркие примеры сюжетных штампов я постарался собрать в статье " " .

Речевые штампы – это наиболее часто используемые и потому примелькавшиеся читателю художественные средства выразительности. «Свинцовые тучи », «алая кровь », «скупая мужская слеза », «суровый взгляд отца » и многие другие – это и есть речевые штампы. Помните, если вы уж взялись городить использовать средства выразительности, то они должны быть свежи. Поэтому прежде чем описать какое-то явление, прикиньте, насколько часто вы встречали в книгах ту формулировку, которой собираетесь выразить мысль. И если вам кажется, что такое происходило неоднократно, попытайтесь переделать фразу, сохраняя смысл. И только если переформулировать невозможно – лепите штамп.

В-третьих, не бойтесь писать! Не старайтесь копировать чей-то стиль, не стесняйтесь тех формулировок, что крутятся у вас в голове – как показывает практика, они самые подходящие (конечно, если это не штампы). Ваш рассказ – как бы пафосно это не прозвучало, часть вашей души, вашей индивидуальности, и он облекается в ту форму, которую выбираете вы сами. Именно этот момент, по моему мнению, является ключевым в формировании авторского стиля. Лично я, начав прислушиваться во время написания к собственным мыслям, быстро заметил улучшения стиля – тексты стали более гармоничными. Предлагаю и вам более чутко относиться к себе любимым.

Этап 3. Редактирование

Очень важная часть, которую, тем не менее, часто оставляют без внимания.

После того как рассказ написан, ему нужно дать некоторое время отлежаться (1-2 недели), а вашим мозгам – проветриться. Это нужно для того, чтобы вы при редактировании смотрели на написанное, как на чужой текст – именно тогда вы сможете максимально эффективно находить и исправлять ошибки и недочеты.

В чем суть процесса редактирования? Вы вдумчиво и медленно читаете текст и попутно исправляете те ошибки и шероховатости, которые замечаете. Не бойтесь полностью переписывать или даже выбрасывать какие-то предложения и абзацы – если вы считаете, что это пойдет тексту на пользу, стало быть, так оно и есть. Пробуйте читать медленно, будто проверяя каждую фразу на прочность, потом прочитайте текст в обычном темпе – обращайте внимание на места, где вы сбиваетесь с ритма, возможно, их нужно подправить в угоду плавности чтения. Потом зачитайте текст вслух – убедитесь, что запинок стало больше и по возможности исправьте те, что можете.

Таких проходов должно быть не менее пяти. После этого по возможности распечатайте текст и прочтите его с бумаги. Уверяю, вы обнаружите, что он вовсе не так хорош, как казался на экране монитора. Делайте пометки и исправления на распечатанном экземпляре, а затем перенесите их на электронный вариант. Когда вы уже не сможете ничего исправить, отдайте рассказ на прочтение кому-нибудь из интересующихся друзей. Наверняка, он высмотрит еще некоторое количество ошибок и шероховатостей.

Скажу сразу: невозможно исправить все недочеты, сделать текст абсолютно мелодичным и плавным, сохранив при этом точность формулировок. Все равно что-то где-то будет выбиваться. Это нужно принять как должное. И быть готовым, что критики обязательно укажут на слабые места. Идеального текста в природе не существует; но это совершенно не отменяет того, что ваши тексты должны пройти плотную и въедливую редактуру. Только после нее рассказ можно считать написанным.

Вот, в принципе, и все. Вы познакомились с методикой написания рассказа, разобрались в том, какие существуют этапы и какие действия подразумевает каждый из них. Надеюсь, вам уже не терпится опробовать полученные знания на практике. В чем и желаю вам успеха! Если вам понравилась эта статья, подписывайтесь на блог «Литературная мастерская » и развивайте свой писательский навык, а уж я новыми статьями постараюсь вам всячески в этом способствовать. До новых встреч!

Написание плана рассказа – обязательный элемент школьного образования. Без хорошего плана трудно написать хороший рассказ, поэтому необходимо разобраться, как правильно составить план рассказа.Составление плана рассказаЕсли вы решили приступить к написанию собственного литературного произведения, то, прежде всего, вам необходимо упорядочить свои идеи. Не забывайте записывать всю информацию, относящуюся к вашей работе. В голове удержать много информации сложно, а не запутаться в ней еще сложнее.Определитесь с темой рассказа.Подумайте, какие подтемы вы хотите раскрыть в своем произведении.Составьте список действующих лиц: их имена, род занятий, особенности внешности и характера, взаимоотношения между собой. На каждого героя необходимо подготовить краткую характеристику. Перечень характеристик должен напоминать тот, который предшествует пьесам, например, Игорь Игнатьевич, помещик, 48 лет. Женат на Наталье Игоревне. Любит охоту. После пережитых на войне потрясений заикается.Отталкиваясь от основных подтем, напишите детальный план рассказа. Он должен включать не только основные пункты, но и подпункты второго и третьего уровней. Для облегчения работы, сразу записывайте ориентировочный объем каждой части. План должен быть гармоничный, его части связаны между собой в логической последовательности. Проработайте его тщательно, тогда дальнейшая работа пойдет легче, а результат будет качественнее. Хороший план должен сжато и точно передавать содержание рассказа.Постарайтесь во время написания рассказа не «растерять» своих героев и довести сюжетную линию каждого из них до логического завершения. Одним из главных залогов успеха написания рассказа являются удачные кульминация и развязка. Ведь именно они остаются в памяти читателя после завершения чтения произведения.После того, как работа над планом будет завершена, необходимо тщательно проверить ваш план (а в последствии и рассказ) на наличие различного рода ошибок.План готового текстаСоставления плана – обязательный компонент анализа уже написанного рассказа. Он помогает запомнить содержание произведения, структурировать его события в логической последовательности, определить взаимосвязь между отдельными частями.Для начала прочитайте рассказ, определите его основную тему, выделите имена главных героев.Разделите текст на четыре части: завязку;развитие сюжета;кульминацию;развязку.Эти пункты и будут костяком вашего плана. При необходимости, разделите каждую из этих частей на несколько более мелких, отмечая в уме или в тексте начало каждой из них.Перечитайте первую часть. Озаглавьте ее. Название должно быть лаконичным и емким. Постарайтесь одним предложением передать саму суть этого фрагмента рассказа.Проделайте эти же процедуры с другими частями.Виды плановИногда в задании требуют составить план определенного типа. Для того, чтобы с этим справиться, необходимо ознакомиться с основными четырьмя видами планов:вопросный. Каждый пункт плана представляет собой вопрос, ответ на который передает суть данного фрагмента (Куда пошел Тарас после школы?);тезисный. Содержание пункта выражается через тезисы глагольного строя – краткая формулировка основного положения конкретной части, содержащая в себе глаголы (Тарас пошел на стадион);назывной. План из тезисов, которые выражены именами существительными (Тарас на стадионе);план-опорная схема. Данный план состоит из отрывков предложений, которые несут основную смысловую нагрузку (План Тараса – поход на стадион);комбинированный. Такой план может содержать в себе нескольких разных видов планов.Композиция текстаПри составлении плана рассказа следует придерживаться классической композиции:Вступление – в этом разделе необходимо ознакомить читателя с местом и временем действия, а также частью ключевых персонажей.Завязка – опишите событие, которое привело к дальнейшему развитию истории.Развитие действий – наибольшая по объему часть рассказа.Кульминация – наивысшая точка развития событий.Развязка – заключение, которое рассказывает, чем обернулись для героев их действия.Как видите, умение грамотно составить план незаменимый навык при анализе и запоминании текстов. Написать хороший рассказ будет нелегким занятием, если его структура четко и логично не изложена в виде списка пунктов и подпунктов.

Пересказ тренирует память, мышление и речь ребенка. Учит детей грамотно, последовательно излагать свои мысли. Однако не всем детям пересказ дается легко. Причины, почему ребенок не умеет пересказывать самые разные:

  • трудности в запоминание текста
  • трудности в выделение главного и второстепенного в тексте
  • сложности в оформлении речевого высказывания (знаю, а сказать не могу)

К каждой из перечисленных проблем подходим индивидуально. Если у ребенка проблемы с запоминанием, то делаем упор на составление плана пересказа, который поможет ребенку вспомнить и произвести прочитанное. Так же необходимо тренировать общую память ребенка с помощью развивающий игр по типу Мемо.

Если ребенок не умеет выделять главное и второстепенно в тексте, путается с логикой повествования, то акцент следует делать на беседу по прочитанному произведению.

Если у ребенка есть сложности в формулировании мысли, необходимо общее развитие речи ребенка. Как можно чаще общайтесь с ребенком, придумывайте сказки, составляйте рассказы-описания.

А теперь давайте рассмотрим общий алгоритм обучения пересказу. Данная последовательность работы подходит детям всех возрастов.

1. Предварительная работа с текстом

Предварительная работа с текстом включает в себя объяснение непонятных ребенку слов, (терминов и словосочетаний), которые в дальнейшем будут встречаться в тексте для пересказа.

2. Чтение текста

Дошколятам читают родители, школьники же сами прочитывают текст. При чтении важна не скорость, а понимание. Убедиться, что ребенок правильно понимает смысл произведения можно с помощью уточняющих вопросов в конце каждого абзаца.

3. Беседа по прочитанному произведению

Пообщайтесь с ребенком. Выясните, что он понял из прочитанного, запомнил ли он всех героев? Понимает ли он мотивы и действия персонажей?

4. Повторное чтение

Повторное чтение проводится, если Вы видите, что ребенок не запомнил большее количество информации. Если текст короткий и простой, повторное чтение можно не делать.

5. Составление плана пересказа

Научить ребенка пересказывать текст помогает пошаговый план. План может быть словесным (используется для школьников) и иллюстративный (используется для детей дошкольного и школьного возраста).

Учить школьника пересказывать текст предпочтительнее с помощью письменного, а не иллюстративного плана. Т.к. полученные навыки составления письменного плана помогут вашему ребенку с изложениями и сочинениями на уроках русского языка. План может быть развернутый и сокращенный. Пример развернутого плана: «В первом абзаце автор рассказывает нам о том, как кошка решила съесть воробья». Данное предложение записывается в тетрадь и является опорой при пересказе. Сокращенный же план составляется по ключевым словам «Кошка, голодная, воробей».

Иллюстративный план – картинки, сюжетные или предметные, по которым ребенок восстанавливает происходящие события. Хороший пример сюжетных картинок: шпаргалки для мамы "Рассказы в картинках. 3 - 10лет"

Так же план для будущего пересказа ребенок может нарисовать сам или с помощью взрослого. Зарисовывать следует быстро и схематично. Не нужно рисовать дедушку целиком, достаточно просто наметить бороду или усы.

6. Непосредственный рассказ ребенка

Ваш малыш начал рассказ, не перебивайте, слушайте внимательно. При затруднении помогайте наводящими вопросами. Можно деликатно поправлять. Пересказывать станет интереснее, если включить элементы игры. Вырежете в листе картона окошечко и скажите, что сегодня он будет рассказывать «О кошке» по телевизору. Этот нехитрый прием поможет ребенку заниматься с удовольствием!

Чем старше ребенок, тем более сложные требования предъявляют учителя к пересказу. В средних и старших классах педагоги задают пересказы по биологии, истории и др. Помните, что лучше всего запоминается структурированная информация. Поработайте с текстом, выделите основные моменты, которые обязательно нужно включить в пересказ.

Пересказ полезен только в том случае, если ребенок понимает его содержание, иначе пересказ превращается в неинформативную зубрежку. В случае необходимости помогите ребенку разобраться в материале. Взрослым тоже бывает полезно освежить школьные знания!

Литературное чтение — боль. И учебник неплохой, и составлен хорошо. Но как представлю, ЧТО нужно знать к аттестации, становится плохо. И тут два варианта: первый — плюнуть на оценку и заниматься в своё удовольствие, второй — всё же подзубрить имена-отчества, соответствия текстов разделам и прочую не очень нужную в данном возрасте «мишуру», за которой настоящей литературы и не видно. А пока я взяла и изучила текст планирования к литературному чтению учителя начальной школы и сделала краткий конспект.

Учебник Л.Ф. Климановой

Цели изучения:

  • беглое выразительное чтение вслух, навык чтения про себя;
  • умение работать с разными видами информации;
  • навык активного слушания;
  • формирование нравственно-эстетического отношения к людям и миру, интереса к чтению;
  • умение самостоятельно отбирать книги для чтения;
  • развитие образного мышления и поэтического слуха;
  • расширение кругозора и умения связанно излагать свои мысли.
  • уметь различать тексты: описания, рассуждения, повествования;
  • уметь соотносить заглавие с содержанием текста, определять тему произведения, его главную мысль и дополнительную информацию;
  • уметь озаглавить текст, составить план текста;
  • знать: что такое сказка, рассказ, загадка, пословица, поговорка, считалка, прибаутка, стихотворение, сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность, музыкальность речи;
  • отличать художественные тексты от научно-познавательных;
  • уметь пересказывать выборочно, кратко (основная мысль) и полно (используя цитаты);
  • читать по ролям, писать изложение и сочинение.

В школе на литературное чтение в 3 классе отводится 136 часов, то есть — 4 часа в неделю. Дома, нам, наверное, придётся больше заниматься.

А вот интересно — цели , которые ставят перед собой учителя начальных классов, вернее, Минобрнауки России. Чему должны детей научить уроки лит. чтения? Оказывается, многому. И это «многое» для меня даже частично неожиданное. Судите сами:

  • сформировать чувство гордости за свою Родину и российский народ;
  • способствовать становлению ориентации на гуманистические и демократические ценности;
  • сформировать целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии культур и религий;
  • воспитание художественного вкуса на основе заучивания наизусть произведений худ. литературы;
  • развитие этики, доброжелательности, понимания, сопереживания, толерантности;
  • начальная адаптация к школе (только в 3 классе!);
  • формирование социальной роли обучающегося, осознание смысла учёбы, нравственных норм общения;
  • сотрудничество со сверстниками и взрослыми, навык избегания конфликтов на основе прочитанных произведений;
  • мотивация к творчеству, установка на здоровый образ жизни.

Метапредметные навыки:

  • ставить цель и искать средства для её осуществления;
  • планирование, контроль и оценка учебных действий;
  • умение конструктивно действовать в ситуациях неудач и неуспеха;
  • умение находить информацию в справочниках, словарях, энциклопедиях и других источниках информации;
  • умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать;
  • умение слушать собеседника, принимать его точку зрения и отстаивать свою;
  • распределять роли в совместной деятельности;
  • разрешать конфликты.

План по изучению в соответствии с содержанием учебника

Первые книги — 5 часов

  • Иметь представление о первых печатных книгах.
  • Знать, как выглядели книги Древней Руси, имя первопечатника, при ком была напечатана первая книга.
    • Б. Горбачевский. Первопечатник Иван Федоров.
    • Первая «Азбука». Наставления Библии.

Жизнь дана на добрые дела — 19 часов

  • Основные понятия раздела: поступок, честность, верность слову.
  • Объяснять смысл старинных пословиц. В.И. Даль – собиратель пословиц.
  • Пословицы разных народов о человеке и его делах.
  • Пословицы и поговорки русского народа.
  • Уметь объяснить изречения мудрых людей и соотносить их с современностью.
  • Уметь определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять и обосновывать свой выбор книги.
  • Уметь читать про себя небольшой текст с последующим пересказом его содержания. Читать вслух бегло, осознанно, правильно в темпе чтения не менее 70 слов в минуту.
  • Уметь самостоятельно выбирать эпизоды, ситуации из произведения для ответа на вопросы и задания учебника.
  • Знать определения терминов «юмористический рассказ», «подробный пересказ», «выборочный пересказ».
  • Уметь устанавливать соответствие между автором и названием произведения.
  • Уметь составлять отзыв о прочитанном произведении, делить пословицы по смыслу на группы.
  • Давать эстетическую и нравственную оценку поступков героев произведения, обсуждать данные оценки.
  • Знать определение термина «притча».
    • Н. Носов. «Огурцы». Смысл поступка. Характеристика героя.
    • М. Зощенко. «Не надо врать». Смысл поступка. Характеристика героев. Пересказ.
    • Л. Каминский. «Сочинение».
    • М. Зощенко. «Через тридцать лет». Поступок героя.
    • Н. Носов. «Трудная задача».
    • Притча.
    • В. Драгунский. «Где это видано, где это слыхано». Инсценирование.

Волшебная сказка — 14 часов

  • Основные понятия раздела: народные сказки, присказка, сказочные предметы. Виды сказок.
  • Уметь относить сказки к одному из видов: сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки.
  • Уметь объяснять основные понятия.
  • Волшебные сказки. Уметь определять отличительные особенности волшебной сказки. Знать структуру волшебной сказки. Уметь находить волшебные события, предметы, герои, чудеса, сказочные формулы начала и конца.
  • Уметь кратко пересказать содержание от лица одного из героев. Определить в чем волшебство сказки.
  • Давать характеристику персонажей сказки, подтверждать свой ответ примерами из текста.
  • Знать о художниках-иллюстраторах сказок.
    • Русская сказка. «Иван – царевич и Серый волк». Составление плана
    • В. Васнецов. «Иван-царевич и Серый волк». Рассказ по картине.
    • В художественном музее. Мини-сочинение
    • Русская сказка. «Летучий корабль». Особенности волшебной сказки.
    • Русская сказка. «Морозко». Характеристика героев сказки.
    • Русская сказка. «Белая уточка». Смысл сказки.
    • Русские сказки. По щучьему веленью…

Люби все живое — 20 часов

  • Основные понятия раздела: художественный и познавательный рассказы, автор – рассказчик, периодическая литература.
  • Определять конкретный смысл понятий: художественный и познавательный рассказы, автор – рассказчик, периодическая литература.
  • Сравнивание художественной и научно – познавательной литературы.
  • Сравнение текста художественного произведения и текста из энциклопедии.
  • Читать текст выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдать паузы между предложениями и частями текста.
  • Особенности юмористического произведения.
  • Анализировать стихотворение.
  • Искать в тексте слова, выражающие отношение автора.
  • Определять смысл названия произведения.
  • Знать произведения В.Бианки для детей. Находить в художественном тексте слова и выражения, с помощью которых изображены герои, события, природа; составлять план текста. Определять правду и вымысел в произведениях В. Бианки.
  • Создание текста по аналогии. «Как муравьишке бабочка помогла добраться домой».
  • Составлять текст по аналогии.
  • Задавать самостоятельно вопросы к тексту, план для составления текста.
  • Знать автобиографию автора, уметь кратко пересказывать главы из произведения.
  • Составлять краткий рассказ о герое произведения.
  • Сравнивать художественные и научно-популярные тексты.
  • Делить текст на части в соответствии с планом, пересказывать основные события рассказа в соответствии с планом.
  • Пересказывать содержание произведения подробно и выборочно.
  • Знать названия научно-познавательных журналов для детей.
  • Знать детскую периодическую печать.
  • Ориентироваться в содержании журнала.
  • Отзыв на книгу о природе.
    • К. Паустовский. «Барсучий нос». Особенности художественного текста.
    • Пересказ. Барсук (из энциклопедии).
    • В. Берестов. «Кошкин кот». Выразительное чтение.
    • Б. Заходер. «Вредный кот». Смысл названия стихотворения.
    • В. Бианки. «Приключения Муравьишки». Правда и вымысел в произведениях.
    • О. Полонский. «Муравьиное царство». Особенности научно – популярного текста. Краткий пересказ.
    • Тим Собакин. «Песни бегемотов». Постановка вопросов к тексту.
    • Д. Мамин – Сибиряк. «Серая Шейка». Герой художественного текста. Его особенности.
    • Н. Носов. «Карасик». Смысл поступка героев.
    • М. Горький. «Воробьишко».

Картины русской природы — 12 часов

  • Основные понятия раздела: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности.
  • Рассматривать картину, описывать объекты картины, рассказывать о картине.
  • Выразительно читать стихотворение.
  • Находить в тексте средства выразительности. Знать определения и уметь находить в тексте тропы: сравнение, олицетворение, эпитет, метафора.
  • Знать автобиографию автора. Знать алгоритм заучивания стихотворений.
  • Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения.
    • И. Шишкин. «Зимой в лесу». Устное сочинение по картине.
    • Н. Некрасов. «Славная осень». Средства художественной выразительности: сравнение.
    • М. Пришвин. «Осинкам холодно». Прием олицетворения как средство создания образа.
    • Ф. Тютчев. «Листья». Контраст как средство создания образа.
    • А. Фет. «Осень». Настроение стихотворения.
    • И. Бунин. «Первый снег». В. Поленов. «Ранний снег». Сравнение произведений литературы и живописи.
    • К. Бальмонт. «Снежинка». Средства художественной выразительности для создания образа снежинки.
    • К. Паустовский. «В саду уже поселилась осень».
    • Картины природы в произведениях живописи. И. Остроухов. «Парк». А. Саврасов. «Зима».

Великие русские писатели — 30 часов

  • Основные понятия раздела: сказка в стихах, басня, иллюстрация.
  • Великие русские писатели. В. Берестов. А. С. Пушкин. Краткий пересказ.
  • Анализировать стихотворения.
  • Знать биографию И. Билибина.
  • Читать басни. Определять главную мысль, нравоучение, мораль. Знать несколько крылатых выражений. Объяснять смысл басен.
  • Знать биографию великих писателей.
  • Уметь представлять книгу.
  • Уметь инсценировать басню, передать игрой характер героя.
    • А. С. Пушкин «Зимнее утро».
    • И. Грабарь. «Зимнее утро». Сравнение произведений литературы и живописи.
    • А. С. Пушкин. «Зимний вечер».
    • Ю. Клевер. Закат солнца зимой. Зимний пейзаж с избушкой. Сравнение произведения литературы и произведения живописи.
    • А. С. Пушкин. Опрятней модного паркета…
    • П. Брейгель. «Зимний пейзаж».
    • В. Суриков. «Взятие снежного городка». Устное сочинение по картине.
    • А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Сравнение с народной сказкой.
    • И.Я. Билибин – выдающийся иллюстратор.
    • И. А. Крылов. Басни. И. А. Крылов. «Слон и Моська». Особенности структуры басни.
    • И. А. Крылов. «Чиж и голубь». Особенности структуры басни.
    • Великие русские писатели. Л.Н. Толстой. Краткий пересказ статьи.
    • Л. Толстой. «Лев и собачка». Быль. Особенности сюжета.
    • Л.Н. Толстой. «Лебеди». Составление плана.
    • Л.Н. Толстой. «Акула». Смысл названия. Составление плана.
    • Л. Толстой. «Волга и Вазуза». Особенности жанра.
    • Л. Толстой. «Как гуси Рим спасали». Особенности жанра.
    • Наш театр. И. Крылов «Квартет».

Литературная сказка — 19 часов

  • Основные понятия раздела: сказки литературные и народные, предисловие, полный и краткий пересказ.
  • Соотносить пословицы с содержанием произведения, находить его главную мысль.
  • Переводная литература для детей.
  • Читать про себя и вслух небольшой текст с последующим пересказом его содержания.
  • Называть изученные произведения переводной литературы.
  • Выявлять особенности переводной литературы.
    • В. Даль «Девочка — Снегурочка». Сравнение с народной сказкой. Особенности литературной сказки.
    • В. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение с народной сказкой «Морозко». Сравнение героев.
    • Д. Мамин – Сибиряк. «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу». Герои произведения.
    • Б. Заходер. «Вини-Пух» (предисловие). Особенности переводной литературы.
    • Р. Киплинг. «Маугли». Особенности переводной литературы. Герои произведения.
    • Дж. Родари «Волшебный барабан».
    • Тим Собакин. «Лунная сказка».
    • Ю. Коваль. «Сказка о серебряном соколе».
    • С. Михалков «Упрямый козленок».

Картины родной природы — 18 часов

  • Основные понятия раздела: творчество, стихотворение, рассказ, настроение.
  • Знать автобиографию Есенина.
    • Б. Заходер. «Что такое стихи?»
    • И. Соколов-Микитов. «Март в лесу».
    • Устное сочинение на тему « Мелодии весеннего леса».
    • А. Майков. «Весна». Е. Волков. «В конце зимы». Е. Пурвит. «Последний снег». Прием контраста в изображении зимы и весны. Сравнение произведений живописи и литературы.
    • С. Есенин. «Сыплет черемуха…». В. Борисов-Мусатов. «Весна». Сравнение произведений живописи и литературы.
    • С. Есенин. «С добрым утром».
    • Ф. Тютчев. «Весенняя гроза». Прием звукописи, как средство создания образа.
    • А. Васнецов. «После дождя». И. Шишкин. «Дождь в дубовом лесу». Сравнение произведений искусства.
    • О. Высотская. «Одуванчик». З. Александрова. «Одуванчик». Сравнение образов.
    • М. Пришвин. «Золотой луг». Сравнение поэтического и прозаического текстов.
    • А. Толстой. «Колокольчики мои, цветики степные…». Авторское отношение к изображаемому.
    • Саша Черный. «Летом». А. Рылов. «Зеленый шум». Сравнение произведений.
    • Ф. Тютчев. «В небе тают облака». А. Саврасов. «Сосновый бор на берегу реки». Сравнение произведений искусства.
    • Г. Юдин. «Поэты».
    • Я. Аким. «Как я написал первое стихотворение».

Сканы страниц учебника:

Часть первая, фото первое

Часть первая, фото второе

Часть первая, фото третье

Часть вторая, фото первое

Часть вторая, фото второе

Часть вторая, фото третье

Как видите, объём информации просто огромный! Обращаю внимание на то, что название раздела не всегда соответствует его содержанию, не понимаю логики формирования тем и произведений для учебника. Но делать нечего — сдавать аттестацию будет нужно, даже две — после каждого полугодия.

Скорее всего, мы будем:

  • читать произведения и некоторые заучивать наизусть;
  • пересказывать стихи и рассказы;
  • расшифровывать термины;
  • отличать произведения по видам;
  • обращать внимания на авторов, заучивать их биографии (неужели – всех??? Надо уточнить у учительницы);
  • учить фамилии, имена и отчества писателей, поэтов и художников;
  • соотносить автора с произведением, а произведение – с разделом, в котором оно изучалось (точно надо?)
  • писать сочинения по картинам, изложения по произведениям и отзывы на книги.

В общем, литературное чтение будет идти ежедневно, кроме выходных…

Сегодня в качестве продолжения рубрики «Писательское мастерство» я предлагаю возобновить разговор о составлении плана произведения . В прошлый раз мы разобрались, что же такое план, для чего он нужен, и почему без него значительно хуже, чем с ним. Сегодня мы разберемся, как этот самый план составлять.

Скажу сразу, не существует какой-либо единой унифицированной формы составления плана. У каждого свой взгляд на вопрос, и здесь я буду излагать те принципы, опираясь на которые, строю план сам. Соображения эти не взялись с потолка, а прошли крепкую обкатку практикой. Вы же вольны воспользоваться моим опытом, как, впрочем, и пропустить его мимо ушей. Выбор за вами.

Синопсис.

Обычно я начинаю составление плана с написания синопсиса . Хотя такая формулировка не совсем верна: те несколько скупых предложений, в которые умещается суть рассказа, не являются синопсисом в обыденном понимании, так как здесь синопсис не получается в процессе сжатия истории, а как раз наоборот – он-то и является источником основной массы, «мяса» произведения. Но на первоначальном этапе я не ставлю амбициозных целей, мне достаточно лишь четко сформулировать основную идею текста и держать ее перед глазами, дабы она не затерялась в дальнейшем, и сюжетные линии не увело куда-нибудь в дебри.

После того, как синопсис написан и сформулирована главная идея текста, я начинаю кратко описывать события истории. Порой этот шаг занимает у меня несколько недель. Взявшись выстраивать сюжетную линию, обычно быстро натыкаешься на пустоты – места, которые еще не продуманы, и что там будет происходить еще совершенно не ясно. Именно заполнение сюжетных оврагов, продумывание переходов и мостов и отнимает большую часть времени при подготовке к написанию. Однако важно понимать, что скрупулезно продуманный сюжет является тем незыблемым скелетом, на который нарастает плоть шикарной истории. Проверено на личном опыте: чем больше времени уделяется проработке сюжета, тем обычно качественнее результат. Но я не настаиваю, что над рассказом нужно раздумывать год, порой все идет настолько удачно, что пасьянс складывается за пару вечеров. Тут, как и везде, нужна золотая середина, главное – не потерять интерес к произведению.

Карточки персонажей.

Параллельно с выстраиванием сюжетных линий я занимаюсь заполнением карточек персонажей . Эта вещь не обязательная, но крайне желательная. Причем, чем длиннее и масштабнее намечается произведение, тем подробнее должны быть характеристики героев. Этому элементу работы я посвятил отдельную статью " " , обязательно ознакомьтесь с ней, а здесь я лишь коротко перечислю основные моменты, которые обычно заношу в карточку действующих лиц:

  • Имя персонажа, его прозвище .
  • Роль (место в истории) и профессия (главный антагонист, друг главного героя, наставник и т.д.).
  • Возраст.
  • Рост и телосложение.
  • Описание внешности . Я никогда не составляю фоторобот (цвет и длина волос, цвет глаз, форма ушей и носа, толщина бровей, размах ноздрей и длина ресниц), а использую только характерные отличительные детали внешности вроде длинного носа, сутулости или хромоты, бороды или усов, крупных родимых пятен на лице и т.д. Вообще, чем ярче подобранные детали, тем лучше запоминается персонаж, тем проще за него цепляется внимание читателя. Только ради бога, не переборщите с экзотикой – если каждый второй поц будет хромым и горбатым карликом, изнемогающим от чесотки, вряд ли кто-либо оценит ваши старания.
  • Черты характера . Как то: раздражительность, угрюмость, беззаботность, доверчивость, мнительность – все то, что отличает персонаж от других в психологическом плане. Но здесь все очень субъективно. Вы можете расписать в плане целый букет разнообразных качеств, но если сюжет будет ставить героя только в однообразные ситуации (где он проявляет, скажет, только трусость и малодушие), то и образ получится однобоким. Сюжет и характеры взаимосвязаны, и понимание этих связей позволяет работать над текстом на совершенно ином уровне, но об этом в других статьях блога. Пока же хочу заметить, что для писателя по жизни чрезвычайно важна наблюдательность; я считаю, что автор должен постоянно культивировать ее в себе, ведь очень многие детали и даже сюжеты берутся из повседневности. Порой наши знакомые и коллеги вытворяют такое, что не придет в голову ни одному, даже самому креативному литератору. А такие нестандартные проявления – и есть лучший материал для построения ярких неповторимых образов. В общем, глядите в оба и не забывайте записывать.
  • Мотивы . Чего хочет добиться герой? Сообразно каким интересам и принципам он действует.
  • Одежда . Иногда тоже может послужить хорошим подспорьем для обрисовки характера. Персона, предпочитающая яркие краски, все-таки чем-то отличается от того молчуна в черной потертой кожанке, не так ли?

Подобные карточки полезно составлять для всех мало-мальски значимых персонажей в вашей истории.

Карта. Карточки локаций.

Следующий элемент составления плана – это изображение карты . Конечно, потребность в ней есть не всегда, однако зачастую героям приходится перемещаться в пространстве, а иногда и в придуманном автором мире. Чтобы не запутаться и не заблудиться, полезно нарисовать карту. Вместе с ней можно завести и карточки локаций . В них мы просто коротко описываем места, в которых происходят события (если это город, то достопримечательности и основные улицы; если комната или квартира – то обстановка). Все это позволит создать глубину мира, в котором разворачивается сюжет. И вот еще небольшой совет по поводу названий: старайтесь избегать странных, чуждых русскому языку фонетических нагромождений вроде Бильдыма, Шмонца, Киндельсвельгена и прочего. Лучше брать осмысленные, образованные от русских слов названия: Двуречье, Высокий Камень, Белая Скала. И смысловую нагрузку заложите и от родного звучания не отойдете.

Сцены.

После того, как написано краткое изложение событий, я приступаю к формированию сцен – отдельных сюжетных блоков, где происходят те или иные события (в том числе и диалоги) в короткий промежуток времени. На работу со сценами я стараюсь делать основной упор. Главное, понимать, что каждая сцена должна каким-то образом менять положение дел в произведении. Это может быть и резкий сюжетный поворот (вскрытие обмана, например) или изменение психологического состояния героя (апатия после краха надежд) – решать вам, но каждая сцена должна иметь какой-то известный вам и понятный читателю смысл. Более подробно об этом читайте в статье . Сейчас же мы пришли к тому, что в моем плане образовался самостоятельный список следующих друг за другом сцен.

В общем-то, на этом все. Подобного супового набора вполне достаточно, чтобы написать добротный интересный рассказ. В работе же над романом я практиковал составление одного общего главного плана и отдельных миниатюрных планов каждой главы. Но об этом уже в следующий раз.

Обязательно прочитайте статью , которая отлично дополняет материал этой записи.

Следите за обновлением блога. До скорых встреч!