План рассказа самый маленький сергей. Как составить план произведения

Сегодняшняя тема, напрямую относится к тематике блога. А именно, — как работать с книгой.

Ведь не секрет, что довольно часто прочитал что-то, — тут же забываешь. Или сразу или чуть позже. Все попытки вспомнить – о чем читал, заканчиваются безрезультатно.

Почему же такое происходит?

Причин несколько:

бессистемность нашего чтения. Читаем все подряд, что попадается, не преследуя определенной цели. «Чтобы быть в курсе», «чтобы получить удовольствие от чтения», «чтобы……». Новой информации просто не за что зацепиться, нет информационного дерева, о чем я писал

— наша рассеянность и невнимательность. Читаем, а думаем о чем-то своем. О внимании я даже написал книгу .

— неправильное чтение. Это уже ближе к нашей теме. Ведь читать–то мы все умеем. Так мы думаем. На самом деле – это не совсем так.

Чаще мы умеем лишь складывать буквы в слова, слова в предложения. Хотя при чтении, например, художественного текста – более важным является умение создавать образы из прочитанных слов, предложений.

Кстати образы, которые мы видим с экрана ТВ – это уже готовые образы, которые мозг просто считывает, не проводя никакой работы. Поэтому пользы для умственного развития – мало. Мозг должен сам создавать образы, тогда он развивается, а это происходит именно при чтении.

Как бывает жалко, когда прочитав нечто увлекательное, уже через несколько дней забываешь – и имена героев и то, чем говорилось в книге.

Об одном методе избежать этого я писал в статье « ».

Сегодня – рассмотрим еще один способ. Он вполне применим к любой текстовой информации, в том числе и нехудожественной.

Что является важным при чтении нехудожественного текста?

Важно понять структуру прочитанного: отдельные блоки и центральную идею, объединяющую эти блоки.

Помочь в этом может составление плана. О нем и поговорим ниже.

Психология подсказывает, что записанное полнее и лучше усваивается, способствует запоминанию. Коэффициент усвоения будет выше, если прочитав 1 000 слов, затем это кратко изложить в 50 словах. Свертывание информации – необходимый навык, когда информации очень много.

Свернуть информацию можно в виде плана. Хотя существует множество других способов письменной фиксации, о чем я писал в своих статьях:

Самый простой способ – это составить план прочитанной книги. Этот прием поможет лучше понять и усвоить прочитанное.

Почему это происходит?

Потому что подключается мыслительная деятельность. Мы мысленно обрабатываем текст, пытаемся понять его структуру, чтобы затем изложить ее на бумаге. Мы думаем, напрягаемся и это сказывается на понимании и запоминании.

Что такое план книги или статьи?

Это перечень основных мыслей, расположенный в последовательности отражающей логику того о чем говорит автор.

План бывает простой и сложный.

Простой, состоит из главных пунктов.
I.
II.
III.

Сложный, включает еще и подпункты. Он более раскрывает содержание текста, когда одна мысль раскрывается через несколько других, выделенных в подпункты:
I.
1)
2)
II.
1)
2)

План помогает выработать умение сжато делать записи, излагать свои мысли, а также быстро восстанавливать в памяти прочитанное.

Для информации: скажу лишь, что помимо простого и сложного вида плана существуют и такие: вопросный, назывной, тезисный, план – опорная схема, комбинированный. Но мы остановимся на самых простых видах.

Как составить план?

Чтобы составить план, надо последовательно задавать себе в процессе чтения вопрос «о чем здесь говорится?». И затем с помощью этого вопроса выявлять главные мысли и записывать их в виде пунктов плана.

Общий подход:

1. Нужно прочесть текст.

2. Разделить текст на части и выделить в этих частях главные мысли.

3. Эти мысли послужат в качестве заголовков плана.

4. Проверить все ли главные мысли включены в план. Для этого еще раз пробежаться по тексту.

Замечу, что план не передает фактического содержание текста, а лишь указывает на него. Но при понимании сути содержания этого бывает достаточно, чтобы восстановить отдельные детали по памяти.

Существенны два момента:

1. Анализ текста и выделение основных частей.
2. Выяснение основной мысли/идеи в каждой части.

Здесь полезны следующие навыки:
— навык выделять существенное и не путать с второстепенным.
— навык излагать мысли своими словами.

В процессе обучения школьникам предстоит выполнить немало заданий, среди которых - подготовка собственного устного рассказа на заданную учителем тематику. Например, это может быть небольшой текст о домашнем питомце или пересказ классического произведения. Чтобы все получилось как надо, следует знать, как составить план рассказа, что обязательно в него включить. Наш материал поможет разобраться.

Что это такое

План - это совокупность структурных элементов, которые будут присутствовать в самом повествовании, при этом чем более развернутый и подробный перечень составлен, тем проще становится соединить элементы воедино и воссоздать связный подробный текст. В школе предстоит составить немало подобных «списков»: подробных и кратких, цитатных и тезисных, при кажущейся сложности эта форма работы очень полезна, поскольку способствует детальной проработке и запоминанию материала.

Порядок работы

Рассмотрим, как составить план рассказа (2 класс), чтобы в нем нашли отражение все требуемые учителем элементы. Выделяется несколько этапов работы:

  • Прочитать само произведение.
  • Определить его основную идею, о чем говорится в тексте. Какие события описываются автором, чем начинается и чем заканчивается текст.
  • Разделить текст на смысловые части (позднее будет приведен пример). Каждая из них должна быть законченной по смыслу.
  • В выделенных частях обозначить самое главное, основные действия персонажей.
  • Повторное чтение каждого из фрагментов, придумывание ему подзаголовка и главных (ключевых) слов. Их не должно быть очень много, вполне достаточно выписать собственные имена и 2-3 важнейших существительных или прилагательных.
  • Подробный пересказ.

Такова последовательность работы, позволяющая ответить на вопрос, рассказа. Далее приведем конкретный пример, разберем текст из программы второго класса Л. Н. Толстого «Лев и собачка».

В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.

Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принес ее в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье.

Собачонка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошел к ней и понюхал ее.

Собачонка легла на спину, подняла лапки и стала, махать хвостиком.

Лев тронул ее лапой и перевернул.

Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.

Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал ее.

Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке.

Вечером, когда лев лег спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.

С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал ее, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.

Один раз барин пришел в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему. Хозяин хотел отдать, но, как только стали звать собачку, чтобы взять ее из клетки, лев ощетинился и зарычал.

Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке.

Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а все нюхал, лизал собачку и трогал ее лапой.

Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.

Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лег подле мертвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мертвую собачку, но лев никого не подпускал к ней.

Хозяин думал, что лев забудет свое горе, если ему дать другую собаку, и пустил к нему в клетку живую собаку; но лев тотчас разорвал ее на куски. Потом он обнял своими лапами мертвую собачку и так лежал пять дней.

На шестой день лев умер.

Определение темы

Прочитав небольшой текст, следует определить его тему, то есть сказать, о чем говорится в произведении. Это несложно - в рассказе Толстого речь идет о льве и маленькой собачке, их удивительной дружбе. Автор с нескрываемым сочувствием описывает преданность льва своему неожиданному другу.

  • Начало - барин ради шутки решает бросить свою маленькую собачку в клетку с хищником. Но неожиданно для всех лев не разодрал несчастную, а проявил сочувствие, потом - искренне привязался к ней.
  • Конец - смерть обоих животных.

Поэтому при пересказе важно добиться того, чтобы начинать со встречи, а заканчивать гибелью героев.

Выделение смысловых частей

Рассматривая, как составить план рассказа, следует выделить в тексте несколько фрагментов, каждый из которых представляет собой законченное повествование. Текст еще раз перечитывают, карандашом отмечают, где закончилась одна мысль автора и началась другая. Определить конец каждой смысловой части можно также по появлению новых героев или по началу нового действия.

В рассказе «Лев и собачка» выделим следующие фрагменты:

  1. Вступление - особенности зоопарков описываемого времени (плата взималась животными, которые шли на корм хищникам).
  2. Человек захотел посмотреть на диких животных и принес свою собачку.
  3. Животное бросили в клетку льва.
  4. Хищник пожалел беднягу.
  5. Неожиданная дружба льва и собаки.
  6. Хозяин пытается вернуть питомца. Грозное недовольство хищника.
  7. Через год собачка заболела и умерла.
  8. Лев отказался от пищи, горевал, не принял другую собаку, которую дал ему владелец и вскоре умер.

Таким образом, получилось 8 частей, каждая из которых закончена по смыслу. После разделения текста следует внимательно перечитать каждую часть и подумать, нет ли необходимости выделить еще какой-либо «кусочек».

Подзаголовки

Рассматривая, как составить план рассказа, мы подошли к следующему этапу работы - емко озаглавить каждый из выделенных ранее фрагментов. Следует стремиться к тому, чтобы содержание изложить 2-4 словами. В нашем случае получаются такие заголовки:

  1. Жизнь лондонского зоопарка.
  2. Жестокий хозяин.
  3. Опасная встреча.
  4. Хищник добрее людей.
  5. Странная дружба.
  6. Сильный защищает слабого.
  7. Болезнь и смерть собачки.
  8. Отчаяние и гибель льва.

Также получилось 8 подзаголовков, каждый из которых представляет собой пункт плана. Используя его, можно без проблем пересказать текст, поскольку все основные события, которые описал Толстой, в нем представлены.

Сложный план

Иногда задание усложняется, например, структура может быть не простой, а развернутой. Рассмотрим, как составить план рассказа в этом случае. Сначала также выделяются смысловые части, однако одну или две из них следует еще более дробно разделить. В тексте «Лев и собачка» можно более детально проработать части 3 и 8. При составлении плана пересказа эти фрагменты в свою очередь могут быть подразделены так:

3. Опасная встреча.

  • 3.1 Поведение собачки (сжалась в угол, боится, замахала хвостиком).
  • 3.2 Реакция хищника (понюхал, потрогал, дал мяса).

8. Отчаяние и гибель льва.

  • 8.1 Хищник понял, что его собачка умерла.
  • 8.2 Отказ от пищи, муки и терзания.
  • 8.3 Реакция на чужого песика.
  • 8.4 Смерть.

Такой развернутый план, конечно, требует более тщательного составления, однако и пересказывать по нему значительно проще.

Основные ошибки

Рассмотрев, о животном, проанализируем основные ошибки, которые могут допускать школьники. Их несколько:

  • Выделение очень большого или, напротив, очень малого количества смысловых частей.
  • Нарушение логики, перестановка частей местами.
  • Отсутствие необходимых компонентов: вступления, кульминации и развязки.
  • Неправильный подбор заголовков к пунктам. Надо так называть части текста, чтобы, читая название, сразу удавалось вспомнить, о чем говорится в данном фрагменте.

Избежать этих ошибок поможет грамотная и вдумчивая работа над текстом, его неоднократное перечитывание с карандашом в руках. Конечно, второй класс - это лишь вторая ступень начальной школы. Времени на то, чтобы научиться анализировать произведение, у детей будет вполне достаточно, но чем раньше начать, тем лучше будет результат на ЕГЭ. Поэтому работе над составлением плана текста должно уделяться особое внимание, она помогает выделять главное и отсеивать малозначительные детали, тренирует мышление, логику и память.

Мы рассмотрели, как составить план рассказа (2 класс), из каких этапов должна состоять работа. Если что-то не получается с первого раза, не стоит унывать, надо упорно работать, тогда и результат не заставит себя долго ждать.

Сегодня в качестве продолжения рубрики «Писательское мастерство» я предлагаю возобновить разговор о составлении плана произведения . В прошлый раз мы разобрались, что же такое план, для чего он нужен, и почему без него значительно хуже, чем с ним. Сегодня мы разберемся, как этот самый план составлять.

Скажу сразу, не существует какой-либо единой унифицированной формы составления плана. У каждого свой взгляд на вопрос, и здесь я буду излагать те принципы, опираясь на которые, строю план сам. Соображения эти не взялись с потолка, а прошли крепкую обкатку практикой. Вы же вольны воспользоваться моим опытом, как, впрочем, и пропустить его мимо ушей. Выбор за вами.

Синопсис.

Обычно я начинаю составление плана с написания синопсиса . Хотя такая формулировка не совсем верна: те несколько скупых предложений, в которые умещается суть рассказа, не являются синопсисом в обыденном понимании, так как здесь синопсис не получается в процессе сжатия истории, а как раз наоборот – он-то и является источником основной массы, «мяса» произведения. Но на первоначальном этапе я не ставлю амбициозных целей, мне достаточно лишь четко сформулировать основную идею текста и держать ее перед глазами, дабы она не затерялась в дальнейшем, и сюжетные линии не увело куда-нибудь в дебри.

После того, как синопсис написан и сформулирована главная идея текста, я начинаю кратко описывать события истории. Порой этот шаг занимает у меня несколько недель. Взявшись выстраивать сюжетную линию, обычно быстро натыкаешься на пустоты – места, которые еще не продуманы, и что там будет происходить еще совершенно не ясно. Именно заполнение сюжетных оврагов, продумывание переходов и мостов и отнимает большую часть времени при подготовке к написанию. Однако важно понимать, что скрупулезно продуманный сюжет является тем незыблемым скелетом, на который нарастает плоть шикарной истории. Проверено на личном опыте: чем больше времени уделяется проработке сюжета, тем обычно качественнее результат. Но я не настаиваю, что над рассказом нужно раздумывать год, порой все идет настолько удачно, что пасьянс складывается за пару вечеров. Тут, как и везде, нужна золотая середина, главное – не потерять интерес к произведению.

Карточки персонажей.

Параллельно с выстраиванием сюжетных линий я занимаюсь заполнением карточек персонажей . Эта вещь не обязательная, но крайне желательная. Причем, чем длиннее и масштабнее намечается произведение, тем подробнее должны быть характеристики героев. Этому элементу работы я посвятил отдельную статью " " , обязательно ознакомьтесь с ней, а здесь я лишь коротко перечислю основные моменты, которые обычно заношу в карточку действующих лиц:

  • Имя персонажа, его прозвище .
  • Роль (место в истории) и профессия (главный антагонист, друг главного героя, наставник и т.д.).
  • Возраст.
  • Рост и телосложение.
  • Описание внешности . Я никогда не составляю фоторобот (цвет и длина волос, цвет глаз, форма ушей и носа, толщина бровей, размах ноздрей и длина ресниц), а использую только характерные отличительные детали внешности вроде длинного носа, сутулости или хромоты, бороды или усов, крупных родимых пятен на лице и т.д. Вообще, чем ярче подобранные детали, тем лучше запоминается персонаж, тем проще за него цепляется внимание читателя. Только ради бога, не переборщите с экзотикой – если каждый второй поц будет хромым и горбатым карликом, изнемогающим от чесотки, вряд ли кто-либо оценит ваши старания.
  • Черты характера . Как то: раздражительность, угрюмость, беззаботность, доверчивость, мнительность – все то, что отличает персонаж от других в психологическом плане. Но здесь все очень субъективно. Вы можете расписать в плане целый букет разнообразных качеств, но если сюжет будет ставить героя только в однообразные ситуации (где он проявляет, скажет, только трусость и малодушие), то и образ получится однобоким. Сюжет и характеры взаимосвязаны, и понимание этих связей позволяет работать над текстом на совершенно ином уровне, но об этом в других статьях блога. Пока же хочу заметить, что для писателя по жизни чрезвычайно важна наблюдательность; я считаю, что автор должен постоянно культивировать ее в себе, ведь очень многие детали и даже сюжеты берутся из повседневности. Порой наши знакомые и коллеги вытворяют такое, что не придет в голову ни одному, даже самому креативному литератору. А такие нестандартные проявления – и есть лучший материал для построения ярких неповторимых образов. В общем, глядите в оба и не забывайте записывать.
  • Мотивы . Чего хочет добиться герой? Сообразно каким интересам и принципам он действует.
  • Одежда . Иногда тоже может послужить хорошим подспорьем для обрисовки характера. Персона, предпочитающая яркие краски, все-таки чем-то отличается от того молчуна в черной потертой кожанке, не так ли?

Подобные карточки полезно составлять для всех мало-мальски значимых персонажей в вашей истории.

Карта. Карточки локаций.

Следующий элемент составления плана – это изображение карты . Конечно, потребность в ней есть не всегда, однако зачастую героям приходится перемещаться в пространстве, а иногда и в придуманном автором мире. Чтобы не запутаться и не заблудиться, полезно нарисовать карту. Вместе с ней можно завести и карточки локаций . В них мы просто коротко описываем места, в которых происходят события (если это город, то достопримечательности и основные улицы; если комната или квартира – то обстановка). Все это позволит создать глубину мира, в котором разворачивается сюжет. И вот еще небольшой совет по поводу названий: старайтесь избегать странных, чуждых русскому языку фонетических нагромождений вроде Бильдыма, Шмонца, Киндельсвельгена и прочего. Лучше брать осмысленные, образованные от русских слов названия: Двуречье, Высокий Камень, Белая Скала. И смысловую нагрузку заложите и от родного звучания не отойдете.

Сцены.

После того, как написано краткое изложение событий, я приступаю к формированию сцен – отдельных сюжетных блоков, где происходят те или иные события (в том числе и диалоги) в короткий промежуток времени. На работу со сценами я стараюсь делать основной упор. Главное, понимать, что каждая сцена должна каким-то образом менять положение дел в произведении. Это может быть и резкий сюжетный поворот (вскрытие обмана, например) или изменение психологического состояния героя (апатия после краха надежд) – решать вам, но каждая сцена должна иметь какой-то известный вам и понятный читателю смысл. Более подробно об этом читайте в статье . Сейчас же мы пришли к тому, что в моем плане образовался самостоятельный список следующих друг за другом сцен.

В общем-то, на этом все. Подобного супового набора вполне достаточно, чтобы написать добротный интересный рассказ. В работе же над романом я практиковал составление одного общего главного плана и отдельных миниатюрных планов каждой главы. Но об этом уже в следующий раз.

Обязательно прочитайте статью , которая отлично дополняет материал этой записи.

Следите за обновлением блога. До скорых встреч!

Вы задумали написать рассказ? Первый… или двадцать первый… или двести первый….

Это просто! Главное, иметь замысел – первый этап творческого процесса, а затем грамотно составить план. Этим сегодня и займемся.

Краткость – сестра таланта

Согласитесь в первые новогодние дни не хочется думать о чем-то глобальном. А творческие мысли, образы атакуют мозг – время как-никак волшебное. Поэтому мне и пришла в голову мысль порассуждать о том, как писать рассказы – произведения небольшого объема, но от этого не менее ценные, чем произведения любого другого жанра в литературе.

Кстати, одно из преимуществ произведения малой формы, по-моему, в том, что любой человек может начать его и… закончить. Что не всегда бывает с романами и даже повестями. 🙂

Но мастер рассказов А. П. Чехов не зря сказал: «Краткость – сестра таланта». При написании рассказа эта фраза актуальна как никогда, можно прикрепить ее на стену, чтобы была перед глазами постоянно.

Писать рассказы довольно трудно. Многие писатели признают этот жанр одним из самых сложных: тут необходимы точность построения, безупречная отделка каждой фразы, многозначительность смысла и высокая напряженность сюжета.

Итак, для начала – несколько слов о самом жанре.

Рассказ – повествовательный эпический жанр с установкой на малый объем и на единство художественного события.

Рассказ же, как правило, посвящен конкретной судьбе, говорит об отдельном событии в жизни человека, сгруппирован вокруг определенного эпизода.

Повествование обычно ведется от одного лица. Это может быть и автор, и рассказчик, и герой. Но в рассказе гораздо чаще, чем в «крупных» жанрах, перо как бы передается герою, который сам рассказывает свою историю.

Литературный глоссарий

Три важных шага от старта до финиша

Еще со школы известно, что работа над любым литературным произведением проходит по трем основным этапам:

  • составляем план,
  • пишем текст,
  • редактируем (в школе проверяли его на наличие описок-ошибок-неточностей).

Каждый этап можно разбить на еще более мелкие. Сегодня разделим на кусочки первого «слона».

Кстати, если вы уверены, что можно писать и безо всяких планов, переубеждать не буду. Можно. Хватаем первую попавшую мысль и развиваем ее как развивается. Стивен Кинг так и советует делать. Но об этой манере письма мы поговорим позже. (Люди разные, и каждый выберет свой путь в творчестве). А в данной статье мы рассмотрим все же классический подход, который начинается с написания плана.

В следующей статье по теме «Как написать рассказ» узнаем основы написания текста. А затем познакомимся с секретами редактирования своего шедевра (иначе таковым ему никогда не стать).

Каждый из этих этапов важен по-своему, каждый рекомендую прорабатывать, если хотите получить на выходе стоящее произведение.


Авторский замысел

Прежде чем приступить к написанию рассказа, важно найти авторский замысел. Согласно словаря, замысел – это задуманный план действий, деятельности; намерение.

Авторский замысел – это первая ступень творческого процесса; возникающее в воображении писателя до начала непосредственной работы над художественным произведением представление о содержании и форме будущего произведения, его основных чертах и свойствах; первоначальная схема будущего произведения.

Словарь литературоведческих терминов. С.П. Белокурова. 2005.

Прислушаемся к тому, что рождается в нашей голове. Какие мысли нас посещают? О чем размышляем? О чем фантазируем? Какое впечатление оказала прочитанная книга, увиденный фильм, или заметка в газете? Не появилось ли желание по-другому выстроить, переписать произведение другого автора? Нет ли желания изложить на бумагу рассказ соседки либо сомнения подружки? Или перекроить сюжет собственной негативной ситуации?

  • О том, как рождаются идеи, можно прочесть .

Авторский замысел, по словам С. П. Белокуровой, может «не совпадать с воплощением, может быть завершенным или незавершенным, воплощенным или невоплощенным, изменяться в процессе работы автора над своим произведением или оставаться неизменным». В любом случае, изначально он должен быть, иначе нет смысла садиться за компьютер или брать в руки ручку.

Отбираем материал

Существуют разные способы, которые помогают отобрать материал для работы над рассказом:

  • описание увиденного или пережитого. Так работают чаще журналисты. Тем не менее, такие описания и в писательстве играют важную роль;
  • конструирование. Писатель придумывает сюжет и персонажей, призывая на помощь воображение и память. Из материала может понадобиться описание эпохи и места, где живут герои, их одежды и снаряжения, занятий и окружения;
  • синтез. Это когда в основе произведения – реальные события, но автор изменяет какие-то детали и моменты, привносит домысел.

Какой из способов выбираем для написания нашего рассказа?

Возможно, ответ на этот вопрос помогут найти и другие важные вопросы:

  • Какова цель написания текста: развлечь читателя или донести важную мысль, идею?
  • О чем будет наш рассказ? Каковы его тема и главная идея?
  • Кто в рассказе будет главным действующим лицом?
  • Каков будет сюжет рассказа? Соответствует ли он цели написания и идее произведения?

Ответов на все вопросы поначалу можем и не найти. Зато они заставят мышление работатьвнужном направлении.

Составляем план рассказа

Теперь самое время взять в руки ручку и набросать план . Прописываем:

  • идею рассказа;
  • последовательность событий , которые, по нашему первоначальному замыслу, должны произойти (кратко, но последовательно);
  • мысли , которые приходят по по ходу размышлений над темой (я точно знаю, что если их не записать, они просто исчезают и больше не возвращаются);
  • имена персонажей и их описания, названия объектов и мест; время , когда происходят события. Кстати, с именами разобраться поможет статья: « «.

Определимся также с тем, идет ли рассказ:

  • от первого лица («я»; рассказчик – сам персонаж),
  • второго («ты»; рассказчик – читатель; используется очень редко)
  • или третьего (он/она; повествует посторонний рассказчик; используется чаще всего). Можно переключаться, например, с повествования от третьего лица на рассказ от первого лица или лиц, главное, делать это грамотно.

При составлении плана (в частности, последовательности событий) помним, что история состоит из:

  • введения (главные лица, место действия, время, погода, и т.д.);
  • первичного действия (т.е. что послужило началом),
  • развития сюжета (какие события ведут к кульминации),
  • кульминации истории (поворотный момент истории),
  • заключающего действия,
  • развязки (центральный конфликт может решаться, может – не решаться).

Этот порядок может нарушаться. Например, можно начать историю с кульминационного момента или опустить заключающее действие. Но правильно говорят: прежде чем нарушать правила, важно их досконально изучить.

Чем мы и занимаемся. До встречи!

Для чего составляют план произведения ? Например, для того, чтобы потом можно было с легкостью восстановить в памяти прочитанный роман, пьесу или стихотворение. А при составлении план а за основу обычно берется сюжетно-композиционная структура текста.

Инструкция

Прочитайте произведение.

В процессе чтения обращайте внимание на рубрикацию текста: части, главы, акты, строфы.

Во время чтения делайте необходимые выписки: название произведения , названия его частей (глав, актов), различные описания природы, лирические отступления, рассуждения автора.

Определите, план какого типа вы будете использовать: тезисный, назывной, вопросный, план -схему.

Также определитесь с видом план а, он может быть: простой (сжатый), сложный (развернутый), цитатный.

Выявите экспозицию произведения (в драматургических произведения х это перечень действующих лиц и указание места действия).

Определите, есть ли в книге пролог и эпилог.

Найдите завязку произведения .

Установите основную часть романа (повести, рассказа и др), т.е. развитие действия.

Выявите кульминацию.

Определите развязку книги.

Сопоставьте сюжет и композицию произведения .

Решите, кто является главными персонажами, а кто - второстепенными.

Определите, как в развитии сюжета меняется отношение автора к героям, а для этого:
- выпишите из текста цитаты, раскрывающие речевые характеристики персонажей-
- Проанализируйте в тексте цитаты, раскрывающие языковые особенности авторского повествования-
- Определите, как в развитии сюжета меняется отношение главного героя к другим главным и второстепенным персонажам-
- Сопоставьте отношения между остальными главными и второстепенными персонажами, и то, как они меняются в развитии сюжета.

Придумайте заглавие к каждой части сюжета, руководствуясь авторской позицией в отношении персонажей, их речевой характеристикой, или в соответствии с рубрикацией произведения .

Составьте первоначальный вариант план а, оставив между его пунктами интервалы в несколько строк или широкие поля на странице.

Перечитайте план .

Внесите необходимые поправки на поля страницы или в оставленные между пунктами план а интервалы.

Перепишите план в соответствии с поправками.

Окончательный вариант план а используйте при анализе произведения или при его повторном прочтении, конспектировании и т.д.

Существует две ситуации, в которых нам нужно написать сочинение – домашняя спокойная и экзаменационная, где требуется максимальное сосредоточение. Однако алгоритм составления плана остается одинаковым в том и другом случае.

План сочинения является основной задачей сочинения. Он представляет собой цепочку, последовательность ваших мыслей, которые ведут в раскрытию темы. Любой темы. В любой области знаний - литература, история, обществознание или биология.

Если вы пишите сочинение дома, у вас будет достаточно времени на раздумье, возможность соотнести свое мнение с мнением авторитетных критиков или специалистов. Достаточно воспользоваться поисковиком интернета.

Если вы пишите экзаменационное сочинение, на которое отводится 100 минут, выделите на осмысление темы и составление плана 20 минут. И помните, четко составленный план – половина успеха!

Воспользуйтесь общепринятой схемой плана:
I Введение.
II Основная часть.
III Заключение.
Части плана обозначаются римскими цифрами. Сформулируйте основные мысли и озаглавите каждую часть плана. Например:
I Введение. Самые известные теории происхождения человека.

Сформулируйте и озаглавьте основную часть. Правильно этот шаг алгоритма выполняется так:
II Основная часть. Борьба креационистской и эволюционной теорий.
В конце формулировки ставится точка.

Разверните основную часть плана. Сформулируйте пункты плана. (Пункты основной части плана обозначаются арабскими цифрами). К примеру:
1. Теория Дарвина:
2. Креационизм:
Ставим двоеточие.

Сформулируйте подпункты плана. Подпункты основной части плана обозначаются буквами. Выглядит оформление подпункта следующим образом:
а) противоречия в теории Дарвина-
После каждого подпункта нужно ставить запятую или точку с запятой.

Важные моменты

Каждый ваш пункт или параграф должен содержать только одну мысль. Опишите мнение автора или сторонников теории, отметьте сильные и слабые стороны, выразите свою точку зрения.

В каждом пункте или параграфе плана необходимо соблюдать соответствие основной мысли всего сочинения. Не увлекайтесь сторонними идеями, особенно, если вы ограничены объемом и временем.

Введение и заключение не должны разниться, ведь, вы отстаиваете только одну главную идею. Во введении сформулируйте её максимально правильно, с вашей точки зрения. В заключении напишите то же самое, только другими словами.