План-конспект занятия на тему: Сценарий урока для учителей на день ученического самоуправления. Учимся проводить день самоуправления в школе

День самоуправления в школе - это настоящий праздник для школьников. Ученики, у которых в этот день ведут уроки учителя-дублеры, наконец-то, получают возможность немного расслабиться, как, впрочем, и учителя, а старшеклассники (именно они, как правило, выступают в роли учителей-дублеров на этом школьном празднике) могут попробовать себя в новой роли. Возможно, кто-то из юношей или девушек в будущем станет педагогом, а день самоуправления в школе на День учителя - отличная возможность подтвердить свои намерения или отказаться от этой идеи.

Со стороны все выглядит довольно просто, но организация такого мероприятия - дело сложное, требующее от педагогического состава и участников дня самоуправления действительно серьезной подготовки, планирования и нескольких встреч с учителями-дублерами для уточнения плана занятия, различных нюансов и спорных вопросов. Итак, как провести день самоуправления в школе? Далее - несколько идей, этапы планирования мероприятия, полезные советы.

Суть дня самоуправления

Как правило, проведение дня самоуправления в школе приурочивается к определенной праздничной дате - ко Дню учителя или Восьмому марта (как-никак большинство педагогов - это женщины). В честь праздника старшеклассники (учащиеся десятых и одиннадцатых классов) берут на себя обязанности своих преподавателей, а именно проведение занятий, проверку знаний учеников, выставление оценок, объяснение домашнего задания и так далее.

Цели дня самоуправления

День самоуправления в школе, интересные идеи для которого желательно обсудить совместно со старшеклассниками (кстати, дети часто выдвигают много действительно хороших предложений), - это не только развлекательное мероприятие. Учительскому составу, особенно классным руководителям и школьному психологу, самоуправление помогает решить ряд задач:

  1. Увидеть своих подопечных в совершенно другой роли, выяснить некоторые стороны их характера, определить наличие лидерских качеств, раскрыть нравственно-этические принципы старшеклассников.
  2. Немного отдохнуть от школьной рутины, почувствовать себя гостями праздника.
  3. Возможность заняться заполнением журнала, проверкой тетрадей, личными делами учащихся и другой документацией, до которой всегда руки не доходят.

Этот день очень важен и для школьников. Старшеклассники получают возможность примерить на себя социальную роль педагога. Обычно роль учителей-дублеров доверяют юношам и девушкам, которые пока не до конца определились с будущей профессией. Также дети понимают, подходит ли им по характеру профессия, которая связана с работой с людьми (с детьми в частности), и определяются, могут ли они рассматривать перспективу педагогической деятельности. Кроме того, старшеклассникам день самоуправления позволяет выявить качества лидера, руководителя, который отвечает за организацию работы группы, и наладить контакт с окружающими. Идеи для проведения этого мероприятия далее.

Подготовка к мероприятию

Мероприятие требует тщательной подготовки. Организовывать день самоуправления нужно не только школьному педагогу-организатору, лучше привлечь к планированию праздника и других учителей, которых будут заменять старшеклассники, и учащихся десятых-одиннадцатых классов. Процесс отягощается тем, что в мероприятии дети задействованы не только в качестве целевой аудитории, но и как организаторы.

Основная задача педагогов состоит в том, чтобы как можно удачнее скоординировать работу всех участников, задействованных в проведении дня самоуправления в школе. Интересные идеи стоит реализовывать только после того, как будут запланированы основные элементы сценария. Конечно, удобнее сразу продумать все, чтобы потом не менять сценарий, но есть вероятность, что за разработкой интересных моментов потеряются основные моменты, а именно проведение уроков старшеклассниками.

Интересные идеи и сценарий дня самоуправления в школе нужно начинать планировать с бесед с учениками. Малышам обычно нравится учиться под началом тех, кто ненамного старше их, а вот с учениками среднего звена могут возникнуть проблемы. Подростковый возраст становится причиной того, что дети могут отрицать саму возможность проведения уроков юношами и девушками на один-два года старше их. Учитель должен провести беседу и обязательно сделать акцент на том, что через пару лет учащиеся 6-9 классов смогут стать такими же «учителями», поэтому важно набираться опыта и учиться на ошибках других.

Особенно важно подготовить ко дню самоуправления в школе (интересные идеи для уроков, кстати, могут подсказать сами старшеклассники) учителей-дублеров. Нужно поговорить с каждым ребенком и выяснить, какой предмет ему хотелось бы «преподавать», какую административную роль выполнять. Учитывать нужно не только пожелания, но и личные качества ученика. Например, девочке со спокойным характером вряд ли подойдет роль заведующего учебной частью по воспитательной работе.

Конспект урока учителя-дублера

Детям нужно помочь вникнуть в составление плана урока. Следует ознакомить учителя-дублера с календарным планированием, дополнительно проработать предыдущую тему и ту, которая запланирована на день самоуправления, в индивидуальном порядке. Педагог также должен помочь своему дублеру правильно составить конспект урока (с указанием времени на каждый этап, ходом занятия, целями урока и так далее).

Конспект урока преподавателя-дублера может быть составлен по комбинированной схеме, то есть включать в себя:

  1. Сообщение ученикам темы и целей занятия.
  2. Проверку домашнего задания (не индивидуальную, а фронтальную, когда отвечают несколько учеников).
  3. Ознакомление детей с новым материалом и закрепление знаний по теме урока.
  4. Объяснение домашнего задания на следующее занятие.

Выбор формы занятия можно доверить старшекласснику. Интересные идеи для дня самоуправления в школе - это урок-диспут (то есть обсуждение какого-либо вопроса с разных точек зрения), викторина, путешествие в прошлое (например, в историю появления письменности), квест (особенно интересна эта форма занятия по истории или географии). Вариант следует выбирать, исходя из предпочтений учителей-дублеров и их учеников.

Совещание участников

В день самоуправления в школе (сценарий к этому моменту уже должен быть готов во всех подробностях) или немного заранее нужно провести совещание, на котором должны присутствовать учителя-дублеры, предметники, заведующий учебной частью по воспитательной работе, директор. Представители администрации должны напомнить новоиспеченным учителям права и обязанности всех участников образовательного процесса, объяснить задачу, высказать пожелания к проведению уроков.

Что касается задачи урока, так это доступное изложение ученикам нового материала, отработка знаний на практике, закрепление, оценка работы учащихся.

Хорошо, если педагоги дадут дублерам ценные советы. Например, в очень активных классах можно порекомендовать провести небольшую самостоятельную работу или дать задание для выполнения в группах. А в коллективе, где много неуспевающих, лучше провести урок в день самоуправления в игровой форме.

Очень важно создать атмосферу сотрудничества, чтобы старшеклассники не боялись задавать вопросы и советоваться с учителями. Кроме того, такая работа очень сплачивает школьный коллектив.

Праздничная линейка

Часто в день самоуправления проводится праздничная линейка. Начало мероприятия лучше провести быстро и интересно, чтобы дети не успели заскучать. На линейке выступает директор, можно сделать так, чтобы он передавал символический ключ от школы одному из дублеров. Затем новый руководитель школы обращается к «коллегам», дает напутствие и зачитывает первый указ - программу мероприятия. Если день самоуправления приурочен к празднику, на линейке можно поздравить учителей. Достаточно небольшого подарка, хорошим сюрпризом станет номер КВН или песня.

Уроки в день самоуправления

Уроки в день самоуправления проводятся в соответствии с обычным расписанием, но могут быть сокращены. ИЗО или трудовое обучение в этот день (если, конечно, позволяет погода) можно провести на улице, как нельзя более уместными будут интересные идеи, например, уроки-игры, квесты, путешествия, викторины и так далее. День самоуправления - отличная возможность провести интересные занятия, на организацию которых у педагогов обычно не хватает времени.

Украшение помещений

Атмосфера праздника начинается с соответствующего оформления помещений. Можно подготовить стенгазеты, коллажи, воздушные шарики и гирлянды из бумаги, выставки рисунков учеников или открыток, сделанных своими руками, живые цветы, ярмарку изделий ручной работы.

Праздничная часть

Как интересно провести день самоуправления в школе? Кроме уроков, в этот день хорошо бы запланировать концерт, который подготовят ученики для своих учителей. Сценарий, конечно, нужно подготовить заранее. В программу концерта можно включить такие номера:

  • поздравления учителей с праздником в стихах;
  • песни и танцевальные номера (эти виды творчества можно совместить и в один интересный номер);
  • небольшие шуточные сценки, которые могут подготовить ученики младшего и среднего звена;
  • КВН «по школьным мотивам» (сценки могут изображать учителей, но только не в оскорбительной или допускающей излишние вольности форме).

Подведение итогов

Проведение дня самоуправления в школе должно заканчивать подведением итогов. Сразу после концерта может выступить дублер-директор. Им озвучиваются итоги дня, отмечаются особые успехи отдельных классов, трудности в работе учителей-старшеклассников. Также можно представить фотоотчет о прошедшем дне самоуправления в школе.

Важно, чтобы слово взяли также директор и педагоги. Руководитель в своей речи благодарит детей за участие в мероприятие, кратко анализирует работу, отмечает уровень подготовки дня самоуправления в целом. Даже если были ошибки, стоит подчеркнуть успехи учителей-дублеров и всех, кто был задействован в организации праздника.

В заключение

Возможно, проведение дня самоуправления станет новой школьной традицией. На самом деле, это очень полезно, потому что дети смогут проявить лидерские качества, понять, насколько тяжел труд педагога, задуматься о выборе педагогической стези. Кроме того, школьники и педагоги в ходе проведения мероприятия наверняка узнают друг друга с новой стороны, что позволит сделать школьный коллектив более сплоченным.

Что такое день школьного самоуправления и какова его основная цель? Итак, это мероприятие, во время которого все учителя могут просто отдохнуть. Ведь основная задача ложится на плечи самих школьников.

Как правило, день самоуправления в школе проводят старшеклассники. Они берут на себя всю ответственность. Что дает такой день? Обычно благодаря ему дети понимают специфику работы преподавателей. Так, старшеклассники полностью заменяют учителей и проводят уроки вместо них. Таким образом, польза от этого получается у обеих сторон.

Учителя отдыхают, старшеклассники вникают в суть их работы, а ученики младших классов получают возможность побывать на довольно интересных уроках. Целью такого дня является выявление лидерских качеств школьников и применение их в повседневной жизни. Основными задачами такого мероприятия является организация деятельности старшеклассников, благодаря которой дети познают специфику работы учителя. Ну и наконец, это просто развитие навыков общения. Как провести такой день правильно?

Итак, накануне рекомендуется вместе со старшеклассниками освежить весь материал в памяти. В данном случае имеется в виду то, что нужно будет преподнести деткам. Ведь уроки проводить будут непосредственно ученики старших классов. Они то должны полностью выложить весь материал, которые предусмотрен к рассмотрению на том или ином уроке.

Понятное дело, что ученики младших классов будут фактически игнорировать все просьбы старшеклассников. Поэтому основной целью является привлечение целевой аудитории. Но перед тем как переходить к этому пункту, стоит заняться самими старшеклассниками. В первую очередь учитель должен максимально передать свои профессиональные навыки.

Кроме того, нужно правильно все это преподнести. Ведь дети не особо любят подобные мероприятия. Дело в том, что подростки совсем не любят школьную деятельность. Поэтому стоит заразить их оптимизмом. Понятно, что привить любовь к работе за один день будет сложно, но все, же попробовать стоит. Да и самим старшеклассникам все же будет интересно побыть в роли учителей. Сценарий дня самоуправления должны придумывать как учителя, так и школьники.

Потому как первые будут передавать свой опыт, а вторые все это запоминать и затем применять на практике. Когда начнутся реальные уроки, новые педагоги поймут в полной мере что такое удерживать внимание школьников. Ведь если брать в расчет учеников младших классов, то отвлечь их чем-то не так просто. Помимо удерживания внимания, нужно проявить и спокойствие. Ведь это не так просто сразу делать два этих дела. Кроме того, параллельно объяснять новый материал.

На этом этапе и могут возникнуть первые проблемы. Поэтому перед самими уроками все же стоит провести беседу со старшеклассниками. Нужно доходчиво объяснить, что усмирить шалуна или же наказать грубияна стоит более лояльными методами. Нельзя проявлять агрессию, со всеми проблемами вполне реально разобраться и без грубости. Поэтому колоссальная выдержка это еще один неизменный плюс любого преподавателя.

Итак, как же провести день самоуправления? Для начала рекомендуется провести контрольную работу. Пусть она будет не сложной, а так чисто символической. Благодаря подобной работе старшеклассник способен будет самостоятельно проверить уровень знаний школьников. Можно выбрать интересную тему, но касательно учебы. Во время такой работы младшие школьники должны задавать вопросы. Стоит отметить, что на время такого дня самоуправления, можно даже выбрать временного директора школы.

Что тут такого то? Если менять все руководство, так полностью. Пусть один день управляют школьники. Весь процесс, естественно, контролируют учителя. Проведение дня самоуправления это не такое простое дело, как может показаться. В данном случае нужно проявить не только смекалку, но и терпение. Понятное дело, что загонять в угол никого не нужно, но и оставлять все на самотек точно не стоит.

Мало ли, вдруг кто-то в дальнейшем захочет стать учителем. Необходимым пунктом является собрание в учительской. Обязательным делом является совещание, на котором стоит решить организационные вопросы. Следует подобрать тему дня школьного самоуправления. В данном случае решают сами старшеклассники. Так, можно провести как просто веселый день с интересными уроками. Так и не отходя от школьного плана также реально провести уроки.

Но желательно отдать предпочтение первому варианту. Вполне можно поехать в театр и провести весело время там. Не плохим вариантом является уборка школьной территории, но вряд ли это понравится как старшим, так и младшим школьникам. В данном случае стоит все же отдавать предпочтение чему-то более интересному. Естественно, провести день можно не только весело, но и с пользой. Так, почему бы не провести волонтерский визит в детский дом?

Только предварительно нужно будет оговорить данный вопрос. Потому как не с пустыми руками ехать то в такое место. Следует заблаговременно все обдумать, собрать вещи, игрушки и т.д. Ведь детям важно не только внимание, но им необходима еще и помощь. План самоуправления придумывают как учителя, так и школьники которые будут выполнять их работу.

В данном случае может быть что угодно. Что касается поездки в театр, то делать все стоит также обдумано. Заранее выбрать спектакль и приобрести билеты. В общем, какой-то из этих вариантов можно выбрать, хотя вполне реально подобрать что-то другое. Здесь все зависит от самой школы и от целей, которые она преследует. Ведь для кого-то день школьного самоуправления это возможность провести день весело.

Другие же предпочитают не отходить от общих правил и сделать все в соответствии с планом. Вообще желательно чтобы старшеклассники, выполняющие роль учителей столкнулись с реальными проблемами. Потому как дети должны прочувствовать работу педагогов в полной мере. Ведь мало кто знает насколько все это сложно. Рекомендуется разделить все обязанности между старшеклассниками. Проще говоря, следует создать команды.

Желательно чтобы школьники многие вопросы решали сами. То бишь следует дать им полную свободу действий. Понятное дело, контроль над ними просто необходим. Но не нужно делать его таким явным, пусть это будет некая слежка и не более того. Не стоит надоедать детям, это их день и все то, что они делают, исключительно их решение. Вмешиваться в это дело особо не нужно. По сути, старшеклассники сами должны понять, что и как делать.

Основной задачей учителя является передать свой опыт по максимуму и подсказать детям как нужно правильно себя вести. Ученики должны понять, что такое день самоуправления и прочувствовать все это на себе. Самоуправление в день учителя тоже неплохая идея, но в этом случае стоит самостоятельно разрабатывать план проведения, без педагогов.

По окончании этого дня нужно будет подвести итоги. Желательно устроить конкурс, по итогам которого следует выбрать победителей. Делается это довольно просто. Выбрать победителей можно по итогам проведенного дня. То бишь кто лучше всех справился со своими обязанностями и провел день так, как положено. Нельзя оставлять кого-то без поощрения!

Обязательно рекомендуется хвалить деток за инициативность и старательность. Потому как без внимания никто не должен остаться. Ведь школьный коллектив он единый и это следует показать. Такое отношение в дальнейшем способно привлекать детей к подобным мероприятиям и проявлять у них интерес. Причем не только в дни школьного самоуправления, но и повсеместно.

Теперь стоит сказать несколько слов касательно самих учителей. Они должны принимать участие в данном процессе. Да, старшеклассники сами организовывают весь процесс, но без учителей сделать это сложно. Желательно начать планировать проведение дня самоуправления за неделю. Кроме того, необходимо поделится опытом, и объяснить многие нюансы. Успех дня самоуправления в большей мере зависит от учителей, точнее от того как они объяснят все своим ученикам. Понятное дело, что для последних такое мероприятие больше похоже на развлечение. Идеи для самоуправления придумывают как учителя, так и старшеклассники.

День самоуправления в школе это довольно ответственное мероприятие. Подойти к этому вопросу стоит со всей серьезностью. Потому как по итогам дня хорошее впечатление должно сложиться как у педагогов, так и у самих учеников.

Праздничная атмосфера, цветы и улыбки радуют всех! Ученики 10- 11-х классов на один день меняются местами со своими преподавателями и видят школьную жизнь с другой стороны. Используя компьютерные технологии и игровую форму проведения урока, старшеклассники готовят и проводят запомнившиеся всем занятия. Литература, математика, химия, биология и многие другие предметы станут в этот день особенно интересными, ведь, как известно, дети видят наш мир совсем другими глазами! «Новая» администрация школы тоже работает, “не покладая рук “. Директор школы и его помощники в лице новоиспеченных завучей стараются решать все возникавшие проблемы быстро и эффективно. Именно они сохраняют порядок в родной школе и на уроках, и на переменах. После окончания уроков основная часть сюрпризов всё еще ждет своей очереди. Все приглашаются на школьный концерт, в котором принимают участие все ребята от самых маленьких до тех, кто уже практически вступил во взрослую жизнь. День Самоуправления запомнится учителям и ученикам школы как один из самых ярких и красивых дней нашей школьной жизни, а данная традиция сохранится и на следующий год, когда уже другие выпускники примут участие в этой традиции!

День самоуправления в школе представляет собой учебный день, в течение которого уроки и внеклассную работу проводят учащиеся 10-11 классов. Все дети школы занимаются по расписанию уроков, утвержденному приказом директора школы на этот день.

Миссия дня самоуправления

Это – создание условий для самореализации личности, профессиональной ориентации, воспитание самостоятельности, ответственного отношения к порученному делу, развитие творческой деятельности учащихся.

Подготовительная работа проведения Дня самоуправления.

Совет старшеклассников создает оргкомитет по проведению мероприятия, в который входит:

Праздничное оформление учительской и актового зала;

приглашение учителей-ветеранов на праздничный концерт;

проведение уроков;

праздничный концерт для учителей;

Среди 10-11 классов избирается административная команда - дублеров, распределяются должностные обязанности.

Списки учителей-дублеров составляются с учетом пожелания учащихся, рассматриваются и утверждаются учителями-предметниками.

Учащиеся 10-11 классов имеют право выбора того предмета, по которому успевают на «4» и «5». В случае выбора одно и того же предмета несколькими учениками, право назначить «учителя» остается за учителем-предметником. В целях качественной подготовки к занятиям учащиеся не должны выбирать более двух предметов

В случае отсутствия учащегося, желающего вести какой-либо предмет, в целях ликвидации «окон» в расписании, урок ведет сам учитель предметник.

Темы выбранных уроков должны соответствовать календарно-тематическому планированию учителей-предметников.

Учащиеся школы, выбранные в качестве «учителей», обязаны получить не менее 3-х консультаций по предмету и написать конспект урока.

Учитель-предметник обязан проверить конспект урока и по желанию обех сторон присутствовать на данном уроке для его оценивания и педагогической поддержки учащегося, проводящего урок.

Требования к конспекту урока учителя-дублера .

Конспект урока составляется каждым учащимся, принимавшим участие в Дне Самоуправления с помощью учителя-предметника.

Он может иметь следующую структуру, соответствующую традиционной форме проведения уроков:

– организационный момент;

– сообщение темы и целей и темы урока;

– объяснение нового материала;

– закрепление изученного (самостоятельная работа);

– подведение итогов урока

– домашнее задание

Урок может быть построен и в нетрадиционной форме с применением различных форм деятельности учащихся, в том числе с использованием компьютеров. В данном случае все этапы урока также должны быть четко прописаны в конспекте.

Администрация - дублеры назначает классных руководителей с согласием учителя-дублера, которые проводят классный час.

Праздничное поздравление для учителей

Как быть, если поступило много заявок на участие в праздничном концерте? Всегда есть решение! Главное, никому не отказывать в выступлении, если оно подготовлено от души. Чтобы праздничный концерт не получился длительным по времени, можно некоторые номера показать на переменах в учительской.

Подведение итогов Дня самоуправления.

Выпуск фотогазеты. Результаты анкетирования учителей-дублеров и учащихся. Мнения учителей школы по проведению Дня самоуправления.

УЧИМСЯ ПРОВОДИТЬ ДЕНЬ САМОУПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ

Работа учителя - благородный труд. Это утверждение слышали все, в том числе и дети. А как известно, лучший способ убедиться в справедливости того или иного утверждения - это проверить его на собственном опыте. Именно в этом и состоит основная воспитательная задача дня самоуправления в школе.

Суть мероприятия

Обычно такой день, как Праздник самоуправления, приурочен к торжественной дате, но чаще всего для этого выбирают День учителя, который проходит в последний рабочий день первой недели октября. День самоуправления нравится и старшеклассникам, и их подопечным - ученикам младшего и среднего звена. В честь праздника ученики старших классов берут на себя функции педагога - ведут уроки, выставляют оценки и выполняют обязанности воспитательной службы школы. Эта работа позволяет учительскому составу реализовать ряд психолого-педагогических задач.

Если говорить о целях, которые самоуправление помогает решить учителю, то это:

    возможность заняться «бумажной» работой, на которую всегда нет времени (заполнить журнал, подкорректировать личные дела учеников, проверить тетради и т.д.);

    увидеть своих учеников в иной роли, прояснить для себя некоторые стороны их характера (мероприятие помогает раскрыть лидерские качества детей, а также их нравственно-этические принципы);

    отдохнуть от привычной рутины.

Не менее важен этот день и для школьников. Обычно самоуправление доверяют старшеклассникам, которые только определяются с будущей профессией. И возможность примерить на себя социальную маску педагога может реально помочь им:

    понять, подходит ли их характеру профессия, которая предполагает работу с людьми;

    можно ли рассматривать перспективу педагогической деятельности в будущем;

    выявить свои качества руководителя, менеджера, который отвечает за организацию работы группы людей; наладить контакт с окружающими.

Подготовка

Любое мероприятие, которое проводится в школе, требует немалых усилий, направленных на организацию его проведения. И этот процесс осложняется ещë и тем, что в нëм задействованы дети, причëм и в качестве устроителей, и в роли целевой аудитории. Поэтому задача педагога состоит в том, чтобы корректировать работу обеих групп участников. И начинать нужно именно с тех, кому предстоит учиться под началом старшеклассников в этот день. Естественно, что малыши более «сговорчивы»: им нравится быть ведомыми теми, кто лишь ненамного старше их самих. Они примеряют этот образ на себя в будущем. А вот с учащимися среднего звена могут возникнуть проблемы: юношеский максимализм и непринятие авторитетов приводит к отрицанию самой возможности находиться под началом тех, кто всего на 1–2 года старше их самих. Поэтому педагог должен провести беседу с детьми и сделать акцент на том, что через пару лет им самим придëтся стать такими же «учителями», поэтому важно набираться опыта и учиться на чужих ошибках. Но, конечно, очень важно подготовить и самих учителей-старшеклассников:

    Поговорить с каждым ребëнком и выяснить, какой предмет ему ближе, какую административную роль он мог бы исполнить. Для этого важно учитывать личные качества ученика. Так, если мальчик или девочка отличается спокойным нравом, то, вероятнее всего, роль завуча по воспитательной работе подростку с таким характером не подойдëт. А вот активному, деятельному школьнику такая задача будет как раз по силам.

    Помочь вникнуть в тонкости составления плана урока, то есть сориентировать в календарном планировании, изучить тему предыдущего урока и отработать новую так, чтобы суметь изложить еë детям в классе. А также составить конспект занятия по правилам (с целями, задачами, ходом занятия и обязательным указанием времени на выполнение каждого этапа).

Учителя-дублёры должны быть одеты в соответствии с дресс-кодом учебного заведения.

Конспект урока учителя-дублёра может быть составлен по плану комбинированного типа занятия, то есть включать следующие этапы:

    Сообщение тематики учебного занятия и его целей;

    Фронтальная проверка домашнего здания (отвечает не один ученик, а сразу несколько комментируют определённый элемент работы);

    Представление нового материала; работа по закреплению темы;

    Обсуждение итогов урока, выставление оценок;

    Объяснение домашнего задания на следующий урок.

Форму занятия новоявленный учитель может выбрать на своё усмотрение: игра-диспут (обсуждение с разных позиций того или иного проблемного вопроса, к примеру, поступка Раскольникова или Тараса Бульбы), урок-путешествие в мир неизвестного (например, версии происхождения Стоунхенджа), урок-квест по интересным фактам (особенно если речь идёт об уроках истории и географии, ребятам предлагается последовательно ответить на вопросы, выполнить задания и так заработать баллы к финальной оценке). Вариант выбирается с учётом интересов школьников-старшеклассников и их учеников.

Классный журнал в этот день всë равно заполняет педагог.

Проведение Дня самоуправления

Если хотите, чтобы праздник прошёл на славу, его нужно заранее тщательно подготовить. Тогда все стадии мероприятия пройдут слаженно, и никакого хаоса не возникнет. Традиционно день самоуправления включает несколько этапов.

Совещание участников

На этом собрании присутствуют учителя-дублёры, завуч по воспитательной работе, директор школы и предметники (по желанию). Представители администрации:

    рассказывают о правах и обязанностях учеников и учителей;

    объясняют задачу новым учителям (доступно изложить новый материал на уроке, отработать его на практике, закрепить упражнениями и оценить работу учеников);

    высказывают пожелания к проведению уроков в том или ином классе (возможно, есть классы с подбором очень активных ребят, в этом случае уместно провести небольшую самостоятельную работу или выполнить групповое задание, а в коллективе, где много неуспевающих учеников, лучше отдать предпочтение игровой форме организации урока).

Директор школы должен передать символический символ управления школой своему дублёру. Очень важно создать дружескую атмосферу сотрудничества, чтобы дети не боялись задавать вопросы и открыто обсуждать свои опасения, связанные с новой ролью. Такая работа делает коллектив учеников ещё более сплочённым.

Великий педагог А.С. Макаренко говорил: «Всякая, даже небольшая радость, стоящая перед коллективом впереди, делает его более крепким, бодрым, дружным…»

Идеи для организации учебного процесса

День самоуправления отличается нестандартной организацией учебной работы, которая подразумевает включение в привычный распорядок дополнительных моментов наряду с привычными уроками. Все этапы урока должны быть тщательно продуманы учителями-старшеклассниками.

Праздничная линейка

Известное высказывание: «Как корабль назовёте, так он и поплывёт» можно вполне справедливо перефразировать и для линейки в День самоуправления. Она должна пройти организованно, интересно и быстро, чтобы зрители не заскучали. Как правило, на линейке берёт слово директор школы, который передаёт символический ключ от учебного заведения своему коллеге-дублёру, затем новый руководитель говорит поздравительные слова в адрес учителей и зачитывает свой первый указ. В этом документе обычно рассказывается обо всех мероприятиях в праздничный день и даётся перечень поручений ученикам (к примеру, на перемене полить цветы в учительской, на уроке труда убрать пришкольную территорию и т.д.). Также на линейке вручаются подарки учителям. К слову, это необязательно должно быть что-то материальное. Песня или номер КВН будет прекрасным сюрпризом для педагогов.

Уроки

Далее все учащиеся расходятся по урокам, а учителя могут отдохнуть. Кстати, некоторые классы могут пойти в урочное время на обучающую экскурсию в музей или на спектакль в театр. Главное, чтобы это был не просто урок вне стен кабинета, а полезное времяпрепровождение, то есть тематика представления или экспозиции должна соответствовать учебному плану того или иного школьного предмета. Также на урок физкультуры можно запланировать поход на каток или в аквапарк. Подобные формы организации учебного процесса требуют последовательного соблюдения следующих этапов:

    составление списка учащихся, отправляющихся на экскурсию, в театр или на каток;

    объяснение правил поведения на улице и во время представления;

    построение детей;

    организованный выход из школы;

    знакомство с планировкой здания музея, театра (показать, где туалет, буфет);

    собственно представление;

    возвращение в школу;

    обсуждение увиденного.

Обратите внимание, что детей всё равно должно сопровождать ответственное лицо, например, представитель родительского комитета школы или учитель, неравнодушный к прекрасному и готовый пожертвовать общением с коллегами ради выставки или представления в театре.

Подготовка и реализация концерта

Праздничная часть представляет собой концерт, который ученики готовят для учителей. Концерт готовят дети, но всё же лучше будет, если педагоги-организаторы помогут в проведении репетиций. Однако прежде чем говорить о сценарии мероприятия, остановимся на оформлении школьных коридоров, кабинетов и актового зала.

Как украсить помещение

Не секрет, что атмосфера праздника начинается с оформления помещения, поэтому важно подобрать оригинальные и стильные элементы декора. Это могут быть:

    стенгазеты в рекреациях (например, выполненные в виде коллажа с фотографиями учителей, или наподобие комикса с шуточными комментариями - главное, чтобы они не содержали недопустимых вольностей и грубостей);

    бумажные гирлянды или воздушные шарики (такими объёмными украшениями можно декорировать кабинеты);

    выставки открыток и рисунков детей (учителя с удовольствием будут рассматривать творчество своих подопечных в учительской, особенно если заранее не знали о готовящейся выставке);

    живые цветы в актовом зале подарят невероятное ощущение праздника;

    экспозиции изделий хенд-мэйд с ярмаркой (кстати, эту часть праздника можно сделать в виде благотворительной акции по сбору средств для покупки корма бездомным животным, к примеру).

Декорирование помещений школы может быть выполнено очень разнообразно. Но важно, чтобы в оформлении прослеживалась общая стилистика.

Сценарий праздника

Сценарий праздничного концерта следует подготовить заранее. Тогда все номера будут хорошо отработаны и не возникнет заминок в самом мероприятии. Некоторые номера можно записать заранее и показывать в праздничный день на большом экране в холле школы. В концерт могут быть включены:

    стихотворные поздравления учителей (желательно, чтобы слова были подготовлены самими учащимися, а не взяты из интернета);

    песни и танцевальные номера (возможно, есть смысл продумать, как совместить эти виды творчества в единый номер);

    шуточные сценки (такие вставки могут быть подготовлены детьми младшего и среднего звена);

    юмористические номера (старшеклассники могут подготовить выступления в духе КВНовских команд, обыграв собственные характеры и смешные ситуации, возникающие на уроках).

И ещё один момент, на котором нужно остановиться отдельно - это конферанс. Ведущие концерта должны не только хорошо смотреться на сцене, но и иметь способность к импровизации и быстрой реакции на возникшие заминки.

Подведение итогов

Любое мероприятие должно иметь логическое окончание, включающее подведение итогов. День самоуправления можно подытожить в форме линейки. На этом общем сборе директор-дублёр:

    озвучивает, какие успехи/неудачи были в его работе и работе учителей-старшеклассников;

    отмечает особые успехи отдельных классных коллективов или учащихся;

    предоставляет фотоотчёт о прошедшем дне.

Очень важно, чтобы слово на линейке для подведения итогов взял директор и педагоги. В своей речи руководитель:

    благодарит детей за работу;

    кратко анализирует работу администрации и отдельных учителей;

    отмечает уровень подготовки праздничного концерта.

В целом же, даже при наличии некоторых недостатков в мероприятии, важно подчеркнуть успехи ученического состава на поприще организации учебного процесса. На линейке подведения итогов нужно обязательно поблагодарить старшеклассников за организованный праздник.

День самоуправления в школе - это праздник для учителей и учеников. Но любое торжество должно быть хорошо подготовлено. Только тогда все останутся довольны мероприятием, а школьники и педагоги узнают друг друга с новой стороны. И, возможно, в вашем учебном заведении появится новая добрая традиция в честь праздника отдавать бразды правления в руки юных лидеров, которые, в свою очередь, смогут проявить свои лучшие качества и задуматься о выборе для себя педагогической стези в будущем.

Ведущий:
- Здравствуйте, дорогие друзья, дорогие наши учителя, а также гости этого замечательного мероприятия.

Ведущая:
- Вот и наступил этот долгожданный момент – день самоуправления в нашей школе! И по доброй традиции в этот день мы проводим церемонию инаугурации Президента Республики под названием Школа № (номер школы). Сегодняшнее событие будет широко освещено всеми школьными СМИ.

Ведущий:
- Мы заметили, что все с нетерпением хотят узнать, кто же виновник сегодняшнего торжества.

Ведущая:
- Поэтому не будем тянуть ни минуты и начинаем мероприятие, посвященное инаугурации Президента Республики Школа № (номер школы).

Ведущий:
- Однако перед тем как представить нового Президента, мы назовем имена всех кандидатов, которые не побоялись показать себя, открыто высказать свое мнение, выразить свою точку зрения.

Ведущая:
- Они разработали свои проекты и программы, предложили много новых, интересных идей.

Ведущий:
- Давайте поприветствуем их аплодисментами.

(Ведущие зачитывают список всех кандидатов, принимавших участие в Выборах).

Ведущая:
- И сейчас на эту сцену выйдут те, кто искренне переживал за наших кандидатов, поддерживал и помогал им делом и словами – Действующая Школьная Дума.

Ведущий:
- В состав Школьной Думы согласно результатам голосования вошли: (зачитывает ФИО членов Школьной Думы).

Ведущая:
- Вместе с этими ребятами, стремящимися сделать жизнь нашей школы насыщенной и яркой, в ногу шагают их старшие товарищи, педагоги, вошедшие в состав Совета Главнейших.

Ведущий:
- Это люди, верящие в вас, готовые вам помочь в любой ситуации, дать совет и поддержать ваши инициативы.

Ведущая:

Замдиректора по учебной работе ФИО
Замдиректора по методической работе ФИО
Замдиректора по воспитательной работе ФИО
Педагог-психолог ФИО
Социальный педагог ФИО
Педагог-организатор, куратор Школьной Думы ФИО
Заслуженный учитель России, учитель …… ФИО
Педагог дополнительного образования ФИО
Руководитель научного общества учащихся ФИО
Методист по предпрофильной и профильной подготовке ФИО
Начальник пришкольного лагеря ФИО
Руководитель школьного музея ФИО
Преподаватель-организатор ОБЖ ФИО
Председатель профсоюзного комитета ФИО
Библиотекарь школы ФИО
Почётный работник общего образования РФ, учитель … ФИО

Ведущий:
- Согласно результатам проведенного голосования, на пост Президента Республики Школа № … претендуют два кандидата, набравшие одинаковое количество голосов.

Ведущая:
- С большим удовольствием мы объявляем их имена: (имена кандидатов).

Ведущий:
- Действующей Школьной Думой также выдвинуто несколько претендентов на пост Президента. Это (имена кандидатов).

Ведущая:
- Имя нового Президента Республики Школа №… объявляет директор школы (ФИО).
На сцену выносят конверт, директор вскрывает его и зачитывает имя президента.

Ведущий:
- Для принесения клятвы президента и принятия присяги прошу вынести устав нашей школы.

(На сцену выносят планшет с клятвой и устав).
Клятва Президента Республики Школа №…(Новый Президент произносит клятву).
Звучит гимн России.

Ведущая:
- (Имя отчество нового Президента), примите наши поздравления с официальным вступлением на пост президента Республики Школа №...

Ведущий:
- Слово предоставляется Президенту Республики Школа №...

(Выступление Президента школы).

Ведущая:
- Прошу минуту внимания! Нового Президента нашей школы пришёл поздравить бывший Президент Республики Школа №…(ФИО), теперь уже выпускник.

(Поздравительная речь бывшего Президента).

Ведущий:
- Спасибо! Поблагодарим аплодисментами нашего бывшего Президента.

Ведущая:
- Ну, а наша торжественная церемония, посвященная Дню самоуправления, подходит к концу.

Ведущий:
Если заветная мечта живет в твоей душе,
Ты руки никогда не опускай, не сомневайся в ней.

Ведущая:
Как долог, труден и тяжел тернистый путь к мечте,
Но коль поверишь ты в нее – придет успех к тебе.

Ведущий:
Поверь душе, иди за ней, не зря она зовет,
И знай, что никогда тебя она не подведет.

Ведущая:
- Помните о таких понятиях, как развитие, честь, благородность. Всегда живите по законам совести и чести, в совершенстве овладевайте знаниями различных областей науки и никогда не ленитесь!

Ведущий:
- Торжественная церемония инаугурации президента Республики Школа №… закрыта.