План конспект по вокальной работе с детьми. План-конспект открытого занятия по вокалу план-конспект урока на тему. Тема занятия: В гостях у волшебницы музыки

План – конспект урока

Тема урока: Артикуляция как важнейшее условие работы над вокальным произведением

Цель урока: Улучшение дикции и качества звука путем работы над активностью артикуляционного аппарата.

Задачи урока:

1. Обучающие

Обеспечить формирование у учащихся знаний об особенностях работы артикуляционного аппарата;

Обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме «Артикуляция».

2. Развивающие – создать условия для развития у учащегося

Дикционных навыков в разнообразных темпах;

Активности артикуляционного аппарата при различных нюансах;

Эмоционально - образной сферы психологических процессов (воображения, мышления, памяти) при пении упражнений и в процессе работы над вокальными произведениями;

Умения пользоваться нижнереберно - диафрагматическим дыханием.

3. Воспитательные - создать условия для:

Воспитания сознательного подхода к обучению;

Повышения уровня самооценки, стремления к самосовершенствованию и творческой самореализации;

Стимулирования творческого поиска учащихся в создании интерпретации произведений.

Тип урока : комбинированный.

Методы работы:

п о источнику знаний :

Наглядные – наглядно - иллюстративный, слайд-шоу, показ, ТСО;

Словесные – комментарии, объяснения (пояснения практического действия ) , беседа ;

Практические – упражнения, практические задания;

по характеру познавательной деятельности : объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, элементы исследовательского метода.

Методы вокальной педагогики : концентрический, фонетический, вокальные упражнения, методы показа и подражания, мысленного пропевания, сравнительного анализа.

Технологии:

личностно-ориентированная, развивающего обучения, межпредметных связей; элементы проблемного обучения, имитационно - игрового моделирования профессиональной деятельности, информационной, арттехнологии; исполнительские технологии: формирования певческой культуры, становления ассоциативно-образного мышления.

Межпредметные связи: сольфеджио, теория музыки, анализ музыкальных произведений, аккомпанемент, литература, методика музыкального воспитания, практика, информатика.

Оборудование: фортепиано, ноутбук, презентация по теме урока, зеркало.

Используемая нотная литература:

1. Ф. Абт. Школа пения. - М.,1985.

2.Хрестоматия вокально-педагогического репертуара: для меццо- сопрано. Музыкальное училище I-II курсы./ Сост. П. Понтрягин. - М.: Музыка, 1970.

3. Д. Кабалевский. Романс Бенволио из музыки к спектаклю «Ромео и Джульетта»./ Ноты с сайта -

4. Учите детей петь: Песни и упражнения развития голоса у детей (3- 5 лет). Пособие для муз. руководителей дет. сада. / Сост. Т. Орлова, С. Бекина. – М.: Просвещение, 1986.

Ход урока.

I. Объявление темы, цели и задач урока.

II. Актуализация знаний. Формирование и закрепление вокальных навыков.

1. Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой (Приложение № 1).

2. Распевание . Первый вокальный навык – «певческая установка» (развернутый ответ учащегося).

Использование упражнений: интонационно-фонопедические, способствующие развитию силы звука, расширению диапазона, постановке основных вокальных навыков (автор фонопедического метода развития голосового аппарата В.В. Емельянов);

упражнения на формирование и закрепление разнообразных вокальных навыков, в том числе скороговорки, активизирующие голосовой аппарат и улучшающие дикцию.

Метод «эмоционального тренинга» для развития образного мышления учащегося, используя скороговорку «Бобры добры идут в боры» с разным эмоциональным подтекстом: грусть, радость, гнев, восхищение и т.д.

Подвести учащихся к постепенному осмыслению своих вокальных действий и самостоятельному их использованию. Они должны сами найти внутренние установки для выполнения той или иной задачи, используя зрительный, вибрационный, тактильный самоконтроль.

3. Работа над исполнением вокализа (Ф.Абт. Вокализ № 10 ).

Задача работы – добиваться хорошей кантилены (работая над плавностью голосоведения, спокойным взятием «правильного» дыхания), ровности и мягкостью звучания на всем диапазоне, свободной артикуляции, грамотной фразировки.

В процессе работы учащиеся вспоминают теоретические основы вокала (из раздела «Строение голосового аппарата» - «Артикуляционный аппарат» слайды № 12 – 15). В беседе с преподавателем разбираются вокальные навыки «дикция», «артикуляция».

Используя образное мышление, воображение учащихся, необходимо создать такую ситуацию, которая приведет учащегося к яркому выразительному исполнению, грамотному построению драматургии произведения и в то же время будет работать над исправлением его вокально-технических недостатков. В результате восприятия и анализа музыки и текста необходимо дать учащимся возможность прочувствовать художественный образ, пережить его. Поисковые ситуации и наводящие вопросы помогут поющему найти соответствующие приемы вокального исполнения, проявить инициативу в их поиске, благодаря чему развивается мышление, самостоятельность и творчество обучающегося пению.

III . Подведение итогов, выводы. Рефлексия (Обсуждение того, что получилось, а что - нет, в чем были ошибки, как их можно исправить).

IY . Домашнее задание. В Интернете найти записи исполнения лучшими вокалистами песен.

Приложение №1.

Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой

Предлагаемая методика была разработана педагогом-вокалистом Александрой Николаевной Стрельниковой.

Упражнения этой лечебной дыхательной гимнастики не только восстанавливают дыхание и голос, но и вообще чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом:

Восстанавливают нарушенное носовое дыхание,

Улучшают дренажную функцию бронхов,

Положительно влияют на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани,

Повышают общую сопротивляемость организма, его тонус,

Улучшают нервно - психическое состояние организма.

Упражнения выполняются количество раз, кратное 8, лучше всего «стрельниковская сотня» - 96 раз, но поскольку эта гимнастика - один из видов работы на уроке, то количество движений регламентируется отведённым на этот вид деятельности временем. Мы делаем по 32 движений дыхательных упражнения из раздела «Постановка голоса», готовящих голосовой аппарат к дальнейшей работе. Это упражнения:

Упражнение «Обними плечи » (Вдох на сжатии грудной клетки).

Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу, а не крест-накрест. Руки должны двигаться параллельно, их положение в течение всего упражнения менять нельзя.

Упражнение «Насос ». Исходное положение: встать прямо, руки опущены.

Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхайте пол»). Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит через нос или рот.

Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот или нос. «Шину накачивайте» легко и просто в ритме строевого шага.

Упражнение «Большой маятник » («Насос» + «Обними плечи»). Исходное положение: встаньте прямо. Слегка наклонитесь к полу (руки тянутся к коленям, но не опускаются ниже них) - вдох. И сразу же без остановки слегка откиньтесь назад (чуть прогнувшись в пояснице), обнимая себя за плечи, - тоже вдох. Выдох пассивно уходит между вдохами - движениями. Итак: поклон полу, руки к коленям – вдох, затем лёгкий прогиб в пояснице – встречное движение рук со слегка откинутой головой (тоже вдох).

Тик- так, вдох с пола - вдох с потолка. Сильно в пояснице не прогибайтесь и не напрягайтесь: всё делается легко и просто, без лишних усилий.

Приложение № 2.

Артикуляционная гимнастика В. В. Емельянова.

Покусайте кончик языка, повторите эту операцию 4-8 раз, пока не почувствуете, что акти­визировалась работа слюнных желез.

- «Шинковать» язык, т.е. покусывая язык, постепенно его высовывать так, чтобы вы стали покусывать середину языка. Повторите 4-8 раз.

Пощелкайте языком, меняя размеры и конфигурацию рта. «Попротыкайте» языком верхнюю губу, нижнюю губу, щеки. Упражнение называется «иго­лочка». Повторите несколько раз.

Проведите языком между деснами и губами. Упражнение называется «щеточка», как бы чис­тим языком зубы.

Выворачиваем нижнюю губу, придавая лицу обиженное выражение, поднимаем верхнюю губу, оскаливая верхние зубы. Чередуем эти положения: обиженное лицо - обрадованное лицо.

После этого поставьте пальцы на нижнечелюстные суставы или челюстно-височные суста­вы, помассируйте также энергично, чтобы почувствовать под пальцами костные ткани и после этого переходите к движению челюсти «вперед-вниз», т.е. круговое движение. Сначала к горизонтальной плоскости - вперед, дальше - вертикальной - вниз.

Наконец, откройте рот одновременно круговым движением челюсти «вперед-вниз» с от­крыванием верхних зубов, т.е. с активной верхней губой, и с оттопыриванием нижней губы так, что­бы были обнажены 4 верхних и 4 нижних зуба. Повторите несколько раз. Рот должен быть открыт полностью, т.е. челюсть отведена «вперед-вниз» на максимум и при этом углы рта, так называемая губная комиссура, должна быть ненапряженной. Рот должен иметь вид прямоугольника, поставлен­ного на более короткую сторону. Прямоугольника, а не овала или круга. Эту артикуляционную пози­цию назовем условно «Злая кошка» («ЗК»).

ЛИТЕРАТУРА

    Щетинин. М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой./ М.Н. Щетинин. – 3-е изд. – М., 2008:

Сценарий открытого занятия «Путешествие в Королевство Пения»

Цель: Введение детей в мир пения.

Задачи:

  1. Познакомить с элементами программы «Эстрадный вокал»
  2. Способствовать развитию музыкально–певческих навыков и формированию сценической культуры.
  3. Создать ситуацию успеха для каждого ребенка на занятии

Оборудование: фортепиано или синтезатор, СД - проигрыватель, магнитофон, аудиозаписи, наглядные пособия,элементы костюма

Ход занятия

Добрый день, ребята! Я уверена, что многие из вас любят петь песни. Я предлагаю путешествие в Королевство Пения.
Королевство пения – это огромная страна. В ней есть музыкальные реки и поляны, поющие леса, большие и малые города. И хотя официально, на карте такой страны нет, но мы ее может представить в своем воображении, в своих фантазиях. И еще эта страна открыта для тех, кто любит и хочет научиться хорошо и красиво петь.
Я предлагаю такой маршрут: (Приложение1 )

  1. побывать на музыкальной поляне;
  2. заглянуть в город говорунов;
  3. спуститься в пещеру гласных звуков;
  4. перейти через ручей Мелодия;
  5. послушать лесные РАСПЕВКИ;
  6. разучить песню во Дворце ПЕСНИ;
  7. и может быть даже исполнить ее на концертной ПЛОЩАДИ.

Я думаю, что везде, где мы с вами побываем, вы постараетесь чему-нибудь научиться.
Ребята, как вы считаете, на чем можно отправиться в Королевство Пения, на каком виде транспорта? (на самолете, пешком, в поезде, на велосипеде, на воздушном шаре, на роликах, на машине). Ну что ж, тогда в путь.

Звучит песня «Чудо детство» (дети выполняют двигательные импровизации).

Мы с вами приземлились на музыкальную Поляну (Приложение 2). Какой здесь воздух? Поставили руки на ребрышки. Вдох – ребрышки раздвинуть – выдох.

Посмотрите, а вот роза. Она еще только проснулась, но увидев, что мы подошли к ней, распустилась, раскрыла все свои лепестки и стала необыкновенной красоты. И мы ахаем от удивления – АХ!
А вот одуванчики. Они уже отцвели. Давайте подуем на них, и пустим парашютики по всей поляне.
А это что за цветы?

«Дигидон-дигидон, слышен их перезвон». (Петь на ноте СОЛЬ).

Правильно – это колокольчики. Спойте «ДОН-ДОН-ДОН!»

На лесную поляну жители Королевства Пения приходят, чтобы сделать зарядку. Но зарядку не простую, а зарядку для губ, щечек и языка, чтобы они слушались и не подводили певца.

Упражнение - зарядка :

  1. Покусайте кончик языка.
  2. Пошинкуйте его до середины и обратно.
  3. Пожуйте на одной стороне языка, на другой.
  4. Почистите зубы язычком.
  5. Покажите язычок как ящерица.
  6. Уколите одну щеку язычком, другую.
  7. Губы трубочкой рисуют круг.
  8. Скажите «Б-р-р».
  9. Поцокайте.
  10. Представьте кролика, грызущего морковку. Он ее объелся и зевает.
  11. Сорвите горошинку-витаминку. Положите ее на язычок, удержите витаминку, чтобы она не упала. А теперь проведите по небу и проглотите. Это витаминки бодрости и хорошего настроения.

Эта зарядка хорошо увлажняет рот и делает послушными губки, щеки, язычок.

Мы пришли в город ГОВОРУНОВ (Приложение 3 ).Сегодня здесь проводятся состязания на лучшее произношение скороговорки, на лучшую дикцию, т.е. это то как мы говорим. Если мы будем невнятно произносить слова на сцене, нас услышат зрители? Давайте разделимся на две команды.

Какая из команд четче проговорит скороговорку?

Скороговорка : «Щуку я тащу, тащу, щуку я не отпущу» (игра «Вопрос-ответ»)

А теперь мы с вами отправляемся в таинственную Пещеру гласных звуков (Приложение 4 ). Ребята, какие вы знаете гласные звуки? В обычной речи мы произносим гласные быстро, коротко. А при пении их тянем, поем. Произнесите: У-О-А-Э-И. Спускаемся в Пещеру, произносим эти гласные низким голосом, таинственно. Мимо Пещеры проходил Великан, он чихнул: «Ап-ч-хи!». Гласные звуки превратились в камни и завалили вход в Пещеру. Сейчас мы вместе с вами будем бросать их вверх и тем самым освободим дорогу: «У!», «О!», «А!», «Э!», «И!».

Перед нами ручей Мелодии (Приложение 5 ). Что мы прежде всего видим, когда смотрим на человека? Лицо. Что мы прежде всего слышим, когда слушаем песню? Мелодию. Мелодия – это лицо песни (в переводе с древнегреческого «мелодия» означает - петь песню).
Послушайте, какая мелодия у ручья? (на слог «ЛЁ» исполняется припев разучиваемой песни). Кто запомнил мелодию? Спойте ее вместе со мной.
А теперь нам нужно перейти через мостик.

Распевка «Пибью-пибью-па» по трезвучию.

Переходим осторожно, чтобы не упасть, по одному, и каждый исполняет распевку.

Перед нами Поющий Лес (Приложение 6 ). В Королевстве Пения очень много есть Распевок, а сегодня вы послушаете лесные распевки. Чтобы не потеряться в лесу, проведем перекличку:

  1. Саша, ты где?
  2. Я здесь! – (ответ импровизированный, главное чтобы он был спет).
  3. Распевка Комара : «з» с разной динамикой
  4. Распевка Лягушки : «Ква-ква». Поставьте руки на косточки, откройте крылышки носа.
  5. Распевка Ежика : «ежик был колюч», «Фу-фу-фу».
  6. Распевка Паучка : «На паркете в 8 пар мухи танцевали,

Увидали паука, в обморок упали, АХ!»

Спеть АХ на глиссандо.

Распевка Тигренка:

«й, не стойте слишком близко,

Я Тигренок, а не киска! Р-Р-Р!»

Порычать как тигренок: р-р-р

Распевание для голоса – это лекарство, очень хорошо разогревает голосовой аппарат.
Дворец Песен (Приложение 7 ). Все жители Королевства Пения любят петь песни. Сегодня во Дворце Песен разучивается новая песня (по выбору педагога).

  1. О чем эта песня?
  2. Характер песни.
  3. Цвет песни.
  4. Выделить ключевое слово в каждой фразе, чтобы песня заиграла разноцветными красками.
  5. Игра «Вопрос-ответ» с началом песни.
  6. Обратите внимание на постановку корпуса во время пения.
  7. Представьте, что эта песня исполняется по телевидению, я то включаю, то выключаю звук.
  8. одна фраза - вслух;
  9. вторая фраза - «про себя»;
  10. третья фраза – вслух;
  11. четвертая – «про себя».
  12. Не забывайте брать дыхание в начале каждой фразы.
  13. Как лучше спеть песню? Отрывисто или напевно? Спойте припев, как бы ее спел кузнечик, а теперь - как Улитка. (Приложение 8 ) А теперь спойте так как бы ее исполнили медведи, а теперь сороки. А в каком темпе вы будете исполнять? (Приложение 9 )
  14. Как лучше исполнить песню: стоя на одном месте или с движением? Конечно, если мы подключим танцевальные движения, выразительные жесты и мимику, песня прозвучит гораздо интереснее.

(Проигрывание песни с движением)

Исполнение песни на концертной Площади (Приложение 10)

Какую роль играет костюм для вокалиста, исполняющего песню на сцене? Конечно, он помогает в создании художественного образа и говорит о культуре исполнителя.

Какой вы видите костюм к этой песни? Давайте, сегодня мы используем один из элементов костюма (по выбору).
Кто из вас желает объявить название песни? А теперь исполняем песню под инструментальное сопровождение. Помните, что песня должна быть исполнена эмоционально, с движениями. Ведь вы выступаете как настоящие певцы перед зрителями! (исполнение песен)

Вам понравилось в Королевстве Пения? Давайте вспомним наш маршрут. Я думаю, что не раз еще заглянете на Музыкальную поляну, в город Говорунов, Пещеру гласных звуков, ручей Мелодия, будете вспоминать лесные Распевки и песню из Дворца Песни. А кто-то из вас станет постоянным жителем Королевства Пения. И мы его увидим на концертной площади.
А теперь мы отправляемся домой на воздушном шаре.

У-О-А-Э-И У-О-А-Э-И

На паркете в 8 пар мухи танцевали, Увидали паука, в обморок упали, АХ!

) Ой, не стойте слишком близко, Я Тигренок, а не киска! Р-Р-Р!»)

«Если мы будем дружить» 1.В жизни бывает немало разлук, Горьких обид, расставаний. Мир для тебя засияет вокруг, Если с тобой будет друг. Припев (2 раза): Радостным быть, Радость дарить Сможем мы всем на планете, Счастливо жить, Творить и любить, Если мы будем дружить. 2.Знай, что когда выйдешь ты за порог, Будут открыты повсюду Множество разных путей и дорог, Если ты не одинок. Припев: тот-же 3.Больше друзей у тебя с каждым днём, И пусть всегда пламя дружбы Ярко горит негасимым огнём В сердце твоём и моём!

Здравствуй, мир! ПРИПЕВ: Здравствуй, мир, здравствуй, друг. Здравствуй, песен щедрый круг, Здравствуй, миг, здравствуй, век, Здравствуй, добрый человек! Здравствуй, дом, здравствуй, даль, Здравствуй, радость и печаль. Здравствуй, быль, здравствуй, новь, Здравствуй, светлая любовь!


Описание материала : представленный мной конспект открытого занятия по вокалу рассчитан для работы с детьми младшего возраста (5-7 лет). Тема занятия: «Волшебный массаж». Этот материал предлагается педагогам дополнительного образования и музыкальным руководителям в детских садах.

Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто

(Сократ)

ТЕМА: «Волшебный массаж»

ЦЕЛЬ : Повысить адаптивные возможности детского организма с помощью ознакомления с видами массажа применяющихся на занятиях вокалом.

ЗАДАЧИ :

Обучающая: научить выполнять гигиенический и вибрационный массажи.

Развивающая: способствовать развитию певческих навыков с использованием здоровьесберегающих технологий, исходя из возрастных особенностей детей.

Воспитательная: формировать представления об охране здоровья, бережного отношения к себе и к своему молодому организму.

Оздоравливающая: создание системы профилактики и коррекции здоровья детей путём обучения методиками: дыхательная гимнастика по методу А.Н. Стрельниковой, гигиенический и вибрационный массажи, вокальные упраженения, логопедические упражнения (скороговорки), артикуляционная гимнастика, игра.

Оборудование, дидактический материал:

Фортепиано, музыкальная аппаратура, нотный стан, головные уборы с названием нот, репродукции картин изобразительного искусства, музыкальные произведения классического и современного направления.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент.

2. Повторение пройденного материала.

3. Изучение новой темы.

4. Закрепление новой темы.

5. Творческая часть.

6. Подведение итогов занятия.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент (2 мин.)

Педагог: Здравствуйте, друзья мои! Вы сегодня все пришли?

Ответ детей (проверка присутствующих)

Я очень рада вас видеть, и надеюсь, вы тоже пришли на занятие с хорошим настроением. Тем более что сегодня у нас с вами очень интересная тема: «Волшебный массаж» А чтобы ничего не омрачило наше занятие, хочу вам напомнить что нужно:

· быть вежливыми и аккуратными на занятии;

· не включать и не трогать никакую аппаратуру самостоятельно.

· в розетку не вставлять ручки, заколки, скрепки и прочие посторонние предметы.

· не пользоваться электроприборами, если замечено повреждение провода.

2. Повторение пройденного материала (10 мин.)

Педагог: Ребята, назовите, пожалуйста, мне ноты, которые вы знаете.

(ответ детей: до, ре, ми, фа, соль, ля, си). Правильно! И сейчас мы попадем с вами в сказку, где каждый из вас будет ноткой. Я буду ноткой - ДО, а вы…

Каждому ребенку надевается головной убор, соответствующий определенной ноте.

Педагог: Ну вот, вы уже и превратились в нотки. Все нотки живут в домике - нотном стане. На сцене вы видите нотный стан. Но он пуст. Каждая нота имеет в домике свое место, но какое? Ну-ка нотки покажите, где в домике ваше место.

Дети по очереди становятся возле нотного стана, и показывают, где располагается каждая нота.

Педагог: Уважаемые мои нотки! Напомните, пожалуйста, что обязательно нужно, делать юным вокалистам, чтобы хорошо петь нотки.

(ответы детей)

Педагог: Правильно, заниматься вокальными упражнениями, дыхательной и речевой гимнастикой, и не забудем про ряд упражнений «Приключение язычка». Для этого мы проведем специальную настройку. У нас хорошее настроение? (ответы детей)

Педагог: Сядьте удобно, закройте глаза (дети сидят на стульях полукругом). Мы готовы к работе на занятии по вокалу. Сделайте глубокий вдох и выдох (дети повторяют это упражнение 2-3 раза). Откройте глаза, еще раз глубоко вдохните и выдохните. Начинаем наше занятие с группы упражнений «Приключение язычка»

Поднимаем язычок до носа и опускаем до подбородка (растягивается нижняя часть язычка, и укрепляются мышцы нижней челюсти), каждое упражнение повторяем 10 раз

Сворачиваем язычок в трубочку и делаем вдох через нос, а выдох осуществляем через язычковую трубочку (упражнение на твёрдость формы)

Облизываем верхнюю и нижнюю губы по часовой, а затем против часовой стрелке (упражнение на подвижность язычка)

Педагог: Ребята у вас всё прекрасно получается. Продолжаем нашу работу и переходим к развитию и укреплению артикуляционного аппарата. И у меня к вам вопрос. Что это такое и для чего он нам нужен? (ответ детей). Совершенно верно вы ответили на мой вопрос. Мы переходим к следующему ряду упражнений:

Верхнюю губку тянем вниз и возвращаем в исходное положение

Нижнюю губку вытягиваем вперед, а затем прячем под верхнюю губку

Вытягиваем губы вперед и делаем движения вверх-вниз, вправо-влево

Вытянутыми губками делаем круговые движения в разные стороны

Упражнение «Поцелуй»

Растягиваем широко губы в улыбке так, чтобы были видны все зубы.

Упражнение «Рыбка»

Упражнение «Машинка»

Педагог : Мы с вами завершили первый блок упражнений и чтобы перейти к следующему, я хочу, чтобы вы максимально расслабились сидя на своих стульчиках. Закрытыми глазками послушали классическое произведение Клода Дебюсси «Лунный свет» (дети в тишине слушают музыку).

Педагог: Продолжим занятие с вокальной разминки. Зачем нужна вокальная разминка? А может совсем не обязательно распеваться на каждом занятии? (ответы воспитанников). Правильно ребята. Распеваться на каждом занятии обязательно, так как голосовые связки крепнут, растут. Мы приобретаем навык правильного произношения слова в песне. Голос как любой музыкальный инструмент требует правильной настройки. Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса. Правильная поза влияет на равномерное и более глубокое дыхание. Пение развивает координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь. Пение с движениями формирует хорошую осанку, координирует ходьбу. Поэтому огромную роль в позитивной ориентации личности во время пения играет манера звукоизвлечения: звук посылается в пространство, губы растягиваются в улыбке. Звук, извлекающийся на улыбке, становится светлым, чистым и свободным. В результате постоянной тренировки улыбки, качества звука переходят и на личность человека. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и уже поющие люди с улыбкой смотрят на мир и на других людей. Давай улыбнёмся с вами друг другу и продолжим наше занятие. Начинаем с распевок:

Упражнение № 1

На одной ноте поём ма-э-и-о-у (восходящее движение по хроматизму)

Упражнение № 2

Поём по слогам «Я пою» по звукам T53 при нисходящем движении.

Упражнение № 3

По восходящему и нисходящему хроматическому движению поём да-да-да-да-да-да-да-да.

Упражнение № 4

Поём по слогам «Сияла ночь» по звукам T53 при нисходящем движении.

Упражнение № 5

Поем «Вот иду я вверх, вот иду я вниз»

Упражнение № 6

До-ре-до; до-ре-ми-ре-до; до-ре-ми-фа-соль-фа-ми-ре-до. Распевка поётся вверх по хроматизму.

Упражнение № 7

Поём по слогам «Мы идём» по звукам T53 при нисходящем движении.

Упражнение № 8

По звукам T53 при восходящим движении поём да-дэ-ди-до-ду; бра-брэ-бри-бро-бру; за-зэ-зи-зо-зу.

Педагог: Завершаем блок распевок мы всегда скороговорками. А для чего нам нужны скороговорки? (ответы воспитанников). Совершенно верно. Скороговорки раскрепощают речевой аппарат.

Упражнение № 9

Поём скороговорку «Шла Саша по шоссе и сосала сушку».

Упражнение № 10

Проговариваем скороговорку «Мышка мыла мишке шишке»

Упражнение № 11

Проговариваем скороговорку « Тигрёнок громко рыкнул р-р-р-р.

3. Изучение новой темы (20 мин.)

Педагог : Мы повторили все знакомые вам упражнения и готовы приступить к новой теме. А называется она «Волшебный массаж». А делали ли вам массаж? (ответы воспитанников). Вы совершенно правы, массаж бывает разный, в том числе и для вокалистов. Сегодня мы с вами познакомимся с гигиеническим и вибрационным массажами. Упражнения эти просты, но очень необходимы при занятии вокалом. Вы готовы к новым к упражнениям? (ответы воспитанников).

Упражнения гигиенического массажа:

1. Пальцами обеих рук делаем лёгкие поглаживания, от середины лба к вискам.

2. Пальцами обеих рук делаем лёгкие поглаживания от середины носа по крыльям носа, по верхнечелюстным пазухам вверх к вискам.

3. Расслабленные губы (рот слегка приоткрыт). От середины верхней губы вниз к уголкам, массируем указательными пальцами обеих рук поочерёдно. Нижняя губа массируется аналогично, только вверх.

4. Подбородок - выполняем активные касательные движения вправо-влево.

Педагог: Мы с вами познакомились с гигиеническим массажем. А для хорошей работы резонаторов необходимо всем вокалистам выполнять следующие упражнения вибрационного массажа.

Вибрационный массаж

1. Лоб - выполняем лёгкие постукивания с самым высоким звуком «м».

2. Гайморовые пазухи - выполняем лёгкие постукивания, понижая высоту звука «м».

3. Верхняя губа - выполняем лёгкие постукивания, понижая высоту звука «в».

4. Нижняя губа - выполняем лёгкие постукивания, понижая высоту звука «з».

5. Верхняя часть спины и груди - выполняем лёгкие постукивания, понижая высоту звука «м».

Педагог: Спасибо большое. А теперь напомните мне, какие упражнения мы ещё сегодня не выполняли? (ответы детей). Правильно. Упражнения на дыхание. Ведь они нам очень необходимы перед началом занятия вокалом, потому что если перед началом пения не взять дыхание, то звук прозвучит не так как надо. Сейчас, мы с вами выполним дыхательные упражнения. Следите за тем, чтобы плечи во время вдоха не поднимались. Напомните мне, какие нужно соблюдать правила при выполнении этих упражнений (ответы воспитанников и выполнение упражнения вместе с педагогом «Маятник», «Насос», «Кошка», «Перекаты»).

4. Закрепление новой темы (5 мин.)

Неожиданно для всех детей в зал входит Шапокляк. Напевая песенку.

Педагог: Кто вы такая? И что вы здесь делаете?

Шапокляк:

Кто людям помогает

Тот тратит время зря.

Хорошими делами

Прославиться нельзя

Ха-ха-ха-ха.

Я старуха Шапокляк.

Педагог : А зачем Вы к нам пришли?

Шапокляк : Я хоть и старушка, вернее женщина почтительного возраста, но и то знаю, как нужно петь и что для это нужно делать. Сейчас я вам расскажу. Хотите? (ответы детей). Итак, слушайте меня внимательно, и записывай в ваши тетрадочки. Необходимо есть конфеты перед занятием, регулярно прогуливать занятия. Дышать ртом…

Педагог: Шапокляк, что-то ты путаешь. Ребята уже все знают. Как соблюдать гигиену голосового аппарата. Регулярно посещают все занятия и с удовольствием делают все упражнения показанные педагогом. Правда, ребята? Ну-ка, расскажите старушке Шапокляк, что мы сегодня на занятии узнали.

(ответ детей)

Шапокляк: И, правда, знаете много. Видно моя информация устарела. Ребята, может вы мне какую-нибудь хорошую песню споёте. Вы согласны?

Дети : Согласны. Мы споем Вам песню «Шарики воздушные».

5. Творческая часть (4 мин.)

Дети исполняют песню: «Шарики воздушные».

Шапокляк: Какие вы молодцы. Теперь я точно знаю, что вы умеете правильно петь, и я теперь спокойно могу отправиться домой. Но помните, что моя Крыска - Лариска за вами наблюдает. Учитесь хорошо, выступайте, побеждайте на конкурсах и может быть, станете настоящими артистами. До свидания.

Шапокляк уходит.

6. Подведение итогов занятия (4 мин.)

Педагог: Ну, что, нам пора возвращаться из сказки.

Педагог снимает с детей головные уборы.

Педагог : Я очень вами горжусь ребята. Наше занятие подходит к концу. Я надеюсь, что сегодня вы узнали много нового, и вам было интересно на занятии. Если это действительно так, прикрепите на наш нотный стан улыбающиеся нотки, а если - нет, то грустные.

Дети прикрепляют нотки.

Педагог: Спасибо ребята. До следующего занятия.

Используемая литература.

1. Дубровская С. В. Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой. - М.: РИПОЛ классик, 2008.

3. Жавинина О., Зац Л. Музыкальное воспитание: поиски и находки // Искусство в школе. - 2003. - № 5.

4. Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. - М., 2002.

5. Психотерапевтическая энциклопедия. — СПб: ПИТЕР, 2000.

6. Разумов А. Н., Пономаренко В. А., Пискунов В. А. Здоровье здорового человека. - М., 1996.

краевое государственное бюджетное образовательное учреждении

дополнительного образования детей

«Камчатский дворец детского творчества»

План-конспект открытого занятия

вокального ансамбля «Элегия»

Тема: Введение в программу.

(для детей 6-7 лет)

Составила: педагог дополнительного образования Кабирова Ирина Рафаэльевна

Г. Петропавловск-Камчатский

2012

Тема: Введение в программу. «Разноцветные голоса».

Цель: познакомиться с детьми, пробудить у детей интерес к занятиям в вокальном ансамбле. Задачи: Воспитательные:

    дать первые навыки общения в новом коллективе; создать атмосферу праздничного настроения от первого знакомства с вокальным ансамблем; Воспитывать чувство любви к прекрасному.

Образовательные:

    дать первоначальные представления о структуре занятия; познакомить детей с понятиями:инструментальный и вокальный голос, солист, ансамбль. Дать первоначальные невческие навыки.

Развивающие:

    развивать внимание, память, воображение; развивать у детей творческую самостоятельность; развивать чувство ритма и музыкальный слух.

Оборудование, пособия и материалы. Учебно-практическое оборудование:

    фортепиано; «Выставка» музыкальных инструментов (скрипка, флейта, гитара); музыкальный центр; учебная доска; элементы костюмов (шапочки петушка, кошки, ежика); наглядное пособие «Нотный стан»; наглядные пособия «Солист», «Дуэт», «Вокальный ансамбль»; воздушные шарики по количеству детей; блок-флейты по количеству детей; колокольчики по количеству детей.
Музыкальный материал:
    песенки-распевки:»Ежик», «Петушок», «Кошечка»; фонограмма песни «Воздушные шарики» (сл. и муз. И. Кабировой); И.С.Бах «Шутка»; Д. Скарлатти - Соната «Соль мажор»; Н. Паганини «Каприз».

Оформление кабинета. На подиуме выставлены музыкальные инструменты: скрипка, гитара, флейта.

Развернутый план – конспект занятия.

Ход занятия:

План-конспект.

    Организационный момент.

Педагог приглашает детей в класс. Дети садятся на стулья.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех видеть в вокальном классе!

    Целеполагание.

Меня зовут Ирина Рафаэльевна. Я учу детей петь. Посмотрите на эти фотографии. Эти дети уже научились петь, выступают на сцене, в концертных костюмах и поют в настоящие микрофоны. А вы хотите научиться петь?

    Вводная часть. Беседа.

Кто из вас знает, как называют человека, который поет? Правильно - певец. Голос человека, который поет, называется вокал или вокальный голос. Послушайте, как звучит мой голос. Я вам спою песню про музыкальный колокольчик. А вы мне поможете игрой на колокольчиках.

Педагог раздает детям колокольчики.

Педагог исполняет песню «Колокольчик». Дети звенят колокольчиками.

Дети отвечают.

Педагог прикрепляет воздушный шарик-нотку соответствующего цвета на наглядное пособие «Нотный стан».

Педагог: Этот воздушный шарик обозначает мой вокальный голос. Давайте поселим мой голос в музыкальный домик.

Педагог: перед вами выставка музыкальных инструментов. Какие инструменты вам знакомы?

Ответы детей.

Отгадайте музыкальную загадку.

Как ясен звуков перелив,

В них радость и улыбка.

Звучит мечтательно мотив,

Поет так нежно…. Дети: Скрипка.

Звучит фрагмент - Н.Паганини «Каприс».

Скажите, в какой цвет Фея красок разукрасила бы голос скрипки?

Дети отвечают.

Педагог прикрепляет на наглядное пособие воздушный шарик-нотку соответствующего цвета.

Педагог: Этот воздушный шарик обозначает инструментальный голос скрипки. Отгадайте еще одну загадку.

Расскажу тебе, дружок,В древние века –

Дунул тихий ветерокВ трубку тростника.

Человек услышал вдругМелодичный нежный звук.

И родился в тот моментМузыкальный инструмент. Дети: Флейта.

А теперь послушайте и скажите, какого цвета голос флейты.

Звучит фрагмент - И.Бах «Шутка».

Педагог прикрепляет на нотный стан соответствующий воздушный шарик-нотку.

Педагог: Кто знает, как называется этот инструмент?

Дети: гитара.

Педагог: Давайте послушаем голос гитары.

Звучит фрагмент - Д.Скарлатти «Соната Соль мажор».

Дети называют цвет воздушного шарика. Педагог прикрепляет на наглядное пособие воздушный шарик-нотку соответствующего цвета.

А теперь послушаем как звучат ваши голоса.

Дети поют свое имя. Дети прикрепляют воздушные шарики - нотку соответствующего цвета на нотный стан.

Педагог: Посмотрите, голоса музыкальных инструментов и наши вокальные голоса выстроились в разноцветный музыкальный ряд.

Запомните!

Звук инструмента – инструментальный,

Давайте повторим эти слова вместе.

    Основная часть.

Педагог : Для того, чтобы научиться петь, необходимо научиться правильно дышать. Для этого мы будем делать на каждом занятии дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика.

Педагог просит детей встать.

Упражнение «Воздушный шарик».

Сделайте медленный глубокий вдох через нос, руки через стороны вверх («надуваем шарик»). Задерживаем дыхание, а затем «сдуваем шарик» - выдыхая воздух, говорим: «Ха-ха-ха». Руки опускаем вниз с остановками. (Выполнить 2-3 раза).

Упражнение «Кошка».

Пошипим, как разъяренная кошка. Вдох через нос, выдох на звук «ш». Кисти рук сжаты в кулак. На выдох произносим звук «Ш» и резко разжимаем пальцы («Когти кошки»).

Упражнение «Флейтист».

Представим, что вы музыканты, играете на флейте. Вдохните воздух и на выдохе дуйте в музыкальный инструмент (показ педагога).

По жестам педагога дети выполняют упражнение.

Педагог: Для того, чтобы наш голос развивался, необходимо делать разминку для голоса.

Сейчас мы поиграем. Представим, что некоторые из вас превратились в веселых зверюшек и птичек. Педагог приглашает ребенка. ……. будет ежиком. (одеть шапочку ежика).

Я спою песенку ежика, а ты постарайся повторить за мной.

Педагог поет: « Маленький ежик, ни головы, ни ножек».

Ребенок повторяет.

Педагог: …. спела одна свою песенку.

Вышел на сцену маленький артист.

Если он один поет, значит он – солист. (Педагог показывает наглядное пособие «Солист»).

Педагог приглашает ребенка. ……. будет петушком (одеть шапочку петушка).

Педагог: Я спою песенку петушка, а ты постарайся повторить за мной.

Педагог поет: « Петушок, петушок, золотой гребешок»

Ребенок повторяет.

Педагог: ….. спела песенку одна. Настоящая артистка наша……. солистка.

Если ежик и петушок споют вдвоем - получится дуэт.

Спойте вдвоем: Мы в дуэте поем,

Очень весело живем.

Педагог: Послушайте песенку кошечки. «Мяу, мяу, мяу, ля-ля-ля-ля-ля. Ребенок повторяет.

Педагог: Настоящая артистка – ….. солистка.

Педагог : Если вы споете все вместе, втроем - получится вокальный ансамбль. Называется такой ансамбль – трио. (Педагог показывает наглядное пособие «Трио»).

Спойте вместе:

« Наш ансамбль трио - мы поем красиво».

А теперь я попрошу спеть всех детей вместе в вокальном ансамбле.

Дети поют: «Мы в ансамбле своем

Дружно песенки поем»

Педагог : Вот какой у нас получился замечательный вокальный ансамбль!

На нашем первом занятии мы начнем учить песню про воздушные шарики. Послушайте припев песни.

Педагог поет:

Давайте скажем слова припева.

Педагог: А теперь мы исполним всю песенку в сопровождении фортепиано. Я буду исполнять куплеты песни, а вы припевы.

Педагог:

    Шарики воздушные в небо полетят,

Дети:

«Шарик синий, шарик желтый, шарик голубой,

Шарик разноцветный вместе с нами пой!»

Педагог:

    Вот на сцену вышел маленький артист,

Если он один поет, значит он солист.

Дети:

«Шарик синий, шарик желтый, шарик голубой,

Шарик разноцветный вместе с нами пой!»

Педагог:

    Если мы в ансамбле песенки поем,

Значит мы все дружно, весело живем.

Дети:

«Шарик синий, шарик желтый, шарик голубой,

Шарик разноцветный вместе с нами пой!»

Скажите: «Мы – молодцы», «Наши голоса звучат красиво».

Давайте представим, что мы выступаем на настоящей сцене. Нас будут слушать настоящие зрители. Споем песню под очень веселую музыку.

Дети исполняют песню под фонограмму.

Педагог приглашает детей сесть на свои места.

    Подведение итога занятия.

Педагог : Вам понравилась наша песенка про воздушные шарики?

На следующих занятиях мы продолжим развивать наши разноцветные голоса и разучим всю песню. А когда мы ее выучим, мы будем выступать на настоящей сцене, в настоящих концертных костюмах и петь в настоящие микрофоны.

Скажите ребята, кто запомнил. Как называют человека, который поет один? (Солист)

А если певцы поют вдвоем? (дуэт)

А если они поют втроем? (трио).

А если мы поем все вместе? (вокальный ансамбль)

На занятии сегодня нам помогала пианистка Елена Петровна.

За ваше старание я хочу подарить воздушные шарики. Вы молодцы, а ваши голоса замечательно звучали в вокальном ансамбле! До свидания, до следующей встречи.

Конспект открытого занятия Образцового коллектива воально-эстрадной студии "Солнышко" ГБОУ ДТДиМ Колпинского района СПб (руководитель, педагог по вокалу Смирнова Ниталья Алексеевна).

Представлен для распостранения опыта педагогам дополнительного образования детей художественной направленности. Внедрение инновационного подхода в воспитании, и привитие художественного вкуса учащихся через жанр эстрады.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дворец творчества детей и молодежи

Колпинского района Санкт-Петербурга

Методический проект

«Новое педагогическое образование»

Направление «Новое качество»

методическая составляющая проекта «Траектория будущего»

(в контексте третьего года реализации Программы развития учреждения «Пространство свободного выбора»)

В одном солнечном ритме

Конспект открытого занятия

по программе «Вокально-эстрадная студия»

для учащихся 2 года обучения;

тема «Развитие исполнительского мастерства в ансамбле»

Возраст детей: 8-12 лет

педагог дополнительного образования

Смирнова Н.А.

методист

Абикова Т.А

Санкт-Петербург

2014

Методический проект

«Новое педагогическое образования»

Направление «Новое качество»

и методическая составляющая проекта «Траектория будущего»

(в контексте четвёртого года реализации

Программы развития учреждения «Пространство свободного выбора»)

«Светить всегда, светить везде до дней последних донца.

Светить! И никаких гвоздей! Вот лозунг мой и солнца!»

В. Маяковский

Пояснительная записка

Методическая тема: приемы развития и сплочения детского творческого коллектива в вокально-эстрадной студии «Солнышко»

Методическая цель занятия: демонстрация приемов развития и сплочения детского коллектива вокально-эстрадной студии «Солнышко» в процессе формирования навыка исполнительского мастерства в ансамбле

Описание приемов организации здоровьесберегающей деятельности на занятии

  • Цикл упражнений на дыхание и дикцию, выполняемые в едином ритме (метр, пульсация) при совмещении теории и практики

Цель:

- разогрев мышц артикуляционного аппарата

Профилактика болезней позвоночника, сохранение осанки, формирование правильного вокального дыхания и опоры звука;

Развитие координации движения и речи;

Сплочение коллектива при выполнении упражнений в едином ритме, синхронно

  • Распевка

Цель:

Подготовка вокального аппарата к пению;

Развитие артистичности, эмоциональности, образности, манеры;

Развитие вокальной техники, диапазона, гармонического слуха в элементах двухголосия, основанное на взаимной поддержке, умении работать в паре

  • Учебно-дидактическая игра «МУЗЫКА СОЛНЦА»

Цель:

Повторение, закрепление знаний средств музыкальной выразительности;

Сплочённость ансамбля на основе доверия друг к другу как обеспечение психологически комфортной среды;

Умение применить теоретические знание в исполнительской практике.

  • Работа над песенным репертуаром

Цель:

- закрепление пройденного материала и дальнейшее его изучение;

Развитие координации движений и вокала в песенном материале с использованием микрофона.

Развитие единого эмоционального и вокально-технического исполнительского мастерства ансамбля и солистов.

Все применяемые приемы способствуют созданию благоприятной, психологически комфортной среды и сплочённости коллектива. В течение занятия рационально распределена двигательная, вокальная нагрузка, обеспечивающая благоприятное эмоциональное состояние, развитие вокальных, певческих и артистических навыков. В совместной работе у детей развиваются чувство доверия друг к другу, взаимной поддержки, появляется стремление к продуктивной, творческой, коллективной деятельности.

Представленные приемы также обеспечивают создание необходимой здоровье сберегающей среды: укрепляют голосовой и артикуляционный аппарат, опорно-двигательную систему.

Тема занятия. В одном солнечном ритме.

Цель: развитие исполнительского мастерства в ансамбле с помощью средств музыкальной выразительности

Задачи

Образовательные:

  • обучение дыхательным, дикционным приёмам;
  • закрепление понятия «Средства музыкальной выразительности»
  • формирование умения анализировать музыкальное произведение: текст песни и музыкального сопровождения;
  • развитие осмысленного исполнения движений; умения анализировать собственное исполнение
  • развитие эмоциональной выразительности, артистизма и творческого самовыражения вокалиста и ансамбля с использованием средств музыкальной выразительности ;
  • освоение вокальной техники в движении: формирование вокального дыхания, осанки;
  • закрепление знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих уроках ;

Развивающие:

  • развитие музыкальных способностей: слух, чувство ритма, музыкальную память, внимание;
  • укрепление артикуляционного и вокального аппарата;
  • развитие координации;
  • развитие умения слушать и слышать, доверять друг к другу, исполняя песенный материал.

Воспитательные:

  • воспитание стремления к сохранению и укреплению здоровья;
  • формирование эстетического воспитания, умения вести себя в коллективе;
  • формирование умения работать в команде;
  • формирование чувства ответственности; взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу;
  • формирование умения творчески взаимодействовать с педагогом, учащимися

Вид занятия: комбинированное – закрепление с введением новых элементов содержания.

Форма организации детей: групповая.

Методы обучения: наглядный (практический показ), словесный (объяснение, беседа), практический .

Средства обучения: музыкальный инструмент (синтезатор), компьютер, дидактический: раздаточный материал, микрофоны, награды (солнышки - пятёрки).

Характеристика группы: группа 2 года обучения, дети 8-12 лет в количестве 12 человек. В основном, девочки, разные по своему психофизическому развитию и два мальчика. Необходим индивидуальный и дифференцированный подход ко всем воспитанникам, особенно к мальчикам.

Материалы УМК представлены в приложении : программа; учебно - дидактический материал; технические средства обучения - микрофоны; подборка музыкального материала – минусовых фонограмм в плей-листе компьютера.

Время занятия: 45 минут

Организация контроля на занятии

Контроль на учебном занятии осуществляется с целью проверки и оценки достижений обучающихся путем сравнения того, что есть, с тем, что должно быть.

Используется следующие виды, формы и методы контроля.

  • Текущий контроль

Цель: анализ хода освоения знаний и формирования умений и навыков учащихся. Дает возможность своевременно отреагировать на недостатки, выявить причины и принять меры к их установлению; сопутствует процессу становления умения и навыка от начального до конечного этапа занятия.

Метод: наблюдение.

  • Тематический контроль

Цель: проверка уровня усвоения программного материала по теме занятия, определение уровня эмоционального фона , самоанализ

Методы: беседа, опрос по теме "В одном солнечном ритме", импровизация детей на уроке.

План занятия:

I.Организационный момент. Приветствие. Сообщение темы и цели занятия.

II.Подготовительный период

Беседа по теме занятия

III.Основная часть

  1. Упражнения на дыхание, дикцию в движении
  2. Распевка – подготовка голосового аппарата к пению
  3. Учебно – дидактическая игра
  4. Работа над репертуаром:

Песня «Родина моя» муз. Д. Тухманова, сл. Р Рождественского

III. Повторение.

(повторяем с использованием микрофонов и движений)

IV. Подведение итогов. Аплодисменты.

Ход занятия

Этапы

Время

Примечание

Сопроводительный текст

Организационный

Организация начала занятия, приветствие, активизация внимания, создание психологического настроя на творческую плодотворную

деятельность

1 мин.

Учащиеся заходят в класс, выстраиваются в полукруг для приветствия, затем в круг

Здравствуйте дети, родители и коллеги! Сегодня мы проводим открытое занятие по эстрадному вокалу на тему

«В одном солнечном ритме» Надеемся, что оно станет, не только познавательно - развивающим, но ещё и подарит замечательное, солнечное настроение нашим гостям.

Ребята, напомню правила поведения на занятии – уважительное, внимательное отношение друг к другу, аккуратное, бережное отношение к аппаратуре.

Подготовительный

Беседа по теме занятия

Начало выполнения дыхательной, артикуляционной гимнастики, разогрева мышц

4 мин.

Мы с вами продолжаем познавать и изучать средства музыкальной выразительности, которые необходимы любому исполнителю песни на сцене. Как в сольной работе, так и в ансамбле. Зачем, как вы думаете?

Примерные ответы детей:

Чтобы больше узнать

Чтобы понимать из чего состоит вокальное, музыкальное произведение, песня

Верно, чтобы исполнитель был грамотным, чувствовал песню и делился своими знаниями и ощущениями со зрителем. И зритель был с нами в одном ритме, в одной эмоции.

Но для этого необходимо в первую очередь нам самим, друг с другом быть в одном сердцебиении и настроении.

Давайте начнём нашу разминку. Она так же поможет нам восстановить вокальное дыхание, разогреть мышцы спины, живота и подготовится к пению.

Основной

1 .Упражнения на дыхание (закрепление понятия «метр»)
- пчела

Насос

2. Упражнения на артикуляцию («пульсация в метре»)

Лошадка (щелканье языком)

Конфета (упражнения для языка)

Скороговорка «Егорка»

РАСПЕВКА

Вокальные упражнения:

1. «Ниточка» (исполнение протяжного звука на одной ноте закрытым о открытым ртом на слоги)

2. «Музыкальный лифт» (упражнение на сглаженность регистров и опору звука)

3. «Секвенции» вокальные и дикционные (пение кантилены, стакатто)

4. «Смешанные ритмы»

(упражнение на иизменения ритма, темпа,

Растяжка у станка;

Grand battement jete. По группам;

Первая и вторая форма port de ras.

2) Упражнения. Комбинация со скакалкой. Подготовительные упражнения.

Комбинация на смену рисунков.

Ходы по диагонали:

шаги на п/п,

шаг на п/п с поднятием колена,

бег на высоких п/п pas couru,

ход на п/п " раз,два, три -стою",
перескоки,

бег со сменой ног вперед-назад по четыре, подскоки в повороте,

полечка в повороте,

галоп в повороте.

Прыжки:

temps saute,

pas chasse,

поджатые,

"двойные" поджатые,

"мячики"

подскоки в повороте,

полечка в повороте,

галоп в повороте.

Прыжки:

temps saute,

pas chasse,

поджатые,

"двойные" поджатые,

"мячики"
прыжок на одной ноге, другая вперед выворотно на 30 градусов.

По подгруппам делают комбинацию со скакалкой.

3) Выполнение танцевальных этюдов.

Испанский и русский с платочками.

5 мин.

10 мин.

10 мин.

Упражнения 1-3 в кругу выполняются в одном метре и пульсации, закрепляя теорию в практике.

Упражнения на дыхание «пчела» и «насос» активизируют работу мышц живота и диафрагмы.

Упражнения на артикуляцию так же разогревают мышцы языка, губ, артикуляционного аппарата

Продолжая движение в ритме, приступаем к распевке – подготовке голосового, вокального аппарата к пению

Что-то написать

Все вокалисты знают, что для того, чтобы красиво петь, нужно в первую очередь хорошо разогреть артикуляционныё аппарат. Для чего?

Для того, чтобы была чёткая дикция и было понятным слово в песне

Правильно. Но ещё мы разогреем с вами мышцы живота и восстановим вокальное дыхание. И повторим понятия «метр» и «пульсация». Что это?

Сердце, пульс музыки

Правильно. А метр и пульсация вместе?

Это – Ритм.

В одном ритме проговорим нашу скороговорку «Егорка»

(выполняем упражнения)

Хорошо. Молодцы.

Мы с вами разогрели мышцы живота, артикуляционный аппарат, а теперь приступим к распевке. Зачем, дети, вокалист распевается?

Чтобы настроить вокальный аппарат

1.Упражнение «Ниточка» - ручки на поясе. Послушали. В каком темпе? Нашли метр, отобразили, запели (тянем один звук на слоги «ли, лю, лё»). Формируем правильно гласные. Помним про парные звуки. Следим за дыханием.

2. Упражнение «Музыкальный лифт». Едем на лифте с первого этажа до седьмого через все ноты гаммы и обратно.

3. «Секвенции». Совмещаем вокальные приёмы (слитное пение, пение стакатто)

Как обычно, мДля того, чтобы полноценно и красиво танцевать, необходимо сначала разогреть мышцы;

(Ответы: профилактика болезней позвоночника, сохранение осанки, формирование правильной походки;

развитие эластичности мышц, выворотности, силы ног, шага)

В этом году мы ввели предмет-скакалку. Она очень помогает укреплению организма, развитию координации, силы, прыжка. Более того, я заметила, что вам очень нравится выполнять упражнения, у многих появляется азарт и большее желание выполнить качественно то или иное упражнение. Это упорство, как и в спорте, очень важно! Так что берем скакалки и почувствуем себя настоящими спортсменками

А кто из вас знает, сколько стран мира станут участниками Олимпиады 2014?

Примерные ответы детей: (123, 250, 36)

36. Правильно!

Основной

4.«Смешанные ритмы»

(использование изменений ритма и темпа, вокальной подачи, мягкой и жёсткой «атаки звука»)

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

« Музыка солнца» в песне «Родина моя»

Муз. Д. Тухманова,

Сл. Р Рождественского

подскоки в повороте,

«полечка» в повороте,

галоп в повороте.

Прыжки:

temps saute,

pas chasse,

поджатые,

"двойные" поджатые,

"мячики"
прыжок на одной ноге, другая вперед выворотно на 30градусов.

По подгруппам делают комбинацию со скакалкой.

3) Выполнение танцевальных этюдов.

Испанский и русский с платочками.

5 мин.

Дети разбирают дидактический материал средств музыкальной выразительности (СМВ), дают определения понятиям и анализируют его в музыки песни «Родина моя»

4.Приступим к нашей любимой «Смешанной распевке». Послушаем. Чем она отличается от предыдущих?

В ней меняется ритм, темп

Манера исполнения

Она разнообразная по настроению и характеру

Правильно, споём, учитывая все особенности, которые вы перечислили.

5.Дети, угадайте мелодию! (педагог играет мелодию припева песни «Родина моя»). Правильно, это мелодия припева песни «Родина моя». Кто её автор?

Давид Тухманов

Совершенно верно! Разделимся на два голоса, споём её на звук «а».

Скажите, может песня жить без мелодии?

Нет

Конечно. Ведь мелодия это что?

Душа песни, музыкальная мысль

Хорошо, а может песня жить без слов, текста?

Нет, потому что песня отличается от музыки тем, что в ней есть и музыка и слова

Очень хорошо! В ней есть, таким образом, две мысли - музыкальная и словесная. И мы должны соединить их вместе и донести до зрителя.

Давайте ещё раз окунёмся в музыку этой песни и разберём средства музыкальной выразительности которыми пользовался композитор и аранжировщик.

Используем нашу универсальную игру «Музыка солнца»

(педагог раздаёт детям солнышки со СМВ и даёт 3 мин. на определение понятий и анализ музыки. Песня звучит фоном в варианте +1 с голосом)

Итак, слушаю вас, друзья мои.

Замечательно, а теперь возьмём микрофоны и исполни первый и второй куплет песни.

В некоторых видах спорта присутствует хореография. Без нее никуда. Например, впервые средства хореографии были применены в процессе тренировки сборной команды гимнасток СССР к XVI олимпийским играм в Мельбурне. В газете «Советский спорт» отмечено великолепное разноплановое выступление гимнасток, где для каждой спортсменки были индивидуально подобраны стили и народности, исходя из их физических данных и темперамента.

А кто из вас знает сколько стран станут участниками Олимпиады 2014?

Примерные ответы детей:

Молодцы, 36 стран, в их числе Испания и Россия. Попробуем с помощью танца передать характер, эмоциональность и культуру этих двух стран.

Сегодня мы с вами воспользуемся нашими солнышками, на которых отображены все средства музыкальной выразительности. Давайте поиграем

(дети разбирают лучики и определениями СМВ и собирают в одно солнце).

Повторение пройденного

Работа над песней

«Родина моя»

Повторение песни

«Если город танцует»

муз. А Журбина,

сл. И Резника

10 мин.

5 мин.

Учащиеся исполняют 1 и 2 куплет песни с использованием двухголосия в припевах.

А сейчас, пожалуйста, возьмите микрофоны. Напоминаю, что пользуемся ими аккуратно, внимательно следим за положением руки во время движений. (исполняем)

Повторим, ребята, для наших гостей песню, которая уже полюбилась нашим зрителям и которую мы готовим на конкурсное выступление. (исполняем)

Контрольно-

рефлексивный

Контроль за освоением

материала по теме занятия

2 мин.

Спасибо, молодцы! А сейчас, ребята, мы подведём итоги нашего занятия.

Оно называлось « В одном солнечном ритме». Так что же такое солнечный ритм?

Это когда мы, солнышки, делаем всё вместе, в одном ритме, в одном музыкальном движении поём и танцуем;

Когда мы вместе передаём наше настроение зрителю.

Правильно! И для этого мы должны быть грамотными, яркими, думающими исполнителями. А наш солнечный ритм должен передать нашему зрителю ощущение радости, света и тела.

Итоговый

1 мин.

Дети стоят по линиям. В конце делают поклон. Педагог раздает солнышки - пятёрки всем учащимся

Спасибо всем! Я считаю, что все сегодня очень плодотворно поработали. Все поставленные задачи выполнены, а главное наши гости получили хорошее, солнечно – позитивное настроение! Спасибо всем
До новых встреч! Аплодисменты!

Учебно-методический комплекс

занятия по теме

«В одном солнечном ритме»

«В одном солнечном ритме»

по программе «Вокально-эстрадная студия»

Упражнения на развитие дыхания и дикции

Цикл дыхательных, ритмичных упражнений, выполняемых в едином ритме

Раздел и тема программы

Подборка упражнение на развитие артикуляционного аппарата, формирование правильного дыхания

Упражнения разогревают артикуляционные мышцы, развивают их эластичность, способствует формированию навыка правильного дыхания

Являются методом профилактики простудных заболеваний.

Выполняются в начале основной части занятия как подготовительное к пению и оздоровительное практическое средство, а также при выполнении в едином ритме и синхронно направлено на развитие сплоченности коллектива, взаимной поддержке и ответственности.

Регулярное применение данных упражнений способствует разогреву мышц, артикуляционно-голосового аппарата, развитию координации и опоры звука предупреждает появление простудных болезней; воздействует на эмоциональный настрой учащихся, создает позитивное настроение, повышает мотивацию к занятиям вокалом, развивает дружеские связи в коллективе

Описание выполнения упражнений

Упражнения на дыхание (с закреплением понятия «метр»)
1. Упражнение «Пчела»

Выполняется в заданном педагогом темпе «метра». Руки на поясе, ноги на ширине плеч. Говорим резко «кыш!» (ощущаем тонус «пустой» диафрагмы), резкий вдох носом в диафрагму, на выдохе изображаем полёт пчелы. Длительность «полёта» пчелы зависит то равномерного распределения выдоха. Повторяем 4 раза, соблюдая метрическое движение.

2. Упражнение «Насос»

Сохраняя метрическое движение можно чуть ускорить темп.

а) Ноги на ширине плеч. Положение рук – на ширине груди с сжатыми кулаками. С затакта – резкий вдох носом (локти в стороны) , выдох резкий через рот на сильную долю (руки перед собой с разжатыми пальцами). Выполняется по 4 раза с детьми 8-10 лет, старшие (11-12 лет) делают по 8 раз. Затем свободный выдох с пропуском в один такт. Количество упражнений всего – 4.

б) Продолжаем в том же темпе. Тело наклонено вперёд, спина прямая, руки на уровне груди, пальцы вместе. Так же с затакта руки приподнять на вдох через нос, резко опустить вниз на выдох через рот. Количество упражнений как в части «а».

Упражнения на артикуляцию («пульсация в метре»)

1.Упражнение «Лошадка»

Продолжая ощущать метр в ногах, щёлкаем языком, изображая цоканье копыт.

Затем увеличиваем число цоканий в пульсации, меняем метр на двудольный и трёхдольный.

2. «Конфета».

Тело в спокойном положении, руки на поясе. Рот закрыт, зубы разжаты. Ищем языком внутри рта конфетку. По часовой стрелке и обратно. Погладит внутри щёчки язычком по очереди. Высовываем язычок, покусывая от кончика до корня извне. Чья конфетка длиннее?

3. Скороговорка «Егорка »

Опять задаём в теле темпо - ритм. Вдох. Задержать дыхание, говорим скороговорку, равномерно распределяя выдох:

« Как на горке, на пригорке жили 22 Егорки.

Раз, Егорка, два, Егорка, три, Егорка….» и т.д. пока не закончится дыхание. Чем больше Егорок, тем лучше. Педагог следит за правильным взятием дыхания. Плечи не поднимаются!

Аннотация к материалам УМК занятия

«В одном солнечном ритме»

по программе «Вокально-эстрадная студия»

Название методического материала

Распевка

Форма методического материала

Подборка вокальных упражнений

Раздел и тема программы

Раздел программы «Развитие исполнительского мастерства в ансамбле».

Тема занятия: «В одном солнечном ритме»

Являются методом профилактики негативных эмоций

Методика применения методического материала

Распевку целесообразно проводить непосредственно перед исполнением вокальных произведений, т.к. она способствует развитию вокальной техники, диапазона. Несет нагрузку формирования гармонического слуха в элементах двухголосия.

Результативность применения методического материала

Распевка обеспечивает создание эмоциональной сферы в исполнении двухголосием, основанным на взаимной поддержке, формирует умение работать в ансамбле.

Описание выполнения распевки

Вокальные упражнения :

1.«Ниточка»

Исполнение протяжного звука на одной ноте закрытым ртом, затем открытым на слоги «ли, лю, лё» в нескольких тональностях по восходящему движению.

Следим за дыханием, интонированием устойчивого звука. Педагог контролирует формирование учащимися гласных звуков.

2. «Музыкальный лифт» .

Упражнение на сглаженность регистров и опору звука. Едем на лифте с первого этажа до седьмого через все ноты гаммы и обратно. На звук «А» - как первый этаж и «И» - фиксированный седьмой. Педагог следит, чтобы учащиеся правильно направляли звук в головной резонатор и ощущением его опоры.

Проходим от ля(м ) до фа(1 ) основного звука.

3. «Секвенции»

Закрепляем понятие «секвенция». Движение мелодии на слог «Ли» (кантилена); звук « Я» (стакатто); звук губами «тпру» при исполнении мелодии. Выполняем 4-5-раз в восходящем движении.

4.«Смешанные ритмы»

Использование изменений ритма и темпа, вокальной подачи, мягкой и жёсткой «атаки звука». Используются элементы двухголосия.

Аннотация к материалам УМК занятия

«В одном солнечном ритме»

по программе «Вокально-эстрадная студия»

Название методического материала

«Музыка солнца»

Форма методического материала

Учебно-дидактическая игра

Раздел и тема программы

Раздел программы «Развитие исполнительского мастерства в ансамбле».

Тема занятия: «В одном солнечном ритме»

Подборка творческих заданий с раздаточным материалом на повторении и закрепление знаний средств музыкальной выразительности

Учебно-дидактическая игра помогает рационально и эффективно организовать процесс обучения, чередовать различные виды деятельности и активности, при этом актуализировать и закрепить знания учащихся о средствах музыкальной выразительности исполнения в ансамбле, формирует доверительные отношения между воспитанниками.

Методика применения методического материала

Используется в качестве контрольно- обучающего, развивающего и средства на основном этапе занятия и укрепляющего организм средства. Является важным элементом занятия, решающим воспитательные задачи по развитию коммуникативных способностей детей.

Результативность применения методического материала

Игра позволяет развить умение применять теоретические знания в исполнительской практике в условиях ансамбля, укрепить эмоционально-психологическое состояние детей, способствует созданию атмосферы взаимодействия детей друг с другом, формировать психическую готовность к вокальному исполнению

Описание проведения игры «Музыка солнца»

Учащимся выдаются дидактические пособия: шаблоны – солнышки. В центре каждого солнышка - таблички с названиями средств музыкальной выразительности: ритм; метр; мелодия; динамика; лад; регистр; пульсация; ритмический рисунок; темп.

Звучит музыкальное произведение – песня по теме урока и изучаемого репертуара.

Учащимся даётся время на прослушивание фонограммы.

В зависимости от выбранного солнышка, учащимся надо охарактеризовать средство музыкальной выразительности. Например, если солнышко – ритм, то учащийся говорит и показывает, в каком ритме звучит музыка. И из чего состоит ритм? Он объединяется с метром и пульсацией (присоединяется к обладателям солнышек с этими понятиями). Так же определяем основной лад, темп, развитие динамики, движение мелодии, её ритмический рисунок, и т.д.

На данном уроке мы разбираем аранжировку песни «Родина моя» (композитор Давид Тухманов). Какой темп, ритм использовал музыкант (определить двудольный метр с помощью пульсации)? В каком основном ладу звучит музыка? Как меняется характер и движение мелодии в куплете и припеве?

Всё это должен анализировать и слышать исполнитель для передачи музыкальной мысли зрителю, вызывая эмоциональную отдачу, объединившись одним ритмом.

Аннотация к материалам УМК занятия

«В одном солнечном ритме»

по программе «Вокально-эстрадная студия»

Название методического материала

Песенный репертуар:

1.Песня «Родина моя»

муз. Д. Тухманова, сл. Р Рождественского

2.Песня «Если город танцует»

муз. А. Журбина, сл. И Резника

Форма методического материала

Подборка фонограмм (минус) песенного репертуара для ансамблевого исполнения

Раздел и тема программы

Раздел программы «Развитие исполнительского мастерства в ансамбле».

Тема занятия: «В одном солнечном ритме»

Подборка фонограмм (под минус) песен, изученные и исполняемые детьми в ансамбле

Работа над данным песенным репертуаром способствуют развитию исполнительских навыков в ансамбле, закреплению пройденного материала, самоанализа, адекватной оценки собственной работы в вокальном коллективе

Методика применения методического материала

Работа над песенным репертуаром проводится на основном этапе занятия. Решается задача развития координации движений и вокала в песенном материале с использованием микрофона.

Результативность применения методического материала

Приемы работы над песенным репертуаром демонстрируют уровень развития исполнительского мастерства ансамбля и солистов в едином эмоциональном и вокально-техническом

характере; способствуют созданию благоприятной, психологически комфортной среды и сплочённости коллектива. В течение занятия рационально распределена двигательная, вокальная нагрузка появляется стремление к продуктивной, творческой, коллективной деятельности .

Описание работы над песенным репертуаром

  1. Песня «Родина моя» муз. Д. Тухманова, сл. Р. Рождественского

1.Беседа.

Проанализировав музыку пени (аранжировку) через игру «Музыка солнца», определяем жанр песни с помощью текста как «жанр патриотической песни», так как она о родине. Какие чувства вызывает в нас текст куплета? Единения, дружбы, гордости за нашу страну. Как поэтом описана красота природы в припеве? Как две мысли – музыкальная и словесная помогают передать настроение и характер песни зрителю?

Обратить внимание на секвенционное движение мелодии, параллельное движение голосов в «терцию». Услышать гармоническое движение. Обратить особое внимание на чистоту интонирования и эмоциональность исполнения.

3.Исполнение куплетов. Сравнить «атаку» звука, обратить внимание на формирование и подачу гласных звуков. Следить за дыханием и дикцией. Ввести элементы движения.

4.Исполнение песни с использованием микрофонов.

Педагог раздаёт микрофоны учащимся, напоминая правила работы с ними.

Исполнение песни под фонограмму (-1) без прописанной вокальной партии.

  1. Песня «Если город танцует» муз. А. Журбина, сл. И Резника

Повторение ранее изученной песни с использованием микрофонов и поставленных движений.