Питер Брейгель Старший: картины (список). Питер Брейгель (Старший) биография кратко и интересные факты Картины брейгеля с названиями и описанием

Пи́тер Бре́йгель Старший (нидерл. Pieter Bruegel de Oude, МФА: [ˈpitər ˈbrøːɣəl]; ок. 1525 - 9 сентября 1569, Брюссель), известный также с прозвищем «Мужицкий» - нидерландский живописец и график, самый известный и значительный из носивших эту фамилию художников. Мастер пейзажа и жанровых сцен. Отец художников Питера Брейгеля Младшего («Адского») и Яна Брейгеля Старшего («Райского»).

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Питер Брейгель родился предположительно между 1525 и 1530 годами (точная дата неизвестна). Местом его рождения чаще всего называют город Бреда (в современной нидерландской провинции Северный Брабант) или деревушку Брёгел около этого города.

Свою творческую биографию он начал как график. К середине 1540-х годов он попал в Антверпен, где обучался в мастерской у Питера Кука ван Альста, придворного художника императора Карла V. В мастерской Ван Альста Брейгель работал до самой смерти своего учителя в 1550 году.

В 1551 году Брейгель был принят в антверпенскую гильдию живописцев и поступил на работу в мастерскую к Иерониму Коку, печатавшему и продававшему гравюры. В мастерской Кока художник увидел эстампы с картин , которые произвели на него такое впечатление, что он нарисовал собственные вариации на темы великого художника.

В 1552-1553 годах по предложению Кока Брейгель совершил путешествие во Францию, Италию, Швейцарию, чтобы сделать серию рисунков итальянских пейзажей, предназначенных для репродукции в гравюре. Был потрясён древними памятниками Рима и шедеврами Возрождения, морскими стихиями и живописными гаванями Средиземноморья. Предположительно в Риме он работал с миниатюристом Джулио Кловио.

В 1563 году Брейгель женился на дочери своего учителя Ван Альста, Марии (Майкен).

В 1556 году Брейгель работал в Антверпене для печатной мастерской «Четыре ветра», принадлежавшей нидерландскому издателю Иерониму Коку. По рисункам Брейгеля здесь были изготовлены гравюры «Большие рыбы поедают малых» и «Осёл в школе». Желая угодить вкусам богатых заказчиков, Кок даже не гнушался подделывать подписи на гравюрах. Так, гравюра «Большие рыбы поедают малых» была продана с подписью знаменитого нидерландского художника .

В 1557 году Брейгель написал цикл гравюр, иллюстрирующий семь смертных грехов.


В 1563 году переселился с семьёй в Брюссель.

В 1565 году была написана серия «Картины месяцев или времён года», от которой сохранилось всего пять произведений. В позднесредневековых иллюстрированных молитвенниках для знати религиозным текстам часто предшествовал календарь, где на каждый месяц приходилось по страничке. Смена сезонов изображалась чаще всего через призму занятий, соответствующих каждому месяцу. Но у Брейгеля в смене времён года основную роль играет природа, а люди, так же как и леса, горы, вода, животные, становятся лишь частью необозримого ландшафта.

«Возвращение стад. Осень», «Охотники на снегу. Зима» и «Сенокос» - одинакового формата и, возможно, выполнены для одного заказчика. Две другие - «Жатва. Лето» и «Сумрачный день. Весна». Карел ван Мандер называет заказчиком всей серии «Месяцев» богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка, который затем, срочно нуждаясь в крупной сумме денег, отдал все эти картины в залог и так и не выкупил их.

Питеру Брейгелю было около сорока, когда армия испанского герцога Альбы с приказом уничтожить еретиков в Нидерландах вошла в Брюссель. В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев. Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой. Об одной из последних работ Брейгеля, «Сорока на виселице», ван Мандер пишет, что: «он завещал жене картину с сорокой на виселице. Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными». Виселицы ассоциировались с испанским правлением, когда власти начали приговаривать к позорной смерти через повешение предикантов, а сам террор Альбы держался почти исключительно на слухах и доносах.

Картина «Избиение младенцев» содержит изображение зловещего человека в чёрном, наблюдающим за исполнением приказа царя Ирода; этот человек очень похож на Альбу; значит, короля Филиппа II художник сравнивает с Иродом.

Художник умер 5 сентября 1569 года в Брюсселе. Похоронен в брюссельской церкви Нотр-Дам де ла Шапель.

Из всех сохранившихся картин Брейгеля около трети находятся в Музее истории искусства в Вене. В России произведений Брейгеля нет.

ТВОРЧЕСТВО

Более тридцати приблизительно из сорока пяти картин кисти Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей. Безликие представители сельских низов становятся главными героями его работ: на своих рисунках он зачастую вообще скрывает лица.

Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. Но многие поздние работы свидетельствуют о растущем интересе художника к индивидуальным фигурам. Художник начинает писать крупные фигуры людей, по отношению к которым окружение играет уже подчинённую роль. К таким картинам относятся «Притча о слепых», «Разоритель гнёзд» (другое название - «Крестьянин и разоритель гнёзд»), «Калеки» и «Мизантроп».


ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ

Найти художественные средства для изображения того, что происходило на его родине, помогли художнику фантастические полотна Иеронима Босха.

В Поклонении волхвов художник в иносказательной форме показал, что рождение ребенка не вызывает радости, если в мире царят война и смерть композиционным центром картины, полностью заполненной людьми, служит печальная фигура Девы Марии с Младенцем на коленях. Она закутана в голубой плащ, и ее лица почти не видно. Ее фигура, написанная в холодных тонах, контрастирует с окружением, решенным в теплых тонах, и потому невольно притягивает к себе внимание зрителя. За ее спиной светлым силуэтом возвышается фигура Иосифа, внимательно слушающего нашептывание случайного прохожего. Перед Марией — трое волхвов. Двое, коленопреклоненные, протягивают Младенцу-Христу свои дары.

Выражения их старческих лиц похожи на гримасы. По левую сторону от Мадонны Валтасар. Его темное негритянское лицо резко контрастирует с белыми одеждами. У входа, внутри и вокруг хлева, где Мария произвела на свет Младенца-Христа, толпятся насмехающиеся над событием люди, выражения их лиц крайне жестоко. Среди них много солдат с пиками, острия которых устремлены к небу. Тем самым художник как бы переносит Рождение Христа в современные ему, объятые войной Нидерланды. Художественные образы Брейгеля перегружены смысловым содержанием: намеки на злободневность, библейское иносказание, игра воображения самого художника — все это включается в тесные рамки одного произведения.

Творения Брейгеля требуют от зрителя напряженного внимания, тревожат своей неоднозначностью, будят воображение.

Все это придает и его хранящейся в Лондонской Национальной галерее картине Поклонение волхвов глубочайший смысл.

ЖАТВА

Известно пять картин Брейгеля (1525/1530-1569), посвященных временам года, и одна из них — находящаяся в музее Метрополитен «Жатва». Она, как и остальные, была выполнена по заказу многолетнего патрона художника Никласа Йонгелинка для его дома под Антверпеном.

В этой серии нашла свое отражение средневековая традиция украшать календари изображениями человеческих занятий, относящихся к определенному месяцу года. «Жатве», как считается, соответствует август. В то же время это уже чисто ренессансное произведение, в нем заметно влияние итальянской живописи Возрождения, богатство которой Брейгель мог видеть во время своего путешествия. Однако все воспринятое было им сильно переработано, и на первый план выступает уже его собственное, брейгелевское, восприятие мира. Взять хотя бы то, что никто из его современников не создавал таких пейзажей и панорамных картин крестьянского труда.

Привольно раскинувшийся пейзаж — золотое море пшеницы, деревня и желтые поля вдали — уходит в туманную дымку, к далекому озеру. Это пространство обжито людьми, которые жнут, вяжут снопы, везут огромный воз пшеницы, едят и спят под деревом и там, в деревне, тоже занимаются хозяйственными делами. Брейгель часто бывал в сельской местности и хорошо знал крестьянскую жизнь. Она была для него постоянным источником вдохновения.

Умевший беспощадно обнажать дурные стороны человеческой природы, Брейгель изображал крестьян с симпатией и любованием их трудом и отдыхом.

Здесь, как и в остальных произведениях цикла, подчеркнуто то равновесие природы и человека, которое достигается только достойной жизнью. К выводу о том, на каком договоре между человеком и природой — читай Богом — держится мир, Брейгель ненавязчиво подводит своей картиной.

Имя художника Питера Брейгеля известно всем знатокам и любителям искусства. Этот нидерландский живописец пополнил мировую коллекцию шедевров мастерскими пейзажами и жанровыми картинами, однако за целую жизнь ни разу не попытался описать тонкости собственного творчества ни в статьях, ни в письмах, ни в трактатах, что было довольно необычно для того времени. Также мало кто знает, что с имени Питера Брейгеля началась династия художников, оставивших след в мировой живописи. К сожалению, об этом не суждено было узнать даже самому Брейгелю.

Детство и юность

О дате и месте рождения мастера до сих пор ведутся споры. По официальной версии, Питер Брейгель родился в 1525 году в городе под названием Бреда (сейчас это место расположено на территории провинции Северный Брабант). Однако некоторые искусствоведы и исследователи биографии художника называют и более поздние даты предполагаемого рождения Брейгеля, а местом его появления на свет называют деревню Брегел, название которой якобы и отразилось в фамилии живописца.

Биографы не нашли достоверной информации и о детских годах гения. Предположительно, отец и мать Питера Брейгеля были простыми крестьянами. Примерно в начале 1540-х годов Питер, которому едва исполнилось 20 лет, начал обучаться живописи и графике у художника Кука ван Альста. После смерти первого учителя Питер Брейгель присоединился к гильдии живописцев города Антверпена, а в 1551 году устроился на службу к художнику Иерониму Коку, ставшему на некоторое время наставником и главным заказчиком Брейгеля.

Живопись

Там же, в мастерской Кока, Питер познакомился с произведениями другого великого художника - . Эти картины (а точнее, эстампы картин, которыми торговал хозяин мастерской) произвели на Брейгеля такое впечатление, что начинающий мастер потратил много времени в попытках воспроизвести творчество «мастера ужаса».


Это не укрылось от взгляда Иеронима Кока, который не замедлил воспользоваться наивностью начинающего художника и попросил Питера нарисовать пару набросков в стиле Босха. Позднее эти работы (в частности, картину «Большие рыбы поедают малых») Кок продаст с поддельной подписью Босха.


Параллельно с живописью Питер Брейгель увлекся и путешествиями. За несколько лет художник объездил всю Европу, побывал в Швейцарии, Италии, Франции и постарался выразить эмоции, подаренные новыми странами, на холсте. Так, например, в Италии родилось одно из первых профессиональных творений мастера - картина «Пейзаж с Христом и апостолами», а швейцарские Альпы «подарили» миру серию дивных пейзажей.


В 1561 году художник оставил мастерскую Иеронима Кока и перебрался в Брюссель. Там заказчиками Питера Брейгеля стали кардинал де Гранвел, а также обеспеченные коллекционеры, в частности купец Николас Йонгелинк.


Наиболее значимой работой в творчестве Брейгеля того времени считают «Триумф смерти» - изображение пустынной земли, устеленной скелетами и умирающими, а также страшными орудиями пыток, которые и сейчас заставляют содрогнуться. А фигура человека, играющего на лютне посреди кошмара, дополнительно подчеркивает ужас происходящего на полотне.


Также знатоки искусства отмечают полотно «Вавилонская башня» и цикл картин, получивший название «Картины месяцев и времен года». Питер Брейгель создал по разной информации от 6 до 12 полотен, отражающих прелесть периодов года, однако сохранились только пять работ, среди которых известны «Охотники на снегу» и «Жатва».


Основное внимание художник уделял простым и понятным образам, раскрывая красоту природы, а также уклад жизни и характеры деревенских жителей и работяг. Картины Питера Брейгеля считают наглядной демонстрацией одежды и домашней обстановки людей того времени. Таковы «Фламандские пословицы», «Крестьянская свадьба».

Личная жизнь

Личная жизнь Питера Брейгеля сложилась счастливо. В 1553 году художник сделал предложение девушке Марии, дочери Кука ван Альста, своего бывшего наставника. Мария с радостью согласилась на свадьбу с возлюбленным. В этом браке родились трое детей.

О судьбе дочери Питера Брейгеля достоверной информации не сохранилось, зато известно о жизненном пути двоих сыновей художника. Питер Брейгель Младший и Ян Брейгель Старший пошли по стопам отца и стали именитыми живописцами.


Первый за характер работ получил прозвище «Адский», а второй - «Райский». Самого же Питера Брейгеля во избежание путаницы стали называть «Мужицким». Внуки Питера Брейгеля - Ян и Абрахам - также стали художниками.

Такая наследственность удивительна, ведь на момент смерти Питера Брейгеля старшему сыну едва исполнилось пять лет, и художник даже не успел передать сыновьям тонкости мастерства.

Смерть

Когда Брейгелю было чуть за 40, Брюссель оккупировали испанские войска, которыми руководил герцог Альба. В городе начался хаос, люди жили в постоянном страхе и атмосфере недоверия даже друг к другу. Возможно, эти переживания и подкосили здоровье мастера. Художника не стало 5 сентября 1569 года. По информации библиографов, Питер Брейгель скончался из-за неизвестного заболевания.


Последними творениями художника считаются картины «Сорока на виселице» (которую Питер Брейгель якобы завещал супруге), а также полотно «Торжество правды», существование которого оспаривается некоторыми биографами и искусствоведами. Дело в том, что до наших дней эта работа не сохранилась, и, по мнению историков, есть серьезные основания сомневаться в том, что она действительно существовала.

Большинство дошедших до нашего времени картин Питера Брейгеля хранятся в европейских музеях и частных коллекциях. В российских музеях полотен художника нет.


В 2011 году польский режиссер Лех Маевский снял фильм «Мельница и крест», в основу которого легли некоторые факты из биографии Питера Брейгеля, а также сюжеты полотен художника. Эта картина получила лестные отзывы критиков, а также несколько серьезных кинонаград. В образе великого мастера предстал актер , также в фильме снялись Майкл Йорк, Йоанна Литвин.

Произведения

  • 1559 - "Битва Масленицы и Поста"
  • 1559 - "Нидерландские пословицы"
  • 1562 - "Триумф смерти"
  • 1563 - "Вавилонская башня"
  • 1564 - "Самоубийство Саула"
  • 1565 - "Возвращение стада"
  • 1566 - "Перепись в Вифлееме"
  • 1566 - "Избиение младенцев"
  • 1567 - "Страна лентяев"
  • 1568 - "Крестьянская свадьба"
  • 1568 - "Притча о слепых"

Вершиной нидерландского Ренессанса было несомненно творчество Питера Брейгеля Старшего, прозванного Мужицким. Он в высшей степени обладал тем, что называют национальным своеобразием: все замечательные особенности его искусства выращены на почве самобытных нидерландских традиций. Как никто, Брейгель выразил дух своего времени и его народный колорит. Он народен во всем - мыслит в унисон с народной мудростью, философия жизни, заключенная в его иносказаниях, горька, иронична, но мужественна. О жизни Брейгеля известно мало. По-видимому, он происходил из крестьян. Учился и жил в Антверпене. В молодости посетил Италию, но самое большое впечатление на него произвели горы, он их много зарисовывал, и впоследствии в его картинах неизменно высятся на горизонте скалистые хребты. Излюбленный тип композиций художника - большое пространство, как бы увиденное с вершины, но все написано подробно и отчетливо. Брейгель часто писал картины-притчи, писал"Фламандские пословицы". Например, изображает человека, бросающего цветы под ноги свиньям - это аналог нашей пословицы "не мечи бисер перед свиньями". В своих картинах Брейгель беспощадно, хлестко высмеивает перед зрителем жадность, тупость, лень, но он далек от человеконенавистничества. У жизни терпкий и горький вкус, но она - жизнь, и он ее по-своему любит. Иногда Брейгель от души любуется грубоватым весельем крестьян. И восхищается своей страной - широко раскинувшимися пейзажами, ее песнями, ее трудолюбивым народом, пастухами и земледельцами, заснеженными зимами, щедрым летом... Брейгель - мастер фантастического гротеска, но его фантастика очень реальна, осязаема. А в своих композициях он раскрывает всю жизнь, повседневную, реальную, разную, философски размышляет над ее течением, над странными законами жизни. Творческая жизнь Питера Брейгеля длилась недолго, он умер сорока с небольшим лет, чуть-чуть не дожив до освобождения своей страны от Испании. Говорят, что он чувствовал приближение смерти и готовился к ней. Своей жене художник завещал картину "Сорока на виселице", повествующую о болтунах, которых неминуемо ждет виселица. А незадолго до смерти Брейгель написал картину "Торжество правды", которую друзья считали лучшей картиной художник У Брейгеля осталось трое детей: два сына и дочь. Оба сына - Питер Брейгель Младший и Ян Брейгель Бархатный - стали хорошими живописцами. Брейгель похоронен в Брюсселе, в церкви Богоматери. На мраморной могильной плите золотыми буквами выбито:

ПИТЕРУ БРЕЙГЕЛЮ, ХУДОЖНИКУ ВЕЛИЧАЙШЕГО ТРУДОЛЮБИЯ И ВЕЛИКОЛЕПНОГО МАСТЕРСТВА, КАКОВОЕ СЛАВИТ САМА ПРИРОДА - МАТЬ ВСЕГО СУЩЕГО, НА КАКОВОЕ СНИЗУ ВВЕРХ ВЗИРАЮТ ОПЫТНЕЙШИЕ ХУДОЖНИКИ, А СОПЕРНИКИ ТЩЕТНО ПОДРАЖАЮТ ЕМУ.

В этой картине художник показал переходный период от осени к зиме. Летом стадо паслось на холмах, и теперь группа людей по лощинам и долинам гонит его вниз, в деревню. Ее мы видим за деревьями. За деревней, подобно свидетельству давно минувших времен, высится полуразрушенная крепость. Вблизи деревья уже обнажены, их ветви выглядят прозрачной сеткой.

Стадо гонят погонщики. Самый главный из них - верхом на лошади - закутался в теплый плащ и низко надвинул на лоб шляпу, как будто вместе с наступлением зимнего оцепенения в природе замирает и человеческая жизнь. Но прочие персонажи охвачены спешкой. Поэтому иногда выдвигается предположение, что Брейгель показал не возвращение, а угон стад.

Движение стада на первый взгляд кажется хаотичным. Но на самом деле оно играет важную роль во всей композиции картины. Стадо находится вблизи, но возникает ощущение, что мы смотрим на него издали.

На пологом склоне холма - расставленные птицеловом силки для ловли птиц. На холме у реки люди заняты сбором винограда. А на холме рядом - виселица.

Спокойна, но уже неприветливо холодна сине-серая река. Горы на том берегу подступают к реке так близко, что осталась только узкая полоска земли. Но человек и здесь сумел построить себе жилье. Слева тоже горы, но совсем иного характера. Они напоминают Вогезы, которые Брейгель видел в молодости, во время путешествия в Италию.

Пейзаж отличается большой яркостью красок. На первом плане - темные тона, на склоне - различные оттенки выступают красные виноградники, желто-рыжий берег. Столь же богатые красочные сочетания художник использовал и тогда, когда писал небо. Сейчас вечер. Последние лучи солнца еще освещают ровным светом часть неба, но небо постепенно затягивается темными тучами, становится сине-сизым.

Одна из самых замечательных деталей картины - черные ветки обнаженного дерева на фоне сизого неба. Пожалуй, здесь лучше всего видно, что яркостью и контрастностью цветов Брейгель стремится показать не пульс жизни в природе, но, напротив, наступающее оцепенение. Оно застигает природу в период расцвета ее красоты.

Перед нами желтое пшеничное поле. Вдали - луга, деревья, покрытый желтой пшеницей пологий холм и море. Ено ровная поверхность напоминает оловянную тарелку. А над всем этим - серовато-желтое, иссушенное зноем небо.

Идет жатва. Одни жнецы трудятся, другие пока отдыхают. Один крестьянин жнет, другой собирает стоящие колосья в пучок. Третий выходит из межи с глиняным кувшином, в котором, вероятно, вода. По дальней меже в сторону деревни идут три крестьянки со снопами.

Художник изобразил полдень. На первом плане группа крестьян расположилась со своей скромной трапезой. Солнце печет, и люди сгрудились, сидят близко друг к другу, чтобы попасть в тень дерева. Они сидят на туго связанных снопах. Большинство ест из глиняных мисок простоквашу. Крестьянин достал из корзины хлеб и режет его на большие куски. Другой, запрокинув голову, пьет из большого кувшина. Тут же рядом раскинулся спящий жнец, и в его позе отразилось все ощущение полдневной августовской жары. Мы чувствуем, что здесь жарко еще и потому, что стоящий в колосьях кувшин накрыли тарелкой, чтобы содержимое не слишком нагревалось.

Картина полна солнца, тепла, жизнелюбия. Она воспевает труд и плодородие родной земли.

Живописцам до Брейгеля природа представлялась вечно длящимся летом. Брейгель первым научился передавать смену времен года и связанные с ней перемены в жизни человека.

Перед нами сумрачный пейзаж ранней весной. На первом плане - поросший деревьями холм. Очевидно, здесь прошла буря - это она повалила дерево справа, и теперь оно словно охватило ветвями вершину холма.

Крестьяне срезают обнаженные ветки деревьев и собирают их в вязанки. Здесь же двое взрослых и мальчик в бумажной карнавальной шапке, с фонарем в руке. К его поясу подвешен колокольчик. Само присутствие крестьян, их деловитые, уверенные движения оживляют эту мрачноватую местность, снимают ощущение суровой бесприютности, наполняют пространство человеческим теплом.

Под холмом - деревня с постоялым двором и церковью. Домики, крытые соломой или черепицей, скучились, стоят близко друг к другу, словно охраняя тепло и уют каждого из них. Между домами стоят голые невысокие деревца. Деревенская дорога покрыта непросохшей грязью. За деревней на равнине раскинулся сад.

На вершинах и в расселинах далеких гор лежит снег. Сквозь темные рваные ночные облака проступает холодный утренний свет. Он создает тревожные, резкие контрасты освещенных и затененных частей.

Если на первом месте затишье после бури, то вдали все наполнено волнением. Резко изгибаясь, течет бурная полноводная река. Кажется, что вот-вот она выйдет из берегов. Река впадает в холодное, неприветливое море. Волны бьются о дамбу, и вдоль берега образуется белая пена.

С берега люди со страхом смотрят в море, но тут же, в море, выступает плотина - это след успешной борьбы человека со стихией. Равнина здесь покрыта широкими дорогами, узкими тропинками. Вдоль берега стоят добротные жилые дома.

В этой картине действие также происходит в городе. Перед нами городские дома и уходящая вдаль длинная прямая улица. Но город вдруг резко обрывается, и улица выводит нас прямо к реке. К типично нидерландскому дому в центре картины пристроена легкая лоджия, напоминающая южную, итальянскую архитектуру. Картина заполнена маленькими фигурками людей, похожими на кукол-марионеток. Яркие, красочные пятна их одежд создают впечатление мелькания, быстрого движения. Но среди этих людей нет ни одного взрослого. Здесь множество детей, играющих в разнообразные игры: они пускают волчки, гоняют обруч, играют в чехарду, катаются на бочке, стоят на голове. И кажется, что нет на свете игры, которую не показал бы здесь художник.

Зачем же понадобилось Брейгелю так точно, так тщательно изображать этот мир детских игр? И почему картина при этом совсем не кажется радостной и веселой?

Издавна люди заметили, что между жизнью человека и круговоротом природы есть большое сходство: подобно тому как природа оживает весной, расцветает летом, увядает осенью и засыпает зимой, так и человек проживает свою жизнь от детства до старости.

В картине Брейгель изобразил лето - одеты в зелень деревья, дети сидят тна берегу реки, купаются. А среди игр мы замечаем такие: в помещении слева девочки играют в дочки-матери, в центре - игра в свадьбу. Дети играют со взрослой серьезностью. "Мир и все, что ему принадлежит, - всего лишь детская игра ",- писал нидерландский поэт 17-го века Якоб Катс.

Посмотрите, сколько в картине злых игр, в которых обманывают друг друга, обижают слабого. Брейгель показывает в картине многие отрицательные свойства человека.

Тема картины называется "Перевернутый мир". Перед нами - площадь средневекового города с церковью, трактиром, домами с островерхими крышами. На первом плане разыгрывается шутовское представление: важно восседающий на бочке пузатый человек сражается с высокой тощей фигурой в монашеской одежде. Художник представил единоборство народного праздника Масленицы с Постом, который предшествует самому важному церковному празднику - Пасхе. И вся картина поделена на царство Масленицы и царство Поста.

На голове у Масленицы - закрытая сковорода, из которой торчат ноги жареной курицы. Бочка - его конь, вертел с поросенком - его оружие. Бочку толкают ряженые в пестрых карнавальных шапках. За ними несут блюдо с вафлями (в Нидерландах на масленицу готовят специальные медовые вафли). Рядом с бочкой идет человек с горшком меда, а за ним - другой, в смешной и страшной носатой маске. Торжественное шествие сопровождают музыканты.

У входа в трактир разыгрывается шуточная свадьба, и из окон выглядывают любопытные. В глубине картины люди водят хоровод и сжигают чучело зимы.

Тощая фигура Поста возвышается на трехногом стуле. Тележку Поста везут две монахини. У ног Поста - сухие лепешки и крендели. Это та скудная пища, которую дозволено есть в это время. У колодца старухи торгуют рыбой - мясо во время поста есть запрещено.

Точно так же разгорается празднество по мере приближения к трактиру, все мрачнее и серьезнее становится сцена по мере приближения к церкви. Здесь и безногие калеки и слепые. На земле лежит завернутый в тряпье ребенок, и монахиня собирает для него подаяние. Две старухи тащат телегу, из которой торчат тощие ноги. Надев темные одежды и закрыв голову, люди входят в храм.

На первыый взгляд кажется, что перед нами - события одного дня, и художник изобразил то, что он увидел, выйдя на площадь в праздничный день. Но в какой именно день происходит действие? В конце февраля или в начале марта длилась веселая масленица, а затем наступал пост. Первое воскресенье поста было, по нидерландским обычаям, днем карнавала, когда на площадях представлялись точно такие шуточные "битвы". Ветки вербы в руках одного из персонажей указывают на вербное воскресенье. В то же время выходящая из церкви процессия поклоняющихся кресту говорит о том, что Брейгель имел в виду страстную пятницу.

Брейгель с необычайной точностью передает ощущение весны. Показаны характерные для весны занятия: стоя на приставной лестнице, женщина моет окно. На подоконник того же дома присел трубочист - с наступлением тепла он должен прочистить в домах трубы. На ветках деревьев набухли почки.

Брейгель словно стремится создать энциклопедию городской жизни весной.

Но на самом деле здесь изображено гораздо больше, чем это кажется на первый взгляд.

Художники той поры во все изображаемое ими вкладывали второй, скрытый смысл, зашифровывали то, о чем нельзя было говорить открыто. Брейгель умел это делать едва ли не лучше всех.

Брейгель не случайно так тщательно изобразил эпизоды посещения церкви, раздачу милостыни, скудную постную пищу. В 16-м веке католическое духовенство стало еще строже требовать соблюдения всех правил поста, регулярного посещения церкви.

На голове у Поста - улей. Храм - это улей, а прихожане - это пчелы, говорилось в католических проповедях.

Протестанты отказались от соблюдения правил поста, так что фигура Масленицы представляет протестантскую церковь. Не случаен на площади и трактир - католики пренебрежительно называли протестантские храмы трактирами. Католическая церковь запрещала своим священнослужителям жениться, и, словно наперекор ее запрету, в картине разыгрывается свадьба.

Таким образом, художник изобразил здесь религиозный спор. Но на чьей же стороне он сам? Справа мы видим играющих детей. Своей беспечностью они подчеркивают лицемерный характер католической благочестивости.

Но и противники тоже не вызывают симпатии художника. На стороне Масленицы Брейгель поместил две удаляющиеся фигуры. На спине у мужчины - что-то напоминающее мешок. Во времена Брейгеля мешок намекал на эгоизм: эгоист, порицая недостатки и слабости других, слеп к своим недостаткам и поэтому таскает их за собой, как мешок. Рядом с мужчиной - женщина с фонарем. Горящая лампа часто связывалась с разумом, освещающим путь человека. А эта лампа погасла...Ведет эту пару маленький шут в пестрых одеждах. Его фигурка - выражениенасмешки художника над пустыми и бесплодными религиозными спорами.

В большом сарае поставлен длинный стол, вокруг которого собрались приглашенные на свадьбу. Гостей так много, что они едва умещаются за столом. Крестьяне, крестьянки, дети сидят на скамьях, трехногих табуретках, кадках.

По случаю праздника женщины надели воскресные чепцы.

Одна из них, чтобы не запачкать платье, поднесла тарелку с кашей к груди. На столе расставлена простая деревенская посуда. Угощение тоже простое - каша, кисель, простокваша. Но его так много, что двое парней, чтобы разнести тарелки, сделали поднос, сняв дверь с петель. Молодой человек разливает вино. С мягким юмором Брейгель на первом плане изобразил малыша в слишком большой для него, сползшей на глаза шапке. В руках у него лепешка, и он облизывает сладкий палец.

Стеной для этого помещения служит сложенная солома. Но место невесты украшено особо: на веревках натянуто зеленое покрывало и висит бумажный фонарик. Невеста сидит в чинной позе, сложив руки. Рядом - ее пожилые родители. Но где же жених? Сидящий ли это прямо напротив нее парень в красной шапке? Или это молодой человек, разливающий вино? Скорее всего, Брейгель здесь, по своему обыкновению, зашифровал пословицу:"Беден тот, кто не присутствует на своей собственной свадьбе".

Внимание зрителя привлекают два человека за столом: монах и мужчина в темной бархатной одежде горожанина (считается, что это автопортрет Брейгеля). Монах о чем-то оживленно рассказывает соседу, но тот слушает невнимательно, он погружен в свои мысли.

Перед нами открывается просторный вид с холма. По холму можно спуститься в деревню. Дорога ведет к деревенской церкви, острый шпиль которой виднеется из-за деревьев. На берегу реки раскинулся город. Его высокие башни вторят очертаниям скал. Небо, светлое слева, становится тревожным, грозовым над горами. Какую страну показал художник? В южных Нидерландах, где жил Брейгель, есть холмы, но нет таких высоких гор.

Брейгель собрал здесь то, что кажется ему самым прекрасным на земле: маленькие домики родной нидерландской деревни, полноводную реку, каких немало встретил он на пути в Италию, величественные Альпы, впечатление от которых, полученное во время поездки в Италию, Брейгель сохранит на всю жизнь.

Картина восхищает ни с чем не сравнимым ощущением красоты земли, величия, богатства и разнообразия природы, красоты родной страны - части этого огромного мира.

И не случайно Брейгель изобразил на первом плане сеятеля, а внизу, у дороги, зеленые всходы полей. Брейгель напоминает здесь старую притчу о том, как взошедшие семена щедро вознаграждают сеятеля за его труд.

Эта мысль, что главным предназначением человека является труд, что только своим трудом человек может добиться единения с природой, пройдет через все творчество Брейгеля.

В картине всего несколько фигур, и даны они крупно, вплотную. Солдат, крестьянин и ученый, растолстевшие, разбухшие, похожие на колбасы, лежат, расположившись по радиусам круга, в центре которого находится дерево-стол с приготовленными яствами. Неподалеку выглядывает из отдельного домика похожий на бабу рыцарь, сложа руки и разинув рот. Все изображено в соответствии с народной сатирической песней о "Стране Шлараффии":

Летают по небу -ей-ей -

Там стаи жареных гусей.

И - верите ли - сразу

Они лентяям прямо в рот

Влетают по заказу.

Благодаря своему едкому, саркастическому уму, гневному сердцу, чуткому к страданиям родины, Брейгель пишет картину "Избиение младенцев". Художник передал в ней страдания своего народа под властью Испании. Для того, чтобы выразить свое сочувствие к погибшим, к обездоленным, он вспоминает библейскую легенду о царе Ироде, который приказал убить всех младенцев, родившихся в Вифлееме в одно время с Христом и тем самым избавиться от него. Брейгель перенес эту легенду в свое время.

Однако, это совсем не похоже на библейский Вифлеем в Палестине, это самая настоящая, вся в снегу, фламандская мирная деревушка, куда ворвались каратели - вооруженные копьями чужеземные солдаты. Они врываются в дома, натравливают на людей собак, отнимают детей, забирают людей. Один крестьянин упал на колени перед всадником прямо в снег, всадники в красных мундирах окружили кольцом деревенскую площадь. Крестьяне мечутся по площади, стремясь спасти детей и спастись самим. Вырваться из грозного кольца нельзя, запереться в доме невозможно. Нет выхода, нет пощады!

Конечно, художник изображает вовсе не вифлеемские события! Это карательный отряд, отправленный инквизицией или герцогом Альбой на усмирение фламандских гёзов (участников антииспанского движения).

В картине много тревожного, красного цвета - цвета крови, цвета красных мундиров.

На большом пространстве расположено около сотни людей, погруженных в странные и нелепые занятия. Кто-то пытается прошибить лбом стену, кто-то зарывает колодец, в котором плавает теленок, кто-то бросает рыб в реку, какя-то женщина душит чертенка, а рядом валяется редька...

Все это - наглядное изображение метафор, на которых построены народные поговорки о человеческой глупости. Многие теперь полузабыты. а некоторые и сейчас живут и даже имеют аналоги в нашем русском фольклоре. Например,"стену лбом не прошибешь"- это нам очень известно. Вообще, каждый делает свое с видом тупой одержимости, не обращая внимания на других, - как обитатели дома сумасшедших.

В целом зрелище кажется даже веселым: сияет голубое небо, плещет речка, и фигурки яркими красными, белыми и голубыми пятнами заполняют пространство - подобие сельской улицы, как ковер цветов.

Но в сущности, веселого мало. Шар с крестом - символ земной сферы - красуется на видном месте, только крест опущен вниз: знак того, что перед нами - мир навыворот, страна дураков.

На деревенскую улицу из трактира вынесли стол. За столом сидят крестьяне. Один из них, повернувшись спиной к столу, играет на волынке, в то время как молодой крестьянин внимательно прислушивается к простой мелодии.

Здесь вспоминается нидерландская пословица: "Как поют старики, так свистят молодые". Двое крестьян о чем-то горячо спорят, они отставили свои кружки и размахивают в пылу спора руками и даже собираются подраться. Третий же пытается их удержать. За его спиной сидит крестьянка в белом чепце. Она внимательно следит за спорщиками и тоже готова в любой момент вмешаться.

А танец тем временем в самом разгаре. Кажется, что мы можем услышать тяжелый топот башмаков крестьянина в черном кафтане и черной шапке, в которую воткнута ложка. Его спутница надела воскресный белый чепец, и его концы развеваются в стремительном танце; гремят ключи, подвешенные к его кошельку, и высоко подоткнута серая юбка с желтой подкладкой.

Слева у стола, взявшись за руки, танцуют, подражая взрослым, дети.

этой картине художник иносказательно показал, что рождение ребенка не вызывает радости, если в мире царят войны и смерть. Центром картины, полностью заполненной людьми, служит печальная фигура Девы Марии с Младенцем на коленях. Она закутана в голубой плащ, и ее лица почти не видно. Ее фигура, написанная в холодных тонах, контрастирует с окружением, решенных в теплых тонах, и потому невольно притягивает к себе внимание зрителя. За ее спиной светлым силуэтом возвышается фигура Иосифа, внимательно слушащего прохожего. Перед Марией - трое волхвов. Двое, коленопреклоненные, протягивают Младенцу-Христу свои дары. Выражения их старческих лиц похожи на гримасы. По левую сторону от Мадонны Валтасар. Его темное негритянское лицо резко контрастирует с белыми одеждами. У входа, внутри и вокруг хлева, где Мария произвела на свет Младенца-Христа, толпятся насмехающиеся над событием люди, выражение их лиц крайне жестоко. Среди них много солдат с пиками, острия которых устремлены к небу. Тем самым художник как бы переносит Рождение Христа в современные ему, объятые войной Нидерланды.

Творение Брейгеля требует от зрителя напряженного внимания, тревожит своей неоднозначностью, будит воображение.

Три восточных мудреца - волхва прибыли в Вифлеем, чтобы поклониться и принести свои дары родившемуся Христу.

На первом плане Брейгель изобразил ветхое строение. Женщина держит на руках закутанного ребенка. А у входа выстроилась вереница людей, желающих увидеть чудесного младенца. А жизнь маленького городка идет своим чередом. Крупными хлопьями падает снег - это первое изображение снегопада в истории европейской живописи. Снег засыпает толпу зевак, охотника, человека, идущего с ведром к проруби, ослов и верблюдов, на которых прибыли волхвы.

В этой картине, по сравнению с предыдущими, произошла важная перемена. Поле зрения художника заметно сузилось. Перед нами не огромный мир с высоты птичьего полета, не просторная улица, но маленький уголок. И изобразил Брейгель не столько чудесное событие, сколько привычный уклад каждодневной жизни. Важно отметить, что по сравнению с предыдущими картинами эта картина очень невелика по размеру. В "Поклонении волхвов в снегопаде" Брейгель предугадал путь, по которому будет развиваться пейзажная живопись Голландии следующего, XVII столетия.

Это лучшая картина из цикла "Времена года", написанная маслом на деревянной доске - лирическое произведение, тонкое, проникновенное.

Перед нами - просторный, ослепительно прекрасный пейзаж.

До самого далекого горизонта местность утопает в глубоких мягких сугробах, прорезанных зеркалом льда. По заснеженному холму шагают охотники со сворой собак, они возвращаются с охоты домой, в деревню. Охотники несут острые пики и ягдташи. За спиной у одного из них - убитая лиса. Охотники не пропадают, не растворяются в огромном пейзаже. Их крупные фигуры облачены в грубые темные зеленые и красно-коричневые одежды, которые на фоне белого снега обретают необычайно четкие контуры и становятся величественными. Снег недавно выпал: ноги охотников проваливаются и оставляют в снегу глубокие следы.

Слева - трактир "У пастуха". На вывеске изображен покровитель охотников святой Губерт. Здесь же группа людей занята важным делом: женщина ворошит костер и сгребает золу, крестьянин подбрасывает в огонь охапку соломы. Рядом стоит ребенок, смотрит на огонь и греется. Только что здесь коптили тушу кабана.

Над холмом и деревьями, над домами и равниной, над людьми и горами - ровное светлое зимнее небо. Воздух кажется неподвижным, как будто хрустальным.

В морозном воздухе застыли обнаженные деревья, их темные стволы стоят стройной чередой. На голых ветках сидят вороны. Черная птица кажется застывшей на лету. Словно черный крест, она отмечает то место в картине, где сходятся горы и небо.

Глядя с холма, видим: там - деревня, а вдали, у подножия гор, замок. Белый снежный покров не спрятал, не укрыл многообразие элементов в пейзаже. Равнина прорезана рекой так, что отчетливо видны ее резкие изгибы. В замерзшей реке, ручьях и прудах отражается небо. Между прудами лежит убегающая вдаль дорога. Слева, у горизонта, замерзшее море, на его берегу - город с высокой башней церкви и занесенными снегом крышами. У берега - вмерзшие в лед лодки и корабли.

На прудах, скованных зеленоватым льдом, играют дети. Пасмурное небо тоже кажется серовато-зеленым.

Картина вызывает у зрителя ощущение свежего зимнего морозного воздуха, ощущение бодрости, свежести и радости.

Сюжетом для этой картины художник избрал один из самых поэтичных античных мифов.

Художник и строитель Дедал по приказу царя острова Крит Миноса возвел сложное и запутанное сооружение - Лабиринт, куда царь заключил страшное чудовище - Минотавра. Каждый год подвластные Миносу Афины должны были приносить в жертву Минотавру прекрасных юношей и девушек. Но однажды афинский герой Тесей убил чудовище, а Дедал помог Тесею бежать. Поступок Дедала вызвал гнев Миноса. Тогда Дедал смастерил для себя и своего сына Икара крылья из птичьих перьев, слепленных воском, и бежал с Крита. Когда Икар, опьяненный полетом, ослушался Дедала и взлетел слишком близко к солнцу, солнечные лучи растопили воск. Икар упал в море и погиб.

Римский поэт Овидий так написал о Дедале и Икаре:

Каждый, увидевший их, рыбак ли с дрожащею удою,

Или с дубиной пастух, иль пахарь, на плуг приналегший, -

Все столбенели в их, проносящихся вольно по небу.

За неземных принимали богов.

Картина Брейгеля изображает мирный пейзаж на берегу моря: пахарь идет за плугом, и лемех сохи, врезаясь в землю, делит ее на четкие полосы. Пастух пасет овец, рыболов сидит с удочкой. В море, покрытое белыми гребешками волн, выходят корабли, и ветер надувает их паруса. Высоко в небо поднимаются высокие горы. Садится солнце. Оно озарило своим золотым сиянием небо и отражается в зеленоватых водах моря.

Где же Икар, и при чем здесь его падение? Нужно внимательно всмотреться, чтобы увидеть в правом углу жалкие голые ноги, торчащие из воды. Икар упал с неба, но этого даже никто не заметил. Обычная жизнь течет как всегда. Для крестьянина его пашня, для пастуха его стадо, для рыболова его удочка куда важнее, чем чьи-то полеты и падения. В эпоху Брейгеля существовало иное отношение к мифу об Икаре. Ведь не случайно поговорка "Он слишком высоко взлетел" звучит осуждающе. Картина Брейгеля - осуждение гордыни и высокомения. Безумному гордецу противопоставлена фигура пахаря. Труд его вечен, потому что неразрывно связан с природой.

Огромная башня занимает большую часть площади картины. Облака скрывают ее вершину. Нижние этажи заселены: в арках и окнах видны многочисленные человеческие фигурки, кое-где сушится белье. Но строительству не видно конца, все выше возводятся стены. Над многими помещениями нет перекрытий, и башня здесь походит на соты, в которых трудятся пчелы-люди. Продолжается строительство. Возводятся леса, сооружаются разнообразные подъемные устройства, поднимаются временные легкие деревянные лестницы. Множество строителей - каменщиков, плотников - трудится на строительстве башни.

На первом плане Брейгель изобразил посещение строительства царем Немвродом.

Работа кипит и на берегу.

В аккуратные штабеля сложены кирпичи. К берегу шестами гонят плот из бревен. На якорях стоят корабли со спущенными парусами.

Плотным кольцом башню окружил город. Видна скученная, тесная застройка европейского города, темно-красная черепица высоких крыш. Город раскинулся на равнине, и выходящие из него дороги лежат между полей, лугов. Лишь у горизонта появляются невысокие холмы.

Перед решающей битвой с филистимлянами на Саула нападает страх смерти. Тогда он с помощью волшебницы вызывает тень умершего пророка Самуила, чтобы узнать исход предстоящего сражения. Самуил предупреждает, что"...предаст господь Израиль вместе с тобою в руки филистимлянам; завтра ты и сыны твои будете со мною."

Наутро израильское войско терпит жестокое поражение и Саул, оказавшись в окружении, закалывается, пав на свой меч. (Ветхозаветный миф)

На картине мы видим высокие горы, что закрывают от нас небо. Здесь есть поросшие деревьями крутые склоны, обветренные скалы, суровые ущелья. В одном ущелье идет битва. Но не различить ни военначальников, ни отделных воинов. Один людской поток нахлынул на другой, и лес копий кажется растущим из земли - как деревья на склонах.

Слева небольшое плато. Облаченный в металлические доспехи Саул уже мертв. Его оруженосец, приставив меч к горлу, готовится последовать примеру царя. К плато подкрадываются враги, они готовы схватить Саула. Но уже поздно...

Человечек помещен в прозрачный шар, увенчанный крестом. Мы знаем, что этот шар обозначает мир. Под картиной подпись: "Потому что мир так обманчив, я ношу траур". Казалось бы, смысл картины ясен. Но не будем торопиться. Почему монах, покидая обманчивый мир, уносит с собой кошелек? И почему Брейгель сделал кошелек красным и придал ему форму сердца? Не следует ли нам вспомнить пословицу:" Где деньги, там и сердце"? Может быть, в образе монаха Брейгель показал лицемера, его показную набожность? В таком случае мир по заслугам мстит лицемеру и мизантропу - "За один обман - полтора".

В глубине картины изображен пастух со стадом овец и ветряная мельница. Пастух, добросовестно пасущий стадо, противопоставлен мизантропу. А медленно вращающиеся лопасти мельницы напоминают о том, что ничто не изменится с уходом мизантропа, жизнь будет идти своим чередом.

Питер Брейгель Старший — нидерландский художник, он является самым известным живописцем, носившим эту фамилию. Родился предположительно в 1525 году, прожил около 40 лет, умерев в 1569. Интересное прозвище «Мужицкий» имел Питер Брейгель Старший. Картины им чаще всего создавались в таком художественном жанре, как жанровая сцена. У Питера было два сына, и Ян Брейгель Старший, которые также были живописцами, однако менее знаменитыми. Точная дата рождения художника не была установлена, но местом принято считать город Бред, который сейчас находится в Северном Брабанте. Однако некоторые историки склоняются к мнению, что в деревне Брёгел, которая находится рядом с вышеназванным городом, появился на свет Питер Брейгель Старший. Биография его наполнена разнообразными интересными фактами. Например, художник в своей подписи в 1559 году убрал одну букву, и получилось Bruegel (первоначально Brueghel).

Начало творчества

И сегодня привлекает своим видением всего происходящего Питер Брейгель Старший. Картины его хранятся во многих музеях мира. Своё творчество живописец начал графиком. Ещё будучи молодым человеком, он сумел попасть к придворному художнику находившегося тогда у власти Карла V. Живописец Питер Кук ван Альст многому обучил своего подопечного. В его мастерской Питер Брейгель Старший работал до смерти учителя, который скончался в 1550 году. После печального события художник поступил в гильдию живописцев и пошёл работать к Иерониму Коку, который печатал гравюры. произвели впечатление на Питера Брейгеля Старшего. Он проникся идеей великого художника и даже создал свои вариации на его творения.

Путешествия по Европе

Наставник предложил Питеру Брейгелю Старшему попутешествовать по Европе с целью создания пейзажей для гравюр. Увиденное сильно потрясло живописца. Величественные памятники Рима, красоты пейзажей Франции, шедевры Возрождения и великолепные воды Средиземного моря оставили неизгладимый след в сознании Брейгеля. Как полагают многие учёные, в Риме художник поработал со знаменитым миниатюристом Джулио Кловио.

Первые картины

В 1563 году женился на дочери наставника Питер Брейгель Старший. Картины, которые были написаны для гравюр, все признали замечательными, они пользовались спросом. Дабы угодить желаниям богатых клиентов, Питер Брейгель Старший частенько подделывал подписи, например, Иеронима Босха, картины которого так ему понравились. После женитьбы были написаны такие как «Большие рыбы поедают малых» и «Осёл в школе». В 1557 году Питер Брейгель Старший создал несколько гравюр, которые изображали В 1563 году, уже набравшись опыта, художник вместе с семьёй переехал в Брюссель.

Питер Брейгель Старший отличался универсальностью работ, он писал практически всё. Однако были вещи, которые художник принципиально не рисовал по непонятным причинам. Так, никогда не писал портреты и обнажённые фигуры Питер Брейгель Старший. Картины его практически всегда соответствовали этому принципу. Единственный портрет, который нарисовал этот живописец — «Голова крестьянки». Хотя, несомненно, заказы на портреты поступали в большом количестве. Прозвище «Мужицкий» Питер Брейгель Старший получил для того, чтобы не путать его с сыном.

Заслуга перед отечеством

Художник рисовал картины, отражающие проблемы общества и пороки людей. Именно ренессанс Питера Брейгеля Старшего стал вершиной Один из самых ярких и великих художников если не мира, то точно Нидерландов, он вкладывал в каждое творение скрытый от глаз смысл. Понять картины художника можно лишь с философской точки зрения. Одним из основных направлений была борьба с Работы художника призваны донести до всех страдания за судьбу каждого человека. Иногда чересчур жестокие, картины Питера Брейгеля Старшего тем и привлекают людей. Они рассказывают правду о мире. Однако не всё в произведениях так мрачно, художник не оставляет надежду на спасение людей, он мечтает и передаёт людям мысль о гармонии, устройстве мира на основах морали.

Смысл картин

Во время жизни Питера Брейгеля Старшего в Европе процветала инквизиция. Повсюду, особенно в маленьких городках, людей жестоко убивали за малейший на них донос. Еретиков, каковыми их считали палачи, сжигали на кострах, закапывали заживо в землю, топили и подвергали ужасным пыткам. За любой донос, даже не подкреплённый фактами, очень хорошо платили, поэтому люди часто отдавали на растерзание инквизиции даже своих близких. Обо всём этом рассказывают многие картины Питера Брейгеля Старшего.

Конец жизни

Умер художник в 1569 году в Брюсселе. Самым последним творением его было «Торжество правды» (по словам ван Мандера, писателя и художника). Также он утверждает, что эта картина была самой лучшей у Питера Брейгеля Старшего.

Список некоторых картин:

  • «Разорители гнёзд»;
  • «Крестьянский танец»;
  • «Крестьянская свадьба»;
  • «Мизантроп»;
  • «Притча о слепых»;
  • «Сорока на виселице»;
  • «Три солдата»;
  • «Калеки»;
  • «Обращение Савла»;
  • «Поклонение волхвов в зимнем пейзаже»;
  • «Свадебный танец».

Самое знаменитое творение

По мнению многих ценителей, самое лучшее творение — «Фламандские пословицы». Эта картина создана в 1559 году, она рассказывает о забавных происшествиях в жизни людей. Марейниссен, знаменитый искусствовед, расшифровал скрытый смысл действия каждого человека на картине. «Фламандские пословицы» рассказывают в аллегорической форме о жизни, характерах, мыслях людей. Например: «Она бы привязала чёрта к подушке» - она не боится ни Бога, ни дьявола: эта мегера способна обуздать самого строптивого молодца; упряма как чёрт. «Грызёт столб» - лицемер, столп церкви, ханжа, святоша. И так абсолютно о каждом герое картины.

Картина «Вавилонская Башня»

Много творений являются одними из самых знаменитых в мире, которые создал Брейгель Питер Старший. «Вавилонская Башня» - одна из них. Написана в 1563 году, сегодня хранится в Вене. Нетрудно догадаться, что картина рассказывает об одной из Библейских историй: о смешении различных языков и о рассеянии людей. Питер Брейгель Старший как нельзя лучше сумел изобразить величественную башню, которая, кажется, вечна. Люди хотели возвыситься до Бога, но им это не удалось.

Картина «Поклонение царей»

Картина была написана в 1564 году. Она относится к Библейским. На ней изображён Иисус Христос, когда он был ещё младенцем, с Богородицей, а богатые люди преподносят различные подарки Сыну Божьему. Другое название произведения - «Поклонение волхвов». Картина хранится в Лондоне, в Национальной галерее.

Картина «Детские игры»

Это творение Питер Брейгель Старший создал в 1560 году. На картине «Детские игры» изображена улица, на которой играет огромное количество детей. Как и во всех произведениях живописца, здесь присутствует скрытый смысл. Суть картины заключается в том, что художник сравнивает жизнь людей с играми детей. Тем самым Питер Брейгель Старший показывает то, насколько мелочно существование человека. У ребят на картине отсутствуют улыбки, они изображают действия, выполняемые обычно взрослыми, и как они, полностью отданы игре в жизнь.

Известный нидерландский художник Брейгель Питер (Старший), известный также как «крестьянский художник» или «мужицкий», за свою приверженность к изображениям сельских пейзажей и жанровых сцен, посвященных жизни простого народа. Дал миру еще двух художников сыновей: Питера Младшего «Адского» и Яна Старшего «Райского».

Биография мастера

Точное время, так же как и точное место рождения этого художника неизвестны. Исследователи его творчества называют период между 1525 и 1530-м годами, а местом рождения считают город Бреда или деревушку Брёгел близ Брабанта.

Он появился на свет в простой крестьянской семье и свое прозвище получил, как тогда и было принято, от названия поселка, но его сыновья получили его уже как полноценную фамилию.

Каким образом и при каких обстоятельствах он попал в Антверпен неизвестно, но достоверно известно, что он учился живописи в мастерской у Питера Кука ван Альста, известного живописца того времени, который пользовался расположением самого короля и писал для королевской галереи.

В 1551 году появилась первая запись, упоминающая о вступлении Питера Брейгеля в гильдию живописцев имени Святого Луки. В это же время он поступил на работу к граверу и живописцу Иерониму Коку, занимавшемуся печатанием и распространением гравюр.

Через год молодой живописец отправился в Италию, поскольку, только посетив эту страну и прослушав курс лекций у итальянских художников можно было считаться полноценным мастером. Там он должен был создать серию гравюр, посвященных итальянским пейзажам и античным памятникам.

Но на юного живописца красоты Италии не произвели особого впечатления, он практически не встречался с художниками, кроме Джулио Кловио, известного миниатюриста, поразившего Питера своими работами, и уже через год вернулся в Нидерланды.

Вскоре после возвращения (1555-1558) он предлагает широкой публике свое первое большое полотно «Падение Икара». Картина изображает гибнущего молодого Икара в пучине морской, ее можно рассматривать как предупреждение о ом, что человек не может совершить то, что доступно лишь Богу.


На картине Брейгеля стоят и смотрят на падение героя пастух, рыбак и крестьянин. Но они не восхищаются смелостью и удалью мифологического персонажа, они полностью поглощены своими делами.

В творчестве и молодого, и более зрелого Брейгеля будет постоянно прослеживаться вопрос: люди – слепы и глухи к чужим страданиям или они полностью подчинены воле Бога и не могут мыслить и действовать самостоятельно? Это время Питер продолжает работать в граверной мастерской «Четыре ветра», где по его эскизам были создано много известных доныне гравюр. Но хозяин мастерской не гнушался мошенничества, он подделывал подписи знаменитых художников под своими произведениями. Так, например, под гравюрой, выполненной по рисунку Брейгеля «Большие рыбы поедают малых», был поставлен автограф самого Иеронима Босха.


Здесь же в 1557 году мастер создает свою знаменитую подборку гравюр «Семь смертных грехов», изображающих проявления этих людских пороков в безобразном и отталкивающем виде.

В 1563 году Питер сочетается браком по самой страстной любви с дочерью своего учителя ван Альста — Марии или Майкен, как ее называли, и с молодой женой они переселяются в Брюссель.

Здесь в 1565 году Питер нарисовал серию картин для календаря, посвященных разным месяцам года. От этой серии до наших дней сохранилось только пять полотен, на которых запечатлены пейзажи, посвященные разным временам года.

Питер Брейгель был уже состоявшимся художником, когда в Нидерланды вошла армия под управлением герцога Альбы, и на его Родине воцарился террор и страх перед властью и жестокими иноземцами. Альба за время своего правления приговорил к позорной казни через повешение более сорока тысяч еретиков. Все приговоры суда строились на слухах и доносах.

В это время Брейгелем пишется картина «Сорока на виселице», в которой он прямо указывает на свое желание уничтожить всех болтливых «сорок», которые своими словами привели людей к смерти.

Умер живописец, не дожив до старости, в 1569 году там же, где и жил, в Брюсселе, там он и похоронен в церкви Нотр Дам де ла Шапель.

Более трети сохранившихся полотен Питера Брейгеля Старшего находятся в музеях Вены. В нашей стране полотен этого художника нет.

Этапы творчества

Практически все дошедшие до наших дней картины Брейгеля изображают представителей крестьянства. Лица крестьян скрыты, художник не работал как портретист, но жанровые цены прописаны до мельчайших подробностей.

Кроме этого в своих произведениях художник обращался и к античным сюжетам, и к христианской тематике.

Известное во всем мире полотно «Поклонение волхвов» вызывала и вызывает множество толков и споров. Она посвящена Рождению Иисуса Христа, но по общему впечатлению оно навевает скорее тягостные мысли о том, что если в стране война, то рождение младенца не приносит никому радости.

В центре полотна Дева Мария, ее лицо почти скрыто от зрителей капюшоном плаща, но вся фигура скорее скорбная, чем радостная. Лица волхвов напоминают жестокие маски, а люди, столпившиеся вокруг Мадонны, смотрят на нее жестокими или равнодушными глазами. Солдаты с острыми пиками, устремленными в небо, словно напоминают о той войне, что в 16 веке раздирала Родину мастера.

НА произведения Брейгеля нельзя просто смотреть или любоваться ими, они требуют глубокого осмысления и напряженной работы мысли, они, написанные пять столетий назад, актуальны и в наше неспокойное время.


Из пяти сохранившихся и дошедших до наших дней картин, изображающих времена года и тяжелый труд крестьян, самой яркой является «Жатва».

Золотое пшеничное поле, уходящее вдаль, снопы, как результат труда, на переднем плане крестьяне, усердно выполняющие свою работу. Со всем присущим только ему мастерством художник изображает повседневную жизнь крестьян, которая известна ему с детства. Он явно симпатизирует своим героям. При этом художник дает зрителям понять, что только при полном порядке вещей, установленных Высшей властью, то есть Богом, можно добиться полного равновесия между природой и людьми.


Это полотно так же относится к серии «Месяцы» и изображает какой-то из зимних месяцев. Это белая сияющая равнина под зеленовато- серым небом, природа отдыхает от трудов праведных, люди заняты своими исконными занятиями. В картинах Брегеля они являются гармоничной частью природы и повсюду видны плоды их трудов. На заднем плане трактир, высокая колокольня, запруда и повсюду людские фигуры.

Именно в Нидерландах люди умели жить и работать в полной гармонии с природой, не насилуя и не вредя ей. И Брегель, как настоящий сын своей страны и с детства приученный к крестьянскому труду, умел отразить в своих полотнах мирный труд крестьян и чудесные пейзажи.


Сюжет картины посвящен народному празднику – проводам зимы. Битва, разыгрываемая между Постом и Масленицей, обычно представлялась комедиантами во время праздников. Здесь же шуты спускаются с подмостков к публике и их яркие карнавальные костюмы контрастируют с будничными костюмами спешащих по своим делам прохожих. Художник на своем полотне умудрился показать картину жизни во всем ее многообразии: кто-то пляшет и поет, кто-то затеял уборку перед праздником, кто-то играет в кости, а где-то траурная процессия отправляется на погост.

И название, и сюжет картины многозначительно указывают на то, что в жизни так часто рядом идут радость и горе, смех и плач, Великий пост и развеселая Масленица.

В самом центре полотна двое путников в черной одежде пилигримов идут вслед за карликом, который зажжённым факелом указывает им дорогу. Не напоминание ли это об античных философах — стоиках, которые искали человека с фонарем среди белого дня?

Несение креста


Картина, написанная в 1564 году, посвящена самому известному библейскому сюжету – пути Иисуса на Голгофу. Но, нарушая все христианские каноны, художник в центре изображает не Иисуса, а Деву Марию, Святого Иоанна и плачущую Магдалину. И только присмотревшись можно увидеть в толпе серо-коричневых людей падающего под тяжестью своей ноши Мессию.

Толпу горожан окружают стражники в красных, как капельки крови на дороге, мундирах и с острыми пиками. Время, в которое писалась картина, было очень сложным для страны. Именно в это время обострилась борьба между католиками и гугенотами, было разрушено много храмов и уничтожены бесценные произведения искусства.

Исследователи творчества Брейгеля считают, что мастер специально изобразил Иисуса в толпе вместе со слепыми людьми, не умеющего разглядеть своего Бога, он хочет нести свой крест, как и любой человек при жизни несет свою ношу.


Картина создана в 1567 году, уже после введения в Нидерланды войск герцога Альбы и уничтожения инакомыслящих и непокорных.

На картине мы видим небольшой отряд людей, освещенных закатным солнцем и их командир, упавший с коня и обративший свое лицо к небу. Его черты невольно напоминают лицо жестоко воителя – герцога Альбу.

Возможно, в груди у художника тщетно тлела надежда на обращение завоевателей и прощение мятежным Нидерландам. Но надежда оказалась напрасной.

Вслед за этим полотном была написана картина «Избиение младенцев в Вифлееме», которая опять-таки через библейский сюжет показывала страшную современность и неумолимость завоевателей. И вновь в черты центрального лица на полотне он вкладывает черты своего врага – герцога Альбы.


Две картины «Крестьянская свадьба» и «Крестьянский танец» были написаны в 1566-1567 гг, самое страшное и тяжелое для страны время, когда повсюду царило горе. Эти два жизнерадостных и жизнеутверждающих полотна резонируют с окружающей действительностью.


В центре полотна невеста — пышущая здоровьем красавица. Но, что очень символично, нет изображения жениха, это также вызвало множество споров среди исследователей. Многие считают, что невеста олицетворяет Церковь, ожидающую своего нареченного жениха – Иисуса Христа и его возвращения на землю и Страшного суда.

Тщательно выписаны все гости. Дело в том, что указом испанского короля было запрещено приглашаться крестьянам более двадцати человек на торжественные мероприятия. Но обычно на такие мероприятия собиралась вся деревня, хотя и тайно. НА большом полотне мы может подробно изучить выражение лиц и чувств у каждого приглашённого, а большинство людей толпится в дверях, только мечтая попасть за столы.

Во второй же картине изображено свободное веселье крестьян, отдающихся без долгих мыслей, веселому танцу под незамысловатую музыку деревенских музыкантов. От картины веет настоящей свободой и искренним весельем. Простодушные поселяне не задумываются о горьких временах, в тот момент они только радуются жизни.


Картина написана в 1568 году и поражает своим натурализмом. Из глубины полотна, прямо на зрителя идет вереница безобразных калек, лишенных и глаз и зрячего поводыря. Они, не зная сами, идут к своему несчастью, поскольку перед ними простирается овраг. Вот первый из слепцов уже падает, а за ним неизбежно упадут все. Страшны их лица, безобразные и гримасничающие, страшны и тела, безжизненные и угловатые.

Как истинный христианин, Брейгель обращается к библейской притче: «может ли слепец указать истинный путь к свету другому слепцу? Не упадут ли они оба в яму?»

Конечно, Господь не говорил о физическом недостатке, он проповедовал о слепых духом, не способных увидеть свет истинной веры. Наверное, поэтому в глубине картины изображена церковь, но путь к ней заказан тем, кто не знает, куда идти и где найти спасение и утешение.


Это сравнительно небольшое полотно, в котором художник сумел изобразить более ста (некоторые исследователи считают, что до двухсот) народных пословиц.

Что интересно, но некоторые пословицы и без разъяснений понятны и нам: кто-то ведет за нос своего соседа, кто-то старается уместиться между двух стульев, некто бьется о стену головой, а кто-то завис над землей.

Другие чисто нидерландские пословицы и без разъяснений понятны. Например, «и у крыши есть щели» созвучна с русской «у стен есть уши», а «бросать деньги в воду» синонимична русской «бросать деньги на ветер».

Но все пословицы объединены одной общей темой: бесполезных, бесцельных и даже вредных занятий. Кто-то кроет крышу дома печеными блинами, кто-то стреляет из лука в воздух, а кто-то пытается стричь свинью.

Символичные две центральные фигуры полотна: юноша, что вертит на пальце земной шар, который считает, что в мире все свершается по его велению. И старик, согнувшийся в три погибели, пытающийся влезть внутрь подобия земного шара. Этими символами художник пытается сказать, что мир сошел с ума, что все перевернулось вверх дном.

К сожалению, до наших дней дошло не более трети произведений, созданных великолепным и глубоким нидерландским художником Питером Брейгель (Старшим), но даже те, что дошли до наших дней заставляют о многом задумать и по –новому взглянуть на смысл жизни и место человека на земле.