Питер Брейгель младший: произведения и картины с названиями. Брейгель Питер (Старший): биография и произведения Произведения брейгеля

БРЕЙГЕЛЬ, ПИТЕР (Brueghel, Pieter) (ок. 1525–1569), также Питер Брейгель Старший, последний великий художник эпохи Возрождения в Нидерландах. Биография Питера Брейгеля, написанная в 1604 голландским художником и историком-биографом Карелом ван Мандером, является главным источником сведений о мастере. Согласно Ван Мандеру, Питер Брейгель (иногда его имя пишется Breughel или Bruegel) стал членом гильдии св. Луки в Антверпене в1551; это дает возможность предположить, что он родился приблизительно между 1525 и 1530. Место рождения и обстоятельства его жизни в юности по большей части неизвестны. Считается, что Брейгель был учеником Питера Кука ван Альста, а позже сотрудничал с издателем Иеронимусом Коком, который гравировал многие рисунки Брейгеля. В течение 1552 и 1553 Брейгель путешествовал по Италии и добрался даже до Сицилии. Возвращаясь оттуда в 1554, он изучал Альпы. Затем некоторое время прожил в Антверпене и в конце концов поселился в 1563 в Брюсселе. Здесь он женился и достиг процветания, пользуясь признанием современников и получая более чем достаточное количество заказов от влиятельных покровителей. Брейгель умер в Брюсселе 5 сентября 1569. Два его сына, Питер Брейгель Младший (1564–1638) и Ян Брейгель (1568–1625), стали известными художниками.

Самые ранние произведения Брейгеля – пейзажные рисунки, в некоторых из которых зафиксированы тонкие наблюдения над природой, в других отрабатываются и изучаются приемы пейзажной живописи венецианцев и других северных мастеров более старшего поколения, таких, как Иоахим Патинир (ок. 1485–1524) и Херри Мет де Блес (ок. 1480–1550). Именно это сочетание прямого, непосредственного наблюдения с условными формулами и создает эффект неизъяснимой притягательности картин Брейгеля. Художник рассматривал пейзаж не просто как декорацию, но как арену, на которой разворачивается человеческая драма. Одно из самых ранних его полотен – Падение Икара (ок. 1558, Брюссель, Королевский музей изящных искусств). В этой картине на холме, возвышающемся над усеянной кораблями бухтой, пахарь, пастух и рыбак занимаются своей повседневной работой. Никто из них не замечает бьющих по воде ног Икара, тонущего далеко от берега. Брейгель трактует зрелище его смерти как незначительную деталь в ничем не нарушаемом ритме вселенной.

Одной из главных тем в творчестве Брейгеля является изображение человеческой слабости и глупости – наследие позднесредневекового мышления. На его рисунке Большая рыба поедает малую (1556, Вена, Альбертина) изображена мелкая рыбешка, вылезающая из лежащей на берегу огромной рыбины. Вновь в качестве названия взята поговорка, явно намекающая на излишества и обжорство. В картинах Битва поста и масленицы (ок. 1559), Детские игры (ок. 1560, обе – Вена, Художественно-исторический музей), Нидерландские пословицы (ок. 1560) изображена толпа на деревенской площади. Хотя названия картин Брейгеля точны в своей описательности, каждая из них, по-видимому, является также ироническим комментарием к бесцельности человеческой деятельности.

Брейгель обогатил образы глупости, воскресив чудовищные и фантастические создания Иеронимуса Босха (ок. 1450–1516). Эти создания появляются в сериях гравюр Кока по рисункам Брейгеля Семь смертных грехов и Семь добродетелей (1558). Босховский дух вновь появляется в таких поздних картинах Брейгеля, как Падение ангелов (1562, Брюссель Королевский музей изящных искусств) и Безумная Грета (1562, Антверпен, музей Майер ван ден Берг).

Во многих картинах мастера персонажи, изображенные со всеми подробностями и красочно одетые, имеют лишенные индивидуальности лица, напоминающие маски. Брейгеля никогда не интересовала человеческая индивидуальность. Его занимал обычный, средний человек из средневековых пьес-мистерий, и именно такое анонимное человечество населяет космическую среду выдающихся религиозных картин художника. В Триумфе смерти (ок. 1562, Прадо) звучание популярной в то время темы плясок смерти усиливается благодаря пейзажу, внушающему одновременно благоговение и мрачный ужас, в котором армия скелетов уничтожает все живое. В Несении Креста (1564, Вена, Художественно-исторический музей) также показаны бескрайние просторы, наполненные безликими грубыми ордами. В середине процессии находится ничем не выделяющаяся фигура Христа, упавшего под тяжестью креста и почти потерявшегося в безразличной толпе.

Брейгель хотел, чтобы его зритель увидел Евангельскую историю в свете современной жизни Фландрии. В двух картинах – Избиение младенцев (ок. 1566, Вена, Художественно-исторический музей) и Перепись в Вифлееме (1566, Брюссель, Королевский музей изящных искусств) – в качестве антуража используется типичный пейзаж покрытой снегом фламандской деревни времен Брейгеля. Во второй из них Иосиф и Мария едва различимы среди городского люда. В картине Вавилонская башня (1563, Вена, Художественно-исторический музей), наполненной босховскими персонажами, сама башня размещена на фоне сельского пейзажа, очень похожего на Фландрию 16 в.

Возможно, самые величественные картины Брейгеля – пять пейзажей, называемые Времена года , или Месяцы (1565), изображающие фламандскую сельскую природу в разное время года. Лишь немногие художники обладали умением столь чутко улавливать настроение того или иного времени года и выражать внутреннюю связь человека с ритмом природы. В картине Охотники на снегу (1565, Вена, Художественно-исторический музей) изображен мир, скованный зимней стужей. В композиции картины использован типичный для живописи Брейгеля прием – высокий передний план, с которого открывается вид на простирающуюся внизу равнину. Диагонали линий деревьев, крыш и холмов направляют взгляд зрителя строго внутрь пространства картины, туда, где люди работают и развлекаются. Вся их деятельность происходит в тишине морозного воздуха. Деревья и фигуры изображены как застывшие силуэты на фоне серого зимнего пейзажа, а пики островерхих крыш вторят зубцам гор вдали. На картине Жатва (1565, Нью-Йорк, Метрополитен) из этой же серии изображено залитое солнцем поле; находящаяся на нем группа крестьян прервала свою работу для полуденной трапезы.

Ван Мандер характеризует Брейгеля как крестьянского художника; однако эта оценка упускает из виду несомненную сложность творчества мастера и скорее исходит от сюжетов его пользующихся заслуженной известностью картин, изображающих грубоватую повседневную жизнь жителей фламандской деревни.

Как в начале, так и в конце своего жизненного пути Брейгель размышляет о прирожденной глупости человека. На картине Мизантроп (1568, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) помещена надпись: «Так как мир столь коварен, я иду в траурных одеждах» и изображен злобный карлик, крадущий кошелек у мрачного старика. На картине Слепые (1568, там же) шестеро слепцов, шатаясь, идут цепочкой к ручью, в который первый из них уже свалился. Картина связана со словами евангельской притчи (Матфей 15:14) – «а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму».

Брейгель многолик: он был одновременно средневековым моралистом и пейзажистом в современном смысле слова; был истинно северным художником, и вместе с тем его живопись отмечена итальянским влиянием. Некоторые считают его ортодоксальным католиком, другие – приверженцем еретической секты. Однако эти парадоксы не являются непримиримыми. Величие Брейгеля заключается в утверждении неразрывной связи между человеком и природой, а также в глубоко человечном видении христианской истории как живой реальности.


Брейгель (точнее Брёгел) Старший или “Мужицкий” (Bruegel de Oude, Boeren Brueghel) Питер, нидерландский живописец и рисовальщик. В 1552-1553 посетил Италию, работал в Антверпене, с 1563 - в Брюсселе. Глава демократического направления в нидерландском искусстве XVI века, Брейгель с громадной силой и полнотой воссоздавал в своем творчестве жизнь, настроения и мироощущение народа в канун Нидерландской буржуазной революции. От сатирических нравоучительных рисунков, изобилующих фантастическими причудливыми персонажами в духе Иеронима Босха, от дробных по композиции, колористически пестрых полотен (“Битва Масленицы и Поста”, 1559, Музей истории искусств, Вена) с середины 1560-х годов Питер Брейгель перешел к созданию несколько более сдержанных по цвету, отмеченных монументальностью и цельностью композиций, обобщенных картин крестьянской жизни.

Изображая постоянно движущуюся народную массу, художник раскрывает заключенные в народе мощные жизненные силы, его достоинство и неиссякаемое жизнелюбие (“Крестьянская свадьба”, “Крестьянский танец”, - обе в Музее истории искусств, Вена). Во многих произведениях художника Брейгеля иносказательно запечатлены бедствия нидерландцев, страдавших под испанским игом (“Избиение младенцев”, Художественно-исторический музей, Вена; “Перепись в Вифлееме”, 1566, Музей старинного искусства, Брюссель). Испанский террор в Нидерландах породил в некоторых картинах Брейгеля настроения отчаяния и скорби, выразившиеся в горьких иносказаниях (“Сорока на виселице”, 1568. Музей земли Гессен, Дармштадт), в фантастических и символических образах, полных глубокого трагизма (“Безумная Грета”, 1562, Музей Майер ван дер Берг, Антверпен; “Слепые”, 1568, Национальные музей и галерея Каподимонте, Неаполь). Обилие фигур и деталей, острота контурного рисунка, яркая выразительность образов, звучность локальных цветовых пятен (в изображении фигур) сочетаются в творчестве Брейгеля с пространственной широтой композиции, с тончайшим ощущением тонального единства. Питер Брейгель Старший заложил основы развития национального нидерландского пейзажа.

Творчески переработав уроки итальянской живописи эпохи Высокого Возрождения и одновременно черпая многие свои темы из народных пословиц и притч, лубочных гравюр и листовок, Брейгель создавал глубоко народное искусство, опирающееся на местные традиции и фольклор. В творчестве Питера Брейгеля органично сплавились грубоватый народный юмор и сложное иносказание, лиризм и трагичность, острая жизненная наблюдательность и фантастический гротеск, интерес к бытовым деталям, подробной повествовательности и стремление к широкому обобщению, к созданию гармоничной картины мира. В исполненные строгой гармонии, выдержанные в землистых, серо-зеленых, желтовато-коричневых оттенках ландшафтные виды с бескрайними просторами равнин, речных долин, с холмами и перелесками Питером Брейгелем гибко и естественно вписаны обобщенные силуэтные фигуры населяющих их людей (“Сумрачный день”, “Возвращение стад”, “Охотники на снегу” – все 1565, Музей истории искусств, Вена).

Ясное и трагическое осознание неизбежности судьбы и времени, чувство грандиозности мироздания и понимание истинного места человека в нем, делают Брейгеля одним из величайших мудрецов в искусстве Северного Возрождения. Отмеченное исключительной широтой и глубиной понимания жизненных явлений, мощное и темпераментное творчество Брейгеля оказало громадное влияние на современное ему нидерландское искусство и заложило основы развития искусства Голландии и Фландрии в XVII веке. Автопортрет Питера Брейгеля, фрагмент работы “Художник и знаток”, 1565.

Становление художника

Искусствоведы до сих пор спорят о месте и точной дате рождения Питера Брейгеля. Судя по всему, он родился между 1525 и 1530 годами недалеко от города Бреда в Северном Брабанте — провинции современных Нидерландов.

«Падение Икара», 1558 год

Ещё в детстве Питер попал в Антверпен, где находилась мастерская известного художника Питера Кука ван Альста, который одно время даже считался придворным художником Карла V. Тогда большинство художников, в том числе и учитель Брейгеля, относили себя к романистам. Однако Брейгель с самого начала шел своим путем, не поддаваясь моде. Об этом свидетельствует его ранняя работа «Падение Икара», в которой он вместо красивой романтической легенды показывает неуклюжее утопающее тело на абсолютно бытовом фоне. Вообще, главные герои картин Брейгеля — представители низов, обычные деревенские жители.


«Битва Масленицы и Поста», 1559 год

Путешествие и переезд

В 1550 году умер учитель Брейгеля, после чего, немного поработав в гравюрной мастерской, он решился на грандиозное путешествие по Европе. Брейгель объехал Францию, Швейцарию и Италию, осматривая древнеримские памятники и средиземноморские гавани.


«Морской бой в гавани Неаполя», 1562 год

После продолжительного путешествия Брейгель женился на дочери своего учителя и вместе с ней уехал в Брюссель, где и прошла наиболее продуктивная часть его жизни. В Брюсселе Брейгель пишет «Путь на Голгофу», «Падение мятежных ангелов», «Избиение младенцев» и ряд других известных картин.


«Путь на Голгофу», 1564 год



«Падение мятежных ангелов», 1562 год


«Избиение младенцев», 1566 год

Исследователи творчества Брейгеля отмечают, что тот никогда не брался за заказные портреты и никогда не изображал обнаженных людей. Единственный портрет, который, вероятнее всего, выполнил Брейгель, — это изображение бедной крестьянки с грубыми чертами лица.


«Голова крестьянки», 1563 год

Деревенский художник

Несмотря на богатый жизненный опыт Брейгеля, на то количество мест, которое ему удалось посетить, чуть ли не три четверти его картин посвящены деревенскому быту и природе. На его полотнах зачастую даже нельзя различить лиц отдельных персонажей, иногда они просто сливаются с окружающей их природой. Скорее всего, именно поэтому Питера Брейгеля-старшего позднее окрестили Питером «мужицким».


«Охотники на снегу», 1565 год



«Жатва», 1565 год



«Страна лентяев», 1567 год

Примерно в 40 лет Брейгель, живший в Брюсселе, увидел настоящее зверство: армия испанского герцога Альбы начала буквально вырезать всех еретиков в Нидерландах. Несколько тысяч нидерландцев были приговорены к смерти, остальные несколько лет жили в страхе, опасаясь очередной жестокой расправы от испанцев. Картины, написанные Брейгелем в это время, носят откровенно депрессивный характер.


«Притча о слепых», 1568 год



«Сорока на виселице», 1568 год

Умер художник 5 сентября 1569 года, его тело было похоронено в брюссельской церкви Нотр-Дам де ла Шапель. В российские музеи произведения Брейгеля, к сожалению, не попали — более трети его картин хранится в венском Музее истории искусства.

Питер Брейгель Старший — нидерландский художник, он является самым известным живописцем, носившим эту фамилию. Родился предположительно в 1525 году, прожил около 40 лет, умерев в 1569. Интересное прозвище «Мужицкий» имел Питер Брейгель Старший. Картины им чаще всего создавались в таком художественном жанре, как жанровая сцена. У Питера было два сына, и Ян Брейгель Старший, которые также были живописцами, однако менее знаменитыми. Точная дата рождения художника не была установлена, но местом принято считать город Бред, который сейчас находится в Северном Брабанте. Однако некоторые историки склоняются к мнению, что в деревне Брёгел, которая находится рядом с вышеназванным городом, появился на свет Питер Брейгель Старший. Биография его наполнена разнообразными интересными фактами. Например, художник в своей подписи в 1559 году убрал одну букву, и получилось Bruegel (первоначально Brueghel).

Начало творчества

И сегодня привлекает своим видением всего происходящего Питер Брейгель Старший. Картины его хранятся во многих музеях мира. Своё творчество живописец начал графиком. Ещё будучи молодым человеком, он сумел попасть к придворному художнику находившегося тогда у власти Карла V. Живописец Питер Кук ван Альст многому обучил своего подопечного. В его мастерской Питер Брейгель Старший работал до смерти учителя, который скончался в 1550 году. После печального события художник поступил в гильдию живописцев и пошёл работать к Иерониму Коку, который печатал гравюры. произвели впечатление на Питера Брейгеля Старшего. Он проникся идеей великого художника и даже создал свои вариации на его творения.

Путешествия по Европе

Наставник предложил Питеру Брейгелю Старшему попутешествовать по Европе с целью создания пейзажей для гравюр. Увиденное сильно потрясло живописца. Величественные памятники Рима, красоты пейзажей Франции, шедевры Возрождения и великолепные воды Средиземного моря оставили неизгладимый след в сознании Брейгеля. Как полагают многие учёные, в Риме художник поработал со знаменитым миниатюристом Джулио Кловио.

Первые картины

В 1563 году женился на дочери наставника Питер Брейгель Старший. Картины, которые были написаны для гравюр, все признали замечательными, они пользовались спросом. Дабы угодить желаниям богатых клиентов, Питер Брейгель Старший частенько подделывал подписи, например, Иеронима Босха, картины которого так ему понравились. После женитьбы были написаны такие как «Большие рыбы поедают малых» и «Осёл в школе». В 1557 году Питер Брейгель Старший создал несколько гравюр, которые изображали В 1563 году, уже набравшись опыта, художник вместе с семьёй переехал в Брюссель.

Питер Брейгель Старший отличался универсальностью работ, он писал практически всё. Однако были вещи, которые художник принципиально не рисовал по непонятным причинам. Так, никогда не писал портреты и обнажённые фигуры Питер Брейгель Старший. Картины его практически всегда соответствовали этому принципу. Единственный портрет, который нарисовал этот живописец — «Голова крестьянки». Хотя, несомненно, заказы на портреты поступали в большом количестве. Прозвище «Мужицкий» Питер Брейгель Старший получил для того, чтобы не путать его с сыном.

Заслуга перед отечеством

Художник рисовал картины, отражающие проблемы общества и пороки людей. Именно ренессанс Питера Брейгеля Старшего стал вершиной Один из самых ярких и великих художников если не мира, то точно Нидерландов, он вкладывал в каждое творение скрытый от глаз смысл. Понять картины художника можно лишь с философской точки зрения. Одним из основных направлений была борьба с Работы художника призваны донести до всех страдания за судьбу каждого человека. Иногда чересчур жестокие, картины Питера Брейгеля Старшего тем и привлекают людей. Они рассказывают правду о мире. Однако не всё в произведениях так мрачно, художник не оставляет надежду на спасение людей, он мечтает и передаёт людям мысль о гармонии, устройстве мира на основах морали.

Смысл картин

Во время жизни Питера Брейгеля Старшего в Европе процветала инквизиция. Повсюду, особенно в маленьких городках, людей жестоко убивали за малейший на них донос. Еретиков, каковыми их считали палачи, сжигали на кострах, закапывали заживо в землю, топили и подвергали ужасным пыткам. За любой донос, даже не подкреплённый фактами, очень хорошо платили, поэтому люди часто отдавали на растерзание инквизиции даже своих близких. Обо всём этом рассказывают многие картины Питера Брейгеля Старшего.

Конец жизни

Умер художник в 1569 году в Брюсселе. Самым последним творением его было «Торжество правды» (по словам ван Мандера, писателя и художника). Также он утверждает, что эта картина была самой лучшей у Питера Брейгеля Старшего.

Список некоторых картин:

  • «Разорители гнёзд»;
  • «Крестьянский танец»;
  • «Крестьянская свадьба»;
  • «Мизантроп»;
  • «Притча о слепых»;
  • «Сорока на виселице»;
  • «Три солдата»;
  • «Калеки»;
  • «Обращение Савла»;
  • «Поклонение волхвов в зимнем пейзаже»;
  • «Свадебный танец».

Самое знаменитое творение

По мнению многих ценителей, самое лучшее творение — «Фламандские пословицы». Эта картина создана в 1559 году, она рассказывает о забавных происшествиях в жизни людей. Марейниссен, знаменитый искусствовед, расшифровал скрытый смысл действия каждого человека на картине. «Фламандские пословицы» рассказывают в аллегорической форме о жизни, характерах, мыслях людей. Например: «Она бы привязала чёрта к подушке» - она не боится ни Бога, ни дьявола: эта мегера способна обуздать самого строптивого молодца; упряма как чёрт. «Грызёт столб» - лицемер, столп церкви, ханжа, святоша. И так абсолютно о каждом герое картины.

Картина «Вавилонская Башня»

Много творений являются одними из самых знаменитых в мире, которые создал Брейгель Питер Старший. «Вавилонская Башня» - одна из них. Написана в 1563 году, сегодня хранится в Вене. Нетрудно догадаться, что картина рассказывает об одной из Библейских историй: о смешении различных языков и о рассеянии людей. Питер Брейгель Старший как нельзя лучше сумел изобразить величественную башню, которая, кажется, вечна. Люди хотели возвыситься до Бога, но им это не удалось.

Картина «Поклонение царей»

Картина была написана в 1564 году. Она относится к Библейским. На ней изображён Иисус Христос, когда он был ещё младенцем, с Богородицей, а богатые люди преподносят различные подарки Сыну Божьему. Другое название произведения - «Поклонение волхвов». Картина хранится в Лондоне, в Национальной галерее.

Картина «Детские игры»

Это творение Питер Брейгель Старший создал в 1560 году. На картине «Детские игры» изображена улица, на которой играет огромное количество детей. Как и во всех произведениях живописца, здесь присутствует скрытый смысл. Суть картины заключается в том, что художник сравнивает жизнь людей с играми детей. Тем самым Питер Брейгель Старший показывает то, насколько мелочно существование человека. У ребят на картине отсутствуют улыбки, они изображают действия, выполняемые обычно взрослыми, и как они, полностью отданы игре в жизнь.