Питание и образ жизни эскимосов. Интересные факты об эскимосах. старые фото Сообщение о народе эскимосы

Эскимосы

ЭСКИМО́СЫ -ов; мн. Народ, живущий на побережье Чукотского полуострова в России, на арктическом побережье Северной Америки и в Гренландии; представители этого народа.

Эскимо́с, -а; м. Эскимо́ска, -и; мн. род. -сок, дат. -скам; ж. Эскимо́сский, -ая, -ое.

эскимо́сы

(самоназвание - инуит), группа народов на Аляске (США, 38 тыс. человек, 1995), севере Канады (28 тыс. человек), острове Гренландия (гренландцы, 47 тыс. человек) и в России (Магаданская область и остров Врангеля, 1,7 тыс. человек, 1992). Язык эскимосский.

ЭСКИМОСЫ

ЭСКИМО́СЫ, народ в северных полярных регионах Западного полушария (от восточной оконечности Чукотки до Гренландии), живут на Аляске (США, 44 тыс. человек, 2000), севере Канады (41 тыс. чел., 1996), острове Гренландия (50,9 тыс. чел., 1998) и в Российской Федерации (Чукотка и остров Врангеля, 1,7 тыс. чел., 2002). Общая численность - около 130 тысяч человек (2000, оценка).
Восточные эскимосы называют себя инуитами, западные - юпиками. Говорят на эскимосском языке, который подразделяется на две крупные группы диалектов - юпик (западную) и инупик (восточную). На Чукотке юпик делится на сиреникский, центрально-сибирский (чаплинский) и науканский диалекты. Эскимосы Чукотки наряду с родным владеют русским и чукотским языками.
Антропологически эскимосы относятся к арктическому типу монголоидов. Эскимосская этническая общность сформировалась около 5-4 тысяч лет назад в районе Берингова моря и расселились на восток до Гренландии, достигнув ее задолго до нашей эры. Эскимосы приспособились к жизни в Арктике, создав поворотный гарпун для охоты на морского зверя, лодку каяк, снежное жилище иглу, глухую меховую одежду.
На ноги эскимосы надевали меховые чулки и нерпичьи торбаса (камгык). Непромокаемую обувь изготавливали из выделанных тюленьих шкур без шерсти. Одежду украшали вышивкой или мозаикой из меха. До 18 века эскимосы, протыкая перегородку носа или нижнюю губу, подвешивали моржовые зубы, костяные кольца и стеклянные бусины. Эскимосская мужская татуировка - кружки в уголках рта, женская - прямые или вогнутые параллельные линии на лбу, носу и подбородке. На щеки наносили более сложный геометрический орнамент. Татуировкой покрывали руки, кисти, предплечья.
Для передвижения по воде пользовались лодками-байдарами и каяками. Легкая и быстроходная байдара (анъяпик) отличалась устойчивостью на воде. Ее деревянный каркас обтягивали моржовой шкурой. Байдары были разных типов - от одноместных лодок до 25-местных парусников. По суше эскимосы передвигались на дугокопыльных нартах. Собак запрягали «веером». С середины 19 века нарты тянули собаки, запряженные цугом (упряжка восточносибирского типа). Использовались также короткие бескопыльные сани с полозьями из моржовых клыков (канрак). По снегу ходили на лыжах (в виде рамы из двух планок со скрепленными концами и поперечными распорками, переплетенными ремнями из нерпичьей кожи и подбитой снизу костяными пластинами), по льду - с помощью специальных шипов из кости, укрепленных на обуви.
Для самобытной культуры эскимосов в 18-19 веках были характерны сочетание охоты на морского зверя и на оленя карибу, значительные пережитки первобытно-коллективистических норм в распределении добычи, жизнь территориальными общинами. Способ охоты на морских животных зависел от их сезонных миграций. Два сезона охоты на китов соответствовали времени прохождения их через Берингов пролив: весной на север, осенью - на юг. Китов отстреливали гарпунами с нескольких байдар, а позднее - гарпунными пушками.
Важнейшим объектом промысла был морж. С конца 19 века появилось новое промысловое оружие и снаряжение, распространилась охота на пушных зверьков. Добыча моржей и тюленей сменила пришедший в упадок китобойный промысел. Когда не хватало мяса морских животных, отстреливали из лука диких оленей и горных баранов, птиц, ловили рыбу.
Поселения располагались так, чтобы было удобно наблюдать за передвижением морского зверя - в основании выдающихся в море галечных кос, на возвышенных местах. Наиболее древний тип жилища - каменная постройка с углубленным в землю полом. Стены складывали из камней и китовых ребер. Каркас покрывали оленьими шкурами, обкладывали слоем дерна, камнями и сверху еще раз покрывали шкурами.
До 18 века, а местами и позже, эскимосы жили в полуподземных каркасных жилищах. В 17-18 веках появились каркасные постройки, похожие на чукотскую ярангу. Летнее жилище - четырехугольная палатка, по форме напоминающая косоусеченную пирамиду, причем стена со входом была выше противоположной. Каркас этого жилища строили из бревен и жердей и покрывали моржовыми шкурами. С конца 19 века появились легкие дощатые дома с двускатной крышей и окнами.
Традиционная пища эскимосов - мясо и жир тюленей, моржей и китов. Мясо ели сырым, сушеным, вяленым, замороженным, вареным, заготавливали на зиму: квасили в ямах и ели с жиром, иногда в полувареном виде. Лакомством считали сырое китовое сало со слоем хрящевидной кожи (мантак). Рыбу вялили и сушили, зимой ели свежезамороженной. Высоко ценилась оленина, которую обменивали у чукчей на шкуры морских животных.
Счет родства у эскимосов велся по отцовской линии, брак был патрилокальным. Каждое поселение состояло из нескольких групп родственных семей, занимавших зимой отдельную полуземлянку, в которой каждая семья имела свой полог. Летом семьи жили в отдельных палатках. Были известны факты отработки за жену, существовали обычаи сватать детей, женить мальчика на взрослой девушке, обычай «товарищества по браку», когда двое мужчин обменивались женами в знак дружбы (гостеприимный гетеризм). Брачной церемонии как таковой не существовало. В зажиточных семьях встречалось многоженство.
Религия эскимосов - культы духов, некоторых животных. В 19 веке эскимосы не имели родовой и развитой племенной организации. В результате контактов с пришлым населением в жизни эскимосов произошли большие изменения. Значительная часть перешла от морского промысла к охоте на песцов, а в Гренландии - к товарному рыболовству. Часть эскимосов, особенно в Гренландии, стала наемными рабочими. Эксимосы Западной Гренландии сформировались в этническую общность гренландцев, не считающих себя эскимосами. На Лабрадоре эскимосы в значительной мере смешались со старожильческим населением европейского происхождения.
В Российской федерации эскимосы - малочисленная этническая группа, живущая смешанно или в близком соседстве с чукчами в ряде населенных пунктов восточного побережья Чукотки и на острове Врангеля. Их традиционное занятие - морской зверобойный промысел. Эскимосы практически не подверглись христианизации. Они верили в духов, хозяев всех одушевленных и неодушевленных предметов, явлений природы, местностей, направлений ветра, различных состояний человека, в родственную связь человека с каким-либо животным или предметом. Существовали представления о создателе мира, называли его Силъа. Он был творцом и хозяином вселенной, следил за соблюдением обычаев предков. Главным морским божеством, хозяйкой морских животных была Седна, которая посылала людям добычу. Злые духи представлялись в виде великанов или карликов, либо других фантастических существ, которые насылали на людей болезни и несчастья. В каждом селении жил шаман (обычно это был мужчина, но известны и шаманки-женщины), который являлся посредником между злыми духами и людьми.
Эскимосы создали самобытное декоративно-прикладное и изобразительное искусство. Раскопками открыты относящиеся к концу первого тысячелетия до нашей эры костяные наконечники гарпунов и стрел, так называемые крылатые предметы (предположительно, украшения носовых частей лодок), стилизованные фигурки людей и животных, модели каяков, украшенные изображениями людей и животных, а также сложным резным орнаментом. Среди характерных видов эскимосского искусства 18-20 веков - изготовление статуэток из моржового клыка (реже мыльного камня), резьба по дереву, художественная аппликация и вышивка (узоры из оленьего меха и кожи, украшающие одежду и бытовые предметы).
Добыче крупного зверя посвящали промысловые праздники. Среди эскимосских сказок особое место занимает цикл о вороне Кутхе. К ранним стадиям развития эскимосской культуры относится резьба по кости: скульптурная миниатюра и художественная гравировка кости. Орнаментом покрывали охотничье снаряжение, предметы домашнего обихода; изображения зверей и фантастических существ служили амулетами и украшениями. Эскимосская музыка (айнгананга) - преимущественно вокальная. Бубен - личная и семейная святыня (иногда используется шаманами). Он занимает центральное место в музыке.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "эскимосы" в других словарях:

    Эскимосы … Википедия

    ЭСКИМОСЫ, эскимосов, ед. эскимос, эскимоса, муж. Народность, живущая по полярному побережью Северной Америки и на северо восточной оконечности Азии. Западные эскимосы. Восточные эскимосы (живущие по берегам и островам Берингова моря, то же, что… … Толковый словарь Ушакова

    Соплемённость, насчитывающая около 100 тысяч человек и расселённая от острова Гренландия и острова Лабрадор через Арктическую Канаду, северную и западную Аляску до восточной Чукотки включительно. Эскимосы создали самобытное декоративно… … Художественная энциклопедия

    - (самоназв. инуит) группа народов на Аляске (США, 38 тыс. человек, 1992), севере Канады (28 тыс. человек), о. Гренландия (гренландцы, 47 тыс. человек) и в Российской Федерации (Магаданская обл. и о. Врангеля, 1,7 тыс. человек, 1992). Язык… … Большой Энциклопедический словарь

    ЭСКИМОСЫ, ов, ед. ос, а, м. Группа народов, живущих по полярному побережью Северной Америки, в Гренландии и на северо восточной оконечности Азии. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Племя живущее в сев. Полярных, странах Америки; занимаются охотой и рыболовством. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

    Народ, расселенный от восточной оконечности Чукотки до Гренландии. Общая численность около 90 тыс. человек (1975, оценка). Говорят на эскимосском языке (См. Эскимосский язык). Антропологически относятся к арктическому типу монголоидов. Э … Большая советская энциклопедия

    Народ, расселенный от вост. оконечности Чукотки до Гренландии. Общая численность ок. 90 тыс. чел. (1974, оценка). Эскимосский язык принадлежит к эскимосо алеутской семье языков. Антропологически Э. относятся к арктич. типу монголоидов. Как народ… … Советская историческая энциклопедия

    эскимосы - представители народа, проживающего на Чукотке и Камчатке (а также в США). Эскимосы отличаются большой неприхотливостью, старательностью, силой воли и выдержкой. Они доброжелательны и снисходительны в отношениях с представителями других этнических … Этнопсихологический словарь

    эскимосы - ЭСКИМОСЫ, ов, мн (ед эскимос, а, м). Группа народов, живущих на Аляске (США), севере Канады, о.Гренландия и в Российской Федерации (в Магаданской обл. и о. Врангеля); люди, принадлежащие к этой группе народов; яз. эскимосский, эскимосско… … Толковый словарь русских существительных

Книги

  • Как эскимосы сохраняют своих детей в тепле, или Самый практичный подход к воспитанию вашего ребенка , Мэй-Лин Хопгуд. Американская журналистка в увлекательной манере рассказывает о методах воспитания детей в разных странах. С большой долей юмора и веселой иронией она делится своими впечатлениями от того, как…

Эскимосы населяют четыре страны, четыре части огромного циркумполярного мира. Они живут в Гренландии, Канаде, на Аляске и Чукотке. В России их численность составляет всего 1 700 человек, в основном сосредоточенных в трех «национальных» селах юго-восточной части Чукотского полуострова. Их родственники живут в 60 километрах, на острове Святого Лаврентия, который видно с берега в хорошую погоду. Впрочем, они уже граждане другой страны. О дружбе одного народа и двух государств рассказывает EastRussia кандидат исторических наук, антрополог с богатым экспедиционным опытом и специалист по эскимосам России и Канады Дмитрий Опарин.

Один народ, но два соседних государства. Как в такой ситуации не потерять контакт?
- Прежде всего, надо понимать, что на острове Святого Лаврентия проживают прямые родственники эскимосов Чукотки - тети, дяди, племянники. Их общение и взаимодействие длится уже несколько сотен лет. Оно закончилось только с началом "холодной войны". До 1948 года эскимосы постоянно контактировали друг с другом, ездили друг к другу в гости, женились, обменивались товарами. Основное время для поездок приходилось на май и июнь, когда нет штормов и уже отошел лед. Более того, в середине XIX века на острове был сильный голод, от которого вымерло две трети населения острова Святого Лаврентия, и чукотские эскимосы после этого события вновь начали заселять ту местность. В итоге населением острова стали потомки чукотских эскимосов. В целом же взаимодействие российских эскимосов и прибрежных чукчей с США до 20-х годов XX века было гораздо более интенсивным и тесным, чем с русской администрацией, православной миссией или казаками. К примеру, они служили гарпунерами на американских китобойных суднах. Из европейских языков эскимосы знали английский.

Как это повлияло на эскимосов Аляски и Чукотки?
- В результате сформировалась интересная социокультурная ситуация, обретшая форму под большим влиянием протестантизма, английского языка, американской культуры и западной экономики – так называемое контактно-традиционное обществе. В нем сочетаются два главных фактора: с одной стороны, люди контактируют с индустриальным миром, находясь в некоторой зависимости от продуктов цивилизации – сахара, табака, граммофонов, виски и пороха, а с другой стороны, продолжают заниматься традиционным природопользованием. При этом структура общества остается традиционной, как и религиозные представления. Такая ситуация сохранялась до 1920-30-х годов, когда советское присутствие на Чукотке становилось все заметнее.

Есть ли какие-нибудь свидетельства из того периода, которые характеризуют данный тип организации эскимосского социума?
- Существуют воспоминания аляскинских и наших эскимосов, которые еще в 1930-е годы ездили в гости друг к другу. Я брал много интервью у пожилых людей, которые помнят такие приезды. Они рассказывают, что когда аляскинские эскимосы приезжали на азиатский берег, наши эскимосы проводили ритуал – делали вид, что бросают камни в приближающиеся лодки, чтобы оставить духов гостей в море и не пустить на берег. Когда гости выходили на берег, они должны были переступить через костер для своеобразной мистической дезинфекции. Во время таких визитов устраивались праздники, обмены и застолья.

Я читал воспоминания одного американского эскимоса, который приехал в Советскую Чукотку. Он вспоминал вежливых пограничников, хорошее медицинское обслуживание и визит в кино. Одно из самых сильных переживаний этого эскимоса случилось во время визита в районный центр Провидение. Там он испугался огромной собаки, которая гналась за ним через все село. Выкрикивая просьбы о помощи, герой рассказа вломился в дом к местным жителям, которым пришлось долго его успокаивать. Как выяснилось, большая собака оказалась лошадью, с которой еще не было знакомо население острова Святого Лаврентия.

- Таким образом, СССР не препятствовал на первых порах активному трансграничному сообщению с Аляской?
- В 1948 году границы были закрыты и открылись только в 1989 году. Советские эскимосы скрывали наличие родственников на Аляске, но по-видимому иногда встречались с ними на лодках в пограничных водах. В 1989 году, в конце перестройки границы открыли, началось тесное взаимодействие Чукотки и Аляски – экономическое, гуманитарное, культурное. В 1990-е годы на Чукотке был кризис, и она жила хуже всех регионов России, за исключением военной Чечни. 2/3 населения покинуло регион. Были случаи, когда наши эскимосы уезжали на Аляску. Во-первых, она помогала - предоставляла лекарства, еду, гуманитарную помощь, так что в настоящее время на Аляске есть наши соотечественники.

В 90-е годы россияне часто ездили на остров Святого Лаврентия на лодках. Такой метод передвижения был основным до того, как утонули 8 пассажиров одной лодки, и власти запретили использование лодок. С тех пор туда летают маленькие самолеты частной американской компании BeringAir, которые осуществляют чартерное сообщение. Впрочем, контакты облегчает то, что коренным народам Чукотки не нужна виза на остров Святого Лаврентия. Год назад лодочное сообщение было восстановлено, так что российские и американские эскимосы возобновили активное взаимодействие.

Эскимосы общаются только в рамках пограничных территорий, как на Чукотке и Аляске, или у них есть какие-то объединения, ассоциации?
Существует ICC – Inuit Circumpolar Conference, главная ассоциация эскимосов, объединяющая жителей Гренландии, Канады, России и США. Она имеет скорее политический, нежели практический смысл. Если ты хочешь, чтобы глобализированный евроамериканский мир знал о тебе и твоих интересах – следует играть по его правилам, создавать ассоциацию и проводить какие-то мероприятия. Конечно, эскимосы огромного циркумполярного региона общаются друг с другом, обмениваются опытом и пытаются сообща решать свои вопросы. Но практической пользы, по крайней мере, для простых эскимосов Чукотки и Аляски, от ICC не наблюдается.

Как живут эскимосы Чукотки и Аляски? Есть ли различия в их экономической деятельности, культуре и религиозных представлениях?
Азиатские или сибирские, или чукотские эскимосы в основном живут в трех так называемых «национальных» селах – Новое Чаплино, Сиреники и Уэлькаль. Некоторые проживают в районном центре Провидения, селе Лаврентия, в столице региона Анадыре. Многие учатся в Петербурге, кто–то живет в центральной России – к примеру, в Воронеже. Эскимосы, живущие на побережье Чукотки, занимаются традиционным природопользованием, в частности – охотой на морских млекопитающих: моржей, лахтаков, нерпу и кита. У них есть квоты на отстрел животных. Хотя в России для охоты требуется быть членом артели, получить много лицензий и справок. На острове Святого Лаврентия с этим проще – охотиться может каждый, добывая себе пропитание. Также они занимаются собирательством.

Была ли организована в новейшее время какая-то промышленность на Чукотке и Аляске? Есть ли какие-то изменения в модели занятости населения?
- Раньше на чукотском побережье были жирцеха, зверофермы, где работали люди. Сейчас основным источником заработка стали государственные, бюджетные организации – школы, ЖКХ и т.п. Отсюда безработица и отток молодого населения, которое смогло получить образование. На острове Святого Лаврентия похожая ситуация. Молодые люди уезжают «на материк» в США в поисках лучшей доли.

Какова религиозная картина верований эскимосов?
- Российские эскимосы сохранили традиционные верования и анимистические представления о мире – они «кормят духов», соблюдают множество различных правил, но среди них есть православные и протестанты – особенно представители харизматических евангелистских течений, баптисты и пятидесятники. На острове Святого Лаврентия подавляющее большинство эскимосов – протестанты. На этой почве иногда возникают религиозные противоречия.

Эскимосский язык сохранился в современности? Есть ли какие-то программы по его поддержке или ревитализации?
- Большая проблема в России образовалась в области эскимосского языка, поскольку его носителей осталось очень мало. Чукотские эскимосы – это преимущественно метисы, дети межэтнических браков, которые живут в смешанных чукотско-эскимосско-русских поселениях. На острове Святого Лаврентия ситуация более здоровая, чем в России, так как там эскимосы практически изолированы от внешнего мира, и сохраняют дистанцию от глобальной культуры. В этом им помогла география и особенности исторического развития Америки и Аляски. На острове Святого Лаврентия есть два поселения, в которых живут только эскимосы – там почти все говорят на эскимосском языке, есть языковая среда. Более того, издают компьютерные игры на эскимосском языке для детей, снимают кино и печатают книги. У нас таких программ нет – только частные и зачастую слабые инициативы. Одно время в Новом Чаплино в школе даже не преподавался язык – не было ресурсов и специалистов.

Пытаются ли решить проблему с эскимосским языком в России?
Попытки есть, но на фоне международного опыта они выглядят неуверенно. Есть группа в What’s up, где объединены в одном чате эскимосы Чукотки и острова Святого Лаврентия, всего около 200 человек. Там они постоянно переписываются в равной пропорции на русском и эскимосском языках. Благодаря интернету создается виртуальное пространство для коммуникации. Положительным примером развития эскимосского языка и культуры служит остров Святого Лаврентия, где нет страха перед новациями, и есть база для развития аборигенной культуры. На Аляске и в Канаде эскимосы активно используют современные возможности медиа-пространства для сохранения своей идентичности. Ведется здоровая и правильная работа, которая развивает эскимосскую культуру, адаптируя её к современному миру с использованием информационных технологий.В России же наоборот редко используют виртуальные технологии для помощи коренным народам, стараются изолировать их культуру от влияния внешнего мира. Как показывает практика, законсервировать народы нельзя – они тоже хотят иметь красивую одежду, смартфоны и блага цивилизации. Им надо помогать адаптироваться самим и приспосабливать свою культуру под реалии современности, что только помогает сохранению идентичности, языка и культуры.

Насколько распространен алкоголизм на Чукотке и среди эскимосов Аляски? Во времена СССР в тех районах бытовал суровый «сухой закон». Он сохранился?
- Ограничение спирта и спиртного – крайне важная мера для этих регионов. Алкоголизм является большой проблемой любого аборигенного населения, неважно, сибирского или североамериканского. В национальные села Чукотки до сих пор запрещен бесконтрольный ввоз спирта и водки, но запрещенные продукты проходят к эскимосам. Есть коррупционные схемы, некоторые частные предприниматели круглосуточно продают спирт и развозят его по охотничьим базам. Алкоголизм среди эскимосов достигает безумных, чудовищных масштабов. На Чукотке он становится причиной насильственных смертей, несчастных случаев, суицидов, ранних беременностей и т.д. На Аляске процент алкоголиков ниже, но там другая беда – наркотики, которых нет на Чукотке, поскольку это более дорогой объект зависимости. На острове Святого Лаврентия тоже действует сухой закон – если ты хочешь выпить спиртного, то едешь в город, в Ном.

У эскимосов есть особые привилегии, права, как у коренного малочисленного народа?
- Да, безусловно. В первую очередь это квоты – они имеют право охотиться на кита и убивать от 3 до 5 особей в год. Есть квоты на отстрел моржей, нерп, лахтаков и т.д. Эскимосам предоставляется бесплатная дорога до материка, до Москвы, раз в два года, причем в обе стороны. В бюджетной сфере им платят довольно высокие зарплаты благодаря надбавкам, существуют квоты на поступление в некоторые петербуржские ВУЗы. Многие люди, только на четверть эскимосы или чукчи, записываются в коренное население ради получения привилегий. В случае беременности или болезни, каждый житель отдаленного села может вызвать санитарный рейс и его или ее отвезут на вертолете в районный центр. Конечно, эта услуга действует не только на эскимосов, но они ей активно пользуются. Каждый вертолет, на котором я летал, перевозил хотя бы одну беременную девушку.

Что бы вы как специалист посоветовали государству или частным активистам, желающим помочь российским эскимосам?
- Во-первых, я считаю, что нет исключительно «эскимосских» проблем. Надо создавать рабочие места, чтобы люди не спивались и не уезжали на материк - развивать традиционное природопользование, формировать рынок сбыта, развивать туризм, косторезное искусство. Во-вторых, необходимо вкладывать деньги в сохранение языка – делать компьютерные игры на эскимосском, выпускать новые учебник и другие образовательные материалы. В-третьих, в каждом селе должны быть группы анонимных алкоголиков, штатные наркологи и штатные психологи, которые бы не наездами работали с населением, а помогали бы людям круглый год.

Эскимосы. Существует много названий для этого смелого народа Севера, проживающего в самых суровых условиях, известных человеку. Что мы в действительности знаем о них? Кроме того, что они с гарпунами охотятся на тюленей и моржей, ходят в шубах с капюшонами, большинство людей очень мало знает что-то об этих охотниках-собирателях и оленеводах.

10. Одежда и броня

Инуиты люди, в силу необходимости, достаточно квалифицированные в изготовлении теплой, прочной одежды. По теплосохранности одеждам эскимосам нет равных, ведь в традиционной эскимосской одежде спокойно можно находиться на морозе в -50 градусов много часов.

Однако, когда они выходили на охоту, чтобы выжить, они также умели изготавливать очень прочную броню для одежды. В конце концов, они выходили на охоту на массивных зверей и нуждались тоже в защите. Броня инуитов имела пластинчатую структуру, состояла из костных пластин (часто из моржовых зубов, известных как моржовый клык). Ремнями из сырой кожи пластины соединялись воедино. Любопытно, что дизайн такой брони напоминает древние доспехи японских воинов. Тот факт, что инуиты смогли придумать такие чрезвычайно функциональные доспехи, говорит об их таланте и смекалке.

Часто используемый в нейтральном контексте, термин “эскимо”, как правило, считается немного расистским, так же, как термин “индеец” — оскорбительным для коренных американцев. Однако, это технически считается приемлемым, а научный термин обычно имеет достаточно солидную этимологию. Хотя слово “эскимо” считается датским и французским (от слова “eskimeaux”), название, вероятно, основывается на старом термине “askimo.” Исследователи, похоже, не могут договориться о том, означает ли это “мясоеды” или “сыроеды”.

Тем не менее, многие эскимосы считают такой термин для себя оскорбительным, поэтому из уважения к этому гордому народу, мы будем избегать употребления этого термина. Общепринятым, политкорректным названием (многие из них также используют для себя этот термин) будет слово – Инуиты.

8 .Эскимосский поцелуй

Эскимосский поцелуй, как знак любви — это когда два человека трутся носами. Инуиты выработали такой жест на протяжении тысячелетий, потому, что при обычном поцелуе на морозе, из-за слюней, можно примерзнуть друг к другу в неловкой позе.

Эскимосский поцелуй называется “куник”. Это тип интимного приветствия, часто практикуется между супругами или детьми и их родителями. Встречающиеся могут выглядеть так, как будто они трутся носами, но на самом деле они нюхают друг другу волосы и щеки. Таким образом, два человека, которые не видели друг друга, могут быстро напомнить о себе другому человеку своим индивидуальным запахом.

Хотя куник не очень вписывается в понятие поцелуя, он считается интимным жестом.

Вегетарианство не очень распространено в традиционных инуитских племенах. Потому что они живут в бесплодной, холодной окружающей среде, их диета в основном опирается на различные виды мяса и лишь изредка, на некоторые виды ягод и водоросли. Даже в нынешние времена, фрукты и овощи являются дефицитными и дорогими для импорта в холодные северные районы, поэтому они по-прежнему полагаются на свой традиционный рацион.

Инуиты всегда были отменными охотниками. Они потребляют нарвалов, моржей, тюленей и разных птиц и рыб. Даже белые медведи иногда появляются в их меню. Есть много традиционных способов приготовления пищи: сушка, варка или заморозка. Некоторые продукты не готовятся вообще. Некоторые считают, что замороженное мясо – это настоящий деликатес, как мороженое.

Хотя можно подумать, что диета, которая в большой степени опирается на мясо приводит к серьезным проблемам со здоровьем, инуиты, которые следуют этой диете, на самом деле одни из самых здоровых людей в мире. Этот “ Парадокс инуитов” уже давно является предметом серьезного научного интереса.

Иглу является квинтэссенцией жилища инуитов: гениальное куполообразное сооружение, построенное из блоков льда и снега.

Хотя большинство людей видели фотографии иглу, как небольших снежных куполов, они существуют различных форм и размеров, а также материалов. Для инуитов, “иглу” — это просто слово, обозначающее здание, в котором живут люди.

5. Каллупиллук

В каждой культуре есть свои мифические чудовища. Инуиты проводили свои дни, обходя опасные ледовые поля, охотясь на огромных и сильных моржей и агрессивных медведей. Казалось бы, откуда можно придумать фантастическое чудовище. Однако и у инуитов было одно существо, которым пугали непослушных детей. Это Каллупиллук, буквально означающее “Монстр”. Согласно легенде, он обитал подо льдом и поджидал людей, провалившихся в воду. Тогда монстр набрасывался на них и утаскивал неосторожных людей в ледяную морскую пучину. Это был естественный и здоровый страх в Арктике, где упасть в воду часто означало — смерть.

4. Блондины эскимосы

В 1912 году исследователь по фамилии Стефанссон нашел странное племя инуитов, которое полностью состояло из блондинов, высоких, похожих на скандинавов. Это вызвало бурную дискуссию о природе этого племени. Большинство людей в конце концов согласились с тем, что эти белокурые инуиты в Канадской Арктике были потомками викингов, которые приплыли сюда на заре веков. Однако исследования ДНК в 2003 году развенчали эту гипотезу. Дело в том, что при брачных связях и близкородственном кровосмешении часто рождаются блондины.

3. Слова для описания снега.

В большинстве языков мира для снега существует одно или несколько слов. Однако в языке Инуитов существует огромное количество слов для описания снега. Инуиты могут описать снег 50-400 разными словами, красноречиво созданными для описания весьма специфического вида этого замороженного осадка.

Например слово Акуилокок означает: “тихо падает снег”, а пиегнарток, это “Снежная погода, хорошая для поездки на охоту”, и так далее.

2. Оружие.

Хотя контакт с европейской культурой дал им доступ к огнестрельному оружию и другим современным видам оружия, традиционное оружие инуитов изготавливалось из камня или костей убитых животных. Они не имели возможности ковать металл, так что кость была одной из главных особенностей их оружия. Луки были сделаны из кожи, костей и сухожилий.

Поскольку большинство оружия инуитов использовалось для охоты и разделки туш, оно было специально сделано для нанесения максимального ущерба. Кромки были острые и часто зазубренными, предназначенными для разрывания и терзания, а не аккуратного отрезания и прокалывания.

1. Бедность

Прогресс современной жизни и развития производства не предполагает широкого развития Севера и его жителей, поэтому инуитов постигла та же участь, что и других полукочевые племена, такие как австралийские аборигены. Среди эскимосов высок процент бедности и безработицы. Это привело к появлению множества социальных проблем, таких как рост алкоголизма. Остается удивляться, как эти гордые и неприхотливые народы продолжают жить традиционным укладом жизни.

Сообщение по теме Народы России

Эскимосы

Подготовил ученик 3 ,Б” класса

Средней школы №47

Русаков Всеволод

Санкт-Петербург

2011

Эскимосы

ЭСКИМОСЫ – один из коренных северных народов. Эскимосы населяют территорию от восточного края Чукотки до Гренландии. Всего в мире – менее 90 тыс. человек (на 2000-й год). В России эскимосы – малочисленная этническая группа (по данным переписи 2002 года, 1750 человек), живущая смешанно или в близком соседстве с чукчами в нескольких населенных пунктах восточного побережья Чукотки и на острове Врангеля.

Традиционные занятия эскимосов – морской зверобойный промысел, оленеводство, охота.

Эскимосы изобрели поворачиваемый гарпун, чтобы охотиться на морского зверя, каяк, снежный дом иглу и особую глухую одежду из меха и шкур. Эскимосский язык относится к эскимосской ветви эскимосско-алеутской семьи. У российских эскимосов есть учебник этого языка. Есть также словарь: эскимосско-русский и русско-эскимосский. Передачи на эскимосском языке готовит гостелерадиокомпания «Чукотка». Песни эскимосов становятся в последнее время все более популярными. И во многом благодаря ансамблю «Эргырон».

Антропологи считают, что эскимосы – монголоиды арктического типа. Слово «эскимос» («сыроед», «тот, кто ест сырую рыбу») принадлежит языку индейских племен Абнаков и Атабасков. С названия американских эскимосов это слово превратилось в самоназвание как американских, так и азиатских эскимосов.

Эскимосы – люди со своим древним мировоззрением. Они живут в единении с природой. Несмотря на то что некоторые группы эскимосов были христианизированы еще в XVIII веке, у этого народа сохранялись анимистические представления и шаманизм.

Эскимосы верят в духов-хозяев всех одушевленных и неодушевленных предметов, явлений природы, местностей, направлений ветра, различных состояний человека. Верят эскимосы в родственную связь человека с каким-либо животным или предметом. Злых духов представляют в виде великанов и карликов.

Для защиты от болезней у эскимосов есть амулеты: семейные и персональные. Существуют также культы волка, ворона и касатки. Посредником между миром духов и миром людей выступает у эскимосов шаман. Шаманом может стать не каждый эскимос, а только тот, кому посчастливилось услышать голос духа-помощника. После этого шаман уже наедине встречается с духами, которых он слышит, и заключает с ними некий союз о посредничестве.

Жилище эскимосов- ,ИГЛУ”. Иглу делают изо льда.

Одежда эскимосов- ,КУХЛЯНКА”

Эскимосами называют народ, издавна населявший территорию Чукотки в Российской федерации, Аляски в Соединенных Штатах Америки, Нунавуты в Канаде и Гренландии. Общая численность эскимосов составляет около 170 тысяч человек. Наибольшее их количество проживает в Российской федерации - около 65 тыс. чел. В Гренландии их около 45 тыс. чел., в Соединенных Штатах Америки - 35 тыс. чел. и в Канаде - 26 тыс. чел.

Происхождение народа

Если дословно, «эскимос» обозначает человека, который ест мясо. Но в разных странах их называют по-разному. В России это югыты, то есть настоящие люди, в Канаде - инуиты, а в Гренландии - тладлиты.

Задаваясь вопросом о том, где живет эскимос, нужно сначала понять, кем являются эти интересные люди. Происхождение эскимосов и сегодня считается спорным вопросом. Бытует мнение, что они относятся к древнейшему населению в Беринговом регионе. Их прародиной, возможно, был северо-восток Азии, а оттуда уже поселенцы расселялись на северо-запад Америки через

Азиатские эскимосы в наши дни

Эскимосы Северной Америки обитают в суровой арктической зоне. Они занимают в основном приморскую часть севера материка. А на Аляске поселения эскимосов занимают не только береговую полосу, но и некоторые острова. Население, живущее на реке Коппер-Ривер, почти полностью ассимилировано с местными индейцами. Так же, как и в России, в Соединенных Штатах Америки очень мало поселений, в которых живут только эскимосы. Преимущественная их численность находится на территории мыса Барроу, на берегах рек Кобука, Нсатака и Колвилла, а также вдоль

Жизнь и культура гренландских эскимосов и их сородичей из Канады и Соединенных Штатов Америки похожи. Однако уже сегодня преимущественно ушли в прошлое их землянки и посудная утварь с С середины двадцатого века в Гренландии стало усиленно развиваться строительство домов, в том числе и многоэтажных. Поэтому и жилище эскимосов существенно изменилось. Электричеством и газовыми горелками стали пользоваться боле пятидесяти процентов населения. Практически все гренландские эскимосы сейчас предпочитают европейскую одежду.

Образ жизни

Жизнь этого народа делится на летний и зимний способы существования. Издавна главным занятием у эскимосов была охота. Зимой основная добыча охотников - это тюлени, моржи, различные китообразные, а иногда и медведи. Этот факт объясняет, почему территория, где живет эскимос, практически всегда находится на морском побережье. Шкуры тюленей и жир убитых животных всегда верно служили этим людям и помогали выживать в суровых арктических условиях. В летний и осенний период мужчины охотятся на птиц, мелкую дичь и даже ловят рыбу.

Нужно отметить, что эскимосы не являются кочевыми племенами. Несмотря на то, что в теплый период года они постоянно находятся в движении, зимуют же по нескольку лет на одном месте.

Необычное жилье

Чтобы представить, в чем живут эскимосы, нужно понимать их уклад жизни и ритм. Из-за своеобразной сезонности жилье у эскимосов также двух видов - шатры для летнего обитания и Эти жилища по по-своему уникальны.

При создании летних шатров учитывается их объем для размещения не менее десяти человек. Из четырнадцати шестов создается конструкция и покрывается шкурами в два слоя.

В холодное время года нечто другое придумали эскимосы. Иглу - снежные хижины, которые являются зимним вариантом их жилья. Они достигают около четырех метров в диаметре и высотой под два метра. Освещением и отоплением люди обеспечены благодаря тюленьему жиру, который находится в плошках. Таким образом, температура в помещении поднимается до двадцати градусов выше нуля. С помощью этих самодельных ламп готовят пищу и растапливают снег для получения воды.

Как правило, в одной хижине уживается по две семьи. Каждая из них занимает свою половину. Естественно, что жилье очень быстро загрязняется. Поэтому его разрушают и на другом месте возводят новое.

Сохранение эскимосского этноса

Человек, побывавший на тех землях, где живет эскимос, не забудет гостеприимность и доброжелательность этого народа. Здесь чувствуется особое радушие и доброта.

Несмотря на убеждения некоторых скептиков об исчезновении эскимосов с лица земли в девятнадцатом либо двадцатом веке, этот народ упорно доказывает обратное. Они сумели выжить в непростых условиях арктического климата, создать свою самобытную культуру и доказать огромную жизнестойкость.

Большую роль в этом играет единство народа и его лидеров. Таким примером являются гренландские и канадские эскимосы. Фото, видеорепортажи, отношения с другими видами населения доказывают, что они смогли не только выжить в суровой среде обитания, но и достичь больших политических прав, а также получить уважение в мировом движении среди аборигенов.

К сожалению, на территории Российской федерации социально-экономическое положение коренного населения выглядит немного хуже и требует поддержки со стороны государства.