Певец дмитрий хворостовский скончался в лондоне. Дмитрий Хворостовский: биография, личная жизнь, творчество Год рождения хворостовского

Хворостовский Дмитрий Александрович (р. 1962) – российский оперный певец, с 1995 года имеет звание Народного артиста Российской Федерации.

Детские и школьные годы

Дмитрий родился в Красноярске 16 октября 1962 года в интеллигентной семье. Его папа, Александр Степанович, по профессии был инженером-химиком. Мама, Людмила Петровна, трудилась в местной больнице на престижной должности врача-гинеколога. Отец Дмитрия обожал музыку, сам играл на фортепиано, пел, у него был потрясающий глубокий баритон, который достался сыну по наследству. Вечера семья проводила в гостиной, где стояло фортепиано. Александр Степанович играл и пел, подпевала ему мама, а позднее к ним стал присоединяться сынок. А ещё папа имел большую коллекцию пластинок с композициями мировых оперных певцов. Так что маленького Диму с ранних лет окружала музыка. Уже в четыре годика он начал петь, его первыми песнями стали народные композиции и старинные романсы. У мальчика уже тогда появились кумиры:

  • Мария Каллас;
  • Этторе Бастианини;
  • Фёдор Шаляпин;
  • Тито Гобби.

Знакомые Хворостовских, слушая пение маленького Дмитрия, в шутку говорили его родителям, что их мальчик вырастет знаменитым певцом. Разве могли они тогда предположить, что эти шутки станут явью, а из Димы получится не просто певец, а покоритель мировой оперной сцены?

С музыкальным инструментом Дмитрий начал знакомиться тоже довольно рано. Первым его педагогом стал отец, который обучал сына игре на фортепиано.

В 7 лет Дима пошёл в обычную общеобразовательную школу, которая находилась рядом с домом. Но, чувствуя, что ребёнок буквально тянется к искусству, родители решили параллельно отдать сына в музыкальную школу.

Учёба Дмитрию давалась нелегко: ни хорошими оценками, ни примерным поведением в школе он не отличался.

Преподаватели в музыкальной школе пророчили ему будущее пианиста. Но Хворостовский выбрал для себя иной путь.

Студенчество

Получив аттестат о среднем образовании, Дмитрий решил стать студентом музыкального отделения Красноярского педагогического училища имени А. М. Горького. В это же самое время у юноши появилось сильное увлечение такой модной на тот момент роковой музыкой. Причём ему очень хотелось походить на рок-музыкантов не только внешне, но и внутренне.

Помимо обучения Дмитрий начал выступать с красноярским музыкальным коллективом «Радуга» в качестве солиста и клавишника. Направления музыки у группы были разные, пели они в основном в клубах и ресторанах. Поведение Хворостовского со школы ничуть не поменялось, он ещё больше принимал участие в драках и потасовках, любил подебоширить, часто и подолгу пропускал занятия в училище, уходя в загул с музыкантами «Радуги». Одно время он вообще хотел забросить учебное заведение, но одумался и всё-таки получил диплом преподавателя музыки.

С 1982 года Дмитрий продолжил учёбу на вокальном факультете Красноярского института искусств. Благодаря знакомствам и связям родителей ему удалось попасть в группу лучшего преподавателя Екатерины Йофель.

Первоочередной задачей было переучить его с хормейстера на солиста. Первые два курса дались очень тяжело. Дмитрия многое раздражало, ведь его характер отличался вспыльчивостью и нетерпеливостью. Но к третьему курсу всё наладилось, Хворостовский научился понимать свою преподавательницу с полуслова. Он не пропустил ни одного её занятия и до сих пор вспоминает с особой благодарностью все уроки Екатерины Йофель. Институт Дмитрий окончил с красным дипломом.

Музыкальная карьера

Будучи студентом института искусств, Хворостовский начал выступать. Сначала это были симфонические концерты, а потом и постановки в Красноярском театре оперы и балета. В 1985 году его зачислили в театральную труппу.

Начиналось всё со второстепенных партий, но совсем скоро уникальный голос, невероятное трудолюбие и талант сделали своё дело: Хворостовский стал первым голосом. Он исполнял оперы Гуно и Верди, Чайковского и Леонкавалло.

В 1986 году Хворостовский принял участие во Всероссийском конкурсе вокалистов, на котором стал лауреатом. Ещё через несколько месяцев он покорил и Всесоюзный конкурс.

Когда пришло время получать диплом, Дмитрий для себя уже принял решение – строить свою музыкальную карьеру в Европе. Он участвовал во всех конкурсах вокалистов международного уровня. Первое такое участие во Франции сразу же принесло Хворостовскому Гран-при. В Ницце в оперном театре состоялся его европейский дебют, а в Тулузе он одержал победу. Это был 1988 год.

В следующем 1989 году Дмитрий поехал в Уэльс. В его столице Кардиффе британской компанией ВВС проводился международный фестиваль вокалистов. Впервые за четыре года на нём появился представитель России. Любимые партии Дмитрия из опер Верди и Чайковского, исполненные им на этом конкурсе, покорили всех без исключения. Кто-то в жюри даже сравнил его с Лучано Паваротти. Победа была безоговорочной, весь мир узнал о талантливом российском оперном певце. Хворостовский стал получать приглашения выступать на лучших мировых оперных сценах:

  • Королевский театр Ковент-Гарден в Лондоне;
  • театр «Новая опера» в Москве;
  • Государственные оперы в Баварии, Вене и Берлине;
  • Мариинский театр в Санкт-Петербурге;
  • театр Ла Скала в Милане;
  • Лирическая опера в Чикаго;
  • Метрополитен-опера в Нью-Йорке;
  • театр Колон в Буэнос-Айресе.

В Америке певец дебютировал в 1990 году с оперой «Пиковая дама» Чайковского. Его выступление сразу произвело такой фурор, что компания звукозаписи «Philips Classics» заключила с ним контракт на запись альбомов. Вышло более двадцати пластинок с сольными программами и сборниками оперных арий в исполнении Хворостовского. А альбом «Очи черные», где Дмитрий пел романсы и русские народные песни, побил все рекорды популярности в Европе и США.

С 1994 года Хворостовский переехал в Лондон, где купил пятиэтажный особняк, позднее он стал гражданином Великобритании.

Про родину он никогда не забывал. Наряду с мировыми гастрольными турне, он очень много выступает в российских городах. В 2004 году состоялся концерт Дмитрия на Красной площади в сопровождении симфонического оркестра. Это выступление транслировалось по национальным телевизионным каналам.

За свои заслуги в мире искусства Дмитрий Хворостовский был награждён:

  • званиями Почётного гражданина Красноярска, Кемеровской области, Красноярского края;
  • Государственной премией РСФСР;
  • орденом Александра Невского.

Личная жизнь

Со своей первой женой танцовщицей из кардебалета Светланой Ивановой Дмитрий познакомился ещё в Красноярском театре. За плечами Светы уже был один брак, она самостоятельно воспитывала дочь. Но Дмитрия это не смущало, он влюбился, как мальчишка.

В течение двух лет продолжался их роман, в конце концов Светлана с дочерью переехала к Дмитрию в коммунальную квартиру. Вскоре они сыграли свадьбу, и Хворостовский удочерил дочь Светы от первого барка Марию. Хотя многие друзья отговаривали его от женитьбы, потому что у Светланы была не слишком хорошая репутация.

В 1994 году семья уехала в Лондон, там Света родила двойняшек Даниила и Александру. Дети появились на свет в 1996 году, и буквально вскоре после этого в семье начались разлады. Супруга не хотела изучать английский язык, мужу она стала уделять гораздо меньше времени, они начали отдаляться друг от друга, что привело к увлечению Дмитрия алкоголем.

Последней каплей стала измена Светланы, в 1999 году они с Дмитрием расстались и через два года официально оформили развод. Дело было громким, Светлана отсудила дом, машины, квартиру, годовое содержание в 170 тысяч фунтов стерлингов.

Через 10 лет она вновь завела судебный процесс, в котором требовала увеличить её годовое содержание в связи с тем, что доход бывшего супруга стал намного больше. Светлана своего добилась, и сумма годового содержания выросла в два раза, до 340 тысяч фунтов стерлингов.

31 декабря 2015 года в Лондоне Светлана скончалась, дети уже довольно взрослые, девочка Александра художница, мальчик Даниил играет на гитаре в рок-группе.

Свою вторую супругу Флоранс Дмитрий ласково называет Флоша. Так впервые он сказал ей, когда признавался в любви. Она тогда ещё совсем плохо понимала по-русски, хотя обожала всё, что связано с Россией, прочла полное собрание сочинений Достоевского и Чехова на французском языке.

Познакомились они в 1999 году на репетициях. Флоранс – певица, родом из Женевы, происхождение у неё итальяно-швейцарское, девичья фамилия Илли. Дмитрий понравился ей сразу, она предпринимала попытки сблизиться с ним, но он тогда ещё был женат и вёл себя, как подобает приличному семьянину.

Развод с первой женой, постоянные суды дали о себе знать и сказались на здоровье Хворостовского: открылась язва желудка, началась жуткая депрессия, которую певец снова пытался заглушить алкоголем.

На помощь пришла Флоранс, она вытащила его из этого ужасного состояния. С 2001 года они стали жить вместе, в 2003 Флоранс родила сынишку Максима, в 2007 – дочь Нину.

Флоранс учится у Дмитрия всему русскому, он даже обучил жену лепке сибирских пельменей. Очень часто она сопровождает супруга в его гастрольных турах.

Болезнь и возвращение к музыке

В начале лета 2015 года появились сообщения о том, что врачи диагностировали у Дмитрия Хворостовского страшную болезнь – опухоль мозга.

Певец подтвердил это и объявил о временном прекращении концертной и гастрольной деятельности в связи с предстоящим лечением. Голос Дмитрия при этом не пострадал, болезнь сказалась на равновесии, которое ему тяжело было удерживать, нарушена была координация движений, часто кружилась голова, появились проблемы со слухом и зрением.

Очень хорошо, что болезнь обнаружили на ранней стадии. Дмитрий прошёл курсы консервативного лечения в лондонской онкологической клинике.

Осенью 2015 года в Нью-Йорке в «Метрополитен Опере» Хворостовский вернулся на мировую сцену, он выступил с Анной Нетребко.

Это была опера «Трубадур» Джузеппе Верди и блестяще исполненная Дмитрием партия графа ди Луна. Охапки белоснежных роз падали к ногам певца, как знак того, что мир восхищён человеком, победившим рак головного мозга.

Фотографии, которых еще никто не видел, и личные моменты, о которых никто не рассказывал: в музее Красноярской железной дороги впервые выставили уникальные фотоальбомы семьи Хворостовских . Дело в том, что прадед, дедушка и бабушка знаменитого артиста всю жизнь работали на железной дороге.

Поэтому несколько лет назад именно музею железной дороги семья передала несколько десятков семейных фотографий и документов. На них Дмитрий Хворостовский – еще обыкновенный мальчишка, и никто не догадывается, что его, без преувеличения, со временем узнает весь мир. Нам удалось посмотреть эти фото вместе с Алексеем Зархиным , двоюродным братом Дмитрия Хворостовского, который единственный из родственников великого артиста остался в Красноярске . И позвонили папе Дмитрия, Александру Степановичу, переехавшему в Москву . Сегодня мы познакомимся с дедушкой и бабушкой Дмитрия по отцовской линии, увидим его молодых родителей и маленького Диму.

На фото дедушка Дмитрия Хворостовского, Степан Иванович Хворостовский. Учитель в начальной школе. Украина 1929 год.

Папе 20 лет, он уже учитель. Потом он поступил в Харьковский институт железнодорожного транспорта, этот же институт закончила и моя мама, Екатерина Павловна, - рассказывает Александр Степанович.


Папа Дмитрия Хворостовского Александр Степанович, ему один год. 1939 год.

Это было в Перми . Мы жили в коммунальной квартире. Конечно, я не помню этого времени.


Семья Хворостовских. Екатерина Павловна, Степан Иванович. Дети Александр и Надежда. Пермь 1945 год.

Судя по медали на груди отца, это 1945 год. Родители молодые и красивые. Мы в Перми. Через три года мы уедем в Красноярск. Фотографиям уже много лет. Я когда смотрю на старые фото, даже молодею. Так что я с удовольствием для вас подбирал фотографии.


Папа Дмитрия, Александр Степанович, 1946 год.

С этого пианино, можно сказать, и началась история, которая через много лет подарит миру великого артиста. Оно появилось в семье в 1946 году, когда отцу Дмитрия Хворостовского, Александру, было всего семь лет.

Шла война, часть зарплаты выдавали облигациями государственного займа. А когда война закончилась, делали вещевые розыгрыши. Облигация деда, Степана Ивановича Хворостовского, выиграла, но выигрыш нужно получать музыкальным инструментом. Маленького Шуру шутя спросили - «Что тебе - гитару или пианино?». Он закричал «Конечно пианино!» Саша буквально бредил музыкой, из двух чемоданов он делал «пианино» и как будто играл. Поэтому выбрали пианино, которое было вывезено из Германии по репатриации. На нем поколение за поколением учились играть все члены семьи. Редкий инструмент, Wilhelm Velten , сделанный в городе Бреслау в начале прошлого века, до сих пор сохранился в семье, сейчас ему больше 100 лет.


Семья Хворостовских, первое фото в Красноярске, 1948 год

Снимок сделан в 1948 году, в «Фотостудии» неподалеку от красноярского железнодорожного вокзала. Вообще же, большинство снимков из альбома сделаны дедушкой Дмитрия, Степаном Хворостовским, или его отцом, Александром Степановичем, который рассказал:

Отец увлекался фотографией. Его фотоаппарат был на треноге, с гармошкой. А потом я занял место фотографа, он уже не вмешивался.


Александр Хворостовский с мамой Екатериной Павловной. 1952 год.

Это с мамой в нашей квартире на Горького , 10. Она работала в здании управления железной дороги, это напротив нашего дома, пришла домой на обед или уже вечером, я фотоаппарат поставил на автоспуск и сел рядом с ней. Дорога в те годы была военизированная, у мамы и папы были и звание, и форма.


На охоте. Слева направо: Александр Хворостовский, Степан Иванович Хворостовский, водитель, Анатолий Иванович Исаев, директор Красноярского ПВРЗ (паровозовагоноремонтного завода, ныне ЭВРЗ). 1953 год.

С Исаевыми были знакомы с Перми. Когда началась война, мой отец и Анатолий Иванович пошли в военкомат, но им сказали, вы нужнее в тылу, работайте. Они оба были начальниками цехов на заводе. В 1948 году мы переехали в Красноярск, через несколько лет сюда же перевели и Исаева А.И., они встретились. С отцом я на охоту ездил, было интересно. Потом не увлекался, хотя одно время даже был в обществе охотников. Но интерес пропал.


Дмитрий с мамой, Людмилой Петровной. 1963 год.

Жена тогда работала акушером-гинекологом. День в больнице, ночь на дежурстве в роддоме и утром снова на прием – ее не было 32 часа. Она уставшая, а годовалый Дима, ее как бы забывший за это время, надутый и не понимает, что за тетя? Она счастлива, что наконец с ребенком. Я сфотографировал эту идиллию. Таких дежурств у нее было пять в месяц, тяжелая была работа.


Дедушка Степан Иванович и бабушка Екатерина Павловна с внуком Алексеем Зархиным. Сочи 1966г.

Обоих внуков, Диму и Лешу, бабушка с дедушкой регулярно возили на отдых в Сочи . Как у железнодорожников, у них были бесплатные билеты. Дорога в одну сторону занимала четверо суток, - вспоминает Алексей, - это была целая эпопея:

Дед с бабушкой внизу, а мы с Димой на верхних полках кидаемся чем-нибудь. Мы сначала играли, потом дрались, потом убегали, ну, вы понимаете, что такое длинный путь, и два пацана в душном вагоне!

Когда мы подросли, нас разделили. Я на год младше, у меня были льготы на самолет, и мы с бабушкой летели, а дед с Димой ехали поездом. Дед работал главным ревизором дороги, его знала поездная бригада, когда он садился в поезд, его приглашали в штабной вагон. Дима один сидел в купе, когда становилось скучно, шел искать деда. Находил, - тот частенько играл в преферанс, очень любил эту игру. Мужики все красные, уставшие, шептали Диме: «забирай его, забирай!».


Дмитрий Хворостовский с папой. Сочи, 1967 год.

Диме пять лет. Мы каждый год старались накопить 300 рублей, чтобы все втроем поехать в Сочи. В этот год я научил его плавать. На диком пляже он прыгал в воду, я отходил все дальше, и он вынужден был плыть. А потом мы вместе с ним доплывали до буйков. Над этой фотографией я много работал, ретушировал ее. Она плохого качества, но очень хотелось ее сохранить, - рассказал нам Александр Степанович.


Дедушка Степан Иванович с внуком Алексеем Зархиным. 1968 год.

На даче братья не только баловались, играли, хулиганили, но и серьезно помогали. На Леше и Диме была поливка; мужской работе ребят учил дед, который все умел. Кстати, много лет вся семья сажала картошку, - не на даче, где под это не хватало земли, а в железнодорожном подсобном хозяйстве. Даже когда Алексей и Дима выросли, пытались отговорить деда – может, купим пару мешков, - всем хватит? Но тот был непреклонен: картошка должна быть своя!

И пока был жив дед (до 1986 года), и я и Дима беспрекословно ее и сажали, и выкапывали.


Дедушка Степан Иванович с внуками Димой и Лешей на даче. 1970 год

Дача Хворостовских до сих пор сохранилась почти в первозданном виде, находится под Красноярском. Шесть соток, домик с пристроенной верандой из железнодорожных шпал. Диму и его брата в детстве родители отвозили туда к бабушке с дедушкой.

Родители работали, а мы были с дедушкой и с бабушкой, пока они уже не взмолятся, чтобы нас забрали, - смеется Алексей. - У нас год разницы, поэтому постоянно - то игры, то конфликты были.


Дима с мамой Людмилой Петровной и бабушкой Екатериной Павловной на даче. Красноярск, 1968 год.

Я сделал это фото в сумерках, оно не очень хорошего качества. Дачу мы сами строили. Я был на третьем курсе, мы с другом вкапывали сваи, потом нас отправили в колхоз. Я удивляюсь, откуда сейчас хлеб и картошка. Нас же на полях нет, кто убирает урожай? То есть можно и без нас справляться? Дима работу в поле в школе застал, в институте их в колхоз уже не посылали. Но они работали на строительстве института искусств. Я, помню, тогда возмущался, что певцов заставляют строительной пылью дышать. Посылали бы дирижеров, им горло не нужно, а певцов зачем? А когда Дима стал мировой звездой, он давал благотворительные концерты для того, чтобы помочь достройке института. Много давал концертов, бесплатно. Сам он учился в разных зданиях.

То есть назвать место, где учился Дмитрий Хворостовский, сложно?

Да, сложно. Институту места не хватало, занимались в разных зданиях, например, в здании пединститута на Мира, там они сдавали экзамены и зачеты. И там был хороший кружок самодеятельности, пели почти профессионально, участвовали в смотрах художественной самодеятельности. Я пел классику, арии и романсы, Дима начинал в джаз-бэнде, я считал, что это плохо. Я был против, позже Дима скажет в одном из интервью, «к ужасу папы я увлекся рок-музыкой». Я был в ужасе, я эту музыку не признавал. Но потом он одумался и стал петь классику. Его самые первые записи появились примерно с 1987 года, он уже работал в театре, победил на всероссийском конкурсе в Перми, на всесоюзном в Баку , потом на международном в Тулузе и начал давать концерты в Красноярске, в органном зале. Я помню такой момент, мы с ним пришли на его концерт, меня пропускают, а его нет. Я говорю, он со мной. Охранник даже подумать не мог, что такой юный мальчик будет давать концерт.


Дмитрий Хворостовский с братом Алексеем Зархиным на демонстрации. Красноярск, 1974 год.

Семейная традиция Хворостовских - ходить на демонстрации два раза в год, на 1 мая и на 7 ноября. Дети и взрослые шли в колонне, а потом собирались в квартире бабушки и дедушки на Горького, 10 (центр Красноярска, - прим. Ред.), и праздновали.


Дмитрий с детьми: Максим, Саша, Нина и Мария - приемная дочь. Было много гостей из разных стран (около 30 человек). Через месяц Димы не станет.

КСТАТИ

Сначала Дмитрий Хворостовский хотел поступать в медицинский

Мама Дмитрия, Людмила Петровна, по образованию и профессии – врач. Поэтому в школьные годы Дима говорил о том, что тоже будет поступать в медицинский (стать инженером, как отец, он никогда не хотел, с точными науками не сложилось). Однако, очень легко давалась ему и увлекала, музыка. Родители Дмитрия рассказывают, как случился выбор института. Дмитрий с мамой стояли на остановке и ждали автобус. Если первый подойдет в сторону медицинского института, то Дима станет врачом, а если в сторону института искусств, то артистом. К счастью, первым подошел нужный автобус. Хотя именно в тот день документы в институте у него не взяли, сказали что необходимо среднее специальное музыкальное образование. Тогда уже папа «взял Диму за руку» и отвел в Музыкально- педагогическое училище им. Горького. Экзамены на тот момент уже прошли и только благодаря таланту Дмитрия и упорству Александра Степановича было сделано исключение.

Начнем с того, что Дима вообще никуда не хотел поступать, - рассказывает Алексей. - Он просто хотел играть, пел в вокально-инструментальном ансамбле. У него очень хорошо была развита музыкальная память, ему достаточно было услышать мелодию один раз, и он мог записать ее по нотам. Я считаю, не было бы поющего отца, не было бы певца Дмитрия Хворостовского. У Александра Степановича хобби было пение, он учился пению, вел музыкальные кружки, аккомпанировал, так как в совершенстве владел инструментом фортепиано и по оценкам некоторых специалистов, его голос был не хуже Диминого. Но если дядя Шура создавал себя кропотливым трудом, у Димы – талант от Бога. Кстати, Дима общался с родителями е-же-днев -но! Все свои планы обсуждал, советовался с отцом именно в музыкальном смысле. Дима достиг таких вершин, его отец много лет проработал на радиозаводе инженером-химиком, но они были на одной волне, на одном уровне музыкального восприятия. К советам отца Дмитрий прислушивался, а если папа похвалит - зто был настоящий праздник. Ты здесь не додал, здесь не дотянул - такие советы он давал сыну.

Как увековечат память Хворостовского в родном городе

Александр и Людмила Хворостовские приедут в Красноярск, когда решатся вопросы об установке мемориала, и размещению урны с прахом; Обсуждается вариант сделать открытую квартиру-студию в доме бабушки по адресу пр. им. газеты «Красноярский рабочий», 55 (правда, там сейчас живут другие люди). Но здесь есть определенные сомнения, - «Можно воссоздать обстановку, но вопрос в том, кто из гостей города будет ездить на правобережье, на улицу Мичурина » - рассуждают родственники. В любом случае, идут обсуждения, родные не форсируют события, но и просят тех, от кого зависит решение вопроса, не затягивать: «просьба только одна – как можно быстрее назначить дату погребения. А где, как – это уже другой вопрос...».

Кстати

Семья Хворостовских (Дима с родителями) сначала жила на улице 26 Бакинских комиссаров в коммуналке, потом переехала в квартиру на Павлова . Дима жил и там, и у бабушки по материнской линии, в доме по ул. Красноярский рабочий, 55. Туда, к бабушке Марии Николаевне, его привезли из роддома, там он закончил школу №94, на улице Мичурина. Он приезжал с ул.Павлова в школу, после уроков шел к бабушке, делал уроки, эта квартира прошла через все его детство.

Когда Дмитрий стал лауреатом конкурсов, администрация края выделила ему квартиру в доме, где находится гостиница «Октябрьская». Он жил там, пока не уехал сначала в Москву, потом в Лондон . В квартиру переехали родители, и до сих пор здесь живут, когда приезжают в Красноярск. Постоянно они живут в Москве, в квартире, которая также принадлежала их сыну.

Лев Толстой сказал, что «каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Особенно справедлива эта фраза, когда речь идет о потере родного и любимого человека. 22 ноября 2017 г. прекратило биться сердце прекрасного мужчины, выдающегося артиста Дмитрия Хворостовского.

Опустела без тебя земля

Для близких смерть певца стала невосполнимой утратой. Никто не сможет прочувствовать ту горечь, которая охватила Флоранс Илли – вдову Дмитрия. На страничке микроблога она разместила только одно слово – DIMA. Белые буквы на черном фоне смотрелись особенно пронзительно. Как и короткий комментарий: «Люблю тебя. Навсегда».

Несмотря на боль и скорбь, охватившие семью Дмитрия, его родные нашли силы поблагодарить всех, кто скорбел вместе с ними. Накануне похорон Флоранс обратилась со словами признательности за море любви, поддержки, в которой они так нуждались в это время. Вдова попросила не приносить цветы, а лучше сделать пожертвования в пользу Центра Исследования рака. За несколько дней поклонники певца внесли на счет центра 2,5 тыс. фунтов стерлингов.

Флоранс и дети стоически перенесли процедуру прощания с самым родным человеком, и на некоторое время прекратили общение с прессой. Особенно тяжело переживать утрату, находясь под непрерывным вниманием журналистов.

От первого брака у Дмитрия осталось двое детей – близнецы Александра и Данила. И приемная дочь Мария. Все дети тесно общаются и дружат.

Грустное Рождество

25 декабря 2017г. Флоранс нарушила молчание, и поздравила своих подписчиков с Рождеством. В Instagram она поместила фотографию, на которой запечатлена вместе с детьми – Максимом и Ниной.

На фото - Флоранс Хворостовская с детьми через месяц после смерти мужа

Все они улыбаются, но хорошо видно, насколько грустные у них глаза и невеселые улыбки. Дети очень повзрослели за месяц, прошедший со смерти отца. Особенно возмужал Максим, который почувствовал ответственность за маму и сестру.

Внимательные подписчики микроблога заметили, что Флоранс в качестве кулона носит на цепочке обручальное кольцо Дмитрия. Этот факт вызвал сочувственные комментарии и слова поддержки в адрес семьи Хворостовского.

Через некоторое время Флоранс стала размещать на своей страничке в Instagram фотографии из семейного архива, сопровождая их трогательными комментариями.

Она признается, что не может смириться с уходом любимого, считает дни, прожитые без него. Отмечает, что два месяца спустя боль усилилась: «Скучаю по тебе пуще прежнего». Женщина пообещала навсегда сохранить верность любимому.

История любви

Все, кто видел Дмитрия и Флоранс, отмечают особенную нежность, с которой супруги неизменно относились друг к другу. Познакомились они в 1999 г. на подмостках Женевской Оперы, где Хворостовский пел партию Дон Жуана, а Флоранс исполняла роль его возлюбленной. Сценический поцелуй положил начало отношениям, которые оборвала только смерть Дмитрия.

У певца был тогда сложный период: семейные проблемы привели к злоупотреблению алкоголем. Флоранс возродила мужчину к жизни, вдохновила на новые творческие проекты. Молодая женщина отказалась от собственной карьеры. Для Дмитрия она была возлюбленной, музой, другом. Его родные называли Флоранс ангелом, посланным Дмитрию.

На фото - Хворостовский с родителями и Флоранс

Сам он говорил, что с ней ему стало легче дышать и петь, мир расцвел новыми красками. В браке у них родилось двое прекрасных детей – Максим и Нина.

Позже она стала внимательной сиделкой и ревностной защитницей, оберегающей покой угасающего супруга.

Горестный День Святого Валентина

Такое безмерное чувство не могло исчезнуть бесследно, и День всех влюбленных Флоранс Илли провела на Новодевичьем кладбище. Опустившись на колени возле могилы Дмитрия, она произнесла проникновенную клятву верности. Позже, в микроблоге она снова призналась ему в любви, сказала, что думает о нем каждую минуту, и безмерно скучает. Возможно, когда-нибудь она снова станет счастливой, потому что он так хотел. Она постарается сделать это ради детей, ради себя самой. А он навсегда останется в ее сердце.

Флоранс рассказала, что после смерти мужа не могла заставить себя слушать записи с голосом Дмитрия. Только спустя 3 месяца преодолела страх, и смогла посмотреть фильм «Дмитрий Хворостовский. Партитура успеха». Просмотр только сильнее разбередил еще не зажившую рану, вызвал новую волну тоски и горя.

Критика в адрес семьи Хворостовского

Сначала критике подверглась десятилетняя дочь Нина. Девочка опрометчиво поделилась в Сети своими переживаниями по поводу смерти отца. Она написала о том, что потеряла замечательного друга и самого лучшего папу. Пообещала всегда помнить о нем. «Мы должны оставаться сильными, и спасибо всем тем, кто помнит папу». В память об отце она исполнила песню Элтона Джона «I"m still standing» (Я все еще стою). Пользователи Сети обрушились на девочку с жестокой критикой, вероятно забыв, что Нина всего лишь ребенок. К счастью, нашлись здравомыслящие люди, выступившие в защиту Нины: «Дмитрий был великим жизнелюбом, ему было бы приятно, что дочь не плачет, а поет в память о нем», «Браво, Нина! Уважаю!». Но в результате скандала дети Хворостовского закрыли свои странички от посторонних посещений.

Следующая волна критики обрушилась на семью, когда Флоранс вместе с детьми появилась на церемонии вручения Грэмми. Дмитрия посмертно выдвинули на премию в номинации «Лучший классический вокальный сольный альбом».

На фото - Флоранс Хворостовская с детьми на вручении премии Грэмми

Естественно, семья посетила это мероприятие. Премию Хворостовскому, к сожалению, не присудили. Зато злобным осуждениям подверглась вдова Дмитрия. Ее обвинили в несоблюдении траура, осудили за яркое платье, упрекнули в том, что она похорошела. Недоброжелатели окрестили ее «веселой вдовой». Женщина оставила злобные выпады без комментариев. Но за нее заступились многие поклонники артиста.

Родители Дмитрия

В том, что родители хоронят своего ребенка, есть что-то аномальное, нарушающее законы природы. Родители Дмитрия резко постарели после смерти единственного сына. Их немного утешает общение с невесткой и внуками, которые часто приезжают в Москву.

На фото - родители, жена и дети Дмитрия Хворостовского

Людмила Петровна и Александр Степанович с прессой не общаются, живут замкнуто. Единственное мероприятие, которое они посетили – вручение премии Bravo. Церемония прошла в Большом театре, и началась с посвящения Дмитрию Хворостовскому. Во время исполнения «Аве Мария» не только родители, но и многие присутствующие не смогли сдержать слез.

Дмитрий Хворостовский - певец с уникальным голосом и судьбой. Его желают слышать на лучших сценах мира. Его везде ждут, как самого дорогого гостя. Сейчас мы ознакомимся с биографией Хворостовского - гордостью России. И это не преувеличение, а только малая доза восхищения человеком с большой буквы и великим певцом.

Детство

В холодном Красноярске в интеллигентной семье Хворостовских, Андрея Степановича и Людмилы Петровны, в 1962 году, 16 октября под знаком Весов и Тигра родился сынишка, которого назвали Дима. Мальчик подрастал под пение отца, обладавшего красивым баритоном, который при этом играл на фортепиано. Так как отец любил музыку, то у него была большая коллекция пластинок с классической музыкой, которую тоже часто слушали.

Поэтому в биографию Хворостовского с младенческого возраста вошла музыка. А в четыре года малыш запел и сам романсы и народные песни. Когда он стал постарше, то у него появились любимые певцы. И какие! Ф. Шаляпин, М. Каллас, Т. Гобби, Э. Бастианини. Все знакомые родителей подшучивали, что в доме растет великий певец. Ведь как в воду смотрели!

Учеба в школе

Первоначально сам папа учил сынишку играть на фортепьяно, а потом, как и положено, в семь лет Дима пошел в школу. Это была беда. В ней мальчику было скучно и неинтересно. Хороших отметок он в ней не получал даже по дисциплине.

Зато в музыкальной школе, где из него готовили исполнителя, все шло хорошо и гладко. С грехом пополам общеобразовательная школа была, наконец, окончена, а будущее пианиста его не привлекало. В биографии Хворостовского появился выбор: кем стать.

Юные годы чудесные

Не очень, видимо, раздумывая, он сдал документы в Красноярское педагогическое училище. Занимаясь в нем, он увлекся современной рок-музыкой. Он подражал этим музыкантам внутренне и внешне. Одновременно с учебой он играл на клавишных и солировал в местном ансамбле «Радуга». Клубы и рестораны - вот были его основные места работы. Свободу члены ансамбля понимали как вседозволенность: могли и выпить, и подраться. Дима часто пропускал занятия после поздно закончившегося концерта и уже подумывал, а не бросить ли училище совсем. Но до диплома учителя музыки он все-таки дотянул.

Взросление

И тут Дима внезапно повзрослел. В 1982 году он поступил в Красноярский институт искусств, чтобы заниматься вокалом. У него был лучший из возможных педагогов - профессор Екатерина Йоффель, профессиональная оперная певица и педагог с многолетним стажем. Перед ней встала трудная задача - переучить вспыльчивого юношу и научить его ладить с дисциплиной - обязательным для профессионала условием. Только после второго курса Дмитрий Хворостовский и Екатерина Константиновна нашли общий язык. Он перестал пропускать занятия и начал ускоренно впитывать знания. Не надеясь только на свои природные данные, юноша старался изучить все секреты вокала. Постепенно, уже не только в институте, его голос превращался в идеальный инструмент, необходимый для того, чтобы заполнить все пространство зала и насытить его эмоционально. Молодой певец понимал, что, исполняя даже упражнения и вокализы, надо создать художественный образ. Он до сих пор благодарен Е. Йоффель за все полученные уроки и умение работать над собой без педагога, постоянно контролируя себя. Красный диплом стал наградой педагогу и его ученику.

Начало музыкальной карьеры

Еще в то время, когда Хворостовский учился, он уже начал петь на симфонических концертах, затем - на сцене Красноярского театра оперы и балета. Его приняли в труппу в 1985 году. Солистом он стал не сразу. Сначала были небольшие партии, второстепенные. Однако молодой певец работал без устали, а удивительный голос и талант позволили вскоре исполнять главные партии в операх Чайковского и Гуно, Леонкавалло и Верди. Так начала развиваться певческая биография Хворостовского.

На следующий год о молодом таланте заговорила страна: он получил звание лауреата на Всероссийском конкурсе вокалистов, еще через несколько месяцев он подчинил своему обаянию всех судей Всесоюзного конкурса. Работая в Красноярске до 1990 года, Дмитрий Александрович получил Гран-при в Париже. После этого он дебютировал в оперном театре Ниццы. Тогда же, в 1988 году, была одержана победа в Тулузе. Следующей страной, где о Хворостовском заговорили, была Великобритания.

На международном фестивале в Кардиффе (Уэльс) его сильный насыщенный бархатный голос был таким мягким и подвижным, что его сравнили с великим Паваротти. Хворостовский исполнял арии из опер Чайковского и Верди. Впервые за 4 года представитель СССР здесь появился и сразу всех покорил. Так родился оперный певец Дмитрий Хворостовский, которому сразу посыпались предложения от лучших театров мира из Москвы и Лондона, из Петербурга и Милана, из Вены и Берлина, Нью-Йорка, Чикаго и далекого Буэнос-Айреса.

Соединенные Штаты

«Пиковая дама» была дебютным спектаклем в Америке. Она стала сенсацией в 1990 году. Компания Philips Classics поспешила заключить с вокалистом договор и сделала запись альбомов, состоящих из 20 пластинок с оперными ариями и сольными программами. Особый успех имел альбом «Очи черные» с русскими романсами и народными песнями. Он разлетелся повсюду. Певец заворожил им Европу и Америку. Следующий шаг в биографии Хворостовского был закономерен. Россия начала распадаться, наступил хаос, и певец остался жить в Англии, где в 1994 году купил себе дом. Тем более что к этому времени он был женат и имел детей.

Гастроли на родине

Никогда оперный певец Дмитрий Хворостовский не забывал вставить в свое жесткое гастрольное расписание выступления в самых разных городах нашей страны. Он выступал не только в столицах. Приезжая в Сибирь, на Дальний восток, певец с большой ответственностью готовился к встречам с почитателями его таланта. Он лично проверял, каким будет звучание в разных местах зала, привозил своего дирижера.

Тем самым он подчеркивал свое уважение к слушателям. Когда его вызывали снова и снова после окончания концерта, он не отказывался, а пел на «бис». Ему присвоили звания Почетного гражданина Красноярского края и этого города, а также Кемеровской области. Певец получил Государственную премию РСФСР и орден Александра Невского.

Первая женитьба

В оперном театре Красноярска Дмитрий познакомился с привлекательной танцовщицей кордебалета Светой Ивановой, которая уже была разведена и воспитывала дочь. Но для Дмитрия это не стало помехой. Для него от молодой женщины исходил неземной свет. Он был горячо, по-юношески влюблен, и через два года в 1991 году они сыграли свадьбу.

Машеньку Хворостовский удочерил. Но этот брак, от которого его все друзья отговаривали, не был благополучен. Жена Дмитрия Хворостовского Светлана вела себя легкомысленно и не только кокетничала, ее отношения с мужчинами заходили гораздо глубже. Это угнетало певца, но он прощал измены жены. В 1994 году после переезда в Лондон жена отказалась учить английский, а родив в 1996 году двойняшек - дочку Александру и сынишку Данилу, совсем перестала уделять мужу внимание. После очередной скандальной измены в 1999 году пара развелась в 2001. Жадность Светланы не имела границ. Она отсудила громадные алименты - сто семьдесят тысяч фунтов. А через десять лет снова подала иск в суд в связи с тем, что доходы отца ее детей значительно выросли. Алименты удвоились. В 56 лет она умерла. Дети уже выросли. Дочка стала художницей, а сын - рок-музыкантом.

Второй брак

Певица Флоранс Илли в 1999 году пела вместе с Хворостовским в «Дон Жуане». Она была сразу покорена им как человеком и певцом. Кроме того, она читала всех русских классиков на французском и пыталась выучить русский, что в конце концов ей удалось. В трудное время измен и развода с женой, когда у Хворостовского началась депрессия, она была всегда рядом. Духовная близость переросла в брак. Так Флоранс стала женой Дмитрия Хворостовскогов 2001 году. Сначала у них родился Максимушка, которому в 2017 году уже исполнилось 14 лет, затем - дочка Ниночка, которая на четыре года моложе братика. Это счастливый брак, в котором певец нашел любовь и покой. На фото семья Дмитрия Хворостовского в 2016 году.

Жена учится у него все делать по-русски. Даже освоила приготовление пельменей. Пара старается расставаться как можно реже. Часто жена бывает со своим супругом на его гастролях. Так сейчас протекает личная жизнь Дмитрия Хворостовского.

Космополитизм

Дмитрий Хворостовский считает себя «гражданином мира». Ощущая себя русским, сибиряком, он комфортно чувствует себя везде, где у него проходят гастроли. Любя Красноярск и Москву, он с теплотой относится к Парижу, Милану, Нью-Йорку. Во всех этих городах он чувствует себя как дома, но нигде не задерживается надолго. Два-три дня, и его уже тянет на новое место. Мысленно он постоянно погружен в новые проекты. Этому не мешает текущая работа. Мысли о том, что следует сделать через два-три месяца, постоянно присутствуют.

Заболевание

В начале лета 2015 году певец начал испытывать головокружения и нарушение координации движений. Он отменил гастроли. Весь мир волновало, что случилось с Дмитрием Хворостовским. Певец принялся за обследования в Лондоне. Выяснился диагноз Дмитрия Хворостовского: опухоль гипоталамуса, ранняя стадия. Это поддавалось лечению.

Его голос при этом не пострадал. Так и было установлено, что случилось с Дмитрием Хворостовским. Началось лечение, которое к осени уже привело певца в хорошее состояние. Он выступил в Нью-Йорке в опере «Трубадур» вместе с А. Нетребко, с блеском исполняя партию графа ди Луна. Зрители не поскупились на букеты, и вся сцена была просто ими завалена.

Что известно в последнее время

К июню 2017 года состояние здоровья Дмитрия Хворостовского можно оценить как хорошее. Слово «превосходное» врачи вообще ни к кому не применяют. В мае он прилетел в родной Красноярск и стал готовиться к концерту. За пульт встал Константин Орбелян, который дирижировал симфоническим академическим ансамблем Красноярска на сцене краевой филармонии. В концерте, состоящем из двух отделений, принял участие американский тенор Стивен Костелло.

В первом отделении звучали арии из опер Рубинштейна и Рахманинова. Во втором ценители музыки услышали Хачатуряна, Чайковского, Булахова, Верди. Триумфом, как всегда, стал романс «Очи черные». Его баритон опьянял и околдовал, интонации его партий вызывали дрожь.

Эта встреча мировой звезды с родными слушателями была ему дорога. Он показывал это, часто прикладывая руку к сердцу и посылая всем улыбки. Теперь уже никто не сомневался в состоянии здоровья Дмитрия Хворостовского: он победил страшную болезнь.

Мы со своей стороны поражаемся мужеством и работоспособностью певца, его умением радоваться каждому моменту жизни и дарить радость людям. И сегодня концертный график артиста расписан на несколько лет вперед. Мы желаем успешного продолжения творческой и личной биографии Хворостовского.


Имя: Дмитрий Хворостовский (Dmitri Hvorostovsky)

Возраст: 55 лет

Место рождения: Красноярск

Место смерти: Лондон, Великобритания

Деятельность: оперный певец

Семейное положение: был женат на Флоранс Илли

Дмитрий Хворостовский - биография

Хворостовский - классический оперный певец.

Лучшие концертные площадки соперничают за право пригласить к себе Дмитрия Хворостовского. Журнал People включает его в список пятидесяти самых красивых людей планеты. Но прославленный вокалист совсем не похож на тех смазливых молодых людей, которые с переменным успехом балансируют на грани классической и поп-музыки. Он - продолжатель традиций великих оперных певцов России, обладающий талантом и харизмой кумира миллионов. Дмитрий - один из лучших баритонов современности, блестяще исполняющий и оперную классику, и русские романсы.

Дмитрий Александрович Хворостовский родился в 1962 году в Красноярске, где закончил Педагогическое училище им. A.M. Горького и Институт искусств. С 1985-го по 1990-й работал в Красноярском государственном театре оперы и балета. И уже в 1987-м завоевал первую премию на Всесоюзном конкурсе вокалистов им. М.И. Глинки.

Два года спустя пришла и международная известность - после триумфальной победы в британском Кардиффе на телевизионном конкурсе Би-би-си «Певец мира», где он был удостоен титула «Лучший голос». В том же году в престижном лондонском Wigmore Hall состоялся легендарный дебют Хворостовского, о котором респектабельная Times написала: «Пришел, спел, победил!»

Дмитрий Хворостовский - болезнь

В конце июня прошлого года года Дмитрий Хворостовский приостанавил свои концерты, выступления по состоянию здоровья. Об этом стало известно из сообщения, опубликованного на официальной странице популярного оперного певца. Дмитрий решительно настроен победить страшный недуг и все поклонники артиста искренне желают поскорее справиться ему с этой нехорошей болезнью, чтобы опять наслаждаться присутствием своего кумира.

Дмитрий Хворостовский - личная жизнь

Первый брак у Дмитрия произошел в 1991 году с бывшей балериной - Светланой. Прожив вместе восемь лет, супруги расстались из-за измены супруги, несмотря на то, что у них к этому времени родились близнецы - мальчик и девочка.

Со второй женой Флоранс Илли Хворостовскому повезло больше, в их личной жизни царит теплота, любовь и покой. Любящие супруги воспитывают двух детей: сына Максима двенадцати лет и дочь Нину восьми лет.


Сегодня концертный график лауреата Государственной премии и народного артиста России Дмитрия Хворостовского расписан на несколько лет вперед. Несмотря на свою крайнюю занятость, певец любезно согласился ответить на наши вопросы о творческой биографии артиста, личной жизни певца, и многое другое..

- Изумительный баритон Дмитрия Хворостовского - это прежде всего природный дар или плод упорного труда?

Конечно, певец должен от природы обладать и слухом, и хорошим голосом. Наличие врожденного таланта необходимо, но у оперного искусства есть своя специфика и многочисленные секреты, которые нужно освоить. Тогда голос превращается в идеальный инструмент, уникальное музыкальное средство. Он не только обретает способность заполнять собой все акустическое пространство театра или концертного зала, но и становится по-настоящему эмоционально насыщенным.

А как рано зародилась в Хворостовском страсть к классической музыке, к оперному пению, расскажите, с чего началась творческая биография?

Я пою лет с двух-трех -с того момента, как себя помню. С самого детства слушаю музыку и классическое пение.

- Наверное, когда приходили гости, родители ставили маленького Диму на стул и просили что-нибудь спеть?

Да, бывало и такое. Мой отец, Александр Степанович, пианист и певец. Он не профессионал в этой области, но именно благодаря ему я с детских лет слушал классику, особенно фортепианную. В нашем доме постоянно звучали записи опер и симфоний. Эту музыку я впитывал душой и сердцем.

А представители старшего поколения вашей семьи - бабушки и дедушки - в их биографии имелось какое-то отношение к музыке?

Очень музыкальным человеком была моя бабушка, Мария Николаевна, которая меня вырастила. Она была просто кладезем народных песен, историй и сказок. Иногда мы пели с ней на два голоса.

- Кто обучал вас профессиональному пению?

Я осваивал вокал в Красноярском институте искусств под руководством Екатерины Константиновны Иофель. В моей творческой биографии она была моим наставником с первого до последнего курса. Я научился у нее очень многому. Прежде всего выразительности и непосредственности. Даже исполняя упражнения, вокализы, я обязательно должен был петь с эмоциональным посылом.

Это было интересно, но сложно. Правда, еще до поступления в институт я знал, что нужно не просто исполнить музыкальное произведение - нужно одновременно создать законченный художественный образ.

Даже на вступительных экзаменах я думал именно об этом, а не о том, как бы допеть до конца и не забыть слова. Так что уроки Екатерины Константиновны попали на благодатную почву -я начал развиваться очень быстро. Со второго курса пел в оперном театре. Сначала как стажер, а потом стал там самым молодым солистом.

К моменту выпуска я был уже достаточно известным певцом. Есть еще одна важная вещь, которой меня научила Екатерина Константиновна: контролировать себя и учиться самостоятельно. Поэтому после института я ни с кем больше специально не занимаюсь, работаю сам.

В 1990 году Дмитрий Хворостовский уехал из Советского Союза на Запад. Понятно, что стране тогда было не до высокого искусства, но лично для вас что послужило последним толчком к решению покинуть родину?

А я ее и не покидал - по крайней мере надолго. Продолжал постоянно приезжать в Россию, какое-то время жил в столице, работая по контракту. А вот работу в Красноярском театре я сначала отложил, а потом вынужден был уволиться. У меня не было ни времени, ни возможности приезжать и петь спектакли. Но я продолжал давать концерты. С 89-го я два-три раза в год обязательно выступаю в Москве.

- Но все-таки, не мучает ли вас иногда ностальгия?

Мне сложно оставаться на одном месте больше двух дней. Где бы я ни находился - в Москве, Красноярске или Нью-Йорке, - меня все время тянет в дорогу. Постоянно думаю о будущих проектах. Даже когда я с головой погружен в текущую работу, мысли мои всегда обращены на два-три месяца вперед.

- А вы считаете себя «гражданином мира»?

Безусловно. Оставаясь русским, сибиряком, я давно уже ощущаю себя комфортно практически повсюду. Я не просто приезжаю в другие страны -я туда возвращаюсь. Например, в Нью-Йорке чувствую себя как дома - мне там очень хорошо, ведь в этом городе я бываю даже чаще, чем в Москве. То же самое я ощущаю в Лондоне или Париже.

В Лондоне сейчас много русских. Хворостовский не испытываете дискомфорта от навязчивого внимания со стороны соотечественников?

В Лондоне, как и в других городах, я бываю только время от времени. Поэтому редко общаюсь там с соотечественниками. Хотя русская речь сейчас звучит повсюду - не только в центре Лондона, а и в самых неожиданных местах: переулках, парках...

А вообще вас не обременяет груз популярности? Не возникает желания вернуться в те времена, когда всемирная слава Дмитрия Хворостовского была еще впереди?

Я смотрю в будущее, а не в прошлое. И не хочу никуда возвращаться. Воспоминания о некоторых событиях вызывают во мне дрожь. Мне хочется забыть о том, что происходило когда-то. Возможно, это не совсем правильно, но я совсем не думаю о прошлом.

И все-таки именно о прошлом я хотел бы задать следующий вопрос. Супруга Дмитрия Хворостовского - Флоранс -швейцарская певица итальянского происхождения. Как начинались ваши отношения, биография личной жизни?

Первое время после нашего знакомства я ее избегал. В тот момент я уже был женат. И хотя этот брак давно уже катился под откос, я все равно старался сохранить семью. Поэтому я бегал от Флоранс как от огня. Но от судьбы далеко не убежишь, и я очень благодарен ей за то, что она в конце концов нас соединила. С Флоранс я счастлив. Раньше я и представить себе не мог, что такое возможно. Она помогает мне во всем. У нас двое детей: сын Максим, и дочь Нина. Нам очень хорошо и интересно.

У вас ведь еще двое детей-близнецов от первого брака. В них как-то проявляются музыкальные гены Хворостовского? Они тоже тянутся к изящным искусствам?

Да. У меня очень музыкальные дети: играют на фортепьяно, поют в хоре. И делают определенные успехи. Даня, например, уже начал петь соло. Он вообще талантливый мальчик: в восемь лет играет программу за третий и четвертый классы музыкальной школы. Дочь Сашенька тоже не отстает от брата. У нее неплохой голос. Правда, все говорят, что она поет тихо. Но петь тихо - еще не значит петь плохо.

- Дмитрий Хворостовский очень обаятельный мужчина. Часто ли женщины объясняются вам в любви?

В моей жизни было достаточно встреч с женщинами. Профессия такая - я всегда на виду. И вниманием лучшей половины я не обделен.

- А записки после концертов они вам пишут?

Да, бывает.

В творческой биографии Хворостовского многое значит тема России. Слушаете ли вы старых исполнителей, которые считаются выразителями русского национального духа? Например, Шаляпина?

Я вырос под пение Шаляпина. Он остается одним из самых любимых моих исполнителей. Причем не только русских. Для меня он пример настоящего космополита в искусстве. Шаляпин заставил людей на Западе обратить внимание на русскую культуру в целом. Я слушаю и других отечественных певцов. У меня много записей Собинова, Неждановой, Максакова, Максаковой, братьев Пироговых.

- Недавно ушел из жизни замечательный русский певец Борис Штоколов. Как вы относитесь к его творчеству?

Я не был лично знаком с этим артистом, но хорошо помню, как впервые увидел его на сцене. Я был еще мальчиком, когда Штоколов приезжал в Красноярск с концертом. Он был тогда очень популярен. Жанр русского романса обязан Штоколову очень многим. У него была уникальная манера исполнения. Всякий раз, когда речь заходит о таких произведениях, как «Гори, гори, моя звезда...» или «Ямщик, не гони лошадей...», в памяти всплывает именно его голос.

- А как вы относитесь к своим соратникам по оперному цеху - к Елене Образцовой, Ирине Архиповой?..

Я их обожаю! Я их люблю! Ирина Константиновна Архипова в свое время мне очень помогла и в жизни, и в творчестве. Я всегда брал и беру с нее пример как с замечательного человека и профессионала. А Елена Васильевна Образцова - удивительная женщина, перед которой я просто преклоняюсь. Мне посчастливилось работать с этой артисткой и, надеюсь, в скором времени наше сотрудничество возобновится.

Она уникальная певица. У меня огромная коллекция записей Образцовой семидесятых-восьмидесятых годов. На одной из них, сделанной в 1973 году на спектакле «Аида» в Metropolitan Opera, слышно, как после исполнения ею своей партии зал не замолкает в течение пятнадцати минут. Подобного нигде, никогда и ни с кем не случалось. Самый разгар холодной войны - а ее так встречают! Причем это даже пением нельзя назвать. Это просто «тигриный» крик души. Перед этой женщиной я, по меньшей мере, снимаю шляпу.

Когда канал «Культура» на Новый год показывал ваш концерт с программой «Народные песни», оператор выхватил из зала лицо Александра Градского, который с интересом вас слушал...

Градский - это явление и в нашей жизни, и в нашем искусстве. Это фигура, заметная на протяжении уже многих лет. Я его очень уважаю.

У нас, на самом деле, очень много молодых талантов. И они уже поют по всему миру. Например, солистка Мариинского театра - одна из самых популярных певиц в мире. На Западе эта артистка поет уже лет десять, но у нас, к сожалению, ее знают плохо. Аня еще и очень красивая женщина - у нее даже заключен рекламный контракт с фирмой Rolex.

Или Катя Сюрина, за судьбой которой я постоянно и очень внимательно слежу. Это певица с уникальными данными. Она сейчас выступает практически во всех ведущих оперных театрах мира. А Жене Никитину из Мариинки всего двадцать с небольшим, а он уже поет «Бориса Годунова»! Просто нужно знать об этих людях, говорить и писать о них. Так что вам, журналистам, здесь и карты в руки.

А что вы думаете о современной поп-музыке? Вас не раздражают бесконечные «Фабрики звезд», появившиеся на российском телевидении?

Всему свое место и время. «Фабрика звезд» достаточно любопытный проект, ее можно смотреть. Люди с интересом наблюдают за тем, как из совсем еще «зеленых» девочек и мальчиков со временем что-то получается. Это настоящее телевизионное шоу. Время покажет, станут ли его участники звездами. В известной мере, в звезд они превращаются, уже просто мелькая на экране. Но все-таки игра стоит свеч, и появление подобного шоу я приветствую.

Однако на телевидении существует не только «Фабрика звезд». Есть, например, канал «Культура», который знакомит зрителя с классической музыкой. В нынешнем мире это большая роскошь и огромное достижение. Подобный канал следует всячески поддерживать, нужно стараться его сохранить. Ведь в других странах классика на телевидении присутствует редко - скорее как исключение из общего правила. В США таких каналов, как «Культура», по-моему, вообще нет.

У Дмитрия Хворостовского нелегкая работа - вы поете вживую, без фонограммы. Как вам удается поддерживать себя в форме? Вы занимаетесь спортом или хорошие физические данные у вас от природы?

От природы, конечно, тоже. Но нужно обязательно следить за собой. Ведь работа оперного певца - это тяжелый труд. Многие постановки включают в себя физические нагрузки: прыжки, трюки, постановочные драки, фехтование.

- У Хворостовского Дмитрия никогда не возникало желания сняться в кино в качестве драматического актера?

Пять лет назад я сыграл в канадском фильме «Дон Жуан». Одновременно две роли - Дон Жуана и Лепорелло. Но работа в кино - это прежде всего огромные затраты времени, которое у меня на вес золота. Производство одной ленты занимает как минимум несколько месяцев. Подстроить под подобные требования свой график мне очень трудно.

Какие-то предложения есть, и я над ними думаю. Пока не могу сказать, что получится, а что нет. Мне многие говорят о том, что нужно сниматься. Да и мне самому это интересно. Но сейчас я продолжаю заниматься тем, что умею лучше всего.

Современная опера живет по законам шоу-бизнеса. Выступления Хосе Каррераса, и Лучано Паваротти собирают стадионы. Ощущаете ли вы себя причастным к этой грандиозной машине?

Назвавшись груздем, полезай в кузов. Мне сложно отгораживаться от современных реалий. Подобные концерты собирают миллионы людей и приносят соответствующие дивиденды. И, конечно, участие в них стало частью моей работы. Я пою и на стадионах, и на иных больших площадках. Не привык, но пою... Благодаря трем тенорам, которых вы упомянули, уже сформировался самостоятельный жанр массовой поп-классики,которая звучит на больших телеканалах.

Возникла соответствующая поп-культура - внешне красивая, но, конечно, ретушированная, напоминающая вкусную шоколадку. Возможно, эти певцы сами не ожидали подобного эффекта. Но что делать? Приходится с этим мириться. Для таких концертов обычно подбирают более доступный репертуар, который легче усваивается. Но даже в такой позолоченной обертке классическая музыка все равно лучше попсы. Ведь кто-то, возможно, в итоге обратит внимание на более высокое и интересное искусство.

- А что ожидает слушателей в исполнении Дмитрия Хворостовского в ближайшее время?

Цикл Дмитрия Шостаковича на сонеты Микеланджело Буонаротти. Это сложная и очень интересная для меня музыка. Ценители классического искусства, надеюсь, получат удовольствие. Совсем недавно мы с Владимиром Спиваковым впервые исполнили в Люксембурге сюиту из этого цикла. Планов вообще много. Скоро мне предстоит петь «Пиковую даму» в Ла Скала, где будет дирижировать Юрий Темирканов. Но мне хочется исполнить с ним что-нибудь и в Москве.

Я много выступал с Темиркановым и за рубежом, и в Петербурге, но в Москве еще ни разу. Кроме того, в этом году я планирую переиздать в России собрание своих записей на двенадцати дисках. Там будут такие мои альбомы, как «Русские романсы», «Арии Чайковского и Верди», а также вещи, которые я редко исполняю на концертах -русская духовная музыка, народные песни и старинные арии «Arie antiche».

У Дмитрия Хворостовского, безусловно, впереди еще многие годы плодотворного труда. И все же, чем вы планируете заняться по окончании сольной вокальной карьеры? открыла в Москве школу оперного пения. Не намереваетесь ли и вы в будущем создать что-то подобное?

Школу я вряд ли открою. Об этом пока не задумываюсь. Планирую петь на сцене еще как минимум лет двадцать, а уж потом посмотрим.

Хворостовский часто исполняет русские романсы и фольклорные произведения, поете о войне, записали пластинку песен советских композиторов. Ваше творчество для многих стало символом возрождения русского национального духа. Трудно ли соответствовать подобному имиджу?

Об этом я стараюсь не думать. Но делаю все от чистого сердца. И за каждое спетое слово я отвечаю.

- Дмитрий Александрович Хворостовский - человек верующий?

Да, по-своему верующий. Но абсолютно не религиозный.

Волосы пепельного цвета у Дмитрия Хворостовского от природы или это следствие переживаний при подъеме на оперный олимп?

- (Смеется.) Да... Чем выше на олимп я забирался, тем больше седел.

Я серьезно спрашиваю...

А я серьезно и отвечаю. Это получилось само собой.

- Вы хотели бы высказать какие-то пожелания поклонникам и поклонницам Хворостовского?

Я не Господь Бог, чтобы обращаться со своими советами к такому количеству людей.
Могу лишь всем пожелать здоровья. Когда человек здоров, у него есть силы добиваться поставленной цели. Только тогда он может жить полной жизнью. И это самое главное.

- А какие слова вы можете адресовать тем, кто вступает на нелегкий путь творчества?

Как сказал кто-то из великих, настоящий талант должен пройти через страдание. Без жертв, без преодоления трудностей в творчестве нельзя добиться успеха. Я, конечно, никому не желаю лишних страданий, но все же именно этот опыт помогает человеку состояться. Так же, как и сострадание. Ведь это тоже один из важнейших компонентов творческой личности.

Беседовал Евгений Данилов

Смерть

22 ноября 2017 года оперный певец Дмитрий Хворостовский утром в 3.36 по Лондонскому времени скончался. Причина смерти - рак головного мозга. Певец боролся с этим недугом с 2015 года, но болезнь не отступила, а на 56-м году Дмитрий ушел из этой жизни.Вся страна скорбит по великому оперному гению. 24380