Песочная графика — хобби для релаксации и новых открытий. Рисование песком полезно любому ребенку, и вот почему Песочная графика

1. Техника закидывания

Используется для создания темного фона на большей части рабочей поверхности. Делается несколькими быстрыми движениями. Ребром ладони как бы сбрасываем верхушку с песка, лежащего вдоль края стекла, к центру или противоположному краю стекла. При закидывании получаются причудливые песочные разводы. С помощью данной техники удобно изображать небо, землю, море.

2. Техника засыпания

Используется для создания затемненных поверхностей. Данная техника позволяет создавать градации и тонкие переходы на темных участках рисунка. Набираем песок в кулак и держим его над поверхностью, повернув пальцы вниз, но сжимаем их не очень сильно - таким образом, чтобы песок мог сыпаться сквозь щелочки. Совершая небольшие движения из стороны в сторону параллельно поверхности, аккуратно рисуем темную поверхность в нужном месте. При использовании данной техники получаются поверхности с разными контурами

3. Техника насыпания

Взяв песок в кулак, сжимаем его и держим вертикально, чтобы пальцы были обращены к рисующему. Рукой, находящийся в нескольких сантиметрах от поверхности, начинаем водить по нужному контуру. Песок должен высыпаться тонкой струйкой из отверстия между ладонью и согнутым мизинцем. Силой сжатия пальцев контролируем ширину линии. Чем быстрее вести линию, тем тоньше и изящней она получится. Данный вид техники применяется для затемнения элементов рисунка внутри контуров или получения темных фигур с простым и сложным очертанием.

4. Техника вытирания

Данный вид техники применяется для создания светлых участков на рисунке. Вытирая лишний песок с поверхности, рисуем нужный силуэт из оставшегося песка. Положив ладонь на поверхность, и немного нажимая на нее, двигаем кистью по стеклу в нужном направлении. Для получения небольших светлых пятен используем боковую поверхность большого пальца

5. Техника процарапывания.

Итог процарапывания - создание светлого контура, схожего со следом карандаша или фломастера. Для рисования используем подушечку пальца или ноготь

Среди песочных художников немало популярных и известных на весь мир личностей. Возможно, ваше место среди них!

Рисование песком в последние десятилетие не покидает . В городах и поселках открывают школы для детей и взрослых. Несмотря на разнообразие художественных техник и используемых для этого материалов - способ рисования песком является уникальным. Песочная графика выполняется посредством сыпучего материала, который находится на подсвечиваемом снизу стекле. В зависимости от песчаного слоя на стеклянной поверхности видны тени разных тонов, чем меньше слой песчинок - тем светлее.

Картина из песка

В чем преимущества рисования песком

Рисование картин песком успокаивает, координация движений становится лучше, развивается моторика рук. Наиболее простой способ уверенно владеть левой и правой рукой, это как раз и есть рисование песком, поскольку при рисовании задействуют обе руки одновременно.

Для творческого развития такой вид искусства полезен, поскольку развивает образное мышление. Двойное удовольствие дарит рисование под музыку — ее специально подбираю, создавая медитирующий фон.

Что нужно купить: материалы и инструменты

Для занятий используют специальный стол для песочной анимации и песок. Песок для рисования отличается от того, который можно увидеть на пляже. Это кварцевый песок, все песчинки максимально приближены к одному размеру. Хотя классическим вариантом для песочной анимации обычно называют вулканический.

Песок для графики

Со временем этот материал «срабатывается», песчинки разбиваются друг о друга, песок становится мягким, им тяжело работать. Потому его необходимо периодически менять.

Специальные материалы для песочной графики можно достать только в центрах, где занимаются этим видом искусства. В крупных городах обязательно есть несколько студий песочной анимации. Чаще всего, основным видом деятельности для них являются уроки рисования песком для детей.

Стол для песочной анимации стоит не очень дорого, но в домашних условиях его можно заменить на самодельный. Конструкция довольно проста - стекло, светоотражающая пленка или лист бумаги под ним, лампа с рассеянным светом. Но необходимо сделать бортики, чтобы остатки не просыпались на пол.

Стол для песочной графики

Стол с подсветкой

Техника песочной графики

Техника рисования песком в различных школах имеет свои особенности, но основные приемы песочной графики остаются одинаковыми. В традиционном всегда используются карандаши или кисти. Но в песочной анимации единственным инструментом являются руки. Методика рисования песком довольно проста, но на начальном этапе не обойтись без терпения.

Песок набирают в кулак и поворачивают руку так, чтобы он медленно сыпался, словно пересыпаясь из одной половинки песочных часов в другую. Количество материала контролируют сжиманием и разжиманием ладони. На рассыпанном по столешнице песке пальцами, разными частями рук аккуратно оставляются следы. Можно передавать фактуру, тон изображаемых объектов и предметов, главное правило - плавность. Важно не оставлять большие и плотные кучки, поскольку на фоне подсвечиваемого стекла они будут слишком темными.

Техника песочной графики

Как научиться рисовать песком с нуля? Начинать стоит с совсем простых упражнений - точек и линий. Ставя точки, контролировать количество песчинок, которое просыпается. Так точки будут получаться разного размера. Упражнения с разными линиями - волнистыми, пунктирными, изогнутыми, позволяет привыкнуть к технике рисования песком. Нельзя напрягать руку и сильно сжимать пальцы. Это необычное искусство расслабляет и релаксирует, потому излишнее напряжение станет помехой в изучении техники.

Очень эффектный прием, который часто используют на выступлениях и мастер-классах - засыпание ровного фона. В этом случае действии руки становятся своего рода ситечком, и песок, свободно просыпаясь сквозь пальцы, рассыпается ровным слоем на поверхности столешницы. Единственным условием является только то, что фон нельзя трогать, выравнивать пальцами, поскольку остаются неэстетичные отпечатки. Только на ровном слое песчинок можно рисовать. Такое рисование картин песком смотрится очень эффектно!

Схема стола для песочной графики

Отдельно стоит сказать о песочной анимации. Это искусство несколько выше, чем песочная графика, поскольку необходимо трансформировать изображение быстро и красиво.Особенностями песочной анимации является трансформирование рисунков как можно меньшим количеством движений. Именно поэтому мастера для создания роликов и выступлений песочной анимации тщательно все продумывают, репетируют.

В домашних условия можно попробовать рисовать и другими сыпучими материалами. Например, манной крупой на черном противне. Однако в песочной графике с подсветкой стола есть особая магия, которую невозможно заменить визуальным сходством техник.

Желаем успехов в освоении нового хобби. Обязательно познакомьтесь и с другими увлечениями на нашем сайте.

Нет ребенка, который бы не любил песок. В любом виде и форме: в дворовой песочнице, на морском пляже, в строго-настрого запрещенной куче рядом с выкопанной траншеей во дворе. Словом, песок и ребенок - как два разнополюсных магнита; они притягивают друг друга и сливаются воедино. Нельзя сказать, что мамы очень уж против или что им песок не нравится, просто вытряхивать барханы из сандаликов, кармашков, вычищать из-за ушей и из ушей... Да и, к сожалению, игры на улице с песком ограничены сезонными рамками. Но есть замечательная вещь, примиряющая пристрастие мам к чистоте и порядку, любовь детей к песку и непогоду: это световой стол для рисования песком .

Что такое рисование песком на стекле и все необходимое для начала

Одно из самых доступных, и, одновременно, имеющее неограниченные возможности для творчества и развития маленького человечка занятие – это рисование песком на стекле . Пластичный, подвижный материал, не диктующий свои жесткие правила (как, например, акварель, фломастер, пластилин, цветное тесто или любые другие наборы для творческого самовыражения) позволяет ребенку творить без оглядки: а хватит ли бумаги, не кончились ли краски, а не испачкан ли стол или футболка, не испорчена ли работа. Что нужно начинающему художнику:


1. В первую очередь, сам песок .

Какой песок будет лучшим для песочных картин? – конечно же, идеально чистый, кварцевый, «песчинка к песчинке» (оптимальный размер песчинок 0.2-0.3 мм).


2. Специальная силиконовая кисточка .

Пригодится и для специфических «песчаных» спецэффектов при создании картин, и для тщательной уборки рабочего места.


3. . Стол иногда называют «ящиком для рисования на стекле», или «планшетом» но, как бы не назывался «песчаный мольберт», какие бы размеры не имел (оптимальные – 50х50см), принципиальное устройство одинаково: матовое, ударопрочное оргстекло надежно закреплено в коробке, снабженной подсветкой снизу и боковыми бортиками, чтобы рабочий материал не просыпался. Кстати, экран с подсветкой может пригодиться и для других целей: например, чтобы копировать рисунки.


4. Цветной песок.

Рисование цветным песком сделает процесс еще более захватывающим и ярким.

Как рисовать (техники песочных картин)

Струйка песка, высыпающаяся из маленького кулачка на светящийся экран, игра света и тени способны создавать причудливые, волшебные картины. Для начала стоит оставить малыша наедине с его фантазиями и таким приятным, просто завораживающим, текущим сквозь пальцы песочком. Главный инструмент – маленькие пальчики и ладошки. Малыш может рисовать что угодно и как угодно, хоть десятью пальцами и двумя руками одновременно (что очень полезно: симметричные одновременные движения правой и левой рукой способствуют внутреннему центрированию). Как только юный художник «освоит» световой стол для рисования песком, ознакомится с материалом, ему можно предложить варианты игр и заданий, адаптированных под интересы и возрастные особенности.

С самыми маленькими хорошо поиграть в «змейку» - начертить ребром ладони извилистую дорожку, попрыгать «как зайка» двумя пальчиками обеих рук, побегать, как «паучок» всеми пальчиками сразу.

Потом можно усложнить рисование песком на стекле, давая задания:

Сделать боковые отпечатки кулака, которые похожи на следы маленькой стопы;

Волнообразными движениями ладоней, положенными плашмя, изобразить море;

Прижав плотно ладонь ребром к экрану, сдвинуть песок мизинцем – получиться правильный, четкий полукруг.

То есть, ребенок должен понять, что рисовать можно не только указательными пальцами, а любой частью ладони в любом положении, оставляя отпечатки и проводя линии. Главное – стимулировать желание найти собственные, нестандартные решения, и песочное рисование для детей станет самым любимым занятием.


Почему рисование песком для детей полезно

Бытующее мнение, что «песочная терапия» - это новейшая разработка, не совсем верно, а вернее, совсем не верно. Целебные, развивающие, психотерапевтические свойства этого природного материала отлично и давно известны. Игра с песком, как методика диагностирования, была впервые разработана в 1929 году известным английским педиатром Маргарет Ловенфельд. Позже, в середине прошлого века, выдающийся психоаналитик К. Юнг исследовал влияние игр с песком на социальную адаптацию, развитие, эмоциональное состояние детей и успешно практиковал «песочную терапию». Швейцарский детский психотерапевт Дора Калфф продолжила исследования Юнга и Ловенфельд, создала новые наработки. Позднее Т. Грабенко и Т. Зинкевич-Евстигнеева сформировали целую систему песочных игр.

Песочное рисование для детей имеет массу позитивных моментов: отлично развивает тонкую моторику, пространственную координацию, тактильное восприятие, что напрямую связано с развитием логики, речи, мышления (поэтому логопеды и детские психотерапевты так часто рекомендуют рисование песком на стекле). Пластичность, текучесть и сыпучесть песка дает возможность множественных трансформаций и мгновенного превращения картины в совершенно иную, что превращает процесс рисования в нечто медиативное.


Кому очень нужен световой стол для рисования песком:

  • Малолетним любителям поиграть в песочнице и порисовать, в том числе на стенах. После того, как в доме появится стол для рисования песком, обои станут чище, а психоэмоциональное самочувствие юного художника значительно улучшится.
  • Членам семьи, чья профессиональная деятельность связана с многочасовым сидением за монитором компьютера, нервными перегрузками и стрессами.
  • Пожилым членам семьи: час занятий с песком нормализует общее состояние, понижает давление, а регулярное рисование песочных картин благотворно влияет на память.
  • Всем творческим личностям, обожающим создавать потрясающие картины и размещать фото своих шедевров в Инстаграмме.

Чем можно рисовать? Практически, чем угодно: карандашами, мелками, красками. В мультфильме «Приключения кота Леопольда», если помните, рисунок был нанесен на стену супом! Но, пожалуй, самые необычные и самые волшебные изображения могут получиться, если вы освоите рисование песком. Точнее рисование на стекле с песком с помощью пальчиков и ладошек.

Читайте в этой статье:

Вспомните ощущения летом на пляже. Вот, к примеру, сидите вы на песке. Ваши руки так и тянутся, чтобы нырнуть в песок, порыться, побродить в песочной бездне. Потом одним движением зачерпываете в пригоршню песочек и выпускаете его сквозь пальцы. Миллиарды миллиардов песчинок падают струйками, и так спокойно становится, такое на душе умиротворение, что даже кажется, будто с этими золотистыми потоками уходят все-все тревоги. Чудо!

Зачем детям рисовать песком

Рисование песком еще называют песочной терапией. Более 30 лет назад психологи в США обратили внимание на тот факт, что арт-занятия (уроки живописи) с песком оказывали позитивный эффект в лечении людей, которые переживали психологические травмы или находились в депрессивном состоянии. Сейчас во многих детских центрах развития и семейных клубах организуют группы для занятий с песком, чтобы не просто учить детей и взрослых рисованию, но и поднимать настроение.

В чем проявляется позитив от занятий с песком?

1. У ребенка развивается интерес исследователя. Ведь занятие, как правило, окружено тайной. Это почти, как проведение научного эксперимента или волшебный ритуал. Для рисования выставляется специальная плоскость с подсветкой. И в руки дают не краски вовсе, а песок (!), который сыпется и сначала совершенно не поддается «приручению». А еще песок может быть не обычный, а подкрашенный.

2. Ощущение песка в руках расслабляет. Песок – это живой материал, его можно потрогать пальчиком, погладить всей ладонью, ощутить на коже твердость каждой песчинки. Во время занятия нервные импульсы передаются от кожи в головной мозг, и малыш «подзаряжается», как батарейка, хорошей энергией. Творчество с песком позволяет снять волнения и фобии. Уходят эмоциональные «зажимы», и организм возрождается.

3. Ребенок фантазирует с песком смелее, чем на бумаге с карандашами или красками. Здесь можно рисовать, поправлять и снова рисовать, без страха совершить какую-либо ошибку, без разочарования «эх, опять не получилось!» Малыш может просеять песок, собрать в кучку, разровнять, поковырять пальчиком, изобразить примитивные палочки, «каляки-маляки» или целые картины, а потом все поломать и творить заново! Десятки разных действий и десятки вариаций рисунка за относительно короткий промежуток времени.

4. Рисование песком способствует развитию мелкой моторики. Специалисты говорят, что данная методика даже эффективнее, чем пальчиковая гимнастика. Почему так? Потому что задачи с песком больше напрягают и мозг, и мышцы. Для сравнения стоит просто попробовать высыпать песочек равномерной струйкой или нарисовать сразу обеими руками два одинаковых солнышка слева и справа от воображаемой центральной линии.

Как заниматься с ребенком песочной терапией

Если у вас есть возможность записаться в группу песочной живописи или песочной терапии – это здорово! Ходите вместе с ребенком и радуйтесь каждому уроку. Как говорится, в компании всегда веселее. Уровень заданий с песком, конечно, будет зависеть, от возраста ребенка, и это вам подскажет детский психолог или педагог. Хотя оборудовать студию рисования песком можно и дома.

Задача первая. Мастерим столик для песка.

Чтобы изготовить своими руками специальный столик-подставку, нужно поискать: ящик, оргстекло, электрическую лампу.

Столик должен получиться прочным и устойчивым. Поэтому лучше всего взять небольшой деревянный ящик, сколоченный из гладко обтесанных и плотно подогнанных досок (подойдет также ДСП). Это будет столешница. Прикрепите ножки к столику – два одинаковых бруска или ножки детской табуретки.

Оргстекло – самый безопасный из всех вариантов. Только его размеры (ширина и длина) пусть будут немного меньше, чем у ящика. Стекло будет размещаться внутри столика, поэтому в днище ящика нужно сделать «окошко» прямоугольной формы. Если стекло прозрачное, то его предварительно надо окрасить с одной стороны (можно заклеить пленкой, которая пропускает свет). Чтобы закрепить стекло сверху над отверстием, используют либо рейки, либо «жидкие гвозди», либо липкую ленту.

Теперь устанавливаем столик, размещаем источник света (лампу или фонарик) внизу, под столешницей, и проверяем конструкцию в работе.

Задача вторая. Добываем песок.

Песок можно купить на строительном рынке, накопать в детской песочнице или привезти с моря. В любом случае, если у вашего песка самое благородное происхождение, нужно материал довести «до ума», а именно: внимательно проверить на наличие мусора, даже просеять, промыть и пропечь в духовке (недолго – достаточно в течение 1,5-2 часов).

Дети, особенно девочки, любят использовать ракушки моллюсков, пуговицы, бусины, камешки и стеклышки для декора, чтобы украсить рисунки. Подготовьте и это в достаточном количестве.

Задача третья. Запасаемся идеями.

Как увлечь ребенка рисованием песком? И тут есть разные интересные варианты.

В первый раз можно подготовить все, но не выдавать вашу тайну, то есть заранее не объяснять, что вы собираетесь делать. Включите сказку в аудиозаписи, или музыку природы, или просто любимую мелодию малыша. И начните рисовать. Следите за реакцией ребенка и позволяйте вмешиваться, если вдруг он посчитает, что надо поправить рисунок.

Или так. Сначала поищите видеозаписи занятий песочной терапией. Посмотрите вместе с ребенком, а потом попробуйте сделать все самостоятельно. Или пусть малыш рисует сам, на ходу видоизменяя увиденное. Экспериментируйте!

Книга Мариеллы Зейц «Пишем и рисуем на песке»

Вы думаете, красивые рисунки песком получатся у вас с первого занятия? Это не совсем так, к сожалению. Хорошие рисунки создают даже не все взрослые, не говоря уже о малышах.

Если вам действительно интересно самостоятельно попробовать дело на практике, то сперва найдите и прочитайте книгу под названием «Пишем и рисуем на песке», которую написала немецкий педагог Мариелла Зейц. Это уникальное руководство! В доступной и весьма интересной форме автор делится советами, как мамы и папы могут учиться сами рисовать песком и как учить детей разным техникам рисования.

Какую информацию вы найдете в книге?

  • Почему песок обладает лечебными свойствами
  • Какие инструменты подготовить для рисования песком
  • Как организовать рабочее место для ребенка
  • Как рисовать на песке с помощью волчка, мячика-ежика, ракушки
  • Зачем использовать воронки и сито
  • Что могут рассказать фигуры на детском рисунке из песка
  • Сложно ли рисовать сразу двумя руками
  • Почему дети рисуют символами
  • Симметричные рисунки и мандала на песке
  • Физиотерапия с песком и коррекция поведения ребенка

Книга будет интересна и родителям дошкольников, и родителям мальчиков и девочек подросткового возраста.

А вы знаете, что когда-то давным-давно песок был на вес золота? Почему? Благодаря тому, что мастера умели варить из него стекло, а потом делать стеклянные сосуды. Конечно, первое стекло 4 тысячи лет до нашей эры получалось мутноватым, зато какой ажиотаж устраивали торговцы вокруг такой продукции!

Сегодня этот золотой диво-ресурс природы можно взять «на вооружение» в воспитании детей. Если вы научитесь вместе с ребенком рисованию песком, ваши руки будут творить шедевры не хуже, чем муранское стекло.

Если вы однажды покажете ребенку, что можно рисовать на песке, он не останется безразличным. Можно сказать, будет требовать «продолжения банкета»! Не верите? Тогда посмотрите видео.

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №7 «Золушка» г.Тынды Амурской области.

цикл конспектов по технике рисование песком

для детей младшего дошкольного возраста

Выполнила: воспитатель

Фисюкова Елена Петровна

Пояснительная записка

Изобразительная деятельность - один из видов художественного творчества, предоставляющих ребенку возможность творить самому.

Известно много разнообразных техник нетрадиционного рисования - монотипия, рисование ватными палочками, мятой бумагой, печать по трафарету и т. д.

Особый интерес у детей и у взрослых вызывает такая техника, как рисование на песке . И это не случайно. Податливость песка и его природная магия завораживают.

Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, т. к. дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками.

Конечно, вы знакомы с элементами песочной терапии. Но мне бы хотелось познакомить вас с другой формой – рисованием на песке.

В процессе рисования на песке у детей повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук, воображение, творческие способности, память, а так же происходит активное формирование речевой деятельности.

Удивительным образом руки малыша превращают горсть песка в пейзаж, звездное небо, лес, море или волшебную страну. Особую радость доставляет детям использование подсветки, в том числе цветной или разноцветной.

Содержание образовательной деятельности

Обучение технике рисования на песке проводится с подгруппой детей или индивидуально занятия во вторую половину дня .

Занятия предусматривают три цикла:

    1-й - начальный - знакомство с песком, подготовка руки, словесные игры и упражнения на развитие воображения и умения рисовать на песке;

    2-й - сюжетное рисование по теме и по замыслу, сначала с воспитателем, затем и самостоятельно;

    3-й – Рассказывание, рассуждение, составление сказок, рассказов по рисункам, схемам, пиктограммам.

Темы деятельности могут меняться, дополняться в зависимости от воображения и творческого замысла ребенка.

Для организации образовательной деятельности необходимо соответствующее оборудование - стол со стеклом или планшет размером 50 х 30 с подсветкой. Для рисования используется мелкий белый песок, который хранится в специальном отделении в коробке на столе (планшете).

Способы рисования песком.

Песок – та же краска, только работает по принципу «света» и «тени».

Существует несколько способов рисования на песочном столе. Самый простой: светлым по тёмному . Сначала готовим фон: тонкий, равномерный слой песка, наносим путём равномерного рассеивания («солим») песка над поверхностью стола с высотой 20-30 см. Изображения получают, нанося на фон линии, точки и другие фигуры пальцами, боковой стороной ладони, внутренней частью ладони. Тонкий слой раздвигают, разгребают.

Способ тёмным по светлому (насыпание) . Он немного сложнее. На чистый «световой» лист можно сыпать песок любым образом: линиями тонкими, толстыми, фигурными (например: чайки над морем).

Способ отпечатков . Отпечатки могут наноситься боковой поверхностью ладони, подушечками пальцев, ногтями (например: прыгают зайчики, идёт слон, растёт цветок).

Техники легко можно комбинировать, совмещать в одной композиции. Рисунок можно всегда подкорректировать – не нужно бояться сделать ошибку. В этом и заключается одна из прелестей рисования песком – все поправимо. Со временем чувствуешь, как и что изобразить, понимаешь, какие у песка возможности.

Начинать ознакомление детей с песком можно с несложных приёмов: поздороваться с песочком, погладить его (какой песок - тёплый, сухой?), согреть в кулачке, пропустить его между ладонями, послушать, как он с вами разговаривает, шепчет. Детям нравится веселить песок: пощекотать его сначала одним пальчиком, потом всеми, двумя руками - песочек смеётся. Поскользить ладонями по песку, рисуя, как проехала машина, двумя пальцами - санки.

Простые графические упражнения

1. Выбирать или насыпать прямые линии: дорожки, провода, столбы, заборчики, дождик.

2. Выбирать и насыпать волнистые а потом и замкнутые линии: волны, дым, фонтанчик бусы.

3. Перейти к насыпанию контуров и выбиранию предметов геометрической формы.

4. Несложные сюжеты: крутые повороты, молния, радуга, высокие горы.

5. Элемент спирали. Причём скованным, замкнутым детям советуем спираль раскручивать из одной точки - разворачивать. А гиперактивным, наоборот, скручивать - это их успокаивает и уравновешивает.

Если исходить из принципа графики, хорошо познакомить ребёнка с её элементами.

6. Точка. Маленькая, побольше и так далее (сливка, яблочко, луна, солнце, а две точки рядом - уже цыплёнок, овал и круг - цапля).

7. Линия. Линии бывают разные и могут передавать настроение: лёгкие, весёлые, колючие, нежные, игривые, загадочные (кружить, не отрывая пальца от стола).

8. Пятна различаются по плотности, составу и объём. Из них создаётся образ. Пятно из точек превращается в кашу на тарелке, в овечку; несколько таких пятен - в образ дерева (добавить несколько линий). Пятно из штрихов (коротких линий) легко превратить в ёжика.

Для воплощения каждого замысла используется определенное количество песка, выделяется центральная фигура, задуманная ребенком, остальные детали прорисовываются дополнительно. Добавляя горсти песка, дети учатся делать рисунок темным, ярким или, убирая лишнее, светлым, прозрачным, пытаются передавать в рисунке свое настроение, чувства и мысли.
Вы думаете, красивые рисунки песком получатся у вас с первого занятия? Это не совсем так, к сожалению. Хорошие рисунки создают даже не все взрослые, не говоря уже о малышах.

Если вам действительно интересно самостоятельно попробовать дело на практике, то найдите и прочитайте книгу под названием «Пишем и рисуем на песке», которую написала немецкий педагог Мариелла Зейц. Это уникальное руководство! В доступной и весьма интересной форме автор делится советами, как взрослые могут учиться сами рисовать песком и как учить детей разным техникам рисования.

Цикл конспектов является методической разработкой, направленной на обучение детей младшей группы (3-4года) технике рисования на песке для дальнейшего развития творческих способностей.

«Дождик, дождик, веселей»!

Цель: учить рисовать прямые линии (вертикальные).

Задачи:

    Учить рисовать прямые линии (вертикальные).

    Развивать мелкую моторику, развивать чувство ритма, эстетическое восприятие.

Предварительная работа: Экспериментирование с песком. Рассматривание пейзажных картин на тему «Осень», беседа, наблюдение.

световой стол, песок, бумажные силуэт тучи, музыкальное сопровождение «Голоса природы» (шум дождя).

Педагог: Любите ли вы дождливую погоду? Нет? А ведь дождик нужен деревьям, траве, цветам. Да и гулять весело по лужам, если конечно у вас есть резиновые сапожки.

1. Пальчиковая гимнастика.

Дождик, дождик веселей!

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи-

Брызни в поле пуще:

Станет травка гуще!

Показывает рисунки, выполненные карандашами или фломастерами. Спрашивает детей, чем нарисованы эти картинки и предлагает нарисовать дождик песком.

3. Рисование.

Посмотрите, на рисунке дождь ещё не начался, хотя тучи закрыли солнце. И вот первые капли дождя упали на землю. Кап-кап, кап-кап.

Рисуем длинные-длинные линии – это сильный дождь, бегут струйки;

Рисуем короткие линии – это слабый дождик, капают дождинки (капельки).

Дождик всё тише и вот совсем закончился, только на земле остались лужи.

А какой дождик будет у вас?

Дети рисуют капли дождя, сопровождая рисование словами «Кап,кап,кап…»

4. Рефлексия.

Педагог: - Молодцы, какой весёлый дождик у вас получился.

Ребята вам понравилось?

В ладошки наши посмотри - Мудрее стали ведь они! Спасибо, милый наш песок, Ты всем нам подрасти помог!

«Вот ёжик – ни головы, ни ножек»!

Цель:

Задачи:

    Учить рисовать прямые вертикальные линии.

    Развивать мелкую моторику, развивать чувство ритма. эстетическое восприятие.

Предварительная работа: рисование ножек сороконожки, моделирование ёжиков из пластилина. Теневой театр «Ёжик».

Материал, инструменты, оборудование: световой стол, песок, бумажные силуэт ёжика, музыкальное сопровождение.

Содержание организованной деятельности детей:

    1. Создание игровой ситуации

Педагог с помощью теневого театра обыгрывает стихотворение Г. Лагзынь «Ёжик».

Повстречался ёжик мне,

Нёс грибы он на спине.

Добрый день колючий ёж!

Далеко ли ты живёшь?

2. Пальчиковая гимнастика. «Колючий ёжик». Дети поднимаю руки вверх, по сигналу педагога растопыривают пальцы, сжимают в кулак и опять раскрывают – «ёжик прячет и показывает свои колючки».

Ребенку предлагается потрогать песок, подержать его в ладошках, пересыпать его из одной руки в другую…

4. Рисование.

Педагог показывает «силуэт ёжика» и предлагает нарисовать ему много-много иголок.

Это ёжик где у него спинка? Вот. На спинки у ёжика растут иголки. Иголки расту вверх.

Педагог объясняет и показывает способ рисования иголок.

Вот спинка, ставлю сюда пальчик и рисую сначала, одну иголку – вот так. Рядом другую – вот так (фиксирует движение, что бы дети заметили отрыв пальца, от светового экрана). У ёжика много иголок давайте нарисуем ёщё.

5. Рефлексия.

Педагог: - Молодцы, какие колючие ёжики у вас получились.

Ребята вам понравилось?

В ладошки наши посмотри - Мудрее стали ведь они! Спасибо, милый наш песок, Ты всем нам подрасти помог!

После занятия можно сфотографировать рисунки с именами детей.

«Светит солнышко».

Цель:

Задачи:

    Учить рисовать круг замыкая линию в кольцо.

    Развивать мелкую моторику. умение работать по образцу.

    Воспитывать любознательность, инициативность, интерес к изобразительной деятельности.

Предварительная работа: рассматривание изображений солнца в детских книжках. Наблюдение за солнцем на прогулки.

Материал, инструменты, оборудование: мольберт, фланелеграф, фигурки для фланелеграфа (солнышко, туча), световой стол, песок, музыкальное сопровождение.

Содержание организованной деятельности детей:

1.Создание игровой ситуации

На фланелеграф прикрепляется фигурка солнца:

Утром солнышко встаёт,

Всех на улицу зовёт.

Выхожу из дома я:

Здравствуй, солнце, это я!

От яркого света всем становиться радостно, весело. А вот когда солнышко прячется за тучку (прикрепляют тучку), всё становиться хмурым. Наше настроение тоже меняется. Давайте нарисуем весёлое солнышко, чтобы оно всегда радовало нас своим сиянием.

2.Упражнения «Поздороваемся с песочком». Ребенку предлагается потрогать песок, подержать его в ладошках, пересыпать его из одной руки в другую…

3. Рисование.

Педагог предлагает детям нарисовать весёлое солнышко. Показывает способ рисования солнышка песком.

Пальчиком рисуем круг

Лучики бывают разные: прямые и волнистые; короткие и длинные.

Ребёнок создаёт рисунок по своему замыслу.

Посмотри какое весёлое солнышко. Солнышко проснулось и улыбнулось тебе. Улыбнись ему в ответ: Скажи «Здравствуй, солнышко!»

Кого же могут разбудить его лучики? Подумай и расскажи.

4.Рефлексия.

Педагог: - Молодцы, какие красивые солнышки у вас получились.

Ребята вам понравилось?

В ладошки наши посмотри - Мудрее стали ведь они! Спасибо, милый наш песок, Ты всем нам подрасти помог!

После занятия можно сфотографировать рисунки с именами детей.

«Искупай утёнка».

Цель:

Задачи:

    Учить проводить волнистые линии (по горизонтали).

    Развитие координации движений (бивалентная работа головного мозга через осознанное рисование сразу двумя руками).

    Воспитывать любознательность, инициативность, интерес к изобразительной деятельности.

Предварительная работа: подвижная игра «Перепрыгни через ручеёк», игры с геометрической мозаикой.

Материал, инструменты, оборудование: игрушка утёнок, световой стол, песок, музыкальное сопровождение.

Содержание организованной деятельности детей:

1.Создание игровой ситуации

Педагог: давайте поиграем в утят, читает стихотворение А.Барто «Ути-ути». Дети выполняют движения по показу.

Рано-рано утречком

Вышла мама уточка

Поучить утят.

Уж она их учит, учит!

Вы плывите, ути-ути,

Плавно в ряд.

Хоть сыночек невелик, невелик.

Мама трусить не велит, не велит.

Плыви, плыви, утёныш,

Не бойся, не утонешь.

    Пальчиковая гимнастика. «Уточки»

Один, два, три, четыре, пять - (разгибаем пальцы)

Вышли уточки гулять (ритмично сжимаем и разжимаем пальцы)

Один, два, три, четыре, пять - (сгибает все пальцы в кулак по очереди, начиная с мизинца).

В домик спрятались опять. (ритмично сжимаем и разжимаем пальцы)

3. Упражнения «Поздороваемся с песочком». Ребенку предлагается потрогать песок, подержать его в ладошках, пересыпать его из одной руки в другую…

4. Рисование.

Педагог: Посмотрите какой утёнок хороший и пригожий! Глазки голубые, лапки красные, клювик чистенький. Ой, наш утёнок отчего-то загрустил, наверное он хочет поплавать в ручейке. Давайте нарисуем ручейки.

Педагог просит детей показать ручками, как утята плывут по воде. Дети (по подражанию действиям педагога) изображают волну – «рисуют» в воздухе» волнообразные линии – сначала одной рукой, затем обеими синхронно.

Педагог показывает силуэты утят и раздаёт их детям. Предлагает помочь утятам научиться плавать по ручейкам.

5. Рефлексия.

Педагог: - Молодцы, какие красивые ручейки у вас получились. Утятам нравиться плавать.

Ребята вам понравилось?

В ладошки наши посмотри -

Мудрее стали ведь они! Спасибо, милый наш песок, Ты всем нам подрасти помог!

После занятия можно сфотографировать рисунки с именами детей.

«Баранки-калачи».

Цель:

Задачи:

    Учить проводить круг – замыкая линию в кольцо.

    Развивать мелкую моторику, глазомер, координацию в системе «глаз-рука», эстетическое восприятие.

    Вызвать интерес к созданию изображения на песке.

Предварительная работа: рассматривание и обследование колец пирамидки разного размера для обогащения и уточнения тактильного ощущения, развития восприятия формы. Представление теневого театра «Приходите в гости».

Материал, инструменты, оборудование: световой стол, песок, связка бубликов-баранок для показа детям, музыкальное сопровождение.

Содержание организованной деятельности детей:

1.Создание игровой ситуации

Педагог показывает детям связку баранок и обыгрывает потешку «Ай, качи-качи-качи!»

с помощью кукол би-ба-бо.

Ай, качи-качи-качи!

Глянь – баранки калачи!

Глянь – баранки калачи!

С пылу, с жару из печи.

С пылу, с жару из печи –

Все румяны горячи.

Налетели тут грачи,

Похватали калачи.

Нам остались бараночки!

    Пальчиковая гимнастика.

3. Упражнения «Поздороваемся с песочком». Ребенку предлагается потрогать песок, подержать его в ладошках, пересыпать его из одной руки в другую…

4. Рисование.

«Ай, качи-качи-качи, гляньте - баранки, калачи. Все румяны, горячи» и просит «нарисовать» в воздухе сначала огромный калач, потом большую баранку, и маленький - маленький бублик. Дети рисуют в воздухе пальчиком.

Затем педагог обращает внимание на световой стол, просит обвести пальчиком силуэты «бубликов-баранок» по внешнему краю (3-5 раз), чтобы запомнить движения.

Педагог предлагает нарисовать «баранки - калачи»

5.Рефлексия.

Педагог: - Молодцы, какие красивые вкусные у вас получились баранки - калачи.

Ребята вам понравилось?

В ладошки наши посмотри - Мудрее стали ведь они! Спасибо, милый наш песок, Ты всем нам подрасти помог!

После занятия можно сфотографировать рисунки с именами детей.

«Бабочка»

Цель: Учить рисовать двумя руками.

Задачи:

    Учить рисовать двумя руками.

    Развивать мелкую моторику рук. Обогащать тактильный опыт детей.

    Вызвать интерес к созданию изображения на песке.

Предварительная работа: Наблюдение. Беседа. Рассматривание иллюстраций.

Материал: световой стол, иллюстрация бабочки, бумажные заготовки тела бабочки, музыкальное сопровождение.

Содержание организованной деятельности детей:

    1. Создание игровой ситуации

Педагог: загадывает загадку.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел –

Он вспорхнул и улетел.

Ребята, кто это? (показывает бабочку)

Правильно, дети это бабочка. А что бабочки умеют делать?

А почему они летают? Что у них есть?

Посмотрите на ее крылышки. У нее есть 2 больших крылышка и 2 маленьких. А сейчас давайте попробуем превратиться в бабочек.

2. Подвижная игра «Бабочка»

Спал цветок и вдруг проснулся, (туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел, (туловище в перед, назад.)

Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел,

Солнце утром лишь проснется, (покружиться)

Бабочка кружится, вьется.

(Дети под фонограмму «порхают» по группе. Как только фонограмма заканчивается, дети приседают на воображаемый цветок).

Посмотрите, дети, у меня есть бабочки (показывает заготовку), а крылышек у них нет, давайте нарисуем крылышки.

3. Упражнения «Поздороваемся с песочком». Ребенку предлагается потрогать песок, подержать его в ладошках, пересыпать его из одной руки в другую…

4. Рисование.

Дети, нарисуйте бабочке 2 больших и 2 маленьких крылышка. Рисовать будем двумя руками. (дети рисуют, педагог наблюдает за их работой, если необходимо помогает, пока дети рисуют включается музыкальное сопровождение).

5. Рефлексия.

Молодцы, какие красивые бабочки у вас получились. Моя бабочка с картинки обязательно прилетит и подружиться с вашими бабочками.

Ребята вам понравилось?

В ладошки наши посмотри - Мудрее стали ведь они! Спасибо, милый наш песок, Ты всем нам подрасти помог!

После занятия можно сфотографировать получившиеся бабочки с именами детей.

ЛИТЕРАТУРА

    Мариела Зейц «Пишем и рисуем на песке» Практические рекомендации М. ИНТ, 2010 . – 94с

    Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст. – М.: «КАРАПУЗ», 2009. – 144с.

    Интернет ресурсы: