Первый состав виа самоцветы. Самоцветы. Добрынин раньше был Антоновым

«Самоцветы» – популярный советский и российский вокально-инструментальный ансамбль (ВИА), созданный в 1971 году Юрием Маликовым. Наиболее известные песни: «Увезу тебя я в тундру», «Мой адрес - Советский Союз», «Вся жизнь впереди», «Не повторяется такое никогда», «Всё, что в жизни есть у меня».

История создания

После окончания Московской консерватории в начале 1970 года Юрию Маликову предложили поехать на международную выставку ЭКСПО-70 в Японию. Там он увлекся современной музыкой. Особенно молодого музыканта интересовала ее техническая сторона. В итоге, все заработанные за восемь месяцев в Японии деньги он потратил на покупку музыкальных инструментов и аппаратуры. Всего в Москву Юрий Маликов привез 15 ящиков с оборудованием. И сразу же приступил к организации музыкального ансамбля.

Точной даты «рождения» ВИА «Самоцветы» нет. В конце 1970-го ансамбль впервые собрался на репетицию. К июню 1971 года была подготовлена и утверждена первая программа коллектива. А 8 августа того же года в эфире радиопередачи «С добрым утром!» состоялся его дебют. Первыми песнями тогда еще безымянной группы стали русская народная «Пойду ль я, выйду ль я» и новая песня М. Фрадкина на слова М.Пляцковского «Увезу тебя я в тундру». Тогда же радиослушателям было предложено самим придумать название для нового ансамбля. В октябре из нескольких десятков тысяч присланных писем и почти 1 200 вариантов музыканты выбрали – «Самоцветы». И на первом сольном концерте в конце 1971 года ансамбль выступил именно под этим названием.

Творческая деятельность

Состав ВИА «Самоцветы» в начале своего творческого пути неоднократно изменялся. Но основные, самые популярные песни, были записаны с Ириной Шачневой, Эдуардом Кроликом, Сергеем Березиным, Геннадием Жарковым, Валентином Дьяконовым, Николаем Раппопортом, а также с Юрием Генбачевым, Анатолием Могилевским, Юрием Петерсоном. Золотой фонд «Самоцветов» составили такие песни, как: «Увезу тебя я в тундру», «Не повторяется такое никогда», «Добрые приметы», «Верба», «Не надо печалиться», «У деревни Крюково», «Строим БАМ», «Если сердцем молод», «Горлица», «Песня моя, песня», «Снежинка», «Школьный бал», «Багульник», «Там, за облаками», «У нас, молодых», «На земле живет любовь», «За того парня», «Экипаж – одна семья» и многие другие. Ансамбль сотрудничал с лучшими советскими композиторами (М.Фрадкиным, С.Туликовым, В.Шаинским, Э.Ханком, В.Добрыниным, О.Ивановым, Я.Френкелем, 3.Бинкиным, А.Экимяном, Н.Богословским, Д.Тухмановым) и поэтами (П.Леонидовым, М.Пляцковским, Р.Рождественским, И.Шафераном, Л.Дербеневым, М.Рябининым, С.Островым, Е.Долматовским, В.Харитоновым).

Благодаря своим искренним, душевным песням, проникнутым оптимизмом и любовью к Родине, ВИА «Самоцветы» быстро завоевали любовь публики. Ансамбль много гастролировал не только по СССР, выступая на крупнейших концертных площадках страны, но и за рубежом – в Европе, Африке и Латинской Америке.

В 1975 году из ансамбля уходят Николай Михайлов (Раппопорт), Сергей Березин, Ирина Шачнева, Валентин Дьяконов, Анатолий Могилевский, Юрий Генбачев, Геннадий Жарков и Юрий Петерсон, чтобы создать ВИА «Пламя». В такой патовой ситуации Юрию Маликову за двадцать дней удалось сделать невозможное – не только собрать новый состав, но и наполовину обновить репертуар. К оставшимся от прежних «Самоцветов» Александру Брондману, Евгению Курбакову и Владимиру Винокуру присоединились музыканты-профессионалы: барабанщик В. Полонский и гитарист В. Хабазин из ВИА «Веселые ребята», трубач В. Беседин из Москонцерта, аранжировщик и пианист В. Кретюк, работавший с Аллой Пугачевой, Е. Кобзева (Преснякова) и В. Пресняков из ансамбля «О чем поют гитары». За следующие почти два десятка лет «Самоцветы» дали путевку в жизнь многим артистам, сделавшим в последствии сольную карьеру: Алексею Глызину, Владимиру Кузьмину, Александру Барыкину, Вячеславу Добрынину и многим другим.

Постепенно, к началу 1990-х «Самоцветы» стали терять своих слушателей. Прежние верные поклонники повзрослели, а среди молодежи бóльшей популярностью пользовались рок-исполнители. И в 1992 году Юрий Маликов принял решение приостановить деятельность ансамбля. Но когда в 1996 году, по случаю 25-летия коллектива, музыканты собрались, чтобы исполнить несколько популярных песен в телепрограмме «Золотой шар», их ждал ошеломительный успех. И «Самоцветы» возродились вновь.

ВИА «Самоцветы» сегодня

Начиная с 1996 года, под брендом «Самоцветы» выступают участники ансамбля разных лет: Ю.Маликов, И.Шачнева, В.Белянин, Г.Рубцов, С.Беликов, В.Дьяконов, Е.Преснякова, О.Слепцов, А.Нефедов, Г. Власенко и другие. В репертуаре музыкантов более пятисот песен, многие из которых уже стали классикой отечественной эстрады.

В 2006 году в честь 35-летия Самоцветов Инна Маликова решила создать новый музыкальный коллектив, который продолжил бы дело легендарного ансамбля Юрия Маликова. Так родились «Новые Самоцветы».

Состав

Елена Преснякова – заслуженная артистка России. В составе ВИА «Самоцветы» с конца 1975 года и по настоящее время. До «Самоцветов» имела большой опыт работы на эстраде, выступая в различных ансамблях. В 1975 году вместе с мужем Владимиром Пресняковым была приглашена Юрием Маликовым в ансамбль «Самоцветы», в котором работает по настоящее время. В 2002 году ей было присвоено звание «Заслуженная артистка России».

Александр Нефёдов – солист в ансамбле «Самоцветы» с 1980 года и по настоящее время. Окончил музыкальное училище им. Ипполитова-Иванова. Пришёл в «Самоцветы» из ВИА «Поют гитары» в 1980 году. Играет на ритм-гитаре и на ударных инструментах. Лауреат конкурса «Шлягер-92», том же году по опросу прессы вошёл в пятерку лучших певцов страны.

Олег Слепцов – солист ВИА «Самоцветы» с 1981 года. Окончил музыкальное училище при Московской Консерватории им. Чайковского по классу фортепиано, а также Гнесинское музыкальное училище, академию искусств и аспирантуру по классу эстрадный вокал.

Георгий Власенко – работал в ВИА «Самоцветы» с 1985 по 1987 годы и вновь вернулся в 1995 году. Окончил Харьковскую консерваторию по классу хорового дирижирования. Солист, клавишник и аранжировщик.

Дискография

1973 - ВИА «Самоцветы»

1974 - У нас молодых

1981 - Путь к сердцу

1985 - Прогноз погоды

1995 - Там, за облаками

1996 - Всё, что в жизни есть у меня

1996 - Двадцать лет спустя

1997 - Мы стали другими

2003 - Колоколенка

2003 - Первая любовь

2004 - Любовное настроение

2009 - «Самоцветы» GRAND Collection

2011 - «Самоцветы» в окружении звёзд

Награды и номинации

1972 году на шлягер-фестивале в Дрездене солист ансамбля Валентин Дьяконов занял шестое место в общем зачете из 25-ти исполнителей. В дальнейшем ВИА «Самоцветы» становился лауреатом Международных музыкальных фестивалей и конкурсов в Варшаве, Берлине, Праге, Гаване, Милане. В 1974 году ВИА «Самоцветы» – лауреат V Всесоюзного конкурса артистов эстрады, многократный лауреат ежегодного фестиваля «Песня года», лауреат «Национальной премии Попова в области радиовещания». Ансамбль награждён орденом «Служение искусству».

В 2007 году Юрию Маликову было присвоено звание Народного артиста России. В 2016 году указом президента РФ В.В. Путиным награжден Орденом «Дружбы».

В годы учебы Юрия Маликова в Московской консерваторию по классу контрабаса (1965-1969), заведующим кафедрой был Мстислав Ростропович.

Елена Кобзева (Преснякова) – жена Владимира Преснякова-старшего и мама Владимира Преснякова-младшего.

Именно в Самоцветах состоялся дебют Владимира Винокура в качестве пародиста.

Первые даты существования ансамбля: с 1971 по 1992 гг. А в 1995 году был возобновлена работа поистине легендарного коллектива - «Самоцветы». Сформировал ансамбль известный артист Юрий Маликов. Ему, к слову, в 2007 году присвоили звание народного. Состав коллектива постоянно менялся. В статье поговорим о жизнях как бывших участников, так и нынешних.

Ансамбль недавно отпраздновал свое 35-летие. В честь этого был запущен новый проект «NEW Самоцветы», в которые вошли более молодые и перспективные звезды современной сцены. Но сейчас этот коллектив мало кому интересен, ни предыдущему поколению, ни нынешнему. Больше интереса проявляют к старому доброму ансамблю, об участниках которого идет речь ниже.

Итак, состав группы «Самоцветы»:

  • Елена Петровна Преснякова.
  • Александр Сергеевич Нефедов.
  • Олег Минасович Слепцов.
  • Георгий Васильевич Власенко.
  • Юрий Федорович Маликов.
  • Ирина Васильевна Шачнева.
  • Валерий Вадимович Белянин.
  • Григорий Рубцов.
  • Сергей Ухналёв.
  • Сергей Анатольевич Кузнецов.

Бывшие участники:

  • Владимир Пресняков-старший.
  • Андрей Сапунов.
  • Виталий Богданов.
  • Владимир Винокур.
  • Анатолий Могилевский.
  • Аркадий Хоралов.
  • Александр Барыкин.
  • Вячеслав Добрынин.
  • Алексей Глызин.
  • Владимир Кузьмин.
  • Валерий Хабазин.
  • Сергей Беликов.
  • Валентин Дьяконов.
  • Дмитрий Маликов.

Юрий Федорович Маликов

Юрий родился 6 июня 1943 года. Окончил техникум в Подолье, а затем и музыкальное училище. С самого юношества он много гастролировал и всегда был тесно связан с искусством. Некоторый период сильно увлекся джазом и даже участвовал в ансамбле.

В 1965 году Маликов поступил в консерваторию. Практически через 10 лет окончил ее и через небольшой промежуток времени стал директором ансамбля «Самоцветы».

Дмитрий Маликов - сын Юрия, продолжатель музыкальной династии, однако в коллективе отца он никогда не состоял.

Елена Петровна Преснякова

Елена Преснякова известна многим уроженцам Советского Союза. Получила среднее образование в 1965 г.; в этот же период начала работать в ансамбле от филармонии. Замуж за Владимира Преснякова-старшего вышла в 1966 г. И с тех пор по сегодняшний день их жизнь неразлучна. Они вместе участвуют в проектах.

В состав группы «Самоцветы» она попала в 1975 г. и до сих пор работает солисткой. Но не с этого началась ее карьера. Все произошло гораздо раньше. До того как Елена попала в «Самоцветы», она выступала в других ансамблях. Например, работала у Гюлли Чохели.

В легендарный коллектив ее пригласил Юрий Маликов (создатель) вместе с ее мужем. В 2002 г. артистка получила звание заслуженной. В то время, когда «Самоцветы» не вели деятельность, она часто помогала сыну Владимиру в его музыкальных программах.

Валерий Вадимович Белянин

Стал выпускником творческой мастерской. У Георгия Виноградова брал уроки вокала. Раньше состоял в ансамблях «Акварели» и «Пламя», а сейчас работает с известными «Самоцветами».

Родился 16 мая 1953 года. О нем заговорили, когда он стал выступать вместе с коллегами в ансамбле «Витязи». В «Акварели» участвовал недолго - всего год в 1977 г. Десять лет работал в «Пламя» - с 1979 г. В начале 90-х годов заявил о себе как композитор и исполнитель самостоятельно написанных текстов. А в «Самоцветы» пришел в 1997 г. и состоит в коллективе до сих пор.

Александр Сергеевич Нефедов

Александр окончил музыкальное училище. Является профессиональным вокалистом. До того, как Александр Нефедов попал в 1980 г. в «Самоцветы», он выступал в другом ансамбле под названием «Поют гитары». Умеет играть на барабанах и ритм-гитаре. В период, когда «Самоцветы» на время останавливали свою деятельность, он уверенно занимался сольным продвижением. В 1992 г. состоялся опрос прессы о лучших певцах России, Александр вошел в первую десятку списка.

Сергей Анатольевич Кузнецов

Родился 21 июня 1954 года в российской столице. Работал начинающим актером в студии кукол. Армию проходил в ансамбле песен и плясок.

В «Самоцветы» попал в 1977 г., где работает до сих пор. Выступал с огромным количеством пародий на многих артистов. Является заслуженным деятелем одной из республик Узбекистана.

Ирина Васильевна Шачнева

Ирина Шачнева родилась 65 лет назад, 30 января. Она получала образование в училище и в ГИТИСе. Маликов изначально пригласил ее в качестве солистки в «Самоцветы». После распада первого аутентичного состава ансамбля приняла участие в его развитии в 1995 году и по сей день работает в этом коллективе. Также является почетным членом союза музыкантов России.

Сергей Григорьевич Беликов

Федерации родился в Подмосковье 25 октября 1954 года. После того как окончил музыкальное училище, стал работать в театре. Его приняли в состав «Аракса». Примерно в это же время поступил в институт культуры на преподавателя музыки.

В «Самоцветы» его пригласили в 1976 г., но через год он бросил коллектив и вернулся к ранее покинутой группе. С 1974 по 1980 год участвовал в знаменитых постановках театра. Ближе к 81-му возвращается в «Самоцветы». Через четыре года начинает сольную деятельность.

Хорошо относится к футболу. Является участником сборной эстрадных звезд, где занимает роль бомбардира.

Олег Минасович Слепцов

Олег Слепцов начал свою карьеру еще в 3 года, когда брал участие в показах модельеров родом из СССР и Франции. Впервые произошло это в 1957 г. Уже в 1960 г. он получил роль в киноленте «Три часа в дороге», которую снимал «Мосфильм». У него достаточно большое количество дипломов за плечами: он окончил академию, училище и аспирантуру. Все его специальности связаны с музыкой. В 1991 г. он решил создать группу «Теле-поп-шоу», при этом одновременно он работает и с коллективом Дмитрия Маликова. А в состав группы «Самоцветы» вошел в 1981 г.

Владимир Петрович Пресняков

Владимир родился в Львовской области. Его родители были музыкантами, поэтому он продолжатель семейных традиций. Сейчас ему 70 лет (род. 26 марта 1946 г.).

1970-е годы старший переживал тяжело. О нем вышла провокационная статья, в которой говорилось о его «мерзком» репертуаре. В итоге артиста не брали на работу буквально никуда, даже в самодеятельность. Спасением для него стал Маликов. Он пригласил его в ВИА «Самоцветы». Юрий не мог обойтись без такого талантливого саксофониста и аранжировщика, как Пресняков, поэтому с большой охотой взял его с женой в создаваемый коллектив.

Однако в ансамбле артист пробыл недолго и без лишних скандалов покинул его уже в конце 80-х годов. Это связано с попытками сына начать сольную деятельностью. Владимир Пресняков старший решил помочь ему и стал работать у него саксофонистом.

Андрей Борисович Сапунов

Андрею сейчас 59 лет (род. 20 октября 1956 г.). С самого детства он с братом играл в ансамбле. После того как он окончил школу, поступил в институт рыбного хозяйства, чуть позже продолжил обучение в энергетическом. Но через время бросил. Служил в армии, где влюбился в игру на гитаре, как и Александр Нефедов. После дембеля работал чуть меньше года в коллективе В 1979-1983 гг. учился в училище. В самом начале обучения начал работать в группе «Воскресенье». После того как коллектив распался, Андрей решает наконец получить высшее музыкальное образование. Два года с 1984-го работал в ВИА «Самоцветы». После расторжения контракта участвовал в деятельности группы «Лотос».

Виталий Анатольевич Богданов

Виталий стал тем участником, о котором сейчас знает каждый россиянин. Сейчас ему 62 года (род. 6 октября 1953 г.). Годы, в которых Виталий состоял в группе, к сожалению, неизвестны. Да и сама биография остается загадкой, в прессе периодически появляются лишь некоторые факты. Сейчас Богданов работает в Госдуме. Является одним из членов Совета РФ. Хорошо общался с таким артистом, как Александр Нефедов.

Валентин Михайлович Дьяконов

Он получил образование в училище Гнесиных. Работает с «Самоцветами» с 1971 года. После распада коллектива он сотрудничал с ВИА «Пламя». В 1978 г. начал сольную карьеру.

Владимир Натанович Винокур

Владимир Натанович родом из еврейской семьи. Его отец был достаточно известным в родном городе артиста - Курске. Винокуру - 68 лет (род. 31 марта 1948 года).

Впервые о Владимире заговорили в 1962 г., когда тот спел на международном конкурсе композицию и получил за это первое место. К слову, золотую медаль вручал ему сам Юрий Гагарин.

Учась в монтажном техникуме, пытался поступить в ГИТИС. Хоть и прошел все вокальные туры на ура, но не был принят окончательно из-за того, что не имел документов о среднем образовании. Повторно поступал уже в 1969 г., будучи в армии. Решающими годами в его жизни стали 1973-1975 гг. Именно в этот период он знакомится с Юрием Никулиным и работает в цирке на Цветном бульваре. На четвертом курсе устраивается на работу в Московский театр оперетты.

В коллектив «Самоцветы» Винокур попал в 1975 г., как и Елена Преснякова. Через два года он получил премию на Всероссийском конкурсе артистов. И с того времени ведет сольную деятельность.

Аркадий Дмитриевич Хоралов

Сейчас Аркадию 65 лет (род. 26 января 1961 года). В первый класс он пошел в Мелитополе. Школу окончил с отличием. Одновременно с обязательным образованием он также получал и дополнительное - музыкальное. Умеет играть на фортепьяно. В этом же населенном пункте окончил институт механизации сельского хозяйства. Хоралов - подающий надежды спортсмен. Он занимался в юном возрасте легкой атлетикой и футболом.

До работы в ансамбле «Самоцветы» он вел деятельность в нескольких не таких популярных коллективах. Здесь он был солистом с 1976 г. После распада коллектива второй раз уже не возвращался.

Анатолий Исаакович Могилевский

Обучался с 1995 г. в местном музыкальном училище, но, к сожалению, был отчислен. Это произошло из-за того, что Могилевский пытался совместить учебу с работой. В 1964 г. получил место в одном из лучших ресторанов Прибалтики «Лидо».

В летний период 1967 г. Анатолия пригласили на прослушивание в оркестр «ВИО-66». И уже осенью этого года он стал полноправным солистом.

Отец такого известного артиста, как Дмитрий Маликов, Юрий, взял Могилевского в «Самоцветы» в 1972 г. С коллективом записал несколько хитов, но уже к концу 1975 г. из-за сильных несогласий с руководителем практически все солисты покинули ансамбль и основали свой - ВИА "Пламя".

Александр Александрович Барыкин

К сожалению, Александр Барыкин покинул наш мир на 53-м году жизни (род. 18 февраля 1952 г.). С детства был связан с музыкой. Окончил музыкальную школу, а в старших классах организовал собственную группу.

Институт уже оканчивал заочно, так как учиться на дневном отделении из-за занятости не смог.

В коллектив «Самоцветы» пришел в 1976 г., но через год покинул его, еще до прихода такого отличного артиста, как Олег Слепцов. Работа в этом ансамбле была одной из первых его попыток пробиться на эстраду. Именно после этого Александр смог встать на ноги и работал не покладая рук. Часто писал стихи. Даже будучи серьезно больным, все равно никогда не отказывался от выступлений. В 2011 г., после концерта, у него случился инфаркт, и к утру артист скончался. По заявлениям очевидцев, он с трудом допел последние песни.

Георгий Васильевич Власенко

Георгий Власенко работал со многими некогда известными советскими коллективами, которые выступали на эстраде. Является талантливым выпускником одной из харьковских консерваторий. Он всегда делает аранжировку для песен; играет на клавишах, а также занимается репетиторством. Первое его профессиональное появление на сцене состоялось в 1975 г. в филармонии. Часто писал музыку к фильмам, которые выпускал «Мосфильм». В состав группы «Самоцветы» Георгий попадал два раза. Первый - с 1985 по 1987 год, второй - с 1995 г. по сей день.

Вячеслав Григорьевич (Галустович) Добрынин

Народный артист, известный как солист и композитор, в этом году отпраздновал свое 70-летие (род. 25 января 1946 г.). Его родители были военными. Так случилось, что отца Галуста Петросяна (на фронте его называли Григорием), он никогда не видел.

После окончания школы Добрынин поступил в МГУ. Спустя некоторое время в этом же учебном заведении стал преподавать.

Карьера певца у Вячеслава началась в 1989 году. Юрий Маликов пригласил Добрынина к себе в коллектив. Писал долго песни для ансамбля «Самоцветы», некоторые из них исполнял сам. Сольная карьера певца также сложилась достаточно удачно.

Алексей Сергеевич Глызин

Глызину сейчас 54 года (род. 13 января 1954 г.). Вместе с общим образованием получал и музыкальное по классу фортепьяно. Школу не окончил, после 8-го класса перешел в техникум. Это учебное заведение бросил и стал работать в ансамбле.

Учился на дневном отделении в институте культуры. Перед тем как пойти работать в «Самоцветы», был солистом в ансамбле «Добры молодцы». К Юрию Маликову перешел в 1977 году, но больше 12 месяцев не продержался. После него перешел в «Ритм», который аккомпанировал звезде эстрады - Алле Пугачевой.

Девять лет был солистом «Веселых ребят». В этом коллективе он исполнил достаточно много хитов. Его карьера очень успешна: он выпустил много альбомов и несколько сборников песен.

Мой адрес Советский Союз




группа Самоцветы — советский и российский вокально-инструментальный ансамбль (ВИА) под руководством Юрия Маликова . Среди известных песен есть такие, как «Мой адрес Советский Союз », «Там, за облаками», «Вся жизнь впереди», «Не повторяется такое никогда», «Всё, что в жизни есть у меня» и др. Песни «Школьный бал», «Если будем мы вдвоём» , «На земле живет любовь» , «Верба», «Мерси», «Выпускаю синицу» можно назвать хитами того времени.
Группа ВИА "Самоцветы", основанный в 1971 году выпускником Московской консерватории имени П.И. Чайковского Юрием Маликовым, быстро завоевав всесоюзную известность, признание и любовь, стал по истине «народным коллективом» благодаря созданным произведениям, таким как «Мой адрес - Советский Союз», «У деревни Крюково», «Вся жизнь впереди», «Багульник», «Там, за облаками», «Бамовский вальс», «Все, что в жизни есть у меня» и многими другими. Бурный расцвет жанра ВИА в начале 70-х привел к тому, что уже к концу 80-х годов многие коллективы, в том числе и «Самоцветы», по своей востребованности стали уступать появившимся новым течениям в популярной музыке, что привело для многих из них к остановке гастрольных выступлений. В середине 90-х годов Юрий Маликов решил отметить 25-летие со дня образования ВИА «Самоцветы», собрав многих участников ансамбля и друзей-артистов в телепрограмму «Золотой шлягер». Неожиданный успех этой телепередачи натолкнул его на мысль, что можно было бы попробовать продолжить концертную деятельность. В результате, бывшие солисты ансамбля, а также приглашенные музыканты и певцы стали вновь успешно гастролировать.
Группа «Самоцветы» под руководством Юрия Маликова начала успешно выступать в середине 90-х. Созданная концертная программа органично сочетает в себе необычайно бережную трактовку знаменитых «самоцветовских» хитов с яркими вокальными и актерскими работами Елены Пресняковой, Александра Нефедова, Олега Слепцова и талантливыми аранжировками Георгия Власенко. Наряду с этим, группа продолжила работу над новыми произведениями, создав несколько композиций в лучших традициях жанра, таких как «Прошлогодние глаза», «Рэгтайм на Титанике», «Снег Рождества», в чем большая заслуга Владимира Петровича Преснякова.
Состав группы «Самоцветы», это всеми любимая вечно молодая и прекрасная Елена Преснякова
- Заслуженная артистка России. Солистка коллектива с конца 1975 года и по настоящее время. До «Самоцветов» имела большой опыт работы на эстраде, выступая в различных ансамблях, и конечно же в созданном Владимиром Пресняковым ВИА «О чем поют гитары», на концерте которого, в городе Одесса Юрий Маликов впервые увидел талантливую музыкальную семью, сделав в дальнейшем им творческое предложение, от которого они не смогли отказаться - перейти в ансамбль «Самоцветы». Солист ВИА САМОЦВЕТЫ Александр Нефедов - пришел в «Самоцветы» из ВИА «Поют гитары» в 1980 г. в качестве вокалиста. Обладая хорошими музыкальными способностями, играет на ритм-гитаре и на ударных инструментах. Солист ВИА САМОЦВЕТЫ Олег Слепцов - в «Самоцветах» с 1981 года. Обладая прекрасными музыкальными способностями, окончил музыкальное училище при Московской консерватории им. П.И.Чайковского по классу фортепиано, является великолепным шоу-меном, сочетая вокальное и хореографическое мастерство, демонстрируя яркие сценические образы. В начале 90-х создал оригинальный музыкальный проект «Теле-поп-шоу». В настоящее время органично сочетает концертную деятельность с преподавательской (Академия классического искусства по классу джазовый вокал), а его выпускница Оксана Богословская в 2006 году завоевала Гран-при на фестивале «Славянский базар». Солист ВИА САМОЦВЕТЫ Георгий Власенко - выпускник Харьковской консерватории по классу хорового дирижирования. Работал в различных популярных эстрадных коллективах СССР, в том числе и в группе Стаса Намина, музыкальным руководителем ансамбля известного исполнителя Михаила Муромова и других. Активно принимает участие во всех аранжировках группы, играет на клавишных инструментах, является прекрасным репетитором. В 2007 году Георгий Власенко стал победителем ежегодного Регионального рейтинга «Харьковчанин года» в номинации «Деятели науки, культуры, искусства». Чтоб узнать условия приглашения ансамбля Самоцветы Преснякова Елена на Ваше мероприятие, звоните по телефонам размещенных на официальном сайте концертного агента группы. Информация о гонораре и концертный график будет дана Вам для того, чтоб Вы могли пригласить группу Самоцветы Преснякова Елена на мероприятие или заказать выступление группу Самоцветы на юбилей или вечеринку. Официальный сайт группа Самоцветы Преснякова Елена несет информацию видео и фото. По Вашему запросу будет выслан райдер группы. Заранее уточнять и бронировать свободные даты выступления группа Самоцветы Преснякова Елена.


- История ансамбля «Самоцветы» на первый взгляд гладкая, как отшлифованная волнами морская галька. Но это не так. Помимо ярких побед, у нас было много трудностей, недопонимания и конфликтов. Приходилось пробиваться, грудью прокладывать дорогу, пройти даже через раскол команды. В итоге все это отразилось на моем здоровье. Десять лет назад мы отметили 35-летие группы концертом в Кремле, и я слег. Спас меня Дима, сын. Если бы не он, мы с вами не разговаривали бы.

За здоровьем я совершенно не следил. Столько дел, что некогда по врачам бегать. Особенно нелегко пришлось как раз перед упомянутым юбилеем «Самоцветов», когда занимался всем и сразу: и сценарием программы, и финансированием, и репетициями. К тому же сам тот концерт и вел. Как вы понимаете, нервотрепка страшная. Через неделю, когда приходил в себя, Дима вдруг начал на меня давить, просить, чтобы проверил здоровье. Я отнекивался, говорил, что поводов для беспокойства нет. В один прекрасный день он просто посадил меня в машину и отвез в госпиталь при Министерстве авиационной промышленности.

Потрясающая больница с замечательными докторами! За неделю меня тщательно обследовали и выяснили, что сонная артерия на 78 % поражена бляшками. Еще немного - и все бы закончилось плачевно. Когда нам это объявили, Дима схватил меня за руку и прямо в больничной одежде повез на консультацию в Институт хирургии имени Вишневского, к профессору, внуку легендарного медика, изобретателя всем знакомой мази, Александру Александровичу Вишневскому. Доктор честно сказал, что операцию сделает хоть завтра, но за реабилитацию не ручается: случай тяжелый. Предложил отправиться в Германию, в Нюрнберг, к врачу, которого знал лично и которому доверял. В тот же вечер мы - я, жена и наши дети - устроили семейный совет. Решили, что рисковать не станем, оперироваться надежнее в Германии. Туда меня сопровождала Люся, моя жена, и Инна, наша дочь. Уже через неделю вернулся домой. Выписывая, врачи честно сказали, что, если бы не спохватился, жить оставалось не больше полугода.

С тех пор сижу на лекарствах, но по-прежнему руковожу «Самоцветами», поем любимые народом песни.

- В этом году ансамблю исполнится 46 лет! Есть ли у долгожителя официальный день рождения?

Рождение «Самоцветов» связываю с 1970 годом, когда, окончив Московскую консерваторию, я оказался в составе артистической делегации в Японии на выставке «Экспо-70». 29 января у нас с женой родился Дима, а через месяц я уже улетел в Японию и вернулся лишь осенью, когда сын уже уверенно стоял в манежике. (Смеется.) Несколько месяцев мы проработали в павильоне Советского Союза, где пропагандировались советские достижения и русская кухня. Особенно большой популярностью, как ни странно, у японцев пользовались шашлыки, водка и киевские котлеты. Именно там, на выставке в Осаке, я задумал создать свой ансамбль и определился, в каком музыкальном направлении двигаться.

- Какое отношение выпускник консерватории имел к котлетам?

Меня пригласили в Японию как музыканта, бас-гитариста. Работали квартетом, играли на балалайке, гитаре, аккордеоне с баяном, ложках-поварешках. Солировала знаменитая Нина Дорда. Нас хорошо встречали, бисировали, особенно бурно реагировали на песню «Огонек»: «На позиции девушка провожала бойца…» Мы пели по-русски, зал подпевал по-японски. Думаю, эта песня попала в Японию после войны, от пленных.

На выставку съехались делегации из десятков стран, у каждой - свой павильон, где вечерами проходили концерты, выступления танцевальных и музыкальных коллективов: фольклор, поп-музыка, классика. Там я увидел и услышал самого Тома Джонса с его «Delilah» («Делайла»). Та поездка для меня, молодого парня, стала невероятным потрясением - будто вышел в открытый космос. У музыкантов из капстран оказалось огромное количество микрофонов, гитар, синтезаторов, колонок с чистейшим звуком. У нас и в помине ничего подобного не было! Конкуренции в то время на советской эстраде не было никакой. Только появились «Поющие гитары», «Веселые ребята» и «Голубые гитары» - все, больше никого. Все играли на допотопных инструментах.

По субботам я смотрел по телевизору полуторачасовые программы мировых звезд. У нас тех артистов и те коллективы вообще не показывали - в лучшем случае мелькала какая-нибудь Вондрачкова, Марыля Родович да Карел Готт. Насмотревшись на все это великолепие, я решил создать кардинально новую группу, нетипичную для того времени в нашей стране. Сразу решил, что солировать будет яркий, харизматичный вокалист - по аналогии с Томом Джонсом.

Новой команде, которую я намеревался набрать в Москве и которой еще не придумал имя, явно требовалась хорошая аппаратура. В общем, все деньги, которые заработал за восемь месяцев, вбухал в будущие «Самоцветы». Брал в магазинах все, что считал нужным. Это «нужное» поместилось в итоге аж в 15 огромных ящиков!

- Интересно, как жена отреагировала на такую непозволительную трату семейного бюджета?

Накануне вылета я позвонил Люсе: встречай в аэропорту, закажи вместительный автобус.

- На месте вашей жены я решила бы, что муж холодильник японский везет.

Люся тоже надеялась на лучшее. (Смеется.) Думала, что я жемчуг привезу, наручные часы Seiko, жутко популярные в то время, одежду. В эпоху ­дефицита нужно было буквально все.

- Когда правда вскрылась, жена устроила скандал?

Нет, она плакала. И повторяла: «Зачем? Для чего все это?» Но я-то четко знал цель и к ней стремился. Как только вернулся в Москву, бросился на поиски вокалиста своей будущей группы. Знакомые подсказали, что в Тульской филармонии работает латыш Лев Пильщик - вылитый Том Джонс: и голос похож, и внешнее сходство поразительное.

Лева полгода поработал в ансамбле и заложил основу, на которой в дальнейшем укрепились «Самоцветы». Но ему пришлось уехать: тогда из-за проблем с пропиской в столице невозможно было оставаться на долгое время. Много мы поменяли солистов, но каждый был похож на Тома Джонса. Приходил на прослушивание никому не известный в то время Саша Серов. Я ему сказал: «У вас красивый голос, и вы здорово поете, вам надо делать сольную карьеру». Он обиделся, что я его не взял в ансамбль, а теперь при встречах обнимает и говорит: «Юра, спасибо тебе большое, что дал возможность поверить в себя».

Подобный случай был и с Сашей Малининым - он тоже просился к нам, а я не взял. Услышав, как он аккомпанировал себе на гитаре, пел романсы, посоветовал подать заявку на конкурс молодых исполнителей в Юрмале. Так он и сделал, стал победителем и быстро набрал популярность.

У нас много кто начинал: и Саша Барыкин, и Леша Глызин, и Владимир Кузьмин - уже давно легендарный человек! А до «Самоцветов» Володя был начинающим музыкантом, его на работу никуда не принимали. А я взял на место уехавшего в Швецию гитариста Валеры Хабазина.

- Мне в семье очень хорошо, мы с Люсей постоянно вместе. Можем и поругаться, но дуемся друг на друга не больше получаса

- «Самоцветы» подарили вам дружбу с Пресняковыми - Еленой и Владимиром. Они ведь тоже стояли у истоков коллектива.

Не совсем: ребята пришли в группу позже, уже в 1975-м. Познакомились мы случайно. Я отдыхал с женой в Одессе, вечером оказались на концерте в филармонии, на выступлении ансамбля «О чем поют гитары»: Лена пела, Володя играл на саксофоне. Вскоре у них закончился контракт в одной из филармоний, они вернулись в Свердловск и сидели там без работы. Тогда я их пригласил в «Самоцветы». Пресняковы приехали в Москву, когда их Вовочке, младшему, было семь лет, а моему Диме - пять. Они, кстати, стали первыми иногородними в нашей группе,­ кого удалось прописать в общежитии Москонцерта.

- Интересно, как родилось название вашего ВИА? Почему «Самоцветы»? И были ли другие варианты?

Название подсказал Олег Анофриев. Мы с ним и с Левой Оганезовым были на гастролях (выступали тогда трио, Олег пел, мы аккомпанировали) и зашли в универмаг. У секции «Русские самоцветы» Олег мне говорит: «Юр, название хорошее». А мы тогда только репетировать начинали с новой группой, это был конец 1970 года. И я лихорадочно искал варианты, записывал в блокнотик все, что предлагалось. Написал: «Русские самоцветы», а Олег засмеялся - в группе же половина с нерусскими фамилиями!

До лета 1971-го был в поисках, ансамбль выступал без названия. Пока наконец не оказались с ребятами на эфире популярной тогда радиопередачи «С добрым утром!». Мы спели в эфире «Увезу тебя я в тундру», и ведущая спросила: «Как называется ваш ансамбль?» «Да пока и никак», - говорю. Она предлагает: может, хотите обратиться к радиослушателям? И я попросил в эфире присылать письма с предложениями. Чего нам только не предлагали, тысячи названий! От «Тундры» и «Романтиков» до «Белоснежки и семи гномов». Попадались и «Самоцветы» - как слово из той песни: «Сколько хочешь самоцветов мы с тобою соберем». В октябре 1971 года я определился.

- Вы быстро стали популярными?

В 1970-м редактор Галя Гордеева сделала на радио программу «Запишите на ваши магнитофоны». Ее слушали миллионы. Если песня нравилась, записывали на бобины и крутили уже по всей стране. Мы спели в эфире «Школьный бал» и наутро проснулись знаменитыми. (Смеется.)

- У вас вообще весь репертуар удачный. Вам, наверное, пришлось побегать за маститыми композиторами и поэтами?

Сначала пришлось, конечно, постоять в очереди, а потом уже композиторы сами выстраивались в очередь к «Самоцветам».

Марк Фрадкин сыграл серьезную роль в биографии ансамбля, дав нам исполнить «Увезу тебя я в тундру» и «За того парня». Уже позже я предложил Леве Лещенко спеть песню «За того парня» в Сопоте - с ней он и победил. Потом Кола Бельды отправился в польский Сопот. Я разрешил ему исполнить «Увезу тебя я в тундру». Эта песня добавила ему популярности, но «Самоцветы» были первыми исполнителями.

С мамой и папой (начало 1970-х)

- Есть еще одна замечательная песня - «Не надо печалиться». Сегодня она особенно актуальна…

Музыку написал генерал милиции Алексей Гургенович Экимян. В тот момент он был заместителем начальника Московского областного УВД. А слова принадлежат Роберту Рождественскому. Мне как-то позвонили с фирмы «Мелодия» и попросили приехать. Генерал вошел в форме, все встали, он сел к роялю и исполнил эту песню. Мне она сразу понравилась, «Самоцветы» ее до сих пор исполняют.

Или вот еще один счастливый случай. Однажды мы приехали на гастроли в Новосибирск. После концерта за кулисы зашел молодой человек - студент мединститута Олег Иванов. «Можно, покажу свою песню?» - спрашивает. И запел: «Унижаться, любя, не хочу и не буду…» Мимо проходила моя супруга Людмила. Она остановилась и говорит: «Хорошая песня». И пошла дальше. Я думаю: «Женщинам наверняка понравится! У Люси отменный вкус». Эту песню, «Горький мед», мы записали сначала с Сашей Барыкиным, потом с Аркадием Хораловым.

На «Самоцветы» шла молодежь, чтобы услышать гитару. До конца 1960-х годов электрогитар на советской эстраде не существовало. Нет, были семиструнные, но это все не то. У нас на концертах можно было услышать необычные звуки и эффекты - например, гитарный пронзительный фузз, как у Гэри Мура. Народ к нам валом валил послушать. Мы выбрали правильное направление: современная советская песня в переложении вокально-инструментального жанра. Мулявин поймал это в белорусской песне, мне удалось в советской.

О популярности я не думал, тем не менее слава к нам пришла быстро. В 1971-м начали выступать, в 1974-м стали лауреатами V Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Активно гастролировали. Я валился от усталости: на сцене проводили по 12 часов!

- Видимо, зарабатывали бешеные деньги?

Долгое время «Самоцветы» находились на концертных ставках, а не на сольных. За концерт каждый участник ансамбля получал 9 рублей. А если работали бы сольно, то 18! Нам подняли ставки только после того, как в 1974 году мы стали лауреатами.

Заработанное в основном тратили на инструменты. Что касается бытовых удобств, то советские времена были особенные: деньги есть, а потратить не на что. Машину купить - проблема, квартиру - вообще невозможно. Правда, мне удалось решить квартирный вопрос еще до «Самоцветов». После свадьбы мы с Люсей жили вместе с ее папой в 18-метровой комнате в коммуналке на Павелецкой. В мои редкие выходные тесть деликатно уходил гулять часа на четыре и оставлял нас одних.

Позже я снял комнату, где, кроме старого кожаного дивана и стула, не было ничего. И вдруг я узнал, что Союз композиторов строит 9-этажный дом на Преображенке. Поскольку в то время я учился в консерватории, пришел на прием к Вано Мурадели, секретарю правления Союза композиторов СССР, и попросил помочь. Он пожалел молодых, вмешался, нам дали двухкомнатную квартиру. Над нами жил пианист Владимир Крайнев с мамой. Позже он стал мужем Татьяны Тарасовой.

- Расскажите о своей жене, которая идет с вами по жизни уже 52 года.

Мы познакомились 5 января 1965 года. Мне тогда был 21 год, Люсе - 19. Я пришел с друзьями на концерт Московского Мюзик-Холла, где Люся солировала. Они провели меня за кулисы, а там Людмила болтает с подружками. Она мне сразу понравилась, показалась неземной.

Познакомила нас певица Мария Лукач. Поболтали с Людмилой минут пятнадцать и разошлись. Я даже о свидании не попросил, потому что на следующий день улетал на месяц во Вьетнам, затем в Китай. Это была моя первая загранкомандировка - работал аккомпаниатором у звезд советской эстрады. Вернулся и сразу помчался к Люсе на репетицию. А ее нет: они с коллективом улетели на гастроли. В общем, встретились лишь через три месяца.

- Какие места в Москве связаны с вашим романом?

Первое свидание прошло на Тверской, напротив Центрального телеграфа, в кафе-мороженое «Север». Мы пили шампанское и ели мороженое. После этой встречи все у нас закрутилось-завертелось: ходили в кино, гуляли.

Я уже знал, что женюсь на этой необыкновенной девушке, но сначала решил купить машину. Так прямо и сказал: «Люся, распишемся, только когда я буду с автомобилем». А очереди тянулись по несколько лет! Но мне повезло: моя подошла быстро, всего через полтора года. И я приобрел 408-й «Москвич». Это было счастье! В долги, правда, пришлось влезть. Помню, что накопил всего 1200 рублей, а надо было 4500 рублей. Зато после этого сразу женился, как и обещал. Свадьбу сыграли 9 октября 1966 года, шумно погуляли в ресторане в Доме журналистов, на Никитском бульваре.

- А зачем вам так нужен был автомобиль?

Я же контрабасист, а как такой громоздкий инструмент в метро таскать? Хранил одно время у нашего барабанщика Миши Ковалевского - он жил на Петровке. На концерт и с концерта мы в складчину брали такси, но так же не могло всю жизнь продолжаться.

- Юрий Федорович, как вы стали музыкантом? Родители были людьми творческими?

Нет, папа - инженер-строитель, мама - учительница. Простые люди, родились в деревнях. Поженились, а через неделю война началась, и папа ушел на фронт танкистом. Когда в 1942-м отступали, он заехал на два дня домой (они с мамой жили в Ростовской области), и… я появился в проекте. А когда Советская армия наступала, он опять же заехал на танке домой. Я уже родился, и папа впервые меня увидел.

Отец, Федор Михайлович, прошел всю войну, дошел до Берлина. Человеком он был музыкальным, играл на гармошке и, когда наши войска оказались в Вене, зашел в магазин и взял там три хороших аккордеона - два больших, а один маленький. Кроху положил с собой в танк, командиром которого был, а остальные инструменты погрузил в полковую машину. А в нее попал снаряд… Маленький аккордеончик приехал с отцом домой в Лопасню (теперь это город Чехов, куда мы перебрались после войны), и я самостоятельно учился на нем играть. На праздники - в День танкиста, на 1 Мая и 9 Мая - папа брал инструмент и играл частушки.

То, что моя жизнь окажется связанной с музыкой, никто не мог даже вообразить! Окончил семь классов и за компанию с соседским парнишкой отправился в Подольск, поступил в техникум. И там впервые увидел эстрадный оркестр. Пришел в полнейший восторг и попросил дать мне инструмент. Получил, что было: духовой тенор, похожий на трубу. Мне он не понравился. Поиграл две-три репетиции и ушел в струнный оркестр. Меня определили на бас-балалайку - ну, это куда интереснее. Но играть надо было по нотам, а я их не знал.

Купил самоучитель, стал заниматься. Когда на экраны вышел потрясающий фильм «Серенада солнечной долины», влюбился в контрабас. И решил освоить его во что бы то ни стало. Пошел к директору клуба нашего техникума, пристал: давайте купим контрабас! В общем, добился своего, мы поехали в Москву и вернулись с моей мечтой. (Смеется.)

Пошел в музыкальную школу, а там преподают только виолончель. Инструменты похожи, но струны иначе расположены. С педагогом стали изучать контрабас, через месяц кое-как ­разобрался. Прихожу в городской эстрадный оркестр, которым руководил Костя Моисеев - он еще жив, дай Бог ему здоровья. И он меня, 15-летнего самоучку, взял, поставил в парке на танцах играть.

А потом я попал на концерт симфонического оркестра Московской областной филармонии, где было аж восемь контрабасов. Увидев это великолепие, онемел. После концерта подошел к одному из музыкантов. Говорю: «Я Юра. И тоже люблю этот инструмент». Он говорит: «А я Володя». Так и познакомились. Этот человек, Владимир Михалев, сыграл в моей жизни, наверное, решающую роль. Он почему-то расположился ко мне, стал приглашать к себе в Москву в гости. Жена, мама, бабушка, сестра-скрипачка - вся его семья ко мне хорошо отнеслась. Бабушка всегда блинами кормила, когда я в гости приезжал. У них хорошая квартира была, две комнаты, и я нередко оставался ночевать.

Окончил техникум с отличием, собрался поступать в геологоразведочный институт. Профессия хорошая, но душа лежала к музыке.

И Володя вдруг говорит: «У друга в оркестре Московского отделения музыкальных ансамблей контрабасист заболел, позвони ему». Так мы познакомились с Левоном Мерабовым, который написал песню для Пугачевой про роботов. Я стал усиленно заниматься, и вскоре с подачи Левона меня приняли в Москонцерт. А потом освободилось место в ансамбле у Эмиля Горовца, и он пригласил меня к себе.

В общем, с конца 1961 года у меня началась артистическая жизнь. Все складывалось довольно удачно. Я уже стал зарабатывать столько, что смог пере­ехать в Москву. Поступил в МАМИ (автомеханический вуз), где была хорошая самодеятельность. Получил студенческий билет и одновременно пропуск на Завод имени Лихачева - в литейный цех. Практика была такая: неделю учишься, неделю отрабатываешь знания на заводе. А мне музыкой надо заниматься - я же еще в Москонцерте числюсь. И вот мой любимый друг Володя, окончивший училище имени Ипполитова-Иванова, взял меня за руку и повел прямо к директору учебного заведения. Сентябрь, экзамены прошли, студенты зачислены. Володя бухнулся на колени и говорит: «Возьмите его, хотя бы на вечернее отделение: он прославит наше училище».

С женой и детьми (1980)

- А как вы в консерватории оказались?

Снова счастливый случай! С 4-го курса дирижер Михаил Тэриан забрал меня в консерваторию, потому что их симфонический оркестр оказался без контрабасистов. Со всеми четырьмя произошли несчастья - бывает же такое!

А я уже концертмейстер, за четыре года научился играть все партии, симфонии, концерты. Ну, меня и зачислили студентом консерватории. Родители, конечно, в шоке, но потом смирились. Работал я только в Москве - на гастроли ни времени, ни сил не хватало. Играл в так называемом дежурном ансамбле, который аккомпанировал разным певцам. Среди них были Маша Лукач, Ира Подошьян, папа Филиппа Киркорова Бедрос - мой друг.

- А как же жена? Она все гастролировала?

Пришлось мне Люсю из мюзик-холла забрать: радужного там оказалось мало, да и хотелось с ней больше времени проводить и вместе работать. Придумали актерско-хореографический номер «Девушка и контрабас», но он был неудачным. Она стала ездить со мной, вести наши концерты - я тогда много работал с Люсей Гурченко, Олегом Анофриевым. Хотя ее мечтой всегда был танец.

Чуть позже жену пригласили работать в новое варьете «Арбат». Это уже после того, как Дима появился на свет.

- Что вы поняли за полвека семейной жизни? В чем секрет счастливого союза?

За артистами закрепилась слава легкомысленных персон, этаких попрыгунчиков. Понятно, соблазнов много… Если не понимать, что главное в жизни - семья, что не следует приносить ее в жертву работе, что без тактичности, готовности идти на уступки, без ограничения себя любимого ничего хорошего не получится, брак не пройдет испытание временем. Или тогда не создавайте семьи. Живите в одиночестве или в гостевых браках.

Для меня никогда не стоял вопрос: семья или что-то еще. Может быть, потому что родители прожили вместе всю жизнь. И дедушки с бабушками обошлись без разводов. Мне в семье очень хорошо, мы с Люсей постоянно вместе. Можем и поругаться, но дуемся друг на друга не больше получаса. Поднимусь на второй этаж и сижу там, вожусь с компьютером, а жена смотрит свой канал Культура. А потом встречаемся на кухне и как ни в чем не бывало садимся пить чай.

С внуками Димой и Стефанией (2005)

- Юрий Федорович, поклонницы вас никогда не донимали?

Они были у солистов, у молодых красивых парней, которые пели популярные песни. А я что - я руководитель. На меня и внимания-то не обращали.

У вас прекрасная семья, замечательные дети и внуки. Скажите честно, удавалось уделять время воспитанию Дмитрия и Инны?

Каждую свободную минуту! Их было мало, поэтому проходили наши встречи в радости. Нам очень помогала моя теща - Валентина Феоктистовна. Возила Диму с шести лет четыре-пять раз в неделю в музыкальную школу - от Преображенки до Мерзляковки на трех видах транспорта.

Общеобразовательная школа, к счастью, располагалась во дворе. Когда появилась дочь Инна, нам стал помогать Люсин отчим Александр Васильевич. Если я бывал в Москве, то сам возил детей, чтобы хотя бы в машине пообщаться. Люся водила детей в театр, в музеи, на балет - она это любит. Для меня было открытием, что Дима обожает живопись. Он прекрасно в ней разбирается и очень много читает.

И Стефания, внучка, потихонечку тоже приобщается к искусству. И Дмитрий-младший, сын Инны, интересуется. Он учится в Лионе и в выходные ездит в Париж. Думаю, что и в ночной клуб может сходить, но днем - обязательно в музей. Он хорошо знает современную музыку. ­Даже Дима-большой с Димой-маленьким консультируется.

- Юрий Федорович, а что вы ждали от детей? Какие ставили цели?

Я мечтал о том, чтобы Дима окончил консерваторию. Но получилось так, что это оказалось под вопросом. Дима в середине 1990-х стал востребованным и популярным эстрадным исполнителем, каждый выходной - концерты. В понедельник утром прилетал, я его вез на занятия, следил, вдруг что-то не так сыграет. В итоге он окончил консерваторию с красным дипломом. Очень горжусь сыном! Конечно, ему приходилось трудно. Я хотел, чтобы он поступил в аспирантуру. Но в тот момент у них с Леной начался роман, стало совсем не до учебы.

Сын вообще не доставлял никаких проблем. С Инной было гораздо больше хлопот: она хитрила, иногда привирала. Например, сказала нам, что поступила в музыкальное училище, а сама с подружкой, Наташкой Кобзон, уехала куда-то в круиз вместо экзаменов.

- Ничего себе! Что вы в таких случаях делаете? Кричите, топаете ногами?

Может быть, раз что-то такое себе позволил. И все. Я мягкий родитель. А потом она сама взялась за ум и получила образование. Окончила экстерном школу и поступила в ГИТИС. Причем к моему другу Борису Сергеевичу Брунову, а меня об этом даже не оповестила. Он, конечно, понял, чья Инна дочь, но поблажек ей не делал. Она хорошо себя показала, и ее приняли на бюджетное отделение.

Дети должны сами выбирать свой путь, им не стоит ничего навязывать. Правда, Диме я все-таки навязал. А у Инны музыка не пошла, хотя иногда садится за инструмент - она прилично играет на рояле.

Главное, чтобы у детей было любимое дело. Любое! В том, что они оба вый­дут на сцену, не сомневался: им это с детства нравилось. Помню, как в Юрмале, в зале «Дзинтари», давали сольный концерт. Инна выбежала из-за кулис почти на сцену и танцует - и весь зал на нее смотрит с улыбкой. А на какой-то своей любимой песне вышла с нами и начала подпевать. Дима работал у нас клавишником целый год, вместо Андрея Миансарова. А потом у него все само пошло: и песни, и цветы, и поклонницы, и популярность.

- Советы своим взрослым детям даете?

Стараюсь, конечно, уберечь от явных ошибок. Но это лишь в творчестве - в личную жизнь мы не лезем. Да они все равно не послушают. Мы с Люсей выбрали созерцательную позицию: если совет, то в мягкой форме. Ну, иногда можем пожать плечами и сказать: «Мы же вам говорили!» (Смеется.)

- Вы начали рассказывать о внуке, 18-летнем Диме, который учится во Франции. По какой специальности?

Он учится в Институте Поля Бокюза - это ресторанный бизнес. Дима очень всем этим увлечен. Когда созваниваемся, а это бывает каждый день, рассказывает много интересного про обучение и вообще о жизни там.

С женой, дочерью и внучкой Стешей на выпускном вечере в школе у внука Димы (2016)

- Как вам удалось добиться таких близких отношений с внуком?

Получилось так, что последние пять лет - после того как Инна развелась - мы все вместе жили в одном доме, за городом. И Дима очень привязался ко мне и бабушке. Доверяет нам даже то, что маме не может рассказать. Но Инна этого не знает: она думает, что она главная. Это я секрет раскрываю, вы никому не говорите.

- Только нашим читателям.

Только им, да. И когда Дима был подростком, мы вместе проходили весь его трудный период. Инна одна не справилась бы: она очень много работает, занимается нашим ансамблем «Новые Самоцветы». Получилось так, что десять лет назад, к юбилею группы, я захотел придать песням свежее дыхание и предложил Инне спеть «Не надо печалиться» и «Рассвет, закат». Она заупрямилась, не воодушевилась моим предложением. А потом уступила. Она и сейчас говорит, что сделала это ради меня, чтобы основатель «Самоцветов» был спокоен за свое детище. (С улыбкой.) Почему, собственно, репертуар, который я выстрадал, должен ­отдать кому-то чужому, не использовать для своей семьи?

Они тогда с музыкантами отлично выступили, и я предложил создать группу. Первое время я все контролировал, помогал: и записи делал, и искал аранжировщика, солистов, подбирал репертуар. А теперь они все делают сами. Мне нравится.

- Со Стешей, вашей внучкой, вы так же близки, как с Димой?

Стешей больше управляет Лена, ее мама. К нам она приходит только пожаловаться на то, как ей тяжело с родителями. Это шутка. (Смеется.) Нет, у них все хорошо, но возраст у Стефании такой, что девочке очень хочется самостоятельности. Ведь ей уже 17.

- Как вам кажется, все то, что вы имеете, ваша личная заслуга или так счастливо сложилась судьба?

Я сделал себя сам. Родители мечтали, чтобы я был инженером. Жена первое время вообще не хотела этих «Самоцветов» никчемных. Она же не знала, что из них что-то дельное получится, что я стану народным артистом России. Ей хотелось, чтобы муж играл в Большом театре в симфоническом оркестре. Люся мне говорила: «Мог бы работать с Башметом или со Спиваковым». А Юра Башмет мне так однажды сказал: «Всю свою юность я играл на гитаре твои песни». Это ли не высшая похвала?


- Вас можно назвать богатым в материальном смысле человеком?

Абсолютно нет. Заработки были хорошие, но товарищ Павлов, тогдашний премьер-министр, вмиг превратил мои сбережения в пшик. Помните ту денежную реформу? За 150 тысяч рублей я получил, условно, буханку хлеба. Машина есть, квартира, дача старенькая, без удобств, - просто участок 12 соток с домом 1957 года и туалетом на улице. Мы, конечно, на ней не живем. Можно ли назвать это богатством?

То, что мы живем с Люсей в хороших условиях, в загородном доме, - это уже заслуга детей. Мы с женой всю жизнь работали, заработали пенсии - как у всех наших ровесников. Я и сейчас много работаю. «Самоцветы» дают концерты, немного - пять-шесть в месяц, - но энергии мы тратим, как и прежде, уйму. Гастроли даются уже непросто. Но у всех наших музыкантов семьи, их надо кормить. Когда-то было больше корпоративов, теперь нет. И мы не Стас Михайлов и не Киркоров, у нас гонорары другие. Но знаете, это все пустяки. Грех жаловаться. У многих людей еще хуже. Свои концерты мы всегда заканчиваем песней «Не надо печалиться, вся жизнь впереди! Вся жизнь впереди, надейся и жди». Так и живем…

Юрий Маликов

Образование: окончил Музыкальное училище имени Ипполитова-Иванова, Московскую консерваторию (по классу контрабаса)

Семья: жена - Людмила; дети - Дмитрий Маликов (47 лет), музыкант, Инна Маликова (40 лет), музыкант; внуки - Дмитрий (18 лет), Стефания (17 лет)

Карьера: в 1971 году создает ансамбль «Самоцветы», руководителем которого остается до сегодняшнего дня. Народный артист РФ

Алла ЗАНИМОНЕЦ, ТЕЛЕНЕДЕЛЯ

Фото Арсена МЕМЕТОВА, из личного архива Юрия Маликова

Любой мужчина, будь он первобытным охотником, храбрым мореплавателем, бравым воином, смелым космонавтом или обычной звездой шоу-бизнеса, рано или поздно, окончив все свои дела и совершив все подвиги, возвращается домой. А кто же его ждет дома?

Люся

Людмила Вьюнкова (Маликова), биография которой является предметом изучения данной статьи, начала свой жизненный путь на старинной Дербеневской улице города Москвы, где у ее отца Александра Васильевича и матери Валентины Феоктистовны была своя крошечная квартира с единственной восемнадцатиметровой комнатой.

Люся, единственная дочь семьи Вьюнковых, родилась 2 апреля 1945 года, за месяц до праздничного салюта великой победы. Так случилось, ее что родители развелись, когда она была еще маленькой, однако девочка в основном воспитывалась Александром Васильевичем. Валентине Феоктистовне же было суждено исполнить не менее важную миссию в жизни своей дочери - воспитать ее детей Диму и Инночку, будущих звезд отечественной эстрады.

А пока юная Людмила Вьюнкова росла девочкой музыкальной и очень пластичной. И все, что ее интересовало в детстве помимо учебы и конфет - это танцы.

Ниже на фото - Людмила Вьюнкова (Маликова) в молодости.

Мюзик-холл

Учреждение культуры «Московский Мюзик-холл» было одним из самых известных развлекательных заведений города Москвы, первое упоминание о котором датировалось еще 20 годами прошлого столетия. В 1937 году он, также как и "Ленинградский Мюзик-холл", был закрыт по велению того времени.

На фото ниже - "Московский Мюзик-холл". Сцена из спектакля «Когда загораются звезды», 1960 год

Однако в 1960 году этот музыкальный театр вновь вернулся и начал возрождаться, с более яркой и насыщенной программой. С афиш «Московского Мюзик-холла» на длинные очереди у его касс взирали такие звезды 60-х, как М. Бернес, Л. Миров, М. Новицкий и К. Лазаренко. А в скором времени на сцене театра заблистал знаменитый хореографический ансамбль "Радуга".

Его солисткой и стала семнадцатилетняя Людмила, поступившая в "Мюзик-холл" сразу же после окончания школы.

Так Людмила Вьюнкова (Маликова), биография которой подлежит нашему изучению, испытала на себе радость первых гастролей, выездов за границу и даже познакомилась с чудесным романтичным городом Парижем. Популярность "Мюзик-холла" была просто огромной, ведь то время было еще слишком скупо на подобного рода музыкальные театры и смелые выступления их блистательных танцовщиц. Жизнью девушки стало шоу, музыка, пышные приемы и банкеты. В числе ее зрителей на сцене "Мюзик-Холла" нередко можно было увидеть таких знаменитостей, как М. Магомаев, Н. Сличенко и Ю. Гуляев.

Юрий Маликов

Людмила Вьюнкова (Маликова) и биография этой, тогда еще девятнадцатилетней танцовщицы, дала резкий разворот 5 января 1965 года, когда в дверь ее гримерки постучалась сама судьба.

Юрий Маликов, который в тот вечер вместе со своими друзьями пришел на концерт "Московского Мюзик-Холла", в далеком 1965 году был застенчивым юношей из провинции, совсем недавно приехавшим покорять столицу с одним контрабасом в руках. Знакомство его, простого парня из Ростовской области, со звездой варьете этого музыкального театра было сравнимо разве что со знакомством с какой-нибудь мировой звездой уровня Софии Лорен.

Он родился 6 июля 1943 года на хуторе Чеботовка в семье инженера-строителя Федора Михайловича и учительницы Раисы Ивановны. Родители Юрия были простыми деревенскими людьми. Отец-фронтовик был человеком музыкальным, хорошо играл на балалайке, гармошке и аккордеоне. Именно этот инструмент принял ключевое участие в музыкальной карьере будущего мужа Людмилы Вьюнковой, который с раннего детства научился подбирать на нем мелодии.

К моменту вмешательства Юрия Федоровича в жизненный путь любви всей своей жизни, он был студентом Московской государственной консерватории и уже работал в «Москонцерте» — в составе одного из инструментальных ансамблей. А Людмила Вьюнкова, биография которой сегодня находится под нашим пристальным вниманием, за два года своей танцевальной карьеры уже успела объехать с выступлениями практически полмира.

В 1970 году он надолго уедет в Японию в составе советской делегации, где 8 месяцев будет выступать в эстрадном коллективе, а на все заработанные деньги купит дорогую хорошую аппаратуру для своего проекта "Самоцветы", идею которого он придумал, еще находясь в Стране Восходящего Солнца. Его ВИА "Самоцветы" приобретут поистине бешеную популярность в Советском Союзе, будут много лет давать по несколько концертов в день с аншлагами, породят целую плеяду таких звезд отечественной эстрады, как А. Глызин, В. Кузьмин, А. Барыкин, В. Добрынин и многих других.

А пока же он нерешительно поздоровался с очаровательной танцовщицей Людмилой, отдыхающей в гримерке "Мюзик-Холла", и влюбился в нее с первого же взгляда.

На фото - Людмила Михайловна Вьюнкова, биография которой отныне будет неразделима с биографией мужа Юрия Маликова.

Семья

9 октября 1966 года Юрий Маликов и Людмила Вьюнкова стали мужем и женой. Шумное и веселое торжество двух артистов состоялось в ресторане Центрального дома журналистов на Никитском бульваре.

До свадьбы они встречались достаточно долго, но редко. Оба были людьми творческими и постоянно занятыми на репетициях и гастролях. Однако круги их отдельных самостоятельностей постепенно сузились и превратились в один.

Поначалу молодожены 3 года жили у Александра Васильевича (отца Людмилы) в его крошечной квартире на Дербеневской улице. Он, как мог, заботился о молодых артистах. Готовил им их любимые котлеты с жареной картошкой и часто уходил из дома на несколько часов погулять, чтобы дать возможность дочери и зятю побыть наедине.

Через какое-то время Юрий через Союз композиторов смог выбить им двухкомнатную квартиру на Преображенской улице, а 1970 год принес супругам их первенца - сына Диму.

Дмитрий Маликов

Людмила Вьюнкова (Маликова), биография ее мужа Юрия, а затем и сына Дмитрия, явились основой для всей творческой династии их семьи. Сегодня нельзя встретить кого-либо, кто не знал бы звезду отечественного шоу-бизнеса Диму Маликова, который появился на свет 29 января 1970 года.

После его рождения Людмиле пришлось пережить свою первую настоящую профессиональную трагедию - ей пришлось уйти из "Московского Мюзик-холла". Муж Юрий же практически сразу уехал в свою историческую длительную командировку в Японию, после которой изменится вся дальнейшая жизнь семьи Маликовых.

Воспитанием Димы, а затем и Инны — второго ребенка Людмилы и Юрия, родившейся через семь лет — занялась бабушка Валентина Феоктистовна. Кроме внуков, на ее плечах лежало и все хозяйство молодой артистической семьи.

На сегодняшний день Дима Маликов, сын Людмилы Вьюнковой, является одним из немногих примеров отечественной популярной музыки, чье имя за его 48 лет ни разу не было замечено ни в одной из хроник скандальных новостей. Став известным прежде всего как эстрадный исполнитель собственных песен, на самом деле Дмитрий стал серьезным композитором инструментальных произведений, а также искусным пианистом. В 2010 году ему было присвоено звание Народного артиста Российской Федерации.

Правда, поначалу музыку Дима Маликов совсем не любил. В детстве ему больше нравилось играть в хоккей и носиться с друзьями по двору. А нанятый родителями преподаватель по музыке, придя домой к своему ученику и зайдя в его комнату, мог часто увидеть вместо Димы раскрытое настежь окно.

Мы жили в обычной московской квартире на Преображенке, на первом этаже. Но когда ко мне приходил преподаватель, я выпрыгивал из окна и убегал играть в хоккей. Разъяренный преподаватель вбегал к бабушке на кухню и говорил: «Ваш внук ненавидит музыку!»...

Дима Маликов всегда был неисправимым романтиком.

Его первой любовью стала известная певица Наталья Ветлицкая, с которой он даже прожил в гражданском браке около 6 лет. После того, как Наталья ушла от него к другому мужчине, Маликов надолго погрузился в депрессию, выйти из которой он смог только повстречав в 1992 году свою единственную официальную жену - дизайнера Елену Вячеславовну Изаксон. Они вместе уже двадцать шесть лет.

Елена до Дмитрия уже воспитывала дочь от первого брака Ольгу. Дмитрий с теплом принял ребенка любимой жены и через несколько лет ее удочерил.

Поначалу пара также жила в гражданском браке, поженившись лишь спустя восемь лет, когда у них родилась их общая дочь Стефания.

Стефания Маликова

В биографии Людмилы Вьюнковой (Маликовой) внучка Стефания появилась 13 февраля 2000 года, накануне Дня всех влюбленных. В этом году она уже отпраздновала свое совершеннолетие.

Стефания ведет публичный светский образ жизни, работает моделью и сама зарабатывает себе на жизнь.

К своим 18 годам девушка успела окончить музыкальную школу, играет на гитаре и фортепиано, отлично рисует и танцует, однако свое профессиональное будущее пока не определила.

Она - гордость своего знаменитого отца Дмитрия Маликова.

Инна Маликова

Второй ребенок в биографии Людмилы Вьюнковой (Маликовой), дочь Инна, родилась 1 января 1977 года.

В то время был сложный для ВИА "Самоцветы" период - из ансамбля ушло несколько солистов и организовало свой собственный коллектив ВИА "Пламя". Людмила и Юрий Маликовы разрывались между домом и работой. Поэтому воспитанием их дочери все также занималась бабушка.

Сам Юрий Маликов в мыслях никогда не расставался со своим музыкальным детищем. Вот как вспоминала свое детство его дочь Инна:

Однажды, когда я была еще маленькой, он отправился со мной гулять: посадил на санки и покатил. Я с санок слетела в сугроб и осталась там сидеть, а папа с пустыми санками пошел дальше. Пришел домой, оглянулся — а меня нет. Искал он меня очень долго. После того случая ему не разрешали со мной гулять, да он и сам не рвался...

На фото - Инна Маликова со своим сыном Дмитрием.

Сегодня Инна Маликова - Заслуженная артистка России, известная певица, актриса и телеведущая. Кроме того, она является солисткой и руководителем группы «Новые Самоцветы», которая существует уже 12 лет.

26 января 1999 года у нее родился сын - Дмитрий Маликов-младший, второй внук Людмилы Вьюнковой. Он учится во Франции, мечтает о карьере шеф-повара и уже сейчас проводит кулинарные мастер-классы на своем интернет-канале.

Эпилог

Дата рождения Людмилы Вьюнковой — 2 апреля — совпадает с годовщинами таких исторических событий, как, например, первый выход в море легендарного "Титаника" в 1912 году и свадьба Чарльза Диккенса в 1836, бракосочетание Наполеона I в 1810 году и первый выход на свободу после заключения маркиза де Сада, случившегося в 1790-м. В 1613 году Иван Сусанин совершил свой известный подвиг, заведя поляков в лес. Наконец, сам Юлий Цезарь в этот день 47 года до н. э. разбил понтийского царя Фарнака, сказав свою знаменитую фразу: «Пришел, увидел, победил»...

Насколько противоречивы и разнообразны эти вошедшие в историю факты, настолько точно они отображают всю внутреннюю суть Людмилы Вьюнковой, этой удивительной женщины, которая, выйдя замуж за Юрия Маликова, сумела поддержать и вдохновить мужа, а также положить начало одной из самых замечательных творческих династий страны.

Она избегает публичности и журналистов, найдя для своей жизни единственный и простой смысл - быть опорой для любимого мужа, сына, дочери, внуков и даже правнучки Анечки, родившейся в августе 2016 года.

Ее мужу Юрию с ней очень хорошо, они постоянно вместе. Даже если и ругаются, то только слегка.

Вместе пара уже 52 года. 9 октября 2018 года они отпраздновали уже топазовую свадьбу, успешно до этого встретив ивовую и золотую.

На фото ниже - три поколения семьи Маликовых.

Людмила и Юрий вырастили дружную, красивую и талантливую семью, настоящую творческую династию. Все Маликовы постоянны в своих чувствах и всегда выбирают себе единственного спутника жизни.

Они все друг на друга похожи и считают себя счастливыми людьми, чьи мечты сбываются или сбылись, и которым совершенно нечего жаловаться на жизнь.