Первый ансамбль 1922. «Персимфанс» как выражение свободы и революционности. Из истории симфонии

Персимфанс (Первый симфонический ансамбль, оркестр без дирижера) был основан в 1922 году, в то время, когда в воздухе одна за другой возникали самые удивительные музыкальные идеи. Скрипач, профессор Московской консерватории Лев Цейтлин собрал единомышленников — музыкантов из разных ансамблей, и получившийся оркестр, участники которого разделяли идеи коллективизма и равноправия, исполнял самые разные произведения, от Баха до своих современников. Персимфанс просуществовал одиннадцать лет — в 1930-е годы от новаторского духа предыдущего десятилетия мало что осталось. Однако в 2009 году пианист Петр Айду воссоздал Персимфанс как один из компонентов реконструкции музыкальной среды 1920-х. Его друзья, энтузиасты из разных оркестров, порой были готовы репетировать по ночам — в единственное время, когда все они оказывались свободны от основных работ и других проектов. Оркестр концертировал нерегулярно, состав был нестабилен, однако репертуар постепенно пополнялся. Одним из первых произведений, исполненных Персимфансом, был сложнейший фортепианный концерт Александра Мосолова. Среди других сочинений — Третья симфония Бетховена, "Dumbarton Oaks" Стравинского, малоизвестный балет Прокофьева "Трапеция", "Механический балет" Джорджа Антейла для четырех фортепиано, ансамбля ударных, дверных звонков и пропеллеров, а также увертюра к моцартовской "Волшебной флейте" в специальной редакции для кино, клубов, радио, школ и эстрады. Исполнял новый Персимфанс и сочинения современного композитора — Павла Карманова, выступал вместе с группой "Вежливый отказ", ездил на гастроли в Норвегию с музыкантами из других городов. В этом сезоне в Рахманиновском зале абонемент в честь 90-летия Персимфанса открывается концертом-посвящением дирижеру и контрабасисту Сергею Кусевицкому, основателю Российского музыкального издательства, где впервые были опубликованы партитуры многих сочинений русских композиторов, эмигрировавшему в 1921 году пропагандисту новой музыки. Музыканты из основанного им в 1911 году первого симфонического оркестра в Москве составили костяк Персимфанса. Будут исполнены сочинения из репертуара Кусевицкого — Макс Брух, Вагнер в транскрипциях Пабло Касальса и Карла Таузига, Чайковский, Метнер, Рахманинов и сам Кусевицкий, а также "Черная месса" и "Сатаническая поэма" Скрябина, и Квинтет Прокофьева, написанный на материале упоминавшегося выше балета "Трапеция". В концерте участвуют Петр Айду, скрипачка Марина Катаржнова, альтист Александр Акимов, контрабасист Григорий Кротенко, гобоистка Ольга Томилова и кларнетист Евгений Бархатов. Айду и Кротенко играют на исторических инструментах — рояле 1900 года и контрабасе 1624 года (принадлежавшем самому Кусевицкому) соответственно.

Григорий Дурново

Персимфанс - первый симфонический ансамбль, оркестр без дирижёра, был создан в 1922 году и просуществовал десять лет - период, во время которого странным и парадоксальным образом сосуществовали ГПУ и ОГПУ под управлением Ф.Дзержинского и В.Менжинского и значительная степень художественной свободы. Это был период, когда весь накопившийся потенциал того явления, которое теперь называют "русским авангардом", реализовался на площадях, в концертных площадках, в художественных школах и в архитектуре.

Его деятельность прекратилась в 1932 году, когда все соответствующие гайки страны начали закручиваться окончательно и бесповоротно, и такие явления как Персимфанс и та музыка, которая 14 декабря 2017 года была исполнена на сцене КЗЧ современным Персимфансом, объединённым с музыкантами дюссельдорфского Тонхалле, практически мгновенно стали историей.

Нынешняя инкарнация Персимфанса была создана в 2008 году и является результатом творческих усилий Петра Айду и Григория Кротенко. Пожалуй, если и применимо к чему-либо словосочетание "Остров свободы" - то это и есть нынешний Персимфанс, как антоним обычному Ordnung, если говорить о немецких коллегах или "юдоли скорби", если говорить о соотечественниках. Как сказала в своём интервью на "Культуре ТВ" продюсер проекта Елена Харакидзян "Немцам, конечно, было сложно, потом что они привыкли к порядку, к чёткой иерархии", и дело здесь даже не в отсутствии дирижёра, а в совершенно иной творческой мотивации музыкантов, участвующих в проекте.

Петр Айду. Фото: Владимир Зисман

Персимфанс - это не только исполнительский коллектив, это также и исследовательский центр. И вся чрезвычайно нетривиальная программа концерта под названием "Нечеловеческая музыка" была тому подтверждением.

В программу, помимо музыки 20-х годов, были включены также произведения Моцарта и Бетховена. И в контексте этого вечера, открывая каждое из двух отделений концерта, они были более чем органичны, потому что будучи произведениями, как принято говорить, вечными, они были исполнены аутентично тому временному срезу, которому был посвящён весь концерт.

Увертюра В.-А. Моцарта к опере "Волшебная флейта" была исполнена ансамблем солистов по изданию 1930 года - аранжировки музыкальных произведений для кино, клубов и школ. Тогда была выпущена целая серия таких переложений для произвольного состава типа "скрипка, бубен и утюг", то есть, классические произведения были оркестрованы таким образом, что могли быть исполнены любым составом от трёх человек до дюжины, а партия фортепиано являлась своего рода дирекционом, то есть, некоторым образом, помесью партитуры с клавиром. (Вообще-то, ничего исторически нового в этом нет - барочные ансамбли так и исполнялись, на тех инструментах, что числились на балансе у курфюрста или епископа).

И это исполнение моцартовской увертюры, возможно, и осталось бы академической иллюстрацией, если бы в это время на экране над сценой не шёл видеоряд - монтаж документальных кадров первых лет Советской власти, сделанный художником, для которого наиболее интересными являются мультимедийные жанры, Платоном Инфанте-Арана.

Впечатление, надо сказать, создалось достаточно жуткое. Во-первых, звучание ансамбля инструментов, пусть и более академических, чем вышеупомянутые бубен с утюгом, создавали звучание, несколько отличное от привычного симфонического. Но музыка "Волшебной флейты" в роли сопровождения немого кино приобрела новый, несколько постмодернистский смысл.

Репетиция. Фото: Владимир Зисман

И, наконец, сам видеоряд с кошмарными рожами счастливых уэллсовских морлоков вместе с музыкой Моцарта произвёл неизгладимое впечатление. Уж действительно, "из всех искусств…".

"Die Ursonate" ("Примитивная, простейшая соната") Курта Швиттерса (1887-1948), экспериментальное произведение немецкого художника-дадаиста, написанное в 1932 году, стоит в одном ряду и контексте с хоровыми произведениями Д.Хармса и экспериментами со словами, звуками и смыслами В.Хлебникова и А.Крученых. Исполнение этого опуса был одновременно и показом исторического явления культуры, и, своего рода, шоу, и проявлением иронии по отношению к нему, которое более всего проявилось в коротких фальцетных соло Григория Кротенко и яркой фонетической каденцией, исполненной артистом Андреем Цицернаки, который объединял весь концерт своим появлением на сцене, да и вообще стал постоянным участником проекта.

Тем не менее, при всё этом самодостаточном авангарде, в сущности, замкнутом на эксперимент, произведение обладает достаточно внятной структурой и даже драматургией, которая плавно смещается от невнятных рычаний до артикулированных речей на псевдоарийском диалекте, конструкции, знакомой нам по финалу "Репетиции оркестра" Феллини. А частично, это произведение ассоциативно уводит в направлении романа Е. Замятина "Мы". Что тут сделаешь - "время было такое". Вообще, хотелось бы заметить, что почти вековой исторический опыт заметно обогащает понятийный контекст с некоторым перекосом в сторону общего пессимизма.

Квартет №1 (1 и 2 чч.) А.Мосолова (1900-1973) в исполнении Евгения Субботина, Аси Соршневой, Сергея Полтавского и Ольги Дёминой открыл новые стороны творчества композитора, более известного по его конструктивистскому "Заводу" и произведениям с этническим оттенком для солиста, хора и оркестра. Квартет показал лирический камерно-интимный музыкальный язык незнакомого и вовсе не брутального Мосолова. Изумляли даже чисто формальные сонористические находки, и всё это было написано с той степенью искренности, которая позже, в послевоенном европейском авангарде уже отсутствовала.

В заключение первого отделения оркестр исполнил знаковое, но крайне редко исполняемое произведение Иосифа Шиллингера (1895—1943) симфоническую поэму "Октябрь". И.Шиллингер более известен как музыкальный теоретик, как учёный, создавший целостную теорию музыки, уместившуюся в его двенадцать книг Системы и как педагог, у которого впоследствии, разумеется, после его отъезда из СССР в 1928, учились или брали уроки Джордж Гершвин, и Гленн Миллер, Джерри Маллиган и Бенни Гудмен.

Тем не менее, его поэма "Октябрь", написанная в 1927 году, считается одним из самых ярких произведений этого десятилетия. По сути, она представляет собой коллаж из симфонизированных цитат эпохи - от мелодий еврейского местечка, органично перетекающих в микрофрагменты "Марша кавалеристов" братьев Покрасс, Интернационала, разнообразных маршей от "Вышли мы все из народа" до траурного "…жертвою пали в борьбе роковой" и далее по списку, вплоть до "Цыплёнка жареного" в чрезвычайно пафосном изложении в репризе - коллаж, мастерски демонстрирующий органическую общность музыкального материала. И всё это в форме фортепианного концерта.

Фото: (с) Ира Полярная/Apriori Arts Agency

Конечно, чтобы прочитать смыслы, заложенные в произведении, надо знать первоисточники, которые вымываются из памяти поколений, живущих почти сто лет спустя, а немецкой части оркестра и вовсе, вероятно, незнакомы. Таковы особенности музыкальной эзотерики, увы.

Открывала второе отделение увертюра Людвига ван Бетховена "Эгмонт". Видимо, это произведение традиционно относится к бурной революционной музыке, если не считать нескольких почти уникально пошлых тактов в финале. Хотя и здесь, в создании этих гармонических сочетаний, похоже, что Бетховен был первым. То есть, новатором и первопроходцем.

Строго говоря, в этом произведении совершенно не имеет значения, есть дирижёр за пультом или же нет. Единственное проблемное место - переход от медленного вступления к Allegro, оркестр всё равно играет по концертмейстеру. Так было и в этот раз - Марина Катаржнова, которая пассионарно вела за собой "верхнюю часть" струнной партитуры, абсолютно точно и внятно запустила Allegro и знаменитая увертюра в результате ничем не отличалась от традиционного исполнения ни по ансамблю, ни по темпам, ни по динамике. Может быть, только по ауре свободы и удовольствия. То есть, дирижёром больше, дирижёром меньше…

Фото: (с) Ира Полярная/Apriori Arts Agency

Последнее время стало распространённым явлением концертное исполнение оркестрами музыки к фильмам под видеоряд. Самый типичный пример - исполнение сюиты С.Прокофьева "Александр Невский" под кадры фильма Сергея Эйзенштейна. Это проделывается практически с той же частотой, что и исполнение чтецами повести А.С.Пушкина "Метель" под музыку одноимённой сюиты Г.Свиридова в исполнении того же (то есть, любого) оркестра.

Но исполнение "под кадр" музыки австрийского и немецкого композитора Эдмунда Майзеля (1894-1930) к фильму Эйзенштейна "Броненосец Потёмкин" - это иная история. Саундтрек Э.Майзеля в значительно большей степени является собственно, музыкой кино, чем сюита С.Прокофьева.

Поэтому и исполнение её камерным ансамблем Персимфанса, с одной стороны было очень непростым делом, а во-вторых, было чрезвычайно интересно познакомиться с этим ярким произведением, одним из ранних и заметных образцов киномузыки, равновеликим этой работе великого Эйзенштейна. При этом получаешь огромное удовольствие и от мастерства музыкантов, и от мастерства композитора, потому что ты, наконец, обращаешь внимание не только на фильм, а слышишь и замечаешь, какими технологическими средствами Э.Майзель решает те или иные задачи вплоть до изображения музыкальными средствами хода поршней паровых машин - практического эквивалента "Завода" А.Мосолова или "Пасифика 231" А.Онеггера или чисто формалистических, но очень эффективных приёмов вроде восходящих секвенций для воплощения нарастающего напряжения. И здесь, конечно, точное попадание в кадр - это высочайший ансамблевый пилотаж группы солистов Персимфанса.

Завершали концерт произведения Юлия Мейтуса (1903-1997). Григорий Кротенко под аккомпанемент Петра Айду исполнил вокальное произведение под названием "Удары коммунара", а Андрей Цицернаки - декламационный опус Юлия Мейтуса "На смерть Ильича", в ходе исполнения которого был убедительно проиллюстрирован ход событий в стилистике раннесоветского рабочего театра (произведения 1924 года).


Фото: Владимир Зисман

Под конец оркестр исполнил симфоническую сюиту "На Днепрострое" (1932 год), произведение уже знакомое почитателям Персимфанса, исполнительски довольно сложное, но тем не менее, мастерски исполненное оркестром.

В качестве биса Пётр Айду и оркестр Персимфанс исполнили довольно лаконичный фортепианный концерт А.Мосолова.

В заключение не могу отказать себе в удовольствии процитировать фразу из статьи Иосифа Шиллингера, написанной в 1926 году и заботливо перепечатанной в программке, выпущенной к концерту "Нечеловеческая музыка". "Ни в одном оркестре мне не приходилось наблюдать такого любовного отношения к партитуре, такого стремления выполнить её на сто процентов". Нынешний Персимфанс полностью сохранил эту традицию.

Афиша концерта

Оркестр сыграл Прокофьева без дирижера.

На вечере в Большом зале консерватории симфонический оркестр без дирижера с блеском сыграл самые разные произведения 1910-1930-х годов, от знаменитого концерта Прокофьева для скрипки с оркестром до “кантаты” Даниила Хармса.

Звучное название “Персимфанс” расшифровывается как “Первый симфонический ансамбль”. Отличие ансамбля от оркестра в том, что он, вопреки правилам, принципиально играет без дирижера.

Такой ансамбль был создан в Москве в 1922 году молодыми музыкантами, мечтавшими перенести коммунистические идеалы в такое буржуазное дело, как симфоническая музыка. Самое удивительное, что им это удалось: по отзывам современников, Персимфанс на диво слаженно и мощно исполнял сложнейшие произведения классического репертуара.

Но к 1933 году демонстрация возможности решения большим коллективом сложных задач без чуткого единоличного руководства стала несколько несвоевременной – и Персимфанс был распущен.

Чтобы возродиться в 2009, усилиями таких же молодых авангардистов-архаистов с консерваторской выучкой, в первую очередь – пианиста Петра Айду и контрабасиста Григория Кротенко.

Впрочем, контекст в XXI веке уже другой. Не столько политический, сколько музыкальный. Ведь джаз-банды “пост-бопа” и особенно группы прог-рока, такие как King Crimson, приучили нас к тому, что “навороченную” музыку можно играть без нот на пюпитрах и дирижера за пультом – зато с изрядной дозой театрализации.

Именно это и было явлено на концерте нового Персимфанса 9 апреля 2017 года в такой цитадели академизма, как Большой зал Московской консерватории. Впрочем, программа была авангардной в меру. В ней были заявлены восточная симфоническая поэма Сергея Ляпунова “Гашиш” (1913) по одноименной поэме Арсения Голенищева-Кутузова, 1-й концерт для скрипки с оркестром Сергея Прокофьева (1917), симфоническая сюита “На Днепрострое” Юлия Мейтуса (1932) и кантата Даниила Хармса (!) “Спасение” (1934).

Начал Персимфанс с “Днепростроя”. Автор сюиты известен как правоверный соцреалист, автор позабытых нынче опер “Братья Ульяновы”, “Рихард Зорге”, “Ярослав Мудрый”. Но в 1920-е именно он создал первый на Украине джаз-бэнд и единственным из “серьезных” композиторов интересовался такой авангардной штуковиной, как “пролетарские шумовые оркестры” – намного опередившие “нойз” и “индастриал” электронной эпохи!

В сюите 32-го года, звучащей редко, эти его интересы нашли прямое выражение. И – да, это действительно звучало порой как прог-рок. Только не на гитарах и синтезаторах, а на инструментах большого симфонического оркестра, от арфы до ударных. Еще больше этот странный эффект проявился во “внеплановом” произведении Мейтуса, не заявленном ранее в программе – небольшой оратории для чтеца с оркестром “Смерть Ильича”.

А вот поставив в программу скрипичный концерт Прокофьева, Персисфанс, конечно, сильно “подставлялся”. Этот концерт записывали лучшие скрипачи с лучшими дирижерами. Но скрипачка Ася Соршнева, являющаяся, несмотря на молодость, худруком фестиваля Lege Artis в австрийском городе Лех-ам-Альберге, и Персимфанс “конкуренцию” вполне выдержали. Их интерпретация одного из шедевров модернизма была порой неожиданной, но всегда убедительной.

То же можно cказать про образчик предреволюционного ориентализма – “восточную симфоническую поэму” Ляпунова, написанную на сюжет небольшой одноименной поэмы А. А. Голенищева-Кутузова, поэта и офицера. Перед началом музыки ее в сокращении исполнил актер Андрей Емельянов-Цицернаки, взявший на себя роль и чтеца-декламатора, и конферансье.

В поэме описываются дурманные грезы бедного курильщика, в которых он то возносится в рай, то низвергается в ад. Сейчас, конечно, это пряное произведение воспринимается не столько как “ориентальное”, сколько как “психоделическое” – перенося слушателей не в Среднюю Азию XIX века, а в Калифорнию 1960-х…

Последнее произведение концерта – почти что “бис”. Хармс, конечно, не оставил кантату с нотами; он разметил таблицу с текстами для четырех солистов и множеством “технических” указаний, на основании которых современный композитор Андрей Семенов “гармонизировал” текст. Персимфанс исполнил этот опус, речь в котором – о двух девушках, тонущих в море и двух отважных спасателях (“вода течет, клю-клю-клю-клю, а я люблю-люблю-люблю!”), как хоровое произведение, разбившись на 4 группы.

И тут-то, когда музыканты отложили инструменты и встали лицом к зрителям, демонстрируя молодые лица и ярко-красные, ничуть не академические одеяния, стало окончательно ясно: хотя концерт в БЗК считается “выездным актом” фестиваля Lege Artis, в действительности он является прыжком в легендарную эпоху 1920-х. Перефразируя поэта того времени: авангард – это молодость мира и его исполнять молодым!

Традиционно, по субботам, мы публикуем для вас ответы на викторину в формате «Вопрос - ответ». Вопросы у нас самые разные как простые, так и достаточно сложные. Викторина очень интересная и достаточно популярная, мы же просто помогаем вам проверить свои знания и убедиться, что вы выбрали правильный вариант ответа, из четырех предложенных. И у нас очередной вопрос в викторине - Чем отличался Первый симфонический ансамбль, созданный в Москве в 1922 году?

  • музыканты играли стоя
  • играли без нот
  • не было дирижера
  • музыканты были самоучками

Правильный ответ С. Не было дирижера

Персимфанс (Первый симфонический ансамбль) – оркестр без дирижёра – был организован в Москве в 1922 году и стал одним из самых замечательных явлений культурной жизни в Советской России. Ансамбль давал более семидесяти концертов за сезон; не выступив ни одного раза за пределами Москвы, Персимфанс обрёл всемирную славу как один из лучших симфонических коллективов того времени. По его подобию были организованы оркестры без дирижёра не только в СССР, но и за границей – в США и Германии.

В 2008 году Персимфанс был возрождён по инициативе Петра Айду после нескольких десятилетий вынужденного перерыва в деятельности. Под эгидой Персимфанса проводятся культурологические исследования, организуются выставки и театральные постановки. Персимфанс сегодня – универсальный комбинат искусств.

Оркестр - это группа музыкантов, играющих на различных инструментах. Но не следует путать его с ансамблем. В данной статье будет рассказано, какие виды оркестров бывают. И их составы музыкальных инструментов также будут освящены.

Разновидности оркестров

Оркестр отличается от ансамбля тем, что в первом случае одинаковые инструменты объединяются в группы, играющие в унисон, то есть одну общую мелодию. А во втором случае каждый музыкант является солистом - играет свою партию. "Оркестр" - это греческое слово и переводится как «танцевальная площадка». Располагалась она между сценой и зрителями. На этой площадке располагался хор. Потом она стала похожа на современные оркестровые ямы. А со временем там стали располагаться музыканты. И название «оркестр» досталось коллективам исполнителей-инструменталистов.

Виды оркестров:

  • Симфонический.
  • Струнный.
  • Духовой.
  • Джазовый.
  • Эстрадный.
  • Оркестр народных инструментов.
  • Военный.
  • Школьный.

Состав инструментов разных видов оркестра строго определённый. Симфонический состоит из группы струнных, ударных и духовых. Струнные и духовые оркестры состоят из инструментов, соответствующих их названиям. Джазовые могут иметь разный состав. Эстрадный оркестр состоит из духовых, струнных, ударных, клавишных и

Разновидности хоров

Хор - это большой ансамбль, состоящий из певцов. Артистов должно быть не менее 12. В большинстве случаев хоры выступают в сопровождении оркестров. Виды оркестров и хоров отличаются. Существует несколько классификаций. В первую очередь хоры разделяются на виды по своему составу голосов. Это могут быть: женские, мужские, смешанные, детские, а также хоры мальчиков. По манере исполнения различают народные и академические.

А также хоры классифицируются по количеству исполнителей:

  • 12-20 человек - вокально-хоровой ансамбль.
  • 20-50 артистов - камерный хор.
  • 40-70 певцов - средний.
  • 70-120 участников - большой хор.
  • До 1000 артистов - сводный (из нескольких коллективов).

По своему статусу хоры делятся на: учебные, профессиональные, любительские, церковные.

Симфонический оркестр

Не все виды оркестров включают в себя К этой группе относятся: скрипки, виолончели, альты, контрабасы. Один из оркестров, в состав которого входит струнно-смычковое семейство, - симфонический. Он состроит из нескольких разных групп музыкальных инструментов. На сегодняшний день различают два вида симфонических оркестров: малый и большой. Первый из них имеет классический состав: 2 флейты, столько же фаготов, кларнетов, гобоев, труб и валторн, не более 20 струнных, изредка литавры.

Может быть любым по составу. В него может входить 60 и более струнных инструментов, тубы, до 5 тромбонов разных тембров и 5 труб, до 8 валторн, до 5 флейт, а также гобоев, кларнетов и фаготов. Он может включать в себя также такие разновидности из группы духовых, как гобой д"амур, флейта пикколо, контрафагот, английский рожок, саксофоны всех типов. В него может быть включено огромное количество ударных инструментов. Часто в большой симфонический оркестр входят орган, фортепиано, клавесин и арфа.

Духовой оркестр

Практически все виды оркестров имеют в своём составе семейство Эта группа включает в себя две разновидности: медные и деревянные. Некоторые виды оркестров состоят только из духовых и ударных инструментов, например духовые и военные. В первой разновидности основная роль принадлежит корнетам, горнам разных типов, тубам, баритон-эуфониумам. Второстепенные инструменты: тромбоны, трубы, валторны, флейты, саксофоны, кларнеты, гобои, фаготы. Если духовой оркестр большой, то в нём, как правило, все инструменты увеличиваются в количествах. Очень редко могут добавляться арфы и клавишные.

В репертуар духовых оркестров входят:

  • Марши.
  • Бальные европейские танцы.
  • Оперные арии.
  • Симфонии.
  • Концерты.

Духовые оркестры выступают чаще всего на открытых уличных площадках либо сопровождают шествие, так как они звучат очень мощно и ярко.

Оркестр народных инструментов

В их репертуар входят в основном сочинения народного характера. Каков же их инструментальный состав? У каждой нации он свой. Например, в оркестр русских входят: балалайки, гусли, домры, жалейки, свистульки, баяны, трещотки и так далее.

Военный оркестр

Выше уже были перечислены виды оркестров, состоящих из духовых и ударных инструментов. Существует ещё одна разновидность, включающая в себя эти две группы. Это военные оркестры. Они служат для того, чтобы озвучивать торжественные церемонии, а также для участия в концертах. Военные оркестры бывают двух видов. Одни состоят из и медных духовых. Называются они однородными. Второй тип - это смешанные военные оркестры, они, помимо всего прочего, имеют в своём составе группу деревянных духовых.