Пелевин виктор олегович любовь к трем цукербринам. Любовь к трем цукербринам Пелевин любовь к читать трем цукербринам

Книга современного известного писателя Виктора Пелевина «Любовь к трем цукербринам» получила большое количество отзывов. Среди них есть те, которые восхваляют произведение, и негативные. Эта книга представляет собой несколько разных рассказов, которые тесно объединены общими темами. Сложно даже перечислить всё то, что автор хотел сказать своим произведением, это и культура, и политика, и будущее, и многое другое. Это можно понять только после прочтения.

Простой молодой парень, не стремящийся добиться чего-то особенного в жизни, оказывается хозяином дорогой квартиры. В ней он обнаруживает коробку, в которой хранятся знания об устройстве мира и эзотерике. Неожиданно эта тема его очень увлекает, парень даже оставляет работу, чтобы заняться изучением тайн вселенной. Через некоторое время он получает необходимые знания и может познать сущее. Он становится стражем мира, наблюдает за тем, чтобы в нём сохранялись баланс и порядок. Теперь его имя – Киклоп. Он обладает способностью проникать в чужое сознание и видеть то, что никому не доступно. Также он может управлять и направлять, делая необходимые изменения в обществе. Именно Киклоп рассказывает о том, что видит в чужих головах, хотя о некоторых людях он говорит более подробно.

История про системного администратора Кешу, например, показывает многие проблемы современного общества. Он постоянно сидит в интернете, одним из самых любимых его занятий является троллинг, а также иногда он переключается на японскую девушку в короткой юбке. Он представляет собой яркий пример зависимости от социальных сетей.

Писатель в своей книге показывает возможный вариант будущего нашей планеты. Люди будут работать и жить в интернете, а их биологические потребности будут обеспечиваться специальными приспособлениями и техникой. Таких людей сложно даже назвать разумными существами. Произведение может считаться трагикомедией с учётом, что писатель, как обычно в своём стиле, не избежал сатиры и едких замечаний, но если вдуматься в смысл, то можно увидеть настоящую трагедию.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Любовь к трем цукербринам" Пелевин Виктор Олегович бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Пелевин Виктор - Любовь к трем цукербринам - читать книгу онлайн бесплатно

Annotation

Пелевин Виктор Олегович
Любовь к трем цукербринам

The universe is made of stories, not atoms.

ОБЪЯСНЕНИЯ И ОПРАВДАНИЯ

Эта странная книга содержит три повести (одна непропорционально длинная) - и объяснительный текст, соединяющий их в целое. Связующий материал (я назвал его «Киклоп») можно рассматривать в качестве дополнительного рассказа, полностью документального - хотя я признаю, что в таком качестве он никуда не годится: в нем есть длинное и подробное вступление, есть заключение, но почти отсутствует повествовательная часть, вместо которой читателя ждет несколько страниц моих шатких рассуждений, отдающих научпопом.

Я хочу попросить прощения за эти недостатки - но книга и не могла получиться иной. Говорить о работе Киклопа подробно я не стал по причинам, которые будут вполне ясны. С другой стороны, совсем не упомянуть о Киклопе я не мог тоже - иначе три моих повести потеряли бы всякую связь друг с другом: было бы непонятно, что у и их общего, кем они написаны и откуда вообще взялись.

Поэтому прошу иметь в виду: моя цель - рассказать не столько о Киклопе, сколько о том, что Киклоп увидел и понял на своем посту. Ибо многое из этого кажется мне заслуживающим внимания.

В своей книге я иногда пользуюсь научной терминологией. Хочу подчеркнуть, что я не физик и вообще не имею никаких технических познаний. Я просто пытаюсь объяснить наблюдаемую реальность в терминах, которые у всех на слуху, чтобы не придумывать слишком много неологизмов. Физик, возможно, найдет в моем рассказе нестыковки и противоречия. В таком случае предлагаю ему придумать объяснение лучше моего - и сохранить его себе на память.

Физическая сторона вопроса на самом деле не особо для меня важна. Но она довольно интересна. Во времена Галилея и Коперника полагалось во вступлении делать реверанс в сторону церковной догмы и соотносить с ней все гипотезы и предположения, а сегодня мы должны точно так же кланяться догме научной.

И если я говорю иногда про «мультиверс» и «многомерность», я делаю это примерно с теми же чувствами, с которыми Галилео мог бы упоминать в своей книге пророка Исайю и Ангелов Божьих: с робкой верой, что Святое Писание понято мной, грешным колдуном, хоть отчасти правильно.

НА ЛИТЕРАТУРНОМ ПОСТУ

Виктор Пелевин. Любовь к трем цукербринам . - М.: «Эксмо », 2014.

«И вот я хотел сказать, что это нехорошо…»

Л.Н. Толстой . Послесловие к «Крейцеровой сонате»

Журнал «Урал» начал этот год блистательной рецензией Александра Кузьменкова на «Любовь к трем цукербринам » Виктора Пелевина 1 . Когда критик прислал нам в редакцию свою рецензию, я еще не читал этого романа, а потому сказать мне было нечего. Но теперь я более не могу молчать, потому что наконец-то прочитал роман Пелевина. И с оценкой нашего постоянного автора я не согласен.

Пелевин всегда старался говорить с читателем языком простым и понятным, разъяснять, буквально разжевывать ему головоломные эзотерические идеи. И все-таки Пелевина нельзя читать по диагонали, его проза сложна и по-своему философична. Даже пересказать фабулу «Цукербринов » не так просто. Начнем с того, что у вселенной есть Творец (Древний Вепрь), добрый, но не всемогущественный. Вселенная состоит из множества миров, но эти миры последовательно разрушают некие Птицы. Они взбунтовались против своего создателя. Их оружие - люди, которых Птицы стараются использовать в своих целях: во второй части книги («Добрые люди») эта борьба Птиц (или птицеголовых богов) с Вепрем представлена в декорациях айфонной игры «Angry Birds ». Только вместо веселой и бессмысленной войны смешных красных птичек с зелеными свиньями - мрачная мистерия. В игре птицы стреляют по свиньям из большой рогатки. В романе Пелевина на месте рогатки эшафот с Крестом Безголовых . Крест покрывают каббалистические знаки. На месте круглых хрюшек - Творец, Демиург. Его комический облик объясняется просто: мы видим Создателя глазами Птиц. «У Птиц, надо признать, было мрачное чувство юмора. Над рылом Творца блестели черные бусины встревоженных глаз. В его густых пшеничных усах чудилось нечто сталинское. Рот Творца быстро шевелился. Николай понял, что Творец безостановочно повторяет заклинания, обновляющие мир. Начитывая свою каббалу, он ремонтировал постоянно распадающуюся вселенную».

Владислав Пасечник, написавший рецензию на роман Пелевина в академический журнал «Вопросы литературы», заметил, что образ мироздания пришел в «Цукербрины » из сочинений древних гностиков. Некоторые секты гностиков в самом деле представляли Бога Саваофа в виде большой свиньи, о чем можно прочитать в книге Епифания Кипрского «Панарион ».

Впрочем, для Пелевина Вепрь не Бог, Птицы принимают его за Бога по ошибке. Вместе с тем Вепрь всеведущ и вездесущ. Его бесчисленные воплощения или его бесчисленные помощники поддерживают миропорядок. Одним из них и становится герой-повествователь книги. Его имя не названо. Названа, так сказать, должность - Киклоп. По должности ему дадут фамилию с инициалами: Киклоп О.К.

История обычная для романов Пелевина. Простой человек становится избранником высших сил. Умирает родственник. Герой вместе с квартирой недалеко от Садового кольца получает в наследство коробку с эзотерической литературой, которую по мере сил изучает, практикует упражнения для йогов и, в конце концов, обретает дар ясновидения. Однажды во сне (а сны в «Цукербринах » не отличаются от яви) члены некой Свиты производят над героем операцию, аналогичную той, что произвел шестикрылый Серафим над пророком Исайей. Пелевин проводит аналогию не с Библией, а со стихотворением Пушкина «Пророк».

Моих ушей коснулся он,

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход…

Пережив похожую операцию, герой обретает всеведение и становится Киклопом. В его задачу входит предотвращать поступки, которые могли бы нарушить миропорядок. Не преступления, преступления тоже часть миропорядка: отставной судья расчленяет в ванной пожилую родственницу «в видах на ее деревенский дом», бандиты готовятся к налету, проверяют оружие. Для Киклопа это не повод вмешаться, потому что происходящее в порядке вещей: «Обычный городской ноктюрн, в иные дни вокруг бывало и мрачнее. Ни один из этих бытовых выплесков танатоса не угрожал ни стабильности мироздания, ни лично мне».

Для Птиц Киклоп чуть ли не воплощение самого Вепря-Творца, на самом же деле он - «мелкий функционер, маска, за которой прячется сила», не ясная и самому Киклопу. Птицы, в конце концов, вычисляют Киклопа и устраивают на него охоту. Поэтому в целях безопасности Киклопа освобождают от пророческого дара и возвращают в мир обычных людей.

Птицы, «мудрые и страшные инженеры смерти», не только воюют с Вепрем на равных, но и уничтожают мир за миром. В конце концов, они уничтожат и Землю. Но процесс этот очень долгий. И Птицам здесь помогают люди, ставшие жалкими и послушными рабами своих гаджетов.

Действие одной из пяти частей «Цукербринов » (зато самой пространной) перенесено в отдаленное будущее. Простые люди населяют жилые модули, что прилепились к «антигравитационной платформе» за несколько тысяч километров над землей. Эти сооружения напоминают гроздья гниющего винограда. Но люди не замечают неудобств. Они почти счастливы. Вместо друзей и соседей у них есть интернет-приложения , которые можно инсталлировать или удалять, беседовать с ними, ругаться, подмигивать им и даже флиртовать.

В тела людей вживлены провода. Воздух, вода и пища поступают по специальным трубкам. Занятия сводятся к блужданиям по виртуальной реальности и сексу с «социальным партнером». Партнеру можно придать любой облик: Мэрилин Монро, Юрия Гагарина, Марка Антония…

Из-за этого сюжета многие читатели и даже критики решили, будто «Любовь к трем цукербринам » - антиутопия. Что произойдет, если люди будут целыми днями сидеть в социальных сетях, троллить друг друга на форумах, просматривать порносайты и тратить заработанные деньги на покупку виртуальных боеприпасов для виртуальных танков в игре «World of Tanks ».

На небе сияют три солнца - три цукербрина , - любовью и нежностью к трем солнцам наполнены сердца людей, подвешенных между небом и землей. Эти цукербрины - всего лишь «закованные в свою голографическую броню Птицы». Цукербрины -солнца одновременно что-то вроде «заэкранных надзирателей», что глядят на человека «сквозь тайно включённую камеру планшета или компьютера».

Впрочем, Птицы ли это? Нет, говорит нам повествователь-Киклоп, и Птицы не птицы: «Их тела в обнаженном виде больше напоминают червей или мягких змей», а лапы, клювы, перья - всего лишь их доспехи. Значит, не Птицы, а змеи? Но тогда это еще один гностический образ. Птицы-Змеи - это архонты, духи-правители вселенной, что порабощают человека, внушая ему влечения, эмоции, отнимая у него жизненную силу.

Само название книги отсылает к именам двух медиа-магнатов: Сергею Брину (создателю Google ) и Марку Цукербергу (создателю Facebook ). Сходство с антиутопией тем больше, что в мире Пелевина есть даже аналог оруэлловского Большого Брата - виртуальная «маленькая сестричка», которая одновременно исполняет желания героя и шпионит за ним.

На самом же деле Пелевин не пишет о будущем, ведь писать о будущем столь же бессмысленно, как выяснять, какого цвета волосы на голове у ребенка нерожавшей женщины. Пелевин только сгущает реальность, стараясь показать нам не будущее, а настоящее. Показать и три возможные формы поведения, три пути.

Первый путь - плыть по течению, безропотно подчиняться системе, установленной Птицами-цукербринами . Это тем легче, что сами птицы внушают людям мысли. Идея для Пелевина не новая: «В наше время люди узнают о том, что они думают, по телевизору», - написано еще в «Generation «П»». Теперь узнают - по айфону или ноутбуку. Так «плывет по течению» Кеша, сотрудник сайта Contra.ru, журналист, системный администратор и тролль.

Второй путь - бунт против системы, который устраивает террорист Бату Караев . Но система предусмотрела возможность бунта, и восстание оборачивается фарсом. Террорист скр ывается от преследования, приняв личину Мэрилин, женщины, ставшей… «социальным партнером» Кеши. Бунтарь много лет живет в половой связи с конформистом. Конформизм и терроризм оказались сторонами одной монеты.

Третий путь - просто игнорировать систему, оставаясь самим собой.

Критик Ирина Роднянская однажды заметила: «Пелевин втягивает в себя и пускает в глубокую переработку любой информационный сор». В «Цукербринах » сор - это не только ругань «креаклов » с «ватниками» в Фейсбуке , компьютерные игры с птичками, свиньями или танками. Есть кое-что поинтересней . В двадцатые годы прошлого века был популярен тустеп «Девочка Надя». На его мелодию написано несколько легкомысленных песенок. Но во всех вариантах обязательно повторяются первые три строчки:

Девочка Надя,

Чего тебе надо?

Ничего не надо…

Может быть, поэтому Пелевин и назвал свою «положительную» героиню именем Надя. Девушка Надя. Конечно, Надя - Надежда, надежда для читателя, но остановиться на этом было бы уж слишком просто для Пелевина.

Надя работает в том же офисе, что и Кеша, но не интересуется ни политикой, ни информационными войнами, ни даже порносайтами . Не флиртует, не увлекается ничем. Только разводит цветы. Она вечно пребывает в «духовной безмятежности» и занимается медитацией, даже не зная, что такое медитация: «мысли ее не тревожили, потому что им не за что было в ней зацепиться».

После смерти ей достается счастливая доля: Надя становится ангелом Сперо . Зато обычные люди, оставшиеся рабами страстей, а значит, и рабами породивших страсти цукербринов , воплощаются в тела животных. Поэт Гугин становиться бегемотом, Бату Караев - питоном, а Кеша, разумеется, хомячком. Так философический роман перерождается в назидательный. Художественный текст оборачивается проповедью.

Из всех приемов автор избрал наихудший. Отбросив художественные условности, разъяснить читателю, как устроен мир, как надо жить в этом мире: «Я попытался изобразить всю темную метафизику борьбы Птиц с тем, что они принимали за Бога, в максимально простой и даже карикатурной форме. Если формулировать сложнее, получится теологический трактат». Трактат не получился, но не получилось и хорошего романа.

Пелевин не первым наступил на эту мину. В девяностые годы авторы «Нашего современника» (Распутин, Белов, Бондарев), некогда популярные и любимые читателем, оставили прозу и перешли на публицистику. И читатель от них ушел. Что там Распутин с Беловым, когда сам Лев Николаевич Толстой не устоял перед соблазном: «Вывод же, который, мне кажется, естественно сделать из этого, тот, что поддаваться этому заблуждению и обману не нужно», - читаем в «Послесловии к «Крейцеровой сонате».

Примерно в таком духе поясняет и Пелевин. Конечно, долгие монологи ведет в «Цукербринах » не Виктор Олегович Пелевин, а Киклоп. Как же он соотносится с автором? Герой-повествователь далеко не всегда alter ego писателя. Скажем, банкир Степа, герой романа «Числа», никак не Пелевин, равно как и Кеша. У этих созданий душевная организация слишком примитивна. Но среди героев Пелевина в самом деле можно найти авторское alter ego . Это не очень трудно: «все они поэты», - заметила однажды Ирина Роднянская. Петр Пустота из «Чапаева», Вавилен Татарский из «Generation «П»». В «цукербринах » поэта даже два. Но поэт-бегемот Гугин , «кохочубайс русского стиха», на эту роль не подходит. В нем читатели узнали Дмитрия Быкова. Не спасла и рыжая борода, которую автор подарил своему герою. Мысли Пелевина выражает сам Киклоп. Киклоп - поэт. Его работа сродни призванию пророка, а пророка сам же автор и уподобляет поэту.

Пелевин уже четверть века пишет об одном и том же: об иллюзорности мира. Но успех ему принесла не проповедь, а литература. На этот раз, кажется, не удались ни проповедь, ни сочинение.

«Любовь к трем цукербринам » все еще претендует на «Большую книгу», но в читательском голосовании Пелевин идет где-то в середине, уступая и Дине Рубиной , и Валерию Залотухе , и Анне Матвеевой, и даже дебютантке Гюзель Яхиной , нежданно-негаданно захватившей лидерство.

Газетная и сетевая критика больше года ругает Пелевина. Надоел. Сколько можно обличать и высмеивать виртуальный мир? Как будто потускнел образ Пелевина - сатирика, обличителя социальных пороков, русского Свифта. Хипстеры заметили, что Пелевин не знает быта и нравов хипстеров. Игроманы нашли, что писатель обыгрывает в книге давно устаревшую версию «Angry Birds ». Похвалы простых читателей вряд ли порадуют автора: «какую забавную фигню написал Пелевин», - замечает одна читательница. «Ростки добра продолжают расти», - заключает другая .

Автор «Цукербринов » читал много серьезных книг, от «1984» Джорджа Оруэлла до первой и второй «Книг Иеу », написанных египетскими гностиками на коптском языке в III веке нашей эры. Но его собственный роман получился излишне назидательным, тоскливым и совсем не увлекательным. Пелевин устами Киклопа взывает к здравому смыслу, а здравый смысл почти всегда проигрывает эмоциям, влечениям, чувствам. И читатели Пелевина все равно будут, уткнувшись в смартфоны, «кормить подрастающих цукербринов ».

1 См. Александр Кузьменков . Киберпанк в поисках сатори . // «Урал». 2015 № 1.

Любовь к трем цукербринам Виктор Пелевин

(Пока оценок нет)

Название: Любовь к трем цукербринам

О книге «Любовь к трем цукербринам» Виктор Пелевин


Непрекращающиеся рассуждения и фантазии авторов книг и режиссеров фильмов на темы ближайшего будущего человечества, становятся все более и более реалистичными. Основная идея множества авторов состоит в повсеместной компьютеризации, киборгизации и полном превращении человека в обычную биомассу, ценнейшим составляющим которой будет мозг и сознание, которые тоже станут контролироваться машинами. И если еще несколько десятков лет назад, такие сочинения можно было считать полным бредом, то сейчас, по сути, это есть реально возможная модель не столь отдаленного будущего жизни людей. Страшно, непонятно, обидно. Как? Кто? Почему пытается превратить нас, ЛЮДЕЙ, в какие-то ячейки огромной матрицы? Да, собственно, никто. По заявлениям множества аналитиков, развитие современного общество начало происходить в высшей степени стихийно. Что в свою очередь рано или поздно, приведет нас к саморазрушению. Вспомним хотя бы всем известный культовый фильм «Матрица».

Пожалуй, самый неординарный и загадочный писатель российской литературной плеяды Виктор Пелевин не перестает радовать своих читателей все новыми оригинальными произведениями. С выходом каждой его книги, читатели, следящие за творчеством Пелевина, из раза в раз замечают, что мировоззрение, мироощущение и стиль автора меняются и продолжают развиваться бурными темпами. Складывается впечатление, что писатель достиг просветления, и ему открылась истинная суть вещей. Настолько его книги приобрели характерное содержание. И его новый роман «Любовь к трем цукербринам» не стал исключением.

На этот раз обойдемся без спойлеров, в описании этого романа они будут лишними. Стоит просто сказать о сути книги, это еще одна аллегория матрицы. Пусть не такая суровая и беспощадная, но оптимизма не вызывает также. А Пелевин не перестает ставить перед своим читателем все новые и новые вопросы о предназначении, смысле жизни и мире современного человека. Используя превосходную сатиру, автор мастерски подмечает последние тенденции жизни людей, постепенно их высмеивая и показывая истинную опасность, которая таится, в, казалось бы, совершенно безобидных вещах. Инстинкт всеобщей безопасности застит глаза обывателю и, в конце концов, он уже не в состоянии сделать выбор самостоятельно. За него решает кто-то или что-то. Вся реальность стала виртуальной, а человек… кем стал человек?

Прочитайте новый роман Виктора Пелевина «Любовь к трем цукербринам» обязательно, задумайтесь о вечном, ведь книга именно об этом, пересмотрите свои взгляды через призму взглядов автора. Приятного Вам чтения.

На нашем сайте о книгах сайт вы можете скачать бесплатно без регистрации или читать онлайн книгу Виктор Пелевин «Любовь к трем цукербринам» в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.

Цитаты из книги «Любовь к трем цукербринам» Виктор Пелевин

Бога можно умертвить лишь одним способом – забыть его полностью…

The universe is made of stories, not atoms.

Помогало мне, в частности, то обстоятельство, что я отчетливо понимал: в России «восстановление поруганного достоинства и чести» быстро приводит на нары в небольшом вонючем помещении, где собралось много полных достоинства людей, чтобы теперь неспешно мериться им друг с дружкой. Мне никогда не хотелось составить им компанию из-за химеры, которую они же и пытались инсталлировать в мой ум.

И вот вам совет Киклопа: если вы заметили вокруг себя мир, который совсем вам не нравится, вспомните, что вы сделали, чтобы в него попасть. Может быть, вы даже не военный преступник, а просто слишком часто смотрите френдленту или телевизор. Тогда из всех привычек достаточно изменить только эту.

Мы не можем перенестись на ракете из одной параллельной вселенной в другую. Но мы можем… ею стать.

Для нас все поезда судьбы нереальны – до того момента, пока мы не поедем на одном из них лично, поскольку реальность это и есть мы сами.

Мир устроен таким образом, что иногда пассажиры могут не только переходить из вагона в вагон в поезде своей судьбы, но и пересаживаться с поезда на поезд. Им не надо быть для этого каскадерами – просто, проходя через самый обычный тамбур, они покидают одну вселенную и оказываются в другой.

Помню, я размышлял о том, что назначение красоты – терзать и мучить, поскольку по своей природе она просто обещание невозможного, и никакой другой сути у нее нет. Но если еще можно смириться с этой очевидностью применительно к человеческой красоте, отнести ту же простую мысль, например, к закату (небо сверкало пурпурными императорскими огнями) уже сложнее.

7. Айфон такой вспышки не даст даже по команде из АНБ. Хотя, конеч-но, как знать — я где-то читал, что американ-ские смартфоны могут не только подслушивать, подсматривать и поднюхивать, но и детониро-вать по сигналу из центра, пробивая ушную ра-ковину и мозг направленным взрывом аккуму-лятора. Наверно, конспирологический юмор.

440. Место встречи было именно таким, каким ожидал бы его увидеть взыскующий рая мистик углеводородной эпохи. Это была большая заросшая цветами поляна, в центр которой из просвета между кронами падал широкий солнечный луч. В луче стояли три зверя: подкрашенный хной и похожий на пьяного Черчилля лев, темно-синий бык, покрытый жмурящимися от мошек глазами, и огромный, в человеческий рост, золотой орел со строгим милицейским взглядом.

Прошла секунда, и на траве перед ними с хлопком возник крохотный белый хомяк с розовыми ушами и черной звездочкой на лбу. Посмотрев на высящихся над ним зверей, а потом на стоящую в отдалении Сперо, хомячок понюхал воздух, нервно вильнул хвостом — и исчез в траве.