Печорин и грушницкий сравнительная характеристика дуэли. Печорин и Грушницкий: характеристики героев. Происхождение и отношение к женщинам Печорина и Грушницкого

Роман Лермонтова «Герой нашего времени» является объектом многочисленных споров и исследований у современных литераторов. В произведении автор противопоставил главному герою другой образ. Этот литературный прием позволяет конкретно раскрыть характеры персонажей. Главный герой – Печорин. Это яркая личность, но появление Грушницкого помогло раскрыть другие черты характера Печорина. Это очень интересные персонажи. Кажется, что они похожи друг на друга. Но сравнительная характеристика поможет понять, было ли у них что-то общее или это совершенно разные личности.

Происхождение и отношение к женщинам Печорина и Грушницкого

Печорин – это аристократ, получил светское воспитание. Он особо не беспокоится по поводу своей внешности, но выглядит всегда опрятно. Лермонтов неоднократно обращает внимание читателя на внешние проявления аристократизма Печорина. Для него любовь – это забава, ни одна дама не смогла завоевать его сердце. Дерзкий, неприступный и загадочный – эти черты характера привлекают внимание противоположного пола.

Юнкер Грушницкий воспитывался в простой семье. Это самый обычный парень, который мечтает о любви и продвижении по службе. Но амбициозный юноша стремится любым путем выбиться в люди. Ему важно произвести на окружающих положительное впечатление о себе. Внешний вид имеет для Грушницкого особое значение, ему хочется выглядеть эффектно. В присутствии женщин это качество проявляется очень сильно. Парень верит в настоящую любовь, он романтик и стремится угодить женщинам.

Характер Печорина и Грушницкого

Основные черты характера Печорина:

  • уверенность в себе и рассудительность;
  • хорошо разбирается в людях и отношениях;
  • аналитический склад ума;
  • циничность, язвительность и желание манипулировать другими людьми ради развлечения.

Основные черты характера Грушницкого:

  • умен, но не видит манипуляций других людей;
  • стремление к показательной деятельности и подражание другим людям;
  • романтичность и восторженность;
  • склонен драматизировать и преувеличивать чувства;
  • пародийная разочарованность в людях. Грушницкому нравится чувствовать себя человеком, который много страдает, и изображать одинокого, разочарованного романтичного героя.

У этих двух персонажей романа есть общие черты характера – отсутствие простоты, самолюбование и эгоизм. Но в Печорине все настоящее, он ничего не выставляет напоказ. Это эгоистичная натура, но вместе с тем сложная и противоречивая. Под многочисленными масками Грушницкого скрывается жестокий человек, в котором побеждают ненависть и злоба. Это себялюбивая и мелкая натура.


Роль Печорина и Грушницкого в обществе

Печорин постоянно конфликтует с самим собой и обществом. Он разочаровался в идеалах прошлого поколения, но предложить что-то свое он не может. Не найдет для себя достойной деятельности. Из-за этого у героя появляется чувство одиночества и усталости. Он постоянно противопоставляет себя обществу и смеется над столичными аристократами. Тонкий психолог, видит все пороки современных людей.

Грушницкий доволен современным обществом, у него нет таких проблем, как у Печорина. Ему нравится просто жить. В те годы в моде были разочарованность жизнью и романтика. Это характерно для героя и среди молодежи он чувствует себя своим.


Грушницкий отличается всеми отрицательными качествами Печорина, но от главного героя он не взял ничего положительного. Поэтому его можно назвать своеобразной карикатурой на Печорина. Он выглядит рядом с главным героем смешным и жалким. Характер Грушницкого помог раскрыть в Печорине основные качества его натуры и глубину его души. В своем романе Лермонтов не собирался выносить нравственный приговор. Автор просто показал все бездны человеческой натуры.


Печорин и Грушницкий из романа «Герой нашего времени» - два молодых дворянина, познакомившихся во время службы на Кавказе. Они оба были недурны собой, но вели себя по-разному. От этого и впечатление от каждого складывается различное.

У Печорина противоречивый характер. Он сам говорил, что в нём живут два человека. Вернее сказать, что один живёт, а другой его судит. Русское общество того времени сделало его таким. Когда этот юноша говорил правду – ему не верили, открывал свои чувства – над ним смеялись и унижали.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


В итоге, он стал скрытным, лживым, злопамятным, завистливым и ненавидящим весь мир человеком. Его душу поглотило отчаяние и глубокое разочарование в жизни. Ничем не жертвуя, ни во что не веря, Печорин стал настоящим эгоистом.

Грушницкий – такой же эгоист. Только таким он был всегда. Молодой человек всегда много говорил и никого кроме себя не слышал. Своими словами, мимикой и жестикуляцией он пытался произвести впечатление остроумного, храброго, чувственного, страстного и страдающего человека. Но играя актёрскую роль, Грушницкий, в отличие от Печорина, абсолютно не разбирался в людях.

Печорин быстро разгадал Грушницкого, видя в нём пародию на самого себя. Они оба очень сильно невзлюбили друг друга, хотя внешне оставались в дружеских отношениях. Печорин чувствовал, что эта взаимная неприязнь в будущем обязательно приведёт к столкновению. Вот тогда один из них точно пострадает. И это действительно случилось.

Обладая слабым характером и мелочным самолюбием, Грушницкий пошёл на поводу у своих приятелей и совершил в отместку низкие поступки. Он опорочил честь отвергнувшей его женщины и выстрелил на дуэли в практически безоружного Печорина. И ни одна искорка великодушия не проснулась у него в душе. А ведь всё ещё могло закончиться хорошо. Но влияние общества в лице его приятелей было сильнее, и Грушницкий, не воспользовавшись шансом примирения, поплатился жизнью.

Печорин с Грушницким во многом несхожи. Печорин умнее, храбрее, талантливее и образованнее всех окружающих его людей. Он понимал и осуждал в себе, во всем своём поколении эгоизм, неискренность, равнодушие и бесцельное существование. Печорин чувствовал в своей душе необъятные силы, которые мог бы направить на высшие цели. Тогда он смог бы принести пользу обществу и по-настоящему стать счастливым человеком.

Обновлено: 2017-01-07

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Главный герой романа - Печорин - жил в тридцатые года девятнадцатого столетия. Это время можно охарактеризовать, как года пасмурной реакции, которая настала после разгрома декабристского восстания 1825 года. В это время человек передовой мысли не мог найти применение своим силам. Невера, сомнение, возражение стали особенностями сознания молодого поколения. Идеалы родителей они отвергли еще «с колыбели», а вместе с этим усомнились и в моральных ценностях как таких. Вот почему В. Г. Белинский сказал, что «Печорин глубоко страдает», не находя применение необъятным силам своей душу. Создавая «Героя нашего времени», Лермонтов изображал жизнь таким, которым она была на самом деле. И он нашел новые художественный средства, которых еще не знала ни российская, ни западная литература и которые захватывают нас до этого дня соединением свободного и широкого изображения лиц и характеров с умением показывать их объективно, «выстраивая» их, раскрывая одного героя сквозь восприятие другого

Давайте же детальнее рассмотрим двух героев романа - Печорина и Грушницького. Печорин за происхождением аристократ, получил светское воспитание. Выйдя из-под опеки родных, он «пустился в большой мир» и « стал наслаждаться бешено всеми приманками». Легкомысленная жизнь аристократа ему в скором времени надоедливая, надоело и чтение книг. После «громкой истории в Петербурге» Печорина засылают на Кавказ. Рисуя внешность своего героя, автор несколькими штрихами указывает не его аристократическое происхождение: «бледный», «благородный лоб», «маленькая аристократическая рука», «слепяще-чистую белизну». Печорин - физически сильный и выносливый мужчина. Он наделен незаурядным умом, критически оценивает окружающий мир. Он размышляет над проблемами добра и зла, любви и дружбы, над смыслом человеческой жизни. В оценке современников самокритичный: «Мы не способные более к большим жертвам нет для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья». Он чудесно разбирается в людях, не удовлетворяется сонной жизням « водного общества» и дает уничтожают характеристики столичным аристократам. Наиболее полно и глубоко внутренний мир Печорина раскрывается в повести «Княжна Мери», где происходит его встреча с Грушницким. Грушницького - юнкер, он самый обычный юноша, который виднеется о любви, «звездочках» на погонах

Вырабатывать эффект - его страсть. В новом офицерском мундире, принаряженной, что пахнет духами, он отправляется к Мере. Он - посредственность, ему присущая одна целиком можно извинить в него возрасте слабость - «драпироваться в необыкновенные чувства», «страсть декламировать». Он будто хочет играть модную в то время роль разочарованного героя, «существо, обреченное каким-то тайным страданиями». Грушницького - целиком удачная пародия на Печорина. Вот почему молодой юнкер так не приятный ему. Своим жалким поведением Грушницкий, с одной стороны, подчеркивает благородство Печорина, а из другого, как будто стирает всякие расхождения между ними. Ведь Печорин и сам подсматривал за ним и княжной Мери, которая, безусловно, не было поступком благородным. Да и княжну он никогда не любил, а просто использовал ее доверчивость и любовь для борьбы с Грушницким. Грушницкий, как человек недалекий, сначала не понимает отношения к нему Печорина. Грушницкий кажется себе человеком самоуверенной, очень проникновенным и значительным: «Мне жаль тебя, Печорин», - снисходительно говорит он

Но события не улавливается развиваются по замыслу Печорина. И вот уже юнкер, возмущенный страстью, ревностью и негодованием, возникает перед нами в другом свете. Он оказывается не таким уже и невинным, способным на месть, постыдность и подлость. Тот, кто совсем недавно, играл в благородство, сегодня способен выстрелить в безоружного человека. Сцена дуэли раскрывает сущность Грушницкого, стреляйте, я себя пренебрегаю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете я вас зарезаю ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места … Грушницкий отбрасывает примирение Печорин хладнокровно стреляет у него. Ситуация становится необратимой Грушницкий гибнет выпив чашу стыда раскаяния и ненависти до конца. Накануне дуэли, упоминая прожитую жизнь, Печорин задумывается над вопросом: зачем он жил? для которой цели родился? И здесь же сам отвечает: «А, наверное, она существовала, и, наверное, было мне назначение высокая, потому что я ощущаю в душе моей силы необъятные». И здесь Печорин понимает, что он давно играет «роль топоры в руках судьбы». «Необъятные силы души» - и мелкие, негодные Печорина поступки; он хочет «любить весь мир» - и приносит людям одно лишь зло и несчастья, наличие благородных, высоких стремлений - и мелкие чувства, владеют душой; жажда полноты жизни-и полная безнадежда, осознание своей обреченности. Печорин одинокий, положение его трагически, он в самом деле «лишний человек».

Лермонтов назвал Печорина «героем в свое время», протестуя этим против романтичности идеализированного представления о современнике, изобразивши образ Грушницкого как пародию на романтизм. Герой для автора - не образец для наследования, а портрет, составленный из пороков всего поколения в него развитии. Итак, образ Грушницкого помогает раскрыть главное в центральном героя романе. Грушницького - кривое зеркало Печорина - видтиняе истинность и значимость переживаний этого «страдает эгоиста», глубину и исключительность его натуры. Но в ситуации с Грушницким с особой силой раскрывается и вся опасность, которая таится в глубине этого человеческого типа, разрушительная сила, которая заложена у индивидуалистической философии, присущий романтизма. Лермонтов не стремился выносить моральный приговор

Он лишь с огромной силой показал все безодни людской души, лишенной веры, просякнуту скептицизмом и разочарованием. Печоринство было типичной болезнью времени. И не об этих или людях поколения 30-х лет прошлого столетия сказал М. Ю. Лермонтов в знаменитой «Думе»: «… Над миром мы пройдем без шума и следа, набросили столетий ни мысли плодовитого НЕ гениям начатого работы».

Весной 1940 года вышло отдельное издание произведения "Герой нашего времени", написанного Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. Этот роман стал одним из самых интересных и необычайных явлений в отечественной литературе. Книга эта вот уже более полутора веков является объектом многочисленных исследований и споров. Она нисколько не теряет в наши дни своей остроты и актуальности. Еще Белинский писал об этой книге, что ей никогда не суждено состариться. Мы тоже решили обратиться к ней и написать свое сочинение. Грушницкий и Печорин - очень интересные персонажи.

Особенность поколения

Григорий Александрович Печорин, главный герой рассматриваемого романа, жил во времена Лермонтова, то есть примерно в тридцатые годы девятнадцатого века. Это время было периодом мрачной реакции, которая наступила после в 1825 году и его разгрома. Человек передового мышления не мог в ту пору найти применения своим талантам и силам. Сомнение, неверие, отрицание были особенностями сознания юного поколения тех лет. Идеалы отцов были отвергнуты ими "с колыбели", а затем эти люди усомнились и в нравственных нормах и ценностях как таковых. Поэтому В. Г. Белинский писал, что "Печорин глубоко страдает", поскольку не может применить могучие силы своей души.

Новые художественные средства

Лермонтов, создавая свое произведение, изображал жизнь как она есть в действительности. Это потребовало новых и он их нашел. Эти средства не знала ни западная, ни русская литература, и они по сей день вызывают наше восхищение благодаря соединению широкого и свободного изображения характеров с умением их объективно показать, раскрыть одного героя через призму восприятия другого.

Рассмотрим подробнее двух главных персонажей этого романа. Это Печорин и Грушницкий.

Образ Печорина

Печорин был по своему происхождению аристократом, получил стандартное светское воспитание. Выйдя из-под родительской опеки, он отправился "в большой свет" для того, чтобы наслаждаться всеми удовольствиями. Однако вскоре такая легкомысленная жизнь ему надоела, наскучило герою и чтение книг. Печорина после некоторой истории, нашумевшей в Петербурге, ссылают на Кавказ.

Изображая внешность героя, автор указывает несколькими штрихами на его происхождение: "благородный лоб", "бледный", "маленькая" рука. Этот персонаж - выносливый и физически сильный человек. Он наделен умом, оценивающим критически окружающий мир.

Характер Григория Александровича Печорина

Печорин задумывается о проблемах добра и зла, дружбы и любви, о смысле нашей жизни. Он самокритичен в оценке своих современников, говоря о том, что его поколение неспособно на жертвы не только для блага человечества, но и для своего личного счастья. Герой хорошо разбирается в людях, его не устраивает вялая жизнь "водяного общества", он оценивает столичных аристократов, давая им уничтожающие характеристики. Наиболее глубоко и полно Печорина раскрывается во вставной повести "Княжна Мери", во время встречи с Грушницким. и Грушницкого в их противостоянии - образец глубокого психологического анализа Михаила Юрьевича Лермонтова.

Грушницкий

Автор произведения "Герой нашего времени" не дал имени и отчества этому персонажу, назвав его просто по фамилии - Грушницкий. Это обыкновенный юноша, юнкер, мечтающий о большой любви и звездочках на своих погонах. Его страсть - производить эффект. Грушницкий отправляется к княжне Мери в новом мундире, пахнущий духами, расфранченный. Этот герой - посредственность, которой присуща слабость, простительная, правда, в его возрасте, - "страсть декламировать" и "драпироваться" в какие-то необыкновенные чувства. Грушницкий стремится играть роль разочарованного героя, модную в то время, изображая из себя существо, наделенное "тайными страданиями". Этот герой - пародия на Печорина, и вполне удавшаяся, ведь не зря молодой юнкер столь неприятен последнему.

Противостояние: Печорин и Грушницкий

Грушницкий своим поведением подчеркивает благородство Григория Александровича, но, с другой стороны, как будто стирает между ними всякие различия. Печорин ведь сам подглядывал за княжной Мери и Грушницким, что, конечно, не является благородным поступком. Княжну он, надо сказать, никогда не любил, а лишь использовал ее любовь и доверчивость для борьбы со своим неприятелем - Грушницким.

Последний, как недалекий человек, не понимает сначала отношения к себе Печорина. Он кажется сам себе самоуверенным человеком, весьма значительным и проницательным. Грушницкий говорит снисходительно: "Мне жаль тебя, Печорин". Однако события развиваются отнюдь не по замыслу Григория Александровича. Вот уже обуреваемый ревностью, негодованием и страстью юнкер предстает перед читателем в совершенно ином свете, оказавшись далеко не таким безобидным. Он способен на подлость, бесчестность и месть. Игравший совсем недавно в благородство герой способен сегодня пустить пулю в безоружного человека. Дуэль Грушницкого и Печорина раскрывает истинную сущность первого, который отвергает примирение, а Григорий Александрович хладнокровно в него стреляет и убивает его. Герой умирает, испив чашу ненависти и стыда раскаяния до конца. Таково вкратце противостояние, которое вели два главных героя - Печорин и Грушницкий. их образов составляет основу всего произведения.

Размышления Григория Александровича Печорина

Перед тем как отправиться на дуэль (Печорина с Грушницким), Григорий Александрович, вспоминая свою жизнь, задается вопросами о том, для чего он жил, зачем родился. И отвечает на него сам, что чувствует "назначение высокое", необъятные силы в себе. Тогда Григорий Александрович понимает, что уже давно является лишь "топором" в руках судьбы. Возникает контраст душевных сил и недостойных героя мелких поступков. Он хочет "любить весь мир", но приносит лишь несчастье и зло людям. Высокие, благородные стремления перерождаются в мелкие чувства, а стремление жить полной жизнью - в безнадежность и сознание обреченности. Положение этого героя трагично, он одинок. Дуэль Печорина с Грушницким отчетливо это показала.

Лермонтов назвал свой роман так потому, что герой для него - это не образец для подражания, а лишь портрет, который составляют пороки современного автору поколения в их полном развитии.

Заключение

Характер Грушницкого, таким образом, помогает раскрыть в Печорине главные качества его натуры. Это кривое зеркало Григория Александровича, оттеняющее значительность и истинность переживаний "страдающего эгоиста", исключительность и глубину его личности. С особой силой в ситуации с Грушницким раскрывается и вся таящаяся в глубине этого типа опасность, разрушительная сила, заложенная в индивидуалистической философии, которая присуща романтизму. Лермонтов показал все бездны души человеческой, не стремясь вынести при этом нравственный приговор. Печорин и Грушницкий, таким образом, - это не положительный и Психология Печорина отнюдь не однозначна, как и в характере Грушницкого можно найти некоторые положительные качества.

В романе Лермонтов изобразил человека своего времени, ибо, по словам автора, Печорин — «портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии» (предисловие к роману). Таким образом, автор, рисуя главного героя, изображает современную эпоху, её содержание, её нравы и ценности. Идея романа в том, что Печорин со всеми своими талантами (знанием жизни, энергией, волей, умом, наблюдательностью и т.д.) остаётся «лишним человеком», так как не разделяет «ни общих мнений, ни страстей» (А.С.Пушкин. «Евгений Онегин», 8, ХI) своего времени. Обычный жизненный успех (только карьера, деньги) его не интересуют, а других (высоких и достойных) жизненных целей он вокруг себя не видит.

Печорин в романе характеризуется самыми различными способами: через внешний вид, поступки, размышления, картины природы, через сравнение с второстепенными героями. Иными словами, главный герой становится центром романа, все остальные персонажи играют служебную по отношению к нему роль, составляя для него как бы общественный фон, с одной стороны, и подчёркивая его личные качества, с другой стороны.

Образ Грушницкого не является в этом смысле исключением, хотя по значимости в романе он сравним только с образом Максима Максимовича. Итак, Грушницкий принадлежит к «водяному обществу» и, следовательно, несёт на себе общую печать заурядности и пошлости. Печорин познакомился с ним в действующей армии, а потом случайно встретил на водах, где Грушницкий долечивал свою раненую ногу. Грушницкий только на пять лет моложе главного героя, и ему свойственны все качества молодого дворянина того времени. Он успешно волочится за женщинами и, благодаря своей приятной внешности, а также таинственной манере поведения, имеет успех. Он старательно прожигает жизнь, веселясь на офицерских пирушках, играя в карты, участвуя в дуэлях. Следуя всеобщему увлечению, он даже сочиняет «забавные эпиграммы». Именно стремление к романтическим впечатлениям, как утверждает Печорин, толкнуло Грушницкого поступить юнкером в действующую армию, где он «слывёт отличным храбрецом». Иными словами, Грушницкий начинает жизнь примерно так же, как многие молодые дворяне его времени. Можно предположить, что и Печорин пять-шесть лет назад был таким же молодцом-юнкером. Но на этом сходство главного героя и «романтического юнкера» заканчивается.

Уже на первых страницах «Княжны Мери» Печорин даёт характеристику Грушницкому, в которой видны принципиальные различия между двумя героями. Юнкер — крайне самолюбивый человек, он не интересуется ничем, кроме собственной персоны и собственных чувств. «Спорить с ним я никогда не мог, — замечает Печорин. — Он не отвечает на ваши возражения, он вас не слушает». Григорий Александрович, конечно, тоже не лишён самолюбия, в чём он честно признаётся самому себе в дневнике, но это чувство не мешает ему внимательно и успешно изучать окружающих людей. Его приключения, описанные в романе, доказывают это: он легко влюбляет в себя самых разных девиц (горянку Бэлу, светскую барышню Мери), ловко играет на заветных желаниях Азамата и за чудесную лошадь заставляет мальчишку похитить Бэлу.

Грушницкий не слишком умён. «Его эпиграммы... никогда не бывают метки и злы», — замечает Печорин. Главный герой, напротив, человек замечательного ума, это видно из его глубоких суждений об окружающих (меткие характеристики Вернера, Грушницкого, Мери, Веры), из оригинальных мыслей о дружбе, любви, природе людей. Можно уверенно сказать, что он образованный человек, о чём свидетельствуют его цитирование А.С.Грибоедова и А.С. Пушкина, знание философии (споры с Вернером), истории (перед дуэлью вспоминает анекдот о Юлии Цезаре), литературы (ночью перед дуэлью читает роман В. Скотта «Шотландские пуритане»),

Грушницкий довольно трусливый человек, который «в деле машет шашкой, кричит и бросается вперёд, зажмуря глаза». Печорин — человек по-умному храбрый. Когда он решил обезоружить убийцу Вулича, он хорошо приготовился и обдумал свои действия: в щель ставня внимательно рассмотрел пьяного казака и его оружие, велел есаулу разговором отвлекать внимание пьяного. Только после этого Печорин выбрал удобный момент и, оторвав ставень, прыгнул в хату. Тщательные приготовления не умаляют мужества и храбрости Печорина, проявленные в этом эпизоде.

В душе Грушницкого, по замечанию главного героя, «много добрых свойств». Сами по себе самолюбие, ограниченный ум и трусоватость не являются страшными пороками, ибо эти качества присущи очень многим обычным людям. Но, соединённые вместе в одном характере, они делают юнкера весьма неприятным и даже опасным в критических ситуациях. Оскорблённое самолюбие (Мери предпочла ему Печорина) толкает Грушницкого на подлость: он распространяет сплетню о княжне, совсем не заботясь о её добром имени. Перед дуэлью он соглашается на другую подлость: драгунский капитан, с ведома Грушницкого, заряжает только его пистолет, и Грушницкий, получив право первого выстрела, стреляет в безоружного человека.

В характере Печорина, при сравнении с Грушницким, обнаруживаются: ум, мужество, жизненный опыт, воля, благородство. Главный герой не только защищает честь княжны Мери на дуэли, но и достойно прерывает любовную интригу, которую, правда, сам и начал от скуки. Он не захотел дальше обманывать влюблённую девушку, а тем более как-то воспользоваться её искренним чувством. По выражению Белинского, как Печорин — портрет своего поколения, так и Грушницкий — «представитель целого разряда людей, имя нарицательное». Это человек мелкий, ничем не замечательный, кроме своих необоснованных претензий на исключительность. Рядом с ним ярче вырисовывается превосходство личности Печорина. Однако Лермонтов не ограничивается изображением личного противостояния двух героев, принципиально важно, что в повести дано социальное противопоставление Грушницкого и Печорина.

Во-первых, главный герой презирает светское общество с его мелочными интересами, эгоизмом, грязными интригами. (Все эти негативные черты демонстрируют представители «водяного общества». Драгунский капитан, например, невзлюбил Печорина из-за пустяка. Главный герой помешал интрижке, которую «доблестный кавалерист» задумал против Мери: она на балу неосторожно толкнула толстую барыню, даму капитана.) Грушницкий, в отличие от главного героя, мечтает проникнуть в светское общество, старается знакомиться с аристократами, усваивает внешние светские манеры.

Во-вторых, Печорин искренне переживает своё разочарование в жизни, отсутствие достойных целей, одиночество и бесполезность, о чём свидетельствуют его дневниковые записи (заключение к «Тамани», философские рассуждения в «Фаталисте»), Особого внимания заслуживают его раздумья накануне дуэли. Перед читателями возникает образ глубоко несчастливого человека: бесцельная жизнь уже утомила его и он живёт по инерции, без интереса, без надежды. Его любовь никому не принесла счастья; он умрёт, и никто не пожалеет о нём; на земле нет ни одного человека, который бы понял Печорина совершенно: «Одни скажут: он был добрый малый, другие — мерзавец. И то, и другое будет ложно». Грушницкий же играет роль непризнанного и разочарованного героя. Для него разочарование — мода и возможность «поинтересничать». Поза, рисовка, фальшивый пафос в юнкере доведены до смешного: по словам Печорина, он «драпируется в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания».

В заключение следует сказать, что Лермонтов, изображая героя своего времени, мастерски использует приём противопоставления. В «Бэле» и «Максиме Максимовиче» Печорин изображён в сравнении с «добрым штабс-капитаном», в «Фаталисте» — с Вуличем, в «Княжне Мери» — с Грушницким.

Между главным героем и юнкером обнаруживается психологическая, интеллектуальная, социальная пропасть, делающая их непримиримыми врагами. Этот конфликт может разрешить только дуэль на шести шагах. Недаром последними словами Грушницкого, которые он бросает в лицо Печорину, становятся: «Стреляйте! Я себя презираю, а вас ненавижу. (...) Нам на земле вдвоём места нет...».

Максим Максимович отличается от Печорина по возрасту, характеру, образованию, социальному положению. Они оба прекрасно видят эту разницу, которая, однако, не мешает им симпатизировать друг другу. Внешние различия между Печориным и Грушницким не так значительны: они почти одного возраста, потомственные дворяне, принадлежат к одному общественному кругу. При этом внутренний контраст-соперничество между Печориным и Грушницким обозначен в романе более резко и определённо, чем различия между Печориным и Максимом Максимовичем.