Павел мочалов. Соболев юрий васильевич Мочалов павел степанович

Павел Степанович Мочалов (1800-1848)

Родители великого русского трагического актёра Павла Степановича Мочалова были крепостными актёрами. Мать - Авдотья Ивановна - исполняла роли молодых девушек, чаще всего служанок. Отец - Степан Фёдорович - героев. Мочаловы жили бедно. Павел Мочалов вспоминал: «Я так много в жизни своей видел горя! Когда мы были ребятишками, наш отец не мог купить нам тёплой одежды и мы две зимы не выходили погулять и кататься на салазках».

В 1803 г. Степан Мочалов стал актёром «Петровского театра» в Москве. В 1806 г. семья Мочаловых получила «вольную». В документах театральной дирекции сказано, что Мочалов «записан по 5 ревизии московской губернии Богородного округа, при селе Сергиевском и отпущен вечно на волю. У него жена Авдотья Ивановна и дети: сыновья Павел 14 лет, Платон 13, Василий 8 лет и дочь Мария 17 лет».

С.П. Жихарёв писал в 1805 году «Мочалов играет в трагедиях, комедиях и операх и нигде, по крайней мере, не портит». Более высокую оценку заслужил Мочалов старший у других современников. Например, в «Вестнике Европы» корреспондент, подписавшийся «Н.Д.-в», в статье «Российский театр» (1807, №10) писал: «Публика давно уже привыкла видеть в г. Мочалове прилежного, исправного и приятного актёра, он постепенно, час от часа более заслуживает её внимания. Но представляя Мечталина (в пьесе Колен д"Арвилия «Воздушные замки») вдруг обнаружил такое искусство, за которое по справедливости надлежало изъявить ему отличное одобрение. Это и сделано. По окончании комедии г. Мочалов был вытребован на сцену».

Личность С.Ф. Мочалова привлекала к себе внимание многих почитателей его таланта. Большой интерес для понимания той среды, в которой росло и крепло исполнительское искусство Степана Фёдоровича, представляет рассказ одного из современных писателей: «В антракте театралы собрались вокруг Жихарева…

Ну, как Мочалов? - спросил театральный директор Кокошкин.

Жихарев пожал плечами. Его хитрое нечистое лицо с крючковатым носом приняло брезгливое выражение.

Что же, - сказал он - малый видный, играет везде и нигде, по крайней мере не портит.

Мельница, - сказал Щеголин, изредка помещавший рецензии в «Драматическом журнале», - между большими монологами не делает пауз. Есть хорошие моменты, но нет никакого усердия в обработке роли.

Но талантлив ли? - тревожно спрашивал Кокошкин.

Талант проглядывает, - сказал Аксаков, - но искусства, искусства мало!

Поверьте ли, - сокрушённо сказал Кокошкин, - для приобретения вольности в обращении и навыков к аристократическим манерам я заставлял его прислуживать на своих балах и званых обедах с тарелками в руках за стульями почётнейших гостей. Ничего не перенимает!

И огорчённый директор поклялся, что выколотит из Мочалова невежество…».

Едва ли Кокошкин заставлял Мочалова исполнять обязанности лакея, в этом отрывке многое нарочито снижает достоинства Мочалова-отца.

Правда, С.Т. Аксаков писал, что С.Ф. Мочалов был хорош: особенно в пьесах «Гваделупский житель» и «Тон людского света», но во всех остальных драмах и комедиях являлся слабым актёром, главным образом, из-за какого бы то ни было понимания роли. И всё же С.Ф. Мочалов был талантлив, по словам того же С.Т. Аксакова, «в душе у него была бездна огня и чувства». Он стал учителем своего сына - Павла Степановича Мочалова и дочери - актрисы Марии Степановны Мочаловой - Францевой.

В Москве Мочалов-младший был отдан в пансион Братьев Текрликовых. Ещё не успели открыть университетского благородного пансиона, который потом наводил мосты к высшему образованию. Это было приличное заведение. Павел Мочалов аккуратно выполнял обязанности: у младшего Терликова изучал математику и проявлял в ней успехи. У старшего - постигал словесность. Опорой образования, впрочем, почитали магистра Ивана Давыдова. Претензий к мальчику у него не было. Павел верен был дисциплинам, освоил с грехом пополам французский и выучил кое-что из всеобщей истории и риторики. Курс он закончил благополучно.

Но это была инерция, дань обязанности, ещё не успевшее взбунтоваться привычное послушание. На самом деле он жил предчувствием. Мятежный союз со сценой был уже заключён в воображении. Внутри он услышал далёкий зов новой жизни. Навстречу ему шло будущее в образе Полиника.

Молодой Павел Степанович Мочалов с блеском дебютировал на московской сцене в трагедии В.А. Озерова «Эдип в Афинах», где он играл роль Полиника 4 сентября 1817 г. Этот спектакль был дан в бенефис его отца.

Трагедия «Эдип в Афинах» сочетала в себе элементы драматургии классицизма (тема государственного долга, три единства, развитие монологического элемента, риторичность языка) и сентиментальное содержание.

Молодой актёр блистательно справился со своей ролью. «Восторженный отец Мочалова, - писал биограф, - лучше других мог понять его талант, мог постигнуть силу дарования, дававшую сыну возможность достигать того, над чем напрасно бились многие актёры». Отец готов был преклониться перед сыном и по своей увлекающейся натуре требовал того же преклонения от матери. Возвратясь домой, С. Мочалов крикнул жене, указывая на сына:

Снимай с него сапоги!

Жена, удивлённая необычным требованием спросила, для чего это надо делать.

Твой сын - гений - отвечал Мочалов-отец, а снять сапоги у гения не стыдно. В крепостническом обществе считалось, что услужить таланту не унизительно, а почётно.

Русский театр находился в это время на важном историческом этапе: происходил отход от традиционной декламации классицизма к раскрытию внутреннего мира человека.

Павел Мочалов оказался несравненным мастером этого психологического раскрытия сценического образа. Он обладал хорошим голосом, верно передающим все переживания героев, у него было исключительно развитое воображение.

На сцене Мочалов мог увидеть не холстинные кулисы, а подлинный дворец Тезея в «Эдипе в Афинах» или Дворец Дожей из Отелло. Сила воображения сообщала чувствам актёра правдивость и конкретность, а это захватывало публику.

Бывали случаи, когда Мочалов так сильно увлекался ролью, так накалял себя, что по окончании спектакля падал в обморок.

П.С. Мочалов стремился естественно и свободно выражать чувства. Он создавал образы пламенных бунтарей, вступающих в непримиримую борьбу с окружающим их миром зла, пошлости и бесправия. Артист-трагик призывал к подвигу, заражал зрителей оптимизмом, верой в будущее.

Его новизна приковывала, но трудно определялась. Его магнетизм завораживал, но не поддавался разгадке. Формально приёмы игры не повторяли игру предшественников. На сцене он был раскованнее, чем в жизни. Стеснённость, ему так свойственную, он сбрасывал вместе с обычным платьем в своей уборной. На сцену он выходил очищенным.

Тяжёлое облачение воина, рыцарские доспехи, рогатые неудобные шлемы, негнущиеся щиты, мечи, задевающие колени, жезлы и копья - всё это на первых порах поддерживало, раскрепощало, освобождало от бремени, превращалось в его надёжное и облегчающее укрытие. Он загораживался от откровенности бутафорией, но именно сквозь неё обнажал существенное. Он прятался в тексты роли, как прячется, закрывая глаза, ребёнок, считая себя недоступным миру. Но тексты как раз обнаруживали его глубины, вели к неизведанным им - им даже менее, чем другими, - излучинам чувств. Чужие тексты его выдавали.

Нет, я не варваром, не извергом рождён:

Пороком мог я быть мгновенно побеждён

И уподобиться ужасному злодею…

Его Полиник говорил это лихорадочно, с горькой доверчивостью и таким ужасом, словно искал у зала спасения. Он резко кидался к рампе, прочь от уже содеянного и угрожающего ему зла, и, остановившись, внезапно, как на неверном краю обвала, протягивая за помощью руки, поникшим и вопросительным тоном - не признавал, признавался:

Но душу пылкую, чувствительну имею,

И сердце нежное тобою мне дано.

Руки соединялись бережно, как будто в ладонях у Полиника сейчас оказалось сердце.

Ты даровал мне жизнь, даруй её мне вновь,

Дай сердцу тишину и возврати любовь!

Нет, не Эдипа просил об этом виновный сын Полиник, а к зрителям обращался за пониманием один из них. То был воплотивший их помыслы голос из хора, гонец их времени. В магическом голосе звучала просьба, но вместе с ней повелительность, ей бесполезно было сопротивляться. Он умолял о любви, но напоминая, что нет, и не может быть успокоения, если рядом несправедливость.

Уже шумел, предвкушая жертву, афинский народ у храма. Уже примирились с судьбой Антигона и царь Эдип, готовые к смерти, когда их статично-парадную группировку вдруг рассекал напружинено-дерзкий прыжок Полиника. Очнувшийся от уже леденящей его слабости, он перемахивал сцену одним движением. Какая-то властная сила придавала ему сверхъестественную стремительность, почти напряжённость полёта. Он был готов на сражение с целым миром, он шёл на единоборство. А голос внушал заклятие:

Не совершится, нет, сей замысел ужасный,

Доколе я дышу…

Могучая вера в необходимость спасти безвинных и тем искупить вину перед ними заранее делала Полиника не побеждённым, но победителем.

В 20-х годах Мочалов выступал в романтических драмах. Такова, например, его роль Каина в произведении А. Дюма-отца «Кин или Гений и беспутство», Жоржа де Жермани в мелодраме «Тридцать лет, или Жизнь игрока» В. Дюканжа; Мейнау в пьесе «Ненависть к людям и раскаяние» А. Коцебу.

Мочалов не возвышал своих героев над жизнью, не прихорашивал их внешности и внутренней сущности. Он впервые ввёл на трагедийной сцене простой разговор.

Дарование великого артиста с блеском проявлялось при исполнении главных ролей в произведениях Шекспира: «Отелло», «Король Лир», «Ричард III», «Ромео и Джульета»; Шиллера: «Разбойники», «Коварство и любовь», «Дон Карлос», «Мария Стюарт».

В драме «Коварство и любовь» Мочалов сыграл роль Фердинанда. В его трактовке у героя драмы Шиллера не было ни «светскости», ни красоты; Фердинанд походил на обыкновенного армейского поручика в заношенном мундире, с «плебейскими манерами».

22 января 1837 года Мочалов сыграл в свой бенефис роль Гамлета на сцене Большого Петровского театра. Для шекспировского образа он нашёл более яркие краски, раскрывающие глубину характера. Белинский присутствовал на этом спектакле с участием Мочалова десять раз. Критик писал после второго представления: *6 «Мы видели чудо - Мочалова в роли Гамлета, которую он выполнил превосходно. Публика была в восторге: два раза театр был полон, и после каждого представления Мочалов был вызываем по два раза»*6 Раньше душевную слабость Гамлета рассматривали как свойство его натуры: герой сознаёт свой долг, но выполнить его не может. Белинский утверждал, что Мочалов придал этому образу больше энергии, нежели сколько может быть у человека слабого, находящегося в борьбе с самим собою и подавленного тяжестью невыносимого для неё бедствия.

Он дал ему грусти и меланхолии менее, нежели сколько должен иметь её шекспировский Гамлет. В трактовке Мочалова Гамлет - борец-гуманист, его слабость не врождённая черта характера, а следствие разочарования в людях, в окружающей действительности, нарушения гармонического единства мира…

Такое истолкование образа Гамлета как личности, душевные порывы которой не могут проявить себя из-за пошлости окружающей жизни, были близки передовой русской интеллигенции 1830-1840-х годов. В образе и судьбе сыгранного Мочаловым Гамлета Белинский, Герцен, Огарев, Боткин и другие современники увидели трагедию поколения русской интеллигенции после восстания декабристов.

Толкование Мочаловым образа Отелло также имело глубокое общественное звучание. Отелло - герой, воин, великий человек, оказавший громадные услуги государству, сталкивается с заносчивостью и чванливостью аристократии. Он гибнет из-за вероломного предательства.

В «Ричарде III» Мочалов создаёт мрачный образ злодея-властолюбца, совершающего преступления во имя своих личных целей, обречённого на одиночество и гибель.

П.С. Мочалов хотел поставить в свой бенефис драму М.Ю. Лермонтова «Маскарад» и сыграть роль Арбенина. Это позволило бы ему показать на сцене конфликт благородного героя с лицемерным и жестоким обществом, показать трагедию мыслящего человека, задыхающегося в замкнутой, удушающей николаевской среде. Цензура не разрешила поставить эту драму.

В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», сыгранной впервые в Москве 27 ноября 1831 года, Мочалов выступил в роли Чацкого.

Современники в один голос характеризуют Мочалова как артиста «Божьей милостью». Он рос и работал без всякой школы. Упорный, систематический труд, постоянное изучение ролей, которыми так много занимался его соперник. по сцене В.А. Каратыгин, были ему чужды. Он был рабом своего вдохновения, художественного порыва, творческого наития. Когда его оставляло настроение, он был посредственным артистом, с манерами провинциального трагика; его игра была неровна, на него нельзя было «положиться»; часто во всей пьесе он хорош был только в одной сцене, в одном монологе, даже в одной фразе.

Гений Мочалова не опирался, как у Каратыгина, на образование. Все попытки друзей артиста, например, С.Т. Аксакова, содействовать развитию Мочалова, ввести его в литературные кружки ни к чему не привели. Замкнутый, застенчивый, неудачник в семейной жизни, Мочалов убегал от своих аристократических, образованных поклонников в студенческую компанию или запивал свое горе в трактире, со случайными собутыльниками. Всю жизнь он прожил «гулякой праздным», не создал школы и был положен в могилу с эпитафией: «безумный друг Шекспира».

Лидером московской сцены долгое время оставался Павел Степанович Мочалов, представитель направления в театральном искусстве 19 века. Он был сыном крепостных актеров помещика Демидова. Но благодаря артистическому таланту родителей, его семья оказалась в итоге в Петровском театре, входившего в группу императорских театров, и затем получила вольную. Это дало возможность Мочаловым дать детям прекрасное образование в гимназии.

Павел обладал феноменальной памятью, поэтому учеба давалась ему легко. Он в совершенстве овладел французским языком, что дало ему возможность приобщиться к лучшим не переведенным произведениям европейской литературы.

Дебют актера состоялся в 1817 году. Будущий знаменитый трагик предстал перед зрителями в роли Полиника в трагедии «Эдип в Афинах», принадлежащей перу Шаховского. Но талант Мочалова впервые заметили только в 1823 году, тогда в ежемесячном журнале «Благонамеренный» появилась статья об исполнении им роли Отелло.

Застав классицистическое направление на сцене, актер сначала всецело посвящает себя ему. Но маленькая сутулая фигура, негромкий голос, невыразительное (по меркам ) лицо не сделали его популярным. Свое истинное амплуа знаменитый русский актер 19 века нашел в мещанских драмах и водевилях.

«Неровная игра» и «мочаловские минуты»

Современники отмечали «неровную игру» актера. Князь Шаховский возмущался тем, что Мочалов играет по вдохновению, по наитию, в то время, как необходимо играть по системе, репетируя и продумывая роль. Для актера же во время исполнения одной роли характерен был резкий переход от вдохновения на сцене, когда он вызывал всеобщее восхищение, до полного спада. Мгновения вдохновения получили название «мочаловских минут». с восхищением отмечал, что он забывал в этот миг, где он находится и как его зовут, и бывал на постановках с участием этого артиста во многом именно ради «мочаловских минут». Во власти вдохновения тогда актер покорял присутствующих силой своей эмоции. Находясь под действием страсти, он становился «бурей», его глаза словно метали искры, голос становился мощным и ярким. Все остальное время игра актера не выдерживала никакой критики и не вызывала откликов ни у кого из присутствующих.

Одними из немногих ролей, которые актер Мочалов вел одинаково ровно, были роли во французских мелодрамах: Мейнау в «Ненависть к людям и раскаяние» Коцебу и Жоржа Жермани в «Тридцать лет, или Жизнь игрока» Дюканжа.

Подготовка роли — метод Мочалова

Не обладая привычными чертами трагедийных героев, Павел Степанович, тем не менее, вызывал восхищение у современников своей естественностью (или, как тогда говорили, «натуральностью»). На сцене он не декламировал нараспев речи, а просто произносил их, обычно спокойным тоном, но иногда даже шепотом. Его не очень сильный голос был всегда насыщен оттенками разнообразных эмоций. Актер обладал очень выразительной мимикой и пластикой, за счет чего значительно выигрывал по сравнению с другими актерами.

Свои роли он строил на контрастах. Для него характерна была молниеносная смена одного состояния на другое, горя — на радость, любви — на ненависть. Эти «переходы» производили разноречивое впечатление на публику, но вызывали настоящий восторг у демократически настроенных зрителей, считающих, что актер не должен держать себя в узких рамках и пребывать на протяжении роли в одном образе.

При подготовке роли Павел Степанович использовал личный опыт, опирался на собственные эмоции и переживания, превращая слащавые мелодрамы в настоящие произведения искусства. Он умел показать на сцене не просто персонажа пьесы, а современника людям, сидящим в зале. Даже Гамлет в пьесе-обработке Полевого оказался выразителем современных ему идей, очень злободневным персонажем, а не просто героем далекой эпохи.

«Неистовый романтик»

Еще одной особенностью творчества Мочалова было то, что он представлял исторических героев: Короля Лира, Ричарда Львиное сердце, Отелло, Фердинанда, Карла Моора, Дона Карлоса – не в соответствии с их эпохой. Он откровенно отвергал историческую конкретику, насыщая трагедийные (!) образы современным ему романтизмом. Его герои были, по выражению Белинского, «неистовыми романтиками», с близкими и понятными современниками чувствами и переживаниями. Его герои были одиночками, бросившими вызов всему миру, представлявшемуся в творчестве самого артиста чужим и враждебным. Особо стоит отметить роль Чацкого. В ней Мочалов представил Чацкого истинным бунтарем с «огненным сердцем», но полного презрения к гонителям – «фамусовской» Москве.

Современники отмечали огромный талант Павла Степановича и прощали ему «слабые места» в игре. характеризовал его как «целую эпоху», считая, что в своем творчестве актер отобразил все чаяния, надежды и разочарования начала 19 века.

Многие актерские находки и достижения Мочалова применил и развил в своем творчестве другой актер реалистического направления – , служивший вместе с ним в одной труппе Малого театра.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

МОЧАЛОВ ПАВЕЛ СТЕПАНОВИЧ

Мочалов, Павел Степанович - знаменитый трагик (1800 - 1848), сын известного московского актера, бывшего дворового человека помещика Демидова. Учился в пансионе братьев Терликовых, одно время состоял слушателем Московского университета. С детства сцена неудержимо привлекала М. 17 лет от роду он с исключительным успехом дебютировал в Москве в роли "Полиника" ("Эдип в Афинах" Озерова). Поездка его за границу почему-то не состоялась. За тридцать лет (с небольшими перерывами) своего служения на московской сцене М. пришлось выступать в самых разнообразных ролях, не исключая и ролей в водевилях с пением. М. часто играл в комедиях князя Шаховского ("Аристофан", "Пустодомы", "Урок женатым" и др.), исполнял Альмавиву в "Севильском Цирюльнике", Чацкого в "Горе от ума", но большого впечатления не производил и своей игрой в комедиях всегда был недоволен. В мещанской драме М. пользовался огромным успехом. Его лучшие роли были Альфред Жермани ("Тридцать лет, или Жизнь игрока"), граф д"Обервиль ("Графиня д"Обервиль") и в особенности Мейнау ("Ненависть к людям и раскаяние", Коцебу), который, по словам Ап. Григорьева, "вырастал у него в лицо почти байроновской меланхолии". Из пьес русского репертуара М. выступал в драмах Ободовского, Полевого и Кукольника. В трагедиях Шиллера и Шекспира гений М. проявился во всю свою мощь. В пьесах Шиллера М. играл Дон-Карлоса, Карла и Франца ("Разбойники"), Фердинанда и Миллера ("Коварство и Любовь"), Мортимера ("Мария Стюарт"), в пьесах Шекспира - Отелло, Ричарда III, Лира, Ромео, Кориолана и Гамлета. Исполнение им роли Гамлета было выдающимся событием в истории русского театра; он приводил в восторг всех, кто его видел в этой роли. Как и всегда, М. не дал вполне выдержанного типа, переделал меланхолического, слабовольного датского принца в человека исключительной энергии, огненного темперамента и чуть ли не титанической силы. Его игра была чересчур субъективна, но она подкупала художественным совершенством исполнения. "М. играл свою собственную душу" - писал Ап. Григорьев несколько лет спустя после Белинского, давшего яркое описание игры артиста в статье "Гамлет, драма Шекспира и М. в роли Гамлета". Современники в один голос характеризуют М. как артиста "Божьей милостью". Он рос и работал без всякой школы. Упорный, систематический труд, постоянное изучение ролей, которыми так много занимался соперник М. по сцене В.А. Каратыгин, были ему чужды. Он был рабом своего вдохновения, художественного порыва, творческого наития. Когда его оставляло настроение, он был посредственным артистом, с манерами провинциального трагика; его игра была неровна, на него нельзя было "положиться"; часто во всей пьесе он хорош был только в одной сцене, в одном монологе, даже в одной фразе. Гений М. не опирался, как у Каратыгина, на образование. Все попытки друзей артиста, например, С.Т. Аксакова, содействовать развитию М., ввести его в литературные кружки ни к чему не привели. Замкнутый, застенчивый, неудачник в семейной жизни, М. убегал от своих аристократических, образованных поклонников в студенческую компанию или запивал свое горе в трактире, с случайными собутыльниками. Всю жизнь он прожил "гулякой праздным", не создал школы и был положен в могилу с эпитафией: "безумный друг Шекспира". Перу М. принадлежит драма "Черкешенка" и несколько стихотворений, напечатанных в "Еж. Имп. Театр." (сезон 1900 / 1901 г., прил. 3). - См.: С.Т. Аксаков "Литературные и театральные воспоминания"; Барсуков "Жизнь и труды Погодина"; М.П. Погодин "Два слова о М." ("Антракт", 1868, ¦ 25); Каратыгин "Записки" (1880, Санкт-Петербург); А.Д. Галахов "Литературная кофейня в Москве" ("Русская Старина", 1886, ¦ 4); П.П. Вейнберг "Из моих театральных воспоминаний" ("Еженедельник Императорский Театр.", 1894 - 1895, кн. I); А.А. Ярцев "П.С. Мочалов" ("Еженедельник Императорский Театр.", 1896 - 1897, кн. 3). Об игре М. писали Белинский, Ап. Григорьев, Галахов ("Шекспир на Руси", "Русская сцена", 1864, ¦ 4), М.С. Щепкин ("Воспоминания", Санкт-Петербург, 1914), Сиротинин ("Арт.", 1893, ¦ 26). А. Поляков.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое МОЧАЛОВ ПАВЕЛ СТЕПАНОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • МОЧАЛОВ ПАВЕЛ СТЕПАНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Павел Степанович , русский актёр. Готовился к сцене под руководством отца - видного актёра московской …
  • МОЧАЛОВ ПАВЕЛ СТЕПАНОВИЧ
    (1800-48) российский актер. Крупнейший представитель романтизма в русском театре. С 1817 на московской сцене (с 1824 в Малом театре). Прославился …
  • МОЧАЛОВ ПАВЕЛ СТЕПАНОВИЧ
    знаменитый трагик. Родился в Москве 3 ноября 1800 года; отец его был известным в свое время актером-трагиком. М. не получил …
  • МОЧАЛОВ ПАВЕЛ СТЕПАНОВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? знаменитый трагик. Родился в Москве 3 ноября 1800 года; отец его был известным в свое время актером-трагиком. М. не …
  • ПАВЕЛ в Новейшем философском словаре:
    (Paulus) Апостол (первоначальное имя Савл или Саул) (ум. 66/67) - христианский проповедник. Проповедуя среди язычников, стремился преодолеть национальную разобщенность и …
  • ПАВЕЛ в Краткой биографической энциклопедии:
    Павел - в христианской церковной истории с этим именем известны: 1) П., житель Птолемаиды (умер в 273 г.), при въезде …
  • ПАВЕЛ в Большом энциклопедическом словаре:
    VI (Paulus) (1897-1978) римский папа с 1963. Выступал за сохранение мира. Первый из римских пап, который, нарушив традицию затворничества пап …
  • ПАВЕЛ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Павел Петрович - император Всероссийский, сын имп. Петра III иимператрицы Екатерины II, род. 20 сент. 1754 г., вступил на престол,после …
  • МОЧАЛОВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Павел Степанович) - знаменитый трагик. Родился в Москве 3 ноября 1800 года; отец его был известным в свое время актером-трагиком. …
  • ПАВЕЛ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ПАВЕЛ в Энциклопедическом словарике:
    (еврейское Саул, Савл), в Новом Завете один из апостолов. Родился в малоазийском городе Тарс (в Киликии) в еврейской фарисейской семье. …
  • ПАВЕЛ
    П́АВЕЛ САМОСАТСКИЙ (3 в.), епископ Антиохийский в 260-х гг. Учение П.С., отрицавшее божеств. природу Иисуса Христа, было осуждено как ересь …
  • ПАВЕЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    П́АВЕЛ ДИАКОН (Раulus Diaconus) (ок. 720- 799), автор "Истории лангобардов" (до 744). Из знатного лангобардского …
  • ПАВЕЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    П́АВЕЛ VI (Раulus) (1897-1978), папа Римский с 1963. Выступал за сближение церквей. Нарушив традицию затворничества пап, не покидавших Ватикан с …
  • ПАВЕЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    П́АВЕЛ I (1901-64), король Греции с 1947. Из династии Глюксбургов, брат греч. короля Георга II. Участник греко-тур. войны 1919-22. С …
  • ПАВЕЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    П́АВЕЛ I (1754-1801), рос. император с 1796, сын императора Петра III и Екатерины II. Вступив на престол, стремился противопоставить "пагубной" …
  • ПАВЕЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    П́АВЕЛ (евр. Саул, Савл), в Новом Завете один из апостолов. Род. в малоазийском г. Тарс (в Киликии) в евр. фарисейской …
  • ПАВЕЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    П́АВЕЛ (Раulus) Юлий, рим. юрист 3 в. В 426 сочинениям П. была придана обязат. юрид. сила. Извлечения из работ П. …
  • МОЧАЛОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МОЧ́АЛОВ Пав. Степ. (1800-48), актёр, крупнейший предст. романтизма в рус. т-ре. С 1817 на моск. сцене (с 1824 в Малом …
  • ПАВЕЛ
    Пестель, Буре, …
  • ПАВЕЛ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • ПАВЕЛ в словаре Синонимов русского языка:
    апостол, имя, савл, …
  • ПАВЕЛ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Павел, (Павлович, …
  • ПАВЕЛ в Словаре Даля:
    арх.-кем. …
  • ПАВЕЛ
    (евр. Саул, Савл), в Новом Завете один из апостолов. Родился в малоазийском г. Тарс (в Киликии) в еврейской фарисейской семье. …
  • МОЧАЛОВ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Павел Степанович (1800-48) , российский актер. Крупнейший представитель романтизма в русском театре. С 1817 на московской сцене (с 1824 в …
  • НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ ГУМИЛЁВ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-08-20 Time: 08:55:11 Навигация Тема = Николай Гумилёв Википедия = Гумилёв, Николай Степанович Викитека = Николай Степанович Гумилёв Викисклад …
  • МОЛЧАЛИН, АЛЕКСЕЙ СТЕПАНОВИЧ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-11-11 Time: 12:20:36 Молчалин Алексей Степанович — герой комедии «Горе от ума». *Я только нес их для докладу, Что …
  • ГЕРАСИМ СТЕПАНОВИЧ ЛЕБЕДЕВ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-07-24 Time: 09:08:03 Навигация Тема = Герасим Лебедев Википедия = Лебедев, Герасим Степанович Викитека = Гера?сим Степа?нович Ле?бедев (1749—1817) …
  • АНДРЕЙ СТЕПАНОВИЧ ПЛАХОВ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-08-30 Time: 18:16:56 Андрей Степанович Плахов (р. 1950) — российский кинокритик и киновед. …
  • ЧИСТОСЕРДОВ ДМИТРИЙ СТЕПАНОВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Чистосердов Дмитрий Степанович (1861 - 1919), протоиерей, священномученик. Память 26 декабря и …
  • УСПЕНСКИЙ ПАВЕЛ СТЕПАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Успенский Павел Степанович (+ …
  • СТЕПАНОВ ФЕДОР СТЕПАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Степанов Федор Степанович (1869 - 1937), священник. Родился в 1869 году. Священник в …
  • СКОБЕЛЕВ МИХАИЛ СТЕПАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Скобелев Михаил Степанович (1887 - 1937), священник, священномученик. Память 18 сентября и …
  • СЕРГИЕВСКИЙ ИРОДИОН СТЕПАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сергиевский Иродион Степанович (1780 - 1830), протоиерей. Окончил курс Коломенской духовной семинарии и …
  • ПАРФЕНЮК ЕВГЕНИЙ СТЕПАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Парфенюк Евгений Степанович (1921 - 2008), протоиерей. Родился 11 августа 1921 г. в …
  • ПАВЕЛ ТАГАНРОГСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Павел Таганрогский (1792 - 1879), блаженный. Память 10 марта. Блаженный Павел (Павел …
  • ПАВЕЛ ПРУССКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Павел Прусский (1821 - 1895), архимандрит, известный деятель, писавший против старообрядческого раскола. …
  • ПАВЕЛ КОЛОМЕНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Павел (+ 1656), б. епископ Коломенский и Каширский, единственный из иерархов Русской Православной Церкви …
  • ПАВЕЛ (ГОРШКОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Павел (Горшков) (1867 - 1950), игумен, наместник Псково-Печерского монастыря, организатор " Первой российской …
  • в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Василий Степанович Ортутай (1914 - 1977), протоиерей. Родился 12 марта 1914 в селе …
  • ГУНДЯЕВ ВАСИЛИЙ СТЕПАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Василий Степанович Гундяев (ок. 1878 - 1969), священник. Родился около 1878 года. Работал машинистом …
  • ГРИМАЛЬСКИЙ ЛЕОНТИЙ СТЕПАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Гримальский Леонтий Степанович (1869 - 1938), протоиерей, священномученик. Память 13 февраля, …
  • ГРИБКОВ НАЗАРИЙ СТЕПАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Грибков Назарий Степанович (1879 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 28 ноября, …
  • ГЕРАСИМ (МОЧАЛОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Герасим (Мочалов) (1870 - 1937), иеромонах, преподобномученик. Память 22 ноября, в …
  • ВЕРШИНСКИЙ ДМИТРИЙ СТЕПАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Вершинский Дмитрий Степанович (1798 - 1858), протоиерей, в свое время пользовался известностью и как …

Павел Степанович Мочалов (3 ноября 1800, Москва - 16 марта 1848, там же) - один из величайших русских актёров эпохи романтизма. Служил в московском Малом театре.

Биография

Павел Степанович Мочалов родился 3 (15) ноября 1800 года в Москве, в семье крепостных актёров - Степана Фёдоровича (1775-1823) и Авдотьи Ивановны Мочаловых, которые были крепостными помещика Н. Н. Демидова и играли в его домашнем театре. В 1803 они были отданы в труппу московского Петровского театра М. Медокса. В 1806 вместе со всем Петровским театром вошли в московскую труппу императорских театров и всей семьёй получили вольную. Двое их детей тоже стали артистами: Мария Степановна (по мужу - Франциева, 1799-1862) и Павел Степанович. Судьба одарила Павла редкой памятью. Едва овладев речью, он повторял за матерью длинные строчки из Евангелия. П. Мочалов учился в одном из лучших пансионов Москвы - пансионе Терликовых. Получил хорошее по тем временам образование, знал французский. По воспоминаниям его дочери Е. Шумиловой-Мочаловой, отец какое-то время учился в Московском университете, однако, в списках среди обучавшихся в это время в университете фамилии Мочалов не найдено. 4 сентября 1817 года Павел Мочалов впервые появился на сцене в роли Полиника (пьеса В. А. Озерова «Эдип в Афинах») и 11 сентября в роли Эгиста (пьеса «Меропа») - на сцене казенного Театра на Моховой; помещения нынешних Большого и Малого театров открылись лишь 14 октября 1824 года - Малый театр и 18 января 1825 года - Большой театр. В спектакле также участвовали его сестра и отец, который был в это время известным артистом. Достоверных сведений о дебюте не сохранилось, однако в истории изучения деятельности артиста существует мнение, что спектакль прошел с большим успехом. Поводом к этому стали воспоминания С. Т. Аксакова, который видел домашнюю репетицию «Эдипа в Афинах». Тем не менее, первая развернутая статья о Мочалове появляется только в 1823 г. (Любитель театра. Замечания на представление Шекспировской трагедии: Отелло на Императорском Московском театре 10 октября сего года // Благонамеренный. 1823. Ч. 24. № 20. С. 101-106.).

Во вторник 4 сентября представлена будет: «Эдип в Афинах», трагедия в 5 действиях, в стихах, с хорами, сочинения г. Озерова, в коей роль Полиника будет дебютировать в первый раз г. П. Мочалов, сын актера г. Мочалова. Объявления // Московские ведомости. 1817. 1 сен. С. 1963.

П. Мочалов в двадцатые годы

В это время основой репертуара потихоньку становится водевиль и мещанская драма, в которых Мочалову тоже приходится играть. Однако не это привлекло зрителей и критиков к творчеству артиста. В это время Мочалов исполняет роль Жоржа де Жермани в пьесе Дюканжа и Дино «Тридцать лет, или Жизнь игрока» (1829), а также впервые для себя исполняет роль Гамлета (подражание Шекспиру С. И. Висковатова) в 1827 году. Обе роли важны тем, что Мочалов раскрывает в них главные для себя темы бунта, сильной романтической личности. Особенно это проявляется в роли Жоржа де Жермини, трагедии человека, погруженного в свои страсти, для которого игра становится смыслом жизни.

Мочалов в тридцатые годы

Здесь проявляется поразительная способность артиста превращать обычную мелодраму в трагедию личности. Ярким примером может послужить образ Мейнау в пьесе Коцебу «Ненависть к людям и раскаяние» (1832), в которой мещанская драма превращалась в борьбу человека с миром.

Вершиной творчества артиста становится «Гамлет» в переводе Н. А. Полевого, перевод, который считается романтическим, значительно помог артисту в выражении идеи мятущегося духа Гамлета-Мочалова. Об этом спектакле написано множество статей, необходимо только сказать, что Гамлет в исполнении Мочалова был современником сидящих в зале людей.

В конце жизни

Возвращаясь в 1848 году из гастролей в Воронеже, артист простудился - его карета провалилась под лёд. В дороге артист много пил и закусывал водку снегом. Приехав в Москву, через несколько дней скончался. Провожать Мочалова в последний путь собралось несколько тысяч человек. Купцы закрыли свои лавки на той улице, по которой проходила траурная карета, и присоединились к процессии.