Патриаршие пруды: мистика и топография. Патриаршие пруды Переулок Мастера и Маргариты

October 28th, 2012

Патриаршие пруды в "Мастере и Маргарите" оказываются непосредственно связаны с Воландом. Совсем неподалеку отсюда располагагается квартира Степы Лиходеева, где он поселился, театр Варьете, где он давал представление... Если задуматься, то большая часть пребывания Воланда в столице проходит именно здесь…

И, разумеется, имеено в сквере на Патриарших прудах Воланд впервые появляется на страницах "Мастера и Маргариты". Попытаемся реконструировать "на местности" события того памятного вечера. Итак,



Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина. ... Попав в тень чуть зеленеющих лип, писатели первым долгом бросились к пестро раскрашенной будочке с надписью «Пиво и воды».

Здесь встает вопрос 1: откуда эти два гражданина появились?

Михаил Александрович Берлиоз был председателем Массолита. Работал он в Доме Грибоедова, совсем неподалеку от Патриарших - большинство исследователей считают прообразом Дома Грибоедова, где размещался Массолит, Дом Герцена, расположенный по адресу Тверской Бульвар, 25. Логично предположить, что на Патриаршие Берлиоз пришел после работы - передохнуть перед вечерним заседанием и, заодно, прочитать лекцию незадачливому поэту. От Дома Генцена пройти туда можно либо через Малый Козихинский переулок, либо через Малую Бронную - что одна, что вторая улица приведет к восточному углу пруда.

Возможные пешие маршруты от Массолита до Патриарших.

Получается, что Берлиоз и Иванушка вошли в сквер на Патриарших вот через этот вход.

Где-то здесь располагалась и будочка "Пиво и воды".

Позволю себе небольшое пояснение о позднем времени начала заседания - по сегодняшним меркам заседание, назначенное на 22.00 - это перебор. Но в сталинские времена это было вполне в порядке вещей. Сталин работал до трех-четырех часов утра, и крупные госучреждения волей-неволей приучились бодрствовать вместе с ним: в ожидании возможного вызова к Самому не смыкали глаз министры; чтобы время не пропадало даром, они выдергивали на рабочее место своих заместителей; те в свою очередь - собственных подчиненных, и эта цепочка тянулась все дальше и дальше.

Отсидев на рабочем месте первую половину рабочего дня, вечером служащие на несколько часов расходились по домам - вздремнуть перед второй, ночной, частью. И в десять вечера вновь загорались окна крупных учреждений, к которым относился и Булгаковский Массолит.

Итак, со входом мы разобрались. Теперь вопрос №2: в какую сторону пошли Берлиоз и Иванушка - прямо или налево? Булгаков отвечает на этот вопрос достаточно однозначно:

Не только у будочки, но и во всей аллее, параллельной Малой Бронной улице, не оказалось ни одного человека. ... Пройдя мимо скамьи, на которой помещались редактор и поэт, иностранец покосился на них, остановился и вдруг уселся на соседней скамейке, в двух шагах от приятелей.
...
- Разрешите мне присесть? - вежливо попросил иностранец, и приятели как-то невольно раздвинулись; иностранец ловко уселся между ними и тотчас вступил в разговор.

Итак, Иванушка с Берлиозом обосновались где-то на аллее, параллельной Малой Бронной.

Никакого точного указания на конкретную скамейку в "Мастере и Маргарите" нет. Однако в доме № 32 по Малой Бронной жили друзья Булгакова, а зная любовь склонность писателя привязывать вымышленные реалии своих произведений к каким-либо значимым объектам из настоящего мира, некоторые исследователи располагают "ту самую скамейку Воланда" напротив их подъезда.

Скамейка Воланда.

Она же с другого ракурса.

Третий вопрос, который обычно занимает любителей Булгакова: куда бежал Берлиоз "звякнуть по телефону"? На это Булгаков также указывает достаточно прямо:

Берлиоз... устремился к тому выходу с Патриарших, что находится на углу Бронной и Ермолаевского переулка. ... Тотчас и подлетел этот трамвай, поворачивающий по новопроложенной линии с Ермолаевского на Бронную. Повернув и выйдя на прямую, он внезапно осветился изнутри электричеством, взвыл и наддал.

Итак, Берлиоз бежит вперед по аллее, параллельной Малой Бронной в сторону Ермолаевского переулка.

Вот он, выход с Патриарших на углу Ермолаевского переулка и Малой Бронной.

Вот он, поворот.

Но "выйти на прямую и наддать" здесь трамваю негде. В связи с этим некоторые исследователи предоплагают, что в ограде Патриарших был разрыв прямо напротив перпендикулярной Малой Бронной аллеи. Именно здесь и располагался злополучный турникет.

Место предполагаемого выхода на схеме...


Всего 36 фото

Патриаршие пруды! Звучание этих слов много значит для москвича, как доброе и завораживающее воспоминание о Старой Москве. Однако, в последнее, и уже достаточно длительное, время, оно означает уже несколько другое - именно здесь происходила встреча небезызвестного Воланда с литературными деятелями Москвы 30-х годов - поэтом Бездомным и председателем правления МАССОЛИТа Берлиозом в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»...

Много ещё о чем я не написал в своем журнале, о чем собирался. И, если бы не идея запечатлеть образы Старой Москвы в контексте бессмертного романа Булгакова, - этот пост без этой самой идеи, по всей видимости, так и не появился бы...

Рассказывать о Патриарших прудах и их истории было бы, просто, банально - вот мы и посетим осенние Патриаршие пруды, как одно из самых легендарных примечательных и литературных мест Старой Москвы. На дворе осень. Неуютно, ветрено и промозгло. Однако, этот материал будет хоть и осенним, но достаточно приятным, поскольку, когда я снимал эти фотографии, было еще тепло и комфортно, но уже присутствовали тяжелые осенние свинцово-белесые тучи. Для начала же будут "летние" фото для "разогреву")


Итак, Патриаршие!

Как мы помним, "…Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина…" … "...и сил не было дышать, когда солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валилось куда-то за Садовое кольцо…".

Так, что примерно в таком ключе мы и начнем нашу прогулку…

Патриаршие пруды - общее название единственного из сохранившихся до нашего времени пруда, окружающего его сквера и жилого микрорайона, расположенного в ЦАО города Москвы на территории Пресненского района. Микрорайон находится вблизи Садового кольца между Малой Бронной улицей, Большим Патриаршим переулком, Малым Патриаршим переулком и Ермолаевским переулком. Название "Патриаршие пруды" во множественном числе явно значит, что в этом месте был не один, а несколько прудов.
03.

Когда-то на этом месте располагалось Козье болото от которого и получили своё название Большой и Малый Козихинские переулки. По одной из версий, Козьим это болото называлось от находившегося поблизости Козьего двора, с которого отправлялась шерсть к царскому и патриаршему дворам. Из Козьего болота вытекал ручей Черторый, а также левые притоки реки Пресни - Бубна, образовавшая Пресненские пруды на территории Зоопарка, и Кабанка (Кабаниха).
04.

В начале XVII века это место для своей резиденции выбрал Патриарх Гермоген и на месте болота появилась Патриаршая Слобода. В состав Патриаршей слободы входили Церковь Ермолая Священномученика, что на Козьем болоте и церковь Спиридона, епископа Тримифунтского, что на Козьем болоте. В 1683-1684 годах Патриарх Иоаким для осушения болот и разведения рыбы к патриаршему столу распорядился вырыть три пруда. Такие пруды - рыбные садки - были вырыты в разных частях города. На Пресне, в Пресненских прудах, разводили дорогие сорта рыбы, на Козьем болоте - более дешевые, для ежедневного обихода. От этих трёх прудов Патриаршей слободы появилось название Трехпрудного переулка, в старину называвшегося "Три прудка".
05.

С упадком Патриаршей слободы, связанным с отменой патриаршества, пруды были заброшены и местность вновь заболотилась. И только в первой половине XIX века их зарыли, оставив один-единственный декоративный пруд, и разбили вокруг него сквер. В XIX - начале XX этот сквер назывался "Бульвар Патриаршего пруда". В 2003 году была проведена реконструкция Патриаршего пруда и окружающего его сквера: проведены работы по укреплению берегов, замене деревьев, в сквере замощены тротуары, пруд был очищен от мусора и ила и в него запущена рыба...
06.

1976 году на Патриарших прудах был установлен памятник Ивану Андреевичу Крылову работы скульпторов А.А. Древина и Д.Ю. Митлянского и архитектора А.Г. Чалтыкьяна. Баснописец сидит в окружении оживших героев его произведений: мартышка перед зеркалом, лающая вслед слону Моська, ворона с сыром - всего 12 героев известных басен.

Этот комплекс скульптур находятся в северной части Патриарших, ближе к Садовой, и занимает довольно приличную площадь сквера. Общее впечатление от этого всего, мне кажется, выразит одно слово - "прикольно"... Наверное, для детей это место на Патриарших очень приглянется, но загадочный дух "Мастера и Маргариты" на Патриарших несколько от этого соседства увял, как мне кажется...

Думаю названия басен и персонажей озвучивать не имеет смысла)


Со стороны Ермолаевского переулка хорошо видны шпили здания "лужковских времен" - это элитный жилой дом «Патриарх» на 28 квартир...
15.

Этот помпезный элитный дом был построен на Патриарших прудах в 2002 году на пересечении Малой Бронной улицы и Ермолаевского переулка по проекту архитектора С. Ткаченко. Вершину дома венчает модель башни Татлина. По мнению архитектора и историка архитектуры В.З. Паперного, дом "Патриарх" - один из худших примеров "лужковской архитектуры" в Москве.
16.

Как мы помним, "...Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина"...

..."...И тут знойный воздух сгустился перед ним, и соткался из этого воздуха прозрачный гражданин престранного вида. На маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый воздушный же пиджачок...".

Чуть позже появился и самый загадочный герой Мастера и Маргариты - "черный маг" Воланд, который "...ни на какую ногу не хромал, и росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой - золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду - лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Словом - иностранец...".

Для предотвращения подобных встреч уже в нашу сегодняшнюю пост перестроечную эпоху, несколько москвичей, вдохновленные романом вывесили запрещающий знак о том, что разговаривать с незнакомцами не стоит) В 2012 году на Патриарших прудах, под руководством Александра Виленского (он же автор идеи), они установили табличку в виде дорожного знака с надписью "Запрещено разговаривать с незнакомцами". На табличке изображены герои романа "Мастера и Маргариты" - Воланд, Коровьев и кот по кличке Бегемот. Местным жителям очень понравилась такая идея. И, хотя знак был установлен без согласования с городскими властями, последние, обещали его не убирать...
17.

Как я думал, этот знак прописался здесь навечно, однако...
18.

Осенью 2016 он куда-то запропастился, - в результате Патриаршие пруды стали выглядеть как-то сиротливо и контекстный акцент таинственной и загадочной атмосферы на Патриарщих тут же, в результате, сместился к легкомысленным "крыловским басням") Надеюсь, что знак сейчас просто "типа" "на реставрации", а то ведь, никто так и не узнает, что "разговаривать с незнакомцами" в этих местах нельзя)
19.

Наверное, вот этой, ближайшей к нам, подобной скамейке и происходило общение черного мага с обескураженными впоследствии литераторами...
20.

Заметьте - "...первую странность этого страшного майского вечера. Не только у будочки, но и во всей аллее, параллельной Малой Бронной улице, не оказалось ни одного человека. В тот час, когда уж, кажется, и сил не было дышать, когда солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валилось куда-то за Садовое кольцо, - никто не пришел под липы, никто не сел на скамейку, пуста была аллея...".

Ну, хоть на фото и "не раскаленная Москва", но на аллее почти никого нет... (говорю шепотом)...)
21.

Нынешние осенние Патриаршие вызывают какую-то давнюю и неосознанную ностальгию о чем-то...
Наверное, о "...раскаленном страшном майском вечере"...)
24.

Между тем, садовые службы города явно и обыденно готовятся к зиме...
25.

Именно здесь рядом с Патриаршими и попадает под трамвай Берлиоз, «...поворачивающий по новопроложенной линии с Ермолаевского на Бронную, ... "... и под решётку Патриаршей аллеи выбросило на булыжный откос круглый тёмный предмет. Скатившись с этого откоса, он запрыгал по булыжникам Бронной. Это была отрезанная голова Берлиоза...».

Однако на описанном в романе месте трамвайных путей никогда не было... Ну, не было так не было, но голову то Берлиозу "отрезало трамваем", а точнее это сделала "комсомолка!!...")

26.

Надо сказать, что ближайший к Патриаршим прудам трамвай проходил по Садовой улице, где в доме № 10 находилась ...
27.

На Патриаршие пруды, где был популярный в Москве каток, привозил кататься на коньках своих дочерей Лев Николаевич Толстой.

Рядом с прудами снимали мастерские живописцы Василий Суриков и Василий Поленов, творили архитекторы Федор Шехтель, Иван Жолтовский, Лев Руднев.
31.

В Трёхпрудном переулке родилась Марина Цветаева.
32.


33.

А в 1986 году было решено реконструировать на берегу Патриаршего пруда павильон, который находился на этом месте еще в 1938 году. От старого павильона были заимствованы не только внешний вид и архитектурные особенности, но и вполне осязаемые рельефы, модули и уникальная лепнина.
35.

Ну, что еще сказать!? Осень на Патриарших прудах!!

Незримый дух героев "Мастера и Маргариты" веско присутствует во всем, что касается Патриарших прудов. Городские легенды, да и сами почитатели творчества Михаила Булгакова сделали из Патриарших совершенно культовое место - теперь здесь точно "нельзя разговаривать с неизвестными", поскольку загадочный и таинственный образ компании, состоящей из "иностранца", "...более чем сомнительного регента..." и "...третьего в этой компании - неизвестно откуда взявшегося кота, громадного, как боров, черного, как сажа или грач, и с отчаянными кавалерийскими усами..." находятся и пребывают теперь на Патриарших и, незримо - "...вечно хотят зла и вечно совершают благо ..."...

Источники:

Википедия

Булгаков Михаил Афанасьевич (1891-1940) - выдающийся русский писатель и драматург XX века, признанный классик отечественной словесности. Автор таких произведений, как "Записки юного врача", "Белая гвардия", "Дни Турбиных", "Собачье сердце".
Михаил Булгаков вошел в мировую литературу прежде всего как автор романа "Мастер и Маргарита" , который многие читатели считают лучшим романом двадцатого столетия. К современному читателю этот роман пришел в 1966 г. и сразу же привлек к себе внимание необычностью сюжета, острой сатирой и глубоким философским смыслом.

«Мастер и Маргарита» – блистательный шедевр, созданный Михаилом Булгаковым, завораживающая мистическая дьяволиада, обнажающая вечные темы любви, борьбы добра со злом, смерти и бессмертия. Эта книга – на века, она не теряет своей привлекательности; прочтя первую фразу: «В час жаркого весеннего заката на Патриарших прудах появились двое граждан…», мы добровольно, неминуемо и безвозвратно погружаемся в мир Мастера, Маргариты, Пилата, Воланда, Азазелло с Коровьевым и других героев романа.

Пора и нам вместе с ЛитТуристом пройтись по Москве и окунуться в неповторимую атмосферу старинного города, полного загадок и тайн, который так удивительно отобразился в великом романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита».

Патриаршие пруды

Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина (отрывок из книги)
Поэт провел рукою по лицу, как человек, только что очнувшийся, и увидел, что на Патриарших вечер. Вода в пруде почернела, и легкая лодочка уже скользила по ней, и слышался плеск весла и смешки какой-то гражданки в лодочке. В аллеях на скамейках появилась публика… (отрывок из книги)



Патриаршие пруды в Москве расположены в центральной части города неподалеку от Садового кольца. Человек, впервые решивший найти в Москве Патриаршие пруды, будет сильно озадачен. Придя по указанному адресу, он обнаружит всего-навсего один пруд, окружённый небольшим парком. До XVII века на месте прудов находилось болото, а неподалёку разводили коз. В начале XVII века здесь обустроили резиденцию Московского патриарха Гермогена, а на месте осушенного Козьего болота образовалась Патриаршая слобода. В 1683 году уже патриарх Иоаким распорядился осушить болота и вырыть три пруда, в которых можно было бы разводить рыбу для патриаршего стола. Потом патриаршество пришло в упадок, слобода перешла в руки к другим хозяевам, а пруды за ненадобностью были заброшены и заболотились. Только в начале XIX столетия, в связи с обустройством здешних мест, один из прудов очистили, разбив рядом зеленый сквер, а два остальных попросту засыпали. До сих пор ходят слухи, что неспроста именно здесь первый раз появился Воланд, а Аннушка так некстати разлила масло. Говорят, что нечистая сила, обитавшая на болотах, продолжала строить козни жителям Патриаршей слободы. Потому-то и установили здесь памятный знак: «Запрещено разговаривать с незнакомцами».

Спиридоновка. Никитские Ворота

Тройка мигом проскочила по переулку и оказалась на Cпиридоновке. Сколько Иван не прибавлял шагу, расстояние между преследуемыми и им ничуть не сокращалось. И не успел поэт опомниться, как после тихой Cпиридоновки очутился у Никитских ворот, где положение его ухудшилось (отрывок из книги)

Спиридоновка - улица в центре Москвы на Пресне между Малой Никитской улицей и Садовой-Кудринской улицей. Получила название Спиридоновка по церкви Спиридона, епископа Тримифунтского на Козьем Болоте, известной с 1627 года.

Никитские Ворота - площадь на территории Пресненского района в Центральном административном округе Москвы. Площадь расположена на пересечении Бульварного кольца и Большой Никитской улицы. Название площади, а также примыкающего бульвара и улиц, происходит от Никитских ворот, которые были одними из 11 проезжих ворот Белого города. В свою очередь, Никитские ворота получили название от Никитского монастыря, основанного в 1582 г. Сегодня на Никитской площади можно увидеть такие примечательные здания и сооружения, как храм Вознесения Господня в Сторожках, храм преподобного Феодора Студита, фонтан-ротонду Наталья и Александр, здание Информационного Телеграфного Агентства России, а также памятник К.А.Тимирязеву.

Арбатская площадь

Как ни был расстроен Иван, все же его поражала та сверхъестественная скорость, с которой происходила погоня. И двадцати секунд не прошло, как после Никитских ворот Иван Николаевич был уже ослеплен огнями на Арбатской площади (отрывок из книги)

Арбатская площадь Москвы расположена в западной части центра столицы, на территории района Арбат Центрального административного округа. Находится на пересечении Гоголевского бульвара, улицы Знаменка и площади Арбатские Ворота. В глубокой древности на месте площади шумел густой лес, по которому протекал ручей Черторый, впадающий в Москву-реку. В XIV-XV веках лес частично вырубили, а на его месте раскинулись предместья Кремля. «Арбатом» местность назвали от проживавших здесь купцов, которые торговали с Аравией, Персией, Кавказом, Крымом, а в переводе с арабского "арбат" и обозначало «предместья». В 1993 году Арбатская площадь Москвы была разделена на две: Арбатскую и Арбатские Ворота. На современной Арбатской площади Москвы можно увидеть храм-часовню Бориса и Глеба, построенную в 1997 году, существующий до сих пор кинотеатр, а также посетить знаменитый ресторан "Прага".

Дом Грибоедова, или МАССОЛИТ

Старинный двухэтажный дом кремового цвета помещался на бульварном кольце в глубине чахлого сада, отделенного от тротуара кольца резною чугунною решеткой. Небольшая площадка перед домом была заасфальтирована, и в зимнее время на ней возвышался сугроб с лопатой, а в летнее время она превращалась в великолепнейшее отделение летнего ресторана под парусиновым тентом. Дом назывался «домом Грибоедова» на том основании, что будто бы некогда им владела тетка писателя – Александра Сергеевича Грибоедова. Ну владела или не владела – мы того не знаем. Помнится даже, что, кажется, никакой тетки-домовладелицы у Грибоедова не было... Однако дом так называли. А важно то, что в настоящее время владел этим домом тот самый МАССОЛИТ, во главе которого стоял несчастный Михаил Александрович Берлиоз до своего появления на Патриарших прудах (отрывок из книги)

Сейчас это здание Литературного института, а в романе — Дом Грибоедова, или МАССОЛИТ . В этом доме в 1812 г. родился писатель и публицист Александр Иванович Герцен. А в 1840-1850 гг. домом владел дворянин и дипломат Д.Н.Свербеев, у которого собирались московские писатели на «Свербеевские пятницы». Среди посетителей бывали Герцен, Чаадаев, Гоголь, Боратынский. В 20-е гг. XX столетия тут работал ряд литературных организаций: РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) и МАПП (Московская ассоциация пролетарских писателей). Тогда и вошло в обиход название «Дом Герцена». Здесь выступали А.А.Блок, С.А.Есенин, В.В.Маяковский. Кроме этого, в здании находились литературный музей и ресторан. В декабре 1933 года в Доме Герцена открылся Литературный институт. Здесь преподавали или учились М.Шолохов, К.Паустовский, К.Симонов, Р.Гамзатов, Ю.Трифонов. Здесь нашли себе временный приют Андрей Платонов, В.Иванов, М.Пришвин.

"Нехорошая квартира" №50

Объяснимся: Степа Лиходеев, директор театра Варьете, очнулся утром у себя в той самой квартире, которую он занимал пополам с покойным Берлиозом, в большом шестиэтажном доме, покоем расположенном на садовой улице. Надо сказать, что квартира эта – N50 – давно уже пользовалась если не плохой, то, во всяком случае, странной репутацией (отрывок из книги)

«Нехорошая квартира» №50 в доме 302-бис по Большой Садовой , в которой жил Воланд со своей свитой, имеет свой прототип. Это квартира самого Михаила Булгакова на Большой Садовой, 10, где писатель жил в 1921-1924 гг. Вымышленный номер 302-бис - это зашифрованный номер 10 здания-прототипа по формуле 10=(3+2)х2. Квартира эта представляла собой коммуналку коридорного типа и состояла из нескольких комнат, где жили разные семьи. Некоторые черты планировки сходны с квартирой № 34 в этом доме, где писатель проживал в августе-ноябре 1924 года. По воспоминаниям первой жены Булгакова, в квартире № 50 жила женщина, которая была прототипом Аннушки из романа. С 2007 года «нехорошая квартира» функционирует как музей Булгакова. В подъезде Булгаковской квартиры посетители оставляют рисунки, надписи и пожелания: стены пестрят ими на всех этажах. Для посетителей музея открыто восемь комнат, каждая из которых представляет ту или иную сторону многогранной личности Булгакова, а также характеризует эпоху, в которой писатель существовал. В этом же доме находится «Дом Булгакова» - частный культурный центр, открывшийся на несколько лет раньше.

Театр Варьете

В то время, как случилось несчастье с Никанором Ивановичем, недалеко от дома N 302-бис, на той же Садовой, в кабинете финансового директора Варьете Римского находились двое: сам Римский и администратор Варьете Варенуха. Большой кабинет на втором этаже театра двумя окнами выходил на Садовую, а одним, как раз за спиною финдиректора, сидевшего за письменным столом, в летний сад Варьете, где помещались прохладительные буфеты, тир и открытая эстрада (отрывок из книги)



Прототипом Театра Варьете послужил Государственный Московский мюзик-холл 20-х годов, расположенный на Триумфальной площади, где теперь находится Московский академический театр сатиры. Здание театра было построено в 1911 г. специально для цирка братьев Никитиных. Булгаков еще успел посетить цирк до того, как его окончательно закрыли в начале 20-х годов. В 1926 г. цирк превратили в театр и стали называть Вторым государственным цирком - мюзик-холлом, а затем Московским мюзик-холлом. Он просуществовал до 1936 г. После этого здание стало использоваться в качестве Театра оперетты. В 1963 г. в здании прошел капитальный ремонт, и он стал, наконец, походить на театр, а не на цирк. Фасад здания сейчас представляет собой невзрачную бетонную стену. И только купол театра, похожий на инопланетянина, служит напоминанием о его «цирковом» прошлом.

За Театром Сатиры находится сад Аквариум , тихое уютное местечко, в котором расположился Государственный Академический Театр имени Моссовета. Историю сада "Аквариум" можно исчислять с 1893 года, когда во владениях крупного московского домовладельца С.М.Малкиеля открылся сад "Чикаго". В саду был театр, несколько эстрад, павильон, в центре размещался большой фонтан с водопадом, железная ажурная башня для иллюминаций. В 1897 году владение было продано кандидату прав И.С.Соловейчику, который продолжил строительство в саду и провел электрическое освещение, а в 1898 году театр и сад арендовал предприимчивый француз Шарль Омон. При нем сад и получил название "Аквариум". Предполагают, что название было дано с оглядкой на популярный увеселительный сад в Петербурге.

Особняки Маргариты

Маргарита Николаевна со своим мужем вдвоем занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата. Очаровательное место! Всякий может в этом убедиться, если пожелает направиться в этот сад. Пусть обратится ко мне, я скажу ему адрес, укажу дорогу – особняк еще цел до сих пор (отрывок из книги)

Спиридоновка, 17

Остоженка, 21
Существует несколько версий насчет особняка, в котором проживала Маргарита.
Версия 1. Малый Власьевский переулок, 9, 9а (ныне снесенный), 12 – сразу три дома рассматривают эксперты в качестве возможного места жительства Маргариты. Изначально многие подумали на дом № 9, но, не обнаружив ни единого сходства, обратили внимание на дом № 12, который более всего подходил на эту «роль». Однако впоследствии предпочтение было отдано дому № 9а. Важно учесть, что незадолго до своей смерти Елена Сергеевна упоминала именно этот адрес.
Версия 2. Спиридоновка, 17 – прекрасный замок, выстроенный в 1893 г. известным московским архитектором Ф.О.Шехтелем для московского фабриканта и мецената Саввы Тимофеевича Морозова. «Московское чудо» - так называли его в те годы. Над украшением интерьеров работал художник Михаил Врубель.
Версия 3. Малый Ржевский переулок, 6 – особняк архитектора С.У.Соловьева, построенный в 1901-1902 гг. Он интересен своей необычной архитектурой, мозаичным оформлением и своей историей: до замужества здесь проживала будущая жена Булгакова Елена Сергеевна.
Версия 4. Остоженка, 21 – дом архитектора Л.Н.Кекушева, который тот спроектировал и построил для своего семейства в 1901 году. Является одним из красивейших архитектурных зданий в стиле модерн в Москве. Здание напоминает средневековый европейский замок из-за небольшой островерхой башенки, в остальном же оно явно принадлежит эпохе модерна.
Версия 5. Малая Никитская, 6 – особняк мецената С.П.Рябушинского, построенный по проекту архитектора Ф.О.Шехтеля в 1900-1902 гг. С 1931 по 1936 год здесь проживал А.М. Горький, и дом стал одним из литературных центров Москвы. С 1965 года и по настоящее время в особняке находится музей-квартира А.М.Горького.
Версия 6. Чистый переулок, 10 – доходный дом наследников Н.П.Циркунова. Построен в 1908 г. Автором необычного проекта был архитектор В.С.Масленников. Фасад ассиметричен и многослоен, он делится на три части, каждая из частей фасада имеет свой стиль, свою архитектурную тему. В двадцатых годах ХХ века в этом доме жил писатель Борис Житков.
Версия 7. Кропоткинский переулок, 13 – особняк Дерожинской. Построен в 1901 году архитектором Ф. О.Шехтелем. Дом отличался новейшими инженерными технологиями: паровое отопление, вытяжная вентиляция, канализация, водопровод, электричество, телефонная связь.

Булгаковеды всё же отдают предпочтение дому 9а, который был разрушен в 60-х годах ХХ века (когда-то по этому адресу располагался так называемый Театральный дом), а также особняку на Спиридоновке.

Манеж

Через несколько минут Маргарита Николаевна уже сидела под кремлевской стеной на одной из скамеек, поместившись так, что ей был виден Манеж (отрывок из книги)

Московский Манеж - одна из архитектурных достопримечательностей столицы, располагается между Манежной и Сапожковой площадями, Александровским садом и Моховой улицей. Манеж в Москве открылся 30 ноября 1817 года. На фасаде здания размещена мемориальная доска, на которой написано: "Здание манежа построено в 1817 г. в ознаменование победы русского народа в Отечественной войне 1812 г." Здание стало настоящим чудом инженерного искусства. Первое время Манеж использовали для проведения строевых парадов и смотров, несколько лет здесь также размещались дворцовые конюшни. Но так продолжалось недолго, с 1831 года в его помещении начали проводить различные культурные мероприятия. С 1957 года постоянно используется для выставок, экспозиций и других публичных мероприятий. В 2004 году здание сильно пострадало от пожара и было перестроено с полным изменением интерьеров и некоторых деталей экстерьера.

Александровский сад

Но давать это объяснение было некому: таинственный собеседник Маргариты Николаевны исчез. Маргарита быстро сунула руку в сумочку, куда перед этим криком спрятала коробочку, и убедилась, что она там. Тогда, ни о чем не размышляя, Маргарита торопливо побежала из Александровского сада вон (отрывок из книги)

Александровский сад в Москве расположен в самом центре столицы - от Красной площади до Кремлевской набережной. Александровский сад в Москве был разбит по указу Александра II при восстановлении города после войны 1812 года. Назывался он в то время Кремлевским и строился с 1819 по 1822 гг. Раньше здесь протекала река Неглинная. По проекту архитектора Осипа Бове река была заключена в трубу и убрана под землю. В 1856 году сады были названы Александровскими. Состоят они из трех частей: Верхние, Средние и Нижние сады. В саду расположено множество исторических объектов — Кутафья башня Кремля, Итальянский грот, обелиск к 300-летию Дома Романовых, Могила Неизвестного Солдата, Вечный Огонь. Сейчас с правой стороны Александровского сада располагается каскад фонтанов, граничащих с Манежной площадью. И сегодня это место остается популярным и у москвичей и у гостей города. Как и прежде сюда приходят отдохнуть, вспомнить историю наших предков, полюбоваться стенами Кремля в свете закатного солнца.

Дом Драмлита

В конце его ее внимание привлекла роскошная громада восьмиэтажного, видимо, только что построенного дома. Маргарита пошла вниз и, приземлившись, увидела, что фасад дома выложен черным мрамором, что двери широкие, что за стеклом их виднеется фуражка с золотым галуном и пуговицы швейцара и что над дверьми золотом выведена надпись: «Дом Драмлита» (отрывок из книги)

Москвичи знают Драмлит как Дом писателей, который Булгаков перенес из Лаврушинского переулка на Арбат. Дом под номером 17 расположен прямо напротив Третьяковской галереи. Дом писателей строили по проекту архитектора И.Н.Николаева в 1935-37 годах в духе раннего сталинского ампира. Список писателей, получивших здесь квартиры, не может не впечатлить: Борис Пастернак, Илья Эренбург, Агния Барто, Илья Ильф и Евгений Петров, Константин Паустовский, Михаил Пришвин, Вениамин Каверин, Юрий Олеша, Лев Кассиль... В их числе был и некий Литовский, стараниями которого были запрещены пьесы Булгакова, прообраз критика Латунского, квартиру которого разгромила Маргарита. Во дворе дома и поныне стоят старинные палаты Семёна Титова, думного дьяка.

Торгсин

Где они разделились, мы также не можем сказать, но мы знаем, что примерно через четверть часа после начала пожара на Садовой, у зеркальных дверей торгсина на Смоленском рынке появился длинный гражданин в клетчатом костюме и с ним черный крупный кот (отрывок из книги)


До Октябрьской революции по адресу Арбат, 54 располагался ресторан Игнатия Александровича Зверева, который был полностью снесен. На его месте архитекторами В.М.Маятом и В.Олтаржевским в 1928 г. построен жилой дом. Первый этаж занимал крупнейший московский Торгсин - организация, занимавшаяся обслуживанием иностранцев и советских граждан, имеющих «валютные ценности» (золото, серебро, драгоценные камни, предметы старины, наличную валюту), которые они могли обменять на продукты питания или другие потребительские товары. В 1936 г. Торгсин был упразднен, и гастроном стал называться Смоленским. Вплоть до середины 1970-х гг. в верхних этажах находились квартиры, в основном коммунальные. Затем дом был расселен, а после ремонта верхние этажи отданы в распоряжение МИДа.

Дом Мастера

Нанял у застройщика две комнаты в подвале маленького домика в садике. Службу в музее бросил и начал сочинять роман о Понтии Пилате (отрывок из книги)
- Ах, это был золотой век, - блестя глазами, шептал рассказчик, - совершенно отдельная квартирка, и еще передняя, и в ней раковина с водой, - почему-то особенно горделиво подчеркнул он, - маленькие оконца над самым тротуарчиком, ведущим от калитки. Напротив, в четырех шагах, под забором, сирень, липа и клен. Ах, ах, ах! Зимою я очень редко видел в оконце чьи-нибудь черные ноги и слышал хруст снега под ними. И в печке у меня вечно пылал огонь! Но внезапно наступила весна, и сквозь мутные стекла увидел я сперва голые, а затем одевающиеся в зелень кусты сирени (отрывок из книги)

Во времена Булгакова этот небольшой деревянный дом №9 по Мансуровскому переулку, построенный в 1834 г., принадлежал артисту Малого театра С.Топленинову. Братья Топлениновы были хорошими знакомыми Михаила Афанасьевича, а С.А.Ермолинский, снимавший в их доме квартиру, был другом писателя. Булгаков часто ходил в гости и к Ермолинскому, и к младшему Топленинову, ночевал в специально отведенной ему комнате с печкой. Тут же, сидя в полуподвальчике, писатель работал над своим романом «Мастер и Маргарита».

Конец маршрута

Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина. Не могу отказать себе в удовольствии начать рассказ о поездке на день рождения Булгакова с этого предложения, как бы банально это ни выглядело. Однако данная фраза весьма точно описывает реальное положение вещей: в Москве мы первым долгом появились именно на Патриарших, и к закату как раз успели, и был этот весенний закат действительно жарким, да и нас с Олей было ровно двое. Так что позвольте уж мне оставить такое вступление.

Идею посетить Москву в день рождения Михаила Афанасьевича я вынашивал еще с прошлого визита в дом 302-бис. В этом году такая возможность, наконец, появилась, и меня не остановило даже то, что на то же пятнадцатое мая в Ростове оказалась запланирована встреча выпускников Университета: грандиозная гулянка на поляне перед Физфаком, на которую съезжаются выпускники РГУ (а теперь и ЮФУ) со всей России. И хотя этот шабаш случается раз в два года (то есть, вдвое реже, чем день рождения Булгакова), я, как вы понимаете, выбрал Москву.

В путешествии Булгаков нам явно благоволил. Взять хотя бы погоду. Синоптики всех погодных сайтов в один голос уверяли, что на протяжении наших пяти московских дней будет лить непрерывный дождь с грозой. На самом же деле было сухо и солнечно, лишь иногда небо заволакивали тучи. Впрочем, однажды дождь все же пошел (видимо, сдерживаться все пять дней стихия все же не могла), но выбрал для этого именно тот единственный вечер, когда мы решили отвлечься от Булгакова и погулять по Измайловскому парку.

Итак, позвольте мне рассказать вам о нашем визите в булгаковскую Москву.

Раз уж мы вслед за Булгаковым начали свой рассказ с Патриарших прудов, давайте остановимся на них подробнее, тем более, что место это весьма примечательное и непростое. Вид с противоположного берега на аллею, где появился Воланд. Смотрите, сколько людей сидит у воды

Неслучайно именно этот уголок Москвы выбрал Воланд для своего появления в Советской России. Похоже, сцена на Патриарших очень нравилась Булгакову: роман трансформировался, переписывался, сокращался и дополнялся, менял сюжет, и, кажется, лишь одно оставалось в нем неизменным – появление дьявола на Патриарших прудах. Отчего же Воланд предпочел явиться именно здесь? Ответ на этот вопрос можно найти, немного покопавшись в истории этого района Москвы.

Оказывается, до семнадцатого века на месте прудов с таким красивым названием было болото, прозванное Козьим: в этих местах пасли скот Козьего двора. Козы, как известно, издревле ассоциируются с чертом – вот и болото пользовалось у жителей дурной славой. Из поколения в поколение пастухи передавали легенду, что иногда в стаде светлых коз появляется черный козел, и тогда жди беды. Поговаривают даже, что название болота происходит не от коз, а от козней, чинимых нечистой силой обитателям сих мест. А еще я читал (не знаю уж, правда это или нет), что в самой глубокой древности, еще до того, как появилась Москва, в этих болотах приносили жертвы своим богам язычники. В особо торжественных случаях жертве – внимание – отрезали голову.

В семнадцатом веке войну нечистой силе объявил патриарх Иоаким. Он освятил это место, а для осушения проклятых болот по его приказу были вырыты три пруда, получившие название Патриарших. Однако с упадком Патриаршей слободы пруды забросили, а в начале девятнадцатого века и вовсе засыпали, оставив в качестве декоративного лишь один из них. Но, несмотря на то, что пруд остался лишь один, даже сегодня его по привычке называют во множественном числе – Патриаршие. И, несмотря на старания патриарха, район пруда по-прежнему сопровождает слава места, где очень легко встретиться с нечистой силой.

В двадцатых годах прошлого века Советская власть в рамках борьбы с религией переименовала пруды в Пионерские (ничего патриаршего, понятно, не должно было встречаться в Советском Союзе), однако Булгаков со свойственным ему консерватизмом упрямо продолжает именовать их по-старому. И, как видите, не отступает от традиций, заставляя своего дьявола появиться в привычном месте – там, где когда-то было Козье болото.

Сегодня Патриаршие пруды тесно и неразрывно ассоциируются с «Мастером и Маргаритой». Каждый день в скверике, разбитом вокруг пруда, можно встретить поклонников романа, которые ищут скамейку, где майским вечером Берлиоз на свою беду заговорил с неизвестным в сером костюме, и пытаются отыскать трамвайные рельсы, на которых спустя короткое время и расстался с жизнью председатель МАССОЛИТа.

Кстати, о рельсах. Любой желающий может пройти через пересечение Бронной и Ермолаевского и убедиться, что трамвайных путей, описанных в романе, там нет и в помине. Однако при определенном везении трамвай на этом перекрестке можно увидеть и сегодня.

Это трамвайчик булгаковского музея, на котором поклонники писателя могут совершить экскурсию по следам романа. Прокатились на нем и мы, но об этом позже.

Но как же обстояло дело с настоящим трамваем в тридцатых годах? О, это одна из булгаковских загадок, над которой уже не первое десятилетие бьются поклонники «Мастера и Маргариты». Трамвай был, страстно бьют себя в грудь одни булгаковеды. Трамвая не было, с не меньшим пылом доказывают другие. Если бы вы, друзья мои, узнали, сколь масштабные изыскания посвящены этому, казалось бы, несущественному вопросу, пожалуй, не поверили бы. Ученые опрашивали невероятное количество старожилов: да, ходил трамвай, утверждали одни (как правило, читавшие роман). Нет, точно не было, уверяли другие (по большей части, с романом незнакомые). Булгаковед Леонид Паршин, и сам в свое время занимавшийся этими опросами, однажды иронически заметил, что, основываясь на подобных воспоминаниях при должной сноровке можно за пару дней собрать подробные и взаимоувязанные воспоминания о том, как однажды в Патриаршем пруду из-за навигационной ошибки всплыла подводная лодка. Итак, нужны более веские доказательства. И исследователи с головой погружались в старые транспортные схемы и маршрутные справочники столицы. Малую Бронную вдоль и поперек исследовали эхолокатором (или как там называется эта штука), чтобы найти закатанные в асфальт остатки рельсов. На прилегающих к дороге стенах домов скрупулезно изучались старые крючья и петли, могущие служить креплением растяжек для трамвайных проводов. Из архивов на свет божий вытягивались старые карты Москвы с прочерченными трамвайными путями. Анализировалась целесообразность постройки трамвайной линии с точки зрения тридцатых годов. Находились неопровержимые доказательства существования трамвая, которые тут же разбивались столь же неопровержимыми доказательствами отсутствия оного.

Трамвай был, но не пассажирский, а грузовой. Нет, не грузовой, а именно пассажирский, но пассажиров он не возил, а оставался в районе пруда на стоянку в ночные часы. Трамвайный маршрут работал там несколько лет. Нет, не лет, а всего несколько месяцев. Да что вы, не было его вообще, не было! Ну как же! Давайте вспомним слова Булгакова: «Что видишь, то и пиши, а чего не видишь, писать не следует». Нет, лучше вспомним другие: «Я – мистический писатель». Словом, голова кругом.

Во время экскурсии (между прочим, на том самом трамвайчике) сотрудники музея в качестве аргумента в защиту непридуманности трамвая показывают фотографию, на которой запечатлены якобы раскопанные на Патриарших рельсы. Вот она:

Отыскав это фото в интернете, я убедился, что почему-то его и в самом деле часто приводят в качестве доказательства существования трамвая. На самом же деле, во-первых, не представляется возможным проследить происхождение этого снимка, и совершенно не ясно, где и когда он сделан, а во-вторых, рельсы, которые мы на нем видим, совсем не обязательно именно трамвайные. Так что, боюсь, вопрос о существовании трамвайной линии на Патриарших прудах остается открытым.

Раз уж мы заговорили о трамвае, выскажу и я некоторые свои соображения по этому вопросу. Во-первых, не стоит забывать, что мистический, по его собственным словам, писатель Булгаков писал фантастический роман. Время и пространство там нелинейны, они сплетены в причудливые кружева, пытаться расплести которые в прямую нить – значит губить узор, филигранно вытканный Булгаковым.

Отвлечемся на минуту от трамвая и поговорим о том, как написана книга в целом. Возьмем, к примеру, время действия романа.

– А число? – пискнул Николай Иванович.
– Чисел не ставим, с числом бумага станет недействительной, – отозвался кот.

Запомните, друзья мои: никогда не стоит верить людям, утверждающим, что знают год, в котором шайка Воланда посетила Москву. В романе можно найти явные указания как на 1929-й, так и на все прочие годы следующего десятилетия. Хотя в ранних рукописях «Мастера и Маргариты» и присутствовала датировка (меняющаяся, тем не менее, от редакции к редакции и заглядывающая даже в будущее, в сорок третий год), но к концу работы над романом Булгаков все точные указания на время действия со страниц изгнал. Действие романа происходит как будто сразу в каждом году тридцатых, и если вы попытаетесь отнести его к конкретному году, я, не сходя с места, назову вам с десяток аргументов в пользу других лет . У событий, описанных в «Мастере и Маргарите», нет конкретной даты: роман размазан во времени, как электрон в пространстве.

Кстати, о пространстве: та же история в романе и с ним. Пространство комбинируется, сливается и перетекает само в себя. Самый очевидный пример этого – пресловутая нехорошая квартира, в которой вольготно разместился Воланд с присными. Номер квартиры – пятьдесят – указывает на реальную квартиру в доме на Садовой, где жил сам Булгаков в начале двадцатых. Планировка же ее соответствует скорее квартире номер тридцать четыре того же дома, куда Булгаков перебрался позднее. От пятидесятой квартиры в романе осталась Аннушка (соседка Булгакова, описанная весьма точно), от тридцать четвертой – интеллигентные хозяева. Почему бы Булгакову не провернуть тот же фокус и с Патриаршими прудами? Эта, в общем-то, тривиальная мысль пришла мне в голову во время прогулки по Чистым прудам, в тот момент, когда я увидел трамвай, несущийся вдоль решетки сквера. Свою теорию я тут же окрестил «патриарше-чистопрудным дуализмом». Оставалось проверить, ходил ли трамвай около Чистых прудов в момент написания романа. Найти карту Москвы тридцатых оказалось несложно, и я убедился: ходил, еще как ходил. Даже сегодня у Чистых прудов проходит маршрут «А» – знаменитый трамвай «Аннушка». Так почему Патриаршие пруды у Булгакова не могли позаимствовать некоторые черты Чистых?
А чья это отрезанная голова слева у ног публики?

Если же вы все равно не согласны со мной, предложу вам версию попроще. Помните, выше я говорил, что в ранних редакциях, в начале тридцатых годов, присутствовало указание на грядущий 1943 год как на возможное время действия романа? А что в романе трамвайная линия названа новопроложенной, помните? Что ж, если пишешь книгу о будущем, тут уж своя рука владыка: прокладывай рельсы, где хочешь.

Кстати, несколько лет назад, когда обсуждались проекты памятника Булгакову (какового памятника, заметим, до сих пор в России нет), у одного из художников родился вот какой замысел: воссоздать фрагмент трамвайных путей, турникет и булыжное мощение на месте гибели Берлиоза. Вот это, по-моему, было бы здорово! Но, увы, не сложилось, и до сего дня рельсов у пруда нет.

Раз уж мы заговорили о проектах памятника Булгакову, нельзя обойти вниманием вариант, задуманный скульптором Александром Рукавишниковым. Он предложил соорудить целый скульптурный ансамбль на Патриарших: по водной глади пруда шествует Иешуа Га-Ноцри, окруженный разрушенными колоннами, символизирующими не знаю что. За удаляющимся Иешуа наблюдает прокуратор Понтий Пилат, у ног которого находится верный пес. Кроме них, по замыслу скульптора, на берегу можно было бы встретить и прочих героев романа: Бегемота, Фагота-Коровьева, Азазелло, и, конечно же, Мастера с Маргаритой. Венцом же должен был явиться фонтан в виде примуса двенадцати метров в высоту. А на все это безобразие взирает сидящий на скамейке в тени лип бронзовый Булгаков.

Нет, сама по себе идея создать такой скульптурный парк мне очень даже по душе, а примус-фонтан вообще приводит меня в восторг. За одним «но»: если речь не идет о Патриарших прудах. Я не одинок во мнении, что лучший памятник Михаилу Афанасьевичу – оставить Патриаршие в том виде, в котором они описаны в романе, не втыкая посреди водоема бронзового Иешуа, да еще окруженного непонятными колоннами. И портить пейзаж двенадцатиметровым (выше трехэтажного дома) примусом тоже, мне кажется, не следует. Вот самого Булгакова можно аккуратно посадить в тенистом углу сквера любоваться водной гладью, только Рукавишников отказывается дробить свой скульптурный ансамбль: или все, или ничего. Что ж, москвичи выбрали из двух зол меньшее, и ни Булгакова, ни примуса на Патриарших не оказалось.

Те же скульптуры, которые Рукавишников уже успел изготовить, вот уже сколько лет пылятся во дворе его мастерской, позади дома книги на Новом Арбате. Поклонники Булгакова ходят смотреть на них через забор, и в один голос жалуются, что забор этот мешает не только приблизиться к скульптурам, но даже толком их сфотографировать.

Впрочем, как я уже говорил, на протяжении нашего путешествия Булгаков относился к нам с явным расположением, принимая в Москве как у себя в гостях. Вот и отправившись взглянуть на скульптуры, мы неожиданно обнаружили ворота во двор мастерской открытыми, чем не преминули воспользоваться. Стоявший посреди дворика плотный мужчина (очень возможно, самим Рукавишниковым и бывший) с недоумением смотрел, как мы хозяйничаем во дворе, но мешать не мешал.

Вне Патриарших прудов скульптуры нам очень понравились.

Чаще всего в интернете можно встретить фотографию той из них, которая изображает неразлучную парочку: клетчатого гражданина жокейском картузе и невысокого толстяка с примусом.

Рожа у толстяка и в самом деле кошачья.

А у Фагота – глумливая.

Заглавной же паре повезло меньше: их окружает буйная зелень, оттого сфотографировать их из-за забора затруднительно. Нам же фортуна улыбнулась, и мы со всех сторон смогли рассмотреть застывших в вечном объятии Мастера, облаченного в больничную пижаму, и Маргариту в наброшенном на голое тело плаще. Обратите внимание на их ноги: влюбленные парят в воздухе, не касаясь земли.

Интересней же всего оказалось разглядывать огромный автомобиль, доставивший Маргариту на Весенний бал полнолуния.

На остров обрушилась буланая открытая машина, только на шоферском месте сидел не обычного вида шофер, а черный длинноносый грач в клеенчатой фуражке и в перчатках с раструбами.

Разглядывать автомобиль можно, похоже, часами, изучая все мелочи и все детали, рожденные фантазией скульптора.

Крыло над колесом – это крыло в буквальном смысле:

Автомобиль сплошь покрыт какими-то кабалистическими символами:

А вот какие чудесные покрышки у волшебной машины:

Капот автомобиля стянут ремнем, словно чемодан:

Лобовое стекло обрамляют швейные машинки.

А вот, наконец, и сам шофер, в жилетке, галстуке, фуражке и перчатках с пуговками. Пассажирское сиденье в автомобиле – это морская раковина, а салон отделан чешуей.

Мы обнаружили, что можно забраться внутрь автомобиля и устроиться на сиденье рядом с шофером-грачом. И вот тут меня начала терзать моральная дилемма: с одной стороны, придти без приглашения в мастерскую скульптора, да еще начать лазить по памятникам – безусловное свинство. С другой же стороны, если я упущу такой шанс, то окажусь круглым дураком и буду жалеть об этом всю жизнь. Последние соображения победили:

Но близился вечер, и мы отправились обратно к заколдованному месту, откуда и начали свое путешествие – к Патриаршим прудам. Заветная скамейка, где некогда вели религиозную беседу советские литераторы с несоветским профессором, оказалась чуть не единственной незанятой во всей аллее (видать, булгаковская мистика на Патриарших усиливается к вечеру). Мы разместились на ней и стали с любопытством разглядывать вечерний пейзаж, открывшийся перед Иваном Бездомным, очнувшимся после рассказа Воланда.

Поэт провел рукою по лицу, как человек, только что очнувшийся, и увидел, что на Патриарших вечер.
Вода в пруде почернела, и легкая лодочка уже скользила по ней, и слышался плеск весла и смешки какой-то гражданки в лодочке. В аллеях на скамейках появилась публика, но опять-таки на всех трех сторонах квадрата, кроме той, где были наши собеседники.
Небо над Москвой как бы выцвело, и совершенно отчетливо была видна в высоте полная луна, но еще не золотая, а белая. Дышать стало гораздо легче, и голоса под липами звучали мягче, по-вечернему.

Вот что увидел Бездомный

Вволю налюбовавшись видом, мы отправились в сторону дома Булгакова – до наступления дня рождения писателя оставались считанные минуты. Но о самом праздновании речь будет впереди.

1. Однажды на Патриарших

«… Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина. Первый из них, одетый в летнюю серенькую пару, был маленького роста, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а на хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе. Второй – плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке – был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках.

Первый был не кто иной, как Михаил Александрович Берлиоз, председатель правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, сокращенно именуемой МАССОЛИТ , и редактор толстого художественного журнала, а молодой спутник его – поэт Иван Николаевич Понырев, пишущий под псевдонимом Бездомный . …»

ИСТОРИЯ ПРУДОВ: На русском языке это место называется Патриаршие пруды , во множественном числе, а на французском - L’étang du Patriarche или Патриарший пруд , в единственном числе. Ведь на самом деле есть всего один пруд в парке, расположенном между Малой Бронной улицей с восточной стороны, Большим Патриаршим переулком на юге, Патриаршим переулком с западной стороны и Ермолаевским переулком на севере. Этот большой пруд окружен широкой дорожкой со скамейками. Булгаков жил неподалеку от этого места. Название происходит от слова патриарх, глава Русской православной церкви. Его резиденция располагалась недалеко от парка. Когда-то было три пруда, как можно предположить по названию соседнего Трехпрудного переулка. В 1918 году, после революции, пруды были переименованы в Пионерские. Название Патриарших прудов (во множественном числе) напоминает, что здесь был не один, а несколько прудов. Когда-то на этом месте было Козье болото (от которого получили название Большой и Малый Козихинские переулки). По одной из версий, Козьим оно называлось от находившегося поблизости Козьего двора, с которого отправлялась шерсть к царскому и патриаршему дворам. В начале XVII столетия здесь появляется резиденция Патриарха Гермогена, а на месте болота - Патриаршая Слобода. В состав Патриаршей слободы вошли также Церковь Ермолая Священномученика, что на Козьем болоте и церковь Спиридона, епископа Тримифунтского, что на Козьем болоте. В 1683-1684 гг. Патриарх Иоаким для осушения болот и разведения рыбы к патриаршему столу приказал вырыть 3 пруда. Такие пруды - рыбные садки - появились в разных частях города. Так, на Пресне, в Пресненских прудах, разводили дорогие сорта рыбы, на Козьем болоте - более дешевые, для ежедневного обихода. От этих трех прудов Патриаршей слободы был назван Трехпрудный переулок, называвшийся также «Три прудка». С упадком Патриаршей слободы при отмене патриаршества, пруды забросили и местность снова заболотилась. И только в первой половине XIX столетия их зарыли, оставив лишь 1 декоративный пруд, и разбили вокруг него сквер. Поэтому правильнее называть это место Патриарший пруд (в единственном числе). В 1924г. Советская власть в рамках борьбы с религией переименовала Патриарший пруд и Патриаршие переулки в Пионерские. Но, несмотря на это, в народе пруд продолжали называть Патриаршим. Зимой на пруду заливают бесплатный каток.

В РОМАНЕ: «Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина» - с этих слов начинается роман Мастер и Маргарита. Известный литератор Берлиоз и молодой поэт Бездомный разговаривают, сидя на скамейке. Они спорят о существовании Иисуса, когда к ним присоединяется третий человек. Позже он представляется профессором Воландом и предсказывает, что Берлиозу в тот самый день отрежет голову русская женщина, комсомолка. И было это неизбежно, потому что «Аннушка уже купила подсолнечное масло. И не только купила, но даже и разлила.» И действительно, когда Берлиоз чуть позже в спешке покидает парк, он поскальзывается, как на льду, на пологом, залитом подсолнечным маслом Аннушки булыжнике, который откосом сходил к рельсам. Он попадает под появившийся трамвай, поворачивающий по новопроложенной линии с Ермолаевского на Бронную , и под решетку выбрасывает на булыжный откос круглый темный предмет. Это была отрезанная голова Берлиоза. Данная фраза является ключом для понимания произведения. Воланд - сам дьявол, прибывший со своей свитой в Москву на несколько дней, которые Булгаков описывает в романе. Именно поэтому Булгаков дает нам хороший совет: «Никогда не разговаривайте с неизвестными».

ПАМЯТНИК НЕ ПОМОГ: Парк на Патриарших и по сей день является очень популярным местом в Москве, и этим он обязан именно ассоциациям с Булгаковым. Чтобы умерить эту популярность, в 70-е гг. советские власти поставили в парке памятник известному баснописцу Крылову, но это не помогло. Напротив парка находится Кафе Маргарита - кафе любителей Булгакова и черной магии.

ЗНАК: 20 июня 2012 г. на Патриарших прудах ночью был установлен новый дорожный знак, и это еще раз подчеркнуло связь этого места с «Мастером и Маргаритой»: на этом запрещающем знаке изображены знаменитые силуэты Воланда в сопровождении Коровьева и Бегемота . Под ним написано: «Запрещено разговаривать ц незнакомцами» . Говорят, что автор идеи - некий Александр Виленский из Москвы, а реализована она при поддержке Музея-театра Булгаковский дом , расположенного на первом этаже дома №10 по Большой Садовой.

СПОРЫ: Вот уже несколько лет Патриаршие пруды являются объектом многочисленных споров в Москве. Были планы строительства крытой парковки, магазинов или казино, кроме того собирались убрать памятник Крылову и поставить вместо него памятник Булгакову, скульптурную композицию стоимостью в несколько миллионов евро. В планах это был двенадцатиметровый примус, скрывающий насосы для пруда, а вокруг него - Воланд со своей свитой, Мастер , Маргарита , Понтий Пилат и идущий по воде Иешуа Га-Ноцри .

Больше года парк оставался неухоженным и там велось строительство. Памятник Крылову исчез, никто не знал, что будет с этим местом дальше. Люди, живущие по соседству, подписали петицию против планов городской администрации. От идеи постройки крытой парковки отказались, и в мае 2004 года Реставрационный совет города Москвы принял решение установить скульптурную композицию в другом месте, на Воробьёвых горах. Годом ранее скульптор Александр Рукавишников, которому доверили эту работу, уже взял расстояние проекта. Одним из самых ярых противников этого проекта и инициатором выступлений живущих по соседству людей был Александр Морозов, который считал роман Булгакова порождением дьявола. Морозов утверждает, что живет по адресу ул. Большая Садовая 10, в доме, где находятся два музея Булгакова. Один из них был разгромлен его сторонниками 22 декабря 2006 года. Сейчас парк восстановлен, а памятник Крылову стоит на прежнем месте. В октябре 2012 года пруд снова оказался в центре внимания из-за решения Департамента культуры Москвы передать управление музеем М.А. Булгакова (расположенного в 50-й квартире, Большая Садовая д. 10) почему-то итальянскому архитектору Габриеле Филиппини и его русской супруге Ольге Москвиной. Их проект предполагает размещение плавучей конструкции на Патриарших прудах.

ПАВИЛЬОН: Ресторан «Павильон». В марте 2011 года, Ресторанный синдикат, организация, владеющая знаменитым заведением Обломов в Москве, открыл ресторан «Павильон» в красивом ярко-желтом здании, примыкающим к пруду. С июля 2011 года этот ресторан еще больше напоминать сюжет романа: в меню теперь предлагают все виды блюд, описанных Михаилом Булгаковым в диалоге писателей Амвросия и Фоки , состоявшемся около Дома Грибоедова. В окружении исключительной красоты, восхищаясь видом на пруд, вы сможете насладиться порционными судачками а натюрель , яйцами-кокотт , супом-прентаньер и стерлядью кусками с переложенными раковыми шейками . Однако пока нет в меню тех знаменитых господарских Фляков .

КАФЕ МАРГАРИТА: Зайти в это небольшое уютное кафе можно со стороны живописных Патриарших прудов. Это место примечательно своими настенными иллюстрациями, выполненными в ярких красках и изображающими сцены из романа Мастер и Маргарита.

© сайт