Парижское веселье балет в постановке ролана пети. Ролан пети прожил жизнь с удовольствием. Такой балет нам не нужен

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Исследование жизненного пути и творчества хореографа и балетмейстера Евгения Панфилова. Анализ особенностей развития движения современного танца в России. Обзор его деятельности художественным руководителем театра. Описания балетных постановок и наград.

    курсовая работа , добавлен 10.12.2012

    "Кармен" как вершина оперного творчества Ж. Бизе. История создания и постановок оперы. Специфика работы над ролью, особенности ее вокально-исполнительской интерпретации певцом. Образ и характеристика главной героини. Современная трактовка спектакля.

    дипломная работа , добавлен 12.05.2018

    Изучение биографии известного французского модельера Юбера де Живанши. Исследование взаимосвязи между живописью и творениями дизайнера. История создания кутюрье нарядов для фильмов и балетных постановок, сотрудничество с легендарными дизайнерами.

    презентация , добавлен 12.09.2015

    Характеристика профессии хореографа (преподавателя танца) – творческого работника, создающего собственные хореографические произведения. Требования к индивидуальным способностям и особенностям специалиста. Деятельность хореографа, условия труда.

    презентация , добавлен 28.11.2013

    Детские и юношеские годы. Начальный период творческого формирования. Начало творческого пути. Лейпцигский период, школа святого Фомы. Артистическая и творческая деятельность. Дети Иоганна Себастьяна. последние произведения, характеристика творчества.

    реферат , добавлен 10.11.2010

    Полное название одного из самых известных произведений живописи - картины Леонардо да Винчи "Джоконда". Описание изображения на картине. Улыбка Моны Лизы – одна из самых знаменитых загадок. Мнения исследователей о портрете Джоконды и ее загадочной улыбки.

    реферат , добавлен 24.06.2011

    Краткий биографический очерк жизни, личностного и творческого роста легендарного британского кинорежиссёра, продюсера, сценариста Альфреда Хичкока, анализ его самых знаменитых работ. Особенности фильмов Хичкока, использование в них элементов саспенса.

    реферат , добавлен 08.12.2009

    Легенды из жизни мастера: начало пути, долгая дорога к голливудской жизни, рождение мышонка, музыкальная "глухота", разноцветный успех, "Белоснежка" - сумасбродство Диснея. Как Уолт Дисней повлиял на советские мультфильмы, победа творческого воображения.

    курсовая работа , добавлен 20.03.2010

10 июля на 88-м году жизни скончался Ролан Пети — первый из двух великих хореографов, которыми Франция одарила мир в ХХ веке.


Татьяна Кузнецова


Если бы Ролана Пети не существовало, его следовало бы выдумать. Ведь до него во Франции, великой балетной державе, собственных хореографов мирового уровня не было 75 лет, с тех пор как в 1870 году почил Артюр Сен-Леон. История распорядилась так, что Россия и Франция почти сто лет обменивались талантами: во второй половине XIX века француз Петипа дарил свой гений Петербургу, в первые четыре десятилетия ХХ столетия русские хореографы отдавали долг Парижу. Неудивительно, что, едва на горизонте замаячило родное дарование в облике неугомонного кордебалетного юнца из Парижской оперы, его подняли на щит все лидеры французской культуры. Произошло это в сумрачные годы фашистской оккупации, так что национальная гордость торжествовала вдвойне.

Будущий хореограф был сыном повара: владелец парижского бистро Эдмон Пети, брошенный женой-итальянкой и воспитывавший в одиночку двух сыновей, отдал старшего в школу при Парижской опере. Шустрый мальчишка с младенчества выплясывал под оркестрик отцовского бистро, и либеральный папаша утешался тем, что династическую профессию повара унаследует младший сын. Учебу Ролан окончил 16-летним в 1941 году и благополучно попал в кордебалет оперы. Труппой тогда правил Серж Лифарь, плодовитый хореограф и экс-премьер дягилевской труппы: балеты он ставил в стиле неоклассицизма на возвышенно-мифологические сюжеты и сам же танцевал в них главные роли. Юный Пети в театре быстро заскучал, зато вне его стен развил кипучую деятельность: брал уроки драмы и джаза, вместе с такими же неуемными и талантливыми сверстниками устраивал левые концерты, самостоятельно сочиняя для них балетные номера.

Впрочем, ему везло и на взрослых — покровителей и соавторов. Общительный юнец стал своим в кругу столичной интеллектуальной элиты. "Самые замечательные артисты оказались заперты в Париже. В 15 лет я перезнакомился со всеми. Они мне очень помогали, и к концу войны ремесло хореографа было уже у меня в руках",— вспоминал Пети в интервью газете "Коммерсантъ" (см. статью "Ролан Пети поработал клоуном" в N170 от 19 сентября 2001 года). Его опекали Жан Кокто, Борис Кохно, Мари Лорансен, Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, Пабло Пикассо, Жан Маре: дарили эскизы, находили сюжеты, публиковали победные рецензии и громкие анонсы. "Нам не осталось ничего, кроме пепла, от незабвенного феникса Сергея Дягилева, но все знают миф и его смысл. Феникс умер, чтобы воскреснуть... И вот снова тот, кто собирает художников, хореографов, танцовщиков. Вокруг Ролана Пети вечно подвижная ртуть собирается в живой искрящийся шар" — так воспевал Жан Кокто в 1945 году появление собственной танцевальной труппы Ролана, "Балета Елисейских Полей". На создание первой независимой балетной труппы Франции ушли все сбережения отца Пети.

Воодушевление Кокто объясняется тем, что в жизни новой труппы он сам и его друзья принимали деятельное участие. Собственно, юный хореограф пытался внедрить в балет то, что сам мэтр и его соратники делали в кино и литературе. Благодаря отваге Пети, дерзко поженившего бытовую пантомиму и акробатику с романтической патетикой и классической техникой танца, на подмостки ворвался современный Париж. "Новый французский балет", как окрестили это явление парижские интеллектуалы, мигом завоевал сокрушительную популярность. Такого в театре не делали никогда: на сцене дрались, занимались любовью, курили, воровали, резали друг другу горло, вертели пируэты на столах и отбрасывали арабесками попавшие под ногу стулья. Хореограф вспоминал (в интервью газете "Коммерсантъ", см. статью "Ролан Пети: такое со сцены не расскажешь" в N204 от 30 октября 2004 года): ""Рандеву" я поставил, когда мне было 20 лет, с Жаком Превером — он написал эту кровавую историю. Потом был "Юноша и смерть" — два раза подряд я делал балеты, в которых женщины убивают мужчину или заставляют его покончить с собой".

Femme fatale, к счастью не столь кровожадная, вошла и в жизнь самого Пети. То, что Зизи Жанмер, которую Ролан знал еще со школьной скамьи, его судьба, он понял во время постановки "Кармен". Ради получения главной роли балерина постриглась под мальчика. Эта Кармен — наглый, капризный, циничный, распутный, непостижимый парижский гамен — была совершенно неотразима. Спустя 60 лет Ролан Пети вспоминал время постановки так, будто только что вышел с репетиции: "Когда я взялся за "Кармен", Зизи еще танцевала в Парижской опере — всякие вариации и па-де-де из "Щелкунчика", тю-тю, сю-сю. Но танцевала так, что у всех мужчин в зале... Не знаю, может, это по-русски слишком вульгарно, ну, в общем, все в нее были влюблены. И вот она мне говорит: "А кто Кармен танцует?" — "Ой, не знаю". Она на меня смотрит. "Я,— говорит,— танцую". Балет имел огромный успех. В Канаде его даже запретили как порнографический — там такая сцена в комнате на кровати, просто скандал был. Зизи 2 тыс. раз танцевала Кармен, а всего балет прошел 5,5 тыс. раз".

Премьера "Кармен" состоялась в Лондоне в феврале 1948 года и стала сенсацией: балет четыре месяца без перерыва шел в Лондоне, два в Париже и три месяца в Штатах. 24-летний Пети купался в славе. Но мировой триумф закончился многолетним кризисом: за 17 следующих лет хореограф не поставил ничего стоящего.

Впрочем, сам Пети это время кризисом не считал. Азартный игрок, жизнелюб, он всегда занимался только тем, чем ему хотелось. В те годы он ставил много и без разбора. О неудачах не вспоминал: подумаешь, карта не идет! Удачи (вроде балета "Волк") умел раскрутить на всю катушку. Высоких и низких жанров для него не существовало: он наслаждался роскошной жизнью Голливуда, штампуя танцы в мюзиклах, а когда после родов у его обожаемой Зизи прорезался голос и она захотела петь, с энтузиазмом принялся строить ее мюзик-холльную карьеру. Со своими песенками и танцами чета совершила мировое турне и радовала Париж все новыми и новыми ревю, и Парижская опера тщетно зазывала главного национального хореографа возглавить главную национальную труппу. (Характерно, что второму великому французу, Морису Бежару, громко заявившему о себе как раз в середине 1950-х годов, никто ничего подобного не предлагал, отчего безработный хореограф и отправился в радушную Бельгию, сделавшись со временем бельгийско-швейцарским национальным достоянием.) А Пети тем временем торговался с руководством Парижской оперы насчет контракта и полномочий, то соглашаясь занять пост балетного худрука (и министр культуры Андре Мальро даже оглашал его имя на пресс-конференциях), то увиливая в последний момент: своенравный и самолюбивый любимец публики боялся номенклатурных должностей.

В 1965-м он все же согласился попробовать. Представленный труппе Парижской оперы в качестве будущего руководителя, он поставил там свой главный — и единственный — монументальный шедевр: двухактный "Собор Парижской Богоматери", на музыку Мориса Жарра и с костюмами Ива Сен-Лорана. Кутюрье сделал средневековую толпу безмозгло яркой, одев женщин в свои излюбленные мини-трапеции, мужчин — в трико и прямоугольные рубахи. А хореограф в очередной раз непринужденно сменил эстетику балетного театра. На сцену ворвались 1960-е с их минимализмом, бунтарством и проблемой личного выбора. Пети, отменив вековую традицию любовного треугольника, сотворил треугольник экзистенциальный: из деспота монаха, агрессивной черни и противостоящего всему свету Квазимодо, бунтаря-одиночки, роль которого сам и исполнил на премьере.

После оглушительного успеха "Собора", сразу признанного национальной классикой, Пети из Парижской оперы бежал в варьете. Он возглавил Casino de Paris, процветавшее под его руководством целую пятилетку. Одновременно с сочинением легкомысленных канканов Пети ставил балеты по всей Европе, а в 1972-м, поддавшись на уговоры мэра Марселя Гастона Деффера, создал в этом пролетарском городе внушительную балетную труппу "Балет Марселя".

В Марселе Пети начал лихо: с балета о Владимире Маяковском. Поэтом он увлекся после знакомства с Лилей Брик. Начитался переводов, вник в биографию, вместе с профессором Сорбонны сочинил сценарий и явил на Авиньонском фестивале безумный балет "Зажгите звезды!" (в 13 картинах, на музыку Мусоргского, Прокофьева, Шостаковича и грузинских народных песен), лично станцевав в нем Маяковского. На премьере в Папском дворце метались лучи красных прожекторов, развивались знамена, реяли буревестники, а публика чуть не подралась. Советский министр Фурцева, приглашая прогрессивного автора на гастроли, предусмотрительно отказалась от излишеств балетных революций, уронив начальственно: "Таких историй нам здесь не надо". Не прошел министерскую цензуру и балет "Пинк Флойд" — буйная импровизация, сочиненная Пети для молодежи труппы, до крайности возбужденной тем, что танцует под "живую" музыку своих кумиров: во время спектаклей группа Pink Floyd в полном составе неистовствовала на помосте над сценой.

В СССР "Балет Марселя" приехал с выверенной программой; случилось это в 1974-м, через два года после эффектного дебюта в Авиньоне. Впрочем, о хореографе Пети в нашей стране знали задолго до приезда его труппы. Еще в 1969-м "Собор" привозила на гастроли Парижская опера. В 1973-м Майя Плисецкая, главная возмутительница спокойствия советского балета, пробила разрешение показать на сцене Большого фрагмент из "Больной розы" (балет целиком она станцевала в Марселе). В паре с неправдоподобным красавцем Руди Брианом она исполнила дуэт "Гибель розы" — так завораживающе, что в сердца советских артистов, балетоманов и даже чиновников от культуры надолго вселилась уверенность, что лучше Ролана Пети хореографа в мире нет.

Впрочем, и у Пети к русским всегда было особое отношение. В детстве он брал уроки у эмигрантов — у мадам Рузанн и Бориса Князева (князевский экзерсис на полу он проделывал до 80 лет). Рудольф Нуриев был его многолетним приятелем — балеты для него и Марго Фонтейн Пети ставил еще в 1960-е. Михаил Барышников станцевал у него в Марселе первый — неудачный — вариант "Пиковой дамы". Прима Большого Екатерина Максимова дала новую жизнь его "Голубому ангелу"; приму Мариинки Алтынай Асылмуратову Пети приглашал в Марсель постоянно, пока в 1997 году не ушел из созданной им труппы, в который раз рассорившись с администрацией.

Советско-российский балет платил Ролану Пети взаимностью. Когда наши театры в очередной раз заходили в тупик, на помощь звали знаменитого мэтра. Его спектакли — сюжетные, эмоциональные, актерские — для советского балета были умеренной прививкой авангарда. В 1978 году "Собор Парижской Богоматери" поставил у себя Кировский театр. Десять лет спустя Большой показал неудачного "Сирано де Бержерака". В конце ХХ века Мариинский театр завладел "Юношей и смертью" и "Кармен"; впрочем, с петербуржцами роман у Пети не сложился — хореографу сильно не нравился премьер Фарух Рузиматов, которого театр определил на главные роли вопреки его воле.

Зато с Большим все получилось на славу: именно Пети придумал и поставил тот эксклюзивный спектакль, который позволил главной государственной труппе выйти из затяжного кризиса. Судьбоносным балетом оказалась новая "Пиковая дама", начинавшаяся как рискованная авантюра: общественность сильно пугалась, когда мэтр фантазировал на тему взаимной страсти старухи и юного игрока; меломаны страдали из-за искалеченной Шестой симфонии Чайковского. Однако в итоге все сложилось как нельзя лучше: Германн стал коронной ролью Николая Цискаридзе, красавица Илзе Лиепа оказалась непревзойденной старухой-графиней, балет собрал целый урожай "Золотых масок", и, наконец, все его создатели получили Государственную премию — Ролан Пети стал первым иностранным ее обладателем. Лауреат-француз стал в России поистине государственным человеком: даже с 80-летием первым его поздравил президент Путин, а уж потом прислал телеграмму и Жак Ширак. Говорят, господин Пети остался в абсолютной уверенности, что французы спохватились только после того, как внимание к нему проявили русские.

Большой же театр стал для Пети почти родным: после "Пиковой дамы" он перенес в Москву "Собор Парижской Богоматери", а год назад поставил "Юношу и смерть" для Ивана Васильева, щедро осыпав его похвалами после премьеры. Нового любимца Пети отправил в Римскую оперу танцевать свою "Арлезианку", хлопотал о постановке этого балета и в Москве, осенью готовился праздновать открытие исторической сцены после реставрации. Но умер — как-то очень стремительно. Как и все, что он делал в жизни.

Французский и русский балет не раз обогащали друг друга. Вот и французский балетмейстер Ролан Пети считал себя «наследником» традиций «Русского балета» С. Дягилева.

Ролан Пети родился в 1924 году. Отцом его был владелец закусочной – сыну даже довелось там поработать, и впоследствии в память об этом он поставил хореографический номер с подносом, а вот мать имела к балетному искусству прямое отношение: она основала фирму Repetto, производящую одежду и обувь для балета. В 9-летнем возрасте мальчик заявляет, что уйдет из дома, если ему не позволят учиться балету. Успешно пройдя экзамен в Школе Парижской оперы, он учится там С. Лифаря и Г. Рико, год спустя начинает выступать в мимансе в оперных спектаклях.

Закончив учебу в 1940 году, Ролан Пети становится артистом кордебалета в Парижской опере, год спустя его выбирает партнером М. Бурга, а позже он дает вечера балета вместе с Ж. Шарра. На этих вечерах исполняются небольшие номера в хореографии и Ж. Шарра, но здесь же Р. Пети представляет свое первое произведение – «Прыжок с трамплина». В 1943 году он исполняет сольную партию в балете «Любовь-волшебница», но его в больше степени влечет деятельность хореографа.

Покинув театр в 1940 году, 20-летний Р. Пети благодаря финансовой поддержке отца поставил в Театре Елисейских полей балет «Комедианты». Успех превзошел все ожидания – что позволило создать собственную труппу, получившую название «Балет Елисейских полей». Просуществовала она всего семь лет (сыграли роковую роль разногласия с администрацией театра), но спектаклей было поставлено немало: «Юноша и смерть» на музыку и другие произведения самого Р. Пети, постановки других хореографов того времени, отрывки из классических балетов – «Сильфида», «Спящая красавица», « ».

Когда прекратил существование «Балет елисейских полей», Р. Пети создал «Балет Парижа». В состав новой труппы вошла Марго Фонтейн – именно она исполнила одну из центральных ролей в балете на музыку Ж. Франсе «Девушка в ночи» (другую главную партию танцевал сам Р. Пети), а в 1948 году он танцует в балете «Кармен» на музыку Ж. Бизе в Лондоне.

Талант Ролана Пети был по достоинству оценен не только среди поклонников балета, но и в Голливуде. В 1952 году в фильме-мюзикле «Ганс Христиан Андерсен» он исполняет роль Принца из сказки «Русалочка», а в 1955 в качестве хореографа участвует в создании фильмов «Хрустальный башмачок» по сказке «Золушка» и – совместно с танцовщиком Ф. Астером – «Длинноногий папочка».

Но Ролан Пети уже достаточно опытен, чтобы создать многоактный балет. И он создает такую постановку в 1959 году, взяв за основу драму Э. Ростана «Сирано де Бержерак». Год спустя этот балет был экранизирован вместе с тремя другими постановками балетмейстера – «Кармен», «Пожирательница бриллиантов» и «Траур на 24 часа» – все эти балеты вошли в фильм Теренса Янга «Раз, два, три, четыре, или Черные трико». В трех из них балетмейстер сам исполнил главные роли – Сирано де Бержерак, Хозе и Жених.

В 1965 году Ролан Пети ставит в Парижской опере балет «Собор Парижской богоматери» на музыку М. Жарра. Из всех действующих лиц балетмейстер оставил четырех главных, каждое из которых воплощает определенный собирательный образ: Эсмеральда – чистота, Клод Фролло – подлость, Феб – душевная пустота в красивой «оболочке», Квазимодо – душа ангела в уродливом теле (эту роль исполнил сам Р. Пети). Наряду с этими героями в балете присутствует безликая толпа, которая с одинаковой легкостью может и спасти, и убить… Следующим произведением стал балет поставленный в Лондоне «Потерянный рай», раскрывающий тему борьбы поэтических помыслов в человеческой душе с грубой чувственной природой. Некоторые критики увидели в нем «скульптурную абстракцию секса». Весьма неожиданной казалась финальная сцена, в которой женщина оплакивает утраченную чистоту – она напоминала перевернутую пиету… В этом спектакле танцевали Марго Фонтейн и Рудольф Нуриев.

Возглавив в 1972 году «Балет Марселя», Ролан Пети берет за основу балетного спектакля… стихи В. В. Маяковского. В этом балете под названием «Зажгите звезды» он сам исполняет главную роль, для чего обривается наголо. В следующем году он сотрудничает с Майей Плисецкой – она танцует в его балете «Больная роза». В 1978 году он ставит для Михаила Барышникова балет «Пиковая дама», и тогда же – балет о Чарли Чаплине. С этим великим актером балетмейстер был знаком лично, а после его смерти получил согласие сына актера на создание такой постановки.

После 26 лет руководства «Балетом Марселя» Р. Пети покинул труппу из-за конфликта с администрацией и даже запретил ставить свои балеты. В начале XXI века он сотрудничает с Большим театром в Москве: «Пассакалья» на музыку А. Веберна, «Пиковая дама» на музыку П. И. Чайковского, был поставлен в Росси и его «Собор Парижской богоматери». Большой интерес вызвала у публики программа «Ролан Пети рассказывает», представленная в Большом театре на Новой сцене в 2004 году: Николай Цискаридзе, Лючия Лаккара и Илзе Лиепа исполняли фрагменты из его балетов, а сам балетмейстер рассказывал о своей жизни.

Балетмейстер ушел из жизни в 2011 году. Роланом Пети поставлено около 150 балетов – он даже утверждал, что «более плодовит, чем Пабло Пикассо». За свою деятельность балетмейстер неоднократно удостаивался государственных наград. На родине в 1974 году он был награжден орденом Почетного легиона, а за балет «Пиковая дама» удостоился Государственной премии Российской Федерации.

Музыкальные Сезоны

Ролан Пети (фр. Roland Petit, 13 января 1924, Виллемомбль, Сена - Сен-Дени - 10 июля 2011, Женева) - французский танцовщик и хореограф, один из признанных классиков балета XX века.

Биография

Ролан Пети - сын Роз Репетто, основательницы компании-производителя балетной одежды и обуви Repetto, и владельца закусочной (в память о своей работе в отцовском ресторане Пети позднее поставит номер с подносом). Учился в балетной школе Парижской Оперы, где его педагогами были Гюстав Рико и Серж Лифарь. После её окончания в 1940 году был зачислен в кордебалет Гранд-Опера.

В 1945 году совместно с другими молодыми артистами Парижской оперы участвовал в Танцевальных вечерах Театра Сары Бернар. В том же году совместно с Жанин Шарра и при поддержке Жана Кокто, Бориса Кохно и Кристиана Берара создал собственную труппу - «Балет Елисейских полей», где официально занял пост балетмейстера. В 1946 году создал для Жана Бабиле и его супруги Натали Флиппар балет «Юноша и смерть» (сценарий Жана Кокто, музыка И. С. Баха), вошедший в классику мирового балетного искусства.

В 1948 году ушёл из компании (после этого просуществовавшей ещё 3 года) и создал новую труппу в театре Мариньи - «Балет Парижа». Его прима-балериной стала Рене (Зизи) Жанмер. В следующем году специально для неё он поставил другой свой знаменитый балет - «Кармен». Премьера балета в Лондоне имела такой успех, что Жанмер получила приглашение из Голливуда, куда вслед за ней поехал и Пети. В Голливуде он работал и как хореограф, и как танцовщик. В 1952 году вместе с Жанмер и Эриком Бруном участвовал в съёмках фильма-мюзикла «Ганс Христиан Андерсен» (Принц в эпизоде «Русалочка»). В 1955-м вышло два фильма с его хореографией: «Хрустальный башмачок» с Лесли Карон и «Длинноногий папочка» с Фредом Астером.

В 1960 году режиссёр Теренс Янг снял фильм-балет «Раз, два, три, четыре, или Чёрные чулочки», куда вошли четыре балета Ролана Пети: «Кармен», «Авантюристка», «Сирано де Бержерак» и «Траурный день». В съёмках участвовали Рене Жанмер, Сид Чарисс, Мойра Ширер и Ханс ван Манен. Сам Пети исполнил три главные роли в собственной хореографии: Дона Хозе, Жениха и Сирано.

В 1965 году вернулся в Парижскую Оперу для постановки балета Мориса Жарра «Собор Парижской богоматери». Главные роли на премьере исполняли Клэр Мотт (Эсмеральда), Сирил Атанасов (Клод Фролло), Жан-Пьер Бонфу (Феб). Роль Квазимодо исполнил сам балетмейстер.

В 1973 году поставил для Майи Плисецкой миниатюру «Гибель розы» на музыку Малера.

В 1972 году основал Балет Марселя, которым руководил в течение 26 лет. Первой постановкой компании стал балет «Пинк Флойд», показанный на стадионе Марселя и в парижском Дворце спорта. Звёздами его новой труппы были Доминик Кальфуни и Дени Ганьо.

Ролан Пети - автор более чем пятидесяти балетов и номеров для танцовщиков всего мира. Ставил спектакли на лучших сценах Италии, Германии, Англии, Канады, Кубы и России. Его опусы отличались стилистическим и техническим разнообразием балетного языка. Сотрудничал как с авангардистами, так и с представителями нового реализма, среди которых Мартиал Райс, Жан Тэнгли и Ники де Сен-Фалль. Работал с модельером Ивом Сен-Лораном (костюмы для балета «Собор Парижской богоматери» и номера «Гибель розы»), певцом и композитором Сержем Генсбуром, скульптором Бальдаччини, художниками Жаном Карзу и Максом Эрнстом. Либретто для Пети писали Жорж Сименон, Жак Превер и Жан Ануй. Музыку для его балетов сочиняли Анри Дютийё и Морис Жарр.

В 1954 году женился на Зизи Жанмер. Их дочь Валентина также стала танцовщицей и артисткой кино.

Скончался в возрасте 87 лет

Наиболее значительные постановки

  • Рандеву / Le rendez-vous (1945)
  • Герника / Guernica 1945
  • Юноша и смерть / Le Jeune Homme et la Mort (1946)
  • Бродячие комедианты / Les forains (1948)
  • Кармен / Carmen (1949)
  • Балабиле / Ballabile (1950)
  • Волк / Le loup (1953)
  • Собор Парижской богоматери / Notre-Dame de Paris (1965)
  • Потерянный рай / Paradise Lost (1967)
  • Краанерг / Kraanerg (1969)
  • Гибель розы / La rose malade (1973)
  • Пруст, или Перебои сердца / Proust, ou Les intermittences du coeur (1974)
  • Коппелия / Copplia (1975)
  • Фантастическая симфония / Symphonie phantastique (1975)
  • Пиковая дама / La Dame de pique (1978)
  • Призрак оперы / Le phantme de l’Opra
  • Les amours de Frantz (1981)
  • Голубой ангел / The Blue Angel (1985)
  • Клавиго / Clavigo (1999)
  • Пути творения / Les chemins de la cration (2004)

Балеты Ролана Пети в России

  • Собор Парижской богоматери - Ленинградский театр оперы и балета им. Кирова (1978)
  • Кармен - Мариинский театр (1998)
  • Юноша и смерть - Мариинский театр (1998)
  • Пиковая дама - Большой театр (2001)
  • Собор Парижской богоматери - Большой театр (2003)
  • Юноша и смерть - Большой театр (2010)
  • Коппелия - театр Станиславского и Немировича-Данченко (2012)

Мемуары

  • J’ai dans sur les flots (1993, рус. пер. 2008)

Признание и награды

Офицер Национального ордена за заслуги в области литературы и искусства (1965), кавалер Ордена Почётного легиона. (1974), лауреат главной Национальной премии Франции в области литературы и искусства (1975), лауреат Государственной премии Российской Федерации за постановку балета Пиковая дама в Большом театре (2001) и других наград.

Литература

  • Mannoni G. Roland Petit. Paris: L’Avant-Scne ballet/danse, 1984.
  • Fiette A. Zizi Jeanmaire, Roland Petit: un patrimoine pour la danse. Paris: Somogy; Genve: Muse d’art et d’histoire; Ville de Genve: Dpartement des affaires culturelles, 2007.
  • Чистякова В. Ролан Пети. Ленинград: Искусство, 1977.
  • Аркина Н. Театр Р. Пети // Театр: журнал. - М., 1974. - № 11.

Он стал современным классиком. Его балеты танцуют на самых разных сценах мира. Его цитируют, по его спектаклям учатся…

10 июля 2011 года ушел из жизни французский танцовщик и хореограф, творец, который изменил историю балета XX века – Ролан Пети.

В 9 лет, в 1933 году Ролан Пети поступает в танцевальную школу Парижской оперы. Через 7 лет, в 16, он выходит на сцену Оперы как танцовщик кордебалета. В 1943 году Пети уже стоит на средней ступеньке балетной иерархии – он получает ранг солиста, «сюже», выше него – «звезды» и «премьеры», рангом ниже – «корифеи» и первый состав кордебалета. Серж Лифарь позже писал, что именно он открыл Пети, дав ему сольную партию в балете «Любовь-волшебница».

Николай Цискаридзе работал с Роланом Пети, рассказывает о нем:

«Ролан Пети – один из выдающихся ныне действующих классиков. На мой взгляд, это один из самых интересных и самых актуальных хореографов. Ему очень повезло, потому что он сам и его сознание формировались, как он сам говорит, в осажденном Париже, где люди были вынуждены из-за того, что в Париж не было не въезда, ни выезда, заниматься исключительно искусством, как-то сами себя должны были веселить и развлекать.

И вот в этот период он попадает в компанию величайших людей, он знакомится с Жаном Кокто, с легендарным секретарем Сержа Дягилева Борисом Кохно, который и открывает ему путь в богемный Париж, туда, где Пети знакомится величайшими художниками того периода, актерами, сценографами.

Под влиянием Жана Кокто и Бориса Кохно Пети покидает труппу парижской оперы и основывает свою труппу, которая называлась “Балет Елисейских полей”. Перед этим он уже начинает пробовать ставить свои отдельные опусы на сцене Театра Сары Бернар – там были организованы еженедельные вечера балетов, там он представляет свои первые хореографические опусы.

Затем он организовывает свою труппу, в которую входят некоторые его одноклассники и друзья по Парижской опере. Этот коллектив просуществовал не очень долго, потому что из-за разлада с дирекцией театра Пети вынужден был покинуть эту труппу. Чуть позже он организовывает опять свой спектакль и свою труппу, которая называется “Балеты Парижа”.

Ролан Пети. Фото – Agence Bernand

С моей точки зрения как великий хореограф Ролан Пети рождается в 1947 году, когда ставит один из самых великих балетов, которые поставлены вообще в мире, – это “Юноша и смерть”, либретто к этому спектаклю делает Жан Кокто и вообще, это его идея, создание этого спектакля. С этого дня в мире появляется очень яркий, очень знаменитый хореограф Ролан Пети.

В 1949 году в Лондоне появляется его балет “Кармен”, который на протяжении трех месяцев идет в Лондоне по семь, по восемь раз в неделю, затем этот спектакль переезжает в Париж, где идет в течение двух месяцев, потом они уезжают в Нью-Йорк, где тоже в течение двух месяцев исполняют этот спектакль. Со дня с постановки “Кармен” Ролан Пети становится уже международной звездой. Его приглашают в разные театра, он ставит этот спектакль и последующие в разных труппах мира и получает приглашение из Голливуда.

В конце 50-х годов он оказывается в Голливуде, где работает с Фредом Астером, ставит танцы к разным фильмам. В частности, один из таких фильмов о Гансе Христиане Андерсене, где очень много балетных сцен, в фильме снимается его будущая супруга Рене Жанмер, вошедшая в историю под именем Зизи Жанмер. И он ставит много для разных великих танцовщиков голливудских и работает, как он говорит, со своим кумиром детства Фредом Астером. Он говорил, “чему я могу вас научить, я у вас учился всю жизнь”. А Фред Астер говорил, “нет, а я у вас буду учиться теперь”. Это было очень интересное сотрудничество, очень много нового для себя почерпнул Ролан Пети и никогда не оставил любовь к ревю.

Уже когда он вернулся в Европу для своей супруги, Зизи Жанмер он создает очень много программ, ревю для эстрады и в частности, для “Кабаре де Пари”, где каждый день выходят полностью поставленные его программы, а главной звездой является Зизи Жанмер. Все декорации и костюмы к ним делают такие величайшие художники как Роман Тыртов, вошедший в историю как Эрте.

В 1965 году Пети возвращается в прославленную труппу Парижской оперы, где он учился, где он когда-то начинал и он ставит первый спектакль для парижской оперы, вместе с Ив Сен-Лораном, который делает костюмы. Он ставит спектакль “Собор Парижской Богоматери”, который имеет эффект разорвавшейся бомбы: к такому были непривычны в Парижской опере, такую пластику вообще мало кто видел. Многое из того, что придумал Ролан Пети, другие балетмейстеры у него позаимствовали. Это очень легко доказать: если смотреть биографию Ролана, в каком году что он поставил, и какие вообще новшества он ввел и какие произведения потом появлялись по миру, то это ясно. К счастью, Ролан почти весь записан.

В то время, когда он ставит “Собор Парижской Богоматери” его приглашают и быть художественным руководителем, и директором балетной труппы Парижской оперы, что продлилось не очень долго. Потому что он не мог никак смириться и найти общий язык со звездами. Он сказал, что ему эта работа не интересна, и он по своей воле покинул стены Парижской оперы уже во второй раз. И по сей день туда возвращается, и ставит для этого прославленного коллектива свои спектакли.

В 1972 году он приезжает в Марсель, где получает полный карт-бланш. Там Пети является царем и богом для всех, выполняется только его воля. Вообще, о такой труппе он мечтал, и он ее создал: балет в Марселе становится второй труппой во Франции по значимости и существует так очень много лет. 26 лет он был директором этого коллектива. Там же, в Марселе он открывает балетную школу при театре. Под его руководством выстраивается здание специальное для балетного театра. И вот в конце XX векf он навсегда покидает Марсель, прекращает уже директорство и продолжает свою жизнь, ставя разные спектакли. Как и старые восстанавливая, так и ставя новые.

Мне безумно повезло, мне очень посчастливилось, потому что свой большой, последний спектакль он поставил на меня и для меня в Большом театре в 2001 году, балет “Пиковая дама”. С этого началось наша и творческая дружба и просто дружба в жизни. Для меня этот человек очень дорог и очень мне интересен, потому что с ним можно говорить абсолютно на любую тему. И всегда это интересно.

В истории второй половины XX века нет ни одного великого человека, – будь то художника, композитора, актера, даже каких-то научных светил, – с которыми бы не сотрудничал Ролан Пети, создавая разные спектакли. Очень много историй и смешных, и грустных, но благодаря всем им, создавались те великие произведения, которые идут по всему миру.

Ролану присущи очень большая простота в отношениях, и юмор. Без этих двух составляющих он для меня он немыслим. И вот все это очень сильно отражается в его творчестве. Его хореография предельно проста. И очень часто, когда я смотрел какие-то номера, которые никогда до этого момента не видел, у меня всегда было ощущение: а почему это я не придумал или кто-то рядом? Почему такая простая вещь пришла в голову именно ему?

Он очень не любит, когда артисты переделывают текст или занимаются украшательством. Потому что он всегда ставит не только очень простой и очень ясный рисунок, очень точно попадающий на музыкальные акценты. Пети очень точно дает артистам режиссерские указания: в каком эмоциональном состоянии это надо исполнять, с какой мимикой и где можно эмоцию из себя извлечь, а где нельзя.

Только русским артистам он позволял импровизировать в своей хореографии. Он позволял это делать Майе Плисецкой, даже в балете “Пруст, или Перебот сердца” для нее, где были у нее и танцевальные куски, он отводил ей специально музыкальный момент, где она бы могла импровизировать именно так, как это делает она. Слава богу, это записано. Так же было и с Михаилом Барышниковым, и с Рудольфом Нуреевым, и с Екатериной Максимовой и Владимиром Васильевым, когда он приглашал их исполнять его спектакли “Голубой ангел”, и вот повезло нам с Илзе (Илзе Лиепа, – прим. ред.), но это доверие надо было заслужить.

Со многими артистами он отказывается работать и вообще слывет человеком очень несговорчивым. Очень часто, когда он ставит свои спектакли, он заказывал музыку, в частности, как это было с “Собором Парижской Богоматери” или спектаклем “Клавиго”. Именно композиторам, которые на тот момент очень популярны и актуальны… Но очень часто Ролан Пети создавал спектакли на уже существующую симфоническую музыку. И подход у него всегда разный и индивидуальный.

Иногда он ставит сцену без музыку, а потом пытается эту сцену наложить на музыку. В частности, так поставлен спектакль “Юноша и смерть”, где использована музыка Иоганна Себастьяна Баха, и где ни в коем случае он не разрешает артистам ориентироваться на музыкальные акценты, все-время намекая на то, что музыка звучит вне происходящего на сцене, это фон существующий вне комнаты, где существуют главные персонажи. Или, например, спектакль “Пруст”. Он подбирал музыку разных французских композиторов. Композиторов именно французских, творящих именно в то время, когда жил Марсель Пруст.

Когда мы ставили “Пиковую Даму” (этот спектакль ставился на патетическую симфонию Петра Ильича Чайковского), он позволил себе поменять местами части, что вызвало, конечно, очень большое недовольство всех музыкальных критиков и музыкантов. Но он очень бережно обходился со всеми музыкальными акцентами. И очень точно за нами следил, чтобы мы это исполняли.

Изначально, когда он брал музыку Чайковского, он брал ее в исполнении Леонарда Бернстайна. Бернстайн исполнил эту симфонию иначе, в отличие от той традиции, которая была присуща русскому исполнительству. Когда его спросили, а почему вы взяли именно Бернстайна, он сказал, что здесь гораздо четче слышны акценты. Сказать, что он позволяет себе какие-либо вольности с музыкой, можно.

Когда он поставил балет “Кармен” в 1949 году на музыку к опере (это было первый раз, когда взяли музыку к опере “Кармен”, полностью ее перекроили, полностью ее переделали, и поставили балет), то было тоже очень много гневных статей музыковедов и музыкантов, которые не хотели с этим мириться, но этот спектакль живет.

Скоро ему уже будет 60 лет, а спектакль идет по сей день в разных театрах мира и имеет оглушительный успех. Так что, наверное, победителей не судят, наверное, художник бывает прав».

Новости культуры