Памятник майе плисецкой. Родион Щедрин - о памятнике Плисецкой: Хочу, чтобы здесь цвела сирень и молодежь назначала свиданья Время открытия памятника плисецкой

Памятник Майе Плисецкой торжественно открыли в день ее рождения - 20 ноября 2016 года. Монумент установлен в носящем ее имя небольшом скверике на Большой Дмитровке. Авторами проекта стали скульптор Виктор Федорович Митрошин и архитектор Алексей Константинович Тихонов.

На церемонии открытия памятника великой балерине и приме Большого театра присутствовали представители культуры и известные люди, среди которых супруг Майи Михайловны Плисецкой Родион Константинович Щедрин, главный дирижер Мариинки Валерий Гергиев, министры правительства Ольга Голодец и Владимир Мединский.

Фото 1. Памятник Майе Плисецкой представляет ее в образе Кармен

Из истории создания памятника Плисецкой

Интересно узнать , что великая балерина и скульптор памятника Виктор Митрошин были давно знакомы. Их первая встреча состоялась еще в Париже, где тогда еще малоизвестный мастер представлял свою выставку, которую Майя Михайловна и посетила вместе с супругом Родионом Щедриным.

Уральский умелец - обаятельный человек с простыми манерами и даже без знания языков - очаровал французскую публику, причем, свои работы он привез из России на своем собственном автомобиле. Таких сильных духом людей уважала и Майя Плисецкая, а потому дружба между ними завязалась моментально.

Именно тогда Виктор Митрошин преподнес Плисецкой небольшую статуэтку, выполненную в ее образе, и которая Майе Михайловне очень понравилась. Спустя годы великая балерина уже сама с некоторой иронией обратилась к скульптору со словами: «Давно, ты Витюша, для меня ничего не лепил». Желание было моментально исполнено, и мастер представил первые эскизы будущей статуэтки, которую он хотел преподнести приме в день ее 90-летия.

К сожалению, Майя Михайловна Плисецкая не дожила до этого юбилея …

Но история статуэтки на этом не закончилась. Муж, верный друг и жизненная опора Май Михайловны Родион Щедрин выбрал образ, созданный Митрошиным, как основу памятника великой балерине Плисецкой и приложил немало сил, чтобы он был установлен в любимом ею городе.


Скульптурная композиция

Скульптурная композиция представляет Майю Михайловну Плисецкую в любимом ею образе Кармен, который поставил специально для нее известный балетмейстер Альберто Алонсо для спектакля «Кармен-сюита» на музыку Бизе-Щедрина. «На бис» принимала этот балет и публика.

Памятник балерине Майе Плисецкой, появившийся в Москве, вызвал множество споров. В обществе опять раскол... Скажу честно, я принадлежу числу тех, кому памятник не понравился.
Но вот мнения моих уважаемых ЖЖ-друзей: москвоведа Алексея Дедушкина и преподавателя истории Сергея Воробьева. За и против...

Оригинал взят у a_dedushkin в Майя Плисецкая Оригинал взят у sergeyurich в Плисецкая или Кармен? Ни то, ни другое!

Вчера, 20 ноября 2016 года, в сквере имени Майи Плисецкой на Большой Дмитровке был открыт памятник великой балерине. Скульптором Виктором Митрошиным была создана 9-метровая статуя, которую одобрил супруг Плисецкой композитор Родион Щедрин:

При создании памятника была проблема. Дело в том, что, как утверждает заместитель министра культуры Александр Журавский: "Плисецкая не хотела ничего в бронзе, напоминающего персонально её. Поэтому мы приложили маскимум усилий, чтобы сделать изящный памятник, передающий грацию балерины. К тому же мы остановились на ее любимом образе - Кармен".

С моей точки зрения, этот памятник крайне неудачный.
И вот почему я так считаю:

Во-первых, балет как таковой, является искусством элитарным, камерным (вне зависости от вместительности зала Большого театра), поэтому и памятник действительно великой балерине никак не должен быть таким огромным. К чему этот гигантизм?
Во-вторых, на памятнике все-таки получилась бронзовая Плисецкая, против чего она возражала. Грациозна ли эта скульптура? Да! Но пусть я повторяюсь, грациозность не очень сочетается с монументальностью.

И, наконец, возникает вопрос, читали ли автор памятника и замминистра культуры первоисточник - новеллу Проспера Мериме "Карман", посвященную описанию нравов цыган? А ведь именно цыганкой была роковая работница табачной фабрики Севильи. Насколько Майя Плисецкая похожа на цыганку? (Впрочем, это риторический вопрос).

И ещё: неужели скульптор Митрошин и чиновник от культуры Журавский никогда не были в Севилье, где установлен памятник героине новеллы Мериме?

Ну как? Похожа ли Кармен в исполнении андалузцев на Майю Плисецкую?

Правда, нужно заметить, что в новелле Проспера Мериме ревнивый дон Хосе зарезал коварную изменщицу Кармен вовсе не в центре Севильи, а в лесу. Но кто же будет устанавливать памятник пусть даже литературному персонажу в лесной чаще, если есть свободное место в центре Севильи, неподалеку от той самой табачной фабрики (впрочем, больше похожей на дворец; сейчас здесь располагается университет Севильи):

В оправдание андалузцам можно сказать, что их памятник посвящен столько не персонажу новеллы Проспера, сколько той танцовщице фламенко, которая выведена в опере Жоржа Бизе.
Кармен - танцовщица фламенко - изначально цыганского танца, ставшего национальным танцем южной Испании и в особенности Андалузии! Фламенко, а не балета!


А вам, мои уважаемые друзья и читатели, нравится новый московский памятник?
Было бы интересно узнать ваше мнение.

Сергей Воробьев.


Сохранено

Пресс-служба Министерства культуры РФ. Скульптурная композиция выполнена заслуженным художником России Виктором Митрошиным и изображает танцовщицу в образе Кармен. К подножию памятника легли десятки роз, большинство из которых - красные, именно эти цветы больше всего любила Майя Плисецкая, говорят в пресс-службе.

Кармен появилась вблизи Большого театра, поскольку именно на его сцене в 1967 году была показана «Кармен-сюита» Бизе – Щедрина, поставленная знаменитым кубинским балетмейстером Альберто Алонсо специально для Плисецкой. Ее Кармен стала одной из главных ролей балерины в репертуаре театра, навсегда вошла в историю мировой хореографии. По замыслу, памятник создает иллюзию парения скульптуры и символизирует служение Плисецкой театру и балету. Высота памятника составляет около девяти метров.

«Майя Михайловна - это удивительное явление в мировой культуре, это человек, который прославил русский балет, поднял его на новую ступень. Это человек, который прославил Россию и является для нас для всех воплощением таланта и женственности», - сказала вице-премьер Ольга Голодец, присутствовавшая на открытии памятника. Министр культуры РФ Владимир Мединский, в свою очередь, напомнил, что памятник создан полностью на народные средства. По его словам, это воплощение народной любви к великой балерине.

Супруг балерины, известный композитор Родион Щедрин выразил надежду, что со временем сквер имени Майи Плисецкой превратится в место встреч молодежи. Он также напомнил, что в одном из последних интервью балерина назвала Москву любимым городом. «Мне кажется, что сегодня она получила вечную прописку в своем родном городе», - добавил Родион Щедрин.

Друг Майи Плисецкой, художественный руководитель и генеральный директор Мариинского театра Валерий Гергиев, в свою очередь, пожелал русскому балету, российскому музыкальному театру быть и становиться такими, идти в том направлении, в котором хотела бы видеть их Майя Михайловна - в движении вверх. «Она сама презрела многие законы, например, законы земного притяжения, никто так не летал над мировыми сценами, как она, никто не мог делать это так много лет, так ярко, так убедительно и зажигающе. Мало кто умел так дружить, как она, и мало кто умел так притягивать к себе миллионы и миллионы восхищенных душ, восхищенных глаз. В Москве в Санкт-Петербурге сделано очень многое для того, чтобы у нас появлялись девочки, которые когда-нибудь смогут также летать и стремиться к этим вершинам – в этом великая историческая роль Майи Михайловны», - сказал он.

Майя Плисецкая - советская и российская артистка балета, актриса, балетмейстер, прима-балерина Большого театра в 1943-1990 годах. Она была балериной, хореографом и писателем. Получили звание народной артистки СССР, стала лауреатом премии Парижской академии танца, лауреатом Ленинской премии, Героем Социалистического труда, полным кавалером ордена “За заслуги перед Отечеством”, почетным доктором университета Сорбонны, почетным профессором МГУ имени М.В. Ломоновоса, почетным гражданином Испании.

Сегодня в Москве, на Большой Дмитровке, открыли памятник Майе Плисецкой.

Как ранее рассказал архитектор проекта Алексей Тихонов, основной идеей воплощения скульптуры было создать иллюзию парения балерины в образе Кармен на фоне неба. Митрошин отмечал, что старался создать не просто фигуру балерины, но максимально воплотить образ самой артистки. Автором скульптуры стал заслуженный художник России Виктор Митрошин, который был лично знаком с балериной.

Ну, не знаю. Мне кажется, Майя Михайловна достойна большего. Слишком примитивно и неэлегантно.

А как вам?

Как-то так...

Мне кажется, памятник получился слишком вульгарным и примитивным. Он больше напоминает не балерину, а стриптизершу. Чтобы передать красоту Плисецкой и ее танца нужен невероятный талант. Даже не знаю, кто бы мог хорошо решить такую задачу. В данной работе она и близко не решена. Вызывает у вас этот памятник хоть какие-то эмоции? Замирает сердце? Восторг? Вау? Никаких. Нет в этом памятнике и близко той энергетики, которую дарила зрителям Майя Михайловна. Танец Плесецкий завораживает. Памятник – кусок бездушного металла. Изображать жизнь в такой форме – преступление.

Плисецкая как никто умела привлекать к себе талантливых людей. Мировой звездой со всеми положенными статусами она пришла на парижскую выставку мало кому известного скульптора Виктора Митрошина. А осмотревшись, вызвалась сказать приветственную речь - ее поразило, что талантливый "уральский мужик", не обученный ни языкам, ни светским манерам, своим ходом на машине привез в Париж скульптуры, и Париж ахнул. Такие истории Майе были очень по душе, так что дружба завязалась сама собой. Очарованный скульптор подарил балерине статуэтку - ее образ, и она так понравилась прототипу, что спустя какое-то время Плисецкая упрекнула поклонника: "Давно ты, Витюша, для меня ничего не лепил". И вскоре рассматривала эскиз статуэтки своей любимой роли Кармен. Скульптор готовил ее как подарок к 90-летию Плисецкой, к 20 ноября 2015 года. За полгода до этой даты Майи Михайловны не стало .

Но такой искренний сердечный дар не остался кабинетным. По инициативе знаменитого композитора, мужа и главной опоры балерины Родиона Константиновича Щедрина, статуэтка стала основой памятника. Только что, через полтора года после ухода Плисецкой и в день ее рождения 20 ноября его открыли в самом центре Москвы, в сквере на Большой Дмитровке между 12 и 16 домом. До родного дома Майи Плисецкой, Большого театра, отсюда рукой подать.

Конечно, между статуэткой и девятиметровым памятником громадная разница. Весь процесс Родион Щедрин контролировал лично. Его порыв поддержать память о балерине поддержало Министерство культуры РФ, и затем проект один за другим одобрили комиссия по монументальному искусству при Мосгордуме, представители Мосгорнаследия и Москомархитектуры. Технология такова, что комиссии принимают глиняную модель 30 - 50 см, утвержденную на художественном совете. В процессе "роста" ее подправляли и дорабатывали в рамках эскиза, на все ушло около трех месяцев. Только затем ее отлили в литейном цехе в подмосковных Химках, под надзором автора собрали и привезли в сквер. Сначала масштаб, а потом и точное место для установки искал архитектор проекта Алексей Тихонов. Чтобы не ошибиться, еще до запуска процесса он сделал силуэтный макет памятника в натуральную величину и "примерял" его к скверу, так что можно надеяться, что в монументальном облике столицы московская любимица, символ всего самого сильного и свободного, что есть в балете, точно нашла свое место.

Я прочитываю свой характер. Острые углы его. Порывистость, которой я накликала столько забот на свою голову

На открытии памятника присутствовали вице-премьер Ольга Голодец, министр культуры Владимир Мединский, главный дирижер, руководитель Мариинского театра, народный артист РФ Валерий Гергиев, супруг Плисецкой Родион Щедрин и многие другие.

Затраченные на памятник деньги, более 20 миллионов рублей, нашлись вне бюджета. Главную лепту внес фонд "Искусство, наука и спорт", а скульптор Виктор Митрошин в память о Майе отдал на производственный процесс свой гонорар. Балерина успела отозваться в своей книге о прежней его работе: "Скульптурный портрет Виктора Митрошина "Майя" кажется мне одной из самых удачных работ современных художников. Я прочитываю свой характер. Острые углы его. Порывистость, которой я накликала столько забот на свою голову. Даже судьбу свою вижу. И балетное призвание… Словом, схожесть очевидна. Но очевиден и острый глаз скульптора. Его темперамент. Воля. Божий дар". Все-таки любовь может материализоваться.