Пахом Юродивый: биография. Сергей Пахомов. Пахом в битве экстрасенсов – что это за персонаж

Сергей Пахомов, художник, режиссер и музыкант, будет участвовать в 16 сезоне «Битвы экстрасенсов». Узнайте, какими паранормальными способностями обладает обычный актер, и не играет ли он очередную роль.

Сергей Пахомов, или, как он сам себя называет, Дед Пахом — известный в определенных кругах представитель богемы. Его решение участвовать в мистическом шоу «Битва Экстрасенсов» достаточно неожиданно. Многие зрители задаются вопросом, кто же он такой на самом деле: человек с экстрасенсорными талантами или обычный шарлатан, который решил таким образом расширить круг своей известности.

Биография Деда Пахома

Интересно то, что многие факты из жизни Сергея Пахомова, особенно в раннем возрасте, так и остались не подтвержденными. Например, тот факт, что он находился в психиатрической больнице на лечении вместо службы в Афганистане и был направлен туда после прохождения военной комиссии. Может, уже тогда в этом человеке начали зарождаться актерские способности, а может, именно нахождение в таком своеобразном месте, в окружении душевнобольных, и положили начало его необычным способностям.

Достоверно известен тот факт, что Сергей закончил сначала художественную школу, а потом и училище аналогичного направления. Позже его работы начали появляться на Московских выставках, а потом стали пользоваться популярностью и за рубежом.

Известность актера ему принесла лента под названием «Кокки-Бегущий Доктор». Фильм этот явно на любителя, но в нем, кроме основного сюжета, просматривается и тайный смысл всего Бытия. Можно разглядеть в этом событии некий подтекст, ведь не каждый актер согласится на подобного рода роль.

А дальше Сергея ждала работа арт-директором в известных издательских журналах, запись нескольких альбомов, которые тоже вызвали неоднозначную критику. Выступление с собственными монологами в комедийном стиле, проведение лекций и многое другое.

Дед Пахом и «Битва экстрасенсов»

Участие в мистическом проекте «Битва Экстрасенсов » никак не вписывается в послужной список Сергея. И как ко всему этому теперь относиться обычному зрителю? Ведь такой шаг может послужить не только разоблачением, но и крахом карьеры Пахомова. А какое сомнение закрадется у зрителей в реальности реалити-шоу, ведь уже на протяжении нескольких сезонов ходят бурные споры, правда все это или вымысел. Многие (в том числе и один из ведущих шоу) пытаются вывести участников на чистую воду и уличить из в обмане. Ответить на этот вопрос можно, только посмотрев новый сезон «Битвы Экстрасенсов», который начался 19 сентября .

В наше время происходит много вещей, которые невозможно объяснить с точки зрения науки. Какая судьба ждет Деда Пахома? Сможет ли он пройти приготовленные для него испытания? А может, он уже все знает наперед? Остается только верить в себя, следить за событиями на «Битве» и нажимать и

Пахомов Сергей Игоревич, более известен под псевдонимом Пахом (р. 1966) – российский актёр и сценарист, музыкант и стендап-комик, дизайнер интерьеров и художник-авангардист. Андеграундная личность, его творчество противопоставлено массовой культуре и официальному искусству. В 2015 году принимал участие в телевизионном шоу «Битва экстрасенсов».

Детские и юношеские годы

Сергей появился на свет в Москве 4 ноября 1966 года. Его отец, профессор микробиологии, ушёл из семьи, когда сын был ещё совсем маленьким. Мама воспитывала ребёнка одна. Неполная семья отразилась на болезненности мальчика. В детстве Серёжа страдал галлюцинациями и видениями. Если в какой-то момент его посещала мысль о смерти мамы, он мог проплакать шесть часов подряд.

Когда ему было пять лет, мама отдала Серёжу в музыкальную школу обучаться игре на маленькой скрипке-кварте. Играть на инструменте мальчик научился, но его музыкальная карьера закончилась после того, как во время сильного гололёда мама поскользнулась, упала и раздавила скрипку.

Музыкой Пахомов не ограничился, с ранних лет он увлекался рисованием. В 1981 году окончил Краснопресненскую художественную школу. Получив среднее образование, Сергей решил продолжить учёбу в этом же направлении и поступил в Московское художественно-промышленное училище. Во время обучения он стал увлекаться иконописью. В 1985 году получил диплом специалиста.

Живопись

В 1986 году Пахомов должен был поступить на службу в армию. Но вместо афганской войны призывная комиссия отправила его в психиатрическую клинику имени Кащенко. Директор медицинского учреждения занимался исследованием произведений сумасшедших художников. В связи с этим все заведующие отделениями должны были выискивать среди своих пациентов рисующих и нести их работы директору для коллекции. Пахомов стал рисовать, его наброски особенно заинтересовали руководителя больницы, так он определил для себя свой дальнейший творческий путь.

Выйдя из клиники, большую часть времени Пахом уделял рисованию, со своими работами принимал участие в квартирных выставках. Помимо живописи увлекался музыкой, играл в различных музыкальных коллективах – «Звуки Му», «До мажор», «Ночной проспект». Интересовал его и спорт, в частности борьба.

С 1988 года живопись Пахомова вышла на более высокий уровень, он стал участвовать в московских и зарубежных выставках.

Широкая публика впервые узнала его в качестве художника в конце 1980-х годов, когда Сергей появился на телевидении в программе «Взгляд». Он продавал свои картины на московских улицах, а когда развалился Советский Союз, уехал в длительное заграничное путешествие изучать современное искусство в европейских странах и Америке. Там ему сопутствовал успех: Пахомов разрисовывал Берлинскую стену, получал гранты в Нью-Йорке, был вхож в общество парижской богемы, участвовал в выставках в Марселе.

Его картины отличаются яркими и контрастными оттенками, грубой и в то же время меткой начертательностью. Повсеместно по полотнам надписи – иногда вполне разумные и ясные, порой самодостаточные или абстрактные:

  • «Барин-гомосек»;
  • «Соф Яоц Зююл»;
  • «Свобода, равенство и братство, обожаю прикасаться».

Кино

Однако известность Сергею Пахомову принесли не столько его картины, сколько работы в кино. У него есть очень хороший друг – режиссёр Светлана Баскова, она снимает его во всех своих фильмах. Дебют Пахома в кино состоялся в 1998 году в картине «Кокки – бегущий доктор», где он сыграл хирурга Женю.

Следующей его киноработой стала роль младшего офицера «Поехавшего» в картине «Зелёный слоник». Этот культовый фильм в жанре «трэш» в 1999 году Светлана Баскова сняла на любительскую камеру. Критики сразу заявили, что это «жестокая антимилитаристская притча», пропагандирующая трансгрессивный кинематограф и предельный натурализм. Тем не менее на Московском кинофестивале «Любить кино! 2000» картина получила диплом II степени среди полнометражных игровых фильмов в номинации «Любительское кино». «Зелёный слоник» вошёл в число наиболее популярных среди молодёжи фильмов, многие выражения из него растащили на цитаты.

Партнёром Пахома по фильму стал актёр Владимир Епифанцев, он сыграл второго младшего офицера «Братишку». По сюжету за дисциплинарные провинности они вдвоём попали на гаупвахту, далее в камере и происходят все действия фильма. Картину сняли за два дня, репетиций никаких не было. Отзывы актёров, сыгравших главных персонажей, о фильме противоречивы. Епифанцев сказал, что после просмотра картина вызвала у него чувство стыда. В то время как неординарная личность Пахом заявил, что «этот фильм из области чуда, которое может случиться лишь один раз в жизни».

Режиссёр Светлана Баскова заявила, что замыслом фильма стал протест против Чеченской войны. Это была своего рода реакция на разложение армии перед началом Чеченской кампании. Из-за обилия крови, человеческих испражнений и сцен насилия «Зелёный слоник» назван «самым грязным фильмом тысячелетия», он запрещён к показу на территории Беларуси. Но, по мнению кинокритика Валерия Кичина: «Можно этот фильм и не запрещать. Из-за рвотных порывов, которые вызваны всем происходящим на экране, мало кому удаётся досмотреть «Зелёного слоника» хотя бы до середины».

Следующей совместной работой Пахома и Светланы Басковой стал фильм «Пять бутылок водки», снятый в 2001 году. В картине показана закулисная жизнь обычного московского бара. Сергей сыграл здесь уборщика.

В 2003 году Светлана сняла фильм «Голова», в главной роли, как всегда, Сергей Пахомов, сыгравший нового русского. У него есть всезнающая голова, что-то типа джина, исполняющего любые желания. Голова указывает новому русскому, что и как надо делать, благодаря ей он заключает выгодные сделки. Но на протяжении всего фильма герой Пахома пытается найти своё место в жизни, в этом ему также помогает голова, давая нужные советы. Но в конце картины новый русский избавляется от головы, разбив её палкой, а сам уходит в монастырь.

После этого у Пахомова был почти восьмилетний перерыв в кино, он снялся лишь в маленьких эпизодических ролях в картинах:

  • «Вдвоём» (2005);
  • «Моцарт» (2006);
  • «Ад» (2009).

В начале 2012 года на экраны страны в широкий прокат вышла комедия с элементами драмы режиссёра Сергея Лобана «Шапито-шоу». Сергей сыграл в картине небольшую роль дебошира Пахома.

В конце 2012 года Пахомов появился на экранах в фантастической комедии-фарс «Звёздный ворс», сыграв посетителя выставки (жителя планеты Атит).
В нашумевшем серале Валерии Гай Германики «Краткий курс счастливой жизни» среди множества приглашённых знаменитостей Пахом отметился в роли Ильдара, свингера.

2012 год оказался плодотворным для актёра, возобновилось его сотрудничество со Светланой Басковой. Она сняла фильм «За Маркса…», и Сергей сыграл в нём главную роль – активиста профсоюза и бригадира литейного цеха. В период экономического кризиса, после череды увольнений, на заводе разросся конфликт между руководством и рабочими. К концу фильма среди профсоюзных активистов живым остался только герой Пахомова, он же и убил директора завода. В 2013 году картину показали на Берлинском кинофестивале. На фестивале «Белый слон» фильм одержал победу в номинации «Событие года», а также номинировался на главную награду «Кинотавра» в 2012 году.

В 2014 году состоялась премьера криминальной комедии Романа Каримова «Всё и сразу», режиссёр пригласил Сергея Пахомова на роль дяди главного персонажа Тимы. В этом же году Валерия гай Германика сняла Сергея в небольшой роли сторожа в своём новом фильме «Майские ленты».

Пахома также можно увидеть в театре «Школа современной пьесы», где он работает в жанре стендап-камеди. Это вид комедийного искусства, когда артист выступает перед живой аудиторией, разговаривая напрямую со зрителем. В репертуар Сергея входят комические монологи и лекции.

Работа в глянцевых журналах

В 2000 году Пахомов устроился на работу в издательский дом «Hachette Filipacchi Shkulev». На тот момент всё это казалось ему очень далёким – компьютеры, структуры модных глянцевых журналов. При этом нужно было вести двойную жизнь: днём держать в голове концепцию журнала, а вечером идти на съёмки к Басковой. Но такая занятость шла ему на пользу. Уже в скором времени Сергей стал не просто сотрудником издательского дома, а арт-директором глянцевых журналов:

  • «Elle Декор» (2002-2007);
  • «Marie Claire» (2008-2009);
  • российская версия журнала «Elle» (с 2009).

Телевидение

В 2015 году Сергей стал участником проекта «Битва экстрасенсов» на телевизионном канале ТНТ.

Многие сразу сомневались, что у него есть дар ясновидения, думали, что Пахомов пришёл на программу для поднятия своего имиджа. Но дед Пахом (такой он выбрал себе псевдоним для проекта) уверял, что обладает уникальными способностями ещё с детства. Будучи ребёнком, он давал людям странные советы, они действительно помогали и сбывались, после чего к нему стали обращаться за помощью.

Дед Пахом – это некий собирательный образ русского простофили, который не стрижёт ногтей и не вытирает носа. Вообще главной идеей жизни Сергея является величие через убожество. Он понимает и любит в окружающем мире всё убогое, некрасивое и уродливое за то, что оно прекрасно. Не каждому дано так видеть, думать и понимать.

По словам деда Пахома, он входил в состояние, когда логика отключалась, а наступало некоторое контролируемое безумие. В этот момент он как бы наблюдал со стороны за тем, что происходило. В первом же выпуске программы он два раза безошибочно определил среди множества машин именно ту, в багажнике которой был спрятан человек. Вёл он себя при этом не совсем адекватно: прыгал, бегал трусцой, кряхтел и даже стоял, как цапля, на одной ноге. Тем не менее это помогло ему отыскать человека.

Сергей провёл в «Битве экстрасенсов» шесть выпусков, а потом принял решение покинуть проект, объяснив это тем, что захотел сделать доброе дело. В социальных сетях тогда начались стихийные акции протеста с просьбой вернуть Пахома.

Продюсер «Битвы экстрасенсов» Мария Шайкевич говорила о Пахоме, что это гиперчувствительный человек. Никто не хотел, чтобы он ушёл с проекта, наоборот, все пророчили ему победу. На телевизионном канале подтвердили, что Сергей действительно был фаворитом и у зрителей, и у жюри. Когда проходил зрительский опрос, он набирал 50 % голосов, опережая ближайшего соперника в три раза.

В феврале 2017 года Пахомов принял участие в одиннадцатом сезоне развлекательного шоу на канале ТВ-3 «Человек-невидимка» в качестве гостя-селебрити. По сюжету передачи гость находится в отдельной комнате, а в студии шесть экспертов (психолог, хиромант, гадалка, криминалист, маг и шаман) пытаются угадать, кто находится в тайной комнате. Для этого они могут пользоваться личными вещами гостя, его отпечатками пальцев, волосами, оттиском зубов, и даже детскими игрушками.

Сергея Пахомова по-разному воспринимают в московской тусовке. Как только его не называют: культовым актёром, скандально известным персонажем, буйным скоморохом в завязке, социальным феноменом, человеком-ренессансом. Но все неизменно сходятся в одном, что ему свойственны две главные характеристики – идиотизм и абсурд.

Творчество Пахома – это наглядная демонстрация дерзкой попытки выйти за грани общедозволенного, сломать шаблоны. При этом его никак нельзя назвать душевнобольным. Наоборот, он человек умный, крайне расчётливый и по-настоящему успешный.

Сам Сергей не считает, что в его способностях есть что-то сверхестественное. Он утверждает, что такой талант может обнаружить в себе каждый человек. Надо лишь выйти за обрисованные обществом рамки, открыться миру, и тогда мир откроется тебе в ответ. Как только человек сумеет по-настоящему отрешиться от всего мирского и стать частью Вселенной, сразу же сможет понимать происходящие в ней процессы.

Личная жизнь

Личная жизнь Пахома, как и творчество, полна абсурда. В интервью он говорит по-разному. То он не женат, потом уже воспитывает приёмного сына, в следующем заявляет, что есть жена и родные дети. По последней информации, которую он обнародовал в 2013 году, Сергей Пахомов официально женат на Елене Токаревой, работавшей ранее главным редактором журнала «ELLE Декор».

В популярном телевизионном проекте, участники которого соревнуются в экстрасенсорных способностях, встречаются люди неординарные. Но даже на этом фоне некогда выделился Пахом Юродивый. Биография художника, актера, музыканта и одного из участников «Битвы экстрасенсов» - тема статьи.

Настоящее имя этого человека - Сергей Пахомов. Но всем известное прозвище его не смущает. Более того, он неоднократно себя представлял именно как Пахом Юродивый.

Биография

Герой этой статьи родился в Москве. В детстве занимался музыкой, но в дальнейшем предпочтение отдал рисованию. Стоит сказать, что разносторонней личностью является Пахом Юродивый. Биография его - тому подтверждение.

После окончания школы Сергей поступил в художественно-промышленное училище, а в середине восьмидесятых возобновил занятия музыкой. В армии не служил Пахом Юродивый, биография его включает небольшой период пребывания в психиатрической лечебнице.

Живопись

В студенческие годы Пахомов увлекся иконописью. Этот вид искусства, наряду с живописью, стал на многие годы его основным занятием. Впрочем, творчеству художника не мешали занятия спортом. В середине восьмидесятых принимал участие в различных выставках. В живописи он преуспел. И уже в начале девяностых имел возможность посетить США и Австрию.

В Европе и Америке Пахомов не только выставлял свои работы, но и учился у известных мастеров новым техникам живописи.

Кино

Биография Пахома Юродивого чрезвычайно насыщена. Помимо того, что он занимается живописью и музыкой, он некоторое время исполнял обязанности арт-директора в одном из глянцевых изданий. Также он снялся в нескольких фильмах.

Эпатажный режиссер предпочитает работать не только с профессиональными актерами, но и с теми, кто оказался на съемочной площадке случайно. Пахомов сыграл эпизодическую роль в сериале «Школа». Он принял участие и в другом нашумевшем проекте Гай Германики. Но в кино этот человек к тому времени был уже не новичок. Известность ему принесла роль в фильме «Зеленый слоник».

Почему юродивый?

Прозвище, под которым известен человек, было создано задолго до участия в популярном шоу. Многие современные люди полагают, что «юродивый» - это синоним к словам «сумасшедший», «безумный». Однако это не так. На Руси юродивыми людьми называли тех, кто обладал сверхъестественными способностями, полным отсутствием интереса к вопросам материальным. Последняя особенность воспринимается и сегодня как некое психическое отклонение. «Юродивый» синоним к слову «блаженный». Наделить актера и успешного живописца таким определением едва ли можно. Скорее прозвище Сергея Пахомова - часть образа.

Экстрасенс

Известность пришла к Сергею Пахомову до выпуска шестнадцатого сезона самой мистической телепрограммы. Однако популярен он был лишь среди завсегдатаев определенных интернет-форумов. Когда же на телевизионных экранах появился экстрасенс Пахом Юродивый, биография его начала вызывать особенный интерес.

Гости шоу были поражены внешним видом нового участника. Выглядел Пахомов как маргинал. Когда же экстрасенс приступил к делу, поразились даже видавшие виды сотрудники проекта. Пахом удивлял не столько превосходными результатами, которыми заканчивалось каждое испытание, сколько своими методами.

Познать неизведанное ему помогал причудливый танец. Ведущему же в начале состязания Пахомов представился как «экстрасенс юродивый, вступающий сознательно в состояние транса». Несмотря на то что участник битвы предупредил, что практика его напоминает безумный танец, и сотрудник шоу, и гости были весьма удивлены, увидев «пляшущего старичка». Впоследствии у Пахома появилось немало поклонников. Однако, к их сожалению, «юродивый» покинул проект.

Если вы смотрели «Битву экстрасенсов», наверняка вас мог привлечь добродушный и чудаковатый экстрасенс Сергей Пахомов - как попасть на прием к нему, хотят узнать многие. Тем не менее, это мало кому пока что удавалось сделать.

В статье:

Как попасть на прием к Сергею Пахомову

Но, даже учитывая огромное количество поклонников, Пахом не стремится пойти по стезе экстрасенсорики и эзотерики. Похоже, что свой дар он ни в коем случае не хочет превращать в источник дополнительного заработка. А других занятий у странного мужичка хватает - он снимается в фильмах, рисует картины и даже является арт-директором нескольких современных глянцевых журналов. Подробнее о других занятиях вы сможете прочитать в отдельной статье, посвященной .

Где живет Сергей Пахомов

Информация о том, где живет Сергей Пахомов, также является недоступной для простых обывателей. Несмотря на огромное количество поклонников, дед не спешит становиться чересчур публичным лицом и лишь иногда появляется на разнообразных фестивалях. Многие современные деятели искусства отмечают, что Пахома часто можно встретить на закрытых и небольших творческих вечеринках, посвященных современному искусству.

Тем не менее, чудо-дед Пахом проживает сейчас в Москве - в том городе, где он и родился. Однако он практически всегда находится в разъездах, а точное его место жительства практически никому не известно.

Впрочем, найти его не слишком сложно - достаточно лишь посетить любое из его мероприятий, которые весьма громко анонсируются в определенных кругах поклонников современного искусства. Следует отметить, что дед Пахом - очень отзывчивый человек, никогда не чурающийся общения со своими почитателями, поэтому вместо того, чтобы думать о том, как попасть на прием к Сергею Пахомову, вы можете просто прийти на любое из его мероприятий - будь это выставка, стенд-ап-выступление или музыкальный концерт.

Контакты экстрасенса Сергея Пахомова

Неизвестно, будет ли публиковать свои контактные данные для широкой аудитории Сергей в будущем, однако, сейчас их нет нигде. Стоит отметить, что этот экстрасенс не имеет никакой официальной страницы ни в одной из современных соцсетей, а за него выдают и выдавали себя задолго до шоу другие люди с целью развлечения или же, особенно после потрясающих успехов Пахома - с целью мошенничества.

Есть возможность найти контакты экстрасенса в различных артхаус-заведениях Москвы или Петербурга, однако, далеко не факт, что вам это удастся с первого раза, так как экстрасенсорный дед не очень любит, когда его тревожат незнакомые ему личности.

В целом, можно сказать, что в качестве экстрасенса Пахом еще не заявлял о своей открытой для всех практике, однако, при желании, найти его и добиться личной встречи с ним будет намного легче и дешевле, чем с большинством других, даже менее талантливых участников «Битвы Экстрасенсов».

Вконтакте

Фотография: Иван Кайдаш

Вы, должно быть, слышали: Сергей Пахомов, художник, музыкант, актер, арт-директор, мем и просто незаурядная личность (как он сам говорит, «… проссышь, кто я»), теперь еще и юродивый экстрасенс Дед Пахом. Сергей пришел на ТНТ на шестнадцатый сезон «Битвы экстрасенсов», прошел ряд испытаний и добровольно покинул программу, уступив место дуэту Иоланты и Россы, против которых проголосовало жюри. Под прицелом камер Дед Пахом объяснил свой поступок желанием сделать доброе дело. За шесть серий Пахома узнали в лицо порядка десяти миллионов россиян - рейтинги шоу сравнимы разве что с показателями новогоднего поздравления президента. Пахом рос в неполной семье. Отец, профессор-микробиолог, расстался с мамой, когда Сергей был еще ребенком. В детстве у Пахомова были галлюцинации и видения, он мог проплакать шесть часов от одной мысли о смерти матери. «А у меня все переживания в жизни были. Я что подумаю, то и переживаю. Когда ребенок один в семье, это говорит о болезненности. Я все пытаюсь эстетизировать, ее в том числе. Это хороший инструмент для познания мира: через страдание, через психоз. Но болезненность у меня всегда на грани маскарада, что важно. Потому что, конечно, я за жизнь, а не за смерть», - мы встретились с Пахомовым через неделю после показа последнего выпуска «Битвы экстрасенсов» с его участием. «Дед Пахом - это собирательный образ. Такая мифологема русской культуры, некий простофиля, не вытирающий носа, не стригущий ногтей. Глас народа», - объясняет Сергей. О Сергее рассказывает Мария Шайкевич, бессменный продюсер передачи «Битва экстрасенсов»: «Он человек гиперчувствительный, а что это, как не экстрасенс? Мы не хотели, чтобы он уходил. Прочили ему победу». Источник на ТВ подтвердил, что Пахом был фаворитом как у жюри, так и у зрителей: по опросам, он набирал 50% голосов, в три раза опережая ближайшего преследователя. Я интересуюсь у Пахома, видит ли он как ­медиум свою собственную судьбу. «Конечно. ­Такое ровное озарение. Это называется манией величия».

В живописи Пахомов колеблется между абстракционизмом, иконописью и лубком: «Мне нравится псевдометафоричность, псевдобанальность, подобие чего-то, нечто, похожее на проблеск мысли, но именно что похожее, потому что так оно становится многозначительнее»Фотография: Иван Кайдаш 6.32. Суббота. Крым. «Good morning, Great Moloch», - приветствует меня Сергей Пахомов на пустыре в пяти шагах от центральной площади Балаклавы. Времени в обрез. Сергей начал утро с кофе и последнего альбома Ариэля Пинка; в машине предлагает перекусить жареной барабулькой художник Владимир Ярин, так же как и Пахомов, работающий на съемках нового сериала Валерии Гай Германики «Бонус». В череде фантастических метаморфоз Пахома закинуло сюда художником-постановщиком. По дороге спрашиваю Пахомова, что их объединяет с Германикой. Стилистика кабаре? «Наверное, да. Когда я жил в Берлине, то ходил в старые кабаре, впитывал в себя музыку Клауса Номи. С Германикой нас объединяет сила и беспомощность. Или сила беспомощности. Мне близка идея величия через убожество», - поясняет он. Пахомов обращает мое внимание на сходство лоскутного утепления хрущевок с картинами Пауля Клее, оживленно рассказывает о съемках «Шапито-шоу» в Симеизе, но, когда разговор сходит с накатанных рельс светской беседы, внезапно серьезнеет: «В искусстве можно идти в сторону совершенства. А можно идти обратно, в разрушение. Но и там надо искать свои ритмы, свою логику распада, уметь выявлять цикличность». Речь заходит о «Зеленом слонике» - артефакте девяностых, глубоко метафоричной камерной драме, против задумки авторов ставшей за последние годы настоящим интернет-хитом. «Он мог быть снят только в той дешевой стилистике; я понимаю и люблю все уродливое, убогое и некрасивое. Потому что оно прекрасно», - голос Пахома дрожит, а на глаза вот-вот навернутся слезы. В рассеянных лучах солнца, пробивающегося сквозь серые облака, он похож на большого ребенка.

Другое важное впечатление детства Пахомова - лубок, понятый как своеобразная картина мира. Это заметно по его живописи - яркие, контрастные цвета, грубая, но меткая начертательность, повсеместные надписи - от вполне ясных до абстрактных и самодостаточных. «Барин-гомосек», «Свобода, равенство и братство, обожаю прикасаться», «Соф Яоц Зююл». Впервые его показали по телевизору в конце восьмидесятых в передаче «Взгляд» именно в качестве живописца. Он продавал свои картины на улицах Москвы, а в начале девяностых отправился в затяжное путешествие: разрисовывал Берлинскую стену, дружил с парижской богемой и получал гранты в Нью-Йорке. Судя по всему, ему действительно сопутствовал успех: Пахомов участвовал в знаковых коллективных выставках восьмидесятых, а в нулевые у него сложилась так и вовсе блестящая галерейная история. Чего стоит инцидент с приобретением Saatchi одной из монументальных работ художника - «Я Пахом» - шестнадцати деревянных досок с одинаковой надписью, объединенных в гигантское панно. Живопись, видео, фотографии, да и сама жизнь Пахома явно подвержены принципам серийности. Взять «Blaue Hand» - инсталляцию в Берлине, состоящую из трех сотен снимков руки Пахома в синей перчатке, попадающей в интересные жизненные ситуации. «Я вообще сторонник банальности. Знаешь, мне нравятся люди, которые анекдоты рассказывают, а лучше один и тот же анекдот. А идеально, чтобы человек вообще одно слово выговаривал, - мы сидим с Пахомом в кафе. - Вот мечтал я о таком человеке, а потом деревянный герой появился в американском фильме, он там говорил: «Я - Грут». Сейчас уходит шелуха и остается только «я - Катя», «я - Петя», «я - Джон». Больше ничего. Потому что песен много, червей много, войн много - всего много. Материальные ценности уходят. Хотеть уже не важно, делать - тоже. А вот момент идентификации важен». Сергей Пахомов не скрывает, что воспринимает жизнь как творческий акт, а биографию - как произведение искусства. Такой подход соотносится с установками позднесоветских нонконформистов - Мамлеева, Пригова, Сорокина, Зверева. Со многими из них он пересекался в молодости. «Надо просто понимать, откуда мы вышли, куда мы движемся», - Сергей доедает лапшу, а вокруг нас в крошечном кафе шушукаются люди. Хорошо слышно слова «Пахом», «битва» и «слоник».


Одно из главных достижений Пахомова - выработка узнаваемого образа, на который оборачиваются люди: «Во времена распутицы я создал собственный мир со своими демонами, все как в хорошей японской манге. Потому меня так любят подростки, потому что я для них знакомый герой, такой срущий веселый дедушка да еще и колдун. Это цельная картинка, которую можно брать и вставлять куда угодно - от рок-оперы до документального фильма»

Фотография: Илья Батраков


Фотография: Илья Батраков

10.30. Суббота. Симферополь, вокзал. Ни к кому из тех, с кем мне довелось общаться на протяжении своей карьеры, не подходило столько людей за автографом или просто с вопросом, сколько к Сергею Пахомову. Он беспрекословно расписывает чужие блокноты и встает под прицел камер смартфонов. «Мой знакомый из Голландии сделал вазу из козявки. Сидел утром, палец в нос засунул, вытащил - ему форма понравилась, он ее оцифровал на сканере, и отличная ваза получилась. Его Марсель Вандерс зовут, компания Moooi», - рассказывает Пахом о современном дизайне ошеломленным пятидесятилетним сотрудницам вокзала и паре полицейских. 10.40. Там же. «Нужно играть с собой по-настоя­щему. Риск - это очень важная вещь, к нему нужно быть открытым. Но много грустного случается. Это страшно, когда люди взлетают, а сказать миру ничего не могут. Они не плюют божественным плевком в будущее. Нельзя посылать инопланетянам, к сожалению, песни Лаэртского. Они не дают полную картину. А вот если отправить им песни Лаэртского и Муромова, то картина станет уже полной. А что же мешает быть мне и Муромовым, и Лаэртским, а еще и всем пространством между ними? Амбициозные задачи должны быть. И божественную харкотину для плевка надо все время готовить», - воспользовавшись перерывом в съемках, рассуждает Пахомов, прихлебывая чай из пластикового стаканчика. Правая рука Пахомова, Игорь Гембель, которого с легкой руки начальника пол съемочной площадки зовет Геббельсом, начинает рассказывать, что от фтора закрывается третий глаз, поэтому зубы нужно чистить порошком. «У нас тут все больные на площадке. Все … [со сдвигом]. Здоровые не нужны», - отпускает на ходу Пахом. 10.55. Там же. Погрузка в поезд Симферополь–­Севастополь, в вагоне-ресторане которого должны продолжиться съемки. Германика и Пахомов едут в купе. Тронулись. Команда «Мотор» откладывается, откладывается, откладывается - в какой-то момент арт-директор и режиссер начинают хором петь «Этот поезд в огне». Состав ползет, нарушая все мыслимые законы о минимальной скорости движения, за окном тянутся сталкеровские пейзажи. Сергей тщательно чистит рукав куртки от обнаруженного пятнышка. Для человека со столь оголтелым образом жизни он на редкость хозяйственный. «Я люблю шутки. Но мне как любителю изящества абсурд кажется более тонким, чем прямолинейный юмор. Шутка, не похожая на шутку, что-то такое», - повествует Сергей. 11.40. В вагон заходит заместитель генерального директора телеканала «Дождь» Алексей Казаков, одетый в костюм проводника. Отпустив несколько комплиментов Германике, он начинает подкалывать Пахомова тем, что «сцена не выстроена». «Кто выстраивает-то? Все уже сделано давно! Нерукотворность - наш принцип, понял? Вот как Крым, он нерукотворен», - машет рукой Сергей. Однако вскоре Пахомов заводится и грозит команде «бахнуть по башке молотом Тора». Впрочем, уже по всему понятно, что он не Тор, а Локи, бог лукавства. Германика делится печалью по поводу угнанного в Москве автомобиля. «Я новый хочу. Написала в «Фольксваген», я же Германика, чтобы они дали. И в «Шкоду» написала - на Октавию (имя дочери Валерии. - Прим. ред.). Второго ребенка Мерседесом назову», - хлопает себя по животу режиссер.

Одной из вех партизанской борьбы Сергея Пахомова оказалось его трудоустройство на руководящие посты в крупнейших глянцевых изданиях. «Это так далеко от меня было на тот момент, вся структура, компьютеры эти - мне было интересно с нуля начать. И при этом вести все время двойную жизнь, днем концепцию журнала в голове держать, а вечером идти сниматься у Басковой», - не устает объяснять Пахомов. Главным занятием Пахомова в нулевые был стендап, странный, как речи Поехавшего из «Зеленого слоника». Чтобы посмотреть на перформансы Пахома, каждый вторник богемные круги Москвы забирались по отвесной пожарной лестнице в неотапливаемое помещение за театром «Школы современной пьесы», переоборудованное ресторатором Аркадием Зельцером то ли в офис, то ли в частный клуб. «Сами перформансы могли длиться по две минуты, когда Пахом упоротый мог что-то проорать, удариться лбом об стену и упасть. Но после он вставал, отряхивался, выходил в народ и как ни в чем не бывало вел изящные светские беседы», - смеется главный редактор отечественного Rolling Stone Александр Кондуков. Главный редактор издательства Ad Marginem Михаил Котомин вспоминает: «Меня поражал его драйв. Было холодно, но Пахомыч в сорокинских нарративах разогревал себя настолько, что в какой-то момент скидывал тулуп и оставался в трусах, не замечая происходящего вокруг». Манера Пахомова была, с одной стороны, ­сфомирована трамвайными скандалистами, городскими сумасшедшими, уличными проповедниками, а с другой - поэтом-концептуалистом Дмитрием Александровичем Приговым: «Он умел смотреть на себя со стороны во время выступления. Маленький Пригов управлял большим. Как любой перформансист мирового значения, Пригов понимал, что он не может отпустить экстаз полностью. Неконтролируемое безумие попросту неинтересно». Сам Пахом - как имя, как кристаллизовавшийся образ - появился в 2005 году, во время первого, краткосрочного опыта сотрудничества с ТНТ. «Мы хотели попробовать превратить Пахома в анти-Гришковца. Но Пахомыч развернул это в другую сторону: мы по его просьбе купили ванну, из которой он собирался вещать, заказали неоновую надпись «Пахом-ТВ». Была договоренность, что он не будет материться, но, естественно, когда он вошел в свое состояние, про запрет забыл, и пилот так и лег на полку студии», - рассказывает Котомин. Своими соображениями делится сын Павел: «Пахомов - это впитывающий организм, а Пахом - извергающий. Пахом не способен к социальной жизни, он живет в царстве полного абсурда, а Сергей может еще вопросы бытовые решать. Но мне кажется, что Пахом постепенно поглощает Сергея Пахомова. До абсолютного может дойти». Кондуков не пропускал тогда ни одного выступления Пахома: «Это духовызывательские психоделические истории, как у Питера Мерфи и Марка Алмонда, таких иконообразных страстотерпцев. И он в некотором роде был одним из них. Он всегда фигурировал на пограничной территории, он мог уйти вечером за выпивкой и вернуться без зубов. Меня это и тянуло - мужчины вообще стараются общаться с теми, от кого идет такой хороший дух опасности», - в голосе Кондукова ­скользит легкая грусть. Спрашиваю Пахомова, как ему удалось отойти от разрушительного образа жизни: «Я пил каждый день в течение 30 лет. А физика сдает, надо промывки всякие, прочистки, больнички, мне лень. Я подумал, лучше я не буду пить, лучше мне будет … [насрать] - и все. Я без башни. Я как вор в законе, без башни. Я свободен. Я могу пить, могу не пить, могу быть алкоголиком, могу не быть. А могу не мочь. Все могу. Ну чтоб было интересно, главное. Чтоб движуха была».

«Мне нравится пре­небрежительно относиться к деньгам. То есть их … [вступать в сексуальную связь], мне нравится. … [вступать в сексуальную связь] деньги. Важный момент. Чтоб они стонали». Последние пятнадцать лет работы Пахомова пользуются хорошим коммерческим спросомФотография: Иван Кайдаш 9.40. Воскресенье. Дорога до Ялты в микроавтобусе Гембеля. Зачитывается новость, что Сергей попал в список выдвинутых общественностью кандидатов в депутаты Госдумы от Омской области. На ум приходит недавняя история с перезапуском «Кинопоиска», когда недовольные редизайном пользователи стали в знак протеста выводить «Зеленого слоника» в топ лучших фильмов в истории кинематографа. На момент сдачи номера в печать рейтинг «ЗС»составлял 9,1 с почти тридцатью тысячами проголосовавших. Это больше, чем, например, у фильма «Летят журавли», 71-е место в списке. В топ-250 фильмов «Слоник», тем не менее, отсутствует. Компания «Яндекс» отказалась от комментариев. Пахом привык, что его имя становится синонимом мягкого неповиновения системе. «Я представляю людям симпатичный инструмент. Я ввожу его в мейнстрим как аррогантный элемент, а мейнстрим покрывается сколами и трещинами изнутри», - говорит он, пока мы подъезжаем к строению, которое надо превратить в дом бабушки главной героини «Бонуса». Владимир Ярин показывает на айпэде референсы, отрисованные Пахомом в его фирменном гро­тескно-иконописном ключе. С домиком, к которому мы подъехали, явно придется повозиться: искомой волшебности в нем ни на грамм, обычный кондо на берегу моря, построенный людьми, недалеко ушедшими из карикатурного мира новых русских. Для Пахомова неполное соответствие референсу - это не проблема, а задача. Вскоре начинают сыпаться реплики вроде «белый, светящийся голубизной, или белый матовый?» и предложения сделать дерево из линолеума, камень - изо льна, а железо - из пластика. 12.40. Мисхор. Разобравшись с делами, стоим и курим на серпантине. То, что он делает, Пахом называет диджеингом: настройкой на несколько волн сознания и выходом в транс. Горло холодит то ли от холодного ветра, то ли от мысли, что для того, чтобы разобраться в этом человеке, надо писать не журнальную статью, а монографию. «Я считаю, что сейчас в мире этом нашем перемешанном, где царит страшный миксер, который все перемалывает, где нельзя взять баклажаны и их порезать ножичком аккуратно. В этом мире, чтобы быть, надо быть таким, как я, во всех ипостасях», - когда Пахом начинает разговаривать цитатами из своих же знаменитых стендапов, становится и вовсе не по себе.

Музыкант Сергей Пахомов снискал меньшую известность, чем художник и уж тем более медиум, но и здесь он нашел свой стиль. В хтонической природе его музыкальных спектаклей сложно усомниться - когда в Москву в первый раз приезжали «4 позиции Бруно», второй группой в этот вечер стояли «Пахом и Вивисектор», и было четко видно, что оба коллектива хотят забраться именно на темную сторону луны. Музыкой Сергей занялся еще в начале восьмидесятых. Его первая группа «Дзю Ом» задумывалась как ансамбль душевнобольных. На одном из немногих оставшихся от «Дзю Ом» видео участник группы Берендей декламирует следующий стих: «Три колбаски из говна/Обывателю за ворот,/Музыка моя нужна/Лишь художникам да ворам». Немногие свидетельства о «Дзю Ом» приводят хиппи-сайты. «Да, мы же все хиппи. Но мы все равно там были чужаками, мы были такие боевые хиппи, которые могут в морду дать, на нас многие косо смотрели. Мне важно выламываться из контекста. Когда ты знаешь правила, ты можешь их изящнее нарушать», - раскладывает по полочкам Пахомов. Музыке он учился сам - благодаря маме Сергей часто бывал в Консерватории и в Большом театре, а о его осведомленности говорит то, что в семнадцать лет ему попала пластинка Терри Райли. В восьмидесятые он был уже достаточно известным художником и мог покупать сам себе не только редкие записи, но и драгоценные инструменты - свои любимые конги он брал как у Давида Тухманова, так и у безвестных гаражных Кулибиных. «А на перкуссии тогда никто не играл, это тоже был своего рода нонконформизм. Вообще, легко играть антимузыку, если ты ее много слушал. Мы делали пародию на авангард, он считался капиталистическим говном тогда, но, по сути, это был максимальный панк - играли до последнего зрителя. Часто во всяких странных местах, в холлах, на улицах, посреди публики на чужом концерте. Нас били, вызывали милицию. Помнится, музыкальный критик Татьяна Диденко кричала: «Хулиганы, хулиганы!» А через три дня позвонила мне и сказала, что до нее дошло, что это был охренительный концерт», - посмеивается Пахомов. Рассказывает Михаил Вивисектор: «Наши выступления обычно начинались под пьяные крики и звон бокалов. Но когда мы в середине делали паузу с тишиной, то было слышно, что никто не пьет ничего, все сидят молча, уткнувшись в сцену. Он умеет взять под контроль толпу даже самых неадекватных людей, затащить их в свое кино». Михаил пересказывает историю, как они с Пахомовым ехали с гастролей из Эстонии и российские пограничники при проверке документов подняли всех на уши, заставили вставать и приседать, сличая лица с фотографиями. Единственным человеком, которого не тронули и даже не попросили предъявить паспорт, был Пахом. «Они чужды мистике, совершенно дубовые солдафоны, их нельзя заподозрить во внушаемости. А он их сделал в один момент, - горячится Вивисектор и следом озвучивает еще одно предположение, почему Дед Пахом ушел из «Битвы экстрасенсов»: - Я ожидал от него чего-то подобного. Потому что он мастер по выкидыванию таких фокусов. Он не может идти по прямой. Он не может как все».

16.21. Воскресенье. В автобусе. «Все из моего детства идет, из сознания фантазийного. Приятно быть резидентом, шпионом таким, менять все постоянно. Почему? Это из-за воображения, из ужасного страха смерти - желание прожить еще какую-то жизнь, а лучше - много жизней. Я понимаю тех, кто меняет пол, потому что им хочется получить новый опыт в другом теле. Еще раз найти себя».