Отзыв о картине голубая весна. Василий Николаевич Бакшеев. Голубая весна. Урок " Описание картины «Голубая весна» В.Н. Бакшеева"

Красивая картина с красивым названием. Почему весна голубая, а не зеленая? Это ведь цвет зелени. Обычно весна всегда ассоциируется с молодой зеленью. Думаю, что просто зелень-то ведь появляется не сразу. А вот небо такое голубое-голубое только весной.

На картине как раз много голубого неба. Конечно, тут и зеленая трава, и синие ручьи и молодые березки, на которых ещё почти совсем нет листьев… А небо за ними такое яркое, высокое!

Цвета картины такие лёгкие, прозрачные, но в то же время яркие и оптимистичные. Очень красиво!

Березы будто расступились перед весенним ручейком. Наверняка, каждый год здесь он и течёт – уже создалось русло. Такая маленькая весенняя речка.

Слева видна темная зелень постоянных елок. А вот на березках листьев ещё совсем мало. Может быть, что эта весна выдалась холодной. И например, это конец мая, когда всё должно уже цвести, быть давно зелёным, а тут только первые листочки появляются.

Мне картина нравится очень. На неё приятно смотреть, она навевает хорошие мысли. Сразу вспоминаешь прогулки в лесу – весной тоже. Главное – не замёрзнуть, так как весеннее солнце очень ещё обманчиво: ни воздух, ни земля ещё не прогрелись. Но гулять после долгой зимы очень приятно. Здорово смотреть на первую листву-траву, на подснежники, на ручьи. Слушать первых птиц. И знать, что скоро лето – каникулы!

Но весенние каникулы тоже есть. Я их тоже очень люблю.

На картине я не могу разглядеть пока ни одной птички или мышки. Конечно, нет тут и людей. Только деревья… Наверное, прохладно ещё – первый погожий день той весной. А весна эта могла быть и в этом году, и десять лет назад, и век даже. Хорошо, что художник сохранил для нас это прелестное состояние прозрачного воздуха, эту свежесть, молодость природы…

Я представляю это не только картиной, но и сюжетом для фото-обоев. Почему нет? Картина лучше, чем просто фотография. Столько мастерства, сил вложил художник. И не факт, что он видел именно этот пейзаж, ведь он мог объединить всё самое лучшее, что видел весной. Всё собрал лучшее за много лет (что-то даже додумал) и создал такую красивую картину!

Картину я с удовольствием покажу друзьям и родным, очень по-весеннему.

2, 3, 8 класс.

Несколько интересных сочинений

  • Твір роздум Справжній друг

    Дружба - це невід"ємна частина життя кожної людини. Мабуть, не існує людини, яка не мала би друзів. Дружба дуже допомагає в житті кожному, скільки б друзів в тебе не було. Але який сенс треба вміщувати

  • Анализ рассказа Зощенко История болезни

    Произведение является комедийный рассказом, основной темой которого становится насущная проблема человеческих взаимоотношений, описанная на примере обычного больничного заведения.

  • Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов сравнительная характеристика сочинение

    Свое произведение “Отцы и дети” Тургенев И.С. создал в то время, когда поднялись вопросы об упразднении крепостного права, в то время, когда начались споры между демократами и либералами

  • Сочинение Понтий Пилат и Иешуа (встреча, разговор,спор, диалог) в романе Мастер и Маргарита

    В романе «Мастер и Маргарита» Михаила Афанасьевича Булгакова не так уж много строк, посвященных событиям связанных с Иешуа Га-Ноцри и Понтием Пилатом. Но именно эти несколько глав становятся основой

  • Образ и характеристика Василисы Егоровны Мироновой в романе Капитанская дочка

    Казалось бы, крепостью управляет комендант Иван Кузьмич, но только номинально. На самом деле мы видим как бразды правления Белгородской крепостью тайно располагаются в руках Василисы Егоровны Мироновой

Бакшеев Василий Николаевич (1862-1958)

В. Н. Бакшеев принадлежит к советским художникам старшего поколения. Его творческий путь начался в годы, когда создавали свои произведения корифеи русского реалистического искусства - Репин и Суриков, Левитан и Серов, Верещагин и Поленов. Бакшеев являлся участником выставок передвижников. Его товарищами были Архипов, Нестеров, К. Коровин, Юон и многие другие замечательные русские живописцы. Сначала Бакшеев работал как художник-жанрист, и лишь позднее, уже после Великой Октябрьской социалистической революции, его увлекла пейзажная живопись.

Таким образом, Бакшеев, как и некоторые другие мастера, участвовавшие в формировании советского искусства, самым непосредственным образом прикоснулся к живительному источнику демократического русского искусства второй половины XIX - начала XX века.

Творчество мастеров старшего поколения во многом определило лицо нашей пейзажной живописи. Образ Родины выступает в их произведениях не как поверхностное описание тех или иных мест, а как взволнованный рассказ о бесконечно прекрасной природе, дарующей человеку силы, вселяющей в него светлые и радостные надежды, как переживание глубоко чувствующего человека.

Таково искусство Бакшеева-пейзажиста. Его картины отличаются правдивостью в передаче натуры, нежной любовью к русской природе. В них много покоя и глубокой сосредоточенности, проникновенного внимания к изображаемому. Больше всего он любит весенние и летние дни, когда природа предстает во всем богатстве красок и жизненной трепетности. Мотивы пейзажей Бакшеева отличаются скромностью, но художник и в самом простом видит большое поэтическое содержание.

С большой проникновенностью выразил Бакшеев свое отношение к природе. Он писал: "Когда бродишь среди природы, видишь в поле, в лесу, в облаках движение, все дышит, все живет, и как ясно, просто это явление жизни! Сколько блаженства, счастья видеть летом, как солнце заливает своими лучами поля, леса, воды и небо! Запах земли, аромат леса - какое это очарование! Появляется страстное желание передать это на холсте. Передать проявление жизни, ее трепет. Вот тут-то и приходится переживать ряд очарований и разочарований. Трудно, ах как трудно передать, что видишь и что чувствуешь. Но зато какое высокое наслаждение испытывает художник, когда ему удается дать на холсте кусок настоящей жизни".

Слова Бакшеева хорошо раскрывают своеобразие его искусства - восторг художника перед лицом природы и вместе с тем какое-то особое, бережное к ней отношение. В его произведениях много ясности и чистоты чувства. Они покоряют своим глубоко эмоциональным содержанием. Эти черты в полной мере проявились в одной из лучших картин Бакшеева "Голубая весна" (1930).

Эта картина - глубоко прочувствованный рассказ о вечно юной природе. Прекрасно переданы здесь ясная голубизна небес, проглядывающих сквозь хрупкие, еще не зазеленевшие ветви, нежные розоватые стволы берез, пробуждающаяся к жизни земля, согретая первыми теплыми лучами. Художественный образ этого тонкого живописного произведения излучает покой. Вместе с тем в нем много бодрости, свежести, свидетельствующих о светлой, жизнерадостной душе художника.

Бакшеев не стремится поразить зрителя декоративной яркостью колорита или необычностью, эффектностью композиционного решения. Пространство спокойно уходит в глубь картины, что сообщает композиции уравновешенность и соразмерность. Группы деревьев первого плана словно не пускают зрителя углубиться в березовую рощу, задерживая его внимание, предлагая полюбоваться белизной стволов, их прихотливым, живым и трепетным рисунком.

Колорит картины усиливает общее настроение покоя, ясности и просветленности. Сочетание неуловимых оттенков голубых, розовых, палевых, золотистых тонов рождает чувство чистоты и свежести проснувшейся после долгого сна природы. С бесподобным мастерством сочетает Бакшеев желтизну прошлогодней листвы, розоватую дымку, окутавшую дальний лес, звонкую голубизну неба и чистую белизну деревьев. Эти четыре основных цвета, данные не локально, а с бесчисленным числом тональных переходов, создают звучный и вместе с тем тонкий и гармоничный красочный аккорд.

В картине "Голубая весна" Бакшеев выступает как верный продолжатель классической традиции русского реалистического пейзажа, представленного такими художниками, как Левитан, Саврасов или Остроухов. Но есть в этом произведении и нечто новое, свидетельствующее о том, что ее автор - живописец нашей советской эпохи. Это новое выражается в радостном приятии жизни, в светлом взгляде на окружающее. Картина Бакшеева полна надежд. Художник как бы утверждает ею свою веру в жизнь, в неиссякаемые животворные силы природы, в человека. Да, в человека! Хотя его нет в картине, но чувства и настроения, которые она выражает, исполнены гуманности, подлинной человечности. Березовая роща, изображенная Бакшеевым в самую прекрасную пору, в дни весны, словно зовет зрителя побродить среди деревьев, насладиться свежими запахами земли, подставить лицо нежным солнечным лучам. В этой близости к человеку и состоит огромное достоинство картины Бакшеева - подлинного поэта русской природы.


Дерево, масло. 44x57 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

С большой проникновенностью выразил Бакшеев свое отношение к природе. Он писал: «Когда бродишь среди природы, видишь в поле, в лесу, в облаках движение, все дышит, все живет, и как ясно, просто это явление жизни! Сколько блаженства, счастья видеть летом, как солнце заливает своими лучами поля, леса, воды и небо! Запах земли, аромат леса – какое это очарование! Появляется страстное желание передать это на холсте. Передать проявление жизни, ее трепет. Вот тут-то и приходится переживать ряд очарований и разочарований. Трудно, ах как трудно передать, что видишь и что чувствуешь. Но зато какое высокое наслаждение испытывает художник, когда ему удается дать на холсте кусок настоящей жизни».

Слова Бакшеева хорошо раскрывают своеобразие его искусства – восторг художника перед лицом природы и вместе с тем какое-то особое, бережное к ней отношение. В его произведениях много ясности и чистоты чувства. Они покоряют своим глубоко эмоциональным содержанием. Эти черты в полной мере проявились в одной из лучших картин Бакшеева «Голубая весна» (1930).

Эта картина – глубоко прочувствованный рассказ о вечно юной природе. Прекрасно переданы здесь ясная голубизна небес, проглядывающих сквозь хрупкие, еще не зазеленевшие ветви, нежные розоватые стволы берез, пробуждающаяся к жизни земля, согретая первыми теплыми лучами. Художественный образ этого тонкого живописного произведения излучает покой. Вместе с тем в нем много бодрости, свежести, свидетельствующих о светлой, жизнерадостной душе художника.

Бакшеев не стремится поразить зрителя декоративной яркостью колорита или необычностью, эффектностью композиционного решения. Пространство спокойно уходит в глубь картины, что сообщает композиции уравновешенность и соразмерность. Группы деревьев первого плана словно не пускают зрителя углубиться в березовую рощу, задерживая его внимание, предлагая полюбоваться белизной стволов, их прихотливым, живым и трепетным рисунком.

Колорит картины усиливает общее настроение покоя, ясности и просветленности. Сочетание неуловимых оттенков голубых, розовых, палевых, золотистых тонов рождает чувство чистоты и свежести проснувшейся после долгого сна природы. С бесподобным мастерством сочетает Бакшеев желтизну прошлогодней листвы, розоватую дымку, окутавшую дальний лес, звонкую голубизну неба и чистую белизну деревьев. Эти четыре основных цвета, данные не локально, а с бесчисленным числом тональных переходов, создают звучный и вместе с тем тонкий и гармоничный красочный аккорд.

В картине «Голубая весна» Бакшеев выступает как верный продолжатель классической традиции русского реалистического пейзажа, представленного такими художниками, как Левитан, Саврасов или Остроухое. Но есть в этом произведении и нечто новое, свидетельствующее о том, что ее автор – живописец нашей советской эпохи. Это новое выражается в радостном приятии жизни, в светлом взгляде на окружающее. Картина Бакшеева полна надежд. Художник как бы утверждает ею свою веру в жизнь, в неиссякаемые животворные силы природы, в человека. Да, в человека! Хотя его нет в картине, но чувства и настроения, которые она выражает, исполнены гуманности, подлинной человечности. Березовая роща, изображенная Бакшеевым в самую прекрасную пору, в дни весны, словно зовет зрителя побродить среди деревьев, насладиться свежими запахами земли, подставить лицо нежным солнечным лучам. В этой близости к человеку и состоит огромное достоинство картины Бакшеева – подлинного поэта русской природы.

Тип урока: Развитие речи.

Тема урока: Описание картины «Голубая весна» В.Н. Бакшеева

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями живописи как вида искусства, научить учеников собирать материал на основе картины и излагать его в виде сочинения.

Методы: слово учителя, беседа, работа с иллюстрацией.

Оборудование: иллюстрация.

Ход урока.

    Сообщение темы урока.

    Беседа о видах искусства и жанрах живописи.

Сегодня, ребята, мы познакомимся с вами с таким видом искусства как живопись. Но сначала давайте попробуем с вами выяснить, что такое искусство, и какие его виды вы знаете. Под искусством принято понимать художественное творчество в целом – литературу, архитектуру, скульптуру, живопись, графику, музыку, танец, театр, кино и другие виды человеческой деятельности. Как вы видите – все это искусство. Но сегодня мы будем говорить о живописи и ее жанрах.

Давайте вспомним, какие существуют жанры живописи.

Портрет – изображение человека или группы людей, в котором воссоздается облик какой-либо индивидуальности, но помимо внешнего сходства художник старается запечатлеть и духовный мир изображаемого человека.

Натюрморт – изображение неодушевленных предметов (утвари, плодов, битой дичи, букетов цветов, атрибутов какой-либо деятельности).

Пейзаж – вид, изображение местности; в живописи – этот жанр, в котором главным объектом изображения является природа, иногда виды городов или архитектурных комплексов.

Маринизм – изображение художниками, посвятившие свои произведения морской теме, в т.ч. морскому пейзажу – марине, жизни моряков и т.д.

Бытовой жанр изображение повседневной жизни.

Батальный жанр изображение войны и военных действий.

Художники-анималисты изображают на своих картинах животных.

Когда художник пишет картину, он располагает объектами на переднем, среднем и заднем плане, и это расположение подчинено определенным замыслам. Располагая на переднем плане, художник придает ему большую важность, а, казалось бы, недостаточно самостоятельные детали заднего плана, помогают в большей мере раскрыть сущность главной идеи.

    Информация об авторе картины «Голубая весна». Итак, сегодня мы познакомимся с вами с картиной русского живописца Василия Николаевича Бакшеева (1862-1958). Деятельность В. Бакшеева оставила глубокий след в развитии русской национальной культуры. Его произведения, правдивые и выразительные, проникнутые неподдельным чувством природы, вошли в фонд мирового искусства.

Без малого сто лет прожил В.Н. Бакшеев. Родился 25 декабря 1862 года (12 января) в Москве. В 1887г. окончил Училище живописи, получив диплом классного художника и Большую серебряную медаль за эскиз «Возвращение с богомолья». В течение своего пребывания в Училище В.Н. Бакшеев выставлял свои работы на ученических выставках, которые сразу были куплены известными ценителями искусства, такими как П.М. Третьяковым, Гатунгом и др.

В 1901-1902гг. выставлял на выставках «36-ти художников». Принимал участие на выставках в Париже, Риме.

1913г. – избран почетным членом Академии художеств.

В 1956году В.Н. Бакшееву было присвоено звание народного художника СССР.

В 1937, 1947, 1957 гг. устраивались персональные выставки в связи с его юбилейными датами.

Картины Бакшеева посылались на выставки: в Америку, Францию, Китай, Сирию, Египет, Новую Зеландию, Аргентину.

Наиболее популярные картины В.Н. Бакшеева:

    «Портрет матери» (1887) эти картины находятся в

    «Березовая роща» (1943) Львовской государственной картинной галереи

    «Летний вечер» (1935) – Киевский государственный музей русского искусства

    «Житейская проза»(1892-1893) эти картины находятся

    «Девушка, кормящая голубей (Любимцы)»(1887) в Третьяковской галереи

    «Голубая весна» (1930)

    «Перед грозой» (1949)

    «Весенний день» (1942)

    «Последний наряд» (1957)

Вот что говорит Бакшеев о своем творчестве:

«Содержание своих картин как пейзажных, так и жанровых я подмечал в окружающей действительности. Любил ходить по проселочным дорогам среди полей и лесов. Смотрел на облака, на их форму, на их цвет утром, днем, вечером. Наблюдал и изучал форму деревьев, их характер. И когда писал этюд, то старался найти в них самое характерное, хотелось найти в них одухотворяющее начало, чтобы было не только внешнее сходство, но чтобы в них было внутреннее содержание. Все свои картины я писал на основании виденного мною в окружающей жизни».

«Весна. Нигде нет снега, земля почти просохла. Все наполнено теплым душистым воздухом. Пахнет прелым листом, кое-где пробивается зеленая трава; по бокам проселочной дороги, по которой я шел, цвели кусты ивняка, издавая сладкий, медовый запах. Кругом раздавалось пение птиц. Причудливо рисуются на голубом фоне неба ажурные с нераспустившимися почками верхушки берез, окрашенные в розовато-желтый цвет; голубовато-лиловые тени от деревьев тянутся, переплетаясь друг с другом, по влажной земле. Все наполнено теплым светом весеннего солнца. Сколько радости жизни в этом пробуждении природы. Я написал этюд и по нему начал писать картину «Голубая весна». В этой картине мне удалось передать захватившее меня чувство пробуждения жизни в природе».

    Сбор материала

А теперь давайте обратимся к картине художника, которую я выбрал для описания, и ответим на вопросы, которые помогут вам уже дома написать сочинение-описание.

    К какому жанру живописи относится картина? Почему вы так думаете?

    Как изображена березовая роща?

    Как мы можем описать небо?

    Какие тона преобладают в картине?

    Чем привлекает зрителей полянка?

    Что чувствует и о чем думаете, когда смотрите этот пейзаж?

    Словарная работа

Любоваться, присматриваться

Небо – ярко-голубое, легкое

Воздух – прохладный, чистый, прозрачный

Земля – тяжелая, плотная, прогретая весенним солнцем

Запахи весеннего леса; запах прелых листьев, кое-где пробивается

Зеленая трава

Поляна золотисто-зеленая; голубовато-лиловые тени

Ветви – тонкие, гибкие, будто зеленые гирлянды

Верхушки берез- розовато-желтые.

    Составление плана

    Сведенье о создателе картины.

    Жанр живописи картины «Голубая весна».

    Изображение березовой рощи.

    Описание небесной выси.

    Настроение, которое передает картина.

    Какие чувства она вызывает.

    Домашнее задание

Дома написать сочинение-описание по картине В.Н. Бакшеева «Голубая весна», с использованием словосочетаний и плана, записанных на доске.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 16 г.Йошкар-Олы»

Конспект урока развития речи по русскому языку

6 класс

ПОДГОВКА К СОЧИНЕНИЮ ПО КАРТИНЕ В.Н.БАКШЕЕВА

«ГОЛУБАЯ ВЕСНА»

Подготовила

учитель русского языка и литературы

Попова О.Б.

г.Йошкар-Ола

2012 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Новые социальные запросы, отражённые в ФГОС, определяют главную цель образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

Как же построить урок русского языка, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения? Для этого необходимо знать критерии результативности урока, требования к его подготовке и проведению, анализу и самоанализу деятельности учителя и учащихся.

Известно, что наряду с общими подходами к планированию уроков по всем предметам (продуманные цели и задачи; оптимальные методы, приёмы и формы работы с классом; грамотное использование новых педагогических технологий, в том числе ИКТ; сотрудничество учителя и учащегося, основанное на проблемно-поисковых формах работы и т.д.) преподавание каждого предмета имеет свою специфику, свои особенности: учитель русского языка на уроке должен осуществлять функциональный подход к изучению лингвистических явлений; организовывать систематическую работу по развитию речи и словарно-орфографическую работу, реализовывать принципы текстоцентризма , посредством познания языка приобщать школьников к русской и мировой культуре и др.

В условиях введения ФГОС основного общего образования всё большую актуальность в школьном образовании приобретает проблема деятельностной модели урока, содержащей определённые структурно-содержательные этапы.

Проблема использования произведений живописи на уроках русского языка привлекала и привлекает внимание многих методистов, педагогов и психологов.

На большое значение работы по картине в развитии умственных способностей, активизации мышления детей указывали многие психологи.

Т.П. Головина писала: “Сюжетная картина с психологической точки зрения есть мыслительная проблема и работа с ней в какой-то мере помогает решить задачу организации проблемного обучения в школе”.

Известно, что ребенок познает мир в пространственных и временных отношениях, и этот процесс овладения различными отношениями между предметами реальной действительности является важным этапом в умственном развитии детей, а при знакомстве ребенка с изображением предмета на картине пространственные отношения выступают в новой системе знаний.

В результате знакомства с живописью дети учатся сопоставлять изображенное на картине с тем, что они наблюдали в действительности, а это в свою очередь, способствует развитию логического мышления.

Произведения живописи, являясь источником ярких впечатлений, воздействуя на эмоции детей, служат основой для осмысленного связного высказывания мыслей школьниками. Картина помогает сосредоточить внимание на определенной теме, уяснить цель высказывания, приучает к последовательности в изложении мыслей, рассматривая произведение живописи, учащиеся знакомятся с новыми предметами, событиями, изображенными на нем, а значит, с новыми понятиями, при этом дети подбирают новые слова, выражения, чтобы перевести содержание картины на язык слова.

Подготовку к сочинению на конкретную тему можно организовать таким образом, чтобы сам процесс этой работы оказал влияние на речевое развитие учащихся, на формирование умений и навыков, необходимых для того, чтобы ученик умел высказываться на любую тему, заданную ему.

Чтобы правильно организовать подготовку к сочинению, учитель должен видеть связь этой работы с единой системой развития речи учащихся. В основе этой системы лежат знания о тексте, стилях и типах речи. Эти знания и помогают формировать умения и навыки, необходимые для написания сочинения.

Важнейшая часть работы по подготовке к сочинению – это обогащение словаря учащихся, этот процесс происходит в течение всей нашей жизни и существенно влияет на то, как мы умеем правильно и красиво писать и говорить, понимать и объяснять то, о чем ты читаешь или слышишь.

Большую роль в совершенствовании речи учащихся играет словарная работа, организованная по тематическому принципу.

Работая с картиной, нужно организовать все так, чтобы дети видели художественные достоинства этого полотна, можно их познакомить с такими понятиями, как холодные и теплые цвета, тон, колорит, свет, композиция, передний и задний план картины, учитель говорит о том, что цвета имеют большое значение в раскрытии замысла художника.

Чтобы дети правильно и уместно использовали эти слова в своих работах, они должны не только правильно писать эти слова, но и знать их значение, сферу их употребления. Опыт этот накапливается постепенно в процессе работы над упражнениями по развитию связной речи учащихся во всех классах.

Необходимо помнить о том, что структура любого урока не может быть незыблемой и постоянной: исходя из закономерностей усвоения того или иного учебного материала, учитель создаёт свою логику его изучения, свою последовательность, осуществляет свой выбор содержательного материала в зависимости от уровня усвоения

предыдущего материала, состава класса и т.д. Это определяется многообразием возможных конкретных способов, методик и приёмов обучения.

Тема: «Сочинение по картине В.Н.Бакшеева «Голубая весна».

Задача урока: Войти в мир художественного произведения, почувствовать картину,понять её.

Цели урока:

Обучающая : подготовить учащихся к сочинению-описанию по картине,

помочь понять содержание картины и средства выражения замысла

художника;

активизировать лексику «Описание природы (весна, пробуждение

природы)»;

ввести в активный словарь учащихся искусствоведческие термины:

живопись, пейзаж, колорит, композиция картины (задний, передний,

центральный план картины).

Развивающая : развить способности к анализу выразительных средств

пейзажной живописи и композиционного построения картины.

Воспитывающая: воспитать чувство любви к родной природе, вдумчивое, бережное отношение к ней, умение видеть прекрасное в скромных уголках родной природы; показать красоту и привить любовь к классической музыке.

Метод обучения : индуктивно-дедуктивный.

Оборудование : карточки, репродукция картины В.Н.Бакшеева «Голубая весна», портрет художника Бакшеева, проектор, магнитофон.

Список литературы :

1. Глущенко Е.Л., Полуянов В.П. Картины и иллюстрации на уроках

ПросвещениеД985. -128 с.

2. Никитина Е.И. Русская речь: Учеб. пособие по развитию связной речи для 5-7 кл. сред.шк. - М.: Просвещение,1992. -192 с.

З.Ожегов СИ. Толковый словарь русского языка.- М.:АзбуковникД997.- 944 с.

4. Элентух И.Б. Как смотреть картину. (Детям о прекрасном.). - Мн.: «Нар.асвета», 1970. - 88с.

План урока :

1.Организационный момент. 2.Домашнее задание. З.Проверка домашнего задания. 4.Словарная работа. Б.Сведения о художнике. 6.Работа с текстом.

7. Работа с картиной.

8.Составление плана.

9.Подведение итогов.

Ход урока :

Эпиграф:

«Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик.

В нейесть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык».

1. Организационный момент.

- Добрый день! Сегодня наш урок будет посвящен подготовке к сочинению-описанию по картине В.Н.Бакшеева «Голубая весна».

2. Домашнее задание.

Дома вы напишите сочинение по картине на листах с репродукцией

картины.

- Запишите число, классная работа, тему урока.

3. Проверка домашнего задания.

- Дома вы подготовили сочинения-миниатюры с описанием природы.

( Заслушать 2-3 сочинения.)

    Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием.

    Человек неразрывно связан с природой, он часть её. Эпиграфом к нашему уроку являются слова замечательного русского поэта Ф.И.Тютчева. Прочитайте его (1 ученик):

Цель нашего урока - познакомиться с творчеством художника В.Н.Бакшеева, особенной манерой его письма, создать свое собственное художественное произведение - сочинение по картине.

Жанр живописи (Живопись - изобразительное искусство - создание художественных образов с помощью красок), в котором основным предметом изображения является природа, дикая или преображенная человеком, называется пейзажем (от франц. - paygag - природа).

Наша с вами задача войти в мир художественного произведения, почувствовать картину, понять её.

- Самое великое, гениальное произведение мертво если нет диалога с ним.
Каждый человек картину видит по-своему. И первый эмоциональный толчок к восприятию картины дает колорит

( Колорит - соотношение красок в картине по тону, насыщенности цвета) - тропинка к картине.

4. Словарная работа:

- Вы уже встречались с искусствоведческими терминами ЖИВОПИСЬ,
ПЕЙЗАЖ, КОЛОРИТ,
давайте запишем их значения.

5.0 художнике.

- Василий Николаевич Бакшеев - русский художник XX века. Он известен как превосходный мастер лирического пейзажа, как поэт скромной русской природы. Василий Николаевич прожил сравнительно долгую жизнь- 96 лет. Возможно помогло ему в этом стремление постоянно бывать на природе, которую он тонко чувствовал и бесконечно любил. Пейзаж занимает главенствующее место в творчестве живописца.

- Работая с живописным пейзажем, мы можем говорить о том, что, как у поэта картины природы связаны с их раздумьями о родине, так и живописный пейзаж передаёт отношение художника к родной природе.

- А вот какие чувства были у самого художника Бакшеева, когда он писал эту картину.

6.Работа с текстом. (У каждого ученика на парте текст)

Весна. Когда нет снега, земля почти просохла. Все наполнено теплым душистым воздухом; пахло прелым листом, кое-где пробивалась зеленая трава; по бокам проселочной дороги, по которой я шел, цвели кусты ивняка, издавая сладкий медовый запах. Кругом раздавалось пение птиц. Причудливо рисуются на голубом фоне неба ажурные, с нераспустившимися почками верхушки берез, окрашенные в розовато-желтый цвет; голубовато-лиловые тени от деревьев тянутся, переплетаясь друг с другом, по влажной земле. Все наполнено теплым светом весеннего солнца. Сколько радости жизни в этом пробуждении природы! В.Н.Бакшеев.

а) Прочитайте текст про себя, озаглавьте, подготовьтесь к выразительному чтению.

б) Прочитайте текст (1 ученик).

в) 0 чем этот текст? Какова его тема? (О природе. Весна)

г) Какова основная мысль текста? Что хотел выразить автор? (Основная мысль - «Сколько радости жизни в этом пробуждении природы!». Показать красоту русской весенней природы)

д) Как можно озаглавить текст? («Весна». «Пробуждение природы»)

е) К какому типу речи относится данный текст? (Описание)

ж) В каком стиле он написан? Почему? (В художественном стиле речи, т.к. автор создает образ природы)

з) Каково назначение текста, написанного в художественном стиле? (Назначение текста - создать художественный образ (картину), пробудить у читателей различного рода чувства, эмоции)

Какие же языковые средства помогают создать образ весенней природы в тексте:

а) Определите, какая часть речи преобладает в тексте? (Прилагательные)

б) Какие разряды прилагательных вам известны?

Выпишите прилагательные с существительными, к которым они относятся, определите их разряд.

Прилагательных какого разряда больше? Почему? (Качественных. Они более ярко, выразительно характеризуют явления, признаки, предметы) в) Объясните правописание сложных прилагательных, встречающихся в тесте.

г) Какие средства выразительности создают яркий образ весны? (Эпитеты, олицетворения)

Обратимся к синтаксическому построению текста.

а) Какие синтаксические конструкции использует автор? (Простые и сложные предложения. Восклицательное предложение)

б)3ачитайте примеры сложных предложений.

- Понравился вам текст? Чем?

- На уроках литературы мы с вами изучали творчество русских поэтов, которые в своих стихах описывали весну. Какие вы стихи знаете о весне (2-3 ученика)

    Итак, мы заочно, с помощью данного текста, познакомились с живописью В.Н.Бакшеева, а теперь обратимся к картине, по которой мы будем писать сочинение.

7. Работа с картиной В .Н.Бакшеева «Голубая весна».

(В работе с к артиной основной деятельностью является создание черновых набросков, миниатюр, наподобие тех, что были домашним заданием при подготовке к этому уроку)

а) Рассматривание картины.

б) Соответствует ли текст, с которым мы работали, содержанию картины?

в) Какое настроение создаётся у вас, когда вы смотрите на картину

г) Закройте глаза. Какой цвет стоит перед глазами? (Голубой -цвет радости, света, высоты, нежности...)

д) Удалось ли художнику передать красоту наступающей весны?

- Да, действительно, художнику удалось передать красоту наступающей весны.

Наслаждение природой, стремление найти в ней созвучие своим чувствам, своим идеалам всегда было источником творчества писателей и поэтов, художников и композиторов.

А вот как изобразил наступление весны поэт Н.Рыленков в стихотворении « B се в тающей дымке...» (Звучит музыка. П.И.Чайковского «Времена года». «Весна».)

Все в тающей дымке

- Холмы, перелески...

Здесь краски не ярки

И звуки не резки.

Здесь медленны реки,

Туманны озёра,

И всё ускользает

От беглого взора.

Здесь мало увидеть,

Здесь надо всмотреться.

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

Чтоб вдруг отразили

Прозрачные воды

Всю прелесть застенчивой

Русской природы.

8. Работа с черновиком - создание миниатюр зарисовок на основе вопросов.

а)3апишите, что с первого взгляда привлекает в картине? Какие признаки наступающей весны вы видите? (Работа выполняется самостоятельно с последующим чтением созданных речевых фрагментов).

б) В чем особенность построения картины, ее композиции?

Какое настроение создаётся у вас, когда вы смотрите на картину В.Н.Бакшеева «Голубая весна»?

в) Работа по вариантам:

1 В. Каким изобразил художник небо? (Голубое, светлое, высокое, манящее)

2 В. Какими изобразил деревья, кустарники? (Тонкие стволы березового молодняка, ажурное кружево ветвей, набухшие почки на ветках деревьев, но листьев еще нет)

ЗВ.Как изобразил Бакшеев пробуждение земли? (пробуждается земля, пробивается молодая травка)

г)Колорит картины.

Какие цвета использовал художник для описания весны?

д)Что вы чувствуете, о чем думаете, когда смотрите на этот пейзаж? Опишите свои чувства (письменно).

е)Обобщение.

Действительно, «Голубая весна» чудная картина, пробуждающейся природы. Бакшеев запечатлел то трепетное состояние природы, когда снег уже сошел, почки на ветках набухли, но листьев еще нет. Тонкие стволы березового молодняка, ажурное кружево ветвей, сочетание белого и голубого создают ощущение удивительной легкости. Чудится, что ты сам вдыхаешь свежий весенний воздух и сквозь переплетения веток любуешься голубизной небес. Хочется еще раз вернуться к мысли поэта Н.Рыленкова о родной природе: «Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться...»

9. Составление плана.

( памятка к составлению плана у каждого ученика на парте)

С чего бы вы начали описание картины?

О чем бы обязательно написали?

Чем бы закончили сочинение?

Примерный план:

1. В.Н.Бакшеев - художник-пейзажит.

2. Весна в изображении художника (небо, трава, деревья, кусты, тени)

3. Особенности композиции (передний план, задний план, центральный

план)

4. Колорит картины.

5. Какие чувства и мысли вызывает пейзаж.

10.Подведение итогов.

«Пейзаж- портрет природы. Хорошо написать пейзаж так же трудно, как написать любое хорошее произведение». В.Н.Бакшееву пейзаж удался, будем надеяться, что и ваши сочинения получатся не менее интересными.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Учебный предмет: русский язык

Класс: 6 класс

Тема урока: «Сочинение по картине В.Н.Бакшеева «Голубая весна»

Тип урока: развитие речи

Деятельность учителя

1.Ф ормирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости ; в нут ренней позиции : положительное отношение к школе, мотивация к творческому труду и работе на результат . 2.Организация по подготовке к написанию сочинения: -информационная справка о художнике. -работа над искусствоведческими терминами. -работа над стилистическим и синтаксическим анализом текста. -выразительное чтение поэтических произведений.

Список использованной литературы :

1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 кл.: Книга для учителя. Из опыта работы.- 3-е изд., испр.и доп.- М.: Мнемозина, 1999.

2. Владимирская Г.Н. Уроки русского языка в 6 классе: Книга для учителя.- М.: ТЦ Сфера, 2004.

3. Глущенко Е.Л., Полуянов В.П. Картины и иллюстрации на уроках

литературы: Из опыта работы в 4-10 кл. Пособие для учителя. - М.:

ПросвещениеД985. -128 с.

4. Головина Т. П. Практикум по тифлопсихологии: Учебное пособие для ст-тов дефектологических факультетов пед. институтов. - М.: Просвещение, 1989. - 110 с.

5. Горбунова, С.В. Опыт подготовки учителей к введению ФГОС основного общего образования на муниципальном уровне /С.В. Горбунова //Методист.- 2011.-№10.-С.24-27

6. Никитина Е.И. Русская речь: Учеб. пособие по развитию связной речи для 5-7 кл. сред.шк. - М.: Просвещение,1992. -192 с.

7. Ожегов СИ. Толковый словарь русского языка.- М.:АзбуковникД997.- 944 с.

8. Элентух И.Б. Как смотреть картину. (Детям о прекрасном.). - Мн.:

«Нар.асвета», 1970. - 88с.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы 1.http://school-collection.edu.ru/, тесты по русскому языку

2.http:// likbez.shb.ru, электронные пособия по русскому языку для школьников 11.http://learning-russian.gramota.ru,

Грамота.Ру: справочно-информационный портал «русский язык»

3.http//www.gramota.ru в распоряжении педагогов и школьников.