Отто бадан художник биография. Апокалипсический ад войны. Живопись и графика Отто Дикса. Портрет доктора Ганса Коха

Ви́льгельм Ге́нрих О́тто Дикс (нем. Wilhelm Heinrich Otto Dix [ˈvɪlhɛlm ˈhaɪnʀiç ˈɔto ˈdɪks]; 2 декабря 1891, Гера, Тюрингия, Германская империя - 25 июля 1969, Зинген, Баден, ФРГ) - немецкий художник и график.

Отто родился в семье рабочего-литейщика. В школьные годы он проявлял незаурядные способности к рисованию. Денег на специальное обучение не было, и он отправился в Геру, а после в Песнек, по окончанию начальной школы в 1905 году. Там он начал обучение на художника-оформителя. Отто был честолюбивым и не по годам серьезным. Он хотел быть индивидуальностью. В 1909 году Дикс стал стипендиатом Школы прикладных искусств в Дрездене. Когда Отто впервые попал в город, он начал разыгрывать из себя денди, но он не забывал и о живописи.

Первыми работами художника стали ландшафты. Его работы уже тогда напоминали постимпрессионизм. Художник также увлекался живописью итальянских мастеров XV – XVI вв. Вскоре разразилась первая мировая война, и Дикс отправился на передовую. Эти четыре года оставили глубокий след в его памяти и сердце. Дикс был пулеметчиком. Ему не раз доводилось бывать в ближнем бою. Отто много раз возвращался к теме войны в своих картинах. Вернувшись с фронта, Дикс со всей очевидностью убеждается в том, что и в мирной жизни люди могут быть не менее скотоподобными, нежели на войне. Художник очень долго старается найти тот стиль, который помог бы ему в полной мере раскрыть волнующую его тему.

В 1919 году Отто завершил обучение в Дрезденской художественной академии. Он получает собственную мастерскую и организует там «Дрезденский Сецессион». В этот период художник создал много необычных работ. Он разрабатывает собственный стиль рисования. Например, чтобы показать обморочное состояние художник рисует персонажу второе лицо и руки, контурами указывая на их дрожание. Поверх одежды на одном из калек пунктиром показаны протезы на шарнирах, зубные протезы . На большинстве картин Дикса можно лицезреть образы изувеченных людей на фронте. Картины «Продавец спичек», «Инвалиды за карточной игрой», написанные в 1920 году, были прелюдией к основной теме творчества художника – изображению бесчеловечности и ужасов войны. Прежде, чем прийти к ней, Отто рисует серию картин о жизни простых рабочих. В них он пытается подчеркнуть проблему несправедливостей в обществе.

В 1922 году художник переезжает в Дюссельдорф. Через год он сыграл свадьбу с Мартой Кох. У них родилась дочь. В этот период Отто пишет серию чудесных портретов. Он писал портреты и для весьма известных людей. Однако главным достижением художника становится картина «Полевые окопы». Эта картина была написана в 1923 году и считается самой известной. «Полевые окопы» считаются лучшим и наиболее искренним и выстраданным произведением Дикса. В 1929 году художник демонстрирует свою работу на выставке, которая вызывает бурю эмоций у критиков и посетителей. Один из немецких критиков желчно назвал его «комиком грязи». Однако один из художников утверждал, что работе Отто место в Национальной галерее. В 1933 году картина бесследно исчезла после показа ее фашистам в экспозиции «Вырожденное искусство». Однако описание картины все же сохранилось.

Дикс воссоздает во 50-ти листах графической серии «Война». После прихода к власти Гитлера, художник был лишен кафедры в Дрезденской художественной академии. Вместе с семьей Отто был вынужден переехать в замок к шурину в Рандегге. Там художник в основном писал ландшафты. Дикс вел весьма замкнутый образ жизни. Однако, несмотря на это в 1939 году, после неудачного покушения на Гитлера арестовали и художника. К счастью, через неделю Отто отпустили. Всю войну художник и его семью провели в Германии. Незадолго до ее окончания Дикс оказался в плену у французов. В лагере он перерисовывал портреты Шарля де Голля на транспаранты, а также писал икону для капеллы. Как только Отто освободили он начала работать на покраске автомобилей в Кольмаре.

Последние годы жизни художник писал картины на библейские темы. Ему вернули мастерскую в Дрездене. Произведения были высоко оценены в Германии и за ее пределами. В 1969 году Отто Дикс скончался в Зингене от кровоизлияния в мозг.

Отто Дикс "Город". Триптих

«Как-то давно в Берлине я был на большой выставке
Отто Дикса. В рамах просто висел Крик...
С тех пор, если я слышу слово экспрессионизм, сознание
звякает как треснувшая чашка – Отто Дикс».
Из высказываний о художнике

Ни один другой немецкий художник не изобразил в своих произведениях столь точно, эмоционально и беспощадно «апокалипсический ад войны», смерть, насилие и нищету, как это было сделано Отто Диксом.
Внимательно вглядитесь в его работу и вам, наверняка, захочется побольше узнать об этом удивительном художнике.

Отто Дикс родился в семье рабочего литейщика в 1891 году в саксонском городке Унтерхауз неподалеку от Геры. Уже в школьные годы он проявил незаурядные способности к рисованию. Потом Отто учился на художника-оформителя, а в 1909 году становится стипендиатом Школы прикладных искусств в Дрездене.
Кроме искусства Дикс также активно интересовался философией Фридриха Ницше.

Первыми работами художника были пейзажи в духе постимпрессионистов, потом в манере Оскара Кокошки и итальянских футуристов.
Другое его увлечение - старые итальянские мастера. Таков «Автопортрет с гвоздикой» (1912 г., Детройт). Художник предстает внимательно всматривающимся в окружающий мир. Тогда он ещё не знал, что через два года разразится большая война, и ему придется столкнуться с её самыми страшными проявлениями.

В 1914 г. Дикс пошел добровольцем на фронт. С собой он взял две книги: томик Ницше и Библию. Четыре года провел на Западном фронте. Прошел жестокие сражения (Фландрия, Сомма, Шампань). Был ранен и награжден Железным крестом. Впоследствии он объяснял такое свое «нестандартное» для художников его поколения отношение к войне: «Очевидно, я просто слишком любопытен. Я должен был все это видеть – голод, вшей, грязь и другие мерзости. Я должен был сам на себе испытать эти жуткие глубины жизни, вот почему я пошел на войну добровольно».

Война крепко запала в душу художника – она становится темой более чем сотни работ Дикса. В этих картинах, написанных в стиле экспрессионизма, война представлялась не столько деянием рук человека, сколько одним из условий жизни человечества, стихией, космическим катаклизмом. В них Дикс следовал заветам своего духовного учителя
Ф. Ницше: «Изображать страшные и спорные вещи есть инстинкт воли и величия художника, он не должен бояться этого».
Откровенность первого графического «военного» цикла на 50-и листах вызвала шок в обществе.
Но подлинное лицо войны явилось Отто Диксу в послевоенной Германии, на улицах Дрездена, Дюссельдорфа и Берлина, среди толп инвалидов, нищих, проституток, рахитичных детей. Таковы «Торговец спичками»(1920), «Пражская улица»(1920).

Живопись художника приблизилась к драматическому реализму, показывая контрасты послевоенной жизни. Сам Отто Дикс записал тогда в своем дневнике: «Наша задача создать лицо времени, а как ещё мы можем достичь этого, если не с помощью форм реального мира».
В 1922 году художник переезжает в Дюссельдорф. Через год женится на Марте Кох.
В Дюссельдорфе Дикс создает множество картин, в том числе - портретов современников.

Главным достижением становится его работа «Полевые окопы» (1923). Позднее, во времена правления нацистов, она бесследно исчезла.
Сохранившееся описание этой картины потрясает. На ней был изображен покинутый солдатами окоп. Это смесь раскисшей глинистой грязи, разбитых бревен и вооружения с гниющими кусками разорванных тел.
Здесь уже Дикс выступает совершенно зрелым мастером.
Самым «антиобщественным» считался ныне знаменитый триптих художника «Большой город» (1927-28 гг., Галерея города Штутгарта). Благодаря многочисленным репродукциям, он стал широко известным во всей Европе.

В 1922 г. Дикс занял пост профессора Дрезденской художественной академии,
а в 1931 г. его избирают в члены Прусской академии в Берлине.
Таким образом, репутация Дикса как одного из крупнейших художников Германии окончательно утвердилась.
Однако приход к власти Гитлера кладет конец блестящей карьере Отто Дикса.
Вначале нацисты посчитали, что творчество художника частично укладывается в рамки официальной эстетики национал-социализма, но в 1933 г. Диксу сообщают об исключении из Дрезденской академии.
В документе говорится: «Ваши картины являются угрозой нормального возрождения нации».
Последовало запрещение выставлять работы Дикса как «вырожденческие». В 1937 г. 260 картин Отто Дикса из немецких собраний были сожжены в Берлине.

Сам Дикс с женой и детьми отправляется в добровольную ссылку в провинцию на юг Германии. Он поселился под городом Зингеном. Здесь художник создает одно из своих знаменитых полотен - «Семь смертных грехов» (1933 г., Кунстхалле, Карлсруэ).
Это картина-аллегория на библейскую тему, в которой в символических образах Дикс раскрывает истинное лицо надвигающегося фашизма.
Карлик с бегающими глазами и маленькими черными усиками, поразительно похожий на фюрера, въезжает верхом на страшной старухе Смерти, а за ним надвигаются на человечество Зло, Голод и Война.
Дикс вел замкнутый образ жизни. Но он всегда был под «прицелом» властей.
В 1939 г. художник был даже арестован, правда, не надолго, в числе «неблагонадежных лиц». В этот период Дикс в основном писал ландшафты в Хемменхофене (зарисовки на берегу Боденского озера) и картины–аллегории религиозной тематики.

Незадолго до окончания войны в 1945 г., несмотря на возраст (53 года), художник был всё-таки призван в «Фольксштурм» и буквально через несколько дней оказался в плену у французов.
В 1946 г. Дикс вернулся из плена в Хемменхофен и в том же году уже участвовал в коллективных выставках в Германии.

Последний период жизни Отто Дикса был нелегким в творческом плане, ибо в Западной Германии почти безраздельно господствовало абстрактное искусство, а фигуративная живопись воспринималась как продолжение эстетики Третьего Рейха.
Техника старых мастеров в работах Дикса сменилась экспрессивной живописью в основном на библейские темы («Осмеяние», 1948 г.; «Ecce Homo», 1949 г.).
75-летие Отто Дикса в 1966 г. широко отмечалось в обеих частях Германии его персональными выставками.
25 июля 1969 года Отто Дикс скончался в возрасте 77лет.
В 1971 г. в Штутгарте состоялась большая ретроспективная выставка работ Отто Дикса. Позднее эта выставка переехала в Париж в Музей современного искусства, где имела всемирный успех. Тогда к Отто Диксу пришло настоящее мировое признание, правда, уже посмертное.

Свеча жизни Дикса давно догорела, но тайна творчества художника, ставшего «отзвуком эпохи», до сих пор продолжает волновать зрителей.

Надпись на памятной табличке на доме, где родился Отто Дикс, печально констатирует: «Понадобилось 50 лет, чтобы мир разглядел, что в этом человеке что-то было».

Отто Дикс родился в 1891 году в Унтермхаус (Тюрингия) в семье кузнеца. Учился на художника по настенной живописи и росписи в Гере и Дрезденской школе декоративно-прикладного искусства. Позже стал преподавать самостоятельно. В начале Первой Мировой войны Дикс записался добровольцем и осенью 1915 года был отправлен на Западный фронт.

После войны учился в академиях Дрездена и Дюссельдорфа. Наравне с Георгом Гроссом был одним из ведущих представителей художественного движения Новой Объективности (Die Neue Sachlichkeit), проявившегося как форма социального реализма - как следствие политического упадка и социального неравенства в послевоенном немецком обществе. С приходом к власти национал-социалистов в 1933 году Дикс был отстранен от преподавания в Дрезденской академии, а многие работы художника были попросту уничтожены.

В 1930-х Дикс переселился на юг, ближе к озеру Констанс, где ему было все же разрешено преподавать, но только после полного отказа от политического контекста в пользу пейзажной живописи.

Во время Второй Мировой войны был призван в армию, по окончании войны Дикс вернулся в Дрезден.

Умер в 1969 году.

"Штурмовики идут в наступление под газовую атаку"

Серия гравюр Der Krieg ("Война") были опубликованы в 1924 году и явились отражением собственного опыта кровавой резни. Война глубоко подействовала на художника как на личность, но все же, как художник Дикс пользовался любой возможностью документирования личных переживаний. Эти переживания, записанные в полевом дневнике и во множестве зарисовок стали предметом для многих работ Отто Дикса и явились центральной темой цикла Der Krieg.

Der Krieg - это серия из 50 гравюр, сознательно выполненных по образцу Франсиско Гойи, который столетием ранее запечатлел ужасы наполеоновского нашествия и испанской войны за независимость. Дикс применяет техники резцовой гравюры и методы травления пластин, аналогичные тем, которыми пользовался Гойя. В результате получился убедительный цикл работ, высоко, но и неоднозначно оцененных критиками и искусствоведами. Например, Гамильтон описывает "Войну" как "самые мощные и одновременно самые неприятные антивоенные высказывания в современном искусстве… Это по-настоящему несомненная истина, выраженная самым банальным и пошлым способом, с уродливыми реалиями психологического опыта… Такого эффекта не достиг еще ни один современный художник".

"Раненый солдат, осень 1916, Бапауме"

После подобных высказываний в прессе стало нормальным воспринимать диксовский цикл гравюр как предостережение против варварства. В реальности все было совсем не так, а что происходило в действительности на психологическом уровне, вы узнаете в эссе "Истина, уродство и красота в Войне Отто Дикса ".

Всю серию гравюр можно охарактеризовать как кошмарный, галлюцинаторный сон Отто Дикса. В нем, как ни парадоксально, присутствует определенная доля чувственности, почти порочный восторг от документального описания ужасающих подробностей, который может указывать на вероятность гиперсенсорного привыкания к войне. Но с объективной точки зрения, серия гравюр Отто Дикса, посвященная войне, занимает центральное место среди огромного числа работ на эту тему. Der Krieg - наиболее мощный обвинительный акт варварству из когда-либо создававшихся. Он повсеместно рассматривается как один из величайших шедевров 20-го века, повлиявший, впоследствии, на творчество таких известных художников, как Бен Шан и Пабло Пикассо.

Офорты были отпечатаны на полиграфическом предприятии Фельсинга в округе Шарлоттенбург под непосредственным контролем Дикса. Цикл опубликован Карлом Ниерендорфом в Берлине как пять отдельных фолио, состоящих из 10 гравюр, тиражом 70 тысяч экземпляров.

"Ночью встретился с безумцем"

Оригинальное название офорта "Ночью встретился с безумцем" на немецком - Nachtliche Begegnung mit einem Irrsinnigen. Слово Irrsinnig - не переводится буквально как безумец или сумасшедший; это описательное понятие из области психиатрии, связанное с диссоциацией связей с окружающим миром. Применительно к данной гравюре оригинальное название отражает более глубокий смысл: разрыв в человеческом сознании между самовосприятием и очевидной рациональной структурой внешнего мира. Психоз, то есть, нейронные связи, лежащие в основе самоосознания и рациональностью окружающего, разорваны в клочья.

Тэг: Станковая (станковый рисунок, эстамп)

Otto Dix. 1891-1969 г. Выдающийся немецкий художник-экспрессионист.

Немецкий график и художник Отто Дикс, снискавший известность в мире авангардной живописи индивидуальностью экспрессионистского стиля с ярко выраженными элементами гротеска, был уверен, что его творчество вряд ли может что-то изменить; художник лишь пристально рассматривал окружающий мир, а в особенности войну, которая стала ключевым моментом его живописи.

Родился Отто Дикс 2 декабря 1891 в обычной рабочей семье. Место рождения – городок Унтермхауз, Саксония. Путь в мир искусства начинался с обучения у художника-декоратора в Гере (1905-1909). Затем была учеба в Школе прикладного искусства в одном из очагов экспрессионизма – Дрездене (1909-1914). На существование зарабатывал тем, что писал портреты, к этому занятию Дикс приступил сразу после окончания этого учебного заведения.

В раннем творчестве Дикса проявилось влияние не только старых мастеров немецкой школы XV-XVI вв., но и работ Ван Гога, на выставке которого он побывал в 1913, а также художественных объединений «Мост» и «Синий всадник».

Сложно объяснить причину, по которой многие художники, работавшие в жанре экспрессионизма, или впоследствии ставшие приверженцами этого стиля буквально с началом Первой мировой войны уходили добровольцами на фронт. Не стал исключением и Отто Дикс. Неизвестно, в каком жанре живописи реализовал бы себя художник, если б не побывал в самом жутком водовороте событий, где неизменными спутниками были горе, смерти и страдания. Не расставаясь с томиком Ницше и Библией, Дикс с 1914 по 1918 испытал на себе все ужасы войны. Им были созданы около шестисот работ, ставшие основой для создания графической серии «Война».

С окончанием боевых действий, художник уже не мог расстаться с последствиями пережитых жутких событий, но подлинное лицо войны он увидел на улицах крупнейших германских городов, наполненных инвалидами, беспризорными, нищими. Сцены в борделях, опустившиеся до нижней черты проститутки, – картины с этими сюжетами часто становились причинами скандалов, а в 1923 Дикса обвинили в порнографии. В этот непростой период он продолжает художественное образование, и в 1918-1925 занимается в академиях Дрездена и Дюссельдорфа.

Отдавшись во власть анархических и нигилистических настроений, в послевоенном творчестве Дикса поочередно проявлялся дадаизм, экспрессионизм, а также утверждавшееся направление – «новая вещественность». Следуя отдельным принципам этого стиля, в его полотнах мощно зазвучала социально-критическая составляющая. Специалисты отмечают, что в этот период появилась уникальная манера живописи Дикса, для которой характерно применение графического стиля в сочетании со старой экспрессивной традицией Германии, предполагающей в своей основе холодные и пронзительные тона.

Скрупулезно изучая живопись старых мастеров, Дикс добивался передачи в картинах точности изображения, стремясь также достигнуть и предельной конкретности, что особенно заметно в работе «Портрет родителей». В произведении «Траншея», шокирующие моменты с оторванными конечностями и разлагающимися трупами были изображены так реалистично, что картину вынуждены были спрятать в запасниках музея, а директор учреждения уволился с работы под нажимом мэра Кёльна – Аденауэра.

К концу 20-х творческая карьера Отто Дикса находится в зените славы, его утверждают на посту профессора Дрезденской академии (1927), а в 1931 он избирается членом Прусской академии.

После 1930 живопись художника приобретает более мягкую направленность, появляются замечательные пейзажи, а концу 30-х, после разгула нацистских «ревнителей подлинного искусства», Дикс обращается к библейской тематике. В это время он с семьей находится в добровольной ссылке в Хемменхофене, лишенный прежних званий и постов.

Вторичное появление художника на войне было непродолжительным, в самом ее конце он зачислен в ряды фольксштурма, и сразу же сдается в плен французам, а уже в феврале 1946-го Дикс опять появляется в Хемменхофене.

Творчество этого периода по-прежнему связано с религиозной темой, создаются пейзажи, снова возвращается экспрессионистский стиль, но уже более тонкий и живописный.

Завершением многотрудных поисков художника можно назвать 1960, когда был создан цикл литографий, основанный на сюжетах, взятых из Евангелия от Матфея: автор соединил европейскую живопись современности с опытом средневековой школы.

Пророческие слова Дикса, сказанные им молодости, что он станет либо известным, либо печально известным, сбылись не сразу, – 25 июля 1969 он умирал в Зингене в безвестности, лишь спустя десятилетия став тем и другим.

2014-09-21

Ярко выраженный авангардист, в 1920-е годы был связан с дадаизмом и экспрессионизмом. Наряду с Георгом Гросом являлся представителем так называемой «новой вещественности». Полотна Дикса отличают социальные и пацифистские мотивы, осмысление общечеловеческих ценностей.

Отто Дикс является одним из основателей объединения художников под названием Дрезденский сецессион, появившегося в Дрездене в 1919 году.

В последние месяцы Второй мировой войны Отто Дикс был призван на военную службу в ряды фольксштурма. В конце войны Дикс был пленён французскими войсками и в феврале 1946 года отпущен на свободу.

Сначала Дикс учился у художника-декоратора (1905-1909), а потом в Дрезденской школе прикладного искусства (1910-1914). В своих ранних произведениях он следовал традиции немецкой живописи XV-XVI вв., позже испытал влияние группы и футуризма (в 1914-1919). Как и другие художники того поколения, Дикс глубоко переживал трагедию войны, на темы которой он исполнил около 600 рисунков, акварелей и гуашей. В 1914- 1919 он служил на русском и французском фронтах. Картины, написанные в 1920, отражают политический климат в Германии после окончания войны. Для них характерна удивительная смесь дадаистской техники(коллажи; в 1920 Дикс принял участие в большой выставке дала в Берлине) и двухмерности экспрессионизма (и - не сохранились; , Штутгарт, Гос.гал.; , там же).

Тогда же Дикс создал стиль, ставший особенно характерным для его творчества, - графический в своей основе, он окрашен холодными и пронзительными тонами в соответствии с экспрессивной традицией XVI в.(Бальдунг Грин, Дюрер, Кранах, Грюневальд), которую он сочетает с современными сюжетами: фантастический ужас в картине (1920-1923, погибла после 1938), портреты, создающие эффект присутствия (, 1921, Кельн, музей Вальраф-Рихарт; , 1926, Париж, Нац.музей современного искусства, Центр Помпиду; , 1924, Ганновер, музей); сатиры на современный город (, 1927, Штутгарт, Гос. гал.), прямое наблюдение откровенных человеческих ситуаций (, 1930-1931).

Его ксилографии (самая ранняя датируется 1913; в 1919 была исполнена прекрасная серия) и офорты 1920-х (и, 1922, и особенно 50 офортов из серии, 1923-1924, изданы в Берлине в 1924, полностью собраны в 1961) поражают своей правдивостью и жизненной силой. Дикс работал в старой темперной технике с лессировками, он рисовал серебряным карандашом (этюды новорожденного сына, Урсуса, 1927; растения, очень напоминающие листы Дюрера, обнаженные, пейзажи).

Дикс был провозглашен лидером группы (первая выставка в Маннгейме в 1925), но после 1930 художник отошел от этого направления в сторону более мягкой живописи (что проявилось даже в новых работах на тему войны - 4 панно, 1929-1932, Дрезден, Картинная гал.), заимствуя сюжеты своих картин у старых мастеров (тема искушения св. Антония, св. Христофор, тема бренности жизни), где обнаженные фигуры отмечены странной поэтичностью образов Кранаха и особенно замечательны пейзажи, в частности, графические (, 1934, Ахен, частное собрание). Около 1946 Дикс увлекся приемами позднего экспрессионизма, более тонкого и живописного.

Профессор Дрезденской Академии в 1927-1933, в 1936, изгнанный нацистами, он переехал в Хемменхофен на Боденском озере. Видение Дикса, одновременно беспристрастное, не ангажированное, и исключительно правдивое, было лучше оценено в 1945-1960, в момент фигуративистской реакции на субъективизм абстракции; знаменательно, что Дикс, как и поздний Бэкон, часто обращался к философии Ницше.

Работы художника представлены в немецких музеях, а также в Нью-Йорке (Музей современного искусства).