Отношение к ссоре дубровского и троекурова. Почему Дубровский стал разбойником? Несколько интересных сочинений

Время действия романа А.С.Пушкина "Дубровский" относится к началу XIX века. Для того чтобы понять, почему Дубровский стал разбойником, нужно получше познакомиться с некоторыми из действующих лиц романа.

Дубровский и Троекуров

Два дворянина, два соседа и два друга - таковыми были Андрей Гаврилович Дубровский и Кирила Петрович Троекуров. Последний, впрочем, отличался дурным и деспотичным характером, отчего у него, кроме Андрея Гавриловича, совсем не было друзей. Кто-то его просто боялся, кто-то презирал. Что касается отношений Троекурова с Дубровским-старшим, то эти люди весьма ценили и уважали друг друга. Единственная разница между ними заключалась в том, что Троекуров был человеком довольно богатым (он и в отставку ушел в чине генерал-аншефа), а у Дубровского из всего имущества оставалась одна-единственная деревня - фамильное поместье, которое давно уже нуждалось в различных улучшениях. Троекуров по дружбе нередко предлагал Андрею Гавриловичу помощь, однако тот был человеком гордым и независимым и от помощи всегда отказывался. А затем настал момент, который во многом предопределил судьбу сына Дубровского, - Владимира. Приятели поссорились настолько серьезно, что между ними разразилась непримиримая вражда.

Ссора

Старинных друзей объединяла одна страсть - охота. Они постоянно вместе охотились и не представляли этого занятия друг без друга. Однако если у Дубровского было всего лишь две гончих, то Троекуров содержал целую псарню, где было немало великолепных собак. Однажды приятели отправились смотреть псарню Троекурова в сопровождении его людей. Дубровский был поражен тем, как люди Троекурова ухаживали за собаками, в какой чистоте и заботе жили животные. Андрей Гаврилович выразил мысль о том, что вот бы и люди Троекурова жили столь же хорошо, как его собаки. На это псарь Троекурова ответил, что его собаки живут получше иных дворян. Все присутствующие, кроме Андрея Гавриловича, рассмеялись над этой шуткой. Гордый Дубровский, решив, что этот камень был брошен в его огород, ушел и решил больше не общаться с Троекуровым. Когда же тот пригласил Дубровского вернуться, Андрей Гаврилович ответил, что сначала пускай Троекуров пришлет ему наглеца-псаря, чтобы Дубровский наказал его по справедливости и решил, что с ним дальше делать. Разумеется, это сильно уязвило Троекурова, поскольку он считал себя безраздельным властителем своих подданных, и только в его власти было миловать и наказывать своих людей.

Вражда

Троекуров решил объявить Дубровскому бескомпромиссную войну и вознамерился отобрать фамильное имение Андрея Гавриловича - Кистеневку. Благодаря влиянию и связям Троекуров добивается своего. Узнав о том, что у него отобрали имение, Дубровский-старший лишился здоровья и сил. Тут-то мы и знакомимся с главным героем романа - с сыном помещика Владимиром Андреевичем Дубровским. Няня, ухаживавшая за господином, написала молодому Дубровскому письмо о том, что Андрей Гаврилович очень слаб и чтобы Владимир немедля приезжал в имение. Владимир в это время служил в армии в Петербурге после окончания Кадетского корпуса. Жизнь он вел разгульную, кутил, поскольку отец баловал его и частенько высылал немалые суммы, отказывая себе в последнем. Тем не менее, узнав о болезни отца, Владимир сразу же собирается и возвращается в родное имение. Там он застает отца уже практически при смерти. После одной из встреч с Троекуровым Дубровский-старший не выдерживает и умирает от удара. Владимир возненавидел Троекурова и с тех пор стал считать его своим заклятым врагом.

К вольной жизни

Почему Дубровский стал разбойником в итоге? Троекуров добился, чтобы ему отдали Кистеневку, что оставалось делать Дубровскому-младшему? Не идти же в услужение к ненавистному врагу и не просить его о милости вернуть имение, чего последний, вероятно, ждал. Поэтому Дубровский решает сжечь свое имение, чтобы ничего из столь дорогого поместья не попало в лапы Троекурову, и уйти в лес со своими верными людьми. Владимир стал беспощадным, но, в то же время благородным разбойником и грабил поместья исключительно богатых дворян. Понятно, почему Дубровский стал разбойником. Не найдя поддержки у закона, что он еще мог поделать? Но что интересно - он считал месть выше своего достоинства, поэтому не трогал владения Троекурова.

Расскажите о дружбе старшего Дубровского и Троекурова. Что ее породило? Почему она так тра­гически прервалась?

Дружба Андрея Гавриловича Дуб­ровского и Кирилы Петровича Троекуро­ва существенно отличалась от взаимо­отношений богатого и могущественного барина с другими его соседями-помещиками и знакомыми. Они некогда были то­варищами по службе. Один из них вышел в отставку в чине поручика гвардии, другой - в чине генерал-аншефа. У обо­их были характеры независимые. Дуб­ровский, несмотря на его небогатое положение и скромную должность,

отли­чался гордостью, нетерпением и реши­тельностью характера, за что был уважа­ем Троекуровым. Он не позволял со своим другом тех грубых и жестоких шуток, ко­торым подвергал других, а также терпел замечания, которые делал Дубровский по поводу его образа жизни. Старший Дуб­ровский к тому же был интересным собе­седником, в его отсутствие Кирила Петро­вич скучал. Пушкин объяснял причины их особой дружбы тем, что они были ро­весниками, получили одинаковое воспи­тание, оба овдовели, имели по одному ре­бенку. Иногда Троекуров высказывал мысль поженить Машу и Владимира, на что Дубровский отвечал, что муж должен быть

главой семьи, а не “приказчиком из­балованной бабенки”, поэтому ему лучше жениться на бедной дворяночке. Все сосе­ди завидовали согласию, царившему меж­ду ними. По выражению автора, “нечаян­ный случай все расстроил” и изменил их отношения. Однажды во время осмотра псарни Дубровского оскорбил слуга Трое­курова Парамошка. В ответ на это Андрей Гаврилович удалился из Покровского и потребовал, чтобы Троекуров прислал слугу на его суд, а будет воля наказать или помиловать - решит сам. Этого стер­петь не мог своенравный Троекуров и ре­шил поставить бывшего друга на колени. Весь дальнейший сюжет романа опреде­ляется этим событием.

Глоссарий:

  • характеристика дубровского старшего
  • дружба Дубровского и Троекурова
  • дружба Троекурова и дубровского
  • почему невозможно примирение старшего дубровского и троекурова
  • расскажите о дружбе старшего дубровского и троекурова

Другие работы по этой теме:

  1. В повести “Дубровский” Пушкин изобразил два типа дворян. С одной стороны, писатель рисует Андрея Гавриловича Дубровского – благородного дворянина. Это образ просвещенного человека. Он образован,...
  2. Дубровский и Троекуров – две личности, две человеческие судьбы, которых объединяет много общего. Например, тот факт, что они относятся к дворянскому роду и дореволюционной эпохи...
  3. В романе дворовые господ Дубровских представлены как в общей массе, так и от­дельными образами кузнеца Архипа, ку­чера Антона, няни Егоровны, мальчика Мити. При всем том,...
  4. ­Болезнь и смерть отца Дубровского За короткий период своего творчества А. С. Пушкин пополнил русскую литературу огромным количеством жизненных книг. Одним из таких произведений стала...
  5. ­Дубровский и Маша Троекурова На страницах повести А. С. Пушкина мы знакомимся с двумя яркими персонажами, которые стали жертвами судьбы, а точнее конфликта их родителей....
  6. Владимир Дубровский мало знал своего отца – в раннем возрасте потеряв мать, он был отправлен на воспитание в кадетский корпус. Однако ему были хо­рошо известны...
  7. Троекуров Дубровский Качество персонажей Отрицательный герой Главный положительный герой Характер Избалованный, эгоистичный, распущенный. Благородный, великодушный, решительный. Имеет горячий характер. Человек, который умеет любить не за...

Дружба — это то, что мы очень ценим в отношениях с близкими нам людьми. В то же время дружба это настолько шаткое чувство, что даже простое обидное слово способно разрушить дружественные отношения, превращая друзей в настоящих врагов. Вот только можно ли назвать это настоящей дружбой? Может это лишь видимость, ведь настоящая дружба нерушима. Вот и затронул тему дружбы в своем произведении, описывая отношения Троекурова и Дубровского.

Раскрывая тему дружбы двух героев в своем сочинении, стоит упомянуть дружбу старшего Дубровского и Троекурова, которые были соседями. Троекуров был богаче, Дубровский более бедный. Связывало их знакомство по службе, а затем и вовсе стали соседями два служаки. Объединяла их и похожая судьба, ведь оба соседа были одного возраста, к тому же еще и вдовцами, на чьих руках остался ребенок. Так и началась история дружбы двух этих людей. Отношения у героев складывались наилучшим образом, даже существовала такая вероятность, что они и породниться могли, поженив своих детей. Их дружба была настолько сильной, что казалось со стороны, не могло ее ничто разрушить. Таким отношениям завидовали все. Может это людская зависть все изменила, а может и не было на самом деле настоящей и искренней дружбы, а была просто похожая судьба, которая и сблизила таких разных по характеру людей. Однако дружба двух соседей вскоре переросла в ненависть.

Дружбу и ссору Дубровского и Троекурова показал в своем произведении Пушкин. Эта тонкая грань, когда два друга становятся врагами, да и причина то совсем смешная. Нелепый случай оскорбления Дубровского слугой Троекурова смог разрушить такие прекрасные взаимоотношения, казавшиеся нерушимыми. При этом вражда друзей привела к болезни Дубровского и к трагическому завершению их дружбы.

Почему невозможно примирение старшего Дубровского и Троекурова? Уж очень гордые и властолюбивые оказались наши герои дворяне. Никто из них не смог переступить через себя, чтобы сохранить дружеские отношения, а ведь порой достаточно было одного «Прости», чтобы все сохранить. И здесь, как мне кажется, нельзя было сохранить дружбу только потому, что как таковой настоящей дружбы и не было. Были просто хорошие соседские отношения, которые длятся до поры до времени. И грош цена такой дружбе, ведь она разрушилась, как тот карточный домик, легко и быстро.

А. С. Пушкин. Дубровский. Расскажите о дружбе старшего Дубровского и Троекурова. Что ее породило? Почему она так трагически прервалась?

2.8 (55.24%) 63 votes

Сочинение «Владимир Дубровский и Маша Троекурова» Пушкин, Краткое содержание Дубровский, План Сочинение на тему: Андрей Гаврилович Дубровский и Кирила Петрович Троекуров в повести А.С. Пушкина «Дубровский»

Друзей приобретай не спеша, а приобретенных не отвергай.
Солон

Потеря друга – величайшая из потерь.
Публиций Сир

Цель :

  • воспитание способности к контролю над собственными чувствами; бережному отношению к чувствам другого человека;
  • формирование у учащихся представления об актуальности и современности произведений Пушкина, в частности романа “Дубровский”;
  • усвоение литературных понятий “конфликт”, “персонаж”, “герой”.

План урока:

  1. Краткая беседа на близкую для 6-классников тему: ссора друзей.
  2. Установление связи с изучаемым произведением.
  3. Чтение по ролям отрывка романа – момент ссоры. Беседа по вопросам.
  4. Проверка д/з: рассказ о героях в начале и в конце произведения по вопросам.
  5. Тестовая проверка понимания текста.
  6. Беседа о финале романа.
  7. Этическая беседа.
  8. Рефлексия.

Оборудование: текст романа “Дубровский” (учебник), аудиозапись (музыка из кинофильма “Дубровский), аппаратура для воспроизведения презентации, 3-4 иллюстрации Шмаринова к роману “Дубровский”.

Ход урока

1. Вводная, мотивационная беседа.

У вас есть друзья? У кого есть друзья в классе, поднимите руку? Подумайте, вам всегда просто с вашими друзьями? У вас бывают ссоры? Из-за чего вы ссоритесь? Что вы чувствуете во время ссоры?

Учитель подводит итог рассуждениям ребят: ссоры бывали у каждого, даже с самыми лучшими друзьями. Иногда вражда начинается с пустяка, иногда просто из-за плохого настроения или самочувствия. Сначала мы чувствуем злость, потом нам одиноко грустно без друга, а через некоторое время уже страстно хочется помириться.

2. Установление связи.

Как вы думаете, имеет ли наша беседа отношение к уроку литературы? Связана ли она с тем произведением, которое мы читаем?

(Герои произведения тоже хорошие старые друзья, между которыми происходит ссора).

Быстро ли смогли помириться герои? Как повлияла эта ссора на их жизнь? В процессе анализа эпизодов из рассказа нам предстоит с вами решить, кем же все-таки считать Андрея Гавриловича и Кирилу Петровича, друзьями или врагами? Запись темы в тетрадь.

(Учащиеся отмечают, что основной конфликт произведения начинается именно с инцидента на псарне, поэтому он очень важен для понимания произведения). Таким образом, дети подготовлены к внимательному, вдумчивому чтению отрывка.

3. Чтение по ролям. Глава 1. Со слов “Раз в начале осени…” до слов “…приписав к барскому скоту”.

Беседа после чтения:

Удалось ли, на ваш взгляд, передать ребятам характеры героев и их настроение? Что помогало нам понять чувства и настроение героев?

Какое чувство руководило Андреем Дубровским, когда он говорил “вряд людям вашим житье такое же, как вашим собакам”?

Что стало причиной обиды Андрея Гавриловича?

Что чувствовал Кирила Петрович, когда получил письмо от Дубровского? Это дружеские чувства?

Какая из представленных иллюстраций подходит к прочитанному отрывку, что на ней изображено?

4. Проверка домашнего задания.

Как нагляднее всего показать, что эта ссора, казалось бы, на пустом месте, вроде бы между людьми, которых связывала долголетняя искренняя дружба, изменила коренным образом жизни героев?

Да, нам необходимо проанализировать результаты вашей домашней работы с текстов.

Сравните в группах таблицы, отражающие положение героев до ссоры и в конце произведения. Подготовка 3-4 минуты. Выступление 1 группы, добавления.

5. Тестовая работа.

Итак, мы подтвердили, что именно с этого эпизода началась вражда между Троекуровым и Дубровским, которая привела к трагическим последствиям. Выполняя тестовые задания индивидуально, вы сможете оценить, насколько хорошо вы понимаете причины развития и обострения конфликта между друзьями-соседями. Чтобы вам лучше удалось погрузить в атмосферу произведения, будет звучать музыка из кинофильма по роману Пушкина (звучит мелодия до окончания времени работы над тестом).

Тест.

1. Когда Троекуров перестает испытывать дружеские чувства к Дубровскому?

а) Когда не застает Дубровского утром в Покровском.

б) Когда Дубровский требует прслать ему для суда Парамошку.

в) Когда терпит неудачу на охоте.

2. Из-за чего конфликт между Дубровским и Троекуровым обострился?

а) Из-за того, что Кирила Петрович не выслал псаря Парамошку.

б) Из-за того, что “покровские мужики” воровали лес у Дуровского.

в) Из-за того, что Дубровский высек “покровских мужиков”.

3. “Расхаживая тяжелыми шагами взад и вперед по зале, он взглянул нечаянно в окно и увидел у ворот остановившуюся тройку; маленький человек в кожаном картузе и фризовой шинели вышел из телеги и пошёл во флигель…” Кого увидел Троекуров?

а) помощника судьи Шабашкина.

б) приказчика Ивана Демьяновича.

в) псаря Парамошку.

4, Почему у Дубровского не было доказательств, что Кистенёвка принадлежит ему?

5. Почему Троекуров начал судебное дело против Дубровского?

а) Потому что сельцо Кистеневка действительно принадлежало Троекурову.

б) Потому что он был разгневан поступком Дубровского.

в) Потому что его подговорил на это помощник судьи Шабашкин.

Самопроверка по слайду. Разбор спорных ситуаций с опорой на текст.

Учитель подводит итог: обратите внимание, что к трагическим последствиям приводит не череда объективных причин, а поступки, основанные на сильных негативных чувствах (злоба, зависть, гордыня, самолюбие).

6. Беседа о финале романа.

Какие чувства у вас вызывает финал романа? Из-за чего нам особенно горько, в чем мы разочарованы, чувствуем несправедливость? (Когда оглашали решение суда, когда дворянин стал разбойником, когда Троекуров собрался выдавать Машу за богатого старика. Но самое большое разочарование вызвано тем, что Владимир Дубровский не успел увезти Марью Кирилловну). Скажите, пожалуйста, а Троекуров что-нибудь потерял из-за этой вражды, чего-нибудь лишился? Пострадал ли он? (Если самостоятельных ответов не последует, прибегаем к помощи эпиграфов ). Кто же понес самую страшную потерю, если исходить из слов Публиция Сира? Запишите эпиграфы в тетрадь.

Что бы вы считали счастливой развязкой этого произведения? Могла бы она быть? В какой момент повествования после ссоры нужно изменить слова и поступки героев?

7. Этическая беседа.

Как вы думаете, такая история могла произойти на самом деле? А в современной жизни? Что описанное Пушкиным не истлевает и не устаревает? (Чувства людей, межличностные отношения).

Наверное, каждый взрослый человек сможет вспомнить хотя бы один случай в жизни, когда ссора с другом или приятелем обернулась чередой неудач разочарований бед. Несколько минут назад мы с вами проектировали как можно изменить поведение героев, чтобы привести их к счастливому финалу, а в жизни так получится? Представьте, что по истечению десятков лет вы вдруг поймете, что однажды оттолкнули, предали лучшего друга, хорошего человека, потому что в какой-то момент ваши личные интересы оказались выше и важнее его интересов и чувств? Стоит ли ради сохранения дружбы напрягать свои душевные силы и бороться с завистью, ленью, злословием? Вы способны на это?

Настало время ответить на поставленный в начале урока вопрос: друзья или враги? (Вывод: Дубровский и Троекуров – друзья, которые не смогли вовремя совладать со своими чувствами, дали волю сиюминутному порыву и гордыне, что, к сожалению, разрушило их дружбу, но причины быть врагами у них не было никакой).

8. Рефлексия.

На такой глубокий и важный разговор нас настроил роман Пушкина “Дубровский”. И это лишь начало нашего знакомства с романом.

Чем вы можете объяснить, что “Дубровского” читают по прошествии более 180 лет после написания?

Подготовьте ответ в группах. Выступление 1 группы, добавления. По итогам обсуждения записывают выводы в тетрадь.

9. Домашнее задание: Написать текст по мотивам романа Дубровский, изменив поведение одного или обоих героев после ссоры, привести сюжет счастливой развязке.

Одним из центральных героев романа Александра Пушкина "Дубровский" был богатый помещик Троекурову, бывший сослуживец и хороший приятель Дубровского. Невольно всплывает вопрос о том, что же такое дружба и как она показана в произведении?

С одной стороны это общение с близкими по духу людьми, но в то же время это что-то очень хрупкое и абстрактное. Ведь даже обидное слово может разрушить отношения двух друзей и превратить их в злейших врагов. Отношения Троекурова и Дубровского это яркий пример дружбы и вражды - ранее они были друзьями, но потом повздорили: "Некогда были они товарищами по службе и Троекуров знал по опыту нетерпеливость и решительность его характера."

Троекуров был богаче, Дубровский более бедный. Впервые их знакомство произошло на службе, а затем и вовсе Троекуров был ему ближайшим соседом и владел семидесятью душами. Переезд послужил отличным поводом для их крепкой дружбы - так и началась история дружбы двух этих людей.

Отношения у героев складывались наилучшим образом. Но их искренняя и крепкая дружба быстро переросла в откровенную ненависть. В этом моменте Пушкину удалось наглядно показать тонкую грань, когда два друга становятся злейшими врагами. Причем дружба рухнула по смешной причине, которую легко можно было бы обойти стороной. Дерзкий ответ слуги Троекурова послужил причиной разрушения таких прекрасных взаимоотношений, которые казались нерушимыми. "Прошло несколько дней, и вражда между двумя соседами не унималась. Новое обстоятельство уничтожило и последнюю надежду на примирение."

Потом Дубровский заметил, что Троекуров ворует у него лес. "...наехал на Покровских мужиков, спокойно ворующих у него лес. Увидя его, они бросились было бежать". Это была вторая их "крупная" ссора, которая оказала существенное влияние на отношения в итоге.

В конечном итоге, незначительные ссоры привели не только к разрушению крепкой товарищеской связи, но и к болезни Дубровского. Также, стоит отметить, что война двух помещиков нанесла отрицательный отпечаток на их детей. Казалось бы, для решения такого конфликта достаточно было одного "прости", но дворяне из романа были слишком гордые и властолюбивые. Никто из них не смог сделать первый шаг для того, чтобы не потерять друга. А была ли тогда дружба? Скорей всего, это невозможно назвать настоящей дружбой, это были самые обычные соседские отношения бывших сослуживцев. А такие отношения, обычно, носят кратковременный характер. Невозможно назвать дружбой то, что разрушилось, как тот карточный домик, легко и быстро, и, возможно, именно эту мысль вкладывать писатель, описывая отношения этих двух героев произведения.

Рассуждать о том, помирились ли Троекуров и Дубровский можно достаточно долго, так как Пушкин позволил читателю самостоятельно предложить какими будут отношения двух соседей. Остается только строить различные предположения насчет того, помирились ли бывшие друзья в конечном итоге, или так и остались непримиримыми врагами на всю оставшуюся жизнь.