Открытое мероприятие по литературе. Открытое внеклассное мероприятие по литературе. Помогут выявить различные задания

Қазақстан Республикасы Білім және ғылым министрлігі

Шығыс Қазақстан облысының білім беру басқармасы

«Глубокое аграрлық колледжі»КММ

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Управления образования Восточно-Казахстанской области

КГУ« Глубоковский аграрный колледж»

Тема: Строки, опаленные войной »

Подготовила: преподаватель русского языка и литературы

Легостаева Е.И.

п.Белоусовка

2018 год

Открытое внеклассное мероприятие по литературе

Тема: Поэзия периода Великой Отечественной войны. « Строки, опаленные войной »

Цель:

Образовательные: Познакомить обучающихся с героическими страницами русской поэзии, показать значение литературы в годы Великой Отечественной войны;

Развивающие: Развивать навыки умения анализировать; выразительного чтения; совершенствование монологической речи учащихся, навыка самостоятельной подготовки индивидуального сообщения на заданную тему, навыка систематизировать материалы по теме, обобщать, выделять главное, формулировать выводы;

Воспитательные: Воспитание патриотизма, чувства гордости за героическое прошлое страны.

Форма мероприятия: устный журнал.

Оборудование: выставка книг и сборников стихов о Великой отечественной войне; записи песен о войне; монтаж из портретов и фотографий военной прозы; проекты обучающихся на тему «Песня о войне»

Эпиграф: Война – жесточе нету слова,

Война – печальней нету слова,

Война – святее нету слова

В тоске и славе этих лет,

И на устах у нас иного

Ещё не может быть и нет…

А.Твардовский

Ход мероприятия:

Ведущий 1 : Сегодня мы собрались с Вами в этом зале, чтобы еще раз поговорить о ВОВ, о великой Победе. И поговорим мы о ней на замечательном языке, на языке поэзии. Кажется, что война и стихи - это вещи несовместимые, но это не так. С самых первых дней войны и до самого победного мая 1945 года, и до наших дней поэты писали и пишут о войне. И это удивительные стихи – пронзительные, трагические и очень честные.

Песня

Ведущий 2 : Мы открываем наш устный литературный журнал первой страничкой : История (8 минут)

Ведущий 1 : Память... Она возвращает нас в тревожный рассвет 22 июня 1941 года. Четыре далеких года, 1418 дней, шла на нашей земле самая кровопролитная и страшная война в истории человечества.

Ведущий 2 : 22 июня 1941 года в 3 часа 15 минут утра немецкие войска перешли границу Советского Союза. Это была смертоносная лавина прекрасно обученных, дисциплинированных немецких солдат. Они уже захватили Европу. 190 дивизий, около 5 тысяч самолетов, свыше 3 тысяч танков - все это двигалось на нашу землю.

Ведущий 1 : "Россия должна быть ликвидирована", - объявил Гитлер на совещании в своей ставке 1 августа 1940 года. А 12 мая 1942-го уточнил: "Цель моей восточной политики заключается в том, чтобы заселить эту территорию по крайней мере 100 миллионами людей германской расы".

Ведущий 2: Мирный труд советского народа был нарушен, началась Великая Отечественная война. Над нашей Родиной нависла грозная опасность. Вся страна поднялась на великую освободительную борьбу против фашистских захватчиков.

Ведущий 1 : “Великая Отечественная война, – писал Г.К.Жуков, – явилась крупнейшим военным столкновением. Это была всенародная битва против злобного врага, посягнувшего на самое дорогое, что только есть у советских людей”.
Ведущий 2 : Война принесла нашей стране много горя. Она разорила сотни городов и сел.

Ведущий 1 : Война принесла много горя. Но наш народ победил. Победил потому, что проявил много выдержки, мужества и отваги. Победил потому, что не мог не победить. Это была справедливая война за счастье и мир на земле.

Ведущий 2 : Слово для поздравления предоставляется заместителю директора по УВР Хилькевич Н.В.

Ведущий 2: 2-я страница нашего журнала: Поэтическая тетрадь.

Ведущий 1 : Литература первой откликнулась на призыв партии и правительства. Впервые в истории было опровергнуто суждение о том, что когда говорят пушки, музы молчат. Война стала для литераторов «не материалом для книг, а судьбой – народа и их собственной». С первого дня они почувствовали себя «мобилизованными и призванными».

Ведущий 2 : Поэтическое слово звучало на митингах и собраниях, стихи можно было увидеть чуть ли не на каждой печатной странице. Поэты стали пропагандистами боевого опыта, армейскими агитаторами. Они писали о том, что видели и что чувствовали.

Ведущий 1: Стихи первых недель войны – это грозная речь, открытая публицистика, предельно суровые интонации, но чем дальше, тем исповедальней, лиричнее они становятся.

Наиболее сильными были стихи К.Симонова «Ты помнишь, Алёша», «Дороги Смоленщины» и «Жди меня».

Ведущий 2: Вот как сам поэт рассказывал историю появления в печати этого стихотворения:

Ведущий 1 : «Жди меня» – глубоко личное стихотворение, оно мною не предназначалось для печати. В декабре сорок первого года, прибыв с фронта, я зашел повидаться с Петром Николаевичем Поспеловым (ответственным редактором «Правды»). В разговоре он спросил, нет ли у меня каких-либо стихов для «Правды». У меня не было ничего подходящего. Есть, правда, одно стихотворение, сказал я, но оно интимное…» Напечатанное в газете на другой день стихотворение отозвалось в сердцах миллионов.

Выразительное чтение стихотворения «Жди меня». (Штаймец Е.группа П1-17)

Песня «Жди» (Штаймец)

Ведущий 1: Во время войны многие и многие, открывая с неведомой силой своё, личное, индивидуальное, вместе с тем по-настоящему ощутили себя со страной и её народом. Так восстановилась нарушенная прежде связь.

25 августа 1941 года, возвратившись от Анны Ахматовой, П. Н. Лукницкий записывает в своем дневнике: «Она лежала – болеет. Встретила меня очень приветливо, настроение у неё хорошее, с видимым удовольствием сказала, что приглашена выступить на радио. Она – патриотка, и сознание, что сейчас она душой вместе со всеми, видимо, очень ободряет её».

Ведущий 2 : Мужественные строки Анны Ахматовой выражали чувства сражающегося народа, ненависть к врагу, готовность умереть за родину. Они нашли своё место в боевом строю. Это такие ее стихотворения, как «Мужество», «Клятва», «Победителям» и другие.

Выразительное чтение стихотворения «Мужество» Ахматовой (Левченко С, группа М-17)

Ведущий 1: "Молодость я запахнула в шинель и плотно шинель застегнула". Эти слова Халимат Байрамуковой можно с уверенностью отнести ко всем восьмистам тысячам девушек и парней, вставших наравне с мужчинами на защиту Родины. В семнадцать лет в первый месяц войны добровольцем ушел на фронт Эдуард Асадов.

Ведущий 2 : После недолгой учебы в сентябре 1941 года в составе 4-го гвардейского артминометного полка дал первый залп по врагу из знаменитых "Катюш". В боях за освобождение Севастополя 4 мая 1944 года был тяжело ранен. Потом госпиталь и 26 суток борьбы между жизнью и смертью и приговор врачей: "Впереди будет все. Все, кроме света".

Стихотворение Эдуарда Асадова "Письмо с фронта". (аудиозапись)

Ведущий 1: Сколько их, тех, кто ушел не долюбив, не досказав, не допев. Война – это смерть. И за право разговаривать от имени воюющего народа поэзия заплатила жизнями своих детей. Давайте почтим их память и память всех защитников Отечества, не вернувшихся с кровавых полей, минутой молчания.

(минута молчания)

Ведущий 2: В годы войны перо было приравнено к штыку. Поэзия надела фронтовую шинель и шагнула в горнило боя. 1215 литераторов ушли на фронт, каждый третий погиб. Это большие потери. Может быть, они были бы меньшими, но очень часто писателям приходилось заниматься не только своими прямыми обязанностями (впрочем, пули и осколки бомб никого не щадили): многие оказались в строю – воевали в пехотных частях, в ополчении, в партизанах.

Песня «Окончен бой» (Иванов)

Ведущий 1 : Страница 3: Стихи, ставшие песнями.

( Работа в группах: представление песни. Это может быть и пение под гитару, и прослушивание фонограммы, и инсценирование. З атем слушание рассказов о судьбе песен.)

Ведущий 2 : С первого дня Великой Отечественной войны до победного праздничного салюта песня всегда была с солдатом. Она помогала ему преодолевать трудности и лишения фронтовой жизни, поднимала боевой дух воинов, сплачивала их. Как верный друг она не покидала фронтовика в минуту грусти, скрашивала разлуку с любимой, с родными и близкими. Она шла с солдатом в бой, вливала в него новые силы, отвагу, смелость…

Ведущий 1 : Песни военных лет весьма разнообразны по своему характеру: героические и шуточные, боевые и лирические… Они распространялись очень быстро, передавались из уст в уста, нередко перелетали через линию фронта, проникая в глубокий тыл врага, в партизанские землянки. Вот эти песни:

Слайд: Список песен о войне:

    А. Новиков “Дороги”

    А. Александров “Священная война”

    К. Листов “В землянке”

    Э.Колмановский “Алеша”

    В.Мурадели “Бухенвальдский набат”

    Д.Тухманов “День Победы”

    Я. Френкель “Журавли”

    Н. Богословский “Темная ночь”

    М. Блантер “Катюша”

    А. Новиков “Смуглянка”

    «Синий платочек»

Ведущий 2 : Группы подготовили сообщения об этих песнях. Давайте дадим им слово. (Регламент 2 минуты)

1 группа (ТМ-17) представляет песню «Священная война» (во время выступления фоном звучит песня «Священная война»)

Интересна история создания одной из самых знаменитых песен Великой Отечественной войны - «Священная война». 24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...»
Сти хотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил:
– Будем разучивать новую песню – «Священная война».
Он написал мелом на грифельной доске слова и ноты песни – печатать не было времени! – а певцы и музыканты переписали их в свои тетрадки. Еще день – на репетицию с оркестром, и вечером - премьера на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны.
Сразу после напряженной репетиции группа ансамбля выехала на Белорусский вокзал для выступления перед бойцами, уезжающими на передовую. Вид вокзала был необычен: все помещения до отказа заполнены военными, как говорится, яблоку негде упасть. На всех новое, еще не пригнанное обмундирование. Многие уже успели получить винтовки, пулеметы, саперные лопатки, противогазы, словом, все, что полагается фронтовику.
В зале ожидания был сколочен из свежевыструганных досок помост – своеобразная эстрада для выступления. Артисты ансамбля поднялись на это возвышение, и у них невольно зародилось сомнение: можно ли выступать в такой обстановке? В зале - шум, резкие команды, звуки радио. Слова ведущего, который объявляет, что сейчас впервые будет исполнена песня «Священная война», тонут в общем гуле. Но вот поднимается рука Александра Васильевича Александрова, и зал постепенно затихает...
Волнения оказались напрасными. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах... Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль «Священную войну».

2 группа (Ф-17) представляет песню «Катюша».

Имя Михаила Васильевича Исаковского (1900–1973) широко известно в нашей стране: ведь миллионы людей пели «Дан приказ ему на запад...», «В лесу прифронтовом...». Поэт сложил свои песни из удивительно простых слов, которыми сумел передать и радость, и горе своего народа, и слова эти стали поистине народными песнями. Среди них особое место принадлежит «Катюше». Вот уже более 60 лет поет ее страна. Да и не только наша. Более того, когда на одном из международных фестивалей в Загребе запели «Катюшу», югославы совершенно серьезно стали утверждать, что это их песня и пелась она якобы в Сербии и Хорватии еще во времена прошедшей войны. Вот какую популярность завоевала девушка, пославшая свой привет «бойцу на дальнем пограничье».

Стихотворение «Катюша» было написано в 1938 году. А песней оно стало в следующем – 39-м. Её появление именно в то время было не случайным. Поэзия тех лет переживала состояние приближающейся военной грозы. В ней оказались сплавлены лучшие песенные качества: музыкальность стиха и простота сюжета, близкого и понятного многим: обращение девушки к возлюбленному, полное заботы о нем.

Исаковский сделал так, что стихи стали «своими», сокровенными для миллионов людей. И вот это восприятие «Катюши» народом как чего-то своего, личного, задушевного стало причиной удивительного явления – рождения множества новых песен-переложений.

На привет-послание девушки бойцу-пограничнику последовали песенные же ответы с пограничных застав. В них воины обращались к подругам, реальным или воображаемым.

Песня стала событием в музыкальной жизни. Миллионы людей воспринимали героиню песни как реальную девушку, которая любит бойца и ждет ответа. Ей писали письма.

В годы войны «Катюша» представилась в новом качестве, она «запела» орудийными залпами. Красивым именем «Катюша» окрестили оружие, наводившее ужас на врага.

Начался ее боевой путь в Белоруссии, под Оршей, т.е. по соседству со смоленскими земляками, 14 июля 1941 года. Первый залп из БМ-13, прозванных «Катюшами», дала батарея капитана Федорова. Всю войну прошли «Катюши», «передавая пламенные приветы» врагу, как шутили солдаты. И сочиняли свои продолжения песни.

Отгремела война, а песню все поют на разных языках. Песня эта служила своеобразным паролем молодежи всего мира на международных фестивалях, а к прошедшему летом 1985 года в Москве 12 Всемирному фестивалю молодежи и студентов было решено создать в честь нее сувенир. Многочисленных гостей нашей столицы встречала симпатичная, весело улыбающаяся, приветливая девочка с ласковым и знакомым всем, певучем именем Катюша. Подобно знаменитому олимпийскому медвежонку она стала известной всей планете. И, конечно же, всюду звучала сложенная в честь нее замечательная песня.

Исполнение песни «Катюша».

3 группа (М-17): песня «Землянка».

Самыми популярными на фронте были песни о любви. О том, что это было именно так, убедительнее других свидетельствует судьба «Землянки» Алексея Суркова.

За свою долгую литературную жизнь поэт написал немало песен и стихотворений. Но «Землянка» и сейчас волнует душу и исполнителя, и слушателя. Секрет её необыкновенного песенного успеха, может быть, как раз в том, что она не писалась для пения. Да и вообще не предназначалась для публикации. Это письмо, частное, личное, интимное письмо к любимой женщине.

Сам поэт вспоминал об этом так: «Оно не собиралось быть песней. И даже не претендовало стать печатаемым стихотворением. Это были шестнадцать «домашних» строчек из письма жене. Письмо было написано в конце ноября 1941 года, после одного очень трудного для меня фронтового дня под Истрой, когда нам пришлось ночью, после тяжелого боя, пробиваться из окружения со штабом одного из гвардейских полков».

Как видим, это не просто письмо. Оно было написано сразу после того, как смерть была наверняка ближе, чем за четыре шага. Может быть, потому, что смерть отступила, поэт так благодарен жизни. За то, что она есть, за этот потрескивающий огонь в землянке, за смоляную слезу, за друзей, играющих на гармони, и за самое светлое чувство, переполняющее сердце нежностью и грустью, тревогой и теплом. И он спешит сказать любимой «о своей негасимой любви» и тем поблагодарить её и саму жизнь, саму судьбу.

Оказавшись в ситуации, в которой бывали сотни тысяч солдат чуть ли не ежедневно, Сурков сказал то, что хотел бы сказать каждый солдат. А потому «Землянку» сразу признали фронтовики.

Еще до того, как была написана известная теперь всем музыка композитором Константином Листовым, солдаты сами начинали подбирать мелодию к полюбившимся словам. Текст «Землянки» переписывался в записные книжки. А вскоре солдаты стали посылать домой стихотворные письма, в которых легко узнавались интонация, отдельные слова, а иногда и целые строфы «Землянки». А затем эти песни, сочиненные солдатами на мотив «Землянки», начали петь.

Не остались равнодушными к стихотворным посланиям из землянок и окопов и те, для кого они сочинялись, – жены и невесты воинов. В послевоенных фольклорных сборниках опубликованы сотни ответов на «Землянку». В этих ответах, которые женщины отправляли на фронт, слова поддержки, нежной любви, стремление ободрить любимого, укрепить его силы.

Исполнение песни «Землянка».

4 группа: песня «Синий платочек».

Счастливая и необычная судьба у песни «Синий платочек»: она родилась дважды. В 1939 году, впервые прозвучала её незатейливая мелодия. В Советский Союз приехали участники популярного польского эстрадного коллектива «Голубой джаз». Весной 1940 года ансамбль гастролировал в Москве. Концерты его проходили в саду «Эрмитаж». На одном из них побывал поэт и драматург Яков Маркович Галицкий.

Через несколько дней состоялась премьера песни «Синий платочек» в сопровождении «Голубого джаза» её спел солист Станислав Ляндау. Среди многочисленных импровизаций композитора и пианиста джаз-оркестра Ежи Петерсбурского, прозвучавших в концерте, одна особенно понравилась Якову Марковичу Галицкому. Во время концерта, он подтекстовал понравившуюся мелодию. Слова про девичий синий платочек наполнили её новым смыслом, как бы вдохнули жизнь. После концерта поэт познакомился с композитором, показал ему набросок своих стихов. Ежи Петерсбурский Станислав Ляндау.

В первые месяцы Великой Отечественной войны с песнями произошла странная и неожиданная метаморфоза: мирные, довоенные они стали первыми военными, обрели как бы второй, не существовавший прежде смысл, ставший главным. Повествуя о любви и любимых, о разлуках и встречах, о родном доме и русской природе, они зазвучали как рассказы, как напоминание о тех мирных днях, той мирной жизни, за возвращение которой шла война, ради которой солдаты воевали и жертвовали собственной жизнью.

Заново родившись, песни помогали воевать. Они стали символом и своеобразным залогом того, что мирное время вернётся, что его надо вернуть, сметя захватчиков с родной земли. Вспоминая об этом времени, поэт Алексей Сурков писал: «Уже с первых дней войны стало слышно, что рядом с коваными строками «Идёт война народная, священная война» в солдатском сердце теплятся тихие лирические слова песенки «Синенький скромный платочек». В августе 1942 года Лидия Андреевна Русланова записала вариант «Синего платочка» на грампластинку вместе с «Землянкой» К. Листова и А. Суркова. Однако, пластинке с этой записью суждено было увидеть свет лишь сорок лет спустя, в 1982 году, поскольку в войну были изготовлены лишь матрицы и сделан с них пробный оттиск, а в тираж она не пошла.

Самую широкую известность и распространение в годы войны получил, вне всякого сомнения, фронтовой вариант «Синего платочка», инициатором создания и первой исполнительницей которого стала замечательная наша певица, народная артистка Советского Союза Клавдия Ивановна Шульженко. С голоса этой популярной исполнительницы «Синий платочек» обрёл как бы второе рождение и вторую жизнь, стал одной из самых знаменитых песен военных лет. Время написания стихов этого фронтового варианта “Синего платочка” - 9 апреля 1942 года. Их автор - литсотрудник газеты «В решающий бой!» 54-й армии Волховского фронта, лейтенант Михаил Александрович Максимов.

В ноябре 1942 года на экраны страны вышел фильм режиссера Михаила Слуцкого «Концерт - фронту» Именно в нём прозвучал впервые максимовский вариант «Синего платочка» в исполнении К. И. Шульженко. Вскоре была выпущена открытка с этой песней. Её и сегодня хранят в семьях многих фронтовиков как дорогую реликвию.

Песня живет, уже почти 76 лет. Ежегодно, в День Победы, звучит песня в исполнении современных артистов, в различной музыкальной обработке.

Исполнение песни «Синий платочек» (Шакиева Камила)

5 группа: песня «Смуглянка».

Наверняка большинству людей песня «Смуглянка» знакома по замечательному фильму «В бой идут одни старики» (1973). Но многие знают, что композиция была написана задолго до выхода на экраны военной драмы режиссера Леонида Быкова. Давайте вспомним историю создания популярного музыкального произведения.

В 1940 году поэт-песенник Яков Шведов и композитор Анатолий Новиков получили от ансамбля Киевского особого военного округа заказ на сюиту, посвященную Григорию Котовскому.

Осенью 1940 года поэт Яков Шведов и композитор Анатолий Новиков написали песенную сюиту о молдавских партизанах. Сюита была написана по просьбе политуправления Киевского военного округа для окружного ансамбля песни и пляски. В нее входило семь песен, в том числе «Смуглянка» - песня о девушке-партизанке. Написанная на основе молдавского фольклора, она была по своему складу лирической, игровой. Когда началась Великая Отечественная война, ноты этого цикла у Новикова пропали. Сохранились лишь черновые наброски. Восстановив некоторые песни, композитор решил показать «Смуглянку» на радио. Но там ее забраковали. - Что это за песня про любовь, свидание, расставание, про какую-то смуглянку-молдаванку? Ведь сейчас идет такая тяжелая война... Вы же автор героических песен, - говорили Новикову. Эти доводы звучали очень убедительно, и «Смуглянка» была заброшена в самый дальний ящик письменного стола. Вероятно, так бы она и осталась там, если бы не один случай. - Как-то в 1944 году мне позвонил художественный руководитель Краснознаменного ансамбля А. В. Александров, - вспоминал Новиков, - и спросил, нет ли у меня новых песен. Я принес ему несколько новинок, в том числе и «Смуглянку». К великому моему удивлению, именно эта веселая, лирическая песенка про любовь молдавской девушки больше всего понравилась прославленному музыканту. В 1944 году ансамбль впервые исполнил песню, выступая в Концертном зале им. Чайковского. Солистом был Николай Устинов. Благодаря трансляции концерта по радио «Смуглянка» стала настоящим шлягером и, как принято говорить, ушла в народ.
«Смуглянка» полюбилась бойцам, и, хотя в ней говорилось о партизанах Гражданской войны, воспринималась она как песня сегодняшняя.

В последующие годы ее пели многие известные артисты. Лауреатом «Песни-75» была «Смуглянка» в исполнении дуэта Софии Ротару и Миодрага Евремовича.

Кадр из к\ф «В бой идут одни старики»

6 группа: песня «Темная ночь» (группа П1-17)

Военная песня «Темная ночь» считается одной из самых любимых и популярных песен, написанных за годы Великой Отечественной Войны.

Песня Марка Бернеса «Темная ночь» имеет очень интересную историю возникновения. В 1943 году во время работ над фильмом «Два бойца» у режиссера картины Леонида Лукова возникли трудности со съемкой эпизода, где солдат пишет письмо домой.

После многих неудачных попыток режиссеру пришла в голову мысль, что исполненная героем фильма песня лучше всего передаст чувства бойца, который пишет письмо близким.

Не теряя времени, Леонид Луков обратился к композитору Никите Богословскому и поэту Владимиру Агатову. Из воспоминаний Никиты Богословского: «Однажды вечером пришел ко мне Леонид Луков и сказал: «Понимаешь, не получается у меня никак сцена в землянке без песни». И так взволнованно, так талантливо рассказал мне и тему песни, и ее настроение, что я, сев к роялю, сразу, без единой остановки сыграл ему мелодию «Темной ночи», которая и вошла потом в фильм без изменения. Луков сразу же и безоговорочно принял музыку - видимо, она полностью совпала с его видением будущей сцены. Вызвали срочно поэта Владимира Агатова, он тут же, присев к столу, написал стихи, почти без помарок. Разбудили Бернеса, отсыпавшегося после утомительных съемок, где-то уже поздно вечером раздобыли гитариста, ночью на студии записали фонограмму, а наутро Луков в декорации уже снимал Бернеса под эту фонограмму».

Всенародно любимой военная песня «Темная ночь» стала после ее исполнения Бернесом, который в роли Аркадия Дзюбина – главного героя картины - поет ее ночью под гитару, в землянке с протекающей крышей, в окружении фронтовых товарищей.

Стоит отметить, что после записи песни съемка фильма пошла гораздо легче – злополучная сцена с письмом была снята с первого же дубля. После выхода на экраны фильма «Два бойца» песню запела вся стана. Её пели на передовой, её пели и дома, ожидая своих родных с фронта.

Но история песни «Темная ночь» на этом не заканчивается. В далекие 40-е весь первый тираж пластинки с только что написанной песней "Темная ночь" был забракован: отдел технического контроля обнаружил в фонограмме незапланированный шорох. Оказалось, что одна из работниц завода, слушая песню, не сдержалась и заплакала. Слезы попали на восковую матрицу и... Так простая труженица Галя Журавлева вошла в историю.

После Победы в Великой Отечественной войне «Темная ночь» начала свое триумфальное шествие по миру. Когда Иван Семенович Козловский, один из исполнителей песни, приезжал в гости к лидеру американской коммунистической партии Уильяму Фостеру, он спросил, не желает ли тот послушать советскую песню в живом исполнении. Уильям ответил ему, что с удовольствием послушал бы песню «Темная ночь», и что в Америке ее очень любят.

Исполнение песни «Темная ночь».

Учитель : Прочитана последняя страница устного журнала. Благодарим всех участников за хорошую подготовку, проникновенное чтение стихов, личное творчество. Спасибо всем. Сегодня мы лишь немного приоткрыли для себя лирическую страничку поэзии периода Великой Отечественной войны, страницу из жизни народа, прониклись атмосферой времени тех, кто имел полное право сказать о себе: «Нам было всё отпущено сверх нормы: любовь, и гнев, и мужество в бою». Тех, кто думал о нас, своих потомках, тогда, в далёкие сороковые, и завещал нам жить ради них и ради самих себя.

И мы, сегодняшнее поколение не должны забывать о той войне, должны знать свою историю. Читать книги, стихи, петь песни тех лет и о том времени.

С наступающим праздником Днем Победы! Мирного вам неба над головой!

Песня

Предметная неделя гуманитарного цикла

Внеклассное мероприятие по литературе «Литературная шкатулка».

для учащихся 5-9 классов

учитель: Билибина Валентина Николаевна

Цель проведения:

Проверить знания обучающихся по литературе; развивать познавательный интерес к литературе;
- способствовать активизации мыслительной деятельности обучающихся; развивать интеллект, внимание, память, воображение;
- прививать любовь к литературе как к учебному предмету ; воспитывать чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности.

Оборудование: карточки с заданиями, бумага, клей, карточки с монетами

(5 и 10 рублей).

Участие принимают две команды. Игра проводится в несколько туров. Команды получают игровые поля с темами и ценой вопроса. выбирают по очереди, выполняют обе команды одновременно, но первой отвечает та, что делала выбор. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Ход мероприятия.

1. ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА. - Буквы, выстроенные для переклички. (алфавит)
- Охотница до чужих мехов. (моль)
- Канцелярская «острячка». (кнопка)
- Домашний иллюминатор .(окно)
- Часть лица, которую иногда вешают. (нос)
- «Яйцо» в геометрии.
(овал)
- Пора, которая в сентябре бывает «бабьей».
(лето)
- Зеленая, от которой «мухи дохнут».
(тоска)
- Чужой, куда бросают камни, но не пускают козла.
(огород)
- Комплекс средств, при помощи которых из Бабы-Яги можно сделать Василису Прекрасную.
(косметика)

I тур.

Литературные игры.

1. Сказки Пушкина

10

Из какой сказки эти слова:

Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно.

В год по три щелчка тебе по лбу.

Есть же давай мне варёную полбу.

«Сказка о попе и работнике его Балде»

10

В кого превращала Лебедь князя Гвидона?

В комара, муху, шмеля

10

С какими словами царица обращалась к зеркальцу?

«Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи…»

10

Какими словами начинается сказка о рыбаке и рыбке?

«Жил старик со своею старухой у самого синего моря…»

10

Какими словами заканчивается «Сказка о царе Салтане»

«И я там был, мед, пиво пил; по усам текло, а в рот не попадало»

Продолжи пословицу

10

По одежке встречают -

по уму провожают

10

Кто другому яму роет,

тот сам в неё попадет

10

Глаза страшатся,

а руки делают

10

На бога надейся,

а сам не плошай

10

Семь лет мак не родил,

а голода не было

Отгадай загадку

10

Сам металлический, а мозг электрический.

Робот

10

Сторож плохой:

Слепой и глухой,

Не тронешь – молчит,

А тронешь – кричит.

Мотоцикл

10

Несется и стреляет,

Ворчит скороговоркой,

Трамваю не угнаться

За этой тараторкой.

Звонок

10

У конька у горбунка

Деревянные бока.

У него из-под копыт

Стружка белая бежит.

Рубанок

10

Моряков тревожит он и радует,

Сообщая о погоде вести.

То он поднимается, то падает,

Но всегда – на месте.

Барометр

Продолжи строку стихотворения

10

Вечор, ты помнишь вьюга злилась

(На мутном небе мгла носилась,

луна, как бледное пятно

сквозь тучи мрачные желтела,

и ты печальная сидела…

А нынче погляди в окно..)

А.С.Пушкин

10

Белеет парус одинокий…

(В тумане моря голубом,

Что ищет он в стране далекой,

Что кинул он в краю родном?

Играют волны, ветер свищет

И мачта гнется и скрипит…

Увы, он счастия не ищет

И не от счастия бежит.

Под ним струя светлей лазури

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой)

М.Ю.Лермонтов «Парус»

10

Я вас любил…

(Любовь моя, быть может

В душе моей угасла не совсем,

Но пусть она вас больше не тревожит,

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим.

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.)

А.С.Пушкин

«Я вас любил…»

10

Умом Россию не понять…

(Аршином общим нет измерить

У ней особенная стать

В Россию можно только верить)

Ф.Тютчев

10

У врат обители святой…

(Стоял просящий подаянья.

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, муки и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку.

И кто-то камень положил

В его протянутую руку…

Так я молил твоей любви,

С слезами горькими, с тоскою.

Так чувства лучшие мои

Обмануты навек тобою)

М.Ю.Лермонтов

Всякая всячина. 1. В известной сказке «Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что» царь послал стрелка Андрея за тридевять земель. Тридевять - это сколько? (27, так как в Древней Руси считали девятками. 3*9=27).

2. Как звали трех девиц в «Сказке о царе Салтане»? (нет имен).

3. Книжку, ребята, в руках я держу,

А как называется, вам не скажу…

Автор этого произведения - известный русский писатель, родившийся на Украине. В своих произведениях он высмеивал все дурное, что наблюдал в жизни. А само произведение рассказывает о том, как два друга превратились из-за пустяка в злейших врагов. (Н. В.Гоголь «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»).

4. «Счастливый билет»

Таверна приключений и фантастики.

1. Назовите произведение, в котором рассказывается о том, как ради покорения возлюбленной жених на самом необычном виде транспорта побывал в Петербурге на приеме у императрицы и раздобыл подарок невесте. (Н. В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»).

2. Назовите имя героини, которая была сиротой, жила одна на вилле и предпочитала при болях в животе жевать горячую тряпку. (Пеппи Длинный Чулок).

3. Назовите поэму А. С.Пушкина, прочитав которую В. А.Жуковский, признанный в то время первым поэтом в России, подарил автору свой портрет с надписью: «Победителю ученику от побежденного учителя» («Руслан и Людмила»).

4. Назовите сказку, где все герои фрукты и овощи, и в ней описываются их бесстрашные приключения. (Дж. Родари «Приключения Чипполино»).

II Тур.

Сказочный ералаш.

1. К семейству каких домашних птиц принадлежит героиня русской народной , которая несла хозяевам изделия из драгоценных металлов? Как ее звали? (Курочка Ряба)

2. Назовите известной сказки русского поэта. Герой получил черепно-мозговую травму, потерял речи, сошел с ума. (Поп. «Сказка о попе и работнике его Балде»).

3. В какой сказке решается проблема жилья или, говоря взрослым языком, ЖКХ? (Теремок).

4. В какой сказке лицо, имеющее весьма дурную репутацию, под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на 7 несовершеннолетних душ, но было разоблачено и наказано. (Волк «Волк и семеро козлят»).

Семь бед – один ответ.

1. Называются имена писателей, а команды называют по 3 произведения.

1) А. С.Пушкин 3) Н. В.Гоголь

2) А. П.Чехов 4) М. Ю. Лермонтов

Стихов любимейшие строчки.

1. Восстановите стихотворение по последним словам-рифмам: кроет, крутя, завоет, дитя. (А. С.Пушкин «Зимний вечер»).

2. Восстановите стихотворение по последним словам-рифмам: сырой, молодой, крылом, под окном (А. С.Пушкин «Узник»).

III Тур.

2.

Писатель – не писатель

Счастливый случай

Музыка и книга.

2. В какой сказке говорится о художественном уровне вокально-инструментальных ансамблей «Гримм «Бременские музыканты»).

3. Какой герой любил сочинять песенки на все случаи жизни: сопелки, кричалки, ворчалки, считалки и т. д. (Винни - Пух).

4. Писатель Э. Успенский придумал Крокодила Гену, а кто из музыкантов научил этого персонажа петь? (В. Шаинский) .

« Писатель – не писатель»

Вы должны быть очень внимательными. Я буду называть известные фамилии, а вы должны поднимать руку вверх исключительно при имени писателя. Тот, кто ошибся, выходит из игры. Выиграет та команда, которая к концу конкурса останется более многочисленной.

А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, Софья Ковалевская (математик), Николай Рубцов, Сергей Ожегов (автор словаря), Лев Толстой, Сергей Безруков (актер), А.Фет, Джанни Родари, Мария Разумовская (автор учебника русского языка),М.Ю.Лермонтов, В. И. Даль (автор словаря), А.Барто, Илья Репин (художник), В. Г. Короленко, И.С.Тургенев, А.Пугачева (певица), Алексей Толстой, Льюис Кэрролл, Геннадий Беленький (автор учебника литературы).

« Счастливый случай»

1. Воинское звание героя сказки С-Щедрина. (Генерал).

2.Крупное стихотворное произведение. (Поэма).

3. Имя и отчество Некрасова. (Николай Алексеевич).

4.Вымышленное имя, под которым автор публикует свои произведения. (Псевдоним).

6. Картина природы в художественном произведении. (Пейзаж).

7. Какими словами начинается сказка А.С.Пушкина «О царе Салтане…»?

(«Три девицы под окном пряли поздно вечерком…»)

8. Кто нарисовал картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»:

И.Репин или В.Васнецов? (И.Е.Репин.)

9. С каким животным ассоциируется полицейский надзиратель Очумелов?

(Хамелеон).

10. Продолжи фразу из стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Русский язык»: «…но нельзя верить, чтобы такой язык….(НЕ БЫЛ ДАН ВЕЛИКОМУ НАРОДУ!»)

IY тур.

1 комплект:

Произведение устного народного творчества в прозе или в стихах

Речь идет в нем о вымышленных, иногда фантастических событиях.

Эти произведения бывают о богатырях, бытовые, о животных, волшебные.

Иван-крестьянский сын и чудо-юдо. (Сказки)

2 комплект:

Литературный жанр, чаще всего стихотворный рассказ.

В этих произведениях имеется иносказательный смысл (аллегория)

Действующими лицами являются как люди, так и животные, птицы, растения, даже неодушевленные .

Произведение состоит из основной части и морали.

И. А.Крылов прославился в этом жанре. (басня)

3 комплект:

Это стихотворение известного русского поэта написано в 1937 году.

Стихотворение посвящено 25-летней годовщине знаменитого сражения.

Рассказчик – простой солдат, рядовой участник сражения.

- «Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри, не вы.

Плохая им досталась доля:

Не многие вернулись с поля.

Когда б на то не Божья воля,

Не отдали б Москвы! (« »)

4 комплект:

Она родилась в тихой скандинавской стране Швеции.

Главная героиня произведения – девочка с рыжими косичками, огненными веснушками на лице и смеющимися глазами.

Она может побороть гимнаста-силача, пронести на руках лошадь, наказать воров, спасти детей от пожара.

Героиня не имеет ни отца, ни и живет одна на вилле «Курица» (Пеппи Длинный Чулок).

5 комплект:

Он известен не только как поэт. Но и как писатель.

Родился в Москве, сочинять стихи начал с раннего детства

В Москве есть памятник этому поэту

Он учился в известном лицее недалеко от Петербурга

А втор стихотворения «Узник». (А. С.Пушкин)

Y тур. Блиц.

За 1 минуту победившая команда отвечает на 10 вопросов.

1. Кто из героев русской народной был хлебобулочным изделием? (Колобок)

2. Кто из сказочных героев любил поговорку: «Одна голова хорошо, а две лучше»? (Змей Горыныч)

3. Назовите французской сказки, который получил свое прозвище благодаря головному убору? (Красная Шапочка)

4. Какой герой французской сказки очень любил обувь и как его за это прозвали? (Кот в сапогах)

5. Какой сказочный герой посадил деньги, думая, что вырастет денежное дерево и останется только снимать урожай. (Буратино)

6. Назовите героиню французской сказки, которая занималась неквалифицированным трудом, чистила печки и убиралась в доме. Как ее за это прозвали? (Золушка)

7. Какой герой русской народной сказки ловил рыбу очень оригинальным способом? (Волк)

8. Какое слово нужно было сложить Каю в сказке «Снежная королева» (Вечность)

9. Сколько произведений входит в « » (Пять)

II. Подведение итогов.

Подводятся итоги мероприятия.

Награждаются победители и участники.

Ведущий 1 В истории каждой страны есть незабываемые памятные даты. Проходят годы, меняются поколения, новые люди выходят на историческую арену, но остается память о тех событиях, без которых нет подлинной истории. 190 лет отделяют нас от сурового студеного дня, когда лучшие сыны России вышли на Сенатскую площадь, чтобы ценою жизни своей разбудить крепостную Россию. «Сенатская площадь» и «Черниговский полк» стали историко-культурными символами. Достаточно произнести эти словосочетания и испытываешь смешанные чувства: гордость и грусть, первое- за сознательное выступление за свободу, второе- за первое трагическое поражение.

Ведущий 2 : Восстание 14 декабря 1825 года на Сенатской площади в Петербурге было подавлено. По приговору Верховного уголовного суда пятеро декабристов(П. Пестель, К. Рылеев, С. Муравьев- Апостол, М. Бестужев- Рюмин, П. Каховский) в ночь на 13 июля 1826 года были повешены. 25 человек сосланы на вечную каторгу, десятки декабристов на каторжные работы сроком на 20 лет. Цена, которую заплатили первые революционеры за попытку преобразовать Россию, оказалась очень высока. Мрачные и сырые казематы Петропавловской крепости, каторга и многолетняя ссылка.

Ведущий 1: И вскоре одна за другой по тому же бесконечному сибирскому тракту направились жены декабристов

Ведущий 1 :стих

Ведущий 2 :стих

Ведущий 1 Как молоды они были тогда,как обаятельно женственны…

Слайд 4 Песня и видео из к/ф «Адмиралы»- «Любовь и разлука»

Слайд 5 Трубецкая

Ведущий1 : Первой выехала в Сибирь двадцатилетняя дочь графа Лаваля, Екатерина Ивановна Трубецкая.

Сцена разговора с царем (согласна,согласна…)

Сцена1

Николай 1 . Жена, следуя за своим мужем, становится причастной к его судьбе, теряет прежние звания, делается женой ссыльнокаторжного.

Княгиня Трубецкая: согласна

Николай1: дети, которые приживутся в Сибири, поступят в заводские крестьяне.

Княгиня: согласна

Николай 1: ни денежных сумм, ни вещей многоценных с собой взять невозможно

Княгиня: согласна

Николай1: не искать свиданий с мужем, за исключением двух раз в неделю, не передавать мужу никаких вещей, денег, бумаг, чернил. Никому не писать, не отправлять, не получать писем

Княгиня: согласна

Николай1: свидание с мужем лишь в арестантском платье

Княгиня: согласна

Николай1: ежели преступники уголовные, жуткие люди, погрязшие в пороке, надругаются над вами или же убьют, власти ответственности не несут.

Княгиня: согласна. Я готова пройти семьсот верст, которые отделяют меня от мужа, по этапу плечом к плечу с каторжниками. Прошу - отправьте меня сегодня же!

Трубецкая : Уже известно Вашему превосходительству желание моё разделить участь несчастного мужа моего. Повторяю Вам, что отказываюсь от всех земных благ и с чистой и спокойной совестью, добровольно передаю себя унижениям, бедности и всем ниспосланным трудностям горестного существования.

Ведущий 1:

Покоен, прочен и легок

На диво слаженный возок,

Сам граф - отец не раз, не два

Его попробовал сперва,

Шесть лошадей в него впрягли,

Фонарь внутри его зажгли.

Сам граф подушки поправлял,

Медвежью полость в ноги стлал

Творя молитву, образок

Повесил в правый уголок

И - зарыдал…

Княгиня - дочь

Куда - то едет в эту ночь…

Сцена прощания с отцом

Трубецкая

«Да, рвем мы сердце пополам

друг другу, но, родной,

Скажи, что ж больше делать нам?

Поможешь ли тоской!

Один, кто мог бы нам помочь

Теперь… Прости, прости!

Благослови родную дочь

И с миром отпусти!

Бог весть, увидимся ли вновь,

Увы, надежды нет!

Прости и знай, твою любовь,

Последний твой завет

Я буду помнить глубоко

В далекой стороне…

Не плачу я, но не легко

С тобой расстаться мне!

О, видит бог! Но долг другой,

И выше и трудней,

Меня зовет…Прости, родной!

Напрасных слов не лей!

Далек мой путь, тяжел мой путь,

Страшна судьба моя,

Но сталью я одела грудь…

Гордись - я дочь твоя

Ведущий 1 : Через две недели было получено разрешение. В Красноярске сломалась карета, заболел провожатый. Княгиня продолжает путь одна, в тарантасе. В Иркутске губернатор долго запугивает ее, требует еще раз письменного отречения от всех прав.

Сцена разговора с губернатором

В Нерчинск! Закладывать скорей!

Пришел я - встретить вас.

Велите ж дать мне лошадей!

Прошу помедлить час. Дорога наша так дурна,

Вам нужно отдохнуть...

Благодарю вас! Я сильна...

Уж недалек мой путь...

Все ж будет верст до восьмисот,

А главная беда: Дорога хуже тут пойдет,

Опасная езда!.. Два слова нужно вам сказать

По службе, - и притом

Имел я счастье графа знать,

Семь лет служил при нем.

Отец ваш редкий человек

По сердцу, по уму,

Запечатлев в душе навек

Признательность к нему,

К услугам дочери его

Готов я... весь я ваш...

Но мне не нужно ничего!

(Отворяя дверь в сени.)

Готов ли экипаж?

Покуда я не прикажу,

Его не подадут...

Так прикажите ж! Я прошу...

Но есть зацепка тут:

С последней почтой прислана

Что же в ней: Уж не вернуться ль я должна?

Да-с, было бы верней.

Нет... не решусь я утверждать...

Но путь еще далек...

Так что же даром и болтать!

Готов ли мой возок?

Нет! Я еще не приказал...

Княгиня! здесь я - царь!

Садитесь! Я уже сказал.

Что знал я графа встарь,

А граф... хоть он вас отпустил,

По доброте своей,

Но ваш отъезд его убил...

Вернитесь поскорей!

Нет! что однажды решено

Исполню до конца!

Мне вам рассказывать смешно,

Как я люблю отца,

Как любит он. Но долг другой,

И выше и святей,

Меня зовет. Мучитель мой!

Давайте лошадей!

Позвольте-с. Я согласен сам,

Что дорог каждый час,

Но хорошо ль известно вам,

Что ожидает вас?

Бесплодна наша сторона,

А та - еще бедней,

Короче нашей там весна,

Зима - еще длинней.

Да-с, восемь месяцев зима

Там - знаете ли вы?

…Поверьте, вас не пощадят,

Не сжалится никто!

Пускай ваш муж - он виноват...

А вам терпеть... за что?

Ужасна будет, знаю я,

Жизнь мужа моего.

Пускай же будет и моя

Не радостней его!

Быть так! Вас не спасешь, увы!..

Но знайте: сделав этот шаг,

Всего лишитесь вы!

"Да что же мне еще терять??

За мужем поскакав,

Вы отреченье подписать

Должны от ваших прав!

Нет! ими я не дорожу,

Возьмите их скорей!

Где отреченье? Подпишу!

И живо - лошадей!..?

Бумагу эту подписать!

Да что вы?.. Боже мой!

Ведь это значит нищей стать

И женщиной простой!

Я отпустить не вправе вам,

Княгиня, лошадей! Вас по этапу поведут

С конвоем...

Зачем бы разом не сказать?..

Уж шла бы я давно...

Велите ж партию сбирать

Иду! мне все равно!..

Простите! да, я мучил вас,

Но мучился и сам,

Но строгий я имел приказ

Преграды ставить вам!

Я не могу, я не хочу

Тиранить больше вас...

Я вас в три дня туда домчу...

(Отворяя дверь, кричит.)

Эй! запрягать сейчас!..

Ведущий 2: Екатерина Ивановна Трубецкая была дочерью графа Ивана Степановича Лаваля,. Мать Екатерины Ивановны владела большим медеплавильным заводом, золотым прииском и несколькими имениями. Дворец Лавалей на Английской набережной блистал изысканной красотой и роскошью убранства. Современников поражало великолепие баллов, которые давались в этом доме. На них бывала вся петербургская знать, император Александр I

Слайд 6 Кавалергарды

Слайд 7 Сибирь, рудники…

Трубецкая : Приехав в Нерчинск, я сняла маленькую избушку напротив каторжной тюрьмы. Избушка настолько мала, что ляжешь головой к стене - ноги упираются в двери, проснёшься утром - волосы примёрзли к стене. Я ограничила своё питание - суп и каша на обед, завтраки и ужины отменялись вообще.

Ведущий 1 Прошло 13 лет жизни в тюремных казематах. К тому времени семья состояла из трёх дочерей и маленького сына. В 1839 году закончился срок каторги декабристов, осужденных по первому разряду. Но царь не выпускал их. Семья поселилась в небольшом селе Оеке близ Иркутска.Тяжёлые годы ссылки подорвали здоровье княгини.

Вынести лампаду

Ведущий 2 Дом Трубецких со смертью княгини стоял, как мёртвый. В 1856 году Трубецкому разрешили выехать в Россию. Когда он уезжал, его провожал почти весь город. В Знаменском монастыре, где были погребены его жена и дети, князь простился с дорогой могилой и отбыл из Сибири, но всюду ему было неуютно и, прожив всего шесть лет после смерти жены, князь скончался.

Слайд 8 Волконская

Ведущий 1 : Вслед за княгиней Е.И.Трубецкой глубокой тёмной ночью покидала родные края молодая, совсем ещё юная княгиня Мария Николаевна Волконская.

Волконская : «Я узнала о твоем аресте, милый друг. Я не позволяю себе отчаиваться… Какова бы ни была твоя судьба, я ее разделю с тобой, я последую за тобой в Сибирь, на край света, если это понадобится, - не сомневайся в этом ни минуты, мой любимый Серж.

Ведущий2 : Ее муж был осужден на вечную каторгу.

Волконская: Простите, родные! Мне сердце давно Моё предсказало решенье. И верю я твёрдо: от Бога оно! А в вас говорит сожаленье. Да, ежели выбор решить я должна Меж мужем и сыном - не боле, Иду я туда, где я больше нужна, Иду я к тому, кто в неволе! Я сына оставлю в семействе родном, Он скоро меня позабудет. Пусть дедушка будет малютке Отцом, Сестра ему матерью будет. Он так ещё мал! А когда подрастёт И страшную тайну узнает, Я верю: он матери чувство поймёт И в сердце её оправдает!

Я ехала день и ночь. Примчавшись в Нерчинские рудники, не глядя, подписала всё, что от меня требовали, отреклась от всего и просила лишь одного - скорейшего свидания с мужем.

Сцена встречи с мужем (Песня «Жены декабристов») 1-2 куплета

Сцена Волконской с мужем (можно под «Аве Мария») под тихую музыку

Волконская(набрасывая черный платок) : январским днем 1828 года в Петербурге умирает мой маленький сын Николай. Мой отец попросил Пушкина написать эпитафию к надгробию моего сына. Вскоре Пушкин написал:

В сиянье, в радостном покое,

У трона вечного творца,

С улыбкой он глядит в изгнание земное,

Благословляет мать и молит за отца.

Смерть сына была для меня огромной потерей. Ничто не могло меня успокоить. Единственное мое утешение - мой родной, мой бедный Сергей.

Вскоре новое горе постигло меня - умирает мой отец. Перед смертью он все - таки простил меня. Перед смертью рядом с ним был мой портрет. Глядя на него, батюшка сказал:»Это самая удивительная женщина, которую я знал». 1830 год…август… Умирает моя крохотная дочка Софья, не прожив и одного дня. Но я нахожу в себе силы жить. Жить ради любимого человека.

Ведущий 2: 30 лет прожила на каторге и ссылке Мария Николаевна Волконская. Скончалась она в 1963 году, когда ей было 53 года.

Музыка «Аве Мария»

Слайд 9 Муравьева

Ведущий 1 : Фонтанка, 25. Море света, гремит музыка, бал. Среди танцующих Александра Муравьева, жена автора Конституции Северного общества - Никиты Муравьева.

Александра : С первой минуты, как я увидела Никиту, с первого свидания, с первого поцелуя хранила я в сердце радостное ощущение не проходящей влюбленности.

Слайд 10 Песня- видео «Не обещайте деве юной»

«Находящегося в отпуске капитана Гвардейского Генерального штаба Николая Муравьева арестовать!» — прозвучали гневно слова Николая I.

Александра. Мой добрый друг! Мой ангел! Твое письмо было для меня ударом грома. Ты - преступник! Ты - виновен! Это не умещается у меня в голове. Ты просишь у меня прощения, не говори со мной так, ты разрываешь мне сердце. Мне нечего тебе прощать. В течение почти трех лет, что я замужем, я не жила т этом мире, я была в раю. Счастье не может быть вечным. Не предавайся отчаянию, это слабость недостойная тебя. Не бойся за меня, я все вынесу. Я самая счастливая из женщин.

Александра: В феврале 1823 года я вышла замуж за 27-летнего гвардейского капитана Никиту Михайловича Муравьева. Я отправилась в Сибирь в начале январь 1827 года, доехала до Иркутска за 20 суток, купила небольшой деревянный дом недалеко от острога и получила разрешение два раза в неделю видеться с мужем.

Ведущий 2 Александра Григорьевна Муравьева, по отцу графиня Чернышева, была нежной, молодой, красивой женщиной. Многие декабристы в своих воспоминаниях говорят сердечные слова о ее душевной доброте и нежной натуре, о ее самопожертвовании. Именно ей передал А.С.Пушкин свое послание в Сибирь « Во глубине сибирских руд…»

Муравьева: Когда я получила разрешение на первое свидание с мужем, он был сильно болен, у него был жар. Прощаясь, я незаметно от стражи, положила комочек бумаги в его руку. Уже в камере, развернув его, Никита Муравьев увидел до боли знакомый почерк, ошибиться было невозможно, это было послание любящего друга А.С.Пушкина. Поэт даже не подозревал сколько душевной силы прибавилось у декабристов от его стихотворения..

Чтение стихотворения (читают все по очереди) тихо Аве Мария

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье,

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

Несчастью верная сестра,

Надежда в мрачном подземелье

Разбудит бодрость и веселье,

Придет желанная пора:

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут — и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

Ведущий 1 : В 1829 г. родилась дочь Софья. Но «с родины» приходили горькие вести: скончалась мать, отец впал в меланхолию, оставленные дочки умерли (одна совсем юной, другая, сойдя с ума). И все же на шутливый вопрос декабриста И.Д. Якушкина: «Кого же вы любите больше: Бога или Никитушку?» (мужа), она ответила с улыбкой

Муравьёва: Господь не обидится, что Никитушку люблю более .

Ведущий 1 : А ей было в то время 27 лет - оставалось жить полгода. Даже последние минуты своей жизни Александра держалась. Она продиктовала прощальные письма родным, утешала и ободряла мужа. В эти несколько часов прощания с женой Никита Муравьёв поседел. Она стала первой женой декабристов, нашедшей свою могилу на сибирской земле, позже на этом месте ее муж Никита Муравьев построил каменную часовню, где ночь и день горела лампада. До конца жизни Н. Муравьев не расставался с портретом жены».

Ведущий 2: Она умерла в Сибири в 28 неполных лет.

Слайд 11 Песня - видео «Еще не сшит твой наряд подвенечный».

Ведущий 1 : Так завершился жизненный круг ещё одной четы декабристов, отдавших 30 лет жизни Сибири. А ведь жён декабристов, разделивших судьбу своих мужей, было гораздо больше.

Ведущий 2 : «Слава и краса вашего пола! Слава страны, вас произрастившей! Слава мужей, удостоившихся такой безграничной любви и такой преданности, таких чутких, идеальных жён! Вы стали поистине образцом самоотвержения, мужества, твёрдости. Да будут незабвенны ваши имена!» - писал декабрист А.Беляев.

Ведущий 1 :Запомните имена жён декабристов, которые на своём примере показали героическую стойкость и безграничную преданность русских женщин: Екатерина Ивановна Трубецкая, Мария Николаевна Волконская, Александра Григорьевна Муравьёва, Прасковья Егоровна Анненкова (Полина Гёбль), Наталья Дмитриевна Фонвизина, Александра Ивановна Давыдова, Камилла Петровна Нарышкина, Мария Казимировна Юшневская, Анна Васильевна Розен, Александра Васильевна Ентальцева, Варвара Михайловна Шаховская.

Немая сцена

Любила ты, и так, как ты, любить —

Нет, никому еще не удавалось!

О господи!.. и это пережить...

И сердце на клочки не разорвалось …

Романс «Посвящение женам декабристов»

Внеклассное занятие по литературе на тему: В волшебном мире литературы

Автор: Кириличева Надежда Григорьевна, учитель русского языка и литературы МКОУ "Рогожинская ООШ" Михайловский район Волгоградская область

Внеклассное занятие по литературе

Тема: В волшебном мире литературы.
Рекомендуется педагогам, воспитателям для работы с детьми 6-8 классов.
Цель: развивать коммуникативные навыки учащихся, творческое воображение.
Задачи: показать красоту, выразительность, напевность русского языка, формировать навыки публичного выступления, воспитывать чувство патриотизма, эстетического вкуса, интереса к русской литературе, умение ориентироваться в мире литературных произведений и героев, коррекция и развитие устных речевых способностей, познавательной активности.
Оборудование: Карточки со стихами, с описанием и словами героев, с таблицей для составления слов (к-к),конверт+письмо (2 шт.), ноутбук, проектор для презентации, выставка рисунков и книг.

Ход занятия:

1. Не дерево, а с листочками.
Не рубашка, а сшита.
Не человек, а рассказывает. Что это? Правильно. Это КНИГА.
- Книга помогает узнать много нового и интересного. Книги учат нас добру и мудрости. Книги позволяют найти новых и верных друзей.
Сегодня мы проверим вашу смекалку, эрудированность и грамотность.
1.ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА.
- Буквы, выстроенные для переклички. (алфавит)
- Охотница до чужих мехов.(моль)
- Канцелярская «острячка». (кнопка)
- Домашний иллюминатор.(окно)
- Часть лица, которую иногда вешают.(нос)
- «Яйцо» в геометрии. (овал)
- Пора, которая в сентябре бывает «бабьей». (лето)
- Зеленая, от которой «мухи дохнут». (тоска)
- Чужой, куда бросают камни, но не пускают козла. (огород)
- Комплекс средств, при помощи которых из Бабы-Яги можно сделать Василису Прекрасную.(косметика)
2.«ЧЕРНЫЙ ЯЩИК»
(Из него достают предметы, когда зрители отгадают их по описанию)
1. За ними ходил Геракл в сады Гесперид. Оно же стало предметом раздора между Герой, Афиной и Афродитой. Когда тесно, то ему негде упасть. Как вы думаете, что это за предмет? (яблоко)
2. Он бывает насущный, а бывает чужой; иногда перебиваются с него на квас; а дружит он с солью. Что это? (хлеб)
3. Имя апостола Петра в переводе с древнееврейского обозначает именно то, что лежит в этом ящике. Он бывает краеугольным, а бывает – преткновения. Плохой человек носит его за пазухой. В споре коса может на него найти. (камень)
4. Она очень маленькая, но с ее помощью можно прервать жизнь одного влиятельного, отличающегося своей чрезмерной худобой господина. Глупый человек будет искать ее среди скошенной травы, а тот, кто очень волнуется, будет на них сидеть. Что это за предмет? (иголка)
5. Её нужно съесть 16,36 кг, чтобы узнать человека получше. Давным-давно она была почти на вес золота. Её помещали гостю прямо в яства. Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет – то и вообще не клали. Что же это за съедобный продукт? (соль)
6. Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвовал в краже. Её можно снимать, ломать, хватать в охапку. Ими можно даже закидать! Без нее никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. А у сказочных героев она часто бывает невидимая. И что же это за необходимый предмет? (шапка)
7. Он может иногда подкатывать к горлу и застрять в нем. В него сплетаются противоречия. А в народных сказках он указывает путь Ивану-Царевичу. Что это за фольклорный помощник? (клубок)
8. Он может бить, а может и открывать. Он может быть мокрым, а может – сухим. Иногда это лишь средство для разгадки или понимания чего-либо. Что же находится в «Черном ящике»? (ключ)
9. Её можно помещать на водоплавающую птицу, но все будет безрезультатно. Её можно толочь в ступе и носить в решете. Можно прятать в неё концы и водить по ней вилами. Она бывает мертвая и на киселе. А если не хотите отвечать на мой вопрос, то ее можно в рот набрать. Но в ваших же интересах ответить. Что это? (вода)
10. Когда его целый сосуд, то находятся, не побоюсь этого слова, вредители, которые готовы испортить его, добавив туда хоть немного чего-нибудь горького и несъедобного. (мед)
3. «ПРОЧТИ СТИХОТВОРЕНИЕ»
(Правильно расставив строки, добавив нужное слово, участники должны прочитать четверостишие)
Люблю грозу в начале …
Принакрылась снегом, точно ……
И молвил он, сверкнув очами: «Ребята, не ………………..за нами!»
Ветер по морю гуляет И кораблик …………….
Вечор, ты помнишь, вьюга ……… На мутном небе мгла носилась
И шествуя важно, в спокойствии чинном Лошадку ведет под уздцы ………….
А вы друзья как ни садитесь Все в музыканты не ……………
Мы вольные птицы, пора, брат, пора Туда, где за тучей белеет ……………
Ягненок в жаркий день Пришел к ручью …………….
А ларчик просто …………………./
4.«СОСТАВЬ СЛОВО»
1. КулаК 2.КунаК 3.КулиК 4.КуроК 5.КлерК 6.КазаК 7.КабаК 8.КотиК 9.КомоК 10.КушаК
11.КубоК 12.КивоК 13.КатоК 14.КосяК 15.КадыК 16.КулёК
5.«УЗНАЙ ГЕРОЯ, АВТОРА, ПРОИЗВЕДЕНИЕ»
(Разгадай загадки о литературных героях. По музыке, кадру из кинофильма определи произведение)
Сказки Пушкина, «Руслан и Людмила», «Дубровский», «Метель», «Ночь перед Рождеством», «Тарас Бульба», «Уроки французского», «Дети капитана Гранта».
6.«БЕЗ ФРАЗЕОЛОГИЗМА И РЕЧЬ НЕ МОЛВИТСЯ»
Доскажи словечко! (Презентация)
- Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят:
(«Водой не разольешь»)
- Мы исходили городок
Буквально (вдоль и поперек).
- И так устали мы в дороге,
Что еле (волочили ноги).
- Фальшивят, путают слова.
Поют (кто в лес, кто по дрова).
Что это означает? (Презентация)
- Водить за нос – обманывать
- Вставлять палки в колеса – мешать
- В ежовых рукавицах – строго
- Задирать нос – гордиться, зазнаваться.
- Далеко-далеко – за тридевять земель
- Бежать очень быстро – сломя голову
- Работать очень хорошо – засучив рукава
- Давно не виделись – сколько лет, сколько зим.
7.«УГАДАЙ, КТО Я?»
(Детям раздаются карточки с описанием, фразами героев литературных произведений. Они зачитывают, остальные должны назвать имя героя) (Презентация)
«Я – Одихмантьев сын, сижу на дубу, засвищу – когда хочу» (Соловей-Разбойник)
«О девяти головах, конь под ним спотыкнулся» (Чудо-Юдо)
«Нраву кроткого такого, и жених сыскался ей…» (Царевна)
«Взял двух петухов, вдарил их друг об друга, так что больше они не дрались» (Герасим)
«Вложил в ухо медведя пистолет и выстрелил» (Дубровский)
«В больших рукавицах, а сам с ноготок» (Влас)
«Нет братьев у меня, ещё нет отроду и году» (Ягненок)
«Волосы выщипаны, пуговок нет, а озямчик старенький» (Левша)
«Не хочу быть вольною царицей, хочу быть владычицей морскою» (Старуха)
«Он был ранен в бою, и каждый считал долгом покормить его» (Конь)
8.«ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО СЛОВ…»
-Вспомните, кто был создателем первого славянского алфавита?
а)Борис и Глеб
б)Кирилл и Мефодий
в)Минин и Пожарский
г)Чук и Гек
- А знаете ли вы, что самая лаконичная в мире переписка состоялась между французским писателем Виктором Гюго и издателем его книги «Отверженные». Гюго послал своему издателю письмо, где стоял только «?». Что получил писатель в ответ?
а)Чистый лист бумаги
б)Пустое sms
в)«Ё»
г)«!»
- Так писатель узнал, что его книга вызвала большой интерес у читателей.
9. «УЛЫБНИТЕСЬ»
- Онегину нравился Байрон, поэтому он и повесил его над кроватью.
- С М.Ю.Лермонтовым я познакомился в детском саду.
- Писатель в своих произведениях показывает нам простой язык.
- Муму прижалась к стенке, когда подошла барыня и оскалила зубы.
- Бойцы жалели голодных детей и давали им консервные банки.
- На поясе Тараса Бульбы держались люлька, пистолет и усы.
- Я надеюсь, что вы таких ошибок в своей речи не допускаете, а стараетесь сделать ее интересной, яркой и выразительной. Читайте книги, они вам в этом помогут. До новых встреч!
Данная разработка способствует развитию интеллектуальной, творческой сферы.

Учащихся. Внеклассное мероприятие по русской литературе не только выявляет базовые знания ученика по предмету, но и помогает ему развиваться, социализироваться, прививает чувство воспитанности. Учитель литературы, руководя внеклассным воспитательным процессом, усовершенствует природные способности учеников видеть в мире книг нечто больше, чем просто текст. Внеклассное мероприятие по литературе прививает ученикам эстетический вкус, воспитывает их гуманность и показывает модель моральных идеалов.

На что стоит обратить внимание?

Разработка внеклассного мероприятия по литературе начинается с выбора приемов и форм его проведения. Учителю всегда стоит помнить о том, что большинство современных детей неохотно сидят на основных уроках. Для проведения занятия стоит подобрать материал, который вызовет огромный интерес у ребят. Проводить внеклассное мероприятие по русской литературе лучше в форме беседы. Отлично подойдут также викторины, в которых учащиеся смогут показать свои знания.

О проведении мероприятия ребят лучше предупредить заранее. Можно предварительно раздать задания и сообщить, что наиболее активных учащихся ждут вознаграждения.

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе. Произведение «В дурном обществе»

Целевая направленность мероприятия:

  1. Обзор образов всех героев, принципы их становления.
  2. Обучение детей выразительному чтению, умению анализировать прочитанный текст, выделять главное в содержании, различать нравственность и ценности, прививание чувства красоты.
  3. Формирование положительных ориентаций в познании значимости русской литературы.

Предполагаемые результаты:

  • знание текста и его содержания;
  • восприятие и анализ прочитанного;
  • умение выделять тему, идею текста;
  • определение проблематичных и кульминационных аспектов произведения;
  • умение давать оценку действиям героя.

Первый этап урока

Педагог приветствует учащихся, рассказывает о целях, задачах, темах мероприятия. Речь учителя может быть следующей:

«Здравствуйте, ребята. Многие знают, что мир литературы - это океан, в который нырнув, можно найти что-то ценное. Так и каждый писатель пытается внести в историю литературы что-то неповторимое, но очень важное. Сегодня речь пойдет о таком великом писателе, как Владимир Галактионович Короленко, и его произведении «В дурном обществе».

Цель урока - суметь распознать самый большой дар в жизни человека - чуткое сердце, способное на сострадание. Основной задачей является понимание изменений в сердце главного героя и извлечение уроков нравственности из рассказа.

Проведенное внеклассное мероприятие по литературе станет не просто познавательным, но и научит каждого проявлять милосердие и доброту.

Темой мероприятия является «Общение сына городского судьи Васи с простонародными детьми Марусей и Валеком». Удастся изучить нюансы поведения ребят в различных жизненных условиях.

Второй этап урока

Учитель проводит проверку знания текста, заданного для чтения дома. Для этого всех детей стоит поделить на две команды. Учитель задает по два простых вопроса.

Для первой команды:

  1. Каким предстал Валек перед Васей при первой встрече? (Он был худеньким, в грязной одежде с кучерявыми волосами).
  2. В чем сходство Маруси и Сони? (они обе одинакового возраста, маленькие и красивые, а смех их был словно звон колокольчика).

Для второй команды:

  1. Как автор описывает Марусю? (четырехлетняя девочка, с белокурыми длинными волосами, грязным личиком и в старом платьице, с добрыми, но испуганными глазами).
  2. Как выглядел Вася? (мальчишка с задорным характером, приветливый, дружелюбный, добрый, хорошо одетый, отзывчивый).

Ребята выбирают участников, которые будут отвечать на вопросы.

Далее учитель: «События, которые отображаются в рассказе, происходили много лет назад. Но автор будто бы заглянул к нам, в будущее. Короленко раскрыл такие проблемы двадцать первого века, как умение дружить, честность, отзывчивость, доверие, отношения в семье, сострадательность, преданность». Учитель должен представить реальные события, которые происходили в то время, когда автор писал произведение, основываясь на фактах.

Третий этап урока

Проводится обсуждение основных проблем рассказа.

Учитель задает первому ученику вопрос: «Как Вася отреагировал на то, что его новый друг Валек занимается воровством?»

Ученик первый: «Новость о том, что Валек ворует еду, произвела не самое лучшее впечатление на Васю. У него был тяжелый осадок на сердце, но он не осуждал своего друга. Вася ведь потом узнал, что еда нужна для голодной Маруси.»

Учитель: «Повлияла ли новость о воровстве на отношения между друзьями?»

Ученик второй: «Известие не принесло негативных последствий в дружбе между парнями. Вася, наоборот, стал трепетно относиться к своим друзьям, у него появилось чувство сострадания.»

Учитель: «Что подарил Вася Марусе, чтобы девочка хоть немного взбодрилась в период болезни?»

Ученик третий: «Вася подарил девочке куклу своей сестры, которой она очень обрадовалась.»

Вопрос от учителя ко всему классу: «Дети, считается ли плохим то, что Валек занимался воровством еды?»

Каждый желающий ребенок может высказать свою точку зрения.

Четвертый этап урока

Ученикам на доске рисуется табличка с двумя колонками. В первой колонке под заголовком «Серый камень» нужно написать все чувства, ассоциирующиеся с камнем. Во второй колонке под названием «Чувственное сердце» нужно написать как можно больше качеств доброго человека.

Ребята в первую колонку могут написать такие чувства, как жестокость, ненависть, злость, черствость, обман. Сюда же можно отнести воровство, предательство, коварство и равнодушие.

Учитель хвалит учеников за правильные ответы и предлагает заполнить вторую колонку таблицы.

Дети могут прийти к выводу, что в колонку «Чувственное сердце» нужно написать такие качества человека: скромность, честность, толерантность, правдивость, настоящая дружба. Сюда же можно добавить сострадание, милосердие, любовь, нежность.

Заполнение таблички показывает, что «Серый камень» является олицетворением несправедливости и жестокости мира людей. А «Чувственное сердце» говорит о глубоких моральных чувствах человечества.

Когда внеклассное мероприятие по литературе подходит к концу, педагог уточняет, что каждый ученик вынес для себя из урока.

по литературе

Учитель: «Сегодня был рассмотрен рассказ великого русского писателя Владимира Короленко «В дурном обществе». На уроке был проведен анализ образов героев и их поведения. Можно ли говорить о том, что рассказ поучительный и высокоморальный?»

Ученик: «Рассказ действительно поучительный, так как дает четкое понимание того, что социальное положение никак не должно влиять на внутренний стержень человека.»

Другой ученик: «Произведение научило ценить дружбу и распознавать настоящих друзей.»

Учитель: «Действительно, это произведение стоит прочесть каждому ребенку и взрослому, чтобы понять истинные ценности жизни. Всем большое спасибо за внимание. Урок литературы окончен.»

Подведем итог

Предложенный сценарий внеклассного мероприятия по литературе является ориентировочным. Каждый педагог на базе него может составить собственный уникальный план. Очень многие знания дает именно литература. 5 класс - это время, когда ребята учатся высказывать мнение, отстаивать свою позицию. А нестандартный урок - лучший способ выявить знания учащихся.