Откровенное интервью Фотия: жизнь в соцсетях, мечты о «Тойоте» и «Евровидении. Иеромонах фотий биография Где сейчас отец фотий

Участник шоу голос Иеромонах Фотий (Мочалов) вызывает самые противоречивые чувства у поклонников проекта.
С одной стороны зрителям приятен проникновенный голос певца, с другой, – подопечный Григория Лепса изначально поставлен в более комфортные условия и это вызывает нарекания.

Отцу Фотию не дают петь рок, джаз или просто песни в быстром темпе. Он всегда красиво, но в общем, всегда однобоко выступает в проекте Первого канала. Впрочем, это не помешало исполнителю собрать наибольшее количество зрительских голосов.

Кто же такой Отец Фотий, откуда он родом, какова его личная жизнь, как он пришел в церковь и как попал на шоу Голос, – на эти вопросы мы ответим вам в сегодняшней публикации.
Иеромонах Фотий, в Миру Виталий Мочалов родился в Нижнем Новгороде 1 января 1987 года.
Мальчик с детства приобщился к музыке и вере. Он посещал местную музыкальную школу, учился петь и играть на фортепиано. Когда Виталию исполнилось семь лет, он стал просить свою мать, чтобы она отвела его в церковь и окрестила.
В школе мальчик чувствовал себя белой вороной, поскольку подвергался издевательствам со стороны учеников. Он не желал принимать участие в играх, а все свое время посвящал занятиям музыкой. Первое приобщение к церкви Виталий получил в детском православном лагере «Благовест».
Истинное воцерквление будущего монаха произошло уже во взрослые годы. Семья Мочаловых находилась в это время в эмиграции в Германии. Там Виталий ходил в местный приход, учился игре на органе, совершал паломнические поездки и постепенно пришел к мысли о монашестве.
Спустя три года Виталий вернулся в Россию, поступил на службу Свято – Пафнутьевский монастырь в Калужской области и принял постриг, став иеромонахом Фотием.
Монашеская жизнь не стала препятствием для занятия Фотия музыкой. Иеромонах был направлен на клирос, а для постановки голоса брал уроки по вокалу в Москве.
После двадцати уроков Фотий вернулся в монастырь, но связи со своим учителем не терял. Виктор Твардовский посещал своего ученика в монастыре, разучивая с ним более сложные вещи, в том числе арии из опер.
Постепенно иеромонах Фотий освоил романсы, песни. Ему подарили хорошую музыкальную технику, благодаря которой он смог записать и выложить в интернет два диска.
С появлением проекта Голос на первом телеканале, друзья иеромонаха предлагали ему попробовать свои силы, но Фотий решился только к четвертому сезону. Первоначально он рассчитывал попасть в команду Александра Градского, но ему пришлось пойти к Григорию Лепсу.
Наставник встретил нового подопечного немного в штыки, задав ему вопрос «Что вы будете делать, если победите в проекте»
Фотий растерялся и честно ответил, что он не думал об этом, и прийти на проект для него подвиг.
Впрочем, несмотря на некоторые несогласования, конкурсант успешно проходит из одного тура в другой. В следующий раз мы увидим отца Фотия уже в полуфинале, и возможно, что он пройдет и в финал шоу Голос.

Иеромонах Фотий, слепые прослушивания, Ария Ленского

Иеромонах Фотий, «По дороге в Загорск»

Отец Фотий успешно прошел в финал, исполнив «Монолог» Марины Цветаевой. Конкурсант получил 60% от наставника и 79, 25 от телезрителей. Таким образом иеромонах Фотий набрал общее количество голосов 139, 2% Слушать песню «Монолог» в исполнении отца Фотия

С вами был ваш сайт , до скорых встреч

Иеромонах Фотий – единственный священнослужитель России, которому удалось прославиться благодаря телевизионному проекту. Несмотря на всю преданность своему монастырю в его душе с самого детства занимала огромное место музыка и любовь к пению.

Хорист Свято-Пафнутьева монастыря иеромонах Фотий (Мочалов)

Именно поэтому, заручившись поддержкой своих собратьев, он рискнул попробовать свои силы на вокальном телепроекте «Голос». Искренность и душевность певца настолько запала в душу судьям и телезрителям, что по итогу финального голосования ему удалось набрать рекордное количество голосов и стать победителем четвертого сезона.

Детство иеромонаха Фотия

Виталий Мочалов (в будущем Иеромонах Фотий) появился на свет 11 ноября 1985 года в городе под названием Горький, который со временем переименовали в Нижний Новгород. С раннего возраста мальчик увлекался музыкой и глубоко в душе знал, что его жизнь будет связана с творчеством.

В 7 лет молодой человек мог похвастаться неплохой игрой на фортепиано и хорошим голосом. Базовые навыки он получил в местной музыкальной школе, которая длительное время не хотела обучать талантливого юношу, мотивируя это тем что у него неподходящие пальцы. Справившись со всеми трудностями, ему все же удалось окончить школу по классу фортепиано.

Виталий Мочалов (Фотий) в детстве

Чтобы улучшить свои навыки парень записался в школьный хор, а также при каждом удобном случае подпевал своей маме. Она, кстати, в свое время закончила ту же самую музыкальную школу. Занимаясь любимым делом Виталий даже и не подозревал, что уже совсем скоро его голос начнет «ломаться».

Как только это произошло он решил посещать церковную школу и продолжать петь в хоре. Дни пролетали, мальчик взрослел и все дальше отдалялся от своих одноклассников. Закончив 9 классов, Виталий подал документы в музыкальное училище, где надеялся получить новые знания.

Иеромонах Фотий в юности

Проучившись всего 1 год, родители решили переехать в немецкий город Кайзерслаутерн. Чтобы не растерять то, чему он выучился, парень продолжал заниматься музыкой и пением, но на этот раз вместо фортепиано он выбрал орган.

В это время Фотий начал активно выступать на концертах, а также часто принимал участие в церковных службах, зарабатывая таким образом свои первые деньги. Годы шли, но юноша так и не смог привыкнуть к чужой стране, поэтому в 2005 году он решил вернуться на родину.

Иеромонах Фотий и церковь

В 2005 году, когда юноше исполнилось 20 лет он вернулся в Россию и поступил на службу в Свято-Пафнутьевский монастырь в Калужской области. Именно в этот период своей жизни обыкновенный парень, которого родители назвали Виталием превратился в иеромонаха Фотия. Решение он принял самостоятельно, поэтому родные даже и не пытались переубедить своего сына.

Отец Фотий

Оказавшись в церкви, парень продолжил заниматься музыкой и даже более, прикладывал очень много усилий чтобы усовершенствовать свой голос. В этом ему помог заслуженный педагог Виктор Твардовский, который отзывался о парне очень лестно. Он считал его добрым, светлым и умным молодым человеком, обладающим твердым характером.

Кроме музыки Фотий также увлекается фотографиями и изучением различных иностранных языков. За сравнительно небольшое время ему удалось в совершенстве овладеть английский и немецким языком. Вдобавок к этому он способен исполнить практически любую песню на японском, итальянском и грузинском.

Иеромонах Фотий исполняет роль в постановке «Наше Отечество - Святая Русь»

Завершив обучение у Твардовского, Фотий длительное время занимался вокалом, используя специальные упражнения, которые разработал уважаемый учитель. И только в 2010 году парень принял иноческий постриг, а спустя 3 года официально стал иеромонахом.

Иеромонах Фотий и шоу «Голос»

Иеромонах Фотий должен был участвовать в проекте «Голос» еще в 2013 году, его даже пригласили на кастинг, но на тот момент он был не готов идти за благословением. На самом деле, он не сразу отважился отправить заявку, так как считал, что богослужителю не место на таком шоу.

Спустя некоторое время парень все переосмыслил и понял, что «Голос», в первую очередь, конкурс талантов, а уж потом телешоу. Собравшись с мыслями, он отправился на серьезный разговор с духовниками и митрополитами, чтобы убедить их отпустить его на конкурс. В целом, ему понадобилось 2 года, ведь вновь подать заявку он осмелился лишь в 2015 году.

Попав на шоу Фотий всячески пытался не запятнать честь монастыря и достоинство всей церкви. Возможно справиться со всеми трудностями ему помогла вера, а быть может многочисленные молитвы настоятелей и духовных отцов. На самом деле придя на шоу парень хотел не славы и всеобщего признания, а наоборот подтолкнуть и призвать всех людей к самосовершенствованию через музыку.

Оказавшись впервые на большой сцене, иеромонах не растерялся и шикарно исполнил арию из Евгения Онегина. К сожалению, его творчество впечатлило лишь Григория Лепса, ведь именно он повернулся к участнику.

Иеромонах Фотий (имя в миру Виталий Мочалов) родился в городе Горький 11 ноября 1985 года в нерелигиозной семье.

Детство Виталия Молчанова

Детство будущего священника прошло под «знаком музыки», он тянулся к пению, но, несмотря на это, долгое время мальчика не брали в музыкальную школу, мотивируя тем, что у него кривые пальцы. Преодолев трудности, он смог окончить школу по классу фортепиано. В это же время Виталий учился сольному пению и даже выступал в ансамбле. В мечтах он видел себя композитором, пишущим музыку для кинофильмов. После того, как в подростковом возрасте голос начал ломаться, сольные выступления стали невозможны и он стал петь в церковном хоре. Именно с этого момента началось его воцерковление. А по окончании девяти классов поступил в музыкальное училище, где один курс изучал музыкальную теорию.

Родители Виталия в 2002 году эмигрировали в Германию, он переехал вместе с ними, из-за чего он перестал посещать музыкальное училище, но стал обучаться игре на органе. В городе Кайзерслаутерн он стал зарабатывать игрой на протестантских и католических службах, принимал участие в концертах.

Иеромонах Фотий

Когда Виталию исполнилось 20 лет, в 2005 году он вернулся в Россию, город Боровск. Он принял решение стать монахом и отправился в Свято - Пафнутьевский монастырь, расположенный в Калужской области. Решение было личным, от внешних обстоятельств оно не зависело. После принятия пострига он продолжал занятия музыкой, совершенствовал свой голос, брал уроки по вокалу. Фотий взял несколько уроков у В. Твардовского в Москве, преподаватель сам приезжал в монастырь и проводил занятия. Параллельно он увлекался иностранными языками, фотографией, компьютерной версткой, пел в церковном хоре.

Ионический постриг Фотий принял в 2010 году, а спустя три года рукоположен в сан иеромонаха.
Будучи насельником, записал два диска, принял участие в выступлениях, в частности в Калужской филармонии.

Сейчас Фотий является регентом Свято – Пафнутьева монастыря города Боровск.

Виталий Мочалов подал заявку на проект «Голос» в 2013 году и был приглашен на кастинг. Но он не решился идти за благословлением, поэтому не стал участвовать в конкурсе. Вообще, он не сразу решился на это мероприятие, так как считал, что богослужителю там не место. Со временем он приобрел смелость и решил для себя, что «Голос» - это, прежде всего конкурс, а уже потом шоу. Духовник и митрополит после двухлетних уговоров отпустили Фотия, в 2015 году он вновь подал заявку и получил разрешение.

По словам священника, его задачей стало выиграть в конкурсе, при этом не запятнать честь монастыря, достоинство всей церкви. Настоятель и духовный отец молились за него, пока длился конкурс. Участие в проекте Фотий связывает с миссией, призывающей людей к совершенствованию и духовному росту при помощи оперной музыки и романсов. На слепом прослушивании он исполнил арию из Евгения Онегина и сразу понравился судьям. Попав в команду к Лепсу, он смог дойти до финала и выиграть в конкурсе. На следующий день Фотия с победой поздравил сам патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Некоторое время священноначалие не давало иеромонаху разрешение на последующие выступления и участие в концертах, но совсем недавно стало известно, что благословление дано и финалист шоу «Голос» Фотий поедет в турне с концертами по городам России и будет записывать в студии свой диск.
Виталий Мочалов намерен и дальше заниматься творчеством, но по его словам он пришел в мир музыки священником, священником и уйдет.

Иеромонах Фотий "Монолог"

Иеромонах Фотий "Спокойной ночи, господа"

Иеромонах Фотий и Григорий Лепс "Лабиринт"

Отец Фотий «Ария Ленского»

Появление монаха в популярном телешоу и его победа в нём наделали много шума. Даже спустя несколько месяцев разговоры об этом не утихают. А сам их «виновник» – иеромонах Фотий, насельник Свято-Пафнутиева Боровского монастыря, - стал желанным гостем многих теле- и радиопрограмм. Его гастрольный график расписан на несколько месяцев вперёд. Поклонники требуют сольных дисков.

Не мешает ли шоу-бизнес монашеским обетам, нам откровенно рассказал сам Фотий.

Встречу назначили в монастыре. Его практически метровой толщины стены, невероятная тишина и стаи голубей, парящих над куполами храмов, умиротворяют.

Хочется забыть обо всём, склонив голову в молитве.

Появляется Фотий. В руках у монаха - телефон. Батюшка передвигается по монастырю практически не отрывая глаз от его экрана. Даже во время интервью Фотий с ним не расстаётся. Сначала телефон лежит на столе. Но как только начинает издавать звуки, возвещая о поступившем сообщении, оказывается в руках монаха. Порой священнослужитель настолько погружается в происходящее по ту сторону экрана, что теряет нить разговора.

- Вы достаточно продвинутый батюшка: активно пользуетесь соцсетями, постоянно загружаете фотографии в «Инстаграм».

Для меня соцсети – средство общения, самовыражения. Там я вижу индикатор своей полезности – КПД: что людям нравится, что не нравится. Это определённая шкала. В реальном времени можно увидеть отношение к тому или иному твоему слову.

- Готовы ли вы поменять репертуар ради публики?

У всех свои вкусы, но есть какие-то общие тенденции. Я прислушиваюсь к ним. Мне очень важно, когда достаточно большое количество поклонников высказывают свои предпочтения. Исходя из этого, делаю какие-то поправки в исполнении, репертуаре. В основном народ любит добрые русские песни, городской романс с глубоким смыслом - то, что сейчас редко услышишь. Например, песни Эдуарда Хиля, Марка Бернеса.

- В общепринятом представлении монахи – аскеты, денно и нощно молящиеся. Современный монах – кто это? Для чего он пришёл в монастырь?

Человек идёт в монастырь, чтобы найти особые условия спасения, ведь спастись можно и в миру. И от того, как ты проведёшь жизнь в монастыре, будет зависеть твоя посмертная участь. Конечно, нужно жить достойно. То, как себя веду я, не пример идеального монашеского подвига.

- Почему?

Я активно общаюсь с миром, а по идее, должен полностью его отсечь и находиться в монастыре физически, духовно и умственно. Потому что стены тебя не спасут. Можно общаться, выходить в Интернет. Тогда какой смысл нахождения в монастыре, если ты вышел из него через Интернет, нашёл лазейку.

- Вы нашли такую лазейку?

Получается, да. Я понял, что это не только искушение для меня, соблазн, а именно (вздыхает.- Прим. авт.) моя слабость и собственное желание как-то находить компромисс - синтез пребывания в монастыре и общения с народом. Потому что народ, как оказалось, очень интересуется именно такой духовной жизнью. Хотя есть люди, радикально настроенные, считающие, что никакого общения с миром быть не должно. Ну пусть они так считают, мне важнее позиция - когда люди тянутся к монахам, когда ты можешь дать ответы на их вопросы. И сказать это на их языке, а не на языке святоотеческих книг. Можно просто закрыться здесь и читать только духовные книги, но ты не будешь понятен молодёжи. А поскольку я молодой, с техникой на «ты», то активно использую этот инструмент, чтобы показывать изнутри монастыря, что мы те же люди, умеющие радоваться всему. Стараюсь нести через социальную сеть небольшую проповедь какого-то добра.

- Вам важен отклик. А если его не будет, уйдёте из соцсетей?

Да, я анализирую, что там происходит, не тщеславия ради, не ради количества лайков и репостов. Я смотрю, что людям нравится и в соответствии с этим выстраиваю контент на своей странице.

Фото из гримёрки перед выступлением в Калужской областной Филармонии.

- Будто дразня публику, вы часто выкладываете фото из гримёрок с разными вкусностями – пирожными и прочими сладостями. И даже не скрываете, что питаете слабость к сырам.

Это не провокационные фотографии. Люди придумали стереотипы, и потом сами не могут от них отказаться. Их просто раздражает, выворачивает наизнанку, если монах выложил конфеты. Они считают, что это плохо. Но объяснить, почему им кажется это предосудительным, не могут. Я такой же человек. Поэтому стараюсь показать, что монахи - люди, не чуждые никаких мирских слабостей: мы тоже любим вкусно покушать, но не культивируем чревоугодие, сластолюбие. Я не просто показываю еду, я показываю её эстетическую сторону. Это своеобразное воспитание. Я рассказываю о своём вкусе - он простой, не какой-то утончённый. Да, сыры – это моя слабость.

- Хотели вы того или нет, но для многих стали кумиром, а в Библии говорится: «Не сотвори себе кумира».

Мне не нравится, что почитание переходит в фанатение. Это, конечно, беда.

Фотий получает огромное количество писем и посылок от поклонников.

- У вас огромное количество подписчиков в соцсетях, вы получаете десятки писем. О чём вам пишут?

В основном это слова благодарности, признательности за то, что я появился на телевидении, вообще на сцене. Пишут, поздравляют, просят, конечно, молитвенной помощи. Я же выступаю не просто как певец, но и как священник, поэтому люди и тянутся ко мне, в том числе как к человеку, который разбирается в духовных вопросах и может подсказать что-то: как вести себя в определённом религиозном плане, как жить. Интересная ситуация: вроде как артист и в тоже время - как душевный терапевт.

- Вы стараетесь отвечать на все письма?

Нет у меня пока времени отвечать. Откровенно говоря, у меня нет даже времени их читать, вскрывать, потому что постоянно какие-то разъезды, какие-то дела. Посылки, конечно, сразу вскрываю, интересно же (улыбается). А там какая-нибудь мелочь, какие-нибудь сладости… Они обычно в соцсетях узнают, что мне нужно. Как-то я сказал, что стою на морозе и у меня перчаток даже нет. И люди сразу начинают беспокоиться присылают мне перчатки…

Монаху прислали шарфик и томик стихов.

Пряники.

Посылка из Швейцарии.

- Как вы относитесь к своей популярности?

Я не обольщаюсь слащавыми комментариями и похвалами, которые поступают в мой адрес. Главное - видеть, что приносит людям радость.

- Популярность быстротечна, через 2-3 года о вас как об участнике проекта могут и не вспомнить. Вы к этому готовы?

Тем лучше - останутся только верные поклонники. Я изначально был невыгоден Первому каналу. Не могу с ним дальше сотрудничать, всё это очень сложно. Чтобы мне лишний раз выйти в эфир, столько нужно получить разрешений, согласовать документов, поставить подписей... Это очень ответственно. Всё, что я скажу на Первом, может быть использовано против меня.

- Главный вопрос, который задают многие: «Для чего монах пошёл на проект, зачем ему такая широкая аудитория, столько внимания?»

По сути, конечно, не нужна. Оказалось, я нужен ей. Ещё до участия в «Голосе» я анализировал отклики людей на свои выступления. Публика хотела меня слышать, получать диски, которые я сам записывал. Появилась мысль, что будет неплохо выступить на всю страну, чтобы люди меня услышали и как-то порадовались.

- Как думаете, стали бы вы победителем, не будучи монахом, а только благодаря своим вокальным данным?

Может, и нет. Я человек необычный, ко мне сразу было приковано внимание публики. Вокальными данными блещет каждый на этом конкурсе, там нет недостойных - все профессионалы, даже те, кто на первых же эфирах выбыл. Они молодцы. Люди голосуют за целый комплекс – они видят образ, видят посыл, они видят какую-то искренность. Часто слышу, что за меня голосовали не потому, что я православный монах, а потому что их глубоко тронуло, зацепило моё исполнение.

- Не раз в своих интервью вы говорили: если пригласят участвовать в «Евровидении» , готовы дать достойный ответ Кончите Вурст. Откуда вы о ней узнали? Видели её выступление?

О ней сложно не знать. Тем более что после её победы «Евровидение» считается рассадником разврата. Говорят, туда вообще лучше не соваться, и не то что священнику, духовному лицу, а даже мирянам. Но я иного мнения. Раз есть такая площадка - на ней нужно выступать. Если люди любят эпатаж, сюрпризы, что-то необычное, надо сделать ответный удар – показать, что не только развратное может быть популярным, но и что-то чистое и светлое, исходящее от той части нашего человечества, которое проповедует только добро и нравственность.

С Тимуром Кизяковым на съёмке программы «Пока все дома».

- Мне показалось, что вы устали от внимания, славы.

Я бы охотно отдохнул недельку. Постоянно какие-то звонки, дела, личное общение с людьми. Хочется как-то поддерживать жизнь в соцсетях, отвечать, обновления какие-то делать. Всего понемножку - и ты ложишься уже в три часа ночи. Я бы хотел, чтобы обо мне все забыли.

- И даже концерты не приносят удовольствия?

Поначалу удовольствие получаешь, но это очень быстро надоедает, тяготит. Хочется куда-то зарыться. Я другого темперамента человек - нахожусь на сцене в смущении, не знаю, как себя правильно вести. Пою как пою – и всё. Люди видят мою какую-то отрешённость - я вроде как пою, но я не с ними, а как будто я в своём мире нахожусь.

Телецентр «Останкино». Иеромонах с Иваном Охлобыстиным и Гариком Сукачёвым.

- Я знаю, что, помимо профессионального пения, вы до прихода в монастырь сочиняли музыку. Почему перестали этим заниматься?

Это перестало быть нужным, хотя и в миру это было не нужно – так, хобби. Писал «в стол», никто этого не слышал. Я жду момента, когда в моей судьбе будет такой поворот, что я смогу реализовать и эту способность. Она для меня, может, даже более значима, чем голос. Самореализация очень важна для человека, тем более, когда он чувствует в себе потенциал, а плодов это не приносит. Музыка, которую я пишу, не столь популярна. Она не электронная, не соответствует вкусам масс. Да и вообще сейчас в Интернете сложно занять какую-то нишу, уже столько музыки там выложено. Нужно просто заниматься своим делом, своим направлением. А для меня это киномузыка. Понятно, что как монах я уже не смогу писать музыку - только если как-то так получится, что предложат.

- После победы в проекте вас задарили подарками – поездка во Францию, автомобиль.

Поехать я могу в любой момент, нужно только получить благословение. А машина ещё с конвейера не сошла. Кстати, я в позапрошлом году сдал на права, очень хотел иметь машину. Может, для меня это было дополнительной мотивацией пойти на «Голос». Я знал, что победителю достаётся автомобиль. Я, конечно, копил не на «Ладу», хотел несколько другую машину. Хотя первый автомобиль должен быть попроще - отечественный.

- Какую бы вы машину хотели? С чего может на неё накопить монах?

Я хотел «Тойоту». Да особо копить-то и не с чего. Это всё только благодетели какие-то. Большую сумму никто не даст. Сам себя в чём-то урезаешь – лишний раз не покушаешь суши, пиццу. Так, тихонько, копейка к копеечке - и ты знаешь, что на двигатель у тебя уже есть денежка.

- Не боитесь, что слава может вас сломать?

В ней ничего положительного нет, но и отрицательного - тоже. Самое главное - её оправдывать, чтобы она не была пустая. Достичь славы и стать популярным ничего не стоит. По сути, попа, несколько раз показанная по телевидению, тоже станет популярной. Самое главное - зарабатывать эту славу достойно, чтобы соответствовать.

Сейчас Фотий вместе с другими участниками «Голоса» готовится к туру по всей стране. Батюшка будет давать и сольные концерты. Так, билеты в Калуге на его мартовское выступление разбирают, как горячие пирожки. На что монах потратит деньги, он так и не смог сказать. Заявив, что это не такие уж большие средства. Когда мы подошли к храму, к нам подбежала женщина.

- Отец Фотий, можно с вами сфотографироваться? Когда скажу своим в деревне, что видела вас, никто не поверит!

После фотосессии на монаха буквально налетели паломницы, прося о благословении. Не глядя на них, стараясь пробраться сквозь толпу, Фотий выполнил их просьбу и скрылся. Послушание батюшки – пение на клиросе в хоре. В остальное время он практически всегда онлайн.

Фото: Светлана ТАРАСОВА и с личной страницы Фотия «ВКонтакте».

Настоящим подарком для дубненцев стало выступление иеромонаха Фотия, насельника Свято-Пафнутьева Боровского монастыря, ставшего победителем телевизионного шоу «Голос» в сезоне 2015 года. Концерт, состоявшийся 4 ноября во Дворце культуры «Октябрь», собрал переполненный зал зрителей, многие их которых признались, что стали поклонниками творчества певца с первой услышанной в его исполнении песни, а потому не упустили счастливую возможность вживую послушать замечательный голос талантливого исполнителя.

Музыкой иеромонах Фотий (в миру Виталий Владимирович Мочалов) увлекается с детства. Родился он в Нижнем Новгороде в 1985 году. Там же учился в музыкальной школе по классу фортепиано, а затем в музыкальном училище на отделении теории музыки. В детском православном лагере при воскресной школе собора впервые попробовал участвовать в литургии и петь на клиросе. Когда семья эмигрировала в Германию, учился там игре на органе. Через несколько лет внутренняя переоценка ценностей привела к взвешенному решению вернуться в Россию и посвятить себя монастырской жизни. В 2005 году он приехал в Свято-Пафнутьев Боровский монастырь, где поддержали его музыкальные способности и организовали уроки вокала с профессиональным педагогом-вокалистом Виктором Твардовским. На сегодняшний день иеромонах Фотий является регентом – руководителем хора в обители.

Жизнь в монастыре не стала препятствием для занятий музыкой: помимо духовных музыкальных произведений, он занялся исполнением оперных арий, романсов, баллад, а также известных песен, привлекающих своей душевностью и мелодичностью. Через некоторое время фактически в келейных условиях он записал несколько дисков и разместил в интернете для общего доступа. Телепроект «Голос» сразу заинтересовал иеромонаха Фотия, но подать заявку на его участие он решился не сразу, хотя первоначально эту идею предложили друзья, а затем и духовник – отец Власий благословил и поддержал его желание. Приглашение на кастинг поступило еще в третьем сезоне, а на следующий год Первый канал обратился с официальным письмом на имя митрополита Калужского и Боровского Климента, (председатель Издательского совета РПЦ). После полученного от владыки разрешения отец Фотий принял участие в конкурсе, где достойно проходил от этапа к этапу, дойдя до победного финала.

Такой результат, конечно, предполагал гастрольную деятельность, но концерты иеромонах Фотий дает нечасто: нашему городу необычайно повезло, что дубненским организаторам удалось договориться о его выступлении на сценической площадке ДК «Октябрь». Певец представил разнообразную программу, в которой прозвучали песни на русском, итальянском, испанском, сербском и норвежском языках. Он исполнил классические произведения Сергея Рахманинова, Александра Бородина и Антона Рубинштейна, русскую народную песню «Ах ты, душечка!», неаполитанскую песню «Мама», необыкновенной красоты композиции «Per te» и «Alejate» Josh Groban, романс «Спокойной ночи, господа» и «Молитву» из фильма «Мусорщик», «Свет» Сергея Трофимова, когда-то прозвучавшую на «Евровидении» «Nije Ljubav Stvar» в исполнении Желько Йоксимовича, авторскую песню на стихи немецкого поэта Виктора Шпайзера «Сколь краток век наш» и другие. В исполнении певца столь разные музыкальные произведения прозвучали очень душевно и вдохновенно. Концерт прошел на одном дыхании, а по окончании его иеромонах Фотий, несмотря на усталость, согласился ответить на несколько вопросов, касающихся его творчества.

– Что означает музыка в вашей жизни?

– Музыка для меня, как хлеб, как воздух. Это то, без чего я не смогу жить счастливо. Это не просто некая услада для слуха, а простор для творчества, самореализации – не только музыкального чувства, но и способности создавать, творить. Я хочу быть в музыке не только потребителем, но и созидателем. Мне бы хотелось свою жизнь посвятить тому, чтобы создавать интересную, красивую, не лишенную интеллектуальности музыку. Если Богу будет угодно, возможно, я стану композитором – пока это на уровне увлечения. Но я чувствую большое внутреннее стремление к тому, чтобы писать музыку.

– Не задумывались ли вы о совмещении своей вокальной деятельности с симфоническим оркестром?

– Есть такая идея, которая, надеюсь, осуществится. С симфоническим оркестром мне довелось спеть всего пару раз. Одно из выступлений не осуществилось: мы репетировали, но номер не вошел в концертную программу. А второе состоялось – под музыкальное сопровождение симфонического оркестра мы пели с Ольгой Кормухиной.

– Отец Фотий, прошел почти год после вашей победы в проекте «Голос». Насколько этот проект изменил вашу жизнь?

– Я не разочарован в участии в проекте и с большой благодарностью вспоминаю то время. Сейчас смотрю новый проект и испытываю ностальгию, мне интересно наблюдать за конкурсантами, за их борьбой. Со мной не было такого: я бы не назвал свое участие чем-то похожим на конкурсную гонку. Я чувствовал, что меня ведет какая-то десница, может быть, божья рука, но водимая Григорием Лепсом. Благодаря моему наставнику я дошел до финала.

– На слепых прослушиваниях, когда Григорий Лепс выбрал вас, он сам был удивлен и даже растерян, не понимая, как в формате проекта можно построить работу со священнослужителем. А позднее назвал вас одним из чудес «Голоса». Как строились ваши отношения?

– Григорий Лепс совершенно другой человек, когда с ним общаешься без камеры. Он мыслящий, философствующий, душевный. Ко мне относился с предельным уважением, понимал духовное состояние священнослужителя, что-то менял, если по тесситуре не подходит. И репертуар выбирал так, чтобы произведения были сообразны моему образу, моим взглядам.

– Песни для исполнения выбирал исключительно наставник?

– В основном их предлагал Григорий Лепс и его помощники. И я нисколько не жалею – это очень интересные и глубокие произведения: классические, эстрадные, замечательные песни из репертуара самого наставника. Он также прислушивался и к моим предложением. Например, была взята песня «Per te», с которой я впервые начал себя записывать, посвятив ее дорогому мне человеку.

– В профессиональном плане вы многому научились у наставника?

– Влияние он на меня оказал немалое. Сравнивая сейчас свое исполнение до проекта и после, очень заметно, что это совершенно разные исполнительские техники.

– Как вы относитесь к своей концертной деятельности, которая вошла в вашу жизнь? К вам приходит избранная публика. Получаете ли вы подпитку от своих слушателей?

– Нужно всегда помнить, что артист без зрителя – никто. Не мы нужны зрителям, а они нам, мы для них поем. Я не подразумеваю сбор средств или что-то подобное. Здесь настоящий творческий момент: я пою вживую и именно то, что хочет зритель. Мне важны отзывы моих слушателей, и я получаю их после каждого концерта. Я вижу, что все это не зря и людям нужно, поэтому с удовольствием продолжаю петь дальше.

– Много ли у вас своих произведений, которые вы включаете в концертный репертуар?

– Сегодня прозвучала песня «Сколь краток век наш», есть другие авторские наработки, но по стилистике они не подходят для такого концерта – это духовные песни и их музыкальная обработка. Я очень выборочно и критично отношусь к поэзии, ищу вдумчивые, философские тексты.

– Отец Фотий, ваше имя в переводе с греческого означает «свет, светоносный». Видите ли вы в своей деятельности некую миссию, возможно, просветительскую, ведь музыка, которую предлагаете вы слушателю, может помочь прийти к пониманию важных истин, которые необходимы в жизни?

– Я очень надеюсь, что мое творчество может нести просветительскую функцию, хотя не ставлю это целью для себя. Миссионерский эффект получается сам собой: достаточно просто выйти на сцену и искренне, от всего сердца спеть. При этом нет необходимости что-то пропагандировать. Люди видят в моем стремлении желание донести до них некую музыкальную красоту, и этим поднимается нравственный уровень. А нравственность с духовностью соприкасается очень тесно: без нравственности нет духовности, а нравственность может существовать без духовности, но это база.

Музыка, театр, искусство, литература одухотворяют человека в светском понимании. В советские времена, когда господствовал атеизм, многие люди читали Достоевского и через это приобщались к духовности. Порой даже не понимая этого, они чувствовали христианские истины, о которых автор не говорит открыто, но показывает на примере своих персонажей, какой должна быть христианская жизнь. Многие через Достоевского пришли к вере. Также и в любом виде искусства – если ты наблюдаешь что-то красивое, от этого структурируются мысли, меняется восприятие. Порой достаточно посмотреть на звездное небо, чтобы начать думать о чем-то высоком и вечном. Такое же действие оказывает музыка – это необычное искусство, оно в каком-то смысле абстрактно: понять мелодию композитора намного сложнее, чем мазок художника.

Евгения ШТАЙН

Фото с сайта https://lenta.ru