"Отцы и дети": действующие лица. "Отцы и дети": главные действующие лица и их описание. Сколько действующих лиц в произведении "Отцы и дети" Тургенева? Отношения с родственниками

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» стал знаковым произведением своего времени. В нем автору удалось отразить вечное противостояние двух поколений на примере нескольких семейств, а также в более глобальном смысле – противостояние молодого нигилизма и устоявшихся принципов общественной жизни России. В романе представлена целая галерея интереснейших образов, каждый из которых важен и интересен. Образ и характеристика Аркадия Кирсанова с цитатами в романе «Отцы и дети» помогут полно раскрыть противоречивость образа главного героя.

Формирование характера Аркадия

Аркадий Кирсанов – потомственный дворянин. Ему посчастливилось родиться в семье, где царила искренняя любовь. Он воспитывался согласно дворянским традициям. Когда умерла его мать, отец посвятил свои силы тому, чтобы дать ребенку все, что необходимо.

Когда молодой человек поступил в университет, Николай Петрович отправился в Петербург вместе с ним и прожил там первые три года обучения. Он старался быть в курсе интересов сына и знать его товарищей.

Те условия, в которых рос Аркадий, сформировали в нем любовь к прекрасному, восхищение природой, искусством и теплое отношение к своим близким. Поддавшись бунтарскому юношескому порыву, он попадает под влияние Евгения Базарова. Аркадий очень ценит дружбу этого человека. И вслед за ним объявляет себя нигилистом.

Отец и сын

Вернувшись домой после окончания учебы, Аркадий старается продемонстрировать отцу, что он уже не тот восторженный юноша, каким был раннее. Но непосредственная восторженность и любовь к отцу прорываются наружу:

«Аркадий живо повернулся к отцу и звонко поцеловал его в щеку».

По пути в родное имение он видит, что владение его семьи находится на грани упадка, он загорается различными планами и идеями преобразований. Весенняя атмосфера отвлекает его от этих мыслей, и вновь в его поведении с отцом пробивается непосредственность:

«Аркадий глядел, глядел, и, понемногу ослабевая, исчезали его размышления... Он сбросил с себя шинель и так весело, таким молоденьким мальчиком посмотрел на отца, что тот опять его обнял».

Порой Аркадий чувствует превосходство над отцом. Когда Николай Петрович рассказывает ему о своей возлюбленной, сын ругает его за неловкость и стеснение, говоря, что полностью поддерживает отца:

«…и чувство снисходительной нежности к доброму и мягкому отцу, смешанное с ощущением какого-то тайного превосходства, наполнило его душу. - Перестань, пожалуйста, - повторил он еще раз, невольно наслаждаясь сознанием собственной развитости и свободы».

Прогрессивные взгляды и нежное отношение к отцу позволяют Аркадию с искренней радостью принять новость о появлении сводного брата.

Аркадий и Базаров

Встреча с Базаровым позволила Аркадию Кирсанову принять идеи нового зарождающегося течения – нигилизма. Базаров, будучи сформированной и цельной личностью, обладает твердыми взглядами и принципами. Евгений становится наставником Аркадия. Молодой Кирсанов с невероятным рвением следует идеям товарища. Он восхищается этим человеком:

«...Я не могу тебе выразить, до какой степени я дорожу его дружбой...».

Несмотря на все старания соответствовать облику передовой молодежи, сентиментальность и восторженность Аркадия выдают в нем мягкого человека. Постепенно Аркадий понимает, что они с Евгением отдаляются, видит, насколько различны их мысли. Не стесняясь эмоций, он прощается с товарищем навсегда:

«...Аркадий бросился на шею к своему бывшему наставнику и другу, и слезы так и брызнули у него из глаз...».

Любовь Аркадия Кирсанова

Аркадию не чужд романтизм его отца, поэтому душа его открыта навстречу нежным чувствам. Познакомившись с Одинцовой, он воображает себя влюбленным. Молодой человек мучается от мыслей, что Анна Сергеевна не воспринимает его всерьез, считая молоденьким юношей. Увлекшись муками ревности, он не замечает, как сближается с сестрой Одинцовой, Катей. Внезапно он понимает, что рядом с этой девушкой очень хорошо и интересно. Катя становится женой Кирсанова, вместе они обретают счастье.

Написавший роман «Отцы и дети», создал весомое произведение для своей эпохи. Он освещал противостояние двух поколений, сравнивая представителей двух семей и их образ жизни. Тургенев сопоставляет нигилизм и привычные для российского дворянства жизненные принципы. Образ Аркадия Кирсанова помогает ярче продемонстрировать разницу в стремлениях главных героев повествования.

История происхождения

Роман «Отцы и дети» был написан в 1861 году и оказался крайне актуальным для современников Тургенева. Он победил царящие в обществе предрассудки и произвел взрывной эффект среди критиков. Описывая взгляды на жизнь молодых и взрослых героев, писатель показывал тонкую грань между двумя поколениями и проблемы взаимопонимания, возникающие между «отцами» и «детьми».

Для Тургенева нет отрицательных и положительных героев. Отношение автора к взглядам персонажей читается поверх описываемых событий. Его больше волнует моральная подоплека конфликта и анализ того, каким образом действующие лица демонстрируют свою точку зрения. Политическая позиция и Кирсановых – основополагающая категория для сравнения в романе. Дворянство, к которому принадлежат Аркадий Кирсанов, его отец и дядя, не принимает революционных идей, символизирующих начало новой эпохи.

Аркадий Кирсанов – персонаж, благодаря которому действие обретает динамику. Сюжет романа выстраивается вокруг него, он олицетворяет дух противоречия.

Образ и характер


Недавний выпускник петербургского университета, дворянин, чей возраст едва превышает 23 года, Аркадий Кирсанов возвращается в родные пенаты. Там его ждут отец, – весельчак и добродушный помещик, лояльный к новомодным веяниям среди молодежи, и дядя Павел Петрович Кирсанов – либерал и франт, чья история жизни весьма непроста.

Аркадий в представлении автора – светлая душа, не испорченная обществом. Он скромен и сентиментален, жизнерадостностью пошел в отца, располагает хорошим воспитанием и образованием. Эмоциональный и сентиментальный молодой человек принимает происходящие события близко к сердцу. Как и отец, любит заниматься делами имения и не благоволит конфликтам. Его тонкая душевная организация проявляется в любви к музыке и природе.


Для Аркадия Кирсанова семья имеет большое значение. Базарова, который принадлежал к сословию разночинцев, юный помещик воспринимал как ее часть. Приятель, чье происхождение не было проблемой для Кирсанова, стал его гостем. Нигилист и революционер активно пропагандировал свои идеи, пытаясь заразить друга энтузиазмом. Аркадий становится последователем Базарова, хотя позиция старшего товарища не всегда близка молодому человеку.

Видя, как резко высказывается друг в присутствие его родственников, Кирсанов-младший перестает поддерживать недавнего наставника. Политика не обсуждается в доме Кирсановых, и регулярно поднимающий эту тему Базаров становится раздражителем в условиях привычных устоев поместья.

Счастье для Аркадия Кирсанова заключается не в противостоянии политическому режиму ради воцарения новых лидеров и законов, а в простом семейном счастье. Он находит свою тихую гавань в союзе с сестрой , в которую был влюблен Базаров. Дальнейшая судьба Кирсанова предрешена: уютный домашний очаг, любимый сын и отцовское поместье были предметом его интереса.


Поначалу кажущийся идеальным соратником для нигилиста, Аркадий оказывается мнимым последователем, для которого теория Базарова – увлечение юности. Судьба уготовила герою более скромное предназначение, с которым он готов смириться ради собственного спокойствия и удовлетворения. С возрастом он становится все ближе к отцу, и полезный Базарову юнец-помощник превращается в провинциального помещика с простым и предсказуемым кругом интересов.

«Отцы и дети»

Концепция героя в лице Кирсанова-младшего интересна: Тургенев описывает Аркадия как промежуточный персонаж между радикально настроенным Базаровым и приверженцем консервативных взглядов . Эпоха, сформировавшая его личность, совместила интересы двух поколений. Герой не противостоит основам своего воспитания в угоду нигилизму. В силу юного возраста ему кажутся интересными романтические революционные идеи, что характерно для представителей каждого нового поколения.


Базаров стремился перевоспитать друга, чья характеристика казалась ему чересчур положительной для нигилизма. Привлекательная внешность персонажа соседствует с массой позитивных черт характера, делающих его «мягкотелым» в глазах наставника. Мягкосердечие Аркадия чуждо Базарову. Поэтический духовный склад приятеля, его мечтательность и чуткость вызывают у нигилиста порицание.

Под влиянием Базарова Кирсанов пытается отказаться от собственных идеалов, но его натура оказывается сильнее предлагаемых ориентиров. Аркадий, казавшийся тенью своего «учителя», отправляется в самостоятельное плавание. Обаяние нигилиста становится слабее, а навязываемые идеи уже не кажутся столь реальными, потому что юноша понимает, что слишком слаб для участия в деятельности во имя революции. Он просто не в состоянии играть принятую роль.


Приверженец семейных традиций, Кирсанов полностью противопоставлен Базарову в зрелом возрасте. История героя, считающего себя «бобылем» и готового положить собственную жизнь на алтарь общественных убеждений, не связана с тем, кто объективно оценивает перспективы деятельности в масштабах провинциальной жизни. Мягкий и ведомый Кирсанов в состоянии вводить изменения в жизнь простого люда, будучи близким к нему, а не вещая с баррикад, подобно другу.

Перевоспитание юноши не представляется возможным, и влияние Базарова ослабевает. Расставаясь с приятелем, Аркадий прощает ему резкие слова и упреки. В финале повествования оказывается, что Базаров не изменил в жизни Кирсанова ничего и не сумел повлиять на мировоззрение помещика.

Экранизации

Роман «Отцы и дети» был экранизирован пять раз. Первый фильм по произведению Ивана Сергеевича Тургенева вышел на экраны в 1915 году в постановке Вячеслава Висковского. Ф. Морской впервые воплотил образ Аркадия Кирсанова на киноэкране.


В 1958 году в ленте Адольфа Бергункера и Натальи Рашевской в этой роли испытал себя Эдуард Марцевич.

Телеспектакль 1974 года, сыгранный артистами Государственного академического Малого театра СССР, до сих пор транслируют по телевидению, знакомя публику с режиссерской работой Алексея Симонова и Алины Казьминой. На роль Аркадия Кирсанова в постановке был назначен .


Вячеслав Никифоров, постановщик кинокартины «Отцы и дети» 1983 года, пригласил юного Владимира Конкина для работы над образом Кирсанова.

Современный фильм 2008 года познакомил публику с интерпретацией образа .

Образ Аркадия Кирсанова в романе Тургенева «Отцы и дети», скорее, можно отнести к уходящему прошлому, чем к новому поколению. Он ученик Базарова, но его «нигилизм» более упрощенной формы.

Как автор показывает в романе образ Аркадия Кирсанова

Аркадий – это, своего рода, промежуточное звено между старым и новым. Его жизненная позиция сформировалась под влиянием двух факторов: эпоха и возраст. Его увлечения идеями нигилизма поверхностны. Он не такой, просто, желание свободы, независимость от веками сложившихся традиций кажутся ему привлекательными ценностями. Это очень характерно для молодых людей, вступающих во взрослую самостоятельную жизнь. И в то же время, все эти нигилистические взгляды прекрасно сочетаются в его душе с другими свойствами, очень далекими от нигилизма.

По своей натуре Аркадий Кирсанов очень добрый человек. По дороге в имение на него нахлынула лавина чувств, при виде знакомого с детства пейзажа, грязных оборванных мужиков, разрушившиеся деревенские дома. Он полон желания исправить все это, но как воплотить желания в действительность, герой не представляет. Он видит в людях только хорошее, не испытывает ни к кому ненависти, жалеет родителей Евгения. Для убежденного нигилиста – это признак слабости.

Что могло связывать Кирсанова Аркадия и Базарова

В образе Аркадия Базаров нашел человека, который им восхищался, впитывал все его убеждения и поступки. Видя такую податливость, Базаров принимается перевоспитывать друга, делать его своим последователем. Но, довольно быстро, Евгений понимает, что это неосуществимо и Аркадий Кирсанов, внешность которого мягкая и неуверенная, перевоспитанию не поддается. Устои и принципы перетягивают его на свою сторону.

С первых страниц романа читатель видит, как Аркадий подчиняется своему другу. Влияние Базарова очень велико и характеристика Аркадия Кирсанова в первых главах полностью это подтверждает.

Но пожив среди привычной обстановки и родных людей, молодой человек начинает понимать, что находится под влиянием сильной личности и живет не совсем так, как ему хочется. Постепенно, он становится самостоятельным и отдаляется от Базарова.

Его восторженные суждения о нигилизме оказались для него чуждыми. В течение всего романа Аркадий копирует своего друга, старается быть на него похожим. Однако, выдержать до конца свою роль, он не сумел.

Иначе говоря, Аркадий Кирсанов в романе «Отцы и дети» никогда не был нигилистом. Да и сам Базаров ему, наверняка, не сильно нравился. Просто увлекающийся молодой человек не совсем ясно понимал свою цель в жизни, а Базаров воспользовался его мягкостью и внушил идеи, которые были ему совсем чужды.

Тест по произведению

Образ Аркадия Кирсанова в романе Тургенева «Отцы и дети», скорее, можно отнести к уходящему прошлому, чем к новому поколению. Он ученик Базарова, но его «нигилизм» более упрощенной формы.

Как автор показывает в романе образ Аркадия Кирсанова

Аркадий – это, своего рода, промежуточное звено между старым и новым. Его жизненная позиция сформировалась под влиянием двух факторов: эпоха и возраст. Его увлечения идеями нигилизма поверхностны. Он не такой, просто, желание свободы, независимость от веками сложившихся традиций кажутся ему привлекательными ценностями. Это очень характерно для молодых людей, вступающих во взрослую самостоятельную жизнь. И в то же время, все эти нигилистические взгляды прекрасно сочетаются в его душе с другими свойствами, очень далекими от нигилизма.

По своей натуре Аркадий Кирсанов очень добрый человек. По дороге в имение на него нахлынула лавина чувств, при виде знакомого с детства пейзажа, грязных оборванных мужиков, разрушившиеся деревенские дома. Он полон желания исправить все это, но как воплотить желания в действительность, герой не представляет. Он видит в людях только хорошее, не испытывает ни к кому ненависти, жалеет родителей Евгения. Для убежденного нигилиста – это признак слабости.

Что могло связывать Кирсанова Аркадия и Базарова

В образе Аркадия Базаров нашел человека, который им восхищался, впитывал все его убеждения и поступки. Видя такую податливость, Базаров принимается перевоспитывать друга, делать его своим последователем. Но, довольно быстро, Евгений понимает, что это неосуществимо и Аркадий Кирсанов, внешность которого мягкая и неуверенная, перевоспитанию не поддается. Устои и принципы перетягивают его на свою сторону.

С первых страниц романа читатель видит, как Аркадий подчиняется своему другу. Влияние Базарова очень велико и характеристика Аркадия Кирсанова в первых главах полностью это подтверждает.

Но пожив среди привычной обстановки и родных людей, молодой человек начинает понимать, что находится под влиянием сильной личности и живет не совсем так, как ему хочется. Постепенно, он становится самостоятельным и отдаляется от Базарова.

Его восторженные суждения о нигилизме оказались для него чуждыми. В течение всего романа Аркадий копирует своего друга, старается быть на него похожим. Однако, выдержать до конца свою роль, он не сумел.

Иначе говоря, Аркадий Кирсанов в романе «Отцы и дети» никогда не был нигилистом. Да и сам Базаров ему, наверняка, не сильно нравился. Просто увлекающийся молодой человек не совсем ясно понимал свою цель в жизни, а Базаров воспользовался его мягкостью и внушил идеи, которые были ему совсем чужды.

Тест по произведению

Меню статьи:

Образ Аркадия Кирсанова неотъемлемо воспринимается читателями в сравнении с образом Евгения Базарова. Противоположность героев позволяет ярче воспринять сильные и слабые стороны этого персонажа, узнать о привязанностях Аркадия и путях их формирования.

История жизни

Аркадий Кирсанов принадлежит к дворянскому сословию. Его мать умерла рано, и воспитанием сына занимался отец – Николай Петрович, который старался не просто быть родителем, но и стать другом своему сыну. Повзрослев, Аркадий приступает к обучению в университете. Сначала отец его проживал в городе вместе с сыном (три зимы) – глубокая привязанность к своему чаду не позволила ему легко расстаться с единственным ребенком. Затем Кирсанов-старший вернулся в родовое имение. Аркадий же успешно продолжил свое обучение. В это время он познакомился с Евгением Базаровым – студентом-медиком, сыном военного врача и дворянки.

Дорогие читатели! В этой публикации вы можете Грустную повесть “Му-му”, обличающую человеческую жестокость, написал Иван Тургенев.

Нигилистическая позиция своего нового друга становится важным элементом в жизни Аркадия, а привязанность и восхищение Евгением неустанно возрастает. Аркадий приезжает в свое родовое имение вместе с Евгением. Николай Петрович и его родной брат Павел Петрович радушно принимают приезжих, хотя Базаров у стариков и не вызывает такого восхищения как у Аркадия.

Со временем молодые люди знакомятся с Анной Одинцовой и оба влюбляются в эту женщину. Анна же оказывает знаки внимания Евгению, игнорируя Аркадия, к которому относится как к брату, чем вызывает его ревность и обиду на друга. Дальнейшее развитие отношений позволяет Аркадию осознать свою романтическую суть и абсурдность нигилизма.

Евгений же, пребывая в доме Кирсановых, оказывает знаки внимания гражданской жене Николая Кирсанова, Фене, чем вызывает приступ ярости со стороны Павла Петровича – дело заканчивается дуэлью, на которой Павел Петрович был ранен. Об этом событии Аркадий узнает из уст самого Евгения в Никольском, куда поехал, чтобы повидать Катю. После этого случая происходит окончательное разногласие между Евгением и Аркадием – дружба молодых людей сходит на «нет».

Аркадий не особо огорчается этим событием – он влюблен в сестру Анны – Катю и намерен жениться на девушке. Впоследствии у них рождается первенец – сын Николай.

Характеристика личности

Аркадий Кирсанов обладает веселым, «детским» нравом. Он жизнерадостен и воспринимает жизнь как полную ярких красок. Как и большинство молодых людей, Аркадий хочет казаться взрослым. Время от времени он испытывает неловкость из-за того, что еще не обрел «навыков взрослой жизни». Аркадий осознает, что он уже вышел из детского возраста и не может вести себя подобно ребенку, но в то же время испытывает дискомфорт. Так, например, Аркадий «без нужды растягивал свою речь, избегал слова «папаша» и даже раз заменил его словом «отец», произнесенным, правда, сквозь зубы».

В начале романа читатель встречается с бездеятельным Аркадием – Кирсанов ничем не занимается и, если хорошо разобраться, бесцельно проводит свое время. Однако ситуация после размолвки с Базаровым и женитьбы на Кате существенно меняется – он начинает активно вникать в дела родового поместья и обучаться основам ведения хозяйства. «Хозяйничанье не возбуждало в нем отвращения: он даже с удовольствием мечтал об агрономической деятельности».

Аркадию нравится музыка, особенно классическая, например, Моцарт. Кирсанов питает слабость к красноречию, чем особенно огорчает своего друга Евгения, который считает умение говорить красиво больше недостатком, чем достоянием.

Особую прелесть Аркадий находит в лицезрении природы. Аркадий способен замечать малейшие ее изменения, восхищаться ею.

Аркадий обладает миролюбивым характером, он полон нежности и чувствительности. Он может легко растрогаться и даже прослезиться. Кирсанов старается скрыть от окружающих такую свою суть, так как боится осуждения. Однако создать иллюзию до конца у него не получается. Базаров замечает проявления эмоциональности со стороны Аркадия, и в ссоре упрекает Кирсанова в этом: «Ты нежная душа, размазня».

Аркадий не способен на ненависть или злость по отношению к другим, он с готовностью прощает окружающим любые обиды, что, по мнению Евгения, плохо, ведь именно злость и ненависть является сильными чувствами, в то время как нежность и ласка относятся к слабым.

Аркадий – робкий, не циничный и не жестокий человек. Однако нельзя утверждать, что Аркадий мягкотелый, беспринципный человек. У него хорошо развито чувство справедливости. Ради отстаивания справедливости, Аркадий готов преступить через свою робость и стеснительность. В ссорах с Евгением он не может дать ему жесткий отпор, хотя все же пытается противостоять своему «другу».

Взаимоотношения Базарова и Кирсанова

Долгое время Евгений Базаров был кумиром молодого аристократа. Сложно сказать, как именно удалось Евгению расположить к себе Кирсанова и добиться, хоть и не преднамеренно, такой привязанности. Вполне вероятно, что виной этому было исключительное любопытство, образованность и нестандартность Евгения.

Базаров был очень не похож на других людей – он удачно балансировал между аристократизмом и невежеством, чем привлекал всеобщее внимание.

Общение Аркадия с Евгением перерастает в дружбу, по крайней мере со стороны Аркадия. Кирсанов старается подражать своему «учителю», копировать его развязность и жизненную позицию. Однако на самом деле, Аркадий не ощущает душевного родства с идеями нигилизма – для Кирсанова это всего лишь увлечение: «Он в душе очень обрадовался предложению своего приятеля, но почел обязанностию скрыть свое чувство. Недаром же он был нигилист!»


Евгений же вряд ли столь искренне дорожит дружбой с Кирсановым – в целом он человек, который легко прощается с людьми, поэтому говорить об истинной дружбе в этом случае крайне сложно.

Исходя из того, что Кирсанов не был «настоящим» нигилистом, дружеские отношения его с Базаровым были обречены и ограничивались лишь временными рамками. Случая для размолвки долго ждать не пришлось. Небольшая тень сомнения на предмет своей отличности от Евгения у Аркадия закрадывается еще в самом начале их пребывания в родовом поместье Кирсановых – Базаров порой слишком резко критикует Николая и Павла Кирсановых, чем неприятно поражает своего друга, ведь Аркадий питает глубокое уважение и привязанность к своему отцу и дяде. В дальнейшем к этому присоединяются ухаживания за Анной Одинцовой. Благодаря вынужденному сближению с Катей Локтевой (сестрой Анны) Аркадий осознает свою романтическую привязанность и отказывается от общения с Евгением. «Я по прежнему желаю быть полезным, желаю посвятить все мои силы истине; но я уже не там ищу свои идеалы, где искал их прежде; они представляются мне… гораздо ближе» – говорит он. Таким образом, дружба Евгения и Аркадия изживает себя.

Отношения с Катей

На балу Аркадий Кирсанов знакомится с Анной Одинцовой и влюбляется в эту женщину с первого взгляда. На фоне всех присутствующих она выглядит очень необычной и в некой мере таинственной.

Аркадий вместе с Евгением наносят женщине визит в гостинице, где получают приглашение в поместье Одинцовой. Аркадий не упускает возможности посетить Никольское, к тому же Евгений подстрекает Аркадия для совершения этого поступка, ведь он сам влюбляется в Анну.


В Никольском обстоятельства оборачиваются так, что Анну больше интересует Евгений, а Аркадий, несмотря ни на что, остается не у дел. Ему не остается больше ничего как общаться с младшей сестрой Одинцовой – Катей Локтевой. Поначалу, это общение тяготит Аркадия – он все еще влюблен в Анну и ему кажется такое пренебрежение несправедливостью. Однако со временем Аркадий все больше и больше увлекается Катей. Он осознает, что это человек, который приятен ему не только внешне, но и духовно.

Предлагаем ознакомиться с в произведении И. Тургенева “Отцы и дети”.

В дальнейшем симпатия Аркадия перерастает в пылкое чувство любви – Кирсанов делает Кате предложение и получает согласие.

Аркадий и Катя обвенчались в церкви в тот же день, что и Феня с Николаем Петровичем. Обе свадьбы проходили без особых пиршеств и празднований – это было совсем не важно для любящих людей: «Неделю тому назад, в небольшой приходской церкви, тихо и почти без свидетелей, состоялись две свадьбы: Аркадия с Катей и Николая Петровича с Фенечкой». В результате у Аркадия и Кати рождается сын, которого назвали Николаем.

Отношения с родственниками

В большинстве случаев между родителями и детьми происходит коммуникативный конфликт, который значительно усложняет процесс взаимодействия представителей различных поколений. Однако в отношениях Аркадия Кирсанова и Николая Кирсанова этого не происходит.

Между отцом и сыном сохраняются доверительные, дружеские отношения. Николай Петрович, будучи человеком романтическим и в некоторой мере сентиментальным испытывает по отношению к сыну не просто чувство долга, но и глубокую привязанность. Для него приезд сына – значительное событие.

Николай Петрович в нетерпении проводит время, ожидая сына на станции, а при встрече долго обнимается с ним. Такое проявление нежности хоть немного и смутило Аркадия (скорее всего потому, что свидетелем этой нежности был Евгений, который считал нежность и любовь – в любом ее понимании – вздором), но все же не было ему неприятно. Такое восприятие может свидетельствовать о том, что подобные отношения между сыном и отцом не были новшеством.

Со своим дядей Аркадий ведет немного сдержаннее, хотя тоже не стесняется проявлять эмоции. Отношения Аркадия с отцом и дядей построены на взаимопонимании и уважении, в них отсутствует страх и авторитарность, которые порой возникают между родителями и детьми.

Аркадий с радостью принимает известие о наличии у него маленького братика и хорошо принимает его мать – Феню, невзирая на то, что она не аристократка по происхождению.