От иконы — к шкатулке. Палехская роспись: искусство всегда найдет способ Палехская миниатюра сообщение

Поселок городского типа Палех, центр Палехского района Ивановской области, мог бы быть обычным поселком, которых в России огромное количество. Однако особый характер Палеху придает народный промысел, известный не только по всей стране, но и далеко за ее пределами - палехская роспись (палехская миниатюра).

Когда промысел рождается поневоле

Палехской росписью называют, прежде всего, миниатюрную лаковую роспись на папье-маше, наносимую темперной краской (то есть краской, изготавливаемой из красителей естественного происхождения). И глядя на расписанные в этой манере шкатулки, броши, панно, пепельницы и другие декоративнее предметы повседневного быта, невозможно удержаться от соблазна считать этот промысел весьма древним, имеющим свои истоки в седой глубине веков. Отчасти это действительно так, но лишь отчасти. Если подходить к истории палехской росписи формально, то окажется, что этому промыслу нет еще и ста лет - ведь впервые изделия с палехской миниатюрой были представлены общественности лишь в 1923 году. Однако если копнуть поглубже, то окажется, что палехская миниатюра является прямым продолжением традиций оригинальной палехской школы иконописи, и вот тут-то речь нужно вести о нескольких столетиях.

Как известно, при всей строгости иконографии в русской православной традиции, в Средние века и в Новое время формировались различные школы иконописи. Следуя канонам в главном, каждая школа привносила какие-то свои особенности, выражающиеся или в цветовой гамме, или в отдельных деталях изображения людей, деталей одежды или пейзажей на иконах, и тому подобное. О том, что в селении Палех пишут иконы, источники сообщают еще в начале XVII века. Однако особый палехский стиль иконописи, отличающийся филигранной тонкостью письма и обильным использованием золотой краски для изображения одеяний святых, окончательно оформился ко второй половине XVIII столетия. К началу же прошлого века палехская иконописная школа славилась на всю Россию, здесь существовала обширная мастерская с четким разделением труда по иконописным профессиям. Однако революционные события 1917 года и последовавшие масштабные гонения на церковь и на все сферы религиозной жизни сделали палехскую иконопись невостребованной и опасной для жизни. Иконописцам Палеха пришлось искать новую сферу для применения своих талантов.

Когда история и культура оживают

И выход был найден, насколько простой, настолько же и гениальный. Обладающие соответствующими способностями и опытом иконописцы, имеющие к тому же и производственную базу, переквалифицировались в живописцев. Раз нельзя было изображать картины на религиозную тематику, пришлось писать картины на тематику светскую. Так в начале двадцатых годов и возникла палехская миниатюра. Оказалось, что рисунки в прежней, почти иконописной манере, на темы русских народных сказок, исторических событий, а также портретные изображения, нанесенные на папье-маше, весьма востребованы самыми различными по социальному статусу и материальным возможностям слоями населения. После демонстрации новых художественных изделий на ряде выставок 1923 года в конце следующего, двадцать четвертого, несколько палехских художников объединились в «Артель древней живописи», которая с успехом представила свои произведения уже на Всемирной выставке в Париже 1925 года. В 1932 году палехская роспись была поддержана государством, а «Артель древней живописи» преобразована в Палехское товарищество художников.

Палех или палехская миниатюра - один из традиционных русских художественных промыслов, вид лаковой живописи .

Народный промысел, развившийся в поселке Палех Ивановской области, представляет собой лаковые миниатюры темперой на папье-маше. Палех - центр иконописи в традициях русской живописи XV-XVII веков.

В 1924 году палехские художники большим успехом пользовались на выставке в Венеции. Вскоре палешанам из Италии пришло приглашение - прислать четырех мастеров для организации школы, но художники отказались покинуть Родину.

Днем рождения палехского искусства принято считать основание "Артели древней живописи".

Первоначально в "Артель" вошли семь человек : Иван Голиков, Иван Баканов, Александр и Иван Зубковы, Александр и Владимир Котухины, Иван Маркичев. Вскоре к ним присоединились Дмитрий Буторин, Алексей Ватагин и другие. В 1925 году работы палешан получили признание на Международной выставке в Париже.

В июне 1932 года в "Артели древней живописи" работало более 100 человек, из них 48 мастеров, 20 кандидатов в ученики.

В марте 1935 года артель преобразована в "Товарищество художников Палеха". В 1940 году оно было закрыто, в 1943 году - восстановлено.

В 1954 году "Товарищество" преобразовано в Художественно-производственные мастерские (ПХПМ). В этом же году было создано Палехское отделение Союза художников РСФСР.

В 1989 году Палехские художественно-производственные мастерские были закрыты.

Для стиля палехской живописи характерны тонкий и плавный рисунок на преимущественно черном фоне, обилие золотой штриховки, четкость силуэта уплощенных фигур, подчас полностью покрывающих поверхность крышки и боковых стенок шкатулок. Декоративность пейзажа и архитектуры, вытянутые изящные пропорции фигур, колорит, построенный на сочетании красного, желтого и зеленого цветов, восходят к традициям древнерусской иконописи. Композиция обычно обрамляется изысканным орнаментом, выполненным твореным золотом.

Палехские художники успешно работали в области театрально-декорационного искусства, книжной графике, монументальной живописи, росписи изделий из фарфора, а также реставрации монументальной живописи.

В настоящее время в Палехе работают творческие организации: АО "Товарищество Палех", кооператив "Объединение художников Палеха", Малое предприятие (МП) "Мастера Палеха", МП "Традиции Палеха", Акционерное общество закрытого типа "Палех", творческая мастерская "Палешане".

С 1926 года при "Артели древней живописи" возродилось ученичество. На рубеже 1920-1930 годов была открыта профтехшкола, реорганизованная в 1935 году в художественный техникум, а с 1936 года - в Палехское художественное училище имени М. Горького.

В настоящее время в училище ведется обучение по специальности "Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы" (лаковая миниатюрная живопись).

Был создан Государственный музей палехского искусства. Его коллекция насчитывает более 15,4 тысячи единиц хранения. В ее состав входят 1,5 тысячи икон XIV-XX веков, произведения западноевропейской живописи XVI-XVIII веков, более трех тысяч произведений лаковой миниатюры, скульптура, графика, старопечатные книги, строчевышитые изделия, предметы быта и этнографии.

В структуре Государственного музея палехского искусства четыре мемориальных музея : Дом-музей П.Д. Корина, Музей-мастерская Н.В. Дыдыкина, Дом-музей И.И. Голикова, Музей-усадьба Н.М. Зиновьева.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Палехская миниатюра

История возникновения Палехской росписи

Палех расположен в 65 км. от г. Иваново на берегах реки Палешки, протекающей среди холмов, покрытых лиственными лесами. История Палеха уходит в глубокую древность. В XV в. село входило в состав Владимиро-Суздальских земель. По духовному завещанию Ивана Грозного 1572 г., Палех был в поместном владении его сына Иоанна.

Есть и легенда - "Палех возник в те буйные годы глубокой древности, когла на Владимиро-Суздальскую Русь шли несметные монголо-татарские полчища. В глухие леса и болота бежало разоренное население и уносило с собой иконы. Татары жгли леса. "была великая Палиха" - отсюда и пошло название Палех.

В Палехе с XVI века мастера создавали дорогие иконы, занимались они также росписью и реставрацией фресок в церквях и храмах русских городов и монастырей. Об этом свидетельствуют исторические памятники в Троице-Сергиевой лавре, Новодевичьем монастыре. Даже в Московском Кремле, в «золотой», как ее иногда называли, Грановитой палате работали мастера из Палеха - братья Белоусовы.

В основе стиля палехской иконописи лежат традиции древнесуздальской школы и некоторые особенности московской иконописи XV–XVI вв. Для палехской иконы характерны мягкие плавные линии и сдержанная красочная гамма.

Крестовоздвиженская церковь с шатровой колокольней.

Крестовоздвиженский храм строился довольно долго: с 1762 по 1774 год. На западном фасаде храма сохранилась надпись, благодаря которой известно и имя мастера, под руководством которого возводилось здание. Этим мастером был Егор Дубов.

Вершина палехского иконописания – «Акафист Спасителю» середины XVIII в. Рисунок иконы отличается изяществом и утончённостью. Все пропорции удлинённых форм. Колорит иконы тёплый, золотисто-коричневый с использованием тёмной зелени и киновари. Одежды Христа и Богоматери расписаны золотом. Один из характерных признаков палехского иконописания – сложная многоклеймовая композиция. Икона «Николай Чудотворец в житии и чудесах» второй половины XVIII в. – яркий образец такой композиции. В центре иконной доски – в среднике – располагается образ святого. Средник окружает 38 клейм – миниатюр, повествующих о деяниях Николая Чудотворца.

До начала XIX в. Палех, в отличие от промышленно развитых Мстёры и Холуя, продолжал сохранять очень простые формы иконного производства, замкнутого кругом семьи. Палешанин продолжал заниматься сельским хозяйством (чего не было в Мстёре и Холуе) и писал иконы в свободное от полевых работ время. Иконы в Палехе писались долго и тщательно по старинным образцам, поэтому были очень дорогими.

В конце XIX в. известный палехский художник Д.А. Салабанов открывает иконописную мастерскую в Нижнем Новгороде. В эту мастерскую в ученики к иконописцем был отдан своим дедом Алёша Пешков (Максим Горький). Свою жизнь в иконописной мастерской М. Горький описал в повести «В людях»:
«В мастерской было жарко и душно, работает около двадцати человек «богомазов» из Палеха, Холуя, Мстёры, все сидят в ситцевых рубахах с расстегнутыми воротами, в тиковых подштанниках, босые или в опорках. Над головами мастеров простерта сизая пелена сожженной махорки, стоит густой запах олифы, лака, тухлых яиц. Медленно как смола, течёт заунывная владимирская песня…» .

Алёша Пешков читает в иконописной мастерской поэму Лермонтова «Демон». Художник Б.А. Дехтерев.

Максим Горький

После революции 1917 года промысел оказался ненужным, и художники Палеха стали искать применение своему искусству. Случилось так, что в конце 1922 года художник Иван Голиков поехал в Москву и увидел там в Кустарном музее (сейчас Музей народного искусства) работы старых лукутинских мастеров : шкатулки из папье-маше расписанные по черному фону масляными красками. Голиков решил попробовать. Свою первую работу "Адам в раю" выполненную золотом, сделал на донышке фотографической ванночки из папье-маше и отнёс её в Кустарный музей. Руководство музея заинтересовалось этой работой, и тут же выдали ему полуфабрикаты для дальнейшей работы. Приехав в Палех Голиков вместе со своим родственником А.А. Глазуновым организовали мастерскую, в которой стали работать палехские мастера. На Всероссийской сельскохозяйственной выставке в 1923 году художники получили диплом 1-й степени. А в 1924 году в Палехе открыли "Артель древней живописи".

"Адам в раю". Палех, художник Иван Голиков

М.Горький очень ценил искусство Палеха, называл его «одним из чудес, созданных революцией», многое сделал для его популяризации у себя на Родине и за границей, помогал материально, организовал в Артели библиотеку, в которую собрал лучшие произведения Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Гоголя, Крылова... - персонажи из которых легли в основу Палехской миниатюры.

Делегация палехских художников беседует с М.Горьким

Палехское художественное училище им. М.Горького

Палехская роспись отличается от стиля росписи других русских народных школ тем, что художники изображают не орнаменты или отдельные фигуры, а прорисовывают цельные композиции - настоящие миниатюрные картины, изображающие тот или иной сюжет. Искусство Палеха – это поэзия в рисунке, моменты русских песен и сказок, запечатленные рукой художника на поверхности предметов. Сюжеты мастера живописной миниатюры брали из повседневного быта, русских народных сказаний, песен и былин, а также классических произведений литературы, например из сказок Пушкина и басен Крылова.

Сказка о рыбаке и рыбке

Сказка о царе Салтане

Золлотой петушок

Руслан и Людмила

Иван-церевич и серий волк

Конек-горбунок

Бова-королевич

Лукоморье

Бой Пересвета с Челубеем

Слово о полку Игореве

Добрыня Никитыч

Три богатыря

Пушкин

Лермонтов

Ломоносов

Со временем шкатулки, броши и другие предметы, используемые для росписи, стали украшать изображения, связанные с развитием технического прогресса Советского времени. На черном лаковом покрытии появились рисунки первого трактора, косилок, комбайнов, засеянные пшеницей поля и быта колхозных деревень, а также изображения новостроек, праздников, приуроченных к тем или иным памятным годовщинам, передающим пульс того времени. В композициях некоторых мастеров Палеха советской эпохи присутствуют картины индустриализации, запечатленные в стиле символизма. Нередко художники для передачи образов облекают достижения советского народа в сказочную форму. Тема электрификации решается через образ Жар-Птицы, а недостатки людей обретают форму плохих фольклорных персонажей в виде Лешего и Бабы-Яги, над которыми устраивают справедливый суд юные пионеры. В период Великой Отечественной войны многие из художников обращаются к военной тематике, превращая суровую действительность времен великих сражений в возвышенную романтичность жертвенности и подвига ради родной страны и воспевая русский народ, отстаивающий свою свободу в битве с иноземными захватчиками. Но и в этих работах прослеживается влияние фресковой живописи и лучшие традиции палехского стиля.

Юрий Гагарин

Циолковский

Советский космос

Советский период не только дал начало палехской лаковой миниатюре, но и способствовал развитию этого промысла. Был организован Государственный музей палехского искусства. В 1960-80 гг. богатый опыт палехских мастеров начал использоваться при создании эскизов декораций к театральным постановкам, иллюстрациям к книжным изданиям сочинений Пушкина, Крылова, Горького и других русских и советских писателей. В палехском стиле выпускались наборы открыток и почтовых марок с персонажами русских сказок, былин и басен.

Советские открытки. Палех

Календарики. Палех

Советские почтовые марки. Палех

Карты. Палех

Отличительные особенности Палехской росписи

У каждого миниатюриста есть свои излюбленные темы, но в целом сложился общий, всегда узнаваемый, стиль палехской миниатюры. Условность цвета, форм архитектуры, утонченные, вытянутые пропорции фигур, четко выделяющиеся на черном фоне, обильная их проработка золотой графикой - характерные черты миниатюры Палеха.

Главное отличие Палехской, Мстёрской и Холуйской миниатюр от Федоскинской - это применение желтковой темперы , которую они традиционно использовали для написания икон. Яичную эмульсию применяли как связующее вещество еще в Древнем Египте, Греции, Риме, Византии, откуда уже ее переняли иконописцы Древней Руси. Темперой пишут плавями, т.е. жидкими слоями, как в акварели, но ею можно работать и методом штрихов, пунктиров, как в пастели и пастозными мазками, как в масляной живописи. Палехские художники, использующие в росписи протоки незаписанного лакового фона, нередко заменяют грунт белильной заливкой силуэта изображения, переведенного на черную прочищенную под живопись поверхность изделия. Перевод рисунка на вещь в Палехе, Мстёре и Холуе производится иначе, чем в Федоскине. Обратную сторону рисунка протирают порошком краски и, положив рисунок на поверхность, обводят тупой иглой, воткнутой в деревянную ручку-черенок. Краски растворяют в желтковой эмульсии (желтке, разведенном водой с добавлением нескольких капель уксуса).

Первой стадией письма является роскрышь : намечаются основные формы изображения. Затем следует прописка , т.е. уточнение основных цветовых тонов и конкретизация форм. Следующий этап - плави : сочные мазки жидкими лессировочными красками, объединяющими роспись в некое колористическое целое. Завершают живопись бликовкой (или насечкой), в Палехе ее выполняют твореным золотом.

Миниатюрную палехскую роспись обрамляют золотым орнаментом. Золотая краска (твореное золото) приготовляется из листиков сусального золота, растертом на гуммиарабике пальцем. Затем орнамент полируется косточкой.

Золотой цвет - это не только часть цветовой гаммы рисунка и отличительная особенность работ палехских живописцев. Тонкие линии золота и серебра служат для выявления света и теней, выявляют форму фигур и отдельных элементов композиции. Кроме этого, золото символизирует свет, которое в христианском мировосприятии означает нечто Божественное, вечное.

Работа художника-миниатюриста требует филигранной точности, выверенности каждой линии, аккуратности. Частенько палехским мастерам приходится применять при написании своих миниатюрных шедевров лупу или увеличительное стекло. По окончании работы живопись покрывают шестью слоями светлого лака, после чего изделие шлифуют и полируют.

Гармоническое единство художественной формы и глубокого национального содержания, традиционность и народность отличают произведения художников Палеха.

"Село Палех", художник И.М.Баканов, 1934 г.

"Страда", художник И.М.Баканов, 1933 г.

Технология изготовления Палехской миниатюры

Палехские лаковые миниатюры пишутся на - шкатулках, пластинах, брошах, - изготовленных из папье-маше. Процесс создания заготовки состоит из следующих операций:

1. Раскрой картона - из листов древесного картона вырезаются формы нужного размера в виде пластин или лент. Пластины картона смазываются мучным клейстером (из пшеничной муки) и наклеиваются одна на другую на столе или горизонтально положенной доске. Число слоёв зависит от требуемой толщины изделия и колеблется от 3 до 30. Боковые стороны шкатулок, коробок, футляров и т.д. изготавливаются путём навёртывания полос картона на круглые или прямоугольные болванки (до 12 слоёв).

Подготовка болванок из папье-маше

2. Затем заготовки прессуют , сушат полторы недели, вымачивают в чане с подогретым льняным маслом, снова сушат и прессуют. Затем из получившихся болванок изготавливают декоративные изделия (портсигары, шкатулки, медальоны, броши и т.д.). Затем изделия обтачивают на шкуровальном круге, и, наконец, доводят наждачной щёткой.

3. Грунтовка и шпатлёвка , которые изготавливаются вручную с применением традиционных приспособлений. Их готовят из красной глины, масла и сажи как следует перетерая компоненты между собой. После чего наносят несколько слоев грунта на изделие, каждый слой зачищают и шлифуют. Затем на изделие наносится шпатлёвка стальным шпателем и сушится. После высыхания шпатлёвка зачищается пемзой, излишки которой смахиваются гусиным пером. Внешняя сторона палехских изделий покрывается чёрным лаком (ранее использовался масляный лак с сажей). Внутреннюю сторону портсигаров и шкатулок принято покрывать красным лаком.

Грунтовка и шпатлёвка

4. Подготовка красок.

Работа палехского художника начинается с приготовления краски . Краски в Палехе разводят на яичной эмульсии. Для этого отделённый от белка желток снова кладут в яичную скорлупу и добавляют туда воды с примесью уксуса. Затем эмульсию размешивают специальным венчиком.

Полученная яичная эмульсия добавляется в сухой пигмент и тщательно растирается указательным пальцем. Степень готовности определяют «на глаз». Хорошо приготовленные краски очень пластичны. Краску заготавливают в небольших количествах, так как хранится она не долго.

Художнику нужны краски разные по консистенции, поэтому их постоянно приходится разбавлять на фарфоровом блюдце, палитре. На нем же смешивают краски основных цветов и составляют нужные тона.

Приготовление яичной эмульсии - дело кропотливое и требует большой сноровки и опыта. Нужно суметь тщательно отделить желток от белка, потому что даже мельчайшая капля белка помешает художнику проводить тонкие линии. Для разведения желтка в Мстере используют воду, а в Палехе - столовый уксус или хлебный квас. Краски, растворенные на квасе, ложатся мягче и сохраняются дольше, но сейчас им пользуются редко. Для жирных летних и тощих зимних яиц количество растворителя будет разным. Яичная эмульсия не должна быть слишком жирной или слишком жидкой: жирная краска будет ложиться грубо и быстро растрескается, а жидкая - краски будут блеклые и будет плохо поддаваться нужной живописной технике.

Для работы над миниатюрой разным художникам требуется разное количество беличьих кистей . Все кисти палехских мастеров – ручной работы. Купленной в магазине кистью, даже самой качественной, писать миниатюру нельзя, слишком «не послушная» нет достаточной тонкости и упругости, во время письма кончик такой кисти может раздваиваться.

Перед росписью поверхность изделия обрабатывается пемзой (на матовую поверхность краска ложится лучше, чем на глянцевую).

Затем художник наносит на полуфабрикат рисунок тонко отточенным карандашом.

Затем изображение прорисовывается белилами с помощью тончайшей беличьей кисточки.

Подготовка красок

5. Золочение.

Миниатюристы обычно применяют листовое сусальное золото. Каждый листок имеет размер 9х9 см, на одну порцию идет от 2 до 10 листов. Листы эти настолько тонки, что взлетают при малейшем дуновении воздуха. Их берут лампемзелем - специальным инструментом, изготовленным из кончика беличьего хвоста. В фарфоровом блюдце золото смешивают со связующим веществом, гуммиарабиком, и растворяют в воде, получая жидкую массу. «Творение» золота, как и краски, требует большого умения и терпения. В растворенное золото добавляют чистую воду, размешивают, процеживают, отстаивают, сливают лишнюю воду и просушивают в духовке, под лампой или на солнце. Ни одна пылинка или соринка не должна в него попасть, иначе им будет трудно писать. Готовое к работе золото блестит мягким чарующим блеском, словно приглашая поскорее взять кисть.

Иногда используется серебро или алюминиевая пудра. При работе с серебром нужно быть внимательным, так как оно при просушке желтеет от высокой температуры. Алюминиевая пудра является более грубым материалом и требует более тщательного растирания.

Чтобы нанесённое на изделие золото приобрело блеск, его необходимо отполировать . Для этого применяется зуб волка - он имеет особенно гладкую поверхность.

6. После росписи золотом изделия покрывают масляным лаком . Эту операцию выполняют путем нанесения нескольких слоев лака, каждый из которых тщательно просушивается при определенной температуре длительное время. После каждого слоя обязательно выравнивают поверхность сначала стеклом, потом пемзой.

Шлифовка

Полировка

7. Последним этапом является полировка . Когда слоев лака достаточно и поверхность уже ровная - шкатулку полируют на «бархатке» - специальном вращающемся круге, обтянутом бархатом, окончательная «доводка» до блеска наводится руками, женскими конечно, так как руки должны быть мягкими, без огрубевших участков, которые могут поцарапать поверхность.

Палех - Чудо, рожденное революцией!

© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.

Широко за пределами России известны черные шкатулки со сказочными сюжетами - изделия из села Палех, расположенного в Ивановской области. Именно палехские шкатулки (ларцы, броши), наряду с жостовскими подносами и хохломой, уезжают за рубеж в качестве сувенира в багаже иностранного туриста. Однако, в селе Палех есть на что посмотреть и кроме производства шкатулок: здесь есть 19 объектов, которые можно посетить, среди которых: музей иконы, Дом-музей И.И. Голикова, музей палехского искусства, Крестовоздвиженский храм, полностью расписанный палехскими мастерами.

Палех - один из центров русского народного промысла, находится в 350 км от Москвы и в 60 км от Иваново. Население Палеха всего 4800 человек (по данным на 2017 год). Посещение Палеха можно совместить с осмотром достопримечательностей Ивановской области, городом Иваново, Плесом, Кинешмой.

Палех - «основной конкурент» подмосковного Федоскино, поскольку здесь тоже занимаются росписью шкатулок из папье-маше. За время очередного отпуска мне удалось побывать в селе Палех с экскурсией, о чем я расскажу читателям сайта.

В начале экскурсии нас высадили из автобуса рядом с плакатом, показывающим, что в Палехе как минимум 19 объектов, достойных внимания туриста: Но в нашей программе, к сожалению, времени было только на беглый осмотр четырёх из них.

Что посмотреть в Палехе

  • Музей палехского искусства (Палех, ул. Баканова, д. 50)
  • Крестовоздвиженский храм (Палех, Базарный пер., д. 1)
  • Музей иконы (Палех пос., ул. Ленина, 6)
  • Музей лаковой миниатюры,
  • Дом-музей художника Н. Голикова (Палех, ул. Ленина, д. 2)
  • Дом-музей скульптура Н. Дыдыкина (Палех, ул. Ленина, д.25а)
  • Дом-музей Н. Зиновьева
  • Дом-музей П. Корина (Палех, ул. Демьяна Бедного, д. 19)
  • Музей иконы в Палехе

Музей икон в Палехе

Наше знакомство с Палехом началось с Музея Иконы. Для меня стало настоящим открытием, что Палех до революции был одним из центров иконописи и к изготовлению шкатулок отношения не имел. У местных иконописцев сложился свой оригинальный и узнаваемый стиль со своими профессиональными секретами.

Музейная коллекция богата и включает в себя не только палехские иконы, но и привозимые в течение долгих лет из других древних городов России. Здесь даже есть деревянные скульптуры из старообрядческих храмов.



К сожалению, я неправильно выстроила настройки и большинство снимков вышло неудачно. Ведь, как оказалось, в палехской иконе самое главное - это цветовая гамма.



Дом-музей И.И.Голикова в Палехе

Далее мы проследовали в дом-музей И.И. Голикова. Это тот человек, который в изменившихся после 1917 года социально-экономических условиях смог «переориентировать» художников на новый вид деятельности. Сменившийся внутриполитический строй грозил уничтожением палехского искусства. И.И.Голиков с группой единомышленников основал декоративно-художественную артель. С иконописью, конечно, пришлось расстаться, но знаменитый стиль смог «прижиться» на декоративных изделиях. В частности, в доме-музее есть экземпляр книги «Слово о полку Игореве», который проиллюстрировал И.И.Голиков.


Дом, ставший музеем, был построен художником самостоятельно в 1928 году для своей семьи. Здесь воссозданы условия его жизни и работы; выставлены принадлежавшие ему вещи. А также здесь представлены документы и фотографии, иллюстрирующие процесс создания нового направления палехского искусства и оформлен стенд, наглядно показывающий процесс создания палехской шкатулки.


Внутри дома я сделала только одну фотографию. Удивительно, но даже придя с группой ты должен оплатить фотосъёмку в размере 150 рублей. В музее Иконы нам про это не говорили. А вот в Музее палехского искусства, в который мы прошли после дома И.И.Голикова, мне даже сделали замечание, когда увидели, что я делаю много снимков. Оплачивать я, правда, ничего не стала, но фотографировать прекратила.


В Музее палехского искусства выставлены уже те предметы, которые делались советскими мастерами, а также современные работы. И это не одни только шкатулки. Здесь есть мебель, настенные панно, канцелярские предметы и ювелирные украшения. Есть витрина с изделиями из фарфора. Одно время пытались применить палехскую роспись для украшения тарелок и других фарфоровых предметов, но не получилось.



Тематикой росписи изделий были былины, русские народные сказки и сказки Пушкина, а также быт советских людей, хотя сюжеты я бы назвала скорее агитационными, чем бытовыми. Не смогла сфотографировать одну замечательную работу под названием «Суд пионеров над Бабой-Ягой».

Мне понравилась шкатулка, посвящённая победе в Великой Отечественной войне.



К сожалению, большинство экспонатов находятся в не очень хорошем состоянии: лак, покрывающий миниатюры, сильно потрескан. Дело в том, что в Палехе не было своего лака. Здесь он был не нужен. За рецептом обратились в Федоскино, но там отказали в его предоставлении. Прошло несколько лет, прежде чем в Палехе создали свой фирменный лак для изделий.



Как отличить настоящие изделия из Палеха от подделок на бытовом уровне

  • Палехские поддельные шкатулки заполонили все сувенирные магазины и рынки, как же отличить настоящие изделия из Палеха от подделок? В музее нам рассказали некоторые секреты:
  • Чаще всего изделия из Палеха снаружи черного цвета (очень редко встречается зеленый и синий), но всегда внутри - красный цвет;
  • Высокое качество полировки как наружной, так и внутренней поверхности. Царапин, пятен и вздутий не должно быть;
  • Крышечки коробочек (ларцов и шкатулок) плотно подогнаны к основанию - кузовку;
  • Специальные отметки: в левом нижнем углу ищите золотом подпись «палех», в правом нижнем - фамилию автора;
  • На днище кузовка ПОД ЛАКОМ ищем фирменный знак Палеха. На подделки этот знак обычно приклеивают сверху;
  • Обращайте внимание на упаковку: готовое изделие при покупке должно быть упаковано в жесткую коробку, которая внутри должна быть проклеена ватой, защищающей лак и изображение;

Палехские изделия - это дорого. Шкатулка не может стоить 100 рублей, так как это ручная практически ювелирная работа.


Крестовоздвиженский храм

Последним объектом нашей экскурсии должен был стать Крестовоздвиженский храм, полностью расписанный палехскими мастерами. В своё время он был объявлен музеем и это спасло его от уничтожения. Но в шесть часов вечера храм оказался закрыт и мы в него не попали.


Палехские шкатулки до сих пор считаются хорошим подарком. Производство не «умирает» несмотря на то, что изделия довольно дорогие, а вокруг много дешёвых китайских подделок. Работает и училище, выпускающее новых мастеров лаковой миниатюры. Кстати, школу иконописи тоже возрождают.

На сувениры времени нам не дали. Лично я и не собиралась ничего покупать, поскольку заранее представляла цену изделий. Но, просто заглянув в лавку, увидела предмет, доказывающий, что Палех - это не только шкатулки и что мастера стараются идти в ногу со временем.

Как добраться до села Палех из Москвы

На машине. Самый удобный и быстрый способ добраться до Палеха - на автомобиле, ведь расстояние от Москвы до Палеха всего 400 км (трасса М7 через Владимир и Иваново, далее - Р152 через Шую). Дорого займет примерно 6 часов.

На автобусе. С Щелковского вокзала Москвы идет автобус до станции Южа. В пути около 7 часов. Есть также автобусы с пересадкой в городе Иваново - эти автобусы уходят от станции «Новогиреево».

На поезде. Ближайшая ж/д станция от Палеха находится в 75 км (г.Шуя) - это способ будет удобен тем, кто будет ехать из Санкт-Петербурга и Нижнего Новогорода, поэтому добираться до Палеха на поезде не получится.

Из Москвы придется на поезде доехать до Иваново (7 часов пути) - поезд - Москва — Кинешма, а потом от Иваново на автобусе добираться до Палеха.

От Иваново до Палеха автобусы ходят довольно часто - раз в полчаса, время в пути займет 1 ч 30 минут.


Ремесло русской лаковой миниатюры начало свою историю в 1795 году, с первого производства табакерок из папье-маше. Технология была завезена купцом П.И. Коробовым из Германии в глубокое Подмосковье в село Даниловка, что сейчас является частью села Федоскино. Именно в тех краях стало развиваться искусство лаковой миниатюры на табакерках, на которых изображался русский фольклор. Одним из ответвлений этого искусства является и палехская роспись.

Старинное ремесло Палеха

В Палехе издревле занимались мастера иконописцы. В селе, куда сбегались жители Суздаля и Владимира от татаро-монгольского ига, занимались иноконописанием целыми семьями, монументальной живописью, реставрацией соборов и церквей, а в частности Новодевичьей монастыря, храмов Троицко-Сергиевой лавры, Грановитой палаты Московского Кремля.

Палехская живопись на шкатулках, ларцах, пепельницах, брошках и игольницах появилась намного позже после революции. Иван Голиков, вдохновившись работами лукутинских мастеров в московском Кустарном музее, создал свою первую миниатюру «Адам в раю», золотые рисунки ан черном фоне. Позже он вместе с родственником А.А. Глазуновым создали мастерскую с палехскими мастерами. На картинке видно особенность ремесла.

После успеха на выставках первых работ в Москве и Венеции была открыта артель древней живописи, а в 1933 Палехская художественная школа. За многие годы палехское искусство претерпевало взлеты и падения, но работы художников Палеха известны многим и не теряют своих приемников в работе. Палехская миниатюра возродилась в 1980 году и производство шкатулок с этой росписью существует и в современном 21 веке.

Техника росписи

Особенности палехской лаковой миниатюры узнаваемы среди множеств искусств. Традиционные изображения былинных сюжетов, сказок, старинной жизни крестьян и купцов характерны условными формами, вычерченными фигурами, средневековой стилизацией.

Палитра цветов в миниатюрах отвечает старинным русский традициям, где сочетаются красные, желтые, и зеленые цвета, обильно усыпанные золотом, выполненные на черном фоне.


Техника письма миниатюр в Палехе сохранила стилистические обычаи росписи икон, а также и технологию изготовления, так называемых красок темпера, изготовляющиеся на основе сухих пигментов виде порошка, разводимые водой. Для связующего вещества использовали куриный желток, а позднее специальные полимеры, масла в растворе клея. Темперные краски в наши дни вытеснены масляными красками, но используются и по наши дни для живописи, так как имеют высокую долговечность.

Золотая же краска делается из листового золота, которое крошат и смешивают с гуммиарабиком, растворяют в воде затем просушивают под лампой. Процесс изготовления краски очень трудоемкий , в нее не должен попасть мусор, иначе краска будет плохо ложиться. Палешане также используют и алюминиевый порошок. Под лаком он желтеет.


Традиции создания лаковой миниатюры на шкатулках сохранили свою технологию. Такая шкатулка делается в мастерских около двух месяцев. Вначале делают папье-маше из картона и клейстера, прессуют, сушат примерно 10 дней, вымачивают в теплом льняном масле, затем высушивают и прессуют. Из этих болванок папье-маше вытачивают заготовки шкатулок, грунтуют красной глиной, зачищают, шлифуют несколько раз.

Далее изделие уходит мастерам росписи, они наносят рисунок в несколько этапов. Первым делом производят замалевку белым цветом, затем нанесением цветных пятен. В конце прорисовываются контуры и отдельные детали, затем рисунок закрепляется лаком, после чего можно наносить золотом и серебром.

После чего наносится несколько слоев лака, которые поэтапно полируются, пока изделие не будет достаточно ровным и гладким. Затем их складывают в мягкие упаковки.


На самом деле многие из росписей сохраняют свои технологии, не имеющие лучших аналогов по качеству и долговечности, мастера используют старые методы производства оригинальных изделий, смешивания красок, получая при этом нужные цвета, которые передают древний дух и таинственность. Иллюстрации лаковых миниатюр Палеха изображают образы в движении, создавая живость в сюжете. Развивающие гривы, плащи богатырей, вихри ветров и волны морей.


Работы палехских мастеров содержат сказочные сюжеты, изображающие сказки Пушкина, в частности, сказка о рыбаке и рыбке, о царе Салтане, Руслан и Людмила, а также другие народные сказки и былины для детей. Изображенные образы на рисунках легко узнаваемы: три богатыря, жар птица, ученый кот и вороные кони с золотыми гривами, а также другие сказочные персонажи, известные нам с детства, как на фото ниже.