Освоение космоса в искусстве. Космос в литературе и искусстве. Космизм как направление в искусстве

Исследование-проект на тему «Космическая тематика в русской (мировой) литературе»

Методические «подсказки»

Возможные направления работы

1. Поэтическая память о Юрии Гагарине

2. Русский фантастический роман

3. Космос в русской поэзии

4. Зарубежная новеллистика о космосе

5. Тема «контакта» в мировой литературе

6. Космическая тематика в творчестве бр. Стругацких

Г. Уэллс, Р. Бредбери, К. Саймак, А. Азимов, Ж. Верн, К. Воннегут,

А. Казанцев, Р. Шекли.

7. Древние мифы о космосе

Содержание (структура работы)

    Вступление (обоснование выбора темы)

    Цели проекта и проблематика (основные вопросы)

    Основная часть:

Тезисы (предположительные ответы);

Исследование (обзор литературы по выбранной проблематике, исследование текстового материала, его отбор, анализ, синтез)

    Итоги (выводы, обобщение)

    Используемые источники (список)

Основное содержание работы (представление проекта)

Вступление (актуальность темы, вневременной характер жизненно важных для человечества вопросов, личные предпочтения, интерес к творчеству писателя, воспитательное значение темы: героизм, гуманизм, толерантность...)

Проблематика

Каким представляется космос (иные миры, чужой разум, внеземная жизнь, будущее человечества)?

Какова роль художественной литературы в развитии представлений человека о космосе?

Могут ли фантасты повлиять на развитие научной мысли в области космоса?

Могут ли писатели помочь человечеству подготовиться к контакту с внеземной цивилизацией?

Почему профессия «космонавт» представляется героической? Какое значение для сохранения памяти о подвиге имеет поэзия?

Почему так часто писатели обращаются к теме космоса? Что такое космос для поэта (в поэзии)?

Что влечёт человека в космос? (литература о космических путешествиях)

Цели проекта «Космическая тема в русской (мировой) литературе»:

Изучить хронологию создания литературных произведений, в которых получает развитие тема космоса;

Собрать и обобщить сведения об изображении космоса, космических полётов в мировой художественной литературе;

Подготовить обзор литературных источников по данному вопросу;

Сравнить, какими показаны космос, способы преодоления космического пространства в фольклоре, литературе разных эпох, творчестве разных писателей.

Примерное содержание презентации

    Титульный слайд

    Содержание работы

    Цели и проблематика

    Иллюстративный материал (количество слайдов не определено)

    Итоги

    Источники

Источники

Интернет-источники:

(поэзия)

(образ космоса)

(Гагарин)

(Гагарин)

(космические путешествия)

(космос и литература, космические мифы)

(фантастическая литература о космосе)

(всё о космосе)

(космос в искусстве)

Литература :

Сирано де Бержерак, «Иной свет».

Джонатан Свифт, «Путешествия Гулливера».

Рудольф Эрих Распе, «Приключения барона Мюнхгаузена».

По Эдгар А., «Беспримерное приключение некоего Ганса Пфооля».

Жюль Верн, «С Земли на Луну прямым путём за 97 часов 20 минут».

Жюль Верн, «Вокруг Луны».

Г. Гуревич «Прохождение Немезиды».

КОСМОС В ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВЕ

Список литературы к выставке, подготовленной ко Дню космонавтики. Экспонировалась в зале литературы по искусству в апреле 2011 года.

«Невозможное сегодня станет возможным завтра». ( К. Э. Циолковский)

Циолковский К. На Луне. - М., 1957. I 722593

Толстой А. Аэлита. - М., 1955. I 634434

Беляев А. Звезда КЭЦ. - Пермь, 1987. I 1848377

Ефремов И. Звездные корабли. Туманность Андромеды. - М., 1965. II 1064836

Булычев К. Сто лет тому вперёд: фантаст. повести. - М., 1991. I 1948142

Раздел 1. Космонавтика в изобразительном искусстве

«Границ научному познанию и предсказанию предвидеть невозможно». (Д. И. Менделеев)

Шилов А. Сын Родины. 1980 // Шилов А. Живопись, графика. - М.,1990. - С. 43. IV 1936429

Первые минуты: фотографии // Песков В. Отечество. - М., 1978. - С. 38-40. III 1578947

Плотнов А. И. До свидания, земляне. 1977 // Образ Родины: альбом. - Л., 1982. - Т. 2. 85.14 О-232 гум

Чернович И. Человек, земля, космос: космос в искусстве // Искусство№ 12. - С. 4-10.

Тихомирова О., Тихомиров Л. Во имя человечества. // Тихомирова О., Тихомиров Л. Живопись. - М., 1977.

Решетников Ф. Портрет дважды Героя Советского Союза генерал-майора авиации летчика-космонавта А. А. Леонова // Люди земли советской. - Л., 1986

Савельев В. Космонавты в районе приземления: фото // В ритме века. - М., 1981. - С. 15. III 1671231

Космос на службе мира: живопись, скульптура, графика. - М., 1987. II 1849072

Королев Ю. Звездные братья. 1980 // Образ Родины: альбом. - Л.,1982. - Т. 1. 85.14 О-232 гум 1708591

Раздел 2. Космос в научной фантастике

«Научная фантастика в конце концов есть смелое задание науке и технике». (К. А. Федин)

Штерн Б. Чья планета?: фантаст. рассказы. - М., 1987. I 1838648

Стругацкий А., Стругацкий Б. Обитаемый остров; Малыш: фантаст. романы. - М., 1997. I 2001027 Полдень, ХХI век№ 11.

Иванов А. Корабли и галактика. - М., 2004. II 2048697 Уральский следопыт№ 4.

Злотников Р., Орехов В. Звёздный десант: фантаст. роман. - М., 2009. II 2083879

Лукьяненко С. Донырнуть до звёзд: повести и рассказы. - М., 2008. II 2076614

Космическая фантастика, или Космос будет нашим!: антология. - СПб., 2008. II 2079473

Раздел 3. Космос в живописи и кинематографе

« Сила воображения увеличивается по мере роста знаний». ( К. Г. Паустовский)

Колосов Л. Выстрел во Вселенную; Долина полета // Деяния небожителей: фантастика в живописи. – Н. Новгород, 1993. 85.14 Д 39 гум 110639

Герчук Ю. Чувство космоса // Декоративное искусство СССР№ 4. - С. 21-22.

Леонов А., Соколов А. На благо всего человечества: художественное освоение космоса // Искусство№ 4. - С. 9-16.

Покров М. Космическая тема в творчестве А. Леонова и А. Соколова // Искусство№ 3. - С. 18-22.

Джанибеков В. Космос - это мир, в котором интереснее, чем на Земле // Мир музея№ 4. - С. 20-21.

Чанышев И. «Республика на Марсе»: о фильме «Аэлита» // Советский экран № 20. - С. 18-19.

Сосина Н. «Укрощение огня»: о фильме Д. Храбровицкого // Советский экран. -1971. - № 7. - С. 9.

Васильев Р. «Через тернии к звёздам»: фильм по мотивам произведений К. Булычёва // Советский экран. -1981. - № 7. - С. 9-10.

Стишова Е. Космос как страдание: о фильме «Бумажный солдат» // Искусство кино. 2009. - № 2.- С. 26-34.

Что влечет человека в космос ? Путешествия в космос в литературе и произведениях научной фантастики

Одним из первых произведений фантастического жанра является, вероятно, сочинение Плутарха «О лице, видимом в диске Луны». В нем Плутарх пишет о размерах и форме Луны, а также о возможности ее обитания. Полвека спустя греческий сатирик Лукиан создает фантастические повести «Правдивые истории» и «Икароменипп». В первой из них смерч поднимает корабль с путешественниками в воздух и через несколько дней опускает его на неизвестную землю, оказавшуюся Луной. Во второй повести герой сам планирует путешествие на Луну - очень важная идея, если проследить историю зарождения и осуществления человеком идеи путешествия в космос.

В 1516 году был опубликован эпос «Неистовый Орланд» итальянского поэта Людовика Ариосто . Герой его прилетает на Луну в колеснице, запряженной четверкой лошадей. Знаменитый астроном Кеплер , открывший законы движения планет Солнечной системы, также обратил свой изобретательный ум к фантастике и в 1609 году написал повесть « Сон », которая была опубликована только в 1634 году. Хотя «космонавт» Кеплера попадает на Луну с помощью демонических сил, эта повесть оказалась в какой-то мере пророческой, поскольку ее автор предвидел проблемы ускорений и космического вакуума и их воздействия на человеческий организм. Однако средство, которое он предложил против этих воздействий, в свете современных знаний оставляет желать лучшего: Кеплер рекомендовал во время путешествия на Луну закрывать нос и рот влажной губкой. В 1638 году два английских епископа опубликовали научно-фантастические повести, которые заслуживают упоминания, так как были широко известны и переиздавались в течение многих лет. Это «Человек на Луне, или трактат о путешествии туда» Франциска Годвина и «Открытие нового мира» Джона Уилкинса . В XVII веке французский поэт Сирано де Бержерак случайно напал на единственно реальный способ достичь Луны - с помощью последовательно воспламеняемых пороховых ракет. В XVIII столетии сатирики Англии и Франции часто обращались к теме путешествия в космос, чтобы осмеять человеческую косность и глупость на Земле. С наступлением XIX века и началом промышленной революции путешествия в космос в фантастической литературе приобретают более реалистический характер. Люди путешествуют на Луну в герметизированных цилиндрах, или шарах, правда, запускают их из пушек или другими столь же невероятными способами, например, используя в качестве движущей силы антигравитацию. Последний способ применил в своем романе « Первые люди на Луне » Герберт Уэллс .

Пророческий характер научно-фантастической литературы можно продемонстрировать на примере небольшой повести К. Картмилла « Мертвый рубеж », увидевшей свет в 1944 году. В ней говорится об атомной бомбе из урана-235, которая взрывается, когда его масса достигает критической величины. Среди описанных автором деталей упоминаются температура взрыва, ударная волна и последующая радиация. Это литературное произведение увидело свет за год до того, как утром 16 июля 1945 года настоящий атомный взрыв превратил в пар стальную башню в пустыне Нью-Мексико.

Человек проникает в космос . Первым человеком-космонавтом, облетевшим вокруг земного шара, был Юрий Алексеевич Гагарин , 27-летний майор ВВС СССР. Его корабль стартовал из Байконура в 9 час. 07 мин. (по московскому времени) 12 апреля 1961 года. Совершив один виток вокруг Земли, он в 10 час. 55 мин. приземлился возле деревни Смеловка Саратовской области. Во время полета Ю. А. Гагарин делал наблюдения, фотографировал. Он отметил, что в иллюминаторе были видны большие квадраты колхозных полей на территории СССР, и можно было отличить распаханные земли от невозделанных. Космонавт принимал пищу, пил воду и вел бортовой журнал. Кроме того, он сделал много сообщений по радио, а биотелеметрическая система непрерывно передавала на Землю данные о частоте его дыхания и сердечных сокращений. 27 марта 1968 года Ю. А. Гагарин трагически погиб во время обычного тренировочного полета на самолете. Имя Гагарина - первого человека, покинувшего свою планету и взлетевшего в космос, - стало бессмертным, а его полет, заняв особое место в истории, доказал, что человек в условиях космического полета может жить и работать более или менее нормально.

В начале XX века К.Э.Циолковский написал книгу «Вне Земли» (в Калуге эта книга была издана в 1920 году), а Юрий Гагарин после приземления первого корабля «Восток» сказал: «...Сейчас, вернувшись из полета вокруг Земли, я просто поражаюсь, как правильно мог предвидеть наш замечательный ученый все то, с чем только что довелось встретиться, что пришлось испытать на себе. Многие, очень многие его предположения оказались совершенно правильными». Так фантастика предвосхищала реальность.

Способ, которым авторы фантазий о космических путешествиях отправляли своих героев в космическое пространство, многообразны. Они прямо зависят от уровня научных представлений своего времени. До тех пор, пока благодаря нашему земляку, К.Э.Циолковскому, не была изобретена ракета на реактивной тяге, способы изобретались один причудливее другого, даже комические: и на воздушном шаре, и верхом на пушечном ядре, и в птичьей упряжке, и, конечно же, во сне.

Отбросим заведомо сказочные способы и рассмотрим те, авторы которых пытались дать какое-то научное обоснование полета. Первым в этом ряду был, видимо, Жюль Верн, который написал дилогию «Из пушки на Луну» и «Вокруг Луны "пушки на лунувидимо Жюль Верн, который написал "полета. ос.\оизведений прошлых веков.

Он не единственный, кто отправил людей в космос таким образом. Точно так же отправил на Луну своих героев польский писатель XX века Ежи Жулавский, автор «Лунной трилогии». Жулавский должен был уже знать о принципах реактивного движения, но почему-то избрал такой архаичный способ полета. Может быть, он не хотел, чтобы его герои вернулись на Землю?

Примерно в то же время Алексей Толстой пишет «Аэлиту», где описывает полет в «настоящей» ракете. И гораздо дальше: на Марс.

Другой способ предложил знаменитый английский писатель Герберт Уэллс в книге «Первые люди на Луне». Он заставил своего героя Кэйвора изобрести кэйворит – вещество, экранирующее от поля притяжения. Всего-то и нужно: покрыть металлический шар-снаряд слоем такого вещества, чтобы оказаться в невесомости. Путешественники управляют своим снарядом, открывая окошки-иллюминаторы так, чтобы в поле зрения оказалась цель путешествия. Принцип прост: смотрим на Луну – значит летим к Луне. Хотим притормозить – смотрим на Землю. Только не очень долго, а не то Земли притянет к себе.

Заметим, что оба способа разбирались в научно-технической литературе (в частности, в известной книге Я. И. Перельмана «Занимательная физика»). Сейчас уже нет необходимости изобретать экзотические способы путешествия в космос, потому что пока достоверно известен один: космическая ракета на реактивной тяге.

Артур Кларк, известный ученый-астрофизик и писатель, в своем романе «Фонтаны рая» рисует картины путешествий на орбиту в космическом лифте (этот лифт появляется и в одном из романов о космической одиссее).

Французский ученый-геолог и опять же писатель Ф. Карсак (Франсуа Бордо) вслед за своими соотечественниками Жюль Верном сталкивает два космических тела, в результате чего группа землян оказывается на другой планете. Возникает вопрос: можно ли считать такую переброску космическим путешествием? Ведь люди не покидают поверхности планеты. Разве что оставляют родную солнечную систему, как и в случае, когда средством передвижения оказывается целая планета. Тот же Ф. Карсак заставляет своих героев искать способ «убежать» от солнца, которому грозит превращение в Новую, в результате чего Земля увеличивает скорость и, покинув свою орбиту, устремляется в космические дали.

Такой же способ описывает Георгий Гуревич в повести «Прохождение Немезиды», только на этот раз солнечная система выступает не как пункт направления, а как принимающая сторона. Может быть, имея в роли космического корабля целую планету, путешествовать по космосу было бы легче, чем в любом искусственно построенном ковчеге. Но не надо забывать, что никакое солнце планету-путешественницу уже не будет согревать, а значит, ее население вынуждено будет переселиться под землю, укрывшись слоем замёрзших атмосферных газов на все века, которые потребуются для преодоления межзвездной бездны.

В качестве средств передвижения использовались также сравнительно мелкие космические тела – астероиды, внутри которых оборудовалась жилая зона. Надежнее, чем в металлической оболочке, но сколько нужно потратить топлива, чтобы разогнать такую массу! А ведь ее – массу – еще ведь потом и остановить нужно!

Расстояния в космосе настолько велики, что авторы книг о космических полетах вынуждены изобретать совсем уже фантастические методы, заставляя своих героев просто прокалывать пространство, но мы считаем, что такие способы вряд ли будут реализованы в ближайшем будущем, если вообще будут реализованы. Правда, в не столь далекие времена Французская Академия прославилась утверждением, что камни с неба падать не могут, это антинаучно… а камни все же падают. Не попадем ли мы впросак со своим утверждением о невозможности гиперпространственных проколов?

А обыкновенные звездолеты все-таки были: в книге Станислава Лема «Магелланово Облако» описывается первый полет к звезде-соседке, в систему Центавра. Путь был долог и тернист, но в конце его путешественников ожидало заслуженное вознаграждение: встреча с дружественной цивилизацией. Звездолет как средство передвижения использует и Иван Ефремов в романе «Туманность Андромеды», и эта книга появилась почти одновременно с полетом Юрия Гагарина.


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Космос в литературе и искусстве «Уста премудрых нам гласят:Там разных множество светов:Несчётны солнца там горят,Народы там и круг веков…»/М.В. Ломоносов/ «Мечта-это не то, что уже существует, но и не то, чего не может быть…» Станислав Лем (12.09. 1921- 27.03.2006гг.) По образованию должен был стать военным врачом, а стал философом, футурологом и писателем – фантастом.Известные произведения: «Солярис», «Человек с Марса», «Астронавты».По роману «Солярис» поставлен одноимённый художественный фильм.Родился и жил в Польше. Аннотация к роману «Солярис» Кельвин попадает на станцию Солярис уже в самый закат интереса к живому Океану Соляриса. На станции к этому времени осталось лишь трое исследователей – Гибарян, Снаут и Сарториус. Однако, прибыв на станцию, Кельвин узнает, что Гибарян покончил жизнь самоубийством, Снаут выглядит маловменяемым и предупреждает Кельвина, что если тот увидит на станции кого-то еще, кроме Снаута и Сарториуса, то пусть держит себя в руках и не считает себя сумасшедшим, Сарториус вообще закрылся в лаборатории и никого не желает видеть.Все это и еще многое другое придется выяснить Кельвину. Но найденные ответы мало прояснят происходящее - скорее приведут к новым более сложным вопросам, которые касаются как разумного Океана Соляриса, так и человека. «Стоит нам только выйти за пределы Солнечной системы, как мы сталкиваемся с космической действительностью совершенно иного порядка …» Артур Кларк (16.12.1917-19.03.2008гг.) Писатель – фантаст, футуролог, учёный, изобретатель.Родился и жил в Англии.Известные произведения: «Космическая одиссея» (4 цикла), «Одиссея времени» (3 цикла), «Город и звёзды», «Пески Марса» и многие др.Предложил идеи создания глобальной связи, прогнозирования погоды из космоса, космического лифта. Отрывок из романа А. Кларка «Пески Марса» «Вы слушаете, Земля? Вы все знаете, что марсианским воздухом дышать нельзя. Он очень разрежен, в нём практически нет кислорода. Порт – Лоуэлл, наш самый большой город, расположен под шестью куполами из прозрачного пластика. Они поддерживаются давлением воздуха изнутри. Этим воздухом мы отлично дышим, хотя он и пожиже, чем ваш…На полянке было 10 существ, слишком занятых едой, чтобы обратить внимание на незваных гостей. Больше всего они напоминали очень толстых кенгуру. Почти шарообразные тела покачивались на длинностопых тонких ножках. Шерсти у них не было, а шкурка странно поблескивала, как полированная кожа. Слабые ручки, на вид чрезвычайно гибкие, находились там же, где и у людей, и заканчивались тоненькой кистью, маленькой, как птичья лапка, тоненькой и беспомощной. Шеи не было и следа …» «Ничто великое в мире не совершается без страсти» Александр Беляев (4.03.1884 - 6.01.1942гг.) По образованию юрист стал писателем – фантастом, основоположником советской фантастики.Известные произведения о космосе: «Звезда Кэц» , «Ариэль».Был лично знаком с К. Э. Циолковским. Отрывок из романа А. Беляева «Звезда КЭЦ» «..Пожалуйте, пожалуйте сюда, - зовёт нас Меллер. – Ну, чем вас потчевать? Передо мной на столе герметически закрытые банки, баллоны, кубы, шары. - Мы вас будем кормить из соски жидкой пищей, манной кашей. С твёрдыми кусками вы не справитесь: вылетят из рук – не поймаете. У нас всё больше вегетарианская пища…Но вот мы приблизились к черте, на которую непосредственно падали световые лучи. Снежинки, увлекаемые ветром, таяли; буран превратился в дождь, который падал не с неба, а налетал сзади; снег на земле быстро таял, становился рыхлым и водянистым. На склонах бугров и лощин уже журчали ручьи…В конце декабря далеко за Полярным кругом – свет, тепло и зелёная трава! Ущипните меня за ухо, чтобы я проснулся! – воскликнул мой приятель…. «Я искал до скончания дней в запылённых, зачитанных книгах сокровенную сказку о ней» Александр Казанцев (2.09.1906 – 13.09.2002гг.) Инженер – механик стал выдающимся писателем – фантастом. Особо популярные произведения: «Фаэты», «Пылающий остров», «Сильнее времени», «Планета бурь», «Иномиры» По роману «Пылающий остров» создан художественный фильм. Отрывок из повести А. Казанцева «Планета бурь» «..Погода на Венере улучшилась. Дул сильный, но ровный ветер. Небо было высокое и красное, по нему перемещалась заря невидимого Солнца. Вокруг ракеты кипела работа. Люди принялись за устройство укреплённого лагеря. Решено было соорудить вокруг корабля прочную изгородь, которая бы защитила «колонистов» от внезапных нападений. Конечно, в первую очередь имелись в виду ящеры, но…кто знает, могли быть и не только ящеры.…Накренив одно крыло выше другого, существо опустилось на поверхность и …сложило крылья, оно откинуло их на спину складками дымчатого плаща. Потом оно тряхнуло головой, и по плащу рассыпались длинные тёмные волосы. ..Конечно, у девушки было точно такое же лицо, как и у найденной скульптуры…» «Чтобы выжить и сохранить свой дом – Солнечную систему, человечеству мало овладеть временем…» Василий Головачёв (21.06.1948г) По специальности инженер – конструктор, стал писателем – фантастом, сценаристом, продюсером.Пишет о сильных и смелых покорителях космоса, о преодолении возможных проблем в космосе, благодаря благородству, мужеству и отвагеПроизведения: «Реликт», «Человек боя», «Схрон» и многие другие.По книге «Смерш» снят фильм «Запрещённая реальность» Отрывок из рассказа «Подача навылет» «… -Боже мой!- прошептала Ангелина, не сводя широко раскрытых глаз с удивительного явления. Лазорин тоже посмотрел назад. Гейзер быстро замерзал, подчиняясь температуре минус 220 градусов по Цельсию, но под давлением подкоркового океана планеты продолжал расти, как гигантское дерево, обвитое вихрями пара и ледяной пыли. Каллисто вибрировал, отчего кора его продолжала трескаться, покрываться волдырями проступающей воды, парить и кипеть….» «Сущность человека - в удивительной способности привыкать ко всему» Аркадий (28.08.1925 - 12.10.1991гг) и Борис (15.04.1933 -19.11.2012гг) Стругацкие Советские писатели – фантасты, соавторы и сценаристы.По многим их произведениям созданы художественные фильмы.Самые известные произведения: «Стажёры». «Путь на Амальтею», «Далёкая Радуга», «Обитаемый остров», «Пикник на обочине», «Аэлита» и др.По роману «Пикник на обочине» снят фильм «Сталкер» Аннотация к роману «Пикник на обочине» Одно из самых прославленных произведений братьев Стругацких, увлекательная история сталкеров - отчаянно смелых людей, на свой страх и риск снова и снова отправляющихся в место высадки пришельцев - аномальную Зону, полную опасностей и смертельных ловушек...Стругацкие очень часто задают человечеству сложные, трудноразрешимые или даже совсем неразрешимые вопросы. Сколько уже лет мы задаемся вопросом – одни ли мы во вселенной? И какими они будут – пришельцы из иных миров? Более развитыми и более гуманными? Более кровожадными? Какие цели они будут преследовать, идя на контакт с землянами? Захотят поработить или попытаются помочь нам подняться до их уровня развития? Уничтожат нас ненароком или просто поиграют, да и забудут навсегда, найдя себе новые более увлекательные занятия? «Космоскаф медленно плыл в двадцати пяти километрах от средней плоскости Кольца. Впереди исполинским мутно-желтым горбом громоздился водянистый Сатурн. Ниже, вправо и влево, на весь экран тянулось плоское сверкающее поле. Вдали оно заволакивалось зеленоватой дымкой, и казалось, что гигантская планета рассечена пополам» Алексей Леонов Родился 30.05.1934г.Дважды слетал в космос: 1965,1975гг.Первым вышел в открытый космос.Под впечатлением увиденного в космосе начал писать картины о космосе. Картины Алексея Леонова: лётчика - космонавта «Союз – Аполон» Вид из космоса Ютака Кагайя Родился в 1968 году в Саитами. Пишет замечательные картины о Космосе, но не только…С 1996 года пишет картины исключительно при помощи компьютерной техники. Картины Ютака Кагайя (Япония) Фантастические миры Фантастические миры Близнецы Пегас Ютака Кагайя Эти загадочные созвездия… Русские поэты о Вселенной Валерий Брюсов (1873 – 1924гг) Ещё быть может, каждый атом – Вселенная, где сто планет. Там всё, что здесь, в объёме сжатом, но также то, чего здесь нет …»«Я долго шёл, и, выбрав для ночлега Холм ледяной, поставил гибкий шест. В полярной тьме не Сириус, не Вега, - Как знак любви, сверкает Южный Крест…» Русские поэты о Вселенной Александр Блок (1880 – 1921гг.) «О край небес - звезда Омега, Весь в искрах, Сириус цветной. Над головой - немая Вега Из царства сумрака и снега Оледенела над землёй…»«Миры летят. Года летят. Пустая Вселенная глядит в нас мраком глаз. А ты, душа, усталая, глухая, О счастии твердишь, - который раз?...» Русские поэты о Вселенной Иван Бунин (1870 – 1953гг.) «Настала ночь, остыл от звезд песок. Скользя в песке, я шёл за караваном, И Млечный Путь, двоящийся поток, Белел над ним светящимся туманом…»«Тебя зовут божественною, Мира, Царицею в созвездии Кита. Таинственна, как талисманы Пирра, Твоей недолгой жизни красота…» Русские поэты о Вселенной Вероника Тушнова (14.03.1915 – 7.07.1965гг.) «Все было тихо и студеноМерцала инея слюдаНа мир глядела удивленноБольшая синяя звезда…»«К осеннему небу прикован мой взглядАвось я судьбу переспорюА звезды летят и летят, И падают в черное море…» Русские поэты о Вселенной Эдуард Асадов (7.09.1915 - 21.04.2004) «К рассвету все замолкло - Тишина.Медлительная, важная луна,Опутав звезды сетью золотой, Загадочно повисла над водой…»«У моста, поеживаясь спросонок,Две вербы ладошками пьют зарюКрохотный месяц, словно, котенокКарабкаясь, лезет по фонарю…» Эти необыкновенные созвездия … Контрольные вопросы: Назовите известных российских писателей – фантастов.Назовите известных зарубежных писателей - фантастов.Какие фантастические произведения о космосе вы читали?Назовите известных вам художников, которые свои работы посвящали Космосу.Поэзия один из методов выражения восторга Космосом. Назовите поэта, который вас поразил своим стихами.Назовите поэтов, посвятивших космосу свои стихи, но не названных в презентации. Литература 1 Асадов, Э.А. Избранное. – Смоленск: Русич, 2002. -624с.2 Беляев, А.Р. Звезда КЭЦ: Романы и повести. – М.: Эй-Ди-Лтд, 1993.-396с.3 Блок, А.А. Быть светлым меня научи: Избранная лирика 1898-1921гг. /Вступительная статья и составит. А. Черевченко/-Магаданское книжное Издательство, 1980. – 270с. 4 Бунин, И.А. Собрание сочинений в 4-х томах: т. 1. –М.: Правда, 1988.-480с.5 Головачёв, В.В. ВВГ, или власть времён Гармонии: Научно-фантастический романы. – М.: Изд-во «Эксмо», 2004. – 512с.6 Казанцев, А.П. Сильнее времени: Роман и повесть,- М.: Центрполиграф, 1997. – 489с.Интернет – ресурс7 www.liveininternet.ru (картины А. Леонова)8 www.tekku.ru (картины Ютака Кагайя)

МБОУ «СОШ им.М.М.Рудченко с.Перелюб

Перелюбский муниципальный район Саратовская область»

Социальный проект «Искусство о космосе»

Тема проекта:

Руководитель : Маковийчук Т.А., учитель ИЗО

МОУ «СОШ им.М.М.Рудченко с.Перелюб»

Представление команды

Команда «СССР»

Наша команда "СССР-Союз Самых Современных Ребят".

Творческий замысел и воплощение: Лазукина Романа

Мы - ученики 11 «А» класса МОУ «СОШ им.М.М.Рудченко с.Перелюб»». Все мы очень разные, а объединяет нас школа, чаще — общие интересы. Мы скоро окончим школу и все разбежимся в разные стороны, будем редко встречаться, наши взгляды на жизнь поменяются, будут новые проблемы, друзья и недруги, но школьные товарищи останутся в памяти навсегда.

Сейчас нас объединяет общее дело. У нас команда. Мы стремимся поддержать друг друга в любой ситуации. Мы любим погружаться в будущее, обсуждать его, рассматривать наши стремления к выбранным профессиям. И никто, ни на минуту не подумал, что мы расстанемся... Мы полагаем, что можно и нужно творить! Хотим быть открытыми всему новому, но сохранить традиции, для создания ДОБРА, ЛЮБВИ и КРАСОТЫ.

Вместе и только вместе!!!

Во всем всегда стремиться к совершенству!

Везде найти свой идеал!

В пути к успеху выбрать средство,

Чтоб реализовать потенциал!

Наш девиз

Да, мы талантливы во всем:

В науках, в музыке и танцах

И к цели мы своей придем,

И нам придется постараться

Нам будет трудно!

Ну и что? Чего тебя так испугало?

Ну не получится... Не дрейфь!

Начнем все заново, сначала!

Мы вместе все преодолеем

Все сможем и везде успеем

Средь нас певцы и музыканты!

И прочие еще таланты:

Мы вам покажем экстра-класс

Среди всех школ и всех команд

Лазукин Роман - По своей натуре волк, и наверное поэтому, яаляется лидером и техническим деятелем нашей команды. Он очень интересный человек, любит находиться в просторах всемирной паутины. Порой его светлую голову посещают удивительные идеи, которые, воплощаются в реальность.

Лысенко Никита, Гнётова Валентина, Пашацкий Виталий, Соломко Светлана - Арт-дизайнеры нашего коллектива. Благодаря им были оформлены все статьи и страницы. Это интересные и открытые люди, к котором можно обратится за помощью и на которых всегда можно положиться.

Аристова Виктория, Минченко Вячеслав, Никифорова Олеся, Чекунова Светлана, Пурьева Надежда - "светлые головы" и "двигатели" нашей команды. Всегда веселые, полные сил ребята. Заряжающие нас позитивом и хорошим настроением каждый день, что позволяет нам творить с новыми силами.

Антонян Лилит, Жданова Кристина, Мильнова Виктория и Прохоренко Юлия - наши тихие мышки, которые своим трудом перелопатили весь библиотечный фонд. Они очень усидчивые, целеустремленны, умеют добиваться результата.

Мотивы участия в проекте:

Наверное, главным мотивом для нас стало наше любопытство. Ведь проекты для того и создают, чтобы расширять кругозор участников, повышать уровень знаний, объединять коллективы. Так оно и получилось. За период создания проекта мы испробовали себя в новой для нас области (так как данный проект является для нас первым опытом в работе с проектами по искусству), также мы многое узнали друг о друге. Хотя мы вместе уже много лет, некоторые вещи для нас стали неким открытием. Как говорится, человек познается в трудностях. Так оно и вышло. Конечно, еще одной причиной нашего участия стал наш азарт, и если честно, конечно, хочется победить. А кому же не хочется? Вполне понятное желание. Но нельзя забывать и о том, что главное - это приобретения знаний и опыта, а уже потом получение наград.

Космизм как направление в искусстве

Введение.

Едва ли можно спорить с утверждением, что художник отражает в своем творчестве ту реальность, которую он видит. Но что такое «реальность»? Только ли яблоки в вазе или сцены на улице? Духовный поиск - это реальность? Течение времени - это реальность? Тайны мироздания - это реальность? Мысль - это реальность? Могут ли зримые образы передать полет мысли?

Художники, которых принято называть космистами, отвечают на этот вопрос своими произведениями. Отвечают - утвердительно. Своим творчеством они предвосхищают раскрытие тех процессов космической эволюции, которые разворачиваются в настоящее время, но пока не могут быть описаны средствами традиционного научного познания. В своих живописных произведениях они доносят до зрителей идеи нового космического мышления об одухотворенном Космосе, о Беспредельности, о взаимосвязи человека и Вселенной, о мирах иных измерений и иных состояний материи - взаимопроникающих друг в друга и существующих как единая реальность, о красоте этих нездешних миров.

Дыхание Космоса

Не прибой, не отлив, но золотое течение

Космоса влечет ладью.

Космические Сферы и человеческие сферы

принадлежат закону дыхания Космоса

(Из книг Учения Живой Этики)

Сегодня в России сформировался ряд художников с новым взглядом на взаимоотношения творческой личности и Космоса: все более ярким становится понимание его как живой среды, как единства человека и природы во всеобщем духовном пространстве. В наши дни мы все яснее осознаем, что Космос с его энергетикой отвечает нашим представлениям о прекрасном, об искусстве. Его бесконечные духовные миры воспринимаются нами как цельное и гармоничное начало.

Беспредельность Вселенной как прекрасное явление стала источником вдохновения для художников-космистов XX-XXI веков.

Космос в произведениях Олега Высоцкого

Среди них особое место занимает творчество Олега Высоцкого. Для него космическое искусство - это поэма, где видимое подчиняется незримому, образы рождаются на зыбкой грани яви, мечты и фантазии, где в вечном движении тонкой материи, облеченной в поэтическую форму, приоткрываются невидимые миры Вселенной с ее дыханием, звуками, красками.

Олег Николаевич Высоцкий - художник, педагог, мечтатель, творец, чье имя уже обрело твердое признание в современном изобразительном искусстве. Это художник, который с глубоким пониманием относится к классическому искусству, обращается к культурной памяти Серебряного века. Он вникает в эстетические концепции прошлого и настоящего, Востока и Запада, вслушивается в идеи русских философов и западных мыслителей XX века. Творчество О.Н. Высоцкого во многом вдохновляется как животворящими идеями Учения Живой Этики, так и тайнописью восточных пейзажистов.

На наш взгляд, творчество Олега Высоцкого актуализирует идею Учения Живой Этики о необходимости сопоставления космических явлений с жизнью земной: «Космос живет, и проявления его жизни будут отражаться и среди земных чувствований».

Только талантливый художник способен придать невидимому зримость. Олег Высоцкий является тем художником, в сериях картин которого проявился этот редкий дар: узреть - невидимое, рассмотреть в малом - великое, в случайном - закономерное… Строки Уильяма Блейка: «В одном мгновенье видеть вечность, огромный мир - в зерне песка, в единой горсти - бесконечность, и небо - в чашечке цветка» для него - своеобразный девиз, поэтическое выражение личного творческого кредо.

Художник - всегда некий медиум, мифотворец, посредник между силами и энергиями мира. Но здесь важно не раствориться, остаться самим собой, культурным художником, вобрать в себя все достижения человечества, его находки, искания. Решение этой высокой задачи возможно лишь на безостановочном пути самообразования, в условиях высоких и жестких требований к самому себе.

Олег Высоцкий работает в оригинальной смешанной технике, многократно нанося на бумагу тонкие слои масла, акварели, темперы, акрила с помощью аэрографа. Распыленные микроскопические капельки ложатся под разным углом, и изображение становится изменчивым не только в зависимости от освещения, но и от состояния сознания и образа мысли зрителя. Так художник передает сложные нюансы цвета, придает реальность и подвижность сложной форме, заставляет ее жить, дышать, пульсировать, создает ощущение движения самой Вселенной.

Темы серий и названия отдельных произведений, такие как «Благоухания», «Берега», «Моря», «Миры», «Проявления природы», погружают нас в трепетный мир красоты природы. Потоки света, одновременно движущиеся в разных направлениях, объединяют ближнее и дальнее, здешнее и запредельное в единство гармонии, то лирическое, то напряженное, почти космического звучания. А в серии «Метаморфозы» гармонические составляющие свето-цветового и линеарного решений приведены к ясности и простоте математической формулы.

Многие его картины не имеют названия. Ведь название картины - не просто слово. Это молния, озарение, плод духовной работы и духовного сосредоточения. Художник, стремящийся к подлинности, держит ответ перед Высшими силами, а потому название картины - это особая ответственность. Работы О.Н. Высоцкого -это свидетельство духовной энергии и совершенной полноты мира. Они соответствуют высоте лирического строя поэзии русского Серебряного века. Рядом с картинами О.Н. Высоцкого хочется вспоминать стихи наших любимых поэтов…

Художник умеет общаться с природой, слушать ее таинственные голоса, переливать их в аккорды красочных созвучий и форм. В работах «Проявления природы», «Двойная радуга» игра цветовых пятен, своеобразных ритмических узоров, то сферических, то появляющихся из недр земли, вьющихся линий, переплетающихся спиралей передает внутреннюю экспрессию и пульсацию форм в живом пространстве реальности.

Бывают такие упоительно прекрасные минуты в жизни природы, когда мир, словно преисполненный благодати, утопает в безмолвии, в тишине, как особом откровении. Словно упала пелена, отделяющая от нас дальние миры, и их свет нежным касанием преисполнил особым загадочным смыслом все знакомое и до боли близкое. Только в безмолвии вибрация света, струящийся космический туман становится героем европейских сказок - бегущим, а иногда взмывающим в поднебесье белым Единорогом («Бег», «Единорог»), только в безмолвии можно услышать музыку сфер, первозвук Вселенной («Аум»), зов Учителя («Зов»), увидеть «Луч надежды», почувствовать воспетые в Ригведе (гимн «Насадия») великие воды первотворения («Дельфин»)… Завораживающая природа, дышащая космической неизбежностью, освещенная неведомыми светилами, напоминает то «Солярис» А. Тарковского («Пейзаж»), то легендарное поле Последней Битвы, поле Курукшетры, где сам великий Кришна показывает Арджуне таинство рождения множественности миров («Учитель и ученик»).

Безмолвие, тишина Вселенной - свидетельство ее затаенной энергетики, ее вечного движения, борьбы и взаимодополнения начал, бесконечного формообразования: сплетенные линии, шары, сферы. Скопления звезд, мерцающие пространства. Что это - звездные россыпи или разбросанные драгоценности? Жемчуг нарождающихся миров («Инь - Ян»)? В картинах Олега Высоцкого появляется изображение символов: древо жизни («Древо», «Древо мировое»), космическое яйцо («Космическое яйцо»), храмы, уходящие в бесконечное пространство (серия «Храм»).

Два самых знаменитых стихотворения из русской поэзии с тем же названием «Silentium» принадлежат Ф.И. Тютчеву и О.Э. Мандельштаму. Тютчев отсылает нас к потаенной глубине человеческих чувств, к полноте душевно-духовного мира:

Лишь жить в себе самом умей -

Есть целый мир в душе твоей

Таинственноволшебных дум;

Их оглушит наружный шум,

Дневные разгонят лучи, -

Внимай их пенью - и молчи!..

Строки Мандельштама наполнены ощущением космического первопорядка, глаголомсвященнодействием, творящим мир:

Да обретут мои уста

Первоначальную немоту,

Как кристаллическую ноту,

Что от рождения чиста!

В творчестве Олега Высоцкого большое место занимает серия «Благоухания», посвященная таинственному, нездешне манящему миру цветов. Казалось бы, чем тут можно удивить зрителя? Цветы - излюбленный образ поэтов и художников всех времен и народов, наиболее часто употребляемая метафора красоты, жизни, любви... Его цветы не спутаешь ни с какими другими. В этой серии художник проявился как проницательный психолог, чувствующий безмолвный язык природы, постигающий ее самые сокровенные тайны и символы.

В картине, рожденной художником, выявляется вечная жизнь цветка. Перед нами не просто соцветие на тонкой ножке, а оркестр большого мира.

Серия «Водопады» возникает в творчестве художника почти одновременно с цветами… Горы и воды - вечные неизменные символы культуры. Водопады заполняют большие пространства Земли, полей, дорог. В «Водопадах» главным героем картин становится свет, струящийся ниоткуда, свет, бывший прежде солнца (вспомним космическую мифологию мира). Пространство оказывается неисчерпаемым в вечном движении красоты плотной и тонкой материи.

Мир образов художника динамичен, находится в процессе вечного движения. Пейзажи его реальны и нереальны, они создают впечатление зыбкой грани яви, мечты и фантазии и одновременно многообразны по своим художественным решениям.

В таких его работах, как «Дыхание Космоса», «Преображение Мира», особую роль играют композиции с шарами как с подвижными и зарождающимися космическими организмами. Они вызывают ассоциации со светоносными, живыми и полными энергии мирами среди других миров бесконечной Вселенной.

В картинах Олега Высоцкого мы чувствуем загадочные проявления жизни Вселенной, в них живет само дыхание Космоса. «Terra Indigo» (2001): поток световой энергии водного потока окаймлен синими неподвижно замерзшими грядами скал. Художественный смысл работы задан пульсирующей динамикой двух начал: воды и камня, она сообщает уверенность в вечном творческом начале мироздания.

На картине «Встреча в иных мирах» (2001) появляется образ светоносной спирали - символ движения и вечного восхождения. Из глубины, из разрыва Вселенной порождается что-то необычное, что-то живое наплывает, рождается в сложности, ищет соприкосновения с направленными струями энергии света.

…С ранних серий в работах Олега Высоцкого появляется изображение арок храма. Они возвышаются и над полевыми цветами, и над пространством, залитым лунным светом, и над таинственным пейзажем. Художник объясняет этот символ так: «Это не конкретное изображение, а как божественный знак, знак Бога, чье присутствие ощущается во всем Космосе, как в большом, так и в малом. Кроме того, знак арки - это граница между мирами: попробуйте войти в нее и увидеть картину с другой стороны. Помните прекрасную китайскую легенду о великом художнике, написавшем картину по заказу императора - чудесный пейзаж? Долго любовался им император, а затем спросил художника: «А куда ведет эта тропинка?» - «Не знаю. Пойду посмотрю», - ответил художник и исчез за деревьями».

Заключение

С давних времен загадочный мир планет и звезд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой. Необычный колорит. Незнакомая воздушная перспектива. Странные ракурсы…

Вид звездного неба - эта бриллиантовая россыпь множества звезд всегда привлекал, завораживал человека. Когда-то очень давно один философ сказал, что если бы звездное небо было видно только в каком-нибудь одном месте Земли, то к этому месту непрерывно двигались бы толпы людей, чтобы полюбоваться великолепным зрелищем. Для нас, живущих в 21 веке, зрелище звездного неба особенно величественно, потому что мы знаем природу звезд; ведь каждая из них - это солнце, т.е. гигантский раскаленный газовый шар. Звездное небо - великая книга Природы. Кто сумеет ее прочесть, тому раскроются несметные сокровища окружающего нас космоса.

Открылась бездна звезд полна,

Звездам числа нет, бездне дна…

(Ломоносов М.В.)

Используемая литература

2. Высоцкий Олег Дыхание Космоса: Живопись (альбом) Авт.предисл. О.Ф.Петрова, Е.А. Трофимова. - М.: Международный Центр Рерихов, Группа "Струна", 2009.- 96 с.: ил.

3. Культура и время: Общественно-научный и художественный журнал 2(32)-2009

4. http://www.artstudio.ee/index.php?aid=444 -личный сайт художника

5. http://www.artlib.ru/index.php?id=11&idp=0&fp=2&uid=1389&iid=28045&idg=0&user_serie=0 авторские галереи

Картины О. Высоцкого

Дыхание космоса

Древо Мировое

серия Дыхание Космоса

серия "Миры" Год создания: 2003Техника: смешанная

Terra Indigo

Встреча в иных мирах

"Зов"

Душа Мира

Инь Янь

серия Храм

Космическое Яйцо

В иных мирах

Ссудный день

Там...

Харон

Дельфин

Из серии Структуры

Живопись дает возможность увидеть несозданное, поместить взгляд в точку, где еще не было фотокамеры, поэтому неудивительно, что тематика космоса достаточно хорошо в ней представлена. Эта публикация - ни в коем случае не обзор всех художников, изображавших космос, а скорее пробежка по вехам через призму моего вкусового восприятия.


Художник Анатолий Мущенко

Вряд ли получится найти первого "космического художника", но у истоков этого жанра явно стояли иллюстраторы фантастики Жюля Верна. "С Земли на Луну" и "Вокруг Луны" читали будущие пионеры космонавтики, и, запуская свои ракеты, они могли вспоминать картину эпического, пусть и не реалистичного, выстрела колумбиады.

В 1920-х годах в СССР была группа художников-космистов "Амаравелла", но они вдохновлялись в основном идеями Рерихов, Блаватской, Чюрлёниса и культур Востока, поэтому рисовали всякую неопределенную мистику. Вряд ли картина Сергея Шиголева "Работа в космосе", написанная в 1927 году, изображает реальных людей, работающих в реальном космосе.

Судьба Шиголева сложилась печально, но другим представителям его поколения удалось сделать больше. Челси Боунстелл (старше Шиголева на 7 лет) стал маяком в живописи для американцев, мечтающих о космосе. Его иллюстрации появлялись в журналах начиная с середины 1940-х и использовались в книге "Покорение космоса" 1949 года, которую зачитывали до дыр мальчишки, пораженные в самое сердце советским спутником.


В 10 км над полюсом Луны,


Маленький спутник

В СССР работал Юрий Швец. Он больше трудился для кино, художником-постановщиком, и его труд виден в прекрасных фильмах Клушанцева, но и картины вполне могли вам попадаться.


Увы, в реальности 1996 год прошел под знаком совсем других событий


Стартовая площадка орбитальной космической станции

Затем пришла очередь художников, которые, кроме фантазий, видели космические полеты непосредственно. Пол Калли (официальный сайт), например, стал единственным художником, приглашенным зафиксировать процесс облачения в скафандры астронавтов "Аполлона-11" перед стартом. Кроме этого он писал картины и активно рисовал для почтовых марок.


Нил Армстронг


"Мощь"

Заметного успеха уже успела добиться молодая художница Анастасия Просочкина. Ее работы сочетают художественный взгляд и внимание к техническим деталям (Анастасия консультируется у работников отрасли). Самобытный стиль пользуется популярностью, картины заказывали и Роскосмос, и частные космические компании.

На краудфандинговой платформе "Планета" заканчивается проект Анастасии по выпуску космического календаря, и уже собрано в пять раз больше требуемой суммы. Радует, что идея повесить себе на стену календарь на следующий год с космическими рисунками интересна и широкой общественности.

Кроме указанных выше ссылок на сайты художников, огромную и уникальную коллекцию космического арта собрал паблик