Останкинский дворец графа шереметьева. Музей - усадьба Останкино

Усадьба графа Шереметьева, обладающая статусом «европейской жемчужины», преобразована в музей. Она признана уникальным архитектурным памятником, великолепным образцом летних дворянских резиденций.

Расположение Кусково
Родовое поместье с огромным архитектурно-художественным ансамблем раскинулось на востоке Москвы, захватив живописный кусочек исторического местечка Вешняки. Некогда там располагалось старинное село Кусково, переданное В. А. Шереметьеву. Василий Андреевич положил начало основанию роскошного имения, стал его первым известным владельцем.

История поместья
История усадьбы Шереметьевых в Кусково с 18 столетия и по сию пору неразрывно связана с одним дворянским родом – представителями семейства Шереметьевых. В 1715 году имение переходит в собственность к графу Борису Петровичу Шереметьеву. Он выкупил его у брата, Владимира. С этого момента начинается серьезное обустройство Кусково. Усадьба Шереметьевых приобретает статус постоянной резиденции дворянской семьи. Ее внутреннее убранство заполняется родовыми реликвиями. По распоряжению фельдмаршала в залах находят место для коллекции редкого оружия и собрания портретов с русскими царями и государственными деятелями. Его сын, просвещенный вельможа Петр Борисович, занимается организацией увеселений. При нем имение становится широко известной летней резиденцией, где проходят пышные приемы, многолюдные театрализованные празднества и гуляния. Более полувека Петр Борисович трудится над созданием блестящего ансамбля на манер царских загородных резиденций. К обустройству поместья им привлечены знаменитые архитекторы и живописцы, талантливые крепостные мастера. Изысканными элементами усадебной архитектуры, французским парком, каскадом прудов обустраивается Кусково. Усадьба Шереметьевых с великолепными образцами садового искусства, выступающими в качестве превосходных декораций, становится впечатляющей театральной площадкой под открытым небом. Здесь разыгрывают грандиозные театральные празднества, приуроченные к дням рождения владельцев, а также важным государственным и церковным датам. Сюда стремятся попасть все представители светского общества Москвы. В особо торжественные приемы усадьба Шереметьевых радушно встречала до 30 000 гостей.

Театр в Кусково
Воздушный театр – главная особенность поместья. Громкая слава о нем вышла далеко за пределы графской резиденции. Наемных певцов, музыкантов и танцовщиков в нем малая часть. Основа актерского состава – местные крестьяне, обученные театральной игре заграничными мастерами. Параша Ковалева, заявлявшаяся в программках под сценическим псевдонимом (Прасковья Жемчугова), признана выдающейся актрисой шереметьевского театра. Екатерина II, не единожды наезжавшая в имение, восхищалась умением актеров искусно играть. Она особо выделяла исполнение П. Жемчуговой. Однажды актриса получила от императрицы в дар бриллиантовый перстень.

Закат дворянской резиденции
Любовь господ Шереметьевых к родовому гнезду была велика. Внуком Петра Борисовича, Сергеем Дмитриевичем, последним владельцем шикарной резиденции, прилагались немалые усилия для сохранения имения, сотворенного предками. Им спасалось от разорения Кусково. Усадьба Шереметьевых с накопленными в ней культурными ценностями скрупулезно описывалась Сергеем Дмитриевичем перед официальной передачей Советскому правительству. Он целенаправленно превращал поместье в музей. Благодаря Сергею Дмитриевичу архитектурно-парковому ансамблю с богатейшими коллекциями, собранными владельцами, суждено было стать крупным центром русской культуры и просвещения. В 1918 году усадьба Шереметьевых признается историческим памятником и преобразуется в музей.

Подмосковный Версаль
Поскольку хозяева намеревались проводить здесь пышные светские приемы и помпезные торжества, поместье облагораживали жилыми и охотничьими домиками, парковыми беседками, зверинцами. В нем построили даже кунсткамеру и создали на прудах маленькую флотилию судов. В архитектурно-парковом комплексе удалось сохранить свыше 20 уникальных памятников русского зодчества, окруженных великолепными элементами садового ландшафта. Музей-усадьба включает дворец, домики с элементами итальянской, голландской и швейцарской архитектуры, павильоны, оранжереи, церкви и прочие строения боярского и крепостного дворов. В старинном поместье действует музей керамики. В нем собрана крупнейшая в мире коллекция керамических и стеклянных изделий. Экспозиции представляют предметы, созданные мастерами в разных уголках мира, начиная с античности и до нынешнего времени.

Шереметьевский дворец
Великолепный дворец – композиционный центр барочно-рокайльного комплекса в Кусково. Усадьба Шереметьевых украшена огромным французским парком, где поблескивают зеркальными блюдцами пруды с изящными беседками и мраморными скульптурами. В двухэтажном дворце соблюдена модная в XVIII столетии планировка. В нем анфиладное расположение комнат. Двери помещений находятся на одной оси, залы раскрываются последовательно, один вслед за другим. Дворцовые залы предназначались для торжественных приемов гостей. Винным погребам и хозяйственным помещениям нашлось место в цоколе так называемого Большого дома.

Гостевые домики
Названия домиков неслучайны в Кусково. Усадьба Шереметьевых объединила строения разных стилей, придуманных голландскими, итальянскими и швейцарскими архитекторами. У самой поздней постройки – деревянного Швейцарского домика, украшенного изящным «деревянным кружевом», первый этаж расписан «под кирпич». Это позволяет оригинальному шале перекликаться с голландским павильоном. Двухэтажный павильон, сооруженный в 1749 году, называется Голландским домиком. Сооружение является олицетворением эпохи Петра I. Его функциональное назначение четко разграничено. Первый этаж занимает кухня, а на втором организована прекрасная гостиная. В Итальянском домике, относящемся к числу федеральных архитектурных памятников, с 1755 года организовывали «малые» приемы. Во дворце-павильоне парадность комнат, лишенных торжественной анфилады, подчеркивает разнообразная архитектурно-декоративная отделка. Залы для малых приемов отделаны дубовыми панелями, золоченой резьбой, наборным паркетом и декоративной живописью. Благодаря изысканной роскоши миниатюрного декора интерьеры Итальянского домика очаровательны.

Павильоны
В павильоне «Эрмитаж» отдыхали владельцы резиденции и приближенные к ним люди. Грот признан уникальным павильоном. Его интерьер, отделанный ракушками, поразителен. Он выполнен из камня в стиле роскошного барокко. Став музеем, продолжает жить усадьба графа Шереметьева. Кусково хранит старинные традиции русских поместий. Здесь по-прежнему принимают гостей, организуют для них концерты, выставки, экскурсии, празднества и гулянья.

На этой неделе после долгого перерыва мы решили продолжить наши поездки по усадьбам Москвы. На этот раз выбор пал на усадьбу Кусково. Как и , Кусково принадлежало роду Шереметьевых. В XVII веке граф Пётр Борисович Шереметьев превратил его в свою загородную резиденцию. Был построен новый дворец (старый строил Борис Петрович и он был разрушен из-за ветхости) и прочие здания из ансамбля, а также разбит регулярный сад.

В 1917 году Кусково превратили в музей, им оно является и по сей день.

Чтобы долго не искать нужный автобус, надо выйти из метро в правильную сторону – по стрелке к улице Паперника, а там направо к остановкам. Минут 10 езды на автобусе и вот показался пруд, а за ним и сама усадьба.

Одного взгляда на Кусково хватило, чтобы понять, что Останкино по сравнению с ним отдыхает. Кусково как и Останкино также окружено лесопарковой зоной, здесь тоже есть пруд, и главный дворец находится прямо на его берегу. Но сразу было видно, что этой усадьбе уделялось больше внимания со стороны графа Шереметьева, чем Останкину. Если в Останкино была построена только одна усадьба, то здесь граф расстарался вовсю, и выстроил целый ансамбль зданий с регулярным парком. Территория Кусково гораздо обширнее Останкино.

Глядя издалека на дворец, я почему-то вспомнил фильм «Гардемарины, Вперёд!». От одного вида территории и построек Кусково в голове всплывают сцены из исторических фильмов, так и представляешь, что вот сейчас проедет карета, из неё выйдет какой-нибудь граф или сама королева.

Не дождавшись кареты, мы пошли пешком к кассе, т.к. чтобы попасть на территорию усадьбы, нужно обязательно купить билет в любое из зданий ансамбля (хотя на форумах читал, что кто-то проходил и просто так). Стоимость билетов колеблется от 50 до 150 рублей, в зависимости от дома, который вы желаете посетить. Например, вход в усадьбу стоит 150 руб., а итальянский домик – 50 руб. В тот день были открыты для посещения главный дворец Кусково, Итальянский домик и Грот. Мы купили билеты по полной программе + фотосъёмка (100 руб.). Позже оказалось, что фотосъёмку брали зря, т.к. в самой усадьбе (и остальных зданиях тоже) снимать нельзя, а за съёмкой на территории никто не следит. Да и я совершил одну непростительную ошибку – забыл дома сменные аккумуляторы для фотоаппарата, а те, что стояли оказались подсевшими. В результате они сдохли сразу после посещения дворца, т.к. я старался всё же тайком фотографировать. Поэтому большинство фотографий, которые вы видите на этой странице, найдены на других ресурсах.

При входе нам снова, как и в Останкино, выдали войлочные тапочки, предупредили о том, что фотосъёмка запрещена, и мы начали осмотр. Замечу, что планировка дворца такова, что её можно обойти по кругу, идя из одной комнаты в другую. Внутри главный дворец намного богаче, чем Останкино. В каждой комнате на стенах картины, расписные потолки, богатая красивая мебель. Удивила кровать, которую видели в одной комнате, точнее её размеры – метр с небольшим. Даже не могу представить, кто мог бы в ней поместиться.

В другой комнате стоял аквариум. Как нам объяснила смотрительница, в нём рыб не бывало, только нарисованные. И в чём смысл?

Идём дальше. В одной из комнат очень понравилась мозаичная репродукция всей территории Кусково. Сам бы я ни за что не догадался, что это именно мозаика. Мы прибились к экскурсии, и экскурсовод рассказала это. К сожалению не смог её сфотографировать и в Интернете не нашёл фотографий. Просто знайте – когда увидите стол с изображением всей территории усадьбы под стеклом – это мозаика, а не нарисованное изображение.

В следующей комнате была галерея. Как рассказала экскурсовод, граф Борис Петрович Шереметьев сам лично выбирал все картины для своей галереи. Самая старая картина 16 века, остальные 17 – 18 вв. Большинство авторов – французские и итальянские художники.

Зеркальный зал. Здесь устраивались дворцовые «дискотеки». Зал не зря называется зеркальным, на всех стенах висят почти в полный рост зеркала, красивые подсвечники, по углам нарисованы изображения всех государственных наград, полученных Шереметьевыми, а на центральных стенах – герб рода Шереметьевых. На потолке фреска с аллегорическим изображением происхождения герба. Из большого окна открывается красивейший вид на регулярный парк и Большую Оранжерею.

Я очень удивился, когда увидел в одной из комнат бильярдный стол. Не знаю, почему, но бильярдный стол я никак не ожидал здесь увидеть. Оказалось, что в то время было модно иметь бильярдный стол в доме.

В графской столовой мы увидели огромные портреты графа Бориса Петровича Шереметьева и его жены и, как и положено столовой, – большой накрытый стол со старинной посудой.

Посетив дворец Кусково, я могу с уверенностью сказать, что он намного красивее, чем в Останкино. Здесь более богатая обстановка и ходить по нему было намного интереснее, чем по Останкино.

Закончив с дворцом, мы двинулись к Гроту. Я так и не понял, для чего он предназначался. Внутри Грот сделан в морском стиле. На стенах изображены морские «пейзажи», в них вмурованы ракушки. Многие из экспонатов, представленных в Гроте также сделаны с использованием раковин, например картины. Их трудно описать словами, нужно просто увидеть. Также там представлены изделия из фарфора в виде рыб, моллюсков и других обитателей морских глубин.

Про итальянский домик особо интересного ничего не могу рассказать. Тоже старинная мебель, картины на стенах, всё «как обычно».

Из всего посещённого нами понравилось только в главном здании Кусково, остальное не произвело особого впечатления.

Моё мнение, усадьба Кусково – отличное место, где можно интересно провести время, но ехать сюда лучше летом. Осенью регулярный парк выглядит не так красиво, все скульптуры парка смотрители закрывают деревянными ящиками и для посещения открыты не все строения из ансамбля Кусково.

Как добраться:

доехать можно от станции метро Рязанский проспект на автобусах №133, 208 или от ст. м. Выхино на автобусе №620. Те, кто живут в районах ст.м. Щелковская или Шоссе Энтузиастов могут добраться до Кусково на автобусе № 133 или на маршрутке 157М - она идёт по тому же маршруту, что и автобус. Остановка так и называется «Усадьба Кусково».

Усадьба Шереметьева в Останкине — это одна из усадеб Москвы, ныне музей.

Одной из достопримечательностей Москвы является усадьба Шереметьева, которая окружена прекрасным парком с дубовой рощей. Прославилась она в XIX веке тем, что крепостные актеры графа устраивали здесь театрализованные представления, на которые съезжалась вся московская элита.

История усадьбы Останкино

Еще в середине XVI века на месте усадьбы Останкино находилась небольшая деревушка на Останкинском суходоле. Причем Иван Грозный подарил ее норвежцу Орну, который командовал одним из отрядов опричников. Вот только место это было весьма зловещим. Ходили слухи, что здесь хоронили самоубийц. Поэтому норвежец не очень обрадовался такому подарку. Он старался держаться как можно дальше от Останкино.

Зато дьяк Щелкалов в 1584 году с радостью приобрел эти земли. Ведь зловещие слухи хорошо сбили цену на них. Он сразу же строит здесь небольшой деревянный храм. Возле церквушки был выкопан пруд, на берегах которого высадили саженцы дубов. Причем эти дубы были приобретены в Сибири. Эта кедровая роща существует и сейчас.

В Смутные времена Останкино было разорено поляками. А возрождаться имение начало в 1620 году, когда его владельцем стал князь Черкасский. Он возвел здесь кирпичную церковь. Отметим, что она сохранилась до наших дней в изначальном виде. Достаточно длительное время имение использовалось лишь в сельскохозяйственных целях.

Но в середине XVIII века Останкино досталось Петру Шереметьеву. Он разбивает здесь парк и возводит летний павильон, где регулярно устраивали балы и приемы. Причем в парке имелись даже защищенные от дождя аллеи.

В 1788 году Останкино становится собственностью Николая Шереметьева, который возводит здесь летний дворец. Хоть его и построили из дерева, но фасад дворца был покрыт слоем розовой штукатуркой. Поэтому создавалось впечатление, что это добротный каменный дворец. Но прославился он тем, что именно здесь устраивались самые интересные театрализованные выступления в Москве крепостные актеры графа.

В 2013 году усадьба Останкино была закрыта на реконструкцию. Планируется, что восстановительные работы закончатся в 2020 году. Но помимо дворца в историческом парке Останкино можно посетить сад XVIII века, кедровую рощу, парк скульптур, танцевальную веранду, скейт-парк и всевозможные спортивные площадки и аттракционы.

Архитектурный ансамбль усадьбы

В состав усадьбы Шереметьево входят следующие объекты:

  • Храм Святой Троицы
  • Дворец
  • Парадный двор
Усадьбы Шереметьевых:МОСКОВСКИЙ МУЗЕЙ-УСАДЬБА «ОСТАНКИНО»(1)

Московский музей-усадьба «Останкино» — музей на территории бывшей подмосковной усадьбы графов Шереметевых.

Уникальность усадьбы Останкино для истории искусства и отечественной культуры бесспорна. Но помимо обширного поля для традиционных искусствоведческих и историко-культурологических изысканий, этот комплекс предлагает огромный и невероятно богатый материал для темы, кажущейся на первый взгляд не столь интересной, - дворец как памятник материальной культуры, живущий во времени и со временем изменяющийся.

Останкинский дворец - подлинная жемчужина русского искусства XVIII, где в единении находятся театральное помещение со сценой, зрительным залом, гримировочными комнатами, архитектура, скульптура, живопись, графика и декоративное искусство. Дворец был выстроен по замыслу и заказу графа Николая Петровича Шереметева - одного из самых знатных и богатых людей своего времени.

Первое упоминание деревни относится к 1558 году, но история усадьбы начинается с 1584 года. В этом году хранитель государственной печати -дьяк Василий Щелкалов, которому в то время принадлежала деревня Останкино, строит в ней боярский дом, сажает рощу и закладывает деревянную церковь. Созданные Щелкаловым постройки были уничтожены в Смутное время, до наших дней сохранился только созданный им пруд.

История Останкино продолжилась далее в XVI столетии, когда деревня Осташково была впервые упомянута в межевых книгах, и заслужила репутацию вымороченного хозяйства, так как регулярно возвращалось в казну. Все, кому царь Иван Грозный даровал ее, с незавидным постоянством попадали в опалу. Так и переходила деревня от казненного за вольнодумство служивого Сатина к очередной, но не последней жене царя Анне Котловской, доставалась то опричнику, то дьякону, пока не обрело постоянных хозяев. У князей Черкасских Останкино оставалось почти 2 столетия. А в 1683г. завершилось строительство дошедшей до нас бесстолпной пятиглавой церкви Живоначальной Троицы по проекту крепостного зодчего Павла Потехина. Хотя есть версия, что к строительству приложил руку неизвестный мастер.

Усадьбу, боярский дом и Троицкую церковь восстанавливает князь Черкасский, которому Останкино пожаловано царем Михаилом Федоровичем в 1601 году. Унаследовавший земли племянник князя Яков с 1642 обустраивает в Останкино охотничьи угодья, а его сын, Михаил Яковлевич, вместо обветшавшей деревянной церкви возводит каменную, и приказывает насадить кедровую рощу.

В 1827 г. Старые хоромы и Гостиный флигель были разобраны, к двум проходным галереям были пристроены портики, повторяющие конфигурацию и размеры прежних помещений. Возведена новая ограда парадного двора, в результате чего он приобрел полукруглую форму. В эти же годы были переложены несколько крылец Дворца. Большие изменения в результате ремонта произошли в интерьерах дворца, что следует из сравнительного анализа описей дворца. Прежнее красочное убранство во многих интерьерах сменила палево-желто-зеленая гамма.

К началу XVIII века усадьба становится одной из красивейших в Подмосковье. В 1743 году внучка Михаила Яковлевича, княгиня Варвара Алексеевна, единственная дочь канцлера Российской империи, князя Алексея Михайловича Черкасского, одна из богатейших невест Москвы, выходит замуж за графа Пётра Борисовича Шереметева, усадьба Останкино входит в состав приданого

Поскольку Петр Борисович жил в своей родовой усадьбе в Кусково, Останкино в основном использовалась для хозяйственных целей. Несмотря на это, по его указанию был разбит парк, выстроены теплицы и оранжереи, а также частично перестроен дом.

Создание дворца-театра

В 1788 году, после кончины отца, усадьбу унаследовал его сын Николай Петрович

Граф Николай Петрович решил построить дворец-театр. И детищем его ума, художественного вкуса и богатства стал Останкинский дворец в стиле раннего классицизма, завершенный в 1799г.

Сцена XVIII века

Шереметев был страстно увлечен театром, имел великолепную труппу крепостных актеров, поэтому сердцем летней резиденции стал театр с уникальной театральной машинерией. Интерьеры парадных залов сохранили подлинный декор и убранство. Особенное изящество придают залам осветительные приборы из хрусталя, бронзы, золоченого резного дерева. Строительство продолжалось с 1792 по 1795 гг., хотя первые проекты относятся еще к 1790-му году, а окончательная отделка - к 1799 году.

Портрет Н. П. Шереметева работы Н. И. Аргунова. 1801—1803.

Очарованные гости проходили через итальянский павильон с картинной галереей и через египетский зал приемов. Театральность ощущалась даже в оформлении главного входа, в окружении флигелей и кулис. Прибавить к этому богатство лепнины, позолоты, выписанных из Европы скульптур и ваз, и парк с каскадом 7-ми прудов, и становится понятно, почему современники называли дворец одной из арабских ночей.
К строительству привлекли многих русских и иностранных архитекторов — Аргунова, Казакова, Назарова, Старова, Кваренги, Кампорези и других.

Дворец, выстроенный из дерева, впечатляет гармонией линий, колонн, соотношением отдельных частей. Но еще большую художественную ценность имеет его внутреннее убранство, созданнное руками крепостных. Здесь много резных деревянных украшений на дверях, окнах, вазах, люстрах и канделябрах. Все они позолочены и поэтому кажутся сделанными из бронзы. Дерево было выбрано неслучайно, так как это наиболее приспособленный из-за его акустических свойств для театра материал.

Расписные потолки, мозаичный паркет, скульптурные печи, мебель — все это говорит о высоком мастерстве и художественном гении русских крепостных. Из Франции и Италии им специально присылали образцы, а из Петербурга следовал строгий наказ — сделать так, чтобы «все походило на Рафаэлевы ложи».

Сохранился Итальянский павильон, украшенный редкими в то время французскими бумажками или бумажными обоями, — это настоящий музей скульптуры. Итальянский павильон Останкино перестраивался несколько раз. Есть в здании Египетский павильон, картинная галерея и много других комнат. Ну а гордость Останкинского дворца — театр, славящийся своими крепостными актерами.

Труппу свою Шереметьев собирал из крепостных по всем своим имениям. Артистов обучали языкам, манерам, музыке, а некоторых даже отправляли учиться заграницу. Кроме того у Шереметьевых был один из первых в России полных симфонических оркестров.

А. С. Пушкин отмечал: «Роговая музыка не гремит в рощах Останкино и Свирлово (Свиблово)... Плюшки и цветные фонари не освещают английских дорожек, ныне заросших травой, а некогда усаженных миртовыми и померанцевыми деревьями, насчитывающими сотни лет своего существования. Барский дом дряхл...»

Однако интерьеры дворца почти в полной мере сохранили свой декор и убранство. Одной из главных достопримечательностей является художественный наборный паркет. Оригинальный облик придаёт залам обилие резного золочёного дерева. Люстры, мебель и другие предметы убранства находятся на первоначальных местах. Останкинский дворец — практически единственное в России театральное здание XVIII века, сохранившее сцену, зрительный зал, гримёрные комнаты и часть механизмов машинного отделения.

Вечор поздно из лесочку
Я коров домой гнала.
И спустилась к ручеечку
Близ зеленого лужка...
Не у каждой народной песни известно место ее рождения, а у этой известно точно — Останкино.

1803. Nikolai Argunov (1771-c1829) - Portrait of Praskovya Ivanovna Zhemchugova-Sheremeteva

И рассказывает она про Парашу Ковалеву — Прасковью Ивановну Жемчугову. Вот какие детали этой романтической истории и короткой семейной жизни раскрыл Я.М.Белицкий:

Прасковья Жемчугова в роли Элианы
Да, дочке сельского кузнеца была уготована удивительная судьба — Параша стала графиней Шереметевой. Граф самозабвенно любил ее. В завещании сыну он писал, что в сердце Прасковьи нашел «разум, искренность, человеколюбие, постоянство, верность». И эти черты пленили его еще больше, чем ее красота.

Они заставили «попрать светские предубеждения, избрать ее своею супругою». Но светское общество не простило одному из самых богатых и знатных людей России этот неравный брак. Кстати, венчание в церкви Симеона Столпника было тайным. И когда графиня Прасковья умерла, будучи совсем молодой, вскоре после рождения сына, в последний путь ее провожали актеры крепостного театра и самые близкие семье люди. В числе их был известный архитектор Джакомо Кваренги. Ему граф поручил вскоре достраивать дом на Сухаревской площади в Москве — странноприимный дом в память графини Прасковьи Шереметевой.


В Останкино Шереметьев больше не вернулся, к театру охладел, а труппу распустил. Кроме того наполеоновская армия разорила усадьбу, на восстановление которой ушло 6 лет. В 1856 году, перед коронацией Александра II, в Останкино была устроена временная резиденция нового императора, который вместе с семьей прожил здесь неделю, готовясь к церемонии. В то время внутренняя планировка усадьбы была сильно изменена, и именно она дошла до наших дней.


В XIX столетии Шереметьевы уже редко бывали в Останкино, но даже в советское время не покидали ее полностью. Одно время она сдавалась под дачи, а после 1917 года там появился музей.Память о Прасковье Жемчуговой осталась в московской топонимии: в 1922г. в Останкине появилась Прасковьина улица, а в 1970г., одну из аллей в Кускове назвали аллеей Жемчуговой. Увековечена на карте Останкина и память о крепостном архитекторе, строителе Останкинского дворца, Аргунове: В 1966г. 1-й Новоостанкинский проезд переименовали в Аргуновскую улицу. В топонимике Москвы и Подмосковья сохраняется и фамилия и самих Шереметевых. Так, недалеко от Останкинского дворца проходит Шереметевская улица.

костюмы актеров

Музей-усадьба Останкино
С 1918 — государственный музей, в котором сейчас можно увидеть подлинные интерьеры XVIII в., услышать музыку того времени и оперы из репертуара шереметевского театра.

В его создании принимали участие многие русские и иностранные архитекторы: Ф. Кампорези, И. Старов, В. Бренна, Дж. Кваренги — авторы проектов, заказанных графом Шереметевым; К. Бланк, Е. Назаров — консультанты; крепостные мастера — А.Миронов, Г.Дикушин, П.Аргунов — непосредственные участники строительства, перерабатывавшие проекты и осуществлявшие идеи

Генеральный план парка усадьбы, носившего название «Парк культуры и отдыха имени Дзержинского», разработал архитектор В. И. Долганов совместно с Ю. С. Гриневицким.

Архитектор В. И. Долганов (1901-1969)

Архитектурный ансамбль усадьбы
Храм Святой Троицы

Храм Троицы Живоначальной в Останкине

Храм Живоначальной Троицы в Останкино — одно из старейших зданий, сохранившихся в усадьбе. В сентябре 1678 года, по челобитной князя Михаила Черкасского, патриарх Иоаков благословил строительство каменной церкви взамен обветшавшей деревянной. Строительство храма велось с 1678 по 1683 года по проекту крепостного архитектора Павла Сидоровича Потехина, чуть в стороне от старой церкви, чтобы не затронуть находящегося вокруг неё кладбища.

« ... в Останкино, во всем дивном дворце нет ни одного уголка, где бы художественность была бы принесена в жертву практическим соображениям.
Ю. Шамурин »
Парк

В 1793 году проведены работы по планировке и разбивке парка, шла посадка деревьев. Граф рекомендует садовнику-англичанину: "... чтоб как возможно старался в расположении сада зделать по всем местам виды поприятнее", обращает внимание на формирование древесных групп: "В Останьковском саду, где лужок с молодыми кедрами, садовник приказал между ними насадить елок, чтоб было дичью; оное оставить до моего приезду и для лучшей ясности прислать с оного плаца... план", заказывает постройку "особого" для себя садика, где он мог бы проводить время без посторонних глаз, то есть, собственного садика.

Территория созданного в 1793-1795 гг. Увеселительного сада включала полуовальной формы партер с тремя парами цветников, который окаймляла крытая аллея - берсо, регулярный французский сад с четкой системой треугольных боскетов, обсаженных липой; справа и слева от партера распола-гались участки парка со свободной жи-вописной планировкой. К западному крыльцу дворца примыкала пейзажная часть парка со старым кедром и кедровой рощей, заложенной Щелкаловым еще на рубеже 16-17 вв., которая к этому времени стала настоящим могучим кедровым лесом. Южнее находился Собственный садик Николая Петровича, планировка которого еще не была завершена.

Основные паркообразующие породы усадьбы Останкино, как и многих других этого периода, были липа, клен, береза, ель. Экзоты а парках в конце XVIII века были редкостью. В Останкино же не просто произрастала кедровая роща, здесь был питомник по выращиванию этих растений.

Облик парка дополняли две беседки. Одна из них венчала Парнас - искусственно насыпанную горку, которая разнообразила скучный равнинный ландшафт этой части тогдашнего Подмосковья. Она представляла собой легкую деревянную и оштукатуренную конструкцию, верхняя часть которой украшена изящной лепниной. Беседка являлась прекрасной доминантой этой части парка и одной из лучших видовых точек ансамбля.


Вторая беседка - так называемая «Беседка - храм» - находилась на продолжении оси одной из аллей парка.
В целом обилие разноплановых парковых элементов, одни из которых относились к садам классицизма, другие к садам барокко или романтизма, было гармонично совмещено на площади всего лишь 11 гектар.

Создается ощущение, что создатели Увеселительного сада отчасти стремились реализовать идею создания сада раритетов, собрав лучшие элементы из парков разных времен и стилей и представив их в миниатюре. Скорее всего, в этом сказался личный вкус Николая Петровича Шереметева, который в молодости, в начале 1770-х годов провел четыре года в заграничном путешествии.

Основными пунктами его остановок были Голландия, Англия и Франция (в основном Париж и Версаль). Несомненно, на него произвели впечатление миниатюрные голландские сады (вот откуда Собственный садик), английские пейзажные парки и величественная классичность Версаля.

За валом, которым был окружен сад (его остатки частично сохранились), с восточной стороны располагались избы слободы, в которых жили останкинские дворовые, а с западной находились конный двор и значительное оранжерейное хозяйство. При Н.П. Шереметеве в Останкине было шесть фруктовых оранжерей. В них произрастали ананасы, персики, виноград, вишни; были и теплицы, в которых выращивалась клубника.



Увеселительная усадьба представляла неисчерпаемые возможности для отдыха и развлечений. К Увеселительному саду была присоединена территория, простиравшаяся в северном направлении до речки Каменки и занимавшая сотни гектаров. Она была охвачена сложной системой дорожек для дальних прогулок, ведущих мимо копанного садового пруда через лес к каскадам прудов, устроенных вдоль течения Каменки. Эта часть парка обустраивалась по мере приобретения земли и называлась Прибавочным садом. Он наиболее полно отвечал требованиям, предъявляемым к пейзажным английским паркам.

В XIX веке дворец начинает пустовать, Шереметевы жили чаше в Петербурге, чем в Москве, но Останкино с его садом полюбилось москвичам как место праздничных гуляний, из которых самым многолюдным бывало гулянье на Троицу - храмовый праздник Останкинской церкви. Из Москвы приезжали и приходили и так называемая благородная публика, которой дозволялось гулять в Увеселительном саду, и простой люд - мещане, лавочники, рабочие, устраивавшие пикники на берегу пруда.

С середины 19 века в Останкино начинает расцветать дачная жизнь, появляются «летние» жители, которым останкинская контора Шереметевых сдавала в наем парковые флигеля и усадебные постройки. Прогулки вокруг пруда, катание на лодках, ночные фейерверки на воде входили в программу останкинских увеселений того времени.

Аллеи уводили гуляющих к дальним дубравам, в глубины лесного массива, служившего раньше охотничьими угодьями. Кроме того, по специальному разрешению от управляющего можно было осмотреть дворец. Число желающих посетить его неуклонно возрастало, так что к концу 19 века он превратился в настоящий частный музей.

В настоящее время Увеселительный сад занимает всего 11 гектаров. В парке еще растут около ста пятидесяти старинных деревьев — лип, дубов, вязов, которым, 160—200 лет и более.


Беседка "Миловзор" на искусственной горке Парнас в парке усадьбы Останкино. Первоначальная беседка построена в 1795 г. Следующая - в конце 20-х гг. XIXв. Современная беседка была воссоздана в 2003 году.

Декоративная ваза в парке усадьбы Останкино

С февраля 2013 года усадьба закрыта на реконструкцию. Ориентировочный срок завершения реконструкции и открытия усадьбы для посещения - 2020 год.

Муравьева Т. В. Останкино // Венок московских усадеб. — М.: Вече, 2009. — С. 180 - 218. — 344 с. — (Исторический путеводитель).
Низовский А. Ю. Останкино // Самые знаменитые усадьбы России. — М.: Вече, 2000. — С. 115 - 122. — 416 с. — (Самые знаменитые)

Северо-Восток Москвы. Годы. События. Люди (рук. авторского колл. К.А. Аверьянов). М., 2012. С. 325 - 342. ISBN 978-5-9904122-1-7.
Останкино // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
Глозман И. М., Рапопорт В. Л., Семенова И. Г. Кусково. Останкино. Архангельское. — М.: Искусство, 1976. — 207 с. — (Города и музеи мира). Языков Д. Графиня Прасковья Ивановна Шереметева. — М., 1903. — 28 с.

http://www.ostankino-museum.ru/museum/park/istoriya/

https://liveinmsk.ru/places/a-342.html

Музей-усадьба и дворец Шереметьевых в Кусково находится в восточной части Москвы, в районе Вешняки. Ее история начинается с 20-х годов XVII века. Тогда на территории нынешнего поместья находились боярский двор, деревянная церковь и дворы крепостных. Уже в то время все это принадлежало дворянскому роду Шереметьевых.

Фото 1. Дворец Шереметьева в музее-усадьбе в Кусково.

Усадьба Шереметьевых в Кусково

С 1750 года Кусково приобрело вид обширной усадьбы. В 1770 году был сооружен просторный дворец, до сих пор являющийся центральной частью архитектурного ансамбля, а также расчищен большой пруд, разбит регулярный парк, построены многочисленные беседки.

В те годы усадьба Кусково нередко становилась местом для пышных празднеств, богатых приемов и увеселительных мероприятий.

Часто приезжающие гости могли посетить зверинец и кунсткамеру, прогуляться по замечательной цветочной оранжерее и прокатиться по водам пруда - Шереметьевы владели небольшой флотилией гребных лодок.


Архитектура и убранство дворца в Кусково

Особое внимание стоит уделить планировке знаменитого дворца в Кусково.

Он был сооружен в модном на то время анфиладном стиле. Комнаты дворца расположены последовательно: проход в каждую следующую комнату осуществляется через предыдущую.

Кусково оставалось во владении Шереметьевых вплоть до Октябрьской революции 1917 года. С приходом власти Советов имение было экспроприировано в пользу государства, а в 1919 году получило статус Государственного музея.


Фото 3. Партер и американская оранжерея конца 18-го века.

Во дворце и усадьбе Шереметьевых в Кусково до сих пор сохранилось пышное убранство комнат, на стенах можно увидеть уникальную коллекцию живописи русских и зарубежных художников XVII столетия, подаренные императором портреты царской семьи и изображения представителей самого рода Шереметьевых разных поколений.

В 1938 году в имении Кусково расположился музей керамики, кстати, единственный в России.


Фото 4. Грот с прудом в Кусково.

Как доехать и часы работы усадьбы Кусково

Музей-усадьба и дворец Шереметьевых в Кусково расположен по адресу: Москва, Юности, 2. Доехать можно от станций метрополитена Рязанский проспект (автобус 133 или 208), Выхино (автобус 620 или маршрутка 9М) и Новогиреево. Часы работы с 10 до 18 часов, кроме понедельника и вторника, а также последней среды каждого месяца.