Особенности управления социально-экономическими системами. Управление экономическими системами

Понятие и необходимость управления

Управление – сложное, многозначное понятие. Различают:

· В социально-экономических системах

· В живых организмах

· Производительно-технологическими системами

В социально-экономической связано с деятельностью человека. 2 части:

ü Результативное

ü Согласующее (регулирующая)

2я часть составляет управление.

Управление – целенаправленное воздействие на человека, согласующее его деятельность с деятельностью людей и ведущей к достижению общей цели.

Необходимость управления возникает в результате совместного труда, направлено на повышение его эффективности. В результате разделения труда происходит рост производительности труда, в результате чего появилась возможность содержать определенное количество человек, которые занимались управлением.

Конец 19 века – начали называться «менеджеры». Потребность в управлении усиливается под влиянием следующих факторов:

§ Развитие производства; увеличение количества людей, занятых в совместной деятельности (+развитие машинного производства, возрастание требований к управлению)

§ Возникновение большого количества субъектов рыночной экономики, усиление рыночных связей

§ Обострение конкуренции и неустойчивость рыночной экономики, которые обуславливают необходимость профессионального подхода к управлению

§ Усложнение бизнеса и управления (появление крупных корпораций)

§ Рассредоточение собственности между акционерами (в результате, новые функции управления акционерным капиталом, распределения прибыли между акционерами и др.)

§ Ограниченность ресурсов

§ Изменение общеэкономической ситуации (например, возникновение кризисов)

Виды управления

Некоторые из видов управления:

Деятельность человека включает государственную, экономическую, социальную, политическую, военную и другие виды деятельности. Соответственно различают виды управления.

Государственное управление. Сюда входит создание условий для развития экономики, поддержание общественного порядка и стабильности, обеспечение обороноспособности страны. Осуществляется законодательными и исполнительными органами в центре и на местах. Основано на экономических и административно-правовых методах.

Экономическое управление. Производство материальных благ и стоимости, их распределение, обмен и потребление. Осуществляется менеджерами.

Социальное управление. Воздействие на социальные системы (общество и его социальные группы). Группы выделяются по признакам:

§ Роль в процессе производства (собственники, менеджеры, трудовые коллективы)

§ Уровень благосостояния (богатые, средний класс, бедные)

§ Родственные отношения

Политическое управление. Регулирование отношений между нациями, государствами и социальными группами. Осуществляется партиями. Основной метод управления - метод убеждения.

Военное управление . Управление войсками. Осуществляется мин. обороны и Генеральным штабом.

Все виды взаимосвязаны и образуют систему. В этой системе социальное управление задает социальные ориентиры развития. Экономическое управление создает материальную базу для достижения социальных целей. Политическое, государственное и военное создает условие для достижения социальных и экономических целей.

Особенности управления социально-экономическими системами

Социально-экономическая система – совокупность ресурсов и экономических субъектов, образующих единое целое и взаимодействующих между собой в сфере воспроизводства, обмена и потребления.

Имеет границы: экономические, исторические, этнические, географические, политические.

Основные свойства:

1. Целостность – изменение одного элемента системы влияет на другие.

2. Иерархичность – каждая система – подсистема более высокого порядка.

3. Интегративность означает, что система обладает свойствами, которые отличаются от свойств, входящих в нее элементов

Специфика управления:

1. Важнейший элемент управления – человек

2. Человек является одновременно и объектом, и субъектом управления

3. Управление носит объективно-субъективный характер (основывается на объективных законах, отражает волю и желание человека)


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31

2.1 Понятие, виды и этапы управления социально-экономическими системами

Управление – это деятельность, связанная с комплексом целенаправленных воздействий субъекта на объект и его структурные составляющие (элементы, взаимосвязи, процессы), направленная на сохранение или изменение его состояния с учетом тенденций развития объекта (его составляющих) и изменения внешней среды.

Выделяют следующие виды управления социально-экономическими системами:

1. По объекту:

Человечество в целом;

Государство;

Группа организаций;

Самостоятельная организация;

Группа людей;

Отдельный человек.

2. По сфере:

Управление политическими организациями;

Управление коммерческими организациями;

Управление некоммерческими организациями;

Управление творческими организациями.

3. По методам воздействия на объекты:

Административно-командное;

Демократическое;

Самоуправление.

Общее управление;

Управление людьми;

Управление технологическими процессами;

Управление материальными потоками;

Управление финансовыми потоками:

Управление информационными потоками.

5. В зависимости от периода, на который распространяется управленческая деятельность:

Текущее управление;

Перспективное (стратегическое) управление.

Процесс управления является непрерывным и включает в себя следующие этапы:

1. Диагностика текущего состояния объекта управления и оказывающих на него влияние факторов внешней среды;

2. Формулировка целей (долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных) с их закреплением в разрабатываемых планах и определении контролируемых параметров;

3. Организация работы для выполнения принятых плановых решений;

4. Реализация решений;

5. Непрерывный текущий контроль полученных результатов и установленных параметров объекта управление, и внесение корректировок;

6. Вознаграждение или наказание исполнителей (охватывает все этапы управления).

Виды управленческого труда:

1. Эвристический труд направлен на изучение проблем и разработку вариантов их решения. Выполняется руководителями и специалистами.

2. Административный труд связан с текущей координацией деятельности подчиненных, контролем, распоряжением с поощрением или наказанием. Выполняется только руководителем.

3. Операторный труд состоит из операций по техническому обеспечению производственных и управленческих процессов и связан с выполнением стереотипных, постоянно повторяющихся операций. Его осуществляют технические исполнители.

Задачи менеджмента:

1. Тактическая – поддержание устойчивости работы фирмы и всех его элементов (отделов, департаментов, подразделений);

2. Стратегическая – развитие фирмы и перевод ее в качественно новое состояние.

Можно выделить следующие виды менеджмента:

1. Производственный менеджмент – решает следующие задачи:

Определение оптимального объема и структуры выпуска продукции;

Улучшение применяемых технологий;

Определение рациональной загрузки оборудования;

Рациональное использование трудовых ресурсов (расстановка людей);

Устранение сбоев и неполадок;

Текущий контроль производственного процесса;

Руководство персоналом;

Разрешение конфликтов.

2. Снабженческо-сбытовой менеджмент

Организация и заключение договоров закупки, доставки, хранения сырья, материалов и готовой продукции;

Поставка готовой продукции;

3. Менеджмент персонала, задачами которого являются:

Расстановка, обучение, повышение квалификации кадров;

Разрешение трудовых споров и конфликтов;

Улучшение условий работы.

4. Финансовый менеджмент, задачами которого являются:

Определение текущего и перспективного финансового состояния предприятия;

Формирование рациональной структуры имущества и капитала предприятия;

Формирование и рациональное использование финансовых ресурсов;

Финансовое планирование и бюджетирование;

Осуществление финансового контроля и финансовой дисциплины;

Принятие мер по укреплению финансового состояния предприятия.

5. Маркетинг-менеджмент, представляющий собой процесс принятия управленческих решений, направленных на удовлетворение потребностей клиентов в производимом предприятием товаре. Маркетинг-менеджмент включает 4 направления:

Анализ рынка, представляющий собой процесс сбора и оценки информации о маркетинговой среде предприятия;

Поиск и отбор целевых рынков, заключающийся в сегментировании рынка, выбора целевых сегментов и позиционировании товара или услуги на рынке;

Разработка комплекса маркетинга, представляющий собой разработку товара, ценообразование, выбор каналов распределения и продвижение определенного товара или услуги на рынке;

Проведение маркетинговых мероприятий, заключающихся в разработке маркетинговой стратегии и осуществлении контроля за ее выполнением.

6. Менеджмент инноваций, объектом которого является процесс научных исследований, осуществления прикладных разработок, создания опытных образцов и внедрения новинок в производство.

7. Аккаунтинг-менеджмент, заключающийся в управлении процессом сбора, обработки и анализа данных о деятельности фирмы, сравнении их с исходными и плановыми показателями, а также с результатами деятельности других фирм с целью выявления резервов и возможных проблем.

2.2 Основные принципы и методы управленческой деятельности

Впервые основные принципы управления были сформулированы французским теоретиком и практиком менеджмента, основателем административной школы менеджментаАнри Файолем (1841-1925) . Данные принципы были представлены в работе Общее и промышленное управление» (франц. Administration Industrielle et Générale). Основные принципы управления, согласно административной школы менеджмента включают:

1. Разделение труда.

2. Власть (полномочия и ответственность).

3. Дисциплина.

4. Единство распорядительства

5. Единство руководства.

6. Подчиненность

7. Вознаграждение персонала

8. Централизация.

9. Иерархия (скалярная цепь).

10. Порядок.

11. Справедливость

12. Постоянство состава персонала

13. Инициатива

14. Единство персонала (корпоративный дух)

В современных условиях развития науки и практики менеджмента, указанные принципы можно расширить, и в качестве принципов управления можно выделить следующие:

1. Научность в сочетании с элементами искусства

2. Целенаправленность. Любая управленческая деятельность направлена на достижение поставленных целей. Ключевым в данном случае является процесс целеполагания. Целеполагание–это процесс разработки целей предприятияи соответствующих им задач управления; приоритетных направлений развития; тенденций развития всех видов политикк предприятия (кадровой, производственной, финансовой и т.д.).

3. Специализация в сочетании с универсальностью.

4. Последовательность. Управленческая деятельность представляет собой последовательный процесс, начиная с диагностики, постановки цели и планирования деятельности, и заканчивая контролем за ее выполнением.

5. Непрерывность. Управленческая деятельность является непрерывным процессом, направленным на достижение полезного результата.

6. Оптимальное сочетание централизованного регулирования и самоуправления отдельных элементов организации.

7. Учет индивидуальных особенностей и психологии работников, закономерности межличностных отношений и группового поведения.

8. Состязательность участников управления на основе личной заинтересованности в успехе, поддерживаемой материальным, моральным и организационным поощрением.

9. Гуманизм. Данный принцип означает, что управление персоналом должно основываться на нормах деловой этики, а также принятых в обществе нормах морали и нравственности.

10. Дифференциация представляющая собой расчленение крупных проблем на более мелкие:

а) по блокам (оперативный, стратегический, инновационный);

б) направлениям развития (техника, технология, качество, конкурентоспособность продукции и т.д.);

в) подразделениям (цеха основного производства, заводоуправление и т.д.);

г) видам работ (разделение труда) и др.

11.Единоначалие. Данный принцип означает, что производственно-хозяйственной деятельностью предприятия (его подразделений), а также деятельностью того или иного сотрудника руководит только один, уполномоченный на то руководитель. Следствиями принципа единоначалия являются принципы:

а) единства прав, обязанностей и ответственности;

б) иерархии;

в) единства руководства.

12.Исполнительская дисциплина - обязанность подчиненных выполнять указания руководителей.

13.Системность - рассмотрение проблем в их взаимосвязи и взаимовлиянии. Реализуя этот принцип, субъект управления: 1) обеспечивает взаимную увязку решаемых задач; 2) координацию взаимодействия различных подразделений внутри предприятия.

14.Обратная связь. Между объектом и субъектом управления устанавливается механизм обратной связи, для чего используются: учет, контроль и отчетность.

15.Профессионализм. Данный принцип предполагает, во-первых, компетентное руководство, а, во-вторых, - компетентное выполнение принятых решений.

16.Регламентация - установление правил, определяющих порядок деятельности предприятия (организации), а также отдельных его структурных подразделений, руководителей, специалистов, служащих, рабочих. Основными документами, регламентирующими деятельность персонала предприятия, являются: законодательство о труде; учредительные документы; правила внутреннего распорядка; регламент внутрифирменного взаимодействия; положения; должностные инструкции.

17.Адаптация к внешним условиям. Управляемая система находится в условиях постоянных социальных и экономических изменений (внешних и внутренних), в связи с чем она должна своевременно реагировать на эти изменения, активно приспосабливаясь к ним.

18.Развитие творческой инициативы, привлечение к управлению большого числа работников.

19.Субординация. Принцип субординации предполагает разработку правил служебной дисциплины и установление на их основе системы служебного подчинения младших старшим. Реализуя принцип единоначалия, руководитель принимает решения, обязательные для выполнения всеми работниками возглавляемого им коллектива. При этом руководитель несет полную ответственность за принимаемые решения.

20.Эффективность. Данный принцип охватывает большой круг проблем - от экономической эффективности управления (соотношения затрат и результатов) до поиска эффективных стилей руководства, адекватной мотивации деятельности, совершенствования организационной структуры, оптимизации процессов принятия решений и т.д.

Методы управления представляют собой специфические способы воздействия на управляемый объект для достижения поставленной цели. Особенности этого воздействия различают методы менеджмента друг от друга

Классическими методами управленческой деятельности являются:

1. Административные (распорядительные) методы, представляют собой методы прямого воздействия, носящие директивный, обязательный характер, основанные на дисциплине, ответственности, власти, принуждении. Административные методы реализуются в форме: приказов, постановлений, распоряжений, инструкций, рекомендаций.

2. Экономические методы, представляющие систему приемов и способов воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль, цена). Для использования экономических методов должна быть выстроенная система управления, ориентированная на целевой результат, с установлением количественных и качественных характеристик эффективности работы предприятия (например, сбалансированная система показателей – BSC). В качестве основных методов управления здесь выступает система заработной платы и премирования, которая должна быть максимально связана с результатами деятельности исполнителя.

3. Социально-психологические методы воздействуют на повышение трудовой активности через формирование благоприятного морально-психологического климата в коллективе и через раскрытие личностных способностей каждого работника. Социально-психологические методы реализуются в форме морального поощрения, социального планирования, убеждения, внушения, личного примера, регулирования межличностных и межгрупповых отношений, создания и поддержания морального климата в коллективе.

Помимо указанных методов также выделяют организационно-правовые методы. В данном случае создаются необходимые условия функционирования фирмы, формируются управленческие структуры, происходит нормирование и регламентация деятельности, определяются права и обязанности персонала.

При выборе метода менеджмента необходимо учитывать:

‒ скорость достижения цели;

‒ вероятность достижения цели;

‒ отношения подчинения;

‒ личность управляемого;

‒ личность управляющего;

‒ экономическую самостоятельность;

‒ климат в коллективе.

Сравнительная характеристика методов управления

Признаки методов управления Методы управления
Административные Экономические Социально-психологические
1. Основа использования Законы государственности и права, правовые интересы Экономические законы и экономические интересы Законы социально-психологического развития, социальные интересы
2. Орудия воздействия Административно-правовые и организационные формы Экономические формы Социально-психологические факторы
3. Объекты соблюдения Организационно-правовая среда Экономическая среда Благоприятный социально-психологический климат
4. Субстанция методов Директива, дисциплина Оптимизация мотивов Психология, социология
5. Цель управления Выполнение законов, директив, планов Достижение конкуренто-способности выпускаемых объектов Достижение взаимопонимания
6. Структура управления Жесткая Адаптивная к ситуациям Адаптивная к личности
7. Форма собственности, где преимущественно применяются методы Государственная Корпоративная, частная, государственная и д.р. Частная
8. Субъект воздействия Коллектив, индивидуум Индивидуум Индивидуум
9. Форма воздействия Нормативно-методические документы Мотивация Управление социально- психологическими процессами
10. Основное требование к субъекту при применении методов Исполнительность, организованность Профессионализм Психологическая устойчивость
11. Потребности, на удовлетворение которых нацелены методы Физиологические, обеспечение безопасности Физиологические Все потребности
12. Тип организационной структуры, для которой в наибольшей мере приемлемы данные методы Линейная, функциональная Линейная, функциональная, матричная Проектная
13. Преимущественное направление управляющего воздействия Сверху вниз Вертикальное (сверху вниз и снизу вверх) Вертикальное и горизонтальное
14. Стиль руководства, характерный для данной группы методов Авторитарный Смешанный Демократический
15. Тип чаше всего принимаемого управленческого решения Строгое соблюдение нормативно- методических документов и директив Решения, основанные на моделировании и комплексном обосновании Решения, основанные на суждении, интуиции, опыте
16. Конкретные методы и способы управления 1. Государственное регулирование экономики. 2. Стандартизация и сертификация. 3. Мониторинг экосистемы. 4. Нормативно-методическое регулирование системы управления. 5. Планирование, учет и контроль 1. Экономическое стимулирование. 2. Анализ затрат, качества и других параметров систем (фотография рабочего времени, хронометраж, анкетирование, тестирование, факторный анализ и др.). 3. Экономико- математическое моделирование. 4. Балансовые методы 1. Мониторинг социально- психологических процессов. 2. Моделирование социально- психологических процессов. 3. Психо-технологии. 4. Моральное стимулирование

2.3 Понятие и содержание основных функций управления

Процесс управления фирмой, может быть представлен как совокупность выполняемых функций, которые можно представить в трех основных группах:

1. общее управление (установление нормативных требований и политики управления, политики инноваций, планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность);

2. управление структурой предприятия (его создание, предмет деятельности, правовые формы, связи с другими предприятиями, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация);

3. конкретные области управления (маркетинг, НИОКР, производство, кадры, финансы).

Функции управления – это совокупность видов управленческой деятельности, объективно необходимых для осуществления процесса управления. Процесс реализации функции управления представляет собой последовательность действий по осуществлению функции управления.

Структура функции управления – это характеристика функции управления, определяющая совокупность и взаимосвязь действий, связанных с осуществлением соответствующей функции.

Все функции управления можно разделить на общие и конкретные (специальные).

Общие функции управления являются обязательными для успешной работы любой организации. Впервые общие функции управления были выделены французским практиком и ученым Анри Файолем в его работе "Общее и промышленное управление" в 1916 г., к которым он относил предвидение, организация, распорядительство, координация и контроль.

Впоследствии общие функции управления были расширены, и в настоящее время включают в себя:

1. Планирование;

2. Организация;

3. Распорядительство;

4. Координация

5. Контроль.

6. Мотивация (Работа с кадрами, управление персоналом.

1. Планирование включает в себя выбор цели, стратегии, линии поведения, разработку программ и процедур их проведения. Планирование распространяется на все уровни и подразделения и представляет собой количественную формализацию целей и задач предприятия.

2. Организация заключается в создании задуманной структуры ролей. Это осуществляется посредством:

Определения видов деятельности, необходимых для достижения целей;

Группировки этих видов деятельности;

Закрепления отдельных видом деятельности за определенным менеджерами;

Делегирования полномочий для осуществления отдельных видов деятельности;

Координации полномочий;

Обеспечения коммуникации в организационной структуре.

3. Суть распорядительства состоит в том, что менеджер должен много работать со своими подчиненными, доводя до них цели и задачи предприятия, а также координировать их работу. Эта функция эффективно работает, когда управляющий является еще и лидером. Задача управляющего лидера состоит в том, чтобы координировать деятельность своих подчиненных с ориентацией на конечный результат.

4. Координация заключается в согласовании деятельности между сотрудниками и структурными подразделениями организации. Координация осуществляется в формах совещаний, личных контактов руководителей, согласование рабочих планов и графиков и т.п.

5. Контроль означает оценку и корректировку деятельности подчиненных для того, чтобы происходящие события соответствовали запланированным. При контроле сопоставляются результаты с целями и планами. При обнаружении отрицательных отклонений должны разрабатываться мероприятия по минимизации возможных последующих отклонений как путем улучшения работы предприятия, так и посредством корректировки плана.

6. Мотивация (работа с кадрами) включает в себя учет, оценку, отбор, подготовку кадров для того, чтобы соответствующие ячейки, соответствующие посты, предусмотренные организационной структурой, были заполнены людьми соответствующей квалификации. Работа с кадрами также подразумевает разработку системы мотивации сотрудников, ориентированную на достижение работниками максимального полезного результата.

Специальные (конкретные) функции управления осуществляются в процессе управления конкретной организацией (функциональной областью организации), характер реализации которых определяется объектом управления.

К специальным функциям современного предприятия относятся следующие:

1. снабжение;

2. производство;

3. сбыт и маркетинг;

4. управление финансами;

5. управление инновациями;

6. управление персоналом;

7. деловые коммуникации;

8. управление конфликтами;

9. управление рисками;

10.организационное развитие;

11.управление качеством продукции;

12.организационная культура.

При системном исследовании функций управления, необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Какова природа и цель данной функции;

2. Каковы структурные свойства данной функции;

3. Каким образом осуществляется каждая функция;

4. Какие ключевые концепции применимы к данной функции;

5. Какие принципы и какая теория являются основополагающими;

6. Какие методы наиболее полезны;

7. Какие трудности встречаются;

8. Каким образом создавать соответствующую среду для осуществления каждой функции.

2.4 Понятие миссии, цели и стратегии организации.

Миссия

Миссия фирмы – это в концентрированном виде выраженный смысл и причина существования фирмы, а также ее предназначение для сотрудников и внешней среды.

Формирование миссии включает в себя три аспекта:

1. Понимание, каким бизнесом занята организация в настоящее время;

2. Решение о том, есть ли необходимость изменить стратегический курс;

3. Коммуникация или распределение информации о миссии таким способом, чтобы она стала ясной и смогла заинтересовать работников, создать положительную реакцию.

Появление миссии способно оказать влияние на изменение восприятия организации её сотрудниками, что может благоприятно сказаться на их вовлеченность в работу и преданность организации. Кроме того, сформулированная миссия способна оказать благоприятное влияние на контактную аудиторию, улучшая её информированность и восприятие организации, что может оказать благоприятное влияние на изменении конкурентного статуса фирмы.

Определение миссии должно содержать ответы на четыре основных вопроса:

1. Чем занимается наш бизнес?

2. Какие потребности удовлетворять?

3. Интересы каких групп потребителей удовлетворять?

4. Каким образом удовлетворять потребности?

Пример миссии строительной организации: Создание для населения комфортных условий проживания посредством качественного строительства современных жилых зданий, что обеспечивает развитие компании, благополучие ее сотрудников и социально-экономическое развитие региона.

Цели

Цели выражают отдельные конкретные результаты деятельности фирмы, и отражают то, к чему стремится фирма в своей деятельности.

С точки зрения периода цели делят на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (1-3 года), долгосрочные (свыше 3 лет).

Краткосрочные цели имеют конкретное содержание и могут выражаться как получение прибыли. Среднесрочные и долгосрочные цели заключаются в достижении стратегических целей фирмы и реализации ее миссии.

Для различных организаций среднесрочные и долгосрочные цели различаются, и это зависит от срока окупаемости деятельности фирмы, то есть продолжительности производственного и операционного циклов.

Цели представляют собой результаты, которых стремится добиться организация в ближайшей и долгосрочной перспективе. Цели могут быть поставлены перед организацией в целом, перед ее структурными подразделениями, а также перед конкретными исполнителями.

Цели формируются в соответствии с системой ценностей организацией, теми, кто распоряжается ее ключевыми ресурсами.

Функции целей:

1. Цели отражают главный смысл и концепцию развития фирмы;

2. Составляют основу общей и управленческой структур организации;

3. Уменьшают неопределенность текущей деятельности субъекта;

4. Составляют основу критериев выделения проблем, принятия решений, оценки результатов;

5. Являются инструментом сплочения коллектива;

6. Официально провозглашенные цели служат идейной основой необходимости существования организации.

Задачи - конкретизация целей предприятия, выраженная в требуемых действиях. Традиционно выделяется 3 категории задач организации: работа с людьми, предметами и информацией.

Отличительные черты целей называются SMART – характеристикой, которым должна соответствовать сформулированная цель.

S (specific) – быть точным и ясным, чтобы не оставалось места для их неправильного или множественного толкования.

M (Measurable) – цели должны быть измеримы и выражать количественно все, чего требуется достичь, в том числе субъективные ожидания. Исполнители должны чётко представлять о количественных показателях, которые необходимо получить для достижения целей.

А (Achievable)– цели должны быть достижимыми, поэтому все сотрудники фирмы должны быть уверены что поставленная цель достижима. Достижимость целей должна быть оценена с точки зрения внутренних ресурсов организации, а также влияния факторов внешней среды.

R (Relevant) – цели должны быть ориентированы на результат и соотноситься с другими целями, в первую очередь со стратегическими целями, миссией и интересами исполнителей.

Т (Timely) – цели должны быть четко определены во времени, для того, чтобы исполнители чётко представляли к кому сроку должны быть выполнены те или иные действия, необходимые для достижения целей.

Примеры целей: Получение прибыли в размере 100 млн. руб. в течение 1 года. Увеличение объема продаж на 10% за предстоящий квартал. Увеличение доли рынка до 50% в течение ближайших 3 лет.

Стратегия

Стратегия 1 – это генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей.

Стратегия 2 – выработка линии действия фирмы с целью определения ее места на рынке, закрепления на нем и последующего расширения не смотря на изменения, которые ожидают фирму в ближайшем и далеком будущем.

Стратегия отвечает на вопрос: «Каким образом, с помощью каких действий фирма сумеет достичь своих целей в условиях изменяющего конкурентного окружения?»

Стратегия дает ответы на следующие вопросы относительно сущности организации:

1. Что представляет наш бизнес сегодня?

2. Каким должен стать наш бизнес завтра?

3. Каковы наши товары, функции и рынки?

4. Что нужно сделать, чтобы достичь поставленных целей?

Стратегическое управление – это система управления организацией, ориентированная на достижение её долгосрочных целей посредством максимального использования своего внутреннего потенциала и внешних возможностей, гибкого реагирования и своевременных изменений, с учетом изменяющихся внешних условий.

Стратегическое управление ориентировано на действия, определяемые разработанными стратегиями предприятия, которые способствуют достижению его стратегических целей.

§ 3 Управление экономикой

Каково место управления в экономической системе

Знакомство с управлением хозяйством мы завершаем рассмотрением организационно-экономических отношений. Это не случайно. Управление является производным экономическим отношением от всех звеньев системы экономических отношений.

Управление экономикой – это целенаправленное упорядочивающее воздействие на процесс общественного труда. Оно призвано организовывать, согласовывать и контролировать хозяйственную деятельность всех работников для достижения намеченных результатов.

Как же управленческие связи взаимодействуют с другими видами экономических отношений?

Управление и собственность. Если известно, что управление призвано упорядочить хозяйственную деятельность, то еще не ясно, в чьих интересах это делается. Ответ на этот вопрос позволяет выявить зависимость управления производством от собственности. Труд на предприятии всегда организуется с определенной целью – как можно лучше применить средства производства, обеспечив их собственнику надлежащий доход.

Такая зависимость управления от собственности неоднократно менялась на протяжении истории хозяйственной жизни. При определенных условиях сам собственник непосредственно руководит предприятием. В других случаях этим занимаются специально нанятые управляющие.

Связь управления с кооперацией и разделением труда. Всякий вид кооперации труда нуждается в управлении. Возьмем, например, сооружение большого жилого дома. Несомненно, что строители не смогут начать и завершить стройку, если никто не обеспечит их целенаправленную и согласованную работу. При простой кооперации труда в небольших размерах управлять хозяйством способен один человек, имеющий определенный жизненный и производственный опыт. Но с переходом от простой кооперации труда к сложной управленческая деятельность на предприятиях стала превращаться в особую профессиональную работу, требующую специальной подготовки.

Управление и рынок. В дальнейшем (см. гл. 5 и гл. 13) мы увидим, что товарно-рыночное хозяйство обладает способностью к определенному саморегулированию. Подобно всякой управляющей системе, товарное производство и рынок наделены прямой и обратной связью, что позволяет им решать важную организационную задачу: что производить, как это делать и для кого создавать продукты?

Однако по ряду причин в XX в. рынок во многом утратил свое регулирующее воздействие на развитие национального хозяйства. Эти функции взяло на себя государство.

Управление хозяйством и государство. С возникновением государственного сектора национальной экономики государство впервые стало выполнять ряд важнейших задач по регулированию всей хозяйственной жизни общества.

Оно сосредоточилось на выполнении общенациональных социально-экономических задач, которые не в состоянии выполнить рынок.

Как мы видим, руководство производством находится под воздействием ряда хозяйственных условий. С их изменением управление экономикой проходит три качественно различных этапа.

Каковы этапы развития управления хозяйством

В условиях капитализма получили развитие следующие последовательно возникшие виды управленческой деятельности: 1) единоличное руководство частным предприятием его собственником; 2) управление хозяйственным объединением менеджерами; 3) руководство национальным хозяйством с помощью совокупности определенных государственных учреждений. Теперь кратко рассмотрим, какими историческими особенностями отличались эти виды управления на разных этапах истории.

Первый этап. Начальный вид единоличного управления частным предприятием достиг в XVIII–XIX вв. наибольшего развития при сложной кооперации труда в виде мануфактуры (совместного труда ремесленников, вручную выполнявших отдельные специализированные операции) и фабрики (коллективного труда работников, использующих систему машин). С самого начала этими формами хозяйства руководил сам собственник.

С укрупнением масштабов фабричного производства собственники предприятий стали увеличивать численность управленческих работников. Часть из них непосредственно управляла производственным процессом (директора предприятий, начальники цехов, мастера участков и т. д.), а другие были заняты подготовкой к управлению (бухгалтеры, учетчики, секретари и др.).

Второй этап. На рубеже XIX–XX вв., когда ведущей стала акционерная форма собственности, непосредственное управление хозяйственными объединениями перешло от собственников фирм к менеджерам.

Менеджер – наемный управляющий на предприятии, специалист по управлению.

Все большее усложнение современного производства потребовало развить особую отрасль знаний и умений – менеджмент.

Менеджмент – система теоретических и практических знаний о принципах, методах, средствах и формах управления производством в целях повышения его эффективности и увеличения прибыли.

Какими навыками и способностями должен обладать современный менеджер? Созданный исследователями своеобразный словесный портрет включает следующие качества? 1) способность управлять собой; 2) разумные личные ценности; 3) четкие личные цели; 4) упор на постоянный личный рост; 5) навык решать проблемы; 6) изобретательность и способность к инновациям (нововведениям); 7) высокая способность влиять на окружающих; 8) знание современных управленческих подходов; 9) способность руководить; 10) умение обучать и развивать подчиненных; 11) способность формировать и развивать рабочие группы.

При разработке бизнес-плана выполняются следующие задачи?

оценивается будущее положение на рынке – возможность успешно сбывать новую продукцию;

подсчитывается величина затрат на производство новых изделий или на строительство нового завода;

предусматриваются источники денежных средств (собственные и заемные – у банка);

прогнозируется доходность предстоящего бизнеса;

учитываются возможные риски и пути их уменьшения.

Научный характер деятельности менеджера проявляется в том, что он придает развитию фирмы плановый характер. На практике это регулярно происходит при организации производства новой продукции и при создании предприятия, когда составляется бизнес-план.

Бизнес-план обязательно представляется в банк, если фирма надеется получить у него денежный заем. При этом важно убедить банк в привлекательности и конкурентоспособности фирмы. В свою очередь с помощью специалистов банковское учреждение тщательно изучает бизнес-план, а в случае его одобрения строго контролирует его выполнение.

Третий этап. Во второй половине XX в. развитие управленческой деятельности связано с коренной переменой в регулировании национальной экономики во всех западных странах. В этот период экономическая и рыночная власть перешла к крупнейшим фирмам и государству. Был создан новый механизм управления национальным хозяйством: смешанное регулирование национального хозяйства, в котором принимает участие правовое государство и видоизмененный рынок. Этот довольно-таки сложный механизм будет особо рассмотрен в гл. 13.

Таким образом, мы закончили анализировать типы и виды экономических отношений. Это поможет нам во всех последующих разделах учебника рассмотреть основные формы экономики, которые различаются масштабами охвата хозяйственной деятельности.

Из книги Азбука экономики автора Гвартни Джеймс Д

КОНСТИТУЦИОННЫЕ НОРМЫ должны обеспечивать гармоническое сочетание демократии с крепкой экономикой Прежняя точка зрения, рожденная в муках многовековой истории господства одних людей над другими, состояла в том, что неограниченная власть людей с ограниченными

Из книги Реалии экономического кризиса автора Автор неизвестен

Связь фондового рынка с реальной экономикой Денис Емельянов, редактор рубрики "Финансы, фондовый рынок", ИА "Комментарии.ру": Можно ли по техническим сигналам финансовых рынков судить о начале восстановления реального сектора экономики? Что в данном случае является

Из книги Основы экономики автора Борисов Евгений Филиппович

§ 4 Россия: преобразование системы управления экономикой Что такое командно-административная система управленияНачнем с объяснения названия этой системы. Командно-административная система – это централизованное государственное управление экономикой страны,

Из книги Контроль и ревизия: конспект лекций автора Иванова Елена Леонидовна

5. Роль и функции контроля в управлении экономикой Государство осуществляет воздействие на сферу финансовых отношений через налоговую политику, регламентацию кредитных отношений, регулирование финансового рынка.В сферу непосредственного государственного управления

Из книги Контроль и ревизия автора Иванова Елена Леонидовна

3. Роль и функции контроля в управлении экономикой Государство осуществляет воздействие на сферу финансовых отношений через налоговую политику, регламентацию кредитных отношений, регулирование финансового рынка.Формально объектом финансового контроля являются

Из книги Мировая экономика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

37. Основные типы государств в мировой экономике. Развитые страны с рыночной экономикой. Страны с переходной экономикой В международной практике все страны мира разделяются на три основные группы: развитые страны с рыночной экономикой, страны с переходной экономикой и

Из книги Мировая кабала. Ограбление по… автора Катасонов Валентин Юрьевич

Из книги Америка против России. Агония финансовой пирамиды ФРС. Рэкет и экспроприации Вашингтонского обкома автора Катасонов Валентин Юрьевич

О внешнем управлении российской экономикой Формирование экономического механизма РФ, основные особенности которого мы перечислили выше, - непрерывный процесс, который раньше назывался красивым словом «реформы», а сейчас (в силу того, что результаты «реформ» оказались

Из книги Ускорение: Совершенствование методов хозяйствования автора Гвишиани Джермен Михайлович

Так кто же управляет российской экономикой? В предыдущей статье я назвал пять причин, объясняющих, почему российская экономика находится фактически под внешним управлением. Там же были описаны пять основных механизмов такого внешнего управления. Один из них - уход

Из книги О проценте ссудном, подсудном, безрассудном. Хрестоматия современных проблем «денежной цивилизации». автора Катасонов Валентин Юрьевич

1. Современный этап развития системы управления экономикой Динамичное и планомерное развитие социалистического общества требует постоянного совершенствования системы управления экономикой и приведения ее в соответствие с уровнем развития производительных сил и

Из книги Деньги. Кредит. Банки [Ответы на экзаменационные билеты] автора Варламова Татьяна Петровна

Из книги Новая эпоха - старые тревоги: Политическая экономия автора Ясин Евгений Григорьевич

85. Особенности основных элементов банковской системы в странах с рыночной экономикой В странах с развитой рыночной экономикой сложилась определенная структура банковской системы.1. Центральный (эмиссионный) банк.2. Коммерческие

Из книги 23 тайны: то, что вам не расскажут про капитализм автора Чанг Ха-Джун

1.5 Испытание экономикой Основной причиной отката демократической волны были, конечно, трудности в экономике, достигшие экстремального уровня вскоре после начала радикальных рыночных реформ. Напомню, что в 1992 году цены выросли в 26 раз, сбережения обесценились, резко

Из книги Долгое время. Россия в мире. Очерки экономической истории автора Гайдар Егор Тимурович

А КАК БЫТЬ С ЭКОНОМИКОЙ ЗНАНИЙ? Хотя влияние образования на экономический рост до сих пор было скромным, вы можете спросить: не изменило ли ситуацию развитие в последнее время экономики знаний? Можно было бы утверждать, что с подъемом экономики знаний, когда основным

Из книги Валютные войны автора Рикардс Джеймс

§ 8. Выбор стратегии развития и формирование модели административного управления экономикой Определяющее воздействие на выбор стратегии экономического развития в это время оказывают марксистская идеология и борьба за власть. Суть альтернативы ясна: что ляжет

Из книги автора

Глава 9 Дурное обращение с экономикой «Человеческие решения, влияющие на будущее… не могут зависеть от строгого математического расчета, учитывая, что база для подобных исчислений не существует… это наша врожденная потребность действовать, что заставляет колесо

Управление – это древний вид человеческой деятельности. Необходимость в управлении возникла с того момента, как люди начали осуществлять коллективную деятельность, стали объединять свои силы для ведения производства.

На протяжении все жизни человек занимается разнообразными по содержанию и формам видам деятельности. На основе различий в содержании можно выделить следующие виды деятельности:

  • государственная;
  • хозяйственная;
  • производственная;
  • социальная;
  • научная;
  • культурная;
  • педагогическая и др.

Управленческой деятельности принадлежит особое место среди этого разнообразия. Как самостоятельный вид управленческая деятельность исторически сложилась под влиянием складывающихся социально-экономических условий (способ производства, развитие технологий производства, а также содержание и характер труда), в процессе разделения труда. Известны слова К. Маркса из его труда «Капитал»:

Цитата

«Всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается... в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работниками. Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере».

Распределенная между подразделениями и отдельными исполнителями работа на предприятии, нуждается в том, чтобы кто-то координировал действия сотрудников для достижения общей цели деятельности. Таким образом, возникает потребность в отделении управленческой деятельности от исполнительной. Управление предприятием начинается с момента определения конечной цели, осуществляется при организации, проектировании, строительстве, реконструкции, модернизации и функционировании предприятий. Целью управления является конечный желаемый результат деятельности. После определения цели она начинает «подчинять себе людей», стремящихся ее достичь, тем самым, оказывая влияние на выбор методов и средств. Однако цель управления обязательно должна быть достижимой, представлять собой конкретную форму выражения, быть для всех понятной и стабильной, т. е. она не должна меняться в процессе продвижения к ней.

Представления об управлении

Менеджмент, управление, можно рассматривать в трех ипостасях:

  1. научная дисциплина, имеющая теоретические основы (теории, принципы, методы) и впитывающая отдельные положения других наук;
  2. практика, представляющая собой совокупность видов и процедур управленческой деятельности, выполнение которых осуществляется в определённой последовательности и известных задолго до появления теоретических основ;
  3. искусство, проявляющееся в степени мастерства руководства в области управления.

Определение

Сам термин «менеджмент» английского происхождения, в переводе на русский язык интерпретируется как управлять, руководить. В научной литературе и практической деятельности понятие «менеджмент» зачастую отождествляется с понятием «управление». Однако это обстоятельство можно поставить под сомнение, т. к. научное толкование этих терминов не полностью совпадает. Приведем некоторые определения понятия «менеджмент ».

  • В «Оксфордском словаре английского языка» менеджмент определяется как способ (манера) обращения с людьми, власть, искусство управления, особого рода административные навыки, орган управления.
  • «Толковый словарь русского языка» трактует «менеджмент» как искусство управления интеллектуальными, финансовыми и материальными ресурсами.
  • В «Современном экономическом словаре» менеджмент понимается как совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств управления производством и персоналом с использованием достижений науки управления.

Термин «менеджмент» охватывает только социально-экономические системы (организации, предприятия и др.), где обязательными элементами выступают человек и его целенаправленная деятельность. Таким образом, здесь происходит управление взаимоотношениями людей в рамках их совместной трудовой деятельности.

С точки зрения эволюции управленческой деятельности, то менеджмент возник на заре становления капитализма, а управление является, по сути, древним видом человеческой деятельности. Человечество всегда испытывало потребность в данном виде деятельности.

Менеджмент как управление хозяйственной деятельностью может существовать только в условиях рынка и свободы предпринимательства. Управление же в свою очередь может быть реализовано и в нерыночных системах (управление государством, военной организацией, общественной деятельностью, идеологией, религиозной деятельностью).

Еще одно отличие лежит в области кадрового состава управленческой деятельности. Менеджмент представляет собой деятельность профессиональных управляющих – менеджеров, а управлением может заниматься не только профессионал, но и любой специалист, каждый человек.

Производительность управленческого труда

Потребность в управлении определяется также в рамках вопроса о производительности деятельности человека. Однако мы хотим рассмотреть не функциональный труд, а именно управленческую деятельность. Повышение эффективности управленческого труда влечет за собой повышение эффективности всей организации в целом, всей человеческой деятельности. Таким образом, речь идет о том, чтобы некоторые однородные функции, а именно – принятие решений и контроль за их исполнением – было поручено одному человеку - управляющему (менеджеру) или группе работников. В этой связи, можно сказать о том, что управляющие являются узкими специалистами в области выполнения тех функций, полномочия по которым им переданы. Следовательно, при таких условиях достигается максимально эффективное использование трудовых ресурсов – субъекта и органа управления. Результат деятельности обоих звеньев:

  • в рамках государства - создание национального дохода;
  • в рамках отдельного предприятия – конкретной продукции, работ или услуг.

Вывод

Таким образом, мы можем видеть, что деятельность человека издавна нуждается в управлении, в необходимости четкого определения целей, постановки задач и отслеживания всего процесса достижения этой цели. При наличии человека, взявшего на себя функции управленца, мы, тем самым, помогаем сами себе достичь лучших результатов. Однако существует еще такая особенность, как внутренний контроль, внутреннее управление. Человек, способный следовать своему внутреннему контролю, обладает огромной силой воли и духа. Здесь речь также идет об управлении, однако это уже не внешнее воздействие, а внутренняя мотивация, двигающая человека в сторону достижения поставленных целей и выполнения задач.

Система управления экономикой – это комплекс методов, направленных на улучшение и контроль экономической ситуации.

Система экономического управления независимо от положения в иерархии имеет в распоряжении несколько комплексов инструментов. К ним относятся системы планирования, организации, прогнозирования, аналитики, оперативного регулирования, контроля и учета.

Концепции систем экономического управления

Во всем мире принимаются во внимание три основные концепции управления экономикой. К ним относятся:

  • либеральная концепция;
  • административная концепция;
  • смешанная концепция.

При либеральной системе управления экономическими процессами, любые административные меры регулирования не предусмотрены. Экономика развивается и регулируется сама по себе без вмешательства государственных органов. Либеральная концепция базируется на механизмах потребления и таких инструментах управления, как независимые СМИ и других потоков информации.

Использование либеральной системы управления долгое время было эффективным. Однако в результате отсутствия административных мер воздействия, возникли кризисные ситуации, которые невозможно предотвратить без государственного вмешательства.

Административная концепция, напротив, отрицает любые меры рыночного воздействия и включает в себя только государственные способы управления экономикой. Первоначально административная концепция показывает высокие результаты, но в конечном итоге в такой системе нарастают кризисные процессы, что неминуемо ведет к краху.

Причин этому может быть несколько:

  • Государственные органы не могут в полной мере оперативно реагировать на изменения рынка и экономики. Запрет на любое проявление самостоятельности в процессе управления экономикой не дает своевременно регулировать механизмы спроса и предложения, что ведет к появлению дефицита и других негативных явлений.
  • Для развития экономической системы необходима правильная мотивация сотрудников предприятий. Находясь в зависимости от решений государственных органов, предприниматели не могут создать собственную систему мотивирования, и работники неминуемо подвергаются жестким мерам административного регулирования. Это приводит к заторможенности развития экономики и ведет к краху административной системы.
  • Для следования пути развития экономики, который устанавливает государство, необходима поддержка руководителей экономических отраслей и предприятий. Это означает, что управленцев становится непервостепенной. Такой подход приводит к деградации экономики.

Наиболее оптимальной и сбалансированной считается смешанная система управления экономикой. Основой такой концепции являются рыночные механизмы экономики при регулировании государством в качестве коррекции. Смешанная система управления нуждается в применении определенной стратегии развития экономики.

Потоки информации и СМИ в такой системе обладают определенной долей свободы, но все-таки находятся под государственным контролем. Смешанная система управления – наиболее результативна в условиях современной экономики.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш