Основные темы сказок м е салтыкова щедрина. Основные темы и проблемы сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина

Тематика и проблематика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина

«Сказка ложь, да в ней намек...», намек на острые проблемы, важные, животрепещущие вопросы. Это урок, которым мудрый человек обязательно воспользуется.

Сказки Щедрина - явление особенное, яркое и значительное в литературе. Это синтез комического с трагическим, праздник гротеска и аллегории, торжество гиперболы, искусный образец использования эзопова языка. На что же направляет автор свои усилия, используя все эти художественные приемы? На освещение всех тех сторон современной ему действительности, к которым он до самой смерти оставался непримиримым.

им преданные. Пример тому мы находим в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Коняге», «Диком помещике». В этих произведениях писатель выступает не только как защитник народных интересов. Он пытается внушить простому человеку веру в его уникальность, значимость, вдохновить его на защиту собственного достоинства и пожурить за долготерпение.

«Дикого помещика» - глупец, ненавидевший народ и неожиданно для самого себя без него одичавший. Помещик долгое время жил за счет чужого труда, нежил «свое тело, белое, рыхлое, рассыпчатое», не выносил «холопьего духу». Жалко смотреть на него в финале сказки. «... Вцепится в свою добычу, разорвет... ногтями, да так со всеми внутренностями, даже со шкурой, и съест», - пишет о нем автор. Нет жизни господам без народа: именно народ - поилец и кормилец, созидатель ценностей, и не только материальных, но и духовных.

говорить о многих пороках общества. Показательна в этом плане сказка «Медведь на воеводстве». Топтыгины совершают в своем лесу «мелкие, срамные» злодеяния и даже «крупные кровопролития», и режим их не менее жесток, чем существовавший в то время в России деспотический строй.

Сказка «Премудрый пискарь» рисует «остолопа, который не ест, не пьет, никого не видит, ни с кем хлеба-соли не водит, а все только распостылую свою жизнь бережет». Беспощадно бичует Щедрин такого обывателя. «Какие были у него радости? кого он утешил? кому добрый совет подал? кому доброе слово сказал? кого приютил, обогрел, защитил? кто слышал об нем? кто об его существовании вспомнит?» - вопрошает автор. Но не только это подчеркивает Щедрин. Сатирик заставляет читателя задуматься о его гражданской позиции. «Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пискари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пискари», - пишет он.

Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина и сегодня не перестали быть нужными и полезными. Из них по-прежнему можно извлекать уроки мудрости, справедливости, уважения к народу, доброты, нравственности, гражданственности.

«Уроки по Салтыкову-Щедрину» - Выставка книг. М.Е. Салтыков-Щедрин. Последние пять лет жизни писателя были особенно трудны. Повести «Противоречия» (1847) и «Запутанное дело» (1848). С. Н. Кривенко. Угрюм-бурчеев. 5. Работа м. Е. Салтыкова-щедрина в «современнике» и «отечественных записках». Иудушка. Знакомство Салтыкова с социалистом-утопистом М. В. Петрашевским переросло в дружбу.

«Щедрин История одного города» - Философский роман о парадоксах человеческого существования? История создания. Градоначальники города. Что можно сказать о городе, в котором такие правители? «История одного города» - в сущности сатирическая история русского общества. Действия, относящиеся к теме. 4 строчка – четыре слова – предложение.

«История одного города Салтыков-Щедрин» - Символом чего является река? В словаре В.Даля: Баклан – болван, чурбан, чурка. Сказки «для детей изрядного возраста». Каков финал главы? Роман «История одного города». Основные понятия Угрюм-Бурчеевского бреда. Из 32 сказок 28 созданы в течение четырёх лет: 1882-1886. Государственное устройство предназначено для человека.

«Биография Щедрина» - Вновь служит чиновником из-за материальных затруднений. 1868г. После смерти Н.А.Некрасова 1877г. Показано разложение основ эксплуататорского общества: собственности, семьи и государства. Повесть полна «живого, до боли сердечной прочувственного отношения к бедному человечеству». Творческая деятельность продолжается, писатель говорит с читателем со страниц «чужих» журналов.

«Сатира в сказках Салтыкова-Щедрина» - Обобщить знания, полученные на предыдущих уроках. Цели: А у молодого ля-ля ля-ля была. Ля-ля рыскали, ля-ля летали, ля-ля ползали, а в ля-ля никто маршировать не хотел. Н.Г. Чернышевский. В мире «Сказок» Салтыкова - Щедрина. Ирония Юмор Гротеск Сатира. Общие черты сказок: Выяснить, какие возможности открывал перед Салтыковым – Щедриным жанр сказки.

«Биография Салтыкова-Щедрина» - В Нагибине отразился, таким образом, только один небольшой уголок внутренней жизни автора. Михаил евграфович салтыков-щедрин. Был шестым ребёнком потомственного дворянина и коллежского советника Евграфа Васильевича Салтыкова (1776-1851). В. Ф. Корша), в 1862 - несколько сцен и рассказов в журнале «Время»).

Всего в теме 35 презентаций

Сказки приходят к нам из глубины народной жизни. Они передавались из поколения в поколение, от отца к сыну, немного изменяясь, но сохраняя свой основной смысл. Сказки - итог многолетних наблюдений. В них комическое сплетается с трагическим, широко используется гротеск, гипербола (художественный прием преувеличения) и удивительное искусство эзопова языка. Эзопов язык - аллегорический, иносказательный способ выражения художественной мысли. Это язык нарочито затемненный, полный недомолвок. Обычно он используется писателями, лишенными возможности высказывать мысли прямо.
Форму народной сказки использовали многие писатели.
В сказках мы встретим типичных для Щедрина героев: здесь и тупые, свирепые, невежественные правители народа (“Медведь на воеводстве”, “Орел-меценат”), здесь и народ, могучий, трудолюбивый, талантливый, но вместе с тем покорный своим эксплуататорам (“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, “Коняга”).
Сказки Щедрина отличаются истинной народностью. Освещая самые злободневные вопросы русской жизни, сатирик выступает как защитник народных интересов, выразитель народных идеалов, передовых идей своего времени. Мастерски использует он народный язык. Обращаясь к устному народному творчеству, писатель обогащал народные сюжеты фольклорных произведений революционным содержанием. Он создавал свои образы на основе народных сказок о животных: трусливом зайце, хитрой лисе, жадном волке, глупом и злом медведе.
Мастер эзоповых речей, в сказках, написанных в основном в годы жестокого цензурного гнета, он широко использует прием иносказания. Под видом животных и птиц им изображаются представители различных общественных классов и групп. Иносказание позволяет сатирику не только зашифровать, спрятать истинный смысл его сатиры, но и гиперболизировать в своих персонажах самое характерное. Образы лесных Топтыгиных, совершающих в лесной трущобе “мелкие, срамные” злодеяния или “крупные кровопролития”, как нельзя более точно воспроизводили самую сущность деспотического строя. Деятельность Топтыгина, который разгромил типографию, свалил в отхожую яму произведения ума человеческого, завершается тем, что его “уважили мужики”, “посадив на рогатину”. Его деятельность оказалась бессмысленной, ненужной. Даже Осел говорит: “Главное в нашем ремесле - это: laissez passer, laisses faire (позволять, не мешать). И сам Итак, можно сказать, что и идейное содержание, и художественные особенности сатирических сказок Салтыкова-Щедрина направлены на воспитание уважения к народу и гражданских чувств в русских людях. Они в наше время не утратили своей яркой жизненности. Сказки Щедрина по-прежнему остаются в высшей степени полезной и увлекательной книгой миллионов читателей.
Эзопов язык помогает выявлять пороки общества. И сейчас он используется не только в сказках и баснях, но и в прессе, в телевизионных передачах. С экранов телевизоров можно услышать фразы, имеющие двойной смысл, обличающие зло и несправедливость. "Это происходит, когда о пороках общества нельзя говорить открыто.



25. Проблематика и идейное содержание сказки Салтыкова-Щедрина «Дурак» .

Давно занимавшая творческое воображение Салтыкова и оставшаяся неосуществленной мысль о создании произведения (под названием "Паршивый"), героем которого должен был бы явиться самоотверженный поборник социальной справедливости, революционер типа Чернышевского или Петрашевского, - эта мысль нашла свое частичное претворение в сказке "Дурак". В ней представлена свободная от всех нравственных пороков привилегированного общества личность гуманиста - правда, не в образе революционера, а в опрощенном соответственно народной сказке образе прирожденного крестьянского "праведника", который "не понимал" и потому не признавал никаких требований официального морального кодекса. Разумеется, жизнь одинокого протестанта, взгляды и поступки которого находились в непримиримом конфликте с господствующей средой, должна была закончиться трагически. Финальный эпизод сказки - внезапное исчезновение, а затем, по прошествии многих лет, возвращение измученного Иванушки - намекает на административную кару, постигшую героя. Такова была участь многих "справедливых людей" из народа, и Салтыков своей сказкой выражал им сочувствие.

26. Проблематика и идейное содержание сказки Салтыкова-Щедрина «Самоотверженный заяц»

М.Е Салтыкову-Щедрину горько и больно за русского человека. Многочисленные политические выступления против трусов, изменников революционному делу, обывателей, ставящих личное мещанское благополучие выше дела революции – вот главная тема данной сказки. В основу сказки «Самоотверженный заяц» положена та же идея, что и в «Премудром пескаре». В образе самоотверженного зайца, угодливо отдающего себя на растерзание волку, М.Е. Салтыков-Щедрин высмеивает ту часть «благонамеренной» интеллигенции, которая, отказавшись от активных методов борьбы, полагала, что возможен договор, мирное соглашение с самодержавием. В образе волка сатирик имеет в виду царский режим, не знающий никаких компромиссов в своей борьбе с революцией. Здесь главный герой – «заяц» – не благородный идеалист, а обыватель, надеющийся на доброту «хищников».
Сказка «Самоотверженный заяц» о поработителях с их волчьими повадками и об их жертвах, слепых в своей покорности. Заяц перед волком провинился. Не остановился, когда тот звал его, более того, еще пуще ходу прибавил. Волк придумал, как поступить со строптивым зайцем: «… сиди под этим кустом и жди очереди. А может быть, …ха-ха, я тебя и помилую!» Вот и сидел заяц под кустом, трясся, боялся с места сойти. Автор клеймит укоренившуюся в народных массах психологию рабской верности господам, а эту верность можно расценивать как предательство своих классовых интересов.

А.А.Фет личность поэта

Дата рождения: 23 ноября 1820
Дата смерти: 21 ноября 1892
Место рождения: Российская империя, Орловская губерния, усадьба Новоселки

Фет Афанасий Афанасьевич (23 ноября 1820 года – 21 ноября 1892), великий русский поэт-лирик, мемуарист, переводчик.

Афанасий получил блестящее образование. Способному мальчику легко давалась учеба. В 1837 году он окончил частную немецкую школу-пансионат в городе Верро, в Эстонии. Уже тогда Фет начал писать стихи, проявлял интерес к литературе и классической филологии. После школы, чтобы подготовиться к поступлению в университет, он обучался в пансионате профессора Погодина, писателя, историка и журналиста. В 1838 году Афанасий Фет поступил на юридический, а потом – на философский факультет Московского университета, где учился на историко-филологическом (словесном) отделении.

В университете Афанасий сблизился с одним из студентов – Аполлоном Григорьевым, который тоже увлекался поэзией. Они вместе стали посещать кружок студентов, которые усиленно занимались философией и литературой. При участии Григорьева Фет выпустил свой первый сборник стихов

Афанасий Фет оставил значительный след в русской литературе. Свой первый сборник стихов «Лирический пантеон» он выпустил, когда учился в университете. Первые стихи Фета были попыткой уйти от действительности. Он воспевал красоту природы, много писал о любви. Уже тогда в его творчестве проявилась характерная черта – он говорил о важных и вечных понятиях намеками, умел передавать тончайшие оттенки настроений, пробуждая у читателей чистые и светлые эмоции.

· 1834 год – был лишен всех привилегий потомственного дворянина, фамилии Шеншин и русского подданства

· 1835-1837 годы – учился в частной немецкой школе-пансионате в городе Верро

· 1838-1844 годы – учился в университете

· 1840 год – вышел первый сборник стихов «Лирический пантеон»

· 1845 год – поступил в провинциальный кирасирский полк на юге России

· 1846 год – получил офицерский чин

· 1850 год – вышел второй сборник стихов «Стихотворения»

· 1853 год – перешел на службу в гвардейский полк

· 1856 год – вышел третий сборник стихов

· 1857 год – обвенчался с Марией Боткиной

· 1858 год – вышел в отставку

· 1863 год – вышло двухтомное собрание стихотворений

· 1867 год – избран мировым судьей

· 1873 год – вернул дворянские привилегии и фамилию Шеншин

· 1883 – 1891 – работал над пятитомником «Вечерние огни»

Лирика Фета.

Основой лирики Фета уже в ранний период ero поэтического творчества становятся тема природы, в ее нетленной кpacoтe и бесконечной изменчивости и тема любви с ее радостями и горестями. Эти темы красной нитью пройдут и через всю зрелую лирику Фета. Поэт остро воспринимает красоту действительной жизни. «У всякого предмета, - позднее подчеркнет он, - тысячи сторон», но «художнику дopoгa только одна сторона предметов: их красота, точно так же, как математику дороги их очертания или численность». Изображая с артистической пластичностью природу и любовь в их тесной связи и взаимопроникновении, Фет проявляет себя превосходным мастером поэтической миниатюры, одной из труднейших форм лирики. К числу шедевров фетовской лирики принадлежит стихотворение «Шепот, робкое дыханье...» (1850), которое поражает подлинным новaторством в изображении мира природы и мира человека. Внимание Фета часто привлекает начало того или иного явления природы или переходные моменты в ней. Природа вызывает у Фета яркие лирические эмоции, которые «поэт мгновения» навсегда останавливает в своих стихах. Он утверждает, что «человек, бесповоротно теряющий пережитые душевные моменты, не может нaзываться поэтом». Стихотворения, объединенные общностью мотива или характера переживания, поэт включает в поэтические циклы, названия которым дают вpeмена года («Весна», «Лето», «Осень»), время суток «Вечера и ночи»), лирические жанры («Элегии и дyмы», «Антологические стихотворения», «Послания, посвящения. ..»).

В своей лирике Фет постоянно выражал мысль о бедности слова, которое не способно передать высокую человеческую духовность и глубину чувства.

Лирика Ф.И.Тютчева.

Великий русский поэт Федор Иванович Тютчев оставил потомкам богатое творческое наследие. Отличительной чертой лирики Тютчева было то, что поэт не стремился переделывать жизнь, а пытался понять ее тайны, ее сокровенный смысл. Именно поэтому большую часть его стихотворений пронизывают философские мысли о таинственности Вселенной, о связи человеческой души с космосом.

Лирику Тютчева тематически можно разделить на философскую, гражданскую, пейзажную и любовную. Но в каждом стихотворении эти темы тесно переплетаются, превращаясь в удивительно глубокие по смыслу произведения.

К гражданской лирике относятся стихотворения «14-е декабря 1825», «Над этой темною толпой…», «Последний катаклизм» и другие. Тютчев был свидетелем многих исторических событий в русской и европейской истории
Стихотворения Тютчева о весне «Вешние воды» и «Весенняя гроза» стали очень известными и популярными. Поэт описывает бурную весну, оживление и радость нарождающегося мира. Весна вызывает у него мысли о будущем. Осень поэт воспринимает как пору грусти, увядания. Она настраивает на размышления, покой и прощание с природойК шедеврам тютчевской любовной лирики относится «денисьевский цикл», посвященный его возлюбленной Е. А. Денисьевой, отношения с которой продолжались 14 лет до самой ее смерти. В этом цикле поэт подробно описывает этапы их знакомства и последующей жизни. Стихотворения представляют собой исповедь, как бы личный дневник поэта. Последние стихотворения, написанные на смерть любимой, потрясают трагичностьюЛирика Тютчева по праву вошла в золотой фонд русской поэзии. Она насыщена философскими мыслями и отличается совершенством формы. Интерес к исследованию человеческой души сделал лирику Тютчева бессмертной.

Тютчев. Личность поэта.

Тютчев Федор Иванович (1803 - 1873) Русский поэт

Родился 23 ноября (5 декабря н.с.) в усадьбе Овстуг Орловской губернии в стародворянской среднепоместной семье. Детские годы прошли в Овстуге, юношеские - связаны с Москвой.

Домашним образованием руководил молодой поэт-переводчик С. Раич, познакомивший ученика с творениями поэтов и поощрявший его первые стихотворные опыты. В 12 лет Тютчев уже успешно переводил Горация.

В 1819 поступил на словесное отделение Московского университета и сразу принял живое участие в его литературной жизни. Окончив университет в 1821 со степенью кандидата словесных наук, в начале 1822 Тютчев поступил на службу в Государственную коллегию иностранных дел. Через несколько месяцев был назначен чиновником при Русской дипломатической миссии в Мюнхене. С этого времени его связь с русской литературной жизнью надолго прерывается.

В 1817 году Ф.И. Тютчев начал посещать лекции на Словесном отделении в Московском университете. А в 1819 году был зачислен в студенты этого университета. В 1821 году окончил университет со степенью кандидата словесных наук.

В начале 1822 года Федор Иванович Тютчев поступил на службу в Государственную коллегию иностранных дел и был направлен на службу в Мюнхен. Здесь Тютчев женится на Элеоноре Петерсон, от которой имеет трех дочерей.

В 1836 году поэзия Тютчева впервые получила всеобщее признание, после публикации его стихотворений в пушкинском "Современнике".

В 1837 году Тютчев был назначен первым секретарем Русской миссии в Турине.

В 1838 году скончалась жена Тютчева, что стало большой утратой для поэта.Но уже в 1839 году Ф.И. Тютчев вступил в брак с Эрнестиной Дёрнберг. Из-за самовольного отъезда в Швейцарию Тютчев был исключен из числа чиновников Министерства. Он уехал в Мюнхен.

В 1844 году вернулся с семьей в Россию, а через полгода Федор Иванович Тютчев вновь был принят на службу в Министерство иностранных дел.

В 1848 - 1849 годах под впечатлениями от событий политической жизни, Тютчев создал такие прекрасные стихотворения, как "Неохотно и несмело...", "Когда в кругу убийственных забот...", "Русской женщине" и др.

В 1854 году вышел первый сборник стихотворений, в этом же году был напечатан цикл стихов о любви, посвященных Елене Денисьевой.

17 апреля 1858 года Федор Иванович Тютчев был назначен председателем Комитета иностранной цензуры. В этот период он создает много "публицистических статей в стихах": "Гус на костре", "Славянам", "Современное", "Ватиканская годовщина".

В 1861 году в свет выходит сборник стихотворений на немецком языке.

В марте 1868 года печатается второе издание стихотворений Тютчева.

«Сказка ложь, да в ней намек...», намек на ост-рые проблемы, важные, животрепещущие вопросы. Это урок, которым мудрый человек обязательно вос-пользуется.

Сказки Щедрина — явление особенное, яркое и значительное в литературе. Это синтез комического с трагическим, праздник гротеска и аллегории, торже-ство гиперболы, искусный образец использования эзопова языка. На что же направляет автор свои уси-лия, используя все эти художественные приемы? На освещение всех тех сторон современной ему действи-тельности, к которым он до самой смерти оставался непримиримым.

В сказках Щедрина сосуществуют глупые, свире-пые, невежественные правители народа и простые му-жики, находчивые, сильные, трудолюбивые, талант-ливые и вместе с тем рабски покорные своим господам и холопски им преданные. Пример тому мы находим в «Повести о том, как один мужик двух генералов про-кормил», «Коняге», «Диком помещике». В этих про-изведениях писатель выступает не только как защит-ник народных интересов. Он пытается внушить про-стому человеку веру в его уникальность, значимость, вдохновить его на защиту собственного достоинства и пожурить за долготерпение.

Герой «Дикого помещика» — глупец, ненавидев-ший народ и неожиданно для самого себя без него оди-чавший. Помещик долгое время жил за счет чужого труда, нежил «свое тело, белое, рыхлое, рассыпча-тое», не выносил «холопьего духу». Жалко смотреть на него в финале сказки. «...Вцепится в свою добычу, разорвет... ногтями, да так со всеми внутренностями, даже со шкурой, и съест», — пишет о нем автор. Нет жизни господам без народа: именно народ — поилец и кормилец, созидатель ценностей, и не только матери-альных, но и духовных.

В сказках Щедрина оживают и герои народных сказок о животных: здесь читатель найдет и хитрую лису, и неуклюжего медведя, и трусливого зайца, и злого волка. Аллегоричные образы помогают сатири-ку иносказательно говорить о многих пороках обще-ства. Показательна в этом плане сказка «Медведь на воеводстве». Топтыгины совершают в своем лесу «мелкие, срамные» злодеяния и даже «крупные кро-вопролития», и режим их не менее жесток, чем суще-ствовавший в то время в России деспотический строй.

Сказка «Премудрый пискарь» рисует «остолопа, который не ест, не пьет, никого не видит, ни с кем хле-ба-соли не водит, а все только распостылую свою жизнь бережет». Беспощадно бичует Щедрин такого обывателя. «Какие были у него радости? кого он уте-шил? кому добрый совет подал? кому доброе слово сказал? кого приютил, обогрел, защитил? кто слы-шал об нем? кто об его существовании вспомнит?» — вопрошает автор. Но не только это подчеркивает Щед-рин. Сатирик заставляет читателя задуматься о его гражданской позиции. «Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пискари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, си-дят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по мень-шей мере бесполезные пискари», — пишет он.

Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина и сегодня не пе-рестали быть нужными и полезными. Из них по-прежнему можно извлекать уроки мудрости, спра-ведливости, уважения к народу, доброты, нравствен-ности, гражданственности.

Сочинение

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин в своем творчестве избрал верным оружием сатирический принцип изображения действительности. Он стал продолжателем традиций Д. И. Фонвизина, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя в том, что сделал сатиру своим политическим оружием, борясь с ее помощью с острыми вопросами своего времени.

К жанру сказки Салтыков-Щедрин обращается в своем творчестве неоднократно: сначала в 1869 году, а затем после 1881 года, когда исторические условия (убийство царя) привели к ужесточению цензуры.

Подобно многим писателям, Салтыков-Щедрин использует жанр сказки для выявления пороков человека и общества. Написанные для «детей изрядного возраста», сказки являют собой резкую критику существующего строя и, по существу, служат оружием, обличающим российской самодержавие.

Тематика сказок очень разнообразна: автор выступает не только против пороков самодержавия («Медведь на воеводстве», «Богатырь»), но и обличает дворянский деспотизм («Дикий помещик»). Особое осуждение вызывают у сатирика взгляды либералов («Карась-идеалист»), а также равнодушие чиновников («Праздный разговор») и обывательская трусость («Премудрый пескарь»).

Однако есть тема, которая, можно сказать, присутствует во многих сказках — это тема угнетенного народа. В сказках «Как один мужик двух генералов прокормил», «Коняга» она звучит особенно ярко.

Тематика и проблематика определяют разнообразие персонажей, действующих в этих остросатирических произведениях. Это глупые правители, поражающие своим невежеством и помещики-самодуры, чиновники и обыватели, купцы и мужики. Иногда персонажи достаточно достоверны, и мы находим в них черты конкретных исторических лиц, а иногда образы аллегоричны и иносказательны.

Используя фольклорно-сказочную форму, сатирик освещает самые злободневные вопросы русской жизни, выступает как защитник народных интересов и передовых идей.

Сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» выделяется из всех особой динамичностью, изменчивостью сюжета. Писатель использует фантастический прием — генералы, словно «по щучьему велению», переносятся на необитаемый остров, и здесь писатель со свойственной ему иронией демонстрирует нам полную беспомощность чиновников и их неспособность действовать.

«Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитывались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали». По причине своей глупости и ограниченности они чуть не умерли с голоду. Но им на помощь приходит мужик, который на все руки мастер: он может и охотиться, и готовить пищу. Образ «здоровенного мужичины» олицетворяет в этой сказке и силу, и слабость русского народа. Мастерство, его необыкновенные способности сочетаются в этом образе с покорностью, классовой пассивностью (мужик сам вьет веревку, чтобы его привязывали к дереву на ночь). Насобирав спелых яблок для генералов, он берет себе кислое, незрелое, да еще он рад был тому, что генералы «его, тунеядца, жаловали и мужицким трудом его не гнушались».

Сказка о двух генералах говорит о том, что народ, по представлению Салтыкова-Щедрина, — опора государства, он создатель материальных и духовных ценностей.

Тема народа разрабатывается еще в одной сказке Салтыкова-Щедрина — «Коняга», которая была создана в 1885 году. По стилю она отличается от других отсутствием действия.

Эту сказку называют сильнейшим произведением в ряду посвященных тяжелому положению русского крестьянства. Образ коняги-работяги собирательный. Он олицетворяет весь подневольный народ-труженик, в нем отразилась трагедия миллионов мужиков, этой громадной силы, закабаленной и бесправной.

В этой сказке также звучит тема покорности народа, его бессловесность и отсутствие желания бороться. Коняга, «замученный, побитый, узкогрудый, с выпяченными ребрами и обожженными плечами, с разбитыми ногами» — такой портрет создается автором, который скорбит о незавидной доле бесправного народа. Раздумья о будущем, судьбе народа мучительны, но исполнены беззаветной любви.

В сказках Салтыкова-Щедрина с помощью эзопова языка, элементов фантастики, фольклорных традиций и сатирических приемов звучат различные темы, разрабатываются политические проблемы, решаются актуальные вопросы. Защищая передовые идеалы своего времени, автор выступал в своих произведениях как защитник народных интересов. Обогатив фольклорные сюжеты новым содержанием, Салтыков-Щедрин направил жанр сказки на воспитание гражданских чувств и особого уважения к народу.