Основные идеи славянофилов таблица. Сходства и различий взглядов на историю россии славянофилов и западников

К первым десятилетиям девятнадцатого века, российское общество, серьезно подуставшее от чрезмерного давления реакции, которая так или иначе задавила его после пресловутого восстания декабристов, сформировало два основных течения, что имели целевую направленность на необходимость кардинального преобразования России, как государства. Причем образовалось два практически совершенно разных пути, которые, впрочем, имели единую цель – реформирование общества для процветания страны. Нужно сказать, что философские взгляды славянофилов и западников отличались направленностью, одни были строго ориентированы на продвижение славянской православной идеи, другие же думали, что пора брать курс на Запад и именно на примере Европы строить новое общество. О сходствах и различиях этих двух течений и пойдет речь в нашей статье.

Наиболее яркие и значимые представители западников и славянофилов: кем они были

Стоит начать с того, что формироваться течение славянофильства начало спустя только десять-двадцать лет после того, как на горизонте общественной жизни появились западники. Основные представители, западники и славянофилы, откровенно выказывали свои мысли по поводу путей реанимирования общества, которое казалось им, а по существу и было, совершенно необходимым в сложившихся условиях. Стоит более подробно разобраться, что же представляла собой философия западников и славянофилов кратко, чтобы проще было оценивать сходство и различие в их взглядах.

Русская философия 19 века: славянофилы и западники

  • Зачастую славянофилов или, как их еще называли славянолюбов, причисляют к политической реакции, так как мировоззрение их сформировалось под значительным влиянием трех принципов официальной народности, то есть на самодержавии, православии, а также народности. Однако стоит сказать, что поддерживая самодержавие, они также выступали за предоставление народу всевозможных гражданских свобод, а также за отмену крепостного права. Именно потому, что эти люди открыто выражали собственные мысли. Зачастую они подвергались повальному преследованию, труды их отказывались печатать. Ниже будет предоставлена таблица, где западники и славянофилы, таблица демонстрирует это достаточно явно, сравниваются в политических взглядах.
  • В то же время, в отличии от славянолюбов, западники считали российскую самобытность попросту отсталостью во взглядах, философии и мировоззрении. При пристальном изучении сравнительная таблица западников и славянофилов показывает насколько разнились их идеи и взгляды. Они продвигали идею, будто многие славянские народности, а вкупе с ними и Россия, чрезвычайно длительный срок были как вне истории. Причем именно Петра Первого они считали главным реформатором. Который способен был поставить отсталую во всех смыслах страну на верный путь и подтолкнуть к метаморфозам.

Славянофилы и западники: таблица основных представителей

Четко видно, чем же отличались славянофилы и западники, а сравнительная таблица иллюстрирует также разницу в их социальном происхождении, а также и во времени, когда взгляды их окончательно сформировались. В большинстве своем западники походили из богатых и знатных дворянских родов, в то время как славянолюбы по большей части были из купечества. Это наводит на определенные мысли, но решить, ко прав, а кто нет, можно только самостоятельно.

Влияние и спор западников и славянофилов, кратко говоря, имел немалую роль в истории развития России, потому стоит изучить данный вопрос более подробно. Причем персоналии западников и славянофилов таблица также продемонстрирует вкратце, для общего ознакомления, а более углубленные знания можно получить, покопавшись в массе информации, имеющейся в сети интернет.

Славянофилы и западники: философия кратко, но емко

Как ни крути, а достаточно либеральные идеи, которые откровенно продвигали в обществе западники и славянофилы, кратко говоря, имели действительно колоссальное влияние на российское общество того времени в целом, а также на последующие поколения людей, что так ревностно и настырно искали пути в светлое будущее для родной страны. Концепцию истории России западников и славянофилов таблица чуть ниже отражает во всей красе.

Причем наиболее резко оба направления относились к крепостничеству. То есть и западники, и славянофилы в русской философии, кратко говоря, выступали за скорейшую отмену крепостного права, считая его непозволительным произволом, по отношению к правам и свободам народа. Однако, соглашаясь в этом, методы воздействия на общество западников и славянофилов были разными, да и пути для возрождения и процветания державы они предполагали различные. Славянолюбы отвергали николаевскую политику, однако на Европу они смотрели с еще большим отвращением. Они считали, что западный мир полностью и бесповоротно изжил себя, почему попросту не может иметь никакого, сколько-нибудь многообещающего будущего.

Нужно знать

Как западники, так и славянофилы на самом деле являлись действительно настоящими патриотами, болеющими за судьбу родной страны. Они твердо и бескомпромиссно верили в великое будущее России. Как мировой сверхдержавы, а также резко и откровенно критиковали николаевские решения и политику.

Таблица: взгляды западников и славянофилов

Стоит знать, что различия и сходства западников и славянофилов таблица на самом деле демонстрирует как нельзя лучше. На ранних порах эти люди идеализировали основы древнерусского быта, считая, что все общество обязательно должно развиваться по собственной линии, в основу которой заложен принцип семейственности, народности и соборности. Таблица сравнения западников и славянофилов в данном ракурсе показывает насколько разными были их взгляды, относительно друг к другу.

Вторым краеугольным камнем славянофилов можно назвать монархизм и самодержавие, которое отвергали западники. Они считали, что жизнь общества не может быть централизована вокруг царя и церковной власти. Потому их конечной целью было создание в стране республики, или же, на крайний случай, конституционной монархии. Представленная таблица, западники и славянофилы, сходства и различия которые очень просто уяснить, является лучшей иллюстрацией ко всему вышесказанному.

Хорошим примером для них послужил британский путь, который они сочли верным, но недостаточно развитым. Там правила королева, однако реальная и фактическая власть была у парламента. Западники желали продвинуть парламентаризм и в России, а также выступали за индустриализацию державы, в то время как славянофилы делали основной упор на российскую деревенскую общину, как образец, своего рода, модель общества. Ключевые исторические события западников и славянофилов таблица также может осветить в полном объеме.

Исторические выводы и итоги: кто же победил

Естественно, разрешить все споры и разногласия меж такими течениями, как западники и славянофилы способно было только время, и оно это сделало. На тот отрезок истории Россия пошла тем путем, за который ратовали именно западники. На самом деле, деревенская община стала потихоньку отмирать, как и предсказывали оппоненты славянолюбов, церковная соборность стала институтом, полностью отрезанным от державы, да и монархизм пал во всей красе в начале двадцатого века в результате Октябрьской революции.

Однако, несмотря на то, что победа, как бы, осталась за западниками, назвать славянофилов неправыми до конца нельзя. Тем более, ни в коем разе не получится сказать также, что они толкали Россию в пропасть невежества, вовсе нет. Приверженцы обоих направлений прекрасно понимали, что стране просо необходимы реформы, изменения, которые подняли бы экономическое положение и промышленность на совершенно новый уровень. Кроме того, также они рьяно советовали, как можно скорее устранить крепостничество, что отбрасывало Россию на уровень рабовладельческого строя.

Во второй четверти XIX в. в годы правления Николая I (см. Россия в царствование Николая I) передовым представителям русского общества довелось пережить период напряженных, мучительных, но весьма плодотворных духовных исканий. В отличие от своих предшественников - декабристов они на какое-то время отказались от притязаний на участие в решении вопросов, связанных с конкретными преобразованиями в области социально-экономических отношений и государственного устройства. В общественной среде постепенно складывалось ясное представление: прежде создания глобальных программ коренного преобразования России уяснить, по какому пути пойдет ее дальнейшее развитие. Вопросы о путях развития страны, о закономерностях и особенностях русской истории, о ее движущих силах становятся в это время определяющими для русской литературы и публицистики, салонных бесед и дружеских споров. К концу 30-х гг. в обществе уже проявляют себя несколько цельных течений мысли - западническое, славянофильское, радикальное, которые предлагают свои концепции исторического развития России.

Западники (Т. Н. Грановский, В. П. Боткин, К. Д. Кавлин и др.) исходили из твердого убеждения, что Россия идет по европейскому пути - единственно возможному для цивилизованной страны. Россия вступила на этот путь с опозданием, только в начале XVIII в., в результате реформ Петра Великого (см. Петр I и реформы первой четверти XVIII в.). Естественно, что по уровню развития она значительно отставала от передовых стран Западной Европы. Однако постепенная европеизация должна была привести к таким же переменам в русской жизни, какие в свое время уже пережили эти страны: к замене подневольного, крепостного труда свободным и преобразованию деспотического государственного строя в конституционный. Подобные перемены неизбежны, их диктовал весь ход исторического развития России. Основная задача «образованного меньшинства» в этих условиях - подготовить русское общество к мысли о необходимости преобразований и воздействовать в должном духе на правительство. Именно власть и общество в тесном сотрудничестве должны подготовить и провести хорошо продуманные, последовательные реформы, с помощью которых будет ликвидирован разрыв между Россией и Западной Европой.

Радикально настроенные мыслители (А. И. Герцен, Н. П. Огарев и В. Г. Белинский) в конце 30-х - начале 40-х гг. разделяли основные идеи западников. Однако уже в это время между представителями этих двух течений общественной мысли возникают серьезные теоретические разногласия, которые становятся все более острыми впоследствии, на протяжении 40-х гг. Будучи полностью согласными с западниками относительно того, что Россия идет по западному, европейскому пути, на котором ее неизбежно ждет отмена крепостного права и введение конституции, радикалы не склонны были идеализировать современную им Европу. Буржуазный строй они подвергали самой резкой критике. С их точки зрения, Россия в своем развитии не только должна догнать западноевропейские страны, но и совершить вместе с ними решительный шаг к принципиально новому строю жизни - социализму. Кроме того, если западники считали реформы, проводимые сверху, единственно допустимым средством преобразований России, то Белинский и единомышленники склонялись к средствам более решительным - революционным.

Славянофилы (А. С. Хомяков, братья И. В. и П. В. Киреевские, братья К. С. и И. С. Аксаковы, Ю. Ф. Самарин и др.) предлагали свою концепцию развития России. С их точки зрения, Россия долгое время шла совершенно иным путем, нежели Западная Европа. История последней определялась постоянной борьбой эгоистических личностей, враждебных друг другу сословий, деспотизмом государств, построенных на крови. В основе же русской истории была община, всех членов которой связывали общие интересы. Православная религия еще больше укрепляла изначальную способность русского человека жертвовать своими интересами ради общих, оказывать помощь тем, кто слабее, терпеливо выносить все тяготы жизни. Государственная власть, призванная извне (славянофилы были решительными сторонниками норманнской теории), опекала русский народ, защищала его от внешних врагов, поддерживала необходимый порядок, но не вмешивалась в духовную, частную жизнь. Власть носила самодержавный характер, чутко прислушиваясь к мнению народа, поддерживая с ним постоянный контакт с помощью земских соборов.

В результате реформ Петра I это гармоническое устройство Руси было разрушено. По мнению славянофилов, именно Петр I ввел крепостное право, разделившее русский народ на господ и рабов. Господам он к тому же попытался привить западноевропейские нравы, обычаи, культуру, окончательно оторвав их тем самым от народной массы, сохранившей в себе то лучшее, что было в старой Руси, - общинные традиции и верность православию. Именно при Петре I государство приобрело деспотический характер, совершенно перестало считаться с народом, превратив его в строительный материал для создания грандиозной империи.

Славянофилы призывали восстановить старорусские устои общественной и государственной жизни. Прежде всего, необходимо было возродить духовное единство русского народа, для этого следовало отменить крепостное право, непреодолимой стеной отделявшее крестьян от остальных слоев населения. Затем, сохраняя самодержавный строй, нужно было изжить его деспотический характер, наладить утраченную взаимосвязь между государством и народом. Этой цели славянофилы надеялись достичь введением самой широкой гласности; мечтали они и о возрождении земских соборов.

Таким образом, создавая различные концепции исторического развития России, но отстаивая одни и те же идеалы (свобода личности, государство для человека), представители различных течений оппозиционной общественной мысли 30-40-х гг. XIX в. действовали, по сути, в одном направлении. Отмена крепостного права и переустройство деспотического государственного строя - вот те первостепенные задачи, с решения которых должен был начинаться выход России из затяжного кризиса. С этих позиций представители общества и вели свою деятельность, которую А. И. Герцен метко определил как «тихую работу». Деятельность эта носила легальный характер, но зато была широка, многообразна и вызвала в обществе гораздо более сильный резонанс, чем заговор декабристов. Своими университетскими лекциями, публицистическими и художественными произведениями, дружескими спорами и салонными беседами представители духовной оппозиции исподволь воспитывали общество в духе неприятия существующего порядка вещей, готовили его к борьбе за преобразование России. Результаты «тихой работы» сказались позже, в эпоху реформ Александра II, ставших возможными только благодаря самой широкой поддержке, которую общество оказало монарху-реформатору (см. Александр II и реформы 60-70-х гг. XIX в.).

Западники и славянофилы

(сравнительная таблица)

В правление императора Николая I в российском просвещенном обществе возникло два философско-идеологических течения: славянофилы и западники. Они имели сходства (например, и те, и другие ратовали за отмену крепостного права в России), но еще больше отличались в своих взглядах на прошлое, настоящее и будущее нашей страны. Подробнее о западниках и славянофилах смотрите в этой сравнительной таблице:

Вопросы для сравнительной характеристики

Славянофилы

Западники

Кто относился к движению?

Самарин Ю.Ф.

Хомяков А.С.

А.И.Кошелев

Братья Киреевские

Сочувствовали движению братья Аксаковы, В.И. Даль

А. Островский, Ф.И. Тютчев

Тургенев И.С.

Анненков П.В.

БоткинВ.П.

Грановский Т.Н.

Чаадаев П.А.

Гончаров А.И.

Корш В.Ф.

Панаев И.Н.

Какой государственный строй нужен России?

Самодержавие, власть которого ограничена земским собором. Считали, что это поможет избежать потрясений и революций

Демократическая республика (конституционная монархия). Ставили в пример парламентский строй Англии и Франции

Как относились к самодержавию?

Критиковали монархический строй

Как относились к крепостному праву?

Ратовали за отмену крепостного права с сохранением помещичьих хозяйств

Предлагали полную и немедленную отмену крепостничества, считая, что оно тормозит прогресс

Как относились к капиталистическому строю?

Отрицательно. Однако понимали при этом, что должны развиваться торговля, транспорт, банковское дело

Положительно. Ратовали за бурное развитие капитализма в России

Как относились к гражданским правам народа?

Частично признавали необходимость гарантий гражданских прав со стороны государства

Полностью признавали необходимость гарантированных гражданских прав

Как относились к религии?

Считали, что православие -единственно приемлемая религия для русского народа, также считали ее высочайшей ценностью. Критиковали прагматичный католицизм

Критиковали православие, терпимо относились к другим религиям

Как относились к реформам Петра 1?

Считали реформы Петра 1 подражательскими и искусственно навязанными России

Возвеличивали личность Петра1, считали его реформы прогрессивными

Как относились к крестьянской общине?

Община, основанная на началах равенства - это будущее России

По этому поводу мнения расходились. Большинство предлагало опять же европейский путь развития

Какой путь изменения государственного строя предлагали?

Предлагали мирный путь, изменения в стране должны произойти за счет реформ

Революцию не приветствовали, но некоторые из представителей движения считали, что революция в России неизбежна

Какое место отводили России в мировом историческом процессе?

Ратовали за то, что Россия - особенная страна, и ее путь развития должен коренным образом отличаться от европейского. Ее самобытность должна выражаться в отсутствии борьбы социальных групп

Считали историю России ничем иным, как частью общемирового исторического процесса, исключали народную самобытность

Как относились к отмене смертной казни в России?

Выступали за отмену смертной казни в России

Мнения по этому вопросу разделились

Как относились требованию провозгласить свободу печати?

Положительно, требовали свободы печати и отмены цензуры

Положительно. Также ратовали за свободу печати

Какой основной принцип провозглашали?

«Православие, самодержавие, народность!» Провозглашали духовность и свободу личности в духовном плане

«Разум и прогресс!»

Отношение к наемному труду

Не признавали наемный труд, предпочитая труд в общине на началах равенства

Признавали преимущество наемного труда и здоровой конкуренции

Как относились к прошлому России?

Идеализировали прошлое, считали, что Россия должна вернуться к прошлому

Критиковали историю России, не видя в ней ни одного рационального момента, кроме реформ Петра 1

Заслуги и значение для дальнейшего развития России

Критика преклонения перед Западом. Считали народ вершителем истории, осознавали самобытность истории и культуры своей страны. Критика самодержавия и крепостничества.

Вера в великое будущее России

Беспощадная критика крепостного строя и самодержавия. Признание значения научно-технического прогресса. Способствовали развитию общественно - политической мысли в России.

К 1830-40 гг. в российском обществе, начинающем уставать от последствий реакции, обрушившейся на государство после подавления восстания декабристов, формируются 2 течения, представители которых выступали за преобразования России, но видели их совершенно по-разному. Эти 2 течения – западничество и славянофильство. Что же общего было у представителей обоих направлений и чем они отличались?

Западники и славянофилы: кто они?

Позиции для сравнения

Западники

Славянофилы

Время формирования течения

Из каких слоев общества формировались

Дворяне-помещики – большинство, отдельные представители – богатое купечество и разночинцы

Помещики со средним уровнем доходов, частично – выходцы из купцов и разночинцев

Основные представители

П.Я. Чаадаев (именно его «Философическое письмо» послужило толчком к окончательному оформлению обоих течений и стало поводом к началу дебатов); И.С. Тургенев, В.С. Соловьев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин.

Защитником зарождающейся идеологии западничества был А.С. Пушкин.

А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, П.В. Киреевский, В.А. Черкасский.

Очень близки к ним по мировоззрению С.Т. Аксаков, В.И. Даль, Ф.И. Тютчев.

Итак, «Философическое письмо» 1836 г. написано, разгораются споры. Попробуем разобраться в том, насколько сильно различались 2 основных направления общественной мысли России середины XIX в.

Сравнительная характеристика западников и славянофилов

Позиции для сравнения

Западники

Славянофилы

Пути дальнейшего развития России

Россия должна двигаться по пути, уже пройденному западноевропейскими странами. Овладев всеми достижениями западной цивилизации, Россия совершит рывок и достигнет большего, чем страны Европы, за счет того, что будет действовать на основе заимствованного у них опыта.

У России – совершенно особый путь. Ей не нужно учитывать достижения западной культуры: за счет соблюдения формулы «Православие, самодержавие и народность» Россия сможет добиться успеха и достичь равного с остальными государствами, а то и более высокого положения.

Пути преобразований и реформ

Наблюдается деление на 2 направления: либеральное (Т. Грановский, К. Кавелин и др.) и революционное (А. Герцен, И. Огарев и др.). Либералы выступали за мирные реформы «сверху», революционеры – за радикальные способы решения проблем.

Все преобразования – только мирным путем.

Отношение к конституции и необходимому для России общественно-политическому строю

Выступали за конституционный порядок (по примеру конституционной монархии Англии) или за республику (наиболее радикально настроенные представители).

Возражали против введения конституции, считая единственно возможным для России неограниченное самодержавие.

Отношение к крепостному праву

Обязательная отмена крепостного права и поощрение использования наемного труда – таковы взгляды западников этом вопросе. Это ускорит ее развитие, приведет к росту промышленности, экономики.

Выступали за отмену крепостного права, но при этом, как они считали, необходимо было сохранить привычный уклад крестьянской жизни – общину. Каждую общину необходимо наделить землей (за выкуп).

Отношение к возможностям развития экономики

Считали нужным быстрыми темпами развивать промышленность, торговлю, строить железные дороги – все это с использованием достижений и опыта западных стран.

Выступали за поддержку правительством механизации труда, за развитие банковского дела, строительство новых железных дорог. Во всем этом нужна последовательность, действовать надо постепенно.

Отношение к религии

Некоторые западники относились к религии как к суеверию, некоторые исповедовали христианство, но ни те, ни другие не ставили религию во главу угла, когда дело касалось решения государственных вопросов.

Религия имела для представителей этого течения огромное значение. Тот целостный дух, благодаря которому идет развитие России, невозможен без веры, без православия. Именно вера – «краеугольный камень» особой исторической миссии русского народа.

Отношение к Петру I

Отношение к Петру Великому особенно резко «разводит» западников и славянофилов.

Западники считали его великим преобразователем и реформатором.

Отрицательно относились к деятельности Петра, полагая, что он насильно заставил страну двигаться по чуждому ей пути.

Итоги «исторических» дебатов

Как обычно, все противоречия между представителями двух течений разрешило время: можно сказать, что Россия пошла по тому пути развития, который ей предлагали западники. Произошло отмирание общины (как и предполагали западники), церковь превратилась в институт, не зависящий от государства, самодержавие было устранено. Но, рассуждая о «плюсах» и «минусах» славянофилов и западников, нельзя однозначно утверждать, что первые были исключительно реакционны, в то время как вторые «толкали» Россию на верный путь. Во-первых, у тех и других было и общее: они полагали, что государству необходимы перемены, выступали за отмену крепостного права, развитие экономики. Во-вторых, славянофилы немало сделали для развития российского общества, пробуждения интереса к истории и культуре русского народа: вспомним хотя бы «Словарь живого великорусского языка» Даля.

Постепенно происходило сближение славянофилов и западников со значительным преобладанием взглядов и теорий последнего. Споры между представителями обоих направлений, разгоревшиеся в 40-е -50-е гг. XIX в., способствовали развитию общества и пробуждению интереса к острым социальным проблемам в среде российской интеллигенции.

При изучении общественной мысли России невозможно пройти мимо 40-х годов 19 века, когда сформировались идеи славянофилов и западников. Их споры не закончились позапрошлым столетием и до сих пор имеют политическое значение, особенно в свете последних событий.

Обстановка 19 века

В начале 19 века Россия оставалась крепостной страной с феодальным способом производства, в отличие от Европы, где начался процесс утверждения капиталистических буржуазных отношений. Таким образом, увеличивалась экономическая отсталость Российской империи, что давало повод задуматься о необходимости преобразований. По большому счету, их начал еще Петр Первый, но результаты были недостаточными. В то же время буржуазные отношения пробивали себе дорогу в Европе при помощи революций, крови и насилия. Развивалась конкуренция, усиливалась эксплуатация. Последние факты не воодушевляли многих представителей отечественной общественной мысли. Возникал вполне объяснимый спор о дальнейшем развитии государства, тем более что во внутренней политике императоры кидались от одной крайности к другой. Славянофилы и западники - это два противоположных пути для России, но каждый должен был привести ее к процветанию.

В ответ на движение славянофилов

Почти два века в кругу высших сословий Российского государства формировалось поклонническое отношение к Европе и ее достижениям. Россия все больше преобразовывалась, стараясь походить на западные страны. А. С. Хомяков впервые вынес на обозрение широкой публики мысли об особом пути развития нашего государства - на основе коллективизма, проявляющегося в сельской общине. Это избавляло от необходимости подчеркивать отсталость державы и равняться на Европу. Вокруг высказанных тезисов объединились мыслители, в первую очередь литераторы. Стали они называться славянофилами. Западники - это своеобразный ответ вышеописанному движению. Представители западничества, основываясь на идеях видели единые тенденции в развитии всех стран мира.

Философские основы западничества

На протяжении истории человеческой мысли звучит вопрос, сформулированный "Кто мы? Откуда? Куда?". По поводу последней части выделилось три точки зрения. Одни говорили, что человечество деградирует. Другие - что движется по кругу, то есть развивается циклически. Третьи утверждали, что прогрессирует. Западники - это мыслители, придерживающиеся последней точки зрения. Они считали, что история прогрессивна, имеет один вектор развития, при этом Европа обогнала другие регионы мира и определила путь, по которому пойдут все остальные народы. Поэтому все страны, так же как и Россия, должны ориентироваться на достижения европейской цивилизации во всех сферах жизни общества без исключения.

Западники против славянофилов

Итак, в 40-е годы 19 века сложилось идеологическое противостояние "славянофилы - западники". Таблица, сравнивающая основные постулаты, лучше всего продемонстрирует их взгляды на прошлое и будущее Российского государства.

Идеи славянофилов и западников
Западники Вопросы сравнения Славянофилы
Единый с Европой Путь развития Самобытный, особенный
Отсталое по сравнению с западными странами Положение России Нельзя сравнивать с другими государствами
Положительное, он способствовал прогрессу страны Отношение к реформам Петра Первого Отрицательное, он разрушил существовавшую цивилизацию
конституционный строй с гражданскими правами и свободами Политическое устройство России Самодержавие, но по типу патриархальной власти. Сила мнения - народу сила власти - царю.
Отрицательное Отношение к крепостному праву Отрицательное

Представители западничества

Немаловажную роль в великих буржуазных реформах 60-70-х годов играли западники. Представители данной общественной мысли выступали не только идеологическими вдохновителями государственных преобразований, но и сами принимали участие в их разработке. Так, активную общественную позицию занимал Константин Кавелин, перу которого принадлежит "Записка об освобождении крестьян". Тимофей Грановский, профессор-историк, выступал за продолжение реформ, заложенных еще в начале восемнадцатого века, за активную просвещенческую государственную политику. Вокруг него и объединились единомышленники, к которым можно отнести И. Тургенева, В. Боткина, М. Каткова, И. Вернадского, Б. Чичерина. Идеи западников лежат в основе самой прогрессивной реформы 19 века - судебной, которая закладывала основы правового государства и гражданского общества.

Судьба западников

Часто бывает, что в процессе развития происходит его дальнейшее дробление, то есть раскол. Не стали исключением и западники. Это касается в первую очередь выделения радикальной группы, провозглашающей революционный путь внесения перемен. В нее вошли В. Белинский, Н. Огарев и, конечно, На определенном этапе произошло сближение славянофилов и революционных западников, считающих, что крестьянская община может стать основой будущего устройства социума. Но оно не было определяющим.

В целом противостояние идей самобытного пути развития России, вплоть до особой роли нашей цивилизации в мире, и необходимости западнической ориентации остались. В настоящее время водораздел проходит преимущественно в политической сфере, в которой выделяются западники. Представители этого движения выступают за интеграцию в Европейский союз, видя в этом выход из цивилизационного тупика, в который вошли еще в период строительства социализма.