Основные достижения русской культуры IX — начала XVII вв. Древняя Русь: культура и ее особенности Таблица по истории культура руси

по дисциплине «Культурология»

по теме: «Культура Древней Руси»


ВВЕДЕНИЕ

1. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

2. ПИСЬМЕННОСТЬ И ЛИТЕРАТУРА

3. АРХИТЕКТУРА

4. ЖИВОПИСЬ

5. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЕСЛА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Культура Древней Руси – явление уникальное. По словам исследователя, «древнерусское искусство – это плод подвига русского народа, который на краю европейского мира отстаивал свою независимость, свою веру и свои идеалы». Ученые отмечают открытость и синтетичность (от слова «синтез» – сведение в единое целое) древнерусской культуры. Взаимодействие наследия восточных славян с византийскими и, следовательно, античными традициями создало самобытный духовный мир. Время его формирования и первого расцвета – X-первая половина XIII в. (домонгольский период).

Русский народ внес ценный вклад в мировую культуру, создав уже сотни лет назад немеркнущие в веках произведения литературы, живописи и зодчества. Знакомство с культурой Киевской Руси и русских княжеств эпохи феодальной раздробленности убеждает нас в ошибочности существовавшего некогда мнения об исконной отсталости Руси.

Русская средневековая культура Х-XIII вв. заслужила высокую оценку как современников, так и потомков. Восточные географы указывали пути к русским городам, восхищались искусством русских оружейников, готовивших особенную сталь (Бируни). Западные хронисты называли Киев украшением Востока и соперником Константинополя (Адам Бременский). Ученый пресвитер Теофил из Падерборна в своей технической энциклопедии XI в. восхищался изделиями русских златокузнецов – тончайшими эмалями на золоте и чернью на серебре. В списке стран, мастера которых прославили свои земли тем или иным видом искусства, Теофил поставил Русь на почетном месте – впереди нее только Греция. Утонченный византиец Иоанн Тцетцес был настолько очарован русской резьбой по кости, что воспел в стихах присланную ему пиксиду (резную коробочку), сравнивая русского мастера с легендарным Дедалом.

1. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Устное народное творчество включает пословицы и поговорки, песни и сказания, частушки и заговоры. Составной частью искусства Руси являлось музыкальное, певческое искусство. В «Слове о полку Игореве» упоминается легендарный сказитель-певец Боян, который «напускал» свои пальцы на живые струны и они «сами князьям славу рокотали». На фресках Софийского собора мы видим изображение музыкантов, играющих на деревянных духовых и струнных инструментах – лютне и гуслях. Из летописных сообщений известен талантливый певец Митус в Галиче. В некоторых церковных сочинениях, направленных против славянского языческого искусства, упоминаются уличные скоморохи, певцы, танцоры; существовал и народный кукольный театр. Известно, что при дворе князя Владимира во время пиров присутствующих развлекали певцы, сказители, исполнители на струнных инструментах.

Важным элементом всей древнерусской культуры являлся фольклор – песни, сказания, былины, пословицы, афоризмы. В свадебных, застольных, похоронных песнях отражались многие черты жизни людей того времени. Так, в древних свадебных песнях говорилось и о том времени, когда невест похищали, «умыкали», в более поздних – когда их выкупали, а в песнях уже христианского времени шла речь о согласии и невесты, и родителей на брак.

Особое место в исторической памяти народа занимали былины – героические сказания о защитниках родной земли от врагов, зафиксированные на бумаге в XIX в. Народные сказители воспевают подвиги Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, Вольги, Микулы Селяниновича и других былинных богатырей (всего в былинах действуют более 50 главных героев). К ним обращают они свой призыв: «Вы постойте-тко за веру, за отечество, вы постойте-тко за славный стольный Киев-град!» Интересно, что в былинах мотив защиты отечества дополнен мотивом защиты христианской веры. Крещение Руси было важнейшим событием в истории древнерусской культуры.

2. ПИСЬМЕННОСТЬ И ЛИТЕРАТУРА

С принятием христианства началось быстрое развитие письменности. Письменность была известна на Руси в дохристианские времена (упоминание о «чертах и резах», середина I тыс.; сведения о договорах с Византией, составленных на русском языке; находка под Смоленском глиняного сосуда с надписью, сделанной кириллицей – азбукой, созданной просветителями славянства Кириллом и Мефодием на рубеже X-XI вв.). Православие принесло на Русь богослужебные книги, религиозную и светскую переводную литературу. До нас дошли древнейшие рукописные книги – «Остромирово Евангелие» (1057) и два «Изборника» (сборника текстов) князя Святослава (1073 и 1076). Утверждают, что в XI-XIII вв. в обращении находилось 130-140 тыс. книг нескольких сот названий: уровень грамотности в Древней Руси был по меркам средневековья весьма высок. Есть и другие доказательства: берестяные грамоты (их археологи обнаружили в середине XX в. в Великом Новгороде), надписи на стенах соборов и ремесленных изделиях, деятельность монастырских школ, богатейшие книжные собрания Киево-Печерской лавры и Софийского собора в Новгороде и др.

Бытовало мнение, что древнерусская культура была «немой» – она, как полагали, не имела самобытной литературы. Это не так. Древнерусская литература представлена различными жанрами (летописание, жития святых, публицистика, поучения и путевые заметки, замечательное «Слово о полку Игореве», не принадлежащее ни к одному из известных жанров), она отличается богатством образов, стилей и направлений.

В XI-XII вв. на Руси появляется летописание. В летописях описывается не только последовательность происходивших событий, но и содержатся библейские тексты, фиксируются документы, приводятся комментарии составителей летописей. Древнейшая из дошедших до нас летописей – «Повесть временных лет» – создана около 1113 г. монахом Киево-Печерской лавры Нестором. Знаменитые вопросы, которыми открывается «Повесть временных лет»: «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и как Русская земля стала есть», – уже говорят о масштабе личности создателя летописи, его литературных способностях. После распада Киевской Руси возникли самостоятельные летописные школы в обособившихся землях, но все они, как к образцу, обращались к «Повести временных лет».

Другим жанром древнерусской литературы является житие. Житие (агиография) повествует о святой жизни церковнослужителя или светского лица, возведенного в ранг святого. Житие требовало от своего автора твердого следования установленным правилам. Житие композиционно делилось на три части: введение, центральную часть, заключение. Во введении автор должен был обязательно извиняться за недостаточное умение в писании. А заключение посвящалось восхвалению героя жития. В центральной части описывается непосредственно биография святого. Житие относится к дореалистичному жанру, т.к. описываются только положительные свойства героя. Отрицательные опускаются. В результате получается « приторный» образ святого. В данном случае житие близко подходит к иконописи. Летописцу Нестору приписывают, по преданию, авторство жития, посвящённого убиенным Борису и Глебу, а также основателю Киево-Печерской лавры – игумену Феодосию.

Из произведений ораторско-публицистического жанра выделяется «Слово о Законе и Благодати», созданное Иларионом, первым русским по происхождению митрополитом, в середине XI в. Это размышления о власти, о месте Руси в Европе. Замечательно «Поучение» Владимира Мономаха, написанное для сыновей. Князь должен быть мудр, милосерден, справедлив, образован, снисходителен и тверд в защите слабых. Силы и доблести, верного служения стране требовал от князя Даниил Заточник, автор блестящего по языку и литературной форме «Моления».

К согласию и примирению князей призывал и неизвестный автор величайшего произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» (конец XII в.). Реальное событие – поражение северского князя Игоря от половцев (1185- 1187) – стало лишь поводом к созданию «Слова», изумляющего богатством языка, стройностью композиции, силой образного строя. Автор видит «Русскую землю с огромной высоты, охватывает мысленным взором огромные пространства. Опасность угрожает Руси, и князья должны забыть распри, чтобы спасти ее от погибели.

Существенным отличием русской культуры от культуры большинства стран Востока и Запада является применение родного языка. Арабский язык для многих неарабских стран и латинский язык для ряда стран Западной Европы были чуждыми языками, монополия которых привела к тому, что народный язык государств той эпохи нам почти неизвестен. Русский же литературный язык применялся везде – в делопроизводстве, дипломатической переписке, частных письмах, в художественной и научной литературе. Единство народного и государственного языка было большим культурным преимуществом Руси перед славянскими и германскими странами, в которых господствовал латинский государственный язык. Там невозможна была столь широкая грамотность, так как быть грамотным означало знать латынь. Для русских же посадских людей достаточно было знать азбуку, чтобы сразу письменно выражать свои мысли; этим и объясняется широкое применение на Руси письменности на бересте и на «досках» (очевидно, навощенных).

3. АРХИТЕКТУРА

Серьезным вкладом в историю мировой культуры является русская средневековая архитектура. Русь долгие годы была страной деревянной, и ее архитектура, языческие молельни, крепости, терема, избы строились из дерева. В дереве русский человек, прежде всего, выражал свое восприятие строительной красоты, чувство пропорций, слияние архитектурных сооружений с окружающей природой. Если деревянная архитектура восходит в основном к Руси языческой, то архитектура каменная связана с Русью уже христианской. К сожалению, древние деревянные постройки не сохранились до наших дней, но архитектурный стиль народа дошел до нас в позднейших деревянных сооружениях, в древних описаниях и рисунках. Для русской деревянной архитектуры была характерна многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек – клетей, переходов, сеней. Затейливая художественная резьба по дереву была традиционным украшением русских деревянных строений.

Средневековая культура Руси прошла долгий путь от простого подражания греческим образцам до создания самобытного культурного комплекса, включавшего яркую литературу разных направлений (полемическая, богослужебная, бытовая, историческая), своеобразную деревянную и каменную архитектуру и яркую традицию иконописания. Культура Руси и Московского царства, основанная на традициях православия, впитала в себя также древнеславянские дохристианские элементы, а позже испытала влияние угро-финских и тюркских народов, обитавших по соседству со славянами. Особенно сильно это влияние отразилось в народном костюме и фольклоре.

На заре Нового времени развитие русской культуры определялось не только отдельными деятелями, но и целыми институтами. Церковь и в особенности монастыри были центрами образования и книгописания. В Москве работали талантливые архитекторы, а также действовала первая в стране типография. Однако культурные связи Московского царства с другими странами оставались слабыми.

Древнерусская культура (VIII-XIII вв.)

Культура формирующейся великорусской народности (XIV-XVII вв.)

Культура России XVII в.

Культура Московского государства (XV-XVI вв.)

Создание славянской азбуки (монахи-миссионеры Кирилл и Мефодий), монастыри – образовательные и научные центры, Киево-Печерский монастырь – центр возникновения летописания, библиотека и школа Ярослава Мудрого

Центры книжности — Троице-Сергиев, Кирилпо-Белозерский и Соловецкий монастыри, замена пергамена бумагой, появление скорописи

Школа в Немецкой слободе, рост печатной продукции, создание государственных (Посольского приказа) и частных (Ордина-Нащокина, Голицына) библиотек, Славяно-греко-латинская академия в Москве, накопление научных знаний

Зарождение книгопечатания (Иван Федоров и Петр Мстиславец), переписка Ивана Грозного с князем Курбским, печатание Псалтырей, Часословов и Букварей, школы при монастырях и церквях

Повесть временных лет, «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Сказание о Борисе и Глебе», Поучение Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве», Моление Даниила Заточника. Создание первого общерусского летописного свода (Троицкая летопись), воинские повести, произведение куликовского цикла (Задонщина), «Хождение за три моря», житийная и светская литература. Никоновский летописный свод и Лицевой свод, Казанский летописец, Домострой, публицистика Ивана Пересветова. Историческая («Повесть о взятии Азова») и бытовая («Повести о Горе- Злосчастье») повесть, возникновение автобиографичес- ких («Житие протопопа Аваккума») и сатирических («Повесть о Ерше Ершовиче») произведений, поэтические произведения Симеона Полоцкого.
Десятинная церковь и Софийский собор в Киеве, Софийский собор в Новгороде, Георгиевская церковь в Ладоге, Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли и княжеский замок в Боголюбово. Церкви Спаса на Ильине и Федора Стратилата на Ручью в Новгороде, Псковский каменный Кремль и Московский белокаменный, Успенский собор в Звенигороде, Троицкий собор Троице-Сергиева Монастыря. Ансамбль Московского Кремля: Успенский собор и стены (Аристотель Фиораванти), Грановитая палата (Марко Руоро и Антонио Солари), Архангельский Собор (Алевиз Новый). Храм Воскресения в се- ле Коломенском и собор Василия Блаженного в Москве. Успенская церковь в Угличе (Дивная), церковь Троицы в Никитниках, Теремной дворец Московского Кремля, деревянный дворец Алексея Михайловича в Коломенском, здание Земского приказа, церковь Покрова в Филях (Нарышкинское барокко).
Мозаика — Богома- терь Мария-Оранта в Киевской Софии, фрески — Киевской Софии и церкви Спасо-Нередицы в Новгороде, иконопись — Владимирская Богоматерь, Спас Нерукотворный, миниатюры в Остро мировом Евангелии. Роспись церквей Спаса на Ильине и Федора Стратилата, иконы Благовещенского собора в Москве (Феофан Грек), росписи в Троице- Сергиевом и Андрониковом монастырях, икона Троицы (Андрей Рублев). Роспись Успенского собора московского Кремля (Рублев и Дионисий), роспись Ферапонтова монастыря (Дионисий), Строгановская школа миниатюрной иконописи. Иконы Симона Ушакова («Спас Нерукотворный», «Владимирская Богоматерь»), роспись церкви Троицы в Никитниках, Ильи-Пророка в Ярославле (Гурий Никитин), возникновение жанра парсуны (портрета) .

Во второй пол. XVII в. было создано несколько государственных школ.

1649г. – школа Ф.Ртищева (школа в Андреевском монастыре).

1640 – х – школа Епифания Славинецкого в Чудовом монастыре,

1665г. – школа Симеона Полоцкого в Заиконоспасском монастыре работала школа по подготовке служащих для центральных учреждений, для Печатного двора (Типографическая школа 1681г во главе с русским монахом Тимофеем и греком Мануилом), Аптекарского приказа и др. В 1687 г. в Москве было основано первое высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинская академия, где учили «от грамматики, риторики, пиитики, диалектики, философии... до богословия». Возглавили Академию братья Софроний и Иоанникий Лихуды (после ссылки Лихудов 1701г. Академия пришла в упадок), ученые-греки, окончившие университет в Падуе (Италия). Здесь готовили священников и чиновников. В этой академии учился и М. В. Ломоносов.

Об интересе русских людей к грамоте свидетельствует распродажа в Москве (1651) в течение одного дня «Букваря» В. Ф. Бурцева , изданного тиражом 2400 экземпляров. Были опубликованы «Грамматика» Мелетия Смотрицкого (1648) и таблица умножения «Считание удобное» (1682). Но: Псалтырь.

В XVII в., как и раньше, шел процесс накопления знаний. Большие успехи были достигнуты в области медицины («Травники», «Лечебники», «Фармакопея» Ивана Венедиктова, «О строении тела человеческого» - перевод Епифания Славинецкого) в решении практических задач по математике (многие умели с большой точностью измерять площади, расстояния, сыпучие тела и т. п.), в наблюдении за природой.

Век великих географических открытий . 1632г. – казаки добрались до Лены, основали якутск; Елисей Буза открыл Яну, Индигирку, а Копылов добрался до Охотского моря (1639г. ). В 1643г. Колесников дошёл до Байкала, а Поярков открыл Амур, который был исследован в 1650-1651гг . Хабаровым. 1654г. были открыты реки Аргун, Селенга и Ингода. 1675-1678гг . – экспедиция в Китай О.Н. Спафарий, составлено «Описание первыя части Вселенныя, именуемой Азии», «Сказание о великой реке Амуре».

1692-1695гг . – голландец Исбрант Идес составил описание части России в районе границы с Китаем. В 1648 г. экспедиция Семена Дежнева (за 80 лет до Витуса Беринга) вышла к проливу между Азией и Северной Америкой, открыл р. Анадырь. Самая восточная точка нашей страны носит сейчас имя Дежнева. Е. П. Хабаров в 1649 г . составил карту и изучил земли по Амуру, где были основаны русские поселения. Его имя носят город Хабаровск и поселок Ерофей Павлович. В самом конце XVII в . сибирский казак В. В. Атласов обследовал Камчатку и Курильские острова. 1690г. морской офицер Дубровин составил карту Туркестана. Первая карта Московского государства была составлена на рубеже 16 – 17 веков, 1640г. - «Роспись сибирским городам и острогам», а в 1672г. - «Чертёж Сибирской земли».

Литература. В XVII в. созданы последние официальные летописные сочинения. «Новый летописец» (30-е годы) излагал события от смерти Ивана Грозного до окончания Смутного времени. В нем доказывались права новой династии Романовых на царский престол.

Центральное место в исторической литературе заняли исторические повести, имевшие публицистический характер. Например, группа таких повестей («Временник дьяка Ивана Тимофеева», «Сказание Авраамия Палицына», «Иное сказание» и др.) была откликом на события Смутного времени начала XVII в.

Проникновение светских начал в литературу связано с появлением в XVII в. жанра сатирической повести , где действуют уже вымышленные герои. В «Службе кабаку», «Повести о куре и лисе», «Калязинской челобитной» содержалась пародия на церковную службу, высмеивались обжорство и пьянство монахов, в «Повести о Ерше Ершовиче» - судебная волокита и взяточничество. Новыми жанрами были мемуары («Житие протопопа Аввакума») и любовная лирика (Симеон Полоцкий).

Воссоединение Украины с Россией дало толчок созданию первго русского печатного сочинения по истории. Киевский монах Иннокентий Гизель составил «Синопсис» (обозрение), где в популярной форме содержался рассказ о совместной истории Украины и России, которая начиналась с момента образования Киевской Руси. В XVII - первой половине XVIII в. «Синопсис» использовался как учебник русской истории.

Культура которой была ярким явлением в развитии страны, славилась прекрасными памятниками архитектуры и литературными творениями. Что же повлияло на ее развитие? Как менялось представление о мире? Во всем этом нужно разобраться.

Древняя Русь: культура и ее особенности до и после

Как известно, древнее государство было подчинено языческой религии, вследствие чего можно говорить о нескольких характерных признаках того общества. Во-первых, преобладало устное народное творчество. Именно тогда стали зарождаться былины, песни и сказки. Люди передавали из поколения в поколение важнейшую информацию, которая дошла и до наших дней. Во-вторых, было развито деревянное зодчество. Тогда на Руси не было каменных строений, но были известные после на весь мир крепкие деревянные храмы и избы. В-третьих, отсутствовали какие-либо письменные источники. Да, до принятия новой веры таких памятников искусства не было на территории нашей страны. В-четвертых, существовало очень много Особенности после принятия христианства очень изменились:

Древняя Русь: культура и ее воплощения

Всю культуру того времени можно условно разделить на три области: это письменность, зодчество и изобразительное искусство. Итак, начнем с литературы. Первые своего рода послания друг другу (а это можно назвать зарождением нашли в Новгороде, где их и прозвали После принятия христианства появились Илларионовское «Слово о законе и благодати», а также «Остромирово Евангелие» (авторство приписывают писцу Григорию). Кроме того, нельзя не вспомнить и тот факт, что алфавит был создан великими братьями, Кириллом и Мефодием, также в то время. История культуры Древней Руси, в частности, каменного зодчества, является богатейшим наследием всей страны. Чего стоят примеры крестово-купольного стиля: и Киеве и Киево-Печерский монастырь. Нельзя не вспомнить и однокупольные творения Андрея Боголюбского: Успенский и Дмитровский соборы, Золотые ворота, церковь Покрова на Нерли. Все это является достоянием нашей Родины. Что же касается изобразительного искусства, то тут стоит упомянуть такие творения, как мозаика «Богоматерь Оранта», икона «Благовещение Устюжское», а также фреска «Пророк Захарий».

Таким образов, Древняя Русь, культура которой заложила основы развития русской души, стала примером для последующих творцов. Мы изучаем ее произведения и радуемся достижениям того времени до сих пор, и это один из главных поводов гордиться своей историей.