Основная тема произведения шинель. Сочинение маленький человек в повести гоголя шинель. Образ в произведении

Весь ход выполнения задания можно разделить на несколько подпунктов:

  1. Необходимо вспомнить содержание повести Николая Васильевича Гоголя " Шинель ".
  2. Попытаться понять, что хочет донести автор до своего читателя.
  3. Перейти непосредственно к поиску главной художественной идеи повести " Шинель ".

Итак, приступим.

Вспомним сюжет произведения

Главный герой - Башмачкин Акакий Акакиевич, обычный рабочий человек, которых великое множество. Друзей у него особо не было, жены и детей тоже. Он жил только своей работой, и, хотя работа не солидна, она заключалась в простом переписывании текстов, для Акакия она была всем. Даже в конце трудового дня главный герой забирал бумаги домой и продолжал переписывать. Очень долго Акакий собирал деньги для приобретения новой шинели, с мыслями о том, что данная покупка изменит отношение к нему окружающих и коллег. И, наконец, накопив большую сумму, герой покупает желанную вещь, но, к сожалению, счастье его длилось не долго. Возвращаясь поздно вечером домой, герой был ограблен. Вместе с шинелью пропал и смысл жизни Акакия Акакиевича, ведь заработать ещё на одну он не мог. Возвращаясь домой уже без шинели, герой замёрз, что впоследствии привело к его гибели.

Выводим тему

Из содержания видно, что в произведении затрагивается тема маленького человека. Человека, от которого ничего не зависит. Он, как винтик в огромном механизме, без которого механизм не остановит свою работу. Никто даже не заметит его исчезновения. Он никому не нужен и не интересен, хотя он изо всех сил старается привлечь к себе внимание, все его труды остаются тщетны.

Главная художественная идея произведения

Гоголь показывает, что для всех важен только внешний облик человека. Личностные качества и внутренний мир никого не интересуют. Главное - какая у тебя " шинель ". Для самого Николая Васильевича не имеет значения твоё звание, он не смотрит, новая у тебя шинель или старая. Для него важно то, что кроется внутри, духовный мир героя. Именно в этом заключается главная художественная идея произведения.

Цели урока:

  1. Проследить традицию изображения “маленького” человека в русской литературе;
  2. Донести до детей мысль, что есть унижение, которое возвышает;
  3. Ответить на вопросы:
  • Актуальна ли проблема “маленького” человека в наши дни?
  • А как должно быть в жизни?

Оборудование:

  1. Иллюстрации к произведению (портреты Башмачкина);
  2. Схема создания синквейна;
  3. Кроссворд (сетка);
  4. Репродукция Натальи Нестеровой “Распятие”;
  5. Урок предварительно планируется по календарному планированию на 23 марта;

Ход урока

“Весь мир против меня:
Как я велик!…”

М.Ю.Лермонтов

1. Вступительное слово учителя:

Герой повести Н. В. Гоголя “Шинель” Акакий Башмачкин родился, по утверждению автора, “против ночи, если мне не изменяет память, на 23 марта”. И дожил сегодня до очередного дня рождения… Удивительная, странная дата. Гоголь упоминает о ней на первой же странице знаменитой повести. Почему-то даже эта деталь кажется писателю важной в описании героя. А герой-то маленького чина, “низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу”. (Демонстрирует портреты Башмачкина на доске). Это снаружи. А что внутри? Сегодня, когда мы с вами отмечаем годовщину со дня рождения Акакия Акакиевича, мне хочется, чтобы вы взглянули на него “простым глазом” - по известному совету Чехова брату, и увидели не только то, что очевидно. У Гоголя все гораздо сложнее…

Ребята, а вы любите праздновать Дни Рождения? С чем у вас ассоциируется этот праздник? (Ответы примерно однозначны).

Но сегодня у нас будет особенный “День Рождения” - на нем не будет именинника… Зато, как положено, будут гости и, конечно, будут подарки.

Кроссворд:

По вертикали:

9. ГУМАНИЗМ.

По горизонтали:

  1. Что могло бы помочь попасть Башмачкину в “статские советники”? (Награды)
  2. Место действия повести; (Петербург)
  3. Это насекомое упоминается в повести дважды. С ним сравнивается главный герой; (Муха)
  4. Какой мех выбран был на воротник шинели? (Кошка)
  5. Подруга жизни Башмачкина; (Шинель)
  6. Это окружает всю жизнь Акакия Акакиевича; (Бедствия)
  7. Сильный враг всех, кто получает 400 рублей жалованья в год; (Мороз)
  8. В каком департаменте служил Акакий Акакиевич? (Одном)

Объясните, почему по вертикали у нас получилось слово “гуманизм”? Подберите синонимы к этому слову. Как это понятие связано с темой произведения?

3. Аналитическая работа с текстом повести:

Какова главная тема повести “Шинель”?

(Тема человеческого страдания, предопределенного укладом жизни; тема “маленького человека”.)

В каких произведениях, прочитанных ранее, мы встречались с темой “маленького человека”?

(Н. М. Карамзин “Бедная Лиза” - в центре повествования простая, необразованная крестьянская девушка; нам внушается мысль, что “и крестьянки любить умеют!”. А. С. Пушкин “Станционный смотритель” - бедный чиновник четырнадцатого класса Самсон Вырин не имеет никаких прав в жизни, и даже единственный смысл его существования – любимую дочь – у него отнимают сильные мира сего. А. С. Пушкин “Медный всадник” - главный герой - несчастный, обездоленный Евгений, у которого бедность уничтожила и характер, и ум, сделала ничтожными мысли и мечты. Все эти произведения полны любви и сочувствия авторов к своим героям. Гоголь развивает традиции великих русских писателей в изображении “маленького человека”).

Как подчеркивается типичность героя и ситуации?

(“…служил в одном департаменте”, “…когда и в какое время он поступил в департамент…этого никто не мог припомнить”, “один чиновник…” - все эти фразы показывают не исключительность, необычность ситуации и героя, а их типичность. Акакий Акакиевич – один из многих; таких, как он, были тысячи – никому не нужных чиновников.

Какая личность перед нами? Охарактеризуйте образ главного героя.

Имя “Акакий” в переводе с греческого – “незлобивый”, а у героя такое же отчество, то есть судьба этого человека была уже предопределена: таким был его отец, дед и т.д. Он живет без перспектив, личностью себя не осознает, смысл жизни видит в переписывании бумаг…

4. Элемент драматической постановки:

Ребята, к нам пожаловали первые гости. Давайте послушаем самого Акакия Акакиевича, его рассказ о себе.

Добрый вам день! Я ничем не примечательный, обыкновенный человек, и жизнь моя совершенно естественна. Служу я с любовью и вполне счастлив: переписываю бумаги, и это разнообразное и приятное занятие. Мне однажды даже предложили небольшое повышение, но я сробел и отказался, ведь и так хорошо. Никогда я обращал внимания, что делается и происходит всякий день на улице, даже когда все стремились развлечься, я же занимался дома переписыванием бумаг…

(Выходит “один молодой человек”, который служил в том же департаменте, что и Башмачкин):

В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения, а молодые чиновники посмеивались и острили над ним, сыпали ему на голову мелкие клочки разорванных бумаг… А однажды уж слишком была невыносима шутка, он произнес: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?” И что-то странное заключалось в словах и в голосе, каким они были произнесены. В этих проникающих словах звенели другие: “Я брат твой!” И с тех пор как будто все переменилось передо мной и показалось в другом виде, часто среди самых веселых минут представлялся мне низенький чиновник с лысинкой на лбу со своими проникающими словами: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?”…

Ребята, встречались ли вам в жизни люди, чем-то похожие на Акакия Акакиевича? “Дважды незлобивый” - есть ли такие люди сегодня?

Как можно интерпретировать слова “Я брат твой!”?

Достойны ли люди, подобные Акакию Акакиевичу, пренебрежения и унижений?

(Акакий Акакиевич – удавшийся человек настолько, насколько у него было жизненных амбиций. У него гармония потребностей и возможностей. А у многих людей, славно воспользовавшихся новыми российскими условиями, сегодня возможности опережают потребности. Например, нет потребности идти в театр, но есть возможность купить дорогой билет, похвастаться этим перед окружающими, - и он туда идет… Хотя это ничего ему не дает в духовном плане. Людей, подобных Акакию Акакиевичу, много. Такой тип присутствует в каждом человеке, только люди иногда теряют свою внутреннюю память, заболевают высокомерием, спесью…)

Чем стало для Башмачкина приобретение шинели? На что он идет ради этого?

(Шинель для Акакия Акакиевича не роскошь, а выстраданная необходимость. Приобретение шинели расцвечивает его жизнь новыми красками. Это, казалось бы, унижает его, но то, на что он идет ради этого, меняет всю привычную “систему координат” в нашем сознании. Он с каждого “истрачиваемого рубля откладывал по грошу в маленький ящичек”, кроме этой экономии он перестал пить чай и зажигать свечи по вечерам, а, идя по мостовой, наступал на цыпочки, “дабы не истереть подошвы”… Еще он, приходя домой, сразу снимал белье, чтобы не изнашивалось, и сидел в ветхом халате. Можно сказать, он ЖИЛ мечтой о новой шинели).

Какие чувства вызывает у вас поведение и поступки Акакия Акакиевича на пути к достижению цели?

(Что-то очень дурно устроено в мире, где люди – просто тихо помешанные, они стремятся к высшей цели, и эта цель – новая шинель. Башмачкин – жертва этого мира, невиновная жертва, и он скорее вызывает уважение, чем жалость и презрение).

В чем особый драматизм ситуации с кражей шинели?

(Никто в этом мире не захотел помочь ему, не поддержал протест против несправедливости).

С какой целью Гоголем вводится фантастический финал?

(Башмачкин умирает не из-за кражи шинели, он умирает из-за грубости, равнодушия и цинизма окружающего мира. Призрак Акакия Акакиевича выступает мстителем за свою незадачливую жизнь. Это бунт, хотя его можно назвать “бунт на коленях”. Автор стремится вызвать у читателя чувство протеста против абсурдных условий жизни и чувство боли за унижение человеческого достоинства. Гоголь не хочет давать утешительной развязки, не хочет успокаивать совесть читателя. Если бы писатель наказал Значительное лицо, вышла бы скучная нравоучительная сказка; заставил бы переродиться – вышла бы ложь; а он великолепно выбрал фантастическую форму момента, когда пошлость на мгновение прозрела…)

5. Психологический тренинг: Попробуйте чуть-чуть побыть в роли бедного Башмачкина и возразить что-то Значительному лицу, попытайтесь донести свою боль и достучаться до его души. (Рано или поздно всем детям придется испытать на себе гнет бюрократической машины нашего общества, пусть попытаются доказать свою правоту. Необходимо только в роли Значительного лица представить учащегося твердого, решительного, “высокомерного”, лучше для этой роли подойдет старшеклассник).

6. Элемент драматической постановки:

Перед вами еще один гость - Значительное лицо, к которому обратился за помощью Акакий Акакиевич.

Значительное лицо: “Что вам угодно? (отрывисто и твердо) Что вы, милостивый государь, не знаете порядка? Куда вы зашли? не знаете, как водятся дела? Об этом вы должны были прежде дать просьбу в канцелярию; она пошла бы к столоначальнику, к начальнику отделения, потом передана была бы секретарю, а секретарь доставил ее бы уже мне… Понимаете ли вы, кто стоит перед вами? понимаете ли вы это? понимаете ли это? Я вас спрашиваю!

2-3 ученика пробуют себя в роли “просителей”.

7. В конце нашего разговора, как и обещали, давайте сделаем подарки Акакию Акакиевичу, все-таки мы отмечаем его день рождения.

Мы подарим ему наши творческие работы – синквейны, которые напишем сейчас.

Схема создания синквейна – на доске:

  • 1 строка: Кто? Что? (1 существительное)
  • 2 строка: Какой? (2 прилагательных)
  • 3 строка: Что делает? (3 глагола)
  • 4 строка: Что автор думает о теме? (фраза из 4 слов)
  • 5 строка: Кто? Что? (Новое звучание темы) (1 существительное)

Безобидная, нелепая, возвышающая,
Любит, страдает, живет,
Бабочка погибает у пламени огня,
Как неправеден этот мир.

8. Дети читают свои синквейны.

9. Заключительное слово учителя:

Обратите внимание на картину Натальи Нестеровой “Распятие”. Христос на кресте, а внизу бесконечное количество людей, отчасти даже не выписанных. Огромное количество голов-шариков, такая человеческая икра. Вот Акакий Акакиевич и есть человеческая икра, основа будущей жизни. На наших глазах Гоголь из икринки выращивает человека. Для Башмачкина новая шинель стала Верой. Он был доволен своим ветхим капотом. Ну да, протерся, прохудился, но ведь можно и залатать. То есть он хотел сохранить себя в старой вере. Но у него был Учитель, портной Петрович. И Петрович был тверд: не латать надо старое, а созидать новое. И он вынудил Акакия Акакиевича пересмотреть свои убеждения. А на это способен лишь отважный. Он шел на неимоверные лишения, чтобы построить Нечто Новое. Башмачкин не просто надевает шинель, он входит в нее, как в Храм. И становится другим человеком. Он по-другому ходит по улице, идет в гости… Но его убили. Убили люди, рядом с ним живущие. Не только Значительное лицо, но и сослуживцы, надсмехающиеся над его любовью к красоте букв. А он им твердил: “Я брат твой!”. Как в Библии: “Возлюби ближнего своего, как самого себя!”, “Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними!”. Давайте об этом помнить.

Образ «маленького человека» мы нередко встречаем в русской и зарубежной художественной литературе. Нам, русским читателям, воспитывающимся на образцах русской литературы, образ «маленького человека» до боли знаком. Первая встреча с ним случается в гоголевской повести Николая Васильевича Гоголя «Шинель».

А что же такое «маленький человек»? Ответ прост: это человек низкого социального положения и низкого происхождения, непримечательный и незаметный, не отличающийся выдающимися способностями, слабохарактерный, смиренный и безобидный.

Именно таким мы встречаем главного героя повести «Шинель», бедного титулярного советника Акакия Акакиевича Башмачкина. Интересно заметить, что Николай Васильевич очень умело подошел к выбору имени его литературного героя: слово «Акакий» в переводе с греческого языка означает «не делающий зла».

Автор сравнивает своего героя с мухой, чтобы показать, насколько этот человек мелок. У Акакия Акакиевича есть как положительные, так и отрицательные качества. С одной стороны, Башмачкин человек без интересов и увлечений, без семьи и друзей, что говорит о его некой замкнутости и самоограничении от окружающего мира. А с другой стороны, он предан своей работе, выполняет ее трепетно и тщательно, он трудолюбив, терпелив и скромен, не обращает внимания на оскорбления сослуживцев, не затевает ссор. Для такого человека, как Акакий Акакиевич, самая незначительная вещь может стать достоянием всей его жизни.

Достоянием жизни Башмачкина стала новая шинель, сшитая на праздничную премию. С появлением обновки изменяется характер Башмачкина и отношение к нему сослуживцев. Их одобрения и восхищения возвышают Акакия Акакиевича над самим собой, он становится смелее, счастливее, увереннее. Но вскоре его счастливое расположение духа меняется, так как у него украли самую дорогую вещь шинель. Это стало настоящей трагедией для бедного титулярного советника, который в итоге заболевает и умирает. Но даже после смерти он не может найти покоя, поэтому появляется в виде призрака на Калинкином мосту и пугает прохожих.

Продумывая характер Акакия Акакиевича, Гоголь хотел показать читателям, что на фоне романтических героев, ярких, сильных, противоречивых личностей, есть личности реалистичные: слабохарактерные, робкие и даже в какой-то мере жалкие, но, безусловно, заслуживающие человеческого внимания и сопереживания.

Сочинение Тема маленького человека в повести Гоголя Шинель

В «петербургской» повести «Шинель», написанной в 1842 году, Николай Васильевич Гоголь поднимает тему «маленького человека». Эта тема постоянно присутствует в русской художественной литературе. Александр Сергеевич Пушкин был первым автором, который затрагивает эту проблематику, эту традицию продолжают и другие авторы.

Гоголь рассматривает проблему общества, в котором должен существовать маленький человек. Автор резко критикует общество титулярных советников, которые не могут принять Акакия Акакиевича. Фраза персонажа: «Не трогайте меня, зачем вы меня обижаете?», - является риторическим вопросом к читателю. Автор обращает внимание, что «маленькие люди» тоже имеют права на достойную жизнь и на уважение со стороны людей.

День, когда Башмачкин надевает шинель – является кульминацией произведения. В этот момент он перестает чувствовать себя «маленьким человеком». Полностью изменяется его поведение и распорядок дня. Этим Н. Гоголь показывает, что Акакий Акакиевич такой же человек, как и другие. Он ничем не отличается, переживает те же чувства, стремления и обиды. Он не лучше и не хуже других.

Конфликт между маленьким человеком и миром возникает не сразу, а только в тот момент, когда Акакий Акакиевич остается без своей шинели. Шинель уже давно стала больше, чем одеждой. Это была большая часть самого героя. Потеряв ее, он начинает бороться с обществом. И не одержав победу при жизни, продолжает ее, как приведение.

Мистическая сторона повести важна для завершения конфликта. Получив желаемое, то есть шинель. Это некое подобие на справедливость, которая возможна только в фантастическом мире и является утопией. С другой стороны в финале Гоголь говорит о том, что бессмертная душа продолжает желать отмщения, и способна сделать только самостоятельно.

Сочинение Образ маленького человека в повести Гоголя Шинель

«Маленький человек» – один из архетипов русской литературы. Галерея «маленьких людей» открывается портретом Самсона Вырина в повести Александра Сергеевича Пушкина (цикл «Повести Белкина»), продолжается образом Евгения из его же поэмы «Медный всадник» и прочно закрепляется в наследующей Пушкину и его современникам традиции реализма.

В рамках направления реализма традиционно принято рассматривать повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель », а портрет главного героя этого произведения – Акакия Акакиевича Башмачкина – включать в открытую Пушкиным галерею «маленьких людей». Эта точка зрения совершенно справедлива и легко подтверждается текстом.

Что свойственно «маленькому человеку»? Невысокое положение в обществе, закрытость (скрытость) от мира, скупость чувств (но при этом – наличия объекта любви и заботы), страдание при жизни (обычно – единичный акт, оказывающий влияние на дальнейшую судьбу героя), и, вероятнее всего, смерть (часто – именно от жизненных страданий).

Всё это прослеживается и в «Шинели». Башмачкин – мелкий чиновник, переписчик бумаг, живущий бедно и аскетично. Он не имеет друзей – у него есть только сослуживцы, которым он становится интересен только с приобретением шинели (но не раньше и не сам по себе). У Башмачкина есть и то, что он любит и лелеет. В отличие от дочери – в случае Вырина – и Параши, любимой девушки – в случае Евгения, – у Акакия Акакиевича это буковки в документах и шинель, мечтой о которой он живёт.

Как и в других случаях, страдание «маленького человека» так или иначе связано с объектом его привязанности. Так, Вырин теряет дочь, Евгений спешит к Параше и боится, как бы потоп не причинил ей вреда. У Башмачкина в тёмном переулке двое крадут его любимую шинель – буквально на следующий день после покупки. За страданием и переживанием (через некоторый промежуток времени) следует смерть главного героя.

Стоит отметить, что очень часто статус «маленького человека» подчёркивается его положением в иерархии власти; для «вскрытия» такого его положения автор помещает героя в ситуацию, где он противопоставлен кому-то, превосходящему его своим могуществом. Рассмотрим, опять же, Вырина и Евгения – первый оказывается на пороге дома своей дочери, но вход туда ему закрыт, как бедному, незнатному и незваному гостю; второй оказывается прямо противопоставлен императору Петру (и, хотя грозит ему кулаком, понимает всё свое бессилие и незначительность).

Башмачкин сталкивается с иерархией положений, когда проваливаются его попытки добиться внимания чиновника, который мог бы помочь его беде.

Небезынтересно также отметить, что в одном принципиальном моменте Гоголь отходит от предыдущей традиции. Финалом истории его героя становится некое торжество и превосходство – дух Башмачкина срывает с чиновников тёплые шинели и наводит ужас на тех, кто с ним сталкивается. Понятно, что это нельзя назвать торжеством «маленького человека» в полном смысле слова; но, безусловно, в этом чувствуется если не отрицание точки зрения Пушкина, то, по меньшей мере, полемика с ним и бытующим пониманием «маленького человека».

Валентин Распутин известный писатель. Он написал множеств поучительных произведений. Одним из них является наполненное добротой произведения Уроки французского.

  • Какого человека можно назвать «мечтателем»? Итоговое сочинение

    Широко распространено мнение, что мечты - это просто желания, а цели точны, ясны и есть план их достижения. В действительности все немного по-другому. Если вам нужны только деньги и время

  • Сочинение Сострадание - активный помощник

    В нашей быстротечной и суетливой жизни очень многие совсем забыли о сострадании. Они не видят или просто не хотят замечать тех, кто нуждается в помощи.

  • Характеристика и образ Ивана Васильевича из рассказа После бала

    Центральным персонажем в рассказе Л. Н. Толстого является Иван Васильевич. В произведении «После бала» он рассказывает историю, которая оставила неизгладимый след в его жизни.

  • Н. В. Гоголь считается самым мистическим писателем в русской литературе. Его жизнь и творчество полно тайн и загадок. Повесть Гоголя “Шинель” изучают на уроках литературы в 8 классе. Полноценный анализ произведения требует знакомства с творчеством и некоторыми биографическими сведениями автора.

    Краткий анализ

    Год написания – 1841.

    История создания – повесть создана на основе анекдота с аналогичным сюжетом.

    Тема – тема “маленького человека”, протест против общественных порядков, которые ограничивают личность.

    Композиция – повествование построено по принципу “бытия”. Экспозиция – краткая история жизни Башмачкина, завязка – решение о необходимости поменять шинель, кульминация – кража шинели и столкновение с безразличием властей, развязка – болезнь и смерть главного героя, эпилог – известия о призраке, ворующем шинели.

    Жанр – повесть. Немного перекликается с жанром “жития” святых. Многие исследователи находят сходство сюжета с житием преподобного Акакия Синайского. На это указывают многочисленные унижения и скитания героя, его терпение и отказ от мирских радостей, смерть.

    Направление – критический реализм.

    История создания

    В “Шинели” анализ произведения невозможен без предыстории, которая подтолкнула автора к созданию произведения. Некто П. В. Анненков в своих воспоминаниях отмечает случай, когда в присутствии Николая Васильевича Гоголя был рассказан “канцелярский анекдот” про мелкого чиновника, потерявшего своё ружьё, на покупку которого он долго копил средства. Все нашли анекдот очень смешным, а писатель помрачнел и глубоко задумался, это было в 1834 году. Спустя пять лет сюжет всплывёт в гоголевской “Шинели”, художественно переосмысленный и творчески переработанный. Такая предыстория создания кажется очень правдоподобной.

    Важно отметить, что написание повести давалось писателю тяжело, возможно, играли роль какие-то эмоциональные, личные переживания: закончить её он смог только в 1841 году, благодаря давлению М. В. Погодина, известного издателя, историка и учёного.

    В 1843 году повесть была опубликована. Она относится к циклу “Петербуржских повестей”, становится заключительной и самой идейно насыщенной. Имя главного героя автор менял на протяжении работы над произведением Тишкевич – Башмакевич – Башмачкин).

    Название же самой повести претерпело несколько изменений (“Повесть о чиновнике, крадущем шинели”) прежде чем до нас дошёл окончательный и самый точный вариант – “Шинель”. Критика приняла произведение спокойно, при жизни автора оно не было особо отмечено. Только через столетие стало понятно, что “Шинель” оказала огромное влияние на русскую литературу, на историческое понимание эпохи и формирование литературных направлений. Гоголевский “маленький человек” отразился в творчестве многих писателей и поэтов, создал целую волну подобных, не менее гениальных, произведений.

    Тема

    Произведение построено таким образом, что мы прослеживаем всю жизнь главного героя, начиная от момента рождения (где упоминается история о том, почему его назвали Акакием) и до самой трагической точки – смерти титулярного советника.

    Сюжет построен на раскрытии образа Акакия Акакиевича, его столкновением с общественными порядками, властью и безразличием людей. Проблемы ничтожного существа не волнуют сильных мира сего, его жизнь, и даже смерть никто не замечает. Только после гибели справедливость восторжествует в фантастической части повествования – о ночном призраке, отбирающем шинели у прохожих.

    Проблематика “Шинели” охватывает все грехи сытого бездушного мира, заставляет читателя оглянуться вокруг и заметить тех, кто так же “мал и беззащитен”, как главный герой. Основная мысль повести – протест против бездуховности общества, против порядков, которые унижают человека морально, материально и физически. Смысл фразы Башмачкина “Оставьте…, зачем вы меня обижаете?

    ” – содержит и нравственный и духовный и библейский контекст. То, чему учит нас произведение: как нельзя относиться к ближнему своему. Идея у Гоголя в том, чтобы показать бессилие маленькой личности перед огромным миром людей, которые безразличны к чужому горю.

    Композиция

    Композиция построена по принципу жития или “хождений” святых и мучеников. Вся жизнь главного героя, от рождения до самой смерти, является тем самым мучительным подвигом, сражением за правду и испытанием на терпение и самопожертвование.

    Вся жизнь героя “Шинели” – пустое существование, конфликт с общественными порядками – единственный поступок, который он попытался совершить за свою жизнь. В экспозиции повести мы узнаём краткие сведения о рождении Акакия Башмачкина, о том, почему его так назвали, о работе и внутреннем мире персонажа. Суть завязки в том, чтобы показать необходимость приобретения новой вещи (если смотреть глубже – новой жизни, разительных смелых перемен).

    Кульминация – нападение на главного героя и его столкновение с безразличием властей. Развязка – последняя встреча с “значительным лицом” и смерть персонажа. Эпилог представляет собой фантастическую (в любимом гоголевском стиле – сатирическую и ужасающую) историю о призраке, который отбирает шинели у прохожих и в конце концов добирается до своего обидчика. Автор подчёркивает бессилие человека изменить мир и добиться справедливости. Только в “другой” реальности главный герой силён, наделён властью, его боятся, он говорит смело в глаза обидчику то, что не успел сказать при жизни.

    Главные герои

    Жанр

    Рассказ о титулярном советнике построен по принципу жития святых. Жанр определён как повесть, благодаря масштабности содержательного плана произведения. Повествование о титулярном советнике, влюблённом в свою профессию, стало своеобразной притчей, обрело философский подтекст. Едва ли произведение можно считать реалистическим, учитывая концовку. Она превращает произведение в фантасмагорию, где пересекаются причудливые нереальные события, видения, странные образы.

    Цель: Показать трагизм судьбы «маленького человека» на примере образа Башмачкина; выявить авторскую позицию и свою собственную к данной проблеме.

    “самая загадочная фигура в русской литературе” “Если вы хотите узнать что-нибудь о России, если вы жаждете понять, почему продрогшие немцы проиграли свой блиц (войну с СССР), если вас интересуют “идеи”, “факты”, “тенденции”, не трогайте Гоголя. Каторжная работа по изучению русского языка, необходимая для того, чтобы его прочесть, не оплатится привычной монетой. Не троньте его, не троньте. Ему нечего вам сказать. Не подходите к рельсам. Там высокое напряжение”. В. Набоков

    Эпиграф Весь мир против меня: Как я велик!… М. Ю. Лермонтов «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя» Ф. М. Достоевский

    Зачем же изображать бедность… и несовершенства нашей жизни, выкапывая людей из жизни, из отдалённых закоулков государства? …нет, бывает время, когда иначе нельзя устремить общество и даже поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости Н. В. Гоголь

    Притча о человеке В жаркий летний день древние афиняне увидели на площади Демосфена с горящим фонарем в руках. -Ты что ищешь? - спросили они. -Я ищу человека, - отвечал Демосфен и продолжил свой путь. Через время афиняне опять обратились к Демосфену: - Так что же ты ищешь, Демосфен? -Я ищу человека. . . -Кого: его, меня. . ? - Я ищу Че-ло-ве-ка!

    Так что же это значит – быть Человеком? Чем человек отличен от вещи? На эти и другие вопросы нам поможет ответить Николай Васильевич Гоголь и его повесть «Шинель» .

    Как через повесть “Шинель” писатель искал путь к душе живой. - Может ли быть душа мёртвой? - Нет, душа бессмертна. - Ну а если она “мёртвая”, значит, закрыта для света, любви, добра. Такие “мёртворождённые” персонажи населяют гоголевскую поэму. Противовеса им писатель не нашёл в жизни, поэтому и сжёг второй том “Мёртвых душ”. Сознание этого доводило Гоголя до безумия. Мысль о человеке, душу в которого вдохнул Бог, а судьбу нередко определяет чёрт, видимо, не оставляла Гоголя. Этой теме, собственно, посвящены “Петербургские повести”.

    “Петербургские повести” новый шаг в развитии русского реализма. В этот цикл входят повести: “Невский проспект”, “Нос”, “Портрет”, “Коляска”, “Записки сумасшедшего” и “Шинель”. Над циклом писатель работает между 1835 и 1842 годами. Объединены повести по общему месту событий – Петербургу. Петербург, однако, не только место действия, но и своеобразный герой указанных повестей, в которых Гоголь рисует жизнь в её различных проявлениях. Обычно писатели, рассказывая о петербургской жизни, освещали быт и характеры знати, верхушки столичного общества. Гоголя привлекали мелкие чиновники, мастеровые (портной Петрович), нищие художники, “маленькие люди”, выбитые из колеи жизни. Вместо дворцов и богатых домов читатель в гоголевских повестях видит городские лачуги, в которых ютится беднота.

    «маленький человек» - это человек униженный, беззащитный, одинокий, бесправный, забытый (и, всеми, и если можно так сказать, судьбой), жалкий. - В литературном энциклопедическом словаре мы находим следующее определение: «маленький человек» в литературе – обозначение довольно разнородных героев, объединяемых тем, что они занимают одно из низших мест в социальной иерархии и что это обстоятельство определяет их психологию и общественное поведение (приниженность, соединяемую с ощущением несправедливости, уязвленной гордостью» .

    Тема человеческого страдания, предопределенного укладом жизни; тема “маленького человека”. Н. М. Карамзин “Бедная Лиза” - в центре повествования простая, необразованная крестьянская девушка; нам внушается мысль, что “и крестьянки любить умеют!”. А. С. Пушкин “Станционный смотритель” - бедный чиновник четырнадцатого класса Самсон Вырин не имеет никаких прав в жизни, и даже единственный смысл его существования – любимую дочь – у него отнимают сильные мира сего. А. С. Пушкин “Медный всадник” - главный герой - несчастный, обездоленный Евгений, у которого бедность уничтожила и характер, и ум, сделала ничтожными мысли и мечты. Все эти произведения полны любви и сочувствия авторов к своим героям. Гоголь развивает традиции великих русских писателей в изображении “маленького человека”).

    Какова главная тема повести “Шинель”? Тема человеческого страдания, предопределенного укладом жизни; тема “маленького человека”.

    А герой-то маленького чина, “низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу”.

    Как подчеркивается типичность героя и ситуации? “…служил в одном департаменте”, “…когда и в какое время он поступил в департамент…этого никто не мог припомнить”, “один чиновник…” - все эти фразы показывают не исключительность, необычность ситуации и героя, а их типичность. Акакий Акакиевич – один из многих; таких, как он, были тысячи – никому не нужных чиновников.

    Какая личность перед нами? Охарактеризуйте образ главного героя. Имя “Акакий” в переводе с греческого – “незлобивый”, а у героя такое же отчество, то есть судьба этого человека была уже предопределена: таким был его отец, дед и т. д. Он живет без перспектив, личностью себя не осознает, смысл жизни видит в переписывании бумаг…

    В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения, а молодые чиновники посмеивались и острили над ним, сыпали ему на голову мелкие клочки разорванных бумаг… А однажды уж слишком была невыносима шутка, он произнес: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете? ” И что-то странное заключалось в словах и в голосе, каким они были произнесены. В этих проникающих словах звенели другие: “Я брат твой!” И с тех пор как будто все переменилось передо мной и показалось в другом виде, часто среди самых веселых минут представлялся мне низенький чиновник с лысинкой на лбу со своими проникающими словами: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете? ”…

    Чем стало для Башмачкина приобретение шинели? На что он идет ради этого? Шинель для Акакиевича не роскошь, а выстраданная необходимость. Приобретение шинели расцвечивает его жизнь новыми красками. Это, казалось бы, унижает его, но то, на что он идет ради этого, меняет всю привычную “систему координат” в нашем сознании. Он с каждого “истрачиваемого рубля откладывал по грошу в маленький ящичек”, кроме этой экономии он перестал пить чай и зажигать свечи по вечерам, а, идя по мостовой, наступал на цыпочки, “дабы не истереть подошвы”… Еще он, приходя домой, сразу снимал белье, чтобы не изнашивалось, и сидел в ветхом халате. Можно сказать, он ЖИЛ мечтой о новой шинели.

    С какой целью Гоголем вводится фантастический финал? Башмачкин умирает не из-за кражи шинели, он умирает из-за грубости, равнодушия и цинизма окружающего мира. Призрак Акакия Акакиевича выступает мстителем за свою незадачливую жизнь. Это бунт, хотя его можно назвать “бунт на коленях”. Автор стремится вызвать у читателя чувство протеста против абсурдных условий жизни и чувство боли за унижение человеческого достоинства. Гоголь не хочет давать утешительной развязки, не хочет успокаивать совесть читателя.

    Если бы писатель наказал Значительное лицо, вышла бы скучная нравоучительная сказка; заставил бы переродиться – вышла бы ложь; а он великолепно выбрал фантастическую форму момента, когда пошлость на мгновение прозрела…

    К живой душе взывает Гоголь, потому что вокруг чаще всего свиные рыла, как в кошмарном сне героя комедии “Ревизор”. Страшно от мертвых душ. Слова из рассказа Чехова “Крыжовник”: “Надо, чтобы за дверью каждого счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и напоминал о несчастных и обездоленных, о пошлости в нашей жизни, о “маленьких людях”.

    Повесть производила бы самое беспросветное впечатление, если бы не свет, исходящий от самых убогих, затёртых, ничтожных. Как не вспомнить Евангелие: “Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют Землю. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят”.

    Христос на кресте, а внизу бесконечное количество людей, отчасти даже не выписанных. Огромное количество головшариков, такая человеческая икра. Вот Акакий Акакиевич и есть человеческая икра, основа будущей жизни. На наших глазах Гоголь из икринки выращивает человека. Для Башмачкина новая шинель стала Верой. Он был доволен своим ветхим капотом. Ну да, протерся, прохудился, но ведь можно и залатать. То есть он хотел сохранить себя в старой вере. Но у него был Учитель, портной Петрович. И Петрович был тверд: не латать надо старое, а созидать новое. И он вынудил Акакия Акакиевича пересмотреть свои убеждения. А на это способен лишь отважный. Он шел на неимоверные лишения, чтобы построить Нечто Новое. Башмачкин не просто надевает шинель, он входит в нее, как в Храм. И становится другим человеком. Он по-другому ходит по улице, идет в гости… Но его убили. Убили люди, рядом с ним живущие. Не только Значительное лицо, но и сослуживцы, насмехающиеся над его любовью к красоте букв. А он им твердил: “Я брат твой!”. Как в Библии: “Возлюби ближнего своего, как самого себя!”, “Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними!”.

    Что суесловить? Не стезя плоха. Все как один о небесах забыли. Кто возлюбил, тому не до греха. А мы грешим. Ещё не возлюбили. Иеромонах Роман

    Синквейн 1 строка: Кто? Что? (1 сущ.) 2 строка: Какой? (2 прилаг.) 3 строка: Что делает? (3 глагола) 4 строка: Что автор думает о теме? (фраза из 4 слов) 5 строка: Кто? Что? (Новое звучание темы) (1 сущ.)

    Домашнее задание Письменный ответ на вопрос “Какие нравственные проблемы поднимает Гоголь в повести “Шинель”?