Описание портрета рачкова девочка с ягодами

Урок по русскому языку в 6 классе
«Обучающее сочинение-описание по картине Н.Е.Рачкова
«Девочка с ягодами»
Учитель русского языка и литературы Байко Вероника Васильевна

Цель урока:
- развитие умения у шестиклассников словесного рисования: отборка материала, его композиционного построения, использования художественных средств в описании, грамматической связи предложений в тексте;
- отработка орфографических навыков;
- воспитание чувства прекрасного;
- расширение кругозора (знакомство с портретом как видом живописи, художником Н.Е.Рачкова – автором портретов, известным художником ХIХ века).

Оборудование: репродукция картин, презентация.

Ход урока.
1.Организационный момент: постановка целей и задач урока.
2. Знакомство с портретом как видом живописи и автором портретов Н.Е.Рачковым.
3. Изучение картины «Девочка с ягодами»

4.Подбор рабочих материалов к сочинению.
5.Составление плана описания картины.
6.Работа над сочинением.
7.Анализ написанных работ, их корректировка.

1.Работа с репродукциями.
- Сегодня на доске несколько репродукций. Что вы видите на них? Можно ли по тематике изображенного определить какой жанр искусства?
- Что является главным предметом изображения на картинах Н. Рачкова?
- Мы сегодня постараемся описать картину Н.Е. Рачкова «Девочка с ягодами».
Родившийся в Нижегородской губернии Николай Ефимович Рачков начинал свой путь в живопись в уже ставшей известной к тому времени Арзамасской художественной школе, основанной в 1805 году патриотом и академиком живописи А.В. Ступиным. Продолжил обучение в Академии художеств, в которой в 1844 году получил малую серебряную медаль. В следующем году Н. Рачкову присваивается звание неклассного художника портретной живописи.

Согласны ли вы с этим утверждением?

3. «Девочка с ягодами».
- Что изобразил живописец на картине?

Жанр портрета сложен. Всё дело в том, что в портрете художник, а значит, и зритель остаётся как бы один на один с изображённым человеком. Мы часто не знаем, кто этот человек. Но так ли важно для нас сходство с оригиналом? Художник не просто повторяет, копирует внешний облик человека. Вглядываясь в его черты, художник размышляет о нём, стремится постичь его внутренний мир, выразить своё понимание человека, собственное отношение к нему. И при создании сочинения-описания внешности человека мы должны не просто описать увиденное, а постараться за внешними чертами увидеть состояние человека, выразить личное отношение к нему.

Для построения плана описания можно придерживаться примерной схемы:

1. Кто изображён: наш современник или человек, живший в прошлые века.

2. Тип портрета: парадный, бытовой, в полный рост, по пояс и т. д.

3. Внешний облик: лицо (что в нём особенного, привлекательного);

4. Словарная работа.

Продолжите ряд определений.

Лицо: красивое, доброе, симпатичное, круглое, милое, добродушное, непримечательное, необыкновенное, простое, живое...

Выражение лица : заинтересованное, загадочное, лука- вое, простодушное...

Глаза : светлые, тёмные, жгучие, голубые, янтарные, широко открытые, круглые...

Брови: вразлёт, домиком, пушистые, дугой, ниточкой...

Нос: пуговкой, ровный, прямой, картошкой, греческий, правильный, курносый, вздёрнутый... Губы : алые, сжатые, полуоткрытые, яркие, толстые, тонкие...

Волосы: пышные, редкие, кудрявые, русые, тёмные, каштановые, пшеничные, заплетённые, убранные...

Одежда: платок

фигура, поза.

5. Портрет русской девочки.

А что главное в портрете? (лицо и одежда )

Найдите прилагательные и опишите лицо.

Вглядимся в это простое, бесхитростное, доброе лицо девочки. Сколько ласки и тепла дарит Вам оно, совершенно ничего не требуя взамен. Теперь уже не встретишь такого лица. Насладитесь сполна его созерцанием. И душа Ваша под этим простым, открытым и добрым взглядом размягчиться и Вы почувствуете тепло в Вашем сердце.

Обратите внимание на руки девочки. Как бережно она держит деревянную расписную чашку с ягодами, ей совсем не хочется уронить ее и тем самым погубить свой труд по собиранию этих ароматных ягод.

Невольную улыбку могут вызвать бусы на шее девочки. Но как они идут ей, как украшают ее нехитрый наряд.

которая изображена в простой одежде: платок, кофта, сарафан

6. Ягоды клубники, малины, смородины – дары природы и предметы обихода: блюдо (тарелка), корзиночка, банка, кувшин.

Как расположены предметы? Какие, на ваш взгляд, самые главные? Почему?

Самые крупные ягоды – ягоды клубники. Они везде: в корзиночке – на заднем плане, рассыпанные на переднем. Кувшин отчетливо выделяется на темном фоне заднего плана.

Стеклянная банка – в центре картины, около банки – блюдо с ягодами черной и белой смородины.
- Какой еще языковой материал понадобится для описания яркого, красочного натюрморта, как передать словами то, что художник передал с помощью красок?
Пронизанный солнечным светом и теплом, летним светом, щедрым теплом; ягоды крупные, сладкие, ароматные, душистые вкусные; недозрелые; глиняный, залит солнцем, пузатый; блестит на солнце, как бусинки; белая прозрачная, пронизана светом, как янтарь.
- Можно ли приступать к написанию сочинения? Что мы еще должны сделать?
4. Составление плана.

7. Заключение.
1) Настроение, переданное художником.

5. Работа над сочинением.
6. Чтение написанных работ, их корректировка.

Домашнее задание.
Переписать сочинение в тетрадь.


Николай Фомин. Земляника. Из серии "Ягоды наших лесов".

Мы охочи в лес по ягоды ходить,
По сыру бору погуливати,
В темном лесе приаукнуться:
«Ты ay, ay, мой миленький дружок,
Ты подай-ко свой тайный голосок
Через темненький, зелененький лужок».

Сбор ягод и грибов был девичьим занятием. Замужние женщины почти не имели на это времени, а для мужика ходить по ягоды считалось только «народ смешить».


В. Г. Тимофеев. Девочка с ягодами.

Сезон сбора ягод начинался в конце июня - первых числах июля. Ко дню Давида Земляничника (26 июня / 9 июля) поспевала земляника: «Земляника девок в лес зовет», к летнему празднику Казанской иконы Божьей Матери (8/21 июля) созревала черника, на Первый Спас (1/14 августа) - малина и черемуха. В начале сентября можно было уже собирать бруснику, со дня Петра и Павла Рябинников (10/23 сентября) - заготавливать рябину и калину. За клюквой ходили на болота вплоть до осенних заморозков, а ранней весной собирали сладкую подснежную клюкву, оставшуюся с минувшей осени.


Федот Сычков.

Девушки всей стайкой отправлялись в лес, где на пригорках пахло нагретой землей и травами, а в низинах - прелой листвой и росшей по берегам ручейков таволгой, и пели:

Ой, сегодняшний денек!
Забрал девушку хмелек.
Калинка моя, малинка моя!
А забрал хмелек -
Полюбил паренек.
Калинка моя, малинка моя!
Макар-молодец
Александрович холостой.
Калинка моя, малинка моя!


Рачков Николай Ефимович. Девочка с ягодами 1871 г.

Парни, узнав, что девушки идут за ягодами, могли пойти вслед за ними. Очевидец рассказывал: «Когда поспеют ягоды, девицы ходят за ними, а парни сзади с гармонью ломятся по кустарникам. Потом сходятся вместе - борются, толкаются... Все разбиваются на пары, творят что хотят» (АРЭМ, ф. 7, оп. 1, Д. 718, л. 2).


Татьяна Доронина. Сладкая ягодка.

По дороге в лес девушки загадывали, много ли ягод удастся собрать. Например, бросали перед собой корзинку и кричали: «Ваюшка, половина или полная корзина?» Если корзинка встанет на дно - будет полная, если упадет набок - заполнится до середины, а если перевернется вверх дном - получишь «ваюшку» (четверть корзинки). Дойдя до ягодного места, полагалось сказать: «Дай, Господи, мне ягод набрать полную корзину!»


Виноградов Сергей Арсеньевич.

В лесу можно было увидеть зверей. Встреча с лисицей считалась дурной приметой, которая означала, что надо поворачивать назад - ягод не соберешь. Если заяц перебежал дорогу - жди несчастья, которое можно миновать, если три раза подряд перекувырнуться. Верили, что по дороге в лес и в лесу нельзя упоминать вслух медведя, иначе он обязательно покажется в малиннике, а чтобы он не тронул девушку - следует притвориться мертвой или показать ему свою грудь.


Тормосов Виктор Михайлович.

Однако вообще появление медведя перед девушкой считалось хорошей приметой, которая означала, что девушка скоро выйдет замуж. Если по дороге в лес девушка услышала кукушку, полагалось крикнуть: «Через сколько лет я выйду замуж?» - сколько раз кукушка прокукует, столько лет надо ждать свадьбы.


Albert Samuel Anker. Девочка с ягодами. Мариэлла.

Отправляясь в лес, девушки старались с помощью заговоров и заклинаний защититься от разных опасностей. Например, от змеиного укуса отговаривались так: «Я, раба (имя), иду в лес, а ты, змея, три аршина в землю влезь»; от укуса клеща произносили: «Клещ ты, клещ, ты меня не ешь. Я тебя не задену. Я в лес, ты на лес. Мое тело как репный камень. От ин до веку. Аминь» (Русские заговоры и заклинания. С. 298, 304).


Михаил Сатаров. По ягоды.

Ягод требовалось набрать много, так как их обычно заготавливали на зиму. Землянику, малину, чернику сушили; бруснику парили в печах, клюкву и бруснику заливали холодной водой и держали всю зиму в погребах. и вешали сначала в кистях под крышу дома, а затем переносили на чердак.


О.Быковский. На даче. Девочка за чисткой ягод.

Часть собранных ягод девушки несли на продажу в помещичьи усадьбы или на базар в близлежащий город:

В темном лесе я была,
Цветы, ягодки брала.
Я на рыночек снесла -
На целковый продала.
Я башмачки завела,
Чулки новые купила,
Ало платье надела:
Долго милого ждала.
Я милушку дождалась,
За шеюшку обняла.


Johan Severin Nilson. Летний пейзаж с девочкой, собирающей ягоды.


А. Простяков.


Paul Lacroix.


Prentice Levi Wells . Baskets of Raspberries.


Granberry Virginia. Raspberries.liveinternet.ru/users/lviza_ neo/post221784547/


Granberry Virginia. Raspberries.


Ludivine Corominas.


Слава Коробейников.

Сбор ягод и грибов - действие, которое, в первую очередь, характеризует прекрасное время года лето. Приятно ходить по лесу и искать спрятавшихся "партизанов". Глядишь, вот и стоит белый гриб, а рядом с ним еще один. Переходишь лес, выходишь на вырубку - а тут малинник, набираешь целое лукошко и идешь домой. А потом сидишь вечером, кушаешь сладкие ягодки и вспоминаешь прожитый день!

Девочка из картины Рачкова "Девочка с ягодами" тоже пошла за земляникой, и теперь мы ее видим стоящей с миской, полной до верху этими ягодками. Посмотрев на ее лицо, можно увидеть как внешнюю, так и внутреннюю красоту девчонки. Несмотря на то, что оно такое непримечательное, разглядев его лучше, можно увидеть все ее добродушие. Это можно понять по ее выражении лица, а у нее загадочное, но при этом и заинтересованное, про бровям, которые не нависли над глазами, как обычно бывает у людей, недовольных чем-то, а наоборот: они парят, или, как еще можно сказать, "вразлет".

На голове девочки надет платок. Зритель точно не может разглядеть весь узор, который его украшает, но зато можно приметить, что он выполнен не в темных тонах, а наоборот - в светлых и радушных. Волосы убраны в него, и нам предстала только маленькая их часть. Посмотрев на них внимательно, мы сможем составить их характеристику: они темного, скорее каштанового цвета, больше информации нет. Нам неизвестно: кучерявые ли они? Может, пушистые? А может, наоборот, реденькие?

Кроме того, на картине зритель также может разглядеть ее платье и украшения. Костюмчик у нее также светленький, его украшает красивое жабо. Хочется отметить красоту рукавов: они не простые, а "фонариком". Шею девочки украшают две пары бус. Но и они не одинакового цвета, а красного и голубого. Что тогда любили девчонки принарядиться, что сейчас!

Несмотря на то, что фон картины выполнен в темных оттенках, он не портит светлый и девственный образ героини. Приглядевшись, можно заметить, как много оттенков коричневого, черного использует художник.

Мне эта картина очень понравилась. Я ее буду пересматривать в зимнее время года и вспоминать о прекрасной поре - о лете!

Несколько интересных сочинений

  • Критика о повести Барышня-крестьянка Пушкина

    Произведение является завершающей из новеллой, вошедшей в сборник писателя под названием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», состоящий из пяти повестей.

  • Сочинение Только у здоровой нации есть будущее

    Здоровье – бесценный божий дар. Здоровые люди оптимистичны, энергичны, стремятся выполнять полезные дела, дарить радость окружающим. Каждый человек является хозяином своего здоровья

  • Философская лирика Тютчева 9 класс сочинение

    Творения поэта Тютчева – постоянное присутствие идеи глубокой философии. При помощи философии своих строк он передает читателю скрытый от его глаз, но лежащий на поверхности смысл бытия

  • Образ и характеристика Капитона Климова в рассказе Муму Тургенева

    Крепостной крестьянин, служащий у барыни башмачником – один из отрицательных персонажей произведения. Через образ Капитона Климова Тургенев показывает бесчеловечность крепостного права.

  • Анализ рассказа Деньги для Марии Распутина

    Произведение «Деньги для Марии» стало одним из первых весомых в творчестве Распутина. Именно эта повесть дала сильный толчок для дальнейшего творчества писателя. Напечатанная в 1967 году в журнале «Ангаре»

«Премия по литературе» - Победителей в каждой номинации определяет независимое жюри из пяти человек. Национальная книжная премия в области художественной литературы. 2002 год: Джулия Гласс. Джон Апдайк. Любите весь мир и ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО! Луиза ХЭЙ. Луиза Хей - автор пятнадцати бестселлеров. Любите себя, других людей! Вы будете счастливы!!!

«Самый лучший читатель» - И, как любое письмо, «всеобщее» нуждается в ответе. Л. Н. Толстой. Минаков Николай, ученик 9-го класса. Самый лучший читатель. Ребёнок потерял маму. Авторская программа. Строка к строке, рождается сюжет произведения. 20. Дети поют песню. Мама. Сегодня мы поздравляем всех мам с праздником! Ассоль маленькая, Семилетова Анжела.

«Памятники литературным героям» - Скульптор Иа Регнум, художественная ковка: Георг Петау. Россия, г. Воронеж – родина писателя. Установлен в 1998 году. В.Каверина. Гек держит за хвост перекинутую через плечо дохлую кошку. Памятник Григорию и Аксинье – героям романа М.Шолохова «Тихий Дон». Ирак, г.Багдад Фонтан в центре Багдада. Вес более 2,5 тонн.

«Виды справочной литературы» - Особенности справочной литературы. Структура БСЭ. Психология. Педагогические энциклопедии. Признаки энциклопедии. Дефектология. Фонд справочных изданий. Большая советская энциклопедия. Справочная литература. Возможная объективность. Общественные науки. Справочный аппарат. Культурология. Универсальные энциклопедии.

«Премии по литературе» - Нобелевскую премию А. И. Солженицын получил в 1970г. На премию выдвигаются пять финалистов. Негосударственные премии. Вручение премий. Виталий Лазаревич Гинсбург. Государственная премия России в области литературы и искусства. Премия присуждается за лучшую повесть года. Учредитель фонда. Лауреаты премии Нобеля.

«Нобелевская премия по литературе» - Михаил Александрович Шолохов. Нобелевская премия в области литературы. Произведения А.И. Солженицына. За художественную силу, мастерство. Величина премии. Произведения М.А. Шолохова. Пастернак в Петровском. Альфред Нобель. Обстоятельства. Области. Александр Исаевич Солженицын. Донские мотивы. Доктор Живаго.

В Рачков Николай Ефимович (1825-1895)

Автор - Bo4kaMeda . Это цитата этого сообщения

Рачков Николай Ефимович (1825-1895)

Bo4kaMeda


Женский портрет 1886
холст масло
52.5 х 40 см


Портрет девочки 1869
холст, масло
76 х 63,5 см
Частная коллекция

✂…">

Николай Рачков родился в 1825 в Нижнем Новгороде в семье местного учителя рисования. Отец и помог сформировать сыну первые художественные впечатления. Из гимназии мальчик был переведен в школу живописи А. В. Ступина в Арзамасе.

Арзамасская художественная школа была основана в 1805 академиком живописи А. В. Ступиным. Из этой школы вышли такие известные художники, как И. М. Горбунов, В. Г. Перов, В. Е. Раев и др.


Алексеев Н. Портрет Ступина с учениками. 1838

После окончания Арзамасской школы живописи Николай продолжил обучение в Академии художеств. В 1844 от Академии художеств он получил две серебряные медали, а в 1845 – звание неклассного художника портретной живописи за картину «Портрет цыганки». Портрет этот все же очень напоминает салонный. В дальнейшем художник будет более близок к реалистично-бытовому стилю



Цыганка
холст масло
49 х 38.5 (овал)
Нижегородский государственный художественный музей

С 1846 Николай Рачков стал преподавателем школы... Но мечта о признании, известности не покидала его и художник оставляет Арзамас. Скитаясь по городам Поволжья, терпит острую нужду. Месяцами сидит без работы, заказов, без куска хлеба.
Но главное, что пришлось пережить художнику, это «горькое сознание своего ничтожества, унизительное оскорбление горячих надежд…».

В 1860 Рачков перебирается в Москву. Здесь, живя на случайные заработки, он знакомится с коренными москвичами, причастными к искусству, и с членами вновь основанного Общества любителей художеств. Художник стал работать над своими темами, принимать участие в выставках. У него появились заказчики. При содействии предпринимателя-мецената Д. П. Боткина Н. Рачков съездил несколько раз за границу.
Дружба с К. Т. Солдатенковым сблизила его с литературной московской средой, в частности с поэтом А. Фетом.



А. А. Фет. Портрет работы Н. Рачкова. 1880-е.

Николай Ефимович Рачков нашел свое призвание в двух жанрах изобразительного искусства - портрете и жанровых сценках. Особенно пользовались популярностью его прелестные детские и девичьи образы. Художник, конечно, поэтизировал народный быт и типаж. И был близок к художникам венецианского круга. В 1878 Рачков демонстрировал на академической выставке работу "Богаделенка", которая стала столь популярна, что ее взяли в том же году на Всемирную парижскую выставку.

Картины художника приобретали П. М. Третьяков, К.Т. Солдатенков.


Девочка в платке
холст масло
49 х 39 см


Портрет девушки
холст масло
38 х 18 см
Северо-Осетинский республиканский художественный музей, Владикавказ


Женский портрет 1870-е
холст масло
73 х 64 см
Сумской областной художественный музей


Головка
холст масло
48 х 38 см
Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля


Девочка с ягодами 1879
холст масло
42 х 33.7 см
Нижегородский государственный художественный музей


Девушка-украинка
вторая половина XIX века
холст масло
55.5 х 41.5 см
Черниговский областной художественный музей


Женский портрет
первая половина XIX века
холст масло
75 х 58 см
Калмыцкая картинная галерея, Элиста


Крестьянская девушка в красном платке 1872
холст масло
24.5 х 20 см


Портрет девочки
холст масло
44.2 х 35 см
Воронцовский дворец, Алупка


Портрет писателя К. А. Тарнавского
холст масло
112 х 89 см
Львовская картинная галерея


У калитки 1871
холст масло
57.7 х 37.7 см


Mother and cild in the wheat field
холст масло
50 х 39 см


«Портрет художника Доменика Эрнестовича Гагена» (1876)
Государственная Третьяковская галерея, Москва