Описание полковника из рассказа после бала. Образ и характеристика Полковника на балу и после бала в рассказе «После Балла» Льва Толстого. Другие сочинения по этому произведению

Образ полковника в рассказе «После бала» помогут раскрыть цитаты и описание его внешности.

«После бала» описание внешности полковника

«Смотрите, папа просят танцевать», — вот таким было первое упоминание о полковнике.

«…шел твердой, подрагивающей походкой высокий военный. Это был ее отец, с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами…»

«…Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми a la Nicolas I* подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками, и та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах. Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по‑военному грудью, с сильными плечами и длинными, стройными ногами. Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки…» (*усы как у Николая I)

Действия развиваются на балу. Полковник — любящий отец, обучен светским манерам и приятен в общении. Он просто блистает в танце с дочерью. Танцевал он с огромным желанием, старанием, ведь ему не хотелось терять свой авторитет перед искушённой и импозантной публикой. Иван Васильевич любуется и восторгается ими. Его переполняют бушующие в сердце чувства, мир вокруг кажется розовым, а жизнь весёлой и беззабтной.

Л. Н. Толстой обращает внимание читателей на скромные сапожки полковника: «чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог, а носит домодельные» . Не только полковник, но и сам бал, его гости, хозяева, Варенька, чувства Ивана Васильевича — всё казалось завышенным и прекрасным, счастливым и совершенным.

Поведение полковника на балу и после бала кардинально отличается.

После бала полковник, аристократическими манерами которого все восхищались на балу, бил своей сильной рукой в белой замшевой перчатке одного из солдат. За что же он бил солдата? За то, что молодой малорослый солдат недостаточно сильно, по мнению полковника, стукнул палкой по изуродованной спине татарина.
Полковник предстаёт перед нами избивающим бессильного и невинного солдата, беспомощного пленного. Иван Васильевич видит безграничную ненависть полковника к кавказцам, безжалостные удары палок и прутьев, человека-исполнителя.

Страшная, дикая расправа настолько потрясла Ивана Васильевича, что его радостное чувство сменилось отвращением.
Самая главная деталь произведения — замшевая перчатка. На балу -«отдал её услужливому молодому человеку, и натянув замшевую перчатку на правую руку…. взял руку дочери и встал в четверть оборота». Утро — «и я видел, как он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого… »
Сравнивая поведение полковника на балу и после бала, можно сказать, что этот человек двуличен. С дочкой он мягкий и ласковый, с гостями вежливый и обходительный, а с солдатами жестокий и несправедливый.. .
С другой стороны.. . в обеих ситуациях он искренен и верен своему дому. Нельзя также считать его абсолютно бесчеловечным, стыд и неловкость перед Иваном Васильевичем — этому подтверждение.

Одним из главных героев рассказа Льва Толстого « » является уже не молодой человек, который был военным и служил в чине полковника. К тому же он был отцом Вареньки – возлюбленной Ивана Васильевича.

Итак, впервые мы знакомимся с полковником у него в имении на балу. Первое впечатление, которое сложилось об этом человеке, было положительное. Полковник оказался очень щедрым. На балу играла прекрасная музыка, подавались хорошие закуски и шампанское. Все приглашенные были в восторге от такого приема. Видно было, что полковник очень любит и дорожит своей дочерью. Он готов ради нее на все, лишь бы она чувствовала себя счастливой.

Несмотря на свою должность, полковник был очень доброжелательным, заботливым и грациозным. К тому же, он был прекрасным танцором. Весь вечер с его лица не сходила милая улыбка.

Казалось, что полковник также наслаждался балом, как и все присутствующие. Глядя на такого человека, невольно понимаешь, что он был отличным начальником, отцом для своих солдат. Наверное, о своих солдатах он также заботился, как и о своей дочери.

Но после бала мы видим совершенно другого человека. Полковник превратился в грубого солдафона, который кроме жестокости не может испытывать других чувств. Он командовал солдатами, которые избивали своего товарища за дезертирство. Несчастного привязали к двум ружьям и вели через строй. Каждый солдат бил его по спине палкой. Таким жестоким было наказание.

Полковник наблюдал за происходящим с каменным лицом. Ни что в нем не могло пожалеть несчастного солдата. Для него было важно, чтобы другие солдаты били дезертира с максимальной силой. Один из солдат, пытаясь смягчить наказание для дезертира, ударил последнего не так сильно, как другие. Это привело в бешенство полковника. И он тут же обрушил свой гнев на него, избив перчатками по лицу. И что самое интересное, полковник был уверен, что он прав. Если бы ситуация повторилась – он бы поступил также.

Таким образом, мы видим, как из доброго и заботливого отца полковник превратился в жестокого тирана. Думаю, это произошло по тому, что полковник делил мир на своих и чужих. Обладая безграничной властью над солдатами, он был безнаказан. Любое его действие или поступок в отношении своих подчиненных был дозволенным. Он считал себя хозяином их жизни. А на балу полковник был равным среди равных. Именно там проходила его настоящая жизнь.

Центральная фигура рассказа Л.Н. Толстого «После бала» - полковник Петр Владиславович Б. Рассказчик, Иван Васильевич, впервые знакомится с полковником на балу в последний день масленицы. Ивану Васильевичу очень любопытно наблюдать за полковником, так как тот является отцом его возлюбленной – прекрасной Вареньки.

На пышном балу, среди веселой, сияющей, утонченной публики, полковник производит самое благоприятное впечатление. Он высокий, статный и достаточно свеж и энергичен для своего возраста. Строгая осанка, широкие плечи и выпяченная грудь сразу же выдают в нем офицера высокого чина. Румяное лицо, благодушная улыбка и мягкие глаза очень располагают к себе присутствующих.

«Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми à la Nicolas I2 подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками, и та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах. Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по-военному грудью, с сильными плечами и длинными, стройными ногами. Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки».

И, несмотря на грузность фигуры и немолодой уже возраст, он очень легко и грациозно танцует мазурку с дочерью. Хотя делает это с какой-то чиновничьей точностью. Перед танцем он, по всем правилам бального этикета, не забывает вынуть шпагу из портупеи, надеть замшевую перчатку на правую руку, уточняя, что и на службе и в жизни привык все делать «по закону». Этот педантизм, поначалу не показавшийся Ивану Васильевичу странным, в последствии раскроется в гораздо более зловещем свете.

Вернувшись под утро домой, опьяненный чувствами к Вареньке, Иван Васильевич так и не смог заснуть и ноги сами понесли его к дому возлюбленной. То, что он там увидел, поразило его до глубины души. Совершенно случайно он становится свидетелем экзекуции беглого солдата. Избиваемый палками, измученный беглый татарин, с кровавым месивом вместо спины из последних сил молит о пощаде, но мольбы его никто не слышит. Контролировал процесс все тот же полковник – Петр Владиславович.

Точнее от того полковника, который накануне на пышном балу целовал в лоб любимую дочь и добродушно улыбался гостям, ничего не осталось. Кроме, пожалуй, чиновничьей пунктуальности, с которой теперь он руководил казнью. Так, тщедушного солдата, сбившегося с ритма наказания палками, он избивает по лицу с бранью и какой-то пугающей злобой.

«- Я тебе помажу, - услыхал я его гневный голос, - Будешь мазать? Будешь? И я видел, как он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина».

Стыд и отвращение от увиденного были сильнее, чем чувства к девушке. Иван Васильевич так и не смог себя пересилить и с Варенькой больше не виделся. Вероятно, его потрясло то лицемерие, с которым на вечернем балу блестящий офицер обнимает рукой талию любимой дочери, а следующим утром, все той же рукой, в той же перчатке заправляет жестокой казнью и бьет солдата за слабый намек на сострадание.

В основе сюжетной линии рассказа Л.Н. Толстого «После бала» лежит история из жизни, случившаяся с очевидцем событий. Образ и характеристика Полковника на балу и после бала раскроет двуличность главного персонажа, обнажив его истинную сущность. Характеристика полковника Б происходит через призму восприятия его Иваном Васильевичем. Он акцентирует внимание на том, как разительно отличается внешний вид и поступки полковника на балу и после него.

Полковник Б – Петр Владиславович Б. Центральный персонаж рассказа. Отец Вареньки.

Семья

Его семья жена и дочь Варенька. Проживали они в провинциальном городе, в добротном доме. В дочери полковник души не чаял. Все деньги уходили на нее. Балы, дорогая одежда требовали немалых денежных вложений. Отказывая себе во всем, он старался, чтобы дочь ни в чем не нуждалась. Примерный отец и семьянин. Он казался образцом для подражания, вызывая невольную зависть.

Внешность

Высокий, статный мужчина в возрасте. Румяное лицо с подвитыми усами. Аккуратные бакенбарды. На лице всегда блуждала ласковая улыбка. Взгляд блестящих глаз открыт. Походка твердая, уверенная. Он располагал к себе, вызывая невольное уважение и почитание.

Одежда

Петр Владиславович всегда носил форму. Увидеть его в штатском большая редкость. Мундир полковника безупречен. Сапоги хороши, но давно вышли из моды. Сбитые, без каблуков. С острыми, четвероугольными носками. На руках черные замшевые перчатки.

На балу

На очередном балу, куда полковник привез дочь, он, как всегда, был галантен и учтив. Было видно, какие у них с дочерью доверительные отношения. Он казался искренним, всем поведением и видом показывая любовь к Вареньке. Когда они кружили по залу, с них не сводили глаз. За этой парой приятно было наблюдать.

Полковник любил танцевать. Несмотря на преклонный возраст, старался не пропускать подобных мероприятий. Иван Васильевич, рассказчик, при первой встрече с бравым военным, был очарован им, как и другие. Все изменилось, когда ему пришлось увидеть полковника во время службы. Произошла эта встреча уже после бала.

После бала

Праздник закончился. Гости разошлись. После бала сон не шел. Эмоции переполняли Ивана Васильевича. Он направился к дому Вареньки и невольно стал свидетелем неприглядного зрелища, где главная роль была отведена полковнику. На этот раз, уже без парадного мундира, он выполнял свои непосредственные обязанности.

Перемены были разительны. Он изменился не только внешне, но и внутренне. В нем не осталось ничего человеческого. Наказанию подвергся солдат, пытавшийся совершить побег. Полковник оставался глух и нем к его мольбам о пощаде. Ему казалось, что он недостаточно наказан. Его гнев обратился на подчиненных. Он орал на них, унижал, заставляя причинить еще большую боль провинившемуся солдату.

Увидев Ивана Васильевича, полковник сделал вид, что не узнал его. Отвернулся и продолжил свое грязное дело. Трудно представить, что еще недавно он нежно щебетал с дочерью, был галантен с дамами, шутил и смеялся, радуясь жизни. Сняв маску с лица, он принял истинный облик, который тщательно скрывал.

Кто виноват в случившемся

Что за человек на самом деле полковник? Садист или жертва сложившихся обстоятельств? Петр Владиславович не считал себя виноватым. Он выполнял свою работу. В то время палочная дисциплина для армии была нормой. Так было принято. Характер этого человека формировало общество, окружавшее его. Жестокий век с его нравами калечил души людей, превращая их в моральных инвалидов.

Отличительная особенность жизни и творчества великого русского писателя и мыслителя Льва Николаевича Толстого - постоянные нравственные поиски. В чём истинное предназначение человека, как относиться к другим людям и общепринятым «истинам» - все эти вопросы в той или иной степени затронуты в его произведениях. Особенно остро и бескомпромиссно писатель говорит о них в романах, повестях и рассказах, созданных им после духовного кризиса, пережитого в конце 70-х годов XIX в. К таковым относится и рассказ «После бала».

История создания

В начале апреля 1903 г. в городе Кишинёве Бессарабской губернии Российской империи произошёл крупный еврейский погром. Л. Н. Толстой выступил с резким осуждением погромщиков и бездействовавших властей. Комитет помощи пострадавшим от погрома организовал сбор средств. В конце апреля известный еврейский писатель Шолом-Алейхем попросил Льва Толстого «дать что-нибудь» для готовящегося им с той же целью литературного сборника. В ответном письме Лев Николаевич обещал выполнить его просьбу.

9 июня Толстой решил написать рассказ о случае из жизни своего брата Сергея Николаевича, навевающем определённые ассоциации с кишинёвским погромом. Эту историю 75-летний Лев Николаевич запомнил ещё со студенческих времён, проведённых вместе с братьями в Казани.

План будущего рассказа был набросан в дневниковой записи от 18 июня 1903 г. Первый вариант рассказа под названием «Дочь и отец» был написан 5-6 августа. Затем Толстой поменял название на «А вы говорите». Окончательная редакция рассказа под названием «После бала» была закончена 20 августа 1903 г. Произведение было опубликовано уже после смерти писателя в «Посмертных художественных произведениях Л. Н. Толстого» в 1911 г.

Описание произведения

Повествование ведётся от имени главного героя - Ивана Васильевича. В привычном окружении он рассказал два случая из своей жизни в бытность студентом провинциального университета. Они должны были иллюстрировать его утверждение о том, что определяющим в судьбе человека является не среда, а случай.

Большую часть рассказа занимают переживания героя, побывавшего в последний день Масленицы на балу у губернского предводителя. Там собрались все «сливки» провинциального общества, включая Вареньку Б., в которую студент был без памяти влюблён. Она стала королевой бала, и ею любовались не только мужчины, но и женщины, которых она оттеснила на задний план. Так, по крайней мере, казалось студенту Ване. Прекрасная девушка благоволила к нему и подарила большинство танцев с ней.

Варенька была дочерью полковника Петра Владиславовича, вместе с женой также бывшего на балу. В его конце присутствующие уговорили полковника станцевать с дочерью. Пара оказалась в центре внимания. Пётр Владиславович вспомнил прежнюю удаль и станцевал по-молодому лихо. С повышенным вниманием следил за парой Ваня. Особенно тронули его душу старомодные полковничьи сапоги. В них угадывалась экономия на себе с тем, чтобы ни в чём не отказывать любимой дочери.

После танца полковник сказал, что ему завтра рано вставать, и не остался на ужин. А Иван ещё долго танцевал с Варенькой. Неземное чувство счастья и абсолютной гармонии бытия охватила главного героя. Он любил не только Вареньку, её отца, но и весь мир, в котором, как ему казалось в эти минуты, не было ничего дурного.

Наконец, бал закончился. Вернувшись домой под утро, Иван понял, что от избытка чувств не сможет заснуть. Он вышел на улицу и ноги сами понесли его к дому Вареньки, расположенному на окраине города. По мере приближения к полю, прилегающему к дому, зазвучала барабанная дробь и неприятные, визгливые звуки флейты, заглушающие танцевальные мелодии, ещё звучавшие в душе Ивана. Там пропускали через строй беглого солдата-татарина. Другие солдаты с двух сторон с размаху били несчастного по оголённой спине, а он только обессиленно бормотал: «Братцы, помилосердствуйте». Спина его давно превратилась в кровавое месиво.

А руководил экзекуцией отец Вареньки, и делал он это так же старательно, как танцевал с дочерью накануне. Когда один малорослый солдат ударил татарина недостаточно сильно, полковник с перекошенным от злобы лицом начал бить его за это по лицу. Иван был потрясен увиденным до тошноты. Его любовь к Вареньке пошла на убыль. Кровавая спина истязаемого её отцом солдата встала между ними.

Главные герои

Герой рассказа Иван Васильевич наделён чувством сострадания и умением поставить себя на место другого человека. Людские несчастья не стали для него простыми жизненными декорациями, как для абсолютного большинства представителей привилегированных сословий. Совесть Ивана Васильевич не заглушена ложной жизненной целесообразностью. Эти качества в высшей степени были присущи и самому Толстому.

Полковник Пётр Владиславович - заботливый отец и хороший семьянин. Скорее всего, он считает себя и истинным христианином, служащим Богу, государю и отечеству. Но он, как и большинство людей во все времена, абсолютно глух к главному в христианстве - великому нравственному закону Христа. Согласно этому закону, к людям надо относиться так, как хотелось, чтобы они относились к тебе. Невзирая на сословные и имущественные перегородки.

Трудно составить психологический портрет красавицы Вареньки. Скорее всего, вряд ли её внешняя привлекательность сочеталась с такой же душой. Ведь воспитывалась она отцом, который на поверку оказался настоящим изувером на государственной службе.

Анализ рассказа

Композиционная доминанта рассказа - противопоставление двух его частей, описывающих события на балу и после него. Сначала сверкающий светлыми красками бал - праздник молодости, любви и красоты. Он проходит в последний день Масленицы - Прощёное воскресенье, когда верующие должны прощать друг другу взаимные прегрешения. Затем - тёмные краски, бьющая по нервам «нехорошая музыка», и жестокая расправа над несчастными солдатами, среди которых главная жертва - инаковерующий (как и кишинёвские евреи).

В рассказе можно выделить несколько главных мыслей. Прежде всего, это абсолютное неприятие любого насилия, включая оправдываемое государственной необходимостью. Во-вторых, противное воле Бога деление людей на достойных уважения и уподобляемых скоту.

Менее очевидны другие мотивы. В истязании инаковерующего в Прощёное воскресенье Толстой иносказательно продолжает упрекать оправдывающую государственное насилие официальную церковь, от которой был отлучён за два года до этого.

Образ влюблённого и беспечного Ивана Васильевича напоминает Толстому и собственную молодость, к которой писатель относился критически. Как ни странно, но у молодого Толстого были общие черты и с полковником. В другом своём произведении («Юность»), писатель пишет о собственном подразделении людей на достойных и презираемых.