Описание картины Н. Крымова «Зимний вечер. Сочинение-описание картины Е.Н. Широкова «Друзья Описать любую картину

Сочинение-описание картины
Е.Н. Широкова «Друзья»
Автор: Ушакова Н.А.
учитель русского языка и литературы

Главное в искусстве – это
столкновение с мыслями художника,
который заставляет и зрителя
подумать о том большом, что хотел
рассказать художник.
Б.Иогансон

Картина – станковое произведение живописи,
имеющее самостоятельное значение и является итогом
длительной работы художника, обобщением
наблюдений и размышлений над жизнью.
Понятие картины прилагается прежде всего к
произведениям сюжетно-тематического характера,
основу которых составляет изображение важных
исторических, мифологических или общественных
событий, человеческих действий, мыслей и эмоций в
сложных композициях.
Поэтому в развитии живописи
картина играет ведущую роль.

Исторический жанр
Изображение значимых
исторических событий, явлений.
Обращается к историческому
прошлому, но может показать и
недавние события, если
историческое значение их было
признано современниками.

В.И. Суриков
Переход Суворова
через Альпы в 1799 году
В. А. Серов
Здесь прошел враг!”.

Батальный жанр
Жанр - изобразительного
искусства, посвященный
темам войны, битв,
походов и эпизодов
военной жизни.
Верещагин В.В.
Апофеоз войны

Конец
Бородинского сражения
Верещагин В.В.
В.И. Суриков
Покорение Сибири
Ермаком

Религиозно-мифологический жанр
Жанр –изобразительного
искусства, посвященный
событиям и героям, о
которых рассказывают мифы
и библейские сюжеты.

Рафаэль
Преображение Христово
Рафаэль
Сикстинская мадонна

Сказочно - былинный
жанр
Со сказками мы
встречаемся еще в раннем
детстве и на всю жизнь
запоминаем их героев.
Это и народные сказки и
сказки великих сказочниковписателей.

Виктор Васнецов Алёнушка

Михаил Врубель
Царевна-лебедь
Виктор Васнецов
Царевна-Лягушка

Бытовой жанр
Охотники на снегу
Брейгель старший

Василий Перов Охотники на привале

Питер Брейгель
Жатва.

ПОРТРЕТ
От фр. «изображать, передавать»
Изображение человека
или группы людей,
реально существующих
или существовавших в
прошлом.

Парадный портрет

Питер Рубенс
Маркиза Бриджида Спинола-Дориа
Виктор Васнецов
Царь Иоанн Васильевич Грозный

Парный портрет

Ян ван Эйк
Чета Арнольфини
Джорджоне
Воин со своим оруженосцем

Групповой портрет

К.Е.Маковский
Семейный портрет
В.И. Суриков
Меньшиков в Березове

Евгений Николаевич
Широков
Автопортрет
Евгений Николаевич Широков
- Народный художник СССР
(1986), один из ведущих
художников Урала,
яркий мастер русского
реалистического искусства II
пол. XX века.
Творчество Широкова
представлено достаточно
полно и в жанровом плане:
тематические картины,
пейзажи, натюрморты, но в
большей степени портреты.
Ведь именно портретами он
знаменит более всего.

Портрет
Д. Кабалевского
Портрет балерины
Нади Павловой

Портрет
писателя В.Астафьева
Портрет
актера Е.Копеляна

Портрет в литературном произведении - это описание
внешности человека. В искусстве (литературе, живописи)
через внешность передаётся внутренний мир человека.
Мысли, переживания и представления людей в
изобразительном искусстве выражаются в чувственности
цвета, через его изменение (звонкость, приглушенность,
теплоту, холодность)
Зрительно, через цвет, мы учимся воспринимать
тончайшие переживания художника, глубже, полнее
понимать сложные эмоции людей: радость, грусть,
печаль, волнение.

Сочинение-описание по картине Е.А. Широкова «Друзья».

«Друг» –
1) тот, кто связан с кемнибудь дружбой;
2) сторонник, защитник когонибудь или чего-нибудь.
(словарь С.И.Ожегова)
Старый друг лучше новых
двух. (пословица)
Е. Широков «Друзья»

Ответьте на вопросы

Какие типы речи вы знаете?
Описание, повествование, рассуждение
Что такое повествование?
Это такой тип речи, где мы рассказываем о каких-то событиях
Что такое рассуждение?
Это такой тип речи, где мы выдвигаем тезис, доказываем его и приходим к
выводу
Что такое описание?
Это такой тип речи, в котором мы что-то описываем
Что можно описывать?
Человека, природу, предмет, посуду, картину, обстановку
Каков тип нашего сочинения?
Описание
Что мы должны описать?
Внешность мальчика и собаки.
В каком стиле мы должны его описать?
В художественном
Что необходимо использовать в художественном стиле?
Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения

Повествование – связный рассказ о каких-либо
событиях, о чём-нибудь сверившемся.
Описание – тип речи, с помощью которого можно
представить предмет, характеризуя его с разных
сторон. Описание говорит о том, какие предметы,
люди, животные перед читателем.
Рассуждение – умозаключение, ряд мыслей,
изложенных в логически последовательной форме.
Словарь: картина, портрет, палитра, художникпортретист. художник, живописец, изобразил,
изображено, краски, цвет, передний и задний план,
полотно, репродукция, произведение живописи

Проверьте себя!

Лицо
Одежда
Фигура
Элементы внешней
характеристики
Поза
Мимика
Жесты

Стиль описания
внешности
научный
Официальноделовой
Художественный

ВНИМАНИЕ!

Объявляется сбор
«портретной» лексики.

Проверьте себя!

Глаза
бесцветные
быстрые
блестящие
искрометные
озорные
правдивые
удивленные
изучающие
беспокойные
добрые
внимательные
большие
беззаботные
ясные
лукавые
мечтательные
Нос
курносый
прямой
с горбинкой
вздернутый
хрящеватый
широкий
узкий
греческий
правильный
приплюснутый

Проверьте себя!

Волосы
каштановые
светлые
русые
седые
с проседью
густые
пышные
блестящие
короткие
длинные
волнистые
пушистые
кудрявые
жесткие
торчащие
Лицо
круглое
худощавое
грустное
побелевшее
краснощекое
заспанное
испуганное
серьезное
волевое
сосредоточенное
открытое
доброе
хмурое
злое
виноватое

Проверьте себя!

Улыбка
ослепительная
неизменная
гостеприимная
добросердечная
заразительная
обаятельная
обворожительная
скептическая
славная
шаловливая
дерзкая
застенчивая
Взгляд
мгновенный
быстрый
проницательный
безучастный
благодарный
игривый
восхищенный
задумчивый
сочувственный
торжествующий
виноватый

Составление таблицы

мальчик
Лицо
грустное, задумчивое, смуглое,
открытое, доброе, худощавое
волосы
Глаза
Темные короткие волосы
задумчивые, опущенные вниз, глядящие
с любовью
Одежда
Одет в синюю футболку и темные брюки
Поза
сидит, подогнув под себя ногу, гладит
собаку, смотрит задумчиво, грустит

Составление таблицы

собака
окрас
Собака черного цвета с белыми лапами
поза
Лежит, положив голову на лапы,
приподняв одно ухо
интерьер
Серые стены передают грусть главных героев
Красное помятое покрывало

Составление плана сочинения.

I. Е. А. Широков – замечательный
русский художник.
II. Описание картины “Друзья”.
Общее описание картины
(описание изображённого на
первом и заднем плане картины).
II. Персонажи картины Е. Широкова
«Друзья»:
а)мальчик, гладящий свою собаку;
б)собака, безучастно лежащая на полу.
Значение цвета в пейзаже
художника.
III. Настроение, которое оставляет
картина. Мы в ответе за тех, кого
приручили. Что необходимо делать, чтобы не повторяться?
Подберите синонимы к слову «художник»
Подберите синонимы к слову «картина»
Подберите синонимы к слову «написал»
Почему в сочинении по картине нельзя писать
«нарисовал»?
В каком времени необходимо писать?
Сколько абзацев у вас будет?
Что необходимо использовать в своей речи, чтобы
речь была выразительной?

Е. Широков «Друзья»

- Старый друг лучше новых двух.
- Без друга в жизни туго.
- Без друга на сердце вьюга.
- Верному другу цены нет.
- Дружба не гриб, в лесу не найдешь.
- Друга ищи, а найдешь – береги.
- Крепкую дружбу и топором не
разрубишь.
- Человек без друзей – что дерево без
корней.
- Друга иметь – себя не жалеть.
- Для хорошего друга не жаль ни хлеба,
ни досуга.

Сочинение по картине Е.Н.Широкова «Друзья»
Картина Е. Широкова "Друзья" была написана в 1976 году. А что же автор хотел
сказать таким названием? Пространство картины занято двумя фигурами. Мы видим
только мальчика и его собаку. В глазах мальчика и собаки таится грустное настроение.
Наверное, сейчас мальчику плохо и одиноко, а собака хочет утешить своего хозяина
лаской. Мальчик доверяет своему четвероногому другу все тайны. К сожалению,
собака не может говорить, но она хорошо понимает его, чутко улавливает рассказ
хозяина. Недаром говорят: "Собака-друг человека". Собака всегда поддержит своего
любимого хозяина в трудную минуту.
Мальчик с любовью гладит свою питомицу. У мальчика смуглое лицо, оно доброе и
открытое. На худощавом лице, опущенные глаза смотрятся печальными и
задумчивыми. Спокойные тона одежды хорошо вписываются в тусклые цвета
картины. Он сидит, подогнув под себя ногу, вероятнее всего ему так удобнее делиться
своим рассказом с другом.
Собака чёрного окраса. Так же как и у хозяина, у неё добрые и печальные глаза. У неё
привлекают интересные нежные лапки. Кончики лап белые, она словно в беленьких
башмачках. Четвероногий друг мальчика лежит, положив голову на лапки.
Картина "Друзья" мне понравилась, хоть она и грустная. Я глубоко проникла в суть
этой картины. Автор хотел показать нам любовь и поддержку между человеком и
собакой. Именно такая задумка была у композитора картины. Как гласит русская
пословица: "Друзья познаются в беде".
(из Интернета)

Молодцы! Спасибо за работу!

Память,
жизненный опыт
Воображение
Картина,
фотография
Источник описания
внешности
Специальное
наблюдение
Прочитанное

Соотнесите темы сочинений с источниками описания внешности:

«Моя сестра смотрит телевизор»
«Мой товарищ несколько лет назад»
«Лев Николаевич Толстой на картине
Репина»
«Портрет моего друга через десять лет»
«Мальчики из рассказа Тургенева «Бежин
луг»»

Передо мной сейчас находится репродукция картины пейзажиста Крымова «Зимний вечер», по которой нужно написать сочинение. На картине автор изобразил настоящую русскую зиму, которая уже господствует полным ходом, окутав своим снежным покрывалом всю деревню.

Крымов Зимний вечер

Основная часть полотна на переднем фоне – это снег, который покрыл поле своими сугробами, спрятав осеннюю траву под пышным белоснежным одеялом. И только изредка виднеются верхушки небольших кустарников. На одном из них сидят птицы. То ли прячутся от хищников, то ли нашли там злачное местечко, где можно насытиться ягодами. Снег не блестит на солнце, и оно понятно, ведь солнце уже не светит ярко, оно уже низко над горизонтом.

На картине Крымова «Зимний вечер», среди сугробов, виднеются протоптанные тропинки, по которым ежедневно ходят сельчане. Как раз на одной из тропинок Крымов и изобразил небольшую группу людей, среди которых есть и ребенок. Наверное, они вышли на вечернюю прогулку, чтобы перед сном насытиться свежестью воздуха. Кто-то отбился от группы, засмотревшись на заходящее солнце.

На втором плане Крымов на картине «Зимний вечер» изобразил начало деревни. Мы видим старые небольшие деревянные домики, в окнах которых уже горит свет, а может это блики, которые отбрасывает солнечный свет. Крыши домов покрыты белоснежным снегом. Создается впечатление, будто дома надели белоснежные шапки.
Рядом с домами расположен амбар. Как раз к нему направляются две повозки, полностью загруженные сеном.

Рядом с деревней, немного левее, находится лиственный лес. Кроны деревьев пышные, видно, что этому лесу много лет. Из-за деревьев выглядывает колокольня, откуда по праздникам звучит звон, созывая всех сельчан на службу.

Работая над картиной Крымова «Зимний вечер» и ее описанием, хочется сказать и о своих эмоциях, которые вызывает во мне картина, и они приятные, хоть саму зиму я не люблю. На картине «Зимний вечер» видно, что ветра нет, а значит, даже в мороз, на улице приятно и хорошо. Глядя на работу, ощущаешь под ногами скрип снега, слышишь чириканье птиц. Природа постепенно погружается в ночную пучину, поэтому ощущается спокойствие, умиротворенность.

Делая описание картины, дайте сначала информацию о истории ее создания. Прочтите биографию художника, попытайтесь понять, как жили современники живописца, постарайтесь понять автора как человека. Именно понимание души художника, позволит сделать хорошее описание картины. Потом можно сказать несколько слов о жанре произведения, его тематике. Описание картины обычно сводится не просто к перечислению предметов, изображенных на ней. Описание картины должно строиться в первую очередь на гармонии между этими предметами. В картине никогда не бывает чего-то лишнего – все там взаимосвязано, и каждая деталь несет какой-то смысл.

Описание по картинам

Описание по картинам имеет в себе те же принципы, что и описание картины единичной. Если Вы описываете, либо работы одного художника, либо работы разных авторов, постарайтесь понять, что общего есть у всех этих полотен и у их авторов. Создавая описание по картинам, старайтесь сначала пересказать предысторию произведения, - почему у автора возникла идея создания. Описание по картинам будет более интересным и занимательным, если вставить в него интересные факты из жизни автора картины, какие-то истории, связанные с написанием.

Описание картин Левитана

К примеру, составляя описание картин Левитана, можно обратить внимание читателя на особую манеру изображения, свойственную только этому художнику. Левитану свойственен контраст между цветами: темные соседствуют со светлыми.

В его картине «Заросший пруд» (1887 год), создается игра зеленого цвета: все оттенки зеленого соединены в гармоничном изображении слегка склоненных к пруду деревьев, бурно разросшейся травы под ними. Описание картин Левитана начинается с понимания эмоций, «сокрытых» в картинах. Составляя описание картин Левитана нужно определить какое чувство у Вас возникает при виде полотна. Иногда для определения тематики произведения достаточно просто взглянуть на него.

Описание картины портрет

На портрете обычно, на первом плане выделяются глаза изображенного человека. В первую очередь, начинайте описание картины портрет с описания глаз изображенного. Опишите этот взгляд, придайте ему определенную характеристику. Но если человек изображен в полный рост, то пафос картины, т. е. эмоциональность, может передаваться всей фигурой.

К примеру, описание картины «Портрет Федора Ивановича Шаляпина» (1821, холст, масло,): Федор Шаляпин смотрит слегка в сторону, будто увидел кого-то в праздничной толпе. Рука его придерживает распахнутую шубу: жест этот очень манерен – на правой руке даже слегка оттопырен мизинец. Фигура изображенного передает некую нервозность, беспокойство. Делая описание картины портрет , можно рассказать не только историю написания, что-то из жизни художника, но и что-то из жизни того, кто изображен на полотне.

Описание картины Утро

Иногда детали картины так связаны друг с другом, что нужное идея картины, ее эмоциональное дно, передается их неразделимым взаимодействием. К примеру, описание картины «Утро» Т. Н. Яблонской, будет начинаться с описания всех предметов на полотне.

Это не портрет, потому что в центре внимания не столько сама девочка, сколько неубранная кровать, озаренная утренним светом, высокий балкон, над которым ползут ветви комнатного растения. Это тот случай, когда детали настолько же интересны, и также передают информацию, как изображенный человек. Иногда бывает и так, что главное место в картине занимает не персонах, не детали, а фон.

Можно в качестве примера привести описание картины «Утро» (масло, холст, 81×113, 1851) И. Айвазовского. Здесь все внимание зрителя сосредоточится на оранжевом, словно туманном фоне. Маленькие люди, стоявшие на берегу, и корабль, удаляющийся на рассвет, не играют важной роли в картине, - оранжевая предрассветная дымка поглощает все. Поэтому обычно описание картины строится именно на том, что первое бросается в глаза зрителю.

Описание картины Весна

Часто авторы наделяют свои произведения символами, имеющими различный подтекст. Так при описании картины «Весна» (масло, темпера, 203×314,1477-78) Сандро Ботичелли можно сказать, что это в полной мере прослеживается именно в этой картине.

Богиня любви Венера стоит в центре, справа Зефир, прохладный весенний ветер, преследующий нимфу Хлорис. Нимфа убегает и превращается в Флору. Флора теперь весны, одетая словно богатая замужняя флорентийка. Над богиней любви летает Купидон, и т. д. Ботичелли изобразил в своей картине все, что свойственно весне: прохладный ветер, любовь, что просыпается в сердце человеческом в весеннюю пору. Делая описание картины «Весна», и вообще картины, наделенной столь яркими символами, попытайтесь дать в своей описании хотя бы краткую расшифровку этих символов. Попытайтесь понять почему автор снабдил картину именно такими символами.

Описание картины Юона

Если автор имеет только ему свойственную манеру писать, постарайтесь в описании дать краткую характеристику стилю художника. К примеру для К.Ф. Юона характерны яркие, словно «кричащие» цвета. Описание картины Юона «Весенний солнечный день» (1910г) должно говорить о яркости красок, которыми пользовался автор. Здесь изображены народные гуляния: веселая крестьянская молодежь выбежала на улицу. На заднем плане высятся купола церкви и высокие здания. Описание картины Юона может также повествовать о гармонии между высокими строгими зданиями и шумной веселой толпой молодых крестьян.

Описание картины художника

Делая описание картины художника, нужно знать какие живописцы повлияли на его стиль, его мировоззрение, и т.д. У кого учился данный живописец, какие знакомства повлияли на его собственное творчество. Можно в описании картины художника провести параллель между работами его учителей, кумиров, т. е. тех живописцев, которые были для него творческими примерами.

Описание картины Сирень

Хорошее описание может создать иллюзию диалога между читателем и картиной. Для создания этого диалога нужно постараться передать изюминку картины, то, из-за чего художник изобразил именно этот предмет. Трудно делать описание картин со сказочной тематикой, как, например, картина М. Врубеля «Сирень» (1900, масло, холст). Эта картина сказочного содержания: девушка, изображенная на ней, являет собой как бы душу сирени. Описание картины «Сирень» нужно начать, прежде всего, с понимания образа главной героини. Попытайтесь представить эту девушку как сам цветок: дайте несколько эпитетов, которые одинаково характеризуют как куст сирени, так и героиню, изображенную рядом. Для понимания темы картины нужно еще узнать ее историю. Описание картины «Сирень» можно начать с краткого экскурса в историю ее создания: эту девушку Врубель называл Татьяной (словно это пушкинская Татьяна), и по его идее она должны была стать самой душой сирени, ее отражением. И действительно, масса зелени, окружающая тонкую нежную брюнетку, похожа на волосы девушки: такие же темные и густые. Постарайтесь понять идею картины, дать ей оценку, и уже эту оценку разместить в своем описании.

Описание картины Зима

Иногда автор уделяет особое внимание прорисовке, как это есть в картине «Зима» А.Саврасова. Именно благодаря такой четкой прорисовке деталей у зрителя возникает ощущение объемности картины. Этот маленький покосившийся домик словно окружен аурой домашнего тепла и уюта: четкие контуры соломенной кровли, плетень, где прорисован каждый прутик, дают зрителю возможность самому «попасть» в картину. Делая описание картины «Зима» нельзя не сказать об этом. Эта детализация возникает не только благодаря трудолюбию художника, но благодаря его чувству цвета. Давая описание картины «Зима» нужно упомянуть и о цветовой гармонии. Старайтесь уловить, когда создаете описание картины, как относился к детализации предметов художник, и какой получается эффект на картинах от его подхода.

Грачи прилетели, описание картины

Для работы А. К. Саврасова «Грачи прилетели» описание картины должно строиться на сочетании теней. Здесь гениально показана игра тени и света: вот на первом плане выделяется группа кривых деревьев, и на снежный тающий покров падает их легкая рваная тень. Вдали клубятся облака, словно нависшие над городом. Эффект нависания возникает благодаря сочетанию в сочетании белого цвета и голубого отсвета от городских просторов. Для «Грачи прилетели» описание картины может также повествовать о тонкой детализации объектов, которая свойственна Саврасову.

Описание русских картин

Описание русских картин должно говорить о свойствах, которые объединяли всех русских художников. Прежде всего, описание русских картин повествует о быте русского народа, его родной природы. Для русской живописи характерен список «вдохновителей» художников – это и русская деревня, и серо-желтое русское поле, и т. д. Обобщая всю русскую живопись, можно сказать, что многое зависело от времени, в котором жили живописцы. Обобщая и давая полное описание русских картин, нужно всегда соотносить тот или иной стиль, проявляющийся в работах живописцев с эпохой и нравами людей, живущих в ней.

Описание картины Аленушка

Иногда картина рождается из явлений, пережитых автором в действительности. Именно так появилась на свет картина Виктора Васнецова «Аленушка» (1881, холст, масло). Описание картины «Аленушка» должно начинаться с описания реальной встречи девушки и знаменитого художника. Это можно включить в качестве интересного факта, который сделает описание картины более интересным и привлекательным для читателя. Эта история произошла в Ахтырке, где Васнецов встретил простоволосую девушку. Позднее художник рассказывал, что она поразила его воображение и столько тоски и одиночества было в ее глазах, и «веяло от нее чисто русской печалью». Вообще описание картины «Аленушка» может повествовать также о глазах Аленушки, полных тоски и печали, упоминание этого в тексте даст ему особый колорит и пафос.

Описание картины Сирень в корзине

Нельзя не сказать о таком великом художнике, как П.П. Кончаловский. Для него свойственен такой прием в живописи, когда картина выглядит словно вылепленной статуей. Можно упомянуть это сравнение в описании картины «Сирень в корзине». Здесь букет, состоящий из нескольких видов сирени, предстает перед зрителем в качестве раскрашенной статуэтки. Этот прием тоже весьма своеобразен и примечателен, так как он дает произведению эффект объемности. В описании картины «Сирень в корзине», для заинтересованности читателя, можно поразмышлять над тем, как пахли бы эти цветы, как на них садились бы бабочки, привлеченные вкусным запахом. Описание картины «Сирень в корзине» можно представить и как маленький рассказ, в котором кто-то нарвал этот букет, покрытый еще свежей росой, а потом поставил в маленькую корзинку.

Описание картины Моне

Совершенно отличным от Саврасова перед нами предстает Клод Моне. У этих художников абсолютно разная манера письма, но оба они стремятся к одному – к созданию реалистичной композиции. Описание картины Моне «Маковое поле» (1886,) можно построить на сравнении со стилем Саврасова. «Маковое поле» неприметно вблизи, оно требует того, чтобы зритель с дальнего расстояния вглядывался в красное зарево маков, далеких крон деревьев, горных вершин. Давая описание картины Моне мы можем дать вид, который открывается, если смотреть на картину вблизи, и на вид, который открывается, если смотреть с расстояния.

Описание картины Кустодиева

В описание картины Кустодиева, причем картины любой, можно рассказать с чего начался путь живописца. Делая описание картины Кустодиева, всегда старайтесь предоставить читателю как можно больше интересной информации об эволюции профессионального мастерства художника. К примеру, Кустодиев начинал как портретист, и это сказалось потом на его умении рисовать полотна, которые будто воплощены в цветном мраморе. Каждое описание картины Кустодиева должно говорить о его неповторимой манере изображения.

Описание картины Васнецова Аленушка

Очень часто картины созданы по мотивам каких-либо художественных произведений. Создавая описание картины, никогда не ленитесь узнать, а каковы мотивы написания. К примеру, делая описание картины Васнецова «Аленушка», нужно упомянуть, что полотно было создано по мотивам русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». В этой картине все созвучно: и Аленушка, впавшая в горькие раздумья над судьбой своего брата, и мрачность темной густой травы вокруг, и лес, что чернеет позади. Составляя описание картины Васнецова «Аленушка», укажите на эту мрачную гармонию. Описание картины Васнецова «Аленушка» характерно еще и взглядом девочки. В описании картины дайте эпитет этому взгляду, и пусть этот эпитет как бы станет «духом» полотна.

Описание картины Саврасова

Для Саврасова характерны богатая цветовая палитра, и разнообразие настроений. К примеру, делая описание картины Саврасова «Волга», мы должны в первую очередь, рассказать о контрасте светлых и темных тонов. В картине они идут как бы полосами: полоса темная, полоса светлая. Когда делаете описание картины Саврасова, любой картины, можно составить описание картины как разговор с читателем. Для этого нужно просто начинать фразы так: «А вы знаете, что…?», «Как вы думаете…?», и т. д.

Несколько советов

Чтобы со знанием дела написать сочинение-описание картины , нужно провести подготовительную работу. Советуем вам воспользоваться справочными интернет-ресурсами, например, заглянуть в список художников , внимательно почитать их биографии и рассмотреть картины живописцев. Так вы получите более полное представление о творчестве того или иного мастера, будете различать техники, манеру письма, узнавать авторский стиль и основную тематику. Надеемся, вы разбираетесь в жанрах живописи , знаете, в чем характерные особенности (и какие бывают разновидности) портрета, пейзажа, натюрморта.

Постарайтесь определить основные микротемы картины. Оцените роль изобретательно-выразительных средств (формата, композиции, света, цвета, общего колорита); как эти средства помогают в выражении основной идеи полотна, авторской позиции.

Воспринимать произведение живописи нужно не только рационально, но и эмоционально. Посмотрите на картину и прислушайтесь к себе: какое настроение она у вас вызывает, какие чувства пробуждает? А теперь попробуйте передать свои впечатления в сочинении.

Не забудьте, что оно должно содержать ТРИ основных части: во вступлении вы сообщаете краткие сведения о художнике и картине; в основной части даете анализ изображенного на картине и в заключении высказываете свое отношение к картине, говорите о своих впечатлениях, а не просто пишете понравилась она вам или нет.

Примерная схема сочинения по картине

1. Небольшая справка о творчестве данного художника (какие картины и когда он написал, направление, в котором он работал, особенности его творчества).

2. Справка о данной картине (название, когда написана, под влиянием каких событий, жанр картины и так далее).

3. Описание картины:

а) сюжет картины (о чем повествует картина);
б) что изображено на переднем плане;
в) что изображено на заднем плане картины;
г) описать основных героев картины (если они есть);
д) детали картины;
е) основные цвета (краски) картины (почему художник выбрал именно их);

4. Используемые художником выразительные и композиционные средства (какое настроение передает эта картина?).

6. Свои впечатления от картины (какое впечатление произвела, чем особенно понравилась, что осталось не до конца понятым…).

На самых первых этапах анализ может быть в последовательности «снизу вверх»: нижний край (земля, вода, фон…), средняя часть (основная, где, как правило, находится композиционный центр картины), верхний край картины (фон, небо).

Синонимические ряды для сочинения-описания картины :

художник, живописец, мастер кисти, пейзажист, портретист, баталист (художник, специализировавшийся на изображении войны), маринист (художник, рисующий морские пейзажи), бытописатель (художник, автор произведений бытового жанра);

создает, пишет, изображает, воспроизводит;

картина, полотно, репродукция, холст…

Название цветов и оттенков, которые можно употребить при описании картины : зелёный, изумрудный, жёлто-зеленый, жёлтый, золотистый, медный, багряный, красный, малиновый, сиреневый, оранжевый, синий, темно-синий, лазурный, небесно-голубой, бирюзовый, голубой, бледно-голубой, бежевый, коричневый, серый, и др.

Для поиска синонимов воспользуйтесь сервисами нашего портала.

Обратитесь к ресурсу «Рассказы о шедеврах живописи », чтобы больше узнать об истории знаменитых картин. В качестве примера возьмем краткое описание полотна художника Василия Верещагина «Апофеоз войны»:

«Верещагин знал о войне не понаслышке — он не раз принимал участие в боях — и написал множество картин, на которых изобразил то, что видел собственными глазами: не только бравых солдат и их военачальников, но и кровь, боль и страдание.

Однажды он задумался о том, как показать в одной картине все ужасы войны, как дать зрителям понять, что война — это всегда горе и смерть, как дать другим взглянуть на ее отвратительные подробности? Он понял, что недостаточно написать картину с полем боя, усеянным погибшими воинами, — такие полотна были и раньше. Верещагин придумал символ войны, образ, только взглянув на который, каждый сможет представить, насколько страшна любая война. Он написал выжженную пустыню, посреди которой возвышается пирамида из человеческих черепов. Вокруг — лишь сухие, безжизненные деревья, и только воронье слетается на свой пир. Вдалеке виднеется полуразрушенный город, и зритель с легкостью может догадаться, что и там жизни больше нет…»