Описание картины н к рериха снегурочка. Описание картины Николая Рериха «Снегурочка. Театральные декорации и костюмы. опера снегурочка

ТЕАТРАЛЬНЫЕ ДЕКОРАЦИИ И КОСТЮМЫ. Опера СНЕГУРОЧКА

Еще одна театральная постановка, которой Рерих уделил много времени,- опера «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова. Она пленила его еще в юные годы. Первая постановка в декорациях Рериха шла в парижской "Opera Соmique" в 1908 году, вторая - в 1912 году в Петербурге и третья уже в 1922 году в Чикаго.

Рерих нашел свое оригинальноерешение. Его эскизы полны большого философского смысла. Они пронизаны мыслью о единстве жизни природы и человека. Во всех эскизах, а особенно в «Слободе берендеев» и «Ярилиной долине», Николай Константинович изображает далекую языческую древность, то мифическое время, когда поклонялись Яриле-Солнцу, дождю и ветру, холмам и камням. В пейзаже Рериха холмы и камни, вся природа кажутся одушевленными. В эскизе «Слобода берендеев» даже приземистые избы выступают из-за цветущих деревьев подобно фантастическим живым существам. Весеннее цветение природы и ощущение бесконечности и величия мира выражено художником с глубоким пантеистическим чувством.

Рерих впервые создал костюмы для героев этой волшебной сказки. Мороз - добрый, седобородый старец русских сказок. Снегурочка - хрупкая девушка в узорной шубке. Все образы покоряют своей сказочностью, поэтичностью.

Сказку о Снегурочке в 1873 году написал Александр Николаевич Островский вслед за Александром Николаевичем Афанасьевым, который опубликовал исследование в труде Поэтические воззрения славян на природу (1867 год). Славяне, живущие в гармонии с природой, владели тайнами Ведической мудрости. Когда земля пробуждалась после зимних холодов, они встречали праздник Ярилы.

Афанасьев писал: « Поэтическое представление солнца огненным колесом вызвало обычай зажигать в известные годовые праздники колеса - обычай, доселе соблюдаемый между немецкими и славянскими племенами в начале весны на масленице или на Светлой неделе, когда возжжение колеса служит символом возрождения солнца после зимней его смерти.»
Снегурочка не просто девушка, которая приходит с поздравлениями на Новый год вместе с Дедом Морозом. Основные события в сказочной жизни Снегурочки происходят на Масленицу.

Согласно русскому народному фольклору, Снегурочка – это дочь Деда Мороза и Весны-Красны.
Сердце Снегурочки холодно, и она мечтает познать тепло Любви. Бог Солнца Ярило поклялся погубить девушку, как только сердце ее разгорится огнем любви. И сдержал свою клятву.
Снегурочка, полюбив, растаяла в теплых солнечных лучах, поднимаясь в небеса к Яриле-Солнцу.
Жизнь и любовь – это символы солнечного божества – Ярилы.
«Любовь, произведена жаркими лучами солнца, а утрата этого чувства -остуда, студёный, стужа, постылый - немилый.»

1890-е. Михаил Александрович Врубель. Снегурочка. Эскиз для костюма в опере Н. Римского-Корсакова Снегурочка. Бумага, акварель, мелки. Рязанский Художественный Музей, Рязань, Россия.

1899. Снегурочка. Виктор Михайлович Васнецов. Холст, Масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1921. Снегурочка и Лель. Николай Константинович Рерих. Картон, темпера. Музей Николая Рериха. Нью-Йорк.

1917г картина-эскиз к опере Н. А. Римского-Корсакова.

В 2006 г. Киновидеостудия "Анимос" представила новую трактовку образа Снегурочки, поставив мультфильм по пьесе А.Н. Островского. Режиссер Мария Муат.
Мультфильм 2006 года представляет собой максимально сжатое изложение классической пьесы Островского. Критик Екатерина Зуева пишет: «Куклы - ядреные, девственно сексуальные, а голоса на озвучке - молодые, ломающиеся. В свете грозного божества Ярилы, отвернувшегося от народа, который почти разучился любить согласно природным законам, что заразил разбойничьего вида Мизгиря, естественным образом гибнет хрупкая Снегурочка - наваждение.»

1952. Мультфильм по мотивам пьесы А. Островского на музыку Римского-Корсакова в обработке Л. Шварца.

Снегурочка и Мизгирь. Весенняя сказка, 1971

Снегурочка, Купава и Мизгирь. Весенняя сказка, 1971

Третья песня Леля. Опера "Снегурочка"Николай Римский – Корсаков Аранжировка - Михаил Савин.

В начале XX века Рериху удалось непосредственно познакомиться с индийской философией. В России были переведены и изданы «Провозвестие Рамакришны», книги его ученика Свами Вивекананды, Упанишады, «Бхагават-Гита». Индийские метафизические доктрины, их взгляд на космические и исторические циклы захватили Рериха, как захватили многих. Тибет и тибетские чудотворцы были притягательны особо. Как раз появилось несколько книг о культуре и истории Тибета, труды Ухтомского, Потанина, Пржевальского. К 1911 году, дате строительства в Петербурге первого буддийского храма, интерес Николая Рериха к Востоку сформировался настолько определенно, что он вошел в комитет содействия строительству и тесно общался с посланником далай-ламы XIII - Хамбо Агованом Лобсаном Дорчжиевым. В картинах и очерках Рериха Индия стала появляться все чаще и чаще...

Николай Рерих в Петербурге

Большую часть своей земной жизни Рерих прожил в Петербурге. Здесь он учился в Академии художеств и университете, здесь стал художником, археологом, поэтом, педагогом. В Петербурге он создал свои замечательные живописные работы, принесшие ему известность. Здесь он общался со многими выдающимися деятелями русской культуры - художниками, поэтами, учеными. В городе сохранилось много памятных мест, связанных с жизнью и деятельностью Рериха.

Врубель Михаил Александрович (1856-1910) - это легенда русской живописи. Не просто яркое имя, великий гений, одиозная личность, но феномен, окружённый огромным количеством мифов и мистических явлений. снегурочка васнецов врубель рерих

Было сохранено большое количество изображений актрисы, а так же по совместительству жены Михаила Александровича Надежды Ивановны Забелы. Она выступала и в роли его Музы, Морской царевны, а также Весны. Наиболее красочной среди образов Художника, является полотно « Снегурочка », написанное в 1895г (рис.2). Врубель ярко запечатлел распущенные локоны девушки и образ лица, который ему нравился. Девушка на фоне белоснежного бора, с глазами в некоторой дремоте и с немного томной улыбкой. Покрытые снегом еловые ветви охватили тени с синеватым оттенком. Снегурочка не боится холода и мороза, потому что она и есть хозяйка в этом сказочном лесу, маленькая волшебница с удивительными глазами. Тут снегурочка представлена нам олицетворением уверенности и некой раскованности. Она находится в статичной позе, что заставляет обращать внимание на её внешний облик и рассматривать детали. И все же перед нами, скромная юная русская красавица с большими, полной чистоты, глазами.

Образ Снегурочки у Н. Рериха

Николамй Константимнович Ремрих (1874-1947) русский художник, сценограф, философ-мистик, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель. Он неоднократно создавал эскизы оформления к знаменитой пьесе Н. А. Острвского "Снегурочка". Три раза Н. К. Рерих обращался к оформлению «Снегурочки» для оперной и драматической сцены. Спектакли получили свое осуществление в театрах Санкт-Петербурга, Лондона и Чикаго. Далее мы рассмотрим несколько примеров этих оформлений

Картина «Снегурочка и Лель» создана Н.К.Рерихом в 1921 году (рис.3). Рассматривая эту картину, мы сразу замечаем, что зима и лютая стужа уступают место цветущей весне. Это то время, когда сердца людей раскрываются навстречу солнцу - дарителю жизни, когда сердца освещаются любовью и осознанием красоты бытия. И это чудесное преображение звучит гимном и наполняет все жизненное пространство Земли ритмом творческого созидания.

На картине Н.К.Рериха еще нет цветов и буйной зелени. Природа еще спит, едва сбросив оковы зимних холодов. Но песнь солнечная утра уже звучит в предчувствии первых лучей солнца, которые наполнят все вокруг светом и радостью нового дня. Песнь эта звучит рожком Леля, вдохновленного неиссякаемым источником любви - сердцем Снегурочки. Об этом нам говорит ее фигура, лицо, жест руки - все выразительно изображено художником. Этот чудесный образ Снегурочки был всегда вдохновляющим и для самого Н.К.Рериха. Любовью и красотой наполнены лучшие его произведения. Можно так же обратить внимание, что одежда, в которой герои картины, украшена орнаментами и линиями свойственные для одеяний Руси.

В 1920 г. уже в Америке Николаю Константиновичу было предложено оформить «Снегурочку» для чикагского театра Опера Компании. Однако, если предыдущие сценические версии 1908 и 1912 гг. переносили зрителей в сказочный мир языческой Руси, то работы 1921 г. отличались совершенно новым, неожиданным подходом и иной характеристикой персонажей. Он сам пишет о том, что "великая равнина России после доисторических эпох явилась ареной для шествий всех переселяющихся народов, здесь прошло несметное количество племен и кланов." Н.К.Рерих видит Россию, как чудесный край, где сталкиваются достояния различных народов - и из этих столкновений рождается великое и прекрасное древо русской культуры. Именно на этом решил он сделать акцент (рис.4, рис.5).

В театральных работах 1921 года уже не было Руси дохристианской. Здесь смешались все элементы влияний на Россию: влияние Византии выражено образом царя Берендея и его придворным бытом, влияние Востока - в образе торгового гостя Мизгиря и Весны, прилетающей из южных стран, влияние Азии выражает образ легендарного пастуха Леля, который так близок с обликом индусского Кришны, влияние Севера - образ Мороза, Снегурочки, леших (рис.6, рис.7, рис.8).