Описание картины боттичелли мадонна с младенцем. Самые известные картины боттичелли. Последние годы жизни и смерть

В замкнутом пространстве с открытым окном, из которого открывается вид на извилистый тосканский пейзаж - реку и холмы, - Боттичелли представил группу фигур, находящихся в более сложной композиционной связи, чем первые образцы его Мадонн.

Фигуры теперь сближены не столь тесно. Мария со слегка склоненной головой в грустной задумчивости прикасается к колоску. Направление ее взгляда неопределенно. Сидящий на коленях Матери серьезный Младенец поднял руку в жесте благословения.

Юноша-ангел с резко заостренным овалом лица и недетской умудренностью - образ необычный для раннего Боттичелли. Он протягивает маленькому Христу вазу с виноградом и хлебными колосьями.

Виноград и колосья - вино и хлеб символическое изображение причастия, будущих страданий Господа, Его Страстей. По мысли художника, они должны составить смысловой и композиционный центр картины, объединяющей все три фигуры. Аналогичную задачу ставил перед собой и Леонардо да Винче в близкой по времени «Мадонне Бенуа» . В ней Мария протягивает ребенку цветок крестоцвета - символ креста. Но Леонардо этот цветок нужен лишь для того, чтобы создать ясно ощутимую психологическую связь между матерью и ребенком; ему нужен предмет, на котором он может в одинаковой мере сосредоточить внимание обоих и предать целенаправленность их жестам. У Боттичелли ваза с виноградом также всецело поглощает внимание персонажей. Однако она не объединяет, а скорее внутренне разобщает их; задумчиво глядя на нее они забывают друг друга.

В картине чувствуется атмосфера глубокой задумчивости, отрешенности, внутренней разобщенности персонажей. Этому в значительной степени способствует и характер освещения, ровного, рассеянного, почти не дающего теней. Прозрачный свет Боттичелли не располагает к душевной близости, к интимному общению, в то время как Леонардо создает впечатление сумерек: они окутывают героев, оставляют их наедине друг с другом.

Мадонна с младенцем - Сандро Боттичелли. Около 1467. Панель, темпера. 51 х 71 см


Среди множества картин, созданных Сандро Боттичелли на классическую библейскую тематику, больше всего полотен, изображающих Мадонну с младенцем Иисусом на руках. Эта тема чрезвычайно популярна в искусстве и позволила раскрыть свой талант многим известным художником. Но эта картина стоит несколько особняком в ряду всех изображений библейской сцены у Боттичелли.

Начать следует с необычного колорита полотна. В отличие от большинства его картин, которым свойственна богатая, но несколько приглушенная, деликатная и нежная цветовая гамма, эта отличается невероятно насыщенными преобладающими голубыми тонами. Расположенные на заднем плане эффектные архитектурные формы в виде широкой округлой арки с проемом окрашены в белый и слегка бирюзовый оттенок голубого цвета.

Более насыщенный цвет имеет плащ Богоматери. Он создает своего рода нижнюю раму полотна, в то время как арка становится обрамлением нежнейшего семейного портрета.

В этой картине удивителен не только интенсивный голубой цвет. Лицо Мадонны очень нежное, фарфорово-бледное, с красивыми, но слегка неправильными чертами лица. Создается отчетливое впечатление, что оно написано с натуры и отражает облик реально существовавшей женщины – в нем нет стилизации образа, характерного для узнаваемых лиц персонажей картин Боттичелли.

Белокурая мадонна привлекает внимание не только фарфоровой, нежной кожей, но и необычной прической, украшенной богатой отделкой и оборками из легкой ткани, как на чепце. На плечи женщины спадает легчайшая вуаль, прозрачная, воздушная и едва заметная. Одета Мадонна в красное нижнее платье со множеством складок и сборок. Здесь художник ни на йоту не отступил от канонов – по церковным правилам Богоматерь всегда изображается в одеждах, сочетающих в себе красные и синие оттенки. Малыш Христос одет в белоснежную тогу, завернутую вокруг его пухлого нежного тельца.

На заднем плане виднеется пейзаж, словно бы заключенный в рамку очертаниями мощной арки. Он вполне традиционен для картин этого периода. На пейзаже изображено довольно высокое, одинокое дерево на краю обрыва и фантастический замок с тянущимися ввысь тонкими башнями с очень длинными шпилями. Выполнен пейзаж в очень сдержанной и благородной приглушенной цветовой гамме, включающей в себя зеленые и коричневые оттенки. Благодаря скромному выбору тонов это изображение не конкурирует с интенсивными красками передних планов, особенно с голубым хитоном Богоматери.

Но особый интерес представляет трактовка образа Мадонны и младенца Христа. В большинстве картин на такую тематику у обоих персонажей жесткие статичные позы, а ребенок выглядит неестественно, словно миниатюрная копия взрослого человека. На этой же картине перед нами юная, прелестная мать играет со своим малышом, который с любовью протягивает к ней пухлые ручонки. Трогательный жест – рука Мадонны, нежно касающаяся пухлой щечки малыша – делает эту картину очень живой, естественной и необыкновенно впечатляющей.

Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи родился во Флоренции в семье кожевника. Его старшего брата Джованни, невероятно толстого мальчика, дразнили Бочонком (Боттичелли), и прозвище закрепилось за обоими братьями – некоторые неграмотные соседи считали эту смешную кличку настоящей фамилией. Став старше, Алессандро не стал отказываться от детского прозвища, и пользовался им как псевдонимом, став художником. Первым учителем живописи молодого Сандро стал Филиппо Липпи, чью манеру письма юноша перенял довольно точно. Художник является классическим представителем флорентийской школы живописи. Он создавал как религиозные, так и светские работы – воздушные, светлые, наполненные тончайшими нюансами, нежной игрой света и тени. Произведения Боттичелли пластичны и музыкальны, его отличает особая плавность, певучесть линий. Персонажи картин автора как будто движутся в танце, лица их эмоциональны и лиричны.

В творчестве Боттичелли сохранилось более пятнадцати изображений мадонн с младенцами. Он рисовал их на протяжении всей своей жизни. Раз за разом изображая мать Христа молодой, красивой, невероятно одухотворенной женщиной, художник достиг совершенства в написании подобных картин. "Мадонна с младенцем и ангелами" является одной из самых известных работ автора. На картине мы видим юную, гармонично сложенную светлоглазую женщину классического флорентийского типажа, с большими глазами, мягкими щеками и маленьким подбородком. Ее светло-рыжеватые волосы спрятаны под тончайшей легкой вуалью, над головой гордо сияет золотой нимб. Мадонна одета в тяжелое алое платье, ниспадающее свободными складками, и темно-синюю накидку, закрывающую колени. Она выглядит трогательной и хрупкой, бережно держит свою драгоценную ношу.

Малыш Иисус на руках у женщины невероятно похож на Деву Марию. Если бы не нимб – перед нами был бы простой реалистичный портрет матери, с любовью и нежностью смотрящей на своего сына. Глаза младенца, нежного и пухлого, также устремлены на Мадонну. Два ангела слева и справа от Христа – красивые юные мальчики; ближайший к зрителю чуть старше, взгляд его серьезнее, светлые кудрявые волосы спускаются на спину.

Мягкие крылышки являются скорее декоративным элементом, мы не видим места их соединения с телом; крылья дальнего ангела не видны вовсе. Согласно традиции, ангелы на полотнах должны прославлять Иисуса; однако у Боттичелли это скорее два симпатичных любопытных мальчишки, с интересом разглядывающие мать и малыша. Мадонна с младенцем и ангелы изображены на свежем воздухе, на открытой террасе; далее за белой балюстрадой мы можем видеть одинокие темные кипарисы и бледное голубое небо. Композиция картины дышит покоем и умиротворенностью; молодая мать еще не знает о том, какие испытания выпадут на долю ее крохотного сына в будущем. Нежный прозрачный свет заливает картину, и никакие переживания и страсти пока не трогают ее героев.

Мадонна и младенец с ангелом - Сандро Боттичелли. 1465-1467. Темпера, дерево. 87 х 60 см


Мадонна с младенцем – один из наиболее часто встречающихся (наряду с мифологическими темами) мотивов работ Сандро Боттичелли. В его творчестве есть множество вариаций на эту тему. «Мадонна с младенцем и ангелом» - небольшая картина, выполненная в узнаваемой характерной манере мастера на деревянной доске его любимыми красками – темперой. Благодаря особой фактуре красочной поверхности удается получить удивительно четкое, даже графическое изображение, сохраняющее при этом тонкость полутонов и мягкость красок.

Композиция со ступенчатым диагональным размещением персонажей придает этой статичной группе немного живости, которая больше всего нашла отражение в фигуре ангела. Поддерживающий на весу младенца Христа, он сидит спиной к зрителю, но поворачивается таким образом, словно его кто-то окликнул за пределами картины. У него нежное и юное лицо, пышные, рыжеватые, кудрявые волосы и эффектный воздушный наряд, весь в сложных складках, оборках и многослойных деталях. Ангельский чин выдают лишь небольшие, почти незаметные крылья за спиной, да нимб над головой в виде плоского золотого диска.

Противоположную часть картины, выделяясь более крупными размерами и насыщенными красками одеяния, занимает фигура Девы Марии. Она изображена в три четверти, практически в профиль, поражает зрителей своим бледным, одновременно одухотворенным и очень печальным лицом. С грустью она глядит на свое прелестное дитя, предвидя его тяжкую судьбу и жестокую смерть на кресте за грехи человечества.

Мадонна одета в красное платье с разрезными рукавами по тогдашней итальянской моде. Сверху оно прикрыто объемным черным плащом или накидкой с широкой полосой по краю и эффектной отделкой в верхней части. Строгая гладкая прическа украшена небольшим чепцом с мягкими складками, прикрывающими шею и ниспадающими до такой же тонкой шейной косынки. У Мадонны очень тонкие изогнутые дугой брови-ниточки и светлые, рыжеватого оттенка волосы. Все это относит нас к моде Италии эпохи Возрождения, но никак не в Иудее начала I века нашей эры. В те времена художники часто обряжали своих исторических или мифологических героев в современные им самим одежды.

Пухлый младенец Христос – очаровательное дитя, прикрытое легкой складчатой тканью – протягивает руки к матери. Его божественную сущность выдает только нимб. Сидящая в красивом резном кресле мать словно принимает его из рук поддерживающего его ангела.

Довершает картину один из часто используемых мастером элементов – крупная каменная арка с поддерживающими ее колоннами на заднем плане. За ней нет никакого пейзажа, только бездонное, синее небо.

Изображение отличается особенной лирической атмосферой, легким налетом грусти и теплой цветовой гаммой. Лица персонажей здесь не просто очень выразительные – они узнаваемые, хотя и обладают индивидуальностью. По их чертам можно безошибочно определить, что перед нами картина, безусловно принадлежащая кисти талантливого Сандро Боттичелли.

Сандро Боттичелли.Образ Мадонны

Имя Сандро Боттичелли (1445-1510) обычно вызывает в памяти образ Мадонны. Будущий художник жил и воспитывался в патриархальной, глубоко религиозной семье, что наложило отпечаток на всю его последующую жизнь.

Мадонна с Mладенцем (of the Magnificat)
1480-1481г, темпера на панели галерея Уффици, Флоренция, Италия

Ранние Мадонны излучают просветленную кротость, порожденную гармонией чувств.

Мадонна с гранатом (Мадонна della Melagrana)
1487г, темпера на панели, галерея Уффици, Флоренция, Италия



Мадонна с Mладенцем и 8 ангелов
1478г, темпера на панели,
Государственный столичный музей, Берлин, Германия


Мадонна под балдахином(del Padiglione)1493г, темпера на панели,
Пинакотека Амброзиано, Милан, Италия


Мадонна с Младенцем и ангел 1465-67г, темпера на панели,
Галерея Воспитательного дома(dello Spedale degli Innocenti), Флоренция, Италия

Мадонна с Mладенцем и ангел 1468г, темпера на панели,
Нортон Симон музей, Пасадена, Калифорния, США

Мадонна у моря 1470-75г, темпера на панели,
Галерея Академии (dell" Accademia), Флореция, Италия

Мадонна в розарии
(Madonna Rosengarden) 1469-1470г, темпера на дереве,
галерея Уффици, Флоренция, Италия

Мадонна с Младенцем и ангел
Мадонна Причастия (Eucharist или Chigi Madonna)1470, темпера на панели, музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон, США

Мадонна с Младенцем,
два ангела и молодой Иоанн Креститель 1465-1470г, темпера на панели, Галерея Академии (dell" Accademia), Флореция, Италия

Мадонна с Младенцем и два ангела 1469-70г, темпера на панели,
музей Каподимонте, Неаполь, Италия

Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем 1470-1475г, темпера на панели, Лувр, Париж, Франция
«Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем» относится к расцвету творчества, времени, когда художник работал при дворе могущественного семейства Медичи. Картина была написана между 70-75-ми годами XV века.
В этой работе все излучает просветленную кротость, порожденную гармонией чувства и рисунка.

Мадонна с Младенцем, окруженные пятью ангелами
1470г, темпера на панели,Лувр, Париж, Франция
В этой ранней картине чувствуется сильное влияние Филиппо Липпи (к 1406-1469), у которого учился Боттичелли

Мадонна с книгой(Мадонна Libro) 1483г, темпера на панели,
музей Полди Пеззоли, Mилан, Италия

Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем c.1490-1495г, темпера на холсте Галерея Палатина(Дворец Питти),Флоренция, Италия
Если предыдущие мадонны представали в торжественном величии Царицы Небесной, то теперь это бледная женщина, много страдавшая и изведавшая.

Поклонение Mладенцу 1480-1490г, темпера на панели,
Национальная галерея искусств, Вашингтон, США

В образах более поздних Мадонн, созданных под влиянием аскетических проповедей Савонаролы, печальный и разочарованный художник отходит от стремления найти воплощение вечной красоты.
Лицо Мадонны на его картинах становится бескровным и бледным, глаза — полными слез. Эти лица еще можно сравнить со средневековыми образами Богоматери, но в них нет торжественного величия Царицы Небесной.
Скорее это женщины нового времени, много изведавшие и пережившие.