Оноре де бальзак годы жизни. История зарубежной литературы XIX - начале XX вв. Личная жизнь писателя

ЛЕКЦИЯ 12-13

ТВОРЧЕСТВО ОНОРЕ ДЕ БАЛЬЗАКА

1. Жизненный путь писателя.

2. Универсальность замысла, тематико - жанровый состав, основные принципы построения эпопеи «Человеческая комедия» О. де Бальзака.

3. Идейно-художественный анализ произведений «Эжени Гоанде», «Шагреневая кожа».

1. Жизненный путь писателя

Первая половина XIX века не знала более яркой фигуры, чем ОНОРЕ БАЛЬЗАК (1799-1850) , которого справедливо назвали «отцом современного реализма и натурализма». Его жизнь - живое воплощение тех условий, в которых находился европейский, а особенно, французский писатель XIX века. Бальзак прожил всего 51 год, оставив читателю 96 произведений. Он планировал написать их около 150, но не успел завершить свой грандиозный замысел. Все его произведения связаны между собой сквозными персонажами, которые в одних романах выступали главными, а в других - второстепенными героями.

У Бальзака каждый находит свое. Одним импонировала полнота и слаженность картину мира, которую он обрисовал. Других волновали готические тайны, вписаны в эту объективную картину. Третьи восхищались колоритными характерами, которые создало воображение писателя, поднятыми над действительностью своим величием и своей низостью.

Оноре Бальзак (частицу «де» он присоединил к своей фамилии позже и вполне произвольно) родился 20 мая 1799 года в городе Туре. Его отец Бернар Франсуа - крестьянский сын, который тяжело и долго выбивался в люди, - женился лишь в пятьдесят лет, взяв молодую девушку из богатой семьи (она была моложе его на 32 года). Мать поторопилась сбыть первенца из рук. Малыша отдали в деревню кормилице, в которой он провел 3 года. Мать не часто наведывалась. Светская жизнь и любовная связь с одним из местных аристократов полностью поглотили ее. Даже после возвращения в родительский дом, мать виделась с сыном только по воскресеньям. Детство Оноре было тяжелым и безрадостным. Семья почти не занималась его воспитанием.

Родители считали себя людьми образованными, поэтому не жалели денег для образования своих детей. В 8 лет Оноре отдали на обучение в Вандомський колледж, который стал для него «духовной тюрьмой», потому что здесь царил строгий надзор за воспитанниками, их даже не отпускали домой на каникулы. Все письма перечитывались цензором, прибегали даже до телесных наказаний. Юный Бальзак чувствовал себя в колледже заброшенным и угнетенным, очевидно, потому что учился посредственно и среди воспитателей имел репутацию несобранного и малообдарованого ученика. Здесь он впервые начал писать стихи и увлекся литературой.

Получив среднее образование, с большими трудностями Бальзак записался вольным студентом Парижской школы права. В ноябре 1816 г. он поступил на факультет права Сорбонны, серьеВНО заинтересовался философией и художественной литературой. И вместе с тем ему приходилось работать писарем в конторе нотариуса. Опыт, приобретенный во время службы, стал источником многих сюжетных коллизий в произведениях «Человеческой комедии».

В 1819 г. Бальзак окончил курс юридического факультета и получил степень бакалавра права. Однако Оноре не имел желания прозябать в нотариальной конторе, он захотел стать писателем (это произошло в 1819 году, когда наполеоновские эскапады безвозвратно завершились и страной уже правили реставрированные Бурбоны). Мать и слышать не хотела о такую сомнительную карьеру, но старый Бернар Франсуа неожиданно согласился предоставить сыну что-то вроде двухлетнего испытательного срока. Даже заключил с ним по этому своеобразную сделку, которая предусматривала мизерную денежную помощь; ведь, как писал А.Моруа, «Бальзак родился в семействе, где деньги боготворили».

Когда военного интенданта Бернара-Франсуа Бальзака отправили в отставку, семья поселилась в Вільпарізі, а Оноре остался в Париже, где испытал творческих мук, сидя у себя на чердаке перед чистым листом бумаги. Он хотел стать писателем, не имея малейшего представления, о чем же он будет писать; и взялся за героическую трагедию - жанр его дарованию больше всего противопоказан. Окрыленный надеждами, юноша работал над трагедией «Кромвель», но произведение вышел слабым, второстепенным, сориентированным не на жизнь, а на каноны искусства XVII в. Трагедия не получила признания даже в семейном кругу.

В 1820 - 1821 гг. Бальзак начал работу над романом в письмах «Стени, или философские блуждания», ориентируясь на творчество Ж.-Ж. Руссо и и. В. Гете, а также на опыт личных переживаний и впечатлений. Однако этот труд остался неоконченным: писателю не хватило мастерства и зрелости.

Весна 1822 года принесла ему встречу с женщиной, которая сыграла важную роль в его дальнейшей судьбе. Лара де Берни, крестница Людовика XVI, была замужем и старше Бальзака на 22 года. Это тот ангел дружбы, который сопровождал Оноре в течение 15 лет. Она помогала ему деньгами и советами, была его критиком. Она стала для него тем материнским началом, которое он все детство искал у матери. Бальзак благодарил ей любовью, но это не означало, что хранил верность. Его пассиями редко становились молодые девушки. Не случайно в своем творчестве, исследуя эволюцию женской души с юных лет и до глубокой старости, писатель обратил внимание именно на 30 - летний, «бальзаковский» возраст. Ведь именно в это время женщина, по его мнению, достигает расцвета физических и духовных возможностей, освобождается от иллюзий молодости.

Оноре Бальзак был репетитором детей мадам Берни. «Вскоре Бальзаки начинают кое-что подмечать. Во-первых, Оноре, даже когда он не дает уроков, отправляется в дом Берни и проводит там дни и вечера. Во-вторых, он начал тщательно одеваться, стал дружелюбней, доступней и гораздо приветливей». Когда мать узнала об отношениях мадам Берни с сыном, у нее пробудилось чувство ревности, к тому же скоро в городе начали ходить слухи о частых визитах Оноре. Чтобы оградить сына от этой женщины, мать отправила его к своей сестре.

С 1821 по 1825 г. Оноре де Бальзак сначала в соавторстве с другими, а потом самостоятельно начал писать и выпускать романы, полные тайн, ужасов и преступлений. Он пристроился на чердаке по улице Ледіг"єр и, подбадривая себя кофе, один за одним строчил романы: «Бірагська наследница» (1822), «Последняя фея, или Новая волшебная лампа» (1822) и др. Молодой прозаик подписывал различными псевдонимами и в дальнейшем отказывался включить в собрание своих трудов. Однако ни славы, ни гонораров для безбедной жизни работа не приносила.

В 1836 году, уже будучи известным, он переиздал некоторые из них, но под псевдонимом Орас де Сент-Обен. Хотя псевдоним был не более чем секретом, Бальзак так и не решился издать эти книги за свои. Он писал в 1842 году в «Предисловии к «Человеческой комедии»»: «.. .я должен обратить внимание читателей на то, что признаю своими только те произведения, которые вышли под моей фамилией. Кроме «Человеческой комедии», мне принадлежат только «Сто игривых рассказов», две пьесы и несколько статей - а впрочем, они все подписаны».

У исследователей не раз возникал соблазн совсем не брать во внимание ранние произведения писателя. И вряд ли стоит этому искушению поддаваться. Без них образ писателя не стал бы полным. Кроме того, они стали для него своеобразным испытательным полем.

На какое-то время Оноре Бальзак вообще превратился в литературного поденщика, не гнушался никаким заказом, которое приносило деньги. А те деньги были на то время немалые (тем более для начинающего литератора, никому не известного, анонимного), и семья перестала считать, что Оноре тратил время на глупости. Сам он, однако, был недоволен, потому что надеялся, что литературный труд сразу принесет ему грошістатки, славу и власть. И молодой Бальзак, подталкиваемый пылким нетерпением, прибег к коммерческих спекуляций: начал издавать классиков, купил типографию, а затем и словолитню. Этой деятельности он посвятил почти три года - с 1825 по 1828-й, а в результате - банкротство и огромный долг, который частично покрыла иметь, а частично уже немолодая любовница госпожа де Берни. Но полностью своего долга Оноре так и не избавился до конца дней, ибо с течением времени только увеличивал его.

«Для Бальзака, - писал еще один его биограф, Стефан Цвейг, - Мидаса наоборот (ибо все, к чему он прикасался превращалось не на золото, а на долги) - все и всегда заканчивалось финансовым крахом...». Он еще неоднократно пускался в авантюры (издавал газеты и журналы, покупал акции заброшенных серебряных рудников, с целью заработка работал для театра), и все с одинаковым результатом: вместо золота - долги, которые постепенно выросли до цифр действительно астрономических.

Во второй иол. 20-х гг. XIX в. в парижской прессе появились статьи и очерки Бальзака, которые представляли собой талантливые зарисовки типичных характеров и сценки из жизни разных слоев французского общества. Многие из них стали основой для образов и ситуаций в произведениях «Человеческой комедии».

«Последний шуан, или Бретань в 1800 году» (1829) - первое произведение Бальзака, подписанный его фамилией (он вообще называл этот роман своим первым произведением), - вышел в свет за год до «Красного и черного» Стендаля. Но «Красное и черное» - шедевр, большой памятник нового реализма, а «Последний шуан» - нечто среднее, незрелое.

Бесспорно, Стендаль и Бальзак - очень разные художественные индивидуальности. Творчество первого - это прежде всего две вершины: «Красное и черное» и «Пармский монастырь». Если бы он даже ничего больше не писал, то все равно остался бы Стендалем. У Бальзака были вещи, которые удались ему лучше, а некоторые хуже. И все же прежде всего он - автор «Человеческой комедии» как целого. Он знал и сам об этом говорил: «Произведение, над которым работает автор, получит в будущем признание, прежде всего благодаря широте своего замысла, а не ценности отдельных деталей».

Настоящая бальзаківська творчество началась на пороге революции 1830 года, которую писатель принял, однако очень быстро понял, что народ обманут. И все же значительная часть его произведений раскрыла тему Реставрации («Гобсек», «Шагреневая кожа», «Полковник Шабер», «Отец Горио», «Музей древностей», «Блеск и нищета куртизанок»).

В 1833 г. увидел свет роман «Евгения Гранде», который определил новую эпоху в творческом развитии О. де Бальзака. Предметом изображения в новом произведении стала буржуазная повседневность с ее внешним и реальным течением. Сразу же после публикации книги в Бальзака возник замысел об объединении всех своих произведений в эпопею.

В 1834 г. в квартире Бальзака нашел временный приют Жюль Сандо, отторгнут спутник Авроры Дюпен. Писатель предложил ему должность секретаря. Сандо стал свидетелем званых обедов. Но через полтора года он сбежал от Бальзака, потому что считал, что лучше умереть с голоду, чем так работать.

После 30-ти лет Бальзак начал мечтать о браке с знатной, красивой, молодой и богатой женщиной, что помогло бы ему наладить свои финансовые и личные проблемы.

В 1832 г. он получил письмо с одесским штампом, который был подписан «Чужестранка». Тайным корреспондентом оказалась графиня Эвелина Ганская (от рождения Ржевусская), которая принадлежала к известной польской семьи и была моложе Оноре всего на год. Она была замужем за Венуеславом Ганским, состоятельным помещиком в Волыни. Переписка скоро переросло в любовь, которому суждено было продолжаться вплоть до смерти писателя. На первый взгляд, Ганская не занимала в жизни Бальзака особого места. В промежутках между встречами с любимой, которые происходили то в Швейцарии, то в Германии, то в Италии, Бальзак ухаживал за женщин, писал романы... Однако все изменилось, когда в 1841 г. Эвелина стала вдовой. Все больше времени они проводили вместе. Бальзак часто ездил в Россию, Украину, в имение Эвелины. В 1845 г. он был очень потрясен известием о ее беременности. В мечтах писатель видел себя отцом, ничуть не сомневаясь, что у него будет сын. Художник даже назвал его Виктор-Оноре и начал строить планы на будущее. Но мечтам не суждено было осуществиться, потому что ребенок родился 6-месячным и умерла. 14 марта 1850 г. Бальзак и Ганская обвенчались в Бердичеве. Она прекрасно знала, что ее ждал уход за больным мужем и положение вдовы писателя, и все же дала согласие на брак.

В 1835 г. после публикации романа «Батюшка Горио» к писателю пришла настоящая слава и признание. Появлялись одна за другой новеллы и романы. Начало 30-х гг. ознаменован не только интенсивной литературной деятельностью Бальзака. Его успехи открыли перед ним двери аристократических салонов, что тешило его самолюбие. Стабилизировались материальные дела, сбылись давние мечты о дом, карету, сапожника. Художник жил широко и свободно.

Когда пришла слава, когда он стал властителем дум, его огромные гонорары уже не могли ничего изменить. Деньги исчезали, еще не появившись в кошельке; сожрать долгами, они сыпались, словно в пропасть, не удовлетворяя и малой части кредиторов. Великий Бальзак убегал от них, словно легкомысленный повеса, а однажды (хоть и ненадолго) даже попал в долговую тюрьму.

Все это кардинально изменило его жизнь. Чтобы погасить долги, ему приходилось работать с лихорадочной скоростью (примерно за два десятка лет он написал 74 романов, множество рассказов, очерков, пьес, статей), а чтобы поддерживать славу избалованного успехом платежеспособного денди - залезать в долги снова и снова.

Однако Оноре и не искал выхода из этого замкнутого круга. Видимо, вечная спешка, атмосфера все большего числа падений и авантюр были непременными условиями его существования, и только при таких обстоятельствах, наверное, и мог проявиться бальзаковский гений. Итак, сначала Бальзак вполне трезво поставил себе цель стать писателем и лишь потом, «после десятилетних поисков наугад.. открыл свое истинное призвание». Он писал по 12 - 14 часов в день без перерыва в состоянии почти сомнамбулическом, превращая ночь в день и борясь со сном и усталостью с помощью гигантских порций черного кофе; кофе в конце концов и свела его в могилу.

40-е годы XIX в. - последний период творчества Бальзака и не менее значительный и плодотворный. Вышло 28 новых романов прозаика. Однако с осени 1848 г. он работал мало и почти ничего не печатал, потому что состояние его здоровья резко ухудшилось: болезни сердца, печени, сильные головные боли. Могучий организм творца «Человеческой комедии» был сломлен непосильным трудом. Бальзак собственно сгорел в труде, дожив почти до 50-ти лет. Это произошло 18 августа 1850 г. Однако выводом его творческой деятельности и мастерства стала «Человеческая комедия», которая принесла ему настоящее признание и бессмертие в веках.

В надгробной речи В. Гюго сказал: «Этот могучий и неутомимый труженик, этот философ, этот мыслитель, этот гений прожил среди нас жизнь, полную грез, борьбы, сражений - жизнь, которой во все времена живут все великие люди».

2. Универсальность замысла, тематико - жанровый состав, основные принципы построения эпопеи «Человеческая комедия» О. де Бальзака

Круг литературных интересов О. де Бальзака было свидетельством того, что он чувствовал потребность в выработке собственного аргументированного взгляда на мир. Результатом таких поисков стало формирования философского фундамента будущей грандиоВНОй эпопеи Бальзака: концепция мира и человека, реализованная в «Человеческой комедии» еще до того, как он подошел к ее созданию.

«Поздравьте меня. Ведь только испортилось, что я - гений», - так, по воспоминаниям сестры Бальзака Сюрвиль, сам писатель возвестил о появлении нового замысла, аналогов которому не было в мировой литературе. В 1833 г. он открыто заявил о желании объединить свои романы в одну эпопею. СвоеобраВНОй чертой, которая символизировала начало создания новой книга, стал роман «Отец Горио», который автор окончил в 1835 г. Начиная с этого произведения, Бальзак стал систематически брать имена и характеры героев из своих предыдущих произведений.

Власть золота стала одной из сквозных тем мировой литературы. Почти все выдающиеся писатели XIX-XX вв. обращались к ней. Не стал исключением и выдающийся французский прозаик Оноре де Бальзак, автор цикла романов под общим названием «Человеческая комедия», который он писал более 20 лет. В этих произведениях писатель стремился воплотить художественное обобщение жизни французского общества периода 1816-1848 гг.

Связь прозы художника с реальной жизнью Франции эпохи Реставрации сложный и многочисленный. Он умело переплітав упоминания о исторические детали и реальные события с фамилиями героев «Человеческой комедии» и описанными в ней событиями. Но Бальзак не имел целью воссоздать точную копию действительности. Он не скрывал, что на том, какой предстала в «Человеческой комедии» Франция, лежал отпечаток его представлений о смысле и содержании человеческой жизни и истории цивилизации в целом. Но можно точно сказать, что он последовательно реализовал в своем творчестве гуманистический взгляд на историю цивилизации. История морали, которую написал Бальзак, - это история, увиденная через людей со всеми их мечтами, страстями, горем и радостями.

Писатель решил в своих произведениях показать как можно более широкую панораму жизни Франции своей эпохи, но впоследствии убедился, что это невозможно осуществить в рамках одного романа. Так начал складываться цикл, который в 1842 г. получил название «Человеческая комедия».

«Божественная комедия» Данте

«Человеческая комедия» Бальзака

По форме это произведение - своеобраВНОе путешествие в потусторонний мир, осуществлена поэтом в художественном воображении, видении

По форме - изображение жизни Франции во всех его проявлениях

Цель произведения - указать средневековой человеку и всему человечеству путь к спасению

Цель комедии - стремление объяснить закономерности человеческой действительности

Назван комедией, потому что начинался печально, но имел счастливый конец

Назван комедией, потому что показал концепцию человеческого мира с самых разных сторон

Жанр - поэма

Проблематично определить жанр. Чаще всего встречается два определения: цикл романов и эпопея

Разделена на три части («Ад», «Чистилище», «Рай») - это три мира, где время жил Данте: реальная жизнь, чистилище внутренней борьбы и рай веры

Разделена на три части, каждая из которых включала определенные произведения

Поскольку план бальзаківської эпопеи вызревал постепенно, то и принципы классификации произведений, которые вошли в нее, многократно менялись. Изначально художник планировал назвать главную работу своей жизни «Социальные этюды», но впоследствии «Божественная комедия» Дайте навела его на другую мысль относительно названия произведения. ГрандиоВНОе произведение требовал величественной названия. Она пришла к писателю не сразу, а гораздо позже (по аналогии с «Божественной комедии» Данте). Трагедия XVIII в. сменилась комедией середины XIX в. Сам писатель так объяснял выбранную название: «Огромный размах плана, одновременно охватывает историю и критику общества, анализ его недостатков и обсуждение его основ позволяет, я думаю, дать ему тот заголовок, под которым он появится, - «Человеческая комедия». Или претенциозный он, только правильный? Это решат сами читатели, когда работа будет закончена».

Первым шагом на пути к «Человеческой комедии» стало обращение Бальзака к жанру «физиологического очерка», который не имел ничего общего с физиологией в медицинском понимании этого слова. То было своеобраВНОе исследование определенных социальных явлений. «Физиологический очерк» - художественная публицистика, затрагивающая современные темы и разрабатывала богатый материал социально-бытовых и психологических наблюдений.

Первые наброски грандиоВНОго труда появились с 1833 года («Шагреневая кожа»), работа над последними страницами закончилась незадолго до смерти автора («изнанка современной истории», 1848). В 1845 г. писатель составил список всех произведений «Человеческой комедии», который насчитывал 144 названия. Но реализовать свой замысел в полном объеме он не успел.

В письме к госпоже Карро он писал: «Мое произведение должно вобрать в себя все типы людей, все общественные состояния, он должен воплотить все социальные сдвиги так, чтобы ни одна жизненная ситуация, ни одно лицо, ни один характер, мужской или женский, ни один образ жизни, ни одна профессия, ни чьи-либо взгляды, ни одна французская провинция, ни хотя бы что-нибудь из детства, старости, зрелого возраста, с политики, права или военных дел не оказались забытыми».

Явлениям обыденным - и тайным, и явным, - а также событиям личной жизни, их причинам и першоосновам Бальзак предоставил не меньшего веса, чем историки придавали событиям общественной жизни народов. «Это нелегкий труд - описать 2 - 3 тысячи людей, которые чем-то выделяются на фоне своей эпохи, ибо примерно столько наберется в конечном итоге типов, которые представляют каждое поколение, и «Л. к.» вместит в себе их всех. Такое количество лиц, характеров, такое множество судеб нуждалась в определенных рамок и - да простят меня за это высказывание - галерей».

Общество, которое стало плодом творческой энергии писателя, обладало всеми признаками реальности. Из одного произведения в другое переходили «общие персонажи», которые, наряду с всеобщностью творческого метода и авторской концепции, укрепляли замысел писателя, придавая ему масштабности архитектурного сооружения. Постепенно у Бальзака появились свои врачи (Б"яншон, Деплен), сыщик (Корантен, Перад), адвокаты (Дервіль, Дерош), финансисты (Нусінген, братья Келлеры, дю Тийе), ростовщики (Гобсек, Пальме, Бидо), знать (Лістомери, Кергаруети, Монфріньєзи, Гранльє, Ронкеролі, Рогани) и т.д.

Постичь грандиоВНОсть общего замысла Бальзака позволила «Предисловие к «Человеческой комедии». «Первоначальная идея «Человеческой комедии» предстала передо мной как мечта, как один из тех туманных замыслов, их растишь, но отчетливо представить себе не можешь...».

Основные положения «Предисловия...»

Идея этого произведения родилась в результате сравнения человечества с животным миром.

Стремление найти в обществе единый механизм, поскольку оно, по его мнению, похоже на Природу.

Писатель выделял три формы бытия человека: «мужчины, женщины и вещи».

Главная идея замысла - дать огромную панораму общества на основе закона эгоизма.

Бальзак не исповедовал руссоїстських идей о «природную доброту человека».

«Человеческая комедия» разделена на три части, каждую из которых Бальзак назвал этюдами (вивченнями): «Этюды о нравах», «Философские этюды», «Аналитические этюды». Центральное место в ней заняли «Этюды об обычаях», которые писатель разделил на разные сцены жизни. Эта схема носила условный характер, некоторые произведения переходили из одного раздела в другой. Согласно схеме автор расположил свои романы таким образом (важнейшие произведения):

1. «Этюды о нравах».

А) Сцены частной жизни. «Дом кошки, играющей в мяч», «Бал в Со», «Супружеская согласие», «Побочная семья», «Гобсек», «Силуэт женщины», «30-летняя женщина», «Полковник Шабер», «Покинутая женщина», «Отец Горио», «Брачный контракт», «Обедня безбожника», «Дочь Евы», «Беатриса», «Первые шаги в науку».

Б) Сцены провинциальной жизни. «Евгения Гранде», «Прославленный Годиссар», «Провинциальная муза», «Старая дева», «Пьєретта», «Жизнь холостяка», «Утраченные иллюзии».

В) Сцены парижской жизни. «История тринадцати», «Блеск и нищета куртизанок», «Фачино Кане», «Деловой человек», «Принц богемы», «Кузина Бетта».

Г) Сцены политической жизни. «Изнанка современной истории», «Темное дело», «Эпизоды эпохи террора».

Д) Сцены военной жизни. «Шуани», «Страсть в пустыне».

Е) Сцены сельской жизни. «Сельский врач», «Сельский священник», «Крестьяне».

2. «Философские этюды».

«Шагреневая кожа», «Прощенный Мельмот», «Неведомый шедевр», «Проклятое дитя», «Поиски Абсолюта», «Прощай», «Палач», «Эликсир долголетия».

3. «Аналитические этюды».

«Философия брака», «Мелкие невзгоды супружеской жизни».

«Этюды о нравах» составляли общую историю общества, где собрано все события и деяния. Каждый из шести разделов соответствовал одной из главных мыслей. Каждый имел свой смысл, свое значение и охватил определенный период человеческой жизни:

«Сцены частной жизни изображают детство, юность и свойственные этому возрасту ошибки.

Сцены провинциальной жизни подают страсти в их зрелом возрасте, описывая расчеты, интересы и амбиции.

Сцены парижской жизни рисуют картину вкусов, пороков и неуемных проявлений жизни, связанные с обычаями, которые процветают в столице, где одновременно можно встретить и неповторимое добро, и неповторимое зло.

Сцены политической жизни отражают интересы многих или всех - то есть речь идет о жизни, что течет будто не в общем русле.

Сцены военной жизни показывают грандиозную картину Общества в состоянии наивысшего напряжения, когда оно выходит за пределы своего существования - когда защищается от вражеского нашествия или отправляется в завоевательные походы.

Сцены деревенской жизни - это как вечер долгого дня. В этом разделе читатель впервые встретит самые чистые характеры и будет показано, как нужно воплощать в жизнь высокие принципы порядка, политики и морали».

Трудно назвать все темы произведений Оноре де Бальзака. К вниманию автор взял, казалось бы, антихудожні темы: обогащение и банкротство торговца, история имения сменил владельца, спекуляция земельными наделами, финансовые аферы, борьба вокруг завещания. В романах именно эти главные события и определили отношения родителей - детей, женщин - мужчин, любовников - любовниц.

Главная тема, объединившая произведения Бальзака в одно целое, - стремление объяснить закономерности действительности. Автора интересовали не только конкретные темы и проблемы, но и взаимосвязь этих проблем; не только отдельные страсти, но и формирование человека под влиянием среды.

Эти методы позволили писателю сделать в книге определенные выводы о деградации человека в буржуаВНОм обществе. Однако он не абсолютизировал влияние среды, а подводил героя к самостоятельному выбору своего жизненного пути.

Объединило такое огромное количество произведений и действующих лиц следующее: Бальзак разработал важный мотив человеческих поступков - стремление к обогащению.

Внутренняя построение «Человеческой комедии» такова, что большие романы и повести чередовались в ней с новеллами-«перекрестками» - «Принц богемы», «Деловой человек», «Комедианты неведомо для себя». Это, скорее, невольно написаны этюды, основная ценность которых - встреча с хорошо известными писателю персонажами, которых на короткое время вновь объединила интрига.

«Человеческую комедию» писатель строил по принципу цикличности: большинство персонажей переходили из произведения в произведение, выступая главными действующими лицами в одних и эпизодическими - в других. Бальзак смело отказался от сюжета, где биография того или иного героя давалась полностью.

Таким образом, важный композиционный принцип «Человеческой комедии» - взаимодействие и взаимосвязь различных частей цикла (например, действия «Гобсека» и «Отец Горио» происходили почти одновременно, был у них и общий персонаж - Анастази де Ресто - дочь отца Горио и жена графа де Ресто).

Очень проблематично точно и однозначно определить жанр этого произведения. Чаще всего дано два определения: цикл романов и эпопея. Вряд ли их можно отнести к «Человеческой комедии». Формально - это цикл романов, точнее - произведений. Но у многих из них отсутствуют средства связи между собой - например, ни сюжеты, ни проблематика, ни общие герои не связали между собой романы «Шуани», «Крестьяне», «Блеск и нищета куртизанок» и повесть «Шагреневая кожа». И таких примеров немало. Определение «эпопея» тоже лишь частично касается «Человеческой комедии». Для эпопеи, в современном ее виде, характерно наличие стержневых героев и общего сюжета, чего не было у Бальзака.

Наиболее сложный вариант циклического единства - это объединение в рамках одного замысла произведений разных жанров (романов, рассказов, новелл, очерков, повестей). В этом случае огромный жизненный материал, огромное количество персонажей, масштабность обобщений писателя также позволили говорить о эпопею. Как правило, в таком контексте в первую очередь вспоминают о «Человеческую комедию» Бальзака и о «Ругон-Маккари» Е. Золя, созданных под влиянием бальзаковского шедевра.

3. Идейно-художественный анализ произведений «Эжени Гранде», «Шагреневая кожа»

В 1831 г. Бальзак опубликовал роман «Шагреневая кожа», который «должен был сформулировать современность, наша жизнь, наш эгоизм». Главная тема произведения - тема талантливого, но бедного молодого человека, которая потеряла мечты юности в столкновении с эгоистичным и бездуховным буржуазным обществом. Уже в этой книге была очерчена главная черта творчества писателя - фантастические образы не противоречили реалистичному отображению действительности, а, наоборот, придавали особой интриги и философских обобщений рассказы.

Философские формулы раскрыты в романе на примере судьбы главного героя Рафаэля де Валантена, поставленного перед дилеммой века: «желать» и «мочь». Заражен болезнью времени, Рафаэль, который изначально выбрал путь ученого, откажись от него ради блеска и наслаждений светской жизни. Пережив полный крах в своих честолюбивых намерениях, отторгнут женщиной, которой так увлекался, оставшись без минимальных средств к существованию, герой уже был готов покончить жизнь самоубийством. Именно в это время судьба свела его с удивительным стариком, антикваром, который вручил ему всесильный талисман - шагреневую кожу, для владельца которой желание и возможности становились реальностью. Однако расплатой за все желания жизнь Рафаэля, которое очень быстро стало всплывать вместе с уменьшением размера шагреневой кожи. Выход из данной ситуации для героя был только один - утолить все желания.

Так в романе раскрыты две системы бытия: жизнь, полная наслаждений и страстей, которое привело к уничтожению человека, и жизнь аскетическую, единственным удовольствием которого были знания и потенциальная мощь. Бальзак изобразил как сильные, так и слабые стороны обеих этих систем на примере образа Рафаэля, который сначала почти не погубил себя в русле страстей, а затем медленно умирал в «растительном» существовании без желаний и эмоций.

«Рафаэль мог все, но не совершил ничего». Причина тому - эгоизм героя. Желая иметь миллионы и получив их, Рафаэль, ранее переполнен желаний и грез, сразу же переродился: «глубоко эгоистическая мысль вошла в самую его суть и поглотила для него вселенная».

Все события в романе строго мотивированы естественным стечением обстоятельств: Рафаэль, получив шагреневую кожу, сразу пожелал развлечений и оргий, и в тот же миг наткнулся на своего давнего приятеля, который пригласил его на «роскошную вечеринку в дом Тайфера; там герой случайно встретился с нотариусом, который уже две недели разыскал наследника умершего миллионера, им и оказался Рафаэль, и т.д. Итак, фантастический образ шагреневой кожи выступил «средством сугубо реалистического отражения переживаний, настроений и событий» (Гете).

В 1833 г. увидел свет роман «Эжени Гранде». Предметом изображения в новом произведении выступила буржуазная обыденность с ее привычным ходом событий. Место действия - типичное для французской провинции городок Сомюр, которое раскрыто на фоне соперничества двух родовитых семейств города - Крюшон и Грассенів, что спорили за руку героини романа Эжени, наследницы многомиллионного имущества «батюшки Гранде».

Главный герой романа - отец Эжени. Феликс Гранде - образ провинциального богача, личность исключительная. Жажда денег заполонила его душу, уничтожил в нем все человеческие чувства. Известие о самоубийстве брата оставила его совершенно равнодушным. В судьбе осиротевшего племянника он не принимал никакой семейной участия, быстро отправив его в Индию. Жену и дочь скряга оставил без самого необходимого, економивши даже на визитах врача. Своей привычной безразличия к умирающей жены Гранде изменил лишь после того, как узнал, что ее смерть грозила распределением имущества, поскольку именно Эжени была законной наследницей матери. Единственная, к кому он по-своему был не безразличен, - дочь. И то только потому, что видел в ней будущую берегиню накопленных богатств. «Береги злато, береги! Ты дашь мне ответ на том свете,» - таковы последние слова отца, обращенные к ребенку.

Страсть к накоплению не только дегуманізувала Феликса Гранде, в ней причины преждевременной смерти жены и потерянного жизни Эжени, которому отец отказал в естественном праве любить и быть любимой. Страстью объяснялась и печальная эволюция Шарля Гранде, который пришел в дом дяди неиспорченным юношей, а вернулся из Индии жестоким и жадным, потеряв лучшие черты своего «я».

Выстраивая биографию Гранде, Бальзак в широкой экспозиции аналитически разоблачил «корни» деградации героя, тем самым проведя параллель с буржуазным обществом, которое утверждала с помощью золота свое величие. Этот образ нередко сравнивали с образом Гобсека. Но жажда наживы у Гобсека и Гранде носила различный характер: если у Гобсека культ золота вкладывался в философское осмысление величия богатства, то Гранде просто любил деньги ради денег. Реалистичный образ Феликса Гранде не наделен и романтическими чертами, которые одиночно пробивались в Гобсекові. Если сложность натуры Гобсека в чем-то импонировала Бальзаку, то батюшка Гранде в своей примитивности никаких симпатий у писателя не пробудил.

Сомюрському миллионеру противопоставлена его дочь. Именно Эжени с ее равнодушием к золоту, высокой духовностью и стремлением к счастью решила вступить в конфликт с отцом. Истоки драматической коллизии - в любви героини к ее юного кузена Шарля. В борьбе за Шарля - любимого и влюбленного - она проявила редкую настойчивость и дерзость. Но Гранде пошел хитрым путем, отправив племянника за золотом в далекую Индию. Если счастье Эжени так и не пришло, то причиной тому стал сам Шарль, предав юношеской любви ради денег и социального положения. Потеряв с любовью смысл жизни, внутренне опустошенная Эжени в конце романа продолжала существовать, будто выполняя завет отца: «Не смотря на 800 тыс. ливров дохода, она живет так же, как жила раньше бедная Эжени Гранде, топит печь в своей комнате только в те дни, когда позволял ей отец... Всегда одета, как одевалась ее мать. Сомюрський дом, без солнца, без тепла, постоянно наполнен меланхолии - отражение ее жизни».

Вот такой грустной предстала история Эжени - женщины, созданной природой для счастья быть женой и матерью. Но через свою духовность и непохожесть на других, за деспота-отца она «...не получила ни мужа, ни детей, ни семьи».

Творческий метод писателя

Введены бальзаковские герои: яркие, талантливые, неординарные личности;

Склонность к контрастам и преувеличений;

Бальзак над персонажем работал в три этапа:

Набросал образ человека, отталкиваясь от кого-то из своих знакомых или из литературы,

Собирал весь материал в единое целое;

Персонаж стал воплощением какой-то определенной страсти, идеи, которая и придавала ему определенной формы;

Все, что происходило в его произведениях - это результат многочисленных причин и последствий;

Значительное место в произведениях отводилось описаниям.

Вопросы для самоконтроля

1. Почему Оноре де Бальзака называют «отцом современного реализма и натурализма»?

2. Раскройте основной замысел писателем «Человеческой комедии».

3. Что объединяет такую массу произведений Бальзака в одно целое?

4. Какие основные принципы построения эпопеи «Человеческая комедия» ?

Сложно найти человека настолько разностороннего, каковым был этот писатель. Он сочетал в себе талант, неудержимый темперамент и любовь к жизни. В его жизни великие идеи и свершения сочетались с мелким честолюбием. Великолепные знания узкоспециальных областей позволяли ему смело и обоснованно рассуждать о многих проблемах психологии, медицины и антропологии.

Жизнь любого человека является сложением множества закономерностей. Не будет исключением и жизнь Оноре де Бальзака.

Краткая биография Оноре де Бальзака

Отцом писателя был Бернар Франсуа Бальсса, рожденный в бедной семье крестьян. Он появился на свет 22 июня 1746 в деревне Нугейре в департаменте Тарн. В его семье было 11 детей, из которых он являлся самым старшим. Семья Бернара Бальсса прочила ему духовную карьеру. Однако юноша, обладающий незаурядным умом, жизнелюбием и активностью, не желал расставаться с соблазнами бытия, и ношение сутаны совсем не входило в его планы. Жизненное кредо этого человека – здоровье. Бернар Бальсса не сомневался, что будет жить до ста лет, он наслаждался деревенским воздухом и до самой старости увеселял себя любовными интригами. Этому человеку была присуща эксцентричность. Он разбогател благодаря Великой французской революции, продавая и скупая конфискованные земли дворян. Позднее он стал помощником мэра французского города Тур. Бернар Бальсса изменил свою фамилию, думая, что она плебейская. В 1830-х годах его сын Оноре также поменяет свою фамилию путем добавления к ней дворянской частички «де» этот поступок он будет оправдывать версией своего дворянского происхождения из рода Бальзак д`Антрег.

В пятьдесят лет отец Бальзака женился на девушке из семьи Саламбье, получив вместе с ней и приличное приданое. Она была моложе своего жениха на целых 32 года и имела склонность к романтике и истеричности. Даже после женитьбы отец писателя вел весьма свободный образ жизни. Мать Оноре была чувствительной и неглупой женщиной. Несмотря на свою склонность к мистицизму и обиду на весь белый свет, она, как и муж, не гнушалась романов на стороне. Больше она любила своих внебрачных детей, нежели своего первенца Оноре. Она постоянно требовала послушания, жаловалась на несуществующие болезни и брюзжала. Это отравляло детство Оноре и отразилось на его поведении, привязанностях и творчестве. Но большим ударом для него была также казнь дяди, брата его отца, за то что тот убил беременную крестьянку. Именно после этого потрясения писатель и изменил свою фамилию в надежде уйти от такого родства. Но его принадлежность к роду дворян до сих пор не является доказанной.

Детские годы писателя. Образование

Детские годы писателя проходили вне родительского дома. До трехлетнего возраста его опекала кормилица, а после он жил в пансионе. После он попал в Вандомский колледж отцов-ораторианцев (он пробыл там в период с 1807 по 1813 годы). Время, которое он провел в стенах колледжа, в памяти писателя окрашены горечью. Сильная душевная травма писателя возникла у Оноре благодаря тотальному отсутствию какой-либо свободы, муштре и телесным видам наказания.

Единственная отрада в это время для Оноре – это книги. Библиотекарь Высшей политехнической школы, который учил его математике, разрешал ему пользоваться ими неограниченно. Для Бальзака чтение вытеснило реальную жизнь. Из-за погруженности в мечты он часто не слышал, что происходит на занятиях, за что его наказывали.

Однажды Оноре был подвергнут такому наказанию как «деревянные штаны». На него надели колодки, из-за чего он приобрел нервное расстройство. После этого родители вернули сына домой. Он стал бродить как сомнамбула, медленно отвечал на какие-то вопросы, для него сложно было вернуться в реальную жизнь.

До сих пор не ясно лечили ли Бальзака в это время, но Жан-Батист Наккар наблюдал всю его семью, и в том числе Оноре. Позже он стал не просто другом семьи, но и особенно другом писателя.

С 1816 по 1819 года Оноре проходил обучение в Парижской Школе права. Отец прочил ему будущее адвоката, но юноша учился без энтузиазма. Окончив учебное заведение без явных успехов, Бальзак начал работать клерком в конторе у одного парижского стряпчего, но это не увлекало его.

Дальнейшая жизнь Бальзака

Оноре принял решение стать писателем. Он попросил у родителей материальной помощи для своей мечты. Семейный совет принял решение помогать сыну на протяжении 2х лет. мать Оноре первоначально противилась этому, но вскоре первой поняла безнадежность попыток противоречить сыну. В итоге Оноре начал свою работу. Он написал драму «Кромвель». Прочтенное на семейном совете произведение было провозглашено никудышным. Оноре было отказано в дальнейшей материальной поддержке.

После этой неудачи у Бальзака начался сложный период. Им выполнялась «поденная работа», он писал за других романы. Неизвестно до сих пор, сколько таких произведений и под чьим именем он создал.

Писательская карьера Бальзака начинается с 1820 года. Тогда он под псевдонимом выпускает остросюжетные романы и занимается сочинительством «кодексов» светского поведения. Один из его псевдонимов – Орас де Сент-Обен.

Анонимность писателя была окончена в 1829 году. Именно тогда он опубликовал роман «Шуаны, или Бретань в 1799 году». Произведения стали публиковаться под собственным именем.

Бальзак имел свой достаточно жесткий и весьма своеобразный распорядок дня. Писатель ложился спать не позже 6-7 часов вечера и вставал для работы в час ночи. Работа длилась до 8 утра. После этого Оноре снова ложился спать на полтора часа, затем следовал завтрак и кофе. После за письменным столом он находился до четырех часов дня. Потом писатель принимал ванну и опять садился работать.

Отличием писателя от своего отца было то, что он не думал жить долго. Оноре с большим легкомыслием относился к состоянию собственного здоровья. У него имелись проблемы с зубами, но к врачам он не ходил.

Критическим для Бальзака стал 1832 год. Он уже был знаменитым. Были созданы романы, которые принесли ему популярность. Издатели отличаются щедростью и оплачивают авансы за еще не законченные произведения. Тем неожиданней было возникшее у писателя заболевание, истоки которого возможно идут из детства. У Оноре появляются словесные нарушения, стали возникать слуховые и даже зрительные галлюцинации. У писателя определяется симптом парафазии (неверное произнесение звуков либо замена слов на близкие по звучание и значению).

Париж стал полниться слухами о странностях в поведении писателя, о бессвязности его речи и непонятной задумчивости. В попытке пресечь это Бальзак отправляется в Саше, где живет у давних знакомых.

Несмотря на болезнь у Бальзака было сохранен интеллект, мысль и сознание. Его заболевание не затронуло саму личность.

Вскоре писателя стал чувствовать себя лучше, к нему вернулась уверенность. Бальзак возвратился в Париж. Писатель снова стал пить огромное количество кофе, используя его как допинг. Четыре года у Бальзака наблюдалось физическое и душевное здоровье.

Во время прогулки 26 июня 1836 года писатель почувствовал головокружение, неустойчивость и шаткость в походке, кровь прилила к голове. Бальзак упал, потеряв сознание. Обморок не был долгим, уже на следующий день писатель ощущал лишь некоторую слабость. После этого происшествия Бальзак часто жаловаться на боли в голове.

Этот обморок был подтверждением гипертонической болезни. Весь следующий год Бальза работал с опущенными в миску с горчичной водой ногами. Доктор Наккар давал писателю рекомендации, которые тот не выполнял.

Окончив очередное произведение писатель вернулся в общество. Он пытался вернуть утраченные знакомства и связи. Биографы говорят о том, что он производил странное впечатление, будучи одетым не по моде и мерке с немытыми волосами. Но как только он присоединялся к беседе, как окружающие обращали к нему се свои взоры, переставая замечать странности внешнего вида. Никто не был равнодушным к его знаниям, интеллекту и талантливости.

Следующие годы писатель жаловался на одышку и беспокойство. У Бальзака в легких прослушивались хрипы. В 40-х годах писатель болел желтухой. После этого у него стали наблюдаться подергивания век и желудочные колики. В 1846 году произошел рецидив этой болезни. У Бальзака произошло нарушение памяти, появились осложнения в общении. Стало частым забывание существительных и наименований предметов. С конца 40-х годов Бальзак страдал от болезней внутренних органов. Писатель перенес молдавскую лихорадку. Он болел примерно 2 месяца, а поправившись, вернулся в Париж.

В 1849 стала возрастать сердечная слабость, появилась одышка. Он стал болеть бронхитом. Из-за гипертонической болезни началась отслойка сетчатки. Произошло кратковременное улучшение, которое снова сменилось ухудшением состояния. Стала развиваться гипертрофия сердца и отеки, в брюшной полости появилась жидкость. Вскоре ко всему присоединилась гангрена и периодический бред. Его навещали друзья, в том числе и Виктор Гюго, оставивший весьма трагические записки.

Писатель умирал в муках на руках своей матери. Смерть Бальзака произошла в ночь с 18 на 19 августа 1850.

Личная жизнь писателя

Бальзак был весьма робким и неуклюжим от природы. И он испытывал робость и тогда, когда к нему приближалась миленькая барышня. По соседству с ним проживала семья де Берни, занимавшая более высокой положение. Писатель испытывал страсть к Лоре де Берни. Ей было 42 года и она имела 9 детей, в то время как Бальзак только перешел рубеж 20 лет. дама не сразу сдалась Оноре, но была одной из его первых женщин. Она открыла ему тайны сердца женщины и все прелести любви.

Другой его Лорой была герцогиня д`Абрантес. Она появилась в судьбе писателя через год после мадам де Берни. Это была недосягаемая для Бальзака аристократка, но и она пала пред ним через 8 месяцев.

Мало дам было способно устоять перед Оноре. Но и такая высокоморальная женщина нашлась. Ее имя было Зюльма Карро. Это была версальская подруга его сестры Лоры де Сюрвиль. Оноре испытывал к ней страсть, а вот она к нему лишь материнскую нежность. Женщина твердо сказала, что они могут быть лишь друзьями.

В 1831 году он получил анонимное письмо, которое оказалось от маркизы де Кастри 35 лет. писатель был очарован ее титулом. Она отказалась стать любовницей писателя, но была очаровательной кокеткой.

28 февраля 1832 года он получит письмо таинственно подписанное «Чужестранка». Оно оказалось отправленным Эвелиной Ганской, урожденной Ржевусской. Она была молода, красива, богата и замужем за стариком. В своей любви Оноре признался ей в 3ем письме. Первая их встреча была в октябре 1833. После этого они расстались на 7 лет. после смерит мужа Эвелины Бальзак задумался жениться на ней.

Но их женитьба состоялась лишь в 1850 году, когда писатель уже был смертельно боле. Приглашенных не было. После новобрачные прибыли в Париж, а 19 августа Оноре не стало. Смерть писателя сопровождалась непристойностью его супруги. Есть версия, что в его последние часы она была в объятиях Жана Жигу, художника. Но не все биографы доверяют этому. Позже Эвелина стала женой этого художника.

Творчество Оноре де Бальзака и самые известные произведения (список)

Первым самостоятельным романом был «Шуаны», выпущенный в 1829 году. Известность ему также принес вышедшая следом «Физиология брака». Далее были созданы:

· 1830 – «Гобсек»;

· 1833 – «Евгения Гранде»;

· 1834 – «Годис-сар»;

· 1835 – «Прощенный Мельмот»;

· 1836 – «Обедня безбожника»;

· 1837 – «Музей древностей»;

· 1839 – «Пьер Грассу» и многие другие.

Сюда же относятся «Озорные рассказы». Настоящую известность писателю принесла «Шагреневая кожа».

В течение всей жизни Бальзак писал свой главный труд, «картину нравов» , именуемый «Человеческая комедия». Ее состав:

· «Этюды о нравах» (посвящены социальным явлениям);

· «Философские этюды» (игра чувств, их движение и жизнь);

· «Аналитические этюды» (о нравах).

Новаторство писателя

Бальзак отошел от романа личности исторического романа. Его желание в том, чтобы обозначить «индивидуализированный тип». Центральной фигурой его произведений является буржуазное общество, а не личность. Он обрисовывает жизнь сословий, общественные явления, социум. Линия произведений в победе буржуазии над аристократией и ослаблении нравственности.

Цитаты Оноре де Бальзака

· «Шагреневая кожа»: «Он понял, какое тайное и непростительное преступление совершил по отношению к ним: он ускользал от власти посредственности».

· «Евгения Гранде»: «Истиннаялюбовьодарена предвидением и знает, что любовь вызывает любовь».

· «Шуаны»: «Чтобы прощать обиды, нужно их помнить».

· «Лилия долины»: «Людискорее прощают полученный втайне удар, чем обиду, нанесённую публично».

Жизнь Бальзака не была заурядной, как и его ум. Произведения этого писателя завоевали весь мир. А его биография так же интересна, как и его романы.

Отцом будущего писателя был крестьянин из Лангедока, которые сумел сделать карьеру во время Французской буржуазной революции и разбогатеть. Мать была намного моложе отца (даже пережила сына) и тоже происходила из обеспеченной семьи парижского торговца сукном.

Фамилия Бальзак была взята отцом будущего писателя уже после революции, настоящим семейным именем была фамилия Бальса.

Образование

Отец писателя, ставший помощником мэра города Тура, мечтал сделать сына адвокатом. Он отдал его сначала в Вандомский колледж, а потом в Парижскую школу права.

В Вандомском колледже Оноре не понравилось сразу. Он плохо учился и никак не мог наладить контакт с педагогами. Контакты с семьей во время учебы были запрещены, а условия жизни отличались излишней суровостью. В 14 лет Оноре тяжело заболел и был отправлен домой. В колледж он больше не вернулся, закончив его заочно.

Еще до своей болезни Оноре увлекся литературой. Он запоем читал сочинения Руссо , Монтескье, Гольбаха. Даже после поступления в Парижскую школу права Оноре не оставил мечты стать писателем.

Раннее творчество

С 1823 года Бальзак начал писать. Первые его романы написаны в духе романтизма. Сам автор считал их неудачными и пытался о них не вспоминать.

С 1825 по 1828 год Бальзак пробовал заняться издательской деятельностью, но потерпел неудачу.

Успех

Согласно краткой биографии Оноре де Бальзака, писатель был настоящим трудоголиком. Он работал по 15 часов в сутки и публиковал по 5-6 романов за год. Постепенно к нему начала приходить слава.

Бальзак писал о том, что его окружало: о жизни Парижа и французской провинции, о жизни бедняков и аристократов. Его романы были скорее философскими новеллами, раскрывающими всю глубину, существующих тогда во Франции, социальных противоречий и тяжесть социальных проблем. Постепенно Бальзак объединил все написанные им романы в один большой цикл, названный им «Человеческой комедией». Цикл разделен на три части: «Этюды о нравах» (в эту часть, например, вошел роман «Блеск и нищета куртизанок»), «Философские этюды» (сюда вошел роман «Шагреневая кожа»), «Аналитические этюды» (в эту часть автор включил отчасти автобиографические произведения, такое, например, как «Луи Ламбер»).

В 1845 году Бальзака наградили Орденом почетного легиона.

Личная жизнь

Личная жизнь писателя не складывалась до тех пор, пока он не вступил в переписку (на первых порах анонимную) с польской аристократкой графиней Эвелиной Ганской. Она была замужем за очень богатым помещиком, имевшим большие земельные угодья в Украине.

Между Бальзаком и графиней Ганской вспыхнуло чувство, но даже после смерти мужа она не решалась стать законной женой писателя, так как боялась потерять наследство мужа, которое хотела передать единственной дочери.

Смерть писателя

Только в 1850 году Бальзак, который, кстати, подолгу гостил у своей возлюбленной, посещая вместе с ней Киев, Винницу, Чернигов и другие города Украины, и Эвелина смогли официально обвенчаться. Но счастье их было недолгим, так как сразу по возвращении на родину писатель заболел и умер от гангрены, которая развилась на фоне патологического сосудистого артрита.

Похоронили писателя со всеми возможными почестями. Известно, что его гроб во время похорон поочередно несли все выдающиеся литераторы Франции того времени, включая Александра Дюма и Виктора Гюго .

Другие варианты биографии

  • Бальзак еще при жизни стал очень популярен в России, хотя власти настороженно относились к творчеству писателя. Несмотря на это, ему разрешили въезд в Россию. Писатель посещал Санкт-Петербург и Москву несколько раз: в 1837, 1843, 1848 -1850 годах. Его принимали очень тепло. На одной из таких встреч писателя с читателями присутствовал молодой Ф. Достоевский, который после беседы с писателем решил перевести на русский язык роман «Евгения Гранде». Это был первый литературный перевод и первая публикация, выполненные будущим классиком русской литературы.
  • Бальзак обожал кофе. Он выпивал около 50 чашек кофе в день.

Французская литература

Оноре де Бальзак

Биография

БАЛЬЗАК, ОНОРЕ (Balzac, Honor de) (1799−1850), французский писатель, воссоздавший целостную картину общественной жизни своего времени. Родился 20 мая 1799 в Туре; его родные, по происхождению крестьяне, были выходцами из южной Франции (Лангедок). Изначальную фамилию Бальса (Balssa) сменил отец, когда приехал в 1767 в Париж и начал там долгую чиновничью карьеру, которую с 1798 продолжил в Туре, занимая ряд административных должностей. Частицу «де» в 1830 добавил к имени сын Оноре, претендуя на благородное происхождение. Бальзак провел шесть лет (1806−1813) в качестве пансионера Вандомского колледжа, завершив образование в Туре и Париже, куда семья вернулась в 1814. Проработав три года (1816−1819) письмоводителем в судейской конторе, он убедил родителей разрешить ему попытать счастья в литературе. Между 1819 и 1824 Оноре издал (под псевдонимом) с полдюжины романов, написанных под влиянием Ж. Ж. Руссо, В. Скотта и «романов ужасов». В сотрудничестве с различными литературными поденщиками выпустил множество романов откровенно коммерческого толка.

В 1822 началась его связь с сорокапятилетней мадам де Берни (ум. 1836). Страстное поначалу чувство эмоционально обогатило его, позднее их отношения перешли в платоническую плоскость, и Лилия в долине (Le Lys dans la valle, 1835−1836) дала в высшей степени идеальную картину этой дружбы.

Попытка сколотить состояние на издательско-типографском деле (1826−1828) вовлекла Бальзака в крупные долги. Вновь обратившись к писательству, он опубликовал в 1829 роман Последний Шуан (Le dernier Shouan; переработан и издан в 1834 под назв. Шуаны - Les Chouans). Это была первая книга, которая вышла под его собственным именем, наряду с юмористическим пособием для мужей Физиология брака (La Physiologie du mariage, 1829) она привлекла внимание публики к новому автору. Тогда же начался главный труд его жизни: в 1830 появляются первые Сцены частной жизни (Scnes de la vie prive), c несомненным шедевром Дом кошки, играющей в мяч (La Maison du chat qui pelote), в 1831 выходят первые Философские повести и рассказы (Contes philosophiques). В течение еще нескольких лет Бальзак подрабатывал в качестве внештатного журналиста, однако основные силы с 1830 по 1848 были отданы обширному циклу романов и повестей, известному миру как Человеческая комедия (La Comdie humaine).

Договор об издании первой серии Этюдов о нравах (tudes de moeurs, 1833−1837) Бальзак заключил, когда многие тома (всего вышло 12) были еще не завершены или только начаты, поскольку имел обыкновение сначала продавать готовое произведение для публикации в периодике, затем выпускать его отдельной книгой и, наконец, включать в то или иное собрание. Этюды состояли из Сцен - частной, провинциальной, парижской, политической, военной и деревенской жизни. Сцены частной жизни, посвященные в основном молодости и присущим ей проблемам, не были привязаны к конкретным обстоятельствам и месту; зато сцены провинциальной, парижской и деревенской жизни разыгрывались в точно обозначенной среде, что является одной из самых характерных и оригинальных особенностей Человеческой комедии.

Помимо стремления отобразить социальную историю Франции, Бальзак намеревался поставить диагноз обществу и предложить лекарства для лечения его болезней. Эта цель явственно ощущается во всем цикле, но центральное место занимает в Философских этюдах (tudes philosophiques), первое собрание которых вышло между 1835 и 1837. Этюды о нравах должны были представить «следствия», а Философские этюды - выявить «причины». Философия Бальзака представляет собой любопытное сочетание научного материализма, теософии Э. Сведенборга и других мистиков, физиогномики И. К. Лафатера, френологии Ф. Й. Галля, магнетизма Ф. А. Месмера и оккультизма. Все это сопрягалось, порой весьма неубедительным образом, с официальным католицизмом и политическим консерватизмом, в поддержку которых Бальзак открыто выступал. Два аспекта этой философии имеют особое значение для его творчества: во-первых, глубокая вера во «второе зрение», таинственное свойство, дающее своему обладателю возможность распознавать или угадывать факты или события, свидетелем которых он не был (Бальзак считал себя чрезвычайно одаренным в этом отношении); во-вторых, основанная на воззрениях Месмера концепция мысли как некоей «эфирной субстанции», или «флюида». Мысль состоит из воли и чувства, и человек проецирует ее в окружающий мир, придавая ей больший или меньший импульс. Отсюда возникает идея о разрушительной силе мысли: в ней заключена жизненная энергия, ускоренная трата которой приближает смерть. Это ярко иллюстрирует магическая символика Шагреневой кожи (La Peau de chagrin, 1831).

Третий главный раздел цикла должны были составить Аналитические этюды (tudes analytiques), посвященные «принципам», но Бальзак так и не прояснил свои намерения на сей счет; фактически он завершил лишь два тома из серии этих Этюдов: полусерьезную-полушутливую Физиологию брака и Мелкие невзгоды супружеской жизни (Petites misres de la vie conjugale, 1845−1846).

Основные контуры своего честолюбивого замысла Бальзак определил осенью 1834 и затем последовательно заполнял ячейки намеченной схемы. Позволив себе отвлечься, он написал в подражание Рабле ряд забавных, хотя и непристойных «средневековых» повестей под названием Озорные рассказы (Contes drolatiques, 1832−1837), не вошедших в состав Человеческой комедии. Название для постоянно разрастающегося цикла было найдено в 1840 или 1841, и новое издание, впервые снабженное этим заголовком, начало выходить в 1842. В нем был сохранен тот же принцип деления, что и в Этюдах 1833−1837, но Бальзак добавил к нему «предисловие», в котором разъяснил свои цели. В так называемое «окончательное издание» 1869−1876 вошли Озорные рассказы, Театр (Thtre) и ряд писем.

В критике нет единодушия относительно того, насколько верно удалось писателю изобразить французскую аристократию, хотя сам он гордился своим знанием света. Мало интересуясь ремесленниками и фабричными рабочими, он достиг наивысшей, по общему мнению, убедительности в описании различных представителей среднего класса: конторских служащих - Чиновники (Les Employs), судейских клерков и адвокатов - Дело об опеке (L"Interdiction, 1836), Полковник Шабе (Le Colonel Chabert, 1832); финансистов - Банкирский дом Нусингена (La Maison Nucingen, 1838); журналистов - Утраченные иллюзии (Illusions perdues, 1837−1843); мелких фабрикантов и торговцев - История величия и падения Цезаря Биротто (Histoire de la grandeur et decadence de Csar Birotteau, 1837). Среди Сцен частной жизни, посвященных чувствам и страстям, выделяются Покинутая женщина (La Femme abandonne), Тридцатилетняя женщина (La Femme de trente ans, 1831−1834), Дочь Евы (Une Fille d’ve, 1838). В Сценах провинциальной жизни не только воссоздается атмосфера маленьких городков, но также изображаются тягостные «бури в стакане воды», которые нарушают мирное течение привычной жизни - Турский священник (Le Cur de Tours, 1832), Евгения Гранде (Eugnie Grandet, 1833), Пьеретта (Pierrette, 1840). В романах Урсула Мируэ (Ursule Mirout) и Баламутка (La Rabouilleuse, 1841−1842) показаны жестокие семейные раздоры из-за наследства. Но еще мрачнее предстает человеческое сообщество в Сценах парижской жизни. Бальзак любил Париж и сделал многое для того, чтобы сохранить память о ныне забытых улицах и уголках французской столицы. Вместе с тем он считал этот город адской бездной и сравнивал идущую здесь «борьбу за жизнь» с войнами в прериях, как их изображал в своих романах один из его любимейших авторов Ф.Купер. Наибольший интерес из Сцен политической жизни представляет Темное дело (Une Tnbreuse Affaire, 1841), где на мгновение возникает фигура Наполеона. Сцены военной жизни (Scnes de la vie militaire) включают всего два произведения: роман Шуаны и рассказ Страсть в пустыне (Une Passion dans le dsert, 1830) - Бальзак намеревался значительно их дополнить. Сцены деревенской жизни (Scnes de la vie de campagne) в целом посвящены описанию темного и хищного крестьянства, хотя в таких романах, как Сельский врач (Le Mdecin de campagne, 1833) и Сельский священник (Le Cur de village, 1839), значительное место отводится изложению политических, экономических и религиозных взглядов. Бальзак был первым великим писателем, уделившим пристальное внимание материальному фону и «облику» своих персонажей; до него никто так не изображал стяжательство и безжалостный карьеризм в качестве главных жизненных стимулов. Сюжеты его романов часто основаны на финансовых интригах и спекуляциях. Он прославился также своими «сквозными персонажами»: лицо, игравшее ведущую роль в одном из романов, затем возникает в других, раскрываясь с новой стороны и в иных обстоятельствах. Примечательно также, что в развитие своей теории мысли он населяет свой художественный мир людьми, охваченными навязчивой идеей или какой-либо страстью. Среди них - ростовщик в Гобсеке (Gobseck, 1830), безумный художник в Неведомом шедевре (Le Chef-d"oeuvre inconnu, 1831, новая ред. 1837), скряга в Евгении Гранде, химик-маньяк в Поисках абсолюта (La Recherche de l’absolu, 1834), ослепленный любовью к дочерям старик в Отце Горио (Le Pre Goriot, 1834−1835), мстительная старая дева и неисправимый бабник в Кузине Бетте (La Cousine Bette, 1846), закоренелый преступник в Отце Горио и Блеске и нищете куртизанок (Splendeurs et misres des courtisanes, 1838−1847). Подобная тенденция наряду с склонностью к оккультизму и ужасам ставит под сомнение взгляд на Человеческую комедию как высшее достижение реализма в прозе. Однако совершенство повествовательной техники, мастерство описаний, вкус к драматической интриге, интерес к мельчайшим подробностям обыденной жизни, изощренный анализ душевных переживаний, в том числе любовных (роман Золотоглазая девушка - La Fille aux yeux d’or явился новаторским исследованием извращенного влечения), а также сильнейшая иллюзия воссозданной реальности дают ему право именоваться «отцом современного романа». Ближайшие преемники Бальзака во Франции Г. Флобер (при всей суровости его критических оценок), Э. Золя и натуралисты, М. Пруст, равно как и современные авторы романных циклов, несомненно, многому у него научились. Его влияние сказалось и позже, уже в двадцатом веке, когда классический роман стали считать устаревшей формой. Совокупность почти ста названий Человеческой комедии свидетельствует об удивительной многогранности этого плодовитого гения, который предвосхитил чуть ли не все из последующих открытий. Бальзак работал неутомимо, он славился тем, что использовал очередную корректуру для радикального пересмотра композиции и существенных изменений текста. При этом он отдавал дань увеселениям в раблезианском духе, охотно наносил визиты великосветским знакомым, выезжал за границу и был далеко не чужд любовных увлечений, среди которых выделяется его связь с польской графиней и женой украинского помещика Эвелиной Ганской. Благодаря этим отношениям, завязавшимся в 1832 или 1833, появились на свет бесценное собрание адресованных Ганской посланий Бальзака Письма к незнакомке (Lettres l’trangre, тт.1−2 опубл.1899−1906; тт.3−4 опубл.1933−1950) и Переписка (Correspondance, опубл.1951) с Зульма Карро, дружбу с которой писатель пронес через всю жизнь. Ганская обещала выйти за него замуж после смерти мужа. Это случилось в 1841, но затем возникли осложнения. Переутомление от колоссальной работы, нерешительность Ганской и первые признаки тяжелой болезни омрачили последние годы Бальзака, и когда в марте 1850 наконец состоялась свадьба, ему оставалось жить всего пять месяцев. Умер Бальзак в Париже 18 августа 1850.

Бальзак Оноре родился в крестьянской семье в 1799 году в южной Франции. Его отец сменил фамилию Бальзас на Бальзак в 1767, когда начинал свою работу чиновником в Париже, которую продолжил и после переезда в Тулу. Уже в 1830, к фамилии прибавилась приставка «де». С 1806 года Бальзак в течение 6 лет обучался в Вандомском колледже. Окончил обучение он уже в Париже и Туле.

С 1816 работал в судейской конторе письмоводителем, но спустя три года ему удалось переубедить родителей и попробовать свои силы в литературной деятельности. За 5 лет он, работая под псевдонимом, создает 6 романов, на которые его вдохновили произведения Ж-Ж Руссо и В. Скота. Кроме того, Бальзак выпускает большое количество коммерческих романов. В 1822 он встречает мадам де Берни, которая была старше писателя в два раза. Их страстные отношения вскоре перешли в платонические. В 1836 после её смерти, в память об их чувствах, Бальзак написал Лилию в долине.

С 1826 он попытался разбогатеть на издательско-типографическом деле, но его планы не осуществились и писатель оказался в огромных долгах.

Бальзак вновь попробовал писать, и в 1829 на свет появилась первая книга под его именем. Первые произведения заинтересовали читателей. С этого момента все книги с его фамилией на обложке получают успех, он заключает контракты с издательствами, иногда даже на ещё незавершенные произведения.

Бальзак стремится описать социальную историю своей страны, указать читателям на болезни общества и способы излечения.

Бальзак работает день и ночь, создавая всё новые и новые творения. Но работа не мешает его любовным увлечениям. Новой возлюбленной Бальзака стала замужняя женщина – польская графиня Эвелина Ганская. Именно ей были посвящены прекрасные Письма к незнакомке. Графиня уверяла, что сразу после смерти её мужа – украинского помещика, они будут вместе. В 1841 этот день настал.

Через некоторое время Бальзак серьезно заболел. Его усталость и нерешительность возлюбленной только ухудшали состояние писателя. Только в 1850 Ганскую и Бальзака объединили брачные узы. Писатель прожил пять месяцев браке с возлюбленной, а 18 августа этого же года Ганская во второй раз стала вдовой.

Произведения

Шагреневая кожа

Имя: Оноре де Бальзак (Honore de Balzac)

Возраст: 51 год

Деятельность: писатель

Семейное положение: был женат

Оноре де Бальзак: биография

Оноре Де Бальзак – французский писатель и один из лучших прозаиков. Биография основоположника реализма схожа с сюжетами собственных произведений – бурные приключения, загадочные обстоятельства, сложности и яркие достижения.

20 мая 1799 года во Франции (город Тур) в простой семье родился ребенок, который впоследствии стал отцом натуралистического романа. Отец Бернар Франсуа Бальсса имел юридическое образование, занимался бизнесом, перепродавая земли нищих и разорившихся дворян. Такое ведение дел приносило ему прибыль, поэтому Франсуа решил изменить родную фамилию, чтобы стать «ближе» к интеллигенции. В качестве «родственника» Бальсса выбрал писателя - Жана-Луи Гез де Бальзака.


Мать Оноре, Анне-Шарлотте-Лауре Саламбье, имела аристократические корни и была на 30 лет младше мужа, обожала жизнь, веселье, свободу и мужчин. Любовные связи не скрывала от супруга. У Анны появился внебрачный ребенок, к которому она стала проявлять больше заботы, чем к будущему писателю. Уход за Оноре лежал на кормилице, а после мальчика отправили жить в пансионат. Детство романиста сложно назвать добрым и светлым, пережитые проблемы и стрессы позже проявились в работах.

Родители пожелали, чтобы Бальзак получил профессию юриста, поэтому обучался их сын в Вандомском колледже с правовым уклоном. Учебное заведение славилось строгой дисциплиной, встречи с близкими допускались только на рождественские каникулы. Мальчик редко придерживался местных правил, за что приобрел репутацию разбойника и разгильдяя.


В 12 лет Оноре де Бальзак написал первое детское произведение, над которым посмеялись одноклассники. Маленький писатель читал книги французских классиков, сочинял стихи, пьесы. К сожалению, его детские рукописи сохранить не удалось, школьные преподаватели запрещали ребенку литературно развиваться, а однажды на глазах Оноре было сожжено одно из его первых сочинений «Трактат о воле».

Трудности, связанные с общением среди сверстников, с учителями, недостаток внимания послужили появлению у мальчика заболеваний. В возрасте 14 лет семья забрала тяжело больного подростка домой. Шансов на выздоровление не оставалось. В таком состоянии он провел несколько лет, но все же выбрался


В 1816 году родители Бальзака переехали в Париж, и там молодой романист продолжил обучение в Школе права. Совместно с изучением науки Оноре устроился на работу клерком в нотариальную контору, но удовольствия от этого не получал. Литература манила Бальзака словно магнит, тогда отец решил поддержать сына в писательском направлении.

Франсуа пообещал ему финансирование в течение двух лет. За этот период Оноре должен доказать способность зарабатывать на любимом деле. До 1823 года Бальзак создал около 20 томов произведений, но большинство из них ожидал провал. Его первая трагедия « » подверглась жесткой критике, а позже сам Бальзак называл молодое творчество ошибочным.

Литература

В первых работах Бальзак пытался следовать литературной моде, писал о любви, занимался издательской деятельностью, но неудачно (1825-1828 гг.). На последующие труды писателя повлияли книги , написанные в духе исторического романтизма.


Тогда (1820-1830 гг.) писатели использовали всего два основных жанра:

  1. Романтизм личности, направленный на героические достижения, например книга «Робинзон Крузо».
  2. Жизнь и проблемы героя романа, связанные с его одиночеством.

Перечитывая произведения успешных писателей, Бальзак решил отойти от романа личности, найти нечто новое. «В главной роли» его произведений стало выступать не героическая личность, а общество в целом. В этом случае современное буржуазное общество его родного государства.


Черновик повести "Темное дело" Оноре де Бальзака

В 1834 году Оноре создает произведение, направленное на показ «картины нравов» того времени и работает над ним на протяжении всей жизни. Книга впоследствии получила название «Человеческая комедия». Идеей Бальзака было создание художественной философской истории Франции, т.е. какой стала страна, пережив революцию.

Литературное издание состоит из нескольких частей, включающих список различных сочинений:

  1. «Этюды о нравах» (6 отделов).
  2. «Философские исследования» (22 произведения).
  3. «Аналитические исследования» (1 произведение вместо 5 задуманных автором).

Эту книгу можно смело назвать шедевром. В ней описаны простые люди, отмечены профессии героев произведений и их роль в обществе. «Человеческая комедия» наполнена невыдуманными фактами, все из жизни, все о человеческом сердце.

Произведения

Оноре де Бальзак окончательно сформировал жизненные позиции в области творчества после написания следующих произведений:

  • «Гобсек» (1830 год). Изначально сочинение имело другое название – «Опасности беспутства». Здесь ярко отображены качества: жадность и алчность, а также их влияние на судьбу героев.
  • «Шагреневая кожа» (1831 год) – это произведение принесло писателю успех. Книга проникнута романтическими и философскими аспектами. В ней детально описаны жизненные вопросы и возможные пути решения.
  • «Тридцатилетняя женщина» (1842 год). Главная героиня писателя обладает далеко не лучшими свойствами в характере, ведет осуждающую с точки зрения общества жизнь, чем указывает читателям на ошибки, которые разрушительно влияют на других людей. Здесь Бальзак мудро излагает мысли о человеческой сущности.

  • «Утраченные иллюзии» (публикация в трех частях 1836-1842 гг.). В данной книге Оноре, как всегда, сумел подойти к каждой детали, создав картину нравственной жизни французских граждан. Ярко отображены в произведении: эгоизм человека, страсть к власти, богатству, самоуверенность.
  • «Блеск и нищета куртизанок» (1838-1847 гг.). Этот роман не о жизни парижских куртизанок, как изначально видится из его названия, а о борьбе светского и уголовного общества. Еще один гениальный труд, вошедший в «многотомник» «Человеческой комедии».
  • Творчество и биография Оноре де Бальзака входит в число обязательных для изучения материалов в школах стран мира согласно образовательной программе.

Личная жизнь

О личной жизни великого Оноре де Бальзака можно написать отдельный роман, назвать который счастливым не получится. В детстве маленький писатель недополучил материнской любви и сознательную жизнь искал в других женщинах заботу, внимание и нежность. Он часто влюблялся в дамочек гораздо старше себя по возрасту.

Великий писатель 19 века не был красавцем, как видно по фото. Но имел изысканное красноречие, обаяние, умел покорять заносчивых барышень в простом монологе одной только репликой.


Его первой женщиной стала госпожа Лора де Берни. Ей было 40 лет. Юному Оноре она годилась в матери, и, пожалуй, сумела ее заменить, став верной подругой и советчицей. После разрыва их романа бывшие любовники сохранили дружеские отношения, поддерживали переписку до самой смерти.


Когда писатель добился успеха у читателей, то стал получать сотни писем от разных женщин, и однажды Бальзак натолкнулся на очерк загадочной девушки, восхищенной талантом гения. Ее последующие письма оказались явным признанием в любви. Некоторое время Оноре переписывался с чужестранкой, а после они встретились в Швейцарии. Дама оказалась замужем, что ничуть не смутило писателя.

Незнакомку звали Эвелиной Ганской. Она была умна, красива, молода (32 года) и сразу понравилась литератору. После Бальзак присвоил этой женщине титул главной любви в его жизни.


Влюбленные редко виделись, но часто переписывались, строили планы на будущее, т.к. муж Эвелины был на 17 лет ее старше и в любой момент мог уйти из жизни. Имея искреннюю любовь в сердце к Ганской, писатель не удерживал себя от ухаживаний за другими женщинами.

Когда Венцеслав Ганский (муж) скончался, Эвелина оттолкнула Бальзака, ведь свадьба с французом грозила ей разлукой с дочерью Анной (угроза ), но через несколько месяцев пригласила в Россию (место ее проживания).

Только через 17 лет после своего знакомства пара обвенчалась (1850 год). Оноре тогда находился в возрасте 51 года и был самым счастливым человеком на свете, но прожить супружескую жизнь им не удалось.

Смерть

Талантливый писатель мог бы умереть еще в 43-летнем возрасте, когда его начали одолевать различные заболевания, но благодаря желанию любить и быть любимым Эвелиной он держался.

Буквально сразу после свадьбы Ганская превратилась в сиделку. Врачи поставили Оноре страшный диагноз - гипертрофия сердца. Писатель не мог ходить, писать и даже читать книги. Женщина не покидала супруга, желая наполнить последние его дни покоем, заботой и любовью.


18 августа 1950 года Бальзак скончался. После себя он оставил жене незавидное наследство – огромные долги. Эвелина продала все свое имущество в России, чтобы с ними расплатиться и отправилась с дочерью в Париж. Там вдова оформила опекунство над матерью прозаика и оставшиеся 30 лет своей жизни посвятила увековечению произведений возлюбленного.

Библиография

  • Шуаны, или Бретань в 1799 году (1829).
  • Шагреневая кожа (1831).
  • Луи Ламбер (1832).
  • Банкирский дом Нусингена (1838).
  • Беатриса (1839).
  • Жена коннетабля (1834).
  • Спасительный возглас (1834).
  • Ведьма (1834).
  • Настойчивость любви (1834).
  • Раскаяние Берты (1834).
  • Наивность (1834).
  • Фачино Кане (1836).
  • Тайны княгини де Кадиньян (1839).
  • Пьер Грассу (1840).
  • Мнимая любовница (1841).