Октябрьская революция и судьбы русской литературы. Презентация по литературе "1917 год в русской литературе" «Сентиментальное путешествие» Виктора Шкловского

28 сентября в 11.00 в Институте мировой литературы им. А.М. Горького РАН (ул. Поварская, д. 25а) откроется международная научная конференция «Русская литература ХХ века и революция 1917 года. К 120-летию со дня рождения Вс.В. Иванова». Она продлится до 30 сентября и будет проходить также в Московском педагогическом государственном университете. Представительный научный форум соберется в преддверии 100-летней годовщины русской революции и станет одной из попыток современного осмысления этого события отечественной истории.

В конференции примут участие филологи, историки, культурологи, лингвисты, краеведы из разных городов России: Воронежа, Москвы, Новосибирска, Омска, Перми, Петрозаводска, Санкт-Петербурга, Смоленска, Старого Оскола, Тюмени, Челябинска, а также из Индии, Казахстана и Литвы. Рассматривая творчество крупнейших русских поэтов и писателей ХХ века: А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского, М. Горького, А. Платонова, М. Шолохова, М. Булгакова, К. Федина, Вс. Иванова, А. Белого, Е. Замятина, Б. Пастернака, опираясь на новые архивные материалы, они будут стремиться хоть на несколько шагов приблизиться к пониманию того поистине тектонического сдвига, которым стала революция для судьбы России. Среди вопросов, вынесенных на обсуждение: революция 1917 г.: современные концепции; видение будущего (идеальное общественное устройство) в русской прозе и поэзии 1910 - 1920-х гг.; философское осмысление революции в русском романе ХХ в.; революция 1917 г. в русской философской мысли; крестьянский вопрос в революции и литературе; литература и революция в русской провинции: региональный аспект; динамика языковых процессов революционного периода; революция в эго-документах (дневники, воспоминания, письма) и публицистике.

Конференция пройдет в год 120-летия со дня рождения одного из первых писателей революционной эпохи Всеволода Вячеславовича Иванова. Доклады, включенные в пленарное заседание «Всеволод Иванов: взгляд из ХХI века», представят новые материалы биографии и творчества писателя, по-прежнему остающегося во многом еще не открытым для читателей, позволят лучше понять место Вс. Иванова в литературе ХХ века, раскроют разные грани его творчества и оригинальность писательского дара.

Почетным членом Оргкомитета конференции и ее участником является выдающийся ученый-филолог, переводчик, академик РАН Вячеслав Всеволодович Иванов - сын Вс. Иванова. Первый день работы конференции - 28 сентября - завершится встречей с этим уникальным человеком и ученым. Встреча состоится в 18:30 в Конференц-зале ИМЛИ РАН по адресу: Москва, ул. Поварская, д. 25а.

Институт мировой литературы имени А.М. Горького Российской академии наук
Институт мировой культуры Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена

Русская литература ХХ века и революция 1917 года: К 120-летию со дня рождения Всеволода Иванова

Регламент работы конференции

10.30 - 11.00 - Регистрация участников конференции
11.00 - 14.00 - Первое пленарное заседание
14.00 - 15.00 - Перерыв
15.00 - 18.00 - Второе пленарное заседание «Всеволод Иванов: взгляд из ХХI века».
18.00 - 18.30 - Кофе-брейк
18.30 - Встреча с сыном Всеволода Иванова академиком РАН Вячеславом Всеволодовичем Ивановым. Демонстрация фильма и презентация изданий, посвященных жизни и творчеству Всеволода Иванова

10.30 - 14.00 - Заседания по секциям
14.00 - 15.00 - Перерыв
15.00 - 19.00 - Третье пленарное заседание
19.00 - Фуршет

10.00 Посещение Новодевичьего кладбища. Возложение цветов к могиле Всеволода Иванова.
11.00 - 14.00 - Четвертое пленарное заседание
14.00 - 15.00 - Перерыв
15.00 - 18.30 - Пятое пленарное заседание.
Подведение итогов конференции

Выступление на пленарном заседании - до 15 минут
Выступление в прениях - до 5 минут

Институт мировой литературы имени А.М.Горького РАН
Адрес: улица Поварская, дом 25а
Конференц-зал

Регистрация участников конференции
10.30 - 11.00

ПЕРВОЕ ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ
11.00 - 14.00

Заседание ведут Наталья Васильевна Корниенко, Евгений Александрович Костин.


Директор Института мировой литературы имени А.М. Горького РАН академик Александр Борисович Куделин,
Директор Института мировой культуры Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова академик РАН, сын Всеволода Иванова Вячеслав Всеволодович Иванов,
Зав. Городским Центром истории Новосибирской книги Наталья Ивановна Левченко,
Зав. Отделом новейшей русской литературы и литературы русского зарубежья Института мировой литературы имени А.М. Горького РАН, чл.-корр. РАН Наталья Васильевна Корниенко.

Проблема отношения к партиям и другим объединениям в биографиях начинающих писателей революционного времени (пример Всеволода Иванова)
Иванов Вячеслав Всеволодович (Москва - Лос-Анджелес, Институт мировой культуры МГУ им. М.В.Ломоносова)

Изгнанники революции о событиях в России 1917 г. (по материалам ЦА ФСБ России)
Христофоров Василий Степанович (Москва, Центр публикации источников по истории России ХХ века Института российской истории РАН)

«Анна Снегина» С. Есенина - литературный памятник революционной эпохи
Шубникова-Гусева Наталья Игоревна (Москва, Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН)

«Новая» гуманизация культуры после революции 1917 г.: процессы и итоги
Костин Евгений Александрович (Вильнюс)

«Жизнь Клима Самгина» А.М. Горького как художественная версия революции 1917 года
Матевосян Елена Рафаэловна (Москва, Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН)

Россия и революция в романе В. Горянского «Парфандр и Глафира»
Спиридонова Лидия Алексеевна (Москва, Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН)

«Семнадцатый год» в публицистике С.А. Ауслендера (очерки «Генерал Алексеев», «Черная годовщина»)
Перхин Владимир Васильевич (Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный университет)

«Как десятилетить». Юбилеи Октября и литература
Корниенко Наталья Васильевна (Москва, Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН)

Перерыв: 14.00 - 15.00

ВТОРОЕ ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ
«ВСЕВОЛОД ИВАНОВ: ВЗГЛЯД ИЗ ХХI ВЕКА»
15.00 - 18.00

Заседание ведут Елена Алексеевна Папкова, Олег Юрьевич Алейников.

«Бронепоезд 14-69» Всеволода Иванова: источники и тексты
Папкова Елена Алексеевна (Москва, Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН)

Скрытая нарративная техника рассказов Всеволода Иванова
Николаева Татьяна Михайловна (Москва, Институт славяноведения РАН)

Утопическое начало в романах Всеволода Иванова «Кремль» и «У»
Полтавцева Наталья Георгиевна (Москва, Российский государственный гуманитарный университет)

Всеволод Иванов в зарубежной критике
Московская Дарья Сергеевна (Москва, Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН)

«Новый Восток» в пропагандистском дискурсе большевистской печати и художественном творчестве Вс. Иванова и А. Платонова
Алейников Олег Юрьевич (Воронеж, Воронежский государственный университет)

Участие Всеволода Иванова в горьковском проекте «История гражданской войны» (по материалам РГАСПИ)
Быстрова Ольга Васильевна (Москва, Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН)

Мир воображения героя в романе Всеволода Иванова «Похождения факира»
Банерджи Ранджана (Дели, Центр русских исследований, Университет имени Джавахарлала Неру)

Жанр художественной миниатюры в творчестве Всеволода Иванова
Орлицкий Юрий Борисович (Москва, Российский государственный гуманитарный университет)

Фантастика и гротеск в произведениях Всеволода Иванова на исторические темы
Суматохина Любовь Валерьевна (Москва, Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН)

Миф. Фольклор. Реальность (по рассказу Всеволода Иванова «Агасфер»)
Стеркина Наталья Иосифовна (Москва, Всероссийский государственный институт кино)

Всеволод Иванов и современная библиотека
Цветкова Светлана Игоревна (Москва, Библиотека № 60 имени Всеволода Иванова)

Стендовые доклады:

Повести Вс. Иванова «Возвращение Будды» и Л. Леонова «Конец мелкого человека» в аспекте сопоставления
Якимова Людмила Павловна (Новосибирск, Институт филологии Сибирского отделения РАН)

Из омских лет Всеволода Иванова: к вопросу об авторстве статьи «Под чужим флагом»
Штырбул Анатолий Алексеевич (Омск, Омский государственный педагогический университет)

Литературные группы и печатные издания Омска в 1917 - 1922 годах
Зародова Юлия Прокопиевна (Омск, Омский государственный музей имени Ф.М. Достоевского)

Краеведение в творчестве Всеволода Иванова
Махнанова Ирина Алексеевна (Омск, Омский государственный музей имени Ф.М. Достоевского)

Кофе-брейк: 18.00 - 18.30

18.30
 Встреча с сыном Всеволода Иванова Вячеславом Всеволодовичем Ивановым.
 Демонстрация документального фильма о Всеволоде Иванове.
 Презентация изданий, посвященных жизни и творчеству Всеволода Иванова.

ЗАСЕДАНИЯ ПО СЕКЦИЯМ
10.30 - 14.00

Секция 1
РЕВОЛЮЦИЯ 1917 ГОДА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Каминный зал ИМЛИ РАН

Заседание ведут Алла Витальевна Громова, Олег Андершанович Лекманов.

Революция и русский мир» в прозе Вс.В. Иванова и Л.Ф. Зурова («Цветные ветра» - «Поле»)
Громова Алла Витальевна (Москва, Московский городской педагогический университет)

Революция 1917 года в художественных и публицистических произведениях Е.Н. Чирикова
Назарова Анастасия Викторовна (Москва, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова)

Ситуация бунта в творчестве Л. Лунца - драма «Вне закона» и рассказ «Бунт»
Купченко Татьяна Александровна (Москва, Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН)

«Блоковский слой» в поэтических книгах, вышедших в Советской России в 1922 году
Лекманов Олег Андершанович (Москва, Высшая школа экономики)

Образ революции в творчестве В.А. Сумбатова: диалог с В.А.Шуфом и А.А. Блоком
Титова Наталья Станиславовна (Одинцово, Одинцовский гуманитарный университет)

Эсхатологические мотивы в «Конармии» И.Бабеля
Володина Анна Николаевна (Симферопольский р-н Московской области, с. Перово, Общеобразовательная школа I - III ступеней - гимназия)

Тема революции в творчестве Ивана Катаева и Николая Никитина
Саватеев Вячеслав Яковлевич (Москва, Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН)

«И увидел я новое небо и новую землю…» Опыт откровения в литературе первых лет Октября
Бурова Серафима Николаевна (Тюмень, Тюменский государственный университет)

Между вечностью и бренностью: тема материнства в рассказах о революции
Анпилова Лариса Николаевна (Старый Оскол, Старооскольский технологический институт (филиал) НИТУ МИСиС)

«Эй, жги, здесь Русь, да будет стерта!» (Крестьянский мир в русской прозе 1930-х годов)
Цветова Наталья Сергеевна (Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный университет)

Секция 2
РЕВОЛЮЦИЯ 1917 ГОДА В ПУБЛИЦИСТИКЕ, ВОСПОМИНАНИЯХ, ДНЕВНИКАХ, ДОКУМЕНТАХ
Конференц-зал ИМЛИ РАН
Заседание ведут Екатерина Львовна Киселева, Александр Валерьевич Резник.

Н.И. Бухарин о творчестве С. Есенина. «Злые заметки» как отражение культурной политики и взглядов на российское послереволюционное общество
Коваленко Надежда Вячеславовна (Москва, Государственный академический университет гуманитарных наук)

Персональные архивы писателей как источник по истории литературы первого пореволюционного десятилетия
Левченко Наталья Ивановна (Новосибирск, Городской Центр истории Новосибирской книги)

Роль революции в жизни одной семьи (по страницам воспоминаний Ольги Бессарабовой)
Ратникова Екатерина Николаевна (Москва, Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН)

Тема революции в воспоминаниях совслужащих (по материалам чистки госаппарата 1929 - 1932 годов)
Киселева Екатерина Львовна (Москва, Государственный архив Российской федерации)

Революция и Гражданская война на Дону в воспоминаниях Е.А. Щаденко: стенограмма беседы с А.Н. Толстым
Кирьянов Юрий Николаевич (Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН)

Динамика процессов номинации революционного периода
Соколова Татьяна Петровна (Москва, Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина)

Революционные «реформы» еврейских языков (по материалам ЦА ФСБ России)
Бережанская Ирина Юрьевна (Москва, Центр публикации источников по истории России ХХ века Института российской истории РАН)

«Парус» - антивоенный и, по сути, антиреволюционный издательский проект Горького
Никитин Евгений Николаевич (Москва, Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН)

Консервативный либерализм о роли революционного опыта в российской истории
Попова Татьяна Владимировна (Москва, Нициональный исследовательский университет «МИЭТ»)

Проблема революционной драматургии в дискуссиях 1930-х годов (на материалах фонда «Всероскомдрам» ОР ИМЛИ)
Плотников Константин Иванович (Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН).

Перерыв: 14.00 - 15.00

ТРЕТЬЕ ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ
15.00 - 19.00
Конференц-зал ИМЛИ РАН
Заседание ведут Елена Аркадьевна Тахо-Годи, Владимир Васильевич Перхин.

Ф.М. Достоевский и русская революция в осмыслении авторов сборника «Из глубины» (1918)
Богданова Ольга Алимовна (Москва, Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН)

Крестьянский вопрос как основная проблема революции в восприятии М. Горького
Примочкина Наталья Николаевна (Москва, Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН)

Революционный дискурс в поэтике экспрессионизма и эстетическая программа группы «Перевал»
Завельская Дарья Александровна (Москва, Православный институт Св. Иоанна Богослова)

«Синтезировать историческое с революционным»: русская революция и евразийство
Гачева Анастасия Георгиевна (Москва, Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН)

«Воспроизвести кусок бытия, пропустив его через человеческое самосознание…» (от эпопеи «Я» Андрея Белого к роману «Мы» Евгения Замятина)
Любимова Марина Юрьевна (Санкт-Петербург, Российская национальная библиотека)

Революция и контрреволюция в пьесах А.М. Ренникова «Галлиполи» и М. Булгакова «Дни Турбиных»
Николаев Дмитрий Дмитриевич (Москва, Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН)

Кофе-брейк: 17.00 - 17.15

Революция 1917 года в автографах Личной библиотеки А.М. Горького
Дёмкина Светлана Михайловна (Москва, Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН)

Роман К.А. Федина «Города и годы» в критике русского зарубежья
Кабанова Ирина Эриковна (Саратов, Государственный музей К.А. Федина)

1917 год в дневнике и письмах А.Н. Толстого
Воронцова Галина Николаевна (Москва, Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН)

Революционная Россия глазами Фомы Пухова («Сокровенный человек» А. Платонова)
Антонова Елена Викторовна (Москва, Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН)

Образ революции в произведениях Б. Пильняка
Андроникашвили-Пильняк Кира Борисовна (Москва)

Революционизация классики: наследие Л.Н. Толстого в революционную эпоху
Тахо-Годи Елена Аркадьевна (Москва, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН, Библиотека «Дом А.Ф. Лосева»)

19.00 - Фуршет

10.00 Посещение Новодевичьего монастыря. Возложение цветов к могиле Всеволода Иванова (встреча в 9.30 на улице, у выхода из станции метро Спортивная, выход из метро в сторону улицы 10-летия Октября)
Московский педагогический государственный университет
Адрес: Малая Пироговская ул., д.1, стр. 1
Аудитория № 209

ЧЕТВЕРТОЕ ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ
11.00 - 14.00
Заседание ведут Ирина Николаевна Арзамасцева, Игорь Николаевич Голованов.

Приветственное слово участникам и гостям конференции:
Директора Института филологии и иностранных языков Московского педагогического государственного университета, д.ф.н. Людмилы Александровны Трубиной.
Заместителя директора Института филологии и иностранных языков по научной работе к.п.н. Ольги Евгеньевны Дроздовой

Идея революции как «жест трагического преображения» мира в отечественной литературе 1-й трети ХХ в.
Трубина Людмила Александровна (Москва, Институт филологии и иностранных языков Московского педагогического государственного университета)

Революция как спектакль в повести М. Горького «Жизнь Клима Самгина»
Маркова Елена Ивановна (Петрозаводск, Институт языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН)

«Беспрекословная рука» будущего в осуществленных (пост)революционных утопиях: от Н.Г. Чернышевского к А.П. Платонову
Чернышева Елена Геннадиевна (Москва, Московский педагогический государственный университет)

Л.А. Словохотов и литературная жизнь Саратова в 1920-е годы
Хрусталева Анна Владимировна (Саратов, Государственный технический университет)

Еженедельник «Русская будущность» в революционную эпоху
Силашина Мария Александровна (Саратов, Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского)

Национализация памятников литературного значения и их использование в Смоленском крае
Филиппова Альбина Александровна, Антонова Татьяна Александровна (Смоленск, Государственный историко-культурный и природный музей-заповедник А.С. Грибоедова «Хмелита»)

Октябрьская революция и гражданская война в литературе Южного Урала
Голованов Игорь Анатольевич (Челябинск, Челябинский государственный педагогический университет)

Трансформация мотива блудного сына в прозе о революции писателей-карелов (Н. Яккола «Водораздел» и А. Тимонен «Мы карелы»
Колоколова Ольга Алексеевна (Петрозаводск, Институт языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН)

«Когда Русская Земля загорелась со всех концов» (движение жанра в сочинениях-воспоминаниях детей-беженцев)
Арзамасцева Ирина Николаевна (Москва, Московский педагогический государственный университет)

Активные процессы в языке революционной эпохи (на материале русской прозы 1917 - 1922 годов)
Николина Наталья Анатольевна (Москва, Московский педагогический государственный университет)

Перерыв: 14.00 - 15.00

ПЯТОЕ ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ
15.00 - 18.30
Заседание ведут Елена Геннадиевна Чернышева, Лидия Ивановна Шишкина.

Революция 1917 г. в публицистике, художественной прозе и мемуарах М.А. Осоргина
Поликовская Людмила Владимировна (Москва, Союз писателей Москвы, Секция критики и литературоведения)

Революция 1917 года в дневнике реэмигранта Юрия Софиева
Поляк Зинаида Наумовна (Алматы, Казахский национальный педагогический университет имени Абая)

Перед уроками времени: публицистика Леонида Андреева (1917 - 1919)
Шишкина Лидия Ивановна (Санкт-Петербург, Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ)

Историк, художественная литература и революция 1917 года (по материалам дневников С.Б. Веселовского, Ю.В. Готье, М.В. Нечкиной)
Сидорова Любовь Алексеевна (Москва, Институт российской истории РАН)

Изображение революции Борисом Пастернаком в оценке современной итальянской критики
Акимова Анна Сергеевна(Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН)

«Кровавый крест мира со смеющейся, прекрасной жертвой»: место лирических образов и мотивов В. Маяковского в полемике молодого А. Платонова с историческим нигилизмом революционных идеологов
Горская Анна Олеговна (Москва, Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН)

Революция 1917года в судьбах литераторов России
Пархоменко Татьяна Александровна (Москва, Научно-исследовательский Институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева)

Подведение итогов работы конференции

Адрес Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН
Москва, ул. Поварская, д. 25 а.
Ближайшие станции метро: «Баррикадная», «Арбатская»

Адрес Московского педагогического государственного университета
Москва, ул. Малая Пироговская, д.1, стр. 1.
Ближайшая станция метро: «Фрунзенская»

Организационный комитет конференции:
член-корр. РАН Н.В. Корниенко - Председатель Оргкомитета,
академик РАН Вяч. Вс. Иванов - Почетный член Оргкомитета,
д.ф.н. И.Н. Арзамасцева,
д.ф.н. Л.А. Трубина,
д.ф.н. М.А. Черняк,
к.ф.н. А. С. Акимова,
к.ф.н. Г.Н. Воронцова,
М.А. Салямова,
к.ф.н. Е.А. Папкова - секретарь Оргкомитета.

1. Александр Рабинович «Большевики приходят к власти: Революция 1917 года в Петрограде» Здесь процесс прихода к власти большевиков анализирует американский историк, что уже интересно. Он также пытается понять, что можно и нельзя было реально сделать в той сложившейся социальной ситуации. 2. Андрей Романов «Военный дневник Великого князя Андрея Владимировича Романова (1914–1917)» Все Романовы обожали вести дневники, но большую часть этих …

1. Александр Рабинович «Большевики приходят к власти: Революция 1917 года в Петрограде»

Здесь процесс прихода к власти большевиков анализирует американский историк, что уже интересно. Он также пытается понять, что можно и нельзя было реально сделать в той сложившейся социальной ситуации.

2. Андрей Романов «Военный дневник Великого князя Андрея Владимировича Романова (1914–1917)»

Все Романовы обожали вести дневники, но большую часть этих записей читать невыносимо скучно. Но не в этом случае! Андрей Романов - дальний родственник императора, который успел вовремя эмигрировать. Это не помешало ему описывать Первую мировую и революцию очень занимательно, добавляя еще и интересные сплетни, доступ к которым он имел благодаря своему положению.

3. Владимир Ленин «Государство и революция»

Над этой книжкой мучилось не одно поколение советских школьников и студентов, но это главная книга о революции в XX веке в целом и о русской революции. В ней сформулированы основные позиции большевиков, благодаря которым они смогли и Гражданскую войну выиграть, и свое государство построить.

4. Николай Бердяев «Истоки и смысл русского коммунизма»

В книге Бердяева революция помещена в контекст русской культуры. Так автор пытается обнаружить ее истинный смысл, скрытый под политикой и насилием. Плюс книги в том, что читать её может с удовольствием прочитать даже абсолютно неподготовленный человек, которому хочется умной рефлексии на тему революции.

5. Иван Бунин «Окаянные дни»

Бунин видит революцию глазами проигравшей стороны, для него это финал цивилизации вообще. Революция у него всё отобрала (а было что!), поэтому он избирает другой путь - защищает свой класс, старый строй и порядок вещей, а революции вовсе не радуется. Этот дневник он даже закопал, потому что боялся обыска одесских чекистов.

Больше книг о революции 1917 года можно найти .

Революции 1917 года и последовавшая за ними Гражданская война - кровавое и трагичное время в истории России. Миллионы человек погибли, миллионы были покалечены, миллионы оказались лишены родины или свободы. «Русь слиняла в два дня», - писал Розанов. На ее место пришел Советский Союз с принципиально иной идеологией и политикой.

Уже в начале 20-х годов появились первые романы и повести о Гражданской войне. Авторы этих произведений, как правило, сами были либо активными участниками, либо свидетелями тех событий. Часть из них имела ярко выраженную идеологическую окраску (вроде образцово-показательных произведений Фадеева, Серафимовича или Фурманова), но некоторым писателям удалось избежать «агиток» и создать настоящие шедевры русской литературы - не просто задокументировать происходящее, но осмыслить произошедшие со страной кровавые перемены.

Мы выбрали семь таких книг.

Тихий Дон . Михаил Шолохов

«Тихий Дон » - один из главных русских романов прошлого века. И одна из главных литературных загадок. Вопрос о том, сам ли Шолохов написал его, все еще поднимается исследователями его творчества. Именно за эту эпопею писатель получил Нобелевскую премию по литературе с формулировкой «За художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время». Роман, бесспорно, является самым известным произведением о Гражданской войне, а образ главного героя, Григория Мелехова, стал своеобразным символом того кровавого и противоречивого периода отечественной истории.

Доктор Живаго . Борис Пастернак

«Доктор Живаго » - роман о начале XX века, о революции 1905-1907 годов, за которой последовала Первая мировая война, Февральская и Октябрьская революции. Роман заканчивается грозным предзнаменованием Второй мировой и ГУЛАГа, однако центральное место здесь занимают роковые события 1917-го.

Несколько семей, несколько сословий и история одного талантливого человека, который побывал и среди белых, и среди красных, потерял двух любимых женщин и медленно сходил с ума вместе со своей страной, повисшей между прошлым и будущим. «Доктор Живаго» метафоричен, и именно за это пострадал Борис Пастернак, так и не сумевший окончательно оправиться от травли, начавшейся после публикации произведения за границей и присуждения ему Нобелевской премии по литературе (от которой писатель был вынужден отказаться).

Белая гвардия . Михаил Булгаков

Первый роман Михаила Булгакова и одно из немногих произведений, точно описывающих события Гражданской войны на Украине. «Белая гвардия » стала реквиемом русской интеллигенции и тому укладу жизни, в котором существовала семья Булгакова и его друзья.

Почти у каждого персонажа этой книги есть свой реальный прототип. Даже дом, где живут Турбины - это тот же дом, в котором жили Булгаковы до 1918 года. Отдельным героем здесь выступает полумистический революционный Киев, который на протяжении всего романа называется просто «Городом».

Хождение по мукам . Алексей Толстой

Трилогию «Хождение по мукам » Алексей Николаевич Толстой создавал более 20 лет (с 1919 по 1941). Работу над «Сестрами» он начал в эмиграции, «Восемнадцатый год» и «Хмурое утро» написал уже после возвращения на родину.

В первой книге отразилась жизнь русской интеллигенции Серебряного века: литературные кружки и салоны, споры писателей и поэтов, будни Петрограда, Москвы, Самары и других городов страны в 1914–1917 годах. Второй и третий романы цикла посвящены событиям Гражданской войны. Вместе с героями Толстого читатель скитается по залитым кровью просторам России и Украины, встречается с Нестором Махно и его анархистами, находится рядом с генералом Корниловым в день его убийства, наблюдает за штурмом Екатеринослава и становится очевидцем многих других событий тех страшных лет.

Писателю удалось создать по-настоящему эпичную панораму жизни страны в один из самых сложных периодов отечественной истории.

Солнце мертвых . Иван Шмелёв

В центре романа известного русского писателя-эмигранта, автора «Богомолья» и «Лета Господня », лежит противостояние в Крыму. Его «Солнце мертвых » называют одним из самых правдивых и страшных произведений о Гражданской войне в России. Шмелёв собственными глазами видел зверства, которые творили большевики с разбитыми войсками генерала Врангеля и местными жителями во времена Красного террора. Тогда же был расстрелян 25-летний сын писателя. Самому Ивану Сергеевичу чудом удалось спастись. Он бежал с полуострова в Москву, а в 1924 году навсегда уехал из страны.

Россия, кровью умытая . Артем Весёлый

Артем Весёлый (настоящее имя Николай Кочкуров) родился в один год с Олешей, Набоковым и Платоновым. По стилистике своих работ был близок к Пильняку. Самым известным его произведением считается роман «Россия, кровью умытая », название которого говорит само за себя. Весёлый воевал на деникинском фронте, затем некоторое время служил чекистом, так что с материалом у него проблем не возникло. Во времена Большого террора писатель быль арестован и расстрелян. Репрессиям подверглись и его ближайшие родственники.

Конь Рыжий . Алексей Черкасов и Полина Москвитина

«Конь Рыжий» - вторая часть эпической трилогии «Сказания о людях тайги », написанная Алексеем Черкасовым и Полиной Москвитиной в 1972 году. Книга является прямым продолжением романа «Хмель», в котором рассказывается о жизни сибирских старообрядцев в XIX и начале XX века (до 1917-го).

«Конь Рыжий» охватывает события, происходившие на юге Енисейской губернии во времена Гражданской войны. В нем описаны революционные Красноярск и Минусинск, расправа колчаковцев над железнодорожными рабочими, кровопролитная борьба крестьян с белым казачеством, террор и грабежи Чехословацкого корпуса и многие другие страшные события тех лет. В основе сюжета лежит история таштыпского казака Ноя Лебедя, принявшего сторону красных в братоубийственной войне.


Революция – это всего лишь ошибка неопытных политиков или же продуманное глобальное событие? Скорей первое, ведь власть не хотела править, да и уже не имела такой возможности. Для того, чтобы взять народ под железный контроль, у правящей верхушки не находилось ни сил, ни влияния. Крестьяне и рабочие также это осознавали. Все это и привело к свержению царя и установлению власти Советов. Но нуждалась ли страна в глобальных изменениях? И тут уже мнения расходятся. Одни считали революцию напрасной и искали альтернативу этому процессу. Для других она была фатальной неизбежностью. Другой вопрос: могла ли страна избежать таких кровавых результатов? Несомненно, да. Можно было предотвратить хаос и разруху. Предводители революционного движения просто отправили крестьян в «свободное плавание», что и привело к уничтожению культурного наследия.

Мародерство малообразованных слоев превратило страну в руины.

Все эти изменения были восприняты людьми совершенно по-разному. Эти точки зрения нашли воплощение в различных произведениях культуры и искусства.

Какое значение для развития человеческого общества имела Великая Октябрьская социалистическая революция? Это событие коренным образом изменило жизнь людей России. Произошел переход от старого капиталистического мира к новому, социалистическому. Это означало, что настал конец эксплуатации одного человека другим. Впервые за всю историю нашего государства угнетенным классам была дана не только свобода, но и возможность прожить свою жизнь достойно и благополучно.

Освобожденные крестьяне и рабочие стали хозяевами собственной жизни. В этом масштабном процессе, начавшемся после социалистической революции, произошла переоценка ценностей, духовных ориентиров.

Октябрьская революция открыла широкий простор для многообразных творческих поисков. Первыми, кто высказал свое истинное мнение, были поэты.

В.В. Маяковский, как известно, всем сердцем принял революцию, называя её «моя революция». В поэме «Облако в штанах», написанной в 1914-1915 годах, он не только предугадывал события семнадцатого года, но и высказывал свою убежденность в их успехе:

В терновом венце революций

грядет шестнадцатый год.

Сам же он призывал людей к разрушению старого порядкаво имя создания нового, уверяя, что этого можно достичь только благодаря революционным преобразованиям:

Чтоб флаги трепались в горячке пальбы,

как у каждого порядочного праздника –

выше вздымайте, фонарные столбы,

окровавленные туши лабазников.

В послеоктябрьской поэме «Хорошо!» Маяковский показал тернистый путь к освобождению и жизнь людей разных сословий после революции. Несмотря на все тяготы, которые испытали они в это время, поэт верил, что страна возродится, но уже новой, с новыми идеями и ценностями. В.В. Маяковский заканчивает поэму словами, полными веры в то, что тысячи отданных жизней стоили того, чтобы страна процветала:

Весну человечества,

Рожденную

В трудах и в бою,

Мое отечество,

Республику мою!

Как видим, В.В. Маяковский был яростным глашатаем Великой Октябрьской революции и следовал в своем творчестве её идеям.

Совсем иначе воспринимал революцию, как известно, С.А. Есенин. Будучи центральными фигурами в советской литературе, С.А. Есенин и В.В. Маяковский постоянно вступали в полемику. Несмотря на это, крестьянский поэт, как и его оппонент, радостно принял революцию. В поэме «Преображение» отразилось восприятие революционных действий певцом российской природы:

Рушит скалы златоклыкий,

Новый сеятель

Бредет по полям,

Новые зерна

Бросает в борозды.

Но нельзя сказать, что революция вызывала у него такой же бурный восторг, поэтический и человеческий, каку Маяковского.

Известный символист двадцатого века А.А. Блок встретил Октябрьскую революцию восторженно. В 1918 году он написал поэму «Двенадцать». В ней поэт запечатлел образ той революции, в которую ему хотелось верить. С помощью цветовых и предметных символов А.А. Блок показывает происходящее. Так, революция изображена в виде очищающего пожара, метели, вселенского ветра:

Ветер, ветер-

На всем божьем свете.

А среди представителей старого мира пред нами «буржуй на перекрестке», «барыня в каракуле», «товарищ поп», писатель-«вития» . Им противопоставлены бойцы красной гвардии. Но вид их далеко не героический. Они одеты как попало, понятие «дисциплина» для них не главное, но они свято верят в правое дело революции, поэтому их двенадцать, как и апостолов Иисуса Христа. Да и в конце поэмы появляется образ-символ:

В белом венчике из роз-

Впереди – Исус Христос.

Все это позволяет понять, что революция для поэта – священна. В поэме показаны не только события 1917 года, но и послереволюционный хаос, анархия, царившая в стране. Хотя социалистическая революция была кровавой и беспощадной, но Блок-символист верил, что все происходящее свершается во имя справедливости.

Но не только поэзия обращается к теме революции. Она становится одной из важнейших в зарождающемся кинематографе.

Интересна позиция режиссера Михаила Ромма, снявшего художественный фильм « Ленин в Октябре», посвященный двадцатилетию Октябрьской революции. В нем отобразились и полная нищета, царившая в период правления Временного правительства, и стремление Центрального Комитета партии большевиков создать новый, справедливый мир. В этой кинокартине было показано, как простые рабочие отстаивали свою честь, как боролись за революционную идею. На протяжении всего фильма мы всей душой поддерживаем большевиков и сопереживаем Ленину. И не случайно, ведь режиссер именно этого и добивался, чтобы зритель был на стороне революции.

Уходя вглубь истории, нельзя не вспомнить экранизацию Сергея Эйзенштейна « Октябрь».Юбилейный фильм, приуроченный к годовщине Октябрьской революции 1917 года, раскрывал все аспекты жизни людей в это нелегкое время. Перед нами мелькают кадры о том, как люди стояли сутками в очередях, чтобы купить хоть какое-то продовольствие, как расстреливали мирную демонстрацию. Конечно, все это не может не задеть за душу. Так режиссер добился доверия зрителя и вызвал сочувствие к народу и большевикам.

Многие верили, что все проблемы можно было решить мирным путем. Если бы правительство прислушалось к требованиям, нуждам своего народа. Если бы не дезинформировало, не держало «в ежовых рукавицах» цензуру. Не идея подняла народ на восстания и демонстрации, а всего лишь их собственные нужды. А коренной переворот произошел не просто в стране, но и в сознании каждого. Поэтому Октябрьская революция имела такое значение. И если бы ее не было, то мы бы сейчас не читали такие замечательные произведения, не смотрели бы киновыдающихся режиссеров, связанные с революцией.

«Пробить сердце… что значит пробить сердце… - привить нравственность, жажду нравственности», - эти слова Достоевского отражают одну из главных миссий русской литературы - воспитывать в человеке человеческое. Этому назначению отечественная словесность блестяще служила весь XIX век: Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Гончаров, Тургенев, Лесков, Достоевский, Л. Толстой, Чехов. «Веленью Божию, о Муза, будь послушна», - когда-то провозгласил Пушкин, и этому наставлению-благословению следовали все достойные авторы… Время отсеяло всё наносное, фальшивое, пафосное, бутафорское, «отделив зёрна от плевел», оставив лишь настоящее, истинное, - то, что «имело право» остаться в веках, называться великим классическим наследием…Апогей великих гуманистических идеалов и мировое признание - вот чего достигла русская писательская мысль во II половине XIX века. Казалось, авторитет русской классики, целостность непрерывного русского литературного процесса незыблемы…

Рубеж XIX -XX веков. Конец любого века всегда сопрягался с ощущением «конца света», с апокалиптическими настроениями. Нестабильная политическая и экономическая ситуация в России того периода только усиливали предчувствие грядущей катастрофы. Но, казалось, в искусстве, литературе, напротив, наблюдается невиданный подъём - безудержные эксперименты, смелые художественные открытия - это время войдёт в историю как один из самых ярких периодов в русской культуре - «серебряный век», или «русский ренессанс». Модернизм, символисты, акмеисты, футуристы… Блок, А. Белый, Брюсов, Гумилёв, молодые Ахматова, Цветаева, Маяковский…). Такого, прежде всего поэтического, «бума», всплеска талантов русская поэзия не знала давно, с пушкинских времён, но не знала русская литература и такого дерзновенного «выпада» против классики, против образцового «единства формы и содержания». Чего стоит только эпатажное название декларации футуристов «Пощёчина общественному вкусу» или знаменитая фраза из того же источника: «Сбросим Пушкина, Лермонтова, Достоевского с парохода современности»! Разумеется, «старое», «отжившее», «исчерпавшее себя» должно уступать дорогу молодому, прогрессивному… Вопрос в том, допустимо ли было так категорически отрицать, тем более непреходящие ценности… Эстетический нигилизм, как всё радикальное, опасен…

И.А. Бунин видел в этом непоправимое. В рассказе «Чистый понедельник», написанном в 1944 году, почти в конце II Мировой войны, писатель обращается мыслями к дореволюционной России, Москве 30-летней давности… Канун 1914 года, герой и героиня блистают в обществе, они молоды, красивы, образованны, состоятельны. Бурная светская жизнь в богемной среде тогдашней творческой интеллигенции: Большой театр, концерты, капустники, лекции теоретиков символизма, лучшие рестораны… А. Белый, Ф. Шаляпин, Брюсов… Героиня, кажется, увлечена всем новым в литературе и искусстве, любит жизнь во всех её проявлениях… Её уход в монастырьпоражает… и не только героя… Зачем этот парадоксальный сюжетный ход, ведь Она не Лиза Калитина из «Дворянского гнезда»?.. Но вглядимся в этот образ: сочетание славянских и восточных черт во внешнем облике, в интерьере (безусловный доказательный приём в русской классике) - также синтез восточной и западной культур (например, широкий турецкий диван и пианино, на котором разучивается начало «Лунной сонаты» Бетховена). Героиня много читает, и это не только новинки западноевропейской и отечественной литературы, к которым девушка относится избирательно, не следуя веяниям моды (реакция на «Огненного ангела» Брюсова: «до того высокопарно написано, что совестно читать»). Она цитирует Платона Каратаева, над её диваном - портрет босого Толстого, знает много наизусть из русских летописей, особенно наслаждаясь «Повестью о Петре и Февронии», снимает угловую квартиру с видом на Храм Христа Спасителя (отсылка к Достоевскому, также выбиравшему для жительства угловые дома с видом на Божий храм), посещает дом Грибоедова, могилу Чехова, Новодевичий монастырь… Ключевая деталь - и дом Грибоедова, и кладбище, и монастыри пустынны, особенно пустынны в контрасте с переполненными ресторанами и капустниками… Кстати, А. Белый свою лекцию в рассказе «пел», при этом «носился» по сцене, «Шаляпин не в меру разудал был»… По Бунину, уход героини в монастырь вовсе не является неожиданностью: Она метафорический образ России, сочетающей в себе восточную и западную культуру, русское всегдашнее трагическое противоречие, внутреннее сомнение, русскую загадочную душу. Не случайна в рассказе и пустынность исторических мест и храмов: увлечённая экспериментами, деформациями, творческой свободой, художественными открытиями, эпатажем, тогдашняя творческая элита, совершая переворот в искусстве, не совершила главного - духовного подвижничества. Русское общество кануна I Мировой войны оказалось лишённымнаставника, учителя, потому что наставник «ушёл в себя», в самолюбование, не уловил момента нравственной дезориентации общества, забыл, что главное для русского человека - духовная опора, которую он веками черпал в патриархальности, историческом прошлом, культурном наследии, и что лишать его этой опоры, особенно в нестабильные времена, нельзя и даже преступно. По Бунину, творческая интеллигенция, как отражающая и формирующая «сознание» общества, ответственна за его деградацию и духовно-нравственное состояние. Именно на ней лежит вина за то, что Россия в 1914 году оказалась ввергнута в катастрофу I Мировой войны и уже «не выбралась» из трясины, потому что утратила духовную «почву». Как следствие - две революции 1917 года, гражданская война… Больше России, которую знал и любил Бунин, не существовало: наступили бесконечные «окаянные дни».

1917 год. Переломный момент, после которого всё разделилосьна «до» и «после». «Серебряный век» был «пресечён» страшными кровавыми революционными событиями, и хотя в одночасье такой мощный «поток» как «русский ренессанс» не мог остановиться и по инерцииещё продолжался в творчестве отдельных автороввплоть до 1921 года, по сути, как культурное явление уже прекратил своё существование. История же всей русской литературы с этого времени будет «развиваться» по ещё более печальному сценарию… Некогда единая, целостная русская писательская когорта, со своими традициями и преемственностью, переживёт трагический раскол.

Значительная часть поэтов и писателей, не приняв кровавости революционного террора, один за другим покинут Родину. Центрами русской эмиграции станут Берлин, Прага, Париж. Более тогоещё часть творческой интеллигенции, неугодной Стране Советов, отправят в эмиграцию в 1921 году из Крыма принудительно (знаменитый «философский» теплоход). С этого момента их ожидала нелёгкая жизнь изгнанников, неприкаянность, материальная и бытовая неустроенность. Эмигрантские стихи ещё не знали такой ностальгической пронзительной силы и тоски:

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.

Как горько было сердцу молодому,

Когда я уходил с отцовского двора,

Сказать прости родному дому!

У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.

Как бьётся сердце, горестно и громко,

Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный дом

С своей уж ветхою котомкой!

Это бунинские, а вот цветаевские строки из «Тоски по родине!..»:

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И всё - равно, и всё - едино.

Но если по дороге - куст

Встаёт, особенно - рябина…

Итак, часть писателей оказалась в положении изгнанников, другая - осталась на родине и приняла революцию восторженно, пусть каждый по-своему. Блок-символист будет воспринимать её как очищающую стихию («Ветер, ветер на всём Божьем свете… на ногах не стоит человек… Свобода, свобода! Эх, эх, без креста!»). Маяковский-футурист - как «революцией мобилизованный и призванный» («Я всю свою громкую силу поэта тебе отдаю, атакующий класс!»). Есенин примет революцию «всем сердцем.., но с крестьянским уклоном». И это не будет приспособленчеством, это будет искренне, по-настоящему, жаль, что происходящее в Стране Советов после революции приведёт всех троих к скорому разочарованию и трагическому финалу. Блок умрёт в 1921 году, причина - тяжелейшая депрессия и заболевание сердца; Есенин повесится в гостинице «Англетер» в Ленинграде в 1925году; Маяковский - застрелится в1930-м. Всё это будет только начало трагической цепи трагических судеб.

Новое время породит и новую писательскую «касту»: в литературу придут те, чья юность и молодость пришлись на революцию и гражданскую войну. Героика этих событий и станет их «темой», а они - советскими писателями и культовыми фигурами. Это будут Д. Фурманов, А. Фадеев, А. Серафимович, Н. Островский и др.Одержимые революционным «гуманизмом» фанаты, они дадут начало советской литературе, единственно имеющей право на официальное существование. Действительно, пройдёт немного времени, и советское правительство «приберёт к рукам» литературу, заставит писателей безоговорочно служить идеологии, «унифицирует» язык, стиль, «парализует» душу, ум и волю авторов. Даже реализм как творческий метод будет «методом социалистического реализма», а писатели«будут способствовать социалистическому строительству» и станут «инженерами человеческих душ». Шаг вправо, шаг влево - расстрел… подчас в буквальном смысле…

XX век поразит своими жестокими ухищрёнными расправами над инакомыслящими, над теми, кто, оставшись в Советской России, не пожелал подчиниться режиму и продолжал писать правду, служить истине, рискуя всем, потому что правда для художника больше жизни.

В 1921 году расстреляют поэта Н. Гумилёва, первого супруга А.Ахматовой,якобы за участие в контрреволюционном заговоре.

Будет арестован и расстрелян И. Бабель, рискнувший сказать правду о будённовцах в годы гражданской войны в цикле рассказов «Конармия».

Сойдёт с ума в сталинских лагерях Осип Мандельштам, вспомним его строки: «Мы живём, под собою не чуя страны. Наши речи за десять шагов не слышны…»

В 1941 году в Елабуге, в Прикамье, куда будет сослана по возвращении из эмиграции, повесится Марина Цветаева, измучившись неведением о судьбе репрессированных дочери Ариадны и мужа Сергея Эфрона, не имея средств к существованию, потому что её не взяли на работу даже посудомойкой. Дочь Ахматовой проведёт в сталинских лагерях 15 лет.

Публичному унижению в журналах «Звезда» и «Ленинград»будут подвержены в 1946 году А. Ахматова и М. Зощенко.

Ещё большему оскорблению с высоких трибун съезда ВЛКСМ подвергнут Б. Пастернака за роман «Доктор Живаго» («Гул затих. Я вышел на подмостки / Прислонясь к дверному косяку,/ Я ловлю в далёком отголоске, / Что случится на моём веку»).

Трагическим символом эпохи выглядит А. Ахматова, трижды пережившая аресты сына Льва Гумилёва и мужа Н. Пунина, прошедших сталинские лагеря (муж из лагеря не вернётся). Будучи обречённой на многолетнее молчание, она устно создаст знаменитый «Реквием», который будет держать в памяти, не доверяя бумаге, как и одиннадцать её верных друзей. Это будет трагический плач по всем жертвам тоталитарной эпохи.

Этот перечень можно ещё долго продолжать… Сколько их, лучшихнаших авторов, замученных пытками, арестованных, расстрелянных, сосланных в лагеря, репрессированных лично или переживших аресты близких и родных за попытку сказать слово правды о современной им эпохе, подвергшихся запретам на публикации, обречённых на многолетнее молчание, публично униженных в СМИ, лишённых средств к существованию, не принимавшихся на работу даже на самые низкооплачиваемые места.Слишком дорогой ценой были оплачены служение истине, верность писательскому, гражданскому и человеческому долгу.

В своей Нобелевской лекции А.И. Солженицын, создатель знаменитого «Архипелага ГУЛага», скажет: «… На эту кафедру я поднялся не по трём-четырём примощённым ступенькам, но по сотням или даже тысячам их - обрывистым, обмёрзлым, из тьмы и холода, где было суждено мне уцелеть, а другие, может быть, с большим даром… погибли… Те, кто канул в ту пропасть уже с литературным именем, хотя бы известны, но сколько не узнанных, ни разу публично не названных! И почти-почти никому не удалось вернуться. Целая национальная литература осталась там, погребённая не только без гроба, но даже без нижнего белья, голая с биркой на пальце ноги. Ни на миг не прерывалась русская литература! - а со стороны казалась пустынею…»

А вот строки из предсмертного покаянного письма председателя Союза Советских писателей А. Фадеева, застрелившегося в 1956 году: «Не вижу возможности далее жить, так как искусство, которому я отдал свою жизнь, загублено самоуверенно-невежественным руководством партии… Лучшие кадры литературы - в числе, которое даже не снилось царским сатрапам, физически истреблены ил погибли благодаря преступному попустительству власть имущих; лучшие люди литературы умерли в преждевременном возрасте; все остальные, мало-мальски способные создавать истинные ценности, умерли, не достигнув 40-50 лет…»

Всё это история русской литературы, пережившей трагический расколXX века. 70 лет некогда целостная литература будет развиваться в 3-х разрозненных, непересекающихся направлениях: советская литература, эмигрантская литература(Русское Зарубежье), запрещённая литература (или литература «в стол»). Лишь в 1987 году, в период «агонии» советского режима, произойдёт её долгожданное воссоединение. Российскому читателю станут доступны «Лето Господне» Ивана Шмелёва, «Преподобный Сергий Радонежский» и «Голубая чаша» Б. Зайцева, «Жизнь Арсеньева», «Тёмные аллеи» И. Бунина и многое другое, сквозь время и потрясения всё же, пусть и частично, но дошедшее до нас. Сколько во всём этом истинно русского, подлинно духовного, возвращающего нас, заблудших, к себе самим… к великому классическому наследию.

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной…

Срок настанет - Господь сына блудного спросит:

«Был ли счастлив ты в жизни земной?»

И забуду я все - вспомню только вот эти

Полевые пути меж колосьев и трав -

И от сладостных слез не успею ответить,

К милосердным Коленам припав.

Список литературы:

1. Голубков М.М. Русская литература XX в.: После раскола: Учебное пособие для вузов - М.: Аспект Пресс, 2002.

2. Кременцов Л.П. Русская литература в XX веке. Обретения и утраты: учебное пособие - М.: Флинта: Наука, 2007.

3. Серебряный век русской поэзии: В 2 ч. / под ред. Л.Г. Максидоновой - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.