Оформление кабинета русского языка в школе. Лучшее оформление кабинета русского языка и литературы

Оформление любого школьного кабинета должно настраивать учеников на деловой и познавательный лад, а также максимально понятно иллюстрировать, какому предмету посвящена данная учебная комната. Кроме того, в современной школе особое внимание следует уделять эргономичным параметрам класса в целом и каждого отдельного ученического места в частности. Поэтому любые оформительские элементы не должны быть помехой для выполнения детьми основной их функции в школе - обучению. Кабинет русского языка и литературы лучше всего оформлять в классическом стиле, соответствующем данному предмету.

Дизайн-проект, в рамках которого разрабатывается оформление кабинета русского языка и литературы в школе, отталкивается от расположения в классе основных и неотъемлемых школьных атрибутов: доски, учительского стола и парт. Правильнее всего располагать эти предметы так, чтобы окна были с левой стороны у детей, сидящих за партами. Доска должна быть размещена так, чтобы была видна всему классу. Учительский стол может быть украшен вазой для живых цветов, другими декоративными предметами, которые, впрочем, не должны его загромождать. Возможно, на столе стоит разместить маленький бюст кого-то из великих писателей.

У стены, расположенной за спинами учеников, целесообразно поставить книжные шкафы, расставив в них соответствующие учебники, а также книги содержащие известные произведения, входящие в школьную программу. Таким образом, обычный школьный кабинет станет и вспомогательной библиотекой для детей. Кроме того, в этих шкафах можно хранить выписываемые литературные журналы, которые будут особенно интересны старшим школьникам. На разных полках шкафа можно также разместить тематические декоративные украшения (например, статуэтки литературных персонажей) , а также бюсты писателей.

Учитывая то, что кабинет русского языка и литературы носит четко выраженную тематическую направленность, стена напротив окон может быть украшена портретами классиков отечественной литературы. Пушкин и Гоголь, Достоевский и Тургенев, Чехов и Толстой прекрасно будут смотреться на стене класса, взирая на будущие поколения, изучающие их нетленные произведения. Кроме того, можно подобрать поучительные фразы из их произведений, посвященные величию русского языка, необходимости просвещения и грамотности, важной роли литературы в жизни каждого человека. Красиво оформленные, такие цитаты будут эффективным средством пропаганды предмета, которому посвящен данный кабинет.

И наконец, оснащение школьного класса должно соответствовать современным потребностям учебного процесса. Кабинет должен быть оборудован интерактивной медиасистемой, подключением к Интернету и т. д. При этом нельзя забывать и о традиционных средствах: стендах с правилами русского языка, репродукциях картин, иллюстрирующих известные произведения и др. Таким образом оформленный тематический класс поспособствует большей заинтересованности детей в изучении родного языка и литературы, а также поможет лучше осваивать учебный материал.

Участники

Кабинет находится на первом этаже школы, он светлый, тёплый, уютный. Для плодотворной работы имеется необходимое оборудование: проектор с экраном, компьютер и принтер с функциями ксерокса и сканера, колонки.

Кабинет русского языка в школе, то место где рябят не только обучают грамоте письма и речи, но и место знакомства с культурными ценностями и литературным наследием.
Для того чтобы оснащение кабинета русского языка и литературы было полноценным, в кабинете есть портреты писателей и поэтов, стенды содержащие правила русского языка, викторины и материалы для подготовки к централизованному тестированию.
Еще в кабинете много живых цветов, больших и маленьких. Они стоят на подоконниках и на шкафах.
В кабинете также имеется современная техника: ноутбук и мультимедийный проектор.

Кабинет большой и очень светлый. Много живых цветущих цветов. В помещении оформлены стенды: подготовка к ОГЭ, ЕГЭ, уголок читателя, классный уголок, уголок безопасности и здоровья. В них отражается необходимая и важная информация. В кабинете имеется два компьютера, сканер и принтер. Оформлены книжные выставки.

кабинет уютный, светлый

Кабинет светлый,уютный.

Оформление кабинета русского языка и литературы должно отвечать обучению и воспитанию подрастающего поколения. Кабинет русского языка и литературы - это прежде всего рабочая комната, где проводятся уроки, внеклассные мероприятия. В кабинете есть информационный стенд для подготовки к итоговой аттестации. Возле доски находится сменный стенд, где размещается информация к урокам. Кабинет оснащен справочными и дидактическими материалами, художественными текстами, хрестоматиями. Кабинет оборудован современными техническими средствами: смартдоска, видеооглаз, стереосистема. В кабинете прекрасный зеленый уголок.

В 2009 году наша школа была снесена в связи с аварийным состоянием. С 2009 по 2012 гг мы учились в трех разных школах. В 2012 году было отстроено новое учреждение. Так появился кабинет русского языка и литературы. Он полностью укомплектован. имеются: мультимедийная доска (mimio), на которой ребята свободно работают, чертят схемы, составляют графики и тд; пульты для голосования на уроке; портреты писателей и поэтов; диски с различными видами заданий. На окнах-жалюзи, очень удобно при регулировании освещения. Кабинет оформлен цветами.

Кабинет оснащен всем необходимым для работы в современных условиях. Эстетически оформлен, не содержит в интерьере отвлекающих от основной деятельности элементов декора. Это классное помещение учащихся 7 Б класса, поэтому есть классный уголок, где отражается необходимая и полезная информация. На внутреннем конкурсе кабинетов №22, мой кабинет, занял призовое место.

Свой кабинет формирую уже тридцать лет, создание его – дело трудоёмкое, оборудование комплектуется годами. Неоднократно полностью менялось оформление кабинета, его дизайн, обновлялись стенды, Все наглядные стенды для работы с учащимися на уроке только сменные. Собран огромный материал как по литературе, так и по русскому языку. Мне интересно заниматься созданием кабинета, я этим увлечена.
Мой кабинет, как и всякий учебный кабинет, выполняет несколько функций. Это и учебное помещение, где проходят уроки, дополнительные занятия с отстающими и одаренными детьми. Это и игровая площадка, где проводятся различные внеклассные мероприятия по русскому языку и литературе. Это и методический центр, где собираются на свои заседания учителя школьного и районного методических объединений. Это и консультационный пункт для подготовки к предметным олимпиадам и экзаменам. Это и библиотека, где можно найти справочную, методическую и энциклопедическую литературу. Кабинет – это самое важное место в школе для учащихся моего класса: здесь мы общаемся, проводим внеклассные мероприятия, готовимся к выставкам и конкурсам, репетируем.
Оборудование кабинета соответствует современным требованиям: в кабинете есть компьютер (в нём огромная база различных нужных материалов). мультимедийный проектор, принтер.
Окна в кабинете оснащены жалюзи. Везде стоят цветы, которые делают обстановку в кабинете более уютной и комфортной. Мебель современная, светлая, достаточно удобная.
Хорошо оборудованный кабинет – необходимая принадлежность современного учебного процесса, он является не только фоном, но и мощно стимулирует учеников и является помощником учителя.

Кабинет русского языка и литературы оснащён оборудованием, необходимым для проведения уроков в соответствии с ФГОС.
Интерактивная доска, компьютер, принтер, мультимедийный проектор, телевизор, слайд-проектор, DVD, комплект DVD-дисков по русскому языку и литературе для 5-11 классов, учебные видеофильмы по разным темам, интерактивные таблицы и электронные приложения к учебникам позволяют проводить увлекательные современные уроки. Подключение к сети Интернет расширяет возможности поиска необходимой информации на уроке, помогает в более качественной подготовке к ЕГЭ и ОГЭ. В кабинете проводится большая внеклассная и внеурочная работа. Конференции, литературные гостиные, праздники, олимпиады, конкурсы, факультативы, кружки способствуют приобщению детей к русской слдовесности.

Кабинет русского языка и литературы МБОУ "Лицей № 1", г. Лысьва (педагоги - Плесовских Олеся Сергеевна, Панкова Надежда Петровна, Райзвих Ольга Анатольевна).

Сегодня недостаточно дать студенту знания,
Важно научить его овладевать методами познания,
Он должен самостоятельно ориентироваться в тексте художественного произведения,
Суметь объяснить то или иное явление.
Этому способствует эстетически оформленный кабинет,
Который на любые вопросы в преподавании даст ответ.
В нем разработка и создание учебно-методической документации,
Важные рекомендации и их реализация.
В таком кабинете эффективен урок,
Педагог каждую личность совершенствовать смог,
Творческие способности студентов развивает,
Научную и эстетическую информацию им предоставляет!
Автор Свистунова Л.И., преподаватель русского языка и литературы ОГБПОУ ДТПТ

Главная задача функционирования кабинета русского языка и литературы - совершенствование учебно-воспитательного процесса, углубление и расширение теоретических сведений о культуре речи, систематизация знаний по лексике и грамматике, закрепление орфографических и пунктуационных навыков, формирование талантливого читателя, нравственно и духовно обогащенного.
Хорошо оборудованный и оформленный кабинет оказывает благотворное воздействие на студентов, помогает воспитывать в них трудолюбие, аккуратность, собранность, бережное уважительное отношение к тому, что сделано своими руками и трудом старших товарищей.

Наш кабинет русского языка и литературы небольшой, но ребята с любовью относятся к нему. Это происходит не только потому, что здесь все доступно для работы каждому. В кабинете собрана как художественная, так и методическая литература, он оснащен необходимым оборудованием, собрана большая электронная база дидактического материала к урокам литературы и русского языка. Весь материал собран в блоки, что создает особый комфорт. Ученики очень любят работать на уроках с интерактивной доской и многие интересные работы создают сами. Большое количество презентаций, выставок выполнено ребятами.

В моем шкафу теснится к тому том.
И каждый том на полке - словно дом...
Обложку - дверь откроешь второпях -
И ты вошел, и ты уже в гостях...
Как переулок - каждый книжный ряд.
А весь мой шкаф - чудесный Книгоград.
Когда ты будешь в этот город вхож -
из Прошлого в Грядущее пройдешь..
Современный
учебный процесс предполагает применение современных же технологий. Учебный кабинет оснащен необходимым оборудованием,
дидактическими и техническими средствами, учебно-вспомогательными материалами и
соответствует всем требованиям для реализации теоретической и практической
частей основных образовательных программ по русскому языку и литературе.Кабинет оборудован компьютером,который позволяет использовать Интернет-ресурсы, мультимедийным проектором, интерактивной доской,
звуковым оборудованием. В кабинете представлено множество методической, справочной и художественной литературы. Имеется познавательная
фильмотека о жизни и творчестве известных писателей и поэтов. Стены кабинета, мебель, предметы интерьера создают благоприятный психологический настрой. Кабинет уютный и многофункциональный. Все это позволяет решать
современные образовательные задачи.

Постоянные творческие искания, стремление приобщить учащихся к работе с книгой, с литературоведческим материалом, со справочной литературой, постоянное стремление расширить кругозор школьников, помочь им выработать собственный взгляд на изучаемое художественное произведение - основная задача учителей русского языка и литературы. В решении этой задачи, в нравственном воспитании, в формировании глубокого интереса к предмету особенно велика роль кабинета.
Учебный кабинет – это учебное помещение школы, оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью, техническими средствами обучения, в котором проводится учебная, факультативная и внеклассная работа с учащимися, и методическая работа по предмету.
Я убеждена, что учебный кабинет является необходимым условием организации современного образовательного процесса. От правильно оборудованного кабинета в значительной степени зависят результат труда учителя и учащихся.
Учебный кабинет – это не просто место, где проходят уроки, а современная лаборатория, которая играет важную роль в развитии интереса к предмету, организации самостоятельной и творческой деятельности учащихся.
В моём кабинете имеются аудиокниги, фильмотека, электронные книги для подготовки к ЦТ, словари и энциклопедии, виртуальные экскурсии, презентации к урокам русского языка и литературы в 5 - 11 классах.

Кабинет русского языка и литературы в школе небольшой, но уютный. Он оснащён ноутбуками, проектором, документ-камерой, принтером. Дидактический материал, различные тематические тесты, варианты заданий ОГЭ и ЕГЭ, наглядный материал и многое другое - всё это делает уроки словесности в этом кабинете интересными и насыщенными.

Учебный кабинет оснащен необходимым оборудованием, дидактическими и техническими средствами, учебно-вспомогательными материалами и соответствует всем требованиям для реализации теоретической и практической частей основных образовательных программ по русскому языку и литературе.
В кабинете часто проводятся конкурсы чтецов, творческие и музыкально-литературные мероприятия.
Всем участникам конкурса желаю удачи!

Сегодня кабинет русского языка и литературы просто обязан быть многофункциональным: оборудованным для того, чтобы использовать "последнее слово техники" и достаточно уютным, чтобы в свободной форме "растекаться мыслию по древу".

Предусмотрено всё расписанием,
Вслед уроков идут перемены…
Воплотятся любые желания!
Бог вам в помощь! И школьные стены!

Учебный кабинет оснащен необходимым оборудованием, дидактическими и техническими средствами, учебно-вспомогательными материалами и соответствует всем требованиям для реализации теоретической и практической частей основных образовательных программ по русскому языку и литературе. В учебной и внеурочной деятельности используются имеющиеся в наличии традиционные и современные технические средства обучения, оргтехника.
В нашем кабинете часто проводятся конкурсы чтецов, творческие и общешкольные мероприятия.

Кабинет имеет районный паспорт с 2008 года. В нем имеется ноутбук, проектор, экран, а также все необходимое для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ: различного рода тесты, тексты, таблицы, раздаточный материал, пособия и т.д. Создана фонотека: презентации по русскому языку и литературе для каждого класса и по всем темам, диски по русскому языку. В наличии имеются папки: "Пиши правильно", "Учимся писать сочинения", "Говори правильно" и т.д. Создана библиотека художественной литературы по школьной программе.
Ежегодно в кабинете проводится косметический ремонт, в нем светло и уютно!

Каким должен быть современный кабинет? В нашей школе это открытое образовательное пространство, где учиться весело и интересно. Техническое оснащение обеспечивает свободный выход в интернет, использование цифровых образовательных ресурсов и дистанционного обучения.
В кабинете русского языка и литературы, конечно, много словарей и справочников, а еще можно взять на книжной полке принесенную одноклассником хорошую книгу, полистать ее, увлечься и унести домой, чтобы дочитать. Просто в нашей школе реализуется проект «Книгообмен».
Делать что-то вместе так приятно! Мы убедились в этом еще раз, когда работали над проектом оформления кабинета «Портреты классиков»: искали изображения с нужным разрешением, обсуждали формат, подбирали рамки.
А сейчас мы обсуждаем, как продолжить работу по оформлению кабинета. Будем рады интересным идеям и предложениям!
Ждем в гости!

В кабинете русской словесности, кроме наглядных, методических пособий и раздаточного материала по все темам, есть несколько уникальных коллекций. Одна из них – коллекция автографов пермских писателей.
Книги с автографами дарили писатели, выступавшие перед учащимися, родственники и знакомые писателей. Среди них мы видим совершенно уникальные, например, посвящение Владимира Радкевича Римме Васильевне Коминой:
От Урала и до Рима
Всех красивей дама Римма.
От чего же мы горим?
Вот от этих самых Римм!
От Перми в душе оскомина,
Но я рад, что рядом Комина.
Кабинетом изданы брошюра и электронный диск «Автографы пермских писателей в кабинете словесности», автографы, собранные в кабинете, описаны в двух статьях. Хранятся в коллекции и копии судебного дела А. С. Грибоедова, копия письма В. В. Каменского Н. Бухарину…
Коллекция книжной миниатюры Пермского книжного издательства вдохновила учащихся на создание книжек-малышек, поделок по мотивам книг пермских писателей. Эта коллекция, как, впрочем, и другие коллекции в кабинете, вызывает неизменный интерес детей.
Интересна коллекция старинной и редкой книги. Здесь и издание поэмы А. Твардовского «Василий Теркин», которое побывало на фронтах Великой Отечественной войны с солдатом-дедушкой ученица нашей гимназии. Здесь и словарь-справочник «Употребление буквы ё», изданный в 1945 году! Здесь и сборник стихотворений М. Ю. Лермонтова с ксерокопией его автографа.
Кабинет организовал издание творческих работ детей. Это сборники «И жизнь, и слезы, и любовь…», «Я хочу сказать тебе, учитель…», «Любимой и вечно молодой гимназии посвящается», книга-раскраска «Книга сказок», сборник «Автографы пермских писателей», сборники воспоминаний «Я помню! Я горжусь!» Научные работы учащихся представлены во многих сборниках, изданных по материалам конференций (Пастернаковские чтения, Астафьевские чтения и др). Так, в сборнике «Выпускники читают современную прозу», изданном ПГПУ, опубликован комментарий Ожгибесовой В, ученицы 7 класса, к главе «Осада Осы» из книги А. Иванова «Увидеть русский бунт».
Словарный уголок в нашем кабинете чрезвычайно обширен: здесь собраны словари 40 названий! Особенно богат этот раздел словарями, изучающими язык Прикамья. Интерес детей к ним огромен. По материалам словарей учащимися созданы несколько рефератов.
Кабинет неплохо оснащен технически. Компьютер, принтер, проектор, музыкальный центр и проигрыватель (т.к. коллекция грампластинок содержит более сотни экземпляров) позволяют оживить почти каждый урок.

Кабинет удовлетворяет всем современным требованиям. Большой, просторный, светлый, комфортный для обучения, что достигается благодаря прекрасному оформлению и большому количеству цветов. Над ученической доской расположены портреты писателей. На центральной стене – отражены художественные композиции из произведений А.С.Пушкина и Н.В. Гоголя.
Помещение кабинета оснащено специализированной учебной мебелью и средствами обучения: мултьтимедийным оборудованием, методическими и наглядными пособиями; экранно-звуковыми пособиями; библиотечным фондом. В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплексы, художественная литература, энциклопедии, справочники и т. д. Весь многофункциональный комплекс преподавателя создает все условия не только для усвоения теоретического материала, но и для повышения культурного уровня школьников, их духовного роста и нравственного воспитания.
Благодарю Всех за внимание! Выбор за Вами!

Вся школа для детей - это огромная мастерская. Уютные кабинеты - это отдельные участки той самой мастерской, того помещения, где должна протекать яркая и увлекательная школьная жизнь.

В своем кабинете педагог занимается не только творчеством. На своем рабочем месте учитель выполняет много ролей - он творец, ученый, маляр и даже уборщик! Для учителя школьный кабинет - это второй дом! Педагоги в кабинете проводят много времени, поэтому они его холят и лелеют, а также оставляют в нем частичку своей души. Кропотливо приходится заниматься оформлением кабинета русского языка и литературы. Этому и будет посвящена в дальнейшем статья.

Требования к кабинету по ФГОС

Учебный кабинет должен быть оформлен по-особому, согласно введенным ФГОС. Мы перечислим, что должно входить в паспорт кабинета:

  • обложка и титульный лист с подписью директора;
  • указание данных о кабинете, например список педагогов, которые работают в данном кабинете, а также классы;
  • расписание занятий, которые проходят в данном кабинете;
  • план развития кабинета в перспективе (5 лет);
  • анализ плана развития;
  • данные об успеваемости;
  • контроль работ учеников.

Что должно находиться в кабинете русского языка и литературы:

  • портреты тех писателей и лингвистов, которых дети изучают на всем протяжении курса русского языка и литературы;
  • различные учебные пособия, в том числе дидактические;
  • литература для внеклассного чтения, а также словари, энциклопедии и прочие издания;
  • стенды, сборники и папки с вкладышами по теме;
  • творческие работы детей;
  • интересные материалы для детей (на взгляд учителя).

Примеры оформления кабинета русского языка и литературы

Для молодого специалиста оформление кабинета - одновременно сложная и интересная деятельность. Чтобы облегчить их труд, мы изучили опыт других преподавателей и обобщили его в нашей статье.

Во-первых, стены в кабинете не должны быть «голыми». Нужно, чтобы дети видели на специальных стендах персонажей произведений, которых они изучают.

Во-вторых, в классных уголках должна иметься актуальная информация для учеников. Например, стоит разместить вопросы к следующим урокам для умников и отстающих.

В-третьих, на стендах должны работать разметки: «Сегодня на уроке», «Готовимся к экзаменам», «Наше творчество». Там могут быть стихотворения, кроссворды, ребусы, головоломки, а также рисунки, стенгазеты - то есть все то, что сделано учениками.

В-четвертых, оформление кабинета русского языка и литературы должно еще и соответствовать тому пространству, где проходят родительские собрания, классные часы, олимпиады, литературные вечера и т. п. Помните, что для детей средних классов оптимально использовать большое количество цветных картинок, а также цитат, которые соответствуют их возрасту. Особенно популярны в их возрасте не только сказки, но и басни. Учтите, что детей нужно вовлечь в образовательную игру, которая будет им интересна.

В-пятых, в кабинете не должно быть устаревшей техники в виде магнитофонов и DVD-плееров. Иначе у детей складывается впечатление, что их учитель застрял в прошлом. Очень важно, чтобы в кабинете находился проектор, он сможет заменить плазменный телевизор. Но понимайте, что в помещении должны быть качественные жалюзи, чтобы в солнечный день они могли обеспечить приглушенный солнечный свет.

Ниже вы видите на фото оформление кабинета русского языка и литературы ваших коллег в одной из школ. К примеру, в сообществе американских учителей популярны различные стенды с рейтингами детей, которые в чем-либо преуспевают или отстают.

В заключение

Оформление кабинета русского языка и литературы - это кропотливая, творческая и систематическая деятельность педагога. Она требует времени, внимательности, вдумчивости и творческого подхода. Классный уголок - это особое пространство, где размещается наглядный материал, чтобы разбавить скучные и однообразные будни. Регулярно обновляйте фотографии, посвященные жизни ваших учеников. Если следовать нашим советам, то оформление кабинета русского языка и литературы изменится в корне.

Русские писатели - лауреаты Нобелевской премии.

Альфред Нобель родился в Стокгольме в 1833 году. Когда Альфреду было 8 лет, его семья переехала из Стокгольма в Петербург. Отец занялся производством торпед. После семи лет Альфред отправился в образовательный тур по Европе. Во Франции произошла встреча с Асканио Собреро – итальянским химиком, открывшим нитроглицерин. В США Нобель знакомится с Джоном Эриксоном, построившим первый линкор в Америке. По возвращении в Россию Альфред начинает трудиться на предприятии своего отца. В годы Крымской войны компания чуть не стала банкротом. Семья возвращается в Швецию. Альфред Нобель изобретает динамит, который впервые был применён в США при прокладке Тихоокеанской железной дороги.

У Нобеля не было прямых наследников.

Он решил пожертвовать средства таким людям, каким он был сам.

27 ноября 1895 года в Шведско-норвежском клубе в Париже Нобель подписал своё завещание , согласно которому большая часть его состояния - около 31 миллиона шведских марок - должна была пойти на учреждение премий за достижения в физике, химии, медицине, литературе и за деятельность по укреплению мира.

Завещание гласило:

Я, нижеподписавшийся, Альфред Бернхард Нобель, обдумав и решив, настоящим объявляю моё завещание по поводу имущества, нажитого мною… Капитал мои душеприказчики должны перевести в ценные бумаги, создав фонд, проценты с которого будут выдаваться в виде премии тем, кто в течение предшествующего года принёс наибольшую пользу человечеству.

Указанные проценты следует разделить на пять равных частей, которые предназначаются: первая часть тому, кто сделал наиболее важное открытие или изобретение в области физики , вторая – в области химии , третья – в области физиологии или медицины , четвертая – создавшему наиболее значительное литературное произведение, отражающее человеческие идеалы , пятая – тому, кто внесет весомый вклад в сплочение народов, уничтожение рабства, снижение численности существующих армий и содействие мирной договоренности.

…Мое особое желание заключается в том, чтобы на присуждение премий не влияла национальность кандидата, чтобы премию получали наиболее достойные, независимо от того, скандинавы они или нет

С 1969 года по инициативе Шведского банка присуждаются также премии памяти А. Нобеля по экономике, неофициально называемые «нобелевскими премиями по экономике».

Секрет успеха Альфреда Нобеля

  • Получи образование у самых лучших учителей;
  • Ознакомься с последними научными разработками;
  • Изобрети что-то своё;
  • Женись только по любви;
  • Не делай своих потомков ещё богаче;
  • Не имей вредных привычек;
  • Не трать деньги впустую;
  • Защищай свои изобретения.


10 декабря 1933 года король Швеции Густав V вручил Нобелевскую премию в области литературы писателю Ивану Алексеевичу Бунину «за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы» . Иван Алексеевич стал первым из русских литераторов, удостоенных этой высокой награды. Всего же премию, учреждённую изобретателем динамита Альфредом Бернхардом Нобелем в 1833 году, получил 21 выходец из России и СССР, из них пятеро – в области литературы. Правда, исторически сложилось так, что для российских поэтов и писателей Нобелевская премия была чревата большими проблемами.

В своей речи при вручении премии представитель Шведской академии Пер Хальстрем, высоко оценив поэтический дар И. Бунина, особо остановился на «его способности необычайно выразительно и точно описывать реальную жизнь».

В ответной речи И. Бунин отметил смелость Шведской академии, оказавшей честь русскому писателю-эмигранту. Чек на 715 тысяч французских франков мог обеспечить Бунину безбедную жизнь и комфортные условия для творчества до конца дней. Однако, нобелевские деньги быстро кончились. Он тратил их не задумываясь, щедро раздавал нуждающимся коллегам-эмигрантам.

В 1958 г. Шведская академия присудила Борису Леонидовичу Пастернаку Нобелевскую премию по литературе «за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа» .

Развёрнутая против Пастернака массовая кампания вынудила его отказаться от Нобелевской премии. Поэт отправил в адрес Шведской академии телеграмму, в которой писал: « В силу того значения, которое получила присуждённая мне награда в обществе, к которому я принадлежу, я должен от неё отказаться. Не сочтите за оскорбление мой добровольный отказ ».

В 1965 г. Михаил Александрович Шолохов получил Нобелевскую премию по литературе «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время». Вручавший премию советскому писателю Густав Адольф VI назвал его «одним из самых выдающихся писателей нашего времени». Шолохов же королю, как это предписывали правила этикета, не поклонился. Некоторые источники утверждают, что сделал он это намерено со словами: «Мы, казаки, ни перед кем не кланяемся. Вот перед народом - пожалуйста, а перед королём не буду…»

8 октября 1970 года «за нравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы» Александру Исаевичу Солженицыну была присуждена Нобелевская премия. Это стало поводом для травли Солженицина в СССР. В 1971 конфисковали все рукописи писателя, а в последующие 2 года уничтожили все его издания. В 1974 году вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР, которым за систематическое совершение действий, не совместимых с принадлежностью к гражданству СССР и наносящих ущерб СССР», Александра Солженицина лишили советского гражданства и депортировали из СССР. Вернули гражданство писателю только в 1990, а в 1994 он с семьёй вернулся в Россию и активно включился в общественную жизнь.

10 декабря 1987 Иосифу Броскому вручили Нобелевскую премию по литературе «за всеобъемлющее творчество, пропитанное ясностью мысли и страстностью поэзии». Стоит сказать, что Бродский, после Владимира Набокова, - второй русский литератор, который пишет на английском языке как на родном.

«Литература – это совесть общества, его душа…»

Д. С. Лихачев


Кабинет русского языка и литературы – это особое пространство, рассчитанное на внеурочное развитие каждого школьника в индивидуальном порядке. Материалы, представленные на стендах, должны быть дифференцированы в соответствии с различными возрастными категориями и вызывать интерес у школьников, обучающихся в разных классах.
Основное требование, выдвигаемое к наглядному материалу, - информативность. Учащийся должен иметь возможность расширить свои знания по предмету, заинтересовавшись увиденным. Для филологического кабинета актуально представить новую информацию о лингвистических исследованиях, интересные факты о происхождении слов и фразеологических конструкторов, цитаты из классических произведений и т.д.

Паспорт кабинета русского языка

Согласно ФГОС, оформление должно проводиться в соответствии с нормальными документами. Содержание паспорта должно включать в себя такие пункты:
Титульный лист. Паспорт должен быть согласован с завучем по учебно-воспитательной работе. После этого он утверждается директором школы.
Указание общих данных о кабинете (ФИО всех учителей, которые проводят занятия в данном помещении, классы, площадь помещения, число мест.
Производится опись имущества, представленного в данном кабинете.
Расписание занятий в данном помещении на текущий семестр.
Перспектива работы и развития кабинета на пятилетний период.
Анализ работы, если кабинет не только что создан.
Подробный план работы на текущий год.
Портреты классиков.
Дидактические и методические пособия.
Данные об оценивании (сетка соответствия успеваемости баллам).
Книги для внеклассного чтения, словари, публицистика.
Стенды, папки с материалами по теме.
Работы учеников.

В оформлении кабинета используются как наглядные материалы с настенным размещением, к числу которых относятся стенды и портреты писателей, так и «свернутые» источники – папки, в которых содержится множество дополнительной информации по разным темам.
При выборе портретов для оформления нужно ориентироваться как на общепринятое отношение к классической литературе, так и на изменения в текущем литературном процессе. Если разместить рядом с А.С. Пушкиным и Т. Н. Толстым фото авторов-современников, это может подтолкнуть ребят к погружению в мир «живой» литературы эпохи постмодернизма.
Стоит привлекать школьников к работе с папками в рамках учебного времени, поскольку в противном случае они никогда ими не воспользуются.


Стенд в кабинет русского языка и литературы.

Стенд может быть посвящен общей теме либо творчеству конкретного писателя. Лучше иметь несколько стендов, один из которых сделать «стационарным» (менять информацию только частично, оставаясь в рамках одной темы), а второй использовать для постоянного привлечения текущих информационных поводов с целью заинтересовать школьников.
Постоянный стенд чаще всего посвящают теме родной речи. На нем можно разместить соответствующую поэтическую цитату, привести слова великих лингвистов о русском языке. Также здесь стоит указывать актуальную информацию, которая пригодится на экзамене. Можно указать список литературы и словарей для дополнительно рассмотрения. В специальном кармашке размещаются индивидуальные карточки для желающих улучшить знания.

Материал подбирается в соответствии с тем, какие классы будут посещать данный кабинет. Для школьников средних классов нужно использовать больше картинок, цитаты приводить из той классики, которая будет понятна в их возрасте. Особой популярностью будут пользоваться басни и сказки. Материалы должны быть максимально интерактивны. Нужно вовлечь детей в игру, которая была бы им интересна.
Для школьников выпускных классов или их претворяющих важнее использовать данные о предстоящих экзаменах, перспективах изучения русского языка и литературы в дальнейшем. Можно разместить данные о возможных вакансиях, которые замещают профессиональные филологи.


План кабинета русского языка и литературы.

Работа в рамках кабинета ведется согласно заранее составленному и утвержденному на уровне дирекции плану. В нем расписываются все мероприятия, которые будут проводиться – как творческое оформления, так и замена и пополнение материальной базы.
Так, в плане указывается информация о ремонтных работах, приобретении новых светильников, техники (на уровне телевизора, проектора, аудиосистемы и пр), а также решения о размещении новых полок, стендов, об оформлении альбомов. Также обозначаются важные мероприятия вроде открытых лекций и различных экскурсий.
Для каждого пункта плана прописывается ответственный за выполнение, а также сроки. Это может быть конкретная дата (актуально для массовых мероприятий) или, что встречается чаще, ограниченный период времени (месяц, четверть, семестр или даже год).


Кабинет обязан иметь четкую структуру. Всё, что в нем представлено, направлено на развитие и повышение уровня образования учащихся. Нельзя захламлять стены или метраж полками или шкафами с ненужными материалами. Кабинет должен быть максимально мобильным, нести в себе актуальную информацию. Устаревшие источники необходимо изымать и перемещать в архив школы или сдавать в библиотеку.
Нельзя забывать и о требованиях, которые имеют несколько бюрократический характер: документация должна вестись постоянно. В её составлении и утверждении необходимо участие руководства учебного заведения и, по возможности, нескольких учителей, преподающих филологические предметы.


Выбор техники зависит от уровня достатка школы. В идеале оснащение должно базироваться на применении современных технологий. Не нужно приобретать такие устаревшие виды техники, как ДВД-плееры или магнитофоны. Морально устаревшие предметы продемонстрируют ученикам, что их учителя остались в прошлом веке.
Напротив, лучше завести один хороший ноутбук, который будет соотнесен со всеми компьютерными задачами класса. Важным приобретением станет проектор, который вполне способен заменить собой большой плазменный телевизор. Однако в таком случае нужно позаботиться о плотных шторах, которые исключали бы проникновение света в аудиторию.

Современный кабинет русского языка и литературы.

Современный кабинет – это сочетания использования нового технического оснащения и актуальной педагогической методологии. Нужно использовать в своих целях интересы учеников. Огромной перспективой обладает привлечение гаджетов. Вместо того, чтобы запрещать пользоваться телефонами и забирать их в случае неповиновения, лучше сделать так, чтобы эти девайсы сыграли в пользу образования. К примеру, создать несколько специальных приложений (тесты, несложные игры конструируются очень просто с помощью софта), которые могут использовать как для тренировки и получения новых знаний, так и для контроля. Контрольные тесты, проводимые с помощью гаджетов, подготовят школьников к системе ЕГЭ и не оставят времени на списывание. Ссылки на приложения можно разместить на стендах в виде QR-кодов. Там же можно оставить ссылки на презентации по литературной тематике.

Уголок кабинета русского языка и литературы.

Уголок – часть пространства для размещения наглядных материалов наравне со стендом. Чаще всего они вместе образуют единую композицию. Уголок – центральное место для размещения копий документации, он может служить пространством для крепления и общешкольной атрибутики. В число её входит изображение герба, а также текст гимна.
Зачастую за аудиториями прикреплены классы. В там случае уголок стоит отвести под потребности этого коллектива. Фотографии учащихся, девиз класса, список лучших учеников за текущий период, творческие работы – всё это можно разместить здесь.
Уголки могут использоваться и для тематических литературных вечеров, если наполнить их соответствующим материалом.

Правила пользования кабинетом русского языка и литературы.

Правила обозначаются в документации по созданию и функционированию кабинета. Они регулируют права и обязанности школьников и руководителя. Обычно эти правила таковы:
Необходимо открывать кабинет за пятнадцать минут до начала уроков.
Школьники не могут входить в кабинет в верхней одежде.
Учащиеся не могут присутствовать в кабинете без учителя.
Каждую перемену необходимо проводить проветривание.
Соблюдение правил безопасности в стенах кабинета необходимо.
Список должен быть прикреплен на видном месте. Можно разместить его либо на стенде (уголке), либо на внутренней стороне двери. Там же стоит указать и расписание работы.

Таким образом, кабинет русской филологии обязан создаваться и функционировать в соответствии с существующим законодательством и максимально развивать в своей отрасти посещающих его учеников.

И в окончание, предлагаем Вашему вниманию короткий видео ролик, демонстрирующий интересно оформленный кабинет русского языка и литературы: