Оброзование для всех

Основные отличия этих курсов от предыдущего состоят в следующем:

  1. Здесь впервые дается научное определение понятия «географическое положение». Учебники полно раскрывают его содержание, включающее признаки положения относительно других объектов и математических линий.
  2. Одновременно происходит формирование двух взаимосвязанных понятий -«географическое положение» вообще и «географическое положение» конкретной территории - Африки, Австралии, Урала, Западно-Сибирской равнины и др. Такой подход повышает осознанность знаний при условии, если учитель повторяет содержание Понятия на всем протяжении курсов.
  3. В VI-VII классах осуществляется в основном обучение самостоятельному описанию географического положения территории. Оно идет одновременно с формированием соответствующего понятия. —
  4. Начиная с VI класса учащиеся используют специальные планы описания положения по карте. Они постепенно изменяются вместе с усложнением понятия: добавляются новые объекты, влияющие на природу территории, относительно которых следует определять положение!

Одновременно возрастает самостоятельность школьников. Усваиваемый прием приобретает большую гибкость. Так, при описании географического положения Западно-Сибирской равнины в VII классе многие учащиеся определяли ее положение относительно Среднесибирского плоскогорья.

Таким образом, новые условия обучения требуют:

  • более целенаправленного формирования понятия «географическое положение»;
  • обучения приему описания географического положения по карте на основе формируемого понятия;
  • более развернутых и самостоятельных описаний по карте;
  • широкого использования знаний об особенностях гео> графического положения для объяснения природных условий изучаемых территорий, т. е. переноса приема на новый материал.

Описание географического положения в VI классе.

Понятие «географическое положение материка» вводится дедуктивным путем, как и ряд других общих понятий в VI классе. Процесс обучения в разделе «Африка» идет по следующему плану:

  1. Цели изучения географического положения материка.
  2. Раскрытие содержания этого понятия.
  3. Постановка целей урока:
    • а) выяснить главные особенности географического положения Африки;
    • б) учиться самостоятельному описанию положения материка по физической карте.
  4. Изучение географического положения Африки: сообщение и запись плана описания географического положения материка. Беседа по плану и физической карте.
  5. Изучение береговой линии Африки. (Сведения о ней не входят в понятие «географическое положение», но изучаются вместе.)

Эта последовательность во многом сохраняется при рассмотрении последующих материков, а также в курсе физической географии СССР.

Сведения о значении изучения географического положения и содержании этого понятия обеспечивают осознанность формируемого приема. В учебнике по географии материков содержание понятия изложено с помощью описания тех действий, которые надо выполнить, чтобы выяснить географическое положение материка. Для примера зависимости природных условий от положения территории на земной поверхности учитель напоминает об известной школьникам связи количества получаемого Землей тепла с географической широтой, а количество осадков нередко зависит от близости или удаленности от океанов.

Постановка целей урока перед учащимися помогает осознать направленность познавательной деятельности учащихся, тот результат, который должен быть получен в процессе обучения.

Типовой план описания географического положения материка имеет такое содержание:

  1. Величина материка.
  2. Положение материка относительно экватора (тропика, полярного круга), нулевого меридиана.
  3. Крайние точки материка и их координаты. Протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах.
  4. Океаны и моря, омывающие материк.
  5. Близость к другим материкам или удаленность от них.

Сведения о величине территории не входят в содержание понятия, но в учебных целях рассматриваются вместе (необязательно вначале).

По записанному плану и карте начинается беседа:

  1. Посмотрите на карту полушарий. Какие материки превосходит Африка по своей территории, а какому уступает?
  2. Откройте с 6 учебника. По диаграмме определите, чему равна площадь Африки.
  3. Во сколько раз площадь Африки больше площади Антарктиды?
  4. В какой части Африки проходит экватор? Северный.и Южный тропики? Сделайте вывод о возможном климате Африки:
  5. Как расположена Африка по отношению к нулевому меридиану?

Затем учитель показывает крайние северную и южную точки Африки и предлагает определить их широту. Он подчеркивает, что это необходимо для определения протяженности материка в градусах и километрах. Далее учащиеся узнают протяженность Африки между крайними западной и восточной точками, учитывая данные карты полушарий атласа о величине одного градуса долготы на широте 10 и 20°. Такие данные помещены у выхода параллелей на рамку карты.

Нужно учесть, что в школьной географии приняты два способа измерения протяженности материков. Их применение зависит от условий обучения.

Протяженность материка можно узнать по разнице широт или долгот между крайними точками. Это более сложный способ, так как крайние северная и южная точки обычно лежат на разных меридианах, а крайняя западная и восточная точки - на разных параллелях. Учитывая это, нередко измеряют протяженность материка не по его крайним точкам, а по какому-либо меридиану или параллели. При условии хорошей подготовки учащихся полезно определять протяженность материка между его крайними точками. Далее учащиеся называют океаны и моря,; омывающие материк, ориентируя при этом морские границы по сторонам горизонта, указывают на близость Африки к Евразии и удаленность от других материков.

В начале VI класса учащиеся не могут одновременно усваивать и содержание действий, и их последовательность. Они обращают внимание лишь на содержание действий. Поэтому в конце беседы полезно спросить: по какому плану мы описывали географическое положение Африки? Не видят учащиеся и особенностей географического положения материка, влияющих на его природные условия. Учитель подчеркивает, что особое внимание нужно обратить на те черты географического положения, от которых зависят природные условия материка, и затем называет эти черты. В разделе «Африка» они еще не рассматривались, поэтому соответствующий вывод делает учитель. В дальнейшем с этим заданием школьники справляются более успешно. А в курсе физической географии СССР выявление особенностей географического положения становится основным содержанием работы по карте.

Для формирования приема описания географического положения любой территории, а не только материка полезно выполнить задание учебника - описать географическое положение Мадагаскара. Учитель указывает, как изменить записанный учениками план, предлагает выяснить положение острова по отно шению к Африке. В условиях насыщенного материалом первого урока по Африке это задание учащиеся могут выполнить дома или при проверке домашнего задания на следующем уроке. Так начинается обучение переносу формируемого приема на новый материал.

Следующее упражнение в описании географического положения материка выполняется при изучении Австралии.. В учебнике имеются вопросы для такого описания, но учителю целесообразнее использовать свой план, записанный в тетради, ведь он одинаков для всех материков. В зависимости от подготовленности класса учащиеся могут описать географическое положение Австралии в целом или. сгруппировав: пункты плана для двух заданий.

Хорошим средством выявления особенностей географического положения является сравнение. Оно возможно, например, при изучении Австралии и Африки, Южной Америки и Африки, материков северного полушария. Учитывая, что на этом этапе развернутые сравнения представляют большую сложность, приходится сопоставлять материки не в целом, а по отдельным элементам их положения. Так, сравнение географического положения Африки и Южной Америки возможно по таким вопросам:

  1. В чем состоит различие в положении Африки и Южной Америки по отношению к экватору, Северному и Южному тропикам?
  2. Какой материк расположен севернее? южнее? Докажите свой вывод с помощью географических координат крайних точек.
  3. Какой материк наиболее вытянут в севера на юг?
  4. Как различие в географическом положении должно сказаться на климате и природных зонах Южной Америки?
  5. Что общего в географическом положении обоих материков?

Как видно, сопоставление охватывает наиболее существенные стороны географического положения, влияющие на природные условия материков.

Обучение описанию географического положения продолжается и при рассмотрении природных областей материков. В зависимости от учебного времени эти описания имеют различную подробность и иногда довольно сжаты. В то же время нужны задания, требующие связать географическое положение с различными компонентами природы, например:

  1. В чем состоит связь географического положения Северной Австралии с ее температурами, количеством и режимом осадков?
  2. Какой материк -Южная Америка или Африка -имеет более разнообразный климат? Каковы причины разнообразия?

По мере обучения познавательная самостоятельность учащихся. возрастает. Все чаще школьники используют прием как средство учебного познания. К концу VI-класса учащиеся могут-назвать существенные стороны географического положения без опоры на письменный план.

Текст Оброзование для всех:

Чтобы найти на карте какой-нибудь объект, надо знать его географическое описание. Даже если дело касается таких крупных географических объектов, как материки, может понадобиться, например, для урока географии в школе, подробно описать и указать его местоположение на карте. Если вам нужно составить общее описание или определить географическое положение материка, следуйте несложным советам и у вас все получится.

Вам понадобится

  • - бумажная или электронная карта;
  • - бумага и ручка.

Инструкция

Возьмите обычную бумажную или электронную карту мира с указанием координат и найдите нужный вам материк. Если у вас нет карты, можете найти ее в общем поиске, набрав название материка и воспользовавшись меню «карты».

Посмотрите, как соотносится положение материка относительно других материков, экватора, северного и южного полюсов, в каком полушарии находится материк, например, Северная Америка расположена в северном полушарии, а Африка пересекает экватор. Опишите это как можно более подробно.

Внимательно изучите координатную сетку и найдите координаты материка: самой северной (верхней), южной (нижней), западной (справа) и восточной (слева) точки. Для того чтобы найти координаты точки, найдите широту и долготу.

Широту отсчитайте от экватора, если идете от экватора вверх, то значение широты будет положительным, если идете вниз – отрицательным. По бумажной карте невозможно определить точное значение, прикиньте примерно по расчерченным параллелям (горизонтальным линиям). То есть, если ваша точка (например, Игольный мыс – самая южная точка Африки) лежит между параллелями 30° и 45°, разделите это расстояние на глаз и определите около 34° - 35°. Для более точного определения, воспользуйтесь электронной картой или географическими атласами.

Долготу отсчитывайте от нулевого меридиана (это вертикальная линия, проходящая через Лондон). Если ваша точка лежит к востоку от этой линии, перед значением поставьте знак "+", если к западу, поставьте "-". Точно так же, как и широту, определите долготу, только не по горизонтальным, а по вертикальным линиям (меридианам). Точное значение можно узнать только по электронной карте или при помощи секстанта.

Запишите координаты всех крайних точек материка в виде (широта от -90° до +90°, долгота от -180° до +180°). Например, координаты Игольного мыса будут равны (34.49° южной широты и 20.00° восточной долготы). Современная запись системы координат подразумевает запись в градусах и десятичных дробях, но раньше было популярно измерение в градусах и минутах; вы можете использовать как ту, так и другую систему записи.

Опишите особенности материка, его самую высокую и самую низкую точку над уровнем моря, самые длинные и широкие реки, крупные озера, омывающие материк моря, государства, расположенные на его территории и другую информацию.

План описания географического положения материка

1. Определяем географическое положение материка: а) положение по отношению к экватору и нулевому мередиану; б) широту и долготу крайних точек; в) положение относительно других материков, океанов, проливов, заливов.

2. Определяем преобладающие формы рельефа, выясняем в какой части материка они находятся. Находим высшие и низшие точки и амплитуду высот на материке

3. Определяем положение в климатических поясах и общие особенности климата

4. Называем и находим на физической карте крупные реки и озера. Определяем в каких частях материка и в каком направлении протекают реки, к бассейну какого океана они относятся. Определяем, к каким формам рельефа приурочены озера.

5. Определяем набор и особенности расположения природных зон.

6. Характеризуем основные природные ресурсы материка

7. Перечисляем крупнейшие страны материка.

8. Какие народы населяют материк, в каких частях плотность материка наивысшая.

9. Особенности хозяйственной деятельности материка.

План описания океана

1. Название океана и его размеры.

2. Положение океана относительно экватора и начального меридиана, полярных кругов, тропиков.

3. Между какими материками расположен океан.

4. Соседство с другими океанами.

5. Крупнейшие моря и заливы.

6. Средняя и максимальная глубина океана.

7. Важнейшие тёплые и холодные течения.

8. В каких климатических поясах расположен океан.

9. Использование океана человеком, важнейшие транспортные пути.

10. Вывод об особенностях географического положения океана.

План описания путешествия

  1. Расскажите, какова цель вашего путешествия.
  2. Проложите маршрут путешествия. Покажите населенные пункты, через которые проходило ваше путешествие. Укажите его продолжительность.
  3. Какой вид транспорта вы использовали для путешествия
  4. Рассчитайте с помощью масштаба приблизительную протяженность и направление вашего путешествия.
  5. Выясните, через какие формы рельефа проходил ваш путь.
  6. Укажите, через какие объекты гидросферы проходил ваш путь (реки, озера, моря, океаны).
  7. Опишите погоду в момент вашего путешествия.
  8. Опишите животный и растительный мир территории по которой проходило путешествие.

План описания реки

  1. Название реки и ее длина
  2. На каком материке находится река и в какой его части
  3. Исток реки
  4. Устье реки
  5. В каком направление течет река
  6. К бассейну, какого океана относится река
  7. Притоки
  8. Характер течения реки
  9. Питание реки
  10. Режим реки
  11. Уклон реки
  12. Падение реки

План описания ЭГП страны

1. Положение по отношению к соседним странам.

2. Положение по отношению к главным сухопутным и морским транспортным путям.

3. Положение по отношению к главным топливно-сырьевым базам, промышленным и сельскохозяйственным районам.

4. Положение по отношению к главным районам сбыта продукции.

5. Изменение ЭГП во времени.

6. Общий вывод о влиянии ЭГП на развитие и размещение хозяйства страны.

План описания географического положения страны

1. Какие карты следует использовать при описании страны?
2. В какой части материка расположена страна? Как называется её столица?
3. Особенности рельефа (общий характер поверхности, основные формы рельефа и распределение высот). Полезные ископаемые страны.
4. Климатические условия в разных частях страны (климатические пояса, средние температуры июля и января, годовое количество осадков). Различия по территории и по сезонам.
5. Крупные реки и озёра.
6. Природные зоны и их основные особенности.
7. Народы, населяющие страну. Их основные занятия.


Статья содержит информацию, которая объясняет особенность географического положения черного континента относительно прочих материков. Материал указывает на уникальные черты, которые свойственны только этой территории. Дополняет информацию из курса географии за 7 класс.

Географическое положение Африки

Черный континент признан самым жарким материком на планете. Это обусловлено тем, что он проходит по обе стороны от экватора. Он условно разрезает континент по центру. Подобное положение участка суши стало объективной причиной того, что территория получает существенное количество солнечной энергии, необходимой для поддержания жизни. Размер территории с севера на юг — 8 тыс. км, с запада на восток в северной оконечности — 7,5 тыс. км.

Материк омывается сразу двумя океанами и двумя морями - восточная часть – Красным морем и Индийским океаном, западная - Атлантическим океаном, а с севера – водами Средиземного моря.

Материк отличают от прочих особенности, которые заключаются в его слабой расчлененности в вертикальной и горизонтальной плоскости. Географическое положение Африки специфическое, так как континент расположен симметрично относительно экватора.

Местоположение континента таково, что он находится среди двух тропиков: крайняя северная оконечность 37°20” с. ш. - мыс Эль-Абьяд, крайняя южная оконечность 34°5” ю. ш. - мыс Игольный.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Удивительно то, что основная часть материковой территории пролегает в жарком поясе. Вся площадь регулярно нагревается солнечными лучами.

Физико-географическое положение материка содержится в том, что его северная область значительно шире, чем южная. Ширина южной части составляет около 3000 км., а протяженность от западной оконечности Зеленого Мыса до восточного пункта Рас-Хафун всего 7, 5 тыс. км.

Рис. 1. Карта природных зон Африки.

Африка относительно других континентов

Из-за неординарной конфигурации материка, местоположение природных зон отличается. Но это компенсируется переходом их друг в друга.

Рис. 2. Схема перехода климатических зон.

Положение Африки относительно других материков таково, что она находится практически в самом центре карты мира. Прочие материки располагаются по разные стороны света.

Рис. 3. Положение Африки на карте.

Характерной чертой континента является способность «зеркально отражать» всю полноту его природного разнообразия. Из-за того, что материковую территорию в центре рассекает экватор, его природные зоны, которые находятся в северной части, отражают зоны, которые находятся в южной области от экватора. Получается, что, проходя от Кейптауна до Каира, можно наблюдать каждую из природных зон африканского континента два раза. Ни один из континентов земли не наделен такой уникальной чертой.

При составлении плана описания географического положения Африки для урока географии, нужно учесть такие пункты, как:

  • Ориентация материка относительно воображаемых контуров на карте: экватора, тропиков, полярных кругов, полюсов земли, нулевого меридиана.
  • Размещение в полушариях планеты.
  • Наименования крайних материковых оконечностей и их координаты.
  • Размер территории с севера на юг в градусах и километрах.
  • Величина территории с запада на восток в градусах и километрах.
  • Ориентация континента в поясах и областях климата.
  • Ориентация материка сравнительно морей и океанов, которые его омывают.

Что мы узнали?

Мы узнали, что благодаря физико-географическим специфическим чертам континента можно дважды наблюдать каждую из его природных зон. Выяснили, что линия экватора буквально делит Африку на две половины. Установили причину того, почему эта территория признана самой жаркой частью суши на Земле. Ознакомились с планом подробного определения (через описание) географического положения материка. Установили отличия природных зон черного континента друг от друга.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 3.9 . Всего получено оценок: 124.