Образцов кукольник биография. Сергей образцов. Награды и звания

Страница:

Образцов Сергей Владимирович (1901-1992), русский актер, режиссер-кукольник. Народный артист СССР (1954), Герой Социалистического Труда (1971), лауреат Ленинской (1984) и Государственной (1946) премий. Родился 22 июня (5 июля) 1901 в Москве, сын академика В.Н.Образцова.

После окончания реального училища поступил во Вхутемас (Высшие художественно-театральные мастерские) на живописный факультет. В 1922-1930 актер Музыкальной студии МХАТа (с 1926 - Музыкальный театр им. Немировича-Данченко), в 1930-1936 - МХАТа 2-го. В 1923 состоялось первое сольное выступление Образцова с куклами. До 1931 Образцов сочетал актерскую работу в музыкальном и драматическом театрах с концертной деятельностью.

Я не люблю приезжать в ваш антисемитский город. В мое время порядочные люди не пускали антисемита на порог. (руководителям Украины и Киева)

Образцов Сергей Владимирович

В сентябре 1931 Образцов стал художественным руководителем вновь созданного Государственного центрального театра кукол. Первая премьера театра состоялась 17 апреля 1932 (спектакль Джим и Доллар по пьесе А.Глобы). Не сомневаясь в способности театра кукол быть нужным и полезным людям, Образцов верил, что драматургия нового театра должна рождаться вместе с театром, в процессе его поисков, экспериментов. За 60 лет работы в театре им было поставлено более 70 спектаклей для детей и взрослых.

Драматургия постановок была взрывной и не слишком утонченной: Образцов увлекался пародией, оживлявшей представления для взрослых, впрочем, в равной степени обращенных и к детям. Руководимый им театр давал спектакли более чем в 350 городах СССР и 90 городах зарубежных стран.

Первый короткометражный кукольный фильм Образцова Глядя на луч полярного заката появился в 1938. Затем последовали документальные фильмы В Лондоне (1956), Повесть о пингвинах (1958), Кинокамера обвиняет (1968), Невероятная правда (1970) и др. Образцов осуществил постановки спектаклей По щучьему велению (1936) Е.Тараховской, Ночь перед Рождеством (1941) Е.Сперанского по повести Н.Гоголя, Король-олень (1943) Сперанского по пьесе К.Гоцци, Необыкновенный концерт (1946) Образцова, Илья Муромец крестьянский сын (1951) В.Курдюмова, Божественная комедия (1961) и Ноев ковчег (1968) И.Штока и др.

Президент Международного союза кукольников (1976-1984, с 1984 - почетный президент), профессор ГИТИСа (с 1973), член Союза писателей СССР, автор широко известных книг по вопросам искусства и публицистического характера (Актер с куклой, 1938; Моя профессия, 1950; О том, что я увидел, узнал и понял во время двух поездок в Лондон, 1956; Театр китайского народа, 1957, и др.), Образцов ставил спектакли, вошедшие в Книгу рекордов Гиннесса, пел романсы, выступал с сольными концертами, вел культурные программы на телевидении.

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Образцов Сергей Владимирович (1901-1992), русский актер, режиссер-кукольник. Народный артист СССР (1954), Герой Социалистического Труда (1971), лауреат Ленинской (1984) и Государственной (1946) премий. Родился 22 июня (5 июля) 1901 в Москве, сын академика В.Н.Образцова.

После окончания реального училища поступил во Вхутемас (Высшие художественно-театральные мастерские) на живописный факультет. В 1922-1930 актер Музыкальной студии МХАТа (с 1926 - Музыкальный театр им. Немировича-Данченко), в 1930-1936 - МХАТа 2-го. В 1923 состоялось первое сольное выступление Образцова с куклами. До 1931 Образцов сочетал актерскую работу в музыкальном и драматическом театрах с концертной деятельностью.

В сентябре 1931 Образцов стал художественным руководителем вновь созданного Государственного центрального театра кукол. Первая премьера театра состоялась 17 апреля 1932 (спектакль Джим и Доллар по пьесе А.Глобы). Не сомневаясь в способности театра кукол быть нужным и полезным людям, Образцов верил, что драматургия нового театра должна рождаться вместе с театром, в процессе его поисков, экспериментов. За 60 лет работы в театре им было поставлено более 70 спектаклей для детей и взрослых.

Драматургия постановок была взрывной и не слишком утонченной: Образцов увлекался пародией, оживлявшей представления для взрослых, впрочем, в равной степени обращенных и к детям. Руководимый им театр давал спектакли более чем в 350 городах СССР и 90 городах зарубежных стран.

Первый короткометражный кукольный фильм Образцова Глядя на луч полярного заката появился в 1938. Затем последовали документальные фильмы В Лондоне (1956), Повесть о пингвинах (1958), Кинокамера обвиняет (1968), Невероятная правда (1970) и др. Образцов осуществил постановки спектаклей По щучьему велению (1936) Е.Тараховской, Ночь перед Рождеством (1941) Е.Сперанского по повести Н.Гоголя, Король-олень (1943) Сперанского по пьесе К.Гоцци, Необыкновенный концерт (1946) Образцова, Илья Муромец крестьянский сын (1951) В.Курдюмова, Божественная комедия (1961) и Ноев ковчег (1968) И.Штока и др.

Президент Международного союза кукольников (1976-1984, с 1984 - почетный президент), профессор ГИТИСа (с 1973), член Союза писателей СССР, автор широко известных книг по вопросам искусства и публицистического характера (Актер с куклой, 1938; Моя профессия, 1950; О том, что я увидел, узнал и понял во время двух поездок в Лондон, 1956; Театр китайского народа, 1957, и др.), Образцов ставил спектакли, вошедшие в Книгу рекордов Гиннесса, пел романсы, выступал с сольными концертами, вел культурные программы на телевидении.

Умер Образцов в Москве 8 мая 1992. С целью освоения его богатейшего творческого наследия в 1998 был создан фонд С.В.Образцова, учредителями которого стали члены семьи Образцовых, а также деятели культуры, науки, представители делового мира, ГАЦТК им. С.В.Образцова.

Образцов был артистом Музыкальной студии МХАТ (с 1926 года ‒ Музыкального театра имени Немировича-Данченко), в 1930-1936 годах работал в труппе МХАТа-2, исполняя острохарактерные роли.

Параллельно с учебой Образцов выступал в сборных концертах с кукольной самодеятельностью. Впервые с театральными куклами Образцов выступил в 1920 году, первыми его зрителями были Константин Станиславский, Владимир Немирович-Данченко, Всеволод Мейерхольд, Владимир Маяковский.

Выступая в пародийном жанре "романсы с куклами", к середине 1930-х годов стал популярным артистом эстрады. Объектом его пародий была пошлость, характерная для исполнения некоторых эстрадных актеров, и обывательское мещанство ("Минуточка", "Мы только знакомы, как странно", "Налей бокал", "Мы сидели с тобой", "Хабанера").

В 1931 году Сергей Образцов возглавил Государственный центральный театр кукол (ныне Государственный академический Центральный театр кукол имени С.В. Образцова). Он разработал теорию и методику театра, создал репертуар, воспитал творческие кадры актеров и режиссеров. Его постановки вошли в золотой фонд отечественного и мирового театрального искусства. Среди них: "По щучьему велению" (1936), "Кот в сапогах" (1937), "Волшебная лампа Аладдина" (1940), "Король-Олень" (1943), "Веселые медвежата" (1945), "Необыкновенный концерт" (1946), "Божественная комедия" (1961), "Дон Жуан" (1975) и другие. Снискавшие большую зрительскую популярность, они до сих пор идут на сцене театра.

Образцов вел также преподавательскую деятельность, он был профессором Государственного института театрального искусства (ГИТИС).

С 1976 года он был президентом Международного союза кукольников — UNIMA.

Система режиссерской, актерской работы была изложена Образцовым в его книгах "Актер с куклой" (1938), "Моя профессия" (1950). Он также написал книги "Эстафета искусств", "По ступенькам памяти", "Моя кунсткамера", "О том, что я увидел, узнал и понял во время двух поездок в Лондон" (1956 год), "Театр китайского народа" и др.

Сергей Образцов — создатель жанра документального киномонолога, автор фильмов "Кинокамера обвиняет", "Удивительное рядом", "Невероятная правда", "Кому он нужен, этот Васька".

Творчество режиссера было отмечено различными государственными наградами. Сергей Образцов — народный артист СССР (1954), лауреат Государственной премии СССР (1946), Герой Социалистического Труда (1971). Он был награжден тремя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, а также польским орденом Улыбки.

Имя Образцова было присвоено Государственному академическому центральному театру кукол, которым он руководил.

В 2001 году был открыт для посетителей Музей-квартира, где жил и работал Сергей Образцов.

В 2006 году рядом со зданием кукольного театра в Москве был открыт памятник Образцову.

Именем Сергея Образцова назван двухпалубный теплоход-пансионат.

Образцов был дважды женат . В 1919 году он женился на учительнице детского дома Софье Смысловой. 28 декабря 1922 года у них родился сын Алексей, летом 1928 года — дочь Наталья. Вскоре после рождения дочери Софья скончалась.

В 1931 году Образцов женился на артистке МХАТа-2 Ольге Шагановой.

Сын Образцова Алексей стал архитектором. Дочь Наталья была артисткой Центрального театра кукол.

Его внучка Екатерина — заслуженная артистка России, режиссер-постановщик Театра кукол имени С.В. Образцова.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Серге́й Влади́мирович Образцо́в ( -) - советский российский актёр и режиссёр кукольного театра , театральный деятель. Народный артист СССР () , Герой Социалистического Труда (). Лауреат Ленинской () и Сталинской премии второй степени ().

Биография

Сергей Владимирович Образцов родился 22 июня (5 июля) года в Москве . Отец его, В. Н. Образцов был инженером-железнодорожником (впоследствии - академик АН СССР) , мать - учительницей.

После окончания реального училища в 1918 году поступил во ВХУТЕМАС на живописный факультет (ученик А. Е. Архипова и В. А. Фаворского). В 1922-1930 годах работал у Вл. И. Немировича-Данченко как актёр Музыкальной студии Московского художественного театра , МХАТа 2-го .

Образцов коллекционировал экзотических кукол. Его коллекция - самая большая в России и одна из самых больших в мире.

Сергей Владимирович Образцов умер 8 мая 1992 года (по другим источникам - 8 марта ) и был похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 10).

Награды и звания

Лучшие постановки

  • - «Каштанка» Е. В. Сперанского (по А. П. Чехову)
  • - «По щучьему велению» Е. Я. Тараховской
  • - «В гостях у Чуковского»

Для взрослых

  • - «Ночь перед рождеством» Е. В. Сперанского (по Н. В. Гоголю)
  • - «Необыкновенный концерт»
  • - «Божественная комедия» И. В. Штока
  • - «Дон Жуан» Г. Я. Бардина и В. Б. Ливанова
  • - «Ноев ковчег» И. В. Штока

Премьера спектаклей (требует дополнения)

  • 1932 - «Джим и доллар»
  • 1935 - «Каштанка»
  • 1936 - «Волшебная калоша»
  • 1936 - «По щучьему веленью»
  • 1937 - «Кот в сапогах»
  • 1940 - «Волшебная лампа Аладдина»
  • 1941 - «Ночь перед рождеством»
  • 1943 - «Король-олень»
  • 1945 - «Весёлые медвежата»
  • 1945 - «Маугли»
  • 1946 - «Обыкновенный концерт» / «Необыкновенный концерт»
  • 1953 - «Чёртова мельница»
  • 1961 - «Божественная комедия»
  • 1961 - «Мистер Твистер»
  • 1962 - «В гостях у Чуковского»
  • 1965 - «Тигрик-Петрик»
  • 1968 - «Ноев ковчег»
  • 1970 - «Новоселье» («А что у нас в театре»)
  • 1973 - «Говорит и показывает Центральный театр кукол»
  • 1975 - «Дон Жуан»
  • ???? - «Буратино»
  • ???? - «Петрушка-иностранец»
  • 1970 - «Солдат и ведьма»
  • ???? - «Чукокола»
  • ???? - Спектакли ВОВ

Фильмография

  • «Фильм-концерт» (1940)
  • «Удивительное рядом» (1962)
  • «Кинокамера обвиняет» (1968)
  • «Невероятная правда» (1970)
  • «Кому он нужен, этот Васька!» (1973).

Память

  • на сайте Московского государственного Центрального театра кукол им. С. В. Образцова
  • (англ.)
  • (англ.)
  • Разумный В. А.
  • рассказ о театре Сергея Образцова для журнала «Кругозор» (1965)

Отрывок, характеризующий Образцов, Сергей Владимирович

Она проскользнула между горшками на другую сторону цветов и, опустив голову, остановилась.
– Наташа, – сказал он, – вы знаете, что я люблю вас, но…
– Вы влюблены в меня? – перебила его Наташа.
– Да, влюблен, но, пожалуйста, не будем делать того, что сейчас… Еще четыре года… Тогда я буду просить вашей руки.
Наташа подумала.
– Тринадцать, четырнадцать, пятнадцать, шестнадцать… – сказала она, считая по тоненьким пальчикам. – Хорошо! Так кончено?
И улыбка радости и успокоения осветила ее оживленное лицо.
– Кончено! – сказал Борис.
– Навсегда? – сказала девочка. – До самой смерти?
И, взяв его под руку, она с счастливым лицом тихо пошла с ним рядом в диванную.

Графиня так устала от визитов, что не велела принимать больше никого, и швейцару приказано было только звать непременно кушать всех, кто будет еще приезжать с поздравлениями. Графине хотелось с глазу на глаз поговорить с другом своего детства, княгиней Анной Михайловной, которую она не видала хорошенько с ее приезда из Петербурга. Анна Михайловна, с своим исплаканным и приятным лицом, подвинулась ближе к креслу графини.
– С тобой я буду совершенно откровенна, – сказала Анна Михайловна. – Уж мало нас осталось, старых друзей! От этого я так и дорожу твоею дружбой.
Анна Михайловна посмотрела на Веру и остановилась. Графиня пожала руку своему другу.
– Вера, – сказала графиня, обращаясь к старшей дочери, очевидно, нелюбимой. – Как у вас ни на что понятия нет? Разве ты не чувствуешь, что ты здесь лишняя? Поди к сестрам, или…
Красивая Вера презрительно улыбнулась, видимо не чувствуя ни малейшего оскорбления.
– Ежели бы вы мне сказали давно, маменька, я бы тотчас ушла, – сказала она, и пошла в свою комнату.
Но, проходя мимо диванной, она заметила, что в ней у двух окошек симметрично сидели две пары. Она остановилась и презрительно улыбнулась. Соня сидела близко подле Николая, который переписывал ей стихи, в первый раз сочиненные им. Борис с Наташей сидели у другого окна и замолчали, когда вошла Вера. Соня и Наташа с виноватыми и счастливыми лицами взглянули на Веру.
Весело и трогательно было смотреть на этих влюбленных девочек, но вид их, очевидно, не возбуждал в Вере приятного чувства.
– Сколько раз я вас просила, – сказала она, – не брать моих вещей, у вас есть своя комната.
Она взяла от Николая чернильницу.
– Сейчас, сейчас, – сказал он, мокая перо.
– Вы всё умеете делать не во время, – сказала Вера. – То прибежали в гостиную, так что всем совестно сделалось за вас.
Несмотря на то, или именно потому, что сказанное ею было совершенно справедливо, никто ей не отвечал, и все четверо только переглядывались между собой. Она медлила в комнате с чернильницей в руке.
– И какие могут быть в ваши года секреты между Наташей и Борисом и между вами, – всё одни глупости!
– Ну, что тебе за дело, Вера? – тихеньким голоском, заступнически проговорила Наташа.
Она, видимо, была ко всем еще более, чем всегда, в этот день добра и ласкова.
– Очень глупо, – сказала Вера, – мне совестно за вас. Что за секреты?…
– У каждого свои секреты. Мы тебя с Бергом не трогаем, – сказала Наташа разгорячаясь.
– Я думаю, не трогаете, – сказала Вера, – потому что в моих поступках никогда ничего не может быть дурного. А вот я маменьке скажу, как ты с Борисом обходишься.
– Наталья Ильинишна очень хорошо со мной обходится, – сказал Борис. – Я не могу жаловаться, – сказал он.
– Оставьте, Борис, вы такой дипломат (слово дипломат было в большом ходу у детей в том особом значении, какое они придавали этому слову); даже скучно, – сказала Наташа оскорбленным, дрожащим голосом. – За что она ко мне пристает? Ты этого никогда не поймешь, – сказала она, обращаясь к Вере, – потому что ты никогда никого не любила; у тебя сердца нет, ты только madame de Genlis [мадам Жанлис] (это прозвище, считавшееся очень обидным, было дано Вере Николаем), и твое первое удовольствие – делать неприятности другим. Ты кокетничай с Бергом, сколько хочешь, – проговорила она скоро.
– Да уж я верно не стану перед гостями бегать за молодым человеком…
– Ну, добилась своего, – вмешался Николай, – наговорила всем неприятностей, расстроила всех. Пойдемте в детскую.
Все четверо, как спугнутая стая птиц, поднялись и пошли из комнаты.
– Мне наговорили неприятностей, а я никому ничего, – сказала Вера.
– Madame de Genlis! Madame de Genlis! – проговорили смеющиеся голоса из за двери.
Красивая Вера, производившая на всех такое раздражающее, неприятное действие, улыбнулась и видимо не затронутая тем, что ей было сказано, подошла к зеркалу и оправила шарф и прическу. Глядя на свое красивое лицо, она стала, повидимому, еще холоднее и спокойнее.

В гостиной продолжался разговор.
– Ah! chere, – говорила графиня, – и в моей жизни tout n"est pas rose. Разве я не вижу, что du train, que nous allons, [не всё розы. – при нашем образе жизни,] нашего состояния нам не надолго! И всё это клуб, и его доброта. В деревне мы живем, разве мы отдыхаем? Театры, охоты и Бог знает что. Да что обо мне говорить! Ну, как же ты это всё устроила? Я часто на тебя удивляюсь, Annette, как это ты, в свои годы, скачешь в повозке одна, в Москву, в Петербург, ко всем министрам, ко всей знати, со всеми умеешь обойтись, удивляюсь! Ну, как же это устроилось? Вот я ничего этого не умею.
– Ах, душа моя! – отвечала княгиня Анна Михайловна. – Не дай Бог тебе узнать, как тяжело остаться вдовой без подпоры и с сыном, которого любишь до обожания. Всему научишься, – продолжала она с некоторою гордостью. – Процесс мой меня научил. Ежели мне нужно видеть кого нибудь из этих тузов, я пишу записку: «princesse une telle [княгиня такая то] желает видеть такого то» и еду сама на извозчике хоть два, хоть три раза, хоть четыре, до тех пор, пока не добьюсь того, что мне надо. Мне всё равно, что бы обо мне ни думали.
– Ну, как же, кого ты просила о Бореньке? – спросила графиня. – Ведь вот твой уже офицер гвардии, а Николушка идет юнкером. Некому похлопотать. Ты кого просила?
– Князя Василия. Он был очень мил. Сейчас на всё согласился, доложил государю, – говорила княгиня Анна Михайловна с восторгом, совершенно забыв всё унижение, через которое она прошла для достижения своей цели.
– Что он постарел, князь Василий? – спросила графиня. – Я его не видала с наших театров у Румянцевых. И думаю, забыл про меня. Il me faisait la cour, [Он за мной волочился,] – вспомнила графиня с улыбкой.
– Всё такой же, – отвечала Анна Михайловна, – любезен, рассыпается. Les grandeurs ne lui ont pas touriene la tete du tout. [Высокое положение не вскружило ему головы нисколько.] «Я жалею, что слишком мало могу вам сделать, милая княгиня, – он мне говорит, – приказывайте». Нет, он славный человек и родной прекрасный. Но ты знаешь, Nathalieie, мою любовь к сыну. Я не знаю, чего я не сделала бы для его счастья. А обстоятельства мои до того дурны, – продолжала Анна Михайловна с грустью и понижая голос, – до того дурны, что я теперь в самом ужасном положении. Мой несчастный процесс съедает всё, что я имею, и не подвигается. У меня нет, можешь себе представить, a la lettre [буквально] нет гривенника денег, и я не знаю, на что обмундировать Бориса. – Она вынула платок и заплакала. – Мне нужно пятьсот рублей, а у меня одна двадцатипятирублевая бумажка. Я в таком положении… Одна моя надежда теперь на графа Кирилла Владимировича Безухова. Ежели он не захочет поддержать своего крестника, – ведь он крестил Борю, – и назначить ему что нибудь на содержание, то все мои хлопоты пропадут: мне не на что будет обмундировать его.
Графиня прослезилась и молча соображала что то.
– Часто думаю, может, это и грех, – сказала княгиня, – а часто думаю: вот граф Кирилл Владимирович Безухой живет один… это огромное состояние… и для чего живет? Ему жизнь в тягость, а Боре только начинать жить.
– Он, верно, оставит что нибудь Борису, – сказала графиня.
– Бог знает, chere amie! [милый друг!] Эти богачи и вельможи такие эгоисты. Но я всё таки поеду сейчас к нему с Борисом и прямо скажу, в чем дело. Пускай обо мне думают, что хотят, мне, право, всё равно, когда судьба сына зависит от этого. – Княгиня поднялась. – Теперь два часа, а в четыре часа вы обедаете. Я успею съездить.
И с приемами петербургской деловой барыни, умеющей пользоваться временем, Анна Михайловна послала за сыном и вместе с ним вышла в переднюю.