Цели урока:
образовательная:
- расширить представление о творчестве А.П.Чехова через анализ пьесы А.П.Чехова;
- закрепить теоретические знания - образ, символ;
развивающая:
- развивать ассоциативное, образное мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы;
воспитательная:
- способствовать духовному развитию учащихся, формированию нравственных ценностей.
Тип урока : урок усвоения новых знаний.
Методы:
- анализ текста
- беседа
- составление таблицы
Оборудование:
- компьютер
- проектор
- мультимедийная презентация
- тексты
Эпиграф:
Вся Россия - наш сад.
А.П.Чехов
Ход урока
I. Организационный момент.
Объявление темы и цели урока.
II. Новый материал.
1. Вступительное слово учителя.
Вишневый сад - образ сложный и неоднозначный. Это не только конкретный сад, являющийся частью усадьбы Гаева и Раневской, но и образ - символ.
Символ - (от греч. symbolon - знак, опознавательная примета) - идея, образ или объект, имеющий собственное содержание и одновременно представляющий в обобщенной, неразвернутой форме некоторое иное содержание.
Вишневый сад в комедии А.П.Чехова символизирует не только красоту русской природы, но главное - красоту жизни людей, взрастивших этот сад и восторгавшихся им, той жизни.
Слайды 1, 2, 3
2. Обратимся к главным героям комедии.
Вопрос к классу:
Какие видения возникли в вашем сознании при упоминании фамилии Гаев?
(Через "поиск ассоциаций" учащиеся должны увидеть картины зеленого "гая", или леса, и сделать вывод, что все предки Гаевых (а Любовь Андреевна и Аня тоже являются представительницами этого рода) жили в зелени лесов. Фамилия Раневской ассоциируется с осенними яблоками "ранет", следовательно, с садом, с растительным началом. А имя ее - Любовь - оказалось связанным с "любовью к саду". Также могут возникнуть ассоциации этого имени с "раной", с "раненым садом".
Фамилия Лопахин может быть ассоциирована с "лопатой", кидающей землю, с сильными руками, которые ничего не боятся, а имя Ермолай связывает героя с низким сословием, с простонародным образом жизни.
Аня, хотя и имеет фамилию Раневская, но имя другое, поэтому у нее нет любви к саду.)
Как и в любом высокохудожественном произведении, в пьесе Чехова все мотивировано. Имена главных героев соотносятся с садом.
(Благодаря поиску ассоциаций можно приблизить учащихся верному пониманию образов.)
3. Вопросы к классу:
Какое отношение к саду героев пьесы?
Слайд 4, 5, 6, 7, 8
Учащиеся составляют и заполняют таблицу. Работают с текстом произведения.
Отношение к саду героев комедии | |||
Раневская | Гаев | Аня | Лопахин |
"Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад". |
Сад - прошлое, детство, но и признак
благополучия, гордости, воспоминание о счастье. "И в Энциклопедическом словаре упоминается про этот сад". |
Сад - символ детства, сад-дом, но с
детством приходится расставаться. "Отчего я уже не люблю вишневого сада, как раньше". Сад - надежды на будущее. "Мы насадим новый сад, роскошнее этого". |
Сад - воспоминание о прошлом: дед и
отец были крепостными; надежды на будущее -
вырубить, разбить на участки, сдавать в аренду.
Сад - источник богатства, предмет гордости. Лопахин: "Если вишневый сад... отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода". "Вишня родится раз в два года, да и ту никто не покупает" |
4. Как относятся к вишневому саду Фирс, Петя Трофимов?
Слайды 9,10
(Для Фирса сад - барское благополучие.
"В прежние времена, лет сорок - пятьдесят назад вишню сушили, мочили, мариновали, варенье варили... Денег было!"
Для Трофимова: вишневый сад символизирует крепостническое прошлое.
"Неужели... с каждого листика, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа...".
"Вся Россия наш сад" - это его мечта о преображенной родине, но непонятно, чьими силами это будет сделано.)
5. Образ вишневого объединяет вокруг себя всех героев пьесы. На первый взгляд, кажется, что это только родственники и старые знакомые, волей случая собравшиеся в поместье, чтобы решить свои житейские проблемы. Но это не так. Писатель соединяет персонажей разных возрастов и социальных групп, и они должны так или иначе решить судьбу сада, а значит, и свою судьбу.
6. Вопрос к классу:
Символом чего является вишневый сад в пьесе А.П.Чехова?
(Сад - символ родного дома, символ красоты, символ прошлого, символ настоящего, символ будущего)
Сад для автора воплощает любовь к родной природе; горечь оттого, что не могут сберечь ее красоту и богатство; важна авторская мысль о человеке, который сможет изменить жизнь; сад - символ лирического, поэтического отношение к Родине. В авторских ремарках: "прекрасный сад", "широкий простор", звук лопнувшей струны, стук топора.
Чехов: "Во втором акте Вы дадите мне настоящее зеленое поле и дорогу, и необычайную для сцены даль". "Звук... должен быть короче и чувствоваться совсем издалека".
8. Учащиеся комментируют эпиграф к уроку: "Вся Россия - наш сад". А.П.Чехов
Слайды 13, 14, 15
III. Итог урока.
Сад - это символ родины, ее прошлого и будущего.
Пьеса "Вишневый сад" - это пьеса о России, о ее судьбе. Россия на перепутье - в пьесе аукцион. Кто же будет хозяином страны? Чехов переживает за свою страну, пьеса - это его завещание, но в то же время он понимает, что нужно ломать старое, уходить от него.
Домашнее задание: Ответить на вопрос: "Какое будущее ждет Россию?"
Все действующие лица в пьесе «Вишневый сад» имеют большое значение в идейно-тематическом контексте произведения. Даже вскользь упомянутые имена несут смысловую нагрузку. Например, есть внесценические герои (парижский любовник, ярославская тетушка), сам факт существования которых уже проливает свет на характер и образ жизни героя, символизирующего целую эпоху. Поэтому для того чтобы понять задумку автора, необходимо подробно проанализировать те образы, которые ее реализуют.
Персонажи и их роль в произведении
- Раневская Любовь Андреевна — женщина чувствительная, эмоциональная, но совершенно не приспособленная к жизни и не сумевшая найти в ней свой стержень. Её добротой пользуются все, даже лакей Яша и Шарлотта. Любовь Андреевна по-детски выражает эмоции радости и нежности. Для неё характерны ласковые обращения к окружающим людям. Так, Аня – «детюся моя», Фирс – «мой старичок». Но бросается в глаза подобное обращение к мебели: «шкафчик мой», «столик мой». Сама не замечая того, она дает одинаковые оценки человеку и вещам! На этом ее забота о старом и верном слуге заканчивается. В конце пьесы помещица преспокойно забывает о Фирсе, оставив умирать в доме одного. На известие о смерти няни, воспитавшей ее, никак не реагирует. Просто продолжает пить кофе. Любовь Андреевна – хозяйка дома номинальная, так как по существу она таковой не является. Все персонажи пьесы тянутся к ней, высвечивая образ помещицы с разных сторон, поэтому он кажется неоднозначным. С одной стороны, у нее на первом плане — собственное душевное состояние. Уехала в Париж, оставив детей. С другой, Раневская производит впечатление доброй, щедрой и доверчивой женщины. Она готова бескорыстно помочь прохожему и даже простить измену любимому человеку.
- Аня — добрая, нежная, сопереживающая. У неё большое любящее сердце. Приехав в Париж и увидев, в какой обстановке живет мать, не осуждает ее, а жалеет. Почему? Потому что она одинока, с ней нет рядом близкого человека, который окружил бы ее заботой, защитил от житейских невзгод, понял бы ее нежную душу. Неустроенность жизни не огорчает Аню. Она умеет быстро переключаться на приятные воспоминания. Тонко чувствует природу, наслаждается пением птиц.
- Варя — приемная дочь Раневской. Хорошая хозяйка, постоянно в работе. На ней держится весь дом. Девушка строгих взглядов. Взвалив на себя нелёгкое бремя забот о домочадцах, немного очерствела. Ей не хватает тонкой душевной организации. Видимо, по этой причине Лопахин так и не сделал ей предложения «руки и сердца». Варвара мечтает ходить по святым местам. Ничего не предпринимает, чтобы хоть как-то изменить свою судьбу. Надеется только на божью волю. В свои двадцать четыре года становится «занудой», так что многим не нравится.
- Гаев Леонид Андреевич. На предложение Лопахина по поводу дальнейшей «судьбы» вишнёвого сада реагирует категорически отрицательно: «Какая чепуха». Его волнуют старые вещи, шкаф, к ним он обращается со своими монологами, но к судьбам людей он совершенно равнодушен, поэтому слуга от него и ушел. Речь Гаева свидетельствует об ограниченности этого человека, живущего только личными интересами. Если говорить о сложившейся в доме ситуации, то Леонид Андреевич видит выход в получении наследства или выгодном замужестве Ани. Любя сестру, обвиняет ее в том, что она порочна, вышла замуж не за дворянина. Много ораторствует, не смущаясь тем, что его никто не слушает. Лопахин называет его «бабой», которая мелет только языком, при этом ничего не предпринимая.
- Лопахин Ермолай Алексеевич. К нему можно «применить» афоризм: из грязи в князи. Трезво оценивает себя. Понимает, что деньги в жизни не меняют социального статуса человека. «Хам, кулак», — говорит Гаев о Лопахине, но тому все равно, что о нем думают. Не обучен хорошим манерам, не может нормально общаться с девушкой, о чём свидетельствует его отношение к Варе. Постоянно поглядывает на часы, общаясь с Раневской, ему некогда по-человечески разговаривать. Главное – предстоящая сделка. Умеет «утешить» Раневскую: «Сад продан, но вы спите спокойно».
- Трофимов Петр Сергеевич. Одет в поношенный студенческий мундир, в очках, волосы негустые, за пять лет «милый мальчик» сильно изменился, подурнел. В его понимании цель жизни — быть свободным и счастливым, а для этого надо работать. Он считает, что тем, кто ищет истину, необходимо помогать. В России много проблем, которые надо решать, а не философствовать. Сам же Трофимов ничего не делает, не может закончить университет. Он произносит красивые и умные слова, которые не подкрепляется поступками. Петя симпатизирует Ане, отзывается о ней «весна моя». Видит в ней благодарного и восторженного слушателя его речей.
- Симеонов – Пищик Борис Борисович. Помещик. Засыпает на ходу. Все его помыслы направлены только на то, как достать денег. Даже Пете, сравнивавшему его с лошадью, он отвечает, что это неплохо, так как лошадь можно всегда продать.
- Шарлотта Ивановна — гувернантка. Ничего о себе не знает. У нее нет ни близких, ни друзей. Выросла, как одинокий чахлый куст среди пустыря. Она не испытала чувства любви в детстве, не видела заботы со стороны взрослых. Шарлотта стала человеком, который не может найти людей, которые понимали бы ее. Но ведь она и сама себя не может понять. «Кто я? Зачем я?» — у этой бедной женщины не было яркого маяка в жизни, наставника, любящего человека, который бы помог найти правильный путь и не свернуть с него.
- Епиходов Семен Пантелеевич работает в конторе. Считает себя развитым человеком, но открыто объявляет, что никак не может определиться: «жить» ему или «застрелиться». Неудачник. Епиходова преследуют пауки и тараканы, как будто пытаются заставить его обернуться и посмотреть на жалкое существование, которое он влачит на протяжении многих лет. Безответно влюблен в Дуняшу.
- Дуняша — горничная в доме Раневской. Живя у господ, отвыкла от простой жизни. Не знает крестьянского труда. Всего боится. Влюбляется в Яшу, не замечая того, что разделить с кем-то любовь он просто не способен.
- Фирс. Вся его жизнь укладывается в «одну линейку» — служить господам. Отмена крепостного права для него – зло. Он привык быть холопом и другой жизни не представляет.
- Яша. Необразованный молодой лакей, грезящий о Париже. Мечтает о богатой жизни. Черствость – основная черта его характера; даже с матерью старается не встречаться, стыдясь ее крестьянского происхождения.
- Раневская – легкомысленная, испорченная и изнеженная женщина, но люди к ней тянутся. Дом словно снова распахнул скованные временем двери, когда она вернулась сюда после пятилетнего отсутствия. Она смогла согреть его своей ностальгией. Уют и тепло снова «зазвучали» в каждой комнате, как звучит в праздники торжественная музыка. Продолжалось это недолго, так как дни дома были сочтены. В нервном и трагическом образе Раневской были выражены все недостатки дворянства: его неспособность к самодостаточности, несамостоятельность, избалованность и склонность всех оценивать по сословным предрассудкам, но в то же время тонкость чувств и образованность, душевное богатство и щедрость.
- Аня. В груди юной девушки бьется сердечко, которое ждёт возвышенной любви и ищет определенные жизненные ориентиры. Ей хочется кому-то довериться, испытать себя. Воплощением ее идеалов становится Петя Трофимов. Она пока не может критически смотреть на вещи и слепо верит «болтовне» Трофимова, представляя действительность в радужном свете. Только она одна. Аня еще не осознает многогранности этого мира, хотя и пытается. Она также не слышит окружающих, не видит реальных проблем, обрушившихся на семью. Чехов предчувствовал, что за этой девушкой — будущее России. Но вопрос так и остался открытым: получится ли у нее что-то изменить или же она так и останется в своих детских грезах. Ведь чтобы что-то изменить, нужно действовать.
- Гаев Леонид Андреевич. Духовная слепота свойственна этому зрелому человеку. Он так и задержался в детском возрасте на всю жизнь. В разговоре постоянно ни к месту использует бильярдные термины. Его кругозор узок. Судьба родового гнезда, как выяснилось, его совсем не волнует, хотя в начале драмы он бил себя кулаком в грудь и всенародно обещал, что вишневый сад будет жить. Но на дела он категорически не способен, как и многие дворяне, которые привыкли жить, пока за них трудятся другие.
- Лопахин покупает родовое имение Раневской, что не является «яблоком раздора» между ними. Они не считают друг друга врагами, между ними превалируют гуманистические взаимоотношения. Любовь Андреевна и Ермолай Алексеевич как будто хотят поскорее выбраться из этой ситуации. Купец даже предлагает свою помощь, но получает отказ. Когда всё благополучно заканчивается, Лопахин радуется, что наконец-то сможет заняться настоящим делом. Надо отдать герою должное, ведь именно он, единственный, был обеспокоен «судьбой» вишневого сада и нашёл выход, который устроил всех.
- Трофимов Петр Сергеевич. Его считают молодым студентом, хотя ему уже 27 лет. Складывается представление, что студенчество стало его профессией, хотя внешне он превратился в старика. Его уважают, но в благородные и жизнеутверждающие призывы никто не верит, кроме Ани. Ошибочно полагать, что образ Пети Трофимова можно сопоставить с образом революционера. Чехова никогда не интересовала политика, революционное движение не входило в круг его интересов. Трофимов слишком мягок. Склад его души и интеллигентность никогда не позволят переступить ему рамки дозволенного и прыгнуть в неизведанную пропасть. Кроме того, он несет ответственность за Аню, юную девушку, которая не знает настоящей жизни. У нее еще довольно тонкая психика. Какое-либо эмоциональное потрясение может толкнуть ее не в ту сторону, откуда ее уже не вернешь. Поэтому Петя должен думать не только о себе и о реализации своих идей, но и о хрупком существе, которое ему доверила Раневская.
Характеристика героев
Как Чехов относится к своим героям?
А. П. Чехов любил своих героев, но никому из них не мог доверить будущего России, даже Пете Трофимову и Ане, прогрессивной молодежи того времени.
Герои пьесы, симпатичные автору, не умеют отстаивать свои жизненные права, они страдают или молчат. Страдают Раневская и Гаев, потому что понимают, что ничего не смогут изменить в себе. Их социальный статус уходит в небытие, и они вынуждены влачить жалкое существование на последние вырученные средства. Страдает Лопахин, так как осознает, что ничем не может им помочь. Сам же он не рад покупке вишневого сада. Как бы он ни старался, но все равно не станет его полноправным хозяином. Именно поэтому он решает сад вырубить и распродать землю, чтобы впоследствии забыть об этом как о страшном сне. А как же Петя и Аня? Разве не на них возлагает надежды автор? Возможно, но эти надежды весьма туманны. Трофимов в силу своего характера не способен предпринимать каких-либо радикальных действий. А без этого ситуацию изменить нельзя. Он ограничивается только разговорами о прекрасном будущем и все. А Аня? В этой девушке заложен чуть более крепкий стержень, чем в Петре. Но в силу ее юного возраста и жизненной неопределенности перемен от нее ждать не стоит. Возможно, в далеком будущем, когда она расставит для себя все жизненные приоритеты, от нее можно будет ожидать каких – либо действий. А пока она ограничивается верой в лучшее и искренним желанием посадить новый сад.
На чьей стороне Чехов? Он поддерживает каждую сторону, но по-своему. В Раневской он ценит неподдельную женскую доброту и наивность, хоть и приправленную душевной пустотой. В Лопахине ценит стремление к компромиссу и к поэтической красоте, хотя он и не способен оценить настоящую прелесть вишневого сада. Вишневый сад – это член семьи, но об этом все дружно забывают, Лопахин же вообще не в состоянии этого понять.
Героев пьесы разделяет огромная бездна. Они не способны понять друг друга, так как замкнуты в мире собственных чувств, мыслей и переживаний. Однако все одиноки, у них нет друзей, единомышленников, отсутствует настоящая любовь. Большинство плывёт по течению, не ставя перед собой никаких серьёзных целей. Кроме того, все они несчастны. Раневская переживает разочарование в любви, жизни и своем социальном верховенстве, казавшемся еще вчера незыблемым. Гаев в который раз обнаруживает, что аристократичность манер не является гарантом власти и финансового благополучия. На его глазах вчерашний крепостной отбирает его поместье, становится там хозяином и без дворянства. Анна остается без гроша за душой, приданого для выгодного замужества у нее нет. Ее избранник хоть его и не требует, но сам пока ничего не заработал. Трофимов понимает, что надо менять, но не знает, как, ведь у него нет ни связей, ни денег, ни положения, чтобы на что-то влиять. Им остаются лишь надежды юности, которые недолговечны. Лопахин несчастен, потому что осознает свою неполноценность, принижает свое достоинство, видя, что никаким господам он не ровня, хоть и денег у него больше.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Образ сада в пьесе "Вишневый сад" неоднозначен и сложен. Это не просто часть усадьбы Раневской и Гаева, как может показаться на первый взгляд. Не об этом писал Чехов. Вишневый сад - образ-символ. Он означает красоту русской природы и жизни людей, которые его взрастили и восторгались им. Вместе с гибелью сада погибает и эта жизнь.
Центр, объединяющий персонажей
Образ сада в пьесе "Вишневый сад" является центром, вокруг которого объединяются все герои. Сначала может показаться, что это лишь старые знакомые и родственники, которые собрались по воле случая в поместье, чтобы решить житейские проблемы. Однако это не так. Антон Павлович неслучайно объединил персонажей, представляющих различные социальные группы и возрастные категории. Их задача - решить судьбу не только сада, но и свою собственную.
Связь Гаева и Раневской с усадьбой
Раневская и Гаев - русские помещики, которые владеют усадьбой и вишневым садом. Это брат и сестра, они чуткие, умные, образованные люди. Они способны ценить красоту, очень тонко ее чувствуют. Поэтому им так дорог образ вишневого сада. В восприятии героев пьесы "Вишневый сад" он олицетворяет собой красоту. Однако эти персонажи инертны, из-за чего не могут ничего сделать для спасения того, что им дорого. Раневская и Гаев при всем своем душевном богатстве и развитости лишены ответственности, практичности и чувства реальности. Поэтому они не могут позаботиться не только о близких людях, но и о себе. Эти герои не хотят прислушаться к совету Лопахина и сдать в аренду принадлежащую им землю, хотя это принесло бы им приличный доход. Они считают, что дачи и дачники - это пошло.
Почему усадьба так дорога Гаеву и Раневской?
Гаев и Раневская не могут сдать землю в аренду из-за чувств, связывающих их с поместьем. У них особое отношение к саду, который для них как живой человек. Многое связывает этих героев со своей усадьбой. Вишневый сад представляется им олицетворением ушедшей молодости, прошлой жизни. Раневская сравнила свою жизнь с "холодной зимой" и "темной ненастной осенью". Когда помещица вернулась в усадьбу, она снова ощутила себя счастливой и молодой.
Отношение Лопахина к вишневому саду
Образ сада в пьесе "Вишневый сад" раскрывается и в отношении к нему Лопахина. Этот герой не разделяет чувств Раневской и Гаева. Он считает их поведение нелогичным и странным. Этот человек удивляется тому, почему они не хотят прислушаться к очевидным, казалось бы, доводам, которые помогут найти выход из затруднительного положения. Следует отметить, что Лопахин тоже способен ценить красоту. Вишневый сад восхищает этого героя. Он считает, что прекраснее его ничего нет на свете.
Однако Лопахин - практичный и деятельный человек. В отличие от Раневской и Гаева, он не может лишь любоваться вишневым садом и сожалеть о нем. Этот герой стремится сделать что-то для его спасения. Лопахин искренне желает помочь Раневской и Гаеву. Он не перестает убеждать их в том, что следует отдать в аренду и землю, и вишневый сад. Это необходимо осуществить как можно скорее, так как аукцион будет уже скоро. Однако помещики не хотят к нему прислушаться. Леонид Андреевич может только клясться в том, что имение никогда не будет продано. Он говорит, что не допустит аукциона.
Новый владелец сада
Тем не менее аукцион все-таки состоялся. Владельцем имения стал Лопахин, который не может поверить собственному счастью. Ведь его отец и дед работали здесь, "были рабами", даже в кухню их не пускали. Покупка имения для Лопахина становится своеобразным символом его успешности. Это заслуженная награда за долгие годы труда. Герой хотел бы, чтобы его дед и отец встали из могилы и смогли порадоваться вместе с ним, увидеть, насколько их потомок преуспел в жизни.
Отрицательные качества Лопахина
Вишневый сад для Лопахина - это всего лишь земля. Ее можно купить, заложить или продать. Этот герой в своей радости не посчитал себя обязанным проявить чувство такта по отношению к бывшим хозяевам купленной усадьбы. Лопахин сразу же принимается вырубать сад. Он не захотел дожидаться отъезда бывших владельцев поместья. Бездушный лакей Яша чем-то похож на него. В нем напрочь отсутствуют такие качества, как привязанность к месту, в котором он родился и вырос, любовь к матери, доброта. В этом отношении Яша является полной противоположностью Фирсу, слуге, у которого необычайно развиты эти чувства.
Отношение к саду слуги Фирса
Раскрывая необходимо сказать пару слов и о том, как к нему относился Фирс, самый старый из всех в доме. Долгие годы он преданно служил своим господам. Этот человек искренне любит Гаева и Раневскую. Он готов оберегать этих героев от всех бед. Можно сказать, что Фирс - единственный из всех персонажей "Вишневого сада", наделенный таким качеством, как преданность. Это очень цельная натура, что проявляется во всей полноте в отношении слуги к саду. Для Фирса поместье Раневской и Гаева - родовое гнездо. Он стремится оберегать его, как и его обитателей.
Представители нового поколения
Образ вишневого сада в пьесе "Вишневый сад" дорог лишь тем героям, у которых с ним связаны важные воспоминания. Представителем нового поколения в является Петя Трофимов. Судьба сада его и вовсе не интересует. Петя заявляет: "Мы выше любви". Тем самым он признается в том, что не способен испытывать серьезные чувства. Трофимов смотрит на все чересчур поверхностно. Он не знает настоящей жизни, которую пытается переделать, основываясь на надуманных идеях. Аня и Петя внешне счастливы. Они жаждут новой жизни, для чего стремятся порвать с прошлым. Для этих героев сад - это "вся Россия", а не конкретный вишневый сад. Но можно ли полюбить целый мир, не любя своего родного дома? Петя и Аня теряют корни в стремлении к новым горизонтам. Взаимопонимание между Трофимовым и Раневской невозможно. Для Пети нет воспоминаний, нет прошлого, а Раневская глубоко переживает потерю усадьбы, поскольку она родилась здесь, ее предки также здесь жили, и она искренне любит поместье.
Кто спасет сад?
Как мы уже отмечали, является символом красоты. Спасти ее могут только люди, способные не просто ее ценить, но и бороться за нее. Деятельные и энергичные люди, приходящие на смену дворянству, относятся к красоте только как к источнику наживы. Что же будет с ней, кто же ее спасет?
Образ вишневого сада в пьесе Чехова "Вишневый сад" - это символ родного очага и прошлого, дорогого сердцу. Можно ли смело идти вперед, если за спиной раздается стук топора, который разрушает все то, что раньше было свято? Необходимо отметить, что вишневый сад - это и Ведь неслучайно такие выражения, как "ударить топором по дереву", "растоптать цветок" и "подрубить корни", звучат бесчеловечно и кощунственно.
Итак, мы вкратце рассмотрели образ вишневого сада в понимании героев пьесы "Вишневый сад". Размышляя над поступками и характерами персонажей произведения Чехова, мы задумываемся также о судьбе России. Ведь она для всех нас является "вишневым садом".
Свою знаменитую пьесу "Вишнёвый сад" А. П. Чехов написал в 1903 г. В этой пьесе центральное место занимают не столько личные переживания персонажей, сколько аллегорическое видение судьбы России. Одни персонажи олицетворяют прошлое (Раневская, Гаев, Фирс, Варя), другие - будущее (Лопахин, Трофимов, Аня). Герои пьесы Чехова "Вишнёвый сад" служат отражением общества того времени.
Главные действующие лица
Герои "Вишнёвого сада" Чехова - это лиричные персонажи, имеющие особенные черты. Например, Епиходов, которому постоянно не везло, или Трофимов - "вечный студент". Ниже будут представлены все герои пьесы "Вишнёвый сад":
- Раневская Любовь Андреевна, хозяйка усадьбы.
- Аня, её дочь, 17 лет. Неравнодушна к Трофимову.
- Варя, её приёмная дочь, 24 года. Влюблена в Лопахина.
- Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской.
- Лопахин Ермолай Алексеевич, выходец из крестьян, ныне купец. Ему нравится Варя.
- Трофимов Пётр Сергеевич, вечный студент. Симпатизирует Ане, но он выше любви.
- Симеонов-Пищик Борис Борисович, помещик, у которого постоянно нет денег, но он верит в возможность неожиданного обогащения.
- Шарлотта Ивановна, горничная, любит показывать фокусы.
- Епиходов Семён Пантелеевич, конторщик, невезучий человек. Хочет жениться на Дуняше.
- Дуняша, горничная, считает себя похожей на барыню. Влюблена в Яшу.
- Фирс, старый лакей, постоянно заботится о Гаеве.
- Яша, избалованный лакей Раневской.
Образы героев пьесы
А. П. Чехов всегда очень точно и тонко подмечал в каждом персонаже его особенности, будь то внешность или характер. Поддерживает эту чеховскую особенность и пьеса "Вишнёвый сад" - образы героев тут лиричные и даже немного трогательные. Каждый имеет свои неповторимые черты. Характеристику героев "Вишнёвого сада" можно для удобства разделить по группам.
Старое поколение
Раневская Любовь Андреевна предстаёт весьма легкомысленной, но доброй женщиной, которая не может до конца понять, что всё её деньги закончились. Она влюблена в какого-то негодяя, который оставил её без средств. И вот тогда Раневская возвращается вместе с Аней в Россию. Их можно сравнить с покинувшими Россию людьми: как бы ни было хорошо за границей, они всё равно продолжают тосковать по своей Родине. Об образе, выбранном Чеховым для родины, будет написано ниже.
Раневская и Гаев - это олицетворение дворянства, богатства прошлых лет, которое во времена автора стало приходить в упадок. И брат, и сестра не могут в полной мере осознать этого, но тем не менее они чувствуют, что что-то происходит. И по тому, как они начинают действовать, можно увидеть реакцию современников Чехова - это был или переезд за границу, или попытка приспособиться к новым условиям.
Фирс - это образ прислуги, которая была всегда верна своим хозяевам и не хотела никакого изменения порядков, потому что им это было не нужно. Если с первыми главными героями "Вишнёвого сада" понятно, почему они рассматриваются в этой группе, то почему сюда можно отнести Варю?
Потому что Варя занимает пассивное положение: она с покорностью принимает складывающееся положение, но её мечтой является возможность ходить по святым местам, а сильная вера была характерна для людей более старшего поколения. И Варя, несмотря на свою бурную, на первый взгляд, деятельность, не принимает активного участия в разговорах о судьбе вишнёвого сада и не предлагает каких-либо путей решения, что показывает пассивность богатого сословия того времени.
Молодое поколение
Здесь будут рассматриваться представители будущего России - это образованные молодые люди, которые ставят себя выше любых чувств, что было модным в начале 1900-х годов. Тогда на первое место ставились общественный долг и стремление развивать науку. Но не нужно считать, что Антон Павлович изображал революционно настроенную молодёжь - это, скорее, изображение большей части интеллигенции того времени, которая занималась только тем, что рассуждала на высокие темы, ставила себя выше человеческих потребностей, но ни к чему не была приспособлена.
Всё это удалось воплотить в Трофимове - "вечном студенте" и "облезлом барине", который так и не смог ничего окончить, не имел профессии. Всю пьесу он только рассуждал о различных материях и презирал Лопахина и Варю, которая смогла допустить мысль о его возможном романе с Аней - он "выше любви".
Аня - добрая, милая, совсем ещё неопытная девушка, которая восторгается Трофимовым и внимательно слушает всё то, что он говорит. Она олицетворяет молодёжь, которой всегда были интересны идеи интеллигенции.
Но одним из самых ярких и характерных образов той эпохи получился Лопахин - выходец из крестьян, который сумел сделать себе состояние. Но, несмотря на богатство, оставшийся по своей сути простым мужиком. Это деятельный человек, представитель, так называемого класса "кулаков" - зажиточных крестьян. Ермолай Алексеевич уважал труд, и на первом месте для него всегда была работа, поэтому он всё откладывал объяснение с Варей.
Именно в тот период мог появиться герой Лопахина - тогда вот это "поднявшееся" крестьянство, гордое от осознания, что они больше не рабы, показало более высокую приспособленность к жизни, чем дворяне, что и доказано тем, что именно Лопахин купил усадьбу Раневской.
Почему характеристика героев "Вишнёвого сада" была выбрана именно для этих персонажей? Потому что именно на особенностях характеров персонажей будут строиться их внутренние конфликты.
Внутренние конфликты в пьесе
В пьесе показаны не только личные переживания героев, но и противостояние между ними, что позволяет сделать образы героев "Вишнёвого сада" ярче и глубже. Рассмотрим их подробнее.
Раневская - Лопахин
Самый главный конфликт находится в паре Раневская - Лопахин. И обусловлен он несколькими причинами:
- принадлежность к разным поколениям;
- противоположность характеров.
Лопахин пытается помочь Раневской сохранить усадьбу, вырубив вишнёвый сад, и построив на его месте дачи. Но для Раевской это невозможно - ведь она выросла в этом доме, и "дачи - это так пошло". И в том, что усадьбу купил именно Ермолай Алексеевич, она видит в этом с его стороны предательство. Для него покупка вишнёвого сада - это разрешение его личного конфликта: он, простой мужик, чьи предки не могли проходить дальше кухни, теперь стал хозяином. И в этом и заключается его главное торжество.
Лопахин - Трофимов
Конфликт в паре этих людей происходит из-за того, что они имеют противоположные взгляды. Трофимов считает Лопахина обычным мужиком, грубым, ограниченным, который ничем, кроме труда не интересуется. Тот же считает, что Пётр Сергеевич просто зря растрачивает свои умственные способности, не понимает, как можно жить, не имея денег, и не принимает идеологию того, что человек выше всего земного.
Трофимов - Варя
Противостояние строится, скорее всего, на личном неприятии. Варя презирает Петра за то, что тот ничем не занят, и опасается, что он с помощью своих умных речей влюбит в себя Аню. Поэтому Варя старается всячески им помешать. Трофимов же дразнит девушку "мадам Лопахина", зная, что все давно ждут этого события. Но он презирает её за то, что она приравняла его и Аню к себе и Лопахину, ведь они выше всех земных страстей.
Итак, выше было кратко написано о характерах героев "Вишнёвого сада" Чехова. Мы описали только самых значимых персонажей. Теперь можно перейти к самому интересному - образу главного героя пьесы.
Главный герой "Вишнёвого сада"
Внимательный читатель уже догадался (или догадывается), что это вишнёвый сад. Он олицетворяет собой в пьесе саму Россию: её прошлое, настоящее и будущее. Почему же главным героем "Вишнёвого сада" стал именно сам сад?
Потому что именно в эту усадьбу возвращается Раневская после всех злоключений за границей, ведь именно из-за него обостряется внутренний конфликт героини (боязнь потери сада, осознание своей беспомощности, нежелание с ним расставаться), и возникает противостояние между Раневской и Лопахиным.
Вишнёвый сад также способствует разрешению внутреннего конфликта Лопахина: он напоминал ему о том, что он крестьянин, обычный мужик, который удивительным образом смог разбогатеть. И появившаяся с покупкой имения возможность вырубить этот сад означала, что теперь больше ничего в тех краях не сможет напоминать ему об его происхождении.
Что значил сад для героев
Можно для удобства написать отношение героев к вишнёвому саду в таблице.
Раневская | Гаев | Аня | Варя | Лопахин | Трофимов |
Сад - символ достатка, благополучия. С ним связаны самые счастливые воспоминания детства. Характеризует её привязанность к прошлому, поэтому ей трудно с ним расстаться | То же отношение, что и у сестры | Сад для неё - это ассоциация с порой детства, но в силу молодости она не так к нему привязана, и всё равно есть надежды на светлое будущее | Та же ассоциация с детством, как и у Ани. Вместе с тем, она не расстроена его продажей, так как теперь может жить так, как ей хочется | Сад напоминает ему о его крестьянском происхождении. Вырубая его, он прощается с прошлым, вместе с тем надеясь на счастливое будущее | Вишнёвые деревья являются для него символом крепостничества. И он считает, что даже правильным будет отказ от них, чтобы освободиться от старого уклада |
Символизм вишнёвого сада в пьесе
Но как же тогда образ главного героя "Вишнёвого сада" связан с образом Родины? Через этот сад Антон Чехов показал прошлое: когда страна была богата, сословие дворян находилось в расцвете, об отмене крепостного права никто и не думал. В настоящем уже намечается упадок в обществе: оно разделяется, меняются ориентиры. Россия уже тогда стояла на пороге новой эпохи, дворянство мельчало, а крестьяне набирали силу. А будущее показано в мечтах Лопахина: страной будут править те, кто не боится трудиться, - только те люди смогут привести страну к процветанию.
Продажа вишнёвого сада Раневской за долги и покупка его Лопахиным - это символичная передача страны от богатого сословия простым рабочим. Под долгами здесь подразумевается долг за то, как к ним долгое время относились хозяева, как они эксплуатировали простой народ. И то, что власть в стране переходит простому народу, является закономерным результатом того пути, по которому двигалась Россия. А дворянству оставалось делать то, что сделали Раневская и Гаев, - уехать за границу или пойти работать. А молодое поколение будет стараться осуществить мечты о светлом будущем.
Вывод
Проведя такой небольшой анализ произведения, можно понять, что пьеса "Вишнёвый сад" - это более глубокое творение, чем может показаться на первый взгляд. Антон Павлович смог мастерски передать настроение общества того времени, положение, в котором оно находилось. И сделал это писатель очень изящно и тонко, что позволяет этой пьесе на протяжении долгого времени оставаться любимой читателями.
Прежде всего, это символ уходящей старой жизни, уходящей дворянской культуры, уходящей России. Вишневый сад олицетворяет не только усадьбу: он прекрасное творение природы, которое должен сохранить человек. Автор уделяет большое внимание этому образу, что подтверждается развернутыми ремарками и репликами героев. Вся атмосфера, которая связана в пьесе с образом вишневого сада, служит утверждению его непреходящей эстетической ценности, утрата которой не может не обеднить духовной жизни людей. Именно поэтому образ сада выносится в заглавие. Вишневый сад выступает своеобразным нравственным критерием, по отношению к нему определяются не только действующие лица пьесы, но и мы.
Почему чеховская история о гибели Вишневого сада завершается сценой одиночества Фирса?
Фирс символизирует старую Россию, как и вишневый сад, и что фактически старая дореформенная Россия перестает существовать, когда уезжают Гаев, Лопахин и Раневская, и раздается первый удар топора по дереву...Вишневый сад - это символ прожитого, с ним уходит и Фирс. Он покорно примет смерть, понимая, что свое уже прожил и в его годы смешно цепляться за жизнь. Фирс просто обречен на гибель, когда его забыли в заколоченном доме. Обречен, как и вишневый сад, как и Российская империя, все это уходит навсегда в прошлое.
думаю, что во всех таких произведениях говорится о жестокости того времени...
ДЕНИС ИВАНОВИЧ ФОНВИЗИН
C5.1 Смешон или страшен Митрофан Простаков? Свой ответ аргументируйте. (По пьесе Д. И. Фонвизина «Недоросль».)
Вершиной творчества Фонвизина по праву считается комедия «Недоросль». Недоросль - подросток, несовершеннолетний. Произведение было написано в 1781, а в 1782 впервые поставлено на большой сцене. Денис Иванович Фонвизин начал работать над комедией по приезде в Россию из Франции. В образе одного из главных героев произведения, Митрофана, автор хотел показать грубость, невежество и деградацию дворянства в России, а также пагубность владения крепостными. Несмотря на внешнюю комичность, Митрофан страшен: он никого вокруг не уважает: ни во что не ставит собственного отца, матери льстит и пользуется ей, крепостным и слугам грубит. Никто не смеет давать ему отпор.
C5.1 Каковы особенности конфликта в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»?
Конфликт в пьесе Д. И. Фонвизина «Недоросль» возникает в результате столкновения двух групп дворян: Стародума, Правдина, Милона, с одной стороны, и Простаковых, Скотинина - с другой. Каждая из этих групп выражает разные интересы и цели: первая группа представлена прогрессивными, честными и просвещенными людьми, вторая - невежественными самодурами и деспотами. Таким образом, конфликт комедии «Недоросль» формулируется как столкновение передового, образованного дворянства с косным миром самодуров-крепостников.
Типичным для комедии этого времени приемом борьбы со злом было противопоставление отрицательному явлению явления положительного, причем в тех случаях, когда его не существовало в действительности, оно изображалось якобы реально существующим. В полном соответствии с этими эстетическими требованиями четырем отрицательным персонажам «Недоросля» - Простаковой, Простакову, Скотинину и Митрофану - Фонвизин противопоставил такое же число положительных действующих лиц - Стародума, Правдина, Софью и Милона.
НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ
C5.2 Какой предстаёт жизнь русского крестьянства в произведениях Н. А. Некрасова?
Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» была как бы отступлением от общей мысли многих произведений того времени - революции. К тому же почти во всех произведениях главными героями были представители высших сословий: дворянства, купечества, мещанства. В поэме же главные герои - бывшие крепостные крестьяне, ставшие вольными после указа 1861 г. А главная идея романа заключалась в поиске счастливых людей в России. Семеро мужиков, главных героев поэмы, выдвигали разные гипотезы по поводу самого счастливого человека в России, и это были, как правило, люди богатые, которые обязаны быть счастливыми: купцы, дворяне, помещики, бояре, царь. Но искать счастливого мужики пошли в народ.
C5.2 В чём состоит своеобразие крестьянских характеров и судеб в поэзии Н. А. Некрасова?
Народный поэт, певец страданий, поэт-демократ… - по-разному называют Н.А. Некрасова. Некрасовская Муза - «Муза мести и печали», страдающая, воспевающая народ, зовущая к борьбе за его освобождение, протестующая, сочувствующая всем угнетенным. Некрасов впервые в русской поэзии глубоко раскрыл тему народных страданий. В центре внимания поэта - тяжкая доля крестьян, бурлаков, строителей железной дороги, солдат.
Тема страдания народа проходит через все творчество поэта.
Некрасов вырос на Волге и с детства был поражен картинами ужасающего труда бурлаков. В стихотворении «На Волге» поэт воссоздает образы несчастных людей, которые врезались в его память: один - «бледный, чуть живой», другой - «угрюмый, тихий и больной», в «лохмотьях жалкой нищеты». Поэт потрясен желанием последнего умереть к утру. Только смерть может оборвать нестерпимые муки «унылого» бурлака.
В «Размышлении у парадного подъезда» Некрасов создает обобщенный образ страдальца-народа. Он пишет: «Где народ, там и стон». Печаль и гнев - вот основные чувства, вложенные Некрасовым в стихи о народе. Искреннее желание изменить судьбы страдающих людей принесло художнику слова высокое звание «народного поэта». Некрасов был заступником народа, выражал его интересы, служил ему и старался увлечь его на такую дорогу, которая, по мнению поэта, принесет мужику довольство и счастье. Свою личную судьбу, свои слезы Некрасов навсегда соединил с судьбой, слезами, страданиями всего народа.
МАКСИМ ГОРЬКИЙ
C5.3 Как в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» раскрывается тезис: «В жизни всегда есть место подвигам»?
Уже ранние рассказы М. Горького свидетельствовали о том, что писатель очень талантлив и незауряден. В своих произведениях он обращался к вечным ценностям, пытался ответить на важнейшие вопросы, с давних пор волновавшие людей. Рассказ «Старуха Изергиль» заставляет задуматься о ярких человеческих характерах. Именно такие люди всегда вызывали у Горького уважение и восхищение. О человеческих характерах говорит сама старуха Изергиль, Она говорит, что есть люди - «старики с детства» и «юные, которые любят». Сам автор полностью солидарен со своей героиней. Легенды о Ларре и о Данко позволяют нам лучше понять, как сам Горький понимал подвиг человека во имя людей. Ларра, герой первой легенды, умен и прекрасен. Но вместе с тем он горд и высокомерен, в его сердце холод. И Ларра абсолютно равнодушен к людям. Он свысока смотрит на всех, считает лишь свои желания заслуживающими внимания.
Горький не скрывает своего отношения к герою легенды. Ларра выглядит слабым, несмотря на внешнее превосходство. С точки зрения самого автора, только горячее сердце и любовь к людям делает человека достойным членом общества. Именно таковым и является Данко, герой второй легенды. Он жертвует собой ради других. Данко не задумывается о том, нужна ли его жертва людям. Этот вопрос для него ровным счетом ничего не значит. Мы не сомневаемся в силе и мужестве Данко. Его преимущества перед Ларрой очевидны. Только Данко оказался способен на подвиг во имя людей, пусть даже последние и не заслуживали такой жертвы.
C5.3 Сатин и Лука: антиподы или единомышленники? (По пьесе М. Горького «На дне»)
В пьесе поднимаются вечные вопросы: столкновение правды и лжи, назначения и смысла человеческой жизни, свободы и долга. Философское звучание этих вопросов позволяет относить пьесу «На дне» к жанру философ-ской драмы. Драматический конфликт пьесы «На дне» в столкновении лжи и правды. Проповедником мира иллюзий является странник Лука. Он помогает ночлежникам погрузиться в мир утопии. Но Горький показывает несостоятельность взглядов Луки, жизненная практика опровергает его теорию: Лука исчез, а убежденный им Актер повесился, умирает Анна, а оставшихся ночлежников ожидает еще большее уныние, чем прежде. Опро-вергает теорию Луки Сатин, самый умный из героев, а монолог Сатина о Человеке разбивает лживый гуманизм Луки и с гуманизмом подлинным проповедует веру в Человека, гордость за Человека и призыв к борьбе против социальной несправедливости.
C5.3 Какое место в пьесе М. Горького «На дне» занимает образ Сатина?
В пьесе Горького поднимаются вечные вопросы: столкновение правды и лжи, назначения и смысла человеческой жизни, свободы и долга. Философское звучание этих вопросов позволяет относить пьесу «На дне» к жанру философской драмы. Драматический конфликт пьесы «На дне» в столкновении лжи и правды. Проповедником мира иллюзий является странник Лука. Опровергает теорию Луки Сатин, самый умный из героев, а монолог Сатина о Человеке разбивает лживый гуманизм Луки и с гуманизмом подлинным проповедует веру в Человека, гордость за Человека и призыв к борьбе против социальной несправедливости.
В горьковском «аду» Сатин играет очень важную роль. Неслучайно уже и то, что его имя созвучно имени «Сатана». Сатин говорит о себе, что в прошлом был образованным человеком, работал телеграфистом. С самого начала пьесы из его уст звучат такие слова, как «макробиотика», «Сарданапал» и т.д.
Этот герой отличается от остальных обитателей «дна». О себе он говорит: «Надоели мне, брат, человеческие слова… все наши слова – надоели! Каждое из них слышал я… наверное, тысячу раз…», «Я был образованным человеком…», «Я много книг читал…». Сам Сатин – человек сильный, имеющий хоть какое-то образование. Он мог бы если и не выбраться со дна, то хотя бы зарабатывать себе на жизнь честным трудом. Он пренебрегает этой возможностью, сознательно выбирая преступную деятельность. Сатин проповедует философию «свободного человека», доводя ее до крайности. В его случае это уже человек, свободный от всего. Поэтому этот герой утверждает «дно» как норму существования, единственно достойную настоящего человека.
С5.3 Как противопоставлены мечта и реальность в пьесе М. Горького «На дне»?
Драматический конфликт пьесы «На дне» в столкновении лжи и правды. Проповедником мира иллюзий является странник Лука. Он помогает ночлежникам погрузиться в мир утопии. Ночлежники с готовностью погружаются в мир мечты, так как они измучены, их существование беспросветно. Однако путь ухода от реальности - это путь тупиковый. Горький показывает несостоятельность взглядов Луки, жизненная практика опровергает его теорию: Лука исчез, а убежденный им Актер повесился, умирает Анна, а оставшихся ночлежников ожидает еще большее уныние, чем прежде. Опровергает теорию Луки и Сатин, самый умный из героев, а монолог Сатина о Человеке разбивает лживый гуманизм Луки и с гуманизмом подлинным проповедует веру в Человека, гордость за Человека и призыв к борьбе против социальной несправедливости.
C5.3 Какой след в жизни ночлежников оставил странник Лука? (По пьесе М. Горького «На дне»).
Автор «На дне» пробуждает читателей поразмыслить над тем, что же полезнее человеку: суровая правда или сладкая ложь? Нужно ли лгать во имя сострадания, как это делает Лука? Горький выражает свою точку зрения устами Сатина: «Ложь - религия рабов и хозяев. Правда - бог свободного человека». Позиция Луки абсолютно противоположна. Принцип, которому следует этот добрый ненавязчивый странник - «ложь во спасение». Лука не столько придумывает для каждого из них заветную мечту, сколько помогает оформиться тому, что давно уже зрело в их душах. Ваське Пеплу он внушает мысль о поездке Сибирь, где тот сможет начать совершенно новую, честную жизнь; Актера уверяет в том, что тот сможет излечиться от пьянства в бесплатной чудо-лечебнице; умирающую Анну теплит надеждой, что за свои нестерпимые муки та после смерти обретет покой и вечное блаженство на небесах. Однако его утешения никому не помогли, так как Лука своими сладкими пилюлями лжи не укреплял веры человека в свои силы, не готовил к жизненной борьбе. Весь его пассивно-сострадательный гуманизм основан на неверии в возможности человека. В глубине души он уверен, что реальное положение изменить уже нельзя, поэтому, и подходит ко всем со своей утешительной ложью. Впрочем, Джо ухода пожилого странника у большинства ночлежников крепнет вера в возможность начать новую жизнь. Ему, безусловно, вдохнуть в них надежду н6а лучшее будущее, согреть их души своим бесконечным сочувствием, которого так не хватало брошенным на дно жизни людям. Однако его проповеди еще больше воспитывали в «босяках» слабость и не способность бороться. «Ты - надейся! Ты - верь!» - внушал он. Но человек же не может постоянно жить иллюзиями. Столкновение с горькой правдой, в конце концов, неизбежно. Яркий пример тому - судьба Актера, не нашедшего силы действовать, разбившегося о суровую реальность, упав с высоты своей мечты, проснувшись он навеянного странником «сна». Философия странствующего проповедника, проверяясь на героях пьесы, всё-таки терпит поражение, ибо ложь, даже «во спасение» - прежде всего проявление неуважения к человеку, и, кроме временного утешения, она не способна ничего принести тому, кто верит в это заблуждение.
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
С5.1 Как в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня… про купца Калашникова» изображён конфликт личности и власти?
В центре поэмы проблематика соотношения царской власти, закона и милосердия. Это один из главных вопросов всей русской литературы начала XIX века. В центре внимания Лермонтова - нравственные и политические проблемы своей эпохи, судьба и права человека в ней. Писатель рассуждает над проблемами своей эпохи: нужны ли его времени люди чести, нужна ли сильная личность власти.
Облик царя Ивана Васильевича поэт восстанавливает таким, каким сохранила его народная память. Для народных песен государь - главное лицо, идея народной жизни - служба царю, с именем которого соединялось нераздельно имя отечества. Судьба отечества была в руках царя, следовательно, все, что касалось его личности, касалось вместе с тем и народа. В поэме первые слова автора обращены к царю, при этом используются обращения, характерные для народной песенной традиции: «Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!»
Грозному царю принадлежит последнее слово, он является вершителем судеб человеческих. Не всегда выбор царя оказывается справедливым, но никто не смеет противиться его воле - слуги царские могут только надеяться на милость царя.
Лермонтов прославляет справедливую государственную власть, когда закон оказывается для всех един. Государь грозит жестоко наказать виновника за совершение убийства по умыслу, и он казнит купца Калашникова...
C5.1 Как в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» отображена драма «потерянного» поколения?
Именно М. Ю Лермонтов впервые в русской литературе обратился к проблеме потерянного поколения. Пассивное неприятие общественных перемен порождало одиночество, страхи, сомнения, душевное ожесточение.
Главный герой романа Печорин явился выразителем пороков всего поколения. Критик В. Г. Белинский замечал, что в самих пороках Печорина кроется что-то великое. Герой не склоняет головы перед временем, не плывет по течению. В своем осмыслении эпохи, бессмысленном протесте Печорин потерпел крах, но его раздумья – это наболевшие мысли лучших людей того времени. Поколение 30-х годов застало мрачную эпоху отказа от каких бы то ни было идеалов, устремлений. В этом кроется причина осуждения автором своего поколения: оно вянет в бездействии, пассивности, равнодушии. Поколение Лермонтова жило в страхе, покорности перед властью. Именно поэтому просматривается такая тесная связь идейного содержания всего романа и стихотворения «Печально я гляжу на наше поколенье»