Образ и характеристика анны павловны шерер в романе война и мир толстого сочинение. Салон А.П. Шерер в «Войне и мире Кто присутствует в салоне анны павловны шерер

Автором романа-эпопеи «Война и мир» является выдающийся русский писатель и мыслитель Лев Николаевич Толстой. Роман достаточно разнообразен по своей тематике, в нем поднимается множество проблем и представлено около пятисот героев, среди которых много исторических персонажей. Все персонажи произведения делятся на положительных и отрицательных. Одни из них автору приятны, другие же, напротив, чужды.

Знакомство со многими основными персонажами происходит в самом начале романа, в салоне Анны Павловны Шерер, который предназначен для приема всех достойных представителей петербургского общества.

Хозяйка салона – сорокалетняя жена старого генерала, светская львица, видящая в приеме гостей смысл своей жизни. Она имеет хорошие придворные манеры и может похвалиться достойным поведением в обществе. Автор романа приводит достаточно интересную характеристику Анны Павловны: он сравнивает ее с прядильной машиной, ведь она весь вечер находится в движении, преисполнена живостью и энергичностью, развлекает своих гостей светскими и политическими беседами, занимается сводничеством. Однако мы видим, что ее поведение совершенно неискренне, ведь хозяйка салона попросту одевает на себя маску энтузиастки. Энтузиазм и живость становятся ее общественным положением.

Салон Анны Павловны посещают князь Василий Курагин, его сыновья Анатоль и Ипполит, дочь Элен, Андрей и Елизавета Болконские, Билибин, виконт Мортемар, княгиня Анна Друбецкая с сыном Борисом, а также Пьер Безухов. Каждый из этих гостей ищет в посещении салона какую-либо выгоду. К примеру, князь Василий стремится обеспечить своим детям выгодный брак, а княгиня Друбецкая беспокоится о судьбе своего сына и пытается ее устроить с помощью князя Василия.

Все гости общаются друг с другом достаточно вежливо и благопристойно, однако за маской светского такта и изящества скрываются ложь, фальшь, равнодушие и даже насмешки. Определенные правила заставляют всех посетителей салона не выходить за рамки приличия и находиться в масках достойных членов светского общества.

От всех гостей салона отличаются лишь два человека - Пьер Безухов и Андрей Болконский. Пьер ведет себя достаточно откровенно, чем чрезвычайно шокирует все окружение. Анна Павловна боится, что Безухов испортит ей вечер, ведь из-за него все гости могут отклониться от привычного поведения и сорвать с себя маски.

Князь Андрей же полностью пресыщен подобным проведением времени. Навязанные правила поведения в обществе ему надоели, поскольку даже его жена ничем не отличается от всех остальных посетителей и настолько вжилась в роль аристократки, что не отклоняется от нее даже дома.

Итак, с помощью гостей салона и самой Анны Павловны Шерер Лев Толстой изображает все недостатки, характерные для светского общества того времени: ложь, фальшь, лицемерие, равнодушие и эгоизм. Всему светскому обществу противопоставляются откровенные и искренние люди - Пьер Безухов и Андрей Болконский.

Подробности Категория: Статьи

Роман-эпопея Л. Н. Толстого "Война и мир" начинается с описания салона, где собираются наиболее влиятельные люди и обсуждают насущные политические, экономические проблемы. Именно в этой части романа автор расставляет приоритеты, выражает свое отношение к таким людям. Краткое содержание романа можно прочитать на сайте Учим.Гуру , потому что сразу вспомнить все события, происходившие в эпопее, довольно сложно. Данный сайт помогает школьникам объяснить сложное простыми и понятными словами.

Анна Павловна Шерер – фрейлина (девица благородного происхождения) и приближенная императрицы Марии Федоровны. Смысл ее жизни – содержание салона. Роман начинается со сцены салона, то есть читатель знакомится со всеми важными героями здесь. На лице Анны Павловны всегда есть сдержанная улыбка, но это всего лишь маска, под которой она прячет свои истинные эмоции. Она очень импульсивная, говорит, что думает, порой даже сложно ее остановить. Она даже упрекает князя в том, что он плохо воспитал своих детей. По сути, она не имела на это никакого права.

В салон Анны Павловны съезжается вся знать Петербурга. Она представляет всем свою престарелую тетушку, и присутствующие начинают кланяться, рассыпаться в приветствиях. Это выглядело очень лицемерно, при других обстоятельствах (если бы это не был прием у Анны Павловны, например) на эту старуху никто не обратил бы внимания.

Женщина сидела практически в одиночестве весь оставшийся вечер. Шерер даже поклоны распределяла по званиям, например, Пьеру Безухову она поклонилась как к людям низшей иерархии. Когда Пьер высказал свои мысли, она его осекла. Анна Павловна придерживалась только собственного мнения и считала другие абсолютно неверными и глупыми. Она весь вечер придиралась к Пьеру.

Посетители салона – это тоже знатные дворяне под стать Анне Павловне. Только Пьер отличался от всех этих людей.

Разговор между князем Василием и Анной Павловной четко дает понять характер героев. Анна Павловна – беспардонная женщина, которая возомнила себя знатоком человеческих душ и смеет критиковать князя за то, что его сыновья не такие, какими бы она хотела их видеть. Она даже говорит, что лучше бы вам, князь, совсем не иметь детей.

Князь выставил себя в этом общении с фрейлиной дамским угодником, который соглашался со всем, что она говорила. Он не имеет собственного мнения.

Лев Толстой не зря поставил этот эпизод в самом начале романе, чтобы читатели могли представить истинную сущность героев романа без масок, так как разговор между ними был достаточно откровенный.


Салон Анны Павловны Шерер напоминает собой стянутые приличием маски. Мы видим прекрасных дам и блестящих кавалеров, яркие свечи – это своеобразный театр, в котором герои, подобно актерам, выполняют свои роли. При этом каждый выполняет не ту роль, которая ему нравится, а ту, в которой желают его видеть окружающие. Даже фразы их абсолютно пустые, ничего не значащие, поскольку все они заготовлены и идут не от души, а говорятся по неписаному сценарию. Главными актерами и руководителями этого спектакля являются Анна Павловна и Василий Курагин.

Однако при всем при этом, описание салона Шерер – важная сцена в романе, причем не только потому, что помогает нам понять всю сущность светского общества того времени, но и потому, что знакомит нас с одними из главных героев произведения.

Именно здесь мы встречаемся с Пьером Безуховым и Андреем Болконским и понимаем, насколько они отличаются от других героев. Принцип антитезы, используемый в данной сцене автором, заставляет нас обратить внимание на этих персонажей, присмотреться к ним внимательнее.

Светское общество в салоне напоминает прядильную машину, а люди – веретена, которые, не умолкая, шумят с разных сторон. Самая послушная и красивая марионетка – Элен. Даже выражение ее лица полностью повторяет эмоции на лице Анны Павловны. Элен не произносит ни одной фразы за целый вечер. Она лишь поправляет свое ожерелье. За внешней красотой этой героини не скрывается совершенно ничего, маска на ней держится еще более крепко, чем на других героях: это “неизменяющаяся” улыбка и холодные бриллианты.

Среди всех женщин, которые представлены в салоне фрейлины, симпатична лишь ожидающая ребенка жена князя Андрея - Лиза.

Мы даже проникаемся к ней уважением, когда она отстраняется от Ипполита. Однако и Лиза тоже имеет маску, которая настолько к ней приросла, что даже дома с мужем она разговаривает таким же игривым и капризным тоном, что и с гостями в салоне.

Чужим среди приглашенных является Андрей Болконский. Когда он, прищурившись, окинул взглядом общество, то обнаружил, что перед ним не лица, а маски, сердца и мысли которых совершенно пусты. Это открытие заставляет Андрея зажмуриться и отвернуться. Лишь один человек в этом обществе достоин улыбки Болконского. И этого же человека Анна Павловна едва удостаивает внимания, встречая приветствием, которое относится к людям самого низшего сословия. Это Пьер Безухов, «русский медведь», который, по мнению Анны Павловны, нуждается в «образовании», а в нашем понимании - лишении искреннего интереса к жизни. Будучи незаконнорожденным сыном екатерининского вельможи, он был лишен светского воспитания, в результате чего резко выбивался из общей массы гостей салона, но зато его естественность сразу располагает его по отношению к читателю и вызывает симпатию. У Пьера есть свое мнение, но оно в этом обществе никого не интересует. Здесь вообще ни у кого нет своего мнения, да его и не может быть, ведь все представители этого общества неизменны и самодовольны.

Сам автор и его любимые герои отрицательно относятся к светскому обществу. Л.Толстой срывает маски с актеров салона Шерер. При помощи методов контраста и сопоставления автор раскрывает истинную сущность персонажей. Князя Василия Курагина он сравнивает с актером, а его манеру изъясняться – с заведенными часами. Новые гости салона выступают у Толстого в роли блюд, которые подают к столу. Сначала Анна Павловна «сервирует стол» виконтом, потом аббатом. Автор сознательно использует прием снижения образов, подчеркивая преобладание в членах светского общества физиологических потребностей над более важными – духовными. Автор дает нам понять, что сам он на стороне естественности и искренности, которым уж точно не было места в салоне фрейлины.

Этот эпизод выполняет важную функцию в романе. Именно здесь берут начало главные сюжетные линии. Пьер впервые видит свою будущую супругу Элен, князь Василий принимает решение женить Анатоля на княжне Марье, а также пристроить Бориса Друбецкого, а Андрей Болконский решает отправиться на войну.

Начало романа имеет много общего с эпилогом. В конце эпопеи мы встречаемся с юным сыном Андрея Болконского, незримо присутствовавшим еще в первой сцене произведения. И опять начинаются споры о войне, как бы в продолжение темы аббата Морио о вечности мира. Именно эту тему и раскрывает Л. Толстой на протяжении своего романа.

Салон Анны Павловны Шерер

Проверочная работа.

1.Что нового внес ЛНТ в изображение войны?

2.Назовите особенности творчества ЛНТ?

3.Как готовился к написанию романа?

1.Как вы думаете, почему ЛНТ начинает свой роман со светского вечера в салоне А.Шерер?

1.Сразу знакомит с высшим обществом страны.

2.Вводит читателей в круг политических событий изображаемой эпохи:

  • Казнь Наполеоном герцога Энгиенского (яростный сторонник восстановления законной власти Бурбонов)
  • Подавление бунта в Египте
  • Россия вступает в войну с Наполеоном в составе военного союза Англии, Австрии, Пруссии.

3.Знакомит читателей с главными героями романа (Семья Курагиных, Андрей, Пьер)

* проверка д/з: Расскажите о представителях высшей знати.

1.Шерер

2.князь Василий

2.Элен Курагина

4.Ипполит

5.Друбецкая

6.Пьер Безухов

7.Андрей Болконский

1.Внешность

2.Приветствие хозяев

3.Манера поведения

4.На каком языке говорит.

Какие нравственные нормы не принимает ЛНТ?

1.Внешняя благопристойность, благовоспитанность, изящество и изысканность манер и туалетов, строгое следование правилам хорошего тона. Но за всем этим фальшь и лицемерие.

2.ЛНТ не принимает фальшь, сравнивает салон с прядильной мастерской. Многие приехали с какой-то корыстной целью: Анна Михайловна – Борис, князь Василий – Ипполит, Анатоль, Элен – показать себя, приглядеть жениха.

3.ЛНТ показывает глупость представителей высшего света (семейная черта Курагиных)

Кому присуща чистота нравственного чувства в этом обществе? (Пьер)

Свои ли люди кн.Андрей и Пьер в салоне?

Пьер – инородное тело в великосветской гостиной. Это не его круг общения. Единственный, кто ему близок – Кн.Андрей.

Князь Андрей на равных правах в этом обществе, его уважают и боятся. Он для всех свой, они для него чужие.

*Работа с текстом.

Князь Андрей и Пьер .

1.Как ведут герои себя привстрече7

2.Как чувствует себя Пьер в дома Андрея?

3.Почему князь Андрей идет на войну?

Именины у Ростовых.

Главы: 7-11

Задача: определить, в чем различие в поведении гостей и хозяев у Ростовых и у Шерер?

Работа с текстом:

Ростовы

Шерер

1.Как принимают гостей?

2.Кто главный гость?

3.Каков характер разговоров? Отношение к войне?

4.Каковы взаимоотношения членов семьи в доме Ростовых и гостей в салоне Шерер?

5.Как относятся к Пьеру в

том и другом доме?

1.Доброжелательный утренний прием.

2.веселое молодое поколение, свидания Наташи с Борисом у кадки с цветами

3.Графина Ростова дает деньги Анне Михайловне Друбецкой на обмундирование для Бориса, хотя та ни о чем не просила.

Ахросимова М.Д. ее ждут, ее называют драгун, она знаменита не богатством, не почестями, но прямотой ума и откровенной простотой общения.

Старшее поколение волнует вопрос о войне, потому что идут на вйну сыновья.

Духовное родство семьи Ростовых, атмосфера согласия, дружбы.

  • чт. Танец И.Ростова

Могли бы слуги в доме Шере стоять в дверях и любоваться танцем хозяев?

Пьер чувствует себя уютнее и проще в доме Ростовых

Друбецкой пришлось унижаться в доме Шере перед князем Василием.

Виконт-эмигрант

Вывод: Ростовы патриархальная семья. Главное чувство – чувство общности. В семье Ростовых главное – поэтика стихийности чувств (Наташа плачет вместе с Соней) .

Болконские

1.Что отличает Болконских от семьи Ростовых, Шерер?

Болконских отличает глубокая работа мысли, высокий интеллект всех членов семьи. Аристократизм, гордость, ум, глубокая работа мысли.

*Портреты

*Расскажите о семье Болконских

2. Почему кн.Андрей пред отъездом в армию едет к отцу?

3.Любят ли друг друга отец, сын и дочь болконские?

4.Может ли княгиня Лиза быть своей в доме свекра?

Нет. Она страдает и боится, но и страдание ее выражается в кокетливой форме. Восторженна при встрече с Марьей (виделись 1 раз0, жалуется на самого близкого ей человека.

4.Что общего у всех Болконских?

Семья принадлоежит к высшему свету, так же есть духовное родство членов семьи. Но у Болконских – культ знаний и труда, суровость и аскетизм в семейных отношениях.

д/з: сделать выписки (2и 3 части романа):

1.Ненужность и неподготовленность войны (Смотр войск в Браунау(ч.2.гл.2));

2.Почему было дано Шенграбенское сражение?

3.Позиции русских и французских войск..

4.Показной и истинный героизм (батарея Тушина, Долохов, Жерков)

5.Отчего, по мнению ЛНТ, зависит исход сражения?

6.Каковы мечты Кн.Андрея?

7.кутузов и Наполеон на Аустерлицком сражении.

8.Дух войска.

9.Плдвиг кН.Андрея и его мысли на поле Аустерлицкого сражения.


Цель: познакомить учащихся с принципами изображения Л.Н. Толстым великосветского общества.

Задачи: начать знакомство с романом-эпопеей “Война и мир”; поразмышлять о значении французской речи в романе; учить работать с художественной деталью, посредством которой автор характеризует героя; уяснить суть метода “срывание всех и всяческих масок”; развивать творческие способности учащихся; подготовка к сочинению – анализу эпизода.

Оборудование: иллюстрация А. Ворошилиной (учащейся класса) к первым главам романа (иллюстрация изображает гостей в виде веретен, нити от которых держит в руках Анна Павловна). Стол, покрытый скатертью. Стул, на который “надета” шаль. Вещи: лорнет, пенсне, ридикюль, портрет Наполеона, “звезды” (награды), ожерелье, носовой платок, черно-белая маска. Магнитофон. Аудиозапись начала романа на французском языке. Зашторенная доска, к которой прикреплена маскарадная маска. Запись, пока скрытая от учащихся: Метод “срывания всех и всяческих масок”.

Контраст

Пьер говорит естественно. Следовательно, салону свойственна неестественность. Пьер нравится князю Андрею как “живой” человек. Следовательно, все остальные неживые…

Сравнение

Князь Василий – актер.

Салон – прядильная машина.

Салон – сервированный стол…

План:

а) роль французской речи в романе;

б) высшая знать Петербурга;

в) суть метода “срывание всех и всяческих масок”;

г) значение действия в салоне для дальнейшего развития сюжета.

ХОД УРОКА:

Вечер Анны Павловны был пущен.
Веретена с разных сторон равномерно и не
умолкая шумели.

Л. Толстой

Приличьем стянутые маски…

М. Лермонтов

Слово учителя.

Объявляются цель и задачи урока, записываются тема, эпиграф и план.

“Салон уж начался!” (На стол, покрытый скатертью, ставится подсвечник, зажигаются свечи).

Звучит аудиозапись начала романа (по-французски). Беседа с классом.

Вначале мы героев видим или слышим?

Мы слышим героев, причем говорят они по-французски.

Вас не смущает, что идет война с Наполеоном, а в Петербурге высшая знать говорит по-французски?

Здесь разделяют Францию и Наполеона.

Индивидуальное сообщение о Наполеоне по книге Н.Г. Долининой “По страницам “Войны и мира” (глава “От поручика до императора”).

Зачем Л. Толстой вводит французскую речь?

Так было принято. Знание французского языка было обязательным для дворянина.

Итак, перед нами образованные люди. Можно предположить, что на французском языке мы услышим философские мысли о жизни, остроумные замечания, интересные беседы… Вот одна из них.

Прослушивание аудиозаписи диалога Ипполита и виконта, который ведется на французском языке.

Красивые благозвучные фразы. Я не знаю французского языка, а так хочется понять, о чем идет речь. О чем же?

Ролевое чтение диалога (на русском языке).

Это рождение сплетни об Ипполите-ловеласе, о его связи с княгиней Болконской, о незавидном положении “офицерика” князя Андрея.

Докажите, что это сплетня (ложь).

Князь Андрей позднее характеризует жену как редкую женщину, с которой можно быть спокойным за свою честь.

Она отстранилась, когда Ипполит “забыл” убрать руки, подавая шаль.

Она садится в карету, не придавая значения выкрикам Ипполита.

Что ж, образование, знание иностранных языков не всегда признак интеллигентности, порядочности, внутренней культуры. Может быть, Л. Толстой вводит французскую речь, чтобы показать, что за внешним лоском некоторых героев скрыта внутренняя пустота.

Зачем, по-вашему, Ипполит рассказывает анекдот по-русски?

Выразительное чтение текста.

Это не русская речь! Осознание себя русским, французом, англичанином приходит через язык.

Отчего, обжигая горло,

Разбираю часами подряд

Сочетания “оро” и “оло” -

“Вран” и “ворон”, “молод” и “млад”?..

Я прислушиваюсь к словам.

Открывается в них Россия…

(С. Крыжановский)

Л. Толстой вводит французскую речь, чтобы показать, какая пропасть между ипполитами и Россией. Конечно, не все аристократы так коверкали родной язык. И князь Андрей, и даже Пьер, десять лет проживший за границей, прекрасно изъясняются по-русски.

Портреты героев.

Вы никогда не были в салоне? Л.Н. Толстой приглашает нас. Попытаемся узнать героев.

Опрос-викторина “Чье это лицо?”

“Она поднялась с тою же неизменяющеюся улыбкой.., с которою она вошла в гостиную”.

“Лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брюзгливость”.

“С гримасой, портившею его красивое лицо, он отвернулся…”

(князь Андрей)

“…светлое выражение плоского лица”.

(князь Василий)

“Сдержанная улыбка, постоянно игравшая на лице…”

(Анна Павловна)

Перед нами лица или маски? Докажите.

Перед нами маски, так как в течение вечера их выражение не меняется. Л. Толстой передает это с помощью эпитетов “неизменяющаяся”, “неизменно”, “постоянно”.

Пусть же маска станет символом нашего сегодняшнего урока, раз в салоне Анны Павловны принято не иметь лица. Литературоведы говорят о методе срывания Л. Толстым “всех и всяческих масок”. Давайте к концу урока попытаемся понять, что же это за метод.

Работа в группах с художественной деталью.

Раз мы в салоне Анны Павловны, то давайте наденем свои маски. Представьте, что я Анна Павловна, стул – моя тетушка, а каждый из вас получил записочку…Какого содержания?

У каждой “четверки” будет свой герой, которого вам предстоит представить через 2 минуты. Кроме того, вы должны ответить на вопросы: как связан полученный вами предмет с героем, какова цель приезда вашего героя к Анне Павловне, манера действующего лица говорить?

Раздаются таблички с именами героев и предметы.

Князь Василий – звезды

Элен – “бриллиантовое” ожерелье

Ипполит – лорнет

Виконт – портрет Наполеона

Княгиня Болконская – ридикюль с шитьем

Княгиня Друбецкая – носовой платок

Князь Андрей – маска

Пьер – пенсне

Возможные ответы учащихся. В конце каждого ответа предмет, символизирующий героя, кладется на стол, покрытый скатертью.

Важный и чиновный князь Василий имеет влияние при дворе, о чем говорят его “звезды”. Он приехал узнать, решен ли вопрос о назначении барона Функе первым секретарем в Вену, так как хлопотал об этом месте для своего сына Ипполита. В салоне Анны Павловны у него появляется еще одна цель – женить другого сына Анатоля на богатой невесте княжне Марье Болконской.

Элен – красавица. Ее красота ослепляет (блестящее ожерелье). Дочь князя Василия не произнесла в салоне ни слова, только улыбалась и повторяла выражение лица Анны Павловны. Она училась правильно реагировать на рассказ виконта. Элен заехала за отцом, чтобы отправиться на бал к английскому посланнику.

Ипполит производит впечатление ненормального человека. Приехал с целью приволокнуться за хорошенькой женщиной. Лорнет позволяет лучше видеть достоинства и недостатки слабого пола. Вспомним Онегина:

Двойной лорнет, скосясь, наводит

На ложи незнакомых дам…

Лорнет – признак повесы, ловеласа, франта.

Говорит не к месту, но настолько самоуверенно, что никто не может понять, умно или глупо сказанное.

Виконт – гость, которым Анна Павловна “сервировала” салон. Он считает себя знаменитостью, потому что… говорит о Наполеоне. Все его речи связаны с французским императором, поэтому и портрет Наполеона. Правда, ничего особенного из жизни Бонапарта виконт не рассказывает: гости слышат лишь расхожий анекдот о Наполеоне и герцоге. Виконт позволяет Анне Павловне пользоваться собой как знаменитостью. Говорит так, как на сцене: с оглядкой на реакцию дам, на публику.

Княгиня Болконская чувствует себя в салоне, как дома, поэтому привезла ридикюль с работой. Она приехала повидать друзей. Говорит капризно-игривым тоном.

Князь Андрей имеет “два лица” (то гримасу, то неожиданно добрую и приятную улыбку), “два голоса” (говорит то неприятно, то ласково и нежно), поэтому его образ связан с маской. Он приехал за женой. Цели нет: скучающий, как у Онегина, взгляд. Князю Андрею здесь все надоело. Он решил идти на войну и позднее скажет Пьеру: “Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!”

Княгиня Друбецкая, знатная, но обедневшая. Она приехала выхлопотать место для сына Бориса. У нее “исплаканное лицо”. Когда обращается к князю Василию, то старается улыбаться, “тогда как в ее глазах были слезы”, поэтому - платок.

Пьер – новичок в салоне Анны Павловны, да и вообще в салоне. Он много лет провел за границей, поэтому все ему интересно. Он смотрит на мир наивно восторженно, поэтому - очки. Сюда молодой человек приехал в надежде услышать что-нибудь умное. Говорит он оживленно и естественно.

Стол сервирован.

Пьер ждет от салона чего-нибудь выдающегося, князю Андрею все это уже давно не нравится. А как относится к салону Анны Павловны Л. Толстой? Почему за тетушку был стул?

Тетушка только… место. Она никому не интересна. Каждый гость повторяет перед ней одни и те же слова.

Почему Пьеру был отвешен небрежный поклон?

В салоне своя иерархия. Пьер незаконнорожденный.

Почему княгиня Друбецкая сидит рядом с никому не нужной тетушкой?

Она просительница. Ей оказана милость. Люди в светском обществе ценятся по богатству и знатности, а не по личным достоинствам и недостаткам.

Почему употребляется редкое словечко “грипп” и присутствуют редкие гости?

Салон претендует на оригинальность, но все это – лишь внешний лоск, как и французская речь, а за ней – пустота.

Писатель срывает покровы и обнажает суть.

Обсуждение и запись “ метода срывания всех и всяческих масок”.

Мы почти не видим искренних, живых людей, поэтому на красивом столе с красивым подсвечником сегодня у нас с вами лежат вещи. Писатель говорит об отсутствии духовности у большинства гостей и у самой хозяйки.

А почему рядом с этими вещами нет пенсне Пьера?

Он чужой в салоне.

Значение действия в салоне для дальнейшего развития сюжета.

Здесь Пьер увидел Элен, которая впоследствии станет его женой.

Анатоля Курагина решают женить на Марье Болконской.

Князь Андрей готовится идти на войну.

Чем-то разрешатся не очень теплые отношения князя Андрея с женой.

Князь Василий решается пристроить Бориса Друбецкого.

Зачитывается сцена отъезда гостей.

Домашнее задание: готовиться к сочинению “Анализ эпизода”.

Сочинение

Анализ эпизода “Прием в салоне Анны Павловны Шерер” (по роману Л.Н. Толстого “Война и мир”).

“Приличьем стянутые маски” - вспоминаются слова М.Лермонтова, когда мы читаем страницы романа Л. Толстого, повествующие о салоне Шерер.

Яркие свечи, прекрасные дамы, блестящие кавалеры – так, казалось бы, говорят о светском вечере, но писатель создает совсем иные образы: прядильная машина, сервированный стол. Почти каждый из присутствующих скрывается за той маской, какую хотят видеть на нем окружающие, произносит фразы, каким “ и не желает, чтобы верили”. На наших глазах разыгрывается старая пьеса, а ведущие актеры – хозяйка и важный князь Василий. Но именно здесь читатель знакомится со многими героями произведения.

“Веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели”, - пишет Л. Толстой о людях. Нет, о марионетках! Элен – самая красивая и послушная из них (выражение ее лица отражает, как зеркало, эмоции Анны Павловны). Девушка не произносит за весь вечер ни одной фразы, а только поправляет ожерелье. Эпитет “неизменяющаяся” (об улыбке) и художественная деталь (холодные бриллианты) показывают, что за ошеломляющею красотой – пу-сто-та! Сияние Элен не согревает, а ослепляет.

Из всех женщин, представленных автором в салоне фрейлины, наиболее симпатична жена князя Андрея, ожидающая ребенка. Она вызывает уважение, когда отстраняется от Ипполита… Но и к Лизе приросла маска: с мужем дома она говорит тем же капризно-игривым тоном, что и с гостями Шерер.

Болконский – чужой человек среди приглашенных. Создается впечатление, что, когда он, щурясь, оглядел все общество, то увидел не лица, а проник в сердца и мысли – “зажмурился и отвернулся”.

Только одному человеку улыбнулся князь Андрей. И того же гостя Анна Павловна встретила поклоном, “ относящимся к людям самой низшей иерархии”. Незаконнорожденный сын екатерининского вельможи представляется этаким русским медведем, которого надо “образовать”, то есть лишить искреннего интереса к жизни. Писатель симпатизирует Пьеру, сравнивая его с ребенком, у которого разбегались глаза, как в игрушечной лавке. Естественность Безухова пугает Шерер, она вызывает у нас улыбку, а незащищенность – желание вступиться. Так и делает князь Андрей, говоря: “Как вы хотите, чтобы он всем отвечал вдруг?” Болконский знает, что никого в салоне не интересует мнение Пьера, люди здесь самодовольны и неизменны…

Л. Толстой, как и его любимые герои, относится к ним отрицательно. Срывая маски, автор использует метод сопоставления и контраста. Князь Василий сравнивается с актером, его манера говорить – с заведенными часами. Метафора “сервировала своим гостям сначала виконта, затем аббата” вызывает неприятное чувство, которое усиливается при упоминании куска говядины. “Снижая образы”, писатель говорит о преобладании физиологических потребностей над духовными, когда должно быть наоборот.

“Улыбка у него была не такая, как у других людей, сливающаяся с неулыбкой” - и мы понимаем, что герои в салоне разделены по принципу антитезы и что автор на стороне тех, кто ведет себя естественно.

Данный эпизод играет важную роль в романе: здесь завязываются основные сюжетные линии. Князь Василий решил женить Анатоля на Марье Болконской и пристроить Бориса Друбецкого; Пьер увидел свою будущую жену Элен; князь Андрей собирается идти на войну. Первая сцена романа перекликается с эпилогом, где мы встречаем юного сына Болконского, который незримо присутствовал в салоне Шерер. Снова возникают споры о войне, словно продолжая тему аббата Морио о вечном мире. Этой главной теме посвятил свой роман и Л. Толстой.