Образ Чичикова в поэме "Мертвые души": описание внешности и характера в цитатах. Сочинение на тему «Образ Чичикова в поэме «Мёртвые души В какой главе описывается образ чичикова

Образ Чичикова в поэме Н. Гоголя «Мертвые души»

Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» была важнейшим этапом в развитии русского критического реализма и явилась вершиной художественного творчества писателя. В своем произведении Гоголь осмеял пороки крепостнической России снизу доверху: от провинциальной глуши до Москвы и Петербурга. Гоголь, по словам Герцена, «выставил напоказ Россию дворянчиков, крепостников, которых мы увидели выходящими из дворцов и домов без масок...»

Центральным персонажем поэмы Гоголя «Мертвые души» является Павел Иванович Чичиков. Рассказ о нем проходит через всю поэму, а все другие герои характеризуются через его к ним отношение, Именно о нем автор пишет в XI главе: «Здесь он полный хозяин, и куда ему вздумается, туда и мы должны тащиться». Конечно, писатель не сводил свое произведение к истории одного человека; свою задачу он видел в том, чтобы проанализировать различные явления жизни. Однако Чичиков является главным героем поэмы, скрепляющим все повествование.

Вращающийся в кругу помещиков Чичиков представляет собой человека, обладающего иными жизненными принципами. Перед нами Гоголь создает типичный образ представителя нарождающейся буржуазии. По своему происхождению он также принадлежит к дворянскому сословию, но усадьба, где он мог бы заняться хозяйством, не приносит ему доходов. Отец Чичикова не был богат, а в наследство сыну оставил четыре заношенных фуфайки, два старых сюртука да незначительную сумму денег, Чичиков, в отличие от других помещиков, сам пробивал себе дорогу в жизни. Еще во время пребывания в школе он проявил поразительную оборотистость по части зарабатывания денег. Практичность, расчетливость, плутовство уже тогда были присущи характеру Чичикова. Его фантазия бойко раотала над изобретением разного рода коммерческих операций. Кроме того, он ловко умел войти в доверие к школьным наставникам, а потому был в школе «на отичном счету» и при выпуске получил книгу «с золотыми буквами за примерное прилежание и благонадежное поведение». Однако Чичиков с ранних лет научился оценивать свои отношения с людьми с точки зрения реальной пользы. Так, например, он отказывается помочь школьному наставнику, хотя раньше (будучи учеником) заискивал перед ним. Равнодушие к чужим беам - еще одна черта в характере этого персонажа.

Все низкие душевные качества Чичикова с особой силой проявляются, когда он вступает на путь самостоятельной жизненной деятельности. Стремление сделать «приращение к полтине», руководившее им с раннего детства, превратилось теперь в страстную жажду накопительства. Большое впечатление на Чичикова производят картины богатой, роскошной жизни. «Когда проносился мимо его богач на пролетных красивых дрожках, на рысаках в богатой упряжи, он.как вкопанный останавливался на месте и потом, очнувшись, как после долгого сна, говорил: „А ведь был конторщик, волосы носил в кружок!"»

Поставив своей целью стать непременно богатым человеком, он проявляет исключительное упорство, громадную энергию и изобретательность. Чичиков пускается на любые аферы и спекуляции, если они сулят барыши.

Появившись в губернском городе под видом помещика по своим надобностям, Чичиков чрезвычайно быстро не только входит в «избранное общество», но и завоевывает всеобщие симпатии, поскольку в результате долгой жизненной практики он блистательно выработал в себе способность к приспособлению. Он умеет показать себя человеком хорошего светского воспитания, обладающим большой и разносторонней культуой. Но главная сила его воздействия заключалась в том, что к каждому он умел найти свой подход. С ловкостью виртуоза Чичиков мог играть на слабых струнках человеческой души. Все чиновники, да и сам губернатор, довольны были приездом нового интересного человека.

Гоголь показывает, что Чичиков очень легко «перевоплощается», быстро переходит от одной манеры поведения к другой, не изменяя, однако, ни в чем ни себе, ни своим целям. Так, например, в беседе с Маниловым он легко улавливает его манеру поведения. Паел Иванович так же галантен и обходителен, питает склонность к «высоким» материям, преисполнен сентиментальной чувствительности. А вот с Коробочкой Чичиков галантности не проявляет. Беседа с ней носит совсем иной характер, Многоопытный герой быстро разгадывает сущность характера помещицы и поэтому действует весьма бесцеремонно, Он не считает нужным особенно стесняться - ведь деликатностью здесь не добиться уступки в приобретении мертвых душ.

При встрече с Ноздревым Чичиков старательно приспосабливается к вольному и бесцеремонному стилю поведения нового знакомого. Иных отношений, кроме «приятельских» (каковыми он их считает), Ноздрев не признает, поэтому Чичиков ведет себя так, будо они друзья с этим помещиком. Когда Ноздрев начинает хвастаться, Чичиков предпочитает отмолчаться, но зорко следит за тем, чтобы не попасть в сети, расставленные его новоявленным «другом».

Прямота и непосредственность Чичикова совершенно исчезают при встрече с Собакевичем и сменяются поиском правильных форм поведения с этим «неуклюжим медведем». Собакевич - делец, умеющий во всем соблюдать свою выгоду. В разговоре с ним главный герой показывает себя умудренным коммерсантом, знающим всякие способы воздействия на партнера. «Eгo не собьешь, неподатлив!» - думает про себя Собакевич.

К Плюшкину Чичиков находит подход, приняв вид великодушного доброжелателя, желающего помочь одинокому и беззащитному старичку. Только так можно было не вызвать подозрения у скопидома, котоый более всего боится быть ограбленным. Совершив все эти метаморфозы, герой снова обретает в кругу губернского общества облик приятноо человека, вызывающего шумные восторги. Легкость перевоплощения открывает необыкновенную энерию и изворотливость Чичикова. Мы понимаем, что за мнимыми обходительностью и мягкостью Чичикова скрывается расчетливая и хищная натура. На лице же его - маска благочестивого и благонравного человека.

Чичиков ничего не признает и ни во что не верит, кроме денег. Появляясь в обществе в образе порядочного человека, он ни в малейшей степени не склонен к добродетели. Его маска добродушия и благожелательности служит лишь средством, которое помогает ему проворачивать дела.

Одержимый страстью к богатству, Чичиков не похож на самозабвенного игрока, теряющего чувство меры. Он расчетлив и аккуратен. Он способен ждать, долго и терпеливо подготавливать то, что обещает ему барыши. Он не думает об аморальности своих поступков, его интересует лишь выгода. Гоголь резко оттеняет отсутствие у своего героя каких-либо нравственных принципов. Обращаясь к биографии Чичикова, писатель заявляет: «Нет, пора припрячь подлеца». Итак, приобретательство, хищничество и аморальность в облике Чичикова слиты воедино.

Сопоставляя Чичикова с помещиками, Гоголь показал те новые черты, которые свойственны героям, сформировавшимся вне атмосферы барской усадьбы. На первый план здесь выступают жизненная цепкость, необыкновенная изворотливость, авантюризм. Стремясь достичь своих целей, Чичиков не знает покоя. Он пребывает в постоянном движении. Ему чужда созерцательность Манилова, но в то же время он далек и от простодушия Коробочки. Хитрый и предприимчивый, он насквозь видит людей и умеет прибрать их к рукам. Но одновременно ему не свойственны разгул и желание прожигать жизнь, которые являются неотъемлемой чертой облика Ноздрева. Если все многочисленные затеи Ноздрева ни к чему не ведут, то на всем, что предпринимает Чичиков, лежит печать практической сметки и деловитости. В свою очередь, деловитость эта не похожа на грубую и прямолинейную расчетливость Собакевича. Обходительность и умение расположить к себе людей дают Чичикову большие преимущества перед Собакевичем.

Таким образом, Чичиков является одновременно и лучше, и хуже всех помещиков, выведенных Гоголем в поэме. Он, представитель нового хищнического предпринимательства, не противостоит Манилову или Собакевичу. Он срастается с ними, обретает единство с дворянской средой, однако при этом преследует свои интересы. Чичиков вбирает в себя все самые жизнеспособные черты уходящих отношений, отбрасывая те, которые не могут служить целям обогащения. Что же касается морали и нравственности, то этими понятиями Чичиков не обременяет себя, как и те помещики, с которыми он встречается.

Причины омертвления души человека Гоголь показывает в образе Чичикова. Безрадостное детство, служба, на которой процветает взяточничество, общество безнравственных людей - все это сформировало из него расчетливого подлеца. Если внимательно посмотреть, то Чичиков наглее Ноздрева и черствее Собакевича. Да, он отличается от помещиков своей предприимчивостью, энергией и умом. Он дает людям очень меткие характеристики. Однако Чичиков - «мертвая душа», потому что он не ценит в жизни ничего, кроме денег. В образе Чичикова Гоголь показывает появление в русском обществе нового человека, представителя нарождающейся буржуазии. Все высокие чувства, в том числе и любовь, оцениваются им только с точки зрения материальной выгоды.

Эта история, в его глазах, много объясняет в характере героя, ко многому заставляет относиться снисходительнее . Вот почему обстоятельно рассказывает он о . Беспросветно, безотрадно было это детство: бедность, отсутствие любви и ласки, безнравственность черствого, нелюбящего отца, грязь внешняя и внутренняя, – вот, та обстановка, в которой он вырос, никем не любимый, никому не нужный. Но судьба наделила Чичикова железной энергией и стремлением устроить свою жизнь «порядочнее», чем отец-неудачник, нечистоплотный и в нравственном, и в физическом смысле. Эта «неудовлетворенность действительностью» окрылила энергию маленького Чичикова. Из ранних столкновений с нищетой и голодом, из жалоб отца на безденежье, из наставления его: «копить деньгу», так как только на одну «деньгу» в жизни и можно положиться, – вынес мальчик убеждение, что деньги – основа земного счастья. Оттого благополучием жизни стало представляться герою «Мертвых душ» то, что можно достать деньгами – сытая, роскошная жизнь, комфорт... И вот Чичиков начал «изобретать» и «приобретать»: грош за грошом копил он деньги, изворачиваясь всячески в обществе товарищей, обнаруживая настойчивость необыкновенную. Еще в школе стал он «делать карьеру», подделываясь под вкусы учителя. Еще на школьной скамье развил он в себе талант всматриваться в человеческие слабости, умело играть на них, медленно и упорно. Умение подладиться под человека помогло главному персонажу «Мертвых душ» на службе, но оно же развило в Чичикове стремление разбирать «нужных» людей от «ненужных». Вот почему он холодно отнесся к печальной участи своего бывшего учителя, вот почему он никаких чувств благодарности не питал к старому откупщику, который помог ему получить место. Чувство благодарности убыточно – оно требует «от чего-то» отказаться, «чем-то» поступиться, а это не входило в расчеты «приобретателя» Чичикова. Деньги, как единственная и главная цель жизни, – цель нечистая, и пути к ней нечисты, и Чичиков пошел к этой цели дорогой мошенничеств и обманов, не падая духом, борясь с неудачами... Между тем, выйдя на широкий простор жизни, он расширил и углубил свой идеал. Картина сытой, роскошной жизни сменилась другой, – он стал мечтать о спокойной, чистой семейной жизни, в обществе жены и детей. Тепло и уютно было ему, когда он отдавался этой мечте. Герой «Мертвых душ» рисовал себе в уме дом, где царит полное довольство, где он – примерный муж, уважаемый отец и почтенный гражданин родной земли. Чичикову казалось, что когда сбудутся его мечты, он забудет все прошлое, – свое грязное, безотрадное и голодное детство и тернистую дорогу, обозначенную мошенничествами и плутовством. Ему казалось, что он бросит тогда плутовство, «исправится» и оставит «честное имя» своим детям. Если раньше, плутуя, он оправдывал себя сознанием, что «все так делают», теперь прибавилось новое оправдание: «цель оправдывает средства».

Идеалы Чичикова стали шире, но пути к ним оставались грязными, и он грязнился все больше и больше. И, в конце концов, ему самому пришлось сознаться, что «плутоватость» сделалась его привычкой, его второй натурой. «Нет больше отвращения от порока! – жалуется он во второй части «Мертвых душ» Муразову. – Огрубела натура; нет любви к добру, нет такой охоты подвизаться для добра, какова есть для получения имущества!» Несколько раз удавалось Чичикову воздвигнуть шаткое здание своего благополучия на мошеннических проделках всякого рода; несколько раз был он близок к осуществлению своих идеалов, – и всякий раз все рушилось, приходилось все строить сначала.

Чичиков - главный герой «Мертвых душ» Гоголя

Сила воли и ум Чичикова

Главный персонаж «Мертвых душ» отличается немалой силой воли. «Назначение ваше – быть великим человеком», – говорит ему Муразов, упрекая его за то, что великая сила его души, его энергия, была всегда направлена к нечистой цели. Об энергии Чичикова не раз говорит в «Мертвых душах» и Гоголь , хотя бы, рассказывая его многотрудную «одиссею», когда сызнова приходилось устраивать свою жизнь. Кроме силы воли, Чичиков наделен большим умом, не только практическим, – сметкой, изобретательностью, лукавством и изворотливостью, но и тем созерцательным, «философским» умом, который ставит его выше всех других героев поэмы. Недаром Гоголь вкладывает в его голову глубокие размышления о судьбе русского человека (чтение списка купленных мужиков). Кроме того, Чичиков здраво рассуждает о пошлости жизни прокурора, о том воспитании, которое в России портит девушку. Недаром он понимает не только человеческие слабости, но и достоинства, недаром, сталкиваясь с честными людьми (генерал-губернатор, Муразов), он оказывается способным, именно в момент своего унижения, нравственно подниматься. Не только плутом изворотливым и лукавым рисуется он в их обществе, а павшим человеком, который понимает глубину и позор своего падения. «За ум он не уважал еще ни одного человека», – говорит Гоголь, пока судьба не свела его с Костанжогло, Муразовым и др. Не уважал потому, что сам был умнее всех, кого встречал прежде.

В практическом герое-плуте «Мертвых душ» Гоголь отметил еще одну характерную черту – наклонность к поэзии, к мечтательности. Минутное увлечение Чичикова барышней, встреченной в пути, чистое увлечение губернаторской дочкой, его настроение в доме Платоновых, наслаждение вечером в имении Петуха, весной – в деревне Тентетникова, сами мечты его о тихом благообразном семейном счастье полны действительной поэзии...

Вместе с тем Чичиков очень высокого мнения о себе: он уважает себя за свою энергию, за свой ум, за свое умение жить. Он любит себя за свои «чистые мечты», которым ревностно служит; он любит себя за свое благообразие, за свой нарядный костюм, за свои благородные манеры, – словом, за то, что, выйдя из грязной норы, из грязного общества отца, – он сумел сделаться, по его мнению, «порядочным человеком».

Чичиков в обществе

Образ Чичикова у Гоголя сразу пошлеет, когда он попадает в общество пошляков. Это происходит потому, что он всегда подлаживается под тех людей, с которыми имеет дело: он даже говорит и ведет себя иначе в обществе Манилова , Собакевича и Коробочки . С первым Чичиков сентиментальничает, мечтает, втирается в его чувствительное сердце; со вторым он деловит, и на недоверие хозяина отвечает таким же недоверием (сцена с деньгами и распиской); на безобидную глупую Коробочку он кричит, сулит ей «чёрта». Когда Чичиков оказывается в «обществе», он подделывается под «тон» этого общества, усваивает те манеры, которые здесь считаются «приличными», – и потому для толпы он всегда будет «приличным», «благонамеренным», «приятным»... Он не пойдёт, как Чацкий в «Горе от ума» Грибоедова , против целой Москвы, – политика Молчалина ему удобнее и легче.

Чичиков понимает людей и умеет производить впечатление выгодное, – во второй части «Мертвых душ» он очаровывает даже умного Костанжогло, недоверчивого брата Платонова располагает в свою пользу. Кроме того он осторожен, – даже в подвыпитии он умеет удержать свой язык от излишней болтливости: осторожности, очевидно, научила его жизнь. Впрочем, иногда Чичиков ошибается: так ошибся он в Ноздреве, ошибся и с Коробочкой. Но эта ошибка объясняется тем, что и у этих двух действующих лиц «Мертвых душ» такие своеобразные характеры, которых сразу даже Чичиков не постиг.

Сложность и противоречивость натуры Чичикова

Страсть к «приобретению» наложила на главного героя «Мертвых душ» некоторую печать «мелочности» – он собирает в свою шкатулку даже старые афиши, – черта, достойная Плюшкина . Устройство его шкатулки, с ящичками и секретными отделениями, напоминает комод Коробочки, с его мешочками для гривенников, двугривенных. В школе Чичиков копил деньги по методу Коробочки. Мелочность Чичикова выражается и в его любопытстве: он всегда выспрашивает половых, слуг, собирает всевозможные сведения «на всякий случай», – так, как Плюшкин собирал разные предметы в своем кабинете.

Не без иронии, вскользь отмечает Гоголь в «Мертвых душах» еще одну черту Чичикова – его «сострадательность», – он всегда подавал нищим гроши. Но сострадательность эта «грошовая», – она далека до способности самопожертвования, отречения от каких-нибудь благ в пользу ближнего. У Чичикова вообще нет любви к ближнему. Он не возвысился дальше идеалов любви семейной, по существу своему, все-таки эгоистических.

Если Гоголь, действительно, хотел на Чичикове показать возрождение порочного человека к добру, то надо сознаться, выбор героя «Мертвых душ» сделан был им удачно. Сложная натура Чичикова богата самыми разнообразными качествами. Изумительная энергия его сочеталась с умом, здравым смыслом, лукавством, большою гибкостью и неутомимостью.

Но, кроме всего этого, Гоголь отметил в нем «человека-изобретателя», способного выдумать нечто «новое», сказать обществу, погрязшему в косности, свое новое, хотя и преступное слово. У Чичикова нет косности, – его ум свободен и фантазия крылата. Но все это качества, так сказать, «нейтральные», – они могут быть равно направлены на зло и добро. Но Гоголь подчеркнул в душе этого героя «Мертвых душ» наличие сознательности, – Чичиков знает, что совершает зло, но утешает себя мыслью, что «делание зла» в его жизни – лишь «переходный момент». В этом умении отличить «добро» и «зло» – кроется источник возрождения Чичикова. Оно тем для него легче, что, в сущности, жизненные идеалы («чистое семейное счастье») его были если не особенно высоки, то, все же, безупречны. К тому же в душе его есть мягкие элементы поэзии и мечтательности. Вероятно, на всех этих положительных качествах Чичикова Гоголь желал в дальнейшем развитии действия «Мертвых душ» построить его возрождение.


История Плюшкина, Тентетникова во второй части «Мертвых душ», история жизни русских мужиков (см. чтение Чичиковым списка имен купленных им крестьян). В уста Муразова он вкладывает объяснение, почему интересна история человека. Строгому генерал-губернатору Муразов говорит: «...Если не примешь во внимание и прежнюю жизнь человека, если не расспросишь обо всем хладнокровно, а накричишь с первого раза, напугаешь только его, – да и признания настоящего не добьешься; а как с участием его расспросишь, как брат брата, – сам-с все и выскажет... Затруднительны положенья человека, ваше сиятельство, очень, очень затруднительны. Бывает так, что кажется кругом виноват человек... а как войдешь, – даже и не он... Такое гуманное отношение к каждому человеку рекомендует Гоголь в письме к «занимающему важное место» («Выбранные места из переписки с друзьями »). Отсутствие этого гуманного внимания осудил он в «) дочитывали старые романы, – очевидно, очень приятное. Людей более образованных, Тентетникова, Платонова, оно только изумило. Впрочем, в разговоре с Муразовым Чичиков не прибегает к помощи этого «поэтического» стиля, который так расположил в его пользу Манилова и губернских дам.

Сочинение 9 класс

План

1.Собирательный образ Чичикова.

2. Хитрая ворона.

3. Всем движут деньги.

4. Самый благопристойный человек на свете и характер чиновника.

Чичиков - один из самых ярких и реалистичных гоголевских персонажей. Образы многих героев Гоголя в какой-то степени объединяет именно он. Тем не менее, описать характер Павла Ивановича сложно: таковы были намерения автора, который хотел показать собирательный характер образа своего героя. И действительно, Павел Иванович Чичиков - это герой, который объединяет множество людишек подлых, хитрых и лицемерных. Он многообразен, готов находить общий язык с любым собеседником и подстраиваться под него, а также может и готов вести себя по-разному.

В общении со своими собеседниками Чичиков успешно копирует манеры их поведения. В разговоре с Коробочкой Чичиков это подтверждает: у миллионов душ найдутся свои оттенки. В его лице Гоголь разоблачает преступный воровской и чиновничий мир России. С каждым своим собеседником Чичиков ведёт себя прагматично. Он говорит то, чего желает услышать его собеседник. В общении с Маниловым он высокомерен и льстив. В разговоре с Коробочкой он ведёт себя довольно грубо и беспардонно, уже не обращая внимания на этические нормы - манера его общения близка характеру хозяйки.

Общение с хитрым наглецом Ноздрёвым складывается труднее, ведь Павел Иванович презирает фамильярности. Но выгодная сделка вынуждает его уподобиться фамильярному и хамскому тону хозяина. Образ Собакевича более основателен и интеллигентен. На этом основании Павел Иванович ведёт основательный диалог о мёртвых душах. Наконец, он пользуется вниманием в глазах Плюшкина. Этот человек, живя в одиночестве, оторвался от внешнего мира и забыл правила хорошего тона.

Исходя из всего этого, Чичиков демонстрирует того, с кем он имеет дело, в зеркале, со стороны. показывает в поэме формирование характера своего героя. Уже в детстве Павлуша был хитрым и предприимчивым парнем. Целью его была только нажива, Чичиков стремился любой ценой получить выгоду. До людей герою не было никакого дела, ведь приоритетом у него были деньги. Но на это были свои причины. Чичиков происходил из небогатой семьи, а своей целью он ставил вхождение в состав высшего общества, а сделать это можно было только с помощью накопления денег. Понимая, где в дальнейшем можно набить свой кошелёк, Чичиков пошёл в чиновничий аппарат, который известен широкими возможностями для махинаций.

Этические нормы в роде деятельности, чистота действий, никогда не волновали Павла Ивановича, который всё время искал выгоду для получения как можно большей прибыли. Гоголь называет Чичикова самым благопристойным человеком на свете. Однако стоит понимать, что именно материальная выгода движет этой благопристойностью.

За маской благопристойности главного действующего лица в "Мёртвых душах" скрывается натура хитрого, равнодушного, толкового, холодного и расчётливого чиновника, который знает, как получить наибольшую выгоду. Читатель видит благопристойность Чичикова как ненастоящую. Свой истинный характер герой тщательно скрывает. Светские манеры он освоил хорошо, да применяет их чрезмерно. Да так, что в других ситуациях, при их отсутствии, вести должным образом себя не может. Манеры у Павла Ивановича есть, но денег не хватает. А готов их он добывать любой ценой, становясь более опасным персонажем. В Чичикове Гоголь раскрыл образ чиновника, и не согласиться с ним нельзя. Ведь и в современной России найдутся такие Чичиковы.

Поэма «Мертвые души» занимает особое место в творчестве Гоголя. Это произведение писатель считал главным делом своей жизни, духовным заветом Пушкина, который подсказал ему основу сюжета. В поэме автор отразил уклад жизни и нравы разных слоев общества - крестьян, помещиков, чиновников. Образы в поэме, по словам автора, «ничуть не портреты с ничтожных людей, напротив, в них собраны черты тех, которые считают себя лучше других». Крупным планом показаны в поэме помещики, владельцы крепостных душ, «хозяева» жизни. Гоголь последовательно, от героя к герою, раскрывает их характеры и показывает ничтожность их существования. Начиная с Манилова и заканчивая Плюшкиным, автор усиливает свою сатиру и разоблачает преступный мир помещичье-чиновничьей России.

Главный герой произведения - Чичиков - вплоть до последней главы первого тома остается для всех загадкой: как для чиновников города N, так и для читателей. Внутренний мир Павла Ивановича автор раскрывает в сценах его встреч с помещиками. Гоголь обращает внимание на то, что Чичиков постоянно меняется и почти копирует манеры поведения своих собеседников. Рассказывая о встрече Чичикова с Коробочкой, Гоголь говорит, что в России человек по-разному разговаривает с владельцами двухсот, трехсот, пятисот душ: «…хоть всходи до миллиона, все найдутся оттенки».

Чичиков прекрасно изучил людей, в любой ситуации умеет найти выгоду, всегда говорит то, что от него хотели бы услышать. Так, с Маниловым Чичиков высокопарен, любезен и льстив. С Коробочкой он разговаривает уже без особых церемоний, и его лексикон созвучен стилю хозяйки. Общение с наглым вруном Ноздревым складывается нелегко, так как Павел Иванович не терпит фамильярного обращения, «…разве только если особа слишком высокого звания». Однако, надеясь на выгодную сделку, он до последнего не покидает имение Ноздрева и старается ему уподобиться: обращается на «ты», перенимает хамский тон, ведет себя фамильярно. Образ Собакевича, олицетворяющий основательность помещичьего бытия, сразу же побуждает Павла Ивановича повести как можно более основательный разговор о мертвых душах. Чичикову удается расположить к себе «прореху на человеческом теле» - Плюшкина, который давно утратил связь с внешним миром и забыл нормы вежливости. Для этого ему было достаточно сыграть роль «мотишки», готового в убыток себе избавить случайного знакомого от необходимости платить подати за умерших крестьян.

Чичикову не трудно менять свой внешний облик, потому что в нем есть все качества, которые составляют основу характеров изображенных помещиков. Подтверждением этого служат эпизоды в поэме, где Чичиков остается наедине с самим собой и ему не нужно приспосабливаться к окружающим. Осматривая город N, Павел Иванович «оторвал прибитую к столбу афишу, с тем, чтобы, пришедши домой, прочитать ее хорошенько», а прочитав, «свернул опрятно и положил в свой ларчик, куда имел обыкновение складывать все, что попадалось». Это напоминает привычки Плюшкина, собиравшего и хранившего разного рода тряпочки и зубочистки. Бесцветность и неопределенность, сопровождающие Чичикова до последних страниц первого тома поэмы, роднят его с Маниловым. Именно поэтому чиновники губернского города строят нелепые догадки, пытаясь установить истинную личность героя. Любовь Чичикова аккуратно и педантично все раскладывать в своем ларчике сближает его с Коробочкой. Ноздрев замечает, что Чичиков похож на Собакевича. Все это говорит о том, что в характере главного героя, как в зеркале, отразились черты всех помещиков: маниловская любовь к бессмысленным разговорам и «благородным» жестам, и мелочность Коробочки, и самовлюбленность Ноздрева, и грубость Собакевича, и скопидомство Плюшкина.

И в то же время Чичиков резко отличается от помещиков, показанных в первых главах поэмы. У него иная психология, чем у Манилова, Собакевича, Ноздрева и других помещиков. Ему свойственна необычайная энергия, деловая хватка, целеустремленность, хотя в моральном отношении он ничуть не возвышается над владельцами крепостных душ. Многолетняя чиновничья деятельность наложила заметный отпечаток на его манеру поведения и речь. Свидетельством этого служит радушный прием, оказанный ему в губернском «высшем обществе». Среди чиновников и помещиков он новый человек, приобретатель, который придет на смену маниловым, ноздревым, собакевичам и плюшкиным.

Душа Чичикова, так же, как души помещиков и чиновников, омертвела. Ему недоступна «блистающая радость жизни», он почти полностью лишен человеческих чувств. Ради достижения своих практичных целей он усмирил свою кровь, которая «играла сильно».

Гоголь стремился понять психологическую природу Чичикова как нового явления, и для этого в последней главе поэмы рассказывает о его жизни. Биография Чичикова объясняет становление раскрытого в поэме характера. Детство героя было тусклым и безрадостным, без друзей и материнской ласки, с постоянными попреками больного отца, и не могло не отразиться на его дальнейшей судьбе. Отец оставил ему в наследство полтину меди и завет старательно учиться, угождать учителям и начальникам, и, самое главное, беречь копейку. Павлуша хорошо усвоил наставление отца и всю свою энергию направил на достижение заветной цели - богатства. Он быстро понял, что все высокие понятия только мешают достижению его цели, и начал пробивать себе дорогу сам. Вначале он действовал по-детски прямолинейно - всячески угождал учителю и благодаря этому стал его любимцем. Повзрослев, он понял, что к каждому человеку можно найти особый подход, и стал добиваться более значительных успехов. Пообещав жениться на дочери своего начальника, он получил место повытчика. Во время службы на таможне ему удалось убедить начальство в своей неподкупности, а позднее наладить связь с контрабандистами и нажить огромное состояние. Все блестящие победы Чичикова в итоге оканчивались провалом, но никакие неудачи не могли сломить его жажду наживы.

Однако автор замечает, что в Чичикове, в отличие от Плюшкина, «не было привязанности собственно к деньгам для денег, им не владели скряжничество и скупость. Нет, не они двигали им, - ему мерещилась впереди жизнь во всех ее довольствах, чтобы наконец потом, со временем, вкусить непременно все это, вот для чего береглась копейка». Гоголь отмечает, что главный герой поэмы - единственный персонаж, способный на проявление движений души. «Видно и Чичиковы на несколько минут обращаются в поэтов», - говорит автор, когда его герой останавливается «будто оглушенный ударом» перед молоденькой дочкой губернатора. И именно это «человеческое» движение души привело к провалу его перспективной затеи. По мнению автора, душевность, искренность и бескорыстие являются самыми опасными качествами в мире, где царят цинизм, ложь и нажива. То, что Гоголь перенес своего героя во второй том поэмы, говорит о том, что он верил в его духовное возрождение. Во втором томе поэмы писатель планировал духовно «очистить» Чичикова и поставить его на путь духовного воскрешения. Воскрешение «героя времени», по его словам, должно было стать началом воскрешения всего общества. Но, к сожалению, второй том «Мертвых душ» был сожжен, а третий не написан, поэтому мы можем лишь предполагать, каким образом происходило нравственное возрождение Чичикова.

Все темы книги «"Мертвые души" Н.В. Гоголя. Краткое содержание. Особенности поэмы. Сочинения»:

Краткое содержание поэмы «Мертвые души»:

Павел Иванович Чичиков является центральным героем поэмы Гоголя “Мертвые души”. Рассказ о нем проходит сквозной нитью через все произведение, и другие герои во многом характеризуются именно через отношения с ним. Какую роль отводит этому персонажу автор? “Читатели не должны негодовать на автора, если лица, доныне являвшиеся, не пришлись по их вкусу; это вина Чичикова, здесь он полный хозяин, и, куда ему вздумается, туда и мы должны тащиться.” Надо сказать, что, хотя Чичиков и занимает в поэме очень важное место, ее нельзя считать просто описанием судьбы и всевозможных приключений этого героя. Писатель не сводил свое произведение к истории одного или даже нескольких характеров. Он видел свою задачу в том, чтобы охарактеризовать различные явления жизни России, а образ Чичикова отражает лишь определенную сторону действительности.
Сюжет поэмы неразрывно связан именно с сущностью главного героя. Кому могла прийти в голову столь безумная идея - приобретать мертвые души с тем, чтобы потом совершать с ними сделки? Только человеку, жадно стремящемуся “приобретать”, не представляющему своего существования вне приобретения и умеющему изыскивать любые способы для того, чтобы стать владельцем богатства. Чичиков пускается на любые аферы и спекуляции, если они сулят ему солидные барыши. Спекуляции с мертвыми душами нагляднее всего раскрывают коммерческий, предпринимательский склад характера Чичикова. Его восхищение вызывает не тот, кто обладает высоким саном, а тот, кто владеет значительным капиталом.
Надо отметить, что Гоголь раскрывает образ Чичикова другим способом, нежели образы остальных героев поэмы. Ведь он не мог характеризовать Чичикова через его отношение к крепостнической собственности и через описание его быта. Гоголь показывает этого героя в действии, в процессе претворения им в жизнь своих замыслов. Чичиков, пожалуй, единственный персонаж, биографию которого мы узнаем очень подробно, и такое его выделение вполне понятно.
Ведь владетели поместий представляют собой нечто устоявшееся и косное, а Чичиков олицетворяет собой новое, формирующееся в русской жизни начало.
Характерной чертой Чичикова является невероятная многогранность его натуры (причем эти грани зачастую абсолютно противоречат друг другу). Так, общительность и постоянный интерес к людям сочетаются в нем с чрезвычайной замкнутостью, а внешняя обаятельность - с беззастенчивым хищничеством. Гоголь подчеркивает, что людей, подобных Чичикову, разгадать нелегко. Чичиков обладает своеобразным талантом приспособленца. Оказываясь в любой новой обстановке, в любой среде, он сразу же становится “своим”, близким человеком. Он кажется обтекаемым даже внешне: “В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод”. Появившись в губернском городе под видом помещика, Чичиков очень быстро входит в “избранное общество” и завоевывает всеобщие симпатии. Он умеет показать себя человеком светским и разносторонне развитым. Он может поддержать любой разговор и при этом говорит “ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует. Словом, куда ни повороти, был очень порядочный человек”. К каждому лицу, в котором Чичиков заинтересован, он умеет найти свой, особый, подход. Он виртуозно играет на слабых струнах человека, добиваясь расположения и симпатии самых разнообразных людей. Чичиков очень легко “перевоплощается”, меняет манеры поведения, но при этом никогда не забывает о своих целях. В беседе с Маниловым он выглядит почти совсем, как сам Манилов. Он так же галантен и обходителен, так же чувствителен, как его новый друг. Чичиков отлично знает, как может произвести сильное впечатление на Манилова, а потому не скупится на всевозможные признания и душевные излияния.
Однако, разговаривая с Коробочкой, Чичиков не проявляет ни особой галантности, ни душевной мягкости. Он быстро разгадывает сущность ее характера и потому ведет сеоя^развязно и бесцеремонно. Коробочку деликатностью не проймешь, и Чичиков после долгих попыток вразумить ее “вышел совершенно из границ всякого терпения, хватил в сердцах стулом об пол и посулил ей черта”.
При встрече с Ноздревым Чичиков гибко приспосабливается к его разнузданной манере поведения. Ноздрёв признает только “дружеские” отношения, и Чичиков ведет себя так, словно они старые, закадычные приятели. Ноздрёв разговаривает с ним на “ты”, и Чичиков отвечает ему тем же. Когда Ноздрёв хвастается, Чичиков помалкивает, предоставляя другому право высказывать сомнения по этому поводу. Однако он зорко следит за тем, чтобы не попасть в сети Ноз-дрёва, который явно собирается его надуть.
При встрече с Собакевичем “прямота” и “непосредственность” Чичикова совершенно исчезают. Собакевичане трогают и рассуждения на возвышенные темы. И тогда Чичиков вступает с ним в азартный торг, в котором каждый стремится перещеголять другого. С дельцом Собакевичем Чичиков показывает себя опытным коммерсантом, знающим всяческие приемы воздействия на партнера. “Его не собьешь, неподатлив!” - думает про себя Собакевич.
К Плюшкину у Чичикова другой подход: он играет роль великодушного доброжелателя, желающего помочь одинокому и беззащитному старику.
Способность Чичикова к перевоплощению основывается на его необыкновенной изворотливости и энергии. За внешней мягкостью и изяществом скрывается расчетливая и хищная натура. Чичиков ничего не признает и ни во что не верит, кроме денег. Выставляя напоказ свою доброжелательность к людям, он заинтересован лишь в том, чтобы выгодно использовать их расположение. У Чичикова полностью отсутствуют какие бы то ни было нравственные принципы, подлость его натуры безгранична.
Сопоставляя Чичикова с владельцами крепостных душ, Гоголь ярко показывает те новые черты, которые могли сформироваться только вне атмосферы барской усадьбы. Это - необыкновенные жизненная цепкость, приспособляемость и энергия. Чичикову чужды мечтательность Манилова и примитивное простодушие Коробочки. Он не мелочится, как Плюшкин, но и не склонен к беспечному разгулу, как Ноздрёв. Его предприимчивость не похожа на грубую и прямолинейную деловитость Собакевича. Все это говорит о явном его превосходстве. Однако деятельность Чичикова сопоставляется Гоголем не только с бытием помещиков, но и с жизнью страны. Как и обитателей усадеб, Чичикова нисколько не волнуют социальные проблемы. Он совершенно равнодушен к тому, что не касается его самого, не затрагивает его интересов. Он не чувствует себя “гражданином земли своей”, которому близки и дороги ее судьбы.

Задачи и тесты по теме "Чичиков и его роль в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»."

  • Орфография - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку

    Уроков: 5 Заданий: 7