Оборудование для производства полуфабрикатов из мяса, котлет. Как открыть магазин полуфабрикатов с нуля

К мясным полуфабрикатам относятся пельмени, манты, вареники, котлеты и другие подобные продукты. Они пользуются хорошим спросом на рынке. Если вы решили организовать небольшое производство по выпуску полуфабрикатов, то это может принести стабильный доход уже примерно через год или полтора после вложения денежных средств. Если вы не знакомы с технологией изготовления замороженных мясных полуфабрикатов, то можно нанять для работы технолога с опытом работы.

Как предприниматель вы обязательно будете платить налоги, и больше вам подойдут формы налогообложения ОСН и УСИ . При упрощенной системе налогообложения будет меньше объем выплат от прибыли, а при общей системе налогообложения можно получать налоговый вычет за представительские и другие расходы.

Выбор помещения для цеха по производству полуфабрикатов и оборудования для лепки

В начале производственной деятельности для цеха можно арендовать здание с последующим правом выкупа, так как на аренде вы будите терять часть своих доходов. Выбранные площади для производства пельменей нужно разделить на цех и склад. Складское помещение разделите на такие зоны: где будет храниться сырье для производства и место для готовой продукции. Хорошо в этом же здании сделать и офис.


К небольшим пищевым производствам есть определенные санитарные требования . В помещении температурный режим не должен превышать 19-20 градусов, уровень влажности воздуха должен быть 50%, в здании должна быть канализация и водопровод. Питьевая вода регулируется ГОСТом Р 51232-98. К некоторым процессам производства и технологиям есть также требования СНиП и СанПиН.

Для начала работы производства пельменей ручной лепки нужно найти и купить специальное оборудование . Есть возможность выбрать или полностью автоматизированные технологические линии ил отдельные блоки. Блоки и модули обычно подбирают исходя из производимого ассортимента и объемов продукции.

Так как мясные полуфабрикаты готовятся с использованием фарша, то для его производства и замораживания нужно закупить оборудование, ориентируясь на следующий список:


Это минимальный набор оборудования, необходимый для цеха по производству мясных полуфабрикатов. Также список будет дополнен посудой, столовыми приборами, некоторым оборудованием и другими расходными материалами.

На покупку необходимого оборудования для цеха потребуется около 400 тысяч рублей или даже более, зависит от поставщика и скидок.

Набор сотрудников для работы в цехе по выпуску пельменей


Еще одним необходимым пунктом при открытии цеха по производству мясных полуфабрикатов и пельменей будет набрать кадры, персонал для работы.

Одним из главных требований будет наличие квалификации. Все наемные работники каждый год обязаны проходить медосмотр и фиксация его результатов в санитарной книжке.


Количество набираемого персонала зависит от того, насколько масштабным будет производство.

На начальном этапе вам вполне может хватить 17 человек. Для организации процесса производства мясных полуфабрикатов вам нужно найти технолога, шеф-повара, контролера, менеджера, который будет контролировать поставку сырья, и менеджера по сбыту продукции. Данный набор сотрудников будет обеспечивать контроль над технологическим процессом.


Также нужно будет нанять для работы лепщиков полуфабрикатов, составителей фарша, фасовщиков продукции, уборщиков помещений.

Чтобы развозить и доставлять продукцию нужно будет взят в штат грузчика, водителя, экспедитора.

Руководить процессом работы вашего мини-производства лучше самостоятельно, это позволит сэкономить средства. В дальнейшем можно нанять менеджера для этого.

Сырье и сбыт товара


В вашем городе вам нужно найти поставщиков сырья, например, мясокомбинаты.

Если они будут располагаться недалеко, то это еще и сократит расходы по логистике.


Любое производство эффективно и прибыльно только тогда, когда налажен сбыт готовой продукции, чтобы она не занимала место на складе. Можно заключить договора на поставку товара с продуктовыми магазинами, мясными лавками.

В крупных сетях можно будет размещаться, когда ваша торговая марка будет более известна.

Реклама


Для хорошей продажи товара нужно придумать яркую и привлекательную упаковку, на которой будет указан состав, дата выпуска, срок годности, наименование, логотип.

Для организации и проведения рекламной кампании наймите маркетолога, торгового представителя для того чтобы они оповещали возможных клиентов о ваших акциях, проводили презентации нового ассортимента и дегустации в торговых площадках города, представляли вашу продукцию на ярмарках, делали рекламу в интернете, журналах, на телевидении.

Успех продаж и высокий спрос даст именно комплексный подход.

Затраты на открытие цеха по производству полуфабрикатов


Для того, чтобы представлять, сколько стоит начать производство мясных полуфабрикатов, нужно составить финансовый план, где будут расписаны доходные и расходные статьи. Точные суммы, конечно, зависят от того, какой объем производства вы планируете, сколько будет наемных работников, величины ассортимента и других условий.

Проведем примерный расчет. Аренда помещения обойдется в 130000 рублей, покупка требуемого оборудования примерно в 1700000 рублей, закупить сырье для производства на 490000 рублей, приобретение инструментов и спецодежды обойдется в 110000 рублей, ремонт здания – 200000 рублей, затраты на рекламу, регистрацию и другие расходы – 150000 рублей. Итого получится порядка 2,6 миллионов рублей.

Что же будет с прибылью? Конечно, точные и детальные расчеты могут сделать только профессионалы. Примерно же, чистая прибыль за месяц может составить 290000 рублей. Окупиться такой бизнес может уже через год, что хорошо для рынка продуктов.


Всего: 14 единиц, 2 поставщика, цены от 22 650 до 3 007 315 рублей.

Основные аспекты организации работы цеха по производству мясных полуфабрикатов. Особое внимание уделено подбору оборудования, используемого для получения различного ассортимента данного вида продукции, и анализу его характеристик. Представленная схема технологического процесса приготовления полуфабрикатов позволяет лучше представить последовательность его этапов.

Назначение

Предмет производства – натуральные крупно- и мелкокусковые (антрекоты, бифштексы, котлеты, поджарка, азу, шашлык), а также рубленые мясные полуфабрикаты (тефтели, биточки, котлеты, фрикадельки). Натуральные полуфабрикаты отпускаются для реализации в торговой сети в охлажденном виде, рубленые – в замороженном.

Сырье

Основными видами сырья для изготовления мясных полуфабрикатов являются:

  • мясо свинины, говядины, птицы;
  • шпик;
  • сухари панировочные;
  • соль, специи.

Требуемое оборудование

Большая часть технологических операций по производству мясных полуфабрикатов механизирована и выполняется с помощью специально предназначенных для этого видов оборудования, в число которых входят:

  • ленточная пила;
  • мясорубка;
  • фаршемешалка;
  • котлетоформовочная машина;
  • ломтерезка;
  • мясорыхлитель;
  • упаковочная машина;
  • холодильная камера.

Каждый из перечисленных видов производственного оборудования обладает свойственными только ему функциями, преимуществами и недостатками, которые следует учитывать при техническом оснащении предприятия.

Ленточные пилы для костей и мяса

Ленточные пилы – машины, используемые для разделки туш животных или замороженных мясных брикетов на порции определенного размера, что значительно упрощает и ускоряет дальнейшую обработку сырья. Их применение гарантирует полное сохранение веса продукта и обеспечивает получение аккуратно нарезанных, без осколков костей, кусков.

Конструктивные особенности ленточных плит позволяют регулировать высоту и толщину реза. Все детали, соприкасающиеся с продуктом, выполнены из нержавеющей стали, и отличаются удобством эксплуатации и безопасностью.

На рынке представлено множество моделей ленточных пил различных производителей. Стоимость предлагаемого оборудования находится в диапазоне от 45 до 270 тыс. руб. и во многом зависит от его производительности, составляющей в большинстве моделей 300-500 кг/ч. Для малых предприятий с учетом их мощностей оптимальным решением станет выбор пил российских компаний ММ ПРИС, РостПищМаш.

Более дорогие модели фирм SIRMAN (Италия) или Mainca (Испания) – отличный вариант для крупных пищевых производств.

Мясорубки предназначены для измельчения мяса

Машины укомплектованы набором сменных ножевых решеток с различным диаметром отверстий. С помощью установки соответствующего их комплекта регулируется степень измельчения сырья: так, фарш для натуральных рубленых полуфабрикатов должен состоять из более крупных кусочков. Оборудование данного типа выпускается в напольном и настольном исполнении, имеет приспособления, обеспечивающие безопасность эксплуатации.

Минимальная стоимость промышленных мясорубок – около 10 тыс. руб. Верхние ее пределы не ограничены – отдельные фирмы продают машины по цене 400 тыс. руб. При выборе модели для малого предприятия в первую очередь стоит руководствоваться планируемым количеством выпускаемой продукции. Оптимальный вариант – традиционные мясорубки МИМ, производящие от 80 кг фарша за час, выпускаемые белорусской компанией «Торгмаш».

Мощные мясорубки модели KT LM с производительностью до 1150 кг/ч фирмы Koneteollisuus (Финляндия) подойдут для крупных производств.

Фаршемешалки

Для получения однородной консистенции все продукты, входящие в состав фарша, перемешиваются с помощью фаршемешалок. Во время этого процесса масса насыщается кислородом из воздуха, становится пышной, а приготовленные из нее изделия после тепловой обработки – сочными и аппетитными. Рекомендуемая продолжительность перемешивания одной порции – 60 секунд, при более длительном процессе жир начинает отделяться от мяса и налипать на внутренние стенки машины, что ухудшает качество готовых изделий, делает их сухими.

Стоимость фаршемешалок находится в диапазоне 50-300 тыс. руб. Как и у остального оборудования, она напрямую связана с производительностью машины. Для предприятий малого бизнеса широчайший ассортимент моделей с объемом рабочей камеры от 50 л представлен фирмой «РостПищМаш».

Иностранные производители, например, итальянские компании La Minerva и SIRMAN, предлагают оборудование более мощное и дорогое, ориентированное для использования на крупных пищевых производствах.

Котлетоформовочные машины

Котлетоформовочные машины необходимы для придания формы изделиям. Отдельные модели имеют сменный формовочный столик с отверстиями различной конфигурации, что дает возможность поочередного приготовления нескольких видов полуфабрикатов, например, котлет и биточков. Данный вид оборудования имеет большую производительность и позволяет получить изделия заданного веса и размеров.

Стоимость котлетоформовочных машин зависит от количества прилагаемых сменных матриц и производительности и колеблется в пределах 24-450 тыс. рублей. Наиболее дорогие и высокопроизводительные (до 2500 шт/ч) – фирмы Gaser – предназначены для крупных производств.

Их российский аналог компании «РостПищМаш» с производительностью 2000 шт/ч, более демократичен по цене и идеален для малого бизнеса.

Машины для нарезки на ломтики

Для изготовления натуральных порционных и мелкокусковых полуфабрикатов используются машины для нарезки на ломтики. Они отличаются высокой производительностью и обеспечивают получение продукции, имеющей аккуратную форму и одинаковый вес. Мясо может нарезаться в замороженном, охлажденном или свежем виде, при этом качество его обработки остается неизменно высоким, а процент отходов – минимальным.

Машины для порционной нарезки имеют высокую стоимость: от 700 до 1500 тыс. руб. Российскими производителями не выпускаются, а из иностранных наиболее известна германская компания Treif Maschinenbau GmbH, предлагающая модели различной производительности, от 180 до 400 резов/мин, среди которых можно подобрать машину и для малых предприятий, и для крупных.

Мясорыхлители

Мясорыхлители применяются для рыхления порционных кусков мяса, предназначенных для жарки, а также для их «сшивания». С помощью специальных ножей на поверхности продукта с обеих сторон делаются надрезы для того, чтобы во время тепловой обработки кусок мяса не деформировался, а готовое блюдо было мягким и сочным. По своей сути операция рыхления – механизированный аналог отбивания. Данный вид оборудования оснащен предохранительными системами для обеспечения безопасной работы.

Мясорыхлители, представленные на рынке оборудования, имеют разную производительность (от 1000 до 2500 шт/час) и стоимость (от 30 до 180 тыс. руб.), находящиеся в прямой зависимости. Для малых предприятий отличным вариантом станут машины производства компании OMAS (Италия), оптимальные в соотношении цена-качество.

Приготовленные полуфабрикаты фасуются и упаковываются в лотки. Для этого используются автоматические или полуавтоматические запайщики лотков, обеспечивающие герметичность упаковки, благодаря чему значительно увеличивается срок хранения продукции.

Упаковка

Запайщики лотков отличаются различным уровнем производительности и автоматизации и дают возможность одновременного упаковывания от 1 до 4 лотков с полуфабрикатами. Стоимость такого оборудования находится в диапазоне 150-1000 тыс. руб. для малых предприятий отличным вариантом станут полуавтоматы российской компании CAS, не уступающих по своим характеристикам иностранным аналогам.

Хранение

Для хранения полуфабрикатов перед реализацией используется холодильное оборудование – камеры или шкафы, лучше всего – комбинированные или низкотемпературные. Для малых предприятий желательно приобретение 2 камер: для хранения охлажденной и замороженной продукции. Это могут быть обе камеры с комбинированным режимом или, по одной, с низкотемпературным и среднетемпературным. Рекомендуемый внутренний объем – от 10 м3.

Технологический цикл

Технологический цикл производства мясных полуфабрикатов

Помещения и коммуникации

Цех по производству мясных полуфабрикатов должен соответствовать следующим требованиям:

Требования к помещениям и коммуникационным системам производственных цехов изложены в различных видах нормативной документации: СНиП, СанПиН и т.д. Их соблюдение гарантирует выпуск продукции, безопасной для здоровья потребителя, и минимизирует риск обсеменения болезнетворными бактериями, способными вызвать пищевые отравления.

В российских городах основной сегмент потребления охлажденных мясных продуктов приходится на разной степени готовности. Это означает, что при правильной организации деятельности цех мясных полуфабрикатов будет приносить стабильный доход.

С чего нужно начинать

Работа в реальном секторе экономики всегда требует крупных единовременных вложений в помещение, оборудование, разрешительную документацию. И если торговля знает примеры успешных спонтанных стартапов, то все нюансы производства нужно продумывать наперед до мелочей. Необходимо:

  • исследовать местные рынки и определить ниши неудовлетворенного спроса;
  • изучить представленный ассортимент товара, разброс цен, объемы продаж конкурентов;
  • рассчитать параметры производства, среди которых: производительность, ассортиментная матрица, оборудование для производства мясных полуфабрикатов.

Качество продукции во многом определяется технологией и оригинальной рецептурой. Необходимо разработать и утвердить в Роспотребнадзоре технические условия (ТУ) на каждый вид продукции или принять решение работать по ГОСТу. Каждые ТУ обойдутся предпринимателю в сумму около 15 тыс. руб. Добиться соответствия конечного продукта ГОСТу обычно сложнее, но это способствует продвижению на рынке: потребитель склонен доверять продукции с пометкой «ГОСТ».

Ключевым фактором успешности производственного бизнеса является доступ к качественному и дешевому сырью.

Если налажено сотрудничество с надежными поставщиками, себестоимость конечной продукции будет стабильно низкой. Один из самых выигрышных вариантов – открыть цех по производству мясных полуфабрикатов в тандеме с цехом по забою скота. Это позволит получать свежее мясо в нужном количестве.

Важно достигнуть минимального уровня отходов. Забойные цехи, как правило, поставляют сырье полутушами. Для приготовления полуфабрикатов используется мышечная и соединительная ткань. Кости, хрящи, копыта и обрезки останутся невостребованными. Все это нужно по возможности перерабатывать (например, изготавливать корм для животных) и утилизировать.

Организация сбыта

Необходимо проработать вопрос сбыта. Открытие собственных торговых точек выгодно, поскольку дает возможность реализовывать конечную продукцию по высокой цене. Но для начинающего предпринимателя одновременно организовывать производство мясных полуфабрикатов и их и торговлю сложно и накладно. Необходимо искать партнерство с:

  • рынками;
  • супермаркетами;
  • заведениями общепита;
  • оптовыми базами.

Следует быть готовым к тому, что продукцию придется поставлять собственным спецтранспортом (оптовики – исключение, они могут забирать ее сами). Товар неизвестной потребителю марки на первых порах придется сбывать на условиях отсрочки платежа, то есть отдавать под реализацию. Это может создать нехватку оборотных средств.

Ассортимент

На начальном этапе стоит сделать акцент на традиционных для своей местности блюдах, будь то котлеты и тефтели или шашлык и люля-кебаб. Эксперименты уместны. К примеру, хорошим спросом пользуется «детский» ассортимент – полуфабрикаты интересных форм (мишки, звездочки). Чтобы иметь возможность производить нечто подобное, необходимо качественное оборудование.

В условиях ограниченности средств, скорее всего, придется отказаться от идеи запустить производство пельменей. Для изделий из теста необходимо специфическое оборудование – пельменный аппарат, тестомес крутого теста и дорогостоящий холодильник «шоковой» сверхбыстрой заморозки. Без него обеспечить пельменям товарный вид практически невозможно: начинка размякает, пропитывает тесто и весь пельмень выглядит раскисшим.

Мясные полуфабрикаты бывают:

  • крупнокусковыми – это зачищенные от сухожилий и соединительных пленок отдельные мышцы, пласты мяса или мякоть с выровненными краями;
  • порционными (натуральными или панированными), предназначенными для приготовления одной порции блюда;
  • мелкокусковыми;
  • измельченными – фарш, рубленые изделия.

Необходимо стремиться к обеспечению двух ключевых параметров конечной продукции:

  • высокая добавленная стоимость (с наибольшей надбавкой реализуются полуфабрикаты высокой степени готовности);
  • длительный срок хранения при минимальном применении консервантов (современный потребитель щепетильно относится к сроку годности и обязательно выяснит, за счет чего он обеспечен).

Технологическое оборудование

Для человека, который пришел в бизнес мясных полуфабрикатов извне, очень трудно грамотно распланировать производственные мощности. Построение технологической цепочки и подбор комплектации цеха лучше доверить профессионалу.

Существенно сэкономить на оборудовании можно за счет подбора б/у или отечественного оборудования. имеет и ряд организационных преимуществ:

  • гарантия;
  • действенная помощь в подборе;
  • часто бесплатная доставка и пуско-наладка;
  • отсутствие претензий к технике со стороны СЭС, пожарной инспекции и Роспотребнадзора на этапе запуска производства.

Оборудование для производства полуфабрикатов из мяса:

  • моечная ванна;
  • пресс разделочный;
  • весы;
  • комплекты ножей и разделочные доски;
  • промышленная мясорубка;
  • фаршемес;
  • мясорубка-волчок;
  • ленточная пила;
  • слайсер для резки;
  • формовочный аппарат;
  • оборудование для приготовления котлет;
  • морозильные камеры;
  • упаковочные машины;
  • камеры для хранения (по требованиям СЭС, готовую продукцию и сырье нужно держать в разных камерах);
  • бактерицидные лампы.

Организационные вопросы

До того как открыть цех по производству мясных полуфабрикатов, необходимо . Лучше открывать ООО, а не ИП. Во-первых, владелец ООО не отвечает по предпринимательским долгам личным имуществом. Во-вторых, юридические лица предпочитают сотрудничать с ООО. ИП будет достаточно, если бизнесмен планирует организовывать сбыт самостоятельно и реализовывать продукцию непосредственно населению.

Продукты питания занимают сегмент рынка, гарантирующий доход даже в кризис. А производство полуфабрикатов как бизнес ежегодно набирает обороты. При этом многие ниши все еще остаются свободными. Рекомендуем при старте не забывать и о качественных бизнес планах, которые Вы можете найти и при желании .

Где искать сбыт

Полуфабрикаты пользуются спросом в супермаркетах и фирменных торговых точках. Но это не означает, что выход на рынок малоизвестного предпринимателя будет успешным.

Продажа полуфабрикатов собственного производства – весьма специфическая деятельность. Попытка организации прямых поставок товара в магазины затруднена следующими факторами:

  • для его транспортировки необходим грузовой транспорт с охлаждаемым кузовом;
  • витрины-холодильники магазинов часто предоставлены поставщиками и договоры не предусматривают размещение не только их фирменной продукции;
  • готовность начинающего предпринимателя установить оборудование под собственный товар не всегда решает проблему ввиду отсутствия свободных торговых площадей.

Бизнесмену, налаживающему производство замороженных полуфабрикатов, стоит провести переговоры со следующими категориями клиентов.

  1. Поселковые мини-маркеты. Находятся вне зоны внимания крупных поставщиков полуфабрикатов. Будут рады сотрудничать на условиях доставки.
  2. Дистрибьюторские компании. Обеспечивают самовывоз. Требуют скидки до 15% стоимости. Расплачиваются с отсрочкой.
  3. Базы, торгующие полуфабрикатами. Работают на условиях доставки силами товаропроизводителя. Как и дистрибьюторы, оплачивают товар с отсрочкой.

Организация производства вареников и пельменей

Это самые популярные виды полуфабрикатов среди россиян. Их главные достоинства – ценовая доступность и традиционность. Организовать сбыт любых других полуфабрикатов, будь то хинкали, блинчики, равиоли, голубцы или фаршированный перец гораздо сложнее.

Производство мучных полуфабрикатов требует дорогостоящего оборудования. Чтобы тесто не пропиталось влагой от начинки, не раскисло и не потемнело, необходима сверхбыстрая заморозка. Цены на оборудование для этой цели стартуют от 20 тыс. евро.

В небольших цехах ручной лепки, производящих до 300 кг полуфабрикатов в день, на начальном этапе можно обходиться морозильными камерами. Готовую продукцию достаточно оставлять в них на ночь. Но полноценной заменой оборудованию для шоковой заморозки морозилки не станут. Кроме того, холодильные лари занимают много места, а при их использовании в рабочем помещении сильно повышается температура.

Производство быстрозамороженных блюд и мясных полуфабрикатов требует приобретения (также не стоит забывать о грамотном бизнес плане, например производство таких изделий, который Вы можете ):

  • пельменного аппарата;
  • просеивателя муки (используется для ее очистки от комков и примесей, а также насыщения кислородом, что в итоге улучшает вкусовые свойства теста);
  • мясорубки;
  • фаршемеса;
  • тестомеса;
  • мелочевки: емкостей, весов, ножей, разделочных досок, лотков;
  • вычислительной техники для учета полуфабрикатов собственного производства.

Оборудование

Производство полуфабрикатов: Видео

Сверхбыстрый темп жизни не оставляет нам шансов насладиться домашним уютом и уж тем более – домашней едой. Вот здесь нам на помощь и приходит разнообразная продукция, которая уже прошла все этапы технологического процесса, кроме последнего – приготовления. как бизнес, исходя из этой потребности, направление довольно прибыльное, хоть и требующее определенных вложений средств и усилий.

Разновидности полуфабрикатов

В целом данные продукты можно разделить на пищевые и производственные. Нас как потребителей, конечно же, больше интересуют первые, поскольку именно они попадают к нам на плиту с прилавков магазинов.

Из названия можно сделать вывод, что данная продукция уже наполовину прошла производственный процесс и требует только окончательной обработки – жарки, варки, тушения.

Полуфабрикаты могут быть овощными, мясными, рыбными, молочными, крупяными, комбинированными.

Более детально классификация выглядит так:

  • натуральные мясные;
  • панированное мясо кусками – отбивные, ромштекс, шницель, бифштекс, отбивные котлеты;
  • куски мяса, порезанные по кускам и расфасованные по пакетам – лангеты, антрекоты, эскалопы, котлеты, шницели;
  • шашлык;
  • мясные наборы из небольших кусочков – азу, гуляш, бефстроганов, рагу;
  • мясные субпродукты;
  • рубленые полуфабрикаты – фарш, котлеты из него;
  • рыбные полуфабрикаты;
  • пельмени;
  • очищенный картофель;
  • замороженные овощи;
  • котлеты из овощей;
  • манные, рисовые, пшенные котлеты;
  • овощные смеси;
  • сырники;
  • вареники.

Данный список, безусловно, не может быть полным. Продолжить его можно до бесконечности, поскольку условия современной жизни заставляют технологов придумывать все новые и новые рецепты.

Производство полуфабрикатов подразумевает еще одну классификацию, которая основана на принципе термической обработки. Здесь выделяют продукцию замороженную и охлажденную. Если говорить конкретно о мясных полуготовых продуктах, то они еще подразделяются на разные виды по типу используемого мяса – свиные, говяжьи, куриные и прочие.

Регистрация и документы

На начальном этапе необходимо решить, в какую именно форму будет облечено ваше предприятие. Вариантов два – . В первом случае вам предстоит пройти несложную процедуру регистрации, но зато второй откроет вам двери во многие супермаркеты и крупные магазины, поскольку с юридическими лицами такие предприятия работают гораздо охотнее.

В качестве оборудования вам понадобится:

  • скалка;
  • мясорубка;
  • домашние весы;
  • миски;
  • упаковочные материалы;
  • морозильная камера.

Единственное условие – на вашей кухне должно быть достаточно места, особенно когда производство начнет расти и понадобятся дополнительные руки, чтобы успевать обрабатывать все заказы. В домашнем бизнесе вы сможете преуспеть, если будете строго соблюдать вопрос качества вашей продукции. Стоить она будет на порядок выше, чем магазинные полуфабрикаты, но и ожидать от нее клиент тоже будет больше. Фарш должен быть вкусным, главное – мясным, и в нормальном количестве.